Правовые системы и правовые семьи. Понятие правовой семьи Правовые семьи определение и характеристика

В мире существует столько правовых систем, сколько и государств, т.е. правовая система присуща государству. Правовые системы, имеющие схожие черты объединяются в правовые семьи.

Правовая семья – комплекс правовых систем, выделенных на основе общности генезиса, принципов правового регулирования, источников права и структурного единства, а также единства терминологии, юридических категорий и понятий.

Существует множество классификаций правовых семей. Одной из самых популярных является классификация, данная известным французским ученым Р. Давидом. Основанием объединения правовых систем в правовые семьи выступает схожесть таких элементов правовой системы, как источники права, система права, принципы права, система законодательства (см. таблицу).

Наиболее распространенными в современном мире видами правовых семей являются (см. схему 15.2):

Романо-германская;

Англосаксонская;

Мусульманская;

Традиционного права.

Англо-саксонская правовая семья – одна из разновидностей правовых систем мира, имеющая свои истоки в Англии в XI-XII вв. Сегодня почти треть населения мира (Англия, Сев. Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, бывшие колонии Британской империи) живет по принципам, содержащимся в английском праве: 1) основным источником права служит норма, сформулированная в судебных прецедентах, т.е. в судебных решениях по конкретному делу, которым затем придается общеобязательность; 2) право делится на общее, выработанное судьями, и право справедливости, основанное на решениях от имени короля. Судебная реформа 1873-1875 гг. соединила общее право и право справедливости в единую систему права; 3) отсутствует деление права на частное и публичное; 4) отдается предпочтение процессуальному праву; 5) отсутствует четкая классификация отраслей права; 6) отводится огромная роль судебному толкованию закона, что обусловливает связанность правоприменительного органа не только текстом закона, но и «прецедентами толкования» предшествующих судебных решений и др. В США сложилась в основном дуалистическая система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии со статутным (законодательным) правом парламентского происхождения при приоритете прецедента. Однако законодательство в США имеет больший удельный вес, чем в Англии, причем значительным является не только объем федерального законодательства, в том числе кодексов, но и широкая законодательная компетенция штатов, которые активно ею пользуются.

Романо-германская (континентальная) правовая семья – одна из разновидностей правовых систем мира, возникшая на основе древнеримского права и являющаяся результатом его эволюции и приспособления к новым условиям. Существовала первоначально в странах континентальной Европы, затем распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Востока, Японию, что объясняется колонизаторской деятельностью многих европейских стран, имеющих высокий уровень кодификации законодательства (ГК Франции 1804 г., Гражданское Уложение Германии 1900 г., Единый торговый гражданский кодекс Италии 1924 г.). Отличительными чертами этой правовой системы являются: а) признание за конституцией высшей юридической силы и установление судебного контроля за конституционностью обычных законов; б) наличие иерархической системы источников права (закон – подзаконные акты), среди которых роль обычая и прецедента незначительна, а закону отведена приоритетная роль; в) проведение широкой кодификации законодательства (в большинстве стран приняты и действуют гражданские, административные, торговые, уголовные, гражданские процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы); г) деление систем права на отрасли; д) отведение скромной роли судебной практике; е) придание общепризнанным нормам международного права преимущества перед внутренними законами; ж) признание деления права на частное и публичное.

Мусульманское право как система норм, в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим мусульманским государством, в своей основе сложилось в Арабском халифате в VII-Х в. и основано на мусульманской религии – исламе.

Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий. Правда, теория мусульманского права признает, что божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, которое направлено на то, чтобы приспособить данное Аллахом право к практическому использованию.

Поскольку мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые обычно относят к правовой сфере. В этом смысле оно рассматривается как единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные регуляторы, а также обычаи.

Мусульманское право или фикх делится на две части: первая указывает мусульманину, какой должна быть его линия поведения по отношению к себе подобным (муамалат), вторая предписывает обязательства по отношению к Аллаху (ибадат). Основная функция фикха состоит в сохранении неразрывных связей между законодательством мусульманского государства и его первичными источниками.

Основными источниками мусульманского права выступают: Коран; сунна, т.е. рассказы о жизнедеятельности пророка; иджма, т.е. согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом по вопросу об обязанностях правоверного; кияс, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, сунной или иджмой.

В мусульманском праве отсутствует классическое деление на публичное и частное право. Глава следует за главой без всякого логического разграничения вопросов, которые следовало бы отнести к частному либо к уголовному праву. К числу основных отраслей мусульманского права относятся: уголовное право, судебное право и семейное право.

Мусульманское судоустройство отличалось простотой. Единоличный судья рассматривал дела всех категорий. Иерархии судов не существовало. В современных условиях некоторые мусульманские страны (например, Египет) полностью отказались от мусульманских судов. Однако в большинстве арабских стран они продолжают играть немаловажную роль в механизме социального действия права. В некоторых странах (Судан) система мусульманских судов приняла даже многоступенчатый характер (несколько инстанций), в других - имеются параллельные системы мусульманских судов, соответствующих разным толкам (к примеру, суннитские и джаффаратские суды в Ираке и Ливане).

Семья традиционного права наиболее архаичная из существующих правовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права является обычай (традиция). К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки, Папуа-Новой Гвинеи, Океании.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

Доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

Обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний. сложившихся естественным путем и признанных государствами;

Обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

Нормативные акты (писанные законы) имеют вторичное значение, хотя в последнее время их принимается все больше и больше;

Судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

Судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

Юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

Архаичность многих ее обычаев и традиций.

Схема 15.2 Виды правовых семей

Сравнение основных правовых семей представлено в таблице 15.1.

Таблица 15.1 – Сравнение правовых семей

Правовая семья Романо-германская Англо- саксонская Религиозного права Традиционного права
Источник права Нормативный правовой акт Судебный прецедент Религиозные тексты Правовой обычай
Система права Имеется деление на отрасли права, частное и публичное право Нет отраслевого деления, частное и публичное право не выделяются Отрасли права имеются, но не выражены конкретно. Нет деления на частное и публичное право Наличие или отсутствие отраслевого деления связано, по общему правилу, с правовой системой бывшей метрополии
Особенности Сформировалось и функционирует под влиянием римского права Наряду с судебным прецедентом важную роль, хотя и второстепенную, играет нормативный правовой акт Формируется и функционирует под влиянием и на основе религии. Правовыми нормами являются нормы религии. Право формируется на основе обычаев, традиций, ритуалов

Контрольные вопросы

Сегодня в мире существует более 250 стран. В качестве средства регулирования жизнедеятельности общества в каждом государстве используется правовая система. Если провести сравнительный анализ действующих законодательств в разных странах, можно обнаружить ряд общих черт.

Правовая система и правовая семья

Чем отличаются эти понятия? Правовая система и правовая семья соотносятся как частное и общее. Национальные законодательства можно объединить в несколько групп. Правовые семьи, кратко говоря, - это совокупности внутригосударственных нормативных баз. Национальные законодательства объединяются в группы по ряду критериев. Среди основных можно назвать общность правовых источников, ключевых понятий, исторического пути формирования, внутреннего устройства.

Историческая справка

Понятие "" впервые ввел в оборот немецкий ученый Лейбниц. В 1667 г. он выпустил труд на латинском языке о методах преподавания и изучения юриспруденции. В этой работе присутствует параграф 7. В нем Лейбницем была предложена на основании сходства в развитии и единого истока. Несколько ранее ученый выдвигал аналогичную идею по поводу языков. Впоследствии его идеи были развиты. Классификация правовых семей сегодня осуществляется с учетом различных факторов. К ним стоит отнести:

  1. Глобальные юридические идеи.
  2. Внутреннее строение института.
  3. Традиции.
  4. Специфику происхождения и развития разных систем.
  5. Юридическую культуру.

Виды

Стоит отметить, что у ученых нет единого мнения о том, какие правовые семьи следует считать основными. Первый подход предложил Р. Давид (французский деятель). Он считается первопроходцем в этой сфере. В 60-е годы 20 столетия Давид начал использовать выработанные им сравнительные методы при изучении юридической науки. В результате им были выделены основные правовые семьи и дополнительные. К первым он отнес континентальную, общую и социалистическую. Дополнительные :

  1. Религиозная (исламская).
  2. Дальневосточная.
  3. Индусская.
  4. Обычная.

Второй подход был предложен Кетцем и Цвайгертом. Они выделили восемь семей: романскую, германскую, социалистическую, англо-американскую, индусскую, исламскую, дальневосточную, скандинавскую.

Альтернативные подходы

Третья точка зрения на классификацию семей была высказана Осакве (американским ученым). Он объединил их в три категории. Всего же он насчитывает 13 семей. Группы были следующие:

  1. Западные.
  2. Иные незападные.
  3. Религиозные.

К первой он отнес: романскую, германскую, английскую, скандинавскую, американскую, социалистическую, российскую семьи. Во вторую группу были включены африканская и юго-восточная. В числе религиозных семей ученый называл мусульманскую, каноническую, еврейскую, индусскую. Еще один подход к разделению предложил Бехроуз. Этот ученый считал, что дополнительных правовых семей нет, а все они являются основными. Всего он выделил 7 видов. К ним он отнес семьи: традиционного, традиционно-эстетического, законодательного, религиозного, прецедентного, постсоветского, смешанного права. Еще одна точка зрения была высказана французом Леже. Он выделяет две К первой Леже отнес юридические институты, принадлежащие государствам с продолжительной традицией. Во вторую группу входили системы стран, подчинивших право идеологии либо религии.

Континентальная группа

Для лучшего понимания различий между категориями, целесообразно взять разделение, предложенное Давидом. Правовые семьи современности основываются на фундаменте, заложенном еще в прошлом столетии. Сегодня выделяют четыре группы. Первой является романо-германская правовая семья. Ее также называют континентальной. Это обусловлено местом ее возникновения. Романо-германская правовая семья объединяет в себе римские, канонические и местные традиции Швеции, Испании, Франции и других стран.

Специфика

В первую очередь следует обратить внимание на источники права романо-германской правовой семьи . В качестве основного из них выступает нормативный акт. Его доля в общем составе источников составляет 70 %. Кроме этого используется прецедент. Он применяется случаях противоречивости, неясности закона. Структура правовой семьи включает в себя и обычаи. Однако они используются в практике достаточно редко. В сравнении с другими семьями в романо-германской широко применяется юридическая доктрина. Научные деятели оказывают большую помощь уполномоченным органам при разрешении споров. Особенности правовой семьи также состоят в логичности и доктринальности внутригосударственных законодательств. Научные деятели вместе с представителями госструктур привлекаются не только к разрешению сложных споров либо дел, по которым нормативные положения отсутствуют, но и к разработке законопроектов. Часто ученые являются инициаторами утверждения того либо иного акта.

Кодефикация

Структура семьи формируется отраслями, подотраслями и институтами. При рассмотрении конкретного случая правоприменителю необходимо определить, к какой именно отрасли следует относить спор. В ее составе впоследствии он ищет соответствующую норму. Рассматривая , необходимо отметить четкую систематизацию актов. Сложившиеся ранее отрасли проходят кодификацию, то есть глубокую переработку. В результате формируется органичный документ, именуемый, как правило, кодексом.

Иерархическая зависимость

Она четко просматривается между актами. Смысл зависимости сводится к следующему. Нормативное положение, утвержденное вышестоящей структурой, имеет преимущество по отношению к акту, принятому нижестоящим органом. В случае противоречия первый отменяет действие последнего. Иерархия присутствует и между правовыми источниками. В частности, законодательные акты обладают преимуществом по отношению ко всем прочим формам (прецеденту, обычаю и пр.). Это обусловливается большой ролью государства в сфере нормативного регулирования.

Нюансы

Не все ставят материальные нормы выше процессуальных. Однако в законодательствах континентальной группы именно такое соотношение. Преимущество материального права над процессуальным означает, что при отсутствии доказательств нельзя отказывать в принятии дела к разбирательству. Но если в ходе рассмотрения позиция заявителя не будет аргументирована, спор будет проигран. Это правило существует также и потому, что в странах, использующих системы этой правовой семьи, реализуется инквизиционный процесс. Он предполагает определенную активность суда, возможность его предпринимать меры, направленные на собирание доказательств. В гражданских спорах, безусловно, имеет место и состязательность. Но и в этих процессах суд вполне может проявлять активность. Следует отметить, что система органов, разрешающих дело, также иерархична. Она предполагает наличие местных, апелляционных и кассационных, а также высших инстанций. Контроль их деятельности осуществляет министерство юстиции.

Англосаксонская правовая семья

В нее включены Великобритания, Канада, Австралия, США и пр. В настоящее время в британском содружестве состоит 36 стран. Англосаксонская правовая семья формировалась не учеными (юристами-теоретиками), а практиками. Их идеи основывались на результатах рассмотрения конкретных дел. Соответственно, в качестве основного источника выступает прецедент. Сегодня его доля - около 50 % от объема других нормативных форм. Однако в прежние времена этот показатель был существенно выше. В нормативном регулировании используются в основном статуты (законы). Их доля находится на уровне 40 %. В Европе право рассматривается как комплекс правил, установленных законом. Что касается стран британского содружества, то оно выступает для них результатом рассмотрения спора в суде. Кроме этого закон не будет считаться общеобязательным правилом, пока на практике он не будет апробирован и не накопится соответствующий опыт по его применению. В семье используются также обычаи. Однако они обладают второстепенным значением.

Отличительные черты

Юридическая доктрина в семье недооценивается, поскольку право больше связано с деятельностью судов, чем ученых. Одной из отличительных черт этой группы считается прагматичность. Это значит, что любой спор должен быть разрешен даже в отсутствие соответствующей нормы. Английское право казуистично. Это обусловливается тем, что прецеденты имеют место по конкретным случаям. Принцип, по которому разрешаются однородные дела, формируется после исследования всех доказательств и описания их признаков. Прежде чем его использовать, другой судья сравнивает разбираемый случай с тем, который изложен в прежнем решении. Мнение, что прецедент сковывает инстанции, обманчиво. Судья самостоятельно решает, совпадает ли разбираемый им случай с тем, на основании которого было вынесено решение ранее. Так как полного подобия не бывает никогда, он вполне может отбросить прецедент.

Отсутствие иерархии

Отличительной чертой англосаксонской системы является то, что в ней нет выраженного логического построения норм. Такая ситуация складывается не только среди прецедентов, но и среди статутов. Дело в том, что формирование законов происходило под влиянием судебной практики, которая системностью не отличалась. В этой семье нет разделения на отрасли. Однако существуют институты. В рамках прецедентного права отсутствует разделение на публичные и частные нормы. Кроме того, между казусами практики нет иерархии. По большому счету прецеденты главенствуют над статутами, не получившими судейского толкования. Это все указывает на то, что государство играет минимальную роль в процедуре правотворчества.

Специфика разрешения дел

Процессуальные нормы имеют приоритет над материальными. Это обстоятельство является следствием жесткого правила, согласно которому любое дело должно быть разрешено. При отсутствии материальной нормы суд вправе создать ее. Однако если не будет доказательств, даже это не поможет при разрешении дела. Решение суда должно иметь мотивировку и содержать развернутый анализ обстоятельств и доводов. Рассмотрение дел осуществляется по принципу состязательности. Он действует и в гражданском, и в уголовном производстве. Для результатов разбирательства наличие вины не имеет существенного значения. Судья в первую очередь определяет, произошел ли конкретный факт (нанесение вреда, преступление и пр.).

Африканская группа

Правовые семьи современности , как следует из анализа литературы, носят наименования государств, в которых они распространены. В африканскую группу входят страны, находящиеся на одноименном континенте. Их законодательства базируются на комплексе неписанных правил поведения, которые передаются через поколения устно и защищаются государством. В литературе используется понятие "традиционная правовая семья ". Это наименование обусловлено тем, что правила формулируются под влиянием обычаев. Сначала они охватывали всю жизнь общества. Обычаи действовали в политической, имущественной, уголовной, экономической, семейной сферах. Но после завоевания государств Африки европейцами, расширения взаимодействий с другими странами их стало недостаточно. Традиционная правовая семья претерпела ряд изменений. Европейцы начали помогать африканским народам формировать доктрину на собственный манер. Вмешательство затронуло:

  1. Финансовую сферу.
  2. Полицию.
  3. Просвещение.
  4. Здравоохранение.
  5. Публичную деятельность.
  6. Уголовную практику.

В результате традиционное право было сведено к сфере частной жизни - земельным, семейным, имущественным, наследственным и прочим отношениям. Новая доктрина отражала специфику страны-метрополии. Где присутствовали англичане, больше была развита судебная практика, там, где были французы, - законодательство. Между тем любые нововведения встречают у народа сопротивление. В этой связи за пределами крупных городов население продолжает жить по обычаям.

Ключевые элементы

Следует отметить своеобразие отношения населения к праву - его правосознание. Люди уважают и беспрекословно чтят обычаи. Этому во многом способствует коллективное сознание, свойственное африканским народам. Одним из ключевых элементов традиционного права считается обязанность. Субъективные возможности почти неизвестны африканцам. Как правило, нормы права хранят вожди в своей памяти. При отсутствии специализированных органов, а именно судов, именно они рассматривают казусы. В африканских странах неразвиты не только юридические учреждения и профессии, но и наука в целом.

Российская доктрина

К какой семье она принадлежит? Однозначного ответа на вопрос в настоящее время нет. Существует две точки зрения по этому поводу. Большая часть ученых придерживается мнения, что российское право происходит из романо-германской семьи. В частности, речь идет о дореволюционной доктрине. После метаморфоз, имевших место в советский период, который длился несколько десятилетий, право постепенно вернулось в романо-германскую семью. Суть другого мнения состоит в следующем. Отечественная семья выступает как центр православной доктрины. Ее можно считать своеобразной и самостоятельной. Самобытность государственности заключается в традиционном вмешательстве власти во все сферы жизнедеятельности общества. Экономическое развитие славянских стран проходило под влиянием множества общих факторов. При этом особое значение имели коллективные виды хозяйствования.

Кроме этого следует отметить и специфику социального статуса личности. Четкая граница между индивидуальными и государственными интересами отсутствует. Славянские страны отличаются культурно-исторической и религиозно-этнической общностью. Ряд авторов полагает, что Россия вливается в континентальную правовую семью. Этот процесс эксперты оценивают как медленный, сопряженный с ошибками и нерешенными вопросами. Юристы указывают на то, что существует еще множество проблем на пути, которые можно решить при взаимодействии с зарубежными партнерами. В качестве наиболее актуальных задач выделяют следующие:

  1. Расширение сферы применения прецедента.
  2. Устранение идеологических остатков в нормативных документах. При этом речь не только о преамбулах, но и о содержании актов.

Социалистическая группа

Строго говоря, эту семью нельзя назвать самостоятельной, а только ветвью романо-германской системы. Ей свойственен госконтроль над множеством сфер экономической и социальной жизни общества в обмен на закрепление в законодательстве большого количества соцгарантий, упрощенного порядка рассмотрения дел при фактическом отказе от состязательности. Почти во всех социалистических странах присутствуют черты романо-германской правовой семьи. В качестве одного из специфических, хотя и в определенной степени второстепенных элементов выступал товарищеский суд.

Религиозные нормы

Главным их источником является Священное Писание. Самыми известными считаются ислам и Галаха. Последнее - это иудейское право. В европейских странах религиозные нормы не получили широкого распространения даже в эпоху Средневековья. Это было обусловлено тем, что авторитет церкви действовал исключительно внутри духовной сферы жизни населения. Что касается вопросов, связанных с наказанием и применением гражданско-правовых норм, они решались исключительно на уровне местных правителей. До прихода к власти Петра I церковь в России не обладала судебной властью. Но в некоторых случаях покаяние (постриг в монахи) могло выступать (с согласия священников) в качестве замены отдельных видов уголовного наказания. Религиозное право являлось не абсолютной, а только преобладающей нормой.

У евреев действовало правило, по которому закон государства, в пределах которого проживает община, исполняется беспрекословно. В настоящее время Израиль не считает иудейское правило доминирующим. В качестве нормативной базы выступает законодательство, утвержденное властью. Некоторые процессы, которые касаются брака и семьи, могут рассматриваться и в религиозном, и в государственном суде. В целом на практике сфера, в которой может применяться Галаха, все больше сводится к определенным ритуальным церемониям в рамках определенных общин. Что касается исламского общества, то в нем шариат может использоваться в сочетании с местными обычаями, а также с законодательными нормами, утвержденными правителями.

По данному вопросу у ученых нет единого мнения. Можно выделить несколько позиций.

Первую точку зрения высказал французский ученый Р. Давид. Он был «первопроходцем» в этой области и в 60-х гг. XX в. создал сравнительное правоведение. Его классификация семей права состоит из двух частей:

1. основные правовые семьи:

социалистическая;

2. дополнительные семьи права:

религиозная, т. е. исламская;

традиционная, т. е. семья обычного права;

дальневосточная;

индусская.

От социалистической семьи права после разрушения СССР мало что осталось (разве только право Кубы, Северной Кореи). Можно говорить о том, что эта правовая семья почти исчезла.

Вторую точку зрения высказали немецкие ученые К. Цвайгерт и X. Кетц.

Они выделяют следующие восемь семей (кругов, стилей):

романская;

германская;

скандинавская;

англо-американская;

социалистическая;

исламская;

индусская;

дальневосточная.

Сторонниктретьей точки зрения , американский ученый К. Осакве, объединяет национальные системы в три группы, в составе которых в обшей сложности он насчитывает 13 правовых семей:

1. западные (светские) семьи мира:

романская;

германская;

скандинавская;

английская;

американская;

российская;

социалистическая;

2. иные незападные семьи мира:

юго-восточная;

африканская;

3. религиозные семьи мира:

мусульманская;

еврейская;

каноническая;

индусская.

Четвертую точку зрения высказал X. Бехруз. Он все семьи считает основными и называет их семь:

традиционного права (африканское обычное право);

традиционно-этического права (китайское, японское право);

религиозного права (иудейское, индусское, исламское право);

законодательного права (романо-германское право);

прецедентного права (английское, американское право);

смешанного права (латиноамериканское, скандинавское право);

постсоветские правовые системы.

И наконец,пятая точка зрения представлена французским ученым Р. Леже, который все правовые системы мира классифицирует на две группы:

принадлежащие правовым государствам (с длительной правовой традицией);

принадлежащие государствам, подчинившим право религии или идеологии (не обладающим правовыми традициями).

Возьмем за основу классификацию, предложенную Р. Давидом, несколько подкорректировав се с учетом изменений, произошедших в мире.

Итак, в современном мире четко различаются четыре правовые семьи:

романо-германская (континентальная);

англосаксонская (семья общего права);

арабская (мусульманская);

африканская (семья обычного права).

Рассмотрим особенности юридической техники в каждой из этих семей.

Романо-германская (континентальная) семья права (или профессорское право)

В состав данной семьи входят национальные системы, возникшие в континентальной Европе на основе соединения римских, канонических и местных традиций (Франция, Германия, Испания, Швеция и др.). Все эти страны в той или иной мере реципировали, т. е. взяли за основу, римское право, но не конкретные нормы, а его принципы. Если брать за основу форму права, то внешний вид этой семьи будет выглядеть так, как показано на схеме 3.4.

Схема 3.4. Романо-германская (континентальная) семья права (или профессорское право)

Основным источником права (формой права) являетсянормативный акт , который занимает не менее 70% общего числа других форм права. Используется также юридический прецедент (когда закон неясен, противоречив), но не более чем на 15%. Не сбрасываются со счетов и обычаи, хотя они считаются устаревшим источником права. По сравнению с другими семьями здесь широко используется юридическая доктрина, поэтому эту семью права еще называютпрофессорским правом. Ученые активно помогают юрисдикционным органам в процессе разрешения сложных дел.

По своему содержанию национальные системы этой группы логичны и доктринальны. Ученые, наряду с представителями государственных органов, привлекаются не только для разрешения сложных дел или дел, по которым отсутствуют законоположения, но и к работе над законопроектами. Зачастую они становятся инициаторами издания того или иного нормативного акта. О том, что ученые создают понятийный аппарат для законодательства, и говорить не приходится.

По структуре континентальное право делится наотрасли , а те, в свою очередь, наподотрасли иинституты. Рассматривая кон
кретный случай, правоприменитель должен прежде всего решить, к какой отрасли права относится дело, а потом в ее составе искать соответствующую норму права.

Право стран данной правовой семьи хорошо систематизировано. Старые, сложившиеся отрасли права подвергаютсякодификации, т. е. глубокой переработке, в результате которой создается органичный акт, обычно называемый кодексом.

Между нормативными актами существуетиерархическая зависимость , смысл которой сводится к следующему: нормативный акт, принятый вышестоящим органом, имеет преимущество перед нормативным актом, принятым органом, нижестоящим в государственной иерархии, и в случае противоречия между ними отменяет положения акта нижестоящего. Существует иерархия и между источниками права: законодательные акты имеют преимущество перед всеми другими формами права (прецедентом, обычаем). Все дело в том, что в этих странах в правовом регулировании велика роль государства.

Материальное право важнее процессуального , призванного обслуживать его применение. Это означает, что, если отсутствуют доказательства по делу, нельзя отказать в принятии его к рассмотрению. Однако если в процессе рассмотрения дела доказательства не будут в наличии, дело будет проиграно.

Такое правило отчасти существует потому, что в странах этой системы используетсяинквизиционный процесс , когда суд является активным субъектом в процессе и сам принимает меры по сбору доказательств. В гражданском процессе, конечно, велика роль состязательности, но и здесь суд может быть очень активным.

В этих странахиерархична и судебная система (местные суды, апелляционные, кассационные, высшие). За всеми судами контроль ведет министерство юстиции.

Англосаксонское право (семья общего права, прецедентное право, судейское право)

В состав англосаксонской семьи права входят Великобритания и страны, которые исторически входили в британскую колониальную систему (США, Австралия, Канада и др.). В настоящее время в британское Содружество входят 36 государств, треть мира. Англосаксонское право развивалось не учеными-юристами, а юристами-практиками на основе рассмотрения ими конкретных правовых казусов.

Особенности общего права следующие (схема 3.5). Основным источником права являетсяпрецедент. На сегодня он составляет около 50% общего числа других форм права, но ранее этот процент был гораздо выше. Законы (статуты) все больше используются в правовом регулировании. Их доля уже составляет около 40%. Если в Европе право рассматривают как совокупность предусмотренных законом правил, то для англичанина право - в основном то, к чему приведет судебное рассмотрение. Более того, закон не считается таковым до тех пор, пока судебная практика его не апробирует и пока не накопится опыт его применения.

Используются и обычаи, но они имеют второстепенное значение.

Юридическую доктрину в Великобритании недооценивают, так как английское право обязано больше судьям, чем ученым.

Прецедентной семье права свойственнапрагматичность. Это означает, что любое дело должно быть доведено до конца, даже если нет нормы закона.

Схема 3.5. Англосаксонское право

Казуистичность английского права связана с тем, что прецеденты создаются применительно к конкретному случаю. Принцип разрешения дела формулируется после описания всех признаков дела и исследования всех доказательств. Другой судья, прежде чем применить этот принцип, должен сравнить рассматриваемую ситуацию с той, которая описывается в прецедентном решении.

Представление о том, что прецедент сковывает судью, во многом обманчиво именно потому, что судья сам решает, совпадает данная ситуация с той, на основе которой вынесен прецедент, или нет. Поскольку полного совпадения никогда не бывает, судья может прецедент отбросить.

Отсутствие выраженной системы правовых норм - отличительная черта.

Это относится не только к прецедентам, которые создавались по мере необходимости, но и к статутам, поскольку законы формировались под воздействием судебной практики, не отличающейся системностью. Здесь нет деления права на отрасли. Правда, имеет место такое понятие, как «институты права». Вопрос о том, к какой отрасли права относится тот или иной казус, поставит в тупик любого английского юриста. Однако не стоит отрицать систематизацию в виде сборников и обзоров судебной практики.

Прецедентное право не приемлет деления права на частное и публичное.

Между прецедентами нет иерархии. Они фактически главенствуют над законами в том смысле, что закон, не получивший судейского толкования, т. е. «не обросший» или не опосредованный прецедентами, еще не считается настоящим законом. Таковым он станет, когда будет представлен на фоне конкретного случая.

Все это означает, что государство выполняет минимальную роль в правотворчестве.

Процессуальное право в странах, составляющих эту семью,имеет приоритет перед материальным. Это результат жесткого правила: любое дело должно получить разрешение. Если нет материальной нормы, судья может ее создать, но если нет доказательств, ничто не поможет: ведь решение должно быть мотивированным и отличаться развернутым анализом доказательств.

Процесс рассмотрения делсостязательный. Это касается как гражданского, так и уголовного процесса.

Для результатов рассмотрения делавина особого значения не имеет. Внимание судьи прежде всего приковано к выяснению того, имел ли место в действительности сам факт (преступления, причинения ущерба). Может быть, поэтому в англосаксонской семье права распространены сделки о вине (мы не можем доказать факт убийства, но накажем подсудимого за неуплату налогов).

Семья обычного права (африканское право)

Обычное право охватывает в основном государства Африканского континента.

Традиционное право Африки - это совокупность неписаных правил поведения, устно передающихся из поколения в поколение и защищаемых государством.

Схема 3.7. Африканское право

Рассмотрим основные особенности семьи обычного права (схема 3.7).

Основным источником права являетсяобычаи.

Умер глава юридической фирмы, находящейся в столице Уганды г. Кампале. Встал вопрос о наследовании. Суд, использующий нормы обычного права, присудил имущество общине, из которой вышел умерший, а жену умершего (европейку по происхождению) - его старшему брату.

Первоначально обычай охватывал всю общественную жизнь и действовал в экономической, политической, имущественной, семейной и уголовной сферах. Однако завоевание стран Африки европейцами и расширение связей с другими государствами сделали обычай недостаточным. Европейцы стали помогать народам Африки создавать право на свой манер (создавать законы и суды). Вмешательство коснулось:

финансовых служб;

полицейских служб;

здравоохранения;

просвещения;

публичных работ;

уголовных деяний.

В результате обычное право оказалось сведенным к области частной жизни (семейные, земельные, имущественные, наследственные и другие отношения). Кое-где обычное право сохранилось и в уголовных правоотношениях.

Новое право отражало правовую традицию страны-метрополии: там, где присутствовали англичане, большее развитие получила судебная практика (прецеденты), а там, где побывали французы, упор делался на законодательство.

Однако любые новые законы встречают у населения противодействие. За пределами столиц люди продолжают жить согласно обычаям.

Своеобразно и отношение людей к праву (правосознание): они испытывают уважение и бсспрскословнос повиновение обычаям. Этому способствует и коллективистское сознание в целом, которым отличаются африканские народы.

Главное в обычном праве - соблюдение обязанностей. Субъективные права африканцам практически неизвестны.

Нормы обычного права в основном находятся в памяти вождей. Они являются их хранителями. К тому же при отсутствии специальных правоохранительных органов, в частности судов, вожди рассматривают и правовые казусы. В странах, о которых идет речь, не развиты не только юридические учреждения, юридические профессии, но и юридическая наука.

В настоящее время африканское право представляет собой «двухслойный пирог», в котором первый слой - обычное право, второй - европейское, при этом второй слой по толщине явно уступает первому.

Образование в Африке межгосударственных объединений (например, ОАЕ - Организация африканского единства) способствовало начавшемуся процессу формирования общетерриториального (континентального) права, но его источники пока не сложились.

Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (восприятия, заимствования) римского права в XII-XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе.

Особенности этой семьи состоят в следующем:

1) основным источником права служит нормативный правовой акт (закон);

2) существует единая иерархическая система источников права;

3) признается деление на публичное и частное право, а также на отрасли права;

4) законодательство носит кодифицированный характер;

5) существует общий понятийный фонд, т. е. сходство основных понятий и категорий, в частности, норма права понимается как правило поведения, исходящее от государства;

6) относительно единая система правовых принципов;

7) в законодательстве ведущая роль принадлежит конституции, обладающей высшим юридическим авторитетом.

Существует и система кодексов, например гражданский, уголовный, процессуальный. Среди источников права большое место отводится подзаконным актам, обычаям и судебной практике. Однако прецедент не характерен для этой семьи, а судебная практика скорее служит вспомогательным источником, чем самостоятельным: следование решению кассационной инстанции необязательно для других судов, хотя и может восприниматься судами в качестве образца для решения аналогичных дел.

Правовая доктрина играет основную роль в процессе правотворчества. При правоприменении она используется лишь при толковании норм права, но судьи не могут ссылаться на мнения известных ученых-юристов в обоснование принимаемых решений.

Серьезное значение придается международному праву, нередко провозглашается его приоритет перед внутригосударственным правом (Германия, Россия). Рассматриваемой семье присущ и конституционный контроль в виде специальных конституционных судов или аналогичных органов.

Что касается обычая, то он имеет, как правило, ограниченное действие. Но его применение допускается в сфере частного права и нередко не только в дополнение к закону, но и кроме закона, если закон не регулирует ту или иную ситуацию.

Романо-германская правовая семья получила распространение в Латинской Америке, значительной части Африки, в странах Ближнего Востока, в Японии.

Семья общего (прецедентного) права (англосаксонская) существенно отличается от романо-германской правовой семьи. Здесь главным источником права выступает судебный прецедент, т. е. норма, сформулированная судьей в процессе рассмотрения дела. При этом прецеденты строго обязательны для других судей при разбирательстве аналогичных дел. Отсюда следует, что главными творцами права в этой семье являются судьи, которые, обобщая практику и руководствуясь уже сложившимися отношениями, вырабатывают на этой основе своеобразные юридические принципы - прецеденты, составляющие систему общего права.


Помимо указанных, семье общего права присущи следующие особенности:

1) своеобразное понимание норм права - они не отделены от судебного решения, поэтому носят казуистический характер. Каждому новому делу нужна новая норма права, но создавать прецеденты вправе не любые суды, а лишь вышестоящие судебные инстанции, например Апелляционный суд (состоящий из двух отделений - гражданского и уголовного), Высокий суд (все его отделения). Решения Суда короны, созданного в 1971 г. для рассмотрения особо тяжких преступлений, не считаются прецедентами. Прецеденты может создавать Палата лордов, выполняющая помимо прочего и судебные функции;

2) специфика структуры права: ей неизвестно деление на частное и публичное, а отрасли права не выражены четко.

В структуре английского права выделяют:

а) прецедентное право;

б) право справедливости;

в) статутное право.

Право справедливости представляет собой совокупность норм, сформировавшихся из решений лорда-канцлера, который действовал от имени короля при рассмотрении жалоб на решения обычных королевских судов. При этом его решения основывались на «королевской справедливости» и восполняли пробелы в общем праве, вносили коррективы в деятельность королевских судов. Статутное же право - это право парламентского происхождения. Акт парламента требует судейских толкований, которые становятся судебными прецедентами. Следовательно, суд наделен широкими полномочиями усмотрения в отношении статутного права;

3) придание важного значения формам судопроизводства, процессуальным нормам, источникам доказательств;

4) большая автономия судебной власти по отношению к другим ветвям власти. Это выражается не только в правотворческих полномочиях судебной власти, но и в отсутствии прокуратуры и административной юстиции;

5) некодифицированный характер законодательства, и хотя в последние десятилетия были приняты парламентом акты, консолидирующие правовые нормы в институты и отрасли (прежде всего гражданское право), тем не менее английское право продолжает оставаться прецедентным по своему характеру.

Как уже отмечалось, в структуре общего права можно выделить группу английского права, куда входят Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, некоторые бывшие английские колонии, а также право США, которое имеет своим источником английское право, но отличается большим своеобразием.

Оно проявляется в следующем:

1) в отличие от Великобритании в США имеется федеральная Конституция;

2) в дуализме правовой системы, поскольку наряду с прецедентным правом действует система законодательства. Но законодательные нормы входят в правовую систему США лишь после их неоднократного применения и истолкования судами, и ссылки делаются на судебные решения;

3) в федеральной системе США штаты обладают существенной самостоятельностью, и суды одного штата необязательно должны ссылаться на судебные решения другого штата, а могут принять иные решения;

4) в значительной маневренности, гибкости, приспособленности права к изменяющимся условиям, так как высшие судебные инстанции не связаны собственными прецедентами;

5) в кодифицированном характере законодательства многих штатов, например, уголовные кодексы действуют во всех штатах, во многих приняты гражданские и гражданские процессуальные кодексы, а в некоторых штатах - и уголовно-процессуальные;

6) в наличии судебного контроля за законностью федеральных законов и законов, принимаемых на уровне отдельных штатов. Особую роль здесь играет Верховный суд США, имеющий право толкования Конституции страны, а высшие судебные инстанции штатов - конституций своих штатов.

Славянская правовая семья стала называться в качестве самостоятельной только в самое последнее время. Считается, что еще дореволюционный русский юрист Н.М. Коркунов настаивал на ее выделении. В настоящее время активным поборником этой идеи выступает проф. В.Н. Синюков, сформулировавший особенности славянской правовой семьи. При этом указывается, что славянская ветвь правовой цивилизации основана главным образом на национально-культурных и географических факторах.

Самобытность славянской правовой семьи определяется следующими моментами:

Самобытностью государственности. Как известно, восточные и южные славяне уже в VI-XI вв. имели собственные государственные образования со своими традициями, своим отношением к государственной власти, формам ее организации;

Особыми условиями экономической жизни, где ведущей формой хозяйствования долгое время была крестьянская община, основанная на взаимопомощи, местном самоуправлении, ответственности по принципу «круговой поруки». Отсюда развитость начал коллективизма, кооперативности;

Тесной связью государства и права с православной ветвью христианства, что значительно сказывалось и продолжает сказываться на духовной жизни славянских народов, в том числе на связи права и нравственности;

Будучи прямой наследницей Византийской империи , славянская правовая семья через Византию унаследовала из юридических источников законодательные традиции римского права, а позднее - рецепцию германского права. Поэтому по технико-юридическим приемам она примыкает к романо-германской правовой семье.

Ведущее место в данной правовой семье принадлежит российской правовой системе, которая является своеобразным культурно-историческим и юридическим образованием, имеющим свои закономерности развития.

Латиноамериканская правовая семья характеризуется дуализмом, поскольку она восприняла, с одной стороны, романо-германскую правовую модель, а с другой - правовую систему США, как наиболее близко расположенной к Латинской Америке страны. Тяготение же к романо-германской правовой семье объясняется тем, что многие латиноамериканские государства были долгое время колониями Испании и Португалии, которые и перенесли в эти страны право метрополии.

Другая особенность латиноамериканских государств - заимствование у США президентской формы правления, конституции и некоторых конституционных институтов. В целом сфера публичного права у государств Латинской Америки сформировалась под воздействием США.

К числу особенностей латиноамериканской правовой системы следует отнести значительную роль делегированного законодательства, т. е. издание правительственных актов в форме законов, что объясняется длительными периодами правления военных и нефункционированием парламентов.

В федеративных государствах - Аргентине, Бразилии, Венесуэле и Мексике - правовая система носит федеративный характер, но основную массу составляет федеральное законодательство.

Обычай как источник права играет разную роль в отдельных странах, например, в Аргентине его роль достаточно велика, а в Уругвае - меньше. Но в целом обычай выступает дополнительным, а не основным источником права.

Серьезное внимание уделяется институту судебного контроля за конституционностью законов.

Латинская Америка, заимствовав у США судебную систему, серьезно изменила ее и судебную практику не рассматривает в качестве источника права. В литературе указывается, что латиноамериканские государства все чаще используют институты местного, национального происхождения.

Скандинавская правовая семья охватывает пять государств - Швецию, Норвегию, Финляндию, Исландию и Данию и отличается большой самобытностью. Несмотря на близость к континентальной Европе, названные страны не восприняли в полной мере романо-германскую модель. Например, судебная практика играет в Скандинавских странах более существенную роль, чем в странах, принадлежащих к романо-германской правовой семье. Скандинавскому праву неизвестно деление на публичное и частное право.

Скандинавское право действует как единая система, для него характерно большое число унифицированных актов, действующих в равной мере во всех Скандинавских государствах. Это объясняется сходством их языка, культуры, исторического развития, географического положения и экономического потенциала, отсутствием в целом политических различий, что обеспечило тесное правовое сотрудничество данных государств.

Вместе с тем правовые системы Скандинавских стран принято делить на две группы . Первая группа включает Данию, Норвегию и Исландию, право которых исторически развивалось на идентичных по содержанию компиляциях датского и норвежского права второй половины XVIII века. Во вторую группу входят Швеция и Финляндия, правовые системы которых строятся преимущественно на праве Шведского государства.

Для скандинавской правовой семьи характерно отсутствие кодексов, систематизирующих отдельные отрасли права. Закон является основным источником права. Роль суда традиционно значительна в Скандинавских странах, функции судьи не сводятся исключительно к применению законодательства. Судья обладает большой свободой в толковании законов и договоров, но формально он не может при разрешении конкретного спора создавать правовые нормы.

Мусульманское право относится к религиозным правовым системам, так как основано на исламе. Оно отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, терминов и т. д. и включает в себя не только юридические нормы, но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи.

Особенности мусульманского права состоят в следующем:

1. Норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда . В силу божественного происхождения этого правила оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. По содержанию нормы мусульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. Так, мусульманское право определяет молитвы, которые мусульманин должен знать; посты, которые должен соблюдать; милостыни, которые необходимо подавать; паломничества, которые надо совершать. При этом нельзя принуждать к соблюдению установленных правил.

2. Выделяются четыре главных источника мусульманского права: Коран - священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда; она посвящена вопросам религии, нравственности и лишь в очень незначительной части затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман. Второй источник - Сунна - сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий. В Сунне также доминируют нравственно-религиозные положения. Она содержит, по существу, интерпретации и пояснения правил Корана. Третий источник - Иджма - согласие мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина. Четвертый источник - Кияс (Кийяс) - суждение по аналогии, т. е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой.

К второстепенным источникам относится закон, который не может противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине. Судья при рассмотрении дела ссылается не на Коран или Сунну, а лишь на автора, авторитет которого общепринят.

3. В структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяются в качестве основных отраслей уголовное, судебное и семейное право. Мусульманское уголовное право различает твердо установленные наказания (за воровство, убийство, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков и др.) и дискреционные, назначаемые по усмотрению судьи, который может наказать за любое другое нарушение закона.

Судоустройство по мусульманскому праву отличается простотой, так как судья единолично рассматривает любые категории дел. Но к судьям предъявляются высокие квалификационные требования, особенно в отношении их религиозно-правовой подготовки. Некоторые мусульманские государства не знают иерархии судов, но в Судане, например, существует несколько судебных инстанций.

Семейное право представлено «правом личного статуса» и регулирует не только семейные, но и наследственные и некоторые другие отношения. По мусульманскому праву юридическое положение лица определяется его вероисповеданием. Полноправный личный статус имеют только мусульмане. Характерной чертой права личного статуса является неравенство мужчины и женщины. Брак рассматривается как религиозная обязанность мусульманина.

Семья мусульманского права включает Иран, Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливан, Судан и др. В ряде мусульманских государств мусульманское право сохранило свое значение лишь в отдельных сферах (Алжир, Египет, Сирия), но в Турции, например, которая провозгласила себя светским государством, нормы мусульманского права значительно потеснены заимствованным романо-германским правом.

Индусская правовая семья основана на своеобразном религиозном комплексе - индуизме и составляет одну из религиозно-традиционных семей права. К этой семье относятся правовые системы государств: Бангладеш, Непала, Гайаны, Бирмы, Сингапура, Малайзии, некоторых стран восточного побережья Африки, например Танзании, Уганды, Кении.

Индусская система права сформировалась более двух тысяч лет назад и, пройдя сложный путь развития, сохранила свое регулирующее значение до наших дней.

Для этой правовой семьи характерны:

1. Связь с кастовой системой, основной догмой которой является положение о том, что все люди с рождения разделены на определенные социальные иерархические группы - касты, каждая из которых имеет свои права, обязанности, свое миропонимание и мораль. Касты живут по своим обычаям, и собрание касты голосованием разрешает споры внутри своей группировки, применяя меры принуждения. Наиболее суровое из них - отлучение от касты.

2. Источником права и религии считаются веды - сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих, по существу, правила поведения.

3. Индусское право основывалось на обычаях в регулировании вопросов права наследования, правового режима имущества отдельных членов неразделенной семьи и раздела семейного имущества. Поэтому в период британской колонизации, даже после введения системы общего права, семейное и наследственное право регулировалось главным образом обычаями.

4. Нормативные установления и решения судебной практики не составляли источника индусского права, которое опиралось на труды и комментарии ученых, представлявших собой описание обычного права.

5. После обретения Индией и другими британскими колониями независимости происходил процесс кодификации индусского права, был принят ряд законов, унифицировавших брачное право индусов и приспособивших его к современному мировоззрению, были приняты законы об опекунстве несовершеннолетних, о наследовании, об усыновлении и др., которыми современные судьи руководствуются при рассмотрении конкретных дел. Что касается кастовых дел, то суд не вправе пересматривать кастовые правила, он лишь следит за их соблюдением и правильным применением. Но суд может аннулировать решение собрания касты, если оно содержит «вызов национальному правосудию».

Семья обычного (традиционного) права охватывает страны Центральной и Южной Африки и Мадагаскар, в том числе государства Гану, Сьерра-Леоне, Гамбию, Малави, Сенегал, Берег Слоновой Кости, Того, Камерун и др. Для национальных правовых систем данной семьи характерно регулирование жизни обычаями . Эти обычаи многочисленны, и каждая община, племя, этническая группа имели свои обычаи и традиции.

Повиновение обычаю было добровольным из-за уважения памяти предков, а также боязни сверхъестественных сил. Африканский обычай значительно отличается от обычаев европейских народов. В представлении африканцев повиновение обычаю означает уважение предков , останки которых слились с почвой, а дух витает над живыми. Нарушение обычая может повлечь негативную реакцию духов земли, так как естественное и сверхъестественное, т. е. поведение человека и явления природы, взаимосвязаны.

Другая особенность африканского обычного права состоит в том, что это право групп, сообществ , а не право индивидов, не субъективные права отдельной личности. Поэтому в африканской среде справедливым считается то, что способствует сплочению группы, восстанавливает согласие и взаимоотношения между ее членами. Отсюда еще одна особенность обычного права - идея примирения сторон, заинтересованных лиц. И если суд европейского типа устанавливал право какого-либо индивида на что-либо, последний не мог им воспользоваться, так как для него было важнее сохранить сплоченность той группы, к которой он принадлежал.

В соответствии с африканским обычным правом брачный договор есть соглашение двух семейных групп, а не союз двух людей, следовательно, и развод возможен только с согласия семей. Право собственности на землю принадлежит всей социальной группе, и по наследству имущество переходит не к отдельному лицу, а к семье или иной группе. Поэтому идея о том, что индивид может быть собственником земли, противоречит существующим обычаям.

Компенсация ущерба, причиненного одному из членов клана, выплачивается всей семье или иной группе.

Таким образом, в обычном праве регулирование сводится преимущественно к сфере частного права - семейных отношений, обязательств гражданского характера, наследования, отношений земельной собственности.

В результате колонизации Африки возникла дуалистическая система права, включающая в себя право метрополии и обычное право. Метрополии прежде всего стремились запретить некоторые варварские обычаи, а также регулировали административные отношения, ввели уголовное и торговое право. Произошла реформа судов, наряду с европейскими судами действовали и туземные суды, которые разбирали споры на основе обычного права. После обретения африканскими странами независимости существование в одном государстве двух видов юстиции оказалось неприемлемым.

Поэтому в одних государствах туземные суды были упразднены (Сенегал, Мали, Бурунди), в других - временно сохранены, но в большинстве государств суды обычного права не существуют. Некоторые страны приняли решение о кодификации обычаев (Мадагаскар, Сенегал, Танганьика, Нигерия). Но и само обычное право переживает эволюцию, поскольку было направлено на обслуживание замкнутых сообществ. Широкие же международные связи, реалии рыночной экономики, появление рынка рабочей силы, распространение просвещения, возросшие возможности коммуникации, контакты с европейцами создают предпосылки для трансформации африканского обычного права и кардинальных реформ национальных правовых систем.

Дальневосточная правовая семья включает Китай, Японию, Гонконг, Индонезию, Корею и др.

Для данной правовой семьи характерно, во-первых , отрицательное отношение к праву вообще. Японцы, например, традиционно отождествляют право исключительно с уголовным законодательством, которое у них ассоциируется с тюрьмой.

Во-вторых , в дальневосточных обществах господствует идея примирения, добровольного соглашения сторон спора, т. е. конфликты предпочитают решать внесудебным путем. Но при решении споров в суде они чаще всего завершаются примирением участников спора. В суд обращаются после того, как исчерпаны все другие способы разрешения конфликта.

В-третьих , традиционный взгляд на общественный порядок как гармонию между человеком и природой, между самими людьми. Поэтому его охрана должна осуществляться методами убеждения, посредничества, самокритичными оценками поведения и не может быть втиснута в рамки юридических схем. Следовательно, законы не являются нормальным средством решения конфликтов. Их полезная роль ограничивается тем, что они предлагают образцы поведения и предостерегают тех, кто намерен совершить антиобщественный поступок.

В-четвертых , большинству стран дальневосточного региона присуща идеология конфуцианства, согласно которой основная ячейка общества - семья с иерархической организацией и абсолютной властью главы семьи, с подчинением младших старшим и запрещением любых возмущений. И хотя в III в. до н. э. в Китае, в частности, школа легистов проповедовала, что власть должна основываться не столько на добродетели, сколько на подчинении закону, позиции конфуцианства в целом не удалось поколебать существенным образом и его господство является постоянным. Идеи конфуцианства оказали большое воздействие и на официальную идеологию Японии.

Однако после установления республиканского строя в Китае и особенно после провозглашения Китая в 1949 г. Народной Республикой китайская правовая система стала развиваться по социалистической модели. В настоящее время в Китае действует Конституция 1982 г., появились важные законы в области уголовного права, уголовного и гражданского процессов, законы о патентах, иностранных предприятиях, разработаны основные принципы гражданского права, т. е. происходит активизация законодательной деятельности. Но это не дает оснований забывать о китайском менталитете и вековых китайских традициях.

Что касается Японии, то после Второй мировой войны на развитие ее правовой системы существенное влияние оказали США. Появились, в частности, Конституция 1947 г., а также экономическое законодательство (Закон о компаниях, антитрестовские законы). Япония избрала путь кодифицированного законодательства с преимущественным влиянием романо-германской правовой семьи; прецедент не является источником права, а главным источником считается закон.

В качестве источника права фигурирует и судебная практика, особенно толкования законов Верховным судом. Структура японского права - отраслевая. К основным отраслям относятся гражданское и торговое право; семейное и наследственное; трудовое; право социального обеспечения; уголовное и уголовно-процессуальное. Несмотря на развитое законодательство, национальная правовая система Японии представляет собой сложное переплетение действия законодательных актов и традиционных представлений о нравственности, долге, совести, достоинстве и чести, а общее благо оценивается выше личных интересов.

Семья социалистического права ведет свое начало с Октябрьской революции 1917 г . в России и образования ряда социалистических государств в Восточной Европе, Азии.

Данная правовая семья имеет следующие отличительные особенности:

Является идеологизированным типом права, поскольку основывается на идеологии марксизма-ленинизма и концепции социалистического права как высшего типа;

Носит ярко выраженный классовый характер, так как имеет своей направленностью воплощение в законах интересов классов, стоящих у власти, - пролетариата и крестьянства. В действительности формально декларируемые цели права сводятся к закреплению интересов партийно-государственной верхушки;

Устанавливает узконормативное понимание права, отождествляет право и закон, понимает право как исключительно исходящее от государства;

Объявляет основным источником нормативные правовые акты, причем приоритетное значение на практике придается не законам, а ведомственным актам, нередко ущемлявшим права и свободы населения;

Императивный характер нормативных правовых установлений. Для регулирования общественных отношений используются главным образом запреты и обязанности, не дающие личности свободы выбора варианта поведения;

Отрицает судебный прецедент как источник права. Судебным органам отводится роль лишь применителя права, и, хотя провозглашается принцип независимости судей, судебная власть не заняла самостоятельного места среди других государственных органов. Отсутствует конституционный контроль в стране;

Отрицает деление права на частное и публичное, все сферы его действия объявляются публичными;

Провозглашается приоритет государственных интересов перед личными и общественными, в частности за хищение государственного имущества в уголовном законодательстве устанавливается более строгая ответственность, чем за хищение личного имущества граждан;

Централизирует управление хозяйственной жизнью и детально регламентирует договорные отношения, нормирует трудовую деятельность и распределение социальных благ;

Отрицает свою преемственность от других правовых систем, в том числе и от предшествующей. Провозглашает свою исключительность.

В настоящее время к этой семье могут быть отнесены Китай, КНДР, Куба, Вьетнам. В этих государствах действуют социалистические по своему характеру конституции и законы.

Одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования. Термин "П.с." используется наряду с термином " ", имеющим двоякий смысл ("национальная" и "мировая"). Классификация П.с. - предмет длительных споров между учеными-компаративистами. Наиболее авторитетным является выделение следующих П.с.: общего права (англо-американская правовая система), континентальной (романо-германская правовая система), традиционной (дальневосточной), обычного права (тропическая Африка, Океания), мусульманской (мусульманское право), индусской (индусское право) П.с. Небольшие П.с. составляют также скандинавское и римско-голландское право . До начала 1990-х гг. было принято выделять социалистическое право , однако после падения коммунистических режимов в большинстве таких стран и проведения радикальных рыночных реформ в ряде оставшихся (КНР, Вьетнам) существование этой системы оказалось под вопросом. Некоторые страны или районы в силу особенностей исторического развития не могут быть отнесены ни к одной из П.с. Так, Шотландии представляет собой своеобразную смесь общего и романо-германского права. Большинство отечественных правоведов относят современную Россию к романо-германской (континентальной) П.с.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ" в других словарях:

    Правовая семья - совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями выделяют П.с: общего права, романо германскую, обычно традиционную,… … Энциклопедия права

    Карта правовых систем мира Правовая семья одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более … Википедия

    Правовая семья - это совокупность нескольких национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Обычно выделяют четыре основных правовых семьи. 1. Романо германская правовая семья… … Большой юридический словарь

    Одно из центральных понятий сравнительного правоведения, представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий,структуры права и исторического пути его … Энциклопедия юриста

    правовая семья - одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути… … Большой юридический словарь

    Романо германская правовая система Романо германская правовая семья объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы и противопоставляется англосаксонскому праву. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права.… … Википедия

    Шан Ян основоположник легизма («Школы законников») Философская правовая семья является составным элементом сравнительного правоведения и юридической географии мира. Она включает национальные … Википедия

    Ритуальный обряд зулусов Традиционная правовая семья (также семья традиционного права либо система обычного права) правовая система, которая распространена в некоторых странах … Википедия

    Не следует путать с термином «Англосаксонское право» (правом, распространённым на территории Англии до Нормандского завоевания) … Википедия

    Объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы (в том числе и России) и противопоставляется англосаксонскому праву. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права закон (нормативный… … Википедия