Чем отличается литол от солидола

В быту для снижения износа и трения обычно достаточно капли растительного масла или кусочка графитового стержня карандаша.

Другое дело - автомобили. В них широко применяются специализированные смазки . В отличие от масел, они не стекают с поверхностей трения, не требуют тщательной герметизации, одинаково хорошо работают при высоких и низких температурах. Смазки должны свободно проникать в зону контакта и в то же время сохранять определенную разность в любых условиях. Главный их недостаток - способность накапливать продукты износа, которые, действуя как абразив, резко снижают ресурс контактирующих деталей. Поэтому при замене смазки новой старую необходимо тщательно удалить. Так что, если вы еще не решили продать авто , то лучше держать все его узлы и агрегаты хорошо смазанными.

ЛИТОЛ ,СОЛИДОЛ , ЦИАТИМ

Раньше были широко распространены кальциевые смазки (солидолы ): они дешевы, имеют хорошие водоотталкивающие свойства, но боятся температур свыше 50-60°С. Им на смену пришли другие, включающие в состав литий и барий. Самая известная автомобильная литиевая смазка - Литол-24 . Она выдерживает температуру 130°С, водо-стойка и довольно универсальна. Это основная смазка для подшипников ступиц. Похожими свойствами обладает и фиол. Для игольчатых подшипников и шлицев кардана, а также подшипников электрооборудования применяют литиевую смазку №158. Вместо нее можно использовать литол, но помнить: срок его службы вдвое меньше. А вот более мягкую ЦИАТИМ-201 используют для смазки троса спидометра - густая консистенция, «задубев» на морозе может привести к его поломке Она же рекомендуется для дру гих ненагруженных узлов: петель и замков дверей, тросика привода воздушной заслонки.

ШРБ-4, ШРУС-4

Бариевые смазки по сравнению с литиевыми более водостойки. Их яркие представители - ШРБ-4 и ШРУС-4 . Первую используют в узлах подвески и рулевого управления, вторую - в шарнирах равных угловых скоростей. Смазка ШРУС-4 содержит уникальные противозадирные присадки, поэтому ее нельзя заменять в ШРУСах ни какой другой. О ремонте и замене ШРУСов я уже писал . Но эти присадки боятся воды, в ее присутствии они агрессивны к металлу. Углеводородную ВТВ-1 чаще всего используют для консервации благодаря отличной стабильности и хорошим водоотталкивающим свойствам. К сожалению, не все встречающиеся в продаже смазки удовлетворяют требованиям ГОСТ или ТУ. Самостоятельно оценить их качества можно по стойкости к тепловому воздействию. Практически все смазки имеют высокую температуру плавления, поэтому если из тюбика Литола-24, помещенного в кипяток» начало вытекать содержимое, есть повод усомниться в его качестве. Также должна вызвать подозрение неоднородная консистенция смазки.

Наиболее распространенные отечественные смазки подразделяются на литиевые, бариевые и углеводородные.

Литиевые смазки

Литиевые смазки обладают очень ценными эксплуатационными качествами, потому получили наибольшее признание и распространение во всем мире.

Самой популярной отечественной литиевой смазкой является всем известный Литол-24 (загуститель - литиевое мыло 12 оксистеариновой кислоты). Литол-24 представляет собой мягкую мазь вишневого или коричневого цвета. Она используется во всех основных узлах трения автомобиля и способна заменить солидолы, смазку 1-13, «ЯНЗ-2», ЦИАТИМ-201 и др. смазочные материалы. В результате такой замены узлы трения меньше изнашиваются, а интервалы замены смазки увеличиваются.

Следующее преимущество использования смазки Литол-24 – ее хорошие консервационные свойства. Все литиевые смазки стойки к воде, способны выдерживать широкий диапазон температур, имеют отличную механическую стабильность. Они применяются как в герметизированных, так и в негерметизированных узлах: шарнирах рулевого управления и подвесок, карданных шарнирах, ступицах передних колес с дисковыми тормозами и др.

Современные высокотехнологичные литиевые смазки

Литиевые смазки бренда EFELE – это высокотехнологичные смазочные материалы. Они изготавливаются на базе минеральных и синтетических масел, загущенного литиевым мылом или литиевым комплексом. Различные добавки и присадки в составе материалов усиливают их рабочие характеристики.

Одним из основных видов повреждения подшипников в процессе эксплуатации является питтинг поверхностей трения. Его появление зависит от того, обладает ли та или иная пластичная смазка антипиттинговыми свойствами.

По наличию данных свойств лидирующие позиции занимают смазки Литол-24 и № 158. Солидол С, ЦИАТИМ-201, ЯНЗ-2 и 1-13 в меньшей степени обладают антипиттинговыми свойствами.

Тип автомобиля и режим его эксплуатации оказывают непосредственное влияние на смазочные материалы. Солидол С, ЦИАТИМ-201, ЯНЗ-2 и 1-13 не могут предотвратить питтинговое поражение роликов и беговых дорожек подшипников ступиц колес, которое характерно для автомобилей с пробегом от 40 до 80 тыс. км.

В отличие от этих смазок, Литол-24 в таких же условиях эксплуатации предупреждает нарушение нормальной работы подшипников даже при пробеге автомобиля свыше 100 тыс. км.

В ряду других литиевых смазок можно выделить многоцелевые продукты Фиол-1, 2, 2М, 2У, 3. Друг от друга они отличаются, в основном, степенью вязкости. Фиол-3 очень близок по своим свойствам к Литолу-24. Фиол-2 обладает меньшей вязкостью, а Фиол-1 – еще меньшей, чем у Литол-24.

Фиол-1 и Фиол-3 представляют собой мягкие мази зеленого цвета. Фиол-2 – смазка с промежуточными свойствами между Фиол-3 и Фиол-1. Фиол-2М - мазь серебристо-черного цвета, отличающаяся от Фиол-2 наличием присадки и наполнителя (около 2% сульфида молибдена).

Также к литиевым смазкам относятся смазки ШРУС-4 и Фиол-2У. От всех остальных смазок их отличает наличие в составе эффективной противозадирной добавки - дисульфида молибдена.

В Фиоле-2У содержится около 5% дисульфида молибдена, в ШРУС-4 его гораздо больше. От других Литола и «фиолов» данные смазки отличаются тем, что являются не универсальными, а целевыми. Например, смазка Фиол-2У увеличивает долговечность игольчатых подшипников карданного вала автомобиля.

Смазка ШРУС-4 специально разработана для шарниров равных угловых скоростей автомобиля «Нива» Впоследствие ее стали использовать в шарнирах ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и других переднеприводных моделях. В данных автомобилях смазкой ШРУС-4 обрабатывают также подшипники (в том числе и сцепления), детали телескопических стоек и карбюраторов.

Равноценной замены смазки ШРУС-4 в шарнирах привода колес не существует. В хорошо защищенных узлах (шарнирах и подшипниках) смазка ШРУС-4 способна работать вплоть до капитального ремонта автомобиля, что позволяет значительно снизить затраты на техническое обслуживание автомобиля.

По составу к Литолу-24 близка низкотемпературная смазка Северол-1. Она имеет мягкую консистенцию, желтый или светло-коричневый цвет, содержит антиокислительну и противоизносную присадки Северол-1 может заменить почти все смазки, применяемые в автомобиле, однако делать такую замену целесообразно только в холодных районах.


Одной из самых распространенных низкотемпературных смазок в России является ЦИАТИМ-201 - мягкая мазь от светло-желтого до светло-коричневого цвета. Ее применяют в узлах трения всех типов, работающих при небольших удельных нагрузках, а также в узлах с незначительным усилием сдвига, например, в гибком вале спидометра. Смазка ЦИАТИМ-221 широко используется как в южных, так и в северных районах нашей страны. Заменой этой смазки могут послужить Фиол-2У, ВНИИ НП-207 и ВНИИ НП-242.

Смазка № 158 представляет собой мазь синего цвета и используется в подшипниках автотракторного электрооборудования, игольчатых подшипниках кардана. В этих узлах она может работать длительное время благодаря антиокислительной и противоизносной присадкам. Полноценной замены этой смазке нет.

Частично ее может заменить Литол-24 или ШРУС-4, однако срок их службы в полтора-два раза меньше, чем у смазки № 158. Так как последняя изготовлена на основе вязкого авиационного масла, она не обладает низкотемпературными свойствами. Это обстоятельство обязательно следует учитывать при выборе смазки для использования в Северных районах. Смазку № 158 допускается смешивать с Литолом-24, «фиолами» и ЛСЦ-15.

Смазка ЛСЦ-15 обладает способностью к длительной эксплуатации благодаря содержанию антиокислительной присадки. Наличие в составе смазки цинкового порошка обеспечивает ей высокие противозадирные свойства, требуемые при работе шлицевых соединений валов с высокой удельной нагрузкой. Сегодня вместо ЛСЦ-15 рекомендуется использовать более современные смазки типа ШРУС-4 или № 158, а в их отсутствие – Литол-24.

Специальная стабильная смазка ЛЗ-31 применяется для выжимного подшипника сцепления грузовых автомобилей (например, ЗИЛ, ГАЗ и т. п.). Однако она не обладает водостойкостью, так как изготавливается на основе сложных эфиров, а не нефтяного масла. Полноценной по стабильности замены данная смазка не имеет.

Литиевые смазки следует выбирать в соответствии с условиями эксплуатации оборудования, так как неправильно подобранный материал может запросто нарушить работоспособность узлов или механизмов, что приведет к дорогостоящему ремонту.

Бариевые смазки

Отечественная промышленность выпускает единственную комплексную бариевую смазку – ШРБ-4. Она относится к целевым продуктам. На вид это слегка волокнистая желтая липкая мазь. Она отлично защищает узлы от коррозии, сохраняет высокую работоспособность в присутствии воды и не оказывает вредного воздействия на резину.

Эти качества делают ее лучшей смазкой для шаровых шарниров автомобиля, где она может служить в течение 100 тыс. км пробега.

При необходимости допустимо применение ШРБ-4 в других узлах трения, например, в подшипниках колес, однако здесь она уступает смазке Литол-24.

Углеводородные смазки

Классическим примером углеводородной смазки является вазелин технический ВТВ-1. Этот продукт был создан для смазывания клемм аккумуляторов автомобилей. Он не растворяется в электролите и воде, благодаря адгезионной присадке имеет хорошее сцепление с металлом, морозостоек.

Однако для узлов трения ВТВ-1, как и обычный технический вазелин, совершенно непригоден, так как уже при температуре 45 °С он начинает плавиться.

Кроме перечисленных трех групп смазочных материалов, существует еще ряд специализированных автомобильных смазок, применяемых только при сборке транспортных средств.

Например, натриевая смазка ДТ-1 с добавками сульфида молибдена и графита используется при сборке тормозных цилиндров отечественных автомобилей. Литол-459/5 применяется в качестве постоянной смазки в прерывателе-распределителе. Комплексную кальциевую смазку Дисперол-1 используют в замках, механизмах дверей и стеклоподъемниках. Для этих же целей применяют цинковую смазку МЗ-10, содержащую графит.

Создание новых моделей автомобилей и их узлов, а также необходимость повышения ресурса отдельных узлов автомобиля потребовали внедрения перспективных смазок. Так, при сборке шаровых шарниров с тефлоном на ВАЗе была применена дисульфид-молибденовая смазка Лимол, так как другие смазки не выдерживали нагрева, предусмотренного технологией сборки шарнира. Появление на автомобиле вакуумного усилителя потребовало применения новой смазки Силикол.

Литиевые смазки по праву являются самыми популярными во всем мире. Они эффективно защищают узлы и механизмы различного оборудования и техники, работают практически при любых условиях эксплуатации, надежны и стоят недорого. Но в настоящее время традиционные литиевые смазки постепенно заменяются более современными материалами, которые отличаются улучшенными рабочими характеристиками при неизменной цене.

Литол и солидол — это самые распространенные смазочные материалы, которые появились еще со времен образования Советского Союза. Но многие автолюбители и механики используют их не по назначению. Чаще всего это связанно с тем, что они попросту не знают чем отличается литол от солидола.

Сегодня мы расскажем вам об этом, а также разберемся в каких случаях лучше применять эти смазочные материалы, а в каких их лучше скомбинировать или вовсе отказаться от применения. Думаю стоит начать разговор из описания основных отличий.

Отличия солидола от литола

Литол - это водостойкая пластичная смазка, которая получается путем загущения нефтяных масел с помощью литиевого мыла. Рабочая температура литола может достигать до 130° C.

Солидол - это пластичная смазка, которая образуется в результате загущения индустриальных масел с помощью кальциевого мыла. Рабочая температура солидола достигает до 70° C. Если сравнивать его с литолом, то отмыть водой первый значительно сложнее, поэтому он чаще всего применяется в механизмах, которые работают в сырости.

  • Разная рабочая температура. -30 °С… +75 °С у солидола против -60 °С… +130°С у литолов (показаны минимальные и максимальные рабочие температуры всех марок обоих материалов)
  • Вязкость смазочного материала . Литол при понижении температуры ниже 50°С приобретает сильную вязкость, что является как положительной, так и отрицательной стороной смазки.
  • Вымываемость из рабочего узла. Солидол ввиду жирности, которая выше чем у литола, меньше подвержен вымыванию из рабочей детали.
  • Агрессивность материала. Литол из-за присутствия многих присадок является агрессивной средой для многих материалов (пластик, ПВХ, резина). Солидол неагрессивен и не наносит повреждений изделиям из вышеперечисленных материалов.
  • Антикоррозионность материала. Благодаря все тем же присадкам литол защищает металлические (кроме алюминия) детали от коррозии и окисления кислородом воздуха и воды. Солидол в это время не может похвастаться таким свойством.
  • Агрессивность литола к алюминию , особенно в присутствии воды, не даёт возможности применять его с этим металлом.
  • Стоимость покупки смазки . Солидол в два раза, а при оптовых поставках в три раза превосходит оппонента в цене.
  • Срок хранения . При хранении в тарах от производителя смазка долгие годы остается в пригодном для использования состоянии. Многие находят у себя банки семидесятых годов производства с солидолом и литола нормальном виде. И если ключевые узлы автомобиля они уже не защитят, до дачные ворота смажут добросовестно.
  • Доступность . И солидол и литол можно найти в любых хозяйственных магазинах, интернет ресурсах и специализированных рынках.

Общие черты литола и солидола

Точно можно сказать лишь одно — литолом 24 можно вполне успешно заменить солидол всех типов. И солидолом можно заменять литиевые смазки, но только в определенных условиях. Кстати, забыл упомянуть что литол агрессивен к алюминию и его сплавам из-за активных химических связей.

Из общих характеристик можно привести только две, основные, это:

  1. Производятся на основе нефтяного масла;
  2. Применяются для обработки узлов в которых присутствует трение;

Больше общих характеристик у них нет. Солидол и литол — это два разных состава , просто производятся они на одинаковой основе. Причем у литола есть большое преимущество в плане механической устойчивости и способности выдерживать большие температуры, а также минимальному количеству материалов с которыми он вступает в химические связи.

Что лучше выбрать для смазки

Очень часто владельцы автомобилей сталкиваются с вопросами о том, чем отличается литол от солидола и что лучше использовать для смазки определенных механизмов. Все зависит от материалов из которых состоят механизмы, а также их рабочей температуры.

Думаю все узлы автомобиля, в которых присутствует трение мы описывать не будем, а если и захотим, то просто не хватит объема одной статьи. Поэтому разберемся только с основными моментами исходя из которых вы сможете определиться какой тип смазки использовать.

Шаровых опор передней подвески

Рабочая температура шаровых опор передней подвески редко достигает 50 градусов, исходя из этого можно было бы применять обе смазки, так как их рабочая температура позволяет использование в данных условиях. Но не все так просто, практически на всех автомобилях кожух шаровой опоры изготовлен из пластика, а это значит что использование солидола приведет к разъеданию пластика. Значит выбор очевиден — для смазки шаровых опор передней подвески лучше всего подходит литол .

ШРУСов

ШРУСы защищаются от пыли с помощью пластиковых пыльников, а это сразу исключает применение солидола. Так что для смазки ШРУСов лучше всего использовать литол, потому как солидол разъест пластик и механизм выйдет из строя, что не совсем приятно.

Ступичных подшипников

Резиновых и пластиковых деталей в строении ступичных подшипников нет, но применять для их смазки солидол все равно нельзя . На это есть две весомые причины: в процессе работы ступица нагревается до больших температур, а также поддается очень большому механическому воздействию.

Шестеренок

Механизм зубчатый и резиновых или пластиковых деталей в своем строении не имеет, вроде могла бы обрабатываться солидолом. Но в конструкции шестеренок предусмотрены резиновые сальники, которые солидолом можно просто испортить. Поэтому для обработки шестеренок лучше применять литол .

Исходя из описания смазочных материалов для основных механизмов автомобилей можно прийти к выводу, что для полноценной эксплуатации современных автомобилей солидол не нужен . Конечно, в некоторых случаях он незаменим, но это никак не относится к автомобильным механизмам.

Преимущества и недостатки

У каждого смазочного материала есть перечень недостатков и преимуществ, это касается и рассмотренных нами смазок. Сначала не хотел уделять этому внимание, думал просто рассмотреть чем отличается литол от солидола, и в каких случаях что использовать, но потом решил все таки уделить внимание плюсам и минусам каждого состава.

Солидол

Преимущества и достоинства солидола перед литолом:

  • отличная пластичность;
  • большая густота;
  • его очень трудно смыть водой.

Недостатки солидола:

  • малая рабочая температура;
  • слабая устойчивость к механическим воздействиям;
  • разъедает пластмассу и резину.

Литол

Преимущества литола как смазочного материала:

  • довольно хороший спектр рабочих температур от -40˚С до +120˚С;
  • отличная пластичность;
  • устойчивость к механическим воздействиям;
  • большая густота;
  • очень трудно смывается водой.

Недостатки литола :

  • агрессивная реакция на аллюминий и его сплавы.

Думаю всем удалось уяснить чем отличается литол от солидола и в каких случаях лучше использовать тот или иной смазочный материал. Ну и напоследок думаю стоит предложить вам посмотреть видео, в котором описываются основные отличия этих смазочных материалов.

Солидол и литол являются известными смазочными материалами. Они производятся из нефтяного масла с добавлением определенных компонентов. Оба средства обладают вязкостью и пластичностью. А чем отличается солидол от литола? Попытаемся это выяснить.

Общие сведения

Из двух составов, применяемых для обработки соприкасающихся и испытывающих трение поверхностей, солидол был разработан раньше. Так он выглядит:

Солидол

А это более современный материал – литол:


Литол

Как видно, смазки визуально похожи. Кстати, их оттенок может быть разным: от светлого до очень темного.

Сравнение

Прежде всего обратим внимание на химический состав этих продуктов. В чем здесь замечается отличие солидола от литола? В том, что загустителями в каждом случае выступают разные вещества. У первого препарата это кальциевое мыло, а у второго – литиевое. Кроме того, для производства литола берется не любое нефтяное масло, а имеющее определенную плотность, что не относится к солидолу.

Состав влияет на свойства смазок. И, надо сказать, солидол в этом плане во многом проигрывает. Он менее устойчив к большому нагреву. Материал не ухудшается примерно до 70 ºС, а при температуре выше этого значения он теряет вязкость и перестает справляться со своими функциями.

Более совершенный литол может выполнять возложенные на него задачи до предела в 120 ºC. Такая теплостойкость смазочного средства позволяет применять его в механизмах, которые, работая, сильно нагреваются. Для обслуживания современных автомобилей подходит именно данный состав. А солидол в наши дни более востребован в сельхозтехнике, не испытывающей столь сильного нагрева. Кроме того, эта смазка вымывается несколько хуже и для средств, эксплуатируемых в условиях сырости, вполне приемлема.

Следует отметить, что каждый из рассматриваемых материалов негативно воздействует на определенные вещества, из которых могут выполняться технические детали. В чем разница между солидолом и литолом в этом отношении? В том, что кальциевая смазка «конфликтует» с резиной и пластмассой, из которых изготавливаются всевозможные покрытия. А литол, при одновременном воздействии воды, небезопасен для алюминиевых элементов. Все это следует учитывать, собираясь использовать тот или другой препарат.

Чем отличается литол от солидола? Эти смазки сейчас все более на слуху. При этом, далеко не все знают особенности этих составов. Поэтому, многие водители путают эти смазки, считая их одинаковыми. На самом деле, это совершенно разные вещества, с разными показателями. Неправильное использование смазки может привести к разным проблемам, в том числе и непредсказуемым. Перед тем, как решить, что применять, обратите внимание на технические требования и особенности работы узла, который необходимо смазать. Это позволит избежать неприятных ошибок. В чем отличие В первую очередь химическим составом. Это влияет на возможность использования смазок в разных условиях. Поэтому, имеет смысл сначала рассмотреть технические особенности этих веществ. Солидол Это достаточно старое смазочное вещество. Применялся он еще в 30-х годах прошлого века. Производится он путем загущения нефтяного масла (автола) с помощью добавления кальциевого мыла. Это делает его достаточно густым и пластичным. Основным недостатком является низкая температурная устойчивость. Он разрушается уже при температуре в 85° C. Это не позволяет использовать его во многих узлах современных автомобилей. Применялся этот материал на многих отечественных автомобилях, например, на «Победе». Им смазывали шарниры передней подвески. Подача солидола в деталь производилась с помощью смазочного шприца, при этом, конструкция узла позволяла выдавливать остатки старой смазки вместе с грязью. Этот состав достаточно медленно вымывается водой, что делает очень эффективным использование его в сельхозтехнике. Литол На данный момент, на рынке представлен в основном Литол-24. Поэтому, мы будем рассматривать именно его. Хотя, от изначального варианта этот материал отличается не сильно. Для изготовления этого состава используется нефтяное масло плотностью 60-75 г/м3 в смеси с литиевым мылом. Также добавлены антикоррозийные присадки. На данный момент производится по ГОСТ 1987. Основной характеристикой является высокая теплостойкость. Этот материал может работать без снижения показателей до температуры в 120°. Что дает возможность использования такой смазки в механизмах, склонных к большому нагреву в процессе работы. Используют в подшипниках всех типов, зубчатых передачах, поверхностях трения многих механизмов и машин. В легковых автомобилях используется в подвеске и трансмиссии. В частности, литолом набивают шаровые опоры, шрусы. Также может применяться в некоторых вариантах рулевых реек. Минимальная рабочая температура -40°. Вещество практически не вымывается водой. Это позволяет применять его в местах с большим уровнем влажности. Обладает высокой механической стабильностью. Это позволяет продлить срок службы состава. Не рекомендуется использовать для смазки деталей из алюминия. При попадании воды литол будет разъедать детали. Что лучше в применении? Рассмотрим варианты применения обоих веществ в современном автомобиле. Чаще всего, смазку добавляют в шаровые опоры передней подвески. Делается это при восстановительном ремонте детали, а также для продления срока службы. В процессе работы пыльник опоры набивают пластичной смазкой. С точки зрения технических характеристик эти составы подходят одинаково, температура работы опоры не превышает 50°, что позволяет применять там солидол. Но, все современные машины имеют пластиковые кожуха шаровых опор. Солидол склонен разъедать пластик, что ограничивает его применение. Следующим элементом, который нуждается в постоянной смазке, становятся шрусы переднеприводных машин. Тут также использование солидола не рекомендуется, по причине материала из которого производится пыльник детали. Смазка требуется еще и ступичным подшипникам. Здесь используются подшипники качения. Соответственно солидол использоваться не может. Причин для этого 2: - Низкая устойчивость к нагрузкам; - В процессе работы ступица достаточно сильно нагревается. Поэтому, в ступицах обычно используется только литол или другие схожие материалы. На машинах с рулевой рейкой и без гидроусилителя требуется обеспечить смазку шестерни. Технически здесь можно применить солидол. Это зубчатый механизм, при работе он практически не нагревается. Но, в конструкции присутствуют сальники, выполненные из резины, а как мы помним, солидол не слишком хорошо взаимодействует с резиной и полимерами. Общепринятой практикой является использование здесь литола или других веществ на основе литиевого мыла. Как видите, в современном автомобиле солидол практически не применяется. Можно конечно, использовать его для обработки резьбовых соединений при сборке, но для этого также лучше применить более эффективные варианты смазок.