С первого июля вводят кассовые аппараты. Основные положения и особенности закона. - Обновление существующей ККТ

Сроки перехода на онлайн-кассы не для всех одинаковы. Есть такой разряд «льготников», которым новые нормы разрешают перейти на онлайн-кассы постепенно, а не сразу с февраля 2017 года.

Когда новая редакция закона №54-ФЗ вступила в силу и чем важна эта дата

На основании п.1 статьи 7 №290-ФЗ новая редакция закона №54-ФЗ вступила в силу с 15 июля 2016 г. Исключение составляют отдельные положения, для которых установлены свои сроки.

15 июля 2016 г. для многих воспринимается, как обязанность уже с этой даты осуществить обязательный переход на онлайн-кассы. Но указанная дата важна тем, что для отдельных организаций и предпринимателей (в тексте далее – предприятия) с 15 июля 2016 года действует обратная сила закона. Иными словами, новая редакция №54-ФЗ позволяет пользоваться старыми его положениями, которые действовали до 15.07.2016 г.

Кроме того, с 15 июля 2016 года и до 31 января 2017 года включительно положения №54-ФЗ об обязательном заключении договора с оператором ОФД и о передаче данных с его помощью в налоговые органы на основании п.5 статьи 7 №290-ФЗ могут применяться предприятиями пока в добровольном порядке. Но уже с 01 февраля 2017 г. данный добровольный порядок превращается в обязанность.

Когда происходит обязательный переход на онлайн-кассы

С 01 февраля 2017 года те предприниматели и организации, для которых статьей 7 №290-ФЗ не предусмотрено право на отсрочку, обязаны перейти на онлайн-кассы и начать передачу своих данных при расчетах в налоговый орган через операторов фискальных данных (ОФД).

Именно с этого момента для указанных лиц возможность применения кассовой техники в старом порядке теряется. Но не сразу!

Пользоваться кассой в старом порядке можно до 01 июля 2017 г.

На основании п.3 статьи 7 №290-ФЗ предприятиям разрешается:

  • до 31.01.2017 г. (включительно!) регистрировать кассовые аппараты в порядке, установленном старой редакцией закона №54-ФЗ, действовавшей до 15.07.2016 г., и принятыми в соответствии с этой редакцией закона нормативными актами;
  • применять, перерегистрировать и снимать с регистрационного учета контрольно-кассовые аппараты, в том числе и зарегистрированные по-старому порядку (до 31 января 2017г. включительно), можно будет в соответствии со старой редакцией закона №54-ФЗ и принятыми на ее основании нормативными актами, но только до 01 июля 2017 года.

Иными словами, если предприятие, которое обязано применять ККТ при расчетах, решит зарегистрировать в прежнем порядке кассовую технику, то вплоть до 31 января 2017 г. оно сможет это сделать, а уже 01 февраля 2017 года ему будет в этом отказано. При этом с 01 июля 2017 года такому предприятию придется осуществить обязательный переход на онлайн-кассы.

Сроки перехода на онлайн-кассы для различных категорий предпринимателей можно посмотреть (файл PDF).

Кроме того, несмотря на то, что в п.3 статьи 7 №290-ФЗ, указано, что перерегистрацию кассовой техники, зарегистрированной до 01.02.2017 года, можно будет производить по старому порядку вплоть до 01.07.2017 года, — налоговая инспекция утверждает, что перерегистрацию такой ККТ можно будет выполнить также только до 01 февраля 2017 г. и не позже.

И с 01 февраля 2017 года все, кто обратился с заявлением на регистрацию ККТ, обязаны будут заключить договор с оператором ОФД и начать в процессе расчетов с клиентами передавать фискальные сведения в налоговые органы.

С этого числа регистрация и перерегистрация кассовой техники, которая не поддерживает работу с налоговым органом через ОФД, не допускается.

Этапы перехода на онлайн-кассы приведены в таблице (кликабельна):


Однако исключение составляют те предприятия, которые на основании п.7 статьи 2 уже новой редакции закона №54-ФЗ работают в удаленной от сетей местности. Такие предприятия могут использовать при расчетах ККТ, которая не передает данные через оператора ОФД.

Но работать с подобной кассовой техникой можно только, если местность официально признана удаленной от сети органом государственной власти субъекта РФ. Причем, утвердить перечень с такими местностями данный орган должен, исходя из анализа положений п.7 статьи 2 новой редакции закона №54-ФЗ, уже после вступления в силу этих поправок. Т.е. с 15 июля 2016 года.


«… Вместе с тем, ФНС России сообщает, что при наличии обстоятельств, указывающих на то, что организации и индивидуальные предприниматели приняли все меры по соблюдению требований законодательства РФ о применении ККТ (например, заключили договор с изготовителем фискальных накопителей о поставке фискального накопителя), то они к ответственности не привлекаются. (Взаимосвязи положений частей 1 и 4 статьи 1.5, части 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Соответствующие разъяснения даны Министерством финансов РФ письмом от 30.05.2017 № 03-01-15/33121.»

Льгота для перехода на онлайн-кассы

Она предусмотрена не для всех, а только для тех, кому старая редакция закона №54-ФЗ предоставляла право не применять при расчетах контрольно-кассовую технику. К таким льготникам относятся:

  • предприниматели, которые работают на патентной налоговой системе, и предприниматели и организации, применяющие ЕНВД по тем видам деятельности, для которых данный режим установлен на основании п.2 статьи 346.26 НК РФ (п.7 статьи 7 №290-ФЗ). Но указанные лица могут не применять ККТ и не переходить на онлайн-кассу до 01.07.2018 года только при условии, что они выдают по требованию своих клиентов документы, подтверждающие произведенные платежи. При этом для данных целей порядок выдачи и требования к указанным документам устанавливаются еще старой редакцией закона №54-ФЗ. Кроме того, оформление с помощью этих документов возможно только наличных расчетов и (или) расчетов с помощью платежных карт в режиме эквайринга;
  • предприниматели и организации, оказывающие услуги или выполняющие работы, независимо от применяемой ими системы налогообложения вправе до 01 июля 2018 г. тоже не применять ККТ и не выполнять переход на онлайн-кассы (п.8 статьи 7 №290-ФЗ). Но это возможно только при условии, что они при расчетах с клиентами в соответствии с требованиями, какие действовали в старой редакции закона №54-ФЗ. Причем, право на использование БСО в старом порядке до 01.07.18 распространяется только на наличные расчеты и (или) с помощью платежных карт. Кроме того, важной является формулировка «выполняющие работы» , которая дана в п.8 статьи 7 №290-ФЗ, поскольку в старой редакции закона №54-ФЗ бланки строгой отчетности выдавались только при оказании услуг (!) населению . И это вызывает спор;
  • организации и предприниматели, которым старая редакция №54-ФЗ предоставляла право не применять ККТ, сохраняют указанное право до 01 июля 2018 г. на основании п.9 статьи 7 №290-ФЗ. К указанным лицам относятся предприятия, в том числе, перечисленные в п.3 статьи 2 старой редакции №54-ФЗ. Например, это , и т.д. Они начинают работать с учетом новых требований также только с 1 июля 2018 года;
  • предприниматели и организации, которые торгуют с использованием торговых автоматов (вендинг), вправе до 01 июля 2018 года также не применять ККТ в составе этих торговых автоматов.

Видео — переход на онлайн-кассы:

На этой странице:

Один из основных вопросов, которыми задаются начинающие индивидуальные предприниматели – при каких условиях и на каких системах налогообложения необходимо применение контрольно-кассовых машин. В данном материале рассмотрим все ситуации, в которых индивидуальным предпринимателям без кассовой техники не обойтись, а также те случаи, когда использование кассовых аппаратов не является для них строго обязательным.

Кассовый аппарат в законе

Как гласит закон, все индивидуальные предприниматели, которые производят продажу товаров или оказание услуг за наличные денежные средства или путем приема оплаты через банковские карты, обязаны иметь и использовать при расчетах с клиентами контрольно-кассовые машины. Это правило распространяется в основном на тех представителей бизнеса, которые ведут свою деятельность с населением, поскольку именно граждане расплачиваются за товары и услуги при помощи налички или банковских карт.

Отсутствие кассового аппарата у предпринимателя возможно в том случае, если финансовые операции он проводит с помощью безналичных перечислений на расчетные банковские счета юридических лиц или других ИП.

Требования к контрольно-кассовой технике

Закон устанавливает ряд требований, которым должны соответствовать контрольно-кассовые машины.

Обратите внимание на файл:

Внимание! Каждая контрольно-кассовая машина печатает чеки с определенными реквизитами, в зависимости от рода деятельности. Поэтому, прежде чем останавливать свой выбор на том или ином кассовом аппарате, нужно убедиться в том, что именно он подходит для работы данному индивидуальному предпринимателю.

Важно! Кроме контрольно-кассовых машин существуют чекопечатающие машинки. Эти устройства не считаются налоговыми органами за контрольно-кассовою технику, поскольку, у них нет . Чекопечатающие машинки в своей работе используют в основном те предприниматели, которые работают по ЕНВД.

Где приобрести кассовый аппарат

Контрольно-кассовые машины не продаются в обычных магазинах. Их продажей и обслуживанием занимаются специальные организации, прошедшие Государственную экспертную комиссию по ККМ. Реализацией кассовых аппаратов эти компании занимаются как в головных офисах, так и через разветвленную розничную сеть. При этом они реализуют не только новые кассовые машины, но и подержанные.

Нужно отметить, что те модели ККМ, которые уже были в использовании, должны быть обязательно сняты с учета налоговой инспекции и иметь новый блок .

Кассовый аппарат ИП при УСН

Индивидуальный предприниматель, остановивший свой выбор на упрощенной схеме налогообложения, при наличных расчетах с клиентами, обязательно должен иметь кассовый аппарат. В тех случаях, если покупатель или потребитель услуг ИП производит оплату через банковские дебетовые или кредитные карты, выдавать кассовые чеки тоже необходимо.

Исключения:

  • контрольно-кассовую технику можно не применять, если индивидуальный предприниматель- «упрощенец» работает только через безналичные банковские переводы на расчетные счета юридических лиц и других ИП;
  • индивидуальный предприниматель работает в отдаленном или труднодоступном районе, где применение кассовых аппаратов по каким-либо причинам невозможно;
  • при оказании некоторых видов услуг населению есть установленное законом право заменять кассовые чеки выдачей бланков строгой отчетности.

Кассовый аппарат ИП при ОСНО

Как и в случае с «упрощенкой» при работе на общей системе налогообложения, индивидуальному предпринимателю необходимо иметь кассовый аппарат всегда, если присутствуют наличные денежные расчеты или расчеты с применением банковских карт.

Исключения по применению кассовых аппаратов ИП, находящимся на общем налогоисчислении также аналогичны тем, что действуют для «упрощенцев».

Кассовый аппарат ИП при ЕНВД

Те индивидуальные предприниматели, которые перешли на ЕНВД имеют право не пользоваться кассовым аппаратом. Вместо этого, если покупатель или потребитель услуг потребует, ему необходимо выдать либо бланк строгой отчетности, либо , либо квитанцию. При этом в каждом из этих документов должны содержаться строго установленные сведения:

  • название самого документа – квитанция, БСО или товарный чек;
  • основные данные: порядковый номер и дата выдачи документа клиенту, инициалы индивидуального предпринимателя; его ИНН;
  • наименование товаров и услуг и их количество;
  • полная сумма оплаты;
  • обязательно: должность и ФИО сотрудника, выдавшего документ с его подписью.

Многие ИП, находящиеся на ЕНВД используют для печати таких документов уже упомянутые выше чекопечатающие машинки. Поскольку их не нужно ставить на учет в налоговые органы, это особенно удобно для предпринимателей, находящихся на ЕНВД.

Внимание! Даже в тех случаях, когда применение контрольно-кассовой техники не является законной обязанностью предпринимателя, он может обзавестись ею на добровольных началах, например, для контроля за продавцами. В этом случае регистрировать кассовый аппарат в налоговой инспекции не надо.

Общие исключения

Независимо от того, на какой системе налогообложения находится индивидуальный предприниматель, в некоторых случаях он имеет право не использовать ККМ. Например, применение кассового аппарата не обязательно, если предприниматель занимается :

  • продажей периодической печатной продукции: журналов и газет;
  • продажей проездных и талонов на общественный транспорт;
  • продажей лотерейных билетов;
  • продажей ценных бумаг;
  • розничной продажей безалкогольных напитков на разлив и мороженого;
  • продажей предметов религиозного толка;

В этих и еще ряде случаев, подробно прописанных в законе РФ, предприниматели имеют право не использовать контрольно-кассовую технику.

Таблица применения ККТ в зависимости от системы налогообложения

Система налогообложения Вид деятельности ККМ обязательна Можно выдать БСО Можно выписать товарный чек или квитанцию
ОСНО Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +
УСН Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +
ЕСХН Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +
ЕНВД Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +
ПСН Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +

Штрафные санкции

Внимание! С 15 июля 2016 года введена обновленная редакция штрафов за ККТ (смотрите ст. 14.5 КоАП РФ).

Наличие кассового аппарата требует от индивидуального предпринимателя ведения строгой отчетности по его использованию и соблюдения кассовой дисциплины. В частности, нужно в обязательном порядке вести журнал кассира-операциониста, журнал вызова технических специалистов, писать акты о снятии показаний счетчиков, возврате денежных сумм и т.д.

Поскольку эксплуатация кассовых аппаратов строго регламентирована, законом предусмотрены и наказания за неправильное их использование. Контролируют ИП по этой части представители налоговых органов.

В случае выявления каких-либо нарушений они могут наложить административное взыскание и назначить штраф в сумме 1500-2000 рублей.

В частности, индивидуальный предприниматель может быть оштрафован за следующие правонарушения: нарушение норм регистрации и неправильное использование кассы, отсутствие ККМ в случае необходимости, а также применение кассового аппарата, не соответствующего требованиям закона.

Ниже приведена таблица основных штрафов, которые могут быть связаны с применением или неприменением ККТ.

Нарушение Ответственное лицо Ответственность
Неприменение ККТ в случаях, когда это необходимо (ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ) Должностное штраф от 0,25 до 0,5 от суммы расчета, осуществленного без ККТ (но не менее 10 000 руб.)
Юридическое/ИП штраф от 0,75 до 1 от суммы расчета, осуществленного без ККТ (но не менее 30 000 руб.)
Повторное нарушение предыдущего пункта, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила 1 и более млн. рублей (ч.3 ст. 14.5 КоАП РФ) Должностное дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет
Юридическое/ИП приостановление деятельности на срок до 90 суток
Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения (ч.4 ст. 14.5 КоАП РФ) Должностное
Юридическое/ИП предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб.
Непредставление информации и документов по запросам налоговых органов, а также представление информации и документов с нарушением сроков о применении ККТ (ч.5 ст. 14.5 КоАП РФ) Должностное предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 руб.
Юридическое/ИП предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.
Ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию (ч.6 ст. 14.5 КоАП РФ) Должностное предупреждение или штраф 2 000 руб.
Юридическое/ИП предупреждение или штраф 10 000 руб.

Таким образом, работать с использованием контрольно-кассовых аппаратов обязаны все предприниматели, имеющие дело с наличностью. В некоторых случаях кассовые аппараты можно заменить бланками строгой отчетности и другими документами, подтверждающими оплату. Если же индивидуальный предприниматель использует кассу, то он должен строжайшим образом соблюдать все нормы и правила, установленные законом для ее эксплуатации.

С 2017 года предпринимателям предстоит перейти на использование онлайн кассы, соответствующий закон был принят Госдумой в июне текущего года. Нововведения предполагают поэтапный переход, что облегчит данный процесс для представителей бизнеса.

Закон принят: онлайн кассы обязательны с 2017 года

Организации и ИП в 2017 году ожидают очередные новшества – переход на применение онлайн кассы. В результате информация о расчетах будет передаваться представителям налоговой инстанции в электронном виде, что сделает данный процесс максимально прозрачным.

Уже с февраля будущего года новая ККТ, которая будет регистрироваться, должна поддерживать новый функционал. Для тех, кто применяет ККТ старого образца, допускается переход до 1 июля 2017 года. Кроме того, представители бизнеса, которые на данный момент освобождены от применения ККМ (плательщики ЕНВД или патента), должны будут зарегистрировать онлайн кассы не позднее 1 июля 2018 года.

Исключение составят предприниматели в тех районах, где затруднен доступ к интернету. Также освобождаются от применения онлайн кассы некоторые виды бизнеса: продажа билетов, разносная торговля, продажа журналов и газет и т.д.

Онлайн кассы позволят одновременно формировать чек в бумажном и электронном виде. Данное нововведение сделает платежный документ доступным для просмотра практически в любых обстоятельствах. В отличие от бумажной формы, электронный экземпляр будет сохраняться значительно дольше.

В принятом законе сформулированы основные требования к функционалу ККТ. Контролирующие органы будут осуществлять экспертизу техники на предмет соответствия утвержденным требованиям, в том числе в части реестра фискальных накопителей.

Преимущества сторон

Переход на применение онлайн кассы с 2017 года позволит снизить количество выездных проверок, что станет дополнительным преимуществом для представителей бизнеса. На данный момент информация о пробитых чеках хранится на ЭКЛЗ, которые ежегодно меняются. В результате предпринимателям не придется каждый год регистрировать ККТ, достаточно будет единожды зарегистрировать технику нового образца. Соответственно для бизнеса сокращается количество посещений налоговой инстанции.

Кроме того, онлайн кассы передают данные про торговую операцию в режиме реального времени, что снизит количество проверок. Налоговый инспектор будет обладать полной информацией про операции каждого предпринимателя. Также ФНС запускает программу, которая будет анализировать все операции, проведенные через онлайн кассы. С помощью данного функционала представители налоговой инстанции будут выявлять потенциальные зоны риска, что позволит перейти на применение точечных проверок.

При этом представители ФНС получают информацию через оператора фискальных данных. В его задачи входит присвоение уникального номера для каждого чека и хранение всей информации на едином сервере.

Для перехода на онлайн кассы потребуется установить специальное программное обеспечение, которое будет передавать данные фискальному оператору. При этом представителям бизнеса не потребуется переучивать кассиров, поскольку процесс оформления чека останется без изменений.


Неприятные сюрпризы

Среди потенциальных рисков предприниматели отмечают возможные технические сбои, которые приведут к проблемам с контролирующими органами. Как показал опыт масштабных нововведений, полностью избежать подобных ситуаций не удастся. Кроме того, несвоевременный переход на применение онлайн кассы приведет к значительным штрафам для ИП и компаний в 2017 году.

Повышается уровень штрафов за проведение сделки без ККТ. Для всех представителей бизнеса данная сумма составит 75-100% от суммы денег, полученной в обход ККТ. При этом минимальная сумма штрафа будет отличаться:

  1. Для сотрудников – 1,5 тыс. руб.
  2. Для должностных лиц – 10 тыс. руб.
  3. Для организации – 30 тыс. руб.



Если было зафиксировано повторное нарушение, то налоговый орган имеет право приостановить деятельность компании на 90 дней. В таком случае должностное лицо ожидает дисквалификация сроком до 1 года.

Кроме того, штраф ожидает предпринимателей, которые не отправят электронную форму чека потребителю. Перечень ситуаций, которые приведут к подобным последствиям, отображен в принятом законе.

Предупреждением или штрафом на сумму 5-10 тыс. руб. обернется применение ККТ, которая не в полной мере отвечает установленным требованиям. В том числе данная норма относится к срокам и порядку регистрации техники. При этом должностное лицо ожидает штраф в пределах 1,5-3 тыс. руб.

Значительные штрафы предусмотрены для операторов фискальных данных. Если действия оператора не будут соответствовать действующему законодательству, то это обернется штрафом в сумме 40-50 тыс. руб. для должностных лиц и 0,5-1 млн руб. для самой организации-посредника.


Неприменением онлайн кассы с 2017 года является отсутствие (в том числе частичное) информации о расчете (продажа товара или оказанная услуга), оформленной соответствующим образом. При этом обязательной составляющей выступают реквизиты в накопителе ККТ. Также представители бизнеса обязаны своевременно передать информацию в ИФНС.

Не являются исключением операции, осуществленные с применением платежных карт. В таком случае вся информация должна быть зафиксирована в контрольной ленте и отображена в фискальной памяти.

С 2017 года предпринимателей ожидает переход на применение онлайн кассы, что зафиксировано в законе, принятом Госдумой в июне текущего года. В результате представители бизнеса будут передавать всю информацию о торговых операциях в режиме реального времени, а покупатели получат возможность получать чеки в электронной форме.

Нововведения позволят снизить количество проверок бизнеса и упразднят ежегодную перерегистрацию ККТ. Потенциальными рисками перехода на новый функционал являются технические сбои. Кроме того, законодатели значительно повысили размеры штрафов.

В июле 2016 г. вступили в силу изменения к закону о ККМ от 22.05.2003 № 54-ФЗ, и теперь всем организациям и ИП необходимо . Как происходит этот переход, кого он коснется, что представляет из себя новая кассовая техника – расскажем в нашей статье.

Что такое ККМ с онлайн-передачей данных

Онлайн-кассы позволяют налоговикам моментально получать информацию о кассовых операциях ИП или компании. ККМ нового образца должны иметь встроенный фискальный накопитель, в котором данные защищены от изменений, подключаться к сети интернет, формировать бумажный и электронный чек, связываться с оператором фискальных данных, печатать на чеке QR-код, передавать электронные копии чеков оператору и покупателю.

Можно купить новый кассовый аппарат с такими функциями - на онлайн-ККМ цена начинается в среднем от 14 000 руб., на фискальные накопители от 7000 руб. Но тем, кто хочет сэкономить свои средства, до онлайн-касс можно модернизировать и некоторые «старые» действующие ККМ . Такие модели, как новые, так и старые с возможностью доработки, перечисляются в специальном реестре, утвержденном ФНС .

Фискальный оператор

Чтобы передавать в ИФНС информацию об операциях, проведенных через онлайн-кассы, необходимо заключить договор с аккредитованным оператором фискальных данных (ст. 4.6 закона № 54-ФЗ). Это организации, находящиеся на территории РФ и получившие разрешение на обработку фискальной информации. Решение о выдаче или аннулировании разрешения на деятельность оператора принимает налоговая служба (ст. 4.4., 4.5 закона 54-ФЗ).

На сайте ФНС ведется ]]> реестр операторов фискальных данных ]]> , где перечислены все аккредитованные организации.

По каждому пробитому чеку онлайн-ККМ формирует фискальный признак, который отправляется к фискальному оператору, где он сохраняется, взамен продавец получает уникальный номер чека, а в ИФНС отправляется вся информация о совершенной продаже. Фактически, фискальный оператор является посредником между онлайн-кассой и ИФНС.

Регистрация ККТ

Один из плюсов введения онлайн-касс – это упрощение процедуры их регистрации в ИФНС. Заявление о регистрации или перерегистрации ККМ теперь можно подавать не только на бумаге, но и в электронном виде без посещения инспекции (ст. 4.2 закона № 54-ФЗ).

Регистрация ККМ онлайн производится на сайте ФНС в личном кабинете налогоплательщика в разделе «Контрольно-кассовая техника». Для этого нужно:

  • в специальной форме заполнить и отправить заявление в ИФНС,
  • после проверки полученных данных ИФНС присвоит онлайн-ККТ регистрационный номер, который следует ввести в фискальный накопитель наряду со сведениями об организации или ИП, и сформировать отчет о регистрации на кассе,
  • завершить регистрацию ККТ, добавив в личный кабинет данные из отчета о регистрации.

Если все проведено верно, в личном кабинете появится дата регистрации и срок окончания действия фискального накопителя.

Кто переходит на онлайн-кассы: этапы

Закон предусматривает поэтапный переход на онлайн-кассы с 2016 по 2018 год. Добровольная передача данных началась еще в июле 2016 г., а регистрировать ККМ старого образца было разрешено до 01.02.2017 г.

С 1 февраля 2017 г. регистрация старых касс прекращена, но до 1 июля 2017г. еще можно работать с ККТ без фискального накопителя, а также перерегистрировать их и снимать с учета. Налоговики же теперь ставят на учет только новые онлайн-ККТ.

С 31 марта 2017 г. особая норма действует для тех, кто торгует в розницу алкогольной продукцией, в т. ч. пивом: независимо от применяемой системы налогообложения (в том числе ЕНВД и патент), для них стало обязательным применение ККМ. Причем, те кто ранее работал без кассовых аппаратов, должны установить ККМ, отвечающие новым требованиям закона об онлайн-кассах с 2017 г., ведь старые образцы кассовой техники поставить на учет с 01.02.2017 невозможно (п. 10 ст. 16 закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).

С 1 июля 2017 г. можно будет использовать в работе исключительно ККТ нового образца, кроме тех, для кого переход на онлайн-кассы продлен до 01.07.2018 г. С 1 июля 2018 г. абсолютно все ИП и организации, использующие наличные расчеты и расчеты банковскими картами, должны перейти на новые ККМ-онлайн. Это в том числе и те, кто ранее мог не применять ККТ, но теперь это право потеряет:

  • плательщики ЕНВД,
  • ИП на патенте,
  • ИП и организации, оформляющие БСО при выполнении работ и оказании услуг населению,
  • продавцы лотерейных билетов и марок,
  • продавцы товара через торговые автоматы.

Для ИП, применяющих патент или ЕНВД, проект изменений к НК РФ предусматривает налоговый вычет на ККТ, который возможно будет применяться с 01.07.2018 г. Пока изменения не приняты и существуют только в законопроекте, но, если они будут одобрены, такой вычет может составить 18 000 рублей.

Работать без новых ККТ в 2018 году по-прежнему смогут:

  • те, кто расположен в отдаленной местности, где недоступна интернет-связь, а значит невозможна и передача фискальных данных онлайн. Таким лицам можно использовать ККМ, онлайн-кассами не являющиеся, выдавая покупателям бумажный чек. Перечень труднодоступных районов устанавливают региональные власти (п. 3 и 7 ст. 2 закона № 54-ФЗ);
  • ИП и организации занимающиеся ремонтом обуви, изготовлением ключей и т.п.;
  • аптеки в сельских фельдшерских пунктах;
  • водители общественного транспорта при продаже проездных билетов;
  • ИП и организации, продающие в киосках газеты и журналы, мороженое, разливные напитки, молоко и квас с автоцистерн, живую рыбу, торгующие на рынках и ярмарках, вразнос, а также продающие на развалах сезонные овощи и фрукты (п.2 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Штрафы за онлайн-кассы с 2017 года

В 2017 году действуют обновленные штрафы для нарушителей кассовой дисциплины , а также увеличен до 1 года срок, в течение которого таких лиц можно привлечь к ответственности (ст. 14.5 КоАП РФ).

  • За применение устаревших моделей ККМ следует предупреждение либо штраф - для организации 5000-10 000 руб., для ИП 1500-3000 руб.
  • Продажа без ККМ обойдется юрлицам в 75-100% от непроведенной суммы, но не менее 30 000 руб., а ИП заплатит 25-50%, но не меньше 10 000 руб. За повторное такое нарушение и непроведение в общей сложности свыше 1 млн руб., деятельность продавца приостанавливается на период до 90 суток.
  • За невыданный чек, как бумажный, так и электронный при использовании онлайн-ККТ, следует предупреждение, либо штраф 10 000 руб. для организаций и 2000 руб. для предпринимателей.

До декабря 2017 года включительно большинство бизнесменов и компаний (ОАО, ООО и др.) из сферы торговли и услуг перейдут на онлайн-кассы (онлайн-ККТ или ККМ). Данное утверждение следует из тех норм, которые ввёл Федеральный закон №290-ФЗ (от 15.07.2016 г.), и которые заменили собой некоторые статьи закона №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Основная идея нововведений заключается в том, чтобы обеспечить передачу фискальных данных в ФНС в режиме онлайн. Такую возможность предоставят новые кассы – оборудование, снабжённое особым фискальным накопителем, подключённое к сети Интернет и способное отправлять чеки прямо в ФНС.

Работа по замене контрольно-кассовых аппаратов старого образца должна быть произведена в течение 2017 года (до декабря включительно), причём Федеральный закон №290-ФЗ установил чёткие сроки перехода организаций и ИП, в том числе находящихся на ЕНВД, УСН и т.д., на новые кассы, определил перечень субъектов, которых затрагивает нововведение, закрепил меры административной ответственности за нарушение новых норм. Когда необходимо осуществить переход на онлайн-кассы? Что для этого необходимо сделать? Какие крайние сроки перехода установил закон?

Меняются правила торговли с 1 февраля 2017 года

Переход на онлайн-кассы законодатели решили сделать поэтапным: они установили крайние сроки использования ККТ старого образца и сроки перехода на новые кассы. Фактически Федеральный закон обозначил следующие периоды:

  • июль 2016 г. – июнь 2017 г. – разрешается переходить на онлайн-кассы в добровольном порядке. В этот период также сохраняется возможность модернизировать старый ККТ для его соответствия новым требованиям. Для этого в кассу устанавливается новый фискальный накопитель и модуль подключения к сети Интернет. Новую кассу необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции (в режиме онлайн – через официальный сайт ФНС), после чего заключить договор с одним из операторов фискальных данных (ОФД). Последний будет обеспечивать работу по передаче информации.
  • С 1 февраля 2017 года – запрещено приобретать и регистрировать кассы старого образца. В ФНС начнут принимать к регистрации только онлайн-кассы – терминалы, соответствующие новым требованиям.
  • До 1 июля 2017 года – разрешено пользоваться старыми ККТ и ККМ.
  • С 1 июля 2017 года – вводится обязательное применение онлайн-касс всеми организациями и ИП, которые попадают под соответствующий перечень (применительно к этому сроку закон делает исключение лишь для организаций и ИП на ЕНВД, предприятий, оказывающих услуги населению, и ИП на патенте).
  • С 1 января 2018 года – вводится хождение только электронных кассовых чеков (до декабря 2017 года бумажные чеки обязательны к выдаче). Привычные бумажные чеки будут выдаваться лишь по просьбе покупателя.
  • С 1 июля 2018 года – на новые кассы обязаны перейти: организации и ИП на ЕНВД (работающие в соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ); предприятия, оказывающие услуги населению; ИП на патенте; предприятия, использующие торговые автоматы. Важное уточнение: до 1 июля 2018 года вышеперечисленные субъекты смогут работать без онлайн-касс только при условии возможной выдачи кассовых чеков по требованию покупателя (согласно п. 7 ст. 7 ФЗ№290-ФЗ).



Таким образом, уже 1 июля 2018 года почти вся торговля, равно как и сфера услуг, перейдут на использование онлайн-ККТ – модернизированных или новых кассовых аппаратов, которые избавят от необходимости подавать в ФНС большую часть отчётных документов. При этом закон сделал исключение для ряда представителей бизнеса, которые освобождаются от необходимости применять онлайн-ККТ или ККМ и после 1 июля 2018 года. Полностью освобождёнными от онлайн-касс стали предприятия и ИП (в том числе находящиеся на ЕНВД, УСН и т.д.):

  • предоставляющие мелкие бытовые услуги (ремонт обуви, уход за детьми и т.п., что обычно попадает под УСН);
  • торгующие компьютерной техникой, велосипедами, музыкальными инструментами, одеждой и обувью из кожи (УСН и ЕНВД);
  • продающие газеты, мороженое, талоны и билеты (УСН);
  • работающие в местностях, где отсутствует Интернет (согласно статье 2 ФЗ № 54-ФЗ, такие места обязаны входить в перечень, который утверждается на региональном уровне).

Для справки. Работа онлайн-ККТ и ККМ будет предполагать следующий порядок действий: Кассиру необходимо считать штрих-код на товаре сканером, после чего онлайн-касса самостоятельно сформирует фискальный признак, параллельно отправив его на проверку оператору фискальных данных. Взамен система получает уникальный номер кассового чека. Вся операция занимает не более полутора секунд. После этого оператор фискальных данных направит полученные сведения в ФНС, а покупатель получит чек (на телефон или на электронную почту). При необходимости онлайн-касса может распечатать бумажный вариант чека (по запросу покупателя). Считается, что возможные сбои в работе сети Интернет не будут влиять на скорость передачи данных — об этом обязан позаботиться оператор фискальных данных. При этом уже к декабрю 2017 года все подобные технические службы будут иметь в наличии оборудование, исключающее влияние каких-либо сбоев.

О содержании кассовых чеков и БСО

Обновлённое законодательство указывает на необходимость соответствия кассовых чеков и бланков строгой отчётности установленным нормам. Так, при использовании онлайн-кассы и отправке сформированной ею отчётной документации любой кассовый чек, являющийся БСО — бланком строгой отчётности, должен содержать информацию о:

  • используемой продавцом (предпринимателем) налоговой системе (ИП и ООО на ЕНВД, УСН и т.д.);
  • адресе интернет-сайта оператора фискальных данных (ОФД);
  • заводском номере фискального накопителя;
  • форме расчёта (наличные или электронный платеж);
  • признаке произведённого наличного или безналичного расчёта (приход или расход);
  • сумме расчёта (отдельно ставка и НДС);
  • дате, времени и месте осуществления наличного или безналичного расчёта (например, 1 декабря 2017 года, 18:17, Магазин «Евроопт №14»);
  • наименовании приобретённых (проданных предпринимателем) товаров;
  • номере телефона или e-mail покупателя (при передаче чека или БСО в электронной форме).


Новые штрафы за ККТ с 1 февраля 2017 года

Поскольку изменения в Федеральный закон №54-ФЗ уже вступили в силу, представители торговли и сферы услуг обязаны руководствоваться вышеупомянутыми сроками перехода на онлайн-кассы. Нарушители, в том числе находящиеся на ЕНВД, УСН и т.д., которые не позаботятся о приобретении и своевременной установке новых кассовых аппаратов до декабря 2017 года, будут привлекаться к административной ответственности:

  • Применение кассового аппарата, не соответствующего обязательным требованиям, нарушение сроков перехода на онлайн-кассы, нарушение правил использования онлайн-ККТ или ККМ и предоставления БСО в ФНС: организация и ИП – предупреждение или штраф в размере 5–10 тыс. рублей; должностное лицо – предупреждение или штраф в размере 1,5–3 тыс. рублей.
  • Отсутствие онлайн-ККТ или ККМ: организация и ИП – 75-100% суммы расчёта вне кассы (минимум 30 тыс. рублей); должностное лицо – штраф в размере 25-50% суммы расчёта вне кассы (штраф минимум 10 тыс. рублей).
  • Повторное нарушение, или если сумма расчёта превысила 1 млн. рублей: организация и ИП – приостановка деятельности на срок до 3 месяцев; должностное лицо – дисквалификация на срок до 12 месяцев.

Онлайн-кассы с 1 февраля 2017 по закону 54-ФЗ

Согласно положениям 54-ФЗ, до декабря 2017 года включительно будет осуществляться массовый переход компаний (ООО, ОАО), бизнесменов, предпринимателей и прочих продавцов товаров и услуг, в том числе находящихся на ЕНВД, УСН и т.д., на применение новых кассовых аппаратов и БСО, что автоматически повлечёт за собой целый ряд последствий. Прежде всего, фискальные данные будут напрямую, а самое главное – максимально оперативно попадать в распоряжение ФНС. Фактически онлайн-ККТ позволят специалистам в режиме реального времени контролировать ход торговли, вести учёт выручки и т. п. Очевидно, что такая форма организации процесса по сбору фискальных данных сделает расчёты в сфере торговли и услуг более прозрачными.

Новый закон добавляет хлопот и самому бизнесмену: до декабря 2017 года почти каждому из них придётся купить новый кассовый аппарат или переоборудовать старый ККТ. Во сколько это обойдётся? Производители онлайн-ККТ уверяют, что новое оборудование будет стоить не дороже старых касс и терминалов. Это означает, что наиболее бюджетные модели кассовых аппаратов обойдутся в 20-25 тыс. рублей. При этом комплект оборудования, позволяющий модернизировать старый терминал (фискальный накопитель и модуль) обойдётся в 5-15 тыс. рублей. Кроме того, обязательно понадобится заключить договор с оператором фискальных данных, услуги которого будут стоить порядка 3 тыс. рублей в год. Ещё одна статья расходов – программное обеспечение, в том числе для БСО, которое будет представлено продавцом — оператором фискальных данных (ОФД) – 7 тыс. рублей на одну кассу. Итого оборудование с фискальным накопителем обойдётся предпринимателю или компании (ООО, ОАО) порядка 40 тыс. рублей, тогда как возможность модернизировать ККТ позволит сэкономить до 10 тысяч.

Введение онлайн-ККТ с 1 февраля 2017 года можно и нужно ассоциировать не столько с лишними хлопотами и затратами, сколько с новыми возможностями, которые предоставляют более современные способы хранения, учёта и передачи фискальной информации в ФНС. Тяжело не согласиться с тем, что онлайн-ККТ значительно облегчат работу: избавят от необходимости вести кассовые журналы, минимизируют ошибки при проведении расчётов за товары и услуги, а в перспективе позволят самостоятельно контролировать движение средств или отправлять в налоговую отчётность с помощью обычного смартфона.



Поскольку уже в 2017 году будет налажена программа контроля выручки через Интернет, ФНС сможет работать более оперативно, и так же оперативно будет указывать предпринимателям и компаниям (ООО, ОАО) на возможные сбои в работе их торговых точек. Онлайн-ККТ окажут несомненную пользу и рядовым покупателям: последние смогут получать электронные фискальные чеки – на почту или на телефон, всегда будут иметь возможность распечатать любой из них при необходимости. Стоит ожидать и постепенного снижения стоимости содержания и обслуживания онлайн-ККТ.