Пособие в рф понятие виды общая характеристика. Общая характеристика пособий гражданам, имеющим детей, порядок определения размера страховых пособий на детей. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Формами передачи ребенка на в

Система государственных пособий в России за последние годы претерпела существенные изменения, обусловленные социальноэкономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни - в экономике, политике, социальной структуре общества.

В сложных экономических условиях принимались меры, направленные на смягчение отрицательных последствий инфляции, безработицы, на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения, на совершенствование системы пособий с целью усиления социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, граждан, потерявших работу.

Пособие - это денежная выплата, назначаемая гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

Как и пенсия, пособие представляет собой денежную выплату, но у есть ряд признаков, которые позволяют дифференцировать его от пенсии и других видов выплат (компенсации, материальной помощи и т.д.). Таковыми отличиями являются: 1.

Срок выплаты - пенсии являются постоянным источником средств к существованию, а пособия помощью, временно заменяющей утраченный заработок. 2.

Целевое назначение выплаты - пенсии призваны быть основным и зачастую единственным источником средств к существованию, а цель пособий компенсировать временно утраченный заработок или разовые дополнительные расходы. 3.

Круг лиц, имеющих право на выплаты - пенсии рассчитаны преимущественно на неработающих граждан, а пособия на всех (их получают как работающие, так и неработающие граждане, в том числе и пенсионеры).

Виды пособий по их целевому назначению: 1)

пособия, компенсирующие заработок, который утрачен по уважительной причине - пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам; 2)

пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь для покрытия разовых дополнительных расходов, - пособие по случаю рождения ребенка, пособие на погребение; 3)

пособия, которые должны обеспечивать средства к существованию на период отсутствия заработка и иного дохода, - пособие по безработице.

Виды пособий по срокам выплаты: 1)

пособия единовременные - женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, по случаю рождения ребенка, на погребение; 2)

пособия ежемесячные - на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, по безработице; 3)

пособия периодические - по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Виды пособий по источникам выплат: -

выплачиваемые за счет средств бюджетов всех уровней; -

выплачиваемые за счет средств государственного внебюджетного Фонда социального страхования; -

пособия, выплачиваемые за счет средств государственного внебюджетного Пенсионного фонда.

Виды пособий по кругу лиц, которые могут их получать: временно нетрудоспособные; граждане, имеющие детей; безработные; граждане, привлекаемые к борьбе с терроризмом; беженцы; вынужденные переселенцы и другие категории граждан.

Методы определения размеров пособий: 1)

определение размеров пособий исходя из твердой (базовой) суммы (единовременное пособие по случаю рождения ребенка, пособие на погребение и др.); 2)

определение размера пособий исходя из прожиточного минимума (пособие по безработице при отсутствии заработка до обращения); 3)

определение размера пособия исходя из заработка получателя пособия (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице).

Социальное обслуживание представляет собой регламентированную ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Оно основывается на принципах: адресности; доступности; добровольности; гуманности; приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности; профилактической направленности.

Мероприятия по социальному обслуживанию осуществляются в рамках государственной системы социальных служб.

Данная система состоит из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, которые являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Клиентами социальных служб являются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в этой связи в предоставлении социальных услуг.

Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Социальные услуги определяются как действия по оказанию помощи отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законодательство устанавливает следующие формы социального обслуживания: 1.

Материальная помощь - предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ. 2.

Социальное обслуживание на дому - осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социальнобытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи. 3.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания - осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. 4.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания - предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта. 5.

Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания - предоставляется социально-бытовое, социальномедицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. 6.

Консультативная помощь - в учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты. 7.

Реабилитационные услуги - социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Социальное обслуживание может осуществляться социальными службами как бесплатно, так и за плату.

Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются: 1)

комплексные центры социального обслуживания населения; 2)

территориальные центры социальной помощи семье и детям; 3)

центры социального обслуживания; 4)

социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; 5)

центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 6)

социальные приюты для детей и подростков; 7)

центры психолого-педагогической помощи населению; 8)

центры экстренной психологической помощи по телефону; 9)

центры (отделения) социальной помощи на дому; 10)

дома ночного пребывания; 11)

специальные дома для одиноких престарелых; 12)

иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Социальное обслуживание населения, осуществляемое в

соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов РФ, и финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Важнейшим направлением государственной поддержки семей с детьми является прямая материальная помощь- система государственных пособий, представляемых гражданам в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая представляет гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства, детства, определена Федеральным Законом от 19 мая 2011 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который действует в настоящее время с последующими изменениями и дополнениями. Порядок назначения и выплаты указанных пособий регламентируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2011 г. Федеральный Законо от 19 мая 2011 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Кроме того, по прежнему действует Постановление Верховного Совета РСФСР № 289/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» РСФСР № 289/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе». и не отменено пособие по уходу за ребенком лицам, работающим в сельской местности.

Все выплаты неразрывно связаны между собой. Обеспечивается равенство родителей в воспитании детей. Семье предоставлено право, самой решать, кто из родителей или других членов семьи берет отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет; право на дополнительный выходной день предоставляется одному из работающих родителей, воспитывающих ребенка инвалида по их выбору, ежемесячное пособие на ребенка получает один из родителей. Вместе с тем сегодняшнее положение большинства семей в России вызывает озабоченность: существенно снизился их уровень жизни, сократилась рождаемость детей, увеличилось число неполных семей. Ухудшилось их здоровье, увеличивается число детей страдающих хроническими заболеваниями.

Не лучше обстоят дела и в Орловской области. Семьи с несовершеннолетними детьми характеризуются пониженными по сравнению с другими группами населения размерами среднедушевых доходов. В целом по области за 2010 год доля семей с доходами ниже величины прожиточного минимума составила 40,9%. Сегодня 2140 семей области (1,5%) не способны к самостоятельному выживанию без постоянной ежемесячной поддержки, а 18,5 тысяч семей нуждаются в ежеквартальной помощи и уже в текущем году органами социальной защиты населения принято на учет 60320 семей с детьми, что составило 42% от общего числа. Безусловно, необходимы срочные меры по изменению ситуации. Однако Фонд социального страхования с введением единого социального налога и снижением отчисления в Фонд с 5,4% до 4% лишен возможности, что-либо предпринять. Незначительное повышение пособий в соответствии с Федеральным Законом от 07.08.2006 г. № 122-ФЗ нисколько не улучшило положение с социальной защитой семьи. На фоне роста цен норматив для исчисления пособий в 100 рублей дает по-прежнему низкие суммы пособий. Если пособия семьям, имеющим детей, выплачивались в зависимости от минимальной заработной платы, то сейчас они утверждены в твердой сумме и являются настолько низкими, что фактически утратили функцию материальной поддержки материнства и детства, а также функцию стимулирования рождаемости. Так сумма единовременного пособия в 1500 рублей равняется только 5-ти минимальным зарплатам и покрывает всего 30 процентов затрат семьи, связанных с рождением ребенка. Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в сумме 200 рублей, составляет 66,7% МОТ и обеспечивает только 13,1% прожиточного минимума трудоспособного лица. Пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, в размере 100 рублей составляет 8% прожиточного минимума. Повышение его в 2005 году до 300 рублей не решит проблемы, поскольку данный вид пособия не возместит даже минимум заработной платы, которая в 2005 г. будет 450 рублей. Ежемесячное пособие на ребенка настолько мало, в настоящее время обеспечивает всего лишь 5,6% прожиточного минимума ребенка в полной семье и 11,2% в неполной. Представляется, что размеры рассматриваемых в данном параграфе пособий следует увязать с величиной прожиточного минимума, чтобы они могли обеспечить необходимое качество жизни детей, предусмотренное Федеральным Законом от 24 июля 2007 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.» Федеральный Закон от 24 июля 2007 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.». Проблему совершенствования системы социальных выплат для семей, имеющих детей, следует решать путем закрепления в законодательстве прожиточного минимума в качестве основного социального стандарта при определении размеров таких выплат. В настоящее время готовится увеличение в 2005 году размеров всех государственных пособий гражданам, имеющим детей. Кроме того, на рассмотрении в Государственной Думе находится проект Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти» согласно которому предусмотрено некоторое повышение пособий на детей: - пособие по уходу за ребенком предполагается выплачивать в размере 50% среднего заработка, но не менее 170 рублей и не более 60% величины прожиточного минимума в целом по стране; - единовременное пособие при рождении ребенка, в размере 3-кратной величины прожиточного минимума; - единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, в сумме 20 процентов величины прожиточного минимума в целом по РФ.

Одной из наиболее важных задач социального государства является оказание помощи семье в содержании и воспитании детей. Эта помощь может осуществляться в разных формах: денежные выплаты (пособия), услуги (медицинское обслуживание, содержание и воспитание в детских дошкольных учреждениях, обеспечение детской одеждой и пр.), льготы (на приобретение лекарств, питание в дошкольных и образовательных учреждениях, оплату коммунальных услуг и др.)

В соответствии с Конституцией РФ оказание помощи семье в содержании и воспитании детей входит в сферу совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. Поэтому условия предоставления пособий гражданам, имеющих детей, регулируются нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня. Органы государственной власти субъектов РФ могут увеличивать размеры пособий за счет собственных средств.

Основными нормативно-правовыми актами федерального уровня являются Федеральные законы от 19 мая 1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006г. №865 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» и другие .

Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены следующие виды государственных пособий:

· единовременные пособия (женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; при передаче ребенка на воспитание в семью; беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву);

· пособие по беременности и родам;

· ежемесячные пособия (на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву).

Из приведенного перечня следует, что, несмотря на включение в один федеральный закон, указанные пособия отличаются друг от друга по целевому назначению, источниками финансирования, субъектами, порядку исчисления по размерам.

По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на частичное возмещение женщине или другому члену семьи, фактически осуществляющему уход за ребенком, заработка (или иного дохода), утраченного в связи с временным прекращением работы, службы, учебы.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу. Единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие на ребенка предназначены для оказания помощи в семье в содержании и воспитании детей.



Введение пособий для жен военнослужащих по призыву связно с сокращением срока военной службы и отменой такого основания предоставления отсрочки от призыва, как наличие ребенка в возрасте до трех лет. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка предоставляется только при наличии ребенка-инвалида в возрасте до трех лет .

В целях улучшения демографической ситуации и стимулирования семьи к рождению детей с 2007 г. Правительство РФ проводит эксперимент по предоставлению дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала. Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса субъекта правоотношений: работающие по трудовому договору получают их за счет страховых взносов; занятые иными видами деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие - бюджетов различных уровней. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ правовое регулирование и финансирование пособия на ребенка до 18 лет передано на уровень субъектов РФ. Поскольку право на указанное пособие зависит от дохода родителя или среднедушевого дохода семьи, оно является одним из видов государственной социальной помощи.

Выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего по призыву и ежемесячного пособия на его ребенка осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Право на получение перечисленных пособий имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, постоянно проживающие на территории РФ. Временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства приобретают на них право только в том случае, если они подлежат обязательному соц. страхованию.

Адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Государственные пособия не назначаются:

1) гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

2) гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;

3) гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное место жительства за пределы территории РФ.

Понятие полного государственного обеспечениясодержится в Федеральном законе от 21 декабря 1996 №159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» . Под полным государственным обеспечением понимается предоставление детям бесплатного питания, комплектов одежды и обуви, общежития, медицинского обслуживания в период пребывания их в специализированных государственных учреждения, в семье опекуна (попечителя); приемных родителей или возмещения их полной стоимости.

К государственным или муниципальным учреждениям для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся образовательные учреждения, в которых они содержатся (обучаются и (или) воспитываются), учреждения социального обслуживания населения (дома-интернаты для детей инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, социальные приюты), учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и др. Если государственное обеспечение в таких учреждениях является неполным, причитающиеся на детей пособия выплачивают родителям либо заменяющим им лицам .

Согласно ст.69 СК РФ родители могут быть лишены родительских прав, если они:

1) уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

2) отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

3) злоупотребляют своими родительскими правами;

4) жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

5) являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

6) совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Лишение родительских прав производится в судебном порядке.

Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком по достижения им возраста полутора лет, назначаются в твердых размерах. В районах и местностях, где применяются коэффициенты, размеры указанных пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

С 1 января 2007 г. средний заработок для расчета пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет исчисляется в таком же порядке, как и пособия по временной нетрудоспособности .

С 1 января 2008 г. один раз в год производится индексация пособий исходя, как и для пособий исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом.

В случае переплаты по вине получателя (предоставления заведомо неверных сведений, сокрытие данных и др.) или счетной ошибки, органы, осуществляющие назначение и выплату пособий, имеют право производить удержания в размере не свыше 20%. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

Порядок выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка гражданам, постоянно проживающим на территории Чеченской республики, а также временно выехавшим вместе с детьми за её пределы определен постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. №1219.

Женщинам, осужденным к лишению свободы и привлекаемым к труду, единовременные пособия, пособия по беременности и родам назначаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 г. №727.

Решение о назначении любого из указанных пособий принимается управомоченными органами в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Введение

На сегодняшний день одной из наиболее важных задач социального государства является оказание помощи семье в содержании и воспитании детей. Особенно это важно для молодых семей, которые довольно часто испытывают материальные трудности. Этим и определяется актуальность исследования.

Цель исследования - анализ государственных пособий гражданам, имеющим детей в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с поставленной целью необходимо выделить следующие задачи :

  • 1. Определить понятие и сущность государственных пособий гражданам, имеющим детей;
  • 2. Проанализировать социальную политику государства в советский период;
  • 3. Изучить виды пособий гражданам, имеющим детей.

Работа носит реферативный характер .

При подготовке курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты РФ, труды доктора социологических наук Мачульской Е.Е., доктора юридических наук Захарова М.Л, кандидата юридических наук Корсаненкова Ю.Б, профессора юридических наук Галаганова В.П.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемой литературы.

Общая характеристика государственных пособий гражданам, имеющим детей

Понятие и виды государственных пособий гражданам, имеющим детей

Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Государственные пособия гражданам, имеющим детей - это выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.

Право на государственные пособия имеют:

  • 1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации;
  • 2. Граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  • 3. Постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также беженцы;
  • 4. Временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранные граждане и лица без гражданства.

Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 30.07.2012 г.) устанавливает следующие виды государственных пособий:

  • 1. Пособие по беременности и родам;
  • 2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • 3. Единовременное пособие при рождении ребенка;
  • 4. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • 5. Ежемесячное пособие на ребенка;
  • 6. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  • 7. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • 8. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, государственные пособия гражданам, имеющим детей предназначены для поддержания материального положения семей и являются неотъемлемой частью политики социального государства.

Законодательством РФ предусмотрена система государственной поддержки граждан, имеющих детей, которой установлены следующие виды пособий и компенсаций:

В соответствии с Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. № 1012н Приказ Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (с изм. от 21 октября 2013 г.) // Российская газета. - 2010. - № 15., государственные пособия назначаются и выплачиваются следующим категориям лиц:

Гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации;

Гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами РФ;

Постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам;

Временно проживающим на территории Российской Федерации и подлежащим обязательному социальному страхованию иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Государственные пособия не могут быть назначены следующим категориям граждан:

Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;

Гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

Правом на единовременное пособие при рождении ребенка обладает один из родителей либо лицо, его заменяющее (ст.11 Закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей). Федеральный закон от 19 мая 1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. от 02 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - ст. 1929; Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 27. - ст. 3459. При рождении двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Размер единовременного пособия при рождении ребенка составляет 14 000 рублей. Данная сумма, как и предыдущее пособие, подлежит индексации в соответствии со ст. 4.2. Закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей.

В районах Крайнего Севера и приравненных к нему регионах размер пособия на рождение ребенка увеличивается на районный коэффициент. И в соответствии со ст. 316 Трудового кодекса РФ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ (с изм. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. - ст. 3; Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 30. - ст. 4037. (далее - ТК РФ) эти коэффициенты устанавливаются Правительством РФ. Поэтому районные коэффициенты, утвержденные и установленные регионами, ФСС России не учитывает.

При передаче ребенка на воспитание в семью устанавливается такой же размер пособия, как и в случае выплаты единовременного пособия при рождении ребенка. Право на это пособие возникает при передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, установление опеки (попечительства).

Для получения пособия при рождении ребенка родителю необходимо представить следующие документы в бухгалтерию организации (или по месту учебы) в течение шести месяцев после рождения (усыновления) ребенка (п. 28 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей Приказ Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (с изм. от 21 октября 2013 г.) // Российская газета. - 2010. - № 15; Российская газета. - 2012. - № 67.):

Справку о рождении ребенка (детей), выданную органами ЗАГС;

Справку с места работы (службы, органа социальной защиты населения по месту жительства ребенка) другого родителя о том, что пособие не назначалось, - в случае, если оба родителя работают (служат), а также если один из родителей ребенка не работает (не служит) или обучается по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, а другой родитель ребенка работает (служит);

Выписку из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы), - в случае, если назначение и выплата пособия осуществляются органом социальной защиты населения;

Выписку из решения об установлении над ребенком опеки (копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью) - для лица, заменяющего родителей (опекуна, усыновителя, приемного родителя);

Копию документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство или копию удостоверения беженца (для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также для беженцев) - в случае, если назначение и выплата пособия осуществляются органом социальной защиты населения;

Копию разрешения на временное проживание для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации и не подлежащих обязательному социальному страхованию.

В случае обращения за назначением единовременного пособия при рождении ребенка в орган социальной защиты населения по месту фактического проживания либо по месту пребывания дополнительно представляется справка из органа социальной защиты населения по месту жительства о том, что пособие не назначалось и не выплачивалось.

По общему правилу единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы (службы) родителя не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.

Лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, единовременное пособие при рождении ребенка назначается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами. Выплата пособия осуществляется органами социальной защиты населения через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации, указанные получателями пособия, не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления. Гусева, Т.С. Проблемы реализации права на социальное обеспечение семьями, имеющими детей, в Российской Федерации // Российский юридический журнал. - 2012. - № 1. - С. 125 - 131.

Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью возникает при передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, установление опеки (попечительства). Это происходит в следующих случаях, когда родители:

Неизвестны, умерли, объявлены умершими;

Лишены родительских прав, ограничены в родительских правах;

Признаны безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными);

Не могут лично воспитывать и содержать ребенка по состоянию здоровья;

Отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

Находятся в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

Уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

Отказались взять своего ребенка из учреждений социальной защиты, воспитательных, лечебных, и других подобных учреждений.

Также как и в случае рождения ребенка, право на получение пособия имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей единовременное пособие выплачивается на каждого ребенка.

Пособие назначается и выплачивается по месту жительства одного из усыновителей (опекунов (попечителей), приемных родителей) органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

Для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью представляются:

Заявление о назначении пособия;

Копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, либо выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства), либо копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. Братановская, М.С. Организация государственной поддержки семей, имеющих детей, в России // Вопросы ювенальной юстиции. - 2012. - № 5. - С. 10.

Для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в случае установления опеки (попечительства) или передачи в приемную семью помимо указанных документов представляются копии соответствующих документов, подтверждающих отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими (им) детей:

а) свидетельство о смерти родителей;

б) решение суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими;

в) документ об обнаружении найденного (подкинутого) ребенка, выданный органом внутренних дел или органом опеки и попечительства;

г) заявление родителей о согласии на усыновление (удочерение) ребенка, оформленное в установленном порядке;

д) справка о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы, выданная соответствующим учреждением, в котором находятся или отбывают наказание родители;

е) решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком (в том числе в связи с болезнью родителей);

ж) справка органов внутренних дел о том, что место нахождения разыскиваемых родителей не установлено.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также беженцы для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью дополнительно представляют копию документа, удостоверяющего личность, в том числе с отметкой о выдаче вида на жительство, копию разрешения на временное проживание, копию трудовой книжки или трудового договора, справку из территориального органа ФСС РФ о регистрации в территориальных органах ФСС РФ в качестве страхователя, копию удостоверения беженца. Ефремов, А.В. О некоторых вопросах, связанных с предоставлением гарантий лицам, воспитывающим детей без матери, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей, при расторжении трудового договора // Право в Вооруженных Силах. - 2012. - № 9. - С. 88 - 92.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда компенсаций.

Пособие по беременности и родам выплачивается за весь период отпуска по беременности и родам. Продолжительность отпуска по беременности и родам составляет 140 календарных дней - 70 дней до родов и 70 дней после родов.

Отпуск по беременности и родам может быть увеличен на 16 дней в случае осложненных родов.

При рождении двух и более детей, при многоплодной беременности пособие выплачивается за 194 календарных дня - 84 дня до родов и 110 дней после родов. Этот отпуск также может быть увеличен на 16 дней в случае осложненных родов.

При усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев пособие выплачивается за весь период с момента усыновления ребенка до истечения 70 календарных дней со дня его рождения. При усыновлении двух и более детей пособие выдается до истечения 110 календарных дней со дня их рождения.

Согласно ст. 255 ТК РФ отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно. Не важно, сколько дней до родов, а сколько после них сотрудница фактически не работала. Например, если работница до родов использовала не 70 дней, а 65 дней, то после родов она может находиться в отпуске 75 дней вместо 70.

Другая ситуация: женщина родила после ухода в отпуск через 80, а не через 70 дней. В этом случае ее пребывание в послеродовом отпуске может сократиться на 10 дней.

За назначением пособия следует обращаться не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам (п. 2 ст. 12 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).

Если же женщина обратилась за пособием по истечении шестимесячного срока, ей придется доказывать, что причина пропуска обращения за пособием уважительная. Решение о назначении пособия будут принимать территориальные органы ФСС России. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием определяется Минздравсоцразвития РФ (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. N 74). Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2007 № 74 «Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком» (с изм. от 05 октября 2009 г.) // Российская газета. - 2007. - № 52; Российская газета. - 2009. - № 209. К таким причинам, в частности, относятся:

1) непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.);

2) длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев;

3) переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания;

4) вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы;

5) повреждение здоровья или смерть близкого родственника;

6) иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд.

Однако если пособие было назначено, получить его можно в течение трех календарных лет с момента обращения за ним.

В случае если в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет у нее наступает отпуск по беременности и родам, она имеет право выбора одного из двух видов пособий, выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков.

В соответствии со ст. 256 ТК РФ, женщинам, временно прервавшим трудовую деятельность в связи с рождением (усыновлением) ребенка для ухода за ним, предоставляется отпуск по уходу за ребенком до 3 лет. Но пособие выплачивается только до достижения ребенком возраста 1,5 лет. Данный отпуск также может быть предоставлен отцу, бабушке, дедушке или любому другому члену семьи при условии, что его мать вышла на работу.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняются место работы и должность. Уволить такого работника нельзя. Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).

Во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком сотрудник на основании заявления может работать неполный рабочий день или на дому. В данном случае указанное пособие также начисляется и выплачивается.

Для более полного рассмотрения темы параграфа рассмотрим следующую судебную практику: Карпова Е.М. обратилась в суд к индивидуальному предпринимателю Шестаковой С.Ю. (далее - ИП Шестаковой С.Ю.), государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования по Еврейской автономной области (далее - ГУ-РО ФСС РФ по ЕАО) с иском о взыскании в солидарном порядке невыплаченного пособия по беременности и родам в размере <сумма> и компенсации морального вреда в размере <сумма>. Свои требования мотивировала тем, что 01.05.2010 между нею и ИП Шестаковой С.Ю. был заключен трудовой договор, согласно которому она была принята на должность главного бухгалтера с заработной платой <сумма> в месяц. 20.09.2010 у нее возникло право на отпуск и получение пособия по беременности и родам, что подтверждается листком нетрудоспособности. Данный листок ею своевременно был предоставлен ИП Шестаковой С.Ю.. Из расчета заработной платы в сумме <сумма> она должна была получить пособие по беременности и родам в размере <сумма>. Фактически ей было выплачено пособие в размере <сумма>. Из разъяснений, данных работодателем, ей стало известно, что данный размер пособия ей был определен ГУ-РО ФСС РФ по ЕАО. Считает действия ответчиков неправомерными, причинившими ей нравственные страдания.

Представитель истицы Николаева Л.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании 14.03.2011 суду пояснила, что истица была принята на работу к ИП Шестаковой С.Ю. на основании трудового договора на неопределенный срок с оплатой труда в размере <сумма> ежемесячно. Истица выполняла все свои должностные обязанности. В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании в Российской Федерации» истица имела право на получение пособия по беременности и родам в размере 100 % среднего заработка. Однако истице выплатили пособие, исходя из среднего заработка в размере <сумма> в месяц. Непонятно, откуда данная сумма была взята. Решение Биробиджанского городской суд Еврейской автономной области по делу № 2-668/2011 от «05» апреля 2011 года «О взыскании пособия по беременности и родам, компенсации» //Документ опубликован не был.

Представитель ответчика ГУ-РО ФСС по ЕАО Яровая Е.А., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с действующим законодательством при обращении страхователя в территориальный орган ФСС РФ последний проводит камеральную проверку.

Заслушав пояснения истицы, ее представителя, представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции, действовавшей на момент обращения истицы за получением пособия по беременности и родам) беременность и роды признаются страховым случаем по обязательному социальному страхованию (п. 2 ч. 2 ст. 1.3), а пособие по беременности и родам относится к одному из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (ст. 1.4).

В судебном заседании было установлено, что истица Карпова Е.М. с 01.05.2010 работает у ИП Шестаковой С.Ю. в должности главного бухгалтера. Из материалов дела и пояснений сторон установлено, что трудовой договор заключен с Карповой Е.М. на неопределенный срок, размер ее заработной платы составляет <сумма> в месяц. Указание в приказе о приеме истицы на работу на окончание срока работы - 31.12.2010 является опечаткой.

20 сентября 2010 года у истицы Карповой Е.М. возникло право на отпуск по беременности и родам, что подтверждается листком нетрудоспособности, и, следовательно, право на получение пособия по беременности и родам.

Как было установлено в судебном заседании, истица своевременно представила ИП Шестаковой С.Ю. листок временной нетрудоспособности.

Согласно имеющемуся в деле расчету размер пособия по беременности и родам истицы, исходя из заработной платы в размере <сумма> в месяц, составляет <сумма>.

Однако Карповой Е.М. было выплачено пособие по беременности и родам в размере <сумма>.

Данный размер пособия был установлен после проведения камеральной проверки специалистом ГУ-РО ФСС по ЕАО, исходя из заработной платы <сумма> в месяц.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», ст. ст. 56, 103, 194-198, 199, 220, 221 ГПК РФ, решил: исковые требования Карповой Е.М. индивидуальному предпринимателю Шестаковой С.Ю. о взыскании пособия по беременности и родам удовлетворить в полном объеме. Решение Биробиджанского городской суд Еврейской автономной области по делу № 2-668/2011 от «05» апреля 2011 года «О взыскании пособия по беременности и родам, компенсации» //Документ опубликован не был.

Таким образом, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка (п. 1).

В силу норм ст. 13 данного Федерального закона назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (п. 1).

Для назначения и выплаты пособия по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией (п. 5).

Страхователь осуществляет выплату пособия по беременности и родам застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений) (п. 8).

Женщину, которая не берет отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и выходит на работу, но не может выполнять свои прежние обязанности, на основании ее заявления необходимо перевести на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком 1,5 лет (ст. 254 ТК РФ). Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ (с изм. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. - ст. 3; Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 30. - ст. 4037.

Основанием для выплаты данного пособия является приказ работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком. Право на получение пособия возникает сразу после окончания отпуска мамы по беременности и родам. Пособие по уходу за ребенком выплачивается ежемесячно, начиная с первого дня, следующего за закончившимся отпуском по беременности и родам и до исполнения ребенку полутора лет.

Обычно отпуск по беременности и родам продолжается 140 календарных дней, в некоторых случаях, когда роды признаны осложненными, декретный отпуск продлевается на 16 дней, а при появлении на свет двух и более детей декретный отпуск после родов длится 110 дней. В связи с этим пособие по уходу за ребенком необходимо выдавать с 71-го дня, с 87-го дня или 111-го дня после родов соответственно. То есть такое пособие начинают выплачивать сразу после окончания действия отпуска по беременности и родам.

Данное пособие можно выплачивать сотрудницам со дня рождения ребенка. В каких случаях это можно сделать?

Такое положение принято для тех сотрудниц, у которых ребенок появился на свет во время отпуска по уходу за предыдущим ребенком до полутора лет. Такие мамы могут получать на новорожденного ребенка пособие по уходу, не дожидаясь окончания отпуска по беременности и родам. Но в этом случае декретное пособие на второго ребенка выплачиваться не будет.

Матерям (отцам), опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящимся в отпуске по уходу за ребенком), а также матерям, уволенным в период беременности, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет. Гусева, Т.С. Проблемы реализации права на социальное обеспечение семьями, имеющими детей, в Российской Федерации // Российский юридический журнал. - 2012. - № 1. - С. 130.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня смерти матери и (или) отца либо дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения учреждения здравоохранения) до достижения ребенком возраста полутора лет - лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец ребенка умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, выплачивается на основании ст. 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Федеральный закон от 19 мая 1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. от 02 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - ст. 1929; Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 27. - ст. 3459.

Ранним сроком считаются первые двенадцать недель беременности. Базовый размер пособия установлен ст. 10 Федерального закона № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Его выплачивают на основании соответствующей справки, которую выдает женская консультация или другое медицинское учреждение, где женщина встала на учет.

Выплата носит разовый характер. Право на получение пособия сохраняется с момента постановки на учет и в течение 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» установлен порядок назначения и выплаты данного пособия.

Единовременное пособие выплачивается дополнительно к пособию по беременности и родам, право на него имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам.

Для назначения и выплаты единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, представляется справка из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам, если справка о постановке на учет представляется одновременно со всеми необходимыми документами. Пособие выплачивается в течение 10 дней со дня представления справки.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, выплачивается за счет средств ФСС России, федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Единовременное пособие, положенное женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, работодатели выплачивают за счет средств ФСС России. Это же касается и женщин, которые работают по трудовому договору в организациях и у индивидуальных предпринимателей, которые применяют специальные налоговые режимы. Сам индивидуальный предприниматель, адвокат, нотариус или прочее лицо, занимающееся бизнесом, вправе рассчитывать на пособие за счет ФСС только в том случае, если они уплачивают за себя страховые взносы в этот фонд.

Сроки выплаты пособия зависят от того, когда была представлена медицинская справка, выписанная в женской консультации:

1. Пособие выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам, если медицинская справка была представлена вместе с документами, необходимыми для назначения пособия по беременности и родам.

2. Пособие выплачивается в течение десяти дней после представления медицинской справки, если медицинская справка была представлена позже документов, необходимых для назначения пособия по беременности и родам.

На сумму этого пособия, а также других пособий, связанных с материнством, не начисляется НДФЛ (п.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ) и страховые взносы в ФСС России.

На основании пункта 2 ст. 5 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в случае необходимости осуществления ухода за больным членом семьи.

На основании пункта 5 ст. 6 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу в следующих случаях:

В случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком, а в случае заболевания ребенка, включенного в перечень заболеваний, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, - не более чем за 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием;

В случае ухода за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет - за период до 15 календарных дней по каждому случаю амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 45 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

В случае ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

В случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет, являющимся ВИЧ-инфицированным, - за весь период совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении;

В случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, при злокачественных новообразованиях, включая злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении;

В остальных случаях ухода за больным членом семьи при амбулаторном лечении - не более чем за 7 календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи.

В случае если больничный выдан в связи с уходом за заболевшим ребенком, значение имеет вид лечения - амбулаторный или стационарный.

При стационарном лечении ребенка - в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

При амбулаторном лечении ребенка - за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» Федеральный закон от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изм. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 1. - ст. 18; Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 30. - ст. 4076. на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за последующие дни в размере 50% среднего заработка.

Остальные моменты начисления и выплаты пособия за заболевшим ребенком такие же, как и пособие по временной нетрудоспособности самого работника.

В зависимости от страхового стажа работника, размер пособия будет рассчитываться в следующем порядке (ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»):

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100% среднего заработка;

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80% среднего заработка;

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60% среднего заработка.

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет жена военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней.

Этот вид пособия выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленные Федеральным законом от 19 мая 1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Федеральный закон от 19 мая 1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. от 02 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - ст. 1929; Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 27. - ст. 3459. и законами субъектов РФ.

Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не предоставляется жене курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования.

Назначается и выплачивается данное пособие по месту жительства жены военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в соответствии с законодательством субъекта РФ.

Данный вид пособия назначается не позднее 10 дней с даты представления всех необходимых документов и выплачивается за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов РФ.

Рассмотрим следующий пример из судебной практики: Прокурор Боханского района обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего ФИО1, матери несовершеннолетнего ФИО3 к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства по Боханскому району о взыскании задолженности по ежемесячному пособию на ребенка военнослужащего, указав следующее:

В прокуратуру Боханского района поступила жалоба ФИО3 о нарушении ее прав, прав и интересов ее ребенка - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг.р., по факту не выплаты ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего.

Результатами проведения проверки доводов, изложенных в указанном обращении, установлено, что перед заявительницей имеется задолженность по выплате ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, за сентябрь и октябрь 2010 г. в общей сумме 17899 руб. 20 коп. Решение Боханского районного суда Иркутской области по делу № 2-105/2011 от 16 января 2011 года «О взыскании ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего» //Документ опубликован не был.

Право получения женами ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, закреплено Федеральным законом № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В частности, в ст.12.7 Федерального закона указано, что ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается в размере 6 000 рублей на каждого ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Вопреки изложенным требованиям закона пособие на ФИО1, ребенка военнослужащего, за сентябрь и октябрь 2010 г. матери ребенка - ФИО3 не выплачено.

Указанное существенно нарушает социальные права и интересы ФИО3, кроме того, нарушает права и интересы несовершеннолетнего ФИО1, поскольку ребенок ограничен в получении необходимого питания, лекарственных средств и иных предметов первой необходимости. В настоящее время заявительница воспитывает ребенка, нигде не работает, не имеет иных источников дохода.

Представитель истца - помощник прокурора Боханского района Васильев А.А. исковое заявление поддержал и просил взыскать с Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Боханскому району ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву, за сентябрь и октябрь 2010 г. в размере 17 899 руб. 20 коп. в пользу ФИО3.

Истица Курникова О.Ю. исковые требования прокурора района поддержала, просила взыскать с Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Боханскому району в ее пользу ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву, за сентябрь и октябрь 2010 г. в размере 17 899 руб. 20 коп.

Ответчик - представитель Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Боханскому району Губанова В.В., исковые требования прокурора района о взыскании в пользу Курниковой О.Ю. ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву, за сентябрь и октябрь 2010 г. в размере 17 899 руб. 20 коп. признала полностью, суду пояснила, что финансирование по оплате ежемесячных пособий на детей военнослужащих производится с федерального бюджета. Поскольку за сентябрь, октябрь 2010 г. денежные средства с федерального бюджета не поступили, то произошла задержка. Решение Боханского районного суда Иркутской области по делу № 2-105/2011 от 16 января 2011 года «О взыскании ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего» //Документ опубликован не был.

Исследовав материалы дела, заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, признавшего иск, оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что исковое заявление прокурора Боханского района к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Боханскому району о взыскании в пользу ФИО7 ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву, за сентябрь и октябрь 2010 г. в размере 17 899 руб. 20 коп, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: исковое заявление прокурора Боханского района в интересах несовершеннолетнего ФИО1, матери несовершеннолетнего ФИО3 к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства по Боханскому району о взыскании задолженности по ежемесячному пособию на ребенка военнослужащего удовлетворить. Решение Боханского районного суда Иркутской области по делу № 2-105/2011 от 16 января 2011 года «О взыскании ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего» //Документ опубликован не был.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Итак, законодательством РФ предусмотрена система государственной поддержки граждан, имеющих детей, которой установлены следующие виды пособий и компенсаций:

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

Ежемесячное пособие на ребенка;

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

Пособие по временной нетрудоспособности при уходе за заболевшим ребенком;

Иные виды компенсационных выплат.