Шагаа - тувинский новый год. Национальный праздник Шагаа или тувинский Новый год

Шагаа - это новый год по лунному календарю, один из самых крупных праздников в календаре тувинцев. Праздник Нового года приходится на начало белого месяца по лунному календарю (по европейскому календарю это конец января-февраль). Дату праздника определяют ламы.

Новый год наступает не в полночь, а с восходом в первый новогодний день. Точное время древние тувинцы определяли по собственной руке: считалось, что смена ночи и дня происходит в тот момент, когда становится возможным разглядеть линии на раскрытой ладони. Новый год в Туве встречают весной, потому что только после окота скота, приходящегося на раннюю весну, можно было считать годовой цикл завершенным. Время наступления Нового года воспринимается как особое, сакральное, когда проходит разрыв между прошлым и будущим, сопровождающийся борьбой между добром и злом.

За несколько дней до наступления шагаа территория села или аала (чабанской стоянки) тщательно убирается. Жилища внутри и снаружи очищают от снега, грязи и пыли. Войлочные ковры, кожаные вьючные мешки, постель, одежду, обувь выносят и чистят на снегу, все старое выбрасывают или сжигают. Эти предновогодние хлопоты по своей сути - обряд изгнания скверны и нечисти из дома.


На Шагаа даже самые бедные араты должны проявить хлебосольность, на праздник в каждой юрте достают специально припасенные продукты. В преддверии Шагаа готовят большое количество угощения для всех, кто зайдет в праздничный день в гости. В старину скуповатым богачам доставалось от бедняков именно в Шагаа. По информации, собранной ученым Георгием Курбатским, молодежь шла «колядовать» по аалам и тем, у кого угощение было скудным, приходилось выслушивать частушки, в которых звучали слова: «То, что ты приготовил для народа, я один съел», «Ты с осени не готовился к Шагаа, наверное, думал, что богатые не придут, а бедные и это съедят...», «Хватит, ребята, пойдем отсюда. Они приготовили жирное мясо не для гостей, а для себя. Да еще спрятали, хотят его подпортить, наверное, пусть протухнет. А мы пойдем к следующей юрте». Ссор и драк на Шагаа не было" - пишет Георгий Николаевич.
Между тремя и пятью часами утра наступает новый год. По-тувински этот момент называется «шагаа бажы чаларады» - голова шагаа показалась.

Первый день - это исключительный день в году. В старину по шагаа определяли возраст, говорили: «Я встретил столько-то шагаа». Новорожденный считался годовалым, а рожденный накануне шагаа - двухлетним.
В момент, когда восходит солнце, все одевали нарядные национальные одежды и с подносами - деспи, деревянными тарелками с варенной бараньей грудинкой и разными яствами, поднимались на возвышенное место, где участвовали в обряде «сан салыр» - возжигании священного огня.
Раньше этот обряд исполняли члены каждой юрты, семьи в специальном освященном месте на своей родовой территории.


Обряд «сан салыр» является важной и особой частью празднования Нового года. Каждый старается попасть на этот обряд, потому что считается: кто примет участие в его проведении, тому в новом году будут благоволить добрые духи и божества, его ожидают успех и удача.
Обряд «сан салыр» осуществлял обычно шаман или лама, а при их отсутствии - старейшина рода, семейства или самый старший и уважаемый житель данной местности.
На специально сооруженном алтаре или костре возжигают артыш и бросают в огонь дээжи - самую почетную и лакомую часть принесенной еды: топленое масло (саржаг), молоко, муку из поджаренного пшена (далган), поджаренное просо (тараа), сушеные пенки (ореме), сыр (быштак), сухой творог (ааржы), пресные лепешки (поова, боорзак).
Во время обряда присутствующие молятся духам, с приветствиями поклоняются восходящему солнцу.
После обряда участники выбирают место почище, куда никто еще не ступал, валятся в снег и катаются в нем с целью очищения, а затем снимают шапки и полощут их в снегу.


После окончания обряда «сан салыр» начинается следующий обряд «чолукшуур» - обмен новогодними приветствиями.
Младший старшему (или женщина мужчине, если они ровесники) протягивает руки ладонями вверх, старший кладет сверху свои руки ладонями вниз. В этом жесте выражается уважение и обещание в случае необходимости помощи и поддержки.
Иногда он - между родственниками и товарищами - сопровождается легким прикосновением щек.
Этот обряд иногда дополняется тем, что младший может на вытянутых руках преподнести хадак - шарф и возложить его на кисти протянутых рук старшего, тот возвращает его, перекладывая на кисть правой руки младшего, и лишь после этого ритуала оба совершают «чолукшуур».
Раньше женщины вместо хадака получали платок, и при совершении обряда «чолукшуур» в отличие от мужчин они не снимали головные уборы, а обшлага их рукавов были спущены.
Во время обряда «чолукшуур» тувинцы обменивались не только хадаками или платками. Дарили, например, пушнину белого цвета. А иногда преподносили дадаазын - ремешок от одежды, подношение бедняков.
Завершив обряд «сан салыр», все возвращаются домой и праздник переходит на стадию взаимных поздравлений, приема гостей и хождения в гости.
Прежде всего, члены каждой семьи поздравляли друг друга. Особенно полагается усердствовать младшим членам семьи. Они должны спешить поздравить старших первыми.
Затем - непрерывная цепь хождений по домам, из юрты в юрту, поздравлений, застолий, обмена подарками - до тех пор, пока все родственники не обойдут друг друга.
Современные тувинцы за время запрета Шагаа в советское время утратили обычай хождения в гости, поэтому стараются праздновать его уединенно в узком семейном кругу. Здесь заметно влияние традиций празднования европейского, а скорее, советского нового года.
Но, тем не менее, сегодня можно наблюдать, как некоторые люди возрождают церемонию приема гостей и посещения домов родственников, друзей.
В старину люди, собираясь то в одной юрте, то в другой, играли в различные игры, пели песни, играли на музыкальных инструментах, слушали сказителей, устраивали гадания.
Гаданием занимались ламы-астрологи, они составляли каждому человеку его индивидуальный гороскоп на наступивший год. Современные тувинцы активно возрождают эту традицию.
Весь остальной месяц Шагаа считается праздничным. В течение месяца продолжаются молитвы, молебны, посещения хурээ, хождения в гости.

В обязательном порядке следует посетить, проведать родственников, живущих в других населенных пунктах, в отдаленных местностях, обменяться с ними приветствиями, подарками.
Традиция новогоднего празднования включает в себя обычай почитания пожилых людей: старейшин рода, родителей.
Данный церемониал являлся кульминационным моментом празднования нового года.
По сравнению с Тувой в современной Монголии данная традиция продолжает широко бытовать и по настоящее время в силу того, что она и не прерывалась. Традиция почитания старших для монголов является естественным состоянием морали, этики и поведения.
Судя по тому, как из года в год тувинцы все глубже возрождают традиции, связанные с празднованием Шагаа, есть надежда, что добрый обычай почтительного отношения к старшим постепенно вновь укоренится в сознании людей.
Важнейшая особенность празднования Шагаа - во время него категорически запрещается употреблять спиртные напитки.
Как отмечает Монгуш Кенин-Лопсан, тувинцы с давних времен считали водку и всякое спиртное «аза суксуну» - напитком чертей.
Шагаа считается самым трезвым праздником.
Шагаа - праздник, во время которого происходит единение родных и близких людей, молодые учатся почтительному отношению к возрасту человека, а также умению ценить и уважать время и жизнь.


  • Шагаа 2017 в Тыве

Шагаа - так называется в Республике Тыва национальный праздник встречи Нового года по восточному буддийскому календарю.

Поскольку календарь является лунным, Тувинский новый год начнется в 2017 году одновременно с проходом года Петуха из огня красного цвета, который, в свою очередь, придет с новолунием, которое наступит 28 января 2017 года в 3 часа 04 минуты ночи (по московскому времени).

Шагаа Новый Год тувинцев

В этом месяце все тувинцы празднуют свой национальный праздник Шагаа. Также коллектив нашего филиала как и все тоже готовятся этому празднику.

Шагаа - это новый год по лунному календарю, один из самых крупных праздников в календаре тувинцев. Праздник Нового года приходится на начало белого месяца по лунному календарю (по европейскому календарю это конец января - февраль). Дату праздника определяют ламы.

Новый год наступает не в полночь, а с восходом в первый новогодний день. Точное время древние тувинцы определяли по собственной руке: считалось, что смена ночи и дня происходит в тот момент, когда становится возможным разглядеть линии на раскрытой ладони. Новый год в Туве встречают весной, потому что только после окота скота, приходящегося на раннюю весну, можно было считать годовой цикл завершенным. Время наступления Нового года воспринимается как особое, сакральное, когда проходит разрыв между прошлым и будущим, сопровождающийся борьбой между добром и злом.

За несколько дней до наступления шагаа территория села или аала тщательно убирается. Жилища внутри и снаружи очищают от снега, грязи и пыли. Войлочные ковры, кожаные вьючные мешки, постель, одежду, обувь выносят и чистят на снегу, все старое выбрасывают или сжигают. Эти предновогодние хлопоты по своей сути - обряд изгнания скверны и нечисти из дома.

В ночь накануне Шагаа желательно не спать, хотя бы в промежутке между 3 ночи и 6 утра - ведь новый год наступает не в полночь, а с восходом солнца в первый новогодний день. Существует поверье, что в новогоднюю ночь Будда объезжает на своей колеснице землю и, если ему попадаются спящие люди, он их принимает за мертвых и не благословляет. Как правило, в это время (не находящиеся в храмах на молебнах) дома читают детямсказки , играют в народные игры и ждут рассвета. На рассвете мужчины возжигают сан, «угощают» огонь пищей и произносят пожелания на предстоящий год. Хозяйки приветствуют первый луч солнца свежезаваренным чаем, разбрызгивая его по установленной традиции в направлении частей света. Поприветствовав солнце, землю и Большую родину - Туву, обязательно угощают этим чаем детей и всех, кто находится в юрте.

За три дня до Шагаа и в течение месяца после наступления нового года нельзя совершать неблаговидные поступки, в том числе употреблять алкоголь. В этот период стократно увеличиваются благие деяния и настолько же - обратные. Первый день Шагаа проходит в визитах к родственникам и обмене подарками.

В Туве новый год по восточному календарю - Шагаа - встретят 27 февраля. По Конституции республики это выходной день. Праздник не имеет фиксированной даты, и каждый год его определяют ламы, в Верховный хурал республики вносится предложение от Управления Камбы-Ламы. Шагаа - весенний Новый год, знаменующий начало новой, обновленной жизни, отмечают многие народы Востока: китайцы, монголы, буряты, тувинцы, алтайцы и другие. Это и сам праздник Нового года, и первый месяц года, открывающий весну.

У тувинцев упоминание о нем относят к VI-VIII векам нашей эры. Точной даты его проведения нет, она варьируется с конца января до конца февраля.

В документах Центрального государственного архива Республики Тыва впервые упоминание о празднике Шагаа встречается в документах архивного фонда«Управление нойонов Танну-Урянхая (Тува)» за 1861 год , в приказе правителя Танну-Урянхая мээрен чангы Ламажапа Угер-даа Очуру о праздновании Шагаа. В дословном переводе данного документа со старомонгольского языка сообщается:

"В приказе чанчын хевей Амбыса указано о том, что в китайском письме министерства по наследию Внешней Монголии и отдела Законодательства пишется о том, что в час дракона (луу) 19 числа 12 лунного месяца сего года ставка (судебная) закрывается на каникулы и открывается в час змеи (могай) 21 числа первого лунного месяца будущего года.

В каникулярное время полностью прекращается разбор дел. Если возникнут неотложные дела, то они могут быть рассмотрены в прежнем порядке.

Празднование Шагаа (Новый год) проводится с 28 числа сего года по 5 число первого лунного месяца нового года. Все чиновники ниже по званию Вана и военные чиновники должны облачаться в нарядную одежду.

Настоящий приказ направлен правителю Танды Урянхая и по получении приказа он должен довести до сведения своих подданных.

Данный приказ направлен для исполнения Угер-даа Очуру.

Такие приказы направлены Угер-даа Седипу, Чульдум-Комбу и Седипу.

19 число 2 лунного месяца 10 года Т.Э. (так в документе)»

Из этого уникального исторического документа видно, что и 150 лет назад празднование Шагаа проводилось согласно приказу главного правителя Тувы. Дни празднования Шагаа были объявлены выходными днями.
О том, как праздновали Шагаа жители Тувинской Народной Республики, наши земляки, в 1929 году, мы узнаем из документов архивного фонда «Министерство Внутренних дел ТНР» где в объявлении Министерства Внутренних дел сообщается:

ОБЪЯВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

“Об установлении 10 февраля днем нового года, в связи с этим 9 февраля работают полдня, после чего 10 и 11 празднуют встречу нового года - дни Шагаа - на работу выходят 12 февраля утром.
Дата 9 число, II луны, 1929 года (так в документе)”.

Начиная с 1944 года официально Шагаа в Туве не праздновали. Шагаа был семейным праздником. И только в 1991 году Шагаа Постановлением Верховного Совета Тувинской АССР был объявлен народным праздником Тувы.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ТУВИНСКОЙ АССР

“Об объявлении Шагаа народным праздником Тувинской АССР

Верховный Совет Тувинской Автономной Советской Социалистической Республики постановляет:
1. В целях возрождения и развития национальных обычаев и традиций и в связи с пожеланиями населения республики объявить первый день нового года, исчисляемого по лунному календарю, народным праздником Тувинской АССР - Шагаа.
2. Установить, что в Тувинской АССР день празднования Шагаа является нерабочим днем.
Председатель Верховного
Совета Тувинской АССР Ч.-Д. Ондар, г.Кызыл, 8 февраля 1991 года”.

Шагаа - это часть культуры тувинского народа. И до сих пор тувинцы, даже городские, отмечают этот праздник как истинные скотоводы-кочевники. Радостен он потому, что самые лютые стужи и напасти, связанные с прошлым годом, с зимой, миновали. Впереди весна, тепло, новая жизнь. Это праздник человеческого оптимизма, его стремления к лучшей жизни, это праздник надежды.

Шагаа - это новый год по лунному календарю, один из самых крупных праздников в календаре тувинцев. Праздник Нового года приходится на начало белого месяца по лунному календарю (по европейскому календарю это конец января-февраль), а дату праздника определяют ламы.

На территории Тувы Шагаа начали праздновать в VI-VIII веках н.э. Однако в 30-е годы прошлого столетия, в период борьбы с религией, любимый народом праздник постепенно стал исчезать из быта людей, а отмечать его стали лишь подпольно, скрываясь от преследований. Лишь в 1991 году по многочисленным пожеланиям жителей республики, с целью возрождения и развития национальных обычаев и традиций Постановлением Верховного Совета Тувинской АССР Шагаа был объявлен народным праздником Тувы.
С того времени прошло совсем немного времени, однако Туве и ее жителям удалось вернуть основное значение, идею и смысл нового года по лунному календарю, а также сделать самое главное - возродить традиции празднования Шагаа, его обряды, атрибутику!

Давайте немного подробнее рассмотрим традиции этого замечательного праздника. Новый год наступает не в полночь, а с восходом в первый новогодний день. Время наступления праздника определялось тувинцами по собственной руке - было принято считать, что смена дня и ночи происходит в момент, когда становится возможно разглядеть линии на раскрытой ладони. Время наступления Нового года воспринимается как особое, сакральное, когда происходит разрыв между прошлым и будущим, сопровождающийся борьбой между добром и злом.
В самой традиции празднования Шагаа причудливо переплелись исконные для тувинцев языческие традиции и общепринятые религиозные каноны.

Одной из самых главных традиций праздника является очищение своего дома. За несколько дней до наступления шагаа территория села или аала тщательно убирается. Жилища внутри и снаружи очищают от снега, грязи и пыли. Войлочные ковры, кожаные вьючные мешки, постель, одежду, обувь выносят и чистят на снегу, все старое выбрасывают или сжигают. Эти предновогодние хлопоты по своей сути - обряд изгнания скверны и нечисти из дома.
Очень ярким и глубоко символическим по смыслу моментом в праздновании Шагаа является обряд «чолукшуур» - приветствие старших по возрасту людей, особенно пожилых и старых. Сакральный смысл этого ритуала понятен легко - уважение к возрасту, к предкам, к своим корням, к родителям. Ведь пожилой человек, тот же глава рода, например, наделен огромным житейским опытом, мудростью и за всю жизнь накапливает положительные, высокие заслуги. Это люди, на которых необходимо равняться, и благодаря которым мы живем. Ритуал «чолукшуур» таит в себе и преемственность поколений, и спрашивание благословения и узун назын - долголетия.