Кто такой ученый павлов. Иван петрович павлов - лауреат нобелевской премии по медицине

Во все времена земля русская славилась талантливыми людьми, которые были способны совершить как воинский подвиг, так и великое научное открытие. Каждый такой человек заслуживает самого пристального внимания со стороны общественности. Одним из таких учёных мужей является Иван Петрович Павлов, краткая биография которого и будет максимально подробно изучена в статье.

Рождение

Будущий гениальный деятель науки появился на свет 26 сентября 1849 года в городе Рязани. Прародители нашего героя как со стороны отца, так и со стороны матери всю свою жизнь посвятили служению Богу в Русской православной церкви. Папу Ивана звали Пётр Дмитриевич, в маму Варвара Ивановна.

Образование

В 1864 году Иван Петрович Павлов, биография которого интересна многочисленным читателям даже спустя много лет после его смерти, успешно окончил духовную семинарию. Однако учась на последнем курсе этого учебного заведения, он прочёл книгу о рефлексах головного мозга, полностью перевернувшую его сознание и мировоззрение.

В 1870 году Павлов становится студентом дневного отделения юридического факультета Петербургского университета. Во многом это объясняется тем, что бывшие семинаристы в те времена был очень ограничены в выборе своей дальнейшей судьбы. Но буквально через две недели перевелся на естественное отделение. Иван в качестве специализации выбрал изучение физиологии различных животных.

Научная деятельность

Будучи последователем Сеченова, Иван Петрович Павлов (биография его содержит много интересных фактов) на протяжении десяти лет стремился получить фистулу ЖКТ. Также учёный экспериментировал с перерезанием пищевода таким образом, чтобы еда не попадала в желудок. Благодаря этим опытам исследователь выяснил нюансы выделения желудочного сока.

В 1903 году Павлов выступил в роли докладчика на международной конференции в Мадриде. А уже на следующий год ученому была присвоена Нобелевская премия за глубокое изучение функциональных особенностей желез пищеварительной системы.

Громкое выступление

Весной 1918 года Иван Петрович Павлов, краткая биография которого может дать читателю понять о его внушительном вкладе в науку, прочитал курс животрепещущих лекций. В данных научных работах профессор поведал о человеческом уме в целом и о русском в частности. Стоит отметить, что в своих выступлениях учёный очень критично проанализировал тонкости и нюансы русской ментальности, особенно отметив отсутствие дисциплины интеллектуального характера.

Соблазн

Есть информация о том, что в период гражданского вооруженного противостояния и тотального коммунизма, не выделяющего никаких денег Павлову на исследования, ему поступило предложение от Шведской академии наук переехать в Стокгольм. В столице этого скандинавского государства Иван Петрович Павлов (биография и его заслуги вызывают уважение) мог получить максимально комфортные условия для своей научной работы. Однако данное предложение наш великий соотечественник категорически отверг, мотивируя это тем, что он очень любит свою родную землю и никуда переезжать не собирается.

Через некоторое время высшее советское руководство издало распоряжение построить институт неподалёку от Ленинграда. В этом заведении учёный и проработал до 1936 года.

Любопытный момент

Иван Петрович Павлов (биографию и интересные факты жизни этого академика нельзя обойти вниманием) был очень большим любителем гимнастики, да и вообще являлся ярым сторонником здорового образа жизни. Именно поэтому он создал общество, в котором собирались закоренелые поклонники выполнения физических упражнений и езды на велосипеде. В этом кружке ученый даже был председателем.

Смерть

Иван Петрович Павлов (краткая биография не позволяет описывать все его достоинства) умер 27 февраля 1936 года в Ленинграде. Причиной смерти по разным источникам считают пневмонию или действие яда. На основании завещания покойника, его отпели по православным канонам в церквушке в Колтушах. После этого тело усопшего перевезли в Таврический дворец, где провели официальную церемонию прощания с ним. Возле гроба был выставлен почетный караул из числа научных сотрудников различных учебных заведений и членов Академии наук. Предали земле ученого на кладбище под названием Литераторские Мостки.

Научный вклад

Иван Петрович Павлов, биография и научные достижения которого не остались незамеченными для его современников, даже после своей кончины оказывал существенное воздействие на медицину. Умерший профессор стал поистине символом советской науки, а его достижения в этой сфере многие рассматривали как настоящий идеологический подвиг. Под вывеской «защиты наследия Павлова» в 1950 году была проведена сессия Академии наук СССР, на которой серьёзным гонениям были подвержены многие светила физиологии, высказывавшие свое видение о некоторых принципиальных позициях исследований и опытов. Справедливости ради стоит сказать, что такая политика шла в разрез с теми принципами, которые исповедовал Павлов при жизни.

Заключение

Иван Петрович Павлов, краткая биография которого приведена выше, имел множество наград. Помимо Нобелевской премии, ученый был удостоен медали Котениуса, медали Копли и Круновской лекции.

В 1935 году мужчина был признан «старейшиной физиологии мира». Это звание он получил во время проведения 15-го Международного конгресса физиологов. Укажем, что ни до него, ни после ни один представитель биологии не смог получить такое же звание и не был так прославлен.

Творческий путь И. П. Павлова начинается в маленькой экспериментальной лаборатории при клинике выдающегося русского терапевта С. П. Боткина в . Здесь, в тесной комнатке были проделаны его первые блестящие ; здесь оформилась у него идея нервизма — идея, которая легла в основу всех его дальнейших исследований.

Фото: ru.wikipedia.org

Под нервизмом Павлов понимал широкое влияние центральной нервной системы на всю жизнедеятельность организма.

Диссертация И. П. Павлова на степень доктора была посвящена описанию открытого им нерва, усиливающего работу сердца. молодого ученого в области физиологии сердца внесли много нового в решение вопроса о саморегуляции кровяного давления.

Однако это было только преддверием других, глубоко оригинальных, поистине новаторских работ…
Фото: ru.wikipedia.org

Одна из важнейших проблем — физиология пищеварения. Ученых издавна интересовали те невидимые изменения, которые происходят с пищей в организме. Каким образом, под влиянием каких сил пищевые вещества перевариваются в желудке, расщепляются, изменяются, превращаясь в клетки и ткани самого организма?

К тому времени, когда Павлов начал свои искания, в этой области уже было сделано немало открытий. Однако очень многое еще оставалось неясным. Главная трудность состояла в отсутствии метода — казалось невозможным проследить за ходом пищеварения в здоровом организме. Чаще всего применялся так называемый «острый опыт», когда животному, находившемуся под наркозом, в поджелудочную железу вставляли трубку и следили за отделением сока. Были и другие попытки — вшить в проток поджелудочной железы стеклянную или свинцовую трубочку, но операция вызывала воспалительный процесс.

Ни тот, ни другой метод не удовлетворяли Павлова. интересовало не действие одного изолированного органа, а весь целостный организм, его связи и взаимодействия с окружающей средой. Павлов считал, что особое значение имеет изучение обычных, нормальных реакций животного на раздражение.

Фото: ru.wikipedia.org

В 1879 году Павлову удалось осуществить классическую операцию. Наложив собаке постоянную фистулу (фистула — отверстие) поджелудочной железы и добившись, чтобы животное оставалось после этого здоровым, он получил возможность наблюдать за нормальным ходом пищеварения. Впоследствии в лабораториях Павлова делались и другие блестящие по технике и оригинальные по замыслу операции. Животным накладывали фистулы на желудок, кишечник, выводили наружу протоки слюнных желез.

Иван Петрович Павлов, вклад в медицину которого трудно переоценить, сделал множество открытии, которые повлияли на многие науки.

Иван Павлов: вклад в науку

Открытия Ивана Павлова по физиологии пищеварения заслужили высшее международное признание. Его работа послужила толчком для развития в физиологии нового направления. Речь идет о физиологии высшей нервной деятельности.

Павлов Иван Петрович посвятил своей работе около 35 лет жизни. Он является создателем метода условных рефлексов. Исследование психических процессов, протекающих в организме животных, с помощью этого метода привело к созданию учения о механизмах мозга и высшей нервной деятельности.

Гениальный русский академик И. П. Павлов, проведя серию экспериментальных работ, явил миру понятие условного рефлекса . Суть его состоит в том, что, сочетая условный стимул с безусловной реакцией, появляется устойчивое временное новообразование. В своих опытах Павлов перед тем как покормить собаку использовал звуковой сигнал (условный стимул). Со временем он заметил, что слюновыделение (безусловный рефлекс ) у животного появляется только лишь при уже знакомом звуке, без демонстрации еды. Однако, связь эта оказалась временной, то есть без периодического повторения схемы «стимул – реакция», условный рефлекс тормозится. На практике мы можем выработать условную реакцию у человека на любой раздражитель: запах, определенный звук, внешний вид и т. д. Примером условного рефлекса у человека может служить вид или просто представление лимона. Во рту начинает активно вырабатываться слюна.

Еще одной важной его заслугой является разработка учения о том, какие существуют типы высшей нервной деятельности . Ему же принадлежит учение о «динамическом стереотипе» (комплексе реакций на те или иные раздражители) и другие достижения.

Ива́нПетро́вичПа́влов(1849- 1936) - один из авторитетнейших учёных России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы. В 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена И. П. Павлову, - он стал первым российским Нобелевским лауреатом.

Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта - отслюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных. Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного сока. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения.

Павлов ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности (2-й сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики.

В 1921 г. вышло Постановление Совнаркома о создании особых условий для научной деятельности И.П. Павлова. Научная жизнь в его лабораториях стала оживляться. В 1925 г. в Академии наук был создан Институт физиологии, директором которого Павлов оставался до конца жизни. Размах физиологических исследований в нашей стране достиг невиданных размеров. И.П. Павлов стоял во главе всех этих работ. Всемирное уважение к этому человеку было настолько велико, что на XV Международном конгрессе физиологов в 1935 г. он был назван «первым физиологом мира» - такого «титула» не был удостоен ни один ученый. Более 120 Академий, университетов и научных обществ избрали И.П. Павлова своим действительным или почетным членом.



Вся жизнь Павлова была отдана науке. Редкие часы отдыха, которые он себе позволял, использовались для посещения театра, концертов и особенно художественных выставок. Павлов любил русских художников-передвижников, знал и понимал реалистическую живопись, был в близких отношениях с И.Е.Репиным, М.В.Нестеровым, Н.Н.Дубовским и др. В конце жизни он собрал значительную коллекцию картин русских художников.

И.П. Павлов обладал громадным педагогическим талантом. Веселый, доброжелательный, открытый людям, он привлекал их, умел вдохнуть энергию и интерес самым, казалось, апатичным натурам. Эти качества позволили ему создать крупнейшую научную школу в области физиологии.

Исследования Павлова явились эпохой в развитии физиологии; они выдвинули его в ряды классиков естествознания, сделали фигурой, равной Ньютону, Дарвину, Менделееву.

Созданное Павловым учение о нервной высшей деятельности - одно из величайших достижений современного естествознания. Павлов был многогранным ученым. Его выдающиеся исследования по физиологии сердечно - сосудистой системы и особенно его классические исследования в области физиологии пищеварения, снискавшие ему мировое признание и славу создателя этого важного раздела современной физиологии.

Академии наук и научные общества России, Англии, Франции, США, Германии и Италии и других стран мира избрали его своим членом. Научные заслуги Павлова и его высокие человеческие качества привлекали внимание ученых, писателей и других деятелей культуры. За эти годы Павловская условно-рефлекторная тематика стала занимать почетное место не только в программах международных конгрессов физиологов, но и в программах международных конгрессов психологов и психиатров. Во многих странах систематически издаются как монографические работы, так и тематические сборники, посвященные актуальным проблемам учения Павлова. Поистине Павлов стал символом эпохи и путеводной звездой в изучении функций мозга.

Работы Павлова привлекли внимание С.П.Боткина, выдающегося широко образованного клинициста, который был сторонником физиологического направления в клинике. С.П.Боткин стремился связать клиническую работу своих сотрудников- врачей с экспериментальными исследованиями в области физиологии и фармакологии. Поэтому он решил устроить при своей клинике специальную физиологическую лабораторию и организацию этого дела поручил молодому исследователю - Павлову, который и начал работать в этой лаборатории с 1878г. в должности лаборанта (фактически в качестве руководителя лаборатории).

Материал по физиологии пищеварения был обобщен Павловым в «Лекциях о работе главных пищеварительных желез».

За 20лет в лабораториях Павлова в Институте экспериментальной медицины и в Военно-медицинской академии было выполнено и опубликовано свыше 250 научных работ, в том числе около 90 диссертаций.

В эти же годы Павлов принимал активное участие в работе "Петербургского общества русских врачей. В 1892г. он был избран действительным членом, а в 1900г. - почетным членом этого общества. На протяжении 13 лет он был товарищем председателя этого общества и в течение 7 лет его председателем.

Начиная с 1900г. Павлов участвовал в международных конгрессах физиологов, а затем психологов и неврологов. Особенно следует отметить доклад «Экспериментальная психология и психопатологии на животных», здесь впервые Павлов заявил о возможности строго объективного, физиологического анализа явлений, которые до того времени объяснялись только с психологической точки зрения.

В 1901г. Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907г. -действительным членом Российской академии наук. В 1912г. он получил почетное звание доктора старинного английского университета в Кембридже.

В начале 90-х годов Павлов приступил к изучению физиологии высших отделов центральной нервной системы - коры больших полушарий. Наблюдая, что при различных раздражениях, связанных с пищей, - при виде и запахе ее, звуках, напоминающих о ней, - у животного происходит выделение слюны, секреции желудочного сока и т.д. Физиолог говорил, что причиной секреции в этих случаях является желание пищи, воспоминание о ней, психические переживания животного.

Павлов на протяжении 35 лет изучал рефлекторную функцию головного мозга. Павлов создал свое учение о типах нервной системы. В основу Павловской классификации типов положено индивидуальное различие особенностей нервной системы: сила нервных процессов, их уравновешенность и подвижность. Соответственно этому Павлов признал наличие 4 основных типов нервной системы:

1. Тип сильный, но неуравновешенной нервной системы, которая характеризуется преобладанием возбуждения над торможением («безудержный тип»).

2. Тип сильной уравновешенной нервной системы с большой подвижностью нервных процессов («живой», подвижный тип).

3. Тип сильной уравновешенной нервной системы с малой подвижностью нервных процессов («спокойный», малоподвижный).

В последние годы жизни Павлова его деятельность протекала в трех учреждениях: в разросшемся физиологическом отделе Института экспериментальной медицины, в Физиологическом институте академии наук СССР и на биологической станции в селе Колтуши. Павловские лаборатории были снабжены превосходным оборудованием.Систематическое изложение всего учения об условных рефлексах Павлов дал в 1926г. в труде «Лекции о работе больших полушарий головного мозга».

И.П.Павлов дожил до 86 лет. Он умер от воспаления легких 27 февраля 1936 года. Павлов похоронен в Петербурге наВолковом кладбище рядом с могилой другого великого русского ученого - Д.И.Менделеева.

Выдающийся русский физиолог, первооткрыватель условного рефлекса. Первый отечественный ученый, удостоенный Нобелевской премии (1904). Член-корреспондент (1901), академик (1907) Петербургской Академии наук, Российской Академии наук (1917), АН СССР(1925).

Иван Петрович Павлов родился 14 (26) сентября 1849 года в семье Петра Дмитриевича Павлова (1823-1899), священника Николо-Высоковской церкви в .

В 1860-1864 годах И. П. Павлов учился в Рязанском духовном училище, в 1864-1870 годах - в Рязанской духовной семинарии. В 1870 году переехал в и до 1875 года учился в Санкт-Петербургском университете (сначала на юридическом факультете, потом - на естественном отделении физико-математического факультета). Окончил университет со степенью кандидата естественных наук.

После окончания университета в 1875 году И. П. Павлов поступил на 3-й курс Медико-Хирургической Академии (с 1881 года - Военно-Медицинская Академия), которую закончил в 1879 году с золотой медалью и начал работать в физиологической лаборатории клиники С. П. Боткина, проводя исследования по физиологии кровообращения.

В 1883 году И. П. Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца». 1884-1886 годы ученый повел в заграничной командировке для совершенствования знаний в Бреслау (ныне Вроцлав в Польше) и Лейпциге (Германия), где стажировался в лабораториях ведущих немецких физиологов того времени Р. Гейденгайна и К. Людвига.

В 1890 году И. П. Павлов был избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии Военно-Медицинской Академии, а в 1896 году - заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924 года. Одновременно (с 1890 года) И. П. Павлов заведовал физиологической лабораторией при организованном тогда Императорском Институте экспериментальной медицины.

В 1901 году И. П. Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907 году действительным членом Петербургской Академии наук.

В 1904 году И. П. Павлову была присуждена Нобелевская премия за многолетние исследования механизмов пищеварения.

С 1925 года и до конца жизни И. П. Павлов руководил Институтом физиологии АН СССР.

И. П. Павлов был избран членом и почетным членом многих зарубежных академий, университетов, обществ. В 1935 году на XV Международном конгрессе физиологов за многолетнюю научную работу он был удостоен почетного звания «Старейшины физиологов мира» (ни до, ни после И. П. Павлова, ни один ученый такой чести не удостаивался).

И. П. Павлов скончался в 27 февраля 1936 года. Он был похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.

В ходе своей научно-исследовательской деятельности И. П. Павлов ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов ему удалось установить, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования И. П. Павлова в области физиологии высшей нервной деятельности оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики.