Госзакупки в бюджетной организации. Контрактная система ~ Все о закупках. Выходные данные сборника

Данный материал завершает цикл статей, в которых обозреваются и анализируются изменения, привносимые в жизнь бюджетных учреждений Законом о контрактной системе. По новым правилам, бюджетные учреждения могут использовать для закупок как бюджетные, так и внебюджетные средства. В последнем случае бюджетные учреждения приобретают право осуществлять закупки так же, как это сейчас делают автономные учреждения, а именно в соответствии с Законом N 223-Ф3 (ст. 15 Закона о контрактной системе). Рассмотрим права и обязанности бюджетного учреждения при осуществлении таких закупок.

Обязанности бюджетного учреждения

Следование законодательству и другим правовым актам

При осуществлении закупок товаров, работ и услуг бюджетное учреждение должно руководствоваться Конституцией РФ, ГК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также утвержденным в учреждении локальным нормативным актом — положением о закупке.

Следование определенным принципам

При осуществлении закупок бюджетное учреждение должно руководствоваться следующими принципами:

— информационная открытость закупки;

— равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (например, нарушением этого принципа может быть недопущение к участию в закупке индивидуальных предпринимателей);

— целевое и экономически эффективное расходование денежных средств (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (примером нарушения этого принципа может быть закупка каких-то товаров, назначение и характеристики которых не связаны напрямую с осуществлением уставной деятельности учреждений, — скажем, закупка кресел из крокодиловой кожи);

— отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (например, если от участников закупки требуется, чтобы они обладали «деловой репутацией», и нет каких-либо уточнений, что подразумевается под этим понятием, то данное требование может считаться неизмеряемым).

Рассмотрим более подробно такой принцип, как информационная открытость закупки. Информацию о своих закупках бюджетное учреждение должно размещать на официальном сайте www.goszakupki.gov.ru в разделе «223-ФЗ». При этом Закон N 223-ФЗ устанавливает следующие требования:

  1. Положение о закупке должно размещаться на сайте не позднее чем через 15 дней после утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
  2. На сайте должен размещаться план закупки учреждения товаров, работ и услуг на срок не менее чем 1 год (ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
  3. По конкретной закупке на сайте должна размещаться информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, изменения, разъяснения, протоколы, составляемые в ходе закупки. Если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор на сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
  4. Изменения, вносимые в извещение или документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются на сайте не позднее чем в течение 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений, предоставления разъяснений. Если проводятся торги и изменения в извещение или документацию о закупке внесены позднее, чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок, то срок подачи заявок должен быть продлен. Причем со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений до даты окончания подачи заявок такой срок должен составить не менее чем 15 дней (ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
  5. Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются на сайте не позднее чем через 3 дня со дня их подписания (ч. 12 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
  6. Извещение о проведении конкурса или аукциона должно размещаться на сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания приема заявок (ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
  7. Ежемесячно (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем) бюджетное учреждение обязано размещать на сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров:

— заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг;

— заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

  1. Информация должна размещаться бюджетным учреждением на сайте в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ.

Прочие обязанности

Согласно Закону N 223-ФЗ у бюджетного учреждения имеются следующие обязанности:

1) предусматривать в своем положении о закупке применение таких способов закупки, как конкурс и аукцион (ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

2) не предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Например, если документация о закупке не требует того, чтобы заявка участника закупки имела сквозную нумерацию и была прошита нитками, то учреждение не имеет права отказывать в участии в закупке на основании того, что заявка не оформлена таким образом;

3) осуществлять закупку установленного перечня товаров, работ и услуг (например, автомобилей, услуг по уборке зданий и т.д.) в электронной форме;

4) направлять в ФАС для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (ст. 5 Закона N 223-ФЗ);

5) не размещать в Интернете сведения о закупке, составляющие государственную тайну, если такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке товаров, работ, услуг, по которым Правительством РФ принято отдельное соответствующее решение.

Права бюджетного учреждения

Закон N 223-ФЗ предоставляет бюджетному учреждению при осуществлении закупок следующие права:

1) предусматривать в своем положении о закупке иные (помимо конкурса и аукциона) способы закупки. Например, такими способами могут быть запрос предложений, конкурентные переговоры, запрос цен, сравнение цен, закупка у единственного поставщика — последний способ напрямую упоминается в законе. При этом в положении о закупке должен быть обязательно определен порядок осуществления закупки тем или иным способом;

2) устанавливать требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

3) дополнительно размещать информацию об осуществлении закупок на собственном интернет-сайте (ч. 7 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);

4) не размещать в Интернете сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб.; в случае если годовая выручка учреждения за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб., можно не размещать в Интернете сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. (ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Права участника закупки

Закон N 223-ФЗ наделяет участника закупки следующими правами:

1) обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) бюджетного учреждения при закупке товаров, работ, услуг (ч. 9 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

2) обжаловать в ФАС действия (бездействие) бюджетного учреждения при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

— неразмещения на официальном сайте положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей размещению на этом сайте, или нарушения сроков такого размещения;

— предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

— осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений федерального законодательства о закупке товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Извещение о закупке

В соответствии с Законом N 223-ФЗ извещение о закупке, размещаемое на официальном сайте, должно содержать:

1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

7) место и дату рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Документация о закупке

Документация о закупке является еще одним информационным блоком, размещаемым на официальном сайте. Она должна содержать:

1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форму, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дату начала и дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дату рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Положение о закупке

В соответствии с Законом N 223-ФЗ утверждать положение о закупке в автономном учреждении должен его наблюдательный совет, а вот в отношении бюджетного учреждения в этом законе ничего не говорится. Однако основываясь на формулировках Закона о контрактной системе, можно сделать вывод, что в бюджетном учреждении такой документ должен утверждаться руководителем учреждения.

Закон N 223-ФЗ устанавливает, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке. По сути, содержание положения о закупке должно состоять из двух смысловых блоков: первый блок должен фактически повторять те требования, которые содержатся в самом законе, а другой — излагать те позиции, которые упомянуты в законе, но раскрытие которых отдано на откуп самим заказчикам.

Первой частью должна быть преамбула, которая помимо ссылки на закон, в соответствии с которым разрабатывается положение о закупке, должна определять функцию данного документа — регламентация закупочной деятельности бюджетного учреждения и соблюдение требований к закупке, в том числе порядка подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условий их применения, порядка заключения и исполнения договоров, а также иных связанных с обеспечением закупки положений. Кроме того, рекомендуется указать в преамбуле изложенные в законе принципы осуществления закупок.

Вторая часть положения должна касаться способов закупки. Здесь должны быть перечислены все способы закупки, которые бюджетное учреждение может использовать в своей закупочной деятельности, а также условия их применения — например, стоимость закупки, при которой применяется тот или иной способ.

В третьей части речь должна идти об участниках закупок. Возможность участия в закупках как можно более широкого круга поставщиков является одной из целей Закона N 223-ФЗ, поэтому в положении о закупке обязательно нужно изложить информацию, которую определяет закон в отношении возможных участников закупки: какие к ним могут предъявляться требования и какие у них есть права. Отдельное внимание следует уделить вопросу, установит ли бюджетное учреждение требование о том, что участником закупки не может быть лицо, включенное ранее в реестр недобросовестных поставщиков.

Четвертая часть положения может отражать порядок осуществления закупок. Здесь рекомендуется ориентироваться на описание процедур применения тех или иных способов закупки, которые приведены в федеральном законодательстве о закупке товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Однако важно помнить: в Законе N 223-ФЗ не содержится каких-либо требований, что при создании положения о закупке необходимо руководствоваться законодательством о закупках. Поэтому, копируя данные описания, необходимо подходить к ним критично, переносить в положение то, что является целесообразным, уместным и реалистичным с точки зрения установленных принципов закупки и реальных условий функционирования бюджетного учреждения, и отказываться от того, что таковым не является. Например, учреждение может само решить, в каких случаях решение о выборе поставщика должно приниматься комиссионно, а в каких — нет. Скажем, комиссионное решение может быть целесообразно при проведении конкурса, где заявки потенциальных поставщиков оцениваются по разным критериям, в том числе сложным — таким, например, как качество услуги или товара, — и где оценка критерия может потребовать учета мнения разных специалистов. А при запросе котировок или аукционе, где единственным критерием является цена, комиссионное решение может быть излишним. Наконец, в этом разделе следует указать и сами критерии, по которым будут оцениваться заявки участников закупки. Если при аукционе и запросе котировок единственным критерием является цена предложения, то, например, при конкурсе критерии оценки заявок должны быть сформулированы таким образом, чтобы оценка равным образом учитывала качество товаров, работ и услуг, сроки поставки, квалификацию и опыт работы поставщика, а также иные значимые факторы. В данной части, руководствуясь соображениями целесообразности и реалистичности, следует указать четкие сроки тех или иных процедур, связанных с осуществлением закупок (например, срок заключения контракта после подведения итогов конкурса или аукциона или любые сроки, связанные с осуществлением закупки другим способом).

В пятой части документа необходимо прописать порядок заключения и исполнения договоров — сроки их согласования и заключения, те или иные обязательные требования к содержанию договоров, определение лиц, ответственных за контроль за исполнением договоров поставщиками, и т.д.

Наконец, шестая часть документа должна касаться информационного обеспечения осуществления закупок. Здесь рекомендуется изложить позиции, касающиеся информационного обеспечения осуществления закупок, которые содержатся в рассматриваемом законе. Если бюджетное учреждение будет размещать информацию о закупке не только на официальном сайте, но и на своем собственном интернет-сайте, то здесь необходимо указать, что такое размещение будет иметь место. Если считается целесообразным размещать на сайте (сайтах) какую-то дополнительную информацию кроме той, которая предусмотрена законом, это тоже должно быть отражено в данном разделе.

План закупок

План закупок должен формироваться бюджетным учреждением в соответствии с Правилами формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требованиями к форме такого плана.

В плане закупки бюджетное учреждение вправе не отражать сведения о закупке товаров (работ, услуг), если их стоимость не превышает 100 тыс. руб. Также учреждение имеет право не включать в план закупок сведения о закупке товаров (работ, услуг) стоимостью менее 500 тыс. руб., если годовая выручка учреждения за отчетный финансовый год составила более 5 млрд. руб. Кроме того, в план закупки не включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, сведения о которой не составляют государственную тайну, но по которой принято решение Правительства РФ не размещать сведения о ней на официальном сайте. Сведения обо всех других закупках бюджетного учреждения подлежат включению в план.

План закупки формируется бюджетным учреждением в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами РФ, локальными актами, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг). Обратим внимание, что к локальным актам могут быть, например, отнесены распорядительные документы руководителя бюджетного учреждения о подготовке плана, определении сроков его подготовки и ответственных за его подготовку должностных лиц.

План закупки должен иметь помесячную или поквартальную разбивку. Иными словами, планирующиеся закупки должны группироваться по месяцам или кварталам — например, в октябре учреждение планирует осуществить такие-то закупки, в ноябре — такие-то и т.д. Для самого учреждения при составлении плана удобнее, конечно, использовать более широкую поквартальную разбивку, так как в условиях слабой предсказуемости точных сроков появления у учреждения средств на ту или иную закупку при месячной разбивке может возникнуть необходимость постоянно вносить в план изменения, касающиеся сроков закупки. Однако следует отметить, что утвержденная табличная форма плана не позволяет реализовывать поквартальную разбивку, поскольку требует указания конкретного месяца осуществления закупки (см. ниже).

Корректировка плана закупки может осуществляться в следующих случаях:

1) изменение потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора. Иными словами, корректировать план закупок необходимо, когда появилась потребность в новых товарах (работах, услугах), исчезла потребность в уже заложенных в план, изменились объемы потребности, сроки приобретения, необходимые сроки поставки и т.д.;

2) изменение более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленное в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществление закупки в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки. Соответственно, если изменение стоимости составляет менее 10%, то новая стоимость должна обозначаться бюджетным учреждением лишь в извещении и документации о конкретной закупке, а цифры в плане закупок могут оставаться прежними;

3) иные случаи, установленные положением о закупке и другими документами заказчика. Например, таким случаем может быть внесение дополнений в план по причине превышения стоимости какой-то закупки 100 тыс. руб. — теперь ее следует отразить в плане.

В случае если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, изменения в план закупки этих товаров (работ, услуг) вносятся не позднее размещения на официальном сайте извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений. То есть изменения в плане закупок, размещенном на официальном сайте, должны появляться по крайней мере одновременно с размещением на этом же сайте извещения о проведении конкурса или аукциона на эти товары (работы, услуги) в соответствии с измененными параметрами.

Сроки подготовки плана закупки, а также порядок подготовки бюджетным учреждением проекта плана закупки определяются самим учреждением с учетом установленных требований. Названные сроки и порядок, лица, ответственные за такую подготовку, могут быть определены отдельным распорядительным документом руководителя учреждения. Проект плана закупок лучше готовить после появления в бюджетном учреждении проекта государственного или муниципального задания и проекта плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год (период), так как эти документы являются содержательным основанием для определения, какие товары (работы, услуги) могут понадобиться учреждению, в каком объеме и сколько денег учреждение сможет потратить на их приобретение. Утверждать план закупок имеет смысл уже после утверждения вышеперечисленных документов.

При составлении плана закупок необходимо заполнять конкретную табличную форму следующими сведениями:

1) наименование, адрес местонахождения, телефон, адрес электронной почты заказчика, его ИНН, КПП и код ОКАТО;

2) порядковый номер планируемой закупки, который формируется последовательно с начала года;

3) предмет планируемого договора с указанием идентификационного кода закупки в соответствии с ОКВЭД с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением классов, подклассов, групп, подгрупп и видов и ОКДП с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением групп и подгрупп видов экономической деятельности, классов и подклассов продукции и услуг, а также видов продукции и услуг;

4) минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам), предусмотренные планируемым договором, включая функциональные, технические, качественные характеристики и эксплуатационные характеристики предмета договора, позволяющие идентифицировать предмет договора (при необходимости);

5) единицы измерения закупаемых товаров (работ, услуг) и их код по ОКЕИ;

6) сведения о количестве (объеме) закупаемых товаров (работ, услуг) в натуральном выражении. Данные сведения должны приводиться с учетом единиц измерения товаров (работ, услуг), указанных в предыдущем пункте;

7) регион поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и код по ОКАТО;

8) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

9) планируемая дата или период размещения извещения о закупке (год, месяц);

10) срок исполнения договора (год, месяц);

11) способ закупки. Здесь необходимо ориентироваться на правила выбора способа закупки, установленные в положении о закупке;

12) закупка в электронной форме («да», если применяется, или «нет», если не применяется).

В случае если период исполнения договора превышает срок, на который утверждается план закупок (то есть речь идет о долгосрочном договоре), в план закупок включаются сведения по этой закупке на весь период ее осуществления до момента исполнения договора.

Наконец, следует помнить, что заказчик составляет план закупок в виде единого документа в электронном формате, который может обеспечить возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускает возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы просмотра. Иными словами, план должен оформляться не в виде отсканированного изображения в графическом файле, а оптимально — оформляться в виде документа в формате Microsoft Word, Microsoft Excel или аналогичном.

Нашла этот афоризм на одном из форумов по закупкам…и как нельзя лучше он отражает всю суть работы в контрактной системе. В закупках я уже около 7 лет, но до сих пор возникают ситуации, которые ставят меня в тупик. И сколько бы лет ты не проработала в сфере закупок, ты всегда будешь совершать ошибки и чему-то

Сегодня хочу поговорить с Вами о нормировании в сфере закупок. Может кто-то до сих пор не разобрался с ним или совсем недавно в закупках и понятия не имеет что это такое и с чем его едят, то статья будет для Вас полезной. Помню, когда в конце 2015 года пришло время разрабатывать правовые акты в сфере

Федеральными законами от 29.12.2017 № 475-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 31.12.2017 № 504-ФЗ, от 31.12.2017 № 506-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ в части: – порядка осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (пункты 8, 43, 53, 54 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ); – порядка рассмотрения контрольными органами

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 8 февраля 2017 г. N ОГ-Д28-1543 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращения по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 21 июня 2017 г. N 24-05-08/38833 Министерство финансов Российской Федерации, рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе), сообщает следующее. В соответствии с

Закупки по Закону N 44-ФЗ: ключевые изменения, вступающие в силу с 1 января 2018 года Вступят в силу новые правила о запрете на допуск иностранного ПО Запрет не будет касаться ПО из государств – членов ЕАЭС. Для этого оно должно быть включено в специальный реестр, который появится в дополнение к существующему. Если хотя бы в

В продолжение темы, сегодня мы поговорим о планах-графиках на 2018 год. В предыдущей статье мы с Вами «разместили» план закупок на 2018 год. Теперь будем «формировать и размещать» план-график. Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Планы-графики формируются заказчиками в

Новый год совсем уже близко и пора приступать к формированию планов закупок и планов-графиков на 2018 год. Поэтому сегодня я хочу поговорить именно об этом! Может кому-то данная статья окажется полезной! ПЛАН ЗАКУПОК Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Например, у нас бюджет

15% всех закупок госзаказчики проводят у и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

44-ФЗ основывается на положениях Конституции , Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).

Появится в 2020 году

  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы .

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Планы закупок*

Планы-графики

Это основание для планов-графиков.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.

В описании каждой закупки есть:

Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете. Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

В плане-графике нужно обосновать НМЦ,.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и должны проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

* С 1 октября 2019 года заказчики будут планировать закупки только по планам-графикам на 3 года, планы закупок будут отменены. До конца 2019 года по-прежнему нужно составлять план закупок и план-график.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Государственное бюджетное учреждение производит закупки по федеральному закону № 223 или № 44?

Сообщаю Вам следующее:

Бюджетные учреждения относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями N 44-ФЗ, если такие закупки производятся за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ , и иных средств ( Закона N 44-ФЗ).

Однако если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта , по которому бюджетное учреждение является исполнителем, то оно вправе ( Закона N 44-ФЗ) осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Федеральным от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ). Для этого бюджетному учреждению необходимо:

1) принять решение об осуществлении закупок в порядке, предусмотренном N 223-ФЗ. Такое решение целесообразно оформить приказом;

2) утвердить и разместить в единой информационной системе (ЕИС) положение о закупках для нужд заказчика согласно требованиям N 223-ФЗ.

Решение о порядке осуществления закупок (в соответствии с N 44-ФЗ или N 223-ФЗ) должно быть принято до начала года , в течение которого планируется их осуществление, и не может быть изменено в указанном году ( Закона N 44-ФЗ).

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Решение о порядке осуществления закупок (в соответствии с N 44-ФЗ или N 223-ФЗ) должно быть принято до начала года, в течение которого планируется их осуществление, и не может быть изменено в указанном году ( Закона N 44-ФЗ).

Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги . Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов Справочно-правовых Систем КонсультантПлюс по вопросу

Ответ подготовил эксперт Линии консультаций

Кожина Снежана Римовна

Ответ актуален на 02.10.2018.

Вопрос недели: По какому Федеральному закону может производить закупки Государственное бюджетное учреждение?

главный государственный инспектор ИФНС РФ № 5 по г. Москве, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Особенности осуществления закупок товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены законодательно. Это сделано для повышения их эффективности, открытости, исключения различных злоупотреблений, поскольку в данном случае расходуются бюджетные средства.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов госвласти, местного самоуправления. АУ работают в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, в соответствии с федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

ВАЖНО В РАБОТЕ

Ограничение для применения УСН, установленное пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в отношении казенных и бюджетных учреждений, к автономным учреждениям не применяется. Таким образом, АУ вправе применять УСН при условии соблюдения всех требований, установленных гл. 26 НК РФ.

Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование (ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Имущество закрепляется за автономным учреждением на праве оперативного управления. Это означает, что оно владеет и пользуется имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается им с согласия собственника (ч. 1 ст. 296 ГК РФ).

При этом доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономного учреждения, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, также поступают в оперативное управление.

Регулирование порядка закупок автономными учреждениями

Начиная с 01.01.2012 при проведении закупок автономные учреждения обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ВАЖНО В РАБОТЕ

Законом № 223-ФЗ установлены лишь общие требования к организации процесса закупок, тогда как автономным учреждениям предоставлена значительная самостоятельность при их осуществлении.

Исключение составляют лишь муниципальные автономные учреждения, для которых положения указанного ФЗ стали обязательными лишь с 01.01.2014.

Перечень случаев закупки товаров, работ, услуг, которые не подпадают под действие указанного Закона , приведен в ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ и является исчерпывающим.

Основная особенность Закона № 223-ФЗ заключается в том, что он не определяет порядок закупки товаров (работ, услуг), а предоставляет возможность автономным учреждениям устанавливать их самостоятельно путем принятия положения о закупке.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Автономное и бюджетное учреждение – это разные виды государственных (муниципальных) учреждений (ч. 2 ст. 120 ГК РФ). Основное отличие между ними заключается в границах имущественной ответственности по обязательствам.

План закупок может формироваться с учетом таких сведений, как курс валют, биржевые индексы и другие сведения, на основании следующих программ, определяющих деятельность автономного учреждения как заказчика:

  • производственная программа (учитываются все закупки, формирующие смету затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг));
  • ремонтная программа (план ремонтов);
  • инвестиционная программа (включая техническое перево-оружение и реконструкцию, в том числе в области информационных технологий, новое строительство);
  • иные программы.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Положение о закупке – это документ, регламентирующий закупочную деятельность автономного учреждения (заказчика) и содержащий требования к закупке, в том числе:
- порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки);
- условия их применения;
- порядок заключения и исполнения договоров;
- иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

План закупки должен иметь помесячную или поквартальную разбивку. Он формируется по утвержденной Правительством РФ форме в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на электронных носителях и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста.

Информационная открытость закупок товаров (работ, услуг)

Одним из принципов, которыми заказчики обязаны руководствоваться при проведении закупок товаров (работ, услуг), является информационная открытость.

В целях реализации данного принципа Законом № 223-ФЗ установлена обязанность автономных учреждений размещать информацию о закупках на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru).

Так, на официальном сайте необходимо размещать следующие документы:

1. Положение о закупке и вносимые в него изменения – не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения.

2. План закупки товаров (работ, услуг) на срок не менее чем один год (планы закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств в период с 01.01.2013 по 01.01.2015 размещаются на трехлетний срок).

3. Извещение и документацию о закупке, проект договора (который является неотъемлемой частью извещения и документации о закупке), а также изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения, протоколы, составляемые в ходе закупки.

Положением о закупке может быть предусмотрена иная подлежащая размещению на официальном сайте дополнительная информация.

ВАЖНО В РАБОТЕ

План закупки формируется автономным учреждением в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).

Не подлежат размещению на официальном сайте сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что они содержатся в извещении, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения, по которым Правительством РФ принято решение о неразмещении информации о них на официальном сайте. Например, распоряжением Правительства РФ от 23.04.2013 № 671-р утвержден перечень услуг в сфере страхования предпринимательских и(или) политических рисков, связанных с экспортным кредитованием и инвестициями, сведения о закупке которых не составляют государственной тайны, но и не подлежат размещению на официальном сайте в сети Интернет.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Законодательство исходит из принципов информационной открытости закупок, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Автономные учреждения также вправе не размещать на официальном сайте данные о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 рублей. Если годовая выручка АУ за отчетный финансовый год превышает 5 млрд рублей, оно вправе не размещать в Интернете сведения о закупках, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей.

Помимо информации о планирующихся закупках автономные учреждения не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещают на официальном сайте данные о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг.

Изменения в регулировании закупок с 01 января 2014 года

С 01.01.2014 (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. Статьей 15 Закона установлено два случая, когда на автономные учреждения распространяется действие указанного закона.

Во-первых, при предоставлении автономным учреждениям средств из бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. В этом случае на автономные учреждения распространяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие отношения по планированию закупок, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключению контракта, и положения, регулирующие мониторинг закупок, аудит и контроль в сфере закупок.

Во-вторых, если государственные органы или органы местного самоуправления, являющиеся государственными (муниципальными) заказчиками, передают на безвозмездной основе автономным учреждениям полномочия на осуществление закупок на основании договоров (соглашений). В этом случае АУ осуществляют закупки в пределах переданных им полномочий, в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, которые регулируют деятельность государственного и мунaиципального заказчиков.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если автономное учреждение осуществляет закупки для государственных (муниципальных) нужд, с 01.01.2014 оно подпадает под действие Федерального закона о контрактной системе, который более детально регулирует процесс таких закупок по сравнению с закупками, проводимыми по Закону № 223-ФЗ.

В остальных ситуациях проводимые автономными учреждениями закупки так же, как и раньше, должны осуществляться в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

В Законе № 44-ФЗ процедуры, связанные с планированием и осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд, детально регламентированы. Автономным учреждениям предоставляется значительно меньше самостоятельности в принятии связанных с закупками решений, чем было прописано в Законе № 223-ФЗ .

И все же, хотя основные положения Закона № 44-ФЗ вступили в силу с 01.01.2014, переход к контрактной системе будет осуществляться постепенно. Так, большинство положений о планировании закупок для государственных и муниципальных нужд вступит в силу с 01.01.2015, положения об общественном обсуждении закупок, ряд положений о единой информационной системе, мониторинге и контроле в области регулируемых законом закупок – с 01.01.2016. При этом положение о том, что наименование объекта закупки будет указываться в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вступит в силу с 01.01.2017.