Самые ужасные психологические эксперименты в истории человечества. Жестокие эксперименты в истории психологии

Этика научных исследований была актуализирована после окончания Второй мировой войны. В 1947 году был разработан и принят Нюрнбергский кодекс, защищающий по настоящее время благополучие участников исследований. Однако прежде учёные не брезговали ставить опыты на заключённых, рабах и даже членах собственных семей, нарушая все права человека. В этом списке представлены наиболее шокирующие и неэтичные случаи.

10. Стэнфордский тюремный эксперимент

В 1971 году команда учёных Стэнфордского университета во главе с психологом Филиппом Зимбардо провела исследование человеческих реакций на ограничение свободы в условиях тюремного заключения. В рамках эксперимента волонтёры должны были сыграть роли охранников и заключённых в подвальном помещении здания факультета психологии, оборудованном под тюрьму. Добровольцы быстро привыкли к своим обязанностям, однако, вопреки прогнозам учёных, в ходе опыта начали происходить страшные и опасные инциденты. У трети "охранников" проявились ярко выраженные садистские наклонности, в то время как многие "заключённые" оказались психологически травмированы. Двух из них пришлось исключить из эксперимента раньше времени. Зимбардо, обеспокоенный антисоциальным поведением испытуемых, был вынужден остановить исследование досрочно.

9. Чудовищный эксперимент

В 1939 году аспирантка университета Айовы - Мэри Тюдор - под руководством психолога Уэнделла Джонсона поставила не менее шокирующий опыт на сиротах приюта Давенпорта. Эксперимент был посвящён исследованию влияния оценочных суждений на беглость детской речи. Испытуемые были разделены на две группы. В ходе обучения одной из них Тюдор давала положительные оценки и всячески хвалила. Речь детей из второй группы она подвергала жёсткой критике и насмешкам. Эксперимент закончился плачевно, из-за чего впоследствии и получил своё название. Многие здоровые дети не оправились от полученной травмы и страдали от проблем с речью на протяжении всей жизни. Публичные извинения за Чудовищный эксперимент были принесены университетом Айовы только в 2001 году.

8. Проект 4.1

Медицинское исследование, известное как Проект 4.1, было проведено учёными США на жителях Маршалловых Островов, ставших жертвами радиоактивного заражения после взрыва американского термоядерного устройства "Кастл Браво" весной 1954 года. В первые 5 лет после катастрофы на атолле Ронгелап в 2 раза увеличилось число выкидышей и мертворождённых, а у выживших детей появились нарушения развития. В последующее десятилетие многие из них заболевали раком щитовидной железы. К 1974 году у трети появились новообразования. Как позже заключили специалисты, целью медицинской программы по помощи местным жителям Маршалловых Островов оказалось их использование как подопытных кроликов в "радиоактивном эксперименте".

7. Проект МК-ULTRA

Секретная программа ЦРУ MK-ULTRA по исследованию средств манипулирования разумом была запущена в 1950-х гг. Суть проекта состояла в изучении влияния различных психотропных веществ на сознание человека. Участниками эксперимента стали врачи, военные, заключённые и другие представители населения США. О том, что им вводят наркотики, испытуемые, как правило, не знали. Одна из секретных операций ЦРУ получила название "Полуночная кульминация". В нескольких публичных домах Сан-Франциско были отобраны подопытные мужчины, которым вводили в кровь ЛСД, а затем снимали их на видео, предназначенное для изучения. Проект просуществовал по крайней мере до 1960-х. В 1973 году руководство ЦРУ уничтожило большинство документов программы MK-ULTRA, вызвав значительные затруднения в последующем расследовании дела Конгрессом США.

6. Проект "Аверсия"

С 70-х по 80-е годы XX века в армии ЮАР проводился эксперимент, направленный на изменение пола солдат с нетрадиционной сексуальной ориентацией. В ходе сверхсекретной операции "Аверсия" пострадали около 900 человек. Предполагаемых гомосексуалистов вычисляли армейские врачи при содействии священников. В военном психиатрическом отделении испытуемых подвергали гормональной терапии и электрошоку. Если солдат не удавалось "вылечить" таким способом, их ждала принудительная химическая кастрация или операция по смене пола. "Аверсией" руководил психиатр Обри Левин. В 90-х он иммигрировал в Канаду, не желая представать перед судом за совершённые зверства.

5. Эксперименты над людьми в Северной Корее

Северную Корею не раз обвиняли в исследованиях над заключёнными, нарушающих права человека, тем не менее правительство страны отрицает все обвинения, заявляя, что в государстве с ними обращаются гуманно. Однако одна из бывших заключённых рассказала шокирующую правду. Перед глазами арестантки предстал страшный, если не сказать ужасающий опыт: 50 женщин под угрозой репрессий против семей были вынуждены съесть отравленные листья капусты и умирали, мучаясь кровавой рвотой и ректальным кровотечением под аккомпанемент криков других жертв эксперимента. Есть свидетельства очевидцев и о спецлабораториях, оборудованных под опыты. Их объектами становились целые семьи. После стандартного медицинского осмотра палаты запечатывались и наполнялись удушающим газом, а "исследователи" наблюдали через стекло сверху, как родители пытались спасти своих детей, делая им искусственное дыхание до тех пор, пока у них оставались силы.

4. Токсикологическая лаборатория спецслужб СССР

Сверхсекретное научное подразделение, известное также как "Камера", под руководством полковника Майрановского занималось экспериментами в области токсических веществ и ядов, таких как рицин, дигитоксин и горчичный газ. Опыты проводились, как правило, на заключённых, приговорённых к высшей мере наказания. Яды подавались испытуемым под видом лекарств вместе с пищей. Основной целью учёных было нахождение токсина без запаха и вкуса, который бы не оставлял следов после смерти жертвы. В конечном итоге учёным удалось обнаружить искомый яд. Согласно свидетельствам очевидцев, после приёма C-2 подопытный слабел, становился тихим, словно бы съёживался и умирал в течение 15 минут.

3. Исследование сифилиса Таскиги

Печально известный эксперимент начался в 1932 году в алабамском городе Таскиги. На протяжении 40 лет учёные буквально отказывали пациентам в лечении сифилиса, чтобы изучить все стадии заболевания. Жертвами опыта стали 600 бедных афроамериканских испольщиков. Пациенты не были проинформированы о своей болезни. Вместо диагноза врачи сообщали людям, что у них "плохая кровь", и предлагали бесплатное питание и лечение в обмен на участие в программе. За время эксперимента 28 мужчин умерли от сифилиса, 100 - от последующих осложнений, 40 заразили своих жён, 19 детей получили врождённое заболевание.

2. "Отряд 731"

Сотрудники специального отряда японских вооружённых сил под руководством Сиро Исии занимались экспериментами в области химического и биологического оружия. Помимо того, они ответственны за самые ужасающие опыты над людьми, которые только знает история. Военные врачи отряда вскрывали живых испытуемых, ампутировали конечности пленников и пришивали их к другим частям тела, намеренно заражали мужчин и женщин венерическими заболеваниями через изнасилование с целью последующего изучения последствий. Список зверств "Отряда 731" огромен, однако многие из его сотрудников так и не понесли наказания за содеянное.

1. Эксперименты нацистов над людьми

Медицинские опыты, проведённые во время Второй мировой войны нацистами, унесли огромное число жизней. В концентрационных лагерях учёные ставили самые изощрённые и бесчеловечные эксперименты. В Освенциме доктор Йозеф Менгеле провёл исследования более 1500 пар близнецов. В глаза подопытных впрыскивали разнообразные химические вещества, чтобы узнать, изменится ли их цвет, а в попытке создать сиамских близнецов, испытуемых сшивали. Тем временем служащие Люфтваффе пытались найти способ лечения гипотермии, вынуждая пленных лежать в ледяной воде по нескольку часов, а в лагере Равенсбрюк исследователи специально наносили заключённым раны и заражали их инфекциями, чтобы провести испытания сульфаниламидов и других препаратов.

За предоставленный материал)

Крошка Альберт (1920 год)

Джон Уотсон, отец бихевиористского направления в психологии, занимался исследованиями природы страхов и фобий. Изучая эмоции младенцев, Уотсон, среди прочего, заинтересовался возможностью формирования реакции страха применительно к объектам, которые ранее страх не вызывали. Ученый проверил возможность формирования эмоциональной реакции боязни белой крысы у 9-месячного мальчика Альберта, который крысу совсем не боялся и даже любил с ней играть. В ходе эксперимента в течение двух месяцев младенцу-сироте из приюта показывали ручную белую крысу, белого кролика, вату, маску Санта-Клауса с бородой и т.д. Через два месяца ребенка посадили на коврик посередине комнаты и разрешили поиграть с крысой. Вначале ребенок совершенно не боялся крысы и спокойно играл с ней. Через некоторое время Уотсон начал ударять железным молотом по металлической пластине за спиной ребенка каждый раз, когда Альберт прикасался к крысе. После повторения ударов Альберт начал избегать контакта с крысой. Спустя неделю опыт повторили - в этот раз по полосе ударили пять раз, просто помещая крысу в колыбель. Младенец плакал уже лишь при виде белой крысы. Еще через пять дней Уотсон решил проверить, будет ли ребенок бояться похожих объектов. Ребенок боялся белого кролика, ваты, маски Санта-Клауса. Поскольку громких звуков при показе предметов ученый не издавал, Уотсон сделал вывод о переносе реакций страха. Уотсон предположил, что очень многие страхи, антипатии и тревожные состояния взрослых формируются еще в раннем детстве. К сожалению, Уотсону так и не удалось избавить малыша Альберта от его беспричинного страха, который закрепился на всю оставшуюся жизнь.

"Чудовищный эксперимент" (1939 год)
В 1939 году Уэнделл Джонсон из университета Айовы (США) и его аспирантка Мэри Тюдор провели шокирующий эксперимент с участием 22 детей-сирот из Дэвенпорта. Детей разделили на контрольную и экспериментальную группы. Половине детей экспериментаторы рассказали о том, насколько чисто и правильно они говорят. Вторую половину детей ожидали неприятные минуты: Мэри Тюдор, не жалея эпитетов, язвительно высмеивала малейший недостаток их речи, в конце концов назвав всех жалкими заиками. В результате эксперимента у многих детей, которые никогда не испытывали проблем с речью и волею судьбы оказались в "негативной" группе, развились все симптомы заикания, которые сохранялись в течение всей их жизни. Эксперимент, позже названный "чудовищным", долго скрывали от общественности из страха повредить репутации Джонсона: схожие эксперименты позже проводились над заключенными концлагерей в нацистской Германии. В 2001 году университет штата Айова принес официальные извинения всем пострадавшим в ходе исследования.

В 1965 году восьмимесячный младенец Брюс Реймер, родившийся в канадском Виннипеге, по совету врачей подвергся процедуре обрезания. Однако из-за ошибки хирурга, проводившего операцию, у мальчика был полностью поврежден пенис.
Психолог Джон Мани из университета Джона Хопкинса в Балтиморе (США), к которому обратились за советом родители ребенка, посоветовал им «простой» выход из сложной ситуации: сменить пол ребенка и воспитать его как девочку, пока он не вырос и не начал испытывать комплексы по поводу своей мужской несостоятельности.
Сказано - сделано: вскоре Брюс стал Брендой. Несчастные родители не догадывались, что их ребенок стал жертвой жестокого эксперимента: Джон Мани давно искал возможность доказать, что половая принадлежность обусловлена не природой, а воспитанием, и Брюс стал идеальным объектом наблюдения.
Мальчику удалили яички, и затем на протяжении нескольких лет Мани публиковал в научных журналах отчеты об «успешном» развитии своего подопытного.
«Совершенно ясно, что ребенок ведет себя как активная маленькая девочка и ее поведение разительно отличается от мальчишеского поведения ее брата-близнеца», - уверял ученый.
Однако и родные дома, и учителя в школе отмечали у ребенка типичное мальчишеское поведение и смещенное восприятие. Хуже всего было то, что родители, скрывавшиеся от сына-дочери правду, испытывали сильнейший эмоциональный стресс.
В результате у матери наблюдались суицидальные наклонности, отец стал алкоголиком, а брат-близнец постоянно пребывал в депрессии.
Когда Брюс-Бренда достиг подросткового возраста, ему стали давать эстраген, чтобы стимулировать рост груди, а потом психолог стал настаивать на новой операции, в ходе которой Бренде должны были сформировать женские половые органы.
Но тут Брюс-Бренда взбунтовался. Он наотрез отказался делать операцию и перестал приезжать на приемы к Мани. Одна за другой последовали три попытки самоубийства.
Последняя из них окончилась для него комой, но он поправился и начал борьбу за возвращение к нормальному существованию - в качестве мужчины.
Он сменил имя на Дэвид, остриг волосы и начал носить мужскую одежду. В 1997 году он прошел через серию реконструктивных операций, чтобы вернуть физические признаки пола.
Он также женился на женщине и усыновил троих ее детей. Однако хеппи-энда не получилось: в мае 2004 года, после разрыва с женой, Дэвид Реймер покончил жизнь самоубийством в возрасте 38 лет.

Эксперимент Милгрэма
Является классическим экспериментом в социальной психологии, впервые описанный в 1963 году психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета в статье «Подчинение: исследование поведения» («Behavioral Study of Obedience»), а позднее в книге «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование» («Obedience to Authority: An Experimental View», 1974).
В своём эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? В нем была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал им выполнять задание, несмотря на сильные страдания, причиняемые другому участнику эксперимента (в реальности подсадному актёру). Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.
Фактически Милгрэм начал свои изыскания, чтобы прояснить вопрос, как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях. После отладки своих экспериментальных методик в Соединённых Штатах Милгрэм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он полагал, весьма склонны к повиновению. Однако после первого же проведённого им в Нью-Хэйвене, штат Коннектикут, эксперимента стало ясно, что в поездке в Германию нет необходимости и можно продолжать заниматься научными изысканиями рядом с домом. «Я обнаружил столько повиновения, — говорил Милгрэм, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии». Впоследствии эксперимент Милгрэма всё-таки был повторен в Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании, и результаты оказались такими же, как и в Америке.
Описание эксперимента
Участникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший роль другого испытуемого. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом.
В начале эксперимента роли учителя и ученика распределялись между испытуемым и актёром «по жребию» с помощью сложенных листов бумаги со словами «учитель» и «ученик», причём испытуемому всегда доставалась роль учителя. После этого «ученика» привязывали к креслу с электродами. Как «ученик», так и «учитель» получали «демонстрационный» удар напряжением 45 В.
«Учитель» уходил в другую комнату, начинал давать «ученику» простые задачи на запоминание и при каждой ошибке «ученика» нажимал на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока. Начав с 45 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В. В действительности «ученик» не получал ударов, а лишь делал вид.
На «150 вольтах» актёр-«ученик» начинал требовать прекратить эксперимент, однако экспериментатор говорил «учителю»: «Эксперимент необходимо продолжать. Продолжайте, пожалуйста». По мере увеличения напряжения актёр разыгрывал всё более сильный дискомфорт, затем сильную боль, и, наконец, орал, чтобы эксперимент прекратили. Если испытуемый проявлял колебания, экспериментатор заверял его, что берёт на себя полную ответственность как за эксперимент, так и за безопасность «ученика» и что эксперимент должен быть продолжен. При этом, однако, экспериментатор никак не угрожал сомневающимся «учителям» и не обещал никакой награды за участие в этом эксперименте.
Результаты
Полученные результаты поразили всех, кто имел отношение к эксперименту, даже самого Милгрэма. В одной серии опытов 26 испытуемых из 40, вместо того чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент. Ещё большую тревогу вызывало то, что почти никто из 40 участвовавших в эксперименте испытуемых не отказался играть роль учителя, когда «ученик» лишь начинал требовать освобождения. Не сделали они этого и позднее, когда жертва начинала молить о пощаде. Более того, даже тогда, когда «ученик» отвечал на каждый электрический разряд отчаянным воплем, испытуемые-«учителя» продолжали нажимать кнопку. Один испытуемый остановился до напряжения в 300 В, когда жертва начинала в отчаянии кричать: «Я больше не могу отвечать на вопросы!», а те, кто после этого остановились, оказались в явном меньшинстве. Общий результат выглядел следующим образом: один испытуемый остановился 300 В, пятеро отказались подчиняться после этого уровня, четверо — после 315 В, двое после 330 В, один после 345 В, один после 360 В и один после 375 В; оставшиеся 26 из 40 дошли до конца шкалы.

Тема экспериментов над людьми волнует и вызывает море неоднозначных эмоций у ученых. Перед вами список из 10 чудовищных опытов, которые проводились в разных странах.

1. Стэнфордский тюремный эксперимент

Исследование реакций человека, находящегося в неволе и особенностей его поведения на властной позиции было проведено в 1971 году психологом Филиппом Зимбардо в Стэнфордском университете. Студенты-добровольцы играли роли охранников и заключенных, живя в подвале университета в условиях, имитирующих тюрьму. Новоиспеченные заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, обнаруживая реакции, не ожидавшиеся экспериментаторами. Треть «охранников» обнаружила самые настоящие садистские тенденции, в то время как многие «заключенные» были эмоционально травмированы и крайне подавлены. Зимбардо, встревоженный всплесками насилия среди «охранников» и удручающим состоянием «заключенных», был вынужден прекратить исследование досрочно.

2. Чудовищный эксперимент

Уэнделл Джонсон из Университета Айовы совместно с аспиранткой Мэри Тюдор провел в 1939 году эксперимент с участием 22 детей-сирот. Распределив детей на две группы, они принялись поощрять и хвалить беглость речи представителей одной из них, в то же время негативно отзываясь о речи детей из второй группы, подчеркивая ее несовершенство и частое заикание. Многие из нормально говорящих детей, получавших негативные комментарии в ходе эксперимента, обнаружили впоследствии психологические, а также реальные речевые проблемы, сохранив некоторые на всю жизнь. Коллеги Джонсона назвали его исследование «чудовищным», придя в ужас от решения экспериментировать над сиротами ради доказательства теории. Во имя сохранения репутации ученого эксперимент был скрыт на долгие годы, а Университет Айовы в 2001 году принес за него публичные извинения.

3. Проект 4.1

«Проект 4.1» – название медицинского исследования, проведенного в США среди жителей Маршалловых островов, подвергшихся воздействию радиоактивных осадков в 1954 году. В течение первого десятилетия после испытания следствия были неоднозначны: процент проблем со здоровьем у населения во многом колебался, но все же не представлял четкой картины. В последующие десятилетия, однако, свидетельства воздействия были неоспоримы. Дети начали страдать от рака щитовидной железы, а почти каждый третий из оказавшихся в районе токсичных осадков обнаружил к 1974 году развитие новообразований.

Департамент Комитета по энергетике впоследствии заявил, что использовать живых людей в качестве «подопытных кроликов» в условиях подверженности радиоактивному воздействию было крайне неэтично, экспериментаторам следовало стремиться вместо этого оказать пострадавшим медицинскую помощь.

4. Проект MKULTRA

Проект MKULTRA или MK-ULTRA – кодовое название исследовательской программы ЦРУ по изучению контроля над разумом, проводившейся в 50-60-е годы. Существует много доказательств того, что проект предусматривал тайное использование многих видов наркотиков, а также других методик, позволяющих манипулировать психическим состоянием и функционированием мозга.

Эксперименты включали введение ЛСД сотрудникам ЦРУ, военнослужащим, врачам, госслужащим, проституткам, психически больным и просто самым обыкновенным людям, чтобы изучить их реакцию. Введение веществ осуществлялось, как правило, без ведома человека.

В рамках одного из экспериментов ЦРУ создало несколько публичных домов, посетителям которых вводился ЛСД, а реакции записывались при помощи скрытых камер для последующего изучения.

В 1973 году начальник ЦРУ Ричард Хелмс приказал уничтожить все документы MKULTRA, что и было сделано, в результате чего расследование по факту совершенных на протяжении долгих лет экспериментов оказалось практически невозможным.

5. Проект «Отвращение»

В период с 1971 по 1989 год в военных госпиталях ЮАР, в рамках сверхсекретной программы по искоренению гомосексуализма около 900 солдат обоих полов с нетрадиционной сексуальной ориентацией перенесли серии крайне неэтичных медицинских экспериментов.

Армейские психиатры при помощи священников распознавали гомосексуалистов в рядах солдат, посылая их на «исправительные процедуры». Тот, кто не мог быть «вылечен» медикаментозно, был подвергнут шоковой или гормональной терапии, а также другим радикальных средствам, среди которых были химическая кастрация и даже операции по смене пола.

Руководитель данного проекта доктор Обри Левин теперь является профессором судебного отдела кафедры психиатрии в Университете Калгари.

6. Северокорейские эксперименты

Существует множество данных о проведенных в Северной Корее экспериментах над людьми. Отчеты демонстрируют нарушения прав человека, аналогичные действиям нацистов во время Второй мировой войны. Однако все обвинения отрицаются правительством Северной Кореи.

Бывшая заключенная северокорейской тюрьмы рассказывает, как пятидесяти здоровым женщинам было приказано есть отравленную капусту несмотря на явно слышимые крики мучений тех, кто уже съел ее. Все пятьдесят человек были мертвы после 20 минут кровавой рвоты. Отказ есть грозил повлечь за собой репрессии против женщин и их семей.

Квон Хек, бывший тюремный начальник, описывал лаборатории, оснащенные оборудованием для подачи ядовитого газа. В камеры запускали людей, как правило – семьи. Двери запечатывали и газ впрыскивается через трубку, в то время как ученые наблюдали за страданиями людей сквозь стекло.

Лаборатория ядов – секретная база для исследования и разработки отравляющих веществ сотрудниками советских секретных служб. Ряд смертоносных ядов был протестирован на заключенных ГУЛАГа («врагах народа»). К ним применялся горчичный газ, рицин, дигитоксин и многие другие газы. Целью экспериментов было найти формулу химического вещества, которое не может быть обнаружено посмертно. Пробы ядов были введены жертвам с едой или питьем, а также под видом лекарства. Наконец, был разработан препарат с желаемыми свойствами, называемый C-2. Согласно показаниям свидетелей, принявший этот яд человек становился словно бы ниже ростом, стремительно слабел, притихал и умирал в течение пятнадцати минут.

8. Исследование Сифилиса Таскиги

Клиническое исследование, проведенное с 1932 по 1972 год в городе Таскиги, штат Алабама, в котором участвовало 399 человек (плюс 201 участник контрольной группы) имело цель изучить протекание сифилиса. Подопытными выступали в основном неграмотные афроамериканцы.

Исследование получило известность благодаря отсутствию обеспечения подопытных надлежащими условиями, что привело к изменениям в политике отношения к участникам научных экспериментов в дальнейшем. Лица, принимавшие участие в Исследовании в Таскиги, не были осведомлены о собственном диагнозе: им лишь было сказано, что проблемы повлекла «плохая кровь», и они могут получить бесплатно медицинскую помощь, транспорт в клинику, питание и страхование захоронения в случае смерти в обмен на участие в эксперименте. В 1932 году, когда началось исследование, стандартные методы лечения сифилиса обладали высокой токсичностью и сомнительной эффективностью. Частично целью ученых было определить, не станет ли пациентам лучше без принятия этих токсичных средств. Многие подопытные получили вместо лекарства плацебо для того, чтобы ученые могли наблюдать за прогрессированием заболевания.

К концу исследования лишь 74 испытуемых были еще живы. Двадцать восемь мужчин умерло непосредственно от сифилиса, 100 – вследствие осложнений заболевания были мертвы. Среди их жен 40 было инфицировано, 19 детей в их семьях родились с врожденным сифилисом.

9. Блок 731

Блок 731 – секретная биологическая и химическая военная исследовательская единица японской императорской армии, осуществлявшая смертельные эксперименты над людьми во время китайско-японской и Второй мировой войны.

Некоторые из многочисленных опытов, совершенных командиром Сиро Исии и его сотрудниками в Блоке 731 включали в себя: вивисекции живых людей (в том числе беременных женщин), ампутация и заморозка конечностей заключенных, испытания огнеметов и гранат на живых мишенях. Людям вводили штаммы возбудителей заболеваний и изучали развитие деструктивных процессов в их организмах. Многие и многие зверства были претворены в жизнь в рамках проекта Блок 731, однако его руководитель, Исии получил в конце войны неприкосновенность от американских оккупационных властей Японии, не провел и дня в тюрьме за свои преступления и умер в возрасте 67 лет от рака гортани.

10. Нацистские эксперименты

Нацисты заявляли, что их опыты в концлагерях во время Второй мировой войны были направлены на помощь немецким военнослужащим в боевых ситуациях, а также служили для продвижения идеологии Третьего рейха.

Эксперименты с детьми в концлагерях осуществлялись , чтобы показать сходства и различия в генетике и евгенике близнецов, а также чтобы убедиться, что человеческое тело может быть предметом широкого спектра манипуляций. Руководителем экспериментов был доктор Йозеф Менгеле, проводивший опыты над более чем 1500 групп заключенных-близнецов, из которых менее 200 человек остались в живых. Близнецам вводились инъекции, их тела буквальным образом сшивали, пытаясь создать «сиамскую» конфигурацию.

В 1942 Люфтваффе проводились эксперименты, призванные прояснить, как лечить гипотермию. В рамках одного исследования человек помещался в резервуар с ледяной водой на срок до трех часов (см рисунок выше). Другое исследование предполагало оставление заключенных голыми на улице при температуре ниже нуля. Экспериментаторы оценивали различные способы согревания выживших.

Люди всегда были заинтересованы в крайностях. В этой статье вы найдете самые ужасающие психологические эксперименты, которые когда-либо проводились людьми. «Самые ужасающие» - это довольно расплывчатый критерий, однако здесь вы найдете те эксперименты, которые больше всего подходят под это описание.

Эксперимент Милгрэма

Многие считают, что это самый ужасный психологический эксперимент всех времен, и он продолжает шокировать и поражать исследователей и обычных людей с того самого момента, как он был проведен. Его варианты продолжают появляться в современных исследованиях и даже в телевизионных шоу. Впервые он был проведен психологом Йельского университета Стенли Милгрэмом в 1963 году. Исследователь был вдохновлен судебным процессом Адольфа Айхмана, немецкого нацистского лейтенанта и одного из создателей холокоста. Когда его судили, он заявлял, что он всего лишь исполнял приказы, и Милгрэм хотел исследовать это более детально. Совершают ли люди ужасные поступки только из-за того, что авторитетная фигура им это приказала? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, был продуман обман. В одной комнате сидели сорок мужчин.
Им было сказано, что в соседней комнате человек, которого тренировали для того, чтобы запоминать пары слов, ожидал их вопросов. Если они задавали ему вопрос, чтобы проверить его знания и он не мог ответить правильно, они применяли электрический шок. Мощность электричества повышалась с каждым последующим неправильным ответом, и крики боли были слышны из соседней комнаты до тех пор, пока находящийся там человек якобы не оказывался без сознания. Естественно, никого электрического шока не существовало, и мужчина в соседней комнате был актером. Суть заключалась в том, чтобы увидеть, как далеко люди зайдут только потому, что авторитетная фигура говорила им, что это нормально.

Результаты

Очевидно, что этот эксперимент дал научному сообществу очень важную информацию для дальнейшего исследования. Это был революционный эксперимент, который был направлен на научные исследования, однако потенциальная возможность моральной травмы, которую могли получить участники, является очевидной, и современные аналоги всячески стараются обойти этот момент. Результаты оригинального исследования, которые были опубликованы в журнале Abnormal Psychology, читать очень интересно, но одновременно и страшно. «Обильное потоотделение, дрожь и заикание были типичными симптомами эмоциональной нестабильности участников, - сказано там. - Одним неожиданным признаком напряжения, который еще предстоит объяснить, был регулярный нервный смех, который у некоторых участников перерастал в неконтролируемые приступы». Но забудьте на минуту о пугающих методах этого исследования, так как то, что было обнаружено в итоге, ужасает еще больше. В рамках оригинального эксперимента ожидалось, что примерно 0,1 процента участников пройдут через весь набор вопросов и электрических разрядов. В действительности же две трети участников продолжали использовать электрошок даже тогда, когда актер изображал бессознательное состояние, и в современных экспериментах большинство людей также продолжают следовать приказам.

Маленький Альберт

Не дайте милому названию вас обмануть, этот эксперимент был настоящим кошмаром. Он был проведен в 1920 году в Университете Хопкинса Джоном Уотсоном и его студенткой Розали Рейнер. Вместе они позволили 9-месячному ребенку по имени «Альберт Б» встретиться с белой крысой и другими пушистыми объектами. Сначала он наслаждался игрушками и крысой, однако спустя некоторое время Уотсон подкрался к ребенку сзади и начал издавать пугающие громкие звуки, когда тот получал доступ к крысе или игрушкам.

Результаты эксперимента

Вскоре пугающие звуки прекратились, однако ребенок уже связал страх с пушистыми объектами, поэтому враждебно реагировал на их присутствие. Это яркий пример условных рефлексов, вариант классического эксперимента, который большинство людей ассоциируют с Павловым и его собакой, которую подобным образом научили ассоциировать еду со звуком звонка.
По данным Американской психологической ассоциации, только в 2010 году личность ребенка была раскрыта: его звали Дуглас Мерритт, и это был сын няни, которой заплатили один доллар за участие ее ребенка в эксперименте, что в переводе на современные деньги равняется 13 долларам.

Стэнфордский тюремный эксперимент

Если вы еще не слышали об этом эксперименте, то вам стоит знать, что он уже стал легендарным из-за того, насколько хаотичным, непредсказуемым и пугающим он оказался. В итоге результат стал настолько печально известным, что на месте проведения эксперимента была установлена мемориальная доска. Психолог Филип Зимбардо получил спонсирование от Управления военно-морских исследований США вместе с заданием узнать, что вызывает проблемы между заключенными и охранниками в ВМС и морской пехоте США. В подвале Стэнфордского университета была создана тюрьма, также были выбраны физически сильные и психологически стабильные студенты, которые были «арестованы» у себя дома, а затем разделены на группы «заключенных» и «охранников». Исследователи попросили их вести себя так, словно это обыкновенная тюрьма, а сами смотрели за тем, что происходит. То, что произошло далее, стало сюжетом художественных и документальных фильмов, статей, а также оживленных дискуссий по всему миру, но, если вы не в курсе, вот что там случилось.

Пугающая реальность

Несмотря на изначальные трудности с ролью охранников у студентов, на второй день события начали развиваться очень быстро. Один «охранник» взял на себя роль злобного смотрителя от скуки. Заключенные, к которым обращались только по номерам, подняли восстание и организовали блокаду в своих камерах. Как было отмечено в документальном фильме ВВС, это вызвало изменение поведения охранников, которые лишили заключенных их человечности. Они насильно раздели заключенных, заставили их выполнять ужасно трудные физические упражнения, не давали им спать, а также отправляли их в одиночное заключение, не давали им пользоваться туалетом и так далее. В результатах исследования было написано, что вскоре тюрьма начала пахнуть мочой и калом. Заключенных также разделили: некоторым из них достались привилегированные «хорошие» камеры, то время как остальные оказались в «плохих» камерах. Периодически некоторых из них меняли местами. Это вызвало подозрения у мятежных заключенных, они посчитали, что охранники превратили других заключенных в информаторов, что лишило заключенных общности и доверия и привело к сплоченности в рядах охранников.

Результаты исследования

Всего в течение пары дней в тюрьме воцарился садистский авторитаризм, и она начала распадаться. Первый участник покинул тюрьму всего через 36 часов, потому что он страдал от сильной эмоциональной нестабильности, неорганизованного мышления, неконтролируемых плача, крика и ярости. Вскоре еще несколько участников начали демонстрировать симптомы сильной психологической нестабильности, и эксперимент был закончен всего через шесть дней, то есть более чем на неделю раньше, чем планировалось, после того как будущая жена Зимбардо выразила свое беспокойство.

Чудовищный эксперимент

В тридцатых годах логопед Уэнделл Джонсон, который в детстве заикался, решил доказать, что причина его заикания заключалась в том, что его учитель сказал ему, что он заикается. Для исследования он использовал 22 сироты, которые были идеальными для эксперимента, так как у них в жизни не было авторитетной фигуры. Половина детей заикалась, половина говорила нормально, но каждая половина была разделена пополам по принципу, что одной половине говорили, что они заикаются, а другой - что они не заикаются. Как оказалось, невозможно заставить ребенка заикаться, но эксперимент также привел к многомиллионному иску к университету, в котором преподавал Джонсон. Каждый ребенок в итоге получил около миллиона долларов компенсации.

Чудовищный эксперимент — он и по своей сути был чудовищным, а проведён он был в 1939 году психологом Уэнделлом Джонсоном и его аспиранткой Мэри Тюдор в Соединенных Штатах Америки. Целью эксперимента было выяснить, насколько дети подвержены внушению.
Сам процесс эксперимента достаточно прост — для целей эксперимента выбрали 22 ребёнка-сироты из города Дэвенпорт. Детей произвольно разделили на две группы. Первой группе (точнее, детям из этой группы) постоянно говорили, как правильно, как замечательно они говорят, и при этом всячески хвалили. Детей из второй группы настоятельно убеждали, что они говорят неправильно, в их речи полно всевозможных недостатков, и называли, ни много ни мало, этих детей жалкими заиками.
Может быть, потому что дети были сиротами, не нашлось столь заинтересованных людей, которые бы вовремя вмешались и остановили шокирующий эксперимент еще в начале его проведения.
И если ребят из первой группы ожидали только положительные эмоции, то дети, которые попали во вторую группу, испытывали постоянный дискомфорт — аспирантка Мэри Тюдор была достаточно язвительной, кощунственно высмеивая даже самые незначительные отклонения в их детской речи. При этом выполняла свои обязанности она очень добросовестно и не скупилась использовать самые сочные эпитеты в своей речи.
Неудивительно, что дети, систематически подвергаясь словесному издевательству, испытывая прилюдное унижение со стороны более взрослого и авторитетного человека, начинали вступать в контакт с окружающими проблематично. У этих детей начали проявляться в большом количестве ранее отсутствовавшие комплексы. Одним из ярких проявлений было речевое торможение, после этого аспирантка Мэри Тюдор начала называть детей из второй группы жалкими заиками.
У детей, которым не повезло оказаться в злополучной второй группе, никогда прежде не наблюдалось абсолютно никаких речевых проблем, однако в результате описываемого эксперимента не только сформировались, но и развились яркие симптомы заикания. И, к большому сожалению, эти симптомы сохранились на протяжении всей их жизни после эксперимента.
Те, кто проводил этот чудовищный эксперимент — ученый Уэнделл Джонсон и его аспирантка Мэри Тюдор — хотели подтвердить на практике теорию о том, что психологическое давление влияет на речь детей, вызывая задержку речевого развития и вызывая симптоматику заикания. Эксперимент длился довольно длительное время — шесть долгих месяцев.
По понятным причинам, описываемый эксперимент достаточно долго скрывали от общественности. Огласка об его проведении неминуемо сказалась бы на репутации Уэнделла Джонсона как ученого и как человека. Но хоть и звучит банально, все тайное становится явным, поздно или рано. Сегодня этот эксперимент известен под названием «Чудовищный эксперимент».
Прошло немало лет с момента проведения чудовищного эксперимента. И лишь в 2001 году подробности данного исследования были описаны в одной из калифорнийских газет, основываясь на воспоминания одного из участников этого чудовищного эксперимента. Университет штата Айова принес официальные извинения всем пострадавшим.
Дальше события развивались следующим образом — в 2003 году шесть человек обратились с иском, требуя материальной компенсации, поскольку в результате проведенных над ними действий их психика пострадала в значительной степени. Генеральный прокурор штата Айова вынес постановление – пяти истцам выплатить 900 тысяч долларов и еще одному – 25 тысяч долларов. Были ли получены эти деньги реально истцами, на данный момент об этом достоверной информации не имеется.
Psychology-best.ru надеется, что данная статья заставит родителей и просто взрослых людей тщательно взвешивать те слова, которые они говорят детям, помня о результатах чудовищного эксперимента.