Как изготавливают фальшивые денежные купюры. Что происходит после печати банкнот

Производство банкнот – трудоемкий процесс, в который входит не только изготовление бумажных денег, но и огромная работа по защите банкнот от копирования.

Сложность всего процесса связана с постоянным повышением уровня защиты и внедрения новейших, высокотехнологичных методов печати.

В данной статье мы расскажем вам, какой путь проходит банкнота, от бумажной заготовки до цветастой и хрустящей купюры. Вы узнаете, какая технология используются для нанесения цветной печати.

Он дает кассиру банкнот, которые должны быть внесены на его банковский счет, а сотрудник заказывает кусок в пятьдесят евро, чтобы он был ложным. Это произошло утром 9 декабря в кредитной организации в Гуглионези. Тот, кто положил деньги обратно, является местным торговцем, который также говорит, что он нашел в кассовом аппарате своего магазина, не более недели назад, равную сумму в 100 евро. Более того, в прошлом году, в двух разных случаях, двадцать и пятьдесят евро были обрезаны. Торговец объясняет, что банк в подобных случаях, как обычно, захватывает деньги и приобретает имя того, кто, даже не подозревая, пытается заплатить ложные деньги.

Технология создания бумажных денег России


Основой любой Российской купюры является бумага. Но как ни странно денежные знаки печатаются отнюдь не на переработанной древесине.

Многие из нас задавались вопросом, почему же деньги так хрустят и повторить подобное не может ни один известный нам лист бумаги.

Банкноты кажутся отличным качеством, так что отличать их и понимать, что они являются подделками, становится очень сложным. Кроме того, толкатели выбирают дни, такие как те, которые близки к праздникам или выходным, когда в магазинах больше посетителей, а те, кто находится в кассе, легко отвлекаются.

Четыре эпизода, в которых трейдер был обманут в течение нескольких месяцев. В частности, это указывает на то, как трафик ложных денег хорошо укоренен в небольшом центре прибрежных внутренних районов. Жертва сожалеющих инцидентов признает, что он получит устройство, которое сигнализирует ложные бумажные деньги, чтобы не терять больше денег. Подчеркивает, что «трейдеры не могут позволить себе такую ​​нехватку».

Дело в том, что в купюрах вовсе и нет древесины, материал для будущих банкнот изготавливается из хлопка и льна.

Свой хруст и износостойкость деньги получают после того, как материал подвергнут множественным процессам переработки. Сначала массу держат под высоким давлением, затем полученный материал очищают и осветляют. Последний этап это прессовка и размягчение, теперь бумага готова стать банкнотами.

Объясните, что убыток не ограничивается только тем, что держал банк, но добавляется к товарам, которые вышли бесплатно. «В такие кризисные времена даже разница в нескольких десятках евро в коллекции делает разницу». Поддельные банкноты стали инструментом ведения войны для нацистской Германии. Приказ Гейдриха заключался в том, что необходимо было начать поддельные фунты, а не быть поддельными в обычном смысле, а добавить несанкционированное производство английских фунтовых банкнот.

Согласно некоторым комментариям, Англия должна быть затоплена ложными фунтами, что должно было привести экономику к экономическому хаосу и разложению валюты. Если бы фальшивые фунты стерлингов были бы переполнены над Лондоном, это было бы беспорядок, британская экономика поколебала бы свою землю. На самом деле шпионы, разведчики и ослы получали деньги поддельными, и они никогда не были поддельными.

Пока консистенция материала еще мягкая и влажная ей придают «денежный» оттенок и наносят водяные знаки, их можно увидеть на просвет. С относительно недавних пор на данном этапе в материал, также вносят защитные нити, дополнительное средство защиты банкнот.

Полученную базу для будущих банкнот скатывают в рулоны, весом в несколько тонн. Дальнейшая судьба бумаги – отправка на заводы, где будет нанесена печать и пост печатная обработка купюр.

Подделка фунтов в концентрационном лагере

В концентрационном лагере Заксенхаузен широкомасштабное поддельное действие было проведено под титульным именем Бернхард. Нацистский режим имел все необходимое для подделки, мог оснастить лаборатории и семинары и найти квалифицированных кадров для поддельных рабочих. И так началась операция Бернхарда, в которой в концентрационном лагере Заксенхаузен были большие килограммы фунтов. Во время Второй мировой войны нацистскому режиму удалось создать посягательство на десятки миллионов британских фунтов, и многие из них также были введены в обращение.

Способы печати банкнот

Задача полиграфии – нанести качественный рисунок на банкноту, при этом сделав ее максимально сложной для подделывания. Именно способы печати и их комбинации — это действенные виды защиты от подделывания. Следующие технологии печати, применяются на купюрах России.

В производстве подделок в концентрационном лагере в Заксенхаузене были использованы еврейские заключенные, профессии которых были полезны для работы поддельного цеха. Это были в основном принтеры, графические художники, дворники, граверы, художники и банкиры. В этом году поддельные мастерские начали оснащаться печатными машинами. Это был тщательно охраняемый лагерь, в котором находилось 142 заключенных.

Заключенные в секретной поддельной мастерской имели исключительные преимущества в лагере смерти и имели привилегированное положение по сравнению с бесчеловечными условиями других заключенных. Они могли загорать и играть в карты, шахматы и настольный теннис, радио и газеты. Для всех была кровать, много еды, полотенце и мыло. Они могли писать домой, получать почту и спорт, но никто не мог оставить защитника заблокированным. Состояние выживания было рабочей перспективой, больные лечились вместо лечения.

Офсетная печать


Офсетная печать банкнот России

Большая часть базового изображения на бумаге, сетка и другие элементы печатаются офсетным способом.

Перед началом печати итоговый рисунок разделяется на три цвета: синий, красный, желтый. Затем каждый цвет наносится на свою отдельную пластину.

От бумаги до водяного знака, серийных номеров и печати

Подделка фунтов началась с секретного решения бумаги и водяных знаков. Образцы бумажной бумаги для банкнот были разрезаны, а состав лаборатории был рассмотрен в профессиональных лабораториях. Развитие процесса создания бумаги началось в начале войны и заняло два года. Но попытки сделать бумажные образцы, приближающиеся к оригинальной британской банкноте, не удались. Поддельная бумага была скучной и не помогала с экспериментами с различными ингредиентами.

Только после удивительного открытия использовались старые ткани для изготовления бумажной бумаги, которая была очищена до измельчения. В качестве исходного сырья для подделки бумаги способствовали льняный материал, импортируемый из Турции, который должен был быть разрезан, загрязнен и впоследствии очищен до использования для производства бумаги.

Итоговое изображение получается после того, как на резиновый цилиндр поочередно перенесется краска с трех полученных пластин.

Итоговое изображение на банкноте получается очень четким и ярким, за счет того, что точность офсетной печати очень высока и практически не имеет размытых участков или плохо отпечатанных поверхностей. Рисунок на обе стороны купюры наносится одновременно.

Состав бумаги был одним из осложнений, другой проблемой было производство водяных знаков. Это волнистые линии, чередующиеся с цифрами и буквами. Водяной знак был создан на бумажной сетке благодаря проводам, выполненным в требуемой форме. Результатом появления бумаги и водяных знаков было, таким образом, влияние матрицы, образованной сеткой, образующей узор морщин. Матрица применима к ограниченному количеству отпечатков, в документе на английском языке в банкнотах всегда содержится четырехзначное число, обозначающее неделю и год производства бумаги.

Плюс ко всему скорость печати приблизительно 8 тысяч листов в час. Офсетная печать позволяет выпускать банкноты не только высокой точности без недостатков, но и в больших объемах за короткие промежутки времени.

Высокая печать


Рисунки и другие важные элементы банкнот печатаются с помощью высокой печати. Для этого способа создаются специальные металлические пластины, на которых выступающие поверхности оставшиеся после гравировки и формируют изображение.

Число со временем изменилось и должно соответствовать печатной дате, соответствующей дате выпуска банкноты. Фальсификаторы также должны были решить вопрос о серийных номерах банкнот. Свидетель, Адольф Бургер, который работал заключенным в поддельной мастерской, вспоминает: «Они дали нам документ, где цифры должны были быть на водяном знаке, а другие цифры выше и должны согласиться». для обнаружения системы численного кодирования или для выяснения того, как различается информация о числовом коде из английских источников.

Некоторые источники, в свою очередь, говорят, что подделки были сделаны только из тех банкнот, которые были фактически выпущены. Кодирование серийного номера состояло не только из числа, которое было сопряжено с заголовком водяного знака. Но реальные деньги не несли все серийные номера, а только их конкретный разрез. Для подлинной банкноты также была изменена дата выпуска, были использованы различные места, а имя казначея было изменено.

Для каждой стороны создается своя пластина, на которую наносится краска и уже потом данная пластина плотно прижимается к купюре. Получившееся изображение имеет по краям характерные бортики, и немного выступает над остальными печатными элементами.

Высокая печать — способ нанесения номера.

Полученные листы с высокой печатью проверяются не автоматически с помощью машин, а вручную.

Оригинальные банкноты и немецкие подделки были сделаны с помощью печати, т.е. техники печати. Для подделки требуются печатные блоки, например, печатные формы. Производство блоков заняло более полугода, это была работа пяти профессиональных граверов, которые обратили внимание на детали и подводные камни. Необходимо было выявить и подражать секретным гравюрам, таким как тонкий разрез над готовой гравюрой, показывающий белый след. Печать проходила в несколько этапов, чтобы соответствовать цветам печатной серии и номеров.

Поскольку подлинные банкноты были напечатаны на бумаге ручной работы с неровными и слегка изношенными краями, эти поля должны были быть имитированы. По этой причине поддельные банкноты были отделены от печатного листа разрывом. Банкноты, произведенные таким образом, сортировались бывшими сотрудниками банка. Сортировка состояла из блестящих и проверяющих банкнот и деления их по качеству на три группы.

Металлография

Металлографская печать подразумевает создание углублений, в которые и помещается краска, так называемая глубокая печать. Первичные пластины для металлографической печати изготавливаются ручной гравировкой из никеля. Глубины оттиска напрямую зависит от формы, особенностью данного способа является то, что рельеф повторяется на обратной стороне банкноты в виде выступающего оттиска, который хорошо прощупывается.

Чтобы подражать появлению банкнот, прошедших через обращение, подделывали сжимание, метание на землю, замешивание пальцев, перевод, сглаживание и повторное приравнивание. Мемориал Адольф Бургер вспоминает в этом контексте: Он не мог узнать их, а не меня. Британские фунты были большими в то время, и англичане всегда носили пучок банкнот в кармане с булавкой, чтобы деньги не соскользнули. Таким образом, банкноты были проколоты штифтами по краям. Мы, наши подделки, также «носили», чтобы иметь надлежащую патину, и мы сделали отверстия в них.

Концы и результаты поддельных действий

Но мы пронзили британский знак, который был в верхнем левом углу, и это никогда не будет сделано англичанином. Так мы хотели сообщить миру, что эти деньги подделаны. Сначала Маутхаузен останавливается, затем Редл-Зипф, в конце концов заканчивается в Эбензее в мае. Водонепроницаемые ящики с некоторыми доказательствами фашистской подделки уволили в озеро Топлитц, но команда фальсификаций тюрьмы уже не смогла их убить. Из озера Топлитц в Австрии, которое называлось «Третьим рейхским полигоном», дайверы позже извлекли фальшивые фунты, с ними были напечатаны блоки.

Металлография отличается созданием рельефов высокой точности.

Металлографская печать делает видимыми даже самые маленькие штрихи на бумаге, а при увеличении они будут иметь четкий рельеф.

Ирисовый раскат

Плавное перетекание из одного цвета в другой, еще называемое градиентным, легло в основу данного вида печати.

Предполагалось, что это секретный архив, высококлассные подделки и поддельные документы мастерских. На британской территории никогда не было преднамеренного падения фунтов, и даже все подделки не могли разрушить британскую валюту. Было произведено количество, которое не имело смысла летать с самолетов, согласно неофициальным отчетам одного из заключенных, общая стоимость произведенных банкнот превысила 100 миллионов фунтов стерлингов, другие источники говорят, что 130 миллионов фунтов стерлингов.

Кроме того, информация о качестве подделок различна. Хотя некоторая информация указывает на неспособность отличить подделку от оригинала, другая информация предполагает, что только около восьми процентов подделок были пригодны для прививки. Адмирал Бюргер помнил следующее: Агент фактически поставил ряд таких подделок в банк в Швейцарии. В письме говорилось, что оно может быть поддельным и что местный банк не может подтвердить или опровергнуть подлинность. Через три дня банк сказал. Но агент хотел быть уверенным.

В любом, условном направлении при печати краска будет изменять свой цвет, при этом границы смены цвета краски будут нечеткими и смазанными, то есть переход цвета происходит плавно без резких скачков цвета.

Ирисовый раскат используется при офсетной или высокой печати. В различных купюрах условные границы перехода могут иметь очень незначительное смещение в пределах допуска.

Поэтому он попросил банк подвергнуть сомнению контрольные цифры в Англии. Впоследствии Англия телеграфически подтвердила свою подлинность. Хотя ноты номинала более десяти фунтов перестали быть законным платежным средством, они остаются конвертируемыми в любое время по той же цене, но только с Английским Банком.

До сих пор он раскрывал производственные линии на основе струйной или лазерной печати. Оказалось, что жители Свентокшиского района использовали метод офсетной печати как единственный в стране. - Благодаря этому они смогли сделать много высококачественных банкнот, - говорит эксперт. Несколько тысяч левых банкнот с этого завода были найдены в обращении ежегодно. Деньги были найдены в магазинах, но и в банках. Это свидетельствует о том, что они были совершенно подделаны. - Фактически, человек, который не знает признаков безопасности банкнот, может быть ошибочным, - добавляет полицейский.

Орловская печать

Используемый для самых защищенных банкнот метод орловская печать один из наиболее сложных в реализации.

Орловская печать – формирует итоговый рисунок с помощью множества совмещенных, разно окрашенных элементов, при этом границы соприкосновений цветов чрезвычайно четкие.

Технология орловская печать подразумевает получение изображения за один оттиск. Оборудование для способа орловская печать – одно из сложнейших и высокоточных типографских оборудований России. Данная печать может быть как офсетной, так и высокой.

Тиснение

Рисунок сделанный с помощью тиснения – это борозды, образовавшиеся после воздействия штампа на бумагу. Рассмотреть такое изображение немного сложней, чем предыдущие, это связанно с тем, что штамп не использует краску вовсе, иногда вместо краски применяется специальная фольга.

Ровные границы сминания бумаги и бескрасочный метод печати делают данный способ печать предпочтительным для создания незаметных, на первый взгляд, рисунков.

Бумага должна быть повернута под определенным углом, дабы беспрепятственно рассмотреть получившийся оттиск. Также тиснение можно найти на ощупь.

Перфорация

Микроотверстия, формирующие изображение способа перфорация создаются лазером. Ровные края, а также равномерность отверстий – признаки неподдельного изображения. Помимо изображений и надписей, таким образом, также делают цифры купюры.

Нумерация


Для каждой банкноты России создается свой собственный, серийный номер.

Технология нанесения номера схожа со методом высокой печати, потому ей присущи соответствующие особенности.

Если потрогать цифры, то можно обнаружить небольшие выступы или рельефность этих самих цифр.

Используемые шрифты хотя и могут быть похожи со всеобще известными, но на деле имеют свои отличительные признаки.

Что происходит после печати банкнот?


Банкноты России проходят длительный этап перед поступлением в оборот, но чаще всего этап печати последний и после него свежие купюры оказываются в банках страны и кошельках людей, за исключением случаев с пост печатной обработкой для большей защиты.

Сложности в производстве начинаются уже на этапе создания будущего материала, бумага проходит несколько этапов перед поступлением в полиграфию.

Современные возможности полиграфических станков позволяют максимально защитить банкноты от подделок, даже несмотря на наличие защитных лент, отдельные способы печати, применяемые в создании купюр России, а также их комбинации позволяют максимально усложнить возможность появления поддельных денег.

Самой легендарной личностью в истории подделки советских денег стал Виктор Баранов. Этот человек до сих пор считается непревзойденным мастером по изготовлению фальшивых купюр.

В свое время его криминальный талант буквально потряс специалистов Гознака, партийных и милицейских начальников СССР. Художник-самоучка и изобретатель-новатор, считал подделку долларов ниже своего достоинства. «Делать их — все равно что кофе заваривать», — так любил говорить он следователям. Он специализировался только на советских рублях.

А начиналось все так...

Эта история началась в середине 70-х. К 1977 году в 76 регионах СССР, от Вильнюса до Ташкента, было выявлено 46 фальшивых купюр пятидесятирублевого номинала и 415 — двадцатипятирублевого, имевших, по заключению экспертов, единый источник происхождения.

Исключительно высокое качество подделок заставило контрразведку подозревать ЦРУ, которое, конечно, легко могло печатать рубли фабричным способом в США, а затем через агентуру распространять в СССР. Наряду со шпионской проверялась и традиционная версия — предполагали, что фальшивомонетчики получили технологии прямо из Гознака.

Более пятисот сотрудников предприятия почти год находились под круглосуточным наблюдением КГБ, пока повторная экспертиза не установила, что Гознак здесь ни при чем — просто кто-то в стране слишком хорошо разбирается в процессе печати денег.Контрразведка с сожалением оставила идею разыскать в СССР американских сеятелей, разбрасывающих ассигнации, и КГБ с МВД сосредоточились на поисках группы фальшивомонетчиков внутри страны.

Постепенно удалось определить, что на юге России высококачественные подделки появляются чаще, чем в других регионах. Затем круг поисков сузился до Ставрополья, где за три месяца 1977 года было выявлено сразу 86 поддельных двадцатипятирублевок. И наконец, благодаря бдительности продавца-адыгейца был схвачен первый, как считали силовики, член преступной группировки.

12 апреля 1977 года. Черкесск. Колхозный рынок. Продавец-адыгеец только что сообщил милиционерам, как несколько минут назад к нему
обратился покупатель с просьбой разменять двадцатипятирублевые бумажки. Торговцев просили же обращать внимание, если кто-то будет предлагать на рынке четвертные или полтинники? Вот он и обратил. Да, конечно, он покажет покупателя. Вот тот — с портфелем.

Документы у подозрительного покупателя оказались в порядке: Виктор Иванович Баранов, житель Ставрополя. Но уж как у него оказалось в порядке с наличными деньгами, милиционерам и не мечталось. В портфеле у Виктора Ивановича лежали 1925 рублей четвертными билетами. Эти 77 банкнот стали для Баранова тем же, чем 33 утюга для профессора Плейшнера, — знаком провала.

— Так кто вы такой? — спросил его следователь, когда милиция доставила владельца подозрительных денег в отделение.

— Я фальшивомонетчик, — ответил король фальшивомонетчиков.

Нужно сказать, в момент задержания Баранов был... внештатным сотрудником Ставропольского ОБХСС. Будучи водителем, Виктор Иванович возил в рейды по всяким «хлебным местам» двух обэхээсников — старшего лейтенанта Александра Никольченко и майора Юрия Баранова (однофамильца).

И надо же было случиться, что старлей во время задержания был в Пятигорске, где как раз ловил пресловутого неуловимого фальшивомонетчика! Узнал, что того поймали в Черкесске, и получил приказ доставить пойманного в Ставрополь. Каково же было изумление опера, когда он увидел перед собой напарника!.. «Я знал, что Юра с Сашей занимаются моими поисками, но ни разу не задал им и вопроса...

Никогда не стал бы использовать в свою пользу наши дружеские отношения», — признается Баранов.

«Я для себя давно решил, — рассказывает Баранов, — если поймают, то не буду крутить-вертеть. Я милиции никогда не врал». Милиция об этом тогда, правда, не знала и считала Виктора Ивановича курьером фальшивомонетчиков, который решил взять всю вину на себя, чтобы выгородить сообщников. Потому что не может один человек изготавливать фальшивые деньги такого безупречного качества!

«В Ставрополь меня везли как генерала, — вспоминает Баранов. — Впереди ехали две машины ГАИ с мигалками».

Там он сразу повел милицию в свой сарай, где при обыске были обнаружены компактная типография, пачки напечатанных денег и пять тетрадей с описанием многолетних исследований. В тот же день на стол министру МВД Щелокову лег доклад, и уже на следующее утро в Ставрополь вылетела группа московских экспертов.

Во время следственного эксперимента Виктор Иванович на глазах у высоких гостей создал на бумаге водяные знаки, прокатал высокую и глубокую печать, обрезал лист и нумератором нанес казначейский номер. К концу представления скептиков в помещении уже не оставалось. Все поверили в чудо и в то, что волшебнику надо вкатать приличный срок.

После чего по решению Главного следственного управления МВД СССР к уголовному делу № 193 по факту обнаружения поддельных денежных билетов двадцатипятирублевого достоинства, с чего все начиналось, было приобщено еще сто аналогичных дел. К расстрелу в СССР приговаривали и за меньшие преступления.

Интерес к деньгам появился у Вити Баранова еще в детстве, когда он начал собирать коллекцию старых денежных банкнот. Но к тому, что деньги можно делать самому, он пришел значительно позже...

Когда я начинал делать деньги, был на сто процентов уверен, что ничего не получится. Но было интересно проверить свои возможности, — вспоминает ставропольский «Кулибин».

Над купюрами он трудился 12 лет. За это время досконально изучил аж 12 полиграфических специальностей — от гравера до печатника. Три года сам «изобретал» водяной знак, два — краску для глубокой печати. Штудировал учебники для студентов-полиграфистов, даже ездил в Москву, в «Ленинке» изучал редкие книги «по специальности»... Многое ему приходилось делать методом проб и ошибок.

Изобретатель закрывался в своем сарае на ставропольской улице Железнодорожной и работал буквально день и ночь. Плоды этой работы можно увидеть сегодня в музее МВД. Целую комнату занимает барановская «экспозиция», которую везли в Москву ни много ни мало — на двух КамАЗах!

Особую гордость гения подделки представляет изобретенный им раствор для снятия окислов меди при травлении. Над этой задачей долгое время
бились все печатники мира. Страшно трудоемкая и кропотливая работа! А Баранов соорудил реактив из четырех компонентов — два травят медь, два убирают ее окислы. На все про все нужна минута-другая... Гознак 14 лет работал на этом травителе, получившем негласное название — «барановский».

Первая банкнота, которую сделал Баранов, была пятидесятирублевка. Один к одному с оригиналом в самых мелких деталях. Единственное, из уважения к Ленину, фальшивомонетчик омолодил вождя лет на двадцать. И этого не заметили ни в одном банке!

Полтинников он выпустил немного — 70 штук. Кавказцы на рынках «с руками» хватали их и просили еще. Но ставрополец решил делать «четвертак» — самую защищенную из советских купюр. «Если бы рубль был самым сложным, я б его делал... Меня деньги не интересовали как таковые», — смеется Виктор Иванович.

Даже милиция признает, что Баранов использовал свой денежный станок очень скромно. Единственным серьезным приобретением за все эти годы стал автомобиль. И то, по словам Виктора Ивановича, вся сумма была выплачена им из честных трудовых сбережений. «В рестораны я не ходил, не курил, не пил, девчат у меня не было. И телевизора не было, был только маленький холодильник.

Мне не нужно было — я занимался работой». Все деньги уходили на изготовление нового оборудования. Родным поддельные купюры он не давал. «Жена однажды спросила, откуда деньги, — вспоминает Баранов. — Я сказал, что предлагаю свои изобретения заводам. Жене я много денег не давал — 25, 30, 50 рублей».

Параллельно с изучением монетного дела Баранов наблюдал за поведением продавцов на рынках, чтобы понять, как «ходят деньги». Например, торговцы рыбой всегда берут купюры мокрыми руками, у торговцев мясом руки часто бывают в крови. Кавказцы охотно берут новые хрустящие купюры. В результате Баранов пристроил 70 полтинников, после чего решил с ними завязать. Надоели фантики.

Однако к изготовленным деньгам Баранов сразу терял интерес. Его не интересовало богатство — просто нужны были средства для реализации других смелых проектов. Он посчитал, что для этого нужно где-то 30 тысяч рублей. Сказано — сделано!

Да вот беда, когда Баранов повез менять свои деньги в Крым, купил у одной бабульки два килограмма помидоров, отошел и лишь через несколько минут хватился, что чемодана при нем нет. Вернулся, а старушка была такова, прихватив с собой денег на добрый дом...

Пришлось растяпе-изобретателю вновь включать печатный станок, который он уже собирался было разобрать и разбросать по частям в разные пруды.

Подделывать валюту Баранов и не думал. Но во время одной из поездок в столицу приобрел у барыги доллар — для коллекции. Разглядев его внимательнее, убедился, насколько это простая в исполнении денежка...

У Баранова не было друзей, ведь друзья любят наведываться без стука. Для подозрительных соседей он регулярно устраивал «день открытых дверей». Любопытным старухам, заглянувшим в мастерскую, открывался вид на слесарный станок, увеличитель и бачки для проявки — все самое интересное Баранов прятал в разобранном виде под стеллажами. Только подозрительный сосед-охотник продолжал считать, что Баранов ночью льет в сарае дробь.

Именно при создании новой партии четвертных маэстро допустил роковую оплошность. Закрепляя клише для создания защитной сетки, Баранов не обратил внимания на то, что клише перевернуто. В результате, отпечатав деньги, он обнаружил, что в месте, где у волны должен быть подъем, оказался спуск.

Посчитав, что этого никто не заметит, он решил не браковать партию. Однако в одном из банков, куда в конце концов попала такая купюра, зоркий кассир разницу заметил и поднял тревогу. С этого момента, как пишут в триллерах, жить на свободе Баранову оставалось считанные месяцы.

«К моменту ареста у меня было разобрано все оборудование, — рассказывает он. — Собирался проехать по прудам и озерам и разбросать его там по частям. Не выкинул только потому, что апрель, грязь, не проедешь. И слава богу. А то пришлось бы водолазам искать эти части на дне водоемов».

Из Ставропольского СИЗО Баранова перевезли в Москву, в Бутырку. Ежедневно его навещали специалисты, которым он в течение двенадцати следственных экспериментов демонстрировал победу человеческого разума над Гознаком.

- В Бутырке мне показали, - рассказывает Виктор Иванович, - коллекцию фальшивок. И ни в одной купюре я не увидел мастера, а увидел акул. Если бы мне нужно было разбогатеть, через неделю стал бы миллиардером и лег на дно. Но мне хотелось доказать самому себе, что стою многого. Поэтому я не спешил. Водяные знаки изобретал три с половиной года, краски - два с половиной, печать - моментально.

Хотите расскажу, как делал деньги? Начал с того, что в них влюбился. Вообще я считаю, что ассигнация - высшее из того, что придумал человек. Века человечество билось, чтобы превратить их в неприступную крепость, вооружить до зубов, окружить непроходимым рвом. А я хотел голыми руками эту крепость разрушить...

Вы видите купюры в законченном виде и поэтому никогда не поймете их красоты. Одно изготовление водяного знака - микроскопический, но волшебный и, можно сказать, поэтический процесс. Когда Лукашов во время следственного эксперимента увидел, как на листе бумаги появились звездочки, обомлел. Знак ведь не случайно называется водяным. Красота в том, что он появляется вроде из ничего. Но только в руках мастера.

Технолог Гознака писал тогда в своем заключении: «Изготовленные Барановым В. И. поддельные денежные билеты достоинством 25 и 50 рублей внешне близки к подлинным купюрам и трудно опознаваемы в обращении. Именно поэтому данная подделка являлась очень опасной и могла вызвать недоверие населения к подлинным денежным знакам».

Виктор Иванович охотно делился своими наработками. Двенадцать лет он таился, и вот наконец появились люди, способные оценить его талант и титанический труд. Король фальшивомонетчиков с радостью выдал рецепт своего раствора, травившего медь в несколько раз быстрее, чем это делалось в Гознаке (под именем «барановского растворителя» он использовался в производстве следующие 15 лет).

Суд над Барановым был уникальным. Он отказался от адвоката, все чистосердечно рассказал, в том числе про потерю, тем самым увеличил себе срок - потянул на "хищение в особо крупных размерах". Генералы поехали получать ордена, а он все 12 лет надеялся, что о нем вспомнят. Хотя по тем временам могли бы и расстрелять...

«Мало денег напечатал, — предлагает свое объяснение гуманности суда Баранов. — А то расстреляли бы. Но знаете, что я вам скажу: лучше бы расстреляли. Я бы не мучился одиннадцать лет, когда руки трясутся от голода, снег, мокрые ноги и десять машин с бетоном, которые надо перекидать лопатой. Каждый день».

На самом деле напечатал Баранов немало — порядка 30 000 рублей, но лишь малую толику этих денег он пустил в оборот, большая часть так и оставалась в сарае.

- Самые трудные для подделки были царские. Даже деникинские и даже керенки были с изюминкой. Самые красивые - с Екатериной. Недаром народ любовно про-звал их "катеньки". Правда, был недостаток - очень большие по размеру.

У Николая II был потрясающий водяной знак - с дырочками по всему портрету, будто император осыпан бриллиантами. Но там бумага хуже - наливная... У российских денег есть все. Бумага (я знаю, как она делается) - последнее слово техники. Защита - столько степеней, и каждая как "Линия Маннергейма"! Лучше доллара.

Узорчатые виньетки, сетки, цветные волокна, печати - микро, орловская, металлографская... Но будь хоть сто степеней защиты - подделать можно. Главное, чтобы они были стабильными и красивыми! Тогда они будут уважаемы народом. А эти, сегодняшние, уж поверьте мне, таковыми не будут никогда. Раньше денежки в чулках хранили десятилетиями, а сейчас только одна забота: поскорей от них избавиться. Фантики...

Срок Баранов отбывал в колонии особого режима Димитровграда Ульяновской области. На «зоне» Баранов пользовался большим авторитетом. Вопреки тамошним порядкам кличку ему зэки не дали, а звали уважительно по имени-отчеству.

Вернувшись после заключения в 1990 году в Ставрополь, Баранов снова принялся за изобретательство. «Смысл жизни человека — творческий труд, — считает он, отмахав 11 лет кайлом. — Что мне было дано, я реализовал, пусть даже пришлось вынести много страданий и отсидеть».

Мыслей же о том, чтобы уехать за границу, у Баранова никогда не было. Ну и что, что там выше ценят мозги? Деньги он особо не ценит. Они ему нужны лишь для того, чтобы изобретать что-то новое. И еще он говорит, что никогда и никому не отдаст технологию изготовления «барановских» купюр.

- Понимаете, я могу сделать деньги любой страны. В любом количестве. Фунт стерлингов, марку, франк, хоть тугрик. Интерпол не отличит. Доллары можно печатать дома элементарно, как заваривать кофе. Но я этого не сделаю никогда, даже под пыткой раскаленным утюгом или дулом пистолета. Другое дело - для государства. Если бы ко мне обратились официально, сделал бы такие рубли - фальшивомонетчики бы вымерли как вид. Вечные!

P.S. Сейчас Виктор Баранов живет в Ставрополе и занимается тем, о чем мечтал всю жизнь - изобретает. Духи, лаки, автомобильные краски (говорит, что японцы умирают от зависти), бумагу. Исполняет на радио всю итальянскую классику. Супертенор. Пласидо Доминго рядом не стоял. Но это отдельная, очень интересная история...

ussrlife.blogspot.ru/2013/09/blog-post_2.h tml