Правило подготовки к исповеди и причастию. Надо обещать Богу, что при Его помощи ты приложишь все старания, чтобы не повторять грех, а сделать противоположное доброе дело. Можно ли причащаться беременной

В Православной Церкви есть такое понятие как таинство причастия, еще оно имеет название евхаристия. Причастие — благословение Господне на отпущение грехов и наполнение христиан своей благодатью. Если вы приняли решение посетить храм с этой целью, то наша статья растолкует вам все сопутствующие вопросы.

Главное в статье

Что такое таинство причастия в православной церкви: что оно дает и для чего нужно?

Далеко не каждый человек, носящий нательный крест, и который был крещен в Православной Церкви, может назвать себя христианином. Верующим человек становится, когда начинает участвовать в жизни церкви, соблюдать все ее каноны . Другими словами – находится в духовном единении с Богом.

Для наших предков, которые исповедовали Православную веру, было немыслимо называться христианами, и не соблюдать причастие.

Таинство причастия было установлено Иисусом Христом еще перед тем, как его предали и отправили на мучения. На тайной вечере среди своих учеников Спаситель установил таинство причащения. Он благословил хлеб насущный и вино как свою плоть и кровь, тем самым заповедовал своим апостолам, а через них – другим их приемникам совершать это благое дело.

Совершая таинство причащения, человек получает возможность очиститься от греха и получить исцеление души. Появляется возможность исправить свою жизнь в лучшую сторону, преобразить свою человеческую сущность.

Как проходит причастие в церкви?

Если вы настоящий верующий человек, то должны правильным образом подготовиться к причастию (об этом читайте далее). Этим вы выразите благодарность и уважение Господу. Прийти к решению причаститься нужно не из-за чувства долга, ваша душа должна осознанно к этому стремиться.

Понятия исповеди и святого причащения – нераздельны . Вы не сможете причаститься, если перед этим не исповедаетесь.

Исповедь – это раскаяние перед Господом Богом о содеянных грехах, отрицание от совершения дальнейших грехов. Вы – раб Божий в присутствии священника озвучиваете все грехи, за которые просите у Бога прощение. В свою очередь, священник помогает вам с помощью молитвы очиститься от согрешений. К исповеди тоже нужно подготовиться:

  • Заблаговременно обдумайте возможные грехи, которые вами совершались. Первым делом уделите внимание тем совершенным деяниям, которые вас беспокоят, мешают жить. Но не забывайте и о других непослушаниях вере, которые, на первый взгляд, кажутся менее значимыми (ознакомьтесь со списком).

Если вам трудно озвучить ваши грехи вслух, то можете написать записку, и передать ее батюшке, он сделает это за вас. Только в момент исповеди нужно искренне осознать свои ошибки — перед Богом вы ничего не утаите.

После подготовки к причащению и исповеди священник дает благословение пройти причастие.

Как правило, священное действие происходит таким образом:

  • Поутру человек приходит на исповедь, после начинается служба в церкви.
  • Затем священник выносит чашу красного вина, символизирующую кровь Спасителя.
  • Далее по очереди, без толкотни, люди подходят к батюшке, чтобы принять немного вина с ложки.
  • После принятия красного вина православный христианин отходит в сторону, где служители церкви дают ему кусочек просфоры со святой водой, обозначающих плоть Христа.
  • Детей пропускают причаститься первыми, до семи лет они могут не готовиться к причастию.
  • На этом процедура принятия таинства причастия считается оконченной.



Каковы дни причастия в церкви?

Пройти таинство причастия можно в любой день, когда происходит церковная служба. Это христианское богослужение имеет название – л итургия. Чтобы не ошибиться – переговорите заранее со священником, либо со служителями церкви о точном дне причастия. Как правило, служба в церкви обязательно правится в субботу и воскресенье.

Исключением становится Великий Пост перед Пасхой до Страстной Седмицы. В этот период существует особый календарь (график) богослужений.

Великий пост предназначен для подготовки христианского народа к великому празднованию Пасхи. Богослужения в этот период отличаются молитвами о воспоминании смерти и воскрешения Иисуса Христа, его покаянии.

Православный христианин должен причащаться как можно чаще, раз или два раза в месяц. Но это очень индивидуально, вы сами должны почувствовать тягу к покаянию, а не придерживаться стандартов. Не лишне будет обсудить с батюшкой все волнующие вас вопросы духовной жизни.



Во сколько начинается причастие в церкви в субботу и воскресенье?

Таинство причастия начинается по окончанию утренней службы в церкви. В каждом храме есть свое – индивидуальное время начала проведения утренней службы. Церковные службы делятся на: утренние, дневные, вечерние. Причащение зачастую проводится на утренней службе (бывают исключения), ее еще называют 1-го часа. Обычно начало такой службы не ранее семи, и не позднее десяти утра.

Длительность службы зависит:

  • От характера богослужения (праздничная, ежедневная, вечерняя, великопостная и т.д.).
  • От скорости исполнения службы как святым отцом, так и хором. В одних церквях это происходит не торопясь, в других – более быстро.
  • От количества желающих исповедоваться до начала службы и причаститься после нее, соответственно.
  • От того, будет ли звучать на службе проповедь.

В среднем, утренняя служба длится 1 час 20 мин — 2 часа.

Если причащение будете проходить на вечерней службе, то лучше посоветуйтесь со святым отцом о моментах подготовки к нему, так как действие должно происходить натощак. Возможно, лучше исповедаться перед вечерней службой, а причаститься после утренней.

Сколько длится причастие по времени?

  • Длительность самого причащения будет зависеть от количества жаждущих причаститься .
  • После окончания службы священник выносит Чашу со Святыми Дарами из-за алтаря, и приглашает желающих к причастию.
  • Вначале причащаются церковные служители, монахи, а затем пропускают детей и всех остальных.
  • Дожидаясь своей очереди, нельзя устраивать балаган и выяснение отношений, иначе все покаяние не будет иметь никакого смысла.
  • Чтобы вкусить Святые Дары («кагор», просфору, святую воду или «теплоту»), понадобится меньше минуты.



Как часто можно причащаться?

Это довольно неоднозначный вопрос. Скорее важна не частота, а «качество» причащения, осознание самим человеком важности происходящего. Если такое осознание присутствует всегда, то можно причащаться как можно чаще, хоть каждую неделю.

  • Православным христианам рекомендовано два-три раза в месяц познавать таинство причащения.
  • Люди, которые готовятся посвятить свою жизнь церкви, могут причащаться чаще, тогда душевный и телесный пост может быть немного ослаблен на один-два дня.
  • Также это можно сделать перед каждым постом – четыре раза в год.
  • Категорически нельзя причащаться дважды в один день.

Благодаря церкви возрождается духовность человека. Если вы чувствуете тягость на душе – начните посещать для начала просто литургию, без причастия. Поговорите со святым отцом, возможно, вы найдете ответы и обретете успокоение. Когда ваше сознание само придет к желанию исповедоваться и причаститься – вы это ощутите.

Как правильно причащаться первый раз?

Первое причащение происходит немногим позже крещения ребенка.

Перед первым причастием нужно духовно настроить и подготовить как себя, так и ребенка:

  • Хорошим поступком будет, если родные и крестные родители после крестин причастятся вместе с ребенком .
  • В подготовку перед причастием входят все те же пункты, что вы читали ранее.
  • Произнесите молитвы за ребенка (смотрите далее), попросите у Господа своими словами , чтобы он наделил крещеного малыша своей благодатью, помог вырастить достойного христианина на пути к спасению своей души.
  • Затем малыша поднесите к священнику, голову положите на правую руку, ручки придерживайте, чтобы он не мог нечаянно опрокинуть Святую Чашу.
  • Также нужно правильно подготовить одежду , ребенку должно быть комфортно, чтобы он не волновался лишний раз.

Если приучать ребенка причащаться как можно чаще, то он будет взрослеть, находясь в духовном равновесии с собой.

Бывает, что крещение и первое причастие человек получает уже во взрослом возрасте. Тогда не бойтесь ошибиться — первое причастие, как и все последующие, проходит практически одинаково. Смело задавайте вопросы своему духовному наставнику, он сумеет вас подготовить.

Подготовка к причастию

Самая главная подготовка к причастию заключается в осознании самого процесса. В церковь вы должны идти для сближения с Богом, осознания и раскаяния о своих грехах. Вы должны ощущать светлый настрой перед посещением церкви, а не тягостное бремя от вынуждения.

  • Далее, не позднее чем за три дня, нужно соблюдать пост – не употреблять пищу животного происхождения. Само причастие должно проходить натощак.
  • Также за три дня до причастия необходимо отказаться от сексуальных контактов , причем старайтесь даже ваши помыслы избавить от этого. Окончание телесного воздержания заканчивается в день, последующий дню самого причащения.
  • Требуется отказаться от мирских утех, празднований.
  • Если нет никаких жизненных препятствий, то нужно очистить свое тело, входить в церковь грязным – грех. Для этого рано утром перед походом в храм вымойтесь.
  • Далее необходима исповедь – раскаяние перед Богом о всех своих грехах.
  • Пройдя исповедь, побывав на церковной службе – вы можете быть благословенны на причастие священником.

Какие молитвы читать перед причастием?


Как вести себя на причастии в церкви, что нужно говорить?

К причастию не может быть допущен христианин, если:

  • Он не исповедовался (кроме деток до семи лет).
  • Он отлучен от Святых Таин.
  • Потерял разум, находится не в себе. Насильно веру не навязывают.
  • Супруги, вступившие накануне в половую связь.
  • Женщина в период менструации.
  • Не носит нательный крест.
  • Другие моменты, они оговариваются с батюшкой.
  1. Явиться в церковь нужно до начала богослужения , при опоздании исповедь и причастие переносится.
  2. После молитвы “Верую, Господи и исповедую…”, священник выносит Чашу с Дарами, при этом нужно низко поклониться .
  3. При открытии царских ворот надо перекреститься, сложить руки крестом на груди (правая сверху) . В таком положении нужно принять таинство причастия.
  4. Приближаться к Чаше нужно с правой стороны церкви, не опережая других прихожан.
  5. Женщинам желательно проходить причастие без макияжа (хотя бы без губной помады).
  6. Оказавшись около батюшки, нужно четко сказать свое имя, принять Святые Дары, поцеловать Чашу (как ребро Христово) . Больше ничего трогать и целовать нельзя.
  7. Отойдя, получите от служителей церкви просфору и запивку – святую воду либо теплоту.
  8. Если Чаш несколько, то принимать Дары можно только из одной.
  9. Далее прочитайте молитвы по Святом Причащении или прослушайте их в храме.

Что нужно для причастия в церкви ребенка?

Основные правила причастия в православной церкви

По церковным законом есть определенные правила, которые должен соблюдать каждый христианин. В прохождении таинства причастия тоже имеются свои нюансы. Давайте разберем, какие.

Можно ли причаститься на вечерней службе?

Однозначно причаститься на вечерней службе можно в день Тайной Вечери. Сам Иисус Христос заложил это правило, причастив своих учеников — дав им свою плоть и кровь.

Что же касается вечернего причастия в другие дни, то ответ на этот вопрос довольно неоднозначен. В подавляющем большинстве причащение происходит утром, на голодный желудок. Соблюдать такое правило в течение всего дня не очень удобно, и не каждый сможет выдержать. При этом желательно присутствовать на вечерней службе, исповедоваться также можно на ней, а можно и утром. Поэтому этот вопрос нужно задать святому отцу того храма, где вы собираетесь принять таинство причастия.

Можно ли причащаться во время месячных?

Нет, во время месячных нельзя причащаться , такой поступок будет считаться дерзостью и большим грехом. Прикоснуться к Святой Чаше в этот период – великое неуважение к Господу Богу. Более того, женщина в период менструации вообще не может входить в храм. Объяснением тому считается, что менструация – это неслучившаяся беременность, и женщина должна за это понести ответственность. Женщина считается «нечистой» из-за кровянистых выделений, чем оскверняет церковь, входя в нее.

Совсем другое дело, если кровотечения сопровождают женщину долгое время — это уже не очищение, а недуг. Тогда спросите совета у своего духовного наставника, а на исповеди — покайтесь. Священник должен допустить вас до причастия, возможно, пройдя его, вы получите исцеление.



Можно ли причащаться беременным женщинам?

Да, можно, и чем чаще, тем лучше. Это особый период, женщина еще до рождения ребенка должна осознавать важность искупления, а после рождения – приобщать свое чадо к этому процессу.

Церковь снисходительна для беременных – разрешается упростить пост по мере своего самочувствия. Если состояние здоровья позволяет – пост и молитвы подготавливаются по общим правилам. Подготовку молитвами и службу в церкви можно совершать, сидя на скамье.

Можно ли причащаться, если не постился?

  • Бывают разные случаи, иногда пост может быть нарушен по небольшой оплошности (случайное вкушение скоромной пищи, например).
  • Либо же человек по состоянию здоровья не может прийти на причастие голодным, или не выпив воды. Такие моменты оговариваются с батюшкой, а на исповеди нужно покаяться за это.

Нужно понимать, что пост — это хорошо, но цель причастия — отпущение грехов и единение с Богом. Если есть уважительные причины, по которым пост был нарушен — нет преград для прохождения причастия.

  • Если речь идет о нарушении физического воздержания супругами — то лучше пропустить один раз причастие, а на последующей исповеди учесть этот момент.



Можно ли причащаться не натощак?

Можно, но только детям до семи лет. Причем вкушение пищи должно происходить не сразу перед причастием, а заблаговременно. Следует с самого малого возраста подготавливать детей к причащению натощак.

Это правило касается также болеющих людей, если им нельзя обойтись без еды утром.

Можно ли причащаться без подготовки?

Нет, такого делать нельзя . Получается, что вы это сделаете просто «для галочки». Только вот смотреть на эту ситуацию следует с двух сторон:

  • Вы причащаетесь несколько раз в году, в общем, как и посещаете саму церковь. В этом случае нужно строго соблюдать пост, пройти исповедь, прочитать все каноны и молитвы.
  • Вы живете по церковным канонам, соблюдаете все посты, то есть, подготовка к причащению — это ваш образ жизни. Тогда на таинство причащения можно просто прийти натощак, прочесть нужные молитвы.
  • Как уже упоминалось, дети до семи лет могут не готовиться.

Можно ли причащаться без исповеди?

Это правило также касается детей до семи лет. В некоторых храмах делаются исключения постоянным прихожанам, если они принимают таинство причастия часто.

Можно ли причащаться, если делала аборты?

Господь Бог всемилостив, он способен простить любой грех, если вы в нем действительно искренне раскаиваетесь. Детоубийство – один из самых страшных грехов человечества. Цель осознания данного безбожия – это не совершать подобные поступки в будущем. Духовный наставник не может отказать в исповеди и причастии, если вы хотите искупить свою вину.

Если же женщина бежит в церковь после каждого содеянного аборта, то это не приветствуется церковью, женщина не до конца осознала свою вину, раз продолжает совершать подобное.

Можно ли причащаться, если живешь в гражданском браке?

Многие путают понятия брака, давайте выясним где истина:

  • Церковный брак – это брак, который получил свое благословение в таинстве венчания.
  • Гражданский брак – это законно зарегистрированный брак государством. Его церковь признает, и допускает к причастию людей, состоящих в таком браке, даже если они не венчаны.

Не стоит путать гражданский брак с обычным сожительством , который в церковной терминологии называется — блуд . Если вы живете в блуде, то вам может быть отказано в благословении на таинство причастия.

Другое дело, если вы сожалеете о своем поступке, и собираетесь вскоре узаконить свой брак . По православным канонам нужно либо совершить бракосочетание, либо прекратить отношения, тогда можно будет причаститься.

Видео: Как проходит причастие в церкви?

Если вас интересует, как проходит таинство причастия на практике, то посмотрите следующее видео:

Отношение к религии – глубоко личная тема для каждого человека. Одни делают ее своим моральным ориентиром, другие почти не уделяют внимания религиозным чувствам. Но подавляющее большинство наших соотечественников, да и человечество в целом, занимает позицию между этими мнениями, придерживаясь умеренно-уважительного взгляда на веру и посещая церковь только по большим праздникам. Вероятно, вы тоже относитесь к этой многочисленной группе, раз заинтересовались причастием в церкви, но не владеете достаточно глубокими знаниями об этом обряде. Между тем, причастие – это одно из Семи Таинств христианской церкви и основа ее богослужения.

Что такое причастие
Святое Причастие, Вечеря Господня и Евхаристия – это все разные названия одного и того же таинства. Посредством него христиане приобщаются к Телу Иисуса Христа и его Крови, вкушая освященные вино и хлеб. Евангелие содержит информацию о том, что Искупитель сам установил этот обряд во время Тайной Вечери за день до распятия на кресте. С тех пор эта ритуальная трапеза символизирует память о Нем, Его смерти и воскрешении. Это не только воспоминание о божестве, но и буквальное соединение с ним, когда он входит в верующих вместе с едой и питьем.

Причастие в церкви является первым шагом человека к Богу, но не каждый может его принять. Это действие должно быть осознанным и добровольным. В качестве подтверждения силы своего намерения прихожанин должен морально и поступками приготовиться к причастию, приложить определенные усилия. Проявив чистоту помыслов и истинное стремление, вы получите право причаститься в церкви и соединиться с нею. Но этому всегда предшествует определенная подготовка.

Подготовка к причастию
Только маленькие дети до 7 лет, в силу своего возраста и внутренней незапятнанности, не нуждаются в специальном очищении перед причастием. Взрослые люди обязательно готовятся к таинству в течение нескольких дней, во время которых:

  1. Соблюдают пост физический и духовный. Он может длиться от одного до трех суток, в зависимости от состояния вашего здоровья. Перед началом поста нужно помириться, попросить прощения у всех, кто может быть на вас обижен. Соблюдайте умеренность в еде и питье, воздерживайтесь от употребления нескромной пищи, которой являются мясо, яйца, сливочное масло и молочные продукты. Если пост строгий, то на этот период и рыбу следует исключить из рациона. Но самое главное в пост – «не есть других и себя», то есть не испытывать негативных эмоций, тоски и злости, не проявлять агрессии, вести себя доброжелательно и помогать окружающим. Строже относитесь к себе, не позволяйте ругаться и сквернословить, замечайте все свои проступки и исправляйте их. Откажитесь от табака и алкоголя, а также интимной близости. Не посещайте увеселительные заведения, просмотр телепередач замените чтением книг.
  2. Молятся дома утром и вечером. Молитвословы содержат специальное правило для подготовки к причащению: покаянный канон Господу Иисусу Христу, молебный канон к Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю, они читаются в течение нескольких дней. Канон Последования ко Святому Причащению читается отдельно накануне Причастия. Также следует читать утренние и вечерние молитвы.
  3. Читают духовную литературу , Евангелие.
  4. Посещают богослужения , в том числе вечернее, накануне Причастия и Божественную Литургию, непосредственно перед или после которой (в разных храмах по-разному) происходит обряд причащения.
  5. Исповедаются перед Литургией. Нужно узнать, когда батюшка принимает исповедь именно в вашем храме. Предварительно подумайте, в чем будете каяться, осмыслите свою жизнь и поступки. Чтобы в волнующий момент не забыть свои грехи, их можно записать на бумагу и прочесть священнику с листа. Вы обязательно почувствуете, что чистосердечная исповедь не только позволяет причаститься, но и делает вас чище, внутренне легче и свободнее. Если вам предстоит исповедаться впервые в жизни, то достаточно будет осознать свои проступки, искренне сожалеть о них и очистить совесть покаянием.
Самое главное, чтобы в вашем сердце были смирение, покаяние и решительное намерение впредь вести благочестивую жизнь. Причащаться могут и даже должны все крещеные христиане, которые испытывают эти чувства. Считается, что их душа очищается Исповедью, а Причастие защищает душу от искушений и наполняет благодатью.

Как происходит причащение в церкви
В тот день, на который назначено ваше причащение, не завтракайте, придите в церковь пораньше, почувствуйте ее атмосферу и настройтесь на нужный лад. Затем исповедайтесь и ожидайте причащения во время службы (это может быть как обедня, так и литургия):

  1. Незадолго до ее окончания запоют «Отче наш», откроются Царские врата иконостаса и к прихожанам вынесут священную реликвию - Чашу с Телом и Кровью Спасителя. В ней находится освященный кагор и хлеб, их величают Вином и Хлебом. Чаша устанавливается на возвышение, называемое амвоной, а священник в это время читает специальную молитву «Верую Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго».
  2. Каждому из присутствующих в храме, кто подходит к Чаше, священник дает Причастие из ложечки. Подойдите к нему, сложите руки на груди и назовите свое имя. После этого поцелуйте основание Чаши.
  3. Люди, далекие от церкви и редко бывающие в храме, часто смущаются при необходимости вкусить Вино и Хлеб с общей для всех присутствующих ложки. Если уж вы приняли по-настоящему твердое решение причаститься, то вера должна избавить вас этого страха и, тем более, брезгливости. Возможно, вас успокоит тот факт, что не известно ни одного случая, когда кто-то заразился от Причастия, причем даже в больничных храмах. Более того, те Дары, которые остаются в Чаше после Причастия верующих, потребляют служители церкви, и не бояться заболеть, даже во время эпидемий. Таким образом, каждый верующий должен усмирить свою брезгливость, а вместе с ней и гордыню, чтобы принять Святые Дары.
  4. Перед тем, как покинуть стены храма, дождитесь окончания Божественной Литургии и поцелуйте крест. Все эти действия приближают вас к Христу, дает вашей душе счастье и спасение. Эти бесценные дары важно не растерять, а сохранить в сердце и за пределами храма.
  5. Причастившись в церкви с утра или днем, посвятите остаток суток спокойным и мудрым размышлениям о Боге и о своей жизни, молитесь, делайте добрые дела и сохраняйте внутреннюю гармонию, обретенную в храме.
Церковь с любовью принимает и дает Причастие своим детям, за исключением некоторых особых случаев. Так, причащаться нельзя тем, кто не принял христианства и/или не носит нательного крестика, а также тем, кому священник сам запретил причащаться по той или иной причине. И, конечно же, нельзя причащаться тем, кто не готов к этому Таинству духовно, кто идет на него не по собственной воли или ради соблюдения внешней формальности. Что касается беременных женщин, то им не только можно, но и нужно причащаться, но церковь освобождает их от обязанности соблюдать физический (пищевой) пост.

Частота и количество актов причащения в жизни каждого человека никак не регламентируется и не ограничивается. В общем смысле, причащаться нужно тогда, когда этого просит ваша душа, когда вас тянет в церковь невидимая внутренняя сила. Более конкретные указания может дать духовное лицо. Но поскольку Причастие, то есть приобщение к Святым Христовым Тайнам, является высшей благодатью, то старайтесь не упускать этой возможности, посещая храм. Большинство прихожан причащаются один или два раза в месяц. Бывают также особые случаи: венчание, крещение, именины, великие праздники, когда без причастия не обойтись. Однако, запрещено причащаться больше одного раза в течение одного дня. И даже если во время богослужения Дары раздают из двух чаш, вкусить их можно только из одной из них.

Великий пост – это лучшее время для покаяния и молитвы, Покаяние (исповедь) и Причастие в этот период должны принести вам радость и благодать. Но, если вы планируете причащаться во время Великого поста, то запомните, что сделать это можно будет в среду, пятницу, субботу и воскресенье. В остальной период года Причащение верующих происходит в любой день недели. Но самое главное в этом Таинстве, и это должен понять каждый христианин, - не дата и не время, как и не сам акт Причастия, а те чувства и мысли, которые появляются у вас во время подготовки и принятия Причастия.

Церковная жизнь наполнена разными правилами и обрядами. Но существует один самый главный - это Таинство Причастия. Однако, необходимо знать, как именно причаститься в церкви. Иначе можно нарушить строгие церковные порядки. Считается, что это наносит Богу оскорбление, не надо допускать такого греха. Поэтому следует серьезно подойти к данному вопросу.


Что такое Причастие

Перед тем, как причаститься в церкви, необходимо несколько дней посвятить подготовке. Это самое важное Таинство из семи, которые есть в Православии. Аналогичные таинства есть у католиков. Протестантские церкви по-разному относятся к этому вопросу.

Во время Тайной вечери Христос впервые причастил своих учеников, предложим им хлеб и вино. До момента крестной смерти Спасителя люди приносили в жертву животных, как прообраз будущих испытаний Сына Божьего. После того, как Он воскрес, отпала необходимость в других приношениях. Поэтому теперь молитвы читаются над хлебом и вином. Ими же совершается Причастие.

Зачем же в церкви требуют, чтобы прихожане причащались и исповедовались? Как это сделать правильно? Это символ единения Бога с человеком. Сам Христос заповедал, чтобы люди так поступали. Таинство превращает хлеб и вино в Тело и Кровь Иисуса. Принимая их, верующий принимает в себя Господа. Он поддерживает свои духовные силы на должном уровне.

Причастие дает большой «заряд» духовности. Особенно важно, чтобы это Таинство совершалось над больными, умирающими. Живые должны к нему приступать регулярно. Как минимум - один раз в пост, желательно и в каждый большой праздник.


Как подготовиться к причастию

К таинству в Православной церкви не допускают всех подряд. Нужно выполнить ряд условий:

  • быть православным христианином;
  • выдержать строгий пост (минимум 3 дня);
  • прочитать все необходимые молитвы;
  • сходить на исповедь после Всенощного бдения;
  • прийти утром на Литургию.

Только при исполнении всех этих условий прихожанин сможет правильно причаститься в Церкви. В некоторых храмах исповедь принимают не накануне вечером, а утром во время службы. Но тогда получается, что во время Богослужения люди отвлекаются на стояние в очередях. Лучше все же исповедоваться, когда не надо торопиться и вокруг нет столпотворения.

Без исповеди к Таинству допускаются:

  • младенцы (дети до 6 лет) - однако их нежелательно кормить перед службой;
  • те, кто накануне принял Крещение - но им тоже необходимо поститься, а также прочесть молитвы.

Пост должен быть строгим - требуется отказаться от всей животной пищи (мясо, рыба, все молочное, яйца). Сориентироваться поможет церковный календарь. Там указывается, какие продукты разрешены. В некоторые дни и растительное масло может быть под запретом. Для больных и пожилых людей священник может сделать исключение, но вообще послаблять пост не принято. Также нельзя пить после 12 ночи и до самого момента Причастия.


Как правильно исповедаться в церкви

Многих также волнует вопрос, как правильно исповедоваться в церкви - мешает смущение, неопытность. Но чтобы доказать Богу свое твердое стремление исправиться, придется побороть свои страхи. Священник является лишь свидетелем, он видел и слышал многое, так что вряд ли получится его сильно удивить. Но перед тем, как подойти к духовнику, надо подготовиться.

Поскольку многих на исповеди охватывает волнение, существует традиция записывать свои грехи на листочке. В конце исповеди батюшка забирает этот «список» и рвет его, в знак того, что Господь все прощает. Для составления исповеди можно воспользоваться специальной брошюрой, или просто взять 10 заповедей и подумать, чем согрешили против каждой.

  • Не стоит на исповеди обвинять других, тем самым оправдывая свое отрицательное поведение. Пример: жена накричала на мужа и говорит, что он «сам виноват», потому что пришел пьяный. Пусть так, но в любой ситуации надо сдерживаться, действовать с любовью, без оскорблений. Как и исповедоваться в церкви необходимо, рассказывая лишь о себе, а не о других.
  • Не нужно также хвалиться тем, что против некоторых заповедей грехов нет. Да и так ли это? Прелюбодеянием считается не только физическая измена, но даже мысли о ней. Курение - медленный вид самоубийства, а это тягчайший грех. К тому же курящий вредит и окружающим, усугубляя вину. Необходимо каяться в этом грехе, ведь христианин должен поддерживать порядок не только в душе, но и следить за здоровьем тела.
  • Не нужно спорить со священником. Это сугубый грех, за который могут вообще отлучить от причастия. Скорей всего, есть вещи, которые пока вам непонятны. Следует поразмышлять над тем, что было сказано.

Не существует каких-то строгих правил, регулирующих, что говорить в церкви во время исповеди. Важно проявлять искреннее желание исправиться. Духовники обычно помогают тем, кто испытывает затруднения, задают вопросы. Нет необходимости перечислять каждый грех, название которого вычитано в книгах. Многие имеют общий корень - гордость, жадность, нежелание работать над собой, нелюбовь к ближним.

Молитвы и богослужение

После того, как названы грехи, священник покроет голову епитрахилью (часть облачения, длинная вышивая полоса), прочитает специальную молитву. Во время нее надо будет назвать свое имя. После этого взять благословение у батюшки, выслушать наставления, если они будут. Затем необходимо пойти домой, чтобы готовиться дальше.

Перед тем, как причаститься, следует прочитать ежедневное молитвенное правило и специальные причастные каноны. Они публикуются во всех молитвословах. Канон - это вид церковной поэзии, который настраивает душу на нужный лад. Можно прочесть их в церкви до того, как исповедаться.

После канонов следуют молитвы, их можно прочесть и утром, если будет время, только не во время Литургии, а до нее. Причастное правило иногда разбивают на несколько частей, чтобы прочитать в течение трех дней. Но тогда не достигается необходимый настрой. В случае сомнений надо спросить совета у батюшки - он скажет, как лучше поступить.

Надо стараться в дни поста сохранять спокойствие духа, ни с кем не ссориться, или вся подготовка пропадет. Многие святые отцы учат, что воздержание от определенной пищи не так важно, как воздержание от гнева, дурных поступков.

  • На Литургию необходимо прийти без опозданий.
  • Маленьких детей обычно приносят на Причастие позже - священник подскажет, во сколько подойти.
  • Женщинам не стоит сильно душиться и краситься - Церковь это не светская тусовка, а Храм Божий.
  • Если в церкви сделали замечание - лучше не обижаться, а поблагодарить и отойти в сторону.
  • Если после исповеди совершили какой-то грех, надо постараться найти своего духовника, рассказать ему об этом. Обычно перед Причастием один из священнослужителей выходит из алтаря, чтобы поддерживать порядок.
  • Перед тем, как идти к Чаше, надо сложить руки на груди, чтобы правая была сверху. Земные поклоны сделать заранее!

Если человек только принял Крещение, он обязан прийти на ближайшую Литургию. К Причастию его допустят без исповеди. В противном случае «христианин» демонстрирует полное пренебрежение ко всему, на чем строится духовная жизнь. Крещение как ритуал не гарантирует спасения, для этого необходимо постоянно совершенствоваться.

Теперь вам известно, как правильно причащаться и исповедоваться в церкви. Со временем большинство вопросов отпадает само собой, вчерашний новичок становится опытным прихожанином. Да будет принятие Святых Христовых Тайн во спасение души и тела!

Как правильно исповедаться впервые

Как правильно причаститься и исповедаться в церкви was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Вы задумываетесь о том, чтобы пойти на исповедь, но еще не решились это сделать? Вас смущает, что вы не знаете, как правильно подготовиться к этому? С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ

Исповедь - таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно. Далее перейдем непосредственно к советам по подготовке к исповеди.

1. Осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаёте, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании — Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди — знаменитые Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя» . Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.

2. Не использовать «списки грехов». Последнее время среди верующих (как говорят, «воцерковленных», то есть более знакомых с церковной традицией, а на практике — и с околоцерковными суевериями) распространены разного рода «списки грехов». Подготовке к исповеди они скорее вредят, потому что очень успешно помогают превратить исповедь в формальное перечисление «того-что-является-грехом». На самом деле исповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Кроме того, среди «перечней грехов» встречаются и вовсе курьезные образцы, так что брошюры подобного рода лучше вообще не рассматривать всерьез.

Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов , которые часто не осознаются таковыми. Пример такой памятки:

а. Грехи против Господа Бога:

Неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;

Вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);

Творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, - всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

Обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

б. Грехи против ближнего:

Пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний - не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);

Осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» , — говорит Господь);

Блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

Аборт — лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.

Присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;

Ложь разного рода, особенно - клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.

Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.

3. Говорить только о грехах, причем собственных. Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех — это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.

4. Не выдумывать особого языка. Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.

Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

5. Говорить о серьезном, а не мелочах. Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: «рыбку в постный день съела» и «вышивала в праздник».

Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего — члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.

6. Начать менять жизнь еще до исповеди. Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить?

Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.

7. Быть в мире со всеми. «Прощайте, и прощены будете» , — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы» . И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

Несколько практических рекомендаций. Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях — и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период — по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу — в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.

Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких.

Во время исповеди священник может назначить вам епитимию : воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие — два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению.

Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди — слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.

КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ

Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови Христа Владыки.

Православному христианину желающему приступить к святому Таинству Причащения надлежит помнить, что для того, чтобы Причастие Господу не было «в суд и осуждение» христианину необходимо выполнить ряд сущностных и дисциплинарных условий. Дисциплинарные условия не являются строго обязательными, и в случае экстраординарных обстоятельств (например, при тяжкой болезни человека или предсмертного его состояния) не исполняются. Однако, православным христианам следует помнить, что выработке этих дисциплинарных условий послужил большой опыт жизни Церкви, и, поэтому, в обычных обстоятельствах эта внешняя подготовка (пребывание на богослужении, пост, домашняя молитва и т.д.) также является обязательной.

1. Осознание смысла. Человек должен совершенно точно осознавать, куда и зачем он пришел. Он пришел, чтобы вступить в Богообщение, стать причастником Божества, соединиться со Христом, вкусить вечерю Господню для своего освящения и очищения от грехов, а не исполнить религиозный обряд, «попить компотика» или поужинать. Апостол Павел говорит об этом так: «Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю» (1Кор. 11:20-22).

2. Искреннее желание. Человек должен иметь совершенно искреннее желание соединиться со Христом. Этому желанию должно быть чуждо всякое лицемерие, и оно должно быть соединено со Страхом Божьим: «Начало мудрости — страх Господень» (Притч. 9:10). Человек должен помнить, что тот «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор. 11:27).

3. Душевный мир. Человек, подходящий к Чаше, должен иметь душевный мир, то есть состояние, чуждое злобе, вражде или ненависти против кого-либо. В таком состоянии для верующего человека подойти к Таинству невозможно. Господь наш Иисус Христос сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24).

4. Церковность. И, наконец, последнее сущностное условие: человек не должен нарушать канонов Церкви, отлучающих его от Причащения и Церкви, то есть находиться в допустимых Церковью рамках веры и нравственной жизни, так как «благодать даруется тем, которые не нарушают пределов веры и не преступают преданий отцов» (Послание к Диогнету).

5. Исповедь. Традиция Русской Православной Церкви требует обязательной исповеди перед Причастием : «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11:28-29). Исповедь перед Причащением может происходить как накануне вечером, или утром, перед литургией , так и в необходимых случаях (праздники, загруженность священников из-за большого скопления народа и т.д.), за несколько дней до Причащения.

6. Литургический пост. Перед причастием по древнейшей традиции Церкви необходим так называемый литургический пост, или пост перед причастием, который заключается в том, что с 24 часов ночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста по определению Священного Синода не может составлять менее 6 часов. Возникает вопрос если кто-нибудь, постясь для приобщения Святых Таин, умываясь или находясь в бане, нехотя проглотил немного воды, должен ли таковой причаститься? Как отвечает в своём каноническом послании святитель Тимофей Александрийский: «Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же» (ответ 16). В сомнительных случаях утром перед службой необходимо обратиться за советом к священнику.

7. Телесный пост. Желающий причаститься должен постараться достойно приготовиться к этому святому таинству. Ум не должен чрезмерно рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. В дни подготовки, если позволяют обстоятельства, надлежит посещать богослужения в храме и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило. Средством к такой более сосредоточенной духовной жизни является пост (в церковной практике он называется говением ): телу предписывается воздержание и ограничение в пище (мясной и молочной). Телесный пост перед Причастием продолжается, обычно, несколько дней и общее правило здесь таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост, и наоборот. Мера телесного поста также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами (жизнь в нецерковной семье, тяжёлый физический и интеллектуальный труд), и в этих условиях естественно снижается. Отметим, что для христиан, соблюдающих однодневные и многодневные посты, во время Светлой пасхальной седмицы телесный пост перед причастием, как правило, полностью отменяется.

8. Телесная чистота. Существуют определённые требования к телесной чистоте касательно мужчин и женщин. Первое общее требование есть отказ от телесных супружеских отношений, накануне Причащения . Древняя аскетическая традиция также предписывает, без острой необходимости, мужчинам воздерживаться от Причащения в день после ночного непроизвольного истечения, а женщинам во время женских дней и 40-дневного послеродового периода : «Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи — не возбранно есть. Но приступать к тому, что есть Святая Святых да запретится не совсем чистому душою и телом» (Второе каноническое правило свт. Дионисия Александрийского).

9. Присутствие на богослужении и домашняя молитва. Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к литургии (общему делу — греч.), здоровому человеку накануне Причащения надо обязательно прийти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении .

Домашняя молитва включает в себя кроме обычных утренних и вечерних молитв , чтение Последования ко Святому Причащению (вслед за утренними молитвами утром).

Вечером перед Причастием предусматривается также чтение трёх канонов :

  • Покаянного канона ко Господу,
  • Молебного канона ко Пресвятой Богородице , и
  • Канона Ангелу-хранителю

Желающие, по личному усердию, могут прочитывать также и другие моления, например, акафист Иисусу Сладчайшему.

Александр Боженов
Патриарший Центр духовного развития детей и молодёжи

Причастие – один из важнейших церковных обрядов, называемых таинством . В чём его суть? Она состоит в следующем. Человек рассматривается церковью как существо не только материальное, но и духовное. Поэтому и пища ему нужна также и духовная. Во время Причастия человек получает Святые Дары – Тело и Кровь Иисуса Христа. В реальной жизни это выглядит как вкушение хлеба и вина, посредством которого человек очищается от грехов и готовится вступить в жизнь вечную.

В Евангелии от Иоанна об этом таинстве сказано: кто будет причащаться плоти и крови Сына Человеческого, тот получит вечную жизнь и будет воскрешён в Судный день. А также посредством его произойдёт воссоединение с Богом.

Для чего совершается таинство

Таким образом, для соединения с Богом и обретения извечной жизни нужно причащаться. Подобно тому, как земное исцеление при заражении крови происходит путём её замены на здоровую, душа, заражённая грехом, нуждается в поступлении к ней крови Христа. Так же, как больной орган заменяют здоровым, путём поглощения тела Христа под видом хлеба исцеляется душа. В Священном Писании говорится: после причастия Христова Кровь «течёт в наших жилах», и мы становимся ему «сотелесными».

Входя в душу человека Христос излечивает её от страстей и «язв», наполняет животворящими соками, успокаивает, даёт радость. Тем самым происходит духовное совершенствование и причащение уже во время земного пути к пути небесному, вечному. То есть, причастие – это своего рода дорожка в царствие небесное, залог того, что человек достигнет его по завершении Страшного Суда.

Как всё начиналось

Другое названия причастия – Евхаристия. О но произошло из греческого языка и переводится как благодарение . Обряд, во время которого верующие причащаются, носит название Литургии – общественного служения. Может совершаться как ночью, так и поутру. В православной церкви это главное таинство, её основа и сердцевина. Без него сама Церковь невозможна , как невозможно построить здание, не имея фундамента. Это действо установлено самим Сыном Божиим во время Тайной вечери с учениками в преддверии страстей Господних – его страданий на кресте.

Когда Иисус с учениками сидели за вечерней трапезой, он взял хлеб, совершил над ним благословение, затем преломил его и раздал своим последователям. После этого взял чашу с вином, возвёл благодарственную молитву Богу за его милость к людям и также передал сотрапезникам. Эти действия он сопроводил словами о том, что хлеб есть его тело, а вино – его кровь , вкушать их нужно, так как отданы они будут во имя прощения человечества за его грехи. А также Иисус призвал причащаться Святым Дарам в память о нём.

После вознесения Христа на небо ученики, «преломляя хлеб» в седмицу, являвшуюся тогда первым днём недели, молились, пели псалмы, читали Святое Писание и исповедовались. Временами трапеза продолжалась до утра. Постепенно такие действия трансформировались в церковную службу, которая сегодня состоит из двух частей – вечернего богослужения и утреннего – , включающей в себя Причастие.

Частота и чистота причащения

На заре Христианства Причастие проводилось каждое воскресенье. Сегодня отцы церкви рекомендуют приобщаться к этому таинству не реже одного раза в месяц. Тем, кто не имеет такой возможности – хотя бы четыре раза за год , приурочивая Причастие к постам. Минимальная частота участия в Евхаристии – ежегодное Причастие.

Существуют ситуации, когда люди рассматривают себя как грешников недостойных вкушать Кровь и Тело Господа. Есть и другая крайность – частые походы к Причастию, исполняемые формальным образом, без полагающейся подготовки, без нужного эмоционального настроя, без должного трепета и осознания святости обряда.

Оба подхода являются глубоко ошибочными. В первом случае ошибка состоит в том, что, по большому счёту, любой из нас грешен в силу самой человеческой природы. А таинство Причастия и существует для исправления этой греховности, очищения от неё и приобщения к благодати. И после каждого осознанного и подготовленного участия в обряде человек становится лучше и чище. Во втором случае, при вкушении вина и хлеба «для галочки» никакого приближения к вечному блаженству не будет.

Чтобы Евхаристия соответствовала её предназначению, она должна осуществляться верующими как неотъемлемая часть непрерывного процесса духовного совершенствования в сочетании с присущими ей атрибутами – , исповедью, молитвами, добрыми делами. Здесь в помощь будет непосредственное общение с духовником, который сможет руководить религиозной жизнью своего «чада».

Как готовиться к приобщению Святым Дарам

Духовная подготовка

По образному выражению святых отцов, готовясь к Евхаристии, человек должен готовиться к встрече с Сыном Божьим . Ведь он причащается Крови и Плоти его.

Конечно, будучи человеком воцерковлённым, нужно соблюдать религиозные правила: изучать Священное Писание, обращаться с молитвами к Господу, исповедоваться в совершении грехов, воздерживаться от скоромной пищи в пост. Но только этого недостаточно. Человек должен вести постоянную внутреннюю работу, направленную на воспитание в себе таких качеств, как любовь к людям, добросовестность, ответственное отношение к долгу, терпимость и миролюбие.

Если обратиться к Евангелию от Матвея, то можно найти такие строки. Придя к жертвеннику, и, вспомнив, что он состоит в ссоре с братом, человек должен прежде помириться с ним, а затем обращаться к Богу с дарами и молитвами. То есть, чтобы правильно подойти к обряду Причастия, нужно уладить свои «мирские» дела. Разобраться в своих отношениях с близкими, и, если есть конфликт, обиды, нарекания – постараться исправить ситуацию, наладив покой в семье и среди друзей. А после этого сходить на , облегчить свою душу и привести в порядок мысли.

Кто может причащаться? Важно знать, что причащаться может только тот, кто крещён по православному обряду . Тем самым он становится одним из членов Церкви и может быть допущен к Евхаристии. Нужно помнить, что препятствием к участию в обряде является тяжкий грех. Его совершение требует особой работы над собой и деятельного раскаяния. Одним из установлений церкви является девиз: «Вера без дел мертва». Из него следует, что мало замаливать грехи, нужно исправлять свои ошибки и стараться не совершать их впредь, совершать добрые дела.

Таким образом, подготовка к Причастию состоит в следовании правилам. Необходимо: покаяние в грехах, соблюдение поста и молитвенных бдений — при условии, что делается это искренне и прочувствованно.

Как сказано в Первом Послании к Коринфянам апостола Павла, идя к Причастию, человек испытывает себя. И, если «кто ест и пьёт недостойно», при этом «не рассуждая о Теле Господнем», «тот ест и пьёт осуждение себе». Из этих слов можно сделать вывод: когда верующий берёт в руки хлеб и чашу с вином, он должен понимать, что это не просто пища, а приобщение к высшему смыслу бытия, к истинной вере, к её сути, к божественной сущности. И делать это нужно с благоговением и трепетом, так как во время священного действа Евхаристии Бог открывается человеку, а человек Богу.

Как готовиться фактически

Как проводится обряд

Первое причастие

Как причащаются дети впервые? Первый раз ребёнка причащают непосредственно после обряда крещения. Считается, что после этого он попадает под «присмотр» своего ангела-хранителя, который будет с ним всю жизнь.

В таинстве вместе с ребёнком желательно участвовать его родителям – биологическим и крёстным. Кто-то из них подносит дитя к Чаше. Они также должны подготовиться накануне, следуя тем же правилам, что и при причащении взрослого: соблюдая пост, исповедуясь и читая молитвы.

Когда ребёнка готовят к причастию, если ему не исполнилось трёх лет , его можно кормить непосредственно перед проведением обряда утром, но не позже чем за полчаса. Иначе он может срыгнуть, находясь в церкви.

Нужно позаботиться о том, чтобы накануне вечером он не перевозбуждался, лёг пораньше и хорошо выспался.

  • участие в шумных играх,
  • просмотр большого количества мультфильмов,
  • прослушивание громкой музыки,
  • употребление шоколада.

Тогда во время службы он не будет капризничать. А также нужно позаботиться о комфортной одежде, которая не будет мала или велика и должна соответствовать сезону, так как детскому организму особенно вредно как переохлаждение, так и перегревание.

При поднесении ребёнка к святой Чаше, его кладут на правую руку и аккуратно придерживают, не давая размахивать ручками и толкнуть наполненный сосуд или держащую её руку священника.

Если ребёнку не исполнилось семь лет, его не исповедуют. Когда он совсем маленький, его имя произносят родители, впоследствии он должен делать это самостоятельно.

Наблюдаются случаи, когда нездоровые дети сразу после первого Причастия чувствовали себя гораздо лучше и даже выздоравливали окончательно. Если малыша не удалось причастить во время крещения, желательно сделать это сразу, как только представится возможным. Как правило, служители церкви рекомендуют причащать детей регулярно, например, по воскресеньям. Церковь рассматривает первую Евхаристию, как ступеньку к восхождению к полноценной религиозной жизни.

После участия в святом таинстве Причастия, если соблюдены все правила,человека охватывает чувство радости, благодарности к Богу за его милосердие, стремление к чистой и красивой жизни в лоне Христианской Церкви.