Иные меры уголовно правового характера рф. Иные меры уголовно-правового характера. Принудительные меры медицинского характера

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» раздел VI УК получил наименование «Иные меры уголовно-правового характера» и дополнен гл. 15.1 «Конфискация имущества». Тем самым законодательно оформлено существование самостоятельного уголовно-правового института - иных мер уголовно-правового характера, к которым, помимо конфискации имущества, отнесены принудительные меры медицинского характера.

В разгоревшейся научной дискуссии о правовой природе, особых признаках иных мер уголовно-правового характера, их перечне, соотношении с уголовной ответственностью и уголовным наказанием высказаны не просто противоречивые, но и взаимоисключающие мнения. Многие ученые категорично возражают против появления нового уголовно-правового института, считая его надуманным, искусственным, неоправданным (А.П. Козлов, В.Б. Малинин).

Законодатель, введя новый уголовно-правовой институт, отказался от конструирования нормы-определения иных мер уголовно-правового характера, в настоящее время это понятие активно разрабатывается представителями науки уголовного права, при этом (и вполне ожидаемо) отсутствует единое понимание иных мер уголовно-правового характера.

Объединяет указанные меры формальный признак - их предусмотренность уголовным законом (Общей частью УК РФ). Это государственные, принудительные меры. Применение любой меры уголовно-правового характера находится в исключительной компетенции суда.

Федеральным законом от 29.02.2012 № 14-ФЗ в УК РФ были включены принудительные меры медицинского характера, применяемые к лицам, страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. Указанный вид медицинских мер применяется по просьбе или с согласия осуждённого, однако, осуждённые, выражая согласие на применение таких мер, находятся в условиях ограниченной свободы воли; фактически они понуждаются к согласию . В этой связи применение (тем более, процедура исполнения) медицинской меры не утрачивает принудительного характера, как и само наименование лечения - принудительное.

Принудительный характер мер уголовно-правового характера подчеркивает то, что назначение и исполнение таких мер осуществляется безотносительно воли соответствующего лица (хотя и не обязательно вопреки ей).

Иным мерам уголовно-правового характера не свойственно наличие карательной составляющей.


Иные меры уголовно-правового характера не являются наказанием и не ставят своей задачей исправление лица. Они могут заключаться в оказании лицу, совершившему преступное деяние, медицинской помощи, в том числе в условиях отбывания наказания, в его изоляции, если данное лицо представляет угрозу для окружающих, возвращении имущества законному владельцу или возмещении причиненного ему ущерба и т.д. Уголовно-правовой институт конфискации имущества, кроме того, призван служить целям противодействия финансированию терроризма, экстремизма и организованных преступных структур. Тем самым, целями применения иных мер уголовно-правового характера являются восстановление социальной справедливости (в том числе - охрана интересов общества и его членов) и частная превенция.

Содержание и цели применения иных мер уголовно-правового характера обусловливает и то, что закон, как правило, не устанавливает предельные сроки их применения. Как принудительные меры медицинского характера, так и конфискация имущества могут применяться до тех пор, пока не будут достигнуты их непосредственные цели: излечение осужденного и изъятие имущества, неправомерно находящегося у лица. Более того, это единственные меры, предусмотренные уголовным законом, срок применения которых не ограничен.

В отличие от наказания и типичных мер уголовно-правового характера, применение иных мер находится вне связи с судимостью. Так, судимость является правовым последствием применения любого вида наказания; судимыми признаются лица, отбывающие условное осуждение, отсрочку и т.д. Назначение иных мер уголовно-правового характера не порождает судимости; равно как и погашение или снятие последней в связи, например, с отбытым наказанием не служит препятствием для исполнения отдельных принудительных мер медицинского характера или конфискации имущества.



Основанием применения иных мер уголовно-правового характера является не только обвинительный приговор суда, но и другие судебные решения. Принципиально и то, что иные меры уголовно-правового характера, в отличие от всех других уголовно-правовых мер, предусмотренных уголовным законом, могут назначаться самостоятельно, т.е. не в сочетании с наказанием.

Следовательно, можно выделить такие признаки иных мер уголовно-правового характера:

1. Могут быть назначены обвинительным приговором и другим решением суда;

2. Назначаются в связи с совершением общественного опасного деянии или преступления как лицам их, совершившим, так в предусмотренных законом случаях - в отношении третьих ли;

4. Не обладают возмездным характером, не предусматривают лишения или ограничения прав и свобод адресата;

5. Не влекут судимости и других юридических последствий;

6. Целями применения иных мер уголовно-правового характера являются восстановление социальной справедливости (в том числе - охрана интересов общества и его членов) и частная превенция, а также иные специальные цели;

7. Закон, как правило, не устанавливает предельные сроки их применения.

Иная мера уголовно-правового характера может быть определена как предусмотренная уголовным законом некарательная мера государственного принуждения, назначаемая по решению суда в связи с совершением общественного опасного деянии или преступления как в отношении лиц их, совершивших, так и в предусмотренных законом случаях - в отношении третьих лиц. Мера уголовно-правового характера применяется в целях восстановления социальной справедливости, предупреждения совершения новых преступлений и других специальных целях.

Принудительные меры медицинского характера

Лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, совершая запрещенное конкретной нормой уголовного закона деяние, неизбежно вступает в особые отношения с государством, носящие именно уголовно-правовой характер. Появление в Уголовном кодексе РФ самостоятельной главы 15 «Принудительные меры медицинского характера» в целом встречено с одобрением. Более того, как верно замечают многие специалисты, предусмотренные уголовным законом принудительные меры медицинского характера на сегодняшний день являются единственным средством воздействия на социально опасных лиц, страдающих психическими заболеваниями.

В постановлении от 20 ноября 2007 г. № 13-П Конституционный Суд РФ высказал позицию, в соответствии с которой положения международных актов (Конвенция о защите прав человека и основных свобод (подп. «с» п. 3 ст. 6), Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (приняты 17 декабря 1991 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 46/119), рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы 818(1977) «О положении психически больных», рекомендации Комитета Министров Совета Европы № R(83)2 «Относительно правовой защиты лиц, страдающих психическим расстройством, которые были госпитализированы в принудительном порядке», Rec(2004)10 «Относительно защиты прав человека и достоинства лиц с психическим расстройством») соотносятся с предписаниями Закона РФ от 2 июля 1992 г.

«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», согласно ч. 1 ст. 5 которого лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией РФ и федеральными законами; ограничение же прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами РФ, как это следует из ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ.

На необходимость руководствоваться при решении отдельных вопросов, связанных с применением принудительных мер медицинского характера, положениями законодательства РФ об охране здоровья граждан, ФЗ от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», ФЗ от 7 мая 2009 г. № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением», а также иных нормативных правовых актов, в том числе постановления Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью», приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ от 17 октября 2005 г. № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» обращено внимание в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 7 апреля 2011 г. № 6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера».

Принудительные меры медицинского характера, не будучи наказанием, не преследуют цели исправления лица, совершившего общественно опасное деяние: они заключаются в оказании такому лицу необходимой медицинской помощи, а потому такие меры не являются формой реализации уголовной ответственности. Более того, названные меры могут быть применены и к лицам, не подлежащим уголовной ответственности в силу их невменяемости на момент совершения преступления.

Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами и изданными в соответствии с ними подзаконными нормативными актами.

Основания применения принудительных мер медицинского характера исчерпывающе названы в ст. 97 УК РФ.

К ним относятся:

1. Юридическое основание - совершение лицом общественно опасного деяния, предусмотренного статьями Особенной части УК РФ;

2. Медико-социальное основание - наличие у этого лица социально опасного психического расстройства, связанного а) с возможностью причинения этим лицом иного существенного вреда либо б) с опасностью для себя или других лиц. В отношении лиц, совершивших общественно опасное деяние (преступление), но не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении или направлении их в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ч. 4 ст. 97 УК РФ).

Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21.05.2013 г. № 10-П, Европейский Суд по правам человека полагает, что законодатель не обязан исчерпывающим образом разъяснять понятие «опасность для себя или окружающих», поскольку вряд ли возможно охватить в законе все разнообразие состояний, которые включают в себя психиатрические риски, тем более если закон требует, чтобы суды проводили проверку всех дел о недобровольном помещении в психиатрический стационар на основании медицинских данных, что является важной гарантией от произвола (постановление от 28 октября 2003 года по делу «Ракевич против России»).

Согласно ч. 4 ст. 97 УК РФ в отношении лиц, совершивших общественно опасное деяние (преступление) и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении указанных лиц в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или направлении указанных лиц в стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

В соответствии с ранее действовавшей ч. 2 ст. 443 УПК РФ в случае, если лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию либо им совершено деяние небольшой тяжести, суд должен был вынести постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера (согласно ч. 2 ст. 15 УК РФ преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает трех лет лишения свободы).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.05.2013 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности частей второй и четвертой статьи 443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Первова и запросом мирового судьи судебного участка № 43 города Кургана» положения ч. 2 и 4 ст. 443 УПК РФ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, а именно: ее статьям 19 (ч. 1 и 2), 21, 41 (ч. 1), 45, 46 (ч. 1 и 2), 52 и 123 (ч. 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они исключают для суда возможность назначить принудительные меры медицинского характера лицу, совершившему в состоянии невменяемости запрещенное уголовным законом деяние, отнесенное к преступлениям небольшой тяжести, и при этом по своему психическому состоянию представляющему опасность для себя или окружающих.

Конституционный Суд РФ указал, что отказ в применении принудительных мер медицинского характера допускается только в том случае, если лицо вследствие улучшения психического состояния утратило опасность для себя и окружающих; во всех иных случаях принудительные меры медицинского характера подлежат применению к лицам, совершившим запрещенные уголовным законом деяния в состоянии невменяемости, в соответствии с рекомендациями судебных психиатров (статьи 99-102 УК РФ).

Отмечая, что положения УПК РФ должны быть согласованы с положениями УК РФ, предусматривающими - с учетом целей и задач уголовного законодательства - основания и цели применения принудительных мер медицинского характера за совершение запрещенных уголовным законом деяний, виды таких мер, продление, изменение и прекращение их применения (ст. 21, 97-102), Конституционный Суд пришёл к заключению: «…дефектность части второй статьи 443 УПК РФ, ее несогласованность как с другими положениями данного Кодекса, так и с положениями Уголовного кодекса РФ - единственного закона, образующего уголовное законодательство, которым определяются уголовно-правовые последствия совершения запрещенного уголовным законом деяния, порождают неопределенность, которая не позволяет единообразно понимать и толковать правовые нормы, создает противоречивую правоприменительную практику, что приводит к нарушению конституционного принципа равенства, ставит под угрозу неприкосновенность личности, ее честь и достоинство, право на жизнь и охрану здоровья».

Кроме того, положения ч. 2 ст. 443 УПК РФ, обязывая суд отказывать в применении принудительных мер медицинского характера, «не только заведомо предопределяют решение суда, но и, по существу, делают бесполезным (бессмысленным) судебное разбирательство с точки зрения защиты как прав и законных интересов потерпевших в связи с угрожающей им опасностью повторных посягательств со стороны лица, уже совершившего в состоянии невменяемости деяние, запрещенное уголовным законом, так и прав и законных интересов лиц, по своему психическому состоянию представляющих опасность для себя или окружающих, а потому нуждающихся в лечении, хотя и принудительном».

Таким образом, названные в уголовном законе (ст. 97 УК) юридическое и медико-социальные основания применения принудительных мер медицинского характера возможно отнести к числу формальных . Материальным же основанием применения исследуемых мер является общественная (социальная) опасность психически больного лица, совершившего уголовно-противоправное деяние.

Характер психического расстройства (заболевания) и время его наступления определяют четыре категории лиц, в отношении которых могут быть применены принудительные меры медицинского характера, к числу которых относятся лица:

а) совершившие общественно опасные деяния в состоянии невменяемости.

В этом случае необходимо установить, что лицо было лишено возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими в силу хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Такое лицо не подлежит уголовной ответственности (ч. 1 ст. 21 УК РФ);

б) лица, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания.

Психическое расстройство при этом обладает теми же признаками, что и невменяемость, однако лицо, виновное в совершении преступления, может выступать в качестве субъекта уголовной ответственности. Лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания, но в случае выздоровления может подлежать уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности (ч. 1 и 3 ст. 81, ст. 83 УК РФ), при этом учитывается время, в течение которого применялось принудительное лечение;

в) лица, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;

г) совершившие в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающие расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Педофилия - психическое расстрой-ство, одна из множества сексуальных девиаций (отклонений). Лиц, имеющих данное заболевание, называют педофилами. По Десятому пересмотру (МКБ-10) международной классифика-ции болезней (МКБ) относится к классу V как одно из расстройств сексуального предпочтения (код F65.4). Согласно примечанию к ст. 73 УК РФ, к преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, относятся преступления, предусмотренные статьями 131 - 135, 240, 241, 242.1 и 242.2 УК РФ, совершенные в отношении несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.

Указанные 9 статей объединяют 17 составов преступлений (включая квалифицированные), из которых 13 относятся к особо тяжким преступления, 3 - к тяжким, 1 - к преступлениям средней тяжести (ч. 2 ст. 133 УК РФ): ч. 4-5 ст. 131 («Изнасилование»); ч. 4-5 ст. 132 («Насильственные действия сексуального характера»); ч. 2 ст. 133 («Понуждение к действиям сексуального характера»); ч. 3-6 ст. 134 («Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста»); ч. 2-5 ст. 135 («Развратные действия»); ч. 3 ст. 240 («Вовлечение в занятие проституцией»); ч. 3 ст. 241 («Организация занятия проституцией»); ч. 2 ст. 242.1 («Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних»); ч. 2 ст. 242.2 («Использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов»).

Лицо, страдающее психическим расстройством, не в состоянии в целом или в должной мере осознавать карательно-воспитательное значение воздействия мер уголовной ответственности. Наличие психического расстройства, не исключающего вменяемости, устанавливается судом на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы.

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 196 УПК РФ по каждому уголовному делу назначение и производство судебно-психиатрической экспертизы обязательно, если необходимо установить психическое состояние подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве.

К обстоятельствам, вызывающим такие сомнения, могут быть отнесены, например, наличие данных о том, что лицу в прошлом оказывалась психиатрическая помощь (у него диагностировалось врачами психическое расстройство, ему оказывалась амбулаторная психиатрическая помощь, он помещался в психиатрический стационар, признавался невменяемым по другому уголовному делу, негодным к военной службе по состоянию психического здоровья и т.п.), о нахождении его на обучении в учреждении для лиц с задержкой или отставанием в психическом развитии, о получении им в прошлом черепно-мозговых травм, а также странности в поступках и высказываниях лица, свидетельствующие о возможном наличии психического расстройства, его собственные высказывания об испытываемых им болезненных (психопатологических) переживаниях и др. (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 7 апреля 2011 г. № 6).

Если в ходе судебного разбирательства при проведении судебно-психиатрической экспертизы будет установлено, что у подсудимого наступило временное психическое расстройство, при котором не представляется возможным дать заключение о его психическом состоянии во время совершения общественно опасного деяния, то производство по делу подлежит приостановлению в соответствии с частью 3 статьи 253 УПК РФ. Вопрос об освобождении такого лица от уголовной ответственности или наказания в этих случаях не решается.

В соответствии со ст. 443 ч. 2 УПК РФ в случае, если лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию, суд выносит постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера.

Цели применения принудительных мер медицинского характера отличаются от целей применения наказания: применение принудительных мер медицинского характера преследует медицинские и юридические цели , названные в ст. 98 УК РФ.

Медицинские цели предполагают устранение медико-социального основания применения принудительных мер медицинского характера - наличия у лица социально опасного психического расстройства, связанного с возможностью причинения этим лицом нового существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц, то есть излечение таких лиц или улучшение их психического состояния .

Под излечением следует понимать полное исчезновение социально опасного психического расстройства. В этом случае лицо, к которому применялись принудительные меры медицинского характера, признается полностью психически здоровым и потому не нуждающимся в психиатрической помощи.

Однако полное излечение лиц, страдающих социально-опасными психическими расстройствами, не всегда достижимо (в силу несовершенства методики лечения или применяемых средств, по причине тяжести психического расстройства и т.д.), поэтому в качестве цели применения медицинских мер определено и улучшение психического состояния больного. Под ним следует понимать достижение такого психического состояния, которое бы минимизировало вероятность совершения этими лицами новых общественно опасных деяний, либо причинения иного вреда правоохраняемым отношениям.

Юридической целью применения принудительных мер медицинского характера является предупреждение совершения ими новых общественно опасных деяний и защита общества от них.

Достижение юридической цели обеспечивается дифференциацией принудительных мер: принудительное лечение может проводиться в психиатрических стационарах разных типов, предполагающих несколько уровней наблюдения за лицом и его изоляции (принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего либо специализированного, в том числе - с интенсивным наблюдением), предусмотрено и амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.

Таким образом, принудительные меры медицинского характера представляют собою уголовно-правовые меры государственного принуждения, назначаемые по решению суда к страдающим социально опасными психическими расстройствами лицам, совершившим общественно опасное деяние, предусмотренное УК РФ, заключающиеся в принудительном психиатрическом лечении, в целях излечения таких лиц или надлежащего улучшение их психического состояния, а также восстановления социальной справедливости.

Принудительные меры медицинского характера не являются формой реализации уголовной ответственности и могут применяться как вне её, так и наряду с нею.

Виды принудительных мер медицинского характера законодательно установлены в ст. 97 УК:

а) принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях;

б) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа;

в) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа;

г) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Критерием классификации принудительных мер медицинского характера УК РФ, таким образом, является тип организации, в которой осуществляется принудительное лечение.

Перечень принудительных мер является исчерпывающим.

Таким образом, уголовным законом предусмотрено две группы мер:

1. Связанные с помещением лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь;

2. Связанные с наблюдением и лечением у врача-психиатра в амбулаторных условиях.

Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях может быть назначено, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (ст. 100 УК РФ), т.е. не требует постоянного наблюдения за ним в силу прогнозируемого поведения. В отличие от амбулаторной психиатрической помощи, оказываемой исключительно по просьбе или с согласия больного, основанием для применения рассматриваемой принудительной меры медицинского характера выступает определение (постановление) суда.

Амбулаторная помощь в зависимости от медицинских показаний оказывается в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения. Перечень необходимых медицинских и реабилитационных мер определяется лечащим персоналом на основании медицинских показаний. Диспансерное наблюдение за состоянием больного осуществляется путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказания больному необходимой медицинской и социальной помощи.

В случае применения принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях при назначении в виде принудительных работа, ареста или лишения свободы исполнение принудительной меры меди-цинского характера возлагается на администрацию и врачей-психиатров учреждений, исполняющих эти виды наказаний. В уголовно-исполнительной системе, в частности, создаются специализированные исправительные учреждения - лечебные исправительные колонии, укомплектованные медицинским персоналом, способным проводить такое лечение. Время пребывания в указанных учреждениях засчитывается в срок отбывания наказания (ч. 3 ст. 104 УК РФ).

В остальных случаях амбулаторную психиатрическую помощь осуждённым оказывают медицинские организации государственной системы здравоохранения, оказывающие психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, по месту жительства (регистрации) осужденного. Суд, избирая рассматриваемую меру к лицу, не осуждённому к лишению свободы, учитывает особенности её исполнения, предполагающие добровольную явку лица, страдающего психическим расстройством, в медицинское учреждение и соблюдение медицинских предписаний. Применение данной меры не является обязательной: суд, оценив психическое состояние лица, вправе передать его на попечение родственникам или опекунам на условии обязательного врачебного наблюдения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь по месту жительства (в психоневрологический диспансере, кабинете и т.д.).

При отпадении необходимости дальнейшего лечения осужденного в указанных учреждениях выписка производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья. При изменении психического состояния осужденного, требующем лечения в стационарных условиях, помещение осужденного в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или иную медицинскую организацию производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством в сфере охраны здоровья.

Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях является единственной мерой медицинского характера, применяемой наряду с наказанием: она может назначаться лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств.

Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, может быть назначено, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в стационарных условиях.

При этом лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа назначается лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения; специализированного типа - лицу, которое по своему психическому состоянию (в силу, например, неуравновешенности лица, склонности к побегу и т.д.) требует постоянного наблюдения; специализированного типа с интенсивным наблюдением - лицу, которое по своему психическому состоянию (характеризующемуся жестокостью, склонностью с насильственным действиям, садизму и т.д.) представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения. Вопрос о выборе типа медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, необходимого в каждом конкретном случае, решает суд с учетом критерия обеспечения безопасности лица, подлежащего госпитализации, и других лиц при соблюдении его прав и законных интересов.

В медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа помещаются больные, по психическому состоянию не представляющие опасности для себя или окружающих, но нуждающиеся в больничном содержании и лечении в принудительном порядке, не требующем интенсивного наблюдения. В такой медицинской организации проходят лечение как лица, направленные туда по определению суда, так и больные, поступившие по направлению врача в обычном порядке. Понятие «стационарные условия» в данном случае подразумевает любое из системы медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь.

Под медицинской организацией, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа следует понимать отделение обычной (районной, городской, областной) психиатрической больницы или другой аналогичной медицинской организации оказывающей стационарную психиатрическую помощь всем гражданам, проживающим на обслуживаемой тер-ритории. Проведение принудительного лечения не является основной функцией данного отделения. Подобное отделение может быть как узкопрофилированным (подростковым, суицидологическим и т.п.), так и общепсихиат-рическим, оказывающим стационарное лечение пациентам с различными психическими расстройствами.

Лица же, помещенные в медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа и специализированного типа с интенсивным наблюдением, находятся под охраной в целях исключения возможности совершения ими новых общественно опасных деяний. Стационары специализированного типа представляют собой стационарные психиатрические организации, и предназначены исключительно для осуществления принудительного лечения.

В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 101 УК РФ в медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа, а также специализированного типа с интенсивным наблюдением помещаются лишь лица, по своему психическому состоянию требующие соответственно постоянного наблюдения либо представляющие особую опасность для себя или других лиц и требующие постоянного и интенсивного наблюдения.

Как отмечалось, принудительные меры медицинского характера могут быть применены только судом.

Производство по таким делам осуществляется судом на основании положений гл. 51 УПК. Признав доказанным, что запрещенное уголовным законом деяние совершено данным лицом в состоянии невменяемости или что у этого лица после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, суд выносит постановление об освобождении этого лица от уголовной ответственности или от наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера.

Согласно ст. 442 УПК РФ в ходе судебного разбирательства по уголовному делу должны быть исследованы и разрешены следующие вопросы:

1) имело ли место деяние, запрещенное уголовным законом;

2) совершило ли деяние лицо, в отношении которого рассматривается данное уголовное дело;

3) совершено ли деяние лицом в состоянии невменяемости;

4) наступило ли у данного лица после совершения преступления психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение;

5) представляет ли психическое расстройство лица опасность для него или других лиц либо возможно ли причинение данным лицом иного существенного вреда;

6) подлежит ли применению принудительная мера медицинского характера и какая именно.

Определение судом конкретного вида принудительной меры медицинского характера зависит, прежде всего, от психического состояния лица, в отношении которого принимается данное решение, и нуждаемости его в соответствующем виде и режиме лечения.

Психическое состояние устанавливается путем проведения судебно-психиатрических экспертиз (гл. 28 и ст. 283 УПК), порядок проведения которых регламентирован федеральным законодательством и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, во внимание в качестве показателей психического состояния принимается общественная опасности лица и тяжесть содеянного им.

Как отмечается в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 7 апреля 2011 г. № 6, вид принудительной меры медицинского характера избирается судом с учетом положений части 2 статьи 99, статей 100 и 101 УК РФ. При определении вида принудительной меры медицинского характера в отношении лиц, указанных в пунктах «а», «б» части 1 статьи 97 УК РФ, судам следует учитывать характер и степень психического расстройства, опасность лица для себя и других лиц или возможность причинения им иного существенного вреда. Суду надлежит мотивировать принятое решение на основе оценки заключения эксперта (экспертов) о психическом состоянии лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, и других собранных по делу доказательств.

В постановлении суд указывает вид принудительной меры медицинского характера в соответствии с частью 1 статьи 99 УК РФ. Определение конкретного психиатрического учреждения, где должно проводиться лечение, относится к компетенции органов здравоохранения.

Применение принудительных мер медицинского характера, на первый взгляд, является правом, а не обязанностью суда, который самостоятельно оценивает как наличие правовых оснований для того, так и целесообразность назначения. Однако представляется, что неприменение принудительного психиатрического лечения к совершившим общественно опасные деяния лицам, представляющим общественную опасность, будет свидетельствовать об ошибочности судебного решения. Следовательно, применение таких мер является императивным.

Сроки применения принудительных мер медицинского характера в определении суда не указываются, и их длительность полностью зависит от психического состояния больного. Дальнейший процесс применения принудительных мер медицинского характера, продолжительность которого ограничена только достижением целей применения принудительных мер, находится под судебным контролем.

Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются исключительно судом по представлению администрации медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит регулярному освидетельствованию комиссией врачей-психиатров, периодичность которого установлена ч. 2 ст. 102 УК РФ - не реже одного раза в шесть месяцев. Цель освидетельствования - решения вопроса о наличии медицинских оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры.

Освидетельствование проводится как по инициативе лечащего врача, так и по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника. Ходатайство подается через администрацию медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, вне зависимости от времени последнего освидетельствования. Лицу, обращавшемуся с ходатайством, сообщается о решении комиссии, которое может быть обжаловано в установленном порядке.

При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительная инспекция представляют в суд заключение для продления принудительного лечения.Иначе говоря, суд продлевает принудительные меры меди-цинского характера по тем же основаниям, что и назначает их.

Первое продление принудительного лечения производится по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно, при этом освидетельствование больного комиссией врачей-психиатров по-прежнему осуществляется не реже одного раза в шесть месяцев.

Согласно ч. 2.1 ст. 102 УК РФ (введена ФЗ от 29.02.2012 г. № 14-ФЗ) вне зависимости от времени последнего освидетельствования и от принятого решения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера суд на основании внесенного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока исполнения наказания ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, назначает судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лица, указанного в п. «д» ч. 1 ст. 97 УК, в целях решения вопроса о необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания. Суд на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы может назначить принудительную меру медицинского характера, предусмотренную п. «а» ч. 1 ст. 99 УК, или прекратить ее применение.

Изменение принудительной меры медицинского характера предполагает замену исполняемой меры на другую, соответствующую психиатрическому состоянию лица, в силу существенного изменения состояния здоровья больного.

Если в психическом состоянии лица, в отношении которого назначена принудительная мера медицинского характера в виде принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях произошли изменения, связанные с необходимостью помещения такого лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, суд вправе изменить вид принудительной меры медицинского характера в соответствии с частью 1 статьи 99 УК РФ, когда имеются данные о том, что характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в стационарных условиях. В постановлении надлежит указать обстоятельства, свидетельствующие о том, что психическое состояние лица после того, как к нему была применена принудительная мера медицинского характера, изменилось, и он стал представлять повышенную опасность для себя или других лиц. Решение принимается в порядке, установленном статьей 445 УПК РФ.

Основанием для изменения вида принудительных мер медицинского характера, таким образом, является изменение степени общественной опасности психически больного лица, в силу чего отпадает необходимость применения ранее назначенной меры медицинского ха-рактера при необходимости избрания другой меры.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 27 Постановления от 7 апреля 2011 г. № 6 подчёркивает: рассматривая вопрос о продлении, изменении или прекращении применения принудительной меры медицинского характера, суд должен тщательно проверить обоснованность ходатайства, поданного в соответствии с ч. 1 ст. 445 УПК РФ. Для этого суду надлежит выяснить результаты проведенного лечения и решить вопрос о необходимости дальнейшего медицинского наблюдения и лечения. В этих целях в судебное заседание может быть вызван представитель медицинской организации (психиатрического стационара), где наблюдается лицо, в отношении которого решается вопрос о продлении, изменении или прекращении применения принудительной меры медицинского характера. Участие в судебном заседании защитника, законного представителя лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, и прокурора обязательно.

В соответствии с ч. 2 ст. 399 и ч. 4 ст. 445 УПК РФ лицу, в отношении которого решается вопрос о продлении, изменении или прекращении применения к нему принудительной меры медицинского характера, должно быть обеспечено его непосредственное участие в судебном заседании либо предоставлена возможность изложить свою позицию путем использования систем видеоконференц-связи, если в соответствии с медицинским заключением его психическое состояние позволяет ему участвовать в судебном заседании. Вопрос о форме участия такого лица в судебном заседании решается судом.

В случае, когда психическое состояние лица, в отношении которого решается вопрос о продлении, изменении или прекращении применения принудительной меры медицинского характера, не позволяет ему лично участвовать в проводимом в помещении суда судебном заседании, судам рекомендовано рассматривать соответствующие материалы в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.

По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2012 году судами РФ принудительное лечение применено к 6 111 человекам, принудительные меры к невменяемым - к 5 832 лицам, удовлетворено 7064 ходатайств (из 7667) о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар (п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК РФ), 26 959 ходатайств (из 28 456) о прекращении, изменении или продлении применения принудительной меры медицинского характера (ст. 445 УПК РФ).

Прекращение применения принудительного лечения возможно лишь в случае достижения целей применения принудительной меры медицинского характера - излечения или должного (исключающего опасность для общества) улучшения психического состояния лица.

Основанием для прекращения применения принудительных мер медицинского характера является такое изменение психического состояния лица, при котором оно перестает быть общественно опасным вследствие выздоровления, либо улучшения, или ухудшения психического состояния настолько, что дальнейшее применение принудительных медицинских мер становится неэффективным и нецелесообразным.

Суд вправе передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении этого лица в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или направлении этого лица в стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

Лицо, совершившее общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, не подлежит уголовной ответственности даже в случае выздоровления.

Если лицо, в отношении которого применялось принудительное лечение, подлежит уголовной ответственности за совершенное им ранее преступление, то суд разрешает вопрос о возобновлении уголовного преследования, а если данное лицо освобождалось от отбывания наказания в силу временного расстройства его психической деятельности, суд разрешает вопрос о его направлении для отбывания наказания. При истечении же давностных сроков (сроков давности привлечения к уголовной ответственности и давности обвинительного приговора), установленных ст. 78 и 94 УК РФ, лицо подлежит освобождению от отбывания наказания. Суд также обязан проверить, нет ли иных предусмотренных законом оснований для освобождения данного лица от уголовной ответственности или наказания.

В случае отмены принудительной меры медицинского характера в отношении лица, у которого расстройство психической деятельности наступило уже после вынесения приговора, но до отбывания назначенного ему наказания, суд засчитывает ему в срок отбывания наказания время нахождения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях (вне зависимости от её вида), из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы. Так же день пребывания в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях засчитывается за один день ареста или содержания в дисциплинарной воинской части, два дня ограничения свободы, три дня исправительных работ или ограничения по военной службе, восемь часов обязательных работ (ст. 72 УК РФ). Если же это время превышает срок назначенного ему наказания, суд принимает решение об освобождении от наказания за его отбытием.

Зачета в срок наказания времени, в течение которого к лицу применялось принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях, действующим законом не предусмотрено.

Вступившее в законную силу решение суда о назначении, изменении, продлении или прекращении применения принудительной меры медицинского характера может быть пересмотрено в установленном законом порядке.

ТЕМА № 18

1. Понятие и виды принудительных мер медицинского характера.

2. Понятие и виды принудительных мер воспитательного характера.

3. Конфискация имущества.

1. Принудительные меры медицинского характера представляют собой не являющиеся наказанием, но предусмотренные уголовным законом меры, применяемые судом к душевно больным, совершившим общественно-опасное деяние в состоянии невменяемости; к лицам, совершившим преступления в состоянии вменяемости, но до вынесения приговора или во время отбывания наказания, заболевшим психической болезнью, лишающей возможности отдавать отчет своим действиям и руководить ими; к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; совершившим в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности лиц, не достигших 14 лет и страдающим педофилией, не исключающей вменяемости.

Принудительные меры медицинского характера применяются вне зависимости от воли и желания лица, влекут для него целый ряд ограничений, но они не содержат элементов кары и не влекут судимости. Целями этих мер является излечение лиц, страдающих психическими заболеваниями, улучшение их состояния, а также предупреждение совершения ими новых преступлений.

Основания и пределы применения принудительных мер медицинского характера, установлены уголовным законом, порядок применения – уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. Детально регламентируются законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июня 1992г., а также «Положением об условиях и порядке психиатрической помощи» от 5 января 1988г.

В соответствии со ст. 99 УК РФ суд может назначить следующие виды принудительных мер медицинского характера:

1) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

2) общего типа;

3) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;

4) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра . Следовательно, данный вид принудительной меры назначается в случаях, когда лицо не нуждается в специальных условиях для лечения, в постоянном уходе и содержании в стационарных условиях, не представляет опасности для самого себя или других людей.



Второй вид принудительных мер (принудительное лечениев психиатрическом стационареобщего типа ) может быть назначен судом, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре.

Принудительное лечение в психиатрическом стационареспециализированного типа , может быть назначено лицам, которые по своему психическому состоянию требуют постоянного наблюдения. В подобные стационары обычно помещаются лица, которые совершили общественно опасное деяние, не связанное с посягательством на жизнь человека, и по своему психическому состоянию не представляют опасности ни для себя, ни для окружающих.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицам, которые по своему психическому состоянию представляют опасность для себя или других лиц, и требуют постоянного, интенсивного наблюдения. Это наиболее строгая мера принудительного лечения.

Продление, изменение и прекращение мер медицинского характера осуществляется судом по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер, на основании заключения комиссии врачей-психиатров. В случае излечения лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, при назначении наказания или возобновлении его исполнения, время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания, из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы.

2. Принудительные меры воспитательного характера представляют собой не являющиеся наказанием меры государственного принуждения, применяемые судом к достигшим возраста уголовной ответственности несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, когда исправление и перевоспитание таких подростков возможны без применения наказания.

Таким образом, основными условиями неприменения уголовного наказания и принятия решения в пользу использования в отношении несовершеннолетнего меры принудительного характера, являются следующие факты: 1) лицо на момент совершения преступления должно быть не достигшим восемнадцатилетнего возраста; 2) преступление, совершенное несовершеннолетним, не должно представлять большой общественной опасности; 3) личность несовершеннолетнего должна свидетельствовать о том, что его исправление возможно путем воспитательного воздействия, без применения наказания.

Данные меры, также как и меры медицинского характера, применяются независимо от воли несовершеннолетнего, или лица, представляющего его интересы. Назначаемые меры создают обязанность их неукоснительного исполнения, как лицами виновными в совершении преступления, так и всеми другими лицами, прямо или косвенно соприкасающимися с исправлением несовершеннолетнего.

В исключительных случаях эти меры могут применяться к психически и социально незрелым лицам в возрасте от 18 до 20 лет в соответствии со ст. 96 УК РФ.

Согласно ст. 90 УК несовершеннолетнему могут быть назначены следующие меры воспитательного характера: 1) предупреждение (состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений); 2) передача под надзор родителей или лиц их заменяющих, либо специализированного государственного органа (состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю над его поведением – контроль свободного времени, непозволение покидать дом после определенного часа и т.д.); 3) возложение обязанности загладить причиненный вред (назначается с учетом имущественного положения и трудовых навыков несовершеннолетнего); 4)ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (может предусматривать запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома, выезда в другую местность, без разрешения специализированного государственного органа и т.д.).

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного воздействия. В случае систематического неисполнения принудительной меры, эта мера отменяется и наступает уголовная ответственность.

В отдельных случаях, несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления средней тяжести или тяжкого, может быть освобожден судом от наказания, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты только путем его помещения в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение закрытого типа для несовершеннолетних. Срок пребывания в таких учреждениях не может превышать максимального срока наказания, предусмотренного за совершенное преступление. Продление пребывания допускается только в случае необходимости завершить общеобразовательную или профессиональную подготовку.

3. Федеральным законом от 8.12.2003г. конфискация имущества как вид наказания была исключена из Уголовного кодекса РФ. Несмотря на это, многие ученые были не согласны с отменой статьи. Более того, предпринимались шаги, для возвращения данного вида наказания в Уголовный кодекс (Генеральной прокуратурой РФ, министерством внутренних дел РФ, отдельными представителями Федерального Собрания РФ, судьями Конституционного и Верховного Судов РФ, а также известными учеными, такими как профессор Н.Ф. Кузнецова, академик В.Н. Кудрявцев и др.). В результате Федеральным законом от 27 июля 2006г. конфискация имущества вновь была возвращена, но уже в виде иной меры уголовно-правового характера.

Согласност.104 1 конфискация имущества представляет собой принудительное безвозмездное изъятие и обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества: 1) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных частями второй ст.105, 111, 126, ст.127.1, ст.127.2, ч.2 ст. 141, ст. 141.1, ч.2 ст. 142, ст. 145.1, ст.146, ст.147, ст. 153-155, ст.171.2, ст. 183, ч.3 и ч.4 ст.184, ст.186, 187, 189, ч.3 и ч.4 ст.204, ст.205, 205.1, 205.2, 206, 208-210, 212, 222, 227, 228.1,ч.2 ст.228.2, ст.228.4, 229, 231, 232, 234, 240-242.1, 275-279, 281, 282.1, 282.2, 285, 290, 295, 307-309, 355, ч.3 ст.359 УК, или являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную границу, ответственность за которое установлена ст.226.1, 229.1 и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу; 2) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы; 3) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации); 4) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

Если имущество, полученное в результате совершения преступления, или доходы от него были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть, которая соответствует стоимости приобщенного имущества и доходов. Кроме того, имущество, полученное преступным путем и переданное осужденным другому лицу (организации), также подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате совершения преступления.

Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, добытого преступным путем невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд может вынести решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости этого предмета.

При решении вопроса о конфискации имущества в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного законному владельцу. При отсутствии у виновного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в ст.104 1 , из его стоимости возмещается ущерб, причиненный законному владельцу, а оставшаяся часть обращается в доход государства.

Ранее действовавшая норма о конфискации предусматривала изъятие всего или части имущества , являвшегося собственностью осужденного, а не приобретенного в результате совершения преступлений. Таким образом, новая норма, больше соответствует основополагающим принципам уголовного права (в частности, принципу вины, справедливости и др.), поскольку в первоначальной редакции ответственность, в том числе, перекладывалась и на родственников осужденного, которые преступления не совершали.

Уголовные кодексы зарубежных государств, например, УК Литвы, УК Латвии и др. пошли именно по пути новой нормы. Данное положение соответствует и международным конвенциям, признанным, в том числе, Россией (Конвенции ООН о борьбе с коррупцией - 2003г. и Конвенции ООН, направленной против организованной преступности - 2004г.).

Уголовная ответственность – это осуждение лица и совершенного им общественно опасного деяния, выраженное во вступившем в законную силу обвинительном приговоре суда, связанное с неблагоприятными последствиями для лица в виде наказания или иных мер уголовно-правового характера и судимости.

Уголовная ответственность наступает со дня вступления вынесенного обвинительного приговора в законную силу и прекращается с погашением или снятием судимости.

Проведенное исследование показывает, что правовое регулирование уголовно-правовых средств, призванных обеспечивать реализацию задач уголовного права, весь комплекс уголовно-правовых норм, регулирующих соответствующие вопросы, нуждается в принципиально иной регламентации. В уголовном законодательстве должна получить более четкое закрепление система разнообразных, наиболее эффективных уголовно-правовых мер, которые призваны и способны служить средствами решения задач уголовного права - система уголовно-правовых мер противодействия преступности.

Структурно система уголовно-правовых мер противодействия преступности должна включать две группы мер. Первая из них - система мер уголовно-правового воздействия (система карательных мер) , включающая в себя уголовное наказание и различные виды освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания, в том числе относящиеся к ним условное осуждение и принудительные меры воспитательного воздействия . Перечисленные меры объединяет единая карательная сущность, все они представляют собой различные формы реакции государства на совершение преступления, применяются за совершение преступлений в отношении лиц, их совершивших, назначаются в соответствии с характером и степенью общественной опасности преступления во имя уголовно- правовых целей восстановления (утверждения) социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений.

Вторая группа мер - система мер безопасности в уголовном праве, или иначе - «иные меры уголовно-правового характера» (система некарательных мер), включающая медицинские и иные меры безопасности, имеющие некарательную сущность, которые применяются не за совершение преступления, а в связи с совершением запрещенного уголовным законом общественно опасного деяния к лицу, его совершившему, в целях обеспечения его безопасности для себя и для общества в целом, его излечения, ресоциализации и т.п . Кроме мер медицинского характера, к указанной группе могут быть отнесены нынешняя конфискация имущества и конфискация предметов, изъятых из гражданского оборота, орудий и средств совершения преступления, административный надзор или иное ограничение прав и свобод рецидивоопасного лица из «зоны риска» (например, ссылка, высылка), обсуждаемая ныне возможная кастрация «педофилов» и другие меры, которые появятся в будущем.



При таком подходе под «иными мерами уголовно-правового характера» («мерами безопасности в уголовном праве») предлагается понимать совокупность различных предусмотренных уголовным законом некарательных мер, которые призваны и способны участвовать в решении задач уголовного права: охранительно-регулятивной и регулятивно-охранительной.

Своеобразие таких мер как мер уголовно- правового характера проявляется в их специфических признаках:

Основная их особенность - некарательная сущность, они применяются не в качестве реакции на совершение преступления (т.е. не «за то, что» лицо совершило преступление); не требуется соответствие (соразмерность) такой меры характеру и степени общественной опасности преступления; восстановление социальной справедливости (кара) не является их целью; соответственно, «иные меры» не указываются в санкциях;

Предусматриваются они в Уголовном кодексе именно в таком качестве; основания, цели и принципы их применения регламентированы нормами УК; реализуются они в рамках специфических уголовно-правовых отношений;

Такие меры имеют своими целями обеспечение безопасности самого лица и других лиц, предупреждение совершения правонарушений, оказание необходимой помощи в рамках реализации соответствующего уголовно-правового отношения;

Юридическим основанием применения таких мер служит законное и обоснованное решение суда, выносимое от имени государства;



Их применение является принудительным - независимо от желания лиц, к которым они применяются, и их законных представителей;

Это меры, альтернативные не только наказанию, но и всем иным мерам уголовно-правового воздействия (карательным), однако при необходимости они могут применяться наряду с последними в качестве «иных мер».

Справедливость требует оговориться, что совокупность приведенных признаков характеризует систему «иных мер уголовно-правового характера» скорее со стороны должного, чем сущего. Значение их представления в данном учебнике - способствовать становлению анализируемого важного уголовно-правового института и совершенствованию его правового регулирования.

В результате изучения данной темы обучающийся должен:

знать

  • структуру иных мер уголовно-правового характера;
  • на какие ситуации рассчитаны нормы ст. 97–104 УК РФ;
  • в чем выражается принудительность мер медицинского характера и каковы цели их применения;
  • как определяются сроки принудительного лечения;
  • каков порядок применения, продления и прекращения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания;

уметь

  • выделять и обосновывать основания применения принудительных мер медицинского характера;
  • раскрывать особенности каждого из видов принудительных мер медицинского характера;
  • анализировать основания и порядок продления, изменения и прекращения применения принудительных мер медицинского характера;
  • анализировать правовую природу конфискации имущества;

владеть

  • навыками оперирования основными понятиями о критериях невменяемости, лицах, которым могут быть применены принудительные меры медицинского характера, видах этих мер, вопросах, которые ставятся при назначении судебно-психиатрической экспертизы и подлежат оценке судом;
  • умением рассмотрения проблем конфискации имущества (ст. 104.1 УК РФ).

Принудительные меры медицинского характера

В соответствии с ч. 1 ст. 97 УК РФ принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:

  • а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части, в состоянии невменяемости;
  • б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;
  • в) совершившим преступления и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;
  • д) совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости (п. "в" и "д" были введены Федеральным законом от 29 февраля 2012 г.).

Общие условия применения принудительного лечения установлены Законом РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях нрав граждан при ее оказании".

Согласно ст. 11 этого Закона принудительное лечение может проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя только при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным УК РФ, а также при недобровольной госпитализации.

Принудительные меры медицинского характера выражаются в принудительном психиатрическом наблюдении и лечении лиц, совершивших общественно опасные деяния (или преступления) и страдающих психическими расстройствами. Принудительные меры медицинского характера не являются наказанием, но имеют с ним сходство, поскольку являются мерами государственного принуждения, назначаемыми судом (ч. 1 ст. 97 УК РФ). Принудительность этих мер состоит в том, что их применение не зависит от желания лица, которому они назначаются, однако в отличие от наказания данные меры не содержат элементов кары, не выражают от имени государства отрицательной оценки деяния и лица, совершившего преступление, и не влекут судимости.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 7 апреля 2011 г. № 6 разъясняет судам, что принудительные меры медицинского характера являются мерами уголовно-правового характера и применяются только к лицам, которые совершили предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, а также к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, и лишь при условии, когда психическое расстройство связано с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (ч. 1 и 2 ст. 97 УК РФ). При этом цели применения принудительных мер медицинского характера отличаются от целей применения наказания и силу ст. 98 УК РФ заключаются в излечении или улучшении психического состояния указанных лиц, а также предупреждении совершения ими новых предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяний (п. 2 постановления).

Применение принудительных мер медицинского характера не преследует достижение целей восстановления социальной справедливости, исправления и предупреждения преступлений. В соответствии со ст. 98 УК РФ целями таких мер являются излечение лиц, страдающих психическими расстройствами, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных Особенной частью УК РФ.

Основанием для назначения принудительных мер медицинского характера лицам, страдающим психическими расстройствами, является совокупность трех условий:

  • 1) совершение общественно опасного деяния, предусмотренного статьями Особенной части УК РФ (п. "а" ст. 97 УК РФ), или преступления (п. "б", "в" ч. 1 ст. 97 УК РФ);
  • 2) наличие в момент совершения общественно опасного деяния состояния невменяемости (п. "а" ч. 1 ст. 97 УК РФ) или психического расстройства, не исключающего вменяемости в момент совершения преступления (п. "в" ч. 1 ст. 97 УК РФ) либо наступление после совершения преступления психического расстройства, исключающего возможность назначения или исполнения наказания (п. "б" ч. 1 ст. 97 УК РФ);
  • 3) установление такого психического состояния субъекта, которое создает реальную возможность совершения им нового опасного деяния либо сопряжено с непосредственной опасностью для себя или других лиц.

К указанным лицам принудительные меры медицинского характера могут быть применены только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда или с опасностью для себя или других лиц. Если указанные лица по своему психическому состоянию не представляют опасности, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении.

При назначении принудительных мер медицинского характера суд не устанавливает конкретных сроков их применения, поскольку невозможно прогнозировать, в течение какого времени может наступить изменение психического состояния лица, при котором отпадет необходимость в применении назначенной ранее меры. В определении суда лишь указывается вид психиатрического стационара, где будет проводиться лечение, однако закон обеспечивает права лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера, определяя порядок продления, изменения и прекращения указанных мер.

В ст. 99 УК РФ закреплен исчерпывающий перечень видов принудительных мер медицинского характера:

  • 1) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;
  • 2) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;
  • 3) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;
  • 4) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

В соответствии с ч. 2 ст. 99 УК РФ лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, в том числе лицам, указанным в п. "д" ч. 1 ст. 97 УК РФ, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ).

Основания для выбора того или иного вида принудительного лечения закреплены в ст. 100 и 101 УК РФ. Они зависят от психического состояния лица и возможности излечения либо улучшения состояния психического здоровья.

Назначение принудительного амбулаторного лечения необходимо только при наличии оснований, указанных в ч. 2 ст. 97 УК РФ.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре согласно ст. 101 УК РФ может назначаться, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в данном лечебном учреждении. Также в УК РФ регламентированы основания для выбора психиатрического стационара трех типов: общего, специализированного и с интенсивным наблюдением.

Отличие принудительных мер медицинского характера от наказания проявляется в содержании целей, в определении срока их применения, в порядке замены одного вида другим.

Продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера зависит от результатов лечения и психического состояния лица на момент принятия решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 102 УК РФ продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются судом по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, уголовно-исполнительной инспекцией, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, на основании заключения комиссии врачей-психиатров (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 102 УК РФ лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. Освидетельствование такого лица проводится по инициативе лечащего врача, если в процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера либо прекращении ее применения, а также по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника. Ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, или уголовноисполнительную инспекцию.

Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление производится ежегодно. Согласно ч. 2.1 в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ суд на основании ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, назначает судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лица, указанного в п. "д" ч. 1 ст. 97 УК РФ, в целях решения вопроса о необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания. На основании заключения судебно-психиатрической экспертизы суд может назначить принудительную меру медицинского характера, предусмотренную п. "а" ч. 1 ст. 99 УК РФ, или прекратить ее применение. Действие этой части статьи распространяется на осужденных к лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста.

Основанием изменения или прекращения применения принудительной меры медицинского характера является такое изменение психического состояния лица, при котором отпадает необходимость применения ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера как усиленного вида режима, так и более мягкого.

В случае прекращения применения принудительного лечения в психиатрическом стационаре суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, органам здравоохранения для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении.

В соответствии со ст. 103 УК РФ в случае излечения лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, при назначении наказания или возобновлении его исполнения, время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы. Следовательно, такой порядок зачета срока относится только к лицам, указанным в п. "б" ч. 1 ст. 97 УК РФ.

В соответствии со ст. 104 УК РФ в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 99 УК РФ, принудительные меры медицинского характера исполняются по месту отбывания лишения свободы. Если психическое состояние осужденного изменилось и требует стационарного лечения, это лицо помещается в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении (ч. 2 ст. 104 УК РФ). Время пребывания в указанных учреждениях засчитывается в срок отбывания наказания. Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Конфискация имущества

Конфискация имущества в настоящее время признана иной мерой уголовно-правового характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 104.1 УК РФ конфискация имущества – принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора следующего имущества: денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения определенных преступлений, указанных в п. "а" ч. 1 данной статьи (например, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ч. 2–4 ст. 111, ч. 2 ст. 126, ст. 127.1, ч. 2 ст. 141, ст. 205, 206, 222, 228.1- 229, 285, 290, ч. 3 ст. 359 УК РФ или являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо через Государственную границу РФ с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, ответственность за которые установлена ст. 226.1 и 229.1 УК РФ, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу).

Конфискации также подлежат деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями, указанными в п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, и доходы от этого имущества были полностью или частично превращены или преобразованы.

Кроме того, конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) (п. "в" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ). Наконец, конфискуются орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому (п. "г" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ).

Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в ст. 104.1 УК РФ, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по другой причине, судом выносится решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета (ст. 104.2 УК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 104.3 УК РФ при принятии решения о конфискации имущества в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного законному владельцу. При отсутствии у виновного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в ч. 1 и 2 ст. 104.1 УК РФ, из его стоимости возмещается вред, причиненный законному владельцу, а оставшаяся часть обращается в доход государства.

Виды иных мер уголовно-правового характера

Принудительные меры медицинского характера

Принудительные меры медицинского характера применяются к лицам, совершившим общественно опасные деяния , и нуждающимся в лечении психических расстройств . В Российской Федерации применяются следующие принудительные меры медицинского характера:

  • Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра
  • Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа
  • Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа
  • Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением

Конфискация имущества

Конфискация имущества заключается в принудительном безвозмезном обращении по решению суда в собственность государства имущества лица, совершившего преступление . Конфискация имущества может быть полной или частичной.

Основная статья : Принудительные меры воспитательного воздействия

Данные меры могут применяться к несовершеннолетним , совершившим преступление , не являющееся тяжким, вместо наказания .

Ограничения, налагаемые в связи с условным осуждением

Основная статья : Условное осуждение

Примечания

См. также

Литература

  • Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В. С. Комиссарова. - СПб.: Питер, 2005. - 560 с. ISBN 5-469-00606-9.
  • Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник / М. П. Журавлев, А. В. Наумов и др. ; под ред. А. И. Рарога. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004. - 696 с. ISBN 5-98032-591-3.
  • Курс уголовного права. Т. 1: Общая часть. Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. - М.: Зерцало-М, 1999. - 592 с. ISBN 5-8078-0039-7.
  • Иные меры уголовно-правового характера: сущность и цели применения // Адвокатская ведомость. - 6 февраля 2007 г.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Иные меры уголовно-правового воздействия" в других словарях:

    Иные меры уголовно правового характера, иные меры уголовно правового воздействия общее название для мер, принимаемых государством в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, которые не являются наказанием. В законодательстве… … Википедия

    - (особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, ювенальное уголовное право) установленный уголовным законодательством России специфический уголовно правовой режим, предусматривающий значительное смягчение репрессивных мер в… … Википедия

    Специфичные для российского права характеристики уголовно правового режима несовершеннолетних рассматриваются в статье «Уголовно правовой режим несовершеннолетних в России». Уголовно правовой режим несовершеннолетних (особенности уголовной… … Википедия

    Вина в уголовном праве психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности. Учение о вине является крайне важной составляющей уголовного права … Википедия

    Уголовное законодательство система нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти, содержащих нормы, регулирующие отношения, связанные с установлением оснований привлечения к уголовной ответственности и… … Википедия

    Меры государственного принуждения, как правило, являющиеся разновидностью иных мер уголовно правового характера, суть которых заключается в принудительной госпитализации, амбулаторном лечении или применении иных процедур медицинского характера к… … Википедия

    Меры уголовно правового характера, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступления, в порядке освобождения от уголовной ответственности, освобождения от наказания, либо вместо наказания. Данные меры направлены прежде всего на… … Википедия

    Имеет место в случаях, когда одно и то же деяние регулируется двумя нормами уголовного законодательства, из которых подлежит применению только одна. Содержание 1 Законодательные положения, касающиеся конку … Википедия