Как рассчитать и уплатить ндс при импорте из стран таможенного союза

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Виды таможенных налогов. Правовые основы налогообложения Таможенного союза, эффективность функционирования на современном этапе. Особенности налогообложения в государствах Таможенного союза, в частности, в РФ. Анализ поступления косвенных налогов.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2014

    Сущность и значение косвенных налогов. Процесс создания Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Особенности косвенного налогообложения в Таможенном союзе. Налогообложение экспортных товаров акцизами и НДС.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2011

    Изучение правоотношений, возникающих при взимании НДС с налогоплательщиков при перемещении товаров через границу таможенного союза. Анализ особенностей налогообложения в системах национальных налоговых законодательств государств-членов таможенного союза.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2011

    Теоретические основы налогового администрирования косвенного налогообложения. Сущность налогов и принципы налогообложения, косвенные налоги. Фискальная значимость акцизов. Акцизы как вид косвенных налогов, ставки акцизов и определение налоговой базы.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2010

    История развития налогообложения. Сущность и принципы налогообложения. Элементы налога. Способы взимания налогов. Виды налоговой системы. Функции налогов. Виды налогов. Стабильность и подвижность налогов. Налогообложение в РФ.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2003

    История развития косвенного налогообложения в России. Экономическая природа косвенных налогов, их место и роль в налоговой системе РФ. Зарубежная практика в системе косвенных налогов. Роль и перспективы косвенных налогов в формировании бюджета РФ.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2014

    История развития налогообложения. Понятия налогообложения. Сущность и принципы. Элементы налога. Способы взимания налогов. Виды налоговой системы. Функции налогов. Виды налогов. Стабильность и подвижность налогов. Налогообложение в РФ.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2003

17. Порядок взимания косвенных налогов

при экспорте и импорте товаров, оказании услуг

и выполнении работ в Таможенном союзе

России, Белоруссии и Казахстана

С 1 июля вступило в силу Соглашение от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" (далее - Соглашение от 25.01.2008) и принятые в соответствии с ним протоколы от 11.12.2009 (" О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" (далее - Порядок об экспорте и импорте товаров) и " О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" (далее - Порядок налогообложения работ и услуг)). С указанной даты эти документы применяются на двусторонней основе (Россия и Казахстан), а с 6 июля - на трехсторонней (Россия, Казахстан и Белоруссия).

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 09.10.2000 "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле", Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" (далее - Соглашение от 15.09.2004), Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 23.03.2007 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" (далее - Протокол от 23.03.2007) применяются только в той мере, в которой их положения совместимы с Соглашением от 25.01.2008.

Принципы взимания косвенных налогов (НДС и акцизы) заключаются в следующем. Во-первых, при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и освобождение от уплаты акцизов. Во-вторых, при импорте товаров налоги взимаются налоговыми органами государства, на территорию которого ввозятся товары. В-третьих, при выполнении работ (оказании услуг) НДС и акцизы перечисляются в том государстве, территория которого признается местом реализации работ (услуг).

Новый порядок во многом повторяет положения Соглашения от 15.09.2004 и Протокола от 23.03.2007, но есть и некоторые отличия.

Действие Соглашения от 25.01.2008 распространяется на все товары - как происходящие с территорий России, Белоруссии, Казахстана, так и происходящие из других стран и выпущенные в свободное обращение на территории Таможенного союза. При этом Соглашение от 15.09.2004 регулировало лишь перемещение товаров, которые были произведены в России или Белоруссии.

Соглашение от 25.01.2008 применяется и при экспорте товаров из России независимо от того, облагается или нет ввоз данного товара на территории Белоруссии или Казахстана.

Особенности экспорта товаров

Документы, обосновывающие правомерность применения нулевой ставки, необходимо представить в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров (абз. 1 п. 3 разд. II Порядка об экспорте и импорте товаров). Напомним, что в соответствии с Соглашением от 15.09.2004 срок составлял 90 дней, но каких именно - не уточнялось ( п. 3 разд. II Соглашения от 15.09.2004). В связи с этим при применении данной нормы возникали споры. Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС. Теперь возможность различного толкования порядка определения срока исключена.

Однако в Порядке об экспорте и импорте товаров не решен вопрос, считается ли право на применение ставки НДС 0 процентов подтвержденным, если документы поданы в инспекцию до 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором истекли 180 дней с даты экспорта. Аналогичная проблема возникала при применении Соглашения от 15.09.2004 (подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС).

Список документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки, остался почти тем же, что и в Соглашении от 15.09.2004. К ним относятся договор, выписка банка, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа Белоруссии или Казахстана, транспортные документы. Заявление составляется по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза. Отметим, что в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 1 Порядка об экспорте и импорте товаров налоговые органы вправе затребовать иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки, если это предусмотрено законодательством РФ. Такое же положение содержалось и в Соглашении от 15.09.2004 (п. 2 разд. II) .

Подпунктом 4 п. 2 ст. 1 нового Порядка об экспорте и импорте товаров предусмотрен случай, когда не нужно представлять транспортные документы. Это возможно, если законодательством РФ допускается перемещение товаров без составления таких документов.

Следует отметить, что теперь при экспорте товаров в Белоруссию на счетах-фактурах не нужно проставлять отметки налоговой инспекции. Такие разъяснения содержатся в Письме ФНС России от 13.08.2010 N ШС-37-2/9030@. Напомним, что ранее в п. 6 разд. I Приложения к Соглашению от 15.09.2004 было прямо предусмотрено: белорусские налогоплательщики при ввозе товаров из России в комплекте документов, который подается вместе с декларацией, должны были представлять счета-фактуры российских налогоплательщиков с отметкой налогового органа РФ. В действующих соглашениях нет требования о наличии на данном документе отметок ( п. 8 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров). Вместе с тем инспекциям рекомендовано проставлять такие отметки на счетах-фактурах, если налогоплательщик обратится с соответствующей просьбой.

Если комплект документов не будет представлен в установленный срок, то НДС необходимо уплатить по ставке 10 или 18 процентов за тот налоговый период, на который приходится дата отгрузки. Таковой признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя товаров или первого перевозчика ( п. 3 ст. 1

В п. 4 разд. II Соглашения от 15.09.2004 было указано, что налоговый орган вправе подтвердить правомерность применения нулевой ставки, даже если экспортер не представил необходимые документы. Это было возможно при наличии у инспекции подтверждения уплаты косвенных налогов белорусским импортером в электронном виде. Теперь такое подтверждение заменяет отсутствующее заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Если не будет иных документов (договор, выписка банка, транспортные документы), инспекция не сможет принять решение о подтверждении нулевой ставки ( п. 5 ст. 1 Порядка об экспорте и импорте товаров).

В Порядке об экспорте и импорте товаров отдельно оговариваются случаи вывоза товаров по договору лизинга, предусматривающему переход права собственности на товары к лизингополучателю, договору товарного кредита. Налоговая база по экспортируемому лизинговому имуществу определяется на дату получения каждого лизингового платежа в размере части первоначальной стоимости предметов лизинга, но не более фактически полученного платежа ( п. 9 ст. 1 Порядка об экспорте и импорте товаров). При этом "входной" НДС по экспортированному лизинговому имуществу принимается к вычету лишь в части стоимости такого имущества исходя из размера лизингового платежа. Согласно пп. 2 п. 2 ст. 1 Порядка об экспорте и импорте товаров в целях подтверждения нулевой ставки лизингодатель представляет выписку банка, подтверждающую фактическое поступление лизингового платежа (в части возмещения первоначальной стоимости предмета лизинга).

При экспорте имущества по договору товарного кредита налоговая база определяется как стоимость передаваемых товаров, указанная в договоре. При ее отсутствии - как стоимость согласно товаросопроводительным документам. Если же стоимость не указана и в них, в расчет принимаются данные бухгалтерского учета. Для обеспечения полноты уплаты налогов п. 10 ст. 1 Порядка об экспорте и импорте товаров предусматривает возможность определения цены сделки в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ. Для подтверждения нулевой ставки при предоставлении товарного кредита вместо выписки банка налогоплательщик должен подать документы, подтверждающие импорт товаров, приобретенных им по данной сделке. Получается, что собрать необходимые документы заимодавец сможет только после возврата займа.

Особенности импорта товаров

Основные принципы уплаты НДС в случае импорта товаров, как указывалось выше, остались те же, что и в Соглашении от 15.09.2004: налог перечисляется в государстве, на территорию которого ввозится товар, при условии, что такой импорт не освобождается от налогообложения. Отметим, что новый Порядок об экспорте и импорте товаров не устанавливает особенностей уплаты обязательных платежей при транзите товара и не освобождает от перечисления налогов при ввозе товаров для переработки с целью последующего вывоза продуктов переработки за пределы Таможенного союза.

Значит, при импорте из Белоруссии и Казахстана перечисляет НДС российский налогоплательщик - собственник товаров, включая те компании и тех предпринимателей, которые применяют спецрежимы. Собственником товара является лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусмотрен договором ( п. 1 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров).

Согласно п. 1.2 ст. 2 нового Порядка об экспорте и импорте товаров российский налогоплательщик-импортер, например, при заключении договора с белорусским экспортером, уплачивает НДС независимо от того, с территории какого государства отгружается товар: Белоруссии или Казахстана. Экспортером может быть также представитель другой страны, не являющейся членом Таможенного союза ( п. 1.5 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров). НДС нужно будет уплатить и при покупке товаров, которые ранее были ввезены на территорию России из Белоруссии или Казахстана, но по которым не были перечислены обязательные платежи ( п. 1.4 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров).

Налоговая база определяется на дату принятия на учет импортированных товаров в виде суммы их стоимости и подлежащих уплате акцизов. При этом стоимостью товаров признается цена сделки, подлежащая перечислению поставщику, согласно условиям договора ( п. 2 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров). Напомним, что в соответствии с Соглашением от 15.09.2004 налоговая база при импорте товаров из Белоруссии определялась иначе (п. 2 разд. I) : как сумма стоимости товаров, акцизов и затрат на доставку. В связи с этим был спорным вопрос, включать ли в налоговую базу затраты на доставку белорусского импорта, если транспортировку товара осуществляет российский перевозчик. Финансовое ведомство и Президиум ВАС РФ считали, что расходы на доставку товара должны включаться в налоговую базу независимо от того, кто перевозит товар ( Письмо Минфина России от 22.05.2008 N 03-07-13/1/02, Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 15238/08). Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Стоимость товаров, полученных по договору товарного кредита, определяется так же, как и при экспорте ( п. 2 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров).

При ввозе товаров по договору лизинга налоговая база определяется в размере части стоимости предмета лизинга, предусмотренной на дату ее оплаты договором, независимо от фактического размера и даты осуществления лизингового платежа ( п. 3 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров).

Срок для уплаты НДС остался таким же, как и в Соглашении от 15.09.2004: не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров ( п. 7 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров). Для лизингового имущества установлен срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем срока платежа, предусмотренного договором лизинга. Не позднее этой же даты налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н. За нарушение срока подачи декларации теперь предусмотрена ответственность, установленная национальным законодательством ( п. 9 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров), т.е. налогоплательщик будет оштрафован по ст. 119 НК РФ. В Соглашении от 15.09.2004 такая ответственность не была установлена, поэтому по вопросу правомерности санкций за нарушение срока представления декларации возникали многочисленные споры (см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС).

Немного изменен комплект документов, который прилагается к налоговой декларации ( п. 8 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров). Теперь в него входит информационное сообщение поставщика товаров о лице, у которого было приобретено данное имущество. Это сообщение представляется, если товары были отгружены с территории одного государства, а контракт был заключен с компанией другого государства ( пп. 6 п. 8 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров). Если были заключены посреднические договоры, их также следует приложить к декларации.

В указанный комплект документов входит также заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Как уже отмечалось, его форма установлена Протоколом от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов". На заявлении налоговый орган должен проставить отметку, которая подтверждает уплату косвенных налогов или освобождение от их перечисления. В Письме от 13.08.2010 N ШС-37-2/9030@ ФНС России разъяснила, что до вступления в силу нового порядка проставления отметок (Приказ Минфина России от 26 июля 2010 г. N 80н) будет применяться Порядок, утвержденный Приказом Минфина России от 20.01.2005 N 3н. Налоговые органы опирались на данный нормативный акт, проставляя отметки на соответствующих заявлениях при ввозе товаров из Белоруссии. При этом ФНС России обращает внимание на то, что указанный документ нужно представлять в четырех экземплярах на бумажном носителе и в электронном виде. Если у налогового органа не возникло никаких замечаний, отметка будет проставлена не позднее 10 рабочих дней с момента подачи заявления. Следует отметить, что уведомление об отказе в проставлении отметки направляется налогоплательщику не позднее 11 рабочих дней с даты представления заявления.

В соответствии с пп. 2 п. 8 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров переплату НДС, возникшую при реализации товаров на территории РФ, можно зачесть в счет перечисления "импортного" налога. Соглашение от 15.09.2004 возможность проведения такой операции не предусматривало, поэтому по данному вопросу возникали споры (см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС).

Если товары были приняты на учет в месяце их ввоза и в том же месяце были возвращены из-за ненадлежащего качества, то такие товары в налоговую декларацию не включаются. Если же налогоплательщик вернул товары по истечении месяца, в котором они были приняты на учет, то в этом случае необходимо будет представить уточненную декларацию ( п. 9 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров).

18 июня 2010 г. были приняты следующие документы: Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны" и Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан "О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада".

Согласно данным международным договорам порядок взимания косвенных налогов при ввозе товаров, установленный ст. 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе", не распространяется на товары таможенного союза, помещенные под таможенные процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада. Соответственно, для подтверждения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов экспортер таких товаров должен представить вместо заявления о ввозе товаров копию таможенной декларации, заверенную таможенным органом. Данные правила содержатся в налогообложения работ и услуг в целом повторяет положения действующего Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 23.03.2007 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг". В соответствии со ст. 2 Порядка налогообложения работ и услуг взимание налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве, территория которого признается местом реализации данных работ и услуг.

Основное отличие заключается в следующем. Статья 4 Порядка налогообложения работ и услуг регулирует обложение НДС переработки сырья, ввезенного в Россию из Беларуси или Казахстана с последующим вывозом продуктов переработки в другие страны. В данном случае работы облагаются НДС в том же порядке, что и экспорт товаров. При этом налоговая база определяется как стоимость переработки давальческого сырья. Этой же статьей предусмотрен особый комплект документов, который необходим для подтверждения обоснованности нулевой ставки ( п. 2 ст. 4 Порядка налогообложения работ и услуг). В него входят: договор на переработку; документы, подтверждающие выполнение работ; документы, подтверждающие вывоз давальческого сырья; заявление о ввозе и уплате налогов с отметкой налогового органа; таможенная декларация, подтверждающая вывоз продуктов переработки; иные документы.

Кроме того, Порядком налогообложения работ и услуг выделены новые виды услуг, которые ранее особо не оговаривались в Протоколе от 23.03.2007. Это дизайнерские услуги и опытно-технологические работы. Данные работы и услуги облагаются НДС в Российской Федерации, если приобретаются российскими налогоплательщиками ( пп. 4 п. 1 ст. 3

Следует отметить, что новый Порядок налогообложения работ и услуг не предусматривает особенностей налогообложения ремонта транспортных средств. Теперь данные работы облагаются по месту нахождения движимого имущества ( пп. 2 п. 1 ст. 3 Порядка налогообложения работ и услуг).