Понятие коррупции ее признаки и виды, формы проявления. Понятие коррупции как социального явления Понятие признаки коррупции как социально правового явления

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации В этимологическом значении коррупция (от греч. corrumреrе) определяется как порча. С XV – XVI вв. коррупцию стали определять как подкупаемость и продажность чиновников и общественно-политических деятелей.

3 слайд

Описание слайда:

Два основных подхода к определению коррупции Классический подход – термин «коррупция» используется главным образом для характеристики общего морально-нравственного состояния общества. Современный подход: термин «коррупция» используется как синоним «взятки», «подкупа» и обозначает продажность служебных действий, вымогательство, растрату, протекционизм, подкуп избирателей и др.; под коррупцией понимают специфическое поведение должностного лица, связанное со злоупотреблением власти в личных целях.

4 слайд

Описание слайда:

Основные смысловые нагрузки Коррупция как отклонение от норм; Коррупция как реализация интересов; Коррупция как стратегия группового поведения; Коррупция как системная неэффективность.

5 слайд

Описание слайда:

Социологический подход - отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти Юридический подход – социальное явление, поразившее аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, другими лицами, уполномоченными на выполнение публичных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях личного обогащения или в групповых интересах

6 слайд

Описание слайда:

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию Коррупция – это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими, либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе, международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ.

7 слайд

Описание слайда:

«Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (1979г.) Коррупция определяется как злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением. В узком смысле к коррупции относят ситуации, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки им ради материального вознаграждения.

8 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции» Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

9 слайд

Описание слайда:

Сущность коррупции как социального явления заключается: в разложении структуры власти; перераспределении ресурсов в пользу тех или групп; использовании механизмов институционализации в групповых (клановых) и личных интересах.

10 слайд

Описание слайда:

Выделяются три основных вида коррупции 1. «Верхушечная» коррупция, связанная с деятельностью государственных органов власти. 2. «Низовая» коррупция – коррупция, в которую вовлечены различные организации, которые созданы для предоставления различных услуг населению и организациям. 3. Деловая коррупция – вне или внутри хозяйствующих объектов, а также в СМИ.

11 слайд

Описание слайда:

Причины возникновения коррупции экономический упадок; политическая нестабильность; несовершенство законодательства; неразвитость властных институтов и институтов гражданского общества; слабость демократических традиций; непрозрачность власти; неэффективное общественное участие в процессах противодействия коррупции.

12 слайд

Описание слайда:

Причины возникновения коррупции Риск возникновения коррупции возникает при использовании слабостей административной системы. Факторы культурологического характера способствуют либо препятствуют коррупции.

13 слайд

Описание слайда:

Административные причины возникновения коррупции - Высокая степень свободы в принятии управленческих решений; - Возможность монополизировать общественные материальные ценности; - Низкий уровень подочетности органов государственной власти.

14 слайд

Описание слайда:

Коррупционно-опасные сферы деятельности государственных органов и государственных служащих Размещение заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд; Принятие решений о включении в бюджеты (проекты бюджетов) инвестиционных проектов; Межбюджетные отношения (особенно в звене субъект федерации -муниципальное образование); Налоговое администрирование (особенно налоговый контроль); Таможенный контроль; Регистрация прав собственности; Регистрация недвижимости; Проведение проверок контролирующими органами; Выдача заключений и разрешений; Кадровая политика в государственных органах (решения о приеме и должностном продвижении

15 слайд

Описание слайда:

Факторы, способствующие коррупции, действующие со стороны государства Высокий уровень административного усмотрения; Низкое качество и незащищенность от коррупции административных процедур; Неудобный для клиента «интерфейс»; Правовая неграмотность государственный служащих; Слабость внутреннего административного контроля; Отсутствие практики внутреннего аудита; Неразвитость аудита эффективности; «Мертвость» законодательных норм о конфликте интересов (отсутствие процедур, неясность санкций).

16 слайд

Описание слайда:

Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» основные принципы защиты от коррупции деятельности должностных лиц властных органов государства обязательное представление государственными служащими декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах. Запрет служащим государственного аппарата: заниматься предпринимательской деятельностью; оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения; выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности); быть участником хозяйственных обществ и товариществ.

17 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции» Правовая основа противодействия коррупции Основные принципы противодействия коррупции Принципы противодействия коррупции в Российской Федерации Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции Организационные основы противодействия коррупции Меры по профилактике коррупции Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции

18 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции» Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

19 слайд

Описание слайда:

Последствия коррупции Экономические: Нарушение конкурентных механизмов рынка Замедление проявления эффективных собственников и исполнителей госзаказов Неэффективное использование бюджетных средств Рост цен за счет коррупционных издержек Неверие в способность власти обеспечить честные «правила игры» - ухудшение инвестиционного климата «расползание» коррупции на бизнес и НПО

20 слайд

Описание слайда:

Последствия коррупции Социальные последствия: Отвлечение колоссальных средств от целей общественного развития Закрепление и увеличение имущественного неравенства Дискредитация права как инструмента регулирования жизни людей Укрепление оргпреступности Рост социальной напряженности

21 слайд

Описание слайда:

Последствия коррупции Политические: Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению групповых интересов Деградация доверия к власти Падает престиж страны Профанируется политическая конкуренция Дискредитируется политический режим

22 слайд

Описание слайда:

Последствия коррупции - Рост недоверия населения к государству и государственным, общественным институтам, делегитимация власти. - Криминализация и торможение экономики. - Ущерб авторитету страны и инвестиционной привлекательности России. В итоге коррупция приводит к внутренней деформации самих государственных институтов, превращает государственные институты из формально-правовой структуры в полукриминальное сообщество, а также смещает или заменяет изначальные функции государственных институтов на новые – поддержка групповых интересов, самовоспроизводство и самоподдержание системы.

23 слайд

Описание слайда:

Некоторые эксперты считают, что коррупция выполняет и некоторые положительные функции в российском обществе: - Стимулирует традиционно «ленивого», нерадивого российского чиновника к эффективной деятельности, является средством мотивации чиновника к принятию решений. - Позволяет скорректировать несовершенства формальной системы, законодательства и ошибки, сбои в системе неформальными методами.

24 слайд

Описание слайда:

Международные агентства, занимающиеся сравнительными оценками и измерением коррупции Global Competitiveness Report (Женева, Швейцария), Political and Economic Risk Consultancy (Гонконг), Transparency International (Берлин, ФРГ), Political Risk Services (Сиракузы, США).

25 слайд

У коррупции не существует единственно верного, канонического, универсального определения. Одной из главных причин, обуславливающих сложность формирования юридического понятия коррупции, является ее выход как социального явления в широком смысле за границы исследования экономики или права.

Коррупция - сложное социальное явление, имеющие различные и не всегда очевидные формы проявления. Многие исследователи подчеркивают комплексный, системный характер этого явления и понятия, справедливо связывая его со всеми социальными процессами общества, с учетом социально-политических, демографических, национально-психологических и этнических особенностей конкретного государства.

Подходы к этимологическому происхождению термина «коррупция» также различаются большим разнообразием. Зачастую утверждается, что слово «коррупция» произошло от латинского «corruptio», что означало «порча, подкуп», «коррумпировать», «корруптировать» (лат. corrumpere) - подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами».

Однако многие авторы указывают на несколько иную, более широкую трактовку анализируемого термина. Например, в латинско-русском словаре И.Х. Дворецкого, кроме значений «порча» и «подкуп» приводятся такие значения, как «совращение, упадок, извращенность, плохое состояние, превратность (мнения или взгляда)». Авторы сборника «Основы противодействия коррупции» пишут: «Коррумпировать (от лат. «corrumpere») значило повреждать желудок плохой пищей, портить воду в закрытой таре, расстраивать дела, расточать состояние, приводить в упадок нравы и т.п.

Среди прочего, отнюдь не в первом своем значении «коррумпировать» означало подкупать кого-либо или всех - народ (не обязательно должностное лицо) деньгами, щедрыми раздачами».

Свою трактовку предлагает Г.К. Мишин, указывающий, что вопреки утверждениям большинства пишущих по этим вопросам авторов, латинский термин «corruptio» происходит от двух корневых слов «cor» (сердце; душа, дух; рассудок) и «ruptum» (портить, разрушать, развращать). Поэтому суть коррупции не в подкупе, продажности публичных и иных служащих, а в нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) того или иного объекта, в том числе органов государственной власти.

Анализируя основные подходы к определению коррупции как социального явления, необходимо помнить о междисциплинарном характере его исследования. Характерные для каждой отрасли обществоведения методы и исследовательские подходы оказывают серьезное влияние на выработку специфических для каждой науки определений.

Так, политическая наука воспринимает коррупцию как фактор, деформирующий политическую организацию общества, разрушающий демократические процедуры. В связи с этим на первое место ставятся такие формы коррупции, как:

Незаконное финансирование политических партий;

Парламентские злоупотребления;

Торговля влиянием и др.

Указанные формы проявления образуют отличную от деловой и бытовой политическую коррупцию, которая, в свою очередь, порождает клептократию - базирующуюся на коррупции форму организации власти и адекватную ей социально-политическую группу.

С позиции социологического подхода коррупция является социальной болезнью, синдром больного общества, ярким примером социальной дисфункции, обусловленной противоречием между индивидуальными целями членов социальной организации и целями самой организации, а также между формально-логической сущностью социальной организации и социальной природой.

В социологии распространен взгляд на коррупцию как форму девиантного поведения. «Коррупция - вид поведения, которое отклоняется от превалирующих норм. Это девиантное поведение, ассоциированное с определенной мотивацией, в частности с получением личной выгоды за общественный счет». Дж. Най определяет коррупцию как «поведение, которое отклоняется от формальных обязанностей публичной роли под воздействием относительно частных (индивидуальных, семейных, частных) материальных или статусных целей».

Необходимо вспомнить и о «этическом подходе» к определению коррупции, который представлен в ряде публикаций международной организации Transparency International. По мнению сторонников такого подхода, коррупция является следствием недостатка этических правил, вызывающего кризис системы управления. Главным средством антикоррупционных реформ должно стать проведение реформы управления в целях установления «good governance» и принятие этических правил в бизнесе и в других структурах общества.

Можно рассматривать коррупцию и как экономический феномен. Экономическая сущность коррупции и губительное воздействие данного явление на мировую экономическую систему раскрыта в работах американских ученых С. Роуз-Аккерман, П. Мауро, И. Шихаты и др.. С. Роуз-Аккерман отмечает, что «экономика - действенный инструмент анализа коррупции. Культурные различия и мораль добавляют свои нюансы и частности, однако для понимания того, где искушение коррупции является наиболее ощутимым и где оно оказывает наибольшее воздействие, необходим общий экономический подход». Среди экономических теорий коррупции выделяют теорию коррупции как статусной ренты за монопольное положение чиновника, повышающей экономические издержки (П. Мауро, И. Шихата), а также так называемая «агентская модель» коррупции. Первая теория хорошо иллюстрируется отечественными учеными Г. Сатаровым и М. Левиным, полагающими, что в характеристике коррупции центральным является должностной момент, то есть «корень» коррупции в наличии «места», положения, из которого можно извлекать прибыль. «Агентская модель» впервые была описана К. Э. Бэнфилдом, считавшим, что «коррупция становится возможной, когда существуют три типа экономических агентов: уполномоченный, уполномочивающий и третье лицо, доходы и потери которого зависят от уполномоченного. Уполномоченный подвержен коррупции в той мере, в какой он может скрыть коррупцию от уполномочивающего. Он становится коррумпированным, когда приносит интересы уполномочивающего в жертву собственным, нарушая при этом закон».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

План-конспект

урока по учебной дисциплине «Правовая подготовка»

Тема 1.18. Коррупция, как социально-правовое явление в современной России. Формы проявления коррупции

(по программе профессиональной подготовки среднего начальствующего состава)

Рязань 2012

Цель урока

1. Изучить со слушателями основные направления антикоррупционной политики России, ознакомить со структурой и содержанием понятия коррупции, как социально-политического явления, формами проявления коррупции.

Продолжительность урока: 2 часа.

План урока

I. Вводная часть - 10 мин.

II. Изложение нового материала - 55 мин.

Учебные вопросы:

История антикоррупционной политики Российского государства

Понятие коррупции и содержание современной антикоррупционной политики РФ.

Учебно-материальное обеспечение

I.Вводная часть - 10 мин.

преподаватель принимает доклад;

проверяет наличие слушателей;

доводит тему, цель нового занятия, основные вопросы, литературу.

II. Изложение нового материала - 55 мин

Вопрос № 1. История антикоррупционной политики Российского государства

коррупция власть правонарушение

Появление коррупции как явления на Руси тесно связано с традициями общества в период становления государственности в IX - X вв., когда представители государственной власти обеспечивались общиной по нормам, установленным главой государства (так называемый институт «кормления»). Однако эти нормы не могли быть едины для всех чиновников. Неслучайно в Русской Правде в целях установления единых норм по обеспечению государственных чиновников было указано на размеры этого обеспечения общиной.

В русском языке коррупция и взяточничество как одна из ее форм исторически обозначались терминами «лихоимство» и «мздоимство». В толковом словаре В.И. Даль дает следующее толкование мздоимства и взяточничества: «мздоимствовать - брать подарки, приношения, взятки, быть продажным человеком. В земле нашей мздоимствуется по обычаю. Мздолюбие - сильное расположение к взяточничеству. Взятка - срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пикшеш, бакшиш, хабара, могарычи, плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его на незаконное дело. Лихоимец - жадный вымогатель, взяточник».

Мздоимство впервые упоминается в русских летописях XIII в. Можно говорить о том, что корыстные злоупотребления по службе возникли с появлением управляющих (вождей, князей) и судей как средство воздействия на их объективность и добросовестность при решении различных вопросов. Мздоимство упоминается и в русских летописях XIV в., например, в Двинской уставной грамоте 1397 г, понятие посула начинает употребляться в смысле взятки, начиная с Псковской судной грамоты, которая имела особую статью «о посулах».

Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. В качестве уголовного преступления мздоимство было окончательно признано в период царствования Ивана IV по Судебнику 1550 г. и Судной грамоте 1561 г. В качестве мер ответственности предусматривалось наказание в виде временного и бессрочного тюремного заключения, а также смертной казни.

Уложение 1649 г. впервые дает определенную классификацию преступлений. Были выделены специальные подгруппы преступлений - государственные (политические) и против порядка управления.

Первую группу составляли преимущественно преступления должностных лиц судебных органов. Основной вид преступлений здесь составлял неправый суд за взятку или в результате пристрастного отношения к подсудимому по мотивам дружбы или вражды. При неправом суде истцов иск обращался против судей любого звания, повинных в этом, причем в тройном размере. С них же взыскивались судебные пошлины, пересуд и правый десяток, которые шли в пользу казны. Судьи снимались с должностей, думные чины лишались чести, а недумные подвергались торговой казни.

Наказывались и нерадивое отношение к судейским обязанностям, волокита, изменение текста судного списка при его переписке набело подьячим по собственному усмотрению или по велению дьяка, вынос судебного дела из приказа «для хитрости» и т.п.

В 1714 г. Петр I издал Указ «О воспрещении взяток и посулов», которым было отменено поместное обеспечение чиновников и повышено им денежное жалованье, был издан Указ о фискалах и об их должности и действии. Наиболее важный критерий, положенный в основу определения их компетенции, - «взыскание всех бесгласных дел». Статья вменяла фискалам в обязанность принятие мер по борьбе с взяточничеством и казнокрадством. С этой же целью в 1722 г. была учреждена должность генерал-прокурора («ока государева»), которому были подчинены обер-прокуроры в Сенате и в Синоде, прокуроры в коллегиях и в губерниях. Они должны были присутствовать на заседаниях тех учреждений, при которых учреждались и осуществлять гласный общий надзор за законностью и исполнением указов и повелений императора и Сената.

Следует отметить, что при Петре I впервые стали бороться с коррупцией системно. Так, не только были усилены уголовно-репрессивные меры, созданы специальные контролирующие органы, но и была предпринята попытка искоренить эту проблему путем установления стабильного жалованья всем чиновникам и созданием четкой и определенной структуры, численностью и компетенцией органов государственного управления. Позднее политика Петра I была продолжена в законодательных актах правительства Екатерины II, Александра I и других государей.

В Советском Союзе предусматривались гораздо более жестокие, чем в других странах, наказания взяточникам - вплоть до смертной казни. Однако представители номенклатуры были фактически неподсудны. В 1970 - е гг. коррупция стала приобретать системный характер. В крахе советского режима значительную роль сыграло обнародование выявленных в конце 1980-х гг. злоупотреблений на самом высоком уровне.

Таким образом, мы делаем вывод о том, что проблема коррупции появилась наряду со становлением государственности на Руси, и в настоящее время продолжает оставаться одной из самых насущных проблем развития гражданского общества и становления правового государства в РФ

Вопрос № 2. Понятие коррупции и содержание современной антикоррупционной политики РФ. Формы проявления коррупции

В отечественной юридической литературе термин «коррупция» в правовой понятийный аппарат ввел А.Я. Эстрин в работе «Взяточничество», вышедшей в рамках деятельности кружка уголовного права при Санкт-Петербургском университете в 1913 г. Наиболее простое определение коррупции - подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей.

Существуют и другие определения этого понятия. Большинство европейских стран (в том числе и Россия) в соответствии с Конвенцией Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» от 27 января 1999 г. договорились о достаточно широком понимании коррупции.

Коррупция, как определено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение действий от имени или в интересах юридического лица.

Коррупция многообразна в своих проявлениях, она выражается, с одной стороны, в возможности использования служащим своего статуса для получения незаконных преимуществ, а с другой - в возможности предоставления этих преимуществ заинтересованным лицам в корыстных целях. Традиционно считается, что в противоречивом единстве этих сторон с точки зрения большей общественной опасности доминирует продажность. Достаточно часто коррупция представляет собой подобие односторонних сделок или хищения.

Среди коррупционных правонарушений обычно выделяются четыре вида: гражданско-правовые деликты, дисциплинарные и административные проступки, преступления, однако разделение собственно дисциплинарных (служебных) и административных проступков достаточно условное.

К сожалению, часть коррупционных проявлений не воспринимается национальным общественным сознанием как неэтичное поведение, равно как многое из того, что подавляющая часть населения относит к коррупции, не является даже правонарушениями. Обычно это называется собственно этическими нарушениями. Представление о коррупции, сложившееся в общественном мнении, зачастую расходится с понятием коррупции, принятым в научной литературе, законодательных и международных актах, при этом в глазах большинства людей общественное мнение может значить больше, чем закон.

К гражданско-правовым коррупционным деликтам относятся принятие в дар и дарение подарков государственным или муниципальным служащим в связи с их должностным положением либо с исполнением служебных обязанностей, при условии, что стоимость любого подарка не превышает трех тысяч рублей (ст. 575 ГК РФ). В этих случаях речь идет о принятии подарков лишь за законные действия.

Коррупционные преступления представляют собой наиболее опасные проявления коррупции. Современное российское уголовное законодательство включает нормы об ответственности за собственно коррупционные и непосредственно связанные с ними преступления. Все они характеризуются следующими признаками: 1) использование служебного положения в личных целях; 2) корыстный характер деяния; 3) участие в преступлении иных заинтересованных физических или юридических лиц; 4) наличие в действиях сторон подкупа; 5) получение или передача предмета подкупа.

С макроэкономической точки зрения в настоящее время выделяются два вида коррупции: широкомасштабная (основная, крупная, элитарная) и мелкомасштабная (розничная, низовая мелкая, повседневная и т.п.). Первый вид коррупции процветает в международных экономических отношениях и обычно вовлекает в свой оборот помимо бюрократов еще и политиков. Розничная коррупция имеет менее значимые экономические потоки, но обладает свойством всепроникновения, всеобъемлемости. Агентами коррупционных отношений в данном случае выступают как предприниматели (взятки за получение лицензий), так и частные лица. Кроме того, различают политическую и бюрократическую коррупцию, которая имеет тенденцию к сращиванию через сговор (collusion).

Коррупция в обществе может проявляться редко (единичная), а может носить массовый характер (систематическая). Если коррупция выражается лишь несколькими отдельными фактами, то ее легко выявить и пресечь. В таком обществе некоррупционное поведение является нормой, а государственные и частные институты стимулируют развитие честных и открытых отношений. Систематическая коррупция существует в случае, когда взяточничество в любых масштабах является привычным делом и представляет собой вид трансакций для получения агентом экономических отношений определенных благ и возможности доступа к этим благам. Систематическая коррупция порождает так называемые «коррупционные ловушки», которые функционируют как на микро-, так и на макроуровне.

К низовой коррупции вплотную примыкает бюрократический рэкет. Эти явления имеют одинаковую природу и отличаются лишь тем, что, если коррупционер получает вознаграждение за услуги по взаимному согласию с предпринимателем, то чиновник-рэкетир вымогает взятку у бизнесмена помимо его воли. В случае, когда обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной организации, принято говорить о "вертикальной" коррупции. Она, как правило, выступает в качестве моста между коррупцией вершинной и низовой. Масштабная низовая коррупция и бюрократический рэкет предельно опасны, поскольку, во-первых, создают благоприятный психологический фон для существования остальных форм коррупции и, во-вторых, взращивают вертикальную коррупцию. Последняя же является исходным материалом для формирования организованных коррупционных структур и сообществ.

Известно, что взаимодействие власти с гражданином возникает в двух случаях:

1) Когда власть должна предоставить ему некоторые услуги (дать разрешение, предоставить справку). В подобных ситуациях коррупции способствует:

сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительным принципом

незнание гражданами своих прав на получение услуг и обязанностей чиновников на их предоставление

сокрытие чиновниками информации о своих обязанностях и правах граждан

усложненность бюрократических процедур

монополия ведомств на предоставление услуг

структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство обладает полномочиями принимать властные решения, и оказывать услуги.

Государственная коррупция существует постольку, поскольку у чиновника имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам относятся: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл существования. Государственные служащие выступают в роли субъектов коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению коррупционных отношений.

Формы коррупции в системе государственной службы весьма разнообразны. Они могут проявляться в виде:

вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;

служебного мошенничества и других формах хищения;

получения "комиссионных" за размещение государственных заказов;

оказания государственным служащим разного рода услуг и иных "знаков внимания";

поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров;

латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;

вымогательства взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

устройства на работу родственников, друзей, знакомых;

получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.

Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если этим человеком является государственный служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией; если это сотрудник коммерческой или общественной организации, речь может идти о коррупции в негосударственном секторе экономики.

III. Заключительная часть -15 мин.

Ответы на вопросы слушателей, которые возникли в ходе занятия.

Опрос слушателей с целью закрепления нового материала.

Объявить оценки.

Дать задание на самоподготовку.

Разработал:

«___»____________ 2012 г.

Литература

Антикоррупционная политика: Справочник / Под ред. А.В. Малько. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.

Антикоррупционная политика: Учеб. пособ. М.: ИНДЕМ-СПАС, 2004.

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // СЗ РФ. 26 июня 2006 г. № 26. Ст. 2780.

Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. // Правовая система «КонсультантПлюс».

Талапина Э.В. Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции (постатейный). М.: Волтерс Клувер, 2010. 192 с.

Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» // СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1875.

Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» (ред. от 01.07.2010) // Рос. газета. 2008. 22 мая.

Указ Президента РФ от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2010. № 30. Ст. 4070.

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Рос. газета. 2008. 30 декабря.

Астанин В.В. Борьба с коррупцией в России XVI - XX вв.: диалектика системного подхода. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. 96 с.

Богуш Г.И. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2006. № 3. С. 22 - 39.

Гончаренко Г.С. Понятие, сущность и виды коррупции современной России // Административное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 58 - 61.

Гуцев П. Ю. Конституционные основы противодействия коррупции в России // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 12. С. 9 - 12.

Кудашкин А.В., Козлов Т.Л. Еще раз о правовом понятии коррупции // Современное право. 2010. № 6. С. 3 - 8.

Литвинова Ю. И. Антикоррупционная политика как предмет правового исследования // Философия права. 2006. № 3. С. 96 - 98.

Лысков А. Явление коррупции - меры государства: правовые и политико-этические аспекты // Законность. 2008. № 9. С. 2 - 8.

Сулейманов Т.М. Борьба с коррупцией в России в IX - XIX вв.: историко-правовой анализ // История государства и права. 2010. № 7. С. 25 - 28.

Размещено на www.allbest.

...

Подобные документы

    Понятие и общие признаки коррупции, исторические аспекты развития антикоррупционной деятельности, меры ее профилактики. Предпосылки распространения коррупции в современной России, этапы становления и перспективы развития антикоррупционной политики.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2010

    Понятие коррупции и исторические этапы формирования антикоррупционной политики в России. История формирования концепции противодействия коррупции, ее доктринальное определение. Причины и условия коррупции в России, правовые меры противодействия ей.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2013

    Причины коррупции в свете учений о виктимологии коррумпированности органов государственной власти. Криминологические исследования структурных элементов и детерминант коррупции. Уголовно-правовая характеристика антикоррупционной политики в России.

    реферат , добавлен 10.10.2009

    Причины возникновения и методы борьбы с злоупотреблением властью, исследование мировой коррупции. Сущность и формы антикоррупционной политики Российского государства в экономической, организационно-правовой и социальной сферах в современных условиях.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2011

    Предпосылки распространения коррупционной преступности в современной России. Совершенствование антикоррупционной политики Краснодарского края, основываясь на опыте Сингапура. Анализ деятельности государственных органов по противодействию коррупции.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2015

    Последствия коррупции для экономики и развития государства в целом. Превенция коррупции, оценка и контроль качества государственных услуг. Условия формирования антикоррупционной культуры. Вопросы противодействия коррупции в сфере предпринимательства.

    презентация , добавлен 02.04.2016

    Коррупция как социально-правовое явление. Феномен коррупции и коррупционные преступления с позиций криминологической теории. Определение детерминант коррупции в России. Закономерности проявления коррупции в России на различных этапах истории страны.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2011

    Исторический аспект антикоррупционной деятельности. Понятие и формы коррупции, ее результаты и следствия. Причины коррумпированности государственных служащих. Государственно-правовые, специальные, организационные меры борьбы с коррупционной преступностью.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2013

    Требования к методическому обеспечению антикоррупционной политики. Модели коррупции и "социальная ловушка". Методическое обеспечение антикоррупционной политики в Российской Федерации. Урегулирование конфликта интересов. Кодекс этики и перспективы.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2016

    Особенности квалификации коррупционных преступлений. Социальный аспект противодействия коррупции. Воспитательная функция юридического образования в разрезе антикоррупционной политики. Основные модели взаимодействия правовых и религиозных систем.

Несмотря на то, что коррупция получила значительное распространение в обществе, природа её возникновения в современных исследовательских материалах вскрывается недостаточно, а в большей степени используется как инструмент измерения качества управления в системе государства или здоровья общества, отражающей эти процессы в общих чертах. Коррупция как довольно сложное неоднозначно явление развивается во времени, имеет исторический характер и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны. Наиболее полное и глубокое понимание коррупции возможно при исследовании её с позиций социального явления.

В постсоветский период с развитием денежного обращения, фондового рынка и рынка ценных бумаг, предоставления гражданам возможностей приобретать и владеть любой собственностью, в том числе, недвижимостью и средствами производства, наибольшие финансовые потери для общества и государства стали приносить коррупционные сделки, связанные с перераспределением и нецелевым использованием бюджетных финансовых средств, а также недоплатой налогов. Многие из этих коррупционных сделок производятся без нарушений законов в пределах полномочий участвующих в них должностных лиц. Взятки в таких условиях остались во взаимоотношениях граждан и бизнесменов с чиновниками, но чем выше социальный статус участников коррупционных действий, тем больше у них возможностей и тем чаще они стремятся не прибегать к взяткам, а получать свои нелегальные доходы без нарушений законов. Это позволяет её оценивать с позиций социального явления на более высоком уровне социальной интеграции, которое в первоначальном понимании представляется как само общество, но в общественном процессе, как известно, происходит вначале разложение власти.

Следующая позиция, дающая основание представлять коррупцию как социальное явление, представляется в том, что развитие и трансформирование социальных явлений возникает в среде, характеризующейся определённой коммуникативностью, т.е. обладающей механизмами общения между индивидуумами, в качестве которой выступает общество, социальные группы, вне которых невозможно уяснение его природы взаимосвязи с другими явлениями.

С этой точки зрения коррупция связана не только с пороками общества, несовершенством человеческой природы, низкими моральными качествами носителей коррупционных отношений, но и рядом других обстоятельств, особенность которых состоит в том, что коррупция развивается в сфере управления и функциональных отношений должностных лиц, замещая собой функциональные отношения должностных лиц, неформальными.

В России коррупцию в качестве социального явления также необходимо рассматривать в силу того, что её характер и масштабы являются не просто отдельными локальными проявлениями в области политики, экономики, государственного управления, а представляют собой систему отношений, которая пронизывает все структуры нашего государства и общества. При этом коррупционные проявления достигают таких масштабов, что несут угрозы национальным интересам страны.

Выделение акцента исследования коррупции как социального явления, порождённого социальными противоречиями общества, государства, его властных структур, а также противоречиями между своекорыстным поведением отдельных лиц и общественными ценностями предусматривают, что в основе таких противоречий находятся различия между потребностями и возможностями. Для каждой страны, общества, социальной группы и, наконец, индивида в зависимости от исторического развития, обычаев, традиций для возникновения противоречий могут иметься свои особенности. Наиболее распространённым из их числа является смещение целей и интересов представителей государственных органов власти, облечённых управленческими полномочиями, в сторону использования ими имеющихся возможностей для извлечения из своего служебного положения личной выгоды. С практической точки зрения сущность коррупционных взаимоотношений будет заключаться в том, что государственные органы власти и граждане показывают наличие различных интересов субъектов управленческих отношений в обществе, которые приводят к социальной напряжённости. С учётом данного положения Межамериканская конвенция против коррупции, прошедшая в г. Каракосе, Венесуэле 29. 02.96 г., отметила, что коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении общества, государства. В результате государственные служащие, лица, уполномоченные на выполнение государственных и иных управленческих функций, в том числе и в частном секторе, используют своё служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности, вопреки интересам службы и установленным нормам права и морали в целях личного обогащения или групповых интересах.

С практической точки зрения сущность коррупционных взаимоотношений будет заключаться в том, что государственные органы власти и граждане показывают наличие различных интересов субъектов управленческих отношений в обществе, которые приводят к социальной напряжённости. С позиций только данного направления исследования коррупции следует понимать не столько как определённое преступное поведение чиновников или должностных лиц, сколько определённая социальная обстановка, присущая сложившейся государственной системе в исследуемый период. Поэтому коррупция как социальное явление обладает определёнными особенностями:

1. Распространяется во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

В России коррупцию в качестве социального явления необходимо рассматривать в силу того, государство создаёт и стимулирует различные административные структуры с целью реализации своих интересов, бюрократия стремится извлечь из существующей ситуации свои собственные выгоды, превращаясь в самоориентированный институт. Поскольку такие отношения возникают в различных сферах деятельности и на различных уровнях, создавая единую цепь бюрократических отношений, социальная система перестаёт выполнять свои функции. Возникающий дисбаланс стимулирования и активности в обществе достигает порогового значения, за которым невозможно восстановление баланса, в результате чего система становится обречённой на саморазрушение. Кроме того, данные условия создают возможность для перерастания бюрократии в новую стадию, которая представляется в качестве коррупции.

Поэтому коррупция как социальное явление, представляющее собой неформальное, отклоняющееся поведение управляющей элиты и проявляющееся в нелегитимном использовании социальных благ, позволяет указанной категории сосредоточивать капитал у незначительной части населения. В тоже время глобализация и расширение экономических связей в мире в последний период серьёзно повлияла на формы коррупционных проявлений, которая приводит к тому, что капитал сосредоточивается в руках незначительной части населения, в результате создаются условия для коррумпирования местных чиновников. Однако владельцами капиталов могут быть представители других государств и регионов, которые, вкладывая инвестиции в выгодные для них производства, предоставляемые с помощью коррумпированных чиновников, начинают занимать привилегированное положение и, извлекая максимум для себя пользы, что влечёт дальнейшее углубление неравенства, обостряя социальную напряжённость.

В сегодняшней России, чья экономика еще не вышла из кризисного состояния и значительная часть населения пребывает за чертой бедности, воровство и коррупция, достигшие небывалых масштабов, особенно опасны тем, что усиливают социальную напряженность в стране и нравственную деградацию определенной части общества, затрудняют развитие бизнеса. Самое страшное, что в умах многих россиян с понятиями "демократия", "рыночные отношения" стали ассоциироваться продажность госслужащих и представителей властных структур, мздоимство и вымогательство, проникновение мафиозных элементов в административные учреждения и органы правоохраны. Московское процветание однозначно связывается в массовом сознании с мафиозным характером экономики, коррупцией, "черными налогами", "неформальными" отношениями московского начальства с банками и корпорациями. Отсюда можно сделать вывод, что коррумпированный аппарат не пригоден для выполнения функций государственного управления и бесполезен для общества.

2. Взаимосвязь с другими явлениями.

Эта позиция, дающая основание представлять коррупцию как социальное явление, так как развитие и трансформирование социальных явлений возникает в среде, характеризующейся определённой комуникативностью, т.е . обладающей механизмами общения между индивидуумами, в качестве которой выступает общество, социальные группы, вне которых невозможно уяснение его природы взаимосвязи с другими явлениями. В этом плане сюда можно отнести такие факторы, характерной чертой которых как социального явления следует считать то, что коррупция помимо государственной и муниципальной службы возникает и среди лиц, привлеченных к публичному управлению. Также она имеет место и среди частного сектора, в профессиональных союзах и политических партиях, в мире шоу-бизнеса, спорта, общество в целом поражено явлением коррупции.

3. Коррупция как коррупционное явление в полной мере зависит от происходящих изменений в системе общественных и государственных отношений.

Важным показателем, влияющим на изменения уровня коррупции как социального явления, становятся и предполагаемые изменения в экономической сфере. Такие изменения оказывают определённое влияние на общественное благосостояние, т.е. на уровень жизни населения. При этом надо признать то, что уровень и возможности в сфере образования, здравоохранения, покупательные способности для различных категорий населения различны и к тому же каждая из них стремится к улучшению своего положения. Поэтому социальное положение в обществе способствует коррупционной мотивации, показателями которой являются такие, как доход на душу населения, средняя продолжительность жизни населения, обеспеченность жильём, низкая детская смертность, наличие безработицы и другие. Стремление к повышению данных показателей вырабатываю мотивы по их улучшению. Прежде всего, в этом плане рассматриваются те ценности, которыми руководствуется всё общество, однако в основе движущей силы мотивации или побудительного мотива находятся интересы, которые включают в себя не только вопросы самореализации, направленные на достижение определённого положения в обществе, но стремление обеспечения своей семьи, близких. Наличие корыстного интереса сигнализирует о том, что его наличие может не способствовать продуктивной деятельности, и это требует соответствующего контроля за принимаемыми решениями управленческой элитой со стороны общества. В этом плане можно лучше понять причины недостатков в сфере экономики, если будет понят своекорыстный интерес. В качестве примера может быть рассмотрен конкурентный рынок, где использование откатов обеспечивает выигрышное положение для взяткодателя, а тем самым возможное производство неконкурентоспособной продукции.

4. Коррупция - это социальное явление, которое приводит к разложению общества и государства.

Как социальное явление российская коррупция возникает и поддерживается на уровне неформальных социальных связей, составляющих основу общества, она может быть обнаружена на всех уровнях управления им, а также в системах, обеспечивающих его саморегулирование. Фактически коррупция в России стала частью образа жизни граждан. Все они, независимо от социального статуса и занимаемых должностей, живут в условиях осуществления тех или иных коррупционных действий и процедур, на которые чаще всего их вынуждают властные структуры, но иногда и сами граждане с готовностью прибегают к ним для решения разнообразных проблем. На уровне простых граждан коррупцией обычно являются взятки или использование в своих личных, семейных или клановых интересах тех или иных общественных благ. Возможностей коррупционных действий у чиновников и публичных политиков намного больше и сами коррупционные проявления намного разнообразнее.

5. Коррупция в органах государственной власти представляет социальную угрозу в том, что она непосредственно или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и государственные устои, подрывая веру в справедливость и целесообразность принимаемых решений.

С учётом того, что коррупция обладает рядом качественных признаков,

характеризующих как социальное явление, позволяет своевременно выявлять и предупреждать её возникновение и дальнейшее развитие. К таким признакам следует отнести:

  • - расхождение интересов коррумпированной элиты с интересами большинства;
  • - затрагивает интересы общества, социальных групп, отдельно взятой личности;
  • - представляет собой неформальное, отклоняющееся поведение управляющей элиты, проявляющееся в нелегитимном использовании социальных благ;
  • - влияет на государственно-правовые механизмы;
  • - формирует определённые морально-нравственные установки и критерии поведения в обществе;
  • - как социальный феномен охватывает все формы злоупотреблений, при которых должностные полномочия используются в личных целях;
  • - оказывает влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства;
  • - коррупция является социальным явлением в связи с многогранностью её воздействия;
  • - использование со стороны коррумпированных элементов методов зависимости;
  • - неформальный характер деятельности участников коррупционных отношений;
  • - критической чертой развития коррупции становится положение, когда коррупционные действия становятся нормой жизни.

Анализ материалов коррупционных проявлений, рассматриваемых как социальное явление, даёт основание полагать, что коррупция, представляя собой неформальное, отклоняющееся поведение управляющей элиты и проявляющееся в нелегитимном использовании социальных благ, позволяет указанной категории сосредоточивать капитал у незначительной части населения. В тоже время глобализация и расширение экономических связей в мире в последний период серьёзно повлияла на формы коррупционных проявлений, которая приводит к тому, что капитал, сосредоточиваясь в руках незначительной части населения, создаёт условия для коррумпирования чиновников различного уровня и прежде всего из числа муниципальных образований. При этом владельцами капиталов могут быть представители других государств и регионов, которые, вкладывая инвестиции в выгодные для них производства, предоставляемые с помощью коррумпированных чиновников, начинают занимать привилегированное положение и, извлекая максимум для себя пользы, что влечёт дальнейшее углубление неравенства, обостряя социальную напряжённость. Так, в качестве примера можно привести: «На Филиппинах китайское население составляет 1% от общего числа, а контролирует 60% экономики. При этом 60% филиппинцев живет на доллара в день. В Индонезии китайцы составляют 3% всего населения, владеют 70% экономического сектора. Периодически проходят антикитайские митинги. В западной Африке ливанские эмигранты занимают господствующее положение в некоторых отраслях торговли, что сложилось не без использования коррупционных возможностей». 1

Как социальная составляющая, проявляясь в качестве деструктивного фактора в системе общественных отношений, коррупция одновременно является и угрозой национальной безопасности, так как:

  • - тормозит крупномасштабные экономические и социальные преобразования;
  • - расширяет сектор теневой экономики;
  • - уменьшает налоговые поступления в бюджет;
  • - делает неэффективным использование бюджетных средств;
  • - негативно влияет на имидж страны в лице политических и экономических партнёров;
  • - ухудшает инвестиционный климат;
  • - снижается инновационная составляющая в системе промышленного производства;
  • - является питательной средой для организованной преступности, экстремизма и терроризма.

Кроме того, её широкое распространение способствует закреплению системы псевдо социальных связей и взаимодействий, что, несомненно, деформирует цели государственной политики.

Связь между коррупцией и порождающими ее проблемами двухсторонняя. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности. С другой стороны, масштабная коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению.

К общим проблемам социального характера, порождающим коррупцию, принято относить те, которые свойственны не только России в частности, но и большинству стран, находящихся на стадии модернизации. В первую очередь к ним относятся переживающие переходный период от централизованной экономики к рыночной экономике: трудности преодоления наследства тоталитарного периода, экономический упадок и политическая нестабильность, неразвитость и несовершенство российского законодательства, неэффективность институтов органов власти. Гражданское общество государства чрезвычайно слабо и неразвито, происходит все более заметный отрыв общества, его институтов от власти, отсутствие устоявшихся демократических и политических традиций. Именно складывающиеся условия становятся, по сути, коренными причинами такого социального явления как коррупция. Они могут возникать и получать дальнейшее развитие в различных сферах жизнедеятельности и на разных уровнях своего развития.

Поэтому на основе анализа только социальных особенностей отечественной и зарубежной практики коррупция может быть рассмотрена как «отказ от ожидаемых стандартов поведения представителей власти ради незаконной личной выгоды.

Важным показателем на изменения уровня коррупции как социального явления становится и предполагаемый рост экономики, который оказывает позитивное влияние на общественное благосостояние, т.е. повышение уровня жизни населения. Вместе с тем уровень и возможности в сфере образования, здравоохранения, покупательные способности для различных категорий населения различны и к тому же каждая из них стремится к улучшению своего положения. Поэтому социальное положение в обществе способствует изменению коррупционной мотивации, показателями которой являются такие, как доход на душу населения, средняя продолжительность жизни населения, обеспеченность жильём, низкая детская смертность, наличие безработицы и другие. Стремление к повышению данных показателей вырабатываю мотивы по их улучшению. Прежде всего, в этом плане рассматриваются те ценности, которыми руководствуется всё общество, однако в основе движущей силы мотивации или побудительного мотива находятся интересы, которые включают в себя не только вопросы самореализации, направленные на достижение определённого положения в обществе, но стремление обеспечения своей семьи, близких. Поэтому наличие корыстного интереса сигнализирует о том, что такое положение может не способствовать продуктивной деятельности, и это требует соответствующий контроль за принимаемыми решениями управленческой элитой со стороны общества. В этом плане можно лучше понять причины недостатков в сфере экономики, если будет понят своекорыстный интерес. В качестве примера может быть рассмотрен конкурентный рынок, где использование откатов обеспечивает выигрышное положение для взяткодателя, а тем самым возможное производство неконкурентоспособной продукции.

Поэтому коррупция как социальное явление представляет собой неформальное, отклоняющееся поведение управляющей элиты, проявляющееся в нелегитимном использовании социальных благ.

Андреева Любовь Александровна

канд. юрид. наук, доцент кафедры экономико-управленческих и правовых дисциплин Новгородского филиала РГГУ,

г. Великий Новгород

В настоящее время наукой сделан значительный шаг в изучении коррупции. Это стало возможным в силу того, что отечественная правовая мысль преодолела ту точку зрения, согласно которой коррупция сводилась к взяточ­ничеству. Ученые и практики рассмат­ривают суть явления как с точки зрения криминологии, так и уголовного права на основе единого подхода к методологии его изучения.

В настоящее время российские исследователи коррупции рассматривают ее как синтетическое понятие, имеющее не только правовое, криминологическое, но и социально-общественное, а также политико-экономическое значение.

Организация эффективной работы по борьбе с коррупцией - целый комплекс мероприятий направленных на снижение уровня коррупции в различных сферах общественной жизни, на распростра­нение коррупционных проявлений. Одним из важных моментов, определяющих стратегию противодействия коррупции, является необходимость в однозначно сформулированном определении понятия «коррупция», которое более точно отражало бы суть этого явления.

Коррупция известна давно и воспринимается как данность во многих странах. Однако как социальное явление она осознается лишь в последнее время, что отмечено повышением интереса к коррупции. Природа коррупции, ее причины и последствия, антикоррупционные меры являются предметом споров в России.

Как у любого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения, что обусловливает многообразие подходов к ее толкованию. Понятие «коррупция» происходит от латинского «corruption» - подкуп, что означает «разрушение» или «нарушение», и сложилось из сочетания латинских слов «corei» - «несколько участников в обязательном правоотношении по поводу единственного предмета спора" и «rumpere» - «нарушить что-либо» для получения выгоды.

Латинско-русский словарь кроме вышеуказанных значений приводит и такие, как «совращение, упадок, извращение, плохое состояние, превратность (мнения или взглядов), а также расстраивать, повреждать, приводить в упадок, губить, разрушать, обольщать, соблазнять, развращать, искажать, фальсифицировать, позорить, бесчестить». В этой связи существует мнение, что латинский термин «corruptio» происходит от двух корневых слов cor (сердце; душа, дух, рассудок) и ruptum (портить, разрушать, развращать). Поэтому суть коррупции не в подкупе, продажности публичных и иных служащих, а в нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) той или иной социальной системы, в том числе системы государственной власти .

В юридической литературе авторы предлагают свое толкование понятия «коррупция». М.Б Горный определяет коррупцию как многосложное и многоаспектное явление общественной и государственной жизни, когдаиспользование должностным лицом своих полномочий в целях личной выгоды, противоречит закону и нравственным установкам .

Е.А Русецкий отмечает, что коррупция это синтетическое понятие, одновременно и социальное и криминологическое, поэтому ее надо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как совокупности родственных видов деяний против общества и государства. Коррупция как социальное явление, характеризующееся подкупом государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей .

В.А. Номоконов определяет коррупцию «…как торговлю власти в государственном (прежде всего) и негосударственном секторах... как разложения власти, проявляющееся в нелегальном рынке властных полномочий, возможностей обмена власти на выгоду в ущерб принципу социальной справедливости» .

По мнению Манухиной Е.О. «коррупция - антисоциальное, общественно опасное явление, угрожающее национальной безопасности России, представляющее собой совокупность преступлений, совершенные публичными должностными лицами с использованием им своего должностного и фактического положения, имеющихся у них должностных и служебных полномочий, вытекающих из них возможностей, вопреки законным интересам граждан, общества, государства, государственной службы, служб в органах местного самоуправления, коммерческих и иных организациях, для личного обогащения или в иных личных узкогрупповых и корпоративных целях либо выразившихся в предоставлении им возможностей и средств для достижения указанных целей, а также совокупность самих таких лиц .

Традиционное понятие коррупции ограничивалось весьма узкой сферой общественных отношений, включающей деятельность должностных лиц, находящихся на государственной службе. В настоящее время, пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273 (далее - Закон о противодействии коррупции) , законодателями Российской Федерации определено понятие «коррупция»:

  1. злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  2. совершение деяний от имени или в интересах юридического лица.

Коррупцией также признается совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица . По мнению автора, в законе коррупция определяется путем перечисления противоправных действий, являющихся наиболее рельефным проявлением коррупции, указывается на сущностный признак коррупции - незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды указанному лицу другими лицами, тем самым возможен вывод, что сущностное определение коррупции в законе отсутствует.

Отношение ученых к законодательному определению понятия «коррупции» весьма неоднозначно. Например, Кузьмин Н.А. считает, что оно «полностью отвечает сложившимся современным реалиям и в настоящее время может активно использоваться для противодействия коррупции во всех эшелонах власти с целью защиты интересов общества и государства» .

А.В. Кудашкин и Т.Л. Козлов отмечают, что в законе применен узкий подход к раскрытию явления коррупции», в котором основной целью использования любым лицом на публичной службе,своих служебных полномочий и доверенных ему прав, является личная выгода. Личная выгода лица может носить как: материальный характер, например, получение денег, подарков, оказание услуг, морально-материальный характер, например, внеочередное присвоение классного чина, воинского или специального звания, повышение или перемещение по службе, так и моральный характер, т. е. иная личная заинтересованность, например, поощрение, в том числе государственной наградой .

По мнению А.В. Кудашина и Т.Л. Козлов, коррупцию как социальное явление достаточно многолика и многогранна, проявляется в совершении:

  • преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т. д.);
  • административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, предусмотренные КоАП РФ);
  • дисциплинарных правонарушений, т. е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
  • запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дарили дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами) .

Таким образом, ученые предлагают под коррупцией понимать:

  1. подкуп, получение или дачу взятки, иные коррупционные преступления;
  2. любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением как для себя, так и для аффилированных лиц выгоды материального характера, а также иной нематериальной выгоды вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу.

Данное определение не полно отражает суть явления, так как выделяются субъектами коррупционных правонарушений только лица, имеющие публичный статус. Вместе с тем, руководитель на предпри­ятии, который обладает властностно-распорядительными функциями, от решений которого может зависеть и дальнейшее развитие, репутация ком­пании, профессиональная карьера, совершает коррупционные преступления.­

Некоторые авторы, однако, считают, что представляется бессмысленным вводить юридическое понятие коррупции наравне с ее конкретными проявлениями (например, взяткой), поскольку любые попытки заключить это понятие в жесткие рамки приведут к тому, что часть коррупционных действий окажутся за пределами действия Уголовного кодекса или иного закона, с чем не может согласиться автор.

Рассматривать применение унифицированного определения коррупции возможно, вместе с тем, каждое такое определение должно быть дано в криминологии и законодательстве (нормативном акте) самостоятельно. Криминологическое определение коррупции определяет последнее как социальное синтетическое явление, а в уголовном и административном законодательстве требуется внесение квалифицирующего признака коррупционности в общую часть УК РФ и КоАП РФ, придав ему отягчающее значение.

Выработка единого понятия о коррупции, и определение универсального способа борьбы с ней представляет собой сложный эволюционный процесс. Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления и требует более глубокого и всестороннего его изучения. Во-первых, углубления теоретического уровня познания коррупции, а именно формирования четкого правового определения и квалифицирующих признаков, исследования причин возникновения коррупции и факторов, способствующих ее развитию. Во-вторых, изучения влияния коррупции на экономическую, социальную и политическую жизнь общества, и формирования системы практических мер по борьбе с этим явлением.

Среди официальных трактовок коррупции автор отмечает определение в материалах ООН: «злоупотребление властью с целью получения личной выгоды» . Данное определение является наиболее емкой трактовкой понятия «коррупция», отражает ее суть, то есть злоупотребление для выгоды и, возможно может послужить основой квалифицирующего признака коррупционного преступления.

Формы коррупции разнообразны: от получения взяток за совершение как законных, так и незаконных действий (в том числе за вмешательство коррумпированных должностных лиц в конкурентную борьбу в пользу взяткодателей), до сложных и завуалированных в виде участия должностных лиц в различных сферах предпринимательской деятельности, продажи должностей и званий, коррумпированности должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве в виде лоббирования законов за вознаграждение и т. п. Наиболее типичные проявления коррупции - подкуп чиновников, взяточничест­во за предоставление благ и преимуществ, протекционизм (выдвижение работников по признаку родства, землячества, личной преданности и приятельских отношений).

Например, П.Н. Фещенко отмечает три вида признаков проявления коррупции:

Активный подкуп должностных лиц - обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом прямо или косвенно какого-либо неправомерного преимущества любому из должностных лиц для самого этого лица или любого иного лица с тем, чтобы оно совершало действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций, когда это сделано преднамеренно.

Пассивный подкуп должностных лиц - испрашивание или получение должностным лицом прямо или косвенно какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица или же принятие предложения или обещания такого преимущества с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций, когда это сделано преднамеренно.

Использование служебного положения в корыстных целях - обещание, предложение или предоставление прямо или косвенно какого-либо неправомерного преимущества любому лицу, которое утверждает или подтверждает, что оно может оказать неправомерное влияние на принятие решения каким-либо должностным лицом за вознаграждение, независимо от того, предоставляется ли такое преимущество ему самому или кому-либо ещё, а также просьбы, принятия или согласия с предложением или обещание предоставить такое преимущество за вознаграждение, независимо от того, оказано ли такое влияние и был ли получен в результате предположительно оказанного влияния желаемый результат .

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества.

Давая определение коррупции, ее особенностей большинство юристов в России считают, что для правильного понимания ее сути важен учет целей участников заключаемой противозаконной сделки. В ее основе всегда лежит обоюдно извлекаемая сторонами выгода в самом широком понимании. Она, как правило, носит конкретный, материальный характер, или может быть нематериальной (например, помощь в избирательной компании) .

В.Б. Малинин отмечает традиционный подход к осмыслению при­чин коррупционного поведения, который поможет в дальнейшем более определенно обозначить, описать и объяснить основные факторы, влияющие на ее существование, воспроизводство, распространение и трансформацию (видоизменение). В.Б. Малинин выделяет основные факторы, детерминирующие коррупцию, по содержанию или сферам социальной жизни, и подразделяет их на: 1) правовые; 2) организационно-управленческие; 3) воспитательные; 4) идеологические; 5) социально-экономические; 6) социально-психологические; 7) социально-политиче­ские и некоторые другие причины и условия или процессы и явления, вызывающие (детерминирующие) преступность в этих сферах жизни общества .

Правовые факторы коррупционного поведения, в свою очередь разделяются на несколько самостоятельных, но взаимосвязанных и взаимозависи­мых групп. Каждая из этих групп факторов в отдель­ности не в состоянии произвести коррупцию, лишь их определенная совокупность и/или последовательное взаимодействие приводит к индивидуальному и массовому коррупционному поведению.

К первой группе правовых факторов относят - ненадлежащее правовое регулирование государственной и общественной деятельности:

  1. ненадлежащую правовую регламентацию служебных полномочий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления;
  2. отсутствие между ними четко­го разграничения компетенции;
  3. дублирование и совмещение слу­жебных обязанностей должностных лиц различных министерств и ведомств.

Ко второй группе правовых факторов существования, воспроиз­водства и распространения коррупционного поведения относятся очевидные недостатки в действующем отечественном законодатель­стве, регулирующем различные сферы жизнедеятельности. К данной группе правовых факторов можно отнести:

  1. недостаточная эффективность действующего уголовного законода­тельства об ответственности за конкретные виды коррупционного поведения;
  2. ненадлежащее правовое регулирование финансирования предвыборных кампаний в органы государственной власти, порождающее электоральную коррупцию;
  3. отсутствие надлежащей правовой базы для борьбы с коррупцией, однако наличие антикоррупционного законодательства и антикоррупционной программы само по себе еще не будет гарантировать сокращения коррупции;
  4. наличие у определенных категорий должностных лиц иммунитета от уголовного преследования;
  5. на состояние коррупции оказывает влияние несо­вершенство избирательного законодательства, которое не обеспе­чивает реальной зависимости избираемых на государственные должности лиц от своих избирателей;
  6. провоцируют коррупционное поведение в обществе противоре­чивость и незавершенность отечественного законодательства, изо­билующего пробелами, двусмысленностями, многочисленными от­сылочными нормами, лишенного четко установленных процедур подготовки и принятия нормативно-правовых актов, что существен­но облегчает чиновникам вымогательство взяток и противоправное лоббирование интересов отдельных коммерческих и преступных ор­ганизаций.

К социально-экономическим факторам, в первую очередь выделяют низкую заработную плату представителей органов государственной власти. Современные исследователи указывают на низкую заработную плату у государственных служащих как коррупционную (т. е. провоци­рующую коррупцию) и вполне справедливо предполагают, что она (заработная плата) должна у чиновника быть больше, чем у человека, чьи вопросы он решает.

Другим социально-экономическим фактором, способствующие распространению коррупции, является необеспеченность государст­венных служащих жильем и другими социальными благами, т. е. их материальная, финансовая и иная социальная необеспеченность со стороны государства.

Важную роль в воспроизводстве коррупции играют организационно-управленческие факторы, а именно - управленческие недостатки, способствующие ее существованию, распространению и трансформации. В любой управ­ленческой деятельности имеются недостатки, но не все они стимули­руют формирование коррупционного поведения:

  1. одним из таких коррупциогенных факторов являетсянеразвитость практики конкурсного замещения вакантных должностей в органах государственной власти и местного самоуправления;
  2. не­стабильность государственной службы;
  3. отсутствие эффективного финансового и ино­го государственного либо общественного гражданского контроля за деятельностью должностных лиц;
  4. неэффективность деятельности государственных правоохранитель­ных и контролирующих органов и судов;
  5. слабая коор­динация деятельности правоохранительных органов как внутри госу­дарства (на межведомственном уровне), так и между различными ре­гионами (на межрегиональном уровне);
  6. отсутст­вие надлежащих форм социального контроля за деятельностью пред­ставителей органов государственной власти, принимаемыми ими ре­шениями, а также за деятельностью претендентов на эти должности со стороны как государства и его органов, так и активно формирую­щихся институтов гражданского общества;
  7. слабость институтов гражданского общества, в том числе и неразвитость партийной системы, которая снижает уровень реаль­ной политической конкуренции, служащей эффективным средством ограничения коррупции. Кроме того, названные факторы усугубля­ют политическую нестабильность в обществе, что также оборачива­ется увеличением качественных и количественных показателей кор­рупционного поведения населения.

К числу социально-психологических факторов, детерминирую­щих коррупцию, следует отнести социально-психологическую среду, сложившуюся в органах государственной власти, где почти каждый служащий продажен, а лица, уклоняющиеся от дачи либо получения взяток, считаются «белыми воронами», «чужаками». Позитивное по­ведение последних в некоторых случаях даже преследуется, в частно­сти с помощью регулярных кампаний по сокращению государствен­ного аппарата. Цель такого преследования очевидна - создание од­нородной коррупциогенной социальной среды и обеспечение круговой поруки как средства защиты от внешнего социального кон­троля.

Автор поддерживает мнение ряда исследователей о том, что важной причиной коррупции является и отсутствие реальной борьбы с этим явлением, не смотря на обилие широковещательных программ и заявлений по данному поводу. Что касается усилий правоохранительных, судебных, финансовых органов, органов юстиции и других центральных органов, то правда состоит в том, что эти организации составляют звено в общей цепочке коррупции, и антикоррупционные меры часто противоречат личным и групповым интересам работающих в них чиновников.

Коррупция многообразна в своих проявлениях, что создает определенные трудности для ее определения, но полной ясности, научного понимания и правовой точности до сих пор нет. Во многих отечественных и международно-правовых документах коррупция определяется как «злоупотребление властью в обмен на выгоду» .

Таким образом, автор полагает, что определение коррупции должно носить как криминологическое значение, так и законодательную юридическую конструкцию, которые не исключают правового определения квалифицирующего признака противодействия коррупционным проявлениям и преступлениями.

Список литературы:

  1. Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и системное решение. [Электронный ресурс]- Режим доступа. - URL: http://www.strategy- spb.ru/Koi8/Proekt/Proekt_antikorup/otchet_arhangelsk.htm
  2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (Принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // КонсультантПлюс Версия Проф. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http // www/consultant.ru/
  3. Кудашкин А.В., Козлов Т.Л. Еще раз о правовом понятии коррупции // Современное право. 2010. №6 // КонсультантПлюс Версия Проф. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http // www/consultant.ru/
  4. Кузьмин Н.А. К вопросу о понятии и природе коррупции. // Административное и муниципальное право. 2010. № 6 // КонсультантПлюс Версия Проф. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http // www/consultant.ru/
  5. Манухина Е.О. Криминология: учебное пособие. - М.: «Дашков и К», 2008
  6. О противодействии коррупции: федеральный закон // СЗ РФ - 2008. - № 52(ч.1). - Ст. 6228; 2011. - № 48. - Ст. 6730
  7. Русецкий Е.А. Понятие, сущность и особенности современной коррупции [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: rusetskiy.ru
  8. Строчилова Н.В. Современное российское законодательство в сфере борьбы с коррупцией // Российсий следователь. 2009. № 8 // КонсультантПлюс Версия Проф. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http // www/consultant.ru/
  9. Фещенко П.Н. О коррупции и борьбе с ней // [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: fedinf.ru›services/29-2010-03-15-14-23-26/271…
  10. Частная криминология / отв.ред. А.Д. Шестакова. - Спб.: Изд. Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007 - с. 154-177