Право ветерана великой отечественной войны на получение жилья. Жилье ветеранам боевых действий Улучшение жилищных условий ветеранам вов

Предоставление жилья ветеранам ВОВ предусматривается не только федеральным законодательством, но и нормативной базой региональных органов.

Основной законодательный акт, который устанавливает обязанность российского государства по предоставлению жилья ветеранам ВОВ - это закон «О ветеранах». В этом законе указаны основания и порядок предоставления жилья ветеранам ВОВ, а также перечень граждан, подпадающих под действие указанного выше законодательного акта.

Предоставление жилья ветеранам ВОВ осуществляется непосредственно по месту постоянного проживания ветеранов ВОВ. Жильё распределяется на основании не только федерального законодательства, но и в соответствии с нормативной базой региональных органов. Так, местными законодательными актами устанавливаются нормы, по которым человек считается нуждающимся в предоставлении ему государственного или муниципального жилья. Эти нормы обязательно применяются и при рассмотрении вопроса о предоставлении жилья ветеранам ВОВ. Таким образом, чтобы получить от государства или муниципалитета жильё, ветерану ВОВ нужно подать соответствующее в муниципалитет заявление о предоставлении жилья ветерану ВОВ, и подтвердить свой статус официально.

Предоставление жилья ветеранам ВОВ осуществляется на безвозмездной основе. Законодательно установлено, что под понятие «Ветераны ВОВ» подпадают не только те российские граждане, которые непосредственно воевали за спасение Родины от фашизма. Под понятие «Ветераны ВОВ», в рамках выше указанного закона, подпадают и те, кто всячески способствовал победе войск и советских граждан в Войне. Поэтому справедливо законодательство к указанной выше категории граждан отнес: 1) Непосредственных активных участников советской армии и их вдов; 2) Участников партизанских армейских отрядов за пределами территории советского государства; 3) Участников ВОВ, награждавшихся официально медалями за осуществление обороны города Ленинграда»; 4) Граждан инвалидов с самого детства, получивших соответствующие увечья или заболевания вследствие блокады фашистами города Ленинграда. Данные граждане могут претендовать на применение к ним законодательно установленных правил о предоставлении жилья ветеранам ВОВ.

Стоит сказать, что предоставление жилья ветеранам ВОВ осуществляется не автоматически. Данное право у ветеранов ВОВ и относящихся к ним категорий лиц может возникать только после их личного письменного обращения в соответствующие государственные и муниципальные органы и учреждения. Кроме того, для предоставления жилья ветеранам ВОВ, ветеранам нужно было до 2005 г. зарегистрироваться в соответствующем органе, принимающем решение о распределении жилой площади, в качестве граждан, которым требуется государственное или муниципальное жильё. Несмотря на многочисленные указания президента о скорейшем предоставлении жилья ветеранам ВОВ, до настоящего времени эта проблема полностью не разрешена. Много ветеранов и отнесенных к ним лиц до настоящего момента государственным или муниципальным жильём не обеспечены. Это объясняется тем, что очень много людей, подпадающих под действие законодательства о ветеранах ВОВ, на учет людей, нуждающихся в жилье, встали только после 2005 г. Поэтому стало невозможным осуществление государством в отношении их правила о незамедлительном предоставлении жилья ветеранам ВОВ. В данной ситуации к ветеранам и приравненным к ним людям применяются общие для всех правила обеспечения жилой площадью. Порядок предоставления жилья ветеранам ВОВ устанавливается местным законодательством того региона, где живет ветеран ВОВ. Этот порядок состоит в необходимости предоставления ветеранам ВОВ в муниципалитет установленного пакета документов. Ветеранам ВОВ нужно документально подтвердить отсутствие у них недвижимости, факт прописки в данной местности на протяжении определенного количества времени, факт нуждаемости в получении государственного или муниципального жилья.

Предоставление жилья ветеранам ВОВ осуществляется государством и муниципалитетами несколькими способами: 1) Ветеранам ВОВ может предлагаться государственное или муниципальное жилье для непосредственного вселения в него. 2) Ветеранам ВОВ могут предлагаться деньги на самостоятельную покупку ими жилья. Деньги предоставляются в форме сертификата. Этот сертификат можно использовать только по целевому его назначению. Единственная сложность в реализации полученного от государства сертификата - реализация сертификата в пределах его срока. Данный срок может устанавливаться региональными органами самостоятельно. Он составляет, как правило, не более полугода. Таким образом, за этот срок нужно найти подходящее жильё и купить его с использованием денег полученного ветераном ВОВ сертификата. Чтобы ветеран ВОВ считался обеспеченным в жилье в рамках законодательства о ветеранах, право на купленную по выданному сертификату квартиру обязательно должно оформляться на ветерана ВОВ. Установленное законодательством право на предоставление жилья ветеранам ВОВ можно исполнить лишь один раз в своей жизни. То есть если после предоставления жилья ветерану ВОВ он это жильё продал или подарил, лишившись своей жилой площади, то повторно обратиться для предоставления жилья ветеранам ВОВ невозможно.

Предоставление жилья ветеранам ВОВ по сертификату не всегда выгодно для человека. Во-первых, сумма, на которую можно рассчитывать при покупке жилья по сертификату, является недостаточной. Поэтому приходится добавлять свои или заемные деньги в покупку квартиры. Во-вторых, не всякое жильё можно купить по сертификату. К жилью имеются требования, установленные законодательно, и эти требования нужно обязательно соблюсти. Жильё, покупаемое по сертификату, должно соответствовать размеру, обладая которым семья ветерана не будет подпадать под определение нуждающихся в жилой площади. И данное жильё должно обладать признаками пригодности к проживанию в нем. Значит, купить жильё у строительной компании, на стадии возведения многоэтажного дома нельзя. Таким образом, квартиру придется искать на вторичном рынке, по дорогой, рыночной стоимости.

Поэтому многие ветераны ВОВ вынужденно отказываются от разрешения своей проблемы с помощью сертификата на предоставление жилья ветеранам ВОВ. Многие ветераны ВОВ не смогли собрать все документы для реализации возможности получения государственного или муниципального жилья. Поэтому если до настоящего времени остается актуальной проблема, связанная с обязательным предоставлением жилья ветеранам ВОВ, то эту проблему лучше решить с помощью юристу. Это поможет сэкономить время и нервы при осуществлении государством своей основополагающей функции по предоставлению жилья ветеранам ВОВ.

Редактор: Игорь Решетов

Обещание правительства обеспечить жильем ветеранов ВОВ до 2016 года так до конца и не реализовано. С момента принятия поправок к закону «о ветеранах» в 2008 году, которые устанавливали право участников войны 1941-1945 года претендовать на новые квадратные метры, срок полного выполнения обязательств ежегодно переносился. В субъектах РФ до сих пор остались те, кто стоит в очереди за социальной поддержкой, а часть ветеранов и вовсе не воспользовалась своими льготами.

Определить, кому положена квартира от государства в благодарность за Великую победу, каков порядок оформления документов, и какие требования предъявляются к кандидатам на жилищные сертификаты, поможет анализ существующих законодательных актов и проблем на местах.

Правовое поле

Основным документом, на базе которого строятся процедуры обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны жильем, является 5 ФЗ (16.12.94). Поправки, изменившие документ в 2008 году, были сделаны в преддверии празднования 65-летия Победы на основании 714 Указа Президента от 07 мая.

Они сформировали федеральную цель – предоставить квадратные метры тем участникам военных действий, которые нуждаются в улучшении качества условий проживания.

Предписанный закон менялся и дополнялся практически ежегодно.

Основные изменения в законе:

  1. 153 ФЗ (22.07.08) - определены категории ветеранов, обладающие правом на получение социальной поддержки от государства.
  2. 135 ФЗ (29.06.09) - выделены в особую категорию участники ВОВ, которые до 01.03.05 были включены в очередь на улучшение жилья, утверждены льготы для семей тех, кто погиб в ВОВ, прописаны нормы предоставляемой жилой недвижимости и порядок ее передачи.
  3. 327 ФЗ (21.12.09) - уточнено, что получить жилье по льготной программе участники имеют право один раз, введена дополнительная единовременная субсидия на строительство и приобретение объектов недвижимости ветеранам в рамках программы их поддержки.
  4. 30 УП (09.01.10) - изменен срок действия программы: ее окончание, намеченное на 2010 год, стало бессрочным; списки кандидатов расширились: было снято ограничение на участие в программе только очередников 2005.
  5. 79 ФЗ (06.05.10) - запрещено учитывать имущественное положение кандидатов при обеспечении их жилыми помещениями.
  6. 169 ФЗ (07.05.13) - дополнен порядок предоставления помещений либо денежной выплаты на их покупку ветеранами в субъектах РФ.
  7. 317 ФЗ (25.11.13) - утвержден порядок отчета регионов за полученные федеральные средства.
  8. 461 ФЗ (19.12.16) - уточнен порядок отчетности субъектов перед органами федеральной власти.

Еще в 2005 году законодатели предполагали закончить программу к 2010 году, однако претендентов на квадратные метры оказалось гораздо больше, чем рассчитывали чиновники. В 2009 кроме очередников, количество которых определялось списками, составленными на 01 марта 2005 года, в закон были добавлены те, кто не встал на учет в указанный период.

Проект продолжает действовать. Чтобы получить жилую площадь от государства в рамках программы , необходимо относиться к установленной категории, имеющей на это право, соблюдать утвержденные законом условия и правильно оформить льготу.

Кто из ветеранов ВОВ вправе претендовать на жилье

Ветераны Великой Отечественной войны получили возможность принять участие в программе по обеспечению жильем с 2008 года в соответствии с указом президента.

  • военнослужащие действующей армии в годы ВОВ;
  • те, кто проходил военную службу в период с 1941 по 1945 более полугода;
  • граждане, имеющие награды СССР за службу в годы войны;
  • инвалиды ВОВ;
  • лица, работавшие в тылу, на предприятиях оборонного направления, участвовавшие в строительстве оборонительных объектов, железных и автомобильных дорог в прифронтовой зоне, а также иных военных объектов;
  • служащие в указанный период на аэродромах и морском флоте;
  • участники партизанских отрядов за пределами СССР;
  • граждане, пережившие блокаду Ленинграда, имеющие наградной знак.

Кроме самих участников Великой Отечественной войны на получение жилья могут рассчитывать лица, приравненные к ним в правах: супруги тех ветеранов и инвалидов, которые погибли в годы войны, при условии отсутствия повторного вступления в брак.

Важным пунктом закона является выделение помещений только нуждающимся ветеранам.

Если гражданин признан ветераном военных действий, то условием получения квадратных метров от государства будет его нахождение в очереди для улучшения жилья на 01.01.05. Граждане, попавшие в списки позже, могут рассчитывать на предоставление жилплощади только на общих основаниях.


Средства на программу поступают в муниципалитеты субъектов в виде субвенции. Это значит, что возвращать деньги в бюджет РФ не надо, но использовать их можно только на ту цель, под которую они выделены.

Законодатели предусмотрели два инструмента, помогающие создать ветеранам комфортные условия проживания.

К ним относится:

  • предоставление ветерану ВОВ квартиры или жилого дома;
  • выдача денежной суммы, достаточной для покупки готового жилого помещения или строительства нового объекта недвижимости согласно установленным в законе нормам.

С предоставлением помещений «в реальности» все достаточно ясно: гражданин, после согласования необходимых документов, получает на руки ключи от готового жилья.

Система получения недвижимости по сертификатам для пожилых людей не совсем понятна.

Это связано с тем, что документ является подтверждением выделения ветеранам субсидии, которая:

  • ограничена по размеру;
  • выдается только на ту недвижимость, соответствующую условиям программы;
  • должна быть использована в течение полугода;
  • обязывает гражданина самостоятельно заниматься подбором и покупкой помещения;
  • накладывает обязательство по оформлению собственности на объект.

При этом получения денег на руки не происходит, они переводятся продавцу недвижимости напрямую.

В результате гражданин может улучшить свои жилищные условия, только приложив массу усилий, по:

  • бумажному оформлению своего права;
  • организации сделки купли — продажи;
  • получению разрешения на выделение средств сертификата для жилья, выбранное ветераном.

Тем не менее способ получения недвижимости на базе сертификатов в стране является наиболее распространенным, особенно в небольших городах, где на него можно приобрести полноценную квартиру или дом. В крупных мегаполисах суммы обычно недостаточно, тогда документ используется в качестве частичной оплаты. Оставшуюся часть суммы приходится доплачивать из личных сбережений ветерана или его родственников.

Важно помнить, что и ветеранское жилье, предоставляемое напрямую, и жилищный сертификат в рамках программы могут быть получены только единожды.

Несмотря на то, что программа поддержки ветеранов решается за счет средств федерального бюджета, ее исполнение полностью отдано в ведение региональных властей. В результате большому количеству участников военных действий отказывают в льготе, находя причины их несоответствия условиям программы.

Условия предоставления жилья ветеранам

Условия, которые ограничивают количество претендентов на участие в программе, отражены в тексте закона «О ветеранах» и Жилищном кодексе.

Стать участником проекта имеют право:

  • лица, подтверждающие факт того, что они являются ветеранами ВОВ;
  • участники ВОВ, не имеющие своего жилья, либо текущее помещение не соответствует нормам Жилищного кодекса, рассчитанным на одного человека;
  • ветераны, которые прожили на территории субъекта РФ, выделяющего жилье, установленное количество лет.

Одним из препятствий для участия в проекте является необходимость признания ветерана нуждающимся в улучшении жилищных условий (51 ст. ЖК).

Оценка жилищных условий производится региональными властями на основе ЖК РФ и локальных законодательных актов.

В большинстве регионов встать в очередь на жилье могут те, кто:

  • не имеет жилья в собственности или в социальном найме, при этом его близкие родственники также не владеют личным жилым помещением;
  • владеет помещением на правах собственника или нанимателя, однако, нормы площади меньше являющихся минимальными в пересчете на каждого из проживающих;
  • живет в доме, признанном аварийным или непригодным для проживания (согласно оценке жилищной комиссии);
  • проживает на одной площади с тяжело больным человеком, соседство с ним может принести серьезный вред здоровью ветерана.

В последнем случае, чтобы указ президента о предоставлении выполнялся, надо доказать, что альтернативные жилые помещения отсутствуют.

Важно! Минимальная норма площади на одного человека утверждена 50 статьей ЖК. Она устанавливается муниципалитетом, на территории которого находится жилое помещение. В большинстве регионов нуждающимися являются те, у кого на каждого члена семьи приходится менее 10-12 м² жилья.

При расчете норм учитываются только те члены семьи, которые проживают с ветераном (дети, родители, супруги) или ведут с ним совместное хозяйство (иные родственники, иждивенцы).

Если участник ВОВ имеет служебное жилье, то предоставление ему новой квартиры от государства возможно только на условиях выселения из текущего.

Встать на учет в качестве нуждающегося в жилье следует в местном органе самоуправления. Делается это в заявительном порядке на основании документа, удостоверяющего личность ветерана. Дополнительно предъявляются данные о месте проживания, отражающие его технические характеристики.

Кроме необходимости получить новые квадратные метры, нужно знать, какая жилплощадь должна предоставляться ветеранам по закону.

Требования к жилым помещениям

Предоставляемая в рамках программы недвижимость должна соответствовать установленным требованиям.

Квартира или дом должны:

  • быть признаны пригодными для проживания;
  • иметь все необходимые коммуникации;
  • иметь площадь не менее 36 м²;
  • по цене не превышать нормы, установленные для 1м² жилой площади в регионе.

Важно! Купленная или предоставленная недвижимость должна быть оформлена в собственность ветерана.

Если часть помещения оплачена из накопленных семьей средств, позволено оформить в личное владение ветерана долю площади.

Как воспользоваться субсидией

Чтобы получить квартиру, ветерану ВОВ следует обратиться в муниципалитет и обосновать свое право на данную льготу.

Шаги, которые следует предпринять, чтобы стать владельцем новой недвижимости за счет бюджета:

  1. Написать заявление на необходимость улучшения жилищных условий.
  2. Собрать и представить документы, которые доказывают, что текущее помещение не соответствует нормам ЖК.
  3. Принять в случае необходимости экспертную комиссию.
  4. Получить на руки решение администрации о признании права на улучшение жилья.
  5. Дождаться уведомления о выделении помещения «в реальности», либо о необходимости получить жилищный сертификат.

Если муниципалитет отказывает ветерану, то должен предоставить ему письменный ответ, в котором поясняются основания принятого решения.

Если администрация неправомерно отказывается включать ветерана в очередь на улучшение жилищных условий, решение необходимо оспаривать.

Обширная судебная практика, появившаяся за время существования программы, показывает, что региональные власти нередко допускают нарушения, поэтому выиграть процесс реально.

Необходимые документы

Набор документов, которые потребуются для получения квартиры ветерану, состоит из документов, удостоверяющих его личность, права на льготы, характеризующих имеющуюся недвижимость или подтверждающих ее отсутствие.

Полный перечень документов включает:

  • паспорт ветерана;
  • удостоверение, подтверждающее участие в ВОВ;
  • справку о составе семьи;
  • свидетельство о браке;
  • справку из ЕГРП или БТИ о наличии либо отсутствии жилой недвижимости.

Если в собственности или найме есть объект недвижимости, дополнительно потребуются:

  • актуальные кадастровые и технические документы на имеющуюся жилплощадь;
  • правоустанавливающие документы на нее;
  • выписка из домовой книги.

На принятие решения о включении ветерана в программу дается 10 дней. Если в результате ему предоставлен жилищный сертификат, то следует внимательно ознакомиться со сроками использования документа. Он устанавливается в каждом субъекте на усмотрение властей и чаще всего составляет от 3-х до 9 месяцев.

Использование сертификата

Владелец документа должен сам подобрать подходящее жилье. После того, как объект недвижимости выбран, необходимо заключить договор купли-продажи. Плата по договору осуществляется средствами сертификата, которые направляются продавцу путем безналичного перевода.

После того, как жилье будет оформлено в собственность, никаких ограничений по дальнейшему распоряжению им государство не устанавливает.

Квартиру можно передать по наследству, продать или подарить.

Предоставление жилых помещений и сертификатов производится в порядке очереди.

Тем, кто еще не успел стать участником программы, законодатели советуют поторопиться. Анализ бюджета РФ, утвержденного на 2018-2019 годы, показывает, что в следующем году проекту выделяется на 5,5 млн. меньше бюджетных денег, а на 2019 год такие расходы и вовсе не запланированы.

Чиновники объясняют ситуацию тем, что:

  • претендентов на участие в программе обеспечения жильем ветеранов становится с каждым годом меньше;
  • программа устарела, и ветераны смогут воспользоваться более современными проектами льготного улучшения жилищных условий;существующая очередь на бюджетные квартиры для ветеранов будет погашена до конца 2018.

Если у вас остались вопросы по теме, или были сложности при оформлении права на квартиру ветерану ВОВ, либо вы знаете человека, который столкнулся с несправедливым отказом местных чиновников, оставьте информацию в поле «Комментарии». Давайте обсудим ситуацию и постараемся решить ее вместе.

Государство отдает дань уважения тем гражданам, которые защищали наше Отечество и его интересы в ходе военных конфликтов. Одной из гарантированных социальных привилегий является выдача жилищных субсидий и сертификатов. Рассмотрим порядок и условия получения жилья ветеранами боевых действий.

Кому положен сертификат

По президентскому Указу, правомочия на федеральные субсидии возникают у ветеранов, которым требуется улучшение жилусловий на основе ФЗ-5 «О ветеранах». Реализация таких прав происходит единожды вне зависимости от финансового состояния претендентов;

Правообладатели:

  • участники ВОВ;
  • инвалиды ВОВ;
  • лица, работавшие в период ВОВ на оборонных объектах;
  • инвалиды боевых действий, а также служащие ОВД, войск национальной гвардии, гос.противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами в результате получения увечья при исполнении служебных обязанностей;
  • ветераны боевых действий;
  • военные, служившие в в/ч, пребывавшие от полугода в военно-учебных учреждениях, не числящиеся в рядах регулярной армии в 22.06.1941 - 3.09.1945 гг., военнослужащие-орденоносцы СССР за службу в это же время - при выселении их из спецжилфонда;
  • лица, имеющие знак «Жителя блокадного Ленинграда»;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов/участников ВОВ;
  • члены семей погибших инвалидов и ветеранов боевых действий;
  • члены семей служащих ОВД, войск национальной гвардии, гос.противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Скачать для просмотра и печати:

Перечень необходимых документов

  • заявление установленного формата (бланк предоставляется администрацией);
  • ксерокопия паспорта получателя меры соцподдержки и копии документов, удостоверяющих личность членов его семьи, документы, подтверждающие их родственные отношения;
  • ксерокопия ;
  • ксерокопия удостоверения ветерана ВОВ или копия иного документа, подтверждающего наличие права на меру социальной поддержки;
  • документальное подтверждение юридического статуса занимаемой недвижимости - (ксерокопии свидетельства о регистрации собственнических прав или договор соцнайма), справка из органов Регистрации недвижимости об отсутствии в собственности недвижимости;
  • справка о семейном составе или выписка из поквартирной карточки (выдается УК, ТСЖ и т.д.);
  • выписки из домовых книг или справки о жилищно-коммунальных лицевых счетах (выдается УК, ТСЖ и т.д.);
  • документы, подтверждающие право на получение жилплощади сверх установленной нормы.

Удостоверение нотариусом ксерокопий документации не нужно, достаточно предоставить оригиналы документов при подаче заявления. Документы могут отличаться в зависимости от региона проживания, так как каждый субъект разрабатывает программу обеспечения жильем самостоятельно, определяя очередность получения жилья ветеранами.

Важно! При получении прав на меру соцподдержки по обеспечению ветерана жильем, не рассматривается условие достаточности дохода ветерана. Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Где можно получить ветеранский жилищный сертификат

До 2005 г. жилплощадь предоставлялась из регионального жилфонда. С 2005 г. - путем выдачи сертификата с денежным обеспечением на покупку/обмен недвижимости - в последнем случае с доплатой. Однако везде необходима предварительная постановка на жилищный учет.

По нормам ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, учет вышеперечисленных лиц в качестве нуждающихся в новом или хотя бы единственном собственном жилье производится органом местного самоуправления на основе заявлений данных граждан, поданных ими в этот орган по месту своего постоянного проживания.

Важно! Так как в рамках рассматриваемой программы выделяются федеральные средства, то очередь (очередность выдачи) имеет 2 уровня: федеральный и региональный.

Соответственно, получить жилищный сертификат после того, как подошла федеральная и региональная очередь, можно будет также в органе, который поставил ветерана на учет.

Претендовать на фиксацию в рамках муниципального/регионального жилищного учета вправе:

  • не нанимающие или не являющиеся членами семьи граждан, снимающих жилплощадь по соглашениям о соцнайме, не выступающие собственниками или членами семьи собственников таких помещений.

Иными словами, россияне, прошедшие какую-либо войну, должны соответствовать таким критериям:

  • отсутствие как собственного жилья, так и муниципального/государственного,
  • быть нанимателями или членами семьи граждан, снимающих жилплощадь по соглашениям о соцнайме, либо обладающими собственными правами или выступающие членами семьи собственников и обеспеченные общей жилплощадью на 1-го члена семьи меньше допустимой нормы;
  • занимаемое жилое помещение не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений;
  • если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой хронической формой заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Это предполагает, что у претендента на соцпомощь имеется либо собственное либо муниципальное жилье, или хотя бы часть в нем, но его жилплощадь в расчете на каждого проживающего члена семьи менее 6-10 кв.м, проживающие в помещениях, не отвечающих имеющимся для жилфонда регламентам.

Существует министерское разъяснение в части обеспечения жилплощадью граждан, прошедших ВОВ, родственников - по нормам ЖК РФ - погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, живущих без какого-либо благоустройства.

На что потратить средства


Люди, прошедшие войны, вправе реализовывать субсидиарно выдаваемые средства на:

  • Покупку собственного недвижимого имущества (жилфонда) как на первичном, так и на вторичном региональном рынке недвижимости. Причем территория поиска ограничена регионом проживания. Что касается продавца, то это могут быть организации или физлица (1 или несколько) в виде ИЖД (какой-то его отдельной части, доли в нем), 1-й или нескольких квартир (комнат).
Важно! Основное требование здесь - соответствие действующим СНиПам, СанПиНам, благоустроенность по актуальным санитарным, строительно-техническим нормам конкретного города, поселка и т.д., выбранного для постоянного проживания.
  • Обмен имеющегося у гражданина жилья на другое, которое по техническим параметрам улучшит его нынешнее условие проживания (включая вариант с доплатой за счет субсидиарных средств, поступающих из федерального бюджета), с соблюдением обязательного учета размера общей площади помещения, приходящегося на 1-го человека, который не может быть менее учетной нормы.
  • Приобретение жилья путем участия в долевом строительстве.
  • ИЖС на принадлежащем получателю субсидии земельном наделе. Субсидиарные средства перечисляются лишь после официального ввода объекта недвижимости в эксплуатацию.

Нюансы


Период фактически допустимой реализации субсидиарных средств составляет полгода, начиная с момента подписания акта муниципалитета о пофамильном распределении субсидий.

В 2016 году не менее 8350 ветеранов Великой Отечественной войны должны получить новое жилье. В бюджете на эти цели предусмотрено более 10 миллиардов рублей.

Программу предоставления ветеранам ВОВ новых квартир правительство начало в 2008 году, когда вышел соответствующий указ президента. С тех пор более 290 тысяч ветеранов обрели новое жилье. Это стоило федеральному бюджету 308 миллиардов рублей.

В то же время в очереди по состоянию на 1 апреля еще стоят около 10 тысяч человек. "Чтобы они получили то, что положено, в текущем бюджете предусмотрено около 10 миллиардов рублей", - сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства. Это позволит обеспечить жильем более 8,3 тысячи ветеранов ВОВ, в том числе всех инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

"По состоянию на сегодня за счет средств федерального бюджета, выделенных в этом году, жильем уже обеспечены 3165 ветеранов Великой Отечественной войны, - подчеркнул министр строительства и ЖКХ Михаил Мень. - В 22 субъектах Российской Федерации все участники и инвалиды Великой Отечественной войны жильем обеспечены". Это сделали в Бурятии, Марий Эл, Мордовии, Татарстане, Ивановской, Владимирской, Калужской и Рязанской областях.

Кроме того, минстрой разработал и довел до регионов методические рекомендации по организации капитального ремонта жилых помещений, в которых проживают инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, не имеющие основания для обеспечения жильем. Эта работа, уточнил Мень, налажена во всех субъектах Федерации.

Просил бы руководителей субъектов Федерации действительно продолжить работу по ремонту и помощи тем ветеранам, которые не имеют права на улучшение жилищных условий или которые уже воспользовались этим правом, но которые нуждаются в таком ремонте, потому что он требует, как правило, довольно значительных денег, - заявил Дмитрий Медведев. - Не у всех ветеранов они есть, и здесь от внимательного отношения регионов многое зависит. Прошу держать этот вопрос на контроле.

На заседании правительство рассмотрело законопроект, направленный на совершенствование процедуры кадастровой оценки стоимости недвижимости. "Очень важно, чтобы мы смогли сохранить все то, о чем договаривались, в части неповышения налоговой нагрузки на бизнес и граждан, сделать так, чтобы налогообложение недвижимого имущества было адекватным ситуации на рынке и, стало быть, более справедливым", - подчеркнул премьер.

Сейчас кадастровую стоимость определяют через систему независимых оценщиков, а им, как выразился глава кабмина, не всегда хватает возможностей, чтобы учесть все факторы. К тому же один и тот же объект может оцениваться по-разному, что вызывает нарекания граждан.

Законопроект должен как минимум частично эту ситуацию исправить, - пояснил Медведев. - Предлагается ввести институт государственных кадастровых оценщиков. Для этого региональные власти могут передать полномочия уже действующим госучреждениям или создать новые учреждения.

Также по всей стране вводится единая методика проведения оценки. Государственные оценщики теперь будут предоставлять детальные разъяснения по определяемой ими кадастровой стоимости, рассматривать обращения об исправлении ошибок, отслеживать состояние рынков. "В случае резкого падения цен может использоваться и переоценка кадастровой стоимости, чтобы ни граждане, ни бизнес не переплачивали за имущество, которое в силу колебаний на рынке быстро подешевело", - отметил председатель правительства.

В самом начале заседания премьер-министр сообщил о подписании им ряда постановлений, направленных на поддержку автомобильной промышленности страны. Одним документом в 2016 году продлены программы льготного кредитования и лизинга. 16 миллиардов рублей из федерального бюджета направят на сохранение кредитных и лизинговых ставок на приемлемом уровне.

Вторым постановлением производителям предоставят 23 миллиарда рублей, чтобы компенсировать часть затрат на производство автомобилей для сокращения накопленных убытков и ряда текущих расходов. Это должно сказаться на себестоимости продукции. "Рост не должен быть таким значимым, и это должно увеличить загрузку мощностей, сохранить уровень занятости как в автопроме, так и у смежников", - рассчитывает Дмитрий Медведев.

На обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., нуждающихся в улучшении жилищных условий, в проекте федерального бюджета на 2016 год предусмотрено 10,04 млрд. руб. Об этом сообщил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Олег Бетин на Всероссийском селекторном совещании, которое прошло 11 ноября в Минстрое России.

«Заявки на предоставление субвенций из федерального бюджета на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, полученные от субъектов РФ, полностью удовлетворены», - заявил Олег Бетин. Предусмотренные в проекте бюджета 10,04 млрд. руб. позволят улучшить жилищные условия не менее 8,35 тыс. ветеранов.

При этом замминистра напомнил представителям регионов о необходимости соблюдать приоритетный порядок предоставления жилья участникам и инвалидам Великой Отечественной Войны. В соответствии с поручениями Президента России и Правительства РФ участники и инвалиды ВОВ должны быть обеспечены жильем в первую очередь, напомнил замглавы ведомства.

«По состоянию на 1 октября 2015 года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит 1,22 тыс. участников и инвалидов ВОВ», - уточнил Олег Бетин. Однако, по словам замминистра, не все субъекты РФ приняли приоритетный порядок обеспечения жильем участников и инвалидов войны, при том что в 13 из них остаются граждане, состоящие на учете в этой категории.

В 2015 году на улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны было выделено 12,49 млрд. руб. «По состоянию на 1 октября остаток неизрасходованных средств составляет 580,9 млн. рублей, что позволит обеспечить жильем не менее 450 ветеранов ВОВ до конца текущего года», - добавил Олег Бетин.