Правописание не и ни с разными частями речи. Повторение орфографии. Правописание НЕ с разными частями речи

ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК по русскому языку

в 10 классе (ЕМН)

Тема: «Частицы. Правописание Не и Ни»

Цели:

    – дать ясное представление о частицах как особой части речи, выполняющие различные функции в предложение;

    – закрепить знания учащихся о разрядах частиц;

    – показать роль частиц для создания образа, настроения в художественном тексте;

    – закрепить навыки слитного и раздельного написания частиц НЕ и НИ;

    – развитие устной и письменной речи учащихся;

    – воспитание активности на уроке, внимания и любви к близким и родным, чувства ответственности перед обществом, перед государством.

Тип урока : целевое применение ЗУН.

Методы: практические, словесные, частично – поисковые, наглядные.

Вид урока : урок – практикум.

Ход урока

I . Организация класса

II . Актуализация знаний

    Раздаются карточки слабым учащимся

    Ответы на вопросы:

Назовите служебные части речи (союзы, предлоги, частицы)

На какие группы делятся предлоги по происхождению (первообразные и производные) §42, стр. 231

Какие выражают значения предлоги в сочетании с падежной формой?

    пространственные: в, с, за, на, по, под, над, возле, вокруг, мимо, около…

    временные: с, до, к, на, после, прежде, во время…

    объектные: о, про, по, насчет…

    целевые: к, с, за, для…

    причинные: из-за, по, из, вследствие, благодаря…

    сравнительные: с, наподобие…

    лишения, удаления: кроме, за исключением, в отличие от … § 43, стр. 236

Что такое союзы? (служебные слова, выражающие синтаксические отношения между отдельными членами предложения, между частями сложного предложения и между отдельными предложениями)

На какие группы делятся союзы по характеру выражаемых отношений (сочинительные и подчинительные)

Какая роль у сочинительных союзов? (они связывают однородные предложения и части сложно-сочинительного предложения)

Назовите разряды п од чинительных союзов:

    временные: пока, едва, когда, покуда…

    условные: если, ежели, раз…

    уступительные: хотя, пусть, несмотря на то, что…

    причинные: потому что, так как, ибо, благодаря тому что

    следствия: так что

    целевые: чтобы, для того чтобы, дабы

    сравнительные: как, будто, словно, точно

    изъяснительные: что, чтобы

III. Новый материал.

    Запись темы;

    А что такое частицы? §44. (служебные слова, которые придают дополнительные смысловые, модальные (от слова «модальность» - категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания), эмоционально-экспрессивные оттенки значения словам, словосочетаниям и предложениям, а также употребляются для образования новых слов или иных форм самостоятельных слов)

    Работа по таблице (с.241)

Разряды частиц по значению

I . Частицы, выражающие смысловые оттенки значений

II . Частицы, выражающие модальные значения:

    утвердительные: точно, да, как же

    отрицательные: не, ни, вовсе не

    вопросительные: разве, неужели, ли

    сравнительные: как, будто, как будто

    указывающие на чужую речь: мол, якобы, дескать

III . Частицы, выражающие эмоционально-экспрессивные значения, усиливают выразительность, эмоциональность высказывания: ишь, что за, куда там, то-то

    устное выполнение упражнений 452 на стр. 243

Задание: найти словообразующие и формообразующие частицы.

Какие формы образуют формообразующие частицы?

№1. формообразующая частица «бы» образует условные наклонение глагола.

№2. «что-то» - словообразующая частица – «то» служит для образования неопределенного местоимения.

№3. «кое-кто» - словообразующая частица «кое» - служит для образования неопределенного местоимения.

№4. «кое-где» - словообразующая частица «кое» - служит для образования неопределенного местоимения.

№5. «пускай» - формообразующая частица служит для образования формы повелительного наклонения.

    Работа по таблице (из учебника на стр. 244, внесенной на интерактивную доску «Правописание НЕ и НИ»)

Когда же пишется частица «НЕ» слитно? Приведите примеры.

1) если слово без «не» не употребляется: недоросль, негодовать, ненавидеть, невдомёк, неряха, нелепо, невыносимый, невзлюбить;

2) если можно пообобрать синоним без «не» («не» - приставка): недруг – враг, несерьезный – легкомысленный, немедленно – тотчас, невесел – грустен;

3) с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов:

некто, нечто, некоторый, некому, некогда;

4) с полными причастиями без пояснительных слов: нерешенная задача, некрашеные полы;

5) с глаголами, имеющими приставку недо: - недоедать, недовыполнить (значение «ниже» нормы);

6) с наречиями негде, некуда, нехотя.

А когда частица «не» пишется раздельно?

1) с существительными, прилагательными и наречиями на –о, если противопоставление, или подразумевается;

2) с глаголами, краткими причастиями и деепричастиями: не читал, не думая, не подумав, вопрос не изучен;

3) с отрицательными местоимениями с предлогом, с другими разрядами местоимений: не с кем, не с чем, не от кого, не у кого;

4) с полными причастиями при наличии пояснительных слов: еще не вспаханное поле;

5)с краткими прилагательными и наречиями в роли сказуемого: не рад, не готов, не слышно, не видно;

6) в сочетаниях «далеко не», вовсе не, отнюдь не: никому не известные причины, ничуть не интересная книга, никогда не замерзающее озеро, далеко не легкое решение, отнюдь не весело.

6. Закреплению изученного - упр. 460, стр. 246

1) выразительное чтение текста;

3) – Какова основная мысль текста? Эгоизм – это чудо, это изверг добродетели;

4) передайте основную мысль текста одним сложным предложением.

Эгоист – это безобразие самодовольной, не – преклонной, дешево доставшейся добродетели, ты едва ли не противней откровенн ого безобразия порока!

5) Запись предложения у доски. Разбор, объяснение правописания «не»

Что такое «эгоизм» по словарю Ожегова? (ответы учеников)

Эгоизм – предпочтение личных интересов общественным, пренебрежение ими, себялюбие;

6) Воспитательный момент!

Зачитывание из «Азбуки нравственности» на стр. 237 отрывка об эгоизме. Эгоизм в той или иной степени свойствен каждому живому существу. Говорят даже, что без него человек бы не мог добиться чего-то большого, не смог бы защищать себя в биологической среде. Ученый Ганс Селье считает даже: если ты хочешь, чтоб тебя любили (а это нужно!), то ты из своих же эгоистических соображений должен добиться этого, то есть делать что-то хорошее для других, порой отказываясь от того, что нравится тебе. Вот почему даже самые большие эгоисты способны отказываться от своего эгоизма во имя своего «я», во имя того, кто их любит, оберегает, заботится, чтобы не потерять этого человека.

Чтение поучительной статьи «Твоя совесть» из сборника диктантов и изложений за 10 класс ЕМН на стр. 5. В жизни все начинается с малого. Совесть в человеке надо пробуждать с детства.

Изначальные уроки совести, так сказать, азбуки великой науки жизни, следующие: внушать ребенку говорить правду, не грубить старшим, не обижать младших, не брать тайком, без спросу то, что не положено.

То, что не усвоено с ранних лет, может быть приобретено позже, но уже ценой личного горького опыта, иными словами, ценой ошибок, нравственных потерь и запоздалого раскаяния.

Совесть – судья наших поступков, советчик и друг, неусыпный страж всех деяний, утешитель и безжалостный палач.

Спокоен и счастлив тот, кто живет в ладу со своей совестью. Незавидна участь того, кто разминулся с нею, поступился совестью ради маленькой выгоды или отрекся от нее из личного эгоизма. «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста», - сказал в свое время Пушкин.

Совестный человек не обманет, не украдет, не сподличает, не продаст, он не схалтурит, втихую не выпустит из своих рук брак. Совестный человек – значит, порядочный. Он наделен чувством достоинства, справедливостью и добротой. Такой человек живет по неписаным законам совести. Это дает самой личности спокойное удовлетворение духа, а всем окружающим дарит свет и теплоту человечности (во время чтения показать портрет Пушкина).

7) Выполнение упражнения 455 на стр. 245

А выполнить упражнение вам поможет «Алгоритм различения частиц НЕ и НИ» на стр. 244, внесенный на интерактивную доску.

А для этого устно разберем предложение №7. Увы, ни камни ожерелья, ни сарафан, ни перлов ряд, ни песни лести и веселья ее (Людмилы) души не веселят. № 12. Ни лесу, ни реки близко не было; ни глубокие овраги, заросшие кустарником, точно длинные, зеленые змеи, прорезали там и сям ровную степь. №13. Этот уголок (сада) вырезался как-то удобно, что никому и ни на что не был нужен, поэтому мы чувствовали себя полными его обладателями.

8) Самостоятельная работа – упр. 455, стр. 245, кроме предложений №7, №12, №13

9) Индивидуальная работа по карточкам с разно уровневыми заданиями и текстам по изученной теме.

IV . Рефлексия.

Что узнали нового на уроке?

Какая таблица помогает в правописании частиц НЕ и НИ (Алгоритм различения частиц НЕ и НИ.

V . итог урока

Возраст: 8 класс.

Тип урока: комбинированный (урок – закрепление пройденного материала, повторительно-обобщающий, урок – изучение новой темы)

Оборудование:

Карточки для проверки усвоения предыдущего материала,

Развернутые таблицы на доске.

Проверка усвоения предыдущего материала (повторение темы

«-н и -нн- в суффиксах разных частей речи»,

Выработка умений и навыков по применению знаний на практике,

Изучение нового учебного материала,

Развитие навыков правописания не и ни с разными частями речи,

Развитие монологической речи.

Форма проведения: урок – лекция, урок – практикум.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока.

Правописание не- и ни- с разными частями речи.

Возраст: 8 класс.

Тип урока: комбинированный (урок – закрепление пройденного материала, повторительно-обобщающий, урок – изучение новой темы)

Оборудование:

Карточки для проверки усвоения предыдущего материала,

Развернутые таблицы на доске.

Цели:

Проверка усвоения предыдущего материала (повторение темы

«-н и -нн- в суффиксах разных частей речи»,

Выработка умений и навыков по применению знаний на практике,

Изучение нового учебного материала,

Развитие навыков правописания не и ни с разными частями речи,

Развитие монологической речи.

Форма проведения: урок – лекция, урок – практикум.

Ход урока

I. Организационный момент (2-5 мин.)

Приветствие учителя. Проверка посещаемости учеников.

II. Проверка домашнего задания. (8-10 мин.)

Фронтальный опрос по правилам предыдущей темы (правописание -н- и

Нн- в суффиксах разных частей речи,

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1.

Вставить -н- или –нн-.

Безветр енн ый день, буль онн ый кубик, воро н ой конь, глин ян ый горшок, грач ин ое гнездо, див анн ая подушка, искусств енн ый шелк, карт инн ая галерея, лекарств енн ое растение.

Карточка №2.

Вставить -н- или -нн-.

Овч инн ый полушубок, мужеств енн о, разорв анн ый рукав, нежд анн ый гость, позолоч енн ое кольцо, груж енн ая кирпичом баржа, сумка нагруж ен а, посаж енн ый дуб, любимый плем янн ик.

III. Основная часть. (20-25 мин.)

Изложение нового материала. Наглядное пособие – таблицы.

1. Слитное и раздельное написание не.

1.1. не пишется слитно, если слово без не не употребляется,

1.2. не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно. Глаголы с приставкой недо- пишутся слитно (недосыпать, недоглядеть). От глаголов с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до- и частицей не , которые обозначают неполное, незаконченное действие (ему не до стает такта, аквалангист не до стал морскую раковину).

1.3. не с существительными, прилагательными и наречиями:

Слитно

Раздельно

Если слово с не имеет синонимы без не :

Недруг – враг,

Небольшой – маленький,

Негромко – тихо.

Если есть противопоставление с союзом а:

Не друг, а враг,

Не большой, а маленький,

Не громко, а тихо.

В конструкциях типа далеко не , вовсе не , отнюдь не , нисколько не , далеко не :

- далеко не единственный случай,

Вовсе не обязательно.

1.4. не с причастиями:

1.5. не с отрицательными местоимениями:

1.6. В остальных случаях не пишется отдельно:

С числительными (не в осемь книг ),

С местоимениями (не э тот ),

Со сравнительной степенью (не с тарше, не г лубже ),

Со словами дефисного написания (не пол-лимона, не п о-старому ),

В вопросительных предложениях (Не п равда ли ).

2. Слитное и раздельное написание ни.

IV. Проверка понимания нового материала. (2 – 3 мин. мин.)

Упражнение из учебника (Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи). Устно объяснить правописание не . Выписать слова с не и ни .

Словарный диктант. Проверка результатов, объяснение правописания. (3 – 5 мин.)

Не скрывая удивления, недоумевая, не мог встретить, затаить ненависть, негодовать от возмущения, не деревянный дом, недешево стоить, неширокая река, незадолго до встречи, нечем писать, ни рыба ни мясо, нет ни у кого.

V. Подведение итогов. (2 – 3 мин.)

Как пишутся с не слова, которые без не не употребляются?

Как пишется не с глаголами и деепричастиями?

Как пишется не с прилагательными, существительными и наречиями?

Как пишется не с причастиями?

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание. (1 – 2 мин.)

Упражнение из учебника,

Выучить материал урока.

VII. Список дидактического материала:

Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Пособие для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение.

Власенков А. И. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» - М.: Просвещение, 2004.

Золотарева И. В., Дмитриева Л. П.: Поурочные разработки по русскому языку. – М.: ВАКО, 2005.


Правописание НЕ и НИ с различными частями речи НЕНИ Отрицание = НЕТ Погода НЕ испортилась (Испортилась? – Нет.) Отрицание = И О не сказал НИ слова. (Не сказал И слова) Утверждение = ДА. Как НИ спешил, всё равно опоздал. (Спешил? – Да.) Частицу НЕ опустить нельзя: измениться смысл Частицу НИ можно опустить из предложения, не нарушив смысла Двойное отрицание в утвердительных предложениях. Я не мог не сказать (сказал). Я не мог не прийти (пришёл). НИ пишется раздельно со всеми частями речи, кроме отрицательных наречий и местоимений без предлога. Никуда, никто.


Устойчивые словосочетания. Ни то ни сё Ни жив ни мёртв Ни рыба ни мясо Ни нашим ни вашим Ни ответа ни привета Ни пуха ни пера Ни свет ни заря Ни слуху ни духу Ни к селу ни к городу Ни с того ни с сего Ни взад ни вперёд Ни за что ни про что Откуда ни возьмись Куда ни шло






Существительные, прилагательные, наречия. СлитноРаздельно Без НЕ слово не употребляется. Неряха Ненастный Нелепо Есть противопоставление. Не хорошо, а плохо Не правда, а ложь Не близкий, а далёкий. Образует новое слово, которое можно заменить близким по значению словом без НЕ. Неправда (ложь) Неблизкий (далёкий) Неплохо (хорошо) Есть зависимые слова (далеко, вовсе, совсем…). Вовсе не лёгкий поход. Совсем не интересно. Пояснительные слова обозначают степень качества. (очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, почти и т.д.) Совершенно неблизкий путь Есть зависимое слово, выраженное отрицательным местоимением или наречием. Ничуть не далёкий.






Глаголы и деепричастия. СлитноРаздельно Без НЕ слово не употребляется. ненавидеть В остальных случаях. Не хотелось Не видя. Обрати внимание! Глаголы с частицей НЕ следует отличать от глаголов с приставкой НЕДО-. Опираться в этих случаях нужно на значение, которое придаёт глаголу частица и приставка. Приставка НЕДО- придаёт глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с нормой. А глагол с частицей НЕ означает неоконченное, не доведенное дело до конца действие. Недоедал досыта Не доел обед.






Причастия. СлитноРаздельно Без НЕ слово не употребляется. Негодующий. С краткими причастиями. Не решена. Нет зависимого слова и противопоставления. Нерешенная задача. Есть противопоставление. Не решенная, а списанная задача. Есть зависимое слово. Не решенная дома задача.




1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Урок в 7 классе (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., М., «Просвещение», 2006 г.).

Учитель МКОУ «Перемышльская средняя общеобразовательная школа» Николаева Елена Васильевна.

Тема урока: «Отрицательные частицы НЕ и НИ».

Имя урока: «Такие разные и такие нужные».

Цели:

Формирование умения различать смысловые значения частиц НЕ и НИ.

Задачи.

1. Образовательные:

Научить детей понимать смысл словосочетания или предложения с не и ни;

Сознательно анализировать, сопоставлять возможные варианты, доказывать свой выбор.

2. Развивающие:

Развивать зрительную память, наблюдательность, внимательность;

Уметь составлять предложения.

3. Воспитательные:

Прививать чувство любви к Родине, природе, родному краю.

Социализация

Тип урока: урок – исследование.

Оборудование: учебник.

Эпиграф: « Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам». Гёте.

Ход урока

    Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Васильевна.

Вызов. Наш урок я хочу начать со стихотворения, а вы догадайтесь, какое слово я не прочитала.

Я – часть речи с названием …, /частица/

Встречаюсь вам почти на всех страницах.

Могу оттенки придавать значеньям,

Могу усилить их без напряженья,

Могу помочь я форм образованью,

Могу вообще подвергнуть отрицанью

Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Думаю, вы догадались, о какой части речи пойдёт речь.

Запишем число 17 апреля, классная работа. Имя урока: «Такие разные и такие нужные».

    Актуализация знаний. (вспоминаем то, что знаем о частице)

Составление таблицы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Служебная часть речи.

Продолжите предложение. - Частица – это …..

Как могут писаться частицы? (Вариант: Заполните пропуски в кластере.)

3.Ввод в тему. (определяем проблему)

Эпиграфом к уроку я взяла слова немецкого поэта Гёте. Запишите в тетрадь.

Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам. Гёте.

А как вы понимаете смысл этих слов?

Какие частицы есть в высказывании Гёте?

Какой оттенок они вносят в предложение?

К какому разряду они относятся?

Как вы думаете, о каких частицах мы будем говорить на уроке?

Запишите в таблицу, что вы хотите узнать об этих частицах)

4. Изучение нового материала . (решаем проблему)

Запишем тему урока ………… «Отрицательные частицы не и ни».

Мотивация . - Кто не проклинал эти частицы! Кто не бранился, часто ошибаясь в словах и предложениях с не и ни! Кто в минуту гнева не говорил: «Какая разница, что писать?»

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (научиться различать по смыслу частицы не – ни, уметь их правильно писать)

Мы постараемся понять, как нужны они в речи, как меняется смысл от неверного их написания. Многие замечательные слова «приходят и уходят», а НЕ – НИ остаются.

Частицы не - ни в безударном положении совпадают в произношении. Это приводит к ошибкам в употреблении этих частиц, различать их надо по их значению, опираясь на контекст.

Сегодня постараемся научиться различать не – ни. По ходу урока записывайте в таблицу то, что узнали на уроке.

1 – е значение НЕ. Посмотрите на предложения.

1. Вы не были в Национальном парке «Угра».

2. Не вы были в Национальном парке «Угра».

3. Вы были не в Национальном парке «Угра».

Какой смысл вносит частица не?

Перед каким членом предложения стоит частица не?

Вывод: в 1 случае всё предложение отрицательное, т. к. НЕ стоит перед сказуемым;

во 2 и 3 предложениях отрицается только один факт (кто-то другой был, где-то вы были), а в целом смысл у предложений утвердительный.

Убедимся в правильности выбора, прочитаем определение на странице 179 п. 67 вашего учебника.

Задание : Ребята, я прочитаю вам предложения. (Работа с текстом. Один у доски)

Чего не надо делать в лесу.

Не ломайте вершинку у берёзки. Вершинка не вырастает заново.

Не разжигайте без необходимости костёр. Не оставляйте огонь непогашенным. Не погашенный вовремя огонь может принести непоправимое несчастье.

Вопросы. – Можно ли назвать записанные предложения текстом?

К какому стилю речи принадлежит текст?

Какова основная мысль текста?

Выпишите предложения, в которых частица НЕ придаёт отрицательное значение всему предложению. Где должна стоять частица не?

2 – значение . - Частица НЕ вносит отрицание в предложение. А какое значение вносит частица НЕ в следующие предложения? Запишите в тетрадь.

Я часто думаю о Родине, о ней не думать не могу. (А.Прокофьев)

Не могу не говорить об охране природы.

Вывод: здесь два отрицания, каждая частица НЕ употреблена в отрицательном значении, но смысл у предложения утвердительный.

Давайте обратимся к учебнику и убедимся в правильности нашего вывода. Прочитаем определение на странице 180.

Задание. Поработаем в паре. Запишите предложения, ставя частицу НЕ сначала только перед 1-м глаголом, затем только перед 2-м, перед обоими сразу. В каком случае предложение получило не отрицательный, а положительный смысл?

    Молодая яблоня может расцвести весной.

    Я могу летом поехать в Этномир.

Работа в паре. 1 ряд – 1 предложение, 2 ряд – 2 предложение. У каждого из вас должно получиться по три перестроенных предложения.

3 – значение. - Посмотрите на следующие предложения, которые напечатаны на ваших листках . Прочитаем выразительно.

1) Матушка русская земля!

Кто не топтал тебя, не бил копытами! Какая жадная орда не бесновалась по тебе!

Всё выдержала ты… (Д.Зорин)

2) Кто не восхищается необъятными просторами России!

3) И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное (Н. В. Гоголь)

В чём особенность этих предложений?

Какие они по цели высказывания?

Нужны ли ответы на эти вопросы? Как называются такие вопросы?

(Такие вопросы называют риторическими . Особенность риторических вопросов в том, что вопрос ставится не с целью получить ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.)

Обратите внимание, что в конце таких предложений ставится вопросительный или восклицательный знаки, отрицательный смысл этих предложений не замечается, это отрицательная конструкция всегда пишется с НЕ.

Творческое задание. - Давайте сами попробуем сочинить предложения с риторическими вопросами.

(Куда он только не обращался с просьбой о создании заповедной зоны! Где он только не был!)

5. Физкультминутка. Я буду вам читать стихотворение, а вы, ребята, делаете движения и хором называете частицы, которые услышите.

Что за трудный наш урок!

Неужели не устали?

Уж пора бы распрямиться, потянуться.

Как нужна нам физзарядка!

Глазками перемигнемся и

И друг другу улыбнемся!

Какие частицы вы услышали, выполняя упражнения?

4 – значение. Задание. А теперь мы посмотрим, когда в предложении употребляется частица НИ. Запишите предложения.

1.На небе ни облачка.

2. Нет ни одного равнодушного человека среди юннатов.

Во втором предложении подчеркните грамматическую основу.

Есть ли подлежащее в предложении?

1. Сказуемые нет, не видно в 1-м предложении опущены, а частица ни усиливает отрицательный смысл этих опущенных, но подразумевающихся сказуемых.

2. - Какое значение у предложений?

Частица НИ усиливает отрицание, которое выражено словами не, нельзя, нет.

5 – значение . А теперь запишем такие предложения.

1. Кто не бывал в Парке птиц, тому стоит поехать туда.

2. Кто ни бывал в Парке птиц, всем очень понравилось.

Эксперимент. – Ребята, простые или сложные предложения мы записали?

Что получится, если написать частицу НЕ во 2- предложении?

Если опустить частицу НИ, изменится ли смысл? А НЕ?

Какое значение вносит частица НЕ в 1-е предложение? НИ во 2- е предложение?

Чтобы убедиться в правильном выводе, прочитаем правило на странице 177.

Потренируемся, выполняя коллективно упражнение 388 1 – 3 предложения.

Индивидуальное задание у доски. Карточки. (Льются птичьи переборы, стелются поля, и куда ни кинешь взором, всё моя страна. (М.Исаковский)

6. Закрепление.

Задание . Ребята, у вас на листочках напечатаны предложения. Прочитайте. Определите, из какого произведения вз я ты предложения, кто автор. (Н.В.Гоголь «Т.Бульба»)

Давайте выясним значение частиц.

    Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведётся так умирать…

    Всех, кто ни стоял, разобрала такая речь…

    Не ослабела ещё козацкая сила?

    Повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

    А на Остапа уже наскочило шестеро; но не в добрый час наскочило.

    Ни крика, ни стону не было слышно из уст его, не дрогнулось лицо его.

    Что бы ни было, пойду разведать, что он… Разведаю во что бы то ни стало.

    Проверим, чему научились на уроке. - Какой темой объединены предложения?

Цифровой диктант. 1 – НЕ, 2 – НИ. (на листах)

1. В поле нет ни души.

2. Ни один из восходов солнца не бывает похож на другой. (К.Паустовский)

3. В каких только уголках России не побывал я за эти годы!

4. Сколько ни ходи в лес, а всё увидишь невиданное и услышишь неслыханное. (Н.Сладков)

5. Я не мог несколько раз не улыбнуться, наблюдая за работой ласточек.

6. В каком бы далёком и прекрасном краю человек ни был, всегда помнит о свое малой Родине.

7. Кто не любит природу, тот не может гармонично развиваться.

Обменяйтесь мнением.

Проверка. 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1

    Итоги. Вернёмся к таблице. Что же вы узнали сегодня?

Вывод:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Служебная часть речи.

2.Служит для образования форм слова.

3.Вносит различные оттенки значения.

4. Служат для отрицания, усиления отрицания.

5.Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ пишутся раздельно.

6.Частицы – ТО, - КА, - ТАКИ (с наречиями, глаголами)пишутся через дефис.

Как различать частицы НЕ - НИ

1.В отрицательном предложении – не.

2.В утвердительном предложении при двойном не – не.

3.В предложении с риторическим вопросом и восклицанием – не.

4.В СПП с отрицанием – не.

5.В односоставном безличном предложении усиливает отрицание - ни.

6. В СПП с утвердительным значением – ни.

Когда пишется частица не? Какое значение она придаёт предложению?

Что такое риторический вопрос и какая частица в нём пишется?

Когда пишется частица ни?

Обратимся к нашему эпиграфу. Теперь мы понимаем значение частиц НЕ и НИ, а значит, эти знания теперь принадлежат нам.

Вы хорошо поработали, но на этом тема не заканчивается.

9.Домашнее задание (на выбор)

    П. 67, упр.387

    Выписать из произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» 6 - 10 предложений с частицами НЕ – НИ.

    Написать сочинение-миниатюру, обязательно используя частицы НЕ - НИ, на одну из тем « А в лесу ни души», «Чего не надо делать в лесу».

10. Рефлексия.

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке мы…

Мне понравилось…

Я научился…

Я чувствовал себя на уроке…

Мне удалось…

Меня удивило…

НЕ и НИ у нас частицы,

Нам их нужно уважать.

И при этом не лениться,

И ни часу не терять.

Спасибо за урок.

Заполните таблицу примерами.

частица

значение

примеры

НЕ

1.Отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.

2.Утвердительное значение

НЕ мочь + НЕ инфинитив.

3. Утвердительное значение в восклицательном предложении.

4.Значение отрицания в СПП.

НИ

1.Отрицание в предложении без подлежащего.

2.Усиление отрицания.

3.Значение утверждения в СПП.

Где бы люди меня (н…) спросили,

Я отвечу им так, (н…) солгу:

Мне (н…) жить без России,

Я дышать без неё (н…) могу. (А.Прокофьев)

Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение частиц.

(Н…) ломайте черёмуху.

(Н…) ломайте рябину,

Берегите калину.

(Н…) в апреле, (н…) в праздничном мае

(Н…) топчите свою луговину.

Мураву (н…) топчите, (н…) рвите,

(Не…)губите своих незабудок! (Ф. Сухов)

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Всем известна пр...тягательная сила родников. (Н…)один путник (н...)может пройти мимо что(бы) (н...)остановит(?)ся (н…)пр...пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. (Н…)в людных местах (н...)в глухой тайге родник (н...)остаётся (н...)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,- он нужен (н...)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Какой (н…) была богатой природа возможности её (не)безграничны. Мы должны быть её защитниками, ибо нельзя только владеть (н…) платя за добро ответным добром. (Н…)какими законами (н…) оградить пр…роду от ущерба, если каждый из нас (н…) осознает и (н…) на минуту (н…) буд…т забывать, что, нанося вред окружающей среде, мы вредим сами себе… (В.Ткаченко)