Формы местного самоуправления кратко. Муниципальное право. Формы осуществления местного самоуправления. Понятие местного самоуправления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1.1 Источники муниципального права

1.3 Метода муниципального права

2.1 Принципы местного самоуправления

3. Компетенция местного самоуправления

4. Формы осуществления местного самоуправления

4.1 Формы прямого волеизъявления граждан (формы непосредственной демократии)

4.2 Органы местного самоуправления (в формах представительной демократии)

5. Гарантии местного самоуправления

Введение

Муниципальное право -- отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления. Понятие муниципальное право используется в трех основных значениях: как относительно самостоятельное правовое образование в системе права РФ, как научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения и как учебная дисциплина.

Основу муниципального права составляют традиционно нормы конституционного права, а также административного права. Эти отрасли по-прежнему играют ведущую роль в правовом закреплении основных принципов функционирования местной власти -- местного самоуправления. Кроме того, в его содержание входят отдельные нормы бюджетного, финансового, экологического, земельного и других отраслей права, которые также определяют полномочия местного самоуправления в различных сферах местной жизни. Главными источниками муниципального права в РФ являются Конституция РФ, в которой закреплены общие принципы организации и деятельности местного самоуправления, его гарантии, и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. Нормы муниципального права содержатся также в правовых актах субъектов РФ (конституции республик в составе РФ, уставы других субъектов РФ, законы и положения о местном самоуправлении, о выборах в органы местного самоуправления и т. д.) и нормативных правовых актах, принимаемых в соответствии с законодательством органами местного самоуправления (уставы, положения о местном самоуправлении и др.). Важную роль в регулировании муниципальных отношений играют акты международного права, напр. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.).

1. Понятие муниципального права России

Муниципальное право - система правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления. Это одна из наиболее молодых отраслей российской системы права.

Хотя основы местного самоуправления начали формироваться в России с XIV в., а земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II пытались ввести демократическое управление на местах, российское муниципальное право стало развиваться лишь с 90-х г. ХХ в.

В советский период развития России господствовала концепция полновластия советов, предусматривавшая избрание местных советов в качестве органов государственной власти на местах. Они должны были, с одной стороны, формировать местные органы управления, представлять местное население и решать вопросы местного значения, а с другой - защищать государственные интересы и решать общенациональные задачи. Предусматривалась иерархия этих местных представительных учреждений, в конечном счете подчиненных Верховному Совету СССР. Управление на местах рассматривалось в качестве одной из форм государственного управления, а местное самоуправление (муниципализм) отвергалось как чуждый для советской власти буржуазный принцип. Местное самоуправление получило официальное признание и статус самостоятельной формы народовластия сначала в принятом в 1990 г. Верховным Советом СССР Законе "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", а затем - в Законе РСФСР "о местном самоуправлении" 1991 г.

Конституция Российской Федерации 1993 г., принципиально отказавшаяся от советских терминов "местные органы государственной власти и управления", определила понятие и принципы местного самоуправления в РФ. Местное самоуправление рассматривается в Конституции, во-первых, в качестве одной из форм народовластия, одной из основ конституционного строя. Следовательно, отказаться от местного самоуправления нельзя, не нарушив тем самым основ конституционного строя Российской Федерации. С другой стороны, понятие местного самоуправления используется в связи с определением правового положения человека и гражданина. Право осуществлять местное самоуправление признано неотъемлемым конституционным правом гражданина. Значит, любой гражданин Российской Федерации, где бы он ни проживал, должен иметь возможность реализовать свое конституционное право на осуществление местного самоуправления.

Принятый на основе конституционных норм Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. конкретизировал конституционные принципы осуществления и организации власти на местах. Поскольку в соответствии с п. "н" ст. 72 Конституции РФ "установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления" относится к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, то нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также регулируют вопросы местного самоуправления. Кроме того, многие вопросы местного самоуправления могут быть определены только самим населением или его органами в муниципальных нормативных актах.

1.1 Источники муниципального права

Систему источников муниципального права составляют:

· 1. Нормативные правовые акты Российской Федерации:

o Конституция Российской Федерации;

o федеральные законы, среди которых основными в настоящее время являются:

§ Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (с последующими изменениями, в ред. от 04.08.2000 № 107- ФЗ);

§ Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.06.98 № 85-ФЗ);

o указы Президента Российской Федерации, в частности, Указ Президента РФ "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации" от 11 июня 1997 г. № 568; Указ "О конгрессе муниципальных образований Российской Федерации" от 22 октября 1998 г. № 1281;

o постановления Правительства Российской Федерации, такие, как Постановление "О федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления" от 15 декабря 1999 г. № 1394.

· 2. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации:

o законы субъектов Российской Федерации, прежде всего конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, и уставы других субъектов РФ, а также законы о местном самоуправлении (например, в Красноярском, Приморском краях, Новосибирской, Томской, Тюменской областях); об организации местного самоуправления (в Волгоградской, Нижегородской, Читинской областях и др.) или об основах местного самоуправления (в Алтайском крае);

o нормативно-правовые акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

· 3. Нормативные правовые акты муниципальных образований:

o уставы муниципальных образований;

o решения, принимаемые непосредственно населением (на местном референдуме);

o нормативные акты органов местного самоуправления.

Следует также подчеркнуть, что составной частью источников муниципального права России является также ратифицированная нашей страной в 1998 г. Европейская Хартия местного самоуправления 1995 г., установившая общие для всех стран-членов Совета Европы принципы организации власти на местах.

В настоящее время российская правовая наука признает муниципальное право самостоятельной правовой отраслью. Все исследователи подчеркивают специфику муниципального права.

Во-первых, отмечается, что муниципальное право имеет комплексный характер, поскольку регулирует осуществление властных полномочий во всех сферах местной жизни - от бюджетно-финансовой до охраны общественного порядка и потому объединяет нормы других отраслей (конституционного, административного, финансового, гражданского и т.д.), относящиеся к местному самоуправлению.

Во-вторых, специфика муниципального права заключается также и в том, что его основу составляют не только правовые нормы, принятые государственными органами, но и нормы саморегулирования, принятые местным населением непосредственно, а также органами местного самоуправления.

1.2 Предмет муниципального права

Как любая другая правовая отрасль, муниципальное право имеет свой предмет и метод правового регулирования.

Предметом муниципального права являются общественные отношения, связанные с организацией и функционированием местного самоуправления.

Понятие местного самоуправления определено в ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": "Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций".

Таким образом, местное самоуправление:

· осуществляется либо населением непосредственно (путем прямого волеизъявления - на местном референдуме, на собраниях, сходах граждан, на выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, на митингах, шествиях, демонстрациях и т.д.), либо органами местного самоуправления и их должностными лицами;

· осуществляется самостоятельно и под собственную ответственность: местное самоуправление представляет собой особый вид власти, независимой ни от законодательной, ни от исполнительной ветвей государственной власти, отвечающей за свою деятельность лишь перед местным населением и подчиняющейся только требованиям закона;

· направлено на решение вопросов местного значения, которыми признаны вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, определенные федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

· должно действовать в интересах местного населения, с учетом местных традиций - местное самоуправление выделено из системы государственного управления для того, чтобы точнее выявить, учесть, отразить и защитить местные интересы, имеющие собственную специфику по сравнению с региональными и общегосударственными интересами.

Следует также подчеркнуть, что местное самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований - городского, сельского поселения, нескольких поселений, объединенных общей территорией, или на иной населенной территории, предусмотренной законом. Местное самоуправление может организовываться в рамках административно-территориальной единицы (города, села, района) или на какой-либо иной территории, определенной законодательством субъектов Российской Федерации.

В процессе осуществления права местного населения на самоуправление складываются определенные общественные отношения. Большая часть из них регулируется правовыми нормами и приобретает форму муниципально-правовых отношений. Из всей совокупности муниципально-правовых отношений можно выделить следующие основные, возникающие в процессе:

· непосредственного осуществления местным населением власти;

· формирования органов местного самоуправления;

· деятельности органов местного самоуправления;

· исполнения взаимных обязательств между органами местного самоуправления и органами государственной власти.

Субъекты (участники) муниципально-правовых отношений многочисленны и разнообразны. Ими могут быть, с одной стороны, лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам местного значения, а с другой - физические, юридические лица, общественные и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые отношения. Можно выделить следующие группы субъектов муниципально-правовых отношений:

· 1) сообщество граждан, проживающих в пределах муниципального образования;

· 2) органы местного самоуправления (представительные и исполнительные);

· 3) выборные должностные лица (депутаты, главы муниципальных образований);

· 4) органы территориального общественного самоуправления (домовые комитеты, советы и т.д.);

· 5) юридические лица (например, хозяйствующие субъекты, действующие на территории муниципального образования);

· 6) физические лица или группы лиц (в частности, обращающиеся в органы местного самоуправления с правотворческой инициативой);

· 7) государственные органы Российской Федерации;

· 8) государственные органы субъектов Российской Федерации;

· 9) различные предприятия, организации, учреждения.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что особым субъектом муниципально-правовых отношений может быть и муниципальное образование в целом. Так, муниципальное образование обладает правами собственника муниципального имущества; правом иметь свою символику (гербы, эмблемы и др.). От имени муниципального образования как особого субъекта муниципально-правовых отношений выступают: либо население непосредственно, либо органы местного самоуправления.

1.3 Методы муниципального права

Как комплексная отрасль, муниципальное право использует различные способы правового регулирования. В связи с этим для метода муниципального права характерно сочетание императивного и диспозитивного подходов. 1. Императивный подход. С одной стороны, императивные, властные предписания, свойственные публично-правовому регулированию (конституционному, административному, финансовому праву), определяют многие вопросы местного самоуправления - в частности, порядок проведения выборов органов местного самоуправления; компетенцию выборных должностных лиц муниципалитетов; обязательность решений местных референдумов, собраний или сходов. Основанием возникновения муниципально-правовых отношений в таких случаях обычно выступает властное предписание.

2. Диспозитивный подход. С другой стороны, в муниципальном праве широко используются и диспозитивные нормы, основывающиеся на принципе юридического равенства субъектов общественных отношений, что характерно для частноправового регулирования (гражданского, семейного, торгового права). Так, органы местного самоуправления являются юридическими лицами и вправе самостоятельно выступать в гражданском обороте, в частности, они могут приобретать в собственность муниципального образования имущество. Юридическим фактом для возникновения правоотношений в таких случаях, как правило, является договор.

2. Принципы и основы местного самоуправления

2.1 Принципы местного самоуправления

Научный анализ законодательных положений позволяет ученым выявить основные идеи, определяющие организацию и функционирование местного самоуправления - его основные принципы. В числе таких принципов обычно называются:

· демократизм местного самоуправления:

o местное самоуправление рассматривается законодательством Российской Федерации в качестве особой формы народовластия; оно призвано выразить интересы жителей муниципального образования;

o в местном самоуправлении реализуются различные формы как непосредственной (референдум, общие собрания, выборы и т.д.), так и представительной демократии (деятельность муниципальных органов);

· самостоятельность местного самоуправления:

o многие вопросы местного самоуправления (например, формы его осуществления, структура местных органов) решаются населением муниципального образования самостоятельно;

o решения, принимаемые населением непосредственно или органами местного самоуправления, в утверждении не нуждаются и обязательны к исполнению всеми субъектами;

o государственные органы не вправе давать обязательные указания ни населению, ни органам местного самоуправления о том, как следует исполнять их функции;

o единственным ограничением является лишь обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления действовать в рамках закона;

· организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом:

o органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

o осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными служащими не допускается;

o должностные лица местного самоуправления не являются государственными служащими;

· многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления:

o каждый субъект Российской Федерации определяет основы организации и функционирования местного самоуправления, учитывая местные особенности;

o само население вправе избрать одну из допустимых моделей местного самоуправления;

· соответствие полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам:

o каждое муниципальное образование должно иметь свою муниципальную собственность, в которую, в частности, входят: муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки;

o органы местного самоуправления вправе самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы;

o если органы местного самоуправления наделяются законом отдельными государственными полномочиями, то для их осуществления должны передаваться соответствующие материальные и финансовые средства.

2.2 Основы местного самоуправления

Основы местного самоуправления закреплены в законодательстве Российской Федерации, в частности, в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". 1. Законодательную основу местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации. Если нормы муниципального права, содержащиеся в законах, противоречат положениям Конституции Российской Федерации, применяются конституционные положения. Из всех законодательных актов, посвященных местному самоуправлению, приоритет предоставлен базовому Федеральному закону - "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

2. Территориальной основой местного самоуправления является территориальная организация муниципалитета. Следует отметить, что местное самоуправление организуется на всей территории страны, в основном с учетом административно-территориального деления субъектов Российской Федерации. Хотя допускается осуществление муниципальной власти и на территориях других муниципальных образований, подавляющее большинство муниципалитетов создано в административно-территориальных единицах. При этом важнейшее значение и в законодательстве, и на практике придается городским и сельским поселениям.

3. Организационной основой местного самоуправления являются муниципальные органы, среди которых главную роль должны играть представительные. Законодательство признало существование выборных органов местного самоуправления обязательным для каждого муниципального образования.

4. Финансово-экономическую основу составляют муниципальная собственность, местные финансы и местный бюджет, призванные удовлетворять потребности населения муниципального образования.

3. Компетенция местного самоуправления

Четкое определение компетенции местного самоуправления в Российской Федерации еще не завершено. Общие принципы должны быть установлены федеральным законодательством, детали - отрегулированы в законодательстве субъектов Российской Федерации, а специфика компетенции того или иного муниципального образования - в его уставе. В настоящее время общие подходы к определению компетенции местного самоуправления обозначены в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Из всех вопросов компетенции указаны только предметы ведения местного самоуправления.

В соответствии со ст. 6 указанного Федерального закона в ведении муниципальных образований находятся, прежде всего, вопросы местного значения, к которым, в частности, отнесены:

· принятие и изменение уставов муниципальных образований и контроль за их соблюдением;

· владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

· местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;

· комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

· организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, также дошкольного, основного общего и профессионального образования;

· охрана общественного порядка;

· регулирование планировки и застройка территорий муниципальных образований;

· регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

· организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

· муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

· организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;

· создание условий для организации зрелищных мероприятий, для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

· организация муниципальной противопожарной службы и др.

Таким образом, компетенция местного самоуправления имеет ярко выраженный социальный характер, направлена на обслуживание населения и решение насущных, важнейших для жизнедеятельности территориального образования проблем. Предметы ведения, перечисленные в Федеральном законе, не дают исчерпывающего перечня местных дел, которыми может заниматься муниципалитет. Отраслевые законы, регламентирующие вопросы государственной политики в отдельных сферах общественной жизни, также могут определять компетенцию муниципальных образований. Так, Гражданский, Семейный, Водный и другие кодексы Российской Федерации, а также Федеральные законы "О недрах", "О связи", "О государственной поддержке малого предпринимательства", Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и многие другие федеральные законы указывают вопросы, относящиеся к предметам ведения местного самоуправления. Например, Закон РФ "Об образовании" устанавливает, что к исключительной компетенции органов местного самоуправления относится решение таких вопросов, как: планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования; формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования; разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования; обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.

Федеральное законодательство в целом отдает предпочтение определению предметов ведения местного самоуправления. Конкретные права и обязанности, которыми наделяются муниципальные власти, зачастую приходится выводить из множества норм федеральных законов. К сожалению, четкого определения полномочий местного самоуправления нет и в законодательстве многих субъектов Российской Федерации. Так, законодательство о местном самоуправлении Читинской, Саратовской, Волгоградской областей, Республики Удмуртия лишь воспроизводит общий перечень предметов ведения местного самоуправления, содержащийся в ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Еще предстоит решить проблемы разграничения компетенции между различными уровнями местного самоуправления (например между районными и поселковыми органами).

Полномочия, осуществляемые муниципальными образованиями в процессе решения вопросов местного значения, должны стать собственными, неотъемлемыми полномочиями местного самоуправления. Помимо полномочий по решению вопросов местного значения, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, что предусмотрено п. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, а также п. 5 ст. 4, п. 6 ст. 5 и п. 4 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В таком случае муниципальные органы получают дополнительные функции осуществления государственной власти на местах. Конституция и Федеральный закон устанавливают определенные ограничения:

Во-первых, органы местного самоуправления могут получить государственные полномочия только на основании прямого указания федеральных законов и законов субъектов Федерации. Иное наделение государственными полномочиями не допустимо. (Кстати, в подавляющем большинстве зарубежных стран передавать муниципальным образованиям государственные полномочия разрешено также и правительствам, и министерствам, и ведомствам).

Во-вторых, предоставление органам местного самоуправления государственных полномочий не должно нарушать их права по самостоятельному решению вопросов местного значения, а также аналогичные права других муниципальных образований.

В-третьих, органам местного самоуправления должны быть переданы необходимые для реализации государственных полномочий материальные и финансовые средства. Если наделение государственными полномочиями органов местного самоуправления осуществлено с соблюдением указанных условий, то они, с одной стороны, сохраняют свой статус органов местного самоуправления, а с другой - приобретают дополнительные права, обязанности и ответственность перед государством - как органы, наделенные государственными полномочиями. Будучи органами самоуправления и выполняя функции по решению вопросов местного значения, они самостоятельны. Но как органы, наделенные отдельными государственными полномочиями, они подконтрольны государству в вопросах реализации этих полномочий.

Ни Конституция, ни Федеральный закон не определяют объем государственных полномочий, которые могут предоставляться органам местного самоуправления. Прямо не установлено, должна ли при этом соблюдаться территориальная юрисдикция органов местного самоуправления или допустимо распространение сферы их действия на другие муниципальные образования. Федеральный закон или закон субъекта Федерации, предоставляющий государственные полномочия органам местного самоуправления, вправе решать, каким конкретно органам передать государственные полномочия - находящимся на соответствующей территории или нет, имеющим общую или специальную компетенцию. Вопрос определения того или иного органа, которому передаются государственные полномочия, не является вопросом права. Это вопрос целесообразности, политической или технико-управленческой. Действующее право допускает возможность любого решения, если оно не нарушает распределения компетенции между государством и местным самоуправлением и не вторгается в исключительную компетенцию местного самоуправления. Кроме того, следует особо подчеркнуть, что сами муниципальные образования могут определять свою компетенцию: они вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к компетенции иных муниципальных образований и органов государственной власти. Следовательно, компетенция местного самоуправления может определяться и по остаточному принципу.

4. Формы осуществления местного самоуправления

4.1 Формы прямого волеизъявления граждан(формы непосредственной демократии)

Формами прямого волеизъявления граждан (формами непосредственной демократии) федеральным законодательством названы:

· местный референдум;

· муниципальные выборы;

· собрание (сход) граждан;

· народная правотворческая инициатива;

· обращения граждан в органы местного самоуправления;

· территориальное общественное самоуправление.

1. Местный референдум - это голосование граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения. В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы о местных референдумах, в которых приводится примерный перечень вопросов, которые могут быть вынесены на местный референдум. К ним отнесены, в частности: устав муниципального образования, изменение границ муниципального образования, формы осуществления местного самоуправления, структура муниципальных органов, планы и программы развития территории.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предписывает, что решение о проведении местного референдума должно приниматься представительным органом местного самоуправления как по собственной инициативе, так и по требованию населения. Законы субъектов Российской Федерации уточняют: инициатива населения оформляется инициативной группой с определенным числом членов, которая обращается в орган местного самоуправления с ходатайством о своей регистрации; в случае получения свидетельства о регистрации инициативная группа собирает подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума. В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований предусматривается разное количество подписей, необходимых для принятия решения о проведении референдума - от 5% жителей в Астрахани и Омске до 25% в Воронежской области. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить референдум, если в документах и при сборе подписей не были нарушены законы и устав муниципального образования. Граждане участвуют в голосовании по вопросу, вынесенному на местный референдум, непосредственно и на добровольной основе. Голосование является тайным, какое-либо воздействие на свободное волеизъявление граждан не допускается.

Местные референдумы могут проводиться как для решения, так и для обсуждения вопросов местного значения, отнесенных к компетенции местного самоуправления. В связи с этим выделяются обязательные и консультативные референдумы. Результатом проведения обязательного референдума является решение, обязательное к исполнению всеми субъектами муниципально-правовых отношений. Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по важнейшим вопросам местной жизни. Как указано в законе Ивановской области "О местном референдуме в Ивановской области" 1996 г., результаты, полученные при проведении консультативного референдума, не носят обязательного характера и учитываются органами и должностными лицами местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов. 2. Муниципальные выборы - демократический способ формирования органов местного самоуправления. Непосредственно гражданами, проживающими на территории соответствующего муниципального образования, избираются депутаты представительного органа местного самоуправления. Во многих субъектах Российской Федерации непосредственно местным населением избираются также главы местного самоуправления. В ряде регионов России главы муниципальных образований избираются представительными органами местного самоуправления.

3. Народная правотворческая инициатива - право граждан муниципального образования разработать проект нормативного правового акта по вопросам местного значения и внести его на рассмотрение в органы местного самоуправления, а также обязанность соответствующего органа местного самоуправления рассмотреть такой проект на открытом заседании с участием представителей населения и официально опубликовать (обнародовать) результаты рассмотрения. Это новая для России форма прямой демократии, которая не предусматривалась прежним законодательством о местных советах и была впервые закреплена Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Фактически она означает право определенной группы граждан выступить с проектом муниципального нормативного правового акта.

Право народной правотворческой инициативы должно быть закреплено в уставе муниципального образования. Процедура осуществления этого права граждан не унифицирована. Но обычно допускается, во-первых, внесение подготовленного проекта нормативного правового акта на рассмотрение схода или собрания граждан данного муниципального образования, а во-вторых - сбор подписей граждан в поддержку предложений о принятии нормативного правового акта и представление подписных листов в орган местного самоуправления.

4. Территориальное общественное самоуправление представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (на территориях микрорайонов, кварталов, улиц и др.). Формами территориального общественного самоуправления могут выступать общие собрания (сходы), опросы населения, органы территориального общественного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов). Территории, на которых действуют органы общественного самоуправления, устанавливаются администрацией по предложению жителей и утверждаются представительным органом местного самоуправления.

4.2 Органы местного самоуправления(в формах представительной демократии)

Важнейшее место в системе муниципального права занимает правовое регулирование организации и деятельности органов местного самоуправления.

Систему органов местного самоуправления составляют:

1. Представительные органы местного самоуправления - собрания представителей местного населения. Они избираются непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования. Этот орган может иметь различные названия, определяемые в уставе муниципального образования, - дума, совет, муниципальное собрание и т.п.

Число членов таких представительных органов в настоящее время колеблется от четырех в сельской местности до нескольких десятков человек в городах. Срок полномочий муниципальных советов также различен. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав" устанавливает лишь максимальную продолжительность работы представительного органа одного созыва - 5 лет. В большинстве субъектов Российской Федерации представительные органы местного самоуправления избираются на 4 года, хотя нередки и менее продолжительные сроки. Срок полномочий члена выборного органа местного самоуправления не может быть менее двух и более пяти лет.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет полномочия местного самоуправления, которые вправе осуществлять только представительные органы. К ним отнесены, прежде всего, нормотворческие, финансовые, бюджетные и контрольные полномочия, такие, как:

· принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

· утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

· установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Федеральное законодательство допускает возможность осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. В таких случаях представительный орган может не избираться. 2. Глава муниципального образования - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Обычно глава муниципального образования руководит местной администрацией, но может быть наделен и правом председательствовать на заседаниях представительного органа. Предусматривается два возможных варианта избрания главы муниципального образования: непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления. Вопросы самого существования такой должности, выборов главы муниципального образования, его наименования (староста, мэр, глава города, глава района и т.д.), а также сроков полномочий решаются муниципальным образованием: либо в уставе, либо представительным органом, либо населением на референдуме.

Глава муниципального образования подотчетен населению и представительному органу местного самоуправления, должен строить свою деятельность с соблюдением принципов законности, единоначалия, ответственности.

3. Администрация муниципального образования осуществляет управленческую деятельность и объединяет специализированные исполнительные органы - комитеты, департаменты, отделы, управления. Так, в большинстве муниципальных образований создаются отраслевые исполнительные органы, такие, как отдел образования, отдел здравоохранения. Администрация работает под руководством главы муниципального образования либо главы местной администрации и в соответствии с положениями об органах исполнительной власти муниципального образования, утверждаемыми либо главой муниципального образования, либо представительным органом. Следует иметь в виду, что федеральное законодательство указывает два вида органов местного самоуправления: 1) органы, формирующиеся на основе выборов, и 2) органы, формирующиеся невыборным путем - в результате назначения, делегирования, кооптирования и т.д. Статьи 14, 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в точном соответствии с Конституцией Российской Федерации и Европейской хартией местного самоуправления устанавливают, что выборные органы обязательны. Однако не определяется точно, какие конкретно выборные муниципальные органы следует создать. В частности, допускается возможность выборов иных должностных лиц, помимо главы муниципального образования. Теоретически такими иными должностными лицами могут стать, по усмотрению муниципального образования, заместители главы администрации, руководители административных подразделений, например отделов социальной защиты населения.

5. Гарантии местного самоуправления

Гарантии местного самоуправления включают, с одной стороны, условия, обеспечивающие реализацию правомочий местного самоуправления, а с другой - систему средств, обеспечивающих их защиту.

Наибольшее значение и большую юридическую силу имеют конституционные гарантии местного самоуправления. Так, ст. 133 Конституции РФ запрещает ограничение конституционных прав местного самоуправления и гарантирует судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления, а также компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Конституционные гарантии конкретизируются в нормах российского законодательства. Так, ст. 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Представительные органы местного самоуправления наделены правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. Установлена также обязательность рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями. По таким обращениям принятие решений обязательно. В соответствии со ст. 46 указанного Федерального закона граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявить в суд или в арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Подобные документы

    Понятие и предмет муниципального права, его система и источники. Понятие, основные принципы местного самоуправления, формы непосредственной демократии, органы местного самоуправления. Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления.

    контрольная работа , добавлен 05.02.2012

    Понятие местного самоуправления. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Cравнительный анализ существующей в Росии системы местного самоуправления и её новой модели. Причины реформы местного самоуправления в России.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2011

    Источники муниципального права, их классификация. Гарантии местного самоуправления, их закрепление в конституционных принципах организации местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления, их особенности, критерии и полномочия.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2008

    Понятие гарантий местного самоуправления, их целевое назначение. Условия полного и эффективного осуществления задач и функций местного самоуправления. Экономические, политические, духовные, специальные (юридические) гарантии местного самоуправления.

    контрольная работа , добавлен 22.08.2009

    История местного самоуправления. Этапы формирования местного самоуправления в России. Понятия и принципы местного самоуправления. Предметы ведения и структура местного самоуправления. Формы осуществления, правовые акты, гарантии местного самоуправления.

    реферат , добавлен 15.01.2011

    Теоретико-правовые основы гарантий местного самоуправления. Специфические черты и разновидности прав, понятие юридических гарантий муниципального самоуправления. Особенности судебной формы защиты прав местного самоуправления как юридической гарантии.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2010

    Понятие местного самоуправления как одной из форм реализации народом принадлежащей ему власти. История возникновения и развития местного самоуправления в России. Формы участия и непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

    контрольная работа , добавлен 23.08.2010

    Понятие местного самоуправления. Разграничение вопросов местного значения между муниципальными образованиями. Компетенция представительного органа муниципального образования. Статус главы местной администрации. Формы планирования работы руководителей.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2011

    Ознакомление с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы местного самоуправления. Рассмотрение институтов непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления. Изучение практики применения форм волеизъявления.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2015

    Исторический обзор развития местного самоуправления. Конституционные гарантии, принципы и правовая основа местного самоуправления. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Территориальные основы муниципального самоуправления.

Нестерова И.А. Формы осуществления местного самоуправления // Энциклопедия Нестеровых

Местное самоуправление является важнейшим элементом управления государством. Оно регламентируется нормами действующей Конституции РФ и локальным и федеральным законодательством.

Понятие местного самоуправления

Местное самоуправление регламентируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Согласно нормам данного Закона, под местным самоуправлением принято понимать следующее:

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и /или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций .

Местное самоуправление в Российской Федерации поступательно эволюционирует. Постоянно совершенствуется законодательство, однако остается множество проблемных аспектов, требующих безотлагательного изучения.

Формы местного самоуправления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Тем самым предусмотрены 2 основные группы форм осуществления населением местного самоуправления (далее МСУ).

Первая группа – форма непосредственной или прямой демократии. Вторая группа – формы представительной демократии – выборные и другие органы МСУ.

Ключевой формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления является референдум на местном уровне. Он организуется и проводится на всей территории муниципального образования. Его целью является решение наиболее важных вопросов местного значения в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

Участие в местном референдуме регламентировано законодательством. Так, в местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах того муниципального образования, где проводится референдум. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами МСУ.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами МСУ, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти. – муниципальные выборы. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов представительного органа, главы муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Иной формой местного самоуправления считается проведение муниципальных выборов. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов представительного органа, главы муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. К такому типу голосования относят:

  1. голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления;
  2. голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования. Другими словами сход граждан сход граждан.

В муниципальных образованиях с численностью избирателей не более 100 человек представительный орган не создается, а для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, который созывается главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и правомочен при участии более половины жителей, обладающих избирательным правом .

Формы участия населения в местном самоуправлении

Формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении нашли свое отражение в Главе 5 Федерального Закона 131- ФЗ. Ранее в статье был рассмотрен референдум, как механизм реализации прав граждан. Теперь обратимся к иным формам участия населения в местном самоуправлении.

Правотворческая инициатива граждан.

С правотворческой инициативой вправе выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом. Проект муниципального правового акта подлежит обязательному рассмотрению органом МСУ или должностным лицом МСУ, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Территориальное общественное самоуправление самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Публичные слушания

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Литература

  1. Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
  2. Конституцией Российской Федерации

Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления (и участия населения в осуществлении местного самоуправления) являются:

местный референдум;

муниципальные выборы;

голосование населения муниципального образования по некоторым вопросам местного значения (по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления; по вопросу изменения границ муниципального образования; по вопросу преобразования муниципального образования);

сход граждан. Данная форма применяется в небольших по численности населения (не более 100 человек) муниципальных образованиях, при этом сход граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления;

правотворческая инициатива граждан (связана с реализацией группой граждан определенной численности права внесения на рассмотрение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению);

территориальное общественное самоуправление (самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения: в пределах территории подъезда, дома, группы домов, микрорайона, сельского населенного пункта, не являющегося поселением, и т. п.);

публичные слушания (могут проводиться для обсуждения проектов муниципальных правовых актов);

собрания граждан (могут проводиться для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования; итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию); обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами);

конференция граждан (собрание делегатов) – осуществляют в определенных случаях полномочия собраний граждан;

опрос граждан (проводится на всей территории муниципального образования для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами, а также органами государственной власти (при этом результаты опроса носят рекомендательный характер));



индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления (по существу обращения должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ в течение одного месяца);

иные формы, не противоречащие Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству.

Опосредованная форма осуществления власти на местах заключается в осуществлении местного самоуправления через органы и должностных лиц местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления (организационная основа местного самоуправления) определяется населением самостоятельно, однако по общему правилу она включает:

представительный орган местного самоуправления;

главу муниципального образования;

местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Кроме того, могут образовываться контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и т. п.) и иные органы местного самоуправления. Для подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума и голосования по отдельным вопросам местного значения представительным органом местного самоуправления (на основе предложений избирателей, политических партий, общественных объединений, региональной избирательной комиссии) может формироваться избирательная комиссия муниципального образования, положение которой в системе органов местного самоуправления определяется законом субъекта РФ и уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления определяется в уставе муниципального образования.



Представительный орган местного самоуправления (дума, собрание представителей, совет депутатов, хурал, собрание старост, муниципальное собрание, волостное управление, комитет самоуправления и т. п.) численностью от 7 до 35 человек может формироваться путем проведения муниципальных выборов (в поселениях) либо состоять из глав поселений и депутатов представительных органов этих поселений (на паритетных началах), входящих в состав муниципального района. Как отмечалось, в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек полномочия представительного органа местного самоуправления могут осуществляться сходом граждан.

Глава муниципального образования (мэр, староста, глава муниципалитета и т. п.) является высшим должностным лицом соответствующего муниципального образования, но место его в системе органов местного самоуправления может быть различным. Должность главы муниципального образования замещается только посредством выборов, однако избираться он может как на муниципальных выборах (непосредственно избирателями муниципального образования), так и представительным органом местного самоуправления из своего состава. В последнем случае (а также если представительный орган муниципального района формируется не путем прямых муниципальных выборов) глава муниципального образования одновременно является председателем представительного органа этого муниципального образования. В случае избрания на муниципальных выборах он может возглавлять либо представительный орган муниципального образования либо местную администрацию. При этом ни при каких условиях глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Если местную администрацию возглавляет не глава муниципального образования, то последний назначается на должность по контракту (с возможностью его досрочного расторжения, в том числе по инициативе органов местного самоуправления, а также главы субъекта РФ). В этой процедуре принимают участие как органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования, так и органы государственной власти субъекта РФ (участие последних обусловлено тем, что местная администрация может наделяться отдельными государственными полномочиями).

Таким образом, говорить о полноценном разделении власти на муниципальном уровне нельзя, что обусловлено спецификой и правовой природой местного самоуправления. В то же время в отношениях между различными органами местного самоуправления закреплена своеобразная система «сдержек и противовесов», заключающаяся, в частности, во взаимном участии в нормотворческом процессе, в назначении главы местной администрации и т. д. Кроме того, на законодательном уровне закреплена ответственность органов местного самоуправления (именно органов местного самоуправления, но не населения муниципального образования):

Перед населением (в виде отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица);

Перед государством (в частности, в виде роспуска представительного органа местного самоуправления законом субъекта РФ и отрешения главы муниципального образования от должности главой субъекта РФ, временного отстранения органов местного самоуправления от осуществления отдельных своих полномочий в определенных случаях и осуществления этих полномочий органами государственной власти);

Перед физическими и юридическими лицами (в порядке, установленном законом, например возмещение вреда по нормам гражданского законодательства).

Органы местного самоуправления наделяются определенными полномочиями, которые они осуществляют по предметам ведения муниципальных образований (вопросам местного значения). Одной из новелл нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является то, что предметы ведения муниципалитетов сейчас нормативно разграничены применительно к отдельным видам муниципальных образований: поселениям, муниципальным районам и городским округам. Таким образом, актуальной является проблема четкого разграничения властных полномочий не только между федеральными и региональными органами государственной власти, но и между органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также между органами местного самоуправления различных уровней. Кроме того, закон (как федеральный, так и региональный) может наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, но непременным условием такого делегирования является одновременная передача вместе с полномочиями необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Орган государственной власти, делегировавший органу местного самоуправления осуществление какого-либо своего полномочия, и иные уполномоченные государственные органы сохраняют право контроля за реализацией переданного полномочия.

Осуществление местного самоуправления на отдельных территориях (в городах федерального значения, в закрытых административно-территориальных образованиях на приграничных территориях и т. д.) имеет существенные особенности, что находит отражение в нормативном закреплении соответствующих положений на федеральном, региональном и местном уровнях.

В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах - местное самоуправление (МСУ) в городских и сельских поселениях. Местное самоуправление - это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно совершенно самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

Самоуправляющиеся территориальные единицы (село, район, город) обычно называют муниципальными образованиями. Они могут объединять несколько поселений, часть населения, составлять иные населенные территории.

Структура органов МСУ определяется населением самостоятельно. Они управляют муниципальной собственностью, работают с местным бюджетом, устанавливают местные налоги, осуществляют охрану общественного порядка и т.д.

К органам МСУ относятся выборные органы, образуемые в соответствии с уставом. Уставом города может быть предусмотрена должность главы города - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению МСУ на территории города.

Функции (основные направления деятельности) органов местного самоуправления Российской Федерации:

  • Обеспечение участия населения в решении местных дел (развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив и социальной самостоятельности граждан).
  • Управление муниципальной собственностью (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов).
  • Обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы ее развития).
  • Охрана общественного порядка (обеспечение режима законности на данной территории).
  • Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ.
  • Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

Осуществляя данные функции, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества.

Экономическую основу МСУ составляет городская собственность, местные финансы. Органы МСУ могут в интересах населения устанавливать условия использования земель и определенный порядок приватизации городской собственности населением.

В основе организации и функционирования местного самоуправления лежат следующие принципы:

  • самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения;
  • организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством;
  • многообразие форм осуществления местного самоуправления;
  • соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Местное самоуправление осуществляется через различные виды и институты прямого волеизъявления населения:

  • непосредственно(на выборах, референдумах, сходках, т. е. общих собраниях жителей),
  • а также через создаваемые местные органы(представительные (совет, земство, дума, муниципальный комитет) и органы администрации во главе с мэром, старостой, главой администрации).

Органы местного самоуправления призваны решать, с одной стороны, задачи, схожие с государственным управлением, с другой - добровольных общественных организаций. Тем самым местное самоуправление, не входя в систему органов государственной власти, выступает связующим звеном между гражданским обществом и государством.

Развитие местного самоуправления является противовесом центральной власти и гарантом существования в обществе плюрализма. Оно открывает широкую дорогу для участия граждан в политическом процессе. Доступность органов местного самоуправления для гражданина предоставляет ему возможность играть активную политическую роль. Таким образом, местное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства.

Проблема участия граждан в решении вопросов местного значения является ключевой в системе местного самоуправления. Это обусловлено уже тем, что местное самоуправление и есть право и способность граждан решать эти вопросы, следовательно, степень и качество реализации самоуправления прямо и непосредственно связана с тем, как и насколько население участвует в решении общественных задач на местном уровне.

Проблема эта ставилась и решалась всегда, но по-разному. В первобытном обществе – через механизм клановых обычаев, традиций, затем – через административно-формализованные процедуры. Особенно ярко последнее проявлялось в советской модели местного самоуправления.

В современной России на нормативном уровне определены основные формы участия граждан в решении вопросов местного значения: местные выборы, участие в собраниях, сходах, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и т.д. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года не только определяет, но и расширяет разнообразные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

1. Местный референдум. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования: по инициативе граждан, или по инициативе избирательных, общественных объединений, или по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

2. Муниципальные выборы. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования. В некоторых случаях муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем , которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. Под избирательной системой понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

3. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится в целях получения согласия населения на эти изменения. Согласие населения считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

4. Сход граждан . В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

5. Правотворческая инициатива граждан. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

6.Территориальное общественное самоуправление. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

7. Публичные слушания . Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования.

8. Собрание граждан. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

9. Конференция граждан (собрание делегатов). В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).

Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

10. Опрос граждан. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Опрос граждан проводится по инициативе:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

11. Обращения граждан в органы местного самоуправления . Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца.

Возможны и другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении. Это могут быть демонстрации, пикеты, митинги и т.д. В любом случае они должны основываться на принципах законности и добровольности.

Как видим, в новом законе перечень и возможности форм участия населения в управлении муниципальным образованием существенно расширены. Причем закон прямо указывает, что государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.

Проблемы участия граждан в решении вопросов местного значения . Полноценная реализация этих и других форм участия граждан сдерживается явно устаревшим и неэффективным механизмом административно-формализованного привлечения людей в сферу местного самоуправления. В итоге и само местное самоуправление превращается в фикцию, становится лишь ширмой для реализации интересов корпоративных и властных структур.

Почему так происходит? Население недостаточно просвещено? Исторически пассивно? Плохо организовано? Непрофессиональные чиновники (руководители)?

Все эти проблемы имеют место, но они не основные. Главная причина, по нашему мнению, заключается в том, что у граждан просто нет реального интереса участвовать в решении вопросов местного значения. Известно, что именно интересы определяют мотивацию и, соответственно, поведение человека. Роль интересов как инструмента управления резко возрастает в условиях современного общества, где формируется партнерский тип отношений, в том числе в сфере местного самоуправления. Партнерский тип управления приходит на смену административно-формализованному типу и предполагает формирование таких управленческих отношений, где и субъект и объект управления строят отношения на принципах добровольности и взаимной выгоды.

Интересы, как известно, объективно определяются теми реальными условиями жизнедеятельности, в которых находится тот или иной субъект. В нашем случае отсутствие реального интереса участвовать в решении вопросов местного значения означает, что граждане прекрасно понимают, что от степени их участия в решении вопросов местного самоуправления их условия жизнедеятельности никак не зависят. Это больше зависит от властных структур, регулирующих социальные отношения и финансовые процессы.

Поэтому граждане если и участвуют в системе местного самоуправления, то либо на уровне энтузиастов-одиночек, либо через формально-административное принуждение, либо в рамках давно сложившихся традиций. Даже если это участие будет массовым и даже активным, оно не будет эффективным, поскольку это участие напоминает скорее массовку статистов, чем деятельность заинтересованных лиц. Природа участия больше носит характер мероприятия, спектакля, а не формы выражения и защиты своих местных интересов.

Критерии оценки участия тоже носят чисто формальный характер: количественные – явка, численность граждан в рамках той или иной формы участия в решении ВМЗ; качественные – единство мнений, отсутствие острых противоречий, скандалов и т.п. Какие свои интересы граждане выразили или защитили и, самое главное, как это сказалось или скажется на их реальных условиях жизни – эти критерии оценки априори остаются вне анализа.

Поскольку материальные и духовные интересы населения в любом случае остаются, то реализуются они в этих условиях не через активную и реальную деятельность граждан, а через аппаратную работу, лоббирование местными руководителями интересов своих территорий во властных структурах для получения дополнительных льгот, субсидий, иных преференций.

В дореволюционной России и в Советском Союзе эта система была достаточно дееспособной. Но сегодня, в условиях рыночного общества, она не обеспечивает эффективное функционирование местного самоуправления.

Таким образом, основная причина неэффективного участия граждан в решении вопросов местного значения заключается в том, что у них просто отсутствует реальный интерес делать это. На простом языке это означает, что они не видят связи между их работой в сфере местного самоуправления и реальным решением своих местных проблем. Используемые сегодня многочисленные (пусть даже профессионально!) методы привлечения людей принципиально проблему не решат.

Причем важно отметить, что основную массу населения такая ситуация вполне устраивает. За тебя твои вопросы кто-то решает (от президента страны до главы сельской администрации), а ты лишь пассивно принимаешь это, либо «активно» проявляешь себя либо в виде помощника (в лучшем случае), либо в виде критика, жалобщика, потребителя иждивенческого типа (в худшем случае). Это устраивает и значительную часть традиционного руководящего корпуса, органы местного и регионального управления, поскольку они ментально, структурно и технологически формировались для работы именно с таким населением. Нужно менять интересы как населения, так и властей.

Как решить эту сложную проблему? Разумеется, нужно видеть весь спектр угроз и возможностей, связанных с менталитетом населения, с социально-экономическими процессами, с изменениями в сфере идеологии, с технологической революцией и т.п. Но это лишь условия, но не инструменты.

Основные инструменты – это социальные управленческие технологии, которые реализуются в социальном управлении. Один из важнейших принципов социального управления - принцип воспитания гласит, что люди, социальные группы проявляют на практике необходимые качества (свойства), только через формирование системы соответствующих социальных отношений. В нашем случае это означает, что население будет реально заинтересовано участвовать в решении вопросов местного значения только тогда, когда будут сформированы определенные социальные отношения. Это необходимо, так как реальные интересы людей определяются той системой отношений, в которой находятся люди.

Система социальных отношений в рамках естественного развития меняется либо в ходе реформ, либо через революции, а затем легитимируется и закрепляется через нормативное регулирование. Сегодня реформы и их легитимизацию лучше строить на основе управленческих технологий, поскольку это ведет к гарантированному результату с минимальными издержками.

Что необходимо сделать для формирования интереса граждан участвовать в решении местных вопросов? Прежде всего, дать возможность муниципальным образованиям самостоятельно зарабатывать средства в бюджет. Совершенно депрессивным территориям, наверное, это все равно не поможет, но основная часть местных сообществ должна почувствовать «вкус собственных денег», почувствовать себя реальными и успешными хозяевами на своей земле. Дать возможность стать самодостаточным можно и через предоставление определенных льгот, и повышение степени экономической свободы муниципальным образованиям, и через направление ряда объемных налогов (пусть в долях) в местные бюджеты, и даже через более весомую компенсацию осуществления муниципальными образованиями отдельных государственных полномочий.

Последовательная реализация принципа баланса свободы и ответственности обязательно приведет к росту социально-экономической дифференциации муниципальных образований. Разрыв в уровне доходов - это очень мощный фактор, обеспечивающий сильный, устойчивый и долговременный интерес местных сообществ – от главы до рядового жителя – в активном использовании всех возможных ресурсов для решения вопросов местного значения. Однако, чтобы этот фактор правильно сработал, нужно учитывать, по крайней мере, три условия.

Во-первых, очень важным с точки зрения управленческих технологий является уровень социально-экономической дифференциации муниципальных образований. В принципе такая дифференциация есть и сейчас, но ее недостаточно для того, чтобы граждане сопоставимых муниципальных образований (например, жители соседних сельских поселений) в своей реальной жизни ее ощутили. Это касается, прежде всего, разнообразия и качества муниципальных услуг и возможностей – от детского сада до уборки мусора и содержания кладбища. Разрыв должен быть больше, чем сейчас, чтобы он устойчиво и заметно ощущался населением как депрессивного, так и успешного муниципального образования. Разумеется, им нужно управлять, слишком большая дифференциация может привести к деградации населения или к деструктивным социальным конфликтам – но это естественные риски; такие же риски человечество несет и при использовании, допустим, огня или автомобиля.

Во вторых, важен не только уровень разрыва, но и его причины, основания . Причины дифференциации напрямую влияют на характер активности населения. Если одно муниципальное образование выигрывает за счет того, что имеет какие-то особые привилегии со стороны, допустим, региональной власти, то у сравнимых местных сообществ этот разрыв не вызовет формирования интереса к активному использованию собственных ресурсов и участию граждан в решении ВМЗ. В лучшем случае – интерес найти свои подходы к кормушке, в худшем - пассивную зависть и возможность оправдать свою пассивность в решении своих же проблем. Другое дело, когда причина разрыва связана с неэффективным использованием собственных ресурсов и возможностей в решении вопросов местного значения.

Третий фактор – идеологическое обеспечение дифференциации , правильная подача этой ситуации населению. Оно в соответствии со своими историческими привычками склонно винить в своих проблемах обстоятельства, власти, но только не себя. На семейно-индивидуальном или организационном уровне (в рамках семей, предприятий, организаций) за последние 25 лет люди уже привыкли к социальной и материальной дифференциации и пытаются максимально использовать свои ресурсы для обеспечения если не процветания, то хотя бы выживания. Однако когда речь идет о территориях, то здесь срабатывает принцип социальной справедливости как социальной уравниловки: «почему у них есть, а у нас этого нет? Это несправедливо, ведь нарушаются «права и гарантии граждан», страдают дети, семьи, нетрудоспособные и т.п.». Как будто, когда семья теряет источники дохода или разоряется неэффективное предприятие, эти категории не страдают. Подобная социальная демагогия и стремление уйти от ответственности, оставаясь на позиции социального иждивенчества, и не позволили в полной мере реализовать потенциал муниципальной реформы, заложенный в ФЗ №131. Тем не менее, люди сегодня должны не только понимать, но и ощущать через реальные условия жизни, что при сбалансированной системе возможностей и ответственности иждивенческий подход со стороны дееспособных граждан приведет к относительной деградации и нищете муниципальное образование в целом.