Конспект НОД «Знакомство с полезными ископаемыми. Конспект занятия в подготовительной группе«Подземные богатства земли

Елена Бацева
Примерный конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Полезные ископаемые»

Задачи :

Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина, нефть, газ, торф) .

Показать их применение в жизни человека .

Формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли;

Формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны ; Закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей;

Воспитывать интерес к природе и гордость за свою страну.

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие » , «Художественно-эстетическое развитие » , «Речевое развитие » , «Познавательное развитие » .

Воспитатель :

Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться : «Доброе утро!»

Доброе утро! Солнцу и птицам,

Доброе утро! улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым

Пусть доброе утро, длится до вечера!

Воспитатель : Дети, я очень рада видеть, что у вас хорошее настроение. И хочу вам сегодня рассказать необыкновенную сказку. Она называется СКАЗКА, ДОБЫТАЯ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ.

Воспитатель :

Хотите послушать?

Воспитатель :

Чего только нет у нас на земле!

А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.

Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.

Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…

Самолёты и звездолёты…

Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!

Правда, не в готовом виде.

В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь - разве что его сначала туда зароешь.

Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде.

Воспитатель :

Как вы думаете в виде чего?

Ответы детей .

Воспитатель : В виде полезных ископаемых .

Воспитатель : Почему полезных ?

Ответы детей .

Воспитатель : Почему ископаемых ?

Ответы детей .

Воспитатель : Потому что приходится много земли ископать , чтобы добыть то, что для нас на земле полезно .

Воспитатель А хотите узнать по подробнее о них?

Воспитатель :

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг :

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны.

Воспитатель :

Гранит - полезное ископаемое . Он не только прочный, но и красивый. Его называют декоративным. Встречается разных цветов чёрный, розовый, зелёный, жёлтый.

Наиболее распространена черная разновидность.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют гранит?

Ответы детей .

Воспитатель : Такие породы широко используются в архитектуре и строительстве.

Полезное ископаемое этого типа идеальный материал для отделки набережных, включая прибрежную морскую полосу. Этот камень поразительно устойчив к влиянию времени : даже спустя пять сотен лет разрушение только начинает проявляться. Атмосферные воздействия также мало влияют на гранит.

ИЗВЕСТНЯК

Воспитатель :

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела :

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

Воспитатель : Конечно же это мел. Его называют – Известняк.

Известняки чаще всего бывают следующих цветов : белый, серый, желтый, розовый, «персиковый» , серо-сиреневый, бурый, коричневый, голубой, а также их все возможные сочетания и оттенки.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют известняк?

Ответы детей .

Воспитатель : Известняк - важнейший строительный материал, из него изготовляются облицовочные плиты, стеновые блоки, скульптурные и архитектурно-строительные изделия, щебень

Применяется в изготовлении красок, замазок, резины, пластмасс, мыла, лекарств, минеральной ваты, для очистки тканей и обработки кожи, известкования почв.

Воспитатель :

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

Воспитатель : Песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют песок?

Ответы детей .

Воспитатель : Применение природного песка – широчайшее!

Воспитатель :

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

Воспитатель : Глина является очень распространённой горной породой.

Глина широко распространенна в природе, залегает на небольшой глубине.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют глину?

Ответы детей .

Воспитатель : Обычно на самом месторождении глины строятся кирпичные и черепичные заводы.

Незаменима глина и в искусстве, пластичная цветная глина является отличным материалом для создания скульптур. Широкую популярность заслужила в сельском хозяйстве : для кладки печей, глинирования токов, побелки стен и пр.

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Воспитатель :

Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Воспитатель :

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют уголь?

Ответы детей .

Воспитатель : Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки. Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо.

Воспитатель :

Отдельно – я не так вкусна

Зато бела и солона

И в пище - каждому нужна. (соль)

Воспитатель : Соль В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют соль?

Ответы детей .

Воспитатель : Основное значение соль имеет в пищевой промышленности в виде приправы.

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

Воспитатель :

Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.

Воспитатель : Железо. Железная руда представляет собой минеральное образование природного характера.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют железную руду?

Ответы детей .

Воспитатель : Железная руда является основным сырьем для получения чугуна. Он поступает на мартеновское или конвертерное производство, а также на восстановление железа. Из железа, как известно, производят самую различную продукцию, как впрочем, и из чугуна.

Воспитатель :

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички.

Воспитатель : Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют газ?

Ответы детей .

Воспитатель : Природный газ используют как высокоэкономичное топливо для электростанций, для цементной и стеклянной промышленности, черной и цветной металлургии, производства стройматериалов, получения различных органических соединений. Этот важный ресурс используется для и для коммунально-бытовых нужд.

Воспитатель :

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте : что же это?

Воспитатель : Нефть - это важное полезное ископаемое . Она имеет осадочное происхождение и добывается по всему миру.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют нефть?

Ответы детей .

Воспитатель : Только что добытая (сырая) нефть обычно не используется. Из нефти получают мазут, из неё же делают пластик и другие материалы. Благодаря этому, не прекращается движение транспорта по всей планете. Большая часть привычных предметов тоже делается из материалов на основе нефти. Это буквально все атрибуты современной жизни, начиная от пакетов и пластиковых окон и заканчивая корпусами для новейших компьютеров.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы поговорим с вами о полезных ископаемых , которые человек добывает в горах и недрах земли. А у меня к вам вопрос : а точно ли они полезны ?

Ответы детей

Воспитатель :

Горящие торфяники занимают огромные площади, огонь распространяется очень быстро и погасить его очень сложно.

Разлив нефти

Риск возникновения пожара и или взрыва от газа.

Воспитатель : Ребята, скажите получается, что людям без полезных ископаемых никак не прожить . А если это так, то как же человек должен поступать по отношению к полезным ископаемым ?

Ответы детей .

Воспитатель :

Полезные ископаемые – это природные богатства. Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, гранит, глина, торф, железная руда. Все полезные ископаемые создает сама природа. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые . На это уходят тысячи лет.

Итог занятия :

Ребята, наше занятие подошло к концу . Вот вы придете , сегодня домой, и кто-нибудь из ваших родных, мама, бабушка, папа или дедушка, спросят, что нового вы узнали сегодня, что вы им расскажете?

Рассказы детей .

Анализ занятия воспитателем

Задачи: расширять знания детей о природе, познакомить с подземными полезными ископаемыми, дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, газа), уметь перечислять их названия и определять к какой группе относятся.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением добычи нефти и газа, макет земли в разрезе, игрушка крот, подземные ископаемые.

Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие. Мы будем путешествовать по поверхности Земли и опустимся в самые ее глубины к самому центру.

Отгадайте загадку:

Все изгрыз и луг и сад

Землеройный аппарат

В темноте в часы прогулки

Рыл под полем переулки (крот).

Ребята, а где живет крот? (Под землей.)

Наша планета существует миллиарды лет. Природа за время существования Земли создала огромное разнообразие сокровищ в своих недрах. Эти сокровища бывают твердые, жидкие, газообразные.

Места, где в глубинах залегают полезные ископаемые называют – месторождением. Одни сокровища лежат на поверхности Земли, другие скрыты на глубине нескольких километров. Такие сокровища называют «Полезные ископаемые».

К твердым относятся: каменный уголь, гранит, железная руда.

Гранит – твердое вещество, прочный, зернистый. Его используют в строительстве. Верхняя часть земной коры получило название – гранитного слоя.

Каменный уголь – черного цвета, твердый. А кто мне скажет, а где используют уголь? (ответы детей). Уголь, помимо топлива используют в химической промышленности, из него получают краски, пластмассы.

(Показ картинок добычи каменного угля.)

К жидким – одним из представителей является нефть. Из нефти получают бензин, керосин. Это отличное топливо для машин и самолетов. Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. Она сама на Землю не выходит, ее выкачивают специальным насосом. (Показываю картинки добычи нефти.)

Ребята, послушайте загадку: На кухне у мамы помощник отличный

Он синим цветом расцветает от спички (Газ).

К газообразным относится – природный газ. Это очень легкое вещество, и очень хорошее топливо. Бесцветное, легкий, без запаха. Чтобы добыть газ также бурят скважины и по специальным трубам газ идет в разные регионы нашей страны. Его используют в быту, в промышленности.

А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Физминутка:

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки

Стоп, немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

А сейчас мы с вами поговорим о строительных полезных ископаемых.

Гранит – При разрушении гранита образуется цветное ископаемое песок – глина. Песок – рыхлая порода (желтого, красноватого цвета). Песок состоит из мельчайших частичек. Из песка варят огромные стекла, делают хрустальные изделия.

Глина – располагается по берегам рек, в оврагах и низинах. Из глины делают кирпич, различную посуду, фарфоровые вазы.

Еще есть такое полезное ископаемое как – известь – это белое вещество, похожее на мел. Его используют в качестве удобрения.

Ребята, а сейчас давайте немного поиграем. Я буду вам загадывать загадки, а вы будете находить отгадку у меня на столе.

(На столе стоят в формах гранит, песок, глина, уголь, известь; картинки с добычей газа и нефти).

Очень прочен и упруг

Строителям надежный друг

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны (Гранит.)

Если встретишь на дороге

То увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу

Она понадобится сразу (Глина.)

Белый камешек растаял

На доске следы оставил (Мел.)

Покрывают им дороги

Улицы в селениях

А еще он есть в цементе

Сам он удобрение (Известняк.)

Он очень нужен детворе

Он на дорогах, во дворе

Он и на стройке и на пляже

И он в стекле расплавлен даже (Песок.)

По трубе течет, пироги печет (Газ.)

Он несет в дома тепло

От него кругом светло

Помогает плавить стали

Делать краски и эмали

Он и черный и блестящий

Помощник настоящий (Уголь.)

Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть).

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы, тема: «Полезные ископаемые»

Цели и задачи:

Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование:

Посылка, образцы полезных ископаемых, емкость с водой, 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, магниты, лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками), заготовки для машинок (дно, крыша), металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка), кусочек пенопласта, партновская игла, цветная бумага, презентация «Полезные ископаемые» (в приложении).

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель:

Дети, поздоровайтесь с гостями.

Дети здороваются. В зал вносят посылку. Воспитатель вскрывает посылку. Внутри записка и небольшая коробочка.

Записка:

«Здравствуйте, дорогие ребята группы «Капельки». Пишет вам Крот из сказки «Дюймовочка».
На днях я подсчитывал свои несметные богатства и наткнулся на коробку, которая мне досталась от прадедушки. Там внутри какие-то камушки. Я уже хотел было выбросить их, но Дюймовочка мне посоветовала этого не делать, а сначала разобраться что это. Она посоветовала обратиться к вам за помощью, так как вы уже скоро идете в школу и наверняка многое знаете. Помогите, пожалуйста.

С уважением, Крот.»

Воспитатель:

Что же находиться в коробке? (открывает её)

Дети:

Полезные ископаемые.

Воспитатель:

Почему они так называются?

Дети:

Их добывают из-под земли. Они приносят пользу людям.

Воспитатель:

Какие три вида полезных ископаемых вы знаете?

Дети:

Твердые, жидкие и газообразные.

Воспитатель:

Какими способами их добывают?

Дети:

Открытым (карьер) и закрытым (шахта).

Воспитатель:

Давайте разберемся какие полезные ископаемые в этой коробке.

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.

Дети:

Воспитатель:

Какую пользу приносит гранит?

Дети:

Он используется в строительстве.

Воспитатель:

Раз огромнейший насос
Ухватил меня за нос.
Посадил меня в трубу
По трубе теперь бегу.
Прибегу я на завод -
Там меня нагреют. Вот
Такие вот продукты:
(Не конфеты и не фрукты)
Керосин, бензин, мазут...
Из меня произведут.
Без меня не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это?

Дети:

Воспитатель:

Что изготавливают из нефти?

Дети:

Бензин, пластмассы, моющие средства, лекарства.

Воспитатель:

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий.

Дети:

Воспитатель:

Какую пользу он приносит людям?

Дети:

Это топливо.

Воспитатель:

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.

Дети:

Воспитатель:

Для чего она используется?

Дети:

Из нее делают кирпичи, посуду, косметику (голубая глина).

Воспитатель:

Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.

Дети:

Воспитатель:

Какую пользу он приносит?

Дети:

Это топливо и удобрение.

Воспитатель:

Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он - удобрение.

Дети:

Известняк.

Воспитатель:

Где используется известняк?

Дети:

Используется в строительстве. Из него делают мел.

Воспитатель:

На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички.

Дети:

Воспитатель:

Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи...

Дети:

Это руда.

Воспитатель:

Что делают из железной руды?

Дети:

Ножницы, гвозди, рельсы, магнит.

Воспитатель:

Вы сказали магнит. А что вы о нем знаете?

Дети:

Он притягивает железные предметы.

Воспитатель:

Я предлагаю вам отправиться в волшебную страну магнитов, где вы узнаете о свойствах магнитов и способах их применения. Становитесь вкруг на ковер. Полетели.

Дыхательная гимнастика «Крылья»

Вместо рук - большие крылья.
Ну-ка, в небо, эскадрилья!


1 – руки через стороны поднять вверх (вдох);
2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох).

Поднимемся на носочки

Хорошо нам наверху!
Как же вы без нас внизу?

Исходное положение – ноги слегка расставлены.
1 – подняться на носки. Одновременно поднимая руки и посмотреть на них (вдох);
2 – медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки вперед и произнести звук «ш-ш-ш» (выдох).

Покачивание

Покачаемся слегка,
А под нами облака.

Исходное положение – ноги на ширине плеч.
1 – наклон вправо – «кач» (вдох)
2 – наклон влево – «кач» (выдох)

Надо посмотреть вокруг.
Рядом ли летит мой друг?

Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 – повернуться вправо (вдох)
2 – исходное положение (выдох)
3 – повернуться влево (вдох)
4 - исходное положение (выдох)

Мы хлопком встречаем Солнце,
Светит людям пусть в оконца.

Исходное положение – ноги слегка расставлены.
1 – поднять руки вверх (вдох)
2 – хлопнуть в ладоши, сказав «хлоп» (выдох)
3 – развести руки в стороны (вдох)
4 – исходное положение (выдох)

Мы представим, что мы пчёлы,
Пчёлы в небе – новосёлы.

Исходное положение – ноги слегка расставлены.
1 – развести руки в стороны (вдох)
2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох)

Приземление

Приземляемся, ура!
В страну магнитов, детвора!

Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки в «замок», опустить вниз.
1 – руки поднять вверх (вдох)
2 – наклон вперед с одновременным опусканием.

Воспитатель:

Вот мы и в волшебной стране магнитов.

Опыты:

Игра-опыт «Рыбалка»

Оборудование:

Емкость с водой,
5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны,
Магнит.

Ход опыта:

В емкость с водой опустить рыбок.
Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

Результат опыта:

Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук.

Вывод:

Поле магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

Воспитатель:

Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Игра-опыт «Бумажные гонки»

Оборудование:

Лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками),
Заготовки для машинок (дно, крыша),
Металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка),
Ножницы и скотч (можно клей и кисти),
Магниты.

Ход опыта:

Скотчем прикрепить к днищам автомобилей металлические пластинки и приклеить крыши.
Установить автомобили на старте.
Установить магниты под картоном на уровне старта, где стоят автомобили, и двигать магниты по контурам дороги.

Результат опыта:

Автомобили двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Поле магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом.

Вывод:

Поле магнита действует через картон и бумагу.

Воспитатель:

Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

Игра-опыт «Магнитная регата»

Оборудование:

Кусочек пенопласта в виде лодочки,
Портновская игла для мачты,
Цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте);
Магнит,
Миска или таз с водой.

Ход опыта:

Пустить лодочку плавать в таз с водой. Управлять лодочкой, двигая магнит над тазом (не касаясь их).
Результат опыта. Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Вывод:

Сила магнита действует даже на расстоянии.

Воспитатель:

Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом вещество перемешивается.

Опыт «Почему иногда два магнита отталкиваются?»

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

Два маленьких мебельных магнита.

Ход опыта:

Поднести два магнита друг к другу.
Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

Результат опыта:

В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Воспитатель:

Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Воспитатель:

Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения. Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).

Мы много сегодня с вами узнали о полезных ископаемых и о магнитах. Что вы узнали? Что вам больше всего понравилось? А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Релаксация «Полет высоко в небе»

(Звучит спокойная расслабляющая музыка).

Воспитатель:

«Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями приближаетесь к земле.
Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

Воспитатель:

Я предлагаю вам на память о сегодняшних новых знаниях о полезных ископаемых, разукрасить фигурки из глины, которые потом вы заберете домой.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы.

Открытое интегрированное занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы.

Цель : формирование правильного представления об окружающем мире, о рациональном использовании природных ресурсов в быту.

Образовательные задачи:

  • расширять знания о полезных ископаемых, классифицировать их по группам: железные руды, строительные материалы, горючие и самоцветы;
  • расширять и активизировать словарный запас детей;
  • знакомить детей со свойствами и качествами соли;
  • упражнять в ориентировке на листе;
  • закреплять умение определять первый звук в слове, записывать соответствующую букву, читать написанное.
Развивающие задачи:
  • развивать интерес и активность в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
  • активизировать мыслительную деятельность, память, внимание.
Воспитательные задачи:
  • воспитывать экологически грамотное поведение в быту и природе;
  • воспитывать чувство гордости за свой родной край.
Материалы и оборудование : мультимедийная презентация «Остров Сокровищ», видеофильм «Соль», макет «Добыча полезных ископаемых», бутылка с пиратской картой, письмо, сундук, изображение пальмы, игрушка-попугай, карточки для игры «Полезные ископаемые», тарелочки с солью, стаканчики с водой, лупы, деревянные палочки на каждого ребёнка, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа : рассматривание полезных ископаемых (уголь, нефть, песок, глина, железная руда, самоцветы), рассматривание иллюстраций и картинок, просмотр видеофильмов, беседы на темы «Для чего нужен газ/уголь/нефть?», «Где что добывают?».

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, к нам в детский сад сегодня принесли старинную бутылку, которую моряки нашли в море. Здесь лежит какая-то карта. Посмотрим! (Открывает карту .) Остров Сокровищ! Давайте отправимся на этот остров! Но для этого нужно уметь пользоваться картой, уметь её читать. Посмотрите на карту, давайте определим, где находится какой остров. (На экране геометрические фигуры, дети определяют их расположение. Примеры вопросов: какой остров находится в правом верхнем углу, где находится остров Треугольника? )

Воспитатель : Молодцы! Теперь можно отправляться в путешествие. Занимайте места на корабле. (Дети садятся на стульчики. На экране телевизора появляется картинка с изображением корабля в море .)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, вот уже и остров Сокровищ. Давайте сойдём с корабля на сушу. (Воспитатель выносит макет .)

Воспитатель : Посмотрите, это же остров Полезных ископаемых! А кто знает, что такое «полезные ископаемые»? (Ответы детей .) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые добывают люди на земле и под землёй и используют их в хозяйстве. Полезные ископаемые – это сокровища Земли. Давайте вспомним, какие бывают полезные ископаемые? Отгадайте загадки.

Мне, ребята, после плавки
Сталью быть охота.
Сталь нужна и для булавки,
И для самолёта.
А сама-то я невзрачна,
Тёмною бываю.
Под землёй, в пещерах мрачных
Часто залегаю. (Железная руда .)

И липка, и жирна, и мягка,
А посуда из неё крепка! (Глина .)

Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Можешь ты его копать
И в ведёрко насыпать. (Песок .)

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел .)

Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть .)

Воспитатель : Вы отгадали загадки о полезных ископаемых, а вот люди, которые их находят, называются геологами. Есть такая профессия – геолог. Мы сейчас с вами станем геологами и расскажем о полезных ископаемых. (Четверо детей рассказывают об ископаемых .)

Воспитатель : А сейчас мы поиграем. Нужно разделить полезные ископаемые на группы. (Дидактическая игра «Полезные ископаемые».)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, попугай принёс нам письмо. Давайте его прочитаем. Но, чтобы его прочитать, нужно определить первый звук с каждой картинки и записать в клеточки соответствующие буквы. (Дети находят письмо, читают его и находят сундук. Воспитатель открывает его .)

Воспитатель : Ребята, что же это в сундуке?

В серых скалах её вырубали,
Из морей и озёр добывали,
Чтоб потом положить по щепотке
В миски, плошки, горшки, сковородки.
Рис и рыба, фасоль и салат
Сразу стали вкусней во сто крат! (Соль .)

Воспитатель : Соль – это тоже полезное ископаемое, а значит сокровище Земли. А сейчас я вас приглашаю пройти в нашу выездную лабораторию. Давайте рассмотрим соль поближе. Какого цвета соль? Теперь понюхаем соль, имеет ли она запах? Потрогайте, какая она на ощупь? Попробуем её на вкус, какая она? Давайте определим, тонет она в воде или нет? Давайте помешаем, что произошло? (Дети проводят опыты .)

Воспитатель : Теперь переместимся к экрану. (Видеофильм «Соль». ) В глубокой древности соль была дороже золота, солью расплачивались за товар вместо денег. И её называли «белым золотом». Соль бывает каменная, поваренная и морская. Каменную соль добывают в соляных шахтах. Выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят на конвейер и поднимают наверх. Поваренную соль добывают из каменной соли и из соляных озёр с помощью специальных комбайнов. Посмотрите, как они работают. А потом соль грузят в вагоны. Морскую соль добывают путём выпаривания из морской воды. Соль, действительно, – сокровище. Она просто необходима для жизни человека, её не только употребляют в пищу, но и лечат различные заболевания.

Воспитатель : Ребята, с каждым годом мы используем всё больше и больше полезных ископаемых, и со временем они могут иссякнуть. Полезные ископаемые нужно экономить. А как? Бережно относиться к воде. Чтобы сэкономить газ, газовые плиты заменяют на электрические. Нужно сортировать мусор, чтобы отправить потом его на перерабатывающие заводы. Значит, даже мы с вами можем экономить полезные ископаемые.

Воспитатель : Сегодня мы с вами узнали об ещё одном полезном ископаемом – соли. Узнали, как используется соль. А ещё на соли можно рисовать, как на песке. И, заканчивая наше путешествие, я приглашаю вас пройти к столам и попробовать нарисовать картины. (Дети подходят к столам, на которых стоят тарелочки с солью. Рисуют палочками .)

Ирина Сергеева, воспитатель ГБОУ Школа № 1794 (корп. 2)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Людмила» комбинированного вида

Организованная

образовательная деятельность.

Область «Познание»

(ознакомление с окружающим миром)

тема: «Полезные ископаемые»

(для детей подготовительной к школе группы)

Воспитатель:

Бевз Майя Антоновна

г. Королёв

2014 г.

Цели и задачи:

Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов, где используются свойства магнитов в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование:

Посылка, образцы полезных ископаемых, емкость с водой, 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, магниты, лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками), заготовки для машинок (дно, крыша), металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка), кусочек пенопласта, портновская игла, цветная бумага, презентация «Полезные ископаемые» (в приложении).

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: - Дети, к нам сегодня приходил почтальон и принёс посылку.

Давайте посмотрим что там. Записка. (Внутри записка и небольшая коробочка .)

Записка:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Крот из сказки «Дюймовочка». На днях я подсчитывал свои несметные богатства и наткнулся на коробку, которая мне досталась от прадедушки. Там внутри какие-то камушки. Я уже хотел было выбросить их, но Дюймовочка мне посоветовала этого не делать, а сначала разобраться что это. Она посоветовала обратиться к вам за помощью, так как вы уже скоро идете в школу и наверняка многое знаете. Помогите, пожалуйста!

С уважением, Крот»

Воспитатель: - Что же находиться в коробке? (открывает её)

Дети: - Полезные ископаемые.

Воспитатель: - Почему они так называются?

Дети: - Их добывают из-под земли. Они приносят пользу людям.

Воспитатель: - Какие виды полезных ископаемых вы знаете?

Дети: - Твердые, жидкие и газообразные.

Воспитатель: - Какими способами их добывают?

Дети: - Открытым (карьер) и закрытым (шахта).

Воспитатель: - Давайте разберемся какие полезные ископаемые в этой коробке. Чтобы назвать их, нужно отгадать загадки.

1.Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

Дети: - Гранит.

Воспитатель: - Какую пользу приносит гранит?

Дети: - Он используется в строительстве.

Воспитатель:

2. Раз огромнейший насос

Ухватил меня за нос.

Посадил меня в трубу

По трубе теперь бегу.

Прибегу я на завод -

Там меня нагреют.

Вот такие вот продукты:

Не конфеты и не фрукты.

Керосин, бензин, мазут...

Из меня произведут.

Без меня не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это?

Дети: - Нефть.

Воспитатель: - Что изготавливают из нефти?

Дети: - Бензин, пластмассы, моющие средства, лекарства.

Воспитатель:

3.Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий.

Дети: - Уголь.

Воспитатель: - Какую пользу он приносит людям?

Дети: - Это топливо.

Воспитатель:

4. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А чтобы сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу.

Дети: - Глина.

Воспитатель: - Для чего она используется?

Дети: - Из нее делают кирпичи, посуду, косметику (голубая глина).

Воспитатель:

5. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.

Дети: - Торф.

Воспитатель: - Какую пользу он приносит?

Дети: - Это топливо и удобрение.

Воспитатель:

6. Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он - удобрение.

Дети: - Известняк.

Воспитатель: - Где используется известняк?

Дети: - Используется в строительстве. Из него делают мел.

Воспитатель:

7. На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички.

Дети: - Газ.

Воспитатель: - Чем полезен газ?

Дети: - Это топливо, которое обогревает жилище, помощник в приготовлении пищи.

Воспитатель:

8. Не зря она варилась в доменной печи. На славу получились ножницы, ключи...

Дети: - Это руда.

Воспитатель: - Что делают из железной руды?

Дети: - Ножницы, гвозди, рельсы, магнит.

Воспитатель: - Вы сказали магнит. А что вы о нем знаете?

Дети: - Он притягивает железные предметы.

Воспитатель: - Я предлагаю вам отправиться в волшебную страну магнитов, где вы узнаете о свойствах магнитов и способах их применения. Становитесь вкруг на ковер. Полетели.

Физкультминутка

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

Полетели, полетели,

Вперёд руками завертели.

А потом наоборот -

Назад помчался самолёт.

Воспитатель: - Вот мы и в волшебной стране магнитов. Давайте посмотрим что может магнит.

Опыты:

  1. Игра-опыт «Рыбалка»

Оборудование: Емкость с водой, 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, магнит.

Ход опыта:

В емкость с водой опустить рыбок. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

Результат опыта:

Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом, их можно легко достать, не замочив рук.

Воспитатель:

Дети: - Поле магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

Воспитатель: - Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

  1. Игра-опыт «Бумажные гонки»

Оборудование: Лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками),

Заготовки для машинок (дно, крыша), металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка), ножницы и скотч (можно клей и кисти), магниты.

Ход опыта:

Скотчем прикрепить к днищам автомобилей металлические пластинки и приклеить крыши. Установить автомобили на старте. Установить магниты под картоном на уровне старта, где стоят автомобили, и двигать магниты по контурам дороги.

Результат опыта:

Автомобили двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Поле магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом.

Воспитатель: - Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Дети: - Сила магнита действует через картон и бумагу.

Воспитатель: - Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

  1. Игра-опыт «Магнитная регата»

Оборудование: Кусочек пенопласта в виде лодочки, портновская игла для мачты, цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте); магнит, миска или таз с водой.

Ход опыта:

Пустить лодочку плавать в таз с водой. Управлять лодочкой, двигая магнит над тазом (не касаясь их).

Результат опыта.

Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Воспитатель: - Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Дети: - Сила магнита действует даже на расстоянии.

Воспитатель: - Благодаря свойству магнитов воздействовать на предмет можно на расстоянии и через растворы. Их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом, вещество перемешивается.

4. Опыт «Почему иногда два магнита отталкиваются?»

Оборудование (на каждого ребенка или на пару): два маленьких мебельных магнита.

Ход опыта:

Поднести два магнита друг к другу. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

Результат опыта:

В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Воспитатель: - Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения) . Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось проводить опыты?

Дети: - Да.

Воспитатель: - А теперь нам пора вернуться домой. Давайте снова встанем в круг и отправимся в детский сад.

Физкультминутка

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

Полетели, полетели,

Вперёд руками завертели.

А потом наоборот -

Назад помчался самолёт.

Воспитатель: - Вот мы и вернулись. Понравилось наше путешествие?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Ребята, мы много сегодня с вами узнали о полезных ископаемых и о магнитах. Что вам больше всего понравилось?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Я предлагаю вам на память о сегодняшних новых знаниях о полезных ископаемых, разукрасить фигурки из глины, которые потом вы заберете домой.