О компании. Совет фонда единого института развития в жилищной сфере утвердил программу по формированию благоприятной среды Фонда единого института развития

Единый институт развития в жилищной сфере создан на базе АИЖК в 2015 году Правительством Российской Федерации с целью улучшения жилищных условий граждан России. Федеральный закон, предусматривающий создание единого института развития в жилищной сфере, подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 13 июля 2015 года.

Состав Единого института

К организациям Единого института развития в жилищной сфере – АО «АИЖК» относятся:

  • Некоммерческая организация «Фонд единого института развития в жилищной сфере»
  • АО «АФЖС»
  • АО «СК АИЖК»
  • ООО «Ипотечный агент «Фабрика ИЦБ»
  • ООО «УК АИЖК».

АО «АИЖК» оказывает организациям Единого института развития в жилищной сфере услуги по управлению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Наша задача

Наша задача – выработать комплексный подход к развитию сферы жилищного строительства и ипотечного кредитования. Увеличивая количество предложений комфортного и экономически выгодного жилья, мы хотим сделать его доступным для всех категорий граждан РФ.

Для нас важно создать единые механизмы работы рынка ипотечного кредитования и жилищного строительства, полностью обеспечив их государственной поддержкой.

Деятельность института

Работа Единого института развития в жилищной сфере направлена на обеспечение застройщиков земельными ресурсами, предоставление гарантий по кредитам застройщикам, развитие рынка арендного жилья за счет коллективных инвестиций, развитие вторичного и первичного ипотечного рынка.

Приоритетные цели

  • Обеспечение застройщиков земельными ресурсами;
  • Создание механизмов финансирования и реализации жилищного строительства;
  • Развитие ипотечного рынка.

Для их достижения мы будем вести активную работу по всем видам деятельности , связанным с развитием жилищного строительства и ипотечного кредитования. Вовлекая в оборот все новые и новые земельные участки для жилищного строительства, мы добьемся того, чтобы они полностью соответствовали требованиям каждого региона.

Основным итогом нашей деятельности к 2020 году станет увеличение доступного жилья на 40% и повышение доли новых выпущенных ИЦБ с участием АИЖК до 45% от общего объема.

Наша миссия

Улучшение жилищных условий россиян путем увеличения предложения качественного и комфортного жилья и повышения его доступности.

Программа по формированию благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества обсуждалась 21 сентября на заседании Совета Фонда единого института развития в жилищной сфере. В заседании принял участие – Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень.

Программа по формированию благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества АИЖК разработана в рамках реализации приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда». В качестве первоочередных мероприятий предлагается запустить системные изменения принципов благоустройства и формирования общественной среды в России.

«Для этого необходимо внести в федеральное законодательство ряд изменений, устанавливающих современные требования к проектированию и благоустройству городов. В соответствии с ними АИЖК за свой счет разработает комплекс стандартов для городов различных форматов», - отметил министр в своем докладе.

Разработанный документ определит технические требования к городской среде и ориентиры по её эстетическому оформлению, предложит принципиальные решения по планировке, функциональному зонированию и оснащению этих территорий в соответствии с установленными требованиями. В дальнейшем региональные и муниципальные документы должны быть актуализированы в соответствии с этими документами, что создаст единый вектор развития муниципалитетов в стране.

«Этот методический документ позволит задать ориентиры, определить параметры и характеристики среды, которую мы будем формировать в городах России с учетом культурных, исторических и региональных особенностей. В этой работе необходимо учитывать опыт Москвы, которая удивляет нас не только масштабом изменений, но и демонстрацией того, что такие преобразования нуждаются в твердой методической базе», - подчеркнул Михаил Мень.

В Стандарт комплексного развития территорий войдут методические документы, регулирующие развитие застроенных территорий, освоение свободных территорий, формирование облика городов.

Процесс разработки стандартов подразумевает комплексное исследование качества городской среды в ключевых городах различных регионов страны, оценку потребностей жителей (публичные дискуссии с вовлечением местного и профессионального сообществ), анализ существующей нормативно-правовой базы, анализ лучших мировых практик и возможности его применения.

Кроме того, для создания комфортной городской среды АИЖК разработает проекты благоустройства общественных зон в 40 муниципалитетах страны, в том числе принимающих гостей в рамках чемпионата мира по футболу.

«Согласно решению совета, будет выделено порядка 4 млрд. руб. на подготовку стандартов по городской среде и реализацию проектов благоустройства по 40 муниципальным образованиям», - сообщил Михаил Мень. Средства поступят из прибыли АИЖК и рассчитаны на долгосрочный период.

Справочно:

Некоммерческая организация «Фонд единого института развития в жилищной сфере» создана в 2016 году по поручению Правительства РФ для реализации государственных социальных проектов и программ в области развития жилищного строительства, повышения доступности ипотечного кредитования для отдельных категорий граждан, а также повышения качества среды и благоустройства, создания комфортных условий проживания населения страны. Учредителем Фонда является АИЖК.

Согласно стратегии, основными направлениями деятельности Единого института развития в жилищной сфере станут: обеспечение застройщиков земельными ресурсами, предоставление гарантий по кредитам застройщикам, развитие рынка арендного жилья за счет коллективных инвестиций, развитие ипотечного рынка. АИЖК станет управляющей компанией для дочерних обществ и Фонда РЖС.

Фонд РЖС будет заниматься подготовкой земельных участков для застройщиков до уровня, востребованного рынком в каждом конкретном регионе. Конечный продукт Фонда РЖС будет давать полное представление о проекте застройки, отвечать спросу на жилье и планам муниципальных образований, а также гарантировать стоимость подключения в рамках установленных параметров проекта. Фонд РЖС пересмотрит портфель земельных участков и подход к его формированию, запустит более глубокую проработку участков и облегчит операционную модель.

Единый институт развития в жилищной сфере поддержит финансирование застройщиков через льготное фондирование банков и предоставление гарантий по кредитам, в том числе в рамках государственной программы «Жилье для российской семьи». Также будут сформированы условия для привлечения на рынок арендного жилья средств коллективных инвесторов или выпуска ипотечных ценных бумаг, обеспеченных обязательствами наймодателя под залог построенного наемного жилья.

Будет продолжена поддержка рынка ипотеки посредством расширения числа каналов продаж (банки, региональные операторы, застройщики и риэлторы) и способов работы (рефинансирование, выдача займов с баланса АИЖК через агентов, выкуп пулов ипотечных кредитов). АИЖК планирует сосредоточиться на развитии вторичного рынка за счет создания «Фабрики ИЦБ». Результатом внедрения нового механизма выпуска ценных бумаг станет расширение возможностей для работы банков на ипотечном рынке.

«Основная задача АИЖК – улучшение жилищных условий россиян и создание комфортной городской среды. Мы хотим, чтобы в стране появилось больше качественного жилья по доступным для покупателей ценам. Для этого нужны единые механизмы работы и координация между всеми участниками рынка. Этим и намерено заняться АИЖК, сформировав полный цикл господдержки рынка. Ключевым итогом своей работы к 2020 году мы видим увеличение доступности жилья для населения до 40%», — прокомментировал событие генеральный директор АИЖК Александр Плутник.

«Стратегия развития Единого института развития в жилищной сфере станет ключевым документом, в соответствии с которым будут совершенствоваться механизмы поддержки рынка жилья в России. Это развернутый план действий, профессиональный, глубокий анализ, который позволит Единому институту развития в жилищной сфере стать структурой, способной задавать тенденции в строительной индустрии и по качеству строительства, и по ценовой политике. Полнота реализации стратегии во многом основана на тесном взаимодействии Минстроя России и АИЖК с Банком России, Минэкономразвития России и другими федеральными органами исполнительной власти, принимающими участие в развитии законодательной базы в области ипотечного кредитования, строительства жилья и инженерной инфраструктуры, наемного жилья, новых инструментов предоставления ликвидности и выпуска ИЦБ», — отметил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень.

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Федеральный закон от 13.07.2015 N 225-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Статья 2. Понятие единого института развития в жилищной сфере. Цели, задачи и функции единого института развития в жилищной сфере

1. Единый институт развития в жилищной сфере - акционерное общество, учрежденное Российской Федерацией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации об Агентстве ипотечного жилищного кредитования.

1.1. Все акции являющегося единым институтом развития в жилищной сфере Агентства ипотечного жилищного кредитования находятся в собственности Российской Федерации. Продажа и другие способы отчуждения указанных акций, передача их в залог, иное распоряжение указанными акциями осуществляются на основании федерального закона.

2. Единый институт развития в жилищной сфере осуществляет свою деятельность в целях содействия проведению государственной жилищной политики, развитию жилищной сферы, в том числе за счет привлечения в нее инвестиций, повышению доступности жилья и созданию комфортных условий для проживания граждан Российской Федерации, формированию благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, а также повышению эффективности управления в жилищной сфере.

3. Основными задачами единого института развития в жилищной сфере являются:

1) содействие развитию жилищного строительства (включая строительство стандартного жилья, наемных домов), в том числе с использованием механизмов, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

(см. текст в предыдущей редакции)

2) содействие развитию ипотечного жилищного кредитования и развитию рынка ипотечных ценных бумаг, иных финансовых инструментов, повышению их ликвидности;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в реализации государственных и (или) муниципальных программ в жилищной сфере;

4) содействие комплексному освоению территории, в том числе в части выполнения мероприятий по благоустройству, созданию парков, промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) содействие обеспечению земельных участков, предоставленных для жилищного или иного строительства, объектами инженерной, социальной и транспортной инфраструктур;

6) стимулирование развития и внедрение передовых, энергоэффективных, экологически чистых технологий и материалов, создание условий для их использования в жилищном строительстве, в том числе для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также для использования таких технологий и материалов в целях модернизации социальной и транспортной инфраструктур, систем коммунальной инфраструктуры;

7) снижение рисков на рынке ипотечного жилищного кредитования и ипотечных ценных бумаг;

(см. текст в предыдущей редакции)

8) мониторинг в сфере жилищного строительства.

4. Для достижения предусмотренных настоящей статьей целей и решения задач единый институт развития в жилищной сфере осуществляет следующие функции:

1) готовит предложения о совершенствовании мер поддержки жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования, в том числе о совершенствовании нормативно-правового регулирования в жилищной сфере;

2) управляет организациями единого института развития в жилищной сфере в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

3) разрабатывает и реализует меры, направленные на снижение рисков на рынке ипотечного жилищного кредитования и ипотечных ценных бумаг, в том числе путем предоставления гарантий и поручительств, включая предоставление единым институтом развития в жилищной сфере поручительств по облигациям ипотечных агентов, по которым одно ипотечное покрытие обеспечивает только один выпуск таких ценных бумаг (облигаций с одним ипотечным покрытием одного выпуска, обеспеченных единым институтом развития в жилищной сфере);

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1) создает, осуществляет эксплуатацию и модернизацию единой информационной системы жилищного строительства, предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";

3.2) формирование аналитической информации, в том числе с учетом уровня агрегирования этой информации (по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям, по отдельным направлениям в сфере строительства, по иным уровням агрегирования), на основании информации, содержащейся в информационной системе, оператором которой является единый институт развития в жилищной сфере;

4) осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Функции единого института развития в жилищной сфере, предусмотренные настоящей статьей, за исключением функции, предусмотренной пунктом 2 части 4 настоящей статьи, осуществляются непосредственно единым институтом развития в жилищной сфере или его организациями.

6. По запросам единого института развития в жилищной сфере органы государственной власти, органы местного самоуправления, внебюджетные фонды без взимания платы предоставляют единому институту развития в жилищной сфере необходимые для осуществления предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности единым институтом развития в жилищной сфере документы и информацию с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации. При невозможности отправки или получения запрашиваемых в соответствии с настоящей частью документов и информации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия такие документы и информация предоставляются иным способом.