Расстояние от берега до нейтральных вод. Морские зоны российской федерации. Границы территориальных вод в балтийском море карта

В 1982 году в приморском городке Монтего-Бей на Ямайке представители 117 государств подписали международный договор, регламентирующий правила пользования мировым океаном — Морскую конвенцию ООН. Так завершился путь длиной в сотни лет — путь, полный вооружённых и дипломатических конфликтов.

История раздела мирового океана

Международная дипломатия, зародившаяся за много лет до нашей эры, уже во времена египетских фараонов и царей Месопотамии знала примеры международных договоров о разграничении зон влияния на суше. Однако, ни тогда, ни в поздние времена не существовало понятия о разделе моря на зоны политического и экономического влияния. Влияние государства на прибрежные воды в античные времена распространялись не далее, чем мог видеть наблюдатель с суши. Да и это влияние было весьма призрачным. Даже самые крупные державы того времени, Римская империя и Карфаген, не могли на 100% контролировать свои прибрежные воды. Побережье Средиземноморья буквально кишело пиратами и контрабандистами всех мастей, и самое большее, на что могли рассчитывать прибрежные государства в борьбе за влияние на море, это захват отдалённых побережий и островов с основанием там колоний и военных постов. Впрочем, особой необходимости в международных договорах о разграничении влияния на море в те годы не требовалось. Мореходство не было столь интенсивным как в наши годы, а использование морских ресурсов в то время ограничивалось прибрежным рыболовством.

Античный корабль

Вопрос о разделе морских просторов на сферы влияния обострился во времена, которые современные историки называют «Эпохой Великих Географических Открытий»: в конце XV — начале XVI вв. Именно тогда две величайшие морские державы, Испания и Португалия, осваивали недавно открытые территории Нового Света. Неопределённость зон влияния приводила к многочисленным морским и сухопутным стычкам между конкистадорами двух соседних стран. При посредничестве Папы Римского оба католических короля заключили ряд договоров, разделяющих мировой океан на две части по 30 градусу, который получил среди мореплавателей той эпохи название «папский меридиан».

Непобедимая армада

Однако, подобная узурпация просторов мирового океана не могла устраивать другие европейские страны: Англия и Голландия отказались признавать этот договор, проникая на территории, отведённые Испании и Португалии. Это привело к неоднократным вооружённым конфликтам между этими четырьмя странами: новые морские державы активно теснили испанцев и португальцев на мировой арене. Папские любимцы не оставались в долгу — чего только стоит испанская «Непобедимая армада». Однако не всегда державы действовали с помощью открытой силы — активно в морских спорах задействовались и дипломатия с юриспруденцией. Так, голландский юрист де Гроот выступил с концепцией «свободного моря», опубликованной им в 1609 году. В своём «Маре Либерум» он утверждал, что море принадлежит всем народностям, а не является чьей-то собственностью. Их соперники англичане выступили с ответной декларацией «Закрытого моря». Согласно британскому трактату «Маре Клаузум» (1632 г.) каждое государство имеет право защищать свои прибрежные воды, как имеющие исключительную важность для его безопасности. Это положение «закрытого моря» получило в те годы значительную популярность.

Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах голландского юриста Корнелиуса ван Бинкершока (1673 — 1743 гг.). Свои теоретические разработки Бинкершок изложил в нескольких трактатах, в том числе в «Де доминио маре» и «Де форо лигаторум». Согласно его утверждению, все государства имеют право на владение своими прибрежными водами. Как считал Бинкершок, государство может контролировать и защищать полосу моря, удалённую от побережья на расстояние пушечного выстрела. В те годы это было вполне рациональное предложение: основную роль в защите побережья во времена Бинкершока играли береговые батареи, морская пограничная охрана появилась значительно позже. Таким образом, было установлено так называемое «правило пушечного выстрела», принятое в 18 — 19 веках большинством морских государств Европы. В 17 веке дальность пушечного выстрела составляла порядка 3 морских миль. Это расстояние и было принято как общемировое, и сохранялось вплоть до окончания второй мировой войны: трёхмильная полоса считалась территориальными водами, а всё, что находилось дальше — нейтральными.

Корнелиус ван Бинкершок.

«Особое мнение» США

«Правило пушечного выстрела» просуществовало до 1945 года. Вполне понятно, что понятие «пушечный выстрел» в те годы было исключительно формальным: дальность выстрела берегового орудия в те годы уже превышала 20 миль (например — орудия немецкого «Атлантического вала»). Однако, в 1945 году президент Гарри Трумэн объявил о суверенном праве США на морскую территорию, пролегающую по прибрежному шельфу вплоть до изобаты глубины в 200 метров. Все эти весьма обширные территории американская администрация официально объявила своими. Связано это было с открытием на прибрежном шельфе значительных запасов нефти и газа, которые к тому времени стали стратегическим сырьём.

Эта декларация Трумэна, получившая номер 2667, породила цепную реакцию — многие страны стали перекраивать свои морские границы. Например, многие латиноамериканские страны (Чили, Перу, Никарагуа и т.д.) также объявили о расширении своих территориальных вод — до 200 миль от побережья. Чуть позже, в 1960-е г., к ним присоединились и ряд новых африканских государств — Танзания, Мадагаскар, Гамбия объявили о своих претензиях на 50-мильную зону моря, а Сьерра-Леоне — на 200 миль океана. Не остались в стороне и некоторые европейские страны, например Исландия.

Столкновение британского и исландского военных кораблей в ходе «Тресковых войн»

В результате? подобные односторонние меры вылились в череду экономических, дипломатических и даже вооружённых конфликтов за право пользоваться морскими ресурсами, получивших название «тунцовых» и «тресковых» войн. Происходили эти войны между США и странами Латинской Америки, а также в европейских водах. Наибольший резонанс получили «тресковые войны» между Великобританией и Исландией, дело в которых доходило до вооружённых столкновений противоборствующих ВМС и человеческих жертв, а государства разорвали дипломатические отношения между собой.

Мировой океан. Заштрихованы прибрежные экономические зоны государств

Морская конвенция ООН

Чтобы привести в порядок «морские дела», ООН в конце 50-х годов созвала первую конференцию по морским вопросам. Вторая и третья конференции прошли в 1960 и 1972 годах соответственно. В ходе этих конференций были выработаны основные положения относительно разграничения прибрежных территорий на внутренние и территориальные воды, экономические зоны. Особо оговаривался порядок пользования рыбными ресурсами и освоения прибрежного шельфа. Результатом всех этих конференций и стало подписание Конвенции по морскому праву. В настоящее время данную конвенцию подписали подавляющее большинство стран мира — 166 государств.

Экономическая морская зона США

«Особое мнение» США относительно разграничения мирового океана сохраняется вплоть до наших дней. Даже после того, как 117 государств мира в 1982 г. подписали Морскую конвенцию, Америка отказалась присоединяться к этому договору. Свои морские претензии США выразили в так называемой «Доктрине Рэйгана», озвученной тогдашним президентом Р. Рэйганом в 1983 г. Согласно ей, США в одностороннем порядке устанавливает 200-мильную экономическую зону. Как заявляется в доктрине 1983 г., Соединённые Штаты признают 200-мильные экономические зоны, но абсолютно не приемлют тезис о том, что океан вне пределов этих зон является общемировым достоянием и может осваиваться лишь на основании международного сотрудничества. Ряд других государств, таких как Перу, Венесуэлла, Сирия, также не подписали Конвенцию по причине несогласия с установленными размерами территориальных вод.

Основные положения Морской конвенции

Как указывается аналитиками, основное положение Конвенции — это установление прибрежных зон, в том числе и 200-мильной исключительной экономической зоны. Согласно Конвенции, 40% площади мирового океана занято этими экономическими зонами. Кроме 200-мильной, были установлены другие зоны (12-мильная, 24-мильная) и определены их статусы. Все отсчёты при этом ведутся от так называемой «базисной (исходной) линии». Эта воображаемая линия соединяет наиболее выступающие в море части берега: мысы, прибрежные острова, архипелаги.

Зоны моря, согласно положениям Морской конвенции ООН.

Территориальные воды

Территориальные воды – это ближайшая к побережью зона, на которую полностью распространяется суверенитет государства. Там действуют законы этого государства, ограниченные лишь положением «свободного прохода», согласно ст.2 Конвенции ООН. Согласно правилам «свободного прохода», любые суда могут проходить через территориальные воды с соблюдением некоторых условий, к примеру:

* Не создавать угрозы для безопасности государства;

* Не загрязнять акваторию;

* Не вести гидрографическую или топографическую съёмку;

* Не вести добычу морских ресурсов.

Проход военных кораблей через территориальные воды должен, как правило, согласовываться с государством, под чьей юрисдикцией находятся эти воды. Иностранные подводные лодки обязаны проходить в них только в надводном положении. Также возможен свободный проход кораблей через проливы шириной менее 12 миль.

Удалённость линии территориальных вод от берега, согласно Конвенции, составляет 12 морских миль. Однако, целый ряд государств установили в одностороннем порядке более широкие или узкие линии территориальных вод: Перу и Сьерра-Леоне — 200 миль, Сирия — 35 миль, Сингапур — 3 мили и т.п.

Внутренние воды

К этой категории относятся воды, рек, озёр и иных водоёмов, расположенных внутри границ государства. На них не распространяется действие Морской конвенции, в том числе запрещён «свободный проход» иностранных судов. Кроме этого к внутренним водам могут относиться воды архипелагов, или расположенные между группой островов и берегом. Это возможно в том случае, если они находятся между исходной линией и берегом. Примером может служить Внутреннее Японское Море. Однако, на часть внутренних вод может распространяться положения о «свободном проходе» — это относится к особо значимым каналам и рекам — скажем Суэцкому, Панамскому каналу или реке Амазонке.

Прилегающая зона

Морская зона на удалении до 24 миль от базисной линии называется прилегающей. Хотя прибрежное государство не имеет здесь исключительных суверенных прав, однако может пресекать тут контрабандные перевозки и иные нарушения международных правовых нормативов.

200-мильная экономическая зона

Установка Конвенцией этой зоны является одним из главнейших её достижений. Прилегающая к побережью страны полоса шириной 200 миль от исходной линии является той частью моря, где государство имеет исключительное право на следующую деятельность:

* Разведка и разработка любых морских ресурсов;

* Насыпка искусственных островов;

* Установка плавучих платформ;

* Сохранение природных ресурсов;

* Передача права на экономическую деятельность иностранной фирме.

Другие государства в 200-мильной зоне имеют право:

* На свободное передвижение кораблей и летательных аппаратов;

* На прокладку морских коммуникаций (кабелей, трубопроводов и т.п.).

Интересный факт: самой обширной экономической зоной обладают Соединённые Штаты, не подписавшие Морскую конвенцию. Площадь её 200-мильной зоны составляет 16 млн. кв. км — почти вдвое больше сухопутной территории США.

Морской шельф

Шельф

Шельф — подводное продолжение материка, вдающееся в море в виде обширной, относительно неглубокой территории, переходящей в открытое море. Согласно Конвенции 1982 года, прибрежные государства имеют преимущественное право на разработку здесь полезных ископаемых, ловлю рыбы и другую экономическую деятельность. При этом область шельфа зачастую простирается гораздо дальше 200-мильной зоны. В этом случае исключительные экономические права распространяются на полосу до 350 миль. В связи с наличием на континентальном шельфе значительных запасов полезных ископаемых, между прибрежными государствами ведётся серьёзная дипломатическая борьба. Примером может служить спор вокруг арктического шельфа между Россией, Канадой, США и Норвегией. Также в последние годы обостряется конфликт между Китаем и его соседями: Вьетнамом, Японией, Филиппинами.

Открытое море

Открытое море – территория, находящаяся вне территориальных или экономических зон любого государства. На юридическом языке также именуемое нейтральными водами, оно занимает примерно 60% от всей территории мирового океана. Юрисдикция открытого моря полностью регулируется положениями Конвенции. Согласно им, вся территория открытого моря является общим достоянием всех государств. Все работы по добыче или разведке полезных ископаемых должны производиться только после согласования с Международным агентством, что и является причиной, по которой США до сих пор отказываются подписать Морскую конвенцию ООН. Здесь может осуществляться беспрепятственное движение любых судов. Досмотру может быть подвержено только судно, подозреваемое в пиратстве, перевозке рабов и совершении иных международных преступлений.

Морские акватории в международном праве

Как определяются размеры части моря, которая находится под юрисдикцией прибрежного государства? До XVIII в. практиковался способ, по которому граница морских владений государств ограничивалась линией горизонта, видного с берега. Позднее многие страны стали считать своими морскими владениями акваторию, до всех точек которой могло достать их самое дальнобойное береговое огнестрельное орудие. Чем более развитой была страна в производстве вооружений, тем больший участок моря она могла контролировать. Как правило, подвластная территория ограничивалась расстоянием полета пушечного ядра от берега - в среднем 3 морские мили (1 морская миля - 1852 м).

К концу XVIII - началу XIX в. США и некоторые страны Западной Европы объявили своим морское пространство, простирающееся именно на расстояние трех миль от берега. К концу XIX в. развитие технологий позволило увеличить дальнобойность артиллерии до 20 км и более. В это время в международном праве начало применяться понятие «прилежащие акватории». В 1776 г. Англия объявила часть моря, простирающуюся на расстояние до 12 миль от ее берегов, «таможенной зоной». В 1799 г. примеру Англии последовали США, в 1817 г. - Франция, а в 1909 г. - Россия.

До принятия Конвенции ООН по морскому праву разные страны по-разному пытались установить свою юрисдикцию над акваториями. Австралия, Германия, Катар, Великобритания и США придерживались расстояния в 3 морские мили; Алжир, Куба, Индия, Индонезия и СССР считали своими территориальными водами расстояние в 12 морских миль, а Камерун, Гамбия, Мадагаскар и Танзания - в 50 морских миль. Некоторые страны Латинской Америки, в частности, Чили, Эквадор, Перу и Никарагуа, объявили о своих притязаниях на морские акватории, прилегающие к их берегам до расстояния 200 морских миль. Впоследствии аналогичную норму установило африканское государство Сьерра-Леоне.

Особые права разные страны заявляли в одностороннем порядке и на отдельные, специально оговариваемые акватории. В 1916 г. Министерство иностранных дел России уведомило другие страны о том, что открытые острова в Северном Ледовитом океане, находящиеся на продолжении к северу сухопутной территории Сибири, принадлежат России. В 1926 г. было принято постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР «О землях и островах в Северном Ледовитом океане, принадлежащих Союзу Советских Социалистических Республик». В постановлении говорилось, что все земли и острова (открытые и могущие быть открытыми), находящиеся между 32°5" в.д. и 168°50" з.д. (позднее долготы были несколько уточнены) к северу от Сибири и других прилегающих районов, принадлежат СССР.

Ратификация Конвенции ООН по морскому праву странами мира

Темным выделены страны, ратифицировавшие Конвенцию (среди них Российская Федерация).
Наиболее светлая закраска соответствует странам, Конвенцию не ратифицировавшим (среди них США, не спешащие добровольно ограничивать свои «национальные интересы»).
«Промежуточно серые» - страны, Конвенцию вообще не подписавшие (Казахстан, Средняя Азия, Турция, Венесуэла, Перу)

На I конференции ООН по морскому праву, проходившей в Женеве в 1958 г., были приняты четыре важнейших конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне, об открытом море, о континентальном шельфе, о рыболовстве и об охране живых ресурсов открытого моря. Однако участниками этой конференции являлся довольно узкий круг государств.

В 1960 г. состоялась II конференция ООН по морскому праву. Однако решений принять она не смогла.

В 1973 г. была созвана III конференция ООН по морскому праву, проработавшая до 1982 г. Результатом ее деятельности стала Конвенция ООН по морскому праву. Конвенция была принята в Монтего-Бей (Ямайка) 10 декабря 1982 г. и вступила в силу в 1994 г. Россия ратифицировала ее в 1997 г.

Конвенция определила 12-мильную зону территориальных вод (территориальное море - ок. 22 км от берега). В этой зоне прибрежные страны имеют полную юрисдикцию. Суда и корабли (в том числе и военные) иностранных государств имеют право «мирного прохода» через эти территории. В пределах 12 морских миль прибрежные страны обладают правом собственности на все живые и неживые ресурсы океана.

Кроме территориальных вод, Конвенция также определила «прилежащие воды » - до 24 морских миль от берега; в этой зоне прибрежные государства проводят свою иммиграционную, санитарную, таможенную и экологическую политику.

Для государств, полностью состоящих из островов, таких как Филиппины, Индонезия, Мальдивы и Сейшелы, Конвенция предусматривает особый статус - «государство-архипелаг ». Расстояние территориальных и прилежащих вод, а также исключительных экономических зон для таких стран отсчитывается от самой крайней точки самого крайнего острова. Указанный принцип распространяется лишь на острова, которые сами по себе являются суверенными государствами, а не являются частью какой-либо материковой страны.

Конвенцией закреплено понятие «исключительная экономическая зона ». Каждое прибрежное государство имеет право претендовать на исключительную экономическую зону (200 морских миль от берега), в пределах которой оно имеет право исследовать, эксплуатировать живые и неживые ресурсы. В пределах своих исключительных экономических зон государства имеют право регулировать строительные работы, а также использовать существующую в океане инфраструктуру для экономических, научных и экологических целей. Тем не менее, прибрежные страны не обладают правом собственности над самой акваторией моря или ее ресурсами в пределах исключительной экономической зоны, но все государства мира имеют право на строительство там трубопроводов и прокладку кабельных трасс.

Картосхема исключительных экономических зон, на которые распространяются особые права прибрежных и островных стран

Первые 15 стран мира по площади акваторий
исключительных экономических зон (ИЭЗ),
включая территориальные воды (ТВ)

Страна

Площадь ИЭС и ТВ ,
тыс. км 2

США 11 351
Франция 11 035
Австралия 8 148
Россия 7 566
Канада 5 599*
Япония 4 479
Новая Зеландия 4 084
Великобритания 3 974
Бразилия 3 661
Чили 2 018
Португалия 1 727
Индия 1 642
Мадагаскар 1 225
Аргентина 1 159
Китай 877

* Почти половина этой площади приходится на обширные территориальные воды Канады. Исключительная экономическая зона Канады без территориальных вод составляет 2756 тыс. км 2 .

Особо оговариваются зоны континентального шельфа . Женевская конференция 1958 г. определила, что к шельфу относятся и подводные хребты, являющиеся продолжением континентальной суши. 76-я статья Конвенции 1982 г. указывает, что граница шельфа не может проходить дальше 350 миль (ок. 650 км) от границ внутреннего моря. В настоящее время вопрос о том, в какой мере дно Северного Ледовитого океана может рассматриваться как континентальный шельф, приобрел особое значение для России. Ученые получили политический заказ доказать, что хребет Ломоносова (идет от Новосибирских островов в сторону Северного полюса между 140° и 150° в.д.), а также поднятие Менделеева (идет от острова Врангеля к центру Северного Ледовитого океана) являются продолжениями российского континентального шельфа. Если этот тезис удастся обосновать на международном уровне, это существенно расширит права России в Северном Ледовитом океане в рамках Конвенции. Для правящего режима в стране это вопрос престижа, ведь ратифицировав Конвенцию в 1997 г. (при этом, как это принято, не особенно думая о национальных интересах), государство потеряло юридические основания контроля над гигантской частью арктического сектора (иными словами, отдало всем желающим то, что принадлежало нашему народу). Доказать теперь, что отданное - это наше, и тем самым восстановить некоторые права над утраченным - для правящего режима значит несколько реабилитироваться в общественном мнении. Подробнее о ситуации с арктическим сектором России см.: «География», № 1/2007, с. 5–7.

Современный период отличается жестким законодательством и жесткой практикой многих государств, охраняющих естественные богатства, находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Еще более строго государства подходят к защите богатств в территориальном море. Примеры - действия норвежцев в отношении российских рыболовных судов, российских пограничников на Дальнем Востоке в отношении японцев. Защитить морские богатства России призваны федеральные законы «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне» 1998 г., «Об исключительной экономической зоне» 1998 г., «О континентальном шельфе» 1995 г., «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г. Они предусматривают арест судов любого флага за незаконный лов и иной промысел.

Трасса строящегося Северо-Европейского газопровода
(Нордстрим - Северный поток; обозначена жирной линией) проходит через исключительные экономические зоны нескольких Балтийских стран (границы зон даны тонкими линиями)

Открытое водное пространство относится к океаническим и морским территориям вне национальных юрисдикций. Все страны, включая те, которые не имеют собственного выхода к морю, имеют право навигации в открытых водах. Вместе с тем существуют некоторые правила в области защиты морской жизни и предотвращения загрязнения морской среды. Все гражданские и военные воздушные транспортные средства также имеют право свободного перелета через открытые водные пространства. Все страны мира имеют право заниматься рыболовством в открытых водах, но должны также придерживаться своих обязательств по международным соглашениям. Любая страна мира имеет право на строительство трубопроводов и кабельных трасс по дну океана, а также на проведение научно-исследовательской деятельности в открытых водах, если данная деятельность имеет мирные цели и не препятствует международной морской навигации.

Проведение научно-исследовательских работ на море является еще одной областью, регулируемой Конвенцией. Западные страны выступали за свободу проведения исследовательской деятельности с условием, что страны-исследователи будут обязаны уведомлять о цели своих исследований. Развивающиеся страны, напротив, выступали за такую систему, которая подразумевала бы получение формального разрешения у стран, в исключительных экономических зонах которых должны проводиться исследования. К недовольству большинства развитых стран, Конвенция фактически защитила позицию развивающихся стран: для проведения научно-исследовательской деятельности в исключительных экономических зонах государств необходимо получать официальные разрешения. Тем не менее после получения запроса о проведении исследовательской работы в ее акваториях страны не имеют права безосновательно откладывать свой ответ, а в случае отказа обязаны аргументировать его. Для получения разрешения любые исследовательские работы должны носить исключительно мирный характер.

Крайне болезненным оказался вопрос о добыче минеральных ресурсов с морского дна. Поиск ответа на простой вопрос: «Кто имеет право разработки морского дна с целью извлечения ресурсов?» - занял много времени. Одна группа государств (в основном, индустриально развитых) настаивала, что данной деятельностью имеют право заниматься те страны, которые имеют для этого необходимые технические и экономические средства. Другая группа (прежде всего, развивающиеся страны) призывала к созданию международного режима, который следил бы за тем, чтобы часть доходов, полученных от добычи ресурсов с морского дна, распределялась между наиболее нуждающимися странами. Согласно Конвенции, ресурсы, лежащие на дне открытого океана, являются достоянием всего человечества и ни одна страна не может претендовать на владение ими или какой-либо их частью. Страны Запада усмотрели в вышеуказанном принципе проявление идеологии социализма и не спешили присоединяться к соглашению. В 1990 г. генеральный секретарь ООН начал серию консультаций с заинтересованными странами относительно возможных изменений в конвенции, что, спустя четыре года, привело к подписанию соглашения, которое стало составной частью Конвенции по морскому праву. Индустриально развитые страны получили возможность блокировать принятие любого неугодного им решения, а корпорации, занимающиеся добычей минералов на морском дне, получили ряд финансовых послаблений.

Схема деления морской акватории на зоны, согласно Конвенции 1982 г.
(масштаб не соблюден):

1 - внутренние воды;
2 - территориальные воды (до 12 морских миль от берега);
3 - прилежащие воды (до 24 миль);
4 - исключительная экономическая зона (до 200 миль);
5 - континентальный шельф (не более 350 миль или не более 100 миль от отметки глубин в 2500 м);
6 - открытое море (открытое водное пространство).

В рамках Конвенции впервые в истории международного права создан механизм мирного разрешения споров между государствами по поводу морской деятель ности. Особое место среди предусматриваемых процедур занимает Международный трибунал ООН по морскому праву. Местопребыванием Трибунала является город Гамбург (Германия). Трибунал состоит из 21 члена, «избранных из числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся признанными авторитетами в области морского права».

По материалам:
А.Л. КОЛОДКИНА //
Конвенция ООН
по морскому праву 1982 года;
Международно-правовые
вопросы освоения Арктики//
Известия;
Международное
информационное агентство Washington ProFile ;
Wikipedia

И северным островом Японии – Хоккайдо. Граница с США проходит в проливе между российским островом Ратманова и американским островом . имеет и океанического соседа – . Эти страны разделяет . Наиболее протяженные морские границы России проходят вдоль побережья морей этого океана: , . Непосредственно России принадлежат по международным соглашениям в Северном Ледовитом океане (и других морях и океанах):

  • во-первых, внутренние воды ( , Печорская и Чешская губы);
  • во-вторых, территориальные воды – полоса вдоль всех морских берегов шириной в 16 морских миль (22,2 км.);
  • в-третьих, 200-милльная (370 км) экономическая зона площадью 4,1 млн. кв. км за пределами территориальных вод, закрепляющая за государством право на разведку и разработку территориальных ресурсов, добычу рыбы и морепродуктов.

России принадлежат также огромные шельфовые пространства, особенно в Северном Ледовитом океане, где по прогнозам, сосредоточены гигантские ресурсы (около 20% мировых). Важнейшие порты России на Севере – Мурманск и Архангельск, к которым подходят с юга железные дороги. От них начинается Северный Морской путь, вплоть до на . Большинство морей покрыты в течение 8-10 месяцев мощными толщами льда. Поэтому караваны судов проводят мощные, в т.ч. атомные, ледоколы. Но навигация коротка – всего 2-3 месяца. Поэтому в настоящее время началась подготовка к созданию арктической подводной магистрали, использующей для транспортировки грузов выведенные из боевого состава атомные подводные лодки. Они обеспечат быстрое и безопасное подводное плавание на всех участках Северного Морского пути вплоть до Владивостока и иностранных портов в и различных районах . Это принесет России огромный годовой доход и сможет обеспечить северный районы необходимыми грузами, топливом, продовольствием.

Верховная власть государства, его территориальное вер­ховенство - отличительная черта государственной террито­рии.

Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Консти­туция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 67) территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъек­тов, внутренние воды и территориальное море, воздушное про­странство над ними.

В сухопутное пространство РФ входят открытые и могу­щие быть открытыми в будущем земли и острова, расположен­ные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья РФ, в пределах между меридианами, соединяющими крайние точки побережья России с Северным полюсом

Водное пространство как часть государственной территории - это внутренние воды (реки, озера, каналы и другие во­доемы, берега которых принадлежат данному государству), при­надлежащие государству части пограничных рек и озер, внут­ренние морские воды (прилегающие к побережью воды портов, бухт, заливов и др.) и территориальное море, то есть прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.

Воздушное пространство государства - это та часть воз­душного пространства, которая находится над сухопутной и водной территориями государства. Высотный предел воздуш­ного пространства одновременно является линией разграниче­ния воздушного и космического пространств. В настоящее вре­мя такая линия не определена.

Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей территории иностран­ным государствам, их юридическим или физическим лицам.

Государственная территория должна использоваться в со­ответствии с нормами и принципами международного права и таким образом, чтобы не причинять ущерб другим государст­вам.

Изменение государственной территории также может быть произведено на основе определенно выраженного согласия го­сударств и в соответствии с нормами и принципами междуна­родного права.

Правовым основанием такого изменения становится меж­государственный договор о передаче определенной части тер­ритории или об обмене ее участками.

Государственная граница - это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяю­щие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства).Границы между сопредельными го­сударствами обычно определяются договорами между ними.


Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам.

На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наи­больших глубин), если река судоходная, либо по середине рус­ла, если река несудоходная. На озерах она представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера.

Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Она устанавливается госу­дарством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их раз­граничения между смежными или расположенными друг про­тив друга государствами).

Процесс установления границы включает две стадии: де­лимитацию и демаркацию.

Делимитация - это определение в договоре общего направления прохождения границы (словесное описание с указанием характерных мест ее прохождения - рек, озер, хребтов и т. д.) и нанесение ее на карту (графическое изображение).

Демаркация - это обозначение линии границы на местности посредством установления специальных погранич­ных знаков. Она осуществляется специально создаваемыми ко­миссиями из представителей сопредельных государств. При демаркации составляются демаркационные документы: прото­колы - описания государственной границы, протоколы погра­ничных знаков (с характеристикой их положения, формы, раз­меров, материала, номера и т. д.).

Территориальное море - это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (ос­новному сухопутному массиву и островам) и внутренним во­дам государств и находящийся под суверенитетом прибреж­ного государства.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль.

Отсчет ширины территориального моря производится:

1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутрен­них вод; 3) от прямых исходных ("базисных") линий, соединяю­щих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко из­резана или вдоль берега имеется цепь островов).

Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его су­веренитетом. Суверенитет прибрежного государства над тер­риториальным морем осуществляется с соблюдением норм ме­ждународного права.

Вспомните:

1. Что называют границей?

Государственная граница России – это линия, определяющая пределы государственной территории страны.

2. Какие виды границ вам приходилось пересекать?

Мне приходилось пересекать морские и сухопутные границы России.

3. Пользуясь рисунком и текстом §а, дайте определения понятий «территориальные воды», «экономическая зона», «внутренние воды».

Территориальные воды – это полоса моря или океана шириной 12 морских миль (22,2 км), прилегающая к побережью государства или его внутренним водам.

Экономическая зона – это полоса моря или океана шириной 200 морских миль (370,4 км) от границы территориальных вод государства. Не входит в государственную территорию страны.

Внутренние воды – это все воды (реки, озера, каналы, проливы и т.п.), находящиеся в пределах территории данного государства (кроме его территориальных вод).

4. Определите виды природных границ России. Какие границы наиболее протяженные?

Природные границы России:

Морские

Сухопутные, в т.ч.

Собственно сухопутные, в т.ч.

Равнинные

Озёрные

Наиболее протяженными являются морские границы (38,8 тыс.км)

Вопросы и задания

2. Пользуясь учебником и атласом, охарактеризуйте участки сухопутной границы России по плану: 1) название участка; 2) с какими странами граничит Россия на данном участке; 3) по каким природным рубежам проходит граница; 4) значение данного участка государственной границы для связей России с другими странами.

Первый участок сухопутной границы России

1) Северо-западная граница от Баренцева до Балтийского моря.

2) Граница с Норвегией, Финляндией.

3) Заболоченная тундра, долина реки Паз. Каменистая, лесистая местность.

4) Транспортный путь с целью активной внешней торговли.

Второй участок сухопутной границы России

1) Западная граница России от Балтийского до Азовского моря.

2) Граница со странами Балтии (Эстонией, Латвией, Литвой), Польшей, Белоруссией, Украиной.

4) Транспортные пути: шоссейные, железные дороги, трубопроводы (нефте- и газопроводы, поставляющие топливо в европейские страны).

Третий участок сухопутной границы России

1) Южная граница России.

2) От Черного до Каспийского моря граница с Украиной, Абхазией, Южной Осетией, Грузией, Азербайджаном. От дельты Волги до Алтайских гор граница с Казахстаном. Граница по реке Амур с Китаем, Монголией, Корейской Народно-Демократической Республикой.

3) Сложный горный рельеф, реки

4) Транспортные пути: шоссейные, железные дороги, трубопроводы.

Список стран-соседей России с их столицами.

Сухопутные:

1) Норвегия. Столица Осло.

2) Финляндия. Столица Хельсинки.

3) Эстония. Столица Таллин.

4) Латвия. Столица Рига.

5) Литва. Столица Вильнюс.

6) Польша. Столица Варшава.

7) Белоруссия. Столица Минск.

8) Украина. Столица Киев.

9) Абхазия. Столица Сухум (Сухуми).

10) Грузия. Столица Тбилиси.

11) Южная Осетия. Столица Цхинвал (Цхинвали) .

12) Азербайджан. Столица Баку.

13) Казахстан. Столица Астана.

14) Китай. Столица Пекин.

15) Монголия. Столица Улан-Батор.

16) Северная Корея (КНДР). Столица Пхеньян.

17) Япония. Столица Токио.

18) Соединённые Штаты Америки (США). Столица Вашингтон.

4. Запишите в тетради названия всех материков и пяти крупнейших по размерам территории стран мира в порядке убывания их площади.

Материки: Евразия, Африка, Южная Америка, Северная Америка, Австралия, Антарктида.

Крупнейшие территории стран мира: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия.

5. Пользуясь текстом §а, составьте для своих одноклассников три вопроса на тему «Самые интересные факты о границах России».

1) Что и во сколько раз длиннее: границы России или протяженность экватора планеты Земля.

2) Какую часть границ страны составляют сухопутные границы России?

3) На каком месте по протяженности морских границ находится Россия?