Идеология антинорманизма. Кто есть местная власть: государственные мужи или шайка разбойников

Легко заметить, что все рьяные антинорманисты являются в то же время и государственниками. Государство для них - высшая и абсолютная ценность. Соответственно, народы, живущие в государстве, это - цивилизованные народы, а народы, живущие без государства, это - дикари.

Отсюда вытекает логическое умозаключение: если славяне до Рюрика жили без государства, значит они - дикари. И если государство на территории проживания славян построили норманны, значит они - цивилизованные люди.

Из совершенно ложного представления о сути государства возникает ложное умозаключение о "дикарстве" и "цивилизованности" тех или иных народов. По этому представлению цивилизованных и высококультурных этрусков надо считать дикарями, ибо у них не было государства, а настоящих дикарей - римлян, - надо считать цивилизованными людьми только потому, что у них было государство. Что за бред?! Не этруски учились у римлян, а, наоборот, римляне учились у этрусков. Да и древние греки, давшие миру великую культуру, жили в полисах, городах с местным самоуправлением. Они что, тоже дикари?! А евреи? Когда у них государство появилось? - В 1947 году. - А до этого они что, жили дикарями?

Очевидно, антинорманисты евреев дикарями не считают, но славян почему-то считают. То есть они прямо так не говорят, но приписывают норманистам свои представления о дикарстве древних славян. Якобы норманисты считают славян недоразвитыми, а германцев считают высокоразвитыми (при этом соответствующих цитат со ссылками из трудов историков-норманистов не приводят). Вспоминают про бесноватого фюрера, что якобы он использовал норманскую теорию для идеологического оправдания порабощения славян. Ну, конечно, припоминают ещё словечко Untermensch, которым якобы немцы называли всех русских. И, таким образом, ставят себя в позицию защитников русского народа.

Однако, на самом деле, антинорманисты являются защитниками государственности (причём в любых, даже самых отвратительных, формах). Они всячески стараются доказать, что славяне сами, по собственной воле, своими собственными руками посадили князей себе на шею. Типа, без князей они денно и нощно рыдали безутешно, а с князьями сразу исполнились радости и счастья. Ага, наверно от счастья привязали князя Игоря к двум деревьям и разорвали пополам.

Необходимо всегда помнить о том, что источник происхождения власти и "разбойничества" один и тот же. Среди всех определений сущности государства наиболее лапидарным и метким нам представляется определение К. Маркса, заявившего, что государство есть вооружённые отряды людей . И - всё! Никакой культуры и цивилизованности государство не несёт! И то, и другое развивалось и развивается без государства! Эпоха Возрождения состоялась в Италии тогда, когда там были независимые самоуправляемые города-коммуны и не было никакого государства.

Так что же принесли славянам норманны, эти вооружённые отряды людей? - Систему подавления и ограбления, которая называется государством. Государство, по Марксу, есть вооружённые отряды людей, и возглавляют организованные группировки вооружённых людей обыкновенные паханы, которые, впрочем, требуют к своей персоне царских и княжеских почестей. Поначалу между государствами и организованными преступными группировками (ОПГ) не было никакой разницы. Они захватывали власть в традиционных обществах и ставили своих "паханов" во главе этих обществ. Именно так появились первые государства на Земле, и государство русов - не исключение.

Вот что говорил Августин Блаженный о государстве: «При отсутствии справедливости что такое государство, как не простая разбойничья шайка, также как и разбойничья шайка что такое, как не государство? И они представляют собой общество людей, управляются начальствами, связаны обоюдным соглашением, делят добычу по установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей достигает таких размеров, что захватывает города и страны и подчиняет своей власти народ, тогда открыто получает название государства» .

И вот получается, что норманисты, доказывая, что государство славянам навязали бандюки-норманны, ставят славян в гораздо более выгодное положение, чем антинорманисты, считающие, что славяне сами из своей среды произвели разбойничьи шайки, которые захватили власть и затем стали продавать в рабство тех же славян (об этом сообщают арабские источники). Я, естественно, придерживась норманнской теории, так как считаю своих предков свободными людьми, жившими на своей земле без государства до разложения родового строя. Ну а что мирных и свободных людей поработили банды вооружённых до зубов головорезов, - так это не "минус", а "плюс": таким образом древние славяне вошли в число цивилизованных народов, порабощённых дикарями-государственниками: этрусков, греков, египтян, китайцев, шумеров и т. д. Англо-саксы тоже были порабощены норманнами, и ничего, не комплексуют на сей счёт. Потому что понимают отличие государства от культуры. И только одни антинорманисты не понимают сего отличия и не отделяют, говоря словами известного персонажа, "мух от котлет".

Политическая мысль средневековья представлена, прежде всего, именами Августина Блаженного и Фомы Аквинского, сыгравшими важнейшую роль в обосновании христианской политической концепции. Хотя и раньше влияние богословия на политическую мысль было достаточно велико, тем не менее именно период средневековья отличается засильем религиозных концепций общественной жизни. Политическая мысль развивалась как одна из отраслей богословия (теологии). Важнейшей ее чертой было признание превосходства, примата церкви над государством, поскольку именно церковь, а не государство, с точки зрения теологов, воплощает подлинное божественное начало. Отсюда и ведущая, сквозная политическая идея о необходимости подчинения политической власти власти церковной. “Нет власти не от бога, существующие же власти от бога установлены”- этот библейский тезис лежал в основе политической мысли средневековья. Христианство внедрило в жизнь взгляды, согласно которым долг человека перед Богом важнее долга человека перед государством. Кстати, превосходство религиозного долга над политическим в известной степени продолжает сохраняться в Западной Европе и в настоящее время. В средние века конфликт между долгом по отношению к Богу и долгом по отношению к государству принял форму конфликта между церковью и светскими правителями (королями). Церковь в тот период сочетает в своем лице преемственность прошлого и все цивилизованное в настоящем. В конечном счете все соглашались с тем, что всякая власть исходит от Бога. В эпоху Возрождения традиционные моральные ограничения исчезают. Освобождение от пут пробудило в людях энергию и творчество, привело к редкому в человеческой истории расцвету гения и одновременно анархии и политическому беспорядку, которая неизбежно следует за упадком морали. Политический беспорядок отчетливо отражен в “Государе” Н. Макиавелли: при отсутствии ведущего принципа или основной идеи политика становится неприкрытой борьбой за власть и Макиавелли “учит”, как успешнее вести такую “игру”.


Августин Блаженный
(354-430 гг.)- виднейший представитель христианской политической мысли- внес особенно большой вклад в учение о разделении власти на светскую и духовную, государственную и церковную и их взаимодействии. Так, он решительно противопоставлял два государства: “Град Божий”- церковь. Где царит мир, покой. Единство, право и справедливость, “Граду земному”- созданному людьми государству, которое рассматривалось как царство дьявола, мир греховности человека. Признавая церковную власть высшей властью, Августин в то же время выступал за самостоятельность, независимость каждой из властей, невмешательство их в дела друг друга. Это не исключало их взаимодействия, особенно в плане взаимной поддержки: государство защищает церковь от ее врагов, а церковь воспитывает всех в духе подчинения государству и закону. Совершенствование государственной власти, по Августину. Возможно лишь под воздействием христианской морали. Идеалом “земного града” является для Августина “христианское государство”, где все любят общее благо, а высшим благом выступает Бог. История, по Августину, подчиняется божественному провидению и предопределена им. Бог так создал человека, что его стремление к объединению сначала выражается в создании семьи, а затем в образовании государства. Власть-не личная собственность, а средство обеспечения мира и справедливости в отношениях между правителями и подданными. В отличие от древних греков, он не придавал столь большого значения проблеме форм правления, считая, что главное при любой форме - верность религии и принципу справедливости.
Происхождение государства. Августин считает, что государство является следствием греховной природы человека. В подтверждение этого тезиса Августин приводит два доказательства:
1) согласно Священному писанию от Адама и Евы родились Авель и Каин, а Каин убил Авеля. Каин же как раз и является по Священному писанию создателем государства: «и построил Каин город». Авель же, праведник, никакого града не построил. Следовательно, создателем государства явился грешник, братоубийца;
2) из история Рима известно, что основателем римского государства был Ромул - братоубийца Рема.


Сущность государства. Государство как система господства одних людей над другими представляется Августину и как наказание за первородный грех Адама, и как средство предупреждения совершения людьми новых грехов.

Государство предназначено не для достижения людьми счастья и блага (так считали Платон, Аристотель, Цицерон), а только для выживания в этом грешном мире.
Августин допускает, что в правильном (bene constituta) земном государстве человек может испытать лишь отблеск счастья. В государстве, «хорошо управляемом монархами, властителями, законами или всеми вместе, человек может постичь то, что называет счастьем толпа».
Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помощь Церкви в борьбе с ересью.
Необходимо соблюдать международные договоры.
Войны могут быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые - те, что начались по законным причинам, например по необходимости отражения нападения врагов.
Социально-политическая доктрина Августина основана на идее неравенства, которую он отстаивает как вечный и неизменный принцип общественной жизни. Неравенство является стороной иерархической структуры общественного организма, созданного богом. Земная иерархия - отражение иерархии небесной, «монархом» которой является бог. Пытаясь предотвратить обращение народных масс к еретическим учениям, Августин ссылается и на христианскую идею равенства всех людей перед богом - все люди происходят от одного праотца.
Что отличает государство от шайки разбойников?
Августин, рассуждая о справедливых и несправедливых государствах, пришел к выводу, что несправедливое государство подобно шайке разбойников: «Итак, при отсутствии справедливости что такое государства, как не большие разбойнические шайки; так как и самые разбойнические шайки что такое, как не государства в миниатюре? И они также представляют собой общества людей, управляются властью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей возрастает до таких размеров, что захватывает области, основывает оседлые жилища, овладевает городами, подчиняет своей власти народы, тогда она открытее принимает название государства...».
Августин рассказывает притчу, согласно которой к Александру Македонскому на суд привели пирата, которому император задал вопрос: какое право ты имеешь грабить на море? Пират дерзко ответил: такое же, что и ты, разница лишь в том, что я это делаю на небольшом судне и меня называют разбойником, а ты располагаешь большим флотом и тебя величают императором.

К справедливому государству Августин относит «христианское государство»: «Государство лучше всего устрояется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все люди любят общее благо. Высшее же благо есть Бог».

Соотношение государства и церкви. Наряду с такими функциями государства, как обеспечение правопорядка и защита граждан от внешней агрессии, христианское государство должно помогать церкви бороться с ересью.

Августин обосновал и еще одну, новую функцию государства - борьбу с ересью.

Обоснование рабства. Рабство - это наказание за грех:

«Грех - первая причина рабства, и это бывает не иначе, как по суду Божию, у которого нет неправды». В основе рабства - грех библейского Хама, сына Ноя. Однако Августин допускал, что источником рабства отдельных людей может быть военный плен. Таким образом, Августин предложил обосновывать рабство не ссылкой на природу, как это делал Аристотель, и не ссылкой на право народов, как римский юрист Ульпиан, а ссылкой на греховную природу человека. Человек, став рабом греха, заслуживает того, чтобы стать рабом другого человека. Учение христианского мыслителя Августина стало заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии в целом.

Государство для Августина - это институт условнонеобходимый. Государства могло и не быть, если бы не было первородного греха Адама. В отличие от Аристотеля, для которого человек - это существо политическое и должно жить в государстве, Августин воспринимает государство лишь как промежуточный момент человеческого паломничества на земле. Августин считал, что истинная справедливость существует только в граде Божием: «истинной справедливости нет нигде, кроме той республики, основатель и правитель которой - Христос, если и эту последнюю угодно называть республикой, так как нельзя отрицать, что и она - народное дело».
Государство. Вся история человечества рассматривается Августином как противостояние и борьба двух сообществ: земного и небесного, государства дьявольского и Божьего. «Град земной» - это светское государство, причем как старое римское, так и молодые «варварские».В основе «града земного» - борьба людей за материальные блага, за приоритет корыстных личных интересов над общественными. Отличительной чертой граждан «града земного» выступает любовь к себе, доведенная «до презрения к богу».«Град божий» - это духовная общность «божьих избранников», праведников, рассеянных по миру между неправедниками. Члены «града божьего» с помощью церкви объединены между собой не физически, а морально. Их жизнь основана «на любви к богу, доведенная до презрения к себе».Град божий – это условное, символическое обозначение общины праведников, следующих не земным, а божественным установлениям. Пока длится жизнь, эти два града неразличимы для человека, они станут различимы во время второго пришествия Бога.

Происхождение государства. Августин разделяет представления античных авторов о возникновении государства в ходе естественной эволюции, но считает, что эти процессы обусловлены божественной волей. В одних случаях бог прямо назначает правителя, в других его воля проявляется через естественный ход событий, через действие норм позитивного права (опосредованное божественное повеление).

Содержание и цель государства. Согласно учению Августина природа толкает людей к объединению сначала в семьи, затем в государства для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. Он выделяет два вида земных государств: государство, как организация насилия по отношению к человеку и христианские государства, где власть основывается на заботе о подданных. Цель христианского государства состоит в:

Служении церкви, в помощи небесному граду направлять земной к миру небесному;

Насильственном приобщении к христианской церкви, в том числе искоренении ереси вооруженным путем;

Поддержании социального порядка.

Форма государства. К формам государства Августин проявлял некоторое безразличие. Он повторяет традиционное деление на правильные и неправильные формы, однако использует при этом морально-религиозный принцип. Отсюда в его трудах появляются понятия несправедливая аристократия – клика, несправедливый правитель – тиран. Но ни одной форме он не отдает предпочтения. Выбор формы он считает делом второстепенным. Любая форма правления может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают бога и человека, то есть соблюдают справедливость.

Главная проблема, занимавшая Августина – отношения церкви и государства, духовной власти к светской. По его мнению, светская власть и церковная обладают суверенитетом, т.е.речь идет о разделении двух властей. При этом духовная власть - высшая, потому что духовная сфера выше мирской. Но между ними есть точки соприкосновения: светская должна защищать церковную от ее врагов, а церковь должна воспитывать паству в духе лояльности к власти светской.

Право. Августин пишет о нескольких видах законов:

Вечный закон мироздания;

Божественный закон;

Закон естественный, или закон природы (физический и пр.);

Закон человеческий.

Вечный закон мироздания является нормативным выражением всеобщего порядка. Сам Августин определяет его как тот, «в соответствии с которым справедливо, чтобы все вещи находились в наиболее совершенном порядке».

Божественный закон. Под ним Августин понимает разумные и справедливые распоряжения Бога. Писаные божественные законы содержатся в «священных канонических книгах»: Ветхом и Новом заветах. Именно этот закон определяет отношения человека с богом и человека с человеком.

Закон естественный – это закон природы. Естество, физика, природа – разные названия одного и того же. Августин пишет о физическом (закон тяжести), биологическом (закон продолжения жизни, деторождения, различные физиологические законы).Сюда же он относит закон общения и сохранения мира между людьми.

Закон человеческий. Законы природы имеют безусловную силу, но порядок реализации тех из них, что относятся к человеческой деятельности (продолжение рода, отношения между полами и т.п.) определяется законами человеческими или гражданскими. Этот же закон конкретизирует и обеспечивает принуждением веления законов божественных. Закон гражданский необходим, так как он устанавливает земной порядок.

Обязательное качество права – справедливость. Августин считает, что нельзя называть правом несправедливые постановления людей. Правом он называет законы, основанные на справедливости, следовательно, вытекающие из вечного закона мироздания. В соответствии с учением Августина в государстве должны уважаться правовые, моральные и религиозные нормы.

Еще более гибкую позицию по отношению к государству занимал Фома Аквинский (1226-1274 гг.)- виднейший представитель христианской политической мысли, автор труда “Сумма теологии”. Он признавал его положительную роль, поскольку государство выражает божественную волю к миру, добру и порядку. Соотношение духовной и светской властей он определял как соотношение души и тела при безусловном признании приоритета духовной власти, церкви над государственной властью.

Фома Аквинский сформулировал 5 доказательств существования бога :

1. Все в мире движется за счет чего-то другого, значит должен быть Один Перводвигатель. И этот Перводвигатель - Бог!
2. Все в мире происходит благодаря Причинно-Следственной связи. Причем пичина всегда идет вначале, а следствие - в конце. Значит, весь ряд мирских событий должен иметь некую Первопричину. Это и есть Бог!
3. Все, что происходит в мире, необходимо этому миру. Из пустоты можно получить только пустоту. Ничто рождает ничто. Значит, должно быть что-то, чье существование влечет за собой существование всего остального, обеспечивает Бытие всего мира. Это что-то и есть Бог!
4. Все вещи в мире обладают разной степенью совершенства. Даже люди есть более совершенные и менее. Значит есть нечто "абсолютно более совершенное", к чему стремится любое несовершенство. Ето совершенство и есть Бог!
5. Все в мире стремится к какой-то одной конкретной цели. Как человеческие поступки всегда имеют конкретную цель, ради которой совершаются, так есть и некая Цель, ради которой существует этот мир. Эта Цель - Бог!

Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию – правителям, олицетворяющим собою государство.

Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения.

Тиранию Аквинат отграничивал от монархии, которую оценивал как лучшую форму правления.

Александр Александрович Аузан
ГОСУДАРСТВО И НАСИЛИЕ
Государство - аппарат насилия в руках господствующего класса. (Влади́мир Ильи́ч Улья́нов (Ле́нин) )
Государство - это организация со сравнительными преимуществами применения насилия. (Максимилиа́н Карл Эми́ль Ве́бер )
Исторически государство - это именно аппарат принуждения, изъятия прибавочного продукта. (Ю́рий Ива́нович Семёнов )

Право - это воля правящего класса, возведённая в закон и принуждаемая к исполнению государственными механизмами. (Карл Ге́нрих Маркс)

Государство отличается не тем, что оно 1 в этом мире может действовать для блага, - нет, государство отличается тем, что это самый лучший в мире насильник. Это его конкурентное преимущество - осуществление насилия.

ГОСУДАРСТВО - СТАЦИОНАРНЫЙ БАНДИТ
Государство по своему происхождению описывается очень хорошо моделью, имеющей такое неприятное название: стационарный бандит, оседлый бандит. Государство возникает как бандит.

Если бродячая воинская часть ходит из 1 города в другой, то она грабит дотла этот город и уходит. А если её обстоятельства запирают в 1 городе, что она начинает делать? В этих условиях бандит заинтересован в том, чтобы людей грабить не до конца, потому что нужно, чтобы они что-то производили, растили, кормили, производили ренту. В итоге бандит, который до этого инвестировал в средства насилия и истребления, начинает инвестировать в создание правил, какой-то ситуации, когда люди могут выйти из домов и заняться делом, и у него цели уже другие - они становятся не краткосрочными: ограбил, поджёг, ушёл, - а достаточно долгосрочными: а вдруг ещё зиму придётся здесь пережить или 3 зимы? Поэтому, может быть, даже детские сады разрешить - может быть, задержаться придётся.
Любое государство, возникающее в качестве бандита, становится в итоге контрактным государством, которое меняет предложение правил, безопасности, ну, если не правопорядка, то хотя бы просто порядка - на ренту, на налоги. Вообще надо заметить, что это всегда простейшая, исходная формула любого общественного договора, социального контракта, то есть обмена ожиданиями между населением и властью: с 1 стороны, порядок и правила, с другой - налоги, налоги в обмен на порядок.

Налоги нужны в первую очередь не бедным. А тому, кто их собирает - государству. Но кому нужно само государство?
Разумеется, необходимо оно тем, чьей частной собственностью является - чиновникам. Ведь чем они отличаются от коммерсантов? Бизнесмен существует за счёт выручки от продажи другим чего-либо полезного. Только полезного: купля-продажа - дело добровольное. Государство может коммерсанта в лучшем случае защитить от чужой недобросовестности (и собственных соблазнов). А чиновник существует за счёт принудительного изъятия части чужого имущества. Как и бандит . Для него государство - оружие заработка, продолжение рыцарского меча и разбойничьего лука. А что государство даёт нечиновной части своих граждан? (Анато́лий Алекса́ндрович Ва́ссерман )

ЖИЗНЬ БЕЗ ГОСУДАРСТВА
Есть модели, которые показывают смысл анархии. Модель Хиршлифера, или модель анархии, показывает, что люди могут жить в условиях безгосударственного общества, или анархии, если соблюдаются 3 простых условия.
1: параметр решительности должен быть меньше единицы - то есть, вы должны скорее стремиться защитить своё, чем отнять чужое, не быть агрессивным.
2: состав участвующих должен быть более или менее постоянным, чтобы они понимали, что это не однократное взаимодействие.
3: всем должен быть обеспечен минимальный уровень благосостояния для того, чтобы люди не умирали - от этого они становятся агрессивными. Если хотя бы 1 из 3 условий нарушается, анархия перестает быть приемлемым способом жизни, и причём обратно вернуться уже нельзя - это так называемый эффект храповика: в 1 сторону ушли от анархии - все, вы уже вошли в ситуацию, когда есть государство. Если мы не в состоянии самоорганизовываться и агрессивны, недоговороспособны и так далее, тогда государство нужно.

Оригинал взят у skald_ragnar в Благодетель с большой дороги

В общепринятом понимании, государство - это механизм самоорганизации народа. Это средство, с помощью которого народ решает проблемы своего существования в истории.
Есть и другая трактовка государства. Государство как «стационарный бандит». Она подразумевает, что государство - это банда, которая контролирует какую-то территорию, и грабит всех, до кого может дотянуться. Но, поскольку отбираемое имущество создаётся на этой территории (или провозится через неё), всё отбирать нельзя. Иначе завтра отбирать будет нечего. Поэтому государство ставит процесс грабежа в рамки закона, и отбирает ровно столько, сколько можно отобрать без фатальных последствий для объекта грабежа. А объект этот генерирует блага сам по себе, и без бандитов был бы только богаче.

Государство эпохи модерна отбирает у людей некоторые права, и вручает их специальным людям и государственным органам. Например, в диких племенах каждый мужчина является воином, а полиция вообще не нужна - каждый должен себя защищать сам. В модернизированных нациях люди привыкли, что войну ведут специальные люди - военные. И нечего вмешиваться не в свои дела, если военные не справились - маши платочком оккупантам. Хулиганов на улице, даже если они нападают на тебя, бить нельзя. Надо сообщить специальным людям - полицейским. Ты, как гражданин европейского государства, отдал им своё право на насилие.

Всё изменилось с приходом Модерна и Научно-технической революции. Жизнь так усложнилась, что государству пришлось не только махать мечом и пировать, но и управлять экономикой. Если хотят выжить и не стать жертвой коллег-соседей. А когда возникли массовые армии, пришлось и образованием народа заняться. Народ поумнел, и, вооружившись книжкой «Капиталъ» стал бороться за свои права. Пришлось ему какие-то права давать.

В ХХ веке государства начали плодиться как грибы после дождя. Все этносы вдруг заразились идеей государственного строительства, вздумали, что они «сами с усами» и скоро дадут 100 очков вперёд традиционным государствам. Когда в 1960-е годы Африка освобождалась от колониализма, многие интеллектуалы на полном серьёзе говорили, что она скоро станет похожей на Швейцарию. Дескать, только проклятые колонизаторы мешали этому произойти раньше. Но что-то до сих пор Африка совсем не напоминает Швейцарию.

Дело в том, что большинство новоявленных государств в Африке, Латинской Америке, и, отчасти, в Азии являются государствами только по форме. То есть, нам кажется, что это такие же государства, как и обычные европейские. Ну, разве что по каким-то причинам очень бедные. Но это не так. Фактически это банды, прикрывающиеся государством как ширмой. Банды, контролирующие какую-то территорию, и «сидящие» на каком-то ресурсе. «Стационарные бандиты» вернулись.

Когда колонизаторы сочли, что гораздо проще будет управлять дикарями с помощью технологий неоколониализма, они ушли. Но при этом они нарезали колонии на территориальные государства и вверили управление ими представителям каких-то кланов, племён, банд. Банды-государства находятся в гораздо лучшем положении, чем просто бандиты. В глазах международного сообщества такая банда считается государством. Она имеет государственную символику, собственную валюту, почтовые марки, дипломатические представительства, и даже является членом ООН . Какие-либо насильственные действия против такой банды будут считаться агрессией против суверенного государства, и, в зависимости от расклада сил в мире, кто-то будет по этому поводу очень возмущаться.

На самом деле, у банды-государства расклад следующий:
Есть ресурс, на котором банда «сидит». Обычно это полезные ископаемые, иногда - сельское хозяйство, в некоторых случаях - географическое положение. То есть, то, из чего можно сделать деньги. Но, естественно, источник денег обычно - внешний. Мысль о том, что можно дать образование своему населению, построить заводы и развиваться, никому обычно в голову не приходит. А если и приходит, вслед за этой мыслью в голову приходит пуля.
С другой стороны, есть балласт. Это - лишняя территория и население, от которых нельзя избавиться, так как они дают банде легитимацию в глазах мирового сообщества. То есть, та часть территории, на которой нет нужного ресурса, и то население, которое не занято в обслуживании данного ресурса. Например, обычно полезные ископаемые в Африке добывают западные компании самостоятельно. У них свои заводы, свои работники, свой транспорт, своя охрана и даже свои объекты соцкультбыта. Местных нанимают только на самые грязные и неквалифицированные работы. От банды-государства требуется только обеспечение безопасности в местах добычи, транспортировки и отправки ресурса. За это банда-государство получает условленные деньги, и может дальше заниматься своим обычным делом - подавлением всех возможных претендентов на власть. Таким образом, из населения им нужны только люди для комплектования силовых структур, для обеспечения инфраструктуры столичной жизни богатых госбандитов, и немного чернорабочих. Если ресурс - выращивание не растущих в Европе сельхозкультур, людей требуется больше. Тут сложнее. Большому количеству рабов надо платить, но так как платят мало, они могут стать социальной базой конкурирующих претендентов на власть. В чисто добывающих странах проще - подавлять совсем ненужных людей легче.

То есть, идеальными условиями для банды-государства будут:
- большой ресурс,
- малое население,
- однородный этнорелигиозный состав населения,
- отсутствие территориальных споров с соседями и ирредентистских настроений.

Наиболее близко к нему находятся арабские нефтедобывающие страны. Ресурса там навалом, а населения очень мало, и оно довольно однородно. Хоть и те же арабы, что и за ближайшей границей. Наихудшим примером является Сомали. Там ресурса нет вообще, поэтому и нет желающих поддерживать иллюзию государственности. Ведь даже на поддержание 1 «вывески» всё-таки нужны некоторые средства. Банды там остаются совершенно обычными бандами, и поэтому могут подавляться международным сообществом. Хотя, у международного сообщества желания особого не видно. Ведь ресурса-то нет! Из-за бедности сомалийские бандиты от разворовывания гуманитарной помощи перешли к морскому пиратству.

В СССР рабочих рук не хватало. Потому, что советское государство решало вопросы развития. Не всегда удачно, правильно и последовательно, но решало. Такая задача в принципе ставилась. Теперь, когда задача развития не ставится, государство превращается в того самого «стационарного бандита».

У российских патриотов принято гневно плеваться, когда вспоминают слова 1 западной ведьмы о том, что России достаточно было бы 15 миллионов населения. Для обслуживания трубы и всей сопутствующей инфраструктуры. Но в рамках существующей реальности это - правда. Все остальные «дорогие россияне» - слишком дорогие, чтобы их кормить. Но куда же их девать! Пока сами не вымрут - ничего не поделаешь. Пассив у РФ - большой. И с падением цен на нефть становится всё тяжелее.
Всё-таки наше население избаловано советскими достижениями. Оно привыкло к пенсиям, субсидированным ценам на основные товары, транспорт и услуги ЖКХ. Привыкло к бесплатному образованию и здравоохранению. Одно отопление зимой чего стоит! Это не негры в Африке, которые живут, как жили их предки тысячи лет назад. С ними государству делиться не надо. Всё, что там надо - запугать хорошенько. У нас этого недостаточно.

Самое ужасное то, что наше население уже жило в индустриальном мире. 1 дело, когда не имел никогда, совсем другое - когда имел, но потерял. Эти люди всё ещё верят, что трудности - временные. Вот пройдёт кризис, заработают предприятия, - заживём как люди. Кто-то ещё не забыл, как делаются чертежи, что такое проектирование, как работать на станке. Но это всё не нужно.

Михаил Соколов - Стационарные бандиты и воображаемые сообщества