Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. О празднике. Проповедь дня. Происхождение честных древ Креста Господня (Медовый Спас)

1/14 августа, в первый день Успенского поста, Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. По Уставу относится к малым праздникам «со славословием», но имеет один день предпразднества.

Слово «происхождение» , а если точнее перевести с греческого языка, то «предъисхождение» , т. е. «несение впереди» , подразумевает совершавшееся в этот день шествие (крестный ход) с частью подлинного Древа Животворящего Креста Господня. Каждый год в первый день августа часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Уже в Обряднике императора Константина Порфирородного (912-959) находятся подробные правила изнесения Честного Древа из реликвария, совершаемое перед 1 августа. Греческий часослов 1897 года объясняет эту традицию следующим образом: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней». Это и есть «предъисхождение» Честного Креста. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение» .

Праздник был установлен в столице Византийской империи Константинополе в IX веке, а в XII-XIII веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси этот праздник появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.

1 августа в Русской Православной Церкви также совершается Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в память знамений от честных икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений греческого царя Мануила (1143-1180) с сарацинами и святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами в 1164 г.

В 1164 году Андрей Боголюбский (сын великого князя Юрия Владимировича и внук славного Владимира Мономаха) предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли (болгарами, или булгарами, назывались язычники, обитавшие на низовьях Волги) . Князь взял с собой в поход против волжских болгар чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской, и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись Святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице, прося защиты и покровительства Владычицы: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага. Выступив на поле русское войско обратила болгар в бегство и, преследуя их, захватила пять городов, в числе которых был и город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились после битвы в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, озаряющие всё войско. Дивное зрелище ещё более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова, обратив свои полки в погоню за болгарами, преследовал врага и сжёг большинство городов их, положив на уцелевшие дань.

По преданию, в тот же день благодаря помощи свыше была одержана победа и греческим императором Мануилом над сарацинами (мусульманами). Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице .

В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 года Крещения Руси , в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды .По принятому ныне в Русской Церкви чину, малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции, вместе с освящением воды совершается освящение меда. Поэтому в народе праздник получил название «Медовый Спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских , которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

90-летний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н.э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

: Происхождению Честных Древ Животворящего Креста Господня; празднеству Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (Медовый Спас); семи мученикам Макавейским. На всенощной выносится Крест для поклонения, на литургии - освящается вода и мед. Поется тропарь Кресту: Спаси́, Го́споди, лю́ди твоя́, и благослови́ достоя́ние твое́, побе́ды на сопроти́вныя да́руя, и твое́ сохраня́я Кресто́м твои́м жи́тельство.
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня



Вечерня и утреня со славословием
Начало Успенского поста. Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 до Р.Х.). Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164).


Примечание: Перед началом вечернего богослужения иерей износит из сосудохранилища честны́й Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов.

СТИХИРЫ на Господи воззвах:
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. / Услыши мя, Господи.
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: / вонми гласу моления моего, / внегда воззвати ми к Тебе. / Услыши мя, Господи.
Да исправится молитва моя, / яко кадило пред Тобою, / воздеяние руку моею / - жертва вечерняя. / Услыши мя, Господи.
[Честна́го и животворя́щаго Креста́ Господня]:
Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит; / яко у Тебе очищение есть.
Дне́сь ра́дуется ве́рных мно́жество Боже́ственное: / явля́ется бо Небе́сный Крест конце́м, / осиява́ет тве́рдь све́том непристу́пным, / возду́х озаря́ет, / и земли́ лице́ украша́ет. / пое́т Боже́ственными пе́сньми це́рковь Христо́ва, / слу́жит почита́ющи, / свы́ше ю́ соблюда́ющий / Крест Боже́ственный и пречу́дный. / его́же си́лою укрепля́еми, / Влады́це присту́пим зову́ще: / умири́ ми́р, и просвети́ ду́ши на́ша.
Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, / упова душа моя на Господа.
Да ра́дуется тва́рь и игра́ет: / дне́сь бо облиста́ Крест в конце́х с Небе́се́, / земна́я просвеща́я, / и совоку́плены показа́ расточе́ныя. / дне́сь лику́ют с ли́ки а́нгельскими челове́цы, / и́бо браня́щее средогра́дие / Кресто́м разоре́но, / во еди́но вся́ я́ве совокупи́. / те́м предсия́я па́че со́лнца, / всю́ тва́рь просвеща́ет благода́тию, / и уясня́ет и спаса́ет / ве́рно того́ чту́щия.
От стражи утренния до нощи, от стражи утренния, да уповает Израиль на Господа.
Па́че со́лнечныя зари́, / хотя́й ми́рови я́коже ски́птр честны́й, / ца́ря́ Христа́, / и кончи́ну показа́ти, / кре́ст Боже́ственный се́ предсия́ет я́сно в конце́х. / се́й возведе́ из а́да ро́д челове́чь, / а́да вельми́ плени́в, / врага́ низложи́в, / де́монов горды́ню до конца́ погуби́. / ны́не же проявля́ет воскресе́ние спа́сово, / и спаса́ет зову́щия, / умири́ ми́р, и просвети́ ду́ши на́ша.
Яко у Господа милость,и многое у Него избавление,и Той избавит Израиля от всех беззаконий eго.
[Семи́ му́чеников Маккаве́ев]:
Зако́на ве́рх, седмию́ столпы́ возвы́шен, / мучи́тельство не поколеба́: / и́бо ско́тский / гони́теля гне́в / му́жески претерпе́ша, / те́ло преда́вше секу́щим, / благоро́днии ю́ноши и бра́тия, / моисе́йским преда́нием храни́телие.
Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие.
Па́че зри́мых / у́м вои́стинну возвы́сивше, / у́ды плотски́я отсеца́ху, / благочести́вии и до́блии о́троцы, / с ма́терию Богому́дрою, / вели́кими наде́ждами вжиля́еми, / я́же ны́не получи́ша, / у авраа́ма почи́вше на ло́нех пра́отца своего́.
Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век.
Душе́вною до́блестию / тве́рдо себе́ вооружи́вше, / и я́рость я́ко преоби́девше, / проти́ву борцу́ кре́пко прилежа́ху / благоче́стия ра́ди, / и зако́на оте́ческаго хране́нием, / свяще́ннейший елеаза́р, и прему́дрии ю́ноши, / с ма́терию Богому́дрою.

Свя́ти́и маккаве́и мучи́телю глаго́лаху: на́м, о антио́ше еди́н ца́рь Бо́г, от него́же бы́хом, и к нему́ обраща́емся: ми́р жде́т и́н на́с, ви́димаго высоча́йший и тверде́йший: оте́чество же на́м Иерусали́м кре́пкий и неги́бнущий: торжество́ же, е́же со а́нгелы житие́. Го́споди, моли́твами и́х поми́луй, и спаси́ на́с.

Его́же дре́вле моисе́й прообразова́в собо́ю, амали́ка низложи́в победи́: и дави́д песнопе́вец, подно́жию твоему́, вопия́, кла́нятися повелева́ше, честно́му Кресту́ твоему́, Христе́ Бо́же, дне́сь гре́шнии кла́няемся, устна́ми недосто́йными, тя́ изво́лившаго пригвозди́тися на не́м, воспева́юще мо́лимся: Го́споди, с разбо́йником ца́рствия твоего́ сподо́би на́с.

Свете тихий святыя славы, / Безсмертнаго, Отца Небеснаго, / Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе. / Пришедше на запад солнца, / видевше свет вечерний, / поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. / Достоин еси во вся времена / пет быти гласы преподобными, / Сыне Божий, живот даяй, / темже мир Тя славит.

Прокимен, глас 1: Милость Твоя, Господи, / поженет мя вся дни живота моего.
Стихи: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит, на месте злачне, тамо всели мя.

Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими.
Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

СТИХИРЫ на стиховне:
Крест Тво́й Го́споди, / жи́знь и заступле́ние лю́дем Твои́м е́сть, / и на́нь наде́ющеся, / Тебе́ распе́ншагося пло́тию, Бо́га на́шего пое́м, // поми́луй на́с.
К Тебе́ возведо́х о́чи мои́ Живу́щему на Небеси́. Се я́ко о́чи ра́б в руку́ госпо́дий свои́х, я́ко о́чи рабы́ни в руку́ госпожи́ своея́: та́ко о́чи на́ши ко Го́споду Бо́гу на́шему, / до́ндеже уще́дрит ны.
Крест Тво́й Го́споди, / ра́й отве́рзе ро́ду челове́ческому, / и от истле́ния изба́вльшеся, / Тебе́ распе́ншагося пло́тию Бо́га на́шего пое́м, // поми́луй на́с.
Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас, я́ко по мно́гу испо́лнихомся уничиже́ния: наипа́че напо́лнися душа́ на́ша поноше́ния гобзу́ющих: / и уничиже́ния го́рдых.
Страда́вшии Тебе́ ра́ди Христе́, / мно́гия му́ки претерпе́ша, / и соверше́нныя восприя́ша венцы́ на Небесе́х: // да мо́лятся о душа́х на́ших.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
[Мучеников]:
Ду́ши пра́ведных в руце́ Госпо́дни, я́коже авраа́ма и исаа́ка и иа́кова, и́же пре́жде зако́на пра́отцы, и маккаве́ов пра́деди, ны́не восхваля́емых от на́с: си́и бо крепкоду́шнии авраа́мстии вну́цы су́ще, ве́ре поревнова́вше своего́ пра́отца авраа́ма, и да́же до сме́рти подвиза́шася за благоче́стие. благоче́стно бо воспита́вшеся, и зако́нно пострада́вше, нече́стие обличи́ша го́рдаго антио́ха: и ничто́же предпоче́тше вре́менныя жи́зни ве́чныя ра́ди, вся́ Бо́гу возложи́ша: ду́шу, му́жество, ра́зум, те́ло мя́гкое, и воздая́ния чистоты́ воспита́нием. о ко́рене благочести́ва, из него́же вы́ прозябо́сте, маккаве́и! о ма́тере свя́ты́я, ро́ждшия равночи́сленное седмери́цы число́! но мо́лим ва́с, маккаве́и, с ма́терию ва́шею соломони́ею, и му́дрым свяще́нником елеаза́ром, егда́ предстоите́ Христу́ Бо́гу, его́же ра́ди потруди́стеся, труды́ плодо́в ва́ших прия́ти от него́, приле́жну мольбу́ сотвори́те о челове́честве: твори́т бо, ели́ко хо́щет, и испо́лнит хоте́ния ва́ша боя́щихся его́.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
[Креста]:
Гла́с проро́ка твоего́ моисе́а, Бо́же, испо́лнися, глаго́ляй: у́зрите живо́т ва́ш, ви́сящ пред очесы́ ва́шими. дне́сь Крест воздвиза́ется, и ми́р от ле́сти свобожда́ется: дне́сь Христо́во Воскресе́ние обновля́ется, и концы́ земли́ ра́дуются, в кимва́лех дави́дски пе́снь тебе́ принося́ще и глаго́люще: соде́лал еси́ спасе́ние посреде́ земли́, Бо́же, Крест и воскресе́ние: и́хже ра́ди на́с спа́сл еси́, бла́же и человеколю́бче, всеси́льне Го́споди, сла́ва тебе́.
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.


СЛАВА, И НЫНЕ:

Спаси́, Го́споди, лю́ди твоя́, и благослови́ достоя́ние твое́, побе́ды на сопроти́вныя да́руя, и твое́ сохраня́я Кресто́м твои́м жи́тельство.

КОНЕЦ ВЕЧЕРНИ. НАЧАЛО УТРЕНИ
(выключается свет, читается шестопсалмие: 3, 37, 62, 87, 102, 142 псалмы)

Примечание: По окончании вечерни иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш...». Трисвятое. По «Отче наш...» — возглас: «Яко Твое есть Царство...». После возгласа поют (тихо) тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...», «Слава, и ныне» — кондак Креста, глас 4-й: «Вознесы́йся на Крест волею...».
Во время пения иерей взимает на главу блюдо с Крестом, в предшествии свещеносца со свечой и диакона с кадилом, переносит Крест на престол и полагает его на евангельское место, а Евангелие (обычно заранее, до переноса) поставляет на горнее место престола, куда оно ставится после чтения на Литургии.
Пред престолом поставляется возжженная свеча на свещнике.

Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне

Тропарь Креста Господня, глас 1 (дважды):
Боле́зньми свя́ты́х, и́миже о тебе́ пострада́ша, умоле́н бу́ди, Го́споди, и вся́ на́ша боле́зни исцели́, человеколю́бче, мо́лимся.

СЛАВА:
Тропарь мучеников Маккавеев, глас 1:
Боле́зньми свя́ты́х, и́миже о тебе́ пострада́ша, умоле́н бу́ди, Го́споди, и вся́ на́ша боле́зни исцели́, человеколю́бче, мо́лимся.

И НЫНЕ:
Тропарь Креста Господня (см. выше)

После кафизм читается КАНОН
(в песнях канона, читаемого с начала помазания прихожан елеем, раскрывается смысл и красота празднуемых сегодня Церковью событий)


На 9 песне канона: Песнь Пресвятой Богородицы:
Величит душа Моя Господа / и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим, /
без истления Бога Слова рождшую, / сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре на смирение рабы Своея, / се бо, от ныне ублажат Мя вси роди.
Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его
Сотвори державу мышцею Своею, / расточи гордыя мыслию сердца их.
Низложи сильныя со престол, / и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ, / и богатящияся отпусти тщи.
Восприят Израиля отрока Своего, / помянути милости, / якоже глагола ко отцем нашим, / Аврааму и семени его даже до века.

После канона: СТИХИРЫ на хвалитех:
Всякое дыхание да хвалит Господа.
Хвалите Господа с небес, / хвалите Его в вышних. / Тебе подобает песнь Богу.
Хвалите Его, вси Ангели Его, / хвалите Его, вся Силы Его. / Тебе подобает песнь Богу.
Сотвори́ти в них суд напи́сан:/ сла́ва сия́ бу́дет всем преподо́бным Его́.
[Креста́ Господня]:
Небе́сная ше́ствия / Крест честны́й гото́вит все́м, / тому́ покланя́ющимся ве́рою несумне́нною: / и лико́м невеще́ственных си́л, / и́же на не́м пригвозди́выйся, / сочета́ет любо́вию пою́щия того́.
Хвали́те Бо́га во святы́х Его́,/ хвали́те Его́ в утверже́нии си́лы Его́.
Кла́няющеся ве́рою Кресту́ честно́му, / на не́м распе́ншагося воспое́м Влады́ку: того́ манове́нием / устне́ вку́пе и ду́шу очища́юще, / и сия́нии сего́ мы́сленными уясни́мся, / хва́ляще его́.
Хвали́те Его́ на си́лах Его́,/ хвали́те Его́ по мно́жеству вели́чествия Его́.
Го́ресть дре́вле услажда́я моисе́й, / изба́ви Изра́иля, / о́браз Креста́ напису́я: / мы́ же сего́ вси́ ве́рнии, / та́йно и Боже́ственно вообража́юще в сердца́х на́ших, / всегда́ спаса́емся держа́вою его́.
Хвали́те Его́ во гла́се тру́бнем,/ хвали́те Его́ во псалти́ри и гу́слех.
[Му́чеников]:
Многострада́льная ма́ти, к подвиго́м созва́вши своя́ де́ти, глаго́лаше: авраа́мстей седи́не после́дуйте, да заколе́нию исаа́кову причастите́ся. ти́и же приима́ху наставля́ющую, предпостиза́ху уча́щую, дру́г по дру́зе томле́ния му́ки ви́дяще: и́хже моли́твами, Бо́же, поми́луй на́с.
Хвали́те Его́ в тимпа́не и ли́це,/ хвали́те Его́ во стру́нах и орга́не.
Се́дмь столпи́ избра́ннии, от еди́наго ка́мене слове́снаго усе́чены бы́ша, непоколеби́мь показа́ша зако́на сто́лп. те́мже бла́говоли́, спа́се, в ми́ре сохрани́тися душа́м на́шим.
Хвали́те Его́ в кимва́лех доброгла́сных, хвали́те Его́ в кимва́лех восклица́ния./ Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода.
И́же зако́на храни́телие, и соломони́и сы́нове, на суди́щи стра́ждуще, ко антио́ху вопия́ху: мы́, антио́ше, за оте́ческий зако́н терпи́м. не отлучи́т же на́с, ни о́гнь, ни ме́чь, ни зве́рие, ни ра́ны: но вку́пе у́мрем с ма́терию ста́рицею, и учи́телем отце́м, живу́ще и сра́дующеся в неконча́емыя ве́ки.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
[Мучеников]:
На маккаве́и собра́вшуюся ра́ть, прииди́те, у́зрим ве́рнии му́жество: мучи́тель бо ца́рь вся́ язы́ки удержа́в, держи́мь бе́яше от ста́рца и дете́й седьми́, и еди́ныя жены́. те́мже моли́твами и́х, Бо́же, поми́луй на́с.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
[Креста́ Господня]:
Пособи́вый, Го́споди, кро́ткому дави́ду покори́ти иноплеме́нника, ве́рному на́шему во́инству спобо́рствуй, и ору́жием Креста́ низложи́ враги́ на́ша. покажи́, бла́гоутро́бне, на на́с дре́вния ми́лости твоя́: и да разуме́ют вои́стинну, я́ко ты́ еси́ Бо́г, и на тя́ наде́ющиися побежда́ем, моля́щиися обы́чно пречи́стей твое́й Ма́тери, дарова́тися на́м ве́лией ми́лости.

Примечание: До пения великого славословия (обычно во время пения канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды.

Великое славословие:
Слава Тебе, показавшему нам свет!
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея.
Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грехи мира, помилуй нас.
Вземляй грехи мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь.
На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам!
Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. (трижды)
Господи! прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи! помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.
Господи! к Тебе прибегох: научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя!
(трижды)

Слава, и ныне: Святый Безсмертный, помилуй нас.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!

Примечание: Во время пения славословия предстоятель (облаченный во все священные одежды) совершает с диаконом троекратное каждение вокруг престола. По окончании великого славословия, при пении Трисвятого, поклонившись земно трижды, предстоятель взимает Крест на главу (при пении заключительного: «Святый Боже...») и исходит (через горнее место) северными дверьми (ему предшествуют свещеносец со свечой и диакон с кадилом) до царских врат. По окончании Трисвятого предстоятель произносит в царских вратах: «Премудрость, про́сти»1. Певцы поют трижды тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...». Иерей в предшествии свещеносца и диакона идет на середину храма, где полагает Крест на заранее приготовленный аналой и совершает вокруг него троекратное каждение. Духовенство трижды поет: «Кресту Твоему...» (каждый раз завершая пение земным поклоном), это же песнопение трижды повторяют певцы.

Совершается поклонение Кресту, целование его при пении стихир:

Гла́с 2: Прииди́те, ве́рнии, животворя́щему дре́ву поклони́мся, на не́мже Христо́с ца́рь сла́вы во́лею ру́це распросте́р, вознесе́ на́с на пе́рвое блаже́нство, я́же пре́жде вра́г (с. 23) сла́стию укра́д, изгна́ны от Бо́га сотвори́. прииди́те, ве́рнии, дре́ву поклони́мся, и́мже сподо́бихомся неви́димых вра́г сокруши́ти главы́. прииди́те, вся́ оте́чествия язы́ков, Крест Госпо́день пе́сньми почти́м: ра́дуйся, Кресте, па́дшаго ада́ма соверше́нное избавле́ние, о тебе́ бо ве́рнейшии ца́рие на́ши хва́лятся, я́ко твое́ю си́лою исма́ильтеския лю́ди держа́вно покаря́юще. тя́ ны́не со стра́хом христиа́не целу́юще, на тебе́ пригвозди́вшагося Бо́га сла́вим, глаго́люще: Го́споди, на то́м пригвозди́выйся, поми́луй на́с, я́ко бла́г и человеколю́бец.

Гла́с 5: Зря́щи тя́ тва́рь вся́ на Кресте́ на́га ви́сяща, соде́теля и зижди́теля все́х, изменя́шеся стра́хом, и рыда́ше: со́лнце же све́т омрачи́, и земля́ колеба́шеся, ка́мение же разседа́шеся, и хра́ма све́тлость раздира́шеся. ме́ртвии воста́ша от гробо́в, и а́нгельския си́лы ужасо́шася, глаго́люще. о чудесе́! судия́ су́дится, и стра́ждет хотя́ за спасе́ние ми́ра и обновле́ние.

Гла́с 8: Дне́сь Влады́ка тва́ри, и Госпо́дь сла́вы, на Кресте́ пригвожда́ется, и в ре́бра пробода́ется! же́лчи и о́цта вкуша́ет, сла́дость це́рко́вная: венце́м от те́рния облага́ется: покрыва́яй Не́бо о́блаки, оде́ждею облачи́тся поруга́ния: и зауша́ется бре́нною руко́ю, руко́ю созда́вый челове́ка: по плеще́ма бие́н быва́ет, одева́яй Не́бо о́блаки: заплева́ния и ра́ны прие́млет, поноше́ния и зауше́ния, и вся́ терпи́т мене́ ра́ди осужде́ннаго, изба́витель мо́й и Бо́г, да спасе́т ми́р от пре́лести, я́ко бла́гоутро́бен.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Дне́сь неприкоснове́нный существо́м, прикоснове́н мне́ быва́ет, и стра́ждет стра́сти свобожда́яй мя́ от страсте́й: све́т подава́яй слепы́м, от беззако́нных усте́н оплева́ется, и дае́т плещи́ за плене́нныя на ра́ны. сего́ чи́стая Де́ва и Ма́ти на Кресте́ зря́щи, боле́зненно веща́ше: увы́ мне́, ча́до мое́, что́ сие́ сотвори́л еси́? кра́сный добро́тою па́че все́х челове́к, бездыха́нный и беззра́чный явля́ешися, не име́я ви́да, ниже́ добро́ты. увы́ мне́, мо́й све́те, не могу́ спя́ща зре́ти тя́, утро́бою уязвля́юся, и лю́тое ору́жие се́рдце мое́ прохо́дит: воспева́ю твоя́ стра́сти, покланя́юся бла́гоутро́бию твоему́, долготерпели́ве, сла́ва тебе́.

Примечание: По Уставу, на утрене после изнесения Креста, перед поклонением ему совершается освящение воды, либо перед часами и Литургией. На практике же бывает, что освящение воды совершается после Литургии.

ОСНОВНЫЕ ТЕКСТЫ СЛУЖБЫ И ПЕСНОПЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕНАРОДНОГО ПЕНИЯ
Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
ЛИТУРГИЯ
Начало Успенского поста. Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 до Р.Х.). Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

1-й антифон:
Благослови, душе моя , Господа, Благословен еси, Господи.
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его.
Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его.
Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя.
Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами.
Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя.
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутреняя моя, имя святое Его.
Благословен еси, Господи.

2-й антифон:
Хвали, душе моя, Господа.
Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.
Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения.
Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.
Блажен, емуже Бог Иаковль помошник его, упование его на Господа Бога своего,
сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них;
хранящаго истину в век, творящего суд обидимым, дающаго пищу алчущим.
Господь решит окованныя; Господь умудряет слепцы;
Господь возводит низверженныя; Господь любит праведники;
Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.
Воцарится Господь во век. Бог твой, Сионе, в род и род.
Единородный Сыне , и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотиться от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

Блаженны:
Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажнени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротции, яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Во время малого входа с Евангелием:
Приидите, поклонимся и припадем ко Христу.
Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуия.

Тропарь Креста Господня, глас 1:
Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Тропарь мучеников Маккавеев, глас 1:
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,// Человеколюбче, молимся.

СЛАВА:
Кондак мучеников Маккавеев, глас 4:
Премудрости Божия столпи седмочисленнии / и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии, / Маккавеи всемудрии, / прежде мучеников превелии мученицы, / с нимиже всех Богу молитеся / спастися почитающим вас.

И НЫНЕ:
Кондак Креста Господня, глас 4:
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели нас силою Твоею, / победы дая нам на супостаты, / пособие имущим Твое оружие мира / непобедимую победу.

Прокимен, глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое.
Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене.
Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них

К Коринфянам послание святого апостола Павла (глава 1:18 - 24)
[Креста Господня]
Братия, слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.

[Мучеников Маккавеев]:
К Евреям послание святого апостола Павла (глава 11:33 - 12:2)
Братия, все святые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса.

ЕВАНГЕЛИЕ от Иоанна (глава 19)
[Креста Господня]
В то время все первосвященники и старейшины имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и отвели Его к Понтию Пилату, и кричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: вот Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Женщина! Вот сын Твой. Потом говорит ученику: вот Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, и, преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его.

[Мучеников Маккавеев]:
ЕВАНГЕЛИЕ от Луки (глава 10:32 - 11:1)
Сказал Господь Своим ученикам: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

Праздник «Изнесение (или происхождение) честных древ Животворящего Креста Господня» отмечается в Православной Церкви 14 августа по новому стилю.

История и смысл праздника
Праздник изнесения древ Креста Господня возник в греческой Церкви в IX веке. Слово «изнесение» (или «происхождение») является не совсем верным переводом греческого слова, означающего торжественную процессию или крестный ход.
Животворящий Крест Господень был обретен во время правления святой царицей Еленой, матерью императора Константина Великого, около 326 года. В честь этого великого события был установлен праздник Воздвижения Креста Господня, и с тех пор величайшая святыня всего христианского мира находилась в Византийской империи. Со временем появилась традиция выносить Животворящий Крест Господень из главной церкви страны, храма в честь святой Софии-Премудрости Божией, где он хранился, и обносить его по улицам Константинополя. Причиной этому были многие эпидемии, часто возникавшие в августе, и, таким образом, проходя с крестным ходом по городу, верующие молились об избавлении их от болезней и освящении всего города великой святыней. Вначале День изнесения древ Креста Господня являлся местным праздником, но к XIII веку традиция празднования этого события установилась во многих Православных Поместных Церквях. На Руси этот праздник появился лишь во второй половине XIV века, когда Русская Церковь приняла богослужебный Иерусалимский устав. Однако в Русской Православной Церкви праздник приобрел новый смысл, так как стал служить воспоминанием о Крещении Руси. Хотя точная дата начала Крещения Руси неизвестна, но принято считать, что это великое событие началось в августе 988 года. По повелению патриарха всея Руси Филарета, начиная с 1627 года в день изнесения древ Креста Господня совершались крестные ходы по всей стране, а также происходило освящение воды.
В Русской Православной Церкви вместе с этим праздником также совершается празднество Всемилостивого Спаса, в память победы, которую одержал князь Андрей Боголюбский над волжскими булгарами во второй половине XII века. По молитвам перед Крестом и Владимирской иконой Божией Матери русскому войску была оказана чудесная помощь, и неприятель был разбит.
Праздник изнесения честных древ Животворящего Креста Господня еще раз напоминает об искупительной жертве, принесенной Христом ради спасения всего человечества. Являясь главным символом христианства, свидетельствующем о торжестве над смертью, крест напоминает также о том, что путь к Царствию Небесному сопряжен с большими тяготами. Вспоминая о крестных страданиях Спасителя, каждый верующий должен помнить о том, что он призван нести свой жизненный крест, без которого спасение невозможно.

Богослужебные особенности праздника
По своим особенностям служба праздника изнесения честных древ Животворящего Креста Господня напоминает богослужения Крестопоклонной Недели Великого поста, а также праздника Воздвижения Креста Господня. Этот день не относится к числу великих праздников, потому празднование совершается только один день. На богослужении священники имеют облачения фиолетового цвета. До или после литургии освящается вода, а также мед, потому в народной традиции этот праздник именуется «Медовым Спасом». К сожалению, для многих людей освящение меда, плодов или воды является основной целью праздничного дня, которая заслоняет смысл празднуемого события. Принося пищу в храм для освящения следует помнить, что тем самым верующие выражают свою благодарность к Богу, дающему каждому пропитание.

Тропарь, глас 1:
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4:
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.

Величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Молитва:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Вконтакте

По Уставу относится к малым праздникам «со славословием», но имеет один день предпразднества.

Русское название праздника «происхождение» - не вполне точный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, . Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».

Строгановская школа , Public Domain

В этот день также чтится память святых мученников Маккавеев.

История установления праздника

Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII-XIII веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.

Греческий часослов 1897 года сообщает о истории установления праздника следующее:

«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста».

«Сказание действенных чинов святыя соборныя и апостольския церкви Успения» 1627 года, составленное по повелению Патриарха Московского Филарета (Романова) :

«А на происхождение в день честнаго креста бывает ход, освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весям».

В церковном календаре

1 августа в Русской Православной Церкви также совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в воспоминание победы, одержанной Андреем Боголюбским над волжскими булгарами в 1164 году. Благоверный князь взял в поход чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов, пред сражением усердно молился, прося защиты и покровительства Владычицы.

В тот же день благодаря помощи свыше была одержана победа и ромейским императором Мануилом над сарацинами. Поэтому праздник мог быть установлен и им.

неизвестен , Public Domain

Богослужение

Особенности богослужения аналогичны особенностям богослужения Недели Крестопоклонной (3‑я неделя Великого поста) и Воздвижения Креста Господня (14 сентября).

В современной богослужебой практике Русской православной церкви накануне (то есть 31 июля) вечером совершается и (малая вечерня, которая должна служиться, согласно Богослужебному уставу, до вечерни, в современной приходской практике (и в большинстве монастырей) не отправляется). Пред вечерней, в таком случае, совершается перенесение Креста с жертвенника на престол по чину, установленному для Крестопоклонной Недели. Если же утреня отправляется с утра, то Крест переносится на престол по отпусте вчерни.

Правы ли свидетели Иеговы, утверждая, что Христа распяли не на кресте, а на бревне?

По прошествии более 19 веков после того, как Спаситель мира на Кресте принес Искупительную Жертву, представители секты «Свидетели Иеговы» решили изменить всю историю христианства и изъять из жизни Церкви её главный символ. Были ли сделаны какие-то серьезные открытия?

Семь мучеников Маккавеев

Эти святые мученики жили во II веке до Pождества Xристова. В эти времена царь Сирии Антиох Епифан поработил еврейский народ и хотел заставить сынов Израиля принять языческие нравы, отвергнуть обычаи и правила, завещанные им от отцов. С этой целью он распорядился, чтобы все ели свинину – мясо нечистого животного, запрещенного Законом (ср.: Лев. 11: 7–8).

Вначале к этому деянию решили принудить писца Елеазара, открыв ему рот силой. Но святой старец выплюнул пищу с презрением и отверг советы притвориться покоренным ради спасения жизни.

Медовый Спас

(О народной обрядности)

Медовый Спас (также Маковый Спас, Первый Спас) - народный и православный праздник в первый день Успенского поста 1 (14) августа. На Руси совершалось малое водосвятие, начинали сбор мёда и его освящение.

Другие названия

Первый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, «Макавей зельная» (белорус.), «Маковiя» (укр.), Маккавей.

Обычаи восточных славян

Начинаются Спасовки или Спасы - народное название первой половины августа по старому стилю, когда отмечаются три Спаса и Обжинки . Считается, что названия даны в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса). По народной этимологии значение слова «спас» произошло от «спасаться», то есть спасать себя, выживать тем, что употреблять в пищу нечто, а именно: мёд, яблоки, хлеб.

По традиции в этот день совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу - пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. В большинстве районов начинался сев озимой ржи.

Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье». Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий (ореховый) Спас.

На Первый Спас «бабьи грехи» замаливаются: женщинам прощаются все их невымоленные грехи.

Название

Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно наполнены до отказа, и пасечники приступают к сбору. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня.

«На первый Спас и нищий медку попробует!». С утра пчеловоды старательно высматривали, осеняясь крестным знамением, ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» от летних трудов пчелы, «Божьей работницы», и начинал святить принесённый в сотах мёд. Дьяк собирал «попову долю». Часть освящённого мёда передавалась тут же «нищей братии», поздравляющей пчеловодов с Медовым Спасом. А затем большая половина этого праздника происходила на пасеке. Вечером обступала каждый пчельник толпа ребят и подростков, с тряпочками или листом лопуха в руках. Они получали «ребячью долю», после чего пели:

«Дай, Господи, хозяину многия лета,
Многия лета - долгие годы!
А и долго ему жить - Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
Божьих пчёл водить, ярый воск топить -
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, господи, хозяину многия лета!»

А. Коринфский. Народная Русь

Мёд ели с хлебом или различными блюдами, хмельной мёд пили на пирах, на его основе делали множество безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

Поговорки и приметы

  • На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
  • На первый спас святи колодцы, святи венки хлебные (южн.).
  • На первый спас лошадей (весь скот) купают.
  • Паши под озимь, сей озимь.
  • Первый Спас - первый сев!
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, на Спас засевать!
  • Спасов день покажет, чья лошадка обскачет (т. е. кто раньше других соседей уберётся в поле).
  • На Маккавеи собирают мак.
  • Дождь на Маккавея - мало пожаров бывает.
  • Отцветают розы, падают хорошие росы.
  • С первого спаса и роса хороша.
  • На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).
  • Пчела перестаёт носить медовую взятку.
  • Заламывай (подрезывай) соты.
  • Во что Маккавеи, в то и разговенье.
  • Первый Спас - на воде стоять, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зелёных горах холсты продавать

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня отмечается Православной церковью первого августа по старому стилю и четырнадцатого августа по новому. Этот день имеет особое значение, поскольку он посвящён одной из величайших святынь христианства.

Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. История

Крест был обретён спустя три века после распятия сына Божия. История о том, как был найден этот священный для всех православных людей предмет, вошла в содержание Акафиста Происхождению Честных Древ Животворящего Креста Господня. В нём рассказывается, как во время страшных появился Император Константин, который наконец-то избавил верующих людей от постоянных преследований и казней. До этого времени православные вынуждены были скрывать своё вероисповедание и проводить церковные службы тайно, часто расплачиваясь за свою веру свободой и даже жизнью.

Святые Константин и Елена

Именно в эти времена и пришёл к власти Святой равноапостольный император Константин, чья мать, тоже прославленная впоследствии в Лике святых, вошла в историю как человек, руководивший поисками Животворящего Креста Господня. На Происхождение честных древ, на службе церковной вспоминаются эти события. Когда Святая Елена предприняла поездку в Иерусалим для поиска величайшей святыни христианства и других реликвий, ее сын всячески содействовал данному предприятию.

Радушный приём благочестивой царице оказал Иерусалимский патриарх Макарий, который прославился тем, что произвёл Воздвижение Креста Господня. Когда священная реликвия была обнаружена, то он по сложившейся к тому времени восточной традиции приподнял Крест и показал его народу, находившемуся на улицах Иерусалима.

Праздники Креста

Так он поступил четырежды, обратившись к четырем сторонам света. Архиепископ Макарий также известен тем, что посоветовал Елене способ, которым был определён истинный крест Господень, из трёх обнаруженных возле Голгофы. Об этом подробно рассказывается в песнопениях службы на Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Мудрый старец сказал, что действительной святыне следует обладать целебными свойствами. Поэтому Древо Креста было приложено к телу смертельно больной женщины, которая вследствие этого была излечена. По другой же версии, воскрешён был покойник, которого несли на кладбище для захоронения.

Ещё одной великой задумкой императрицы Елены было строительство Храма Воскресения Христова в Святой Земле, на месте, где был обнаружен Крест Господень. Но этому начинанию святой не было суждено сбыться при ее жизни. После того как равноапостольная умерла, продолжением строительства занимался ее сын, император Константин. Крест господень является святыней, которой посвящено два церковных праздника, один из которых - является одним из двенадцати главных праздников Православной Церкви, другой, который носит название День Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, хоть и не является двунадесятым праздником, но, несмотря на это, горячо любим в народе.

Русская традиция

На службы и, традиционно проводящийся в этот день, крестный ход обычно собирается огромное число людей. Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня также носит название медового Спаса. Это один из трех известных в православии Спасов. Перед и после богослужения обычно происходит освящение воды и мёда. Несколько слов следует сказать и о значении названия этого праздника. Слово "происхождение" в данном контексте обозначает традиционное шествие, которое проводится после литургии.

Крещение Руси

Для русских православных людей данная дата имеет ещё и другое значение. Именно в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня произошло крещение Руси святым Князем Владимиром, которого также называли в народе Красным Солнышком. Специально ли выбран был именно данный праздник для того, чтобы проводить это знаменательное мероприятие, об этом история умалчивает. Однако вполне возможно, что совпадение не является случайным. Хотя слово "происхождение" в названии торжества принято толковать в менее употребительном значении, тем не менее, нужно всё-таки сказать и о действительном происхождении Креста Господня.

О Происхождении Честны х Древ Животворящего Креста Господня

По версии, которую исповедует Православная Церковь, этот священный предмет был изготовлен из трёх видов древесины. После того, как реликвия была обнаружена, святая приняла решение о том, что крест следует разделить, для того, чтобы у верующих людей из нескольких стран появилась возможность поклониться священной реликвии. В России тоже находится одна из частей животворящего Креста Господня.

Годеновский Крест

Обретена она была в болотистой местности возле города Ярославля и находится сейчас в монастыре, расположенном в небольшом поселении, которое носит название Годеново. С этого креста, который был сделан из найденной древесины и помещен в главную церковь монашеской обители, были изготовлены несколько копий. Они находятся в церквях в разных частях России и Украины. Одна из этих святынь побывала на космической орбите во время экспедиции русско-американской команды космонавтов.

Шествия и иконы

В крестном ходе, который непременно совершается на праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, первыми неизменно идут священники, которые несут деревянные кресты впереди себя. В церквях, где находится копия Годеновского креста, святыни обычно участвуют в шествии. Во время богослужения, посвященного этому великому дню, читается акафист Происхождению Честных Древ животворящего Креста Господня и тропарь. Известны также иконы, которые посвящены этой церковной дате. Они, как правило, написаны в традиционной русской иконописной манере средневековыми мастерами.

Но есть и некоторые особенности, отличающие их. Как правило, композиция этих икон гораздо сложнее, чем на более древних образах. Изображение делится на два плана - верхний и нижний. Внизу иконы нарисованы молящиеся люди и ангелы, совершающие чин освящения воды, а вверху - Христос и Пречистая Дева в окружении святых. Представители вышнего мира стоят на скалах, что символизирует с одной стороны тяжёлый путь человека на небеса, а с другой - твёрдость и нерушимость веры.

Праздник в Византии

Установление этого праздника связано еще и с тем обстоятельством. В средневековом Константинополе каждый год в конце лета происходили многочисленные эпидемии страшных болезней. Медики того времени не знали, как справиться с напастью, и поэтому оставалось надеяться только на милость Господа Бога.

Творцу возносились молитвы во время крестных ходов, которые шествовали по главным улицам всех православных городов, воспевая славу Иисусу Христу, и моля Господа о помиловании и даровании народу спасения от всех болезней.

Спасительный образ

На Руси праздник стал отмечаться лишь спустя 500 лет после его установления на территории Византийской империи. В русских летописях причина его возникновения объяснялась так: крестные ходы важны для просвещения народа и для освящения воды.

Также в этот день вспоминают победу русского войска над волжскими булгарами перед битвой. Полководец молился перед иконой Божьей Матери, которая держит младенца Иисуса на руках. Во время боя среди воинов присутствовали священники, которые несли образ в середине войска. В это же время константинопольский правитель тоже вел войну с врагами и победил. Два царя были знакомы друг с другом и знали о воинских успехах каждого.

Нужно сказать, что оба правителя не только сами усердно молились, но и показывали своим примером, как следует действовать всей рати. Когда же оба войска вернулись в свои станы, то все воины увидели, что от образа Пречистой Девы Марии исходило чудесное свечение. Правители известили об этом друг друга, а также архиереев своих государств, и сообща, пришли к выводу, что следует установить праздник в честь этого события в первый день августа.

Особенности праздника

Еще в православной традиции эта дата связана с началом одного из постов круглогодичного богослужебного цикла, а именно с первым днём Успенского поста. Церковная служба проводится наподобие тех, что обычно устраиваются в день Воздвижения Креста Господня, а также на Великого поста, то есть, на третьей его седмице, когда вспоминается обретение Креста Господня и события, случившиеся в это время в городе Иерусалиме.

Считается, что молитва перед иконою Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня помогает в очищении от грехов при исполнении её с надлежащим благоговением, покаянием и вниманием. Акафист, посвящённый этой святыне, можно, как и любой другой образец данного церковного жанра, исполнять не только в стенах храма, но и дома, причём, при этом не обязательно должен присутствовать священник.

Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня длится один день, то есть, канун торжества тоже торжественно отмечается. Именно тогда происходит вынос Креста из алтаря и возложение его для поклонения всем народом. Нужно сказать, что традиция освящения воды в первый день месяца существовала еще в древней Византии, откуда была перенята русской православной традицией. В Константинополе в этих мероприятиях обычно принимал участие действующий правитель страны.

Крещение Руси

Поэтому несложно проследить связь этого события с днём Крещения Руси, когда князем Владимиром были обращены в христианство сразу несколько тысяч киевского народа. Существует легенда, что Владимир Красное Солнышко, осознав несостоятельность существовавшей на Руси языческой религии, решил принять новую веру, и для выбора ее отправил в некоторые страны, где исповедовались основные религии, своих послов для того, чтобы те сделали вывод о том, что в каждой является главным. Наиболее убедительным показался рассказ слуг, которые побывали в Византии и рассказали о религии, которая была принята в этом государстве.

Ныне князь Владимир Красное Солнышко прославлен русской православной церковью в лике святых как равноапостольный, то есть тот человек, чьи деяния были по своему значению схожи с делами учеников христовых, которые распространили христианское учение по всему миру.

Водосвятие

Освящение воды на Руси происходило и происходит в настоящее время до богослужения и проповеди на Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня или после богослужения, иногда и до, и после. В былые же времена, например, при царе Алексее Михайловиче устраивались на реке в столице российского государства места для окунания. Такие места называются Иордани. Кроме этого праздника их также делают на Крещение.

После освящения воды происходит освящение меда. В старые времена этому чину придавали особое значение. После его проведения людям разрешалось есть мед нового урожая. Сначала угощались священнослужители, потом мед раздавался сиротам и малоимущим. Только после этого к трапезе приступали все остальные прихожане. Вот что сказано в летописи про празднование этого дня в Москве при царе Алексее Михайловиче Романове: "На Москве-реке по традиции устраивалась Иордань, возле неё были оборудованы места, для самодержца и патриарха. Правитель России в тот день окунулся в воду, одетый в легкую рубаху, поверх которой обязательно надевались золотые кресты с мощами святых".

После того, как патриарх благословлял царя, происходил чин освящения воды. Священники кропили войска, стоявшие возле Кремля, и весь собравшийся народ. В два специально приготовленных серебряных сосуда разливалась вода для дворца. Крестные ходы и чин водосвятия устраивался не только в городах, но и в деревнях. Там окунались не одни люди, но также и животные. Пастухи пригоняли к реке стада крупного и мелкого рогатого скота, а также лошадей. Но это происходило в местах, расположенных на достаточном удалении от Иордани. По той причине, что этот день тесно связан с освящением воды, он также называется в народе мокрым Спасом.