Классификация видов столкновений транспортных средств. Методические особенности расследования и профилактики отдельных дтп в условиях города. Связанные с гибелью детей

При исследовании механизма столкновения в процессе сближения ТС эксперт устанавливает либо нарушение устойчивости, либо потерю управляемости перед столкновением и причины такого нарушения, определяют скорость ТС перед происшествием и в момент столкновения, устанавливает их расположение в определенные моменты времени, полосу, направление движения, угол встречи при столкновении.

Исследуя процесс взаимодействия ТС, эксперт устанавливает взаимное расположение их в момент удара, определяет направление удара и его воздействие на исследуемое движение.

При исследовании процесса отбрасывания ТС после столкновения эксперт устанавливает место столкновения по оставшимся следам и расположению ТС после происшествия, определяют скорости движения их после удара, направление отбрасывания.

Установление экспертом механизма столкновения и техническая оценка действий участников происшествия позволяют следственным органам и суду решить вопрос о причине происшествия и обстоятельствах, способствовавших его возникновению.

Методика экспертного исследования при установлении механизма столкновения зависит от вида столкновения. По основным классификационным признакам, определяющим механизм столкновения, все столкновения ТС можно разделить на следующие группы:

По углу между направлениями движения ТС – продольные (при движении параллельными или близкими к параллельным курсом) и перекрестные столкновения. Продольные столкновения подразделяют на встречные и попутные;

По характеру взаимодействия на участке контакта при ударе – блокирующие (при полном гашении относительной скорости в момент удара), скользящие и касательные столкновения.

Эти признаки характеризуют механизм столкновения обоих ТС. Кроме того, столкновение каждого из двух столкнувшихся ТС можно охарактеризовать признаками, присущими только данному ТС:

По характеру движения непосредственно перед ударом – столкновение без запаса, с запасом вправо или влево;

По месту приложения ударного импульса – столкновение боковое право - или левостороннее, переднее, заднее, угловое;

По направлению ударного импульса – столкновение центральное (когда направление удара проходит через центр массы транспортного средства), право - или левоэксцентричное.

Такая система классификации столкновений позволяет легко формализовать характеристику столкновения.

§ 2. Механизм столкновения транспортных средств

Общее понятие о механизме столкновения

Механизм столкновения ТС – это комплекс связанных объективными закономерностями обстоятельств, определяющих процесс сближения транспортных средств перед столкновением, и взаимодействие в процессе удара и последующее движение до остановки, анализ данных об обстоятельствах происшествия позволяет эксперту установить взаимосвязь между отдельными событиями, восполнить недостающие звенья и определить техническую причину происшествия. Формальное решение экспертом вопросов по отдельным разрозненным данным, без технической оценки соответствия их друг другу и установленным объективным данным, без вскрытия и объяснения противоречий между ними может привести к неправильным выводам.

При исследовании механизма происшествия признаки, непосредственно позволяющие установить то или иное обстоятельство, могут отсутствовать. Во многих случаях оно может быть установлено исходя из данных о других обстоятельствах происшествия, путем проведения экспертного исследования на основе закономерностей, связывающих все обстоятельства механизма происшествия в единую совокупность.

Особенности удара при столкновении

Теория удара исходит из идеальных условий, значительно упрощающих представление о взаимодействии тел при ударе. Так, принимается, что контакт соударяющихся тел происходит в одной точке, через которую проходит сила взаимодействия, что поверхности соударяющихся тел абсолютно гладкие, трение и зацепление между ними отсутствуют. Поэтому сила удара перпендикулярна к плоскости, касательной к поверхности соударяющихся тел в точке их соприкосновения. Длительность удара принимается равной нулю, и, поскольку импульс силы имеет конечное значение, считается, что сила удара возникает мгновенно, достигая бесконечно большой величины. Относительное смещение соударяющихся тел в процессе удара также считается равным нулю, а следовательно, взаимное отталкивание соударяющихся тел происходит лишь под действием сил упругих деформаций.

Взаимодействие ТС при столкновении значительно сложнее, чем описано выше. В процессе столкновения ТС контакт между ними возникает на обширных участках, причем в него вступают различные части, отчего силы взаимодействия появляются в разных местах. Направление и величина этих сил зависит от конструкции контактирующих частей (их формы, прочности, жесткости, характера деформации), поэтому силы взаимодействия различны в разных точках контакта. Поскольку деформации ТС при столкновении могут быть весьма значительными по глубине, силы взаимодействия переменны по величине и направлению.

Время столкновения весьма мало. Там не менее относительное смещение ТС за это время может существенно повлиять на их движение после столкновения.

Направление удара при столкновении и основное направление деформаций контактирующих частей не всегда совпадает с направлением относительной скорости движения ТС. Они могут совпадать лишь в тех случаях, когда контактирующие участки не проскальзывают в процессе удара. Если же происходит проскальзывание по всей поверхности, то возникают поперечные составляющие сил взаимодействия, вызывающие деформации в сторону наименьшей жесткости, а не в направлении продольных составляющих, где жесткость и прочность деформируемых частей может быть значительно выше (например, при ударе под углом по боковой стороне двери кабины ее поверхность деформируется не в направлении удара, а в поперечном направлении, если удар был скользящим).

Нельзя также полагать, что линия удара (вектор равнодействующей импульсов сил удара) при столкновении проходит через точку первоначального соприкосновения. При большой площади деформируемого участка основной удар может быть нанесен на значительном удалении от этой точки при взаимодействии с более прочными и жесткими частями, чем в точке первоначального контакта.

Механизм столкновения ТС можно разделить на три стадии: сближение ТС перед столкновением, взаимодействие при ударе и отбрасывание (движение после столкновения).

Первая стадия механизма столкновения – процесс сближения – начинается с момента возникновения опасности для движения, когда для предотвращения происшествия (или уменьшения тяжести последствий) требуется немедленное принятие водителями необходимых мер, заканчивается в момент первоначального контакта ТС. На этой стадии обстоятельства происшествия в наибольшей степени определяются действиями его участников. На последующих стадиях события обычно развиваются под действием неодолимых сил, возникающих в соответствии с законами механики. Поэтому для решения вопросов связанных с оценкой действий участников происшествия с точки зрения соответствия их требованиям безопасности движения, особое значение имеет установление обстоятельств происшествия на первой его стадии (скорость и направление движения ТС перед происшествием, их расположение по ширине проезжей части).

Некоторые обстоятельства происшествия на первой стадии не могут быть установлены непосредственно на месте или путем допроса свидетелей. Иногда их можно установить путем экспертного исследования механизма столкновения на последующих стадиях.

Вторая стадия механизма столкновения – взаимодействие между ТС – начинается с момента первоначального контакта и заканчивается в момент, когда воздействие одного транспортного средства на другое прекращается и они начинают свободное движение.

Взаимодействие ТС при столкновении зависит от вида столкновения, определяемого характером удара, который может быть блокирующим и скользящим. При блокирующем ударе ТС как бы сцепляются отдельными участками, и проскальзывание между ними отсутствует. При скользящем ударе контактирующие участки смещаются относительно друг друга, так как скорости транспортных средств уравнивается.

Процесс столкновения ТС при блокирующем ударе можно разделить на две фазы.

В первой фазе происходит деформация контактирующих частей в результате их взаимодействия. Она заканчивается в момент падения относительной скорости ТС на участке контакта до нуля и продолжается доли секунды. Огромные силы удара, достигающие десятки тонн, создают большие замедления (ускорения). При эксцентричных ударах возникают также угловые ускорения. Это приводит к разному изменению скорости и направления движения ТС и их развороту. Но поскольку время удара ничтожно мало, ТС не успевают существенно изменить свое положение в течение этой фазы, поэтому общее направление деформаций обычно почти совпадает с направлением относительной скорости.

Во второй фазе блокирующего удара после завершения взаимного внедрения контактировавших участков ТС перемещаются относительно друг друга под воздействием сил упругих деформаций, а также сил взаимного отталкивания, возникающих при эксцентричном ударе.

Величина импульса сил упругих деформаций по сравнению с импульсом сил удара велика. Поэтому при незначительной эксцентричности удара и глубоком внедрении контактировавших частей силы сцепления между ними могут воспрепятствовать разъединению ТС и вторая фаза удара может закончиться до их разъединения.

Скользящее столкновение имеет место в случаях, когда скорости на участках контакта не уравниваются и до начала отдаления ТС друг от друга взаимодействие происходит последовательно между их разными частями, расположенными по линии относительного смещения контактировавших участков. При скользящем ударе ТС успевает изменить взаимное расположение в процессе столкновения, что несколько изменяет и направление деформаций.

За время контакта возникают поперечные скорости ТС, что приводит к отклонению направления их деформаций.

Скользящий удар при незначительной глубине взаимного внедрения и высокой скорости относительного смещения называется касательным. При таком ударе скорости ТС после столкновения меняются незначительно, но направление их движения сожжет существенно измениться.

25 августа 2015 года произошло ДТП, в результате которого принадлежащее С. транспортное средство врезалось в дерево и опрокинулось, получив механические повреждения. Виновником этого ДТП была признана Е., управлявшая другим автомобилем.

С. обратился в свою страховую компанию с заявлением о выплате страхового возмещения и предоставил все необходимые для этого документы. Однако страховщик ему в этом отказал, обосновав свое решение тем, что несмотря на полученные автомобилем повреждения, взаимодействие между самими транспортными средствами отсутствовало, а следовательно, по его мнению, оснований для нет.

В связи с этим С. подготовил иск, в котором уже в судебном порядке просил взыскать со страховщика в его пользу страховую выплату в размере 390 294 руб., а также 6 000 руб. понесенных им судебных расходов и штраф. И суд частично удовлетворил заявленные требования (решение Советского районного суда г. Астрахани от 16 марта 2016 г. по делу № 2-83/16). Со страховой компании была взыскана сумма страхового возмещения в размере 372 600 руб., а также штраф в размере 100 000 руб.

О том, в каких случаях страховщики чаще всего отказывают потерпевшим в прямом возмещении убытков, узнайте из материала "Прямое возмещение убытков в рамках ОСАГО " в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

При этом суд отметил, что под взаимодействием транспортных средств следует понимать не только их столкновение, но и иные виды взаимодействия (). Таким образом, само по себе отсутствие факта непосредственного контакта автомобилей в ДТП не изменяет характер правоотношений сторон, а значит, отказ в выплате страхового возмещения является незаконным.

Ответчик с таким решением не согласился и направил в вышестоящий суд жалобу. Но обжалуемый судебный акт был оставлен судом апелляционной инстанции без изменения (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 25 мая 2016 г. по делу № 33-2184/2016).

В итоге страховая компания обратилась с жалобой уже в Верховный Суд Российской Федерации. И тот нашел основания для отмены апелляционного определения ().

По общему правилу, потерпевший может предъявить требование о прямом возмещении убытков, то есть обратиться за выплатой страхового возмещения к своему страховщику, при наличии одновременно следующих обстоятельств:

  • ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована;
  • вред причинен только указанным транспортным средствам (п. 1 ст. 14.1 Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ " ").

При этом под взаимодействием, по мнению Суда, следует понимает исключительно непосредственное взаимодействие, столкновение, между автомобилями. А в данном случае его не было. Следовательно, отметил ВС РФ, нет оснований и для прямого возмещения убытков по ОСАГО, то есть получить страховку у своего страховщика потерпевший не может. Если при ДТП не было столкновения транспортных средств, заявление о страховой выплате нужно подавать в страховую компанию, застраховавшую гражданскую ответственность причинителя вреда, подчеркнул Суд.

Напомним, что ранее аналогичная позиция была высказана Президиумом ВС РФ , утв. Президиумом ВС РФ 22 июня 2016 г.).

В результате ВС РФ отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Министерство внутренних дел подразделяет дорожно-транспортные происшествия на следующие виды :

  • столкновение;
  • наезд (на препятствие, на пешехода, на стоящее транспортное средство; на гужевой транспорт);
  • опрокидывание;
  • падение пассажира. Здесь нередко возникает путаница. Например, когда пассажир входил или выходил, скажем, из автобуса на остановке и при этом упал, такой случай не будут считать дорожно-транспортным происшествием и, следовательно, не отнесут к данной категории ДТП.
  • иные .

Обзор распространенных ДТП

Что же делать, если правила вы старались соблюдать, а избежать происшествия не удалось? Есть ряд универсальных правил, как вести себя водителю при транспортном эксцессе.

Остановите машину там, где все произошло. Не поддавайтесь окрикам и требованиям убрать автомобиль и «не мешать нормальным людям ехать на работу». Если вы отгоните авто в другое, «безопасное» место, вы тем самым преподнесете виновнику сказочный подарок — своими руками уничтожите все улики.

Теперь заставить его возмещать вам что-то будет очень затруднительно , если вообще возможно. Про «гениальную» идею скрыться с места происшествия, приходящую в голову некоторым водителям, даже говорить не стоит. Только за это можно лишиться прав на срок до полутора лет или даже подвергнуться аресту все с тем же изъятием прав — .

Запишите данные свидетелей. Сюда сгодятся все те, кто мог полностью или частично видеть картину того, что у вас случилось. Или как виновник ДТП угрожал вам, предлагал деньги. Это могут быть пешеходы, пассажиры (в том числе вашего авто), другие водители.

Оказание помощи пострадавшим. Если без жертв все-таки не обошлось, окажите пострадавшему первую помощь и вызывайте неотложку. Никогда не отвозите пострадавшего в больницу сами. Опять же — вы уничтожаете следы на месте происшествия. Во-вторых, пострадавшего допустимо транспортировать в больницу не прибегая к «скорой помощи» только в экстренных случаях. И это не должен быть автомобиль участника ДТП. Остановите других водителей, таксистов, просите помочь.

Вызов автоинспекции. Обязательно вызывайте «стражей дорог» на место происшествия. Не стоит верить другому водителю, что, мол, лучше между собой разобраться. Хорошо если речь идет о простом возмещении ущерба (и виновник вдруг передумает чинить вашу машину), но ведь может иметь место возбуждение уголовного дела. Не берите на себя дополнительный груз вины.

Участник происшествия обязательно предоставляет другим участникам данные о своей страховой компании, номер своего полиса и контактный телефон.
Имеет принципиальное значение, обошлось ли происшествие, что называется, без крови.

Если имеет место быть нанесение вреда здоровью граждан (за исключением случаев тяжкого вреда), полицейский делает следующее :

  • оформляет протокол, составляет схему аварии;
  • выносит определение о возбуждении административного дела в отношении виновника;
  • берет письменные объяснения у тех, кто участвовал в происшествии;
  • выдает участникам и пострадавшим справки о ДТП по .

Если никто не пострадал, то процедура проще :

  • полицейский составляет схему происшествия и берет письменные объяснения у участников;
  • водителям выдается справка о дорожно-транспортном происшествии.

С трамваем

Хотя и водители трамваев не всегда правы, по статистике львиная доля происшествий происходит именно по невнимательности водителей автомашин. Вообще, там, где есть трамвайные пути, осторожным надо быть вдвойне и не стремиться доказать свое превосходство. Помните, что даже на мизерной скорости в тридцать км/час трамвай пробивает автомобиль насквозь .

Вес даже пустого вагона составляет почти двадцать тонн, а еще следует помнить, что этот транспорт «не умеет» резко тормозить. Понятно, что этому «железному монстру» ничего не стоит просто разнести и ваш автомобиль, и тех, кто в нем сидит.

На трамвайных путях

Дорогу трамваям лучше не переходить не только потому, что это опасно. Водитель, заехавший в обход правил на рельсы, может быть оштрафован (от 5000 рублей) или вовсе лишен прав. Кто виноват — водитель авто или вагоновожатый, будет разбираться сначала инспектор ДПС , а затем суд. Иметь значение будут все — свидетели, показания видеорегистратора, протокол. Если вы не согласны с тем, что автоинспектор заносит в документ, озвучивайте свои доводы.

Отдельно встает другой вопрос: если на пересечении трамвайной линии произошло ДТП двух автомобилей, то надо ли в точности соблюдать букву закона и оставлять авто на железнодорожном полотне или трамвайных путях, дожидаясь приезда автоинспекции? Застопорится движение, да и трамвайное депо может выдвинуть претензии. Неважно, виноваты вы или нет — иск они предъявят ко всем участникам аварии , а уж в суде установят степень вины каждого.

Лучше всего поступить так : сфотографируйте с разных ракурсов столкнувшиеся машины и место аварии, составьте вместе с другим участником ДТП схему на бланке и подпишите. Желательна в этом помощь свидетеля. После этого уберите покалеченных «железных коней» с полотна и проезжей части и встаньте на обочине, пока едет полиция.

Некоторые, считая, что дело этим исчерпано, уезжают, полагаясь на . Этого делать категорически нельзя, автоинспекции нужно дожидаться в любом случае. Иначе вам грозит наказание в связи с невыполнением обязательств при дорожно-транспортном происшествии — это арест на 15 суток, либо лишение прав до полутора лет.

Автобусов и с автобусами (и микроавтобусы)

Если вы попали в ДТП с автобусом или микроавтобусом , то в этом случае происходит все так же, как и при обычном ДТП — водитель автобуса высаживает пассажиров, оба шофера остаются при своих транспортных средствах, дожидаясь приезда автоинспекции.

Вызвать «стражей дорог» в этом (да и при любом ДТП) нужно обязательно, иначе можно получить проблемы более весомые, чем претензии от автоколонны или трамвайно-троллейбусного управления.

С мотоциклом или велосипедом

Здесь прежде всего следует правильно понимать этот термин — наезд на велосипедиста. К этой категории относится и случай, когда сам велосипедист въехал в вас, а вы вроде как ничего и не делали. Если произошло ДТП с велосипедом или скутером, также следует остановиться на месте происшествия и вызвать автоинспектора для составления схемы аварии и протокола. Будет иметь значение все — и показания свидетелей, и видеорегистратор.

В случае ДТП с байкером на мотоцикле следует предпринять все меры, описанные выше.

Лобовой удар

Хуже всего то, что при лобовом ДТП почти всегда есть погибшие и вам повезет, если все обойдется без пострадавших. Именно поэтому любой ценой нужно его избегать. Если видите, что вот-вот столкнетесь, резко меняйте траекторию, лучше в кювет, чем в реанимацию и лучше штраф, даже лишение прав, чем смерть. Права вам, в конце-концов, возвратят. Многие автомобилисты советуют «не менять траектории» , чтобы потом, дескать, не возложили вину на вас. Но до установления вины еще надо дожить. Шансы на это при лобовом столкновении, даже в иномарке с подушками безопасности, крайне невелики.

Что же касается получения компенсаций, то последние назначают исключительно если пострадавший понес какие-либо затраты, например, на лечение. Соответствующие чеки и прочие документы, подтверждающие этот факт, следует сохранить и приложить впоследствии к исковому заявлению.

На ж/д переезде

По статистике чаще всего причиной таких аварий является нарушение водителями . Здесь как раз тот самый случай, когда осторожность не будет излишней. Железная дорога — рабочее место машиниста, он там полноправный хозяин. Въезжать на полотно нельзя не только когда в вашем поле зрения поезд или дрезина — это и без ПДД понятно, но и когда шлагбаум или светофор требуют от вас остановиться. Мало того, въезжать на переезд можно только тогда, когда впереди идущая машина с него уже съезжает.

Если все же произошло ДТП на железнодорожном переезде, нужно сделать все, чтобы избежать столкновения с поездом — если это случится, конец и автомобилям, и тем, кто в них находится. Именно поэтому шоферам столкнувшихся авто следует отложить выяснение отношений на потом и постараться убрать свои машины с полотна, можно попросить других водителей помочь.

Если это невозможно, то сделать следующее :

  • отправить помощников в обе стороны железной дороги, при этом проинструктировать их о сигналах, призывающих машиниста остановиться — круговое размахивание рукой с красным флагом, фонарем, факелом (если дело происходит ночью). Самим же нужно оставаться возле своего транспортного средства.
  • обратиться к дежурному по станции. Если убрать автомобиль с дороги поезда технически не представляется возможным, будет включен заградительный сигнал светофора , требующий остановки поезда.

На повороте

Если произошло ДТП на повороте , это не всегда явное . Чаще всего здесь признают виновным водителя, не убедившегося в безопасности маневра.

На территории предприятия

При аварии на территории предприятия (организации) составляется схема ДТП, фиксируется факт причинения ущерба. Автомобиль вместе с документами должен быть предоставлен страховой компании для осмотра .

На мосту

Кто виноват? Здесь все зависит от того, что послужило причиной ДТП на мосту, что создало аварийную ситуацию — обгон, остановка (а полос движения меньше трех — ), выезд на встречную полосу. Так, к примеру, обгон на мостах запрещен вообще. В любом случае, степень виновности будет устанавливать сначала инспектор ГИБДД, а затем суд. Виноватого водителя ожидает лишение прав до 6 месяцев ().

С фурами в городе и на трассе

Держаться от фур подальше лучше хотя бы потому, что у водителя легкового автомобиля гораздо больше возможностей для маневра , чем у громадного грузовика. И уж точно не следует соревноваться с дальнобойщиками, кто круче — тем более на магистрали, где скоростной режим иной, чем в городе.

Если авто аварии (ДТП) с фурой избежать не удалось, принцип тот же — остановка, аварийная сигнализация, знаки, вызов автоинспектора, схема аварии.

С деревом, столбом, забором, а также падение в ямы и провалы асфальта

Если произошло ДТП с деревом, забором или столбом, нельзя покидать место происшествия . Обязательно вызывается автоинспекция. Полиция составит схему аварии и вероятный ущерб. Помимо лишения прав, в соответствии с , виновника могут обязать выплачивать нанесенный ущерб по .

Отдельно следует оговорить ситуацию с разбитой дорогой. Что делать, когда автомобиль провалился в выбоину :

  • вызывается автоинспектор, который составляет схему аварии и вносит в нее яму;
  • делается фото поврежденного автомобиля;
  • привлекаются минимум два свидетеля.

Водитель может потребовать привлечения к ответственности и сотрудников дорожной службы. Если виновником признают самого водителя, он имеет право обратиться в суд .

Что же касается возмещения ущерба, то сначала предстоит получить в справки, свидетельствующие о происшествии, затем вызвать оценщика для определения степени полученного ущерба. Возмещение за ущерб выплачивается в добровольном или судебном порядке.

ДТП с травмами

Если в ДТП имеются пострадавшие, а то и погибшие — это во много раз серьезнее, чем простая авария и подпадает под . Расследование по таким происшествиям обычно длится до полугода — за это время опрашивают свидетелей, проводят экспертизы… Часто водитель, по вине которого все произошло, теряет бдительность и думает, что самое серьезное позади.

Этого как раз нельзя делать — ладно штраф (который тоже не маленький), но ведь, если есть тяжело пострадавшие, можно вообще лишиться права садиться за руль. А можно и избежать сурового наказания, если вас будет защищать квалифицированный автоюрист . Именно поэтому в подобных случаях обязательно следует обратиться к услугам адвоката.

Вред здоровью в ДТП определяется судебно-медицинской экспертизой и подразделяется на следующие категории :

  • Легкая степень тяжести при ДТП (незначительная стойкая утрата работоспособности или кратковременное расстройство здоровья). За это можно лишиться прав на год или полтора, или, если «повезет», в две с половиной — пять тысяч рублей .
  • Средняя степень тяжести. Трудоспособность утрачена не более, чем на треть, опасности для жизни нет. Виновник может быть оштрафован на 10 — 25 тысяч рублей или лишен прав на срок полтора — два года.
  • Тяжелая степень. Это уже «интереснее», так как подпадает не под административное, а под уголовное законодательство (). Здесь может может быть ДТП с летальным исходом, а также тяжелыми травмами, за это виновника могут ждать либо арест на три месяца — полгода, либо ограничение свободы — до 5 лет. Могут и посадить — на срок до двух лет, при этом лишить права управлять транспортным средством — до трех лет, либо вовсе бессрочно.

Если человек, пострадавший в аварии, скончался, виновного водителя ждет лишение свободы — до 5 лет и лишение права управлять транспортным средством (до 3 лет). Если же погибших было несколько — двое или больше, в места лишения свободы отправят на срок до семи лет.

Если с вами случилось несчастье и вы попали в аварию (или стали ее виновником) — не стоит пытаться убежать от последствий или решить проблему без посредства закона. Этим вы себе только навредите. И не стремитесь отстоять свои интересы самостоятельно, дорожные происшествия — вещь слишком сложная, в которой ошибаются даже законники.

Лучший выход — это как можно скорее обратиться к грамотному адвокату, который будет сопровождать вас в процессе, подскажет вам, какие существуют «подводные течения» и как их следует избегать.

На основе анализа повреждений определяется тип столкновения, который указывает на взаиморасположение в момент столкновения. До столкновения каждый автомобиль двигается в своем направлении. При столкновении автомобили могут перемещаться и поворачиваться в положения, в которых они оказались при полной остановке и которые не имеют ничего общего с их положением при столкновении.

После заднего столкновения автомобили могут остановиться в сцепленном состоянии, если это произошло в движении или отскочить один от другого, если один из автомобилей стоял. У одного автомобиля будет повреждена задняя часть, у другого - передняя часть. Следы повреждений на одном автомобиле будут совпадать с повреждениями другого.

Вообще дорожно-транспортные преступления являются специфическим видом преступлений, представляющих результат сбоя в действии системы «человек-автомобиль-дорога-среда». «Сложность взаимодействия элементов входящих в эту систему, определяет объективный и субъективный характер трудностей следственного процессе. Поэтому без использования современных судебно-автотехнических познаний невозможно успешное раскрытие и расследование дорожно-транспортных преступлений». Ведь «правильность наименования экспертизы и формулировки вопросов следователем при ее назначении может сыграть решающее значение при рассмотрении уголовного дела в суде. Это особенно важно при расследовании дорожно-транспортных преступлений, когда результат экспертизы является порой тем доказательством, на котором базируется все расследование.

При назначении любой экспертизы следователь должен четко представлять, какие специальные познания требуются для разрешения поставленных им вопросов. В случае, если для разрешения какого-либо вопроса требуются познания в нескольких областях научного знания, необходимо назначение комплексной экспертизы».

Следующим видом является встречное столкновение, оно происходит довольно редко, так как водители стремятся увернуться от встречного удара. Но они происходят и имеют свои особенности.

При таких столкновениях автомобили останавливаются на месте столкновения или отскакивают на равное расстояние, если их вес и скорость были одинаковы. При неодинаковом весе и скорости более легкий или двигавшийся с меньшей скоростью автомобиль будет отброшен назад с места столкновения. При таком столкновении автомобили не вращаются и обломки занимают небольшую площадь дороги. Основной вопрос при столкновении - выяснение на какой стороне произошло столкновение. Место столкновения в этом случае определяется по расположению автомобилей и по следам скольжения колес до удара и после него с учетом перечисленных особенностей.

В литературе есть данные, что: «анализ большого числа дорожно-транспортных происшествий позволил установить, что на каждые 100 ДТП приходится около 250 причин и сопутствующих фактов.

В отрезке времени, непосредственно предшествующем дорожно-транспортному происшествию, и в процессе его развития, влияние каждой из причин неодинаково. В каждой фазе развития ДТП можно выделить одну главную, ведущую причину. В последующих фазах происшествия эта причина может стать второстепенной, сопутствующей, а главной становится та, которая в первой фазе являлась сопутствующей. При анализе дорожно-транспортного происшествия необходимо выявить все причинно-следственные связи. В противном случае, установление первопричины происшествия затруднительно, а подчас и невозможно. Немаловажное значение при этом имеет выявление обстоятельств, предшествующих дорожно-транспортному происшествию. Во многих случаях предпосылки для ДТП создаются намного раньше самого происшествия.

Следующим видом является угловое столкновение, оно является наиболее распространенным ДТП и имеет свои особенности. При таком столкновении после удара автомобили обычно вращаются, оставляя следы шин; при столкновении левыми углами происходит вращение против часовой стрелки и автомобили отскакивают один от другого; при соприкосновении правыми углами - как правило, по часовой стрелке. Радиус разброса деталей и обломков зависит от площади соприкосновения массы автомобилей, их скоростей, от состояния дорожного покрытия. При таком столкновении следователь должен выяснить, на какой стороне от осевой линии дуги произошло столкновение, так как обломки, остатки стекла, разлитое масло и грязь могут быть разбросаны на сравнительно большой площади. Однако место столкновения можно определить приблизительно, так как при таком столкновении каждый автомобиль передвигается от места столкновения в сторону своей стороны дороги.

Перекрестное столкновение характеризуется тем, что следы торможения свидетельствуют о движении автомобилей.

У одного автомобиля вмятины будут в передней части, у другого - в боковой. Следы скольжения шин после столкновения будут отражать скорость движения автомашины. При рассмотрении перекрестного столкновения следователю необходимо решить, какой из автомобилей выехал первым на перекресток.

В первом случае следователю необходимо: измерить расстояние от места (точки) столкновения до линий, ограничивающих перекресток, это позволяет определить в дальнейшем скорость автомобилей. Исходя из скорости можно будет определить время, которое потребовалось каждому автомобилю для проезда от границы перекрестка до места столкновения. Время будет указывать, какой автомобиль выехал на перекресток раньше, какой позже.

Во втором случае определение скорости по торможению и его протяженности от границы перекрестка до места столкновения указывает, кто выехал на перекресток первым.

В третьем случае, когда оба автомобиля до места столкновения находились в состоянии торможения, длина тормозного пути будет указывать на скорость каждого из них и кто первым выехал на перекресток.

По статистике столкновения транспортных средств «происходят как правило при обгоне идущего впереди транспорта (каждый десятый случай), при объезде стоящего автомобиля (каждый двенадцатый случай), при движении транспортного средства в крайнем левом ряду (каждый третий случай). Основные причины: неправильный расчет при объезде или обгоне, выезд на полосу встречного движения, а также самоуверенность водителей».

Боковое столкновение, как и угловое, является самым распространенным; при боковом столкновении повреждения обычно незначительны и автомобили останавливают сами водители. При боковом столкновении автомобили обычно не вращаются. Достоверными фактами, указывающими место столкновения, являются куски грязи, отвалившиеся от крыльев, осколки стекол и следы скольжения шин. Характер царапин и вмятин боковин кузова, их направления могут указать направления движения автомобилей. При таком столкновении автомобили не перемещаются на противоположную сторону дороги и нахождения обоих автомобилей на той или иной полосе указывает полосу дороги, на которой произошло ДТП.

Столкновение имеет пять основных типов:

Заднее столкновение - столкновение с задней частью остановившегося автомобиля;

Встречное столкновение - когда автомобили, следуя точно навстречу друг другу, ударяются передними частями;

Угловое столкновение- удар одного автомобиля об угол другого, когда длина соприкасаю­ щихся поверхностей автомобилей при ударе составляет более 15 см;

-■ боковое столкновение - столкновение автомобилей боковыми сторонами, когда длина сопри­касающихся поверхностей автомобилей составляет менее 15 см; перекрестное столкновение, когда автомобили сталкиваются под прямым углом.

На основе анализа повреждений определяется тип столкновения, который указывает на взаимо­положение автомобилей в момент столкновения.

После столкновения автомобили могут перемещаться и поворачиваться в положения (в которых они окажутся при полной остановке), не имеющие ничего похожего на их положение при столкно­вении.

Положение в момент происшествия свидетельствует о том, какой автомобиль поворачиват пе­ред другим или какой автомобиль действительно ударил в другой.

При заднем столкновении имеются следующие особенности:

После такого столкновения автомобили могут остановиться в сцепленном состоянии, если это произошло в движении, или отскочить друг от друга, если один из автомобилей стоял;

У одного автомобиля будут повреждения сзади, у другого в передней части;

Следы повреждений на одном автомобиле будут совпадать с повреждениями другого. Встречное столкновение происходит редко, так как водители стремятся увернуться, но они все- таки происходят и имеют свои особенности;

При таких столкновениях автомобили останавливаются на месте столкновения или отскакивают на равное расстояние, если их вес и скорости были одинаковые;

При неодинаковом весе и скорости более легкий или двигавшийся с меньшей скоростью будет отброшен назад от места столкновения;

Автомобили при таком столкновении не вращаются и обломки занимают небольшую площадь дороги.

На какой стороне (полосе) дороги произошло столкновение, является основным вопросом для выяснения- Место столкновения в этом случае определяется по расположению автомобилей и по следам скольжения колес до удара и после него с учетом перечисленных особенностей.

Угловое столкновение является наиболее распространенным ДТП и имеет свои особенности:

При таком столкновении после удара автомобили обычно вращаются, оставляя следы шин;

При столкновении левыми углами происходит вращение против часовой стрелки, и автомобили отскакивают друг от друга;

При соприкосновении правыми углами - по часовой стрелке;

Разброс поврежденных предметов от ТС зависит от площади соприкосновения, массы автомо­ билей, скорости и состояния дорожного покрытия.

При таком столкновении следователь должен выяснить: на какой стороне от осевой линии доро­ги произошло столкновение, так как обломки, остатки стекла, разлитого масла и грязи могут рас­пространяться на сравнительно большой площади, что является характерной особенностью углово­го столкновения.

Однако место столкновения можно примерно определить, если следователь будет помнить, что при таком столкновении каждый автомобиль перемещается с места столкновения в сторону своей стороны дороги.

Боковое столкновение, как и угловое, является самым распространенным и требует тщательного расследования и знания особенностей, к которым относятся следующие:

При боковом столкновении повреждения автомобилей обычно незначительны и автомобили ос­ танавливают сами водители;

При столкновении автомобили не вращаются;

Достоверными фактами, указывающими место столкновения, являются куски осыпавшейся ]ря- зи (отвалившейся от крыльев), осколки стекла и следы скольжения шин;

Характер царапин и вмятин боковин кузова, их направление могут указывать направление авто­ мобилей;

При таком столкновении автомобили не перемещаются на противоположную сторону дороги и нахождение обоих автомобилей на той или иной полосе указывает, ка какой из них произошло ДТП.

Перекрестное столкновение характеризуется тем, что:

Следы торможения свидетельствуют о направлении движения;

У одного автомобиля вмятины с передней части, у другого - с боковой;

«- следы скольжения шин после столкновения отражают силу и скорость движущихся автомоби­лей.

При рассмотрении данного столкновения следователю необходимо решить, какой из столкнув­шихся автомобилей выехал первым на перекресток. В этом случае имеются три варианта:

1) оба выезжают на перекресток с постоянной скоростью (без торможения);

2) один выезжает на перекресток с постоянной скоростью, а другой тормозит;

3) оба выезжают на перекресток и тормозят. Для первого случая необходимо:

Измерить расстояние от места (точки) столкновения до линий, ограничивающих перекресток, - это позволит определить в дальнейшем скорость автомобилей;

Исходя из скорости можно будет определить время, которое потребовалось каждому автомоби­ лю для проезда от границы перекрестка до места столкновения.

Время будет указывать, какой автомобиль выехал на перекресток раньше, а какой позже.

Во втором случае определение скорости по торможению и его протяженности от границы пере­крестка до места столкновения указывает на того, кто выезжал первым на перекресток.

В третьем случае, когда оба автомобиля до места столкновения находились в заторможенном состоянии, длина тормозного пути будет указывать на скорость и того, кто первым выезжал на пе­рекресток.

Еще по теме Столкновение транспортных средств:

  1. § 6. Отстранение от управления транспортным средством.Медицинское освидетельствование на состояние опьянения.Задержание транспортного средства.Запрещение эксплуатации транспортного средства.Временный запрет деятельности
  2. § 2. Основные действия нотариуса при удостоверении договора отчуждения транспортного средства 1. Правовое значение факта последующей регистрации транспортного средства после заключения сделки отчуждения транспортного средства в органах ГАИ
  3. §3. Следы транспортных средств Виды следов транспортных средств, их обнаружение, фиксация и предварительное исследование
  4. § 6. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств
  5. 15.3. Преступления, совершаемые лицами, которым не вверены транспортные средства. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения: понятие, состав и виды
  6. Статья 11.27. Управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) и нарушение других правил эксплуатации транспортного средства при осуществлении международной автомобильной перевозки Статья 11.28. Утратила силу. - Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ. Статья 11.29. Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -