Конституционные права и свободы. Понятие и классификации конституционных прав и свобод граждан Реализация конституционных прав в рф

Статья 2 Конституции РФ устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы. В ст.17 и 19 также предусматривается, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина. Фактически каждое конкретное право и свобода сопровождается указанием на условия, способы их гарантии. Гарантии основных прав и свобод- это те условия и средства, которые обеспечи­вают их реализацию. Они включают в себя общие государственные гарантии прав и сво­бод человека и гражданина, а также специфические юридические гарантии их защиты.

Гарантии основ статуса личности также можно разделить на политические(определяют направленность политики госу­дарства на защиту личности, возможность контроля власти со стороны общества),социально-экономические (материальная основа этих прав, скажем, установленные законом государственные пенсии и социальные пособия) и юридические (провозглашение принципов правового государства, презумпции невиновности, недопустимости повторной ответствен­ности за одно и то же преступление и др.). В статье 55 особо оговорено, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Конституция Российской Федерации относит регулирование прав и свобод челове­ка и гражданина к исключительному ведению Российской Федерации. Это гарантирует единый правовой статус человека и гражданина для всех лиц, проживающих на террито­рии России.

Конституция в ст.45 закрепила, что каждый человек имеет право участия в защите своих прав всеми законными способами.

В Российской федерации существует следующий набор средств, способов и механизмов обеспечения прав и свобод человека и гражданина:

  • 1) Конституционно - судебный механизм8 - т.е. возможность обращения в Конституционный Суд (регулируется Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 1994 г.);
  • 2) Судебная защита в судах общей юрисдикции (регулируется Законом “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” 1993 г.);
  • 3) Административные действия органов исполнительной власти;
  • 4) Законная самозащита человеком своих прав - лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных актах;
  • 5) Помощь, оказываемая Уполномоченным по правам человека9;
  • 6) Международно-правовой механизм - возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

Университет Российской Академии Образования.

Юридический факультет.

Учебная дисциплина

Конституционное право Российской Федерации.

Тема: Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в

Российской Федерации.

(курсовая работа)

Выполнила:

студент III

Максим Равильевич

Астрахань 2001.

Введение.

I. Понятие. Признаки и классификация конституционных прав, свобод, и

обязанностей человека и гражданина.

II. Нормативное содержание конституционных прав, свобод, и обязанностей

человека и гражданина РФ.

III. Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ

Заключение.

Библиография.

Введение.

В современных условиях все более актуальной становится проблема изучения

конституционных прав, свободы и обязанностей человека и гражданина в

Российской Федерации.

Вопрос о конституционных правах, свободах и обязанностях человека и

гражданина приобретает все большую актуальность

в связи со многими факторами такими как: развитие института по правам

человека и соответственно его подразделений, например экспертной комиссии;

увеличение числа общественных объединений (различных форм) изучающих,

защищающих и борющихся за права и свободы человека и ростом их влияния в

регионах; необходимостью приведения действующего законодательства в

соответствие с Конституцией РФ.

Проблемы изучения конституционных прав, свободы и обязанностей человека и

гражданина в Российской Федерации

Витрук Н.В, Дмитриев Ю.А.

Объект нашего исследования - права, свободы и обязанности человека и

гражданина в Российской Федерации будет рассмотрен как институт, стоящий во

главе угла конституции любого демократического государства – основные права

и свободы человека и гражданина» и гарантий по защите этих прав и свобод.

Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе «Основы

конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его

права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита

прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Данное

положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ.

Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа

конституционного строя.

Не случайно положение о правах и свободах вынесено в число первых,

провозглашенных Конституцией. Место этого института обусловлено тем, что

права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью

государства и общества, целью функционирования всех государственных и

общественных институтов и структур.

I. Понятие. Признаки и классификация конституционных прав, свобод, и

обязанностей человека и гражданина в РФ.

Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве.

Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола

государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя.

Философской основой этого института является учение о свободе как о

естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди

начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но

потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о

В XVIII в. происходит документальное закрепление естественно-правового

понимания свободы.

В Декларации независимости США 1776 г. говорится: "Мы считаем

очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены

своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых

принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих

прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую

власть из согласия управляемых".

В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция) сказано: "1.

Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. 2. Цель каждого

государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых

прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление

угнетению".

Эти великие документы, действующие в своих странах и поныне, заложили

фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель демократического

правового государства. В тех странах, где общественное устройство

утвердилось на принципе свободы (гражданское общество), были достигнуты

большие успехи в развитии экономики, культуры, науки и техники, социальной

защиты населения.

Учение о свободе, составляющее фундамент прав и свобод человека и

гражданина, постоянно развивается философами, политологами и юристами,

пытающимися найти разумный баланс между свободой и социальной

справедливостью, свободой и государственным регулированием. При всей своей

многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-

правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных

положениях:

1. Все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их

естественные права. Обеспечение и охрана этих прав - главное назначение

государства.

2. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда

другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она

ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для

всех - основа свободы.

3. Границы свободы могут быть определены только законом, который есть

мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон

демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено.

4. Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление

прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности,

но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы.

5. Ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать

общему благосостоянию в демократическом обществе.

Основные постулаты учения о свободе легли в основу новой российской

Конституции, а некоторые из них прямо ею закрепляются. Так, в ч. 2 ст. 17

устанавливается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и

принадлежат каждому от рождения, а в ч. 3 - что осуществление прав и свобод

человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Такой

подход способствует глобальной унификации прав и свобод, обеспечивает

соответствие российских институтов по правам и свободам общечеловеческим

ценностям.

Термин "свобода" употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно

связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного

человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему

усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего

философского принципа, который реализуется через весь комплекс

конституционно-правовых норм. Иное дело - свобода как субъективная

возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода

совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин "свобода" по существу

тождествен термину "субъективное право", а различие объясняется только тем,

что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не

учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права)

является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека

в общем, философском смысле этого слова.

В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего

постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам) - он

остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества,

собственного государства, гражданином которого он является, а также

государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-

либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.

Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые

указывают направления и формы использования свободы. Эти права тоже носят

естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они

сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается.

Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для

поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет

права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е.

обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и

свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную

цепь правовых актов и действий, начало которым кладет конституция.

Конституционные права и свободы - это не все права и свободы, которыми

обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все

демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в

заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е. что за

человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. По этому поводу

говорится. "Перечисление в основных прав и свобод не должно толковаться как

отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и

гражданина". Ясно, что если бы эти "другие", да еще общепризнанные,

права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в

перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно

толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение

многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к

закрепляются всеми отраслями национального законодательства.

Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются

наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие

естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

Конституционные права и свободы являются главным элементом

конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между

человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства

защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного

человека (гражданина) Он вправе не просить, а требовать защиты прав,

которые государство признало естественными и неотъемлемыми.

В то же время Конституция связывает основные права и свободы с

обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и

обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина.

Этот статус и есть мера свободы, т. е. сочетание возможного и должного в

поведении каждого человека.

Понимание отношений человека и государства как правоотношений не

означает полной зарегламентированности. Для человека смысл этих

правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а

для государства - в обязанности оказать эту защиту Одновременно человек и

государство "выясняют отношения" по поводу конституционных обязанностей

человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных

формах требует (а порой принуждает) соблюдать эти обязанности. Но за

пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством

прав человек остается свободным.

Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств

и методов своей защиты. К их числу относятся:

Конституционно-судебный механизм (конституционный суд),

Судебная защита (суды общей юрисдикции);

Административные действия органов исполнительной власти,

Законная самозащита человеком своих прав,

Международно-правовой механизм.

Теперь попытаемся разграничить конституционные права и права человека

и гражданина.Эти две категории прав обычно упоминаются вместе, однако их

права, а права гражданина - из позитивного, хотя и те и другие носят

неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем

людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства,

в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права,

которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к

государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного

государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным

правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном

государстве. Поэтому правомерен термин "гражданские права и свободы",

синтезирующий обе группы прав и свобод.

Права гражданина - своеобразное ограничение равенства между людьми,

поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства.

Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах,

в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей

стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие

гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация,

допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием

каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво

связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные

обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких

обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).

Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по

соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право

частной собственности относится к категории прав человека, а право частной

собственности на землю - только прав граждан) или в силу особенностей

некоторых гарантий (Российское государство в состоянии гарантировать защиту

и покровительство за пределами страны только своим гражданам).

Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и

развитии уважения к правам человека и основным свободам без какой-либо

дискриминации была зафиксирована в Уставе Организации Объединенных Наций.

Однако потребовалась длительная борьба западных держав против сопротивления

тоталитарных государств, прежде чем появились крупные международно-правовые

акты в этой области. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека,

Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей. В

ней не делается различия между правами человека и правами гражданина, и все

права трактуются как принадлежащие всем людям. Статья 1 гласит: "Все люди

рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены

разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе

неприкосновенность, другие личные права и свободы, а также экономические,

социальные и культурные права, на которые человек вправе претендовать как

"член общества" (право на труд, социальное обеспечение, образование и др.).

Нормы этого документа имеют декларативный характер, а сам он не содержит

механизма обеспечения этих норм. Однако Декларация сыграла и продолжает

играть важную роль в утверждении прав человека.

В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важные акты -

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и

Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР

в 1973 г.). В этих актах дается более детализированный перечень прав

человека и гражданина, а, кроме того, Пактом о гражданских и политических

правах предусматривается создание Комитета по правам человека,

ответственного за соблюдение и принятие мер по претворению в жизнь прав,

признаваемых в этом Пакте. В 1984 г. аналогичный Комитет был создан по

экономическим, социальным и культурным правам. Оба пакта составили

своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина, а государства-

участники взяли на себя обязательство принять необходимые законодательные

меры по обеспечению предусмотренных в пактах прав и свобод.

Важнейшим международно-правовым актом о правах человека является

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в

настоящее время насчитывается одиннадцать) закреплены основные права и

свободы, уголовно-процессуальные гарантии, имущественные и другие права.

Для охраны этих прав и свобод учрежден Европейский Суд по правам человека,

юрисдикция которого распространяется на все дела, касающиеся толкования и

применения Конвенции. Участниками Конвенции являются члены Совета Европы

(их сейчас вместе с Россией 39), который является межправительственной

организацией, Согласно ст. 3 Устава этой организации каждый член

Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип,

в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны

пользоваться правами человека и основными свободами. Членом Совета Европы

может стать также любое европейское государство, которое рассматривается

как способное и стремящееся соответствовать положениям ст. 3 (в таком

статусе, изложенном в ст. 4 Устава, в Совет в 1996 г. принята Россия).

Существуют и другие международно-правовые акты о правах человека:

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или

унижающего достоинство обращения или наказания, Международная конвенция о

ликвидации всех форм расовой дискриминации и др. Серьезные документы в этой

организацией ООН - Международной организацией труда (МОТ).

Указанные международно-правовые акты послужили базисом для

соответствующей главы в Конституции России. Часть 1 ст. 17 устанавливает:

"В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека

и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного

права и в соответствии с настоящей Конституцией". Такая формулировка

означает, что любое из прав человека, перечисленных в международно-правовых

актах, действует в России только в том случае, если оно зафиксировано в

российской Конституции. Но, как отмечалось выше, среди основ

конституционного строя действует правило о том, что общепризнанные принципы

и нормы международного права являются составной частью правовой системы

Российской Федерации (ч. 4 ст. 15). Налицо очевидное несоответствие.

Однако, учитывая, что статус норм, являющихся основами конституционного

строя, выше, чем статус других норм Конституции, следует признать, что

общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав

человека имеют в России прямое действие и не требуют механизма

имплементации, т. е. закрепления через внутреннее законодательство.

Это тем более важно, что международно-правовые акты и конституция

часто закрепляют по сути одинаковые права не в идентичных формулировках,

что рождает различные толкования по поводу последствий. В Конституции РФ

нет нормы, равносильной ст. 2 Пакта об экономических, социальных и

культурных правах, в которой закреплено "право каждого на достаточный

жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное

питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни". К тому

же со временем международное сообщество может принять акты о новых правах и

свободах, включение которых в Конституцию России по каким-то причинам будет

задерживаться или вообще признано нецелесообразным. Аналогичный вопрос

встает в связи со вступлением России в Совет Европы - основные европейские

конвенции содержат высокие стандарты по правам человека, что требует

приведения в соответствие с ними внутреннего законодательства страны. Ясно,

что права человека во всех таких случаях должны быть защищены, и формой

этой защиты выступает прямое действие международно-правовых актов.

Процесс правовой интернационализации прав человека развивается быстро

и в весьма эффективных формах, превращая гражданина государства в

гражданина планеты. Фактически уже сейчас в силу признания международного

права внутренним правом страны ни одно государство не должно отказывать

человеку в каком-то субъективном праве на том основании, что оно не

зафиксировано в конституции данного государства. Трудно предположить, что в

России Государственная Дума откажется ратифицировать какой-либо

международно-правовой акт, закрепляющий новые права и свободы, а гражданам

будет отказано в этих правах по соображениям их отсутствия в Конституции.

Это указывает на неуклонное сближение международно-правового и

конституционно-правового институтов прав и свобод, что в перспективе может

сделать последний излишним. Единый всемирный правовой статус человека и

гражданина, несомненно, будет чертой будущей цивилизации.

Наиболее общей гарантией реализации прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией России в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.

Признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью и их защиты обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ) непосредственно формулируется из зафиксированного в статье 1 Конституции РФ положения о России как о демократическом правовом государстве. Наше государство должно обеспечивать осуществление прав и свобод каждого человека и гражданина. Для этого оно должно создавать систему защиты прав и свобод и устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

Конституция России предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Формами защиты прав граждан являются:

ь Защита прав граждан органами государственной власти и местного самоуправления;

ь Защита прав граждан общественными объединениями;

ь Самозащита прав человека, включающая в себя:

Обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

Обжалование в суд действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;

Обращения в средства массовой информации и правозащитные организации и общественные объединения;

Публичные выступления граждан в защиту своих прав;

Обращения в международные органы по защите прав человека (к примеру, в Европейский суд по правам человека).

Таким образом, государственная защита прав и свобод - это деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране прав и свобод человека и гражданина.

Защита прав и свобод государством является основным, главным способом во всем правозащитном механизме по следующим причинам: во-первых, государство располагает системой органов, которые обязаны осуществлять деятельность по защите конституционных прав и свобод; во-вторых, государство имеет в своем распоряжении набор эффективных средств не только для защиты и восстановления нарушенных прав, но и для недопущения подобных нарушений; в-третьих, только акт государственного органа обладает необходимой обязательной силой в отношении всех иных актов. И, наконец, государство располагает аппаратом принуждения с целью привлечения виновных в нарушении прав и свобод личности к ответственности. Все остальные способы защиты дополняют, но никак не подменяет государственную защиту конституционных прав и свобод.

Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выполнять Российская Федерация, входящие в ее состав субъекты, органы государственной власти и органы местно самоуправления. Они должны обеспечить права и свободы в пределах своих полномочий присущими им способами, методами и средствами на всей территории нашей страны Конституционное право России. Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005. С. 160-161.

Российская Конституция гарантирует каждому и судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые действия или решения органов гос. власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т.д.

Конституция РФ предусматривает возможность человека защищать, свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Способами самозащиты прав граждан являются:

Обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;

Обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения.

Заявления и жалобы граждан по поводу их нарушенных прав разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, учреждение, организацию, которые обязаны разрешить вопрос по существу, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, безотлагательно, но не позднее 15 дней.

Конечный момент рассмотрения жалобы и заявления - вынесение решения соответствующим органом, уполномоченным разрешать рассматриваемые в обращении вопросы. Надзор за точным исполнением законодательства в сфере рассмотрения обращений граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления возложен на органы прокуратуры.

В правовом государстве одним из наиболее действенных и распространенных способов защиты прав и свобод является судебная защита.

Конституционное право граждан на судебную защиту включает в себя два вида правомочий. Во-первых, это материальное содержание этого права (право на возмещение ущерба потерпевших от преступлений или вреда, причиненного незаконными действиями органами государственной власти или их должностных лиц). Во-вторых, это процессуальное содержание (право на судебный иск, на индивидуальную или коллективную жалобу в Конституционный Суд РФ).

Право на обжалование в суд действий или бездействия, решений органов и должностных лиц у гражданина возникает в случаях, когда:

Нарушены его права и свободы;

Созданы препятствия осуществлению его прав и свобод;

Незаконно на него возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Наряду с другими органами по защите прав и свобод человека в России особое место принадлежит Конституционному Суду РФ, который можно назвать последней инстанцией для человека, обращающегося за защитой своих нарушенных прав.

Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица.



Государственная защита прав и свобод граждан

Признание прав и свобод человека высшей ценностью и их защиты, обязанностью государства непосредственно вытекает из зафиксированного в Конституции положения о России как о демократическом правовом государстве. Конечная цель деятельности последнего состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

Государственная защита прав и свобод понимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране конституционных прав и свобод.

Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выполнять как Российская Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также законно действующие в стране общественные объединения. Они должны обеспечить права и свободы гражданина в границах своих полномочий присущими им способами, методами и средствами на всей территории России.

За границей обязанность защиты интересов российских граждан и юридических лиц возлагается на должностных лиц, дипломатических и консульских представителей, которые в своих действиях должны руководствоваться как национальным законодательством, так и международным правом.

Органы законодательной власти призваны создать полную и четкую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина. Кроме того, Государственная Дума - одна из палат парламента страны назначает на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.



Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту РФ как гаранту прав и свобод. Указом Президента в целях повышения эффективности мер по соблюдению прав граждан была создана Комиссия по правам человека.

Многие вопросы защиты прав и свобод решаются на уровне Правительства РФ, в компетенцию которого входит принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Защита прав и свобод человека и гражданина - одна их главных задач судебных, правоохранительных органов и прокуратуры.

Одним из главных направлений деятельности депутатов представительных органов всех уровней, начиная от местных и кончая федеральными, является защита нарушенных прав.


Тема «Российское избирательное право»

Отличительные особенности конституционных прав и свобод

В системе всех прав и свобод, которыми располагают граждане России, конституционные занимают особое место, поскольку они утверждены основным законом нашей страны.

В юридической науке выделяют следующие особенности конституционных прав и свобод :

  1. защита базовых ценностей и интересов каждой личности;
  2. независимость от пола, расовой или национальной принадлежности, а также от вероисповедания;
  3. распространение на всю территорию государства;
  4. высшая юридическая сила.

Конституционные права и свободы определяют правовой статус личности, все другие возможности и полномочия граждан естественным образом вытекают из положений основного закона страны.

Характеристики конституционных прав и свобод

Помимо вышеперечисленных особенностей, конституционные права и свободы граждан России имеют целый ряд других характеристик. Приведем здесь основные из них:

  1. принадлежность каждому человеку от рождения и неотчуждаемость до самой смерти;
  2. соответствие принципам и нормам международного права;
  3. непосредственное влияние на деятельность органов законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления, прямое применение в судебной практике;
  4. обязанность государства защищать и обеспечивать реализацию этих прав;
  5. ограничение конституционных свобод граждан возможно только в случаях, установленных федеральным законодательством.

Признаки конституционных прав и свобод

Если сравнивать конституционные права и свободы граждан России с остальными их возможностями и полномочиями, определенными гражданским, семейным, трудовым и другими кодексами, то также можно выделить ряд признаков .

Замечание 1

Конституционные права и свободы юридически закреплены лишь в тексте действующего в России основного закона, который был принят в 1993 году. Для их возникновения не требуется специальных правоотношений, источник этих возможностей и полномочий граждан страны заключается в их политико-правовом статусе.

Пример 1

Например, россияне могут избирать должностных лиц, выдвигать кандидатов в различные органы власти, выступать в роли присяжных заседателей, участвовать в деятельности муниципалитетов. И эти права предоставлены всем гражданам, начиная с совершеннолетия.

Социальную значимость конституционных прав и свобод в жизни любого человека трудно переоценить. По сравнению с возможностями и полномочиями, возникающими только при создании семьи, рождении детей, поступлении на работу и в других случаях, конституционные свободы касаются самого широкого круга лиц – всех граждан страны. Причем, некоторые из них распространяются на иностранцев и лиц без гражданства. Например, право на жизнь или защиту достоинства личности.

Конституционные права и свободы – это своеобразный стержень, на котором закреплены все остальные полномочия и возможности по использованию тех или иных социальных благ, доступных людям. Совокупность основных гражданских прав образует цельную систему, в которой все элементы взаимосвязаны друг с другом. Данная система, как сложный механизм взаимоотношений человека и государства, функционирует на основе принципов, также гарантированных положениями Конституции РФ.

Рисунок 1.

Принципы реализации конституционных прав и свобод

Вся система гражданских прав и свобод, доступных россиянам, реализуется в соответствии с принципами , установленными основным законом государства. Давайте перечислим эти принципы:

  1. равенство всех людей перед судом и законом;
  2. четкая взаимосвязь основных прав и свобод с конституционными обязанностями граждан;
  3. гарантированность судебной защиты и квалифицированной юридической помощи;
  4. презумпция невиновности.

Приведенные принципы реализации конституционных прав и свобод обязательны к применению и в отношении к другим возможностям россиян, закрепленным в гражданском, семейном или трудовом законодательстве. Остановимся на каждом из этих принципов подробнее.

    Статья 16 Конституции РФ утверждает всеобщее равенство граждан перед законом и судом.

    Органы государственной власти обязаны гарантировать соблюдение данного принципа, принимаемые ими решения касательно конкретного человека не должны зависеть от его пола, расовой или национальной принадлежности, родного языка, должностного или имущественного положения, социального происхождения, места жительства, политических или религиозных убеждений, членства в общественных организациях, а также от других обстоятельств.

    Реализация общественных, политических и экономических свобод в стране невозможна без исполнения гражданами своих конституционных обязанностей.

    Например, если не платить в бюджет России установленные законодательством налоги и сборы, то государство не сможет гарантировать осуществление права на квалифицированную медицинскую помощь, образование или социальное обеспечение. А если жители и организации не будут заботиться об охране окружающей среды, то под угрозой окажется право на охрану жизни и здоровья россиян. Кстати, наличие двойного гражданства никак не умаляет прав и свобод человека, но и не освобождает его от исполнения конституционных обязанностей.

    Статьи 46 и 48 основного закона страны устанавливают государственные гарантии судебной защиты прав и свобод граждан.

    Любые действия или, напротив, бездействие, а также решения должностных лиц, органов государственной власти, муниципалитетов или общественных объединений могут быть обжалованы в суде.

    При этом каждый человек имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случае недостатка средств адвокат должен быть предоставлен лицу, обвиняемому по уголовному делу, на бесплатной основе.

    Презумпция невиновности краеугольный камень в российской системе правосудия. Конституция РФ утверждает, что лишь вступившее в силу законное решение суда может быть основанием для признания человека совершившим то или иное преступление.

    Подозреваемый не обязан доказывать свою невиновность, он и его родственники вправе не давать свидетельских показаний во время судебного разбирательства.

    Если человек пострадал от незаконных действий или некомпетентности должностных лиц, то он имеет право на компенсацию причиненного ему морального или материального ущерба.