Выполнение дорожной карты в здравоохранении. И как это отоброжается в квитке о зарплате

Жесткий контроль за уровнем заработной платы медицинского персонала – отличительная черта управленческой деятельности в сфере здравоохранения в нынешнем году.


И речь не только о том, что все медорганизации предоставляют статистическую отчетность по заработной плате по установленным формам в несколько инстанций. Как сообщает пресс-служба министерства здравоохранения СК, этим министерством и краевым фондом ОМС проводятся проверки учреждений.

Усиление контроля за ситуацией с оплатой труда медицинских работников связано прежде всего с необходимостью вывести к 2018 году зарплату медиков на уровень, определенный указами Президента РФ. А именно: зарплата врачей и специалистов, имеющих высшее немедицинское образование, должна составить 72032 рубля, среднего и младшего медицинского персонала – 36016 рублей. Иными словами, по сравнению с 2012 годом размер зарплаты врачей увеличится в три раза, среднего персонала – в 2,6 раза.

Важно отметить, что заработная плата медработников повышалась и в предыдущие годы – в рамках национального проекта « Здоровье» и программы модернизации, которые можно назвать первыми этапами обновления отрасли. По сути, с 2006-го в здравоохранении за счет федеральных и краевых средств осуществлялись своего рода « реанимационные мероприятия». И это позволило увеличить заработную плату. В 2012 году, к примеру, средняя зарплата врачей составила 23698 рублей против 17867 рублей в 2010-м, среднего медицинского персонала соответственно 13751 рубль против 9927 рублей. А по отрасли в среднем – 14606 рублей против 11643.

При этом средства, поступившие ранее по нацпроекту и программе модернизации на обеспечение дополнительных стимулирующих выплат, остались в отрасли. Они включены в общий фонд заработной платы и в структуру тарифа на медицинские услуги и с 2013 года распределяются на всех работников. Именно потому лечебно-профилактическим учреждениям необходимо в зависимости от объемов и качества оказываемой медицинской помощи выплачивать не просто заработную, а именно заработанную плату. И не случайно в этом году внесены соответствующие изменения в примерное положение об оплате труда работников учреждений здравоохранения.

В связи с тем что с 2013 года устанавливается прямая зависимость заработной платы от количества и качества выполненной работы, специалистами минздрава края и краевого фонда ОМС принимаются немалые усилия для оказания методической и практической помощи в этом направлении. Тем более что правительством края утверждена Программа поэтапного совершенствования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013-2018 годы, а минздравом края разработан план мероприятий (« дорожная карта») « Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ставропольском крае на 2013 – 2018 годы». « Дорожная карта» согласована в Минздраве РФ, утверждена в правительстве края.

Отметим, что « дорожной картой» определены приоритеты структурных преобразований системы оказания медицинской помощи населению Ставрополья на 2013 – 2018 годы и поэтапное повышение заработной платы работников в рамках указов Президента России от 7 мая 2012 года. Более того, каждым учреждением также разработана и утверждена своя « дорожная карта», свой план мероприятий всех структурных преобразований и повышения заработной платы работников. « Дорожные карты» учреждений здравоохранения согласованы с министерством. А это значит, что руководители учреждений приняли на себя обязательства по проведению структурных преобразований и, соответственно, по повышению заработной платы целевых категорий работников. Ведь указом Президента РФ предусмотрено, что на повышение заработной платы должно быть привлечено не менее 1/3 собственных средств от сокращения неэффективных расходов.

Что касается приоритетов, определенных « дорожной картой», то это и развитие новых форм оказания медицинской помощи, и создание в действующих учреждениях подразделений неотложной помощи, и многое другое. Почин реализации « дорожной карты» уже сделан: с 1 апреля 2013 года проведено повышение окладов медицинских работников на 24 процента. Согласно данным статистики за четыре месяца 2013 года, средняя заработная плата в отрасли сложилась в размере 15710 рублей, на 7,6 процента выше значений 2012 года. У врачей заработная плата составила 24986 рублей, у среднего медперсонала 14721 рубль.

Причем это средние по отрасли показатели. А есть учреждения, где зарплата врачей намного выше. Например, в Апанасенковской ЦРБ средняя зарплата врачей за четыре месяца текущего года составила 31534 рубля, тогда как за четыре месяца 2012-го она составляла 26185 рублей. В городской поликлинике № 2 Невинномысска аналогичные показатели составляют 27796 рублей против 23982, на станции скорой медицинской помощи Ставрополя 26260 рублей против 19010 рублей. Это лишний раз подтверждает: многое зависит от самих медработников – и сколько они зарабатывают, и как распределяются в учреждениях заработанные средства. В том числе и по части контроля со стороны врачей и среднего медперсонала. Ведь они лучше знают, кто и как оказывает медицинскую помощь, сколько получает. Своего рода « народный контроль», который во времена СССР имел немалую силу. Плюс совместная работа минздрава края, руководителей и персонала медицинских организаций.

Ольга ЗАБРАЛОВА: «Одно из главных наших достижений - снижение младенческой смертности, это не просто цифры - за ними судьбы людей»

Московская область 70 процентов своего бюджета тратит на социальные нужды, а это миллиарды рублей! На что конкретно идут эти деньги и каков результат от вложения таких солидных инвестиций, «МК» рассказала первый зампред подмосковного правительства Ольга ЗАБРАЛОВА.

- Сейчас появилось такое модное выражение - «инвестиции в человеческий капитал». Что это значит?

Как раз этим мы и занимаемся последние несколько лет в Московской области: инвестируем в здоровье, образование и комфортную среду проживания наших граждан. Строим новые современные медицинские центры, кстати, оборудованные по последнему слову техники, не забываем и про старые поликлиники и больницы - обследуем, закладываем средства и ведем планомерные ремонты. Открываем новые детские сады и школы. Только в прошлом году в Подмосковье сдано в эксплуатацию 128 социальных объектов, среди них 39 детских садов и 25 школ и пристроек к ним, 20 спортивных центров, восемь домов культуры. Введены в эксплуатацию 35 учреждений здравоохранения, а всего с 2013 года в регионе построено 617 объектов социального назначения за счет бюджетных и внебюджетных средств.


- Какой эффект от этих вложений, например, в здравоохранении?

Одно из главных наших достижений в этой области - снижение младенческой смертности. Это очень важный показатель. Раньше он составлял 7,1 на 1000 живых детей, за 2016 год - 4,5. Поймите, что это не просто цифры - за ними судьбы людей, целых семей. Поэтому мы очень рады тому, что поднялись на второе место среди других субъектов Центрального федерального округа, но не расслабляемся - впереди еще долгий путь. По России мы пока только 12‑е, но два года назад были на 40‑м месте.

- За счет чего удалось сделать такой рывок?

За счет кропотливой, планомерной работы по совершенствованию всей региональной системы родовспоможения. Сейчас объясню, что это такое. В Подмосковье сформирована трехуровневая сис­тема учреждений родовспоможения. Есть сеть женских консультаций, родильные дома или отделения при центральных районных больницах и, наконец, перинатальные центры. Так вот нам очень не хватает коек на верху этой пирамиды. До недавних пор основу всех родовспомогательных учреждений Московской области составляли стационары первого и второго уровней. И когда требовалось срочно оказать специализированную помощь новорожденному ребенку, имеющихся ресурсов катастрофически не хватало. Как результат - были высокие риски развития осложнений и заболеваний у новорожденных и матерей.

- Что же изменилось сейчас?

Часть этих проблем еще не решена, например, нам в области не хватает более 200 акушерских коек, и особенно 80 коек для реанимации новорожденных, и 435 коек второго этапа их выхаживания. Но вместе с тем есть и серьезные достижения в этом направлении. Главное, что в Подмосковье уже работают четыре учреждения третьего уровня: это МОНИИАГ, перинатальные центры в Балашихе, Люберцах, Видном - там могут оказать матери и ребенку самую высокотехнологичную медицинскую помощь на уровне мировых стандартов.

- Но на этом строительство перинатальных центров не остановилось в Подмосковье?

Нет, в 2017 году будут введены в строй еще несколько перинатальных центров - в Щелкове, Наро-Фоминске и Коломне, роддома в Раменском и Сергиевом Посаде. После этого снизится время транспортировки пациентов в перинатальные центры. Весь регион разделят на шесть секторов, за каждым центром закрепят определенные территории и лечебные учреждения.


Как реорганизация системы акушерской помощи непосредственно влияет на жизнь и здоровье новорожденных и молодых мам?

После открытия этих центров и роддомов в Подмосковье будет устранен дефицит акушерских коек и коек реанимации новорожденных, в три раза сократится дефицит коек второго этапа выхаживания. Все беременные с угрозой преждевременных родов получат возможность рожать в перинатальных центрах, где недоношенным окажут современную помощь. Малышей больше не потребуется перевозить из одного медучреждения в другое в первые сутки жизни, как это происходит сегодня, что представляет дополнительный риск для их здоровья. Все это позволит снизить еще больше младенческую смертность.

Мы ведем беременную с момента ее постановки на учет и до самых родов, знаем о ней все: ее болезни, предполагаемые риски для нее и будущего ребенка, и уже по результатам всех обследований принимаем решение, где она будет рожать - рядом с домом, в обычном роддоме, или же в перинатальном центре.

- В этом году Подмосковье побило рекорды по рождаемости. Чем объяснить такой демографический подъем?

Вы правы, в прошлом году в Подмосковье родилось почти 97 тысяч малышей. Мы уже третий год сохраняем первенство в Центральном федеральном округе по рождаемости. Это очень приятная новость, думаю, тут может быть целый комплекс причин, но, безусловно, свою роль сыграли тут и те реформы в системе родовспоможения, о которых я только что говорила.

Говорят, что главная проблема отечественного здравоохранения в отсутствии толковых специалистов. А как обстоит дело с кадрами в подмосковном здравоохранении?

К сожалению, действительно медицинских кадров не хватает. Но решаем эту проблему, и число врачей, приезжающих в подмосковные больницы и поликлиники из других регионов страны, из года в год увеличивается. В прошлом году к нам пришло на работу более 1800 новых врачей, за два месяца 2017 года уже поступило 170 врачей и медработников среднего звена. А до конца года мы планируем привлечь 800 врачей, что позволит закрыть наиболее острый дефицит по специальностям, которых не хватает, и свести проблему к минимуму.


- Чем привлекаете медиков, высокими зарплатами?

Не только. Мы стараемся создать достойные условия и для труда, и для жизни. Помимо хорошей зарплаты приезжим специалистам могут предоставить служебную квартиру или компенсировать аренду жилья, есть социальные доплаты. А в прошлом году у нас появился очень действенный инструмент - социальная ипотека. Она дает уникальную возможность врачам приобрести свое собственное жилье.

- Можно поподробнее про эту программу?

Задача соципотеки - привлечь в первую очередь специалистов первичного звена. Для наиболее востребованных специалистов - участковые терапевты и педиатры, анестезиологи-реаниматологи, врачи скорой помощи - снято требование по наличию квалификационной категории. С учетом большого дефицита кадров в службе скорой помощи начиная с 2017 года участниками программы могут стать не только врачи, но и фельдшеры скорой помощи.

- Кто-то уже получил квартиры?

Да, 158 врачей в прошлом году приобрели жилье, в этом новоселье отпразднуют еще более 350 специалистов. Всего в 2016 году участниками программы стали 235 врачей. Из них, например, 44 участковых терапевта, 35 педиатров, 29 анестезиологов-реаниматологов и 19 акушеров-гинекологов. За три года более 800 врачей смогут купить квартиры. Мы постоянно совершенствуем условия соципотеки. Например, увеличили возраст участников программы - для мужчин-врачей до 50 лет.


- Расскажите подробнее, чем социальная ипотека отличается от обычной?

Разница существенная. Участник нашей программы - врач, учитель, молодой ученый или молодой уникальный специалист - не платит тело кредита: правительство Подмосковья предоставляет 50% стоимости квартиры в виде жилищной субсидии, оставшиеся 50% основного долга ипотечного кредита будут компенсироваться правительством региона ежемесячно в течение последующих 10 лет. А участник подпрограммы платит только проценты по кредиту. Например, за современную комфортабельную «двушку» ежемесячный ипотечный платеж составляет для врача 10–15 тысяч рублей. Единственное наше условие: специалист обязан отработать по контракту с медучреждением не менее 10 лет.

- В прошлом году в Подмосковье начался масштабный проект - диспансеризация по субботам. Какова его цель?

Профилактическая медицина - это современный тренд во всем мире. Сейчас мы тратим миллионы рублей, чтобы бороться с уже существующими болезнями, а нужно вкладывать в здоровье населения. Пока что мы делаем в этом направлении только первые шаги. Вот когда наши люди будут считать диспансеризацию таким же привычным делом, как утреннюю чистку зубов, тогда можно будет считать, что мы своей цели достигли.

- Что удалось выяснить в ходе прошлогодней программы диспансеризации: здоровые люди живут в Подмосковье?

Почти 460 тысяч человек признаны здоровыми, и это радует. Но 527 тысяч жителей, оказывается, нуждались в специализированной медицинской помощи. У них обнаружили серьезные заболевания, хотя сами люди об этом не подозревали. Так, почти 5,4 тыс. человек впервые узнали, что болеют сахарным диабетом, более 49 тыс. человек - болезнями сердечно-сосудистой системы. Рак был впервые диагностирован у 2019 человек, из них более 500 случаев - рак молочной железы. Самое главное: раннее выявление болезни повышает шансы на полное излечение, поэтому так важно регулярно проверять свое здоровье. Для взрослого человека - каждые три года.


- А много ли людей прошли это обследование?

Всего в 2016 году диспансеризацию прошли почти 1,25 млн жителей Подмосковья.

- Затащить кого-то после работы в поликлинику, если у него ничего не болит, наверно, непростая задача?

Поэтому мы решили проводить диспансеризации по субботам. В эти дни и люди свободны, и медучреждения не загружены. Технология отработана: население оповещают через СМИ, участковых терапевтов, работодателей, даже на подъездах вывешиваем объявления. Местные администрации помогают жителям отдаленных сел и деревень с транспортом, чтобы они могли организованно добраться до поликлиники. Проект показал свою эффективность в прошлом году и будет продолжен в этом. С начала 2017 года в подмосковных поликлиниках организовано пять рабочих суббот, в ходе которых обследование прошли более 24 тысяч жителей региона.

Для точной диагностики заболевания нужно современное оборудование. Как обстоят дела с медтехникой в подмосковных поликлиниках?

В 2016 году на закупку оборудования было выделено более 3 млрд руб. В 2017 году планируется закупка 272 тыс. единиц оборудования на сумму более 2,6 млрд рублей. Особое внимание уделяется дооснащению сердечно-сосудистых центров и первичных сосудистых отделений. В Московской области наблюдается устойчивая тенденция к снижению сердечно-сосудистой смертности. По результатам 2016 года она снизилась на 15% и составила 642 случая на 100 тысяч человек. Во многом этого удалось достичь благодаря ранней диагностике заболеваний и высокотехнологичной медицинской помощи. Например, за год увеличилось в три раза число проведенных коронарографий, в два раза - количество операций по стентированию сосудов сердца. Наши планы на 2017 год - дооснастить 22 сердечно-сосудистых центра и отделения Московской области на 698 млн рублей и увеличить профильную госпитализацию до 90% от потребности. Эти меры позволят сохранить жизнь не менее чем двум тысячам пациентов!


Второе важнейшее направление - онкология. По итогам 2016 года смертность от онкологических заболеваний удалось снизить на 4%. Теперь следующий рубеж - нужно повысить раннюю выявляемость заболеваний. В 2016 году мы дооснастили 6 онкологических отделений, закупили 17 единиц тяжелого оборудования на 107 млн рублей. А в этом будут дооснащены еще 9 онкоотделений, планируем потратить на эти цели уже около 214 млн руб. Кроме того, в 2017‑м планируем сдать в эксплуатацию два центра ядерной диагностики в Подольске и Балашихе. Начнет работать новый онкологический корпус в Московском областном онкологическом центре, оснащенный новым оборудованием на 786 млн рублей.

- Простаивать такое дорогое оборудование не будет?

Нет, планируем загрузить его на 90%, будет работать не менее чем в две смены.

Как обстоит дело с оснащением и ремонтом обычных районных поликлиник? Например, жители Одинцова спрашивают, когда у них в центральной поликлинике будет наконец новый флюорограф, а в женской консультации - аппарат УЗИ.

Минздрав в курсе этой проблемы, средства на приобретение необходимого оборудования уже зарезервированы. Новый рентген-аппарат в поликлинике появится во II квартале 2017 года, УЗИ планируем поставить в женскую консультацию в IV квартале.

В целом многие поликлиники десятилетиями не ремонтировались, а их материальная база не обновлялась, за один-два года невозможно их все привести в порядок. Но работа в этом направлении ведется планомерно, есть «дорожная карта»: после ремонта каждое такое медучреждение мы оснащаем современным оборудованием.


- А как обстоит дело с медпомощью в отдаленных сельских поселениях Московской области?

У нас есть несколько уровней оказания медицинской помощи в шаговой доступности - это поликлиники, врачи общей практики (ВОП), а на селе - фельдшерско-акушерские пункты (ФАП). Сегодня у нас на селе работает более 500 фельдшерско-акушерских пунктов. Их количество с каждым годом растет. За последние два года мы ввели 53 новых ФАПа, еще 81 будет построен в 2017 году. Все новые ФАПы оснащены встроенным жильем для медика. Все построенные ФАПы обеспечены фельдшерами. Кроме того, благодаря программе «Земский доктор», которая предусматривает при устройстве на работу единовременное пособие в размере 1 млн руб., к нам на село активно идут работать врачи. В прошлом году поступило 250 человек.

В каждом регионе есть определенные отличия. Но, в принципе выплаты должны производиться ежемесячно.

Общее для всех, это следующее: Все начисления стимулирующих выплат должны производиться согласно внутреннему документу об оплате труда в учреждении. По истечении месяца руководство подготавливает приказ, согласно которому все медработники получают соответствующие поощрительные надбавки. Обычно стимулирующие выплаты производятся за счет обязательного медицинского страхования. Поэтому рассчитывать на них могут те сотрудники, которые принимают участие в этой программе. При установлении размера стимулирующих выплат учитываются средняя заработная плата, объем работы сотрудника и качество. В конце каждого месяца руководители подразделений обязаны предоставить списки работников со всей информацией об объеме выполненной ими работы. Эти списки подписывают члены комиссии, осуществляющие оценивание эффективной деятельности сотрудников медицинского учреждения. Они же решают, необходимо ли снижение показателей в случае невыполнения специалистами своих обязанностей. Специалиста, не справившегося со своими обязанностями, могут лишить месячной надбавки. В комиссию чаще всего входят следующие представители медицинского учреждения: председатель профсоюзного комитета, старшая медицинская сестра заведующий отделением. Далее работников знакомят с оценками их работы под роспись. При оценивании работы применяют бальную систему и повышающий коэффициент. Стоимость 1 балла определяется внутренними нормативными актами. В бухгалтерии организации стимулирующие выплаты медикам проводятся на основании Ведомости начисления стимулирующих надбавок.

Дорожная карта – это еще одно мероприятие, проводимое в здравоохранении. Все это делается для того, чтобы повысить качество медицинской помощи и, соответственно, оздоровление населения. Она являет собой определенный пошаговый план, направленный на достижения определенных задач. На данный момент она состоит из нескольких целей, утвержденных указами Президента. Согласно «дорожной карте» размер выплат отдельным категориям медицинских работникам будет повышен в 2016 году на 15%. В 2016 году планируется увеличение в 20%. ПРИМЕР РАСЧЕТА СУММ Как же правильно рассчитать размер стимулирующей надбавки медицинскому работнику? Допустим, ставка врача-терапевта составляет 20 тыс. рублей. Далее рассчитывается его коэффициент согласно критерий работы. От этого зависит размер стимулирующих выплат. Предположим, повышающий коэффициент за месяц составит 0, 2. Значит, сумма стимулирующих составит 4 тыс. рублей.

Преобразования в системе здравоохранения Сургутского района продолжаются

С января нынешнего года все районные медицинские учреждения перешли на одноканальную систему финансирования. Реорганизация проводилась в течение всего 2012 года. Однако изменения в сфере здравоохранения района ещё не завершены. В текущем году, в связи со структурными преобразованиями окружной системы здравоохранения, сотрудникам районного управления предстоит разработать план мероприятий так называемой «дорожной карты», которая будет действовать до 2018 года.

О том, что такое «дорожная карта» и для чего она нужна, корреспонденту газеты «Вестник» рассказал начальник управления здравоохранения Сургутского района Илья ЖИГАЛИН.

Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в ХМАО - Югре, или «дорожная карта», предполагают создание в округе трёхуровневой системы оказания медицинской помощи, - объясняет Илья Сергеевич. - Первый уровень - это первичная медико-санитарная помощь. Её предоставляют все наши районные медицинские учреждения. Второй уровень - межмуниципальный, предполагающий специализированную, преимущественно экстренную и неотложную помощь. Сегодня такую помощь можно получить в СОКБ. И третий - региональный, для оказания специализированной, высокотехнологичной помощи. Он представлен окружным кардиоцентром, перинатальным центром и другими учреждениями, расположенными в Сургуте. Любой житель Сургутского района может, в случае необходимости, получить помощь на любом из уровней. Для нас очень важно, чтобы в учреждениях первого уровня, куда жители района обращаются чаще всего, они получали качественную услугу и в полном объёме.

То есть, цель «дорожной карты» - сделать работу медицинских учреждений, в том числе и в районе, эффективнее. Для достижения этой цели районная администрация утвердила свой план мероприятий - «дорожную карту района» на ближайшие несколько лет. Одно из таких мероприятий - повышение структурной эффективности медицинских учреждений района -частично выполнено в прошлом году. Проведена реорганизация лечебно-профилактических учреждений района путём присоединения маломощных больниц к крупным лечебным учреждениям. Теперь в районе пять муниципальных учреждений здравоохранения. Это Лянторская и Фёдоровская городские больницы, Нижнесортымская и Угутская участковые больницы и поликлиника посёлка Белый Яр.

Сегодня визит пациента к врачу оплачивается из средств обязательного медицинского страхования или, при желании пациента, из его личных средств. На основании экономического анализа работы маломощных ЛПУ района в первом полугодии прошлого года было принято решение реорганизовать их и объединить с более крупными медицинскими учреждениями. Благодаря этому сельские ФАПы в новых условиях смогли не только выжить, но и стали предоставлять на месте услуги должного качества. Да и количество их увеличилось. Расширились и выездные формы профилактической работы -почти каждую неделю в то или иное село приезжает бригада узких специалистов.

Кроме того, надеемся, что уже к концу этого года на территории района появятся два новых ФАПа - в Сайгатиной и на Высоком Мысу, и амбулатория в Ульт-Ягуне. Они будут размещаться в специальных модульных зданиях, отвечающих современным требованиям. В них предусмотрена и квартира для медицинского персонала. Это очень важный момент: наличие жилплощади явится дополнительным стимулом для привлечения специалистов в село - не секрет, что проблема кадров в сельской местности сегодня довольно остра.

«Дорожная карта района» предусматривает и ряд мероприятий, направленных на повышение оплаты труда медицинских работников. Главное -зарплата напрямую будет зависеть от качества и количества выполненной работы. Всё честно - кто работает много и эффективно, получает больше. Планируется, что к 2018 году оплата труда медицинских работников будет в два раза превышать среднюю по округу.

Кроме того, окружная «дорожная карта» включает создание на территории Югры пяти зон медицинского обслуживания населения с формированием многопрофильных зональных медицинских учреждений («второго уровня»). В результате зонирования предполагается и концентрация кадровых ресурсов территориальных органов управления здравоохранением - в настоящее время обсуждаются варианты их укрупнения со следующего года. Возможно, что для города Сургута и района будет создан единый территориальный орган управления здравоохранением от департамента здравоохранения автономного округа. Изменение же формы собственности медицинских учреждений с муниципальной на государственную со следующего года, я полагаю, пациенты оценят положительно, поскольку качественная медицинская помощь станет ещё более доступной для жителей района.

Отмечу, что «дорожная карта района» разработана в соответствии с окружной «дорожной картой». Сургутский район, то есть врачи, медицинский персонал и пациенты, станет частью новой трёхуровневой системы, в итоге потоки пациентов будут направляться по установленным «маршрутам», в зависимости от каждого конкретного случая. Это позволит своевременно и в полном объёме оказывать необходимую медицинскую помощь.