«Кадротрясение». Почему Путин меняет губернаторов? Почему губернаторы попали под «страшный суд

За неделю в отставку ушли главы пяти регионов. Почему они расхотели работать и «кто на новенького» - на эти вопросы «Фонтанке» отвечает политолог Николай Петров.

Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ

В среду, 15 февраля, стало известно имя очередного губернатора, который недосидит до конца срок в должности. В отставку попросился глава Карелии Александр Худилайнен. Президент сразу прошение подписал и очень быстро назначил преемника – экс-главу Федеральной службы судебных приставов Артура Парфёнчикова. Днём раньше добровольно подал прошение об отставке глава Рязанской области Олег Ковалёв. В понедельник то же самое сделал глава Новгородской области Сергей Митин.

Предыдущая рабочая неделя ознаменовалась отставками губернатора Пермского края Виктора Басаргина, который будет начальником Ространснадзора, и главы Бурятии Вячеслава Наговицына. Что случилось с губернаторским корпусом – объясняет профессор кафедры сравнительной политологии Высшей школы экономики, руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров.

- Николай Владимирович, кто из губернаторов следующий «на вылет»?

– У десяти глав регионов истекает срок полномочий, из них Кремль собирался пять-шесть поменять, остальных – переназначить. Среди тех, кого называли кандидатами «на вылет», остался ещё Куйвашев в Свердловской области.

- По каким критериям их выбирают для отставок?

– В рейтинге выживаемости, который в последний раз публиковался в декабре, все эти губернаторы как раз получали самые низкие оценки. Например, в их регионах происходили открытые и публичные конфликты, а губернатор был не в состоянии консолидировать региональную элиту и контролировать ситуацию. Как, например, Басаргин в Пермском крае. В преддверье президентских выборов такое отсутствие контроля опасно. Кроме того, Кремль меняет поколение. Уходят губернаторы рождения конца 1940-х – начала 1950-х годов и приходят им на смену новые врио 1970-х годов рождения. И ещё те, кого уже сменили, входят в десятку губернаторов, чьи полномочия истекают в этом году. С одной стороны, это элемент ротации, с другой – демонстрация принципиально нового подхода.

- Подход уже не очень новый, омоложение началось ещё в прошлом году.

– Сегодня это молодые технократы, подчёркнуто гражданские, с опытом работы в федеральном правительстве. А в прошлые разы это были в основном ФСО и военные. Парфёнчикова, назначенного в Карелии, тоже не назовёшь человеком в погонах. Он в первую очередь юрист. Как мы знаем, он – однокурсник Дмитрия Медведева.

В десятке губернаторов с истекающим сроком полномочий есть, например, глава Мордовии Волков. Вдобавок ему 60 лет, это уже два фактора. Зато на последних выборах в Мордовии была явка 83 процента, и 84 процента у «Единой России». Или Белгород: губернатору Савченко 66 лет, зато – 62 процента явки и почти 55 процентов у партии власти. Такие заслуги учитываются?

– Да, конечно. Белгородская область как раз хороший пример того, что однозначных критериев нет. Если губернатор хорошо контролирует ситуацию в регионе, то Кремль предпочитает в преддверье серьёзных федеральных выборов не ворошить ничего и не брать на себя риск дестабилизации. В этом смысле и в Мордовии Волков, который унаследовал почти кладбищенские спокойствие и тишину, имеет неплохие шансы на переназначение.

Губернатору Саратовской области Радаеву всего 55 лет, и у него великолепнее результаты выборов в Думу. Но его регион был среди рекордсменов по официально зарегистрированным жалобам на нарушения во время выборов. Что перевесит?

– В этом смысле Радаев имеет определённую слабость. Но тут важно другое. Скажем, бывший пермский губернатор Басаргин считался человеком Собянина. Его сменил человек команды Собянина же, то есть сохранён баланс сил в регионе. Радаев в Саратове – человек команды Володина. И его судьба – это вопрос о том, насколько сильны позиции Володина. Перемены должны не просто означать некие изменения в регионе, но и отражать, и даже провоцировать изменения в федеральном центре. Поэтому Радаева эксперты существенно реже называют кандидатом на вылет.

- Это, стало быть, ещё один фактор: «чьих будет» губернатор…

– Условная «федеральная крыша» – самый важный фактор. И мы в последнее время видели, как три губернатора не просто ушли, а сели. Их объединяло то, что серьёзной федеральной крыши у всех не было.

- Ещё остались такие несчастные – без «крыши»?

– Вопрос не просто в её отсутствии. Например, экс-губернатор Карелии Худилайнен был связан с Нарышкиным. Пока Нарышкин был главой администрации и спикером Госдумы, его влияние на такие вещи было существенно выше, чем сегодня.

- У каких губернаторов сегодня «крыша» достаточно надёжная?

– Эта ситуация тоже не статичная. Наверное, собянинская «крыша» неплохая. Мы видели это и на примере Басаргина: мало того, что его сменил другой человек из команды Собянина, так ещё и Басаргин – пока единственный из уволенных, кто получил взамен федеральный пост.

- Кто, кроме Собянина, считается надёжной «крышей»?

– Их достаточно много. Володин – не просто влиятельный федеральный политик, он – политик, который именно расставлял губернаторов. Таких регионов, где он этим занимался непосредственно, – штук двадцать. Собянинские губернаторы – это, естественно, Тюменская область, где он, уезжая, оставлял своего человека, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. Дальше есть проблема корпоративных «крыш»: Чемезов с «Ростехом», Сечин с «Роснефтью». Здесь вопрос принадлежности губернатора к тому или иному клану – это вопрос вхождения региона в зону интересов корпорации.

- Кому, а главное – зачем, нужны нынешние перемены в губернаторском корпусе?

– Ротация происходит постоянно, и отчасти она имеет под собой объективные причины: губернатор стареет, перестаёт быть, с точки зрения федерального центра, эффективным, и его меняют. Это может быть результатом конкурентной борьбы между корпорациями. Наконец, есть подспудная идея: если человек слишком долго сидит на какой-то корпорации, а Кремль в этом смысле тоже корпорация, он слишком врастает в какие-то внутрикорпоративные интересы. Там выстраиваются слишком жёсткие связи, становится труднее контролировать ситуацию. В последние два-три года мы видим интенсивные замены руководства на уровне федеральных корпораций точно так же, как на уровне регионов. То есть общая идея – чисто управленческая: время от времени надо перемешивать кадры. В том числе – для того, чтобы люди активнее демонстрировали свою эффективность, чтобы у них не было ощущения, что они навечно сели на свой регион или свою, скажем, железную дорогу.

- Неужели всё это ради блага избирателей?

– Ну, в данном случае элиты исходят из своего интереса. Но в чём-то их интересы могут совпадать с интересами рядовых граждан. Что происходит, когда глава таможенной службы долго сидит на посту? Сложилась и закрепилась прочная цепочка связей, в том числе – коррупционных, и значительная часть средств, на которые государство хотело бы в ситуации кризиса рассчитывать, уходит куда-то внутрь корпорации, родным, близким, знакомым и так далее. Государству важно такие коррупционные утечки устранить.

- Почему нельзя делать это в плановом режиме? Просто в нужный срок переизбрать губернаторов?

– Ни для кого не секрет, что тот губернатор, которого сегодня назначил Путин, завтра…

- ...будет избран всенародно.

– Будет избран всенародно.

- Тем более – зачем эти срочные перестановки?

– Кремлю так проще. Это проще, чем в условиях конкуренции, пусть даже относительной, приводить к власти удобного человека или налаживать отношения с человеком, победившим на выборах. Но даже при нынешней системе всё можно делать более... Более взвешенно. Выискивая человека из тех, кто имеет опыт работы в регионе. Как, скажем, Решетников в Перми. Это было первое назначение в серии, и оно вселяло надежду, что Кремль будет искать лояльных, но при этом хороших, эффективных людей, имеющих отношение к региону.

- Вселяло – вы говорите в прошедшем времени? Уже не вселяет?

– Мы уже видим, что это совсем не обязательно. Три следующих назначения – это люди активные и эффективные, но у них нет никаких связей с регионами, куда их назначили. Они никогда не жили в этих регионах. И, думаю, не собираются там жить в будущем.

- Вы хотите сказать, что это временщики?

– Они временщики. Их задача – за те 4 – 5 лет, что им отведены, выкачать из региона, из своего поста максимум. Поэтому они считают на очень короткую перспективу. В более долгой перспективе это опасно, и в первую очередь – для федерального центра.

- Центр это понимает?

– Думаю, что понимает, там умные люди сидят.

- Значит, они делают это сознательно?

– Просто у них у самих очень короткий горизонт планирования и, соответственно, принятия решения. Назначая губернатора, они каждый раз вынуждены выбирать между лояльностью и эффективностью. В одном человеке это редко сочетается. Когда в регион назначают постороннего, понятно, что он лоялен тем, кто его назначил.

- Нельзя ли найти кого-то в регионе, назначить его, он будет благодарен – но и к месту привязан?

– Когда вы выискиваете кого-то в регионе, у него есть свои внутренние связи, обязательства, лояльности и так далее. Такой глава совсем не обязательно будет лоялен. Он будет противоречить федеральному центру, иногда даже публично. Пример – Шаймиев в Татарстане, который был эффективным главой.

Вместо Худилайнена в Карелию назначен экс-глава Службы судебных приставов Парфёнчиков, а он – выходец из Карелии. Это уже второй случай связи с регионом.

– Он в регионе родился и работал – и это уже здорово. Конечно, его связи в Карелии не те, что были десять лет назад. Да и десять лет назад он был представителем не региональной элиты, а федеральной структуры. Тем не менее ощущение от региона у него, конечно, будет не такое, какое было бы у «варяга».

Губернатор Петербурга за год-два оказался в центре нескольких скандалов, последний связан с передачей РПЦ Исаакиевского собора. Как это повлияет на судьбу Георгия Полтавченко?

– Сложно прогнозировать. Петербург – особый регион, здесь президенту не надо читать газеты, чтобы понять, что происходит. И Полтавченко в этом смысле – особый человек. В Кремле наверняка не видят настолько прекрасной замены Полтавченко, чтобы погасить конфликты в Петербурге. На Полтавченко работает и то, что он полуофициально занимается связями с церковью. И когда Путин едет куда-то в глубинку на службу, он едет вместе с Полтавченко. То есть здесь есть какие-то связи, помимо тех, что на поверхности. Но я думаю, что и это до известного предела. Когда Кремль видит, что какой-то губернатор не столько помогает, сколько сам требует помощи, принимается решение о замене.

В Орловской области Потомский стал посмешищем из-за рассказа о путешествии Ивана Грозного в Петербург. Во Владимире очень не любят губернатора Орлову. Такого рода истории влияют на судьбу главы региона?

– Кремлю важно, чтобы скандал не выливался в публичную сферу и не принимал резких форм. Когда над губернатором начинают потешаться, когда он становится «петрушкой» – это Кремлю не нужно. А когда просто не любят – так и пусть не любят. Тем он будет лояльнее по отношению к центру. Кремлю не нужно, чтобы губернатора любили слишком сильно, но и не нужно, чтобы слишком ненавидели.

- А как узнать, что уже «слишком»?

– Здесь на помощь приходят соцопросы. Но если федеральная власть, несмотря ни на что, получает нужные результаты, губернатор остаётся. Возьмите пример Меркушкина в Самарской области: кто-то потешается, кто-то очень сильно не любит, но на выборах Самара показывает результат, как в Мордовии. И все слухи о том, что Меркушкина вот-вот поменяют, оказываются преувеличенными. Кремлю есть чем заняться и без регионов. Кстати, поэтому в подвешенном и более проблематичном состоянии оказываются именно те губернаторы, у которых заканчивается срок полномочий.

- На них внимание в этот момент фокусируется?

– У Кремля 85 регионов. Заниматься проблемами каждого не получается. А вот когда и так приходит срок замены губернатора, когда всё равно надо решать, оставить его или заменить, случается «страшный суд». А так у Кремля есть более важные проблемы. И более важные регионы, чем Орловская или Белгородская области.

- Как они делят регионы на «важные» и «не важные»?

– Есть регионы, которые играют какую-то символическую роль. Москва и Петербург – это столицы. Крым – это фокус внимания и внутри страны, и за её пределами. Пермь и Свердловск важны потому, что это огромные регионы, где и избирателей много, и любой политический скандал приобретает особое значение. А есть регионы, вроде Забайкалья или Амурской области, которые так далеко лежат от фокуса общественного интереса, что происходящее там просто не важно. Есть и ещё один фактор – наличие людей, которыми можно заменить губернатора. Если регион важен с точки зрения бизнеса, если за него борются серьёзные кланы – это одна ситуация.

- Тут замена всегда наготове?

– Да. А есть регионы вроде Курской области. В Кремле, может быть, и недовольны губернатором. Но искать ему специально замену и создавать себе проблему, когда нет двух-трёх серьёзных бизнес-групп, предлагающих кандидатов, Кремль тоже не хочет.

- А сам, без «шефствующих» бизнес-групп, Кремль не может найти кандидатов?

– Такие бизнес-группы облегчают управление людьми, поставленными во главе регионов. Так проще, чем решать проблему каждого региона индивидуально.

- Я-то думала, что для этого были придуманы полпреды.

– Посмотрите, кого полпредами назначают, – и поймёте, какого рода задачи они должны решать. Было время, когда на посты полпредов приходили губернаторы. Из этого можно было делать вывод, что Кремль хотел видеть людей, способных понимать и решать сложные задачи в регионах, способствовать экономическому развитию, устранять конфликты и так далее. Когда-то это были генералы. Из этого следовало, что они должны были передавать приказы из Москвы и контролировать исполнение. Сегодня мы видим на постах полпредов отставных и вышедших в тираж чиновников. Для чего они нужны сегодня – неизвестно.

Если всё равно нужны неформальные «крыши», почему бы не сделать их официальными? Почему бы не вернуть институту полпредства его прежнее значение?

– Полпреды – надсмотрщики. Но у них нет финансового ресурса. Это важно. Если бы вы разделили страну на семь кусков и дали бюджет каждому полпреду, тот стал бы маленьким наместником царя. Глядишь – и сам захотел бы стать царём. А так у них нет финансовых ресурсов, их задача – следить, контролировать, наушничать, давать какие-то свои заключения, но не более того.

В чём секрет непотопляемости псковского губернатора Турчака? Уж, казалось бы, какого масштаба был скандал, даже с уголовным душком…

– Отчасти и это муссируется в печати, сам по себе слух, что центр снимает того или иного чиновника, может служить ему чуть ли не защитой. В том смысле, что Кремль не хочет принимать решения, которые будут выглядеть как вынужденные.

- Так ведь время уже прошло, никто не заподозрит Кремль в том, что с Турчаком поддались давлению.

– Я бы здесь видел возможной причиной ещё и то, что Псковская область мало кого интересует с точки зрения бизнес-привлекательности. И то, что Турчак-старший и вся эта система неформальных связей и институтов достаточно крепка. В этом смысле Андрей Турчак оказался в безопасности. Мы же видим скандалы с несколькими детьми кремлевской элиты. Но до сих пор серьёзных оргмер я не видел. Тому есть рациональное объяснение. В частности, в этом есть некий механизм заложничества: если ваш сын работает на высоком посту, вы подумаете, делать ли резкие заявления и предпринимать ли радикальные шаги.

А в чём секрет выживаемости Амана Тулеева в Кемерово? Он на посту 19 лет, до окончания срока полномочий ещё 4 года, это уже будет длиннее, чем президентство Путина.

– Тулеев выстроил мощную политическую машину, он всецело контролирует ситуацию в регионе на всех уровнях. Сам регион находится достаточно далеко от Москвы, при этом он может рассматриваться как взрывоопасный. Несколько лет назад там была крупная авария, и Тулеев как представитель уже почти исчезнувшего поколения публичных политиков вышел к людям и сумел взять ситуацию под контроль. Любой, даже самый эффективный, чиновник на его месте не смог бы так себя повести. Тут как в экономике: всё время надо взвешивать издержки и выгоды.

Вот вы говорите всё это – и такое ощущение, что если в регионе никто не шумит, не бузит, не погибает в авариях и так далее, так там как будто и не живёт никто. Жители регионов вообще интересуют кого-то в Кремле?

– Обратной связи между регионами и Кремлём нет. Она существует либо в виде скандалов, привлекающих к региону повышенное внимание, либо за счёт серьёзных лоббистов, способных донести до Кремля народные чаяния, совпадающие с их, лоббистов, интересами. Если не происходит ни того, ни другого, если регион недостаточно привлекателен для бизнес-групп и если он не создаёт для Кремля проблем, это самый омут. Такой регион – самый безопасный для губернатора, который будет сидеть, не высовываясь.

Беседовала Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»

Тасуя кадровый пасьянс, президент решает интересную задачу

В советское время был такой старый-добрый анекдот. Маленький мальчик гуляет во дворе своего дома. Внезапно из окна высовывается его мама и кричит: “Изя, срочно иди домой!” Мальчик спрашивает: “ Мама, я замерз?!” - “Нет, ты хочешь кушать!” В полном соответствии с принципом “жизнь имитирует искусство” (в данном случае – искусство шутки) каждый российский губернатор с легкостью может попасть этой осенью в ситуацию, которая не слишком отличается от двусмысленного положения маленького героя этого анекдота.

Немного “занимательной статистики” на вторую половину дня пятницы (делаю это уточнение потому, что на следующей неделе отставки губернаторов продолжаться): за двенадцать дней своих должностей лишились восемь руководителей российских регионов. Причем в случае с некоторыми из них процедура отставки выглядела примерно так: появление утечки о том, что господин Х очень скоро перестанет быть воеводой Н-ской губернии – категорическое опровержение этой утечки пресс-службой губернатора или самим губернатором – новость о том, что “ никуда не собиравшийся уходить” воевода внезапно прямо-таки воспылал желанием срочно поменять место работы.

Со стороны все это напоминало – да что там напоминало, по-прежнему напоминает – то ли водевиль, то ли сеанс коллективного саморазоблачения всех “системных российских политических сил”.

Считается, например, что Коммунистическая партия РФ во главе с пламенным борцом за дело рабочего класса Геннадием Андреевичем Зюгановым находится в непримиримой оппозиции к “антинародному режиму” и 24 часа в сутки борется за восстановление “социалистического строя” в России. Но Кремлю сейчас не до соблюдения декорума: коммунистический губернатор Орловской области Вадим Потомский указом “президента-капиталиста” назначается заместителем президентского же полпреда в Центральном федеральном округе. А на его место “президент-капиталист” катапультирует своим указом другого пламенного оппозиционера: .

Спрашивается: можно ли после этого, сохраняя серьезное выражение лица, продолжать именовать КПРФ оппозицией? Но, возможно, это неправильный вопрос: иллюзиии по поводу партии Зюганова уже давно наличествуют разве что у отдельных пенсионеров из российской глубинки. Ну а правильный вопрос звучит так: зачем Владимиру Путину все это потребовалось? Зачем он уже которую неделю устраивает российским воеводам “веселую жизнь”?

Вот ответ, который сформировался у меня в голове по итогам разговора с видным представителем путинского окружения: дело не только и не столько в губернаторах. Обновление губернаторского корпуса – это лишь первый элемент далеко идущего плана ВВП по переформатированию российской политической элиты.

Вспомним историю: в 1998 году Борис Ельцин вдруг начал менять премьер-министров с такой скоростью, с какой некоторые модницы меняют перчатки. На место Черномырдина пришел Кириенко. На место Кириенко – после неудачной попытки вернуть Черномырдина – пришел Примаков. После отставки Примакова случилась уж совсем фарсовая история: президент пообещал спикеру Думы Селезневу прислать представление на назначение премьером Аксененко, но в полученной на Охотном ряду официальной бумаге значилась фамилия “Степашин”. А еще через несколько недель премьером внезапно стал Путин.

Наблюдая за этим “броуновским движением”, наблюдатели недоуменно крутили пальцем у виска. Но уже после появления в РФ нового президента фигуры, близкие к “политической семье” Ельцина, радостно объявили всем, кто был готов их слушать: “Ничего вы, граждане-умники, не поняли! Смысл того, что вы именовали “кадровой чехардой” заключался не в подборе премьера, а в выявлении президентского преемника!” Чувствуете, куда дует ветер? Если не чувствуете, то вот вам другая история – из более близкой к 2017 году политической эпохи.

Между 2007 и 2009 годом несколько “молодых, да ранних” деятелей по прямой инициативе Владимира Путина были назначены на правительственные должности второго эшелона. Например, красноярский региональный чиновник Александр Новак стал заместителем министра финансов, выходец из оборонного сектора Денис Мантуров – заместителем министра промышленности, сотрудник питерской мэрии Максим Соколов – директором важного департамента аппарата Белого дома. Не всем из эти людей удалось сохранить благоволение ВВП. Тот же ранее считавшийся “ перспективным” Максим Соколов удостоился недавно редкой “чести” получить от президента официальное предупреждение о неполном служебном соответствии.

Но сейчас мы должны заострить свое внимание не на том, что молодой министр транспорта “выпал из доверия”. Мы должны вспомнить о том, что при формировании правительства Медведева в 2012 все три перечисленные выше чиновника сделали шаг вверх по карьерной лестинице и стали министрами. По словам моего информированного собеседника из свиты ВВП, такое повышение этой троицы не было случайностью. Путин специально назначил их на младшие правительственные должности с прицелом на их дальнейший карьерный рост.

Тусуя сейчас кадровый губернаторский пасьянс, Путин решает очень схожую политическую задачу – создает для себя кадровый задел с прицелом на свой следующий президентский срок, а также на ту политическую эпоху, что должна начаться в 2024 году. Фигуры, которые признаны президентом “неперспективными”, смахиваются с политической шахматной доски. На их место приходят новые выдвиженцы, которым дается шанс показать себя. И губернаторским корпусом эта затеянная ВВП чистка не ограничится. В Кремле говорят открытым текстом: после воевод волна кадрового обновления обрушится и на другие важные государственные структуры. Губернаторы анекдот про “мальчика Изю”, думаю, уже выучили. Федеральные чиновники – следующие на очереди?

Самое интересное за день в «МК» - в одной вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в .

Ротация в губернаторском корпусе направлена на его обновление, заявил в среду пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя указы главы государства об увольнении ряда глав регионов . Сегодня стало известно, что в отставку уходят также губернатор Красноярского края Виктор Толоконский и глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.

Напомним, В понедельник Владимир Путин подписал указ о досрочном прекращении полномочий губернатора Самарской области Николая Меркушкина и назначил временно исполняющим обязанности главы региона Дмитрия Азарова. Накануне президент подписал указ об увольнении Валерия Шанцева с поста губернатора Нижегородской области, назначив врио главы региона первого замглавы Минпромторга Глеба Никитина.

Виктор Толоконский и Рамазан Абдулатипов о своих грядущих отставках объявили в среду сами. Глава Дагестана объяснил решение "озеленением кадров". "Мы же сознательные люди, поэтому мы понимаем, когда нужно писать про уход в отставку. Есть общие законы какие-то. Ну, 71 год уже. Идет озеленение кадров", — сказал Абдулатипов в эфире радиостанции "Комсомольская правда".

Стоит заметить, что к категории губернаторов-"долгоруководителей" ни Толоконского, ни Абдулатипова отнести нельзя. Первый руководил Красноярским краем с 2014 года, второй возглавил Дагестан в 2013-м. Николай Меркушкин стал губернатором Самарской области в 2012 году, но до того руководил Мордовией с 1995-го. Валерий Шанцев возглавлял Нижегородскую область с 2005 года.

То есть нельзя сказать, что причиной отставок во всех четырех случаях был только долгий срок пребывания во главе регионов. В половине — может быть, но в другой-то не сказать, чтоб засиделись… А что тогда?

По словам Дмитрия Пескова, "ротационный процесс в корпусе руководителей регионов, это абсолютно нормальный, востребованный и ожидаемый процесс". По его мнению, стоит говорить не "молодых технократах", а "молодых, широкопрофильных" специалистах.

"И, собственно, это те самые, молодые, талантливые, широкопрофильные специалисты, и президент неоднократно уже обращал внимание на то, что они все имеют опыт работы в органах федеральной власти на самых разных участках, органах региональных властей. И, собственно, по мнению президента, они способны именно реализовывать наработанный уже, несмотря на молодой возраст потенциал в интересах развития тех регионов, которые они возглавили", — добавил он.

После выборов в сентябре в прессе появились сообщения, что смена губернаторов планируется в десяти регионах. Собственно, тайны из этого никто особо не делает — например, зампред правительства Дмитрий Козак накануне заявил, что идет оценка эффективности деятельности органов власти субъектов РФ, а потому отставок губернаторов он не исключает.

Правда, пресс-службы глав этой десятки регионов комментируют информацию об отставках примерно так же, как это делал зимой Евгений Савченко — мол, как работали, так и работаем. Разве что про участие в выборах не говорят, что вполне понятно — они еще не скоро. И Валерий Шанцев скорую отставку отрицал, и в окружении Виктора Толоконского опровергали — что не слишком-то отсрочило объявление об уходе.

Президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" отметил, что считает практически стопроцентной вероятность замены 4-5 губернаторов и близкой к 80-ти процентам отставку большего числа глав регионов (в пределах десяти). "Обязательство отрицаний будущих отставок имеет много негативных сторон и то ли от нее решили отказаться, то ли Толоконский и Абдулатипов сами решили, что это унизительно и взяли инициативу на себя", — полагает политолог.

Причин очередной волны ротации в губернаторском корпусе, по мнению Михаила Виноградова, несколько: "От желания администрации президента продемонстрировать свою готовность и способность лоббировать досрочные замены (зимой, если не считать весенних арестов, инициированных не АП, все же была замена тех, у кого завершался срок полномочий) до определенной санации общественных и элитных настроений в регионах, удовлетворения запроса на омоложение и обновление элиты, особенно если учесть, что в списке кандидатов на президентских выборах такого омоложения и обновления может и не последовать".

Директор Центра политических технологий Игорь Бунин связал отставки глав регионов с подготовкой к новому президентскому циклу, в "котором губернаторами должны быть другие люди — "более молодые, более энергичные, более современные".

"Это главная задача. Надо понимать, что значительная часть губернаторов, которые сейчас были уволены, потеряла свою группу поддержки, свои "крыши", тех людей, которые их продвигали. И потому эта смена достаточно естественна. То есть, как обычно, перед новым циклом происходит закрепление позицией других лоббистских групп, этот процесс достаточно естественный. Совпало, на самом деле, два процесса", — считает Игорь Бунин.

Реакцию губернаторов на сообщения в прессе о возможной отставке политолог назвал естественной. "Появляется какая-то информация, губернатор не совсем уверен, что эта информация правдивая, его еще не поставили в известность, у него много подчиненных. Что он должен говорить? Что все это абсолютная придумка, на самом деле я большой начальник. Это естественная человеческая реакция", — сказал Игорь Бунин.

Впрочем, на сегодняшних объявлениях об отставках процесс ротации явно не закончится . А вот в какой форме будет происходить дальнейшее, по терминологии Рамазана Абдулатипова, "озеленение" — вопрос открытый. В связи с чем, вероятно, не стоит исключать и каких-то сюрпризов.

Правообладатель иллюстрации AlEXEY DRUZHININ/TASS Image caption Социологи отмечают, что россияне хотят перемен

В ближайшее время в России могут уволить в общей сложности 10 губернаторов. Так Кремль ищет способ удовлетворить запрос общества на обновление власти накануне безальтернативных выборов президента, говорят эксперты.

В понедельник президент России Владимир Путин отправил в отставку губернатора Самарской области Николая Меркушкина. Его место занял бывший мэр Самары, сенатор Дмитрий Азаров.

Это увольнение - лишь начало более массовых перестановок во власти. В ближайшее время Кремль может отправить в отставку еще до девяти губернаторов, рассказали Русской службе Би-би-си федеральный чиновник и несколько близких к Кремлю собеседников (все они не уполномочены давать комментарии для СМИ).

О возможном увольнении еще нескольких губернаторов ранее писали несколько российских федеральных изданий со ссылкой на свои источники.

О таких планах рассказал в понедельник и уже переведенный на другую работу Меркушкин: "Наверное, последуют решения и по другим губернаторам, я так полагаю, по определенному перечню", - заявил на пресс-конференции экс-губернатор (цитата по РИА Новости).

Официально Кремль не подтверждал и не опровергал информацию о предстоящей замене других региональных глав.

Зачем нужны новые губернаторы?

Менее чем через полгода в России пройдут президентские выборы. Формально кампания еще не началась, но ожидается, что на эти выборы снова выдвинется Владимир Путин.

С учетом предсказуемости кампании и отсутствия на предстоящих выборах конкуренции Кремль пытается удовлетворить запрос общества на эту конкуренцию и на перемены за счет символической смены руководителей регионов, говорит политолог Александр Кынев.

Запрос на перемены есть более чем у двух третей населения, писал на сайте центра Карнеги социолог "Левада-центра" Денис Волков.

Обновление власти - одно из очевидных направлений курса администрации президента в ходе кампании, а обновление региональной власти - одно из очевидных ее слагаемых, говорит политолог Виталий Иванов.

"Это как в фильме "Челюсти" - нельзя же сразу показать зрителю акулу целиком. Сначала нужно показать плавник и челюсти. Так и здесь: отставки губернаторов - это пролог. Дальше будет интереснее - обновление федеральной власти", - говорит политолог.

Влияют ли перестановки на результаты выборов?

Губернаторы - не только символическая власть, но и люди, которые будут непосредственно отвечать за проведение президентских выборов в своих регионах.

"Вы же не думаете, что организацией выборов в регионах занимаются только региональные избирательные комиссии? Пусть неформально, но в задачи каждого губернатора входит организация выборов, чтобы они прошли в его регионе с соблюдением всех положенных по закону процедур", - говорит Би-би-си бывший сотрудник Кремля, не уполномоченный обсуждать вопросы организации президентских выборов.

Задача у новых губернаторов будет непростой. Прошедшие в сентябре региональные выборы пока показали, что интерес россиян к выборам падает, предыдущие думские выборы также запомнились низкой явкой. А Путин должен набрать на выборах 70% голосов при 70% явки, утверждало РБК со ссылкой на выступление первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко.

Официально список регионов, где могут произойти замены губернаторов, не объявляли. "Коммерсант" писал, что перестановки могут произойти в Нижегородской, Ивановской, Мурманской, Новосибирской и Омской областях, а также в Ненецком автономном округе, Алтайском крае и Красноярском крае.

Это не протестные регионы, но почти во всех из них результат "Единой России" на думских выборах 2016 года и результат Путина на президентских выборах 2012 года оказывался ниже среднего по стране (см таблицу). Исключения составила Нижегородская область, где уровень поддержки власти обычно высок.

Регион (год назначения действующего губернатора) Результат "Единой России" на выборах Госдумы 2016 года - 54,2% по всей стране Результат Путина на выборах президента 2012 года - 63,6% по всей стране
Нижегородская область (2005) 58,15 63,90
Красноярский край (2014) 40,45 60,16
Омская область (2012) 36,32 55,55
Ненецкий автономный округ (2014) 41,11 57,05
Самарская область (2012) 50,77 58,56
Ивановская область (2014) 42,38 61,85
Новосибирская область (2014) 38,26 56,34
Алтайский край (2005) 35,16 57,35
Мурманская область (2012) 41,98 60,05

Однако замена губернатора не означает автоматического улучшения результатов выборов. Например, в 2016 году, за несколько месяцев до выборов Госдумы, Кремль уже менял губернаторов нескольких регионов.

Тогда в республике Коми, в Забайкальском крае и в Тульской области, где выборы проводили новые губернаторы, результат "Единой России" оказался даже ниже, чем на предыдущих думских выборах 2011 года (хотя в целом по стране партия улучшила свой результат). Лишь в Тверской области, где также был новый губернатор, результат единороссов в этот раз оказался выше, чем на прошлых выборах.

Риски и угрозы при назначении врио губернаторов накануне президентских выборов практически отсутствуют, если новый руководитель изначально не вызывает раздражение у жителей и элит, говорит политический консультант Константин Калачев.

"В любом случае, рядом с любым новым губернатором будут опытные политтехнологи. А местные главы муниципальных образований будут готовы выпрыгнуть из штанов, чтобы доказать свою компетенцию", - добавляет Калачев.

Кроме того, кадровые перестановки могут снимать локальное напряжение и недовольство в регионах, отмечает Кынев.

Например, в Самаре после отставки Меркушкина люди могут испытывать воодушевление и даже эмоциональный подъем, "потому что степень неадекватности политики зашкаливала", продолжает политолог.

Меркушкин лишь с 2012 года руководит Самарской областью, но больше всего запомнился рядом вызвавших скандал высказываний: например, в 2016 году он пообещал сотрудникам автомобильного завода, что они никогда не получат выплат по зарплатам, так как разговаривают не в подобающем тоне.

Глава Центризбиркома Элла Памфилова называла Самарскую область в числе самых проблемных в соблюдении избирательного законодательства.

На прошлой неделе Владимир Путин сменил губернаторов Самарской и Нижегородской областей и назначил врио Дмитрия Азарова и Глеба Никитина соответственно. Или наоборот.

А еще ранее был назначен губернатор Бурятии.

Найди десять отличий.

И все это в добавление к недавним губернаторам Калининградской области, Пермского края и Севастополя.

И конечно же, самая громкая смена - в Дагестане, с назначением туда Владимира Васильева.

Но помимо смеха, который неминуемо вызвало портретное сходство новых глав регионов, за назначениями клонированных губернаторов, думаю, есть кое-что еще.

Все эти новые губернаторы, скажем так, очевидно, прошли одну школу (у кого-то она называлась Академия государственной службы при Президенте РФ), где их и натренировали смотреть мертвым взглядом и выглядеть одинаково и неприметно, до степени смешения с окружающей средой. Васильев, конечно, в этот ряд внешностью не вписывается, но школа у него - бывший заместитель главы Совбеза России, зато выдающаяся, да и вообще «васильев» в Дагестане и без типичной внешности младшего офицера ФСБ даже звучит прекрасно.

Что объединяет всех этих людей? Они все не члены местных кланов и элит. И смена губернаторов на людей вне этих региональных систем - это, безусловно, хороший способ стрясти дань с региональных элит по новой, причем стрясти со всех, а не только с тех, кто не у власти. В условиях сильно поубавившихся ресурсов драка за оставшиеся куски пирога всегда логична.

Особенно это хорошо видно на примере Дагестана. Дагестанские элиты не только постоянно находятся на войне с чеченскими, но и воюют между собой, раздираемые клановыми разборками. Дагестан - это, например, миллиардер Зиявудин Магомедов, «бизнесмен эпохи Медведева». При бывшем теперь губернаторе Абдулатипове у Магомедова дела шли хорошо, а теперь он будет вынужден договариваться с Васильевым. Также Дагестан - это бывший президент республики Магомедсалам Магомедов, которого «прокатили», судя по всему, с должностью нового главы республики. И он тоже должен будет договариваться с Васильевым.

Проще говоря, все теперь заплатят по второму кругу в центральную кассу.

Но есть с этими клонированными губернаторами, как мне кажется, и еще кое-что. Все они - люди системы, прежде всего, системы КГБ. Зачем Путин ставит таких людей во главе регионов? Понятное дело, что любой губернатор, членом какого бы клана он не был, всегда выполнит любой приказ президента Путина беспрекословно.

А станет ли губернатор из местной элиты выполнять приказы другого президента - это большой вопрос.
А человек системы станет выполнять приказы другого президента, если этот президент часть той же системы.
Проще говоря, с майорами КГБ на постах глав регионов бунта на корабле можно не ожидать.

И это не единственный признак того, что вопрос о преемнике не снят. Иначе зачем бы Сечин стал атаковать Медведева через арест министра Улюкаева - и здесь я полностью согласна с Владимиром Пастуховым, блестяще написавшем об этом ? Ведь единственное, чем ценен Дмитрий Анатольевич - это своей конституционно гарантированной функцией преемника.

Атаки на Медведева, кстати, начались еще раньше, с расследований Навального и митингов, официально заявленных против коррупции, но на деле посвященных кроссовкам горе-премьера.

Или вот Рамзан Кадыров, который вдруг занервничал и заговорил странные вещи про свое особое мнение и призвал своих фолловеров выйти на митинг в центре Москвы к посольству Мьянмы, что они и сделали, демонстрируя силу федеральному центру. Путин на посту президента - гарантия спокойствия для Рамзана Кадырова, как впрочем, и наоборот теперь уже. Если Путин собрался сидеть в Кремле еще двести лет, с чего бы Кадырову нервничать? А если Рамзан Кадыров нервничает, значит, у него есть повод, и повод этот может быть только один - вопрос о преемнике Путина не снят.

Если бы Россия торжественно не облажалась со ставкой на Трампа, который хоть и всей душой симпатизирует Путину, ничего сделать для него не может, о чем президент РФ даже публично жаловался (пеняя на политическую систему США), и если был бы хоть намек на снятие санкций, то ничто не мешало бы Владимиру Путину править еще десятилетия. Но в условиях экономического удушья (и как бы ни старались кремлевские агенты под прикрытием убедить себя и других в том, что санкции не работают, а они очень прекрасно работают, особенно новые трамповские) остаться на посту значит превратить Россию в Иран или того хуже, в Северную Корею. Запад ясно дал понять, что при Путине никакие отношения кроме плохих с Россией невозможны. При этом, президент РФ умеет брать противника измором, поэтому уставший Запад, тем не менее, кажется готов уже к любой смене главы России, даже самой формальной.

Готов ли пойти на это Кремль - вот это вопрос из вопросов.