Анализ «Станционный смотритель» Пушкин. Открытый урок на тему: «Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» (7 класс)

2 Знакомство рассказчика на одной из почтовых станций со станционным смотрителем Самсоном Выриным и его доче­рью Дуней.

3 Новая встреча рассказчика и Самсона Вырина.

4 История, рассказанная смотрителем:

а) приезд гусара, его мнимая болезнь;
б) исчезновение Дуни;
в) поиски Дуни в Петербурге, неприятное открытие - его дочь живет на содержании у гусара;
г) гусар выгоняет отца, тот ищет встречи с дочерью;
д) дочь напугана появлением отца, гусар запретил ему искать новой встречи;
е) отец, отказавшись от дальнейшей борьбы за дочь, уезжает обратно.

5 В свой последний приезд путешественник узнает, что ста­рый смотритель умер.

6 Рассказ мальчика, что на могилу приезжала молодая ба­рыня, в которой узнаваема Авдотья Самсоновна.
Краткое содержание

Повесть начинается с рассуждений рассказчика о судьбе стан­ционного смотрителя. «Кто не проклинал их, кто с ними не бра­нился? Что такое станционный смотритель? Сущий мученик че­тырнадцатого класса, огражденный своим чином только от побо­ев». Все неприятности, накопленные во время скучной езды, путешественник стремится выместить на смотрителе. Входя в его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага, и горе - если не нашлось нужных лошадей. Рассказчик отмечает, что в течение двадцати лет поездил по России по всем направлениям и почтовым трактам, знал в лицо многих ямщиков и водил друж­бу со многими станционными смотрителями. Он уверяет, что это люди скромные, услужливые, не слишком сребролюбивые и склонные к общежитию. И очень жаль, что многие проезжаю­щие пренебрегают общением с ними.

В мае 1816 года рассказчик проезжал по делам на переклад­ных по тракту, ныне уничтоженному. День был жаркий. В трех верстах от одной станции стало накрапывать, и через минуту путешественник вымок до нитки. По приезде на станцию у него было две заботы - переодеться и спросить себе чаю. Смотритель позвал дочь Дуню поставить самовар и сходить за сливками. Кра­сота четырнадцатилетней девочки поразила путешественника. Отец тем временем, расхваливая дочку, принялся переписывать подо­рожную. Приезжий стал рассматривать смиренную, но опрятную обитель смотрителя и его дочери, а особенно картинки на стенах. Они изображали библейскую историю блудного сына.

Дуня воротилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею. Затем без вся­кой робости вступила с приезжим в разговор, ответив на интере­сующие его вопросы. Рассказчик вспоминает, что предложил смотрителю стакан пуншу, а Дуне - чашку чая, и вскоре все трое уже беседовали как старые знакомые.

Лошади были давно готовы, а расставаться со смотрителем и его дочкой-красавицей рассказчику не хотелось. Наконец он все же отправился в путь, а Дуня проводила его до телеги. Рассказ­чик попросил разрешения у Дуни поцеловать ее и долго вспоми­нал этот поцелуй как один из самых приятных в своей жизни.

Через несколько лет обстоятельства снова привели рассказчи­ка в те же самые места. Он вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался возможности снова увидеть ее. В то же время его беспокоило, что за это время все могло измениться: смотритель мог быть сменен, а дочь - быть уже замужем. Подъезжал путе­шественник к станции с печальным предчувствием.

Войдя в комнату, он увидел совсем другую картину. Вроде бы обстановка прежняя, но на окнах уже не было цветов, и все вокруг показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом, приезд очередного проезжающего его разбудил. Это был он, Самсон Вырин, но очень постаревший. Три или четыре года превратили бодрого мужчину в хилого старика. Все попытки вы­яснить судьбу Дуни ни к чему не привели, отец все отмалчивал­ся, а то и вовсе делал вид, что он не слышал вопроса. Лишь после стакана рома смотритель сделался разговорчивее и пове­дал о своем горе…

Дуню, его дочь, умницу, все только хвалили. Барыни ее ода­ривали подарками, а многие проезжающие останавливались вро­де бы для того, чтобы пообедать, а на самом деле - чтобы на нее поглядеть. Бывало, самый сердитый барин при ней утихал и ми­лостиво разговаривал со смотрителем. На Дуне весь дом держал­ся. А уж сам отец ее как любил! Но чему быть, того не миновать. Три года тому назад, в зимний вечер подъехала тройка, и проез­жий в черкесской шапке и военной шинели вошел в комнату, тре­буя лошадей. Лошадей не оказалось, и, как обычно, путешествен­ник повысил голос. Дуня, привыкшая к подобным сценам, выбе­жала на шум. При ее появлении гнев проезжего прошел, он зака­зал себе ужин. Сняв шинель и шапку, усевшись за стол, путник явился молодым стройным гусаром с черными усиками. Тут подо­спели свободные лошади, и смотритель велел их запрягать в ки­битку проезжего, но отъезд был невозможен. Самсон Вырин на­шел молодого человека лежащим на лавке без памяти.

Смотритель уступил гусару свою кровать, решив, если завтра ему не будет лучше, послать в город за лекарем.

Наутро проезжему стало хуже. Приехал лекарь. Дуня от боль­ного не отходила. Гусар переговорил с лекарем по-немецки, пос­ле чего тот по-русски объявил, что больному нужно спокойствие и что его отъезд невозможен. После чего отобедал с гусаром и получил деньги за визит.

Через день молодой человек совсем оправился и приготовился к отъезду. День был воскресный, Дуня собиралась к обедне. Гу­сар простился со смотрителем, щедро наградив его за постой и угощение, и предложил подвезти Дуню до церкви. Она стояла в, недоумении, но отец сказал, что бояться нечего. Дуня села в кибитку, и лошади поскакали.

Бедный смотритель не понимал, как он мог разрешить своей Дуне поехать с гусаром. Уже через полчаса его сердце начало ныть так, что он не утерпел и сам поехал к церкви. Служба за­кончилась, но Дуни не было. Дьячок ответил, что к обедне она не приходила. Отец надеялся, что дочь поехала на следующую станцию, где жила ее крестная. Но через пару дней вернулся ямщик, который вез гусара, и сообщил, что Дуня отправилась с приезжим далее.

Теперь смотритель, сопоставив все обстоятельства, понял, что болезнь гусара была притворная. Старик от расстройства сразу слег, заболев горячкой. Лечил Самсона Вырина тот же самый ле­карь. Он признался, что молодой человек был совсем здоров. Правду говорил немец или лукавил - неизвестно, но убитого горем отца нисколько не утешил.

Едва оправившись от болезни, смотритель решил отправиться пешком за своей дочерью. Из подорожной он знал, что гусар - ротмистр Минский, и ехал из Смоленска в Петербург. Ямщик, который вез гусара, говорил, что Дуня всю дорогу плакала. Вы­рин надеялся вернуть домой свою заблудшую овечку.

Приехав в Петербург, смотритель остановился в Измайлов­ском полку у своего старого сослуживца. Вскоре он узнал, что ротмистр Минский в Петербурге и живет в Демутовом трактире. Смотритель тут же решил к нему отправиться.

Рано утром пришел он в дом Минского, и попросил слугу доло­жить, что старый солдат просит с ним увидеться. Слуга ответил, что барин раньше одиннадцати часов не принимает. В назначен­ное время ротмистр вышел к нему сам в халате и спросил, что старику надо. Сердце Вырина закипело, и он со слезами на гла­зах просил вернуть его дочь, не губить понапрасну, гусар ведь вдоволь натешился ею. Минский в замешательстве ответил, что он действительно виноват, но Дуню не отдаст. Она любит его и будет с ним счастлива. К тому же Дуня успела отвыкнуть от прежней жизни. С этими словами ротмистр сунул старику что-то за рукав и выставил на улицу.

На улице смотритель постоял неподвижно, потом опомнился и увидел за обшлагом своего рукава деньги. В негодовании швыр­нул их на мостовую, но затем пожалел об этом. Однако было позд­но - деньги подобрал молодой человек, стремительно поймав­ший извозчика и скрывшийся с глаз.

Смотритель решил не отправляться домой, пока не увидит Дуню. Хотел снова встретиться с ротмистром, но лакей его вы­толкал за дверь. Все-таки он нашел квартиру, в которой жила его дочь, и попытался к ней попасть. На его звонок дверь открыла молодая служанка и спросила, зачем ему нужна Авдотья Самсо­новна. Смотритель, ничего не говоря, вошел в залу. В прекрасно убранной комнате он увидел свою дочь, одетую по последней моде. В кресле сидел гусар, а Дуня, сидя на спинке кресла, наматыва­ла его черные кудри на свои пальцы.

Дуня спросила, кто пришел, и, не получив ответа, подняла голову вверх. Увидев отца, она с криком упала на ковер. Испуган­ный Минский кинулся ее поднимать, но, увидев смотрителя, подошел к нему, дрожа от гнева. Стиснув зубы, спросил, что это он за ним всюду крадется, не зарезать ли хочет. После этого вытолкал старика на лестницу.

Приятель советовал Вырину жаловаться, но смотритель ре­шил отступиться. Он вернулся домой и через два дня снова при­нялся за свою должность.

Вот уже третий год после описываемых событий Вырин живет один, без Дуни, не имея никаких известий от нее.

Закончил смотритель свой печальный рассказ размышления­ми о том, что «много их, молоденьких дур, в Петербурге сегод­ня в шелках да в атласе ходит, а назавтра улицу метут».

Рассказ Вырина очень тронул сердце собеседника. Расставшись с ним, путешественник долго не мог забыть этой печальной исто­рии и думал о бедной Дуне.

Спустя некоторое время рассказчик снова оказался в тех же местах. Никто не знал, жив или нет старый смотритель, поэтому он решил посетить село, в котором находилась станция Самсона Вырина.

Подъехав к почтовому домику, путешественник остановился. Из сеней вышла толстая баба и сказала, что смотритель уже с год как умер, спился. Хозяйский сын проводил путешественни­ка на кладбище и указал могилу Вырина.

По дороге мальчик рассказал, что однажды к ним приезжала прекрасная барыня с тремя маленькими барчатами. Когда ей ска­зали, что старый смотритель умер, барыня заплакала, затем ве­лела детям сидеть смирно, а сама пошла на кладбище. Легла на могилу смотрителя и долго лежала. Потом призвала попа, дала ему денег и поехала, и мальчишке дала пятак серебром - слав­ная барыня!

Путешественник тоже дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о деньгах, истраченных им на дорогу.

Основные действующие лица: Рассказчик - мелкий чиновник.Самсон Вырин - станционный смотритель.Дуня - его дочь.Минский - гусар.Лекарь-немец.Ванька - мальчик, проводивший рассказчика на могилу смотрителя.

В начале рассказчик рассуждает, как непросто быть смотрителем. Он должен прислуживать и угождать всем посетителям, но в первую очередь - высоким чинам. Ему приходится выслушивать ругательства, угрозы и недовольство, даже когда нет его вины.

На станцию заезжает мелкий чиновник, промокший под дождем, переодевается и просит чаю. Самовар ставит - девочка 14 лет, необыкновенно красивая, с большими голубыми глазами. Она очень поразила проезжего. Пока смотритель переписывал подорожную, он рассматривал картинки, изображавшие библейскую историю о блудном сыне. Под каждой были написаны немецкие стихи. Потом все втроем стали пить чай и задушевно беседовать, как будто были знакомы уже много лет. Когда путник уезжал, Дуня поцеловала его на прощание по его просьбе. Только через 3-4 года рассказчик вновь заехал на эту станцию. Но в доме смотрителя все изменилось, Дуни не было. За бокалом пунша смотритель поведал, что однажды заезжал гусар Минский. Ему было несколько дней плохо. На самом же деле он притворялся. Посылали за лекарем, который, поговорив на немецком с Минским, подтвердил, что тот действительно болен. Хотя потом они вместе ели и пили, а "больной" имел большой аппетит.

Когда гусар выздоровел и собрался уезжать, он предложил подвезти Дуню в церковь к обедне. Но увез ее к себе в Петербург. Старик не находил себе места и отправился на поиски дочери. Отыскав Минского, старик умоляет в слезах отдать ему Дуню, но тот, дав ему несколько ассигнаций, вышвырнул на улицу. Старик растоптал деньги.

Через несколько дней, идя по улице, Самсон Вырин узнал проехавшие дрожки Минского. Пошел за ними и узнал, что в доме, у которого они остановились, живет Дуня. Зайдя в , он увидел Дуню в модной одежде, но Минский выгнал его. Старик возвращается на станцию и через несколько лет спивается, думая, что его дочь несчастна.

Когда рассказчик приехал на станцию в третий раз, он узнал, что старик умер. На могилу его сопроводил Ванька - мальчишка, который хорошо знал смотрителя. Ванька рассказал, что летом приезжала барыня с тремя детьми и долго плакала на могиле. Это была Дуня.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Краткое содержание повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», план (Второй вариант) уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Жанр произведения - рассказ в рассказе. Три главных героя - станционный смотритель Самсон Вырин, его дочь Дуня и гусар Минский. Одним из героев произведения является сам автор, выведенный в образе путешественника. Завязка действия - лирическое отступление о сословии станционных смотрителей и рассказ о знакомстве автора с Самсоном Выриным и его дочерью. Кульминация - встреча смотрителя в Петербурге с дочерью и ее похитителем. Развязка - возвращение смотрителя домой. Эпилог - приезд дочери
    В повести "Станционный смотритель" Пушкин рассказал историю бедного чиновника Самсона Вырина и его дочери Дуни. "Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была. Бывало, кто ни проедет, всякий ее похвалит, никто не осудит... Дом ею держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала", - рассказывал старик о своей дочери, которую он любил и лелеял. Но однажды проезжий гусар увез Дуню. Самсон Вырин нашел Минского в Петербурге и молил его отдать ему
    План Лирическое отступление автора о станционных смотрителях, его размышления об этом сословии. Знакомство рассказчика на одной из почтовых станций со станционным смотрителем Самсоном Выриным и его дочерью Дуней. Новая встреча рассказчика и Самсона Вырина. История, рассказанная смотрителем: приезд гусара, его мнимая болезнь; исчезновение Дуни; поиски Дуни в Петербурге, неприятное открытие - его дочь живет на содержании у гусара; гусар выгоняет отца, тот ищет встречи с дочерью; дочь напугана появлением отца,
    Авторская позиция - это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя. Отношение Пушкина к главному герою повести “Станционный смотритель” Самсону Вырину можно понять двояко. На первый взгляд авторская позиция в этом произведении совершенно ясна: автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, изображая горе и страдания старика.
    Будем однако справедливы, постараемся Войти в их положение и, может быть, станем судить О них гораздо снисходительнее. А. Пушкин В 1831 году вышли из печати "Повести Белкина". Так А. С. Пушкин назвал свой новый сборник, написанный в Болдинскую осень 1830 года. Это были первые реалистические повести. Пушкин изобразил в них быт русских чиновников низшего разряда, ремесленников и провинциальных помещиков. Судьбы их ничем не примечательны. Но автор заставляет читателя увлечься историями его героев, волноваться, огорчаться
    Покою ни днем, ни ночью. А. Пушкин. Станционный смотритель А. С. Пушкин одним из первых среди мастеров русской классической литературы обратил внимание на судьбу "маленького человека". Из повести "Станционный смотритель" мы узнаем о нелегкой жизни ее главного героя Самсона Вырина, зависимого по долгу службы от расположения и настроения многих проезжающих через его станцию людей. "Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда..." Это
    Как описывает Пушкин жизнь станционного смотрителя, его радости и горести? А. С. Пушкин рассказывает о станционном смотрителе Самсоне Вырине с большим сочувствием, подчеркивая бесправное положение этого "мученика XIV класса". Никто еще не писал так о "маленьком человеке", униженном своим положением, зависящем от настроения проезжающих, от обстоятельств, над которыми он не властен. Единственная радость - дочь Дуня - недолго скрашивала его жизнь. Кого винить? Безжалостную судьбу, Минского, по-своему полюбившего девушку, ее саму, не

ПЛАН УРОКА 1. История создания повести «Станционный смотритель». смотритель». 2. Отношение автора к станционным смотрителямсмотрителям 3. Табель о рангахрангах 4. Тема урока, цельцель 5. Притча о блудном сынесыне 6. Тема/идея притчи (+)притчи 7. План связного рассказа о трёх посещениях посещениях 8. Первое посещениепосещение 9.Второе посещениепосещение 10. Третье посещениепосещение 11. Тема/идея повести (+)повести 12.Диаграмма Венна. Венна 13. Рефлексия.Рефлексия.


Сообщение об истории создания повести «Станционный смотритель». Осенью 1830 года А.С.Пушкин находился в имении своего отца в Болдине. Осень всегда была самым любимым временем года у поэта и вызывала прилив творческих сил. За время пребывания в Болдине (три месяца) Пушкин закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драм, около тридцати лирических стихотворений и «Повести Белкина», куда входят «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка». В этот период в литературе появляется немало нравоописательных рассказов, героями которых оказываются люди «низшего сословия», так называемые «маленькие люди». Пушкин также делает героем своей повести станционного смотрителя. - Ребята, а с какой повестью «Повестей Белкина» мы познакомились совсем недавно? - Что говорит Пушкин о станционном смотрителе?


А каково было отношение Пушкина к станционным смотрителям? Для автора повести «Станционный смотритель» важен внутренний мир человека, его духовно-нравственные качества: их считают «извергами человеческого рода», ругают все, кто хоть раз застрял на станции. А они не в чем не виноваты. Пушкин называет их сущими мучениками 14класса. В дождь и слякоть принуждены они бегать по дворам, в бурю, в мороз уходят они в сени, чтобы только отдохнуть от криков постояльцев. От природы люди эти мирные, услужливые, скромные. Из разговоров их можно почерпнуть много любопытного и поучительного.


Табель о рангах Значение «Табеля о рангах» определялось теми правами, которые давали чины, звания и титулы на занятие должностей государственной службы, на вступление в привилегированное сословие, на близость ко двору, на почетное положение в обществе, на некоторую независимость от самоуправства местных властей.


КлассГражданские чины Канцлер Действительный тайный советник Тайный советник Действительный статский советник Статский советник Коллежский советник Надворный советник Коллежский асессор Титулярный советник Коллежский секретарь Корабельный секретарь Губернский секретарь Провинциальный секретарь Сенатский регистратор Синодский регистратор Кабинетский регистратор Коллежский регистратор


Ротмистр Минский занимал среди военных чинов 7-й класс, поэтому, соблюдая правила титулования, станционный смотритель обращается к нему «Ваше Высокоблагородие». Нижние чины обязаны были соблюдать при обращении к высшим соответствующий титул. Старшие могли обращаться к младшим по чину и по фамилии. Но ротмистр Минский иначе, чем снисходительно «ты, брат», к смотрителю не обращается. Слишком незначителен чин этого «маленького» человека.




Цель: помочь учащимся определить тему и идею притчи и повести Пушкина, сравнить их и определить общие и различные черты через стратегию «Диаграмма Венна»; развивать умения и навыки анализа прозаического произведения, написания эссе через стратегии критического мышления; способствовать воспитанию сочувствия ближнему, уважения к родителям.


Евангелие от Луки (15: 11–21) «…у некоторого человека было два сына… И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране… и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему… увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.»
















Вопросы после рассказа о первом посещении: -Какой вопрос недостаточно освещен? Что вы добавите? -Что говорит о том, что Дуне скучно в скромном отцовском жилище? Что можно сказать о хозяевах, судя по обстановке в доме? -Каковы же были впечатления от встречи, приятные или неприятные? -Есть ли описания природы в притче?










Вопросы после рассказа о втором посещении: -Что вы можете добавить? -Что так повлияло на Самсона Вырина? -О чем говорит обстановка в доме? -Какую историю рассказал Самсон Вырин? -Как же смотритель относится к своей дочери? -Напоминает ли Самсон Вырин вам кого-нибудь из притчи? -Докажите, что смотритель готов простить свою дочь. -Для чего он хочет ее найти? -Почему именно спасти? От чего хочет спасти свою дочь Вырин? -Как характеризует рассказчика такое сочувствие к героям? -А в притче, ребята, мы чувствуем отношение автора к изображаемому, к героям?




Вопросы после рассказа о третьем посещении: -Какой вопрос недостаточно освещен? -В какое время года посетил автор станцию? -Что символизируют осень, закат? -Застал ли автор смотрителя? -Почему он умер? -Похожа ли Дуня на ту, которую надо спасать? -Каково ваше отношение к Дуне? -Что ставит на первый план Пушкин: переживания и судьбу Вырина-отца или переживания и судьбу Дуни-дочери? -Сходна ли судьба Дуни с судьбой блудного сына из притчи? Ребята, кто считает, что повесть имеет счастливую развязку? Почему? Кто из вас не согласен? Почему?








ДИАГРАММА ВЕННА Притча о блудном сыне «Станционный смотритель» А.С.Пушкина ОБЩЕЕ 1. На первом плане история 1.На первом плане судьба С.В. блудного сына. 2. Нет автора. 2. Автор – Пушкин. 2. Блудный сын вовремя покаялся, 2. Невозможность встречи, покаяния получил прощение. и прощения. 3. Нет автора. 3. Автор – Пушкин. 4. Возвращение бл.сына к отцу. Уход из дома детей. 4. Вырин сам отправляет Дуню из Идея всепрощения из дома и сам же отправляется родителями своих детей разыскать и вернуть её. Дуня не вернулась. Побывала только на могиле отца.











Есть по крайней мере два повода в году поговорить о «солнце русской поэзии» Александре Сергеевиче Пушкине - дата рождения и дата смерти поэта. К счастью, не так давно, а именно 6 июня, был день рождения «нашего всего». В настоящей статье не будет анализироваться поэзия. В ней будет представлена проза А.С. Пушкина. Мы рассмотрим всего одну повесть (представив ее краткое изложение) - «Станционный смотритель».

Авторский зачин

Начинается повесть с того, что автор - Белкин И. П. - говорит добрые слова в адрес станционных смотрителей. Сетует на их незавидную долю: им попадаются по долгу службы разные люди, и всех они должны ублажить, быть с ними вежливыми. Но автор признается, что так он думал о станционных смотрителях не всегда, затем он рассказывает историю, которая должна смягчить читателя строк повести и сделать его более терпимым к этим несчастным людям. Таково своеобразное вступление к повести. Оно важно для автора, потому с него мы и начинаем свое краткое изложение. "Станционный смотритель" написан с определенной целью.

Это обычный чиновник - начальник почтовой станции. Он переписывает разнообразные дорожные документы тех, кто останавливается на станции. Это низший чин в среде бюрократов 19 века. Именно поэтому он нуждается в заступничестве И. П. Белкина. У Пушкина смотритель - скорее тот, кто развлекает путников, пока те ждут лошадей, а бумаги он заполняет между делом.

И. П. Белкин попадает к смотрителю в гости в мае 1816. Автор попал под дождь в дороге и решил обсохнуть в избе смотрителя Самсона Вырина. Тот жил не один, а с дочкой Дуней. Дуня проворно накрыла на стол, и рассказчик предложил отцу и дочке разделить с ним его пищу. Дождь уже кончился. Лошадей подали, а повествователь все не хотел прощаться со своими новыми знакомцами. Но визитеру приглянулся, конечно, не сам смотритель, а его дочка. Она, несмотря на юный возраст (всего 14 лет), была уже сказочно красива и на всех посетителей мужского пола действовала гипнотически.

Отдельных слов требует убранство избы: дом был ухожен, чист, приятен глазу. Другими словами, во внешней обстановке и атмосфере чувствовалась женская рука. С. Вырин очень гордился дочкой, он говорил, что та вся в мать.

Если говорить про описание станционного смотрителя, то выглядел он мужчиной благополучным и полностью довольным своей долей. Но совсем другим он был во вторую встречу с автором рассказа.

Прошло 4 года, и автора рассказа снова занесло на то же место, и он уступил соблазну и посетил ту же избу. Дом смотрителя и он сам изменились до неузнаваемости. Избушка уже не была прекрасно убрана, не было цветов на подоконнике. Везде царила грязь и запустение. Когда И. П. Белкин вошел в избу, он обнаружил смотрителя спящим на кровати с грязными простынями, одеялом ему служил старый, поношенный тулуп. Рассказчик был поражен превращению смотрителя в старика за 4 года, хотя, когда они виделись последний раз, ему было лет 50. Белкин, конечно, сразу же спросил о Дуне (дочке смотрителя): что с ней, где она. Самсон Вырин сказал, что не ведает о ее сегодняшних делах ничего. А так как Белкин увлекался литературным творчеством, то он, видимо, почувствовал в этой неприглядной на первый взгляд истории какую-то интригу, которая могла послужить хорошей основой для повести или рассказа (так оно и вышло). Литератор-любитель решил разговорить хмурого старика во что бы то ни стало. И вот под пунш смотритель поведал дворянину историю легального похищения Дуни гусаром Минским.

Здесь уже описание станционного смотрителя рисует нам человека не столь благополучного. Главный герой рассказа вызывает жалость и отчаяние у читателя. Лишившись дочери, смотритель словно утратил тот главный стержень, который держал всю его жизнь.

Гусар Минский и судьба Дуни

Гусар, так же как и когда-то автор, появился в избе смотрителя в ненастье. Он долго кричал на смотрителя. Причина была в том, что ему долго не подавали лошадей. Но, увидев Дуню, офицер успокоился. Он тоже попал под магнетическое действие голубых глаз девушки. Он настолько присмирел, что ему даже сделалось дурно. Он пролежал в постели несколько дней, к нему вызвали лекаря. Эскулап прописал ему «спокойствие, только спокойствие». При этом больной совсем не казался больным. С лекарем они отобедали, и тот получил от гусара 25 р. и ушел.

Военный поправился. Когда он уезжал, то предложил Дуне довезти ее до церкви, там как раз начиналась обедня. Дуня сначала не решилась и бросала робкий взгляд на отца, но потом батюшка ее подбодрил, и она села в экипаж к гусару.

Больше смотритель с ней не разговаривал. Он ее пытался искать. И даже дважды встречался с Минским, но все безуспешно: тот вытолкал его взашей, дав немного денег. Так заканчивается рассказ смотрителя И. П. Белкину.

К сожалению, краткое изложение («Станционный смотритель» здесь не исключение) не предполагает описания мытарств главного героя во всех красках.

То, что главный герой не стал унижаться и молить о встрече с дочерью, - это характеристика станционного смотрителя, которая прекрасно его определяет как человека гордого. Другое дело, почему же дочь не нашла способа повидаться с отцом? Она бы могла тем самым продлить ему жизнь.

и груда песка

Самый драматичный момент рассказчик И. П. Белкин припас на финал: автора магическим образом, видимо, тянуло к этому месту, и он решил узнать, чем же все-таки кончилось дело. Он в третий раз посетил эти колдовские для него места, обнаружил, что в доме Самсова Вырина живут теперь другие люди, и их сын проводил рассказчика на могилу станционного смотрителя. От него остались только черный крест и груда песка. Интересно также и то, что какое-то время назад приезжала барыня с детьми и тоже спрашивала про смотрителя, а потом долго лежала и плакала на вот этой самой могиле. Так заканчивается произведение Пушкина, а значит, подходит к концу и наше изложение. «Станционный смотритель», как уже наверняка понял читатель, - повесть, наполненная глубоким трагизмом одиночества человеческого существования. Однако остается еще кое-что, а именно обсуждение сочинения по произведению А. С. Пушкина. К нему и приступаем не откладывая.

Напоследок остается сказать только одно: Пушкин, намеренно или нет, но снабжает свою повесть одним существенным белым пятном - неясно, почему за 3 года отсутствия Дуня так и не нашла способа увидеться с отцом. Поэтому на эту тему может пофантазировать читатель, который, возможно, захочет заполнить в повествовании Пушкина эту пустоту.

(разумеется, примерный) может выглядеть так:

  • сюжет;
  • описание ключевых событий;
  • размышления над мотивами поведения Дуни.

Тема « Почитай отца твоего и мать твою…» (Нравственная проблематика повести А.С. Пушкина « Станционный смотритель».

Цели и задачи урока:

    Проанализировать повесть.

    Обсудить проблемы, поднимаемые автором.

    Дать характеристику героям, их поступкам.

    Сопоставить историю Дуни с притчей о блудном сыне.

    Дать толкование понятиям «НРАВСТВЕННОСТЬ», « ПРИТЧА», «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК», «ДИКТАТОР»?

    Обсудить заранее приготовленные обложки к повести.

Оборудование урока:

    Текст повести.

    Оформление доски.

    Карточки для словарной работы (НРАВСТВЕННОСТЬ,ПРИТЧА,МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК).

    Карточки с текстом поучения Святителя Тихона Задонского.

    Иллюстрации к « Притче о блудном сыне», портреты главных героев, взятые из кинофильма. (Репродукции Рубенса, Рембранта).

ХОД УРОКА.

Сегодня мы завершаем наш разговор по творчеству А.С.Пушкина. А завершим мы его анализом замечательного произведения «Станционный смотритель».

Откройте тетради и запишите число и тему…

Давайте обратимся к теме урока. Как вы понимаете смысл слова « ПОЧИТАЙ»? (ученики предлагают свои варианты).

Итог обсуждения запись в тетради определения « почитай-уважай, люби, помогай.

Как понимаете смысл « нравственный», «нравственная проблематика»? Какие нравственные проблемы можете назвать? (Добро, зло, милосердие,любовь, счастье и др.)

Т.о, нравственные проблемы- это проблемы, связанные с духовной жизнью человека. Вся наша жизнь подчинена определенным законам. Есть научные законы: математики, физики… А есть законы жизни- нравственные законы: что есть добро, что есть зло? Кого надо любить, а кого –ненавидеть?

Без знания этих законов человеку будет трудно жить среди людей, разобраться в трудных жизненных ситуациях…

Ребята, а где мы можем найти ответы на эти вопросы?(обсуждение). Вывод- Библия, художественная литература, сама жизнь.

Одна из очень важных, вечных проблем –это взаимоотношение отцов и детей, отношение детей к своим родителям. Разобраться в этом вопросе нам поможет повесть Пушкина.

Давайте сначала узнаем историю создания повести.(сообщение ученика).

(Повесть входит в цикл повестей Белкина. Цикл создан в знаменитую Болдинскую осень 1830 года за очень короткий период: с 9 сентября по 20 октября. Кроме « Станционного смотрителя» сюда вошли повести: « Выстрел», « Метель», « Гробовщик», « Барышня- крестьянка». Цикл предворяет предисловие « От издателя». Роль издателя, вероятно, Пушкин взял на себя, обозначив инициалы «А.П.»; авторство же приписал провинциальному помещику Иван Ивановичу Белкину.

В роли рассказчика выступает И.И. Белкин, потом несколько «особ», будто бы поведавших ему свои истории, герои историй и, наконец, сам Пушкин.

Итак, давайте обратимся к повести. Прочитаем эпиграф.

Кто такой « ДИКТАТОР»? (Обсуждение вариантов).

Вывод записываем в тетради « Правитель, пользующийся неограниченной властью».

Можем мы назвать Вырина – диктатором? (Конечно же нет, здесь грустная авторская ирония).

А кто такой Вырин? (Станционный смотритель).

Давайте послушаем сообщение о профессии главного героя.(Сообщение ученика).

Во времена Пушкина люди делились в соответствии с « Табелем о рангах». Вырин занимает самую низкую строку табеля

А как зовут главного героя?

Ничего вас в имени не насторожило? (Самсон- это библейский богатырь!!!)

А что узнаем о главном герое? Чтение со слов «… Кто не проклинал… до…следующего по казенной надобности».

Что мы можем сказать о положении Самсона Вырина в обществе? (Маленький человек).

Удивительно, но Пушкин делает героем своего произведения МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА, обращает внимание на его внутренние переживания, его чувства. К этой проблеме позже обратятся в своем творчестве и другие писатели: Гоголь, Достоевский и др.

Мы еще вернемся к главному герою, а сейчас давайте обсудим, почему же проблема взаимоотношения отцов и детей важная, вечная, актуальная?

Как дети должны относиться к своим родителям?(Ученики обсуждают).

Вот видите, вроде бы все ясно,просто. Но почему же этот вопрос так волнует писателя? Слова эпиграфа взяты из Библии. Этот вопрос интересует не только писателей, но и служителей церкви. Давайте обратимся к работе одного из служителей церкви Тихона Задонского (Текст у каждого ученика. Читает подготовившийся ученик).

« Самая совесть убеждает человека родителей своих с любовью почитать. Всякое убо почтение отдавай, родившим тебя, да благо тебе будет. Кого тебе и почитать как не родителей. Понеже родители твои суть великие благодетели, показывай им свою достойную благодарность. Поминай болезни и труды их, и буде им за то благодарен. Знай точно, что ничем за их благодеяния тебе показанное, воздать не сможешь. Много они тебе обдолжили, много и ты им должен: являй им сердечную благодарность через все житие.

Всякое почтение дети родителям оказывать должны.

Почтение сие в том состоит: любить их истинно и чистосердечно, говорить о них со всяким почтением, пред ними предстоять, в случае честнейшее место им отдавать, когда говорят- слов их не прерывать…, дела никакого без них не начинать, ничего пред ними не делать, что их повредить может или их в стыд привести».

Давайте переведем на современный язык слова Тихона Задонского. (Почитать родителей- это любить их, говорить о них уважительно, вставать перед ними, стоять перед сидящими,предоставлять лучшее место, не говорить одновременно с ними,не начинать дела без их согласия, не делать того, за что им будет стыдно.

Мысленно ответьте на вопрос, а вы почитаете родителей так, как написано в поучении?

Вернемся к нашему герою. От кого мы узнаем историю Вырина?(И.И. Белкина).

Каким предстает главный герой? Что мы узнаем о его жизни? (Можно использовать цитаты из текста).

Где живет герой? Что привлекло ваше внимание?(« КАРТИНКИ» на стене, из «Притчи о блудном сыне».)

Вспомним сюжет притчи. Что такое « притча»? (- поучение, иносказание).

Что такое «блуд»? Как понимаете?(- уклонение от прямого пути).

Сообщение ученика (краткое содержание притчи).

В чем смысл притчи? (Возвращение блудного сына – великое счастье отцу).

В словаре В. И. Даля есть такая пословица « Блудный сын – ранняя могила отцу». Согласны вы с этим утверждением?

Сопоставление « картинок»: 1- Блудный сын просит благословения; 2- Развратная жизнь; 3- Пасет свиней; 4 –Возвращение блудного сына.

Похожа история Дуни с историей блудного сына?

В чем самое главное различие? (Дуня не застала отца в живых- позднее раскаяние).

Почему Пушкин называет иллюстрации « КРТИНКИ»?(Дуня никогда не задумывалась над их смыслом, для нее –это просто часть декора!!!)

Каким мы видим Самсона Вырина во второй приезд рассказчика? Легко нам узнать главного героя? Что произошло за это время? (Беда сломила Самсона Вырина, он пьет, он потерял смысл жизни, любовь, саму жизнь).

Что добило Самсона Вырина? Что плохого, что его дочь удачно вышла замуж? (Приезд в город, встреча с Минским. По тексту «…Минский вышел к нему в халате…)

Что больше всего возмутило вас в поведении Минского (Деньги).

БЕДНЯК, « МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» ОСТАЛСЯ «Маленьким человеком»: его оскорбили, растоптали, унизили… Но все же денег не взял!!! Почему?

ДОЧЬ, ЛЮБОВЬ,СЕМЬЮ КУПИТЬ И ПРОДАТЬ НЕЛЬЗЯ!!! НЕ ВСЕ В ЖИЗНИ ПРОДАЕТСЯ И ПОКУПАЕТСЯ! !! МИНСКИЙ ЭТОГО НЕ ПОНИМАЕТ, А « МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» ЗНАЕТ! ДА, ОН БЕДЕН, ДА, ОН ВНИЗУ ТАБЕЛЯ, НО МОРАЛЬНО ОН ВЫШЕ, ОН ЛУЧШЕ РАЗБИРАЕТСЯ В НРАВСТВЕННЫХ ЗАКОНАХ ЖИЗНИ!!!

Все же, почему главный герой не рад счастью дочери?(История Дуни –это, скорее, исключение их правил. Чаще всего такие истории кончались трагически. Вырин хорошо знает законы, по которым живет общество. Ему тяжело поверить в любовь богатого и бедной).

Как вы оцениваете поступок Дуни?

Дуня приносит отца в жертву своему счастью: она богата,любима, у нее семья… Но счастлива она, по вашему мнению?

Обратимся к финалу повести. Чтение со слов « ЗНАЛ ЛИ ТЫ ПОКОЙНИКА….»

Почему историю конца смотрителя рассказывает ребенок? Случайно это, по вашему мнению?(Из рассказа мальчика мы узнаем, как дети любили Самсона Вырина, каким он был добрым, возился с ними… Он мог быть хорошим дедушкой…Но дети Дуни уже не узнают этого…).

Ребята, в Писании сказано: « Зло, посеянное в детях, умножится во внуках». Как понимаете смысл?

Кто, по вашему, виноват в трагедии Вырина? Только ли Дуня? (Обсуждение).

Наверное, и отец виноват в чем-то. Ведь Дуня его дочь, он ее воспитал такой.

Один литературовед сказал: « Самсона Вырина погубило не какое-то действительное несчастье, а его представление о том

Как сложится судьба его дочери». М. Гершензон

Согласны вы?

Попытайтесь дописать счастливый финал. Как бы сложилась судьба героев?

Давайте подведем итог нашего разговора.

Какую нравственную проблему поднимает Пушкин?

О чем заставила задуматься повесть?

В чем ее актуальность?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Напишите обращение к своим сверстникам о том, как необходимо относиться к родителям.