Социальные нормы. Понятие, особенности и виды социальных норм Виды норм права по различным основаниям
С древних времён люди стали понимать, что непримиримая борьба вредит всем сторонам. Для того чтобы разрешать конфликты между спорящими сторонами, обращались к третьим людям - родоначальникам или старейшинам, которые бы могли подсказать справедливый выход, благодаря своему возрасту и опыту. Эти «судьи» давали известный императив, предписывающий дальнейшее поведение в спорном вопросе. Спорщикам императив указывал:
- 1) что каждый из них может делать, т.е. на что у него есть право;
- 2) какие действия запрещены, т.е. на что он не имеет право;
- 3) что обязаны соблюдать спорящие стороны.
Решение судьи оказывало влияние на спорящих, что объяснялось доверием к авторитету и справедливостью того, что он постановил. Однажды найденный императив, который посчитали справедливым, постепенно превращается в общее правило разрешения подобных споров. Достаточно ознакомиться с таким правилом, чтобы предотвратить возникновения споров, т.к. становится известно, что в какой-либо ситуации дозволено, а что запрещено.
Совместная мирная жизнь людей может существовать только в том случае, если каждый преследует свои интересы и осуществляет свои желания в рамках известных пределов. Такие пределы устанавливаются правилами, существующими в жизни.
Норма (от латинского norma) означает правило поведения, образец (модель), точное предписание. Иными словами, норма представляет собой сведения о возможном и должном поведении участников общественных отношений, т. е. меру свободы субъектов в конкретных взаимоотношениях. Этот масштаб свободы может быть выражен в деятельности субъекта как способность сознательно выбирать тот или иной вариант поведения и действовать по своему усмотрению в рамках дозволенного. Следовательно, непосредственным содержанием нормы является заключенная в ней информация о поведении субъектов отношений. Нормы могут быть очень разнообразны, но все сводятся к двум главным группам: нормы технические и нормы социальные. Такое деление считается наиболее общим, имеющим первичное, исходное значение.
Технические нормы - это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами труда. К техническим нормам относят правила проведения строительных работ, технические стандарты, агротехнические нормы, нормы расходования топлива и т.д. Под «техническими нормами» понимаются все несоциальные нормы, куда, помимо сугубо технических, входят, например, такие, как санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и другие. Однако для краткости все их принято называть «техническими» в контексте соотношения с социальными.
Ряд технических норм закрепляется в нормативных документах, приобретая тем самым юридический статус (они исходят от государства, выражают его волю, обеспечиваются возможностью властного принуждения, закрепляются в специальных нормативных актах, регулируют хотя и специфические, но весьма важные отношения), поэтому их можно отнести к технико-правовым или технико-юридическим. Это, например, правила противопожарной безопасности, госстандарты, правила эксплуатации различных видов транспорта и т.д.
Другие технические нормы не поддерживаются правом, следовательно, их нарушение не ведёт к какой-либо юридической ответственности. К таким нормам можно отнести, например, технические нормы, действующие в бытовой сфере, такие, как правила обращения с различными бытовыми приборами - телевизором, пылесосом, холодильником и т.д. или правила приёма лекарств.
Правила, заключённые в технических нормах, отличаются тем, что в них прописано, как следует поступать для достижения какой-либо одной определённой цели, не касаясь других целей человеческой деятельности, иногда даже препятствуя их осуществлению.
Цели человеческой деятельности разнообразны, сталкиваются между собой и нередко мешают осуществлению друг друга. Человек ограничен в ресурсах: времени, силах, средствах, поэтому для него невозможно осуществление всех его целей. Приходится ограничивать осуществление одних целей для осуществления других либо для их совместного существования. Это приводит к возникновению наряду с техническими нормами норм социальных.
Социальные нормы необходимы для поддержания мирного сотрудничества людей. Они дают возможность установить общественный порядок, приучить людей к обдуманному выдержанному поведению. Эти нормы воспитывают человека, заставляют его привыкнуть считаться с интересами окружающих, вырабатывают в нём потребность жить в согласии с себе подобными.
Существует несколько критериев, по которым отличаются технические и социальные нормы. Важнейшим критерием является предмет регулирования. Технические нормы определяют научно обоснованные методы, проблемы, способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологическими операциями. Технические нормы - это отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Технические нормы нельзя отождествлять с законами природы, т.к. их создание не зависит от воли человека. Технические нормы регулируют отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство». Социальные нормы регулируют отношения между людьми и объединениями, то есть социальную жизнь. Кроме того, существенными различиями между техническими и социальными нормами являются различия по таким критериям: содержание, конструкция, способ фиксации, степень общности, формальная определённость и др. Нормы технические и социальные различаются по объектам и методам регулирования. Общим является их участие в человеческой деятельности.
За пределами деления норм на технические и социальные находятся правила, определяющие отношение человека к животному миру. Такие нормы закрепляются в правовых актах, таких, как правила содержания собак, лошадей, крупного рогатого скота, санитарные нормы по уходу, разрешения или запреты на охоту или рыбалку и т.д. Установлена ответственность за нарушение подобных регламентаций, в том числе уголовная. (Ст. 245 УК «Жестокое обращение с животными»). Такие нормы учёные - юристы относят к естественно-правовым или биолого-правовым.
Все виды норм (норма - это определенное правило) можно условно разделить на две группы:
Социальные;
Технические.
Технические нормы регулируют деятельность человека по использованию природных ресурсов (нормы расхода топлива, электроэнергии, воды и др.) и орудий труда. Социальные нормы регулируют отношения людей друг с другом.
Социальные нормы - правила поведения общего характера, которые складываются в отношениях между людьми в обществе в связи с проявлением их воли (интереса), и обеспечиваются разными способами социального влияния.
Сущностью социальных норм являются не просто правила, ибо правила существуют и в несоциальных образованиях, таких, например, как математика, грамматика, техника и другие (технические нормы), о правила отчётливо выраженного социального характера.
Признаки социальных норм:
1. Правила (масштабы, образцы, модели) поведения регулятивного характера - социально-волевые нормы, исторически сложившиеся или целенаправленно установленные.
Они направляют поведение людей в соответствии с заложенной в норме идеальной моделью общественных отношений, вносят одинаковость в регулирование общественных отношений и формируют непрерывно действующий механизм типичных масштабов поведения;
2. Правила поведения общего характера, т.е. не имеющие конкретного адресата. Они рассчитаны на то, чтобы направлять поведение людей в рамках отношений данного вида; вступают в действие каждый раз, когда возникают соответствующие общественные отношения;
3.Правила поведения предписывающего характера - общеобязательные. Они устанавливают запреты, дают эталоны поведения;
4. Правила поведения, которые обеспечиваются определенными средствами воздействия на поведение людей (привычкой, внутренним убеждением, общественным влиянием, государственным принуждением).
Следует отметить, что социальные нормы возникают в процессе исторического развития и, концентрируя достижения человечества в организации общественной жизни, передаются из поколения в поколение, т.е. являются преемственными.
Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям.
Виды социальных норм по сферам действия:
Экономические: регулируют общественные отношения в сфере экономики, т.е. связаны с взаимодействием форм собственности, с производством, распределением и потреблением материальных благ;
Политические: регулируют отношения между классами нациями, народностями; связаны с их участием в борьбе за го дарственную власть и в ее осуществлении, с взаимоотношениями государства с другими элементами политической систем
Религиозные: регулируют отношения в сфере религии, между различными религиями, специфические культовые действия, основанные на вере в существование Бога;
Экологические: регулируют отношения в сфере охраны окружающей среды и др.
Виды социальных норм по регулятивным особенностям:
Нормы морали;
Нормы-обычаи;
Нормы права;
Корпоративные нормы (корпорация - лат. corporatio сообщество, объединение), т.е. правила поведения, peгулирующие отношения внутри различных негосударственных организаций (общественных - некоммерческих коммерческих) между их членами.
Как только технические нормы соприкасаются с поведением людей и люди начинают сообразовывать свои поступки с техническими требованиями, т.е. как только технические правила становятся общими правилами поведения (нормами), они приобретают социальное значение. Например, правила гигиены - технические нормы, имеющие социальное значение. Или другой пример: техническими нормами являются различные правила, устанавливающие требования к качеству продукции, товаров и гарантии их качества. Эти технические правила рассчитаны на отношения субъектов (коллективов) к ним в процессе создания продукции (товаров) и в сфере обмена.
Поэтому они имеют социальный характер.
Общее у технических и социальных норм - их связь с деятельностью человека.
Различие технических и социальных норм - в объектах и методах регулирования.
Признаки социально-технических норм:
Обусловленность законами природы и техники;
Невыраженность социального характера (не являются чисто социальными); 3
Невыраженность мер общественного обеспечения (правовых, моральных и иных санкций);
Исключительность использования.
Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Упорядочение осуществляется с помощью социальных норм.
Социальные нормы - это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относят правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, корпоративные, обычные и иные нормы.
Особенности социальных норм
- 1. Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами.
- 2. Эти нормы отражают достигнутую ступень экономического, социального и духовного развития общества.
- 3. Главным объектом регулирования социальных норм является поведение людей, деятельность организаций, их взаимоотношения.
- 4. Они отличаются общим характером, не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.).
- 5. Социальные нормы характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях.
- 6. Один из показателей этих правил - обязательность исполнения, возможность реализации организационных и иных санкций в отношении тех, кто нарушило соответствующие «предписания».
Социальные нормы многочисленны, подразделяются на отдельные виды.
- 1. Обычаи - это правила поведения общего характера, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате длительной общественной практики. Обычаи не представляют собой цельной связанной в прочно единство системы норм. Они выступают, в основном, в виде отдельных, изолированных друг от друга правил поведения, «коренятся» в общественном сознании (точнее в общественной психологии). Известно, например, что восточные народы отличаются особым, ставшим обычаем, отношением к членам семьи, коллектива, достигшим преклонного возраста. В качестве средств обеспечения обычаев используется сила привычки и общественное мнение.
- 2. Корпоративные нормы (нормы общественных объединений - правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами). Речь идет о нормах таких организаций, как профсоюзы, политические партии, кооперативы, добровольные общества (творческие, научные и др.), предпринимательские союзы. Особенности корпоративных норм: они распространяются на членов определенной организации; закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т.п.); определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок их формирования, компетенцию; обеспечиваются определенными организационными мерами. Корпоративные нормы, следовательно, - это групповые нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и обязательности подобно праву, закону.
- 3. Политические нормы - нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни (классов, наций и др.), отношения между партиями, социальными группами по поводу политической, государственной власти. В этих нормах отчетливо проявляется такое их свойство, как регулирование отношений между отдельными элементами политической системы, в частности, отношений государства, партий, общественных движений и др.
Более конкретно природа и особенности этих норм находят выражение в следующем:
- - они закрепляются в политических декларациях, конституциях государства, в программных документах политических партий, движений;
- - служат основой для достижения определенных целей в политике;
- - к субъектам, использующим политические нормы, относятся граждане и организации, реализующие свои политические интересы, решающие политические задачи;
- - могут реализовываться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями);
- - эффективность их реализации во многом зависит от конкретно-политической ситуации в стране, регионе и др.
- 4. Нормы морали (нравственности) - правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и основой оценки деятельности индивидов, организаций.
Мораль, как и право, носит исторический характер, находится в движении, изменяется, отражая уровень развития общества. Она предполагает ценностную оценку личности во взаимоотношениях к другим людям, а также к себе, т.е. чувство личного достоинства, самооценку своего поведения. Высшими моральными принципами для человека являются его совесть, порядочность, честность, осознание собственного долга.
Такие выработанные веками общечеловеческие моральные принципы и устои, как честность, справедливость, принципиальность, трудолюбие - руководящие основы поведения людей, их взаимоотношений.
- 5. Религиозные нормы - правила установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Как видно, религиозная норма обладает всеми необходимыми признаками социальной нормы. Об этом свидетельствуют следующие ее черты:
- - такая норма выступает как образец для поведения верующих, как модель (эталон) определенных отношений, в частности, в многообразных молитвах и т.д.;
- - ее предписания относятся не к конкретному человеку, а к группе последователей определенной религии;
- - такие нормы нередко отличаются нравственным содержанием, например, заповеди из Ветхого Завета - почитай родителей своих и т.д.;
- - религиозные нормы могут предусматривать дозволения, исполнение обязанности, определенные запреты.
В целом можно сказать, что религиозные нормы концентрируют выработанный тысячелетиями опыт социального общения людей.
Наконец, еще один вид социальных норм - это нормы права, особенности которых будут раскрыты в последующем изложении.
Социальные нормы в современном мире
Возникновение новых видов отношений, в которые вступает человек (межличностные на основе экономических, политических и духовных связей) привело к выводу о том, что эти отношения не могут формироваться, и, что самое главное, регулироваться без определенных социальных норм.
Замечание 1
Социальная норма выступает в качестве одного из ключевых аспектов, который исследуется в социологической науке уже в течение продолжительного времени. Таким образом, в социологии норма – это четко определяемые и строго санкционируемые высшими органами власти способы, которые помогают человеку думать, быть и действовать в соответствии с требованиями, которые выдвигает общество без вреда как самому себе, так и окружающим.
Безусловно, социальные нормы играют очень большую роль в современном мире. Они направлены на регулирование социальных и межличностных отношений, на оценку человеком самого себя, своей роли в обществе, а также своих действий и поведения. Также социальные нормы очень важны, поскольку они помогают человеку в его социализации, то есть способствуют успешному функционированию личности в обществе на всех этапах его жизни (во время первичной и вторичной социализации).
Признаки социальной нормы
Определение 1
Как мы уже упомянули ранее, социальная норма – это предписанное и обоснованное правило (модель) поведения, которое регулирует общественные отношения на каждом их уровне: экономическом, политическом, социальном и духовном.
Социальная норма обладает рядом признаков, которые выступают в качестве регулирующих и обосновывающих норму как исключительное понятие:
- Первый признак социальной нормы – ее нормативность. Он выражается в том, что норма – это правила поведения субъектов в определенной ситуации. Ежедневно человек совершает очень много действий, а также потребляет или генерирует большой объем информации, и, чтобы действия или информация несли исключительно положительный эффект, человеку необходимо придерживаться социальных норм, которые регулируют его поведение.
- Второй признак – общеобязательность. Несмотря на то, что мы указали о наличии особых социальных норм, которые регулируют поведение более узких слоев населения, которые отличаются по конфессиональному и этнонациональному признаку, все же подавляющее количество социальных норм выступают в качестве общеобязательных для каждого человека, независимо от его пола, возраста, религиозных предпочтений и прочих отличий.
- Третий признак – социальная обусловленность. Наше общество меняется и развивается, но оно может подвергаться различным конфликтным ситуациям. Очень важно, чтобы социальные нормы, регулирующие поведение, соответствовали уровню развития общества и его общему состоянию.
- Четвертый признак социальной нормы – системность. Это значит, что все нормы, нормативно-правовые документы и правила поведения тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют из себя систему связанных элементов, где один аспект не может существовать без другого.
Также к признакам социальной нормы относятся следующие: регулятивность (социальные нормы носят роль регулятора общественных отношений) и обеспеченность (реализация социальных норм напрямую зависит от уровня обеспеченности всеми необходимыми для этого средствами, которые присущи конкретному виду социальных норм, главенствующих в современном обществе). каждый признак обладает рядом своих отличительных черт, что делает социальную норму еще более интересным явлением для исследований в разных научных областях.
Особенности социальных норм
Поскольку социальные нормы занимают большую часть жизни человека, они не могут не обладать определенными особенностями. Одна из них – происхождение социальных норм, а также их достаточно широкая вариативность.
Многие социальные нормы возникли не по инициативе властных органов, а в быту человека. Придерживаясь им, было проще организовывать свою ежедневную деятельность, быт, а также досуг и трудовое время. Многие из таких норм до сих пор существуют, особенно в сообществах или более узких социальных образованиях (например, в семьях), где их бережно хранят и передают из поколения в поколение.
Некоторые нормы появились в связи с распространением религиозных и других учений. Человеку было необходимо объяснять все загадочные и сверхъестественные проявления, которые возникали в его жизни. Но это объяснение должно было придерживаться конкретных рамок, чтобы не задевать интересы и мировоззрение других людей. Именно такие нормы помогли избежать большого количества религиозных и этнонациональных конфликтов. Их особенность также заключается в том, что они существуют и сегодня, в тех сообществах, где к ним относятся с особым уважением и трепетом, а также передают от старшего поколения младшему.
Чуть позже социальные нормы стали частью законодательного процесса в образующихся государствах. Сегодня невозможно представить свою жизнь без правил, которые предписаны в высших документах. В России такие правила, нормы, права и свободы гражданина описаны в Конституции как в главном законодательном документе нашей страны. Опираясь на нее, человек может заявить о своей правоте или обвинить другого в несоблюдении правил и норм, что повлечет уголовную или административную ответственность.
Замечание 2
Таким образом, именно благодаря социальным нормам и их многообразию сегодня жизнь человека регулируется сразу на нескольких уровнях: экономическом, социальном, политическом и духовном. Все они взаимосвязаны, и нельзя представить один уровень без другого. Нормы также переплетены, их условия и формулировки зачастую заимствуются, но именно это позволяет человеку легче усваивать и запоминать их, и, соответственно, придерживаться им на протяжение всей своей жизни. Причем, нормы могут быть как формальными, то есть описанными в законодательных документах и актах, так и неформальными (например, правила в семье, распорядок дня, личный календарь по тайм-менеджменту, расписание и другое).
В обществе, наряду с правом, действуют и другие виды социальных норм - моральные, нравственные, корпоративные, эстетические, религиозные и т. д.
Социальные нормы представляют собой те основные формы к" средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам. Тем самым социч альные нормы выступают в качестве мощного фактора сознатель-;
ного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей.
Историческое развитие и смена различных типов и форм об-, щественной жизни сопровождались существенными изменениями, также и в системе социальной регуляции. Отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение, взаимосвязи и формы взаимодействия социальных норм (моральных,
" Подробнее освещение этой темы дано в IV разделе.
религиозных, правовых, политических, эстетических и т. д.),их реальное содержание, место, роль и значение в системе социальных регуляторов, механизмы их функционирования, способы и средства их защиты и т. д.
Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало игратьправо. При всей своей относительной самостоятельности право, как и другие виды социальных норм, осуществляет свои специфические регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами.
Выявление специфики различных социальных норм является вместе с тем необходимой предпосылкой для уяснения смысла, содержания и характера соотношения правовых и неправовых норм в рамках выполняемых ими функций социальной регуляции, объективных оснований и критериев известного "разделения труда" и "сфер влияния" между ними и т. д. Системная целостность всех видов социальных норм, в своей совокупности обеспечивающих надлежащую регуляцию общественных отношений и нормальную жизнедеятельность общества, - это определенный синтезих своеобразия,их особенных свойств и возможностей. Поэтому поиски оптимальных вариантов сочетания правовых форм воздействия с регулятивными возможностями других социальных норм являются одной из центральных задач всей социальной политики.
В процессе взаимодействия и взаимовлияния различных видов социальных норм (правовых, этических, эстетических, религиозных и т. д.) каждый из них, сохраняя свою специфику, выступает в качестве регулятора особого рода. Наряду с общими чертами социальные регуляторы имеют и свои специфические особенности, отражающие принципиальное отличие одного вида социальных норм от других. Без таких особенностей нельзя было бы вообще говорить о различных видах социальных норм и способах регуляции.
Так, отличительная особенность всякойрелигии состоит в вере в бога как сверхъестественное существо. Эта особенность религии как формы общественного сознания определяет специфику религиозных норм и их своеобразие в качестве социального регулятора. Отсюда и такие характеристики религиозных предписаний и запретов, каких божественное происхождение (их данность непосредственно богом или пророками, служителями культа и т. д.), религиозные средстваих защиты (посредством сверхъестественных наград и наказаний, религиозно-церковных кар и т. п.).
Видовое отличиеэстетических норм заключается в том, что" они выражают правила (критерии, оценки) красоты и прекрасного (в их противопоставлении безобразному). *
Сложившиеся в данной культуре формы, типы и образы пре-" красного и безобразного (по преимуществу - в области искусства, но также и в сфере быта и труда, в религии, идеологии, политике,
морали, праве и т. д.), приобретая нормативное значение (в качестве положительного и возвышенного или, наоборот, негативного и низменного образца и примера), оказывают существенное воспитательное и регулятивное воздействие на чувства, вкусы, представления, поступки и взаимоотношения людей, на весь строй и, образ их личной и публичной жизни. Эстетически одобренные вкусы, ценности, идеалы, формы и примеры (во всех сферах общественной жизни, включая и правовую) образуют в рамках сложившейся культуры то "поле прекрасного", которое в качестве притягательного образца и масштаба оказывает воздействие также и на формы бытия и реализации иных социальных норм, на способы функционирования других видов соционормативной регуляции.
Отличительная особенностьморали состоит в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов,их свободное и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах.
В этических явлениях присутствуют два момента: 1)личностный момент (внутренняя свобода индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок);
2) объективный,внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений). Первый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй -нравственности. Когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравственности (о групповых и общесоциальных нравах, ценностях, воззрениях, отношениях, нормах и установлениях).
В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида, его осознанного, внутренне мотивированного способа участия в социальной жизни и общественных отношениях. Нравственные нормы выступают в качестве внешних регуляторов поведения. Там, где индивид принял, усвоил и превратил в свою внутреннюю установку коллективные нравственные представления, ценности, нормы и руководствуется ими в своем поведении, имеет место сочетание и согласованное действие обоих регуляторов - морального и нравственного.
Особым видом социальных норм являютсякорпоративные нормы, т. е. нормы, принимаемые общественными объединениями и регулирующие отношения между их членами или участниками (если речь идет об общественных объединениях, которые состоят из участников и не имеют членства).
Закрепленные в уставе и иных документах общественного объединения (политической партии, профсоюза, органа общественной самодеятельности и т. д.) нормы (о порядке формирования и полномочиях руководящих органов, порядке внесения изменений и дополнений в устав, о правах и обязанностях членов и участников
Глава 8. Право в системе социальных норм
объединения и т. д.) распространяются лишь на членов и участников данного общественного объединения и обязательны только для них. Нарушение этих корпоративных норм влечет применение соответствующих санкций, предусмотренных уставом организации (от предупреждения, выговора до исключения из организации).
Корпоративные нормы (по своему регулятивному значению, сфере действия, кругу адресатов и т. д.) - это групповые нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и общезначимости права и общеобязательности закона. По своей сути, корпоративные нормы - это не продукт правотворчества самих общественных объединений, а лишь форма и способ использования и реализации конституционных прав граждан на объединение, причем создание и деятельность общественных объединений, включая их нормотворчество, должны осуществляться на основе и в рамках закона, в соответствии со всеобщими требованиями права и правовой формы общественных отношений (соблюдение принципа правового равенства, добровольности, взаимосвязи прав и обязанностей и т. д.).
Показательно в этой связи, что, согласно Федеральному закону Российской Федерации "Об общественных объединениях" (принят Государственной Думой 14 апреля 1995 г.), члены и участники общественных объединений - физические и юридические лица- имеют равные права и несут равные обязанности. Нарушение общественным объединением этих и целого ряда иных требований закона может повлечьза собой (по решению суда) приостановление его деятельности и даже его ликвидацию.
Все эти социальные регуляторы (право, мораль, нравственность, религия и т. д.) нормативны, ивсе социальные нормы имеют свои специфические санкции. Причем специфика этих санкций обусловлена объективной природой и особенностями этих различных по своей сути видов социальных норм, разных типов (и форм) социальной регуляции.
Таким образом, не особенности санкций исходно определяют различие социальных норм (права и морали, религии и т. д.), как трактуют данную проблему легисты, а, наоборот, объективные по своей природе сущностные различия разных видов социальных норм, их специфические свойства обусловливают и особенности санкций за их нарушение.
Специфика права, его объективная природа и вместе с тем его отличие от других видов социальных норм и типов социальной регуляции представлены в принципе формального равенства. С позиций такого юридического подхода, именно объективная специфика права как всеобщей и необходимой формы равенства, свободы и справедливости определяет своеобразие санкции закона (его общеобязательность, государственно-властную принудительность и т. д.), а не официальная принудительность обусловливает и порождает
Раздел I. Общие проблемы философии права
эту специфику права, его отличительные сущностные свойства и характеристики.
Развиваемая намитеория различения права и закона (позитивного права) направлена как против легизма (юридического позитивизма), так и против смешения права с моралью, нравственностью и другими видами неправовых социальных норм. Здесь еще раз следует напомнить, что формальное равенство, свобода и справедливость - это, согласно либертарному правопониманию, объективные, сущностные свойства именно права, а не морали, нравственности, религии и т. д. Это особенно важно подчеркнуть потому, что как легизм, с одной стороны, так и разного рода моральные (нравственные, религиозные и т. д.) учения о праве игнорируют правовую природу названных сущностных свойств права, например, считают требования справедливости, свободы, равенства моральными, нравственными, религиозными требованиями.
Именно в русле такого подхода легисты сводят право к закону и трактуют принудительность как сущность права и его отличительную особенность. По такой логике получается, что посредством принуждения (принудительной санкции) официальная власть может неправо (и вообще все неправовые социальные нормы) по своему усмотрению и произволу превратить в право. С помощью принуждения (приказа власти), согласно легизму, решаются, таким образом, задачи не только субъективного характера (формулирование норм законодательства), но и объективного плана (формирование, создание самого права), а также собственно научного профиля (установление и выяснение специфики права, его отличия от иных социальных норм и т. д.).
Прошлые и современные приверженцы юридико-позитивист-ского подхода, отождествляя право и закон, сводят проблему социального смысла и роли права к вопросу о принудительно-регулятивном значении норм законодательства. Праву при этом придается узкое технико-инструментальное значение: оно выступает лишь как официальное наказательное орудие и подходящее средство для осуществления социального управления, регламентации и контроля. Причем выбор тех или иных форм и направлений правовой регуляции оказывается, согласно такому подходу, результатом волевого решения законодателя, а соотношение и взаимодействие различных социальных норм - волюнтаристски манипулируемой технологией, приноровленной к целям той или иной концепции социальной инженерии.
Такой односторонний инструментально-технический взгляд на право, игнорируя его объективную социальную природу, сущность и функции, закрывает путь к выяснению действительного места и роли права в соционормативной системе, его подлинной специфики и социальной ценности, его объективно обусловленных и общественно необходимых связей с другими социальными нормами и т. д.