Станислав Лиепа: «Я снимаю людей, чтобы запечатлеть их красоту. Фотограф Станислав Лиепа: «Главное — раскрыть уникальность персонажа в кадре Если не iPhone, какой смартфон вы бы выбрали

Станислав Лиепа — фотограф, преподаватель художественного портрета и айфонографии в питерской фотошколе Fototrend. А еще он регулярный участник рубрики « », чьи снимки с завидной регулярностью набирают огромное количество голосов. Например, два из них заняли первое и третье место в июля.

Станислав, здравствуйте. Расскажите о себе.

Рассказывать о себе - это, пожалуй, сложнее всего. Если вкратце, сейчас мне 23 года, родился и вырос я в чудесном городе Петербурге. Как и все люди был ребенком, ходил в детский сад, любил игрушки, приставку Sega и конструктор Lego. Учился в школе с углубленным изучением языков и информационных технологий, после поступил в университет, два раза менял учебное заведение и с тех пор числюсь в студентах.

Если говорить о фотографии, самый первый опыт был даже не фотографирование, а печать фотографий старым добрым ручным способом с моим дорогим дедушкой. Печатали старые пленки, в возрасте 7-8 лет, это была просто магия какая то. Когда мне было 15, родители подарили Nokia 6630. Ох, я тогда снимал все вокруг! Лихая юность, скажем так. Сейчас снимаю в основном на среднеформатную пленку. А еще преподаю в фотошколе и даю частные уроки по фотографии.

Когда вы начали заниматься фотографией?

Если отбросить самый первый опыт, серьезная фотография началась у меня с перелома ноги, где-то лет пять назад, как бы это забавно не звучало. Дело было летом, и чтобы как-то отвлечься от травмы, девушка подарила советский фотоаппарат ФЭД-3. С него-то все и началось. Сейчас фотография стала образом жизни: это причина всех новых знакомств, интересные люди вокруг и постоянное стремление к саморазвитию.

Изначально это было всего лишь хобби, но потом как-то само собой переросло в профессию и стало частью жизни, которая приносит доход и удовольствие.

А с чего началось увлечение айфонографией?

Да я думаю, как и у большинства пользователей смартфонов, с Инстаграма и накладывания фильтров. Изначально просто снимал в приложении, включал фильтры\эффекты и радовался полученной картинке. Но почти как и все в моей жизни, увлечение начало развиваться и мне стало этого мало, да и притом на горизонте было много хороших пользователей, которые снимали гораздо лучше меня. В принципе люди, которые в чем-либо выше тебя по уровню, всегда мотивируют к саморазвитию в той или иной области.

Камера смартфона стала частью вашей работы или это все-таки хобби?

На что сейчас снимаете?

Смартфон - iPhone 5, без линз, в дальнейшем хочу купить для него штатив, чтобы снимать TimeLapse. А для заказов и творческих съемок у меня Mamiya RZ67 с портретным и широкоугольным объективами. Также есть компактная пленочная мыльница Olympus MJUII 35 2.8af, она смешно выглядит, но при правильной работе дает замечательную картинку.

Если не iPhone, какой смартфон вы бы выбрали?

На самом деле пока ничего другого не рассматривал, но иногда предательски захаживаю в магазин HTC и любуюсь ONE. Для меня главное в телефоне даже не цветопередача, ее я сам могу довести в мобильных программах, важнее динамический диапазон, который камера может выдать. Если количество мегапикселей больше шести, меня бы это вполне устроило, остальное не особо важно, ведь можно компенсировать в редакторах.

Расскажите о любимых приложениях для обработки снимков?

Самая первая программа, которой я обрабатывал - PhotoToaster, но потом узнал про SnapSeed, и тут началось открытие для себя все новых и новых программ-редакторов. Лично я получаю одинаковое удовольствие от обработки фотографий на iPhone и более профессиональных снимков на компьютере. Для меня это медитативный процесс, особенно работа с цветом. В данный момент у меня существует свой алгоритм прогонки изображения через несколько программ. Чаще всего пользуюсь AfterLight, PicFX, Mextures, Over и Snapseed. На стандартную камеру не снимаю, разве что HDR, а в основном использую Camera+.

Если не брать в расчет мобильность и незаметность смартфона, какие преимущества у мобильной фотографии перед традиционной?

Думаю сравнивать с традиционной камерой не стоит. Это два разных устройства для разных дел. Естественно смартфон всегда со мной. Но у меня уже началась гонка и зависимость от съемки на него. Каждый раз хочется сделать картинку лучше предыдущей.

Что дает вам камера смартфона, чего вы не можете получить от полноценной камеры?

Вышеупомянутую мобильность, большое количество снимков, ведь я фотографирую на пленку и всегда ограничен в кадрах, но это хорошо, это дисциплинирует. Смартфон также дает темы для разговора с друзьями айфоногрофам. А еще телефоном можно занять себя в пути. Не камерой, а приложениями для обработки, например, по дороге куда-либо. Думаю, каждый для себя свои плюсы находит.

Каким вы видите будущее мобильной фотографии? Какие качественные изменения стоит ждать?

Естественно это отдельный виток в фотографии. Без увеличения разрешения дисплеев, создания крутых матриц и мегапикселей в количестве 100500 не обойтись. Это гонка компаний. Если есть спрос, будет и предложение. Для себя я хотел бы крутой смартфон с quadfullHD дисплеем, камерой на 12 МП с матрицей, как у DSLR камер, надеюсь, года через 2-3 такие устройства будут хотя бы в концептах компаний.

Можете дать несколько советов начинающим мобильным фотографам? На что стоит обращать внимание при съемке камерой смартфона?

Для начала хочется посоветовать не гнаться за техническими свойствами аппарата, это успеется. Нужно выучить азы фотографии в целом - композицию, световые аспекты и прочее. Старайтесь снимать чаще, опирайтесь на работы признанных авторов, причем не только мобильных фотографов, но и классиков фотографии, это тренирует видение и вкус. А вообще всегда лучше сделать кадр, даже если сомневаетесь. В конце концов, вы ничего не теряете.

Старайтесь искать новые места, новые лица, новые интерьеры. Ведь наш мир замкнут в рамках наших перемещений и общения, если их мало, то и мир маленький, а живем мы только раз… Наш мир безумно разнообразен, если хотя бы раз съездить куда-то и открыть для себя что-то новое, потом это входит в приятную привычку. Лучше потратьте немного денег на поездку на море или в горы, чем на оперативку для компьютера или какие-то другие вещи. Опыт путешествий бесценен!

А в конце хочется пожелать спокойней относиться к конструктивной критике. Лично меня адекватная критика, всегда мотивировала к развитию в творчестве, а иногда и в жизненных ситуациях. В общем главное это практика и опыт, остальное будет.

Станислав Лиепа – известный петербургский фотограф, популярный в Инстаграме автор. Снимает портреты людей, чтобы запечатлеть их красоту. Имеет большой опыт работы с камерами Olympus OM-D – как флагманским E-M1, так и недавно вышедшим E-M5 II, снимает ими фото и видео.

Обо всем этом – в нашей беседе со Станиславом.

Дмитрий Крупский: – Станислав , пожалуйста, расскажите – как вы взяли в руки камеру, какой прошли путь?

Станислав Лиепа: – Все в жизни происходит не просто так. Каждое действие, событие несет в себе дальнейшее развитие и последствия, так и у меня. Как-то раз, летом 2008 года я сломал ногу, и чтобы отвлечь меня, девушка подарила мне старенький советский ФЭД-3, с него и началась моя «фотожизнь».

Естественно, изначально я не знал ничего – ни про экспозицию, ни про какие-то технические свойства камер, просто снимал себе в радость. Ну и, конечно, со временем потребовалось больше возможностей и я, не без помощи родственников, накопил на цифровой Nikon D300. Огромная кроп-камера. Ну а через год примерно я понял, что все-таки пленка мне роднее, продал цифровой Nikon и взамен взял две пленочные камеры – Nikon FE2 и Pentacon Six, чуть позже сменил последний на Mamiya RZ67, на которой «сижу» и по сей день.

Что касается цифры, то был еще опыт использования Nikon D800, но он тоже как-то у меня не прижился. А в прошлом году в руки попал Olympus OM-D E-M1. Маленький, удобный и почему-то дающий очень крутую картинку, что, собственно, и поразило. Он стал мой основной цифровой камерой.

Д.К. – Есть ли у вас какие-то основополагающие концепции, базовые идеи, которые вы выражаете своими снимками ?

С.Л. – У меня есть свой внутренний кодекс, по которому я работаю, основополагающий алгоритм, скажем так. Вообще могу сказать – и без объяснений автора каждый зритель может увидеть то, что сам пожелает. Думаю, это основывается на индивидуальном предыдущем опыте жизни и на качествах, которыми зритель обладает. В моем портфолио, пожалуй, есть лишь несколько снимков, которые несут какой-то конкретный смысл. Обычно же я снимаю портреты людей, чтобы запечатлеть их красоту. Особенно люблю снимать тех, кто вносит значимый вклад в развитие общества – архитекторов, физиков, артистов и так далее.

Д.К. – Чем вас привлекает съемка именно портретов?

С.Л. – Так вышло, что мне интересны харизматичные лица, а их, как оказалось, очень много! И, как показывает практика, деятельность человека формирует его внешность. Общаясь и делая портреты людей из разных областей, я углубляюсь в их профессию; это очень познавательно и расширяет видение мира. Мой стиль сформировался примерно через пару лет фотографирования. Дисциплинировала и конкретизировала его именно пленка. Я до сих пор пытаюсь пробовать что-то новое, но не всегда открываю это публике. Наиболее важная вещь в хорошем портрете - это композиция и доверие между фотографом и моделью. Композицию всегда можно достроить самому, а вот эмоциональная составляющая работы с моделью дается не всегда так легко.

Д.К. – Как рождаются ваши снимки? Планируете ли заранее, как будете снимать вашу модель, конструируете ли сцену/предметы/свет?

С.Л. – Единственный момент, который я продумываю, это цветовые оттенки, которыми можно наполнить снимок уже в пост-обработке. А на съемку модель всегда приходит ненакрашенная, и мы импровизируем. Ничего супер сложного, свет всегда естественный, мягкий, пластичный. Студийное освещение все-таки делает немного другую стилистику картинки.

Д.К. – А случается ли наоборот – есть идеи, которые вообще хотелось бы реализовать, и уже под них подбираете конкретных людей?

С.Л. – Я уже говорил, что всегда ищу харизматичные типажи, лица вне времени, собственно с ними уже и работаю.

Д.К. – Как вы обрабатываете снимки? Не в деталях конечно, но в целом, общие идеи, принципы подхода?

С.Л. – Обрабатываю я все в Adobe Photoshop, работаю с объемами, с цветом и иногда с пластикой. Если хотите подробнее – приходите на мои курсы, все расскажу, покажу.

Д.К. – Насколько вы делаете снимок ДО съемки, а насколько силен вклад пост-обработки в результат? Снимаете, кстати, в JPEG или RAW?

С.Л. – Снимаю я в JPEG+RAW. Обрабатываю, в основном, RAW, но иногда, когда нету пересветов или завалов в тенях, вполне можно быстро сделать готовый результат и из JPEG.

Вообще лучше сделать крутую композицию и проработать все нюансы еще во время съемки. Чтобы обработки было минимум. Ну и, конечно, хорошая обработка – это та, которой не видно с первого взгляда.

Д.К. – Итак, вы снимаете на среднеформатную Mamiya и на Olympus E M 1. Когда вы используете ту, а когда другую?

С.Л. – У этих камер абсолютно разные картинки на выходе. Mamiya – исключительно для статичных, классических портретов. А на Olympus можно снимать и такие же портреты, плюс динамичные картинки.

Когда снимаю, например, девушку с развевающимися волосами – конечно выберу Olympus, ибо нужно снимать серию, чтобы поймать удачный момент.

Olympus E-M1 - очень крутая флагманская камера. Если профессиональный фотограф рационально понимает, какие фотографии он хочет получить на выходе, он обязательно получит их. Даже любителей эта камера приятно удивит своими возможностями, а главное, приятными цветами и великолепным встроенным стабилизатором.

Недавно у меня появилась вторая камера от Olympus – OM-D E-M5 Mark II. Все технологии, с которыми я уже был знаком по E-M1, перенесены в еще более компактный корпус, а еще добавлено много приятных нововведений – поворотный экран, во много раз улучшенные возможности видеосъемки, ну и, конечно, новый режим ультравысокого разрешения 40 мегапикселей.

Д.К. – Какие из особенностей и характеристик Е-М5 II пришлись кстати для ваших задач?

С.Л. – Для меня оказался очень удобным поворотный экран, с которым очень удобно снимать видео портреты, держа камеру на вытянутых руках, получается двойная стабилизация.

Еще очень крутая функция, которая действительно пригодилась на предметной съемке и при съемке статичных портретов в слабом освещении, так это дистанционное управление камерой с мобильного устройства. Поставил штатив, закрепил аппарат, синхронизировал со смартфоном и сидишь себе в кресле, удобно управляя фотоаппаратом, без шевеленки.

В повседневной жизни, во время съемки динамичных сюжетов на улице – очень комфортно, что окружающие не заостряют внимание на камере, поскольку она не громоздкая и не выглядит, как профессиональная. А кому-то, может быть, она и вовсе кажется пленочной. Но вы-то знаете, в чем соль, и комфортно работаете.

А самый огромный плюс для меня, пожалуй – это очень красивые JPEG файлы, которые требуют минимум доработки в редакторе изображения. Иногда и вовсе ничего не нужно делать. Для людей, которые занимаются коммерческой съемкой, это будет несомненный плюс. А при желании, для подстраховки всегда можно снимать RAW+JPEG.

Д.К. – Используете ли такие функции камер OM D , как фокусировка и спуск на экране? Или автофокус по ближнему глазу ?

С.Л. – Сенсорный экран пришелся очень кстати, особенно для быстрого выбора точки фокусировки и увеличенного просмотра фотографий. Автофокус у меня всегда стоит по глазам, естественно, в зависимости от позы функцию меняю.

Д.К. – Не являются ли ограничением некоторые особенности системы 4/3? Например, большая глубина резкости, которую дает относительно небольшая матрица.

С.Л. – Я снимаю и на средний формат, и на смартфон, уже как-то слегка устал от всеобщей гонки за «бокешечкой». Не в этом счастье, счастье в соблюдении всех аспектов композиции.

У Olympus очень нравится оптика Zuiko, какую резкость и пластику она дает!

Д.К. – С какими из объективов вам довелось поработать?

С.Л. – На данный момент у меня относительно большой парк оптики: фиксы M.Zuiko Digital 17/1.8, 45/1.8, 60/2.8 macro, 75/1.8, а также зум 12-40/2.8.

Про каждую линзу можно написать целый обзор, но если вкратце, то это очень резкие объективы, каждый имеет свой индивидуальный рисунок. Признаться, я сам поначалу побаивался кропа 2х, но теперь понимаю, в чем соль – в оптике! А у Olympus с нею проблем никогда не было. Именно поэтому теперь многие на свои полнокадровые Марки крепят старую мануальную Зуйковскую оптику. А тут все намного лучше, да еще и в более компактном корпусе!

Зум-объектив 12-40/2.8 вообще универсален и очень практичен, особенно если вы много путешествуете. Лично я на него снимаю очень много видео. Надеюсь, мои работы хорошо расскажут вам, как ведут себя объективы Zuiko на съемочной площадке.

Д.К. – Если бы вам нужно было оставить себе только один из объективов – какой бы выбрали?

С.Л. – Я задумывался над тем, какой объектив я бы оставил себе, если бы пришлось выбрать один. Это действительно очень сложно, уж больно каждый хорош. Поэтому не могу ответить на этот вопрос, только пистолет у виска заставит меня выбрать один (смеется) .

Д.К. – Вы ведь работаете не только с фото, но и с видео – снимаете видеозарисовки, видеопортреты.

С.Л. – Да, видеопортреты – это хорошее дополнение к основному творчеству. Можно снимать как изолированно видео во время съемки, так и делать бэкстэйдж видеозарисовки.

Д.К. – Чем Вас привлекает видео?

С.Л. – Наверное, тем, что это не сильно профессиональная для меня деятельность, и я могу многое себе в ней позволить. Мало знаний, тем самым мало рамок.

Д.К. – Почувствовали ли изменения, улучшения в плане съемки видео у новой камеры Olympus Е-М5 II по сравнению с E M 1? Вы ведь снимали обоими?

С.Л. – Да, я был очень рад тому, как E-M1 снимает видео, стабилизатор круто работал. Но, как говорится, все познается в сравнении. В камере E-M5 mark II стаб стал намного круче, а посему и возможностей больше! Да, в E-M1 не хватало съемки 60 кадров в секунду, а в новом E-M5 II эта функция появилась, чему я очень рад, теперь можно делать красивые замедления, тем самым подчеркивать художественность момента и другие вещи.

Эти ролики сняты на OM-D EM-1:

А следующие два – на новый E-M5 II:

Д.К. – Как вам кажется, насколько хорош E-M5 II для видеосъемки? Чувствуете ли какие-то его ограничения?

С.Л. – Он для видео очень хорош, только надо понимать, что огромную роль играет оптика и руки из правильного места. Ну и, конечно, хотелось бы иметь возможность записи RAW-видео для лучшей пост-обработки цвета.

Д.К. – Я смотрю ваши фотографии и вижу, что вы любите симметрию, на снимках очень часто используете центральную композицию. Это особенно заметно, если открыть ваш Инстаграм.

С.Л. – Да, центральную композицию я использую целенаправленно. Человек в центре, как главный объект, а все остальное – это окружение из линий или красивых пейзажей, которые ведут к персонажу.

С.Л. – Инстаграм – это отдельная история. Всем его советую, как отличный тренинг навыков композиции и помощник в поисках локаций на съемку, в то время, когда вы гуляете в новых местах. Всем советую снимать на смартфон и обрабатывать на нем же.

Честно говоря, я специально не использую Инстаграм для раскрутки, это выходит как-то пассивно, без моего ведома. Я просто снимаю и выкладываю.

Д.К. – Насколько я понимаю, Инстаграм изначально был задуман именно для показа снимков с телефонов, этим и был интересен, а сейчас стал просто одной из сетей для обмена снимками.

С.Л. – Для меня Инстаграм – это исключительно фотография, снятая на iPhone и обработанная там же. Людей, которые снимают для Инстаграма исключительно на телефон, мы называем «православными инстаграмерами» J.

Там даже есть своя отдельная инста-тусовка. Мы проводим insta-meet’ы, разнообразные встречи по закрытым местам. Это очень увлекательно.

Хотя иногда меня посещают мысли – выкладывать в Инстаграм и снятое на Olympus тоже. Возможно, когда-то и буду…

Д.К. – В конце разговора – традиционные вопросы о планах. Куда будете двигаться дальше, есть ли какие-то конкретные мечты и желания?

С.Л. – Сейчас начинает приходить популярность, и я, честно говоря, ее боюсь. Ведь у многих она вызывает звездную болезнь, и они прекращают развиваться. А мне хочется продвигать свое творчество, делать не только старые добрые портреты, но и творить что-то новое – по известному принципу “Эволюционируй или умри”!

Я также потихоньку развиваюсь на иностранных ресурсах, захватываю новую аудиторию.

Д.К. – Что бы вы посоветовали начинающим фотолюбителям, которые хотят «эволюционировать»?

С.Л. – Естественно, больше практиковаться, рациональней подходить к выбору моделей и местам съемки. Конечно, вести «православный инстаграм», а также больше общаться с людьми, которые умнее и опытнее вас!

Все снимки Станислава Лиепа на этой странице сделаны камерами Olympus OM-D E-M1 и E-M5 II.

Позиционирует себя, как независимый фотограф, активно продвигает мобильную фотографию, проводит мастер-классы и ведёт свой блог.

«Луна» узнала у Стаса, как развивается фотография в России и как фотографы современности продвигают своё творчество.

- В чём особенность твоего стиля? Как сам его позиционируешь и как пытаешься передать подписчикам?

Привет! Не считаю свой стиль особенным, это всё-таки просто портрет или, как нынче модно называть его, «soul portrait». Думаю, главное в съёмке портрета — раскрыть уникальность персонажа в кадре, что я и пытаюсь делать каждый раз. Иногда это выходит на ура, а иногда я просто не показываю публике конечный результат.

- А где и у кого учился фотографии? Почему решил связать жизнь именно с этим делом?

История эта очень старая и рассказана мною очень много раз. Фотографией занялся, дабы отвлечься от сломанной ноги. Всё это было просто хобби, но страсть над технической составляющей процесса довела меня до пленочной фотографии. Нигде не учился, всё постигал со временем и опытом, 9 лет как-никак.

- Чем ты отличаешься от остальных фотографов?

Думаю, систематизация любого творческого процесса ведёт к созданию уникального стиля фотографа, так как в творчестве ты можешь интерпретировать весь свой опыт на любимое дело. Поэтому могу сказать, что мой жизненный опыт отличает меня от других фотографов. Ну и, может, немного пленочная средне-форматная камера. Но это не точно.

- Чьи работы тебя вдохновляют?

Честно говоря, в начале пути вдохновлялся работами таких авторов, как Hannes Caspar, Stephan Vanfleteren, Сергей Сараханов, Даниил Конторович, Анна Данилова и другие. Сейчас уже реже смотрю чьи-либо работы, больше вдохновляют интересные люди и мои странные сны.

- Сама фотография, в частности, также оказывает влияние на некоторые виды искусства. Как ты относишься к совмещению разных стилей, жанров в фотографии? Любишь эксперименты?

Искусство настолько многогранно, что любая йота влечет необратимое изменение в дальнейшем, что уж тут говорить о влиянии фотографии. Конечно, здорово, что мы живем в эпоху, когда в искусстве можно не только раскрыть свои творческие желания, но и заработать на этом для дальнейшего творческого существования — главное, чтобы это не скатывалось в чистую коммерцию, иначе все бренно. Сам к экспериментам отношусь положительно, особенно люблю смотреть коллаборации достойных авторов, но сам редко что-либо реализую, так как очень не доверяю работе в команде. Было много случаев, когда один человек из команды подводил, и весь проект катился в Тартар. С тех пор комфортнее одному реализовывать свои идеи. Хотя был очень приятный опыт работы с Покрас Лампасом, сотрудничали с ним пару раз, и результат мне очень понравился.


А как ты оцениваешь состояние фотоискусства в России в настоящий момент? Особенно сравнивая с работами зарубежных авторов. Интересовался работой и условиями для фотографов за границей?

Благодаря соцсетям искусство сейчас в очень хорошей стадии перерождения, на мой взгляд.
Ходит миф, что заграницей фотография лучше, это абсолютно не так. В России, в меру особенностей и числа населения, фотография и её уровень выше.

То есть, за границей есть фотографы лучше российских, но их примерно 0,0001%. Единственный момент, по которому мы отстаем, так это оплата гонорара для фотографов. Все почему то думают, что снимать и обрабатывать легче простого, а это, тем не менее, и моральный и физический труд — бегать день с 10 кг техниками вообще не сок, ещё и творчество нужно не упустить.

- Какая съёмка стала для тебя самой запоминающейся, необычной? Бывали ли курьезные случаи во время съемок?

Съёмок было так много, что очень сложно выделить какую-нибудь сверхвыделяющуюся, все съёмочные процессы по-своему интересны. Это почти также, как и с вопросом о любимой моей фотографии в портфолио — все работы по-своему хороши в разный период времени. Курьезов было очень много, начиная от легкого недопонимания, заканчивая даже угрозами лишить жизни в мой адрес.

- Увидев у тебя фотографии из , не могу не спросить: нравится это место? Часто сюда заходишь?

Да, в Цифере много друзей и знакомых, да и атмосфера и интерьер мне очень импонирует. Люблю проводить так время и иногда снимать. Ну и конечно очень нравится их управляющий Виктор, тот еще Джони Депп!

Как ты относишься к популяризации фото? Прогресс в развитии мобильной камеры сильно шагнул вперед. Неужели теперь фотографу может быть достаточно одного лишь телефона?

Популяризации фото за счет социальных сетей я очень рад, потому что у молодого поколения, включая меня, появляется вкус к фотографии, а это непосредственно ведет к саморазвитию в этом ключе. Для меня мобильная фотография стала отдельным руслом в творчестве. Изначально это была гонка с другими фотографами за лучшее фото, снятое на мобильник, а сейчас эволюционировало в инструмент, который всегда со мной и продолжает развиваться в техническом аспекте, что непосредственно влияет и на творческую сторону. Мобильная фотография отлично показала, что модель камеры — это не приоритет для хорошего снимка, главное — композиция и работа с моделью, если мы говорим о портретной съёмке.

Получается, что мобильный всегда под рукой, и можно поймать любой нужный момент, а после обработать готовый кадр опять же на телефоне в удобном месте. Это серьёзный прогресс. Как оцениваешь перспективы?

Думаю, что профессионалы не смогут отказаться от фотошопа на компьютерах, но любители и начинающий фотограф вполне могут создавать шедевры и на портативных устройствах.
К примеру, есть у меня пара знакомых digital-художников, они полностью перешли на iPad Pro и творят теперь исключительно на нём.



Эти фото сняты и обработаны на мобильном телефоне.

- Ты занимаешься одной из самых крупных групп по мобильной фотографии в России. Расскажи о немного о ней.

Не уверен, что это самая крупная группа в России, но если это так, мне очень приятно. Веду этот паблик чисто из личного интереса, чтобы показывать людям интересные instagram-аккаунты. Естественно, работы проходят отбор, дабы не засорять ленту посредственными кадрами. Мы показываем подписчикам красивые снимки и делаем авторам небольшую рекламу. Группу поддерживаю на плаву совместно с Даниилом Конторовичем.

Фотография в твоей жизни неразрывно связана с социальной активностью, с необходимостью донести, показать пользователям соцсетей твоё творчество, как ты развиваешься в этом направлении? Ты блогер?

Да, появилась уже некая зависимость от социальной значимости, надеюсь это не зачатки ЧСВ. Стараюсь всегда радовать аудиторию свежим контентом, ну или на крайний случай, когда нет времени снимать, выкладываю старые неопубликованные работы.

- И какие фотографии набирают больше всего лайков?

Для меня этот вопрос остаётся загадкой, потому что вкус публики и мой крайне разнятся и иногда, перед тем как выгрузить фото, я спрашиваю совет у друзей и близких. Выходит, что их выбор — кардинально обратный моему. Как показывает статистика, фото, которые я выгружаю по их совету, набирают больше просмотров и лайков.

Надеюсь мой вкус еще будет меняться и эволюционирует! Я недавно купил себе квадрокоптер для аэросъемки. Публика оценила новый формат фотографий с воздуха, всё-таки это уникальные ракурсы, которые человек не видит в повседневной жизни всегда будут интересны.


Ты постоянно участвуешь в инстамитах, на встречах мобильных фотографов и блогеров. Что это за встречи? Как можно человеку, только начавшему этот путь, попасть в ваш закрытый клуб?

Изначально инстамиты предполагали собой встречи инстаграмеров, которые снимают всё исключительно на мобильный телефон, а сейчас на международные инстамиты может попасть почти любой желающий. Они проводятся пару раз в год и каждый раз несут в себе разные тематики для реализации. Да, у нас в «инста-тусовке» проходят и закрытые инстамиты, попасть туда сложнее, но при огромном желании и достаточно активном профиле в инстаграме вполне реально. Включайте дедукцию, ищите организаторов и пишите им. Возможно на следующую такую встречу возьмут и вас!



Instagram Стаса

- А что нужно сделать, чтобы стать популярным в Instagram? Каким критериям должен отвечать аккаунт?

Тут нет определенного ответа, но могу дать несколько советов для наших читателей.

1. Начинайте изучать классическую композицию, это поможет вам в новом творчестве, а также даст абсолютно новый взгляд на привычные вещи.

2. Общайтесь с харизматичными и интересными людьми. Во-первых, это приятно, а во-вторых даст вам уникальный опыт, который можно интерпретировать не только на творчество, но и на свою повседневную жизнь.

3. Постоянно практикуйтесь. Вы не должны задумываться о построении кадра, это должно войти в интуицию.

4. Если хотите снимать портреты, то снимайтесь сами чаще! Это придаст вам уверенности в общении с моделями, и вы сможете лучше раскрывать образы при съёмке.

5. Вкладывайтесь в технику и приложения. Это вещи, которые никогда не пропадут. Если вы тратите 300 рублей на кофе, который выпиваете за 10 минут, то почему вам жалко 249 рублей на приложение, которое послужит вам верой и правдой, да и к тому же постоянно обновляется?

Беседовал Роман Егоров

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Известный Питерский портретист Станислав Лиепа рассказывает о себе и о своем участии в тесте камеры Olympus OM-D E-M1 .

Фотографией я начал заниматься около шести лет назад, тогда это помогло мне отвлечься от сломанной ноги. Моим первым фотоаппаратом был пленочный «ФЭД-3». И портрет стал моим основным жанром. Так вышло, что мне интересны харизматичные лица, а их, как оказалось, очень много!

E-M1 / OLYMPUS M.75mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 400, F1.8, 1/200 с, 150.0 мм экв.

E-M1 / OLYMPUS M.60mm F2.8 Macro УСТАНОВКИ: ISO 250, F2.8, 1/80 с, 120.0 мм экв.

Как показывает практика, деятельность человека формирует его внешность. Общаясь и делая портреты людей из разных областей, я углубляюсь в их профессию; это очень познавательно и расширяет видение мира. Мой стиль сформировался примерно за два года фотографирования. Дисциплинировала и конкретизировала его именно пленка. Я до сих пор пытаюсь пробовать что-то новое, но не всегда открываю это публике. Наиболее важная вещь в хорошем портрете - это композиция и доверие между фотографом и моделью. Композицию всегда можно достроить самому, а вот эмоциональная составляющая работы с моделью дается не всегда так легко.

E-M1 / OLYMPUS M.60mm F2.8 Macro УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/160 с, 120.0 мм экв.

E-M1 / OLYMPUS M.75mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2, 1/15 с, 150.0 мм экв.

Если заниматься фотографией постоянно, то она непременно начинает составлять значимую часть жизни. В моем случае это работа, хобби и просто приятное времяпрепровождение. Уже не представляю, как можно просто пройти мимо красивого места на улице и не сфотографировать. В общем, осторожней с фотографией: может возникнуть привыкание.

Cейчас своей работе я использую среднеформатную пленочную Mamiya RZ67, Olympus OM-D E-M1 и с недавнего времени OLYMPUS OM-D E-M5 Mark II. Сравнивать среднеформатную пленочную Mamiya и системные камеры OLYMPUS было бы странно, как сравнивать военное морское судно с хорошим спортивным автомобилем. Правда хочу добавить, что в отличии от Mamiya, OLYMPUS всегда можно положить в рюкзак, особенно с универсальным объективом M.Zuiko 17mm f/1.8, что дает возможность снимать не только в профессиональных условиях, но и в жизненных ситуациях, например портреты друзей или моих любимых жену и дочку.

E-M5MarkII / OLYMPUS M.60mm F2.8 Macro УСТАНОВКИ: ISO 320, F2.8, 1/25 с

До Olympus у меня был Nikon D800, но с появлением OM-D E-M1 отпало желание и потребность снимать на Nikon и он был продан без всякого сожаления.

Olympus E-M1 - очень крутая флагманская камера. Если профессиональный фотограф рационально понимает, что за фотографии он хочет на выходе, он обязательно получит их. Даже фотографов-любителей эта камера приятно удивит своими возможностями, а главное приятными цветами и великолепным встроенным стабилизатором без конкурентов среди других фото компаний.

E-M1 / OLYMPUS M.60mm F2.8 Macro УСТАНОВКИ: ISO 320, F2.8, 1/200 с, 120.0 мм экв.

E-M1 / OLYMPUS M.75mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/800 с, 150.0 мм экв.

Совсем недавно у меня появилась новая камера от Olympus - OM-D E-M5 Mark II. Это конечно просто «фотоаппарат-космос». Все технологии E-M1 перенесены в еще более компактный корпус и добавлено много приятных нововведений, таких как поворотный экран, во много раз улучшенные видео возможности, ну и конечно новый режим с ультравысоким разрешением 40 мегапикселей. Для себя нашел очень удобным поворотный экран, можно очень удобно снимать видео портреты, держа камеру на вытянутых руках, получается двойная стабилизация. Очень крутая функция, которая действительно пригодилась на предметной съемке и съемке статичных портретов в слабом освещении, так это дистанционное управление камеры с мобильного устройства. Поставил штатив, закрепил аппарат, синхронизировал со смартфоном и сидишь себе в кресле, удобно управляя фотоаппаратом, без шевеленки и физического воздействия на него. Конечно если вам уж очень скучно, то можно использовать эту функцию не по назначению и подглядывать за моделями, например.

E-M1 / OLYMPUS M.75mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.8, 1/1250 с, 150.0 мм экв.

Также в повседневности, во время съемок каких-то динамичных сюжетов на улице, очень комфортно, что окружающие люди не заостряют внимание на камере. Кому-то она и вовсе кажется пленочной, так как она не такая громоздкая и не выглядит, как профессиональная камера. Но вы то знаете, в чем соль и комфортно работаете.

E-M1 / OLYMPUS M.60mm F2.8 Macro УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.2, 1/15 с, 120.0 мм экв.

Важную роль полученном изображении играет оптика. Так вот у Олимпуса с этим действительно все шикарно. Я использую эти экземпляры:

  • M.Zuiko 12-40mm f/2.8pro
  • M.Zuiko 17mm f/1.8
  • M.Zuiko 60mm f/2.8 macro
  • M.Zuiko 75mm f/1.8

E-M1 / OLYMPUS M.75mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 320, F1.8, 1/400 с, 150.0 мм экв.

E-M1 / OLYMPUS M.75mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 320, F2.8, 1/160 с, 150.0 мм экв.

Конечно про каждую линзу можно написать целый обзор, но если вкратце, то это очень резкие объективы, с высокой разрешающей способностью и индивидуальным рисунком. 12-40 mm f/2.8 вообще универсален и очень практичен, особенно если вы много путешествуете. Но лично я на него снимаю очень много видео. Надеюсь, мои работы хорошо расскажут вам, как ведут себя эти линзы на съемочной площадке.

E-M1 / OLYMPUS M.12-40mm F2.8 УСТАНОВКИ: ISO 320, F2.8, 1/40 с, 24.0 мм экв.

Ну и пожалуй самый огромный плюс для меня, это очень красивые JPEG файлы, которые требуют минимум доработки в графическом редакторе. А иногда и вовсе ничего не нужно делать. Для людей, занимающихся коммерческой съемкой, это будет несомненный плюс. Для сохранности и страховки всегда можно снимать RAW+JPEG.

Если вдруг вы хотите перейти с E-M1 на E-M5 Mark II, но смущает форм-фактор, всего можно поставить грип-ручку, чтобы вы ощущали себя «как дома».

E-M1 / OLYMPUS M.17mm F1.8 E-M1 / OLYMPUS M.60mm F2.8 Macro УСТАНОВКИ: ISO 500, F2.8, 1/60 с, 120.0 мм экв.