Налоговые платежи. Классификация налоговых платежей

Множественность налоговых форм и методов налогообложения вызывает необходимость общей группировки налоговых платежей по ряду классификационных признаков. Перечень налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации, закреплен статьями 13–15 Налогового кодекса РФ. Классификация налоговых платежей имеет важное значение для налогового менеджмента. Она позволяет упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств.

Рассмотрим некоторые классификационные группы налоговых платежей, влияющие на принятие управленческих решений.

1. В зависимости от уровня власти, который устанавливает, изменяет и отменяет налоги они получают статус федеральных, региональных и местных.

Федеральные налоги по всем элементам налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ и взимаются на территории всей страны. К ним относятся:

· налог на добавленную стоимость,

· акцизы,

· единый социальный налог,

· налог на доходы физических лиц,

· налог на прибыль организаций,

· налог на добычу полезных ископаемых,

· водный налог,

· государственная пошлина,

· сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Несмотря на федеральный статус названных налоговых платежей, наиболее крупные из них в порядке межбюджетных отношений зачисляются не только в федеральный, но и в нижестоящие бюджеты.

Ко всему прочему значимым федеральным налоговым платежом является таможенная пошлина, которая регламентируется Таможенным кодексом РФ.

Региональные налоги вводятся законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. К ним относятся:

· налог на имущество организаций,

· транспортный налог,

· налог на игорный бизнес.

Органы власти субъектов Федерации устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности. Региональные налоги поступают в бюджеты субъектов РФ.

Местные налоги вводятся местными представительными органами власти соответствующими решениями и поступают в местные бюджеты. К местным налогам относятся:

· налог на имущество физических лиц,

· земельный налог.

Органы местного самоуправления устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ предусматривает также введение специальных налоговых режимов – особых порядков исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. К ним на сегодняшний день относятся:

· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),

· упрощенная система налогообложения,

· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,

· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Единые налоги, заменяющие в первых трех специальных налоговых режимах наиболее крупные налоги по общему режиму налогообложения, имеют статус региональных.

Важно отметить, что представленное выше видовое деление налоговых платежей предполагает их распределение не по уровням бюджетной системы, а по уровням власти и управления, которые устанавливают, изменяют и вводят их в пределах своих полномочий в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Тем самым, данная классификация определяет налоговые полномочия, фискальные и регулирующие возможности субъектов государственного налогового менеджмента различных уровней власти и управления.

2. По способу взимания налоги традиционно делятся на прямые и косвенные .

Прямыми считаются налоги, которые взимаются непосредственно с доходов, имуществ и ресурсов в процессе их накопления и использования. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и подоходные.

Реальными налогами облагаются предполагаемые (возможные, условные) средние доходы от того или иного объекта налогообложения (транспортный налог, налоги на имущество, налоги за пользование природными ресурсами и т. п.). Реальные налоги относятся налогоплательщиками на издержки производства и обращения.

Прямые подоходные налоги взимаются непосредственно и с действительно полученных доходов по принципу фактической платежеспособности (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических ли). Подоходными эти налоги можно назвать потому, что объектом налогообложения и одновременно источником их уплаты выступает та или иная форма дохода налогоплательщика (организации или физического лица). По другому такие налоги называются налогами на доходы.

Косвенные налоги включаются налогоплательщиком-продавцом в продажные рыночные цены товаров, перекладываются на покупателей своих товаров и оплачиваются за счет их доходов, а значит, возвращаются налогоплательщику в составе выручки от реализации, то есть уплачиваются косвенным путем. В наиболее распространенном их понимании – это государственные надбавки к ценам производителей (продавцов) товаров в форме НДС, акцизов, таможенных пошлин. По-другому эти налоги называют еще налогами на потребление или на расходы, т. к. взимаются через потребление в процессе расходования средств.

Однако, рассмотренная традиционная классификация налоговых платежей на прямые и косвенные противоречит теории косвенного налогообложения, основным признакам которого является переложение налога через цены на потребителей, а также практике ценообразования и учета. Прежде всего, это касается отнесения реальных налогов к прямым. Поэтому необходимо уточнить общепринятую группировку налоговых платежей по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения.

Как уже отмечалось, реальные налоги включаются в цены товаров путем отнесения их на законных основаниях производителями и продавцами на издержки производства и обращения (на себестоимость или на финансовые результаты до налогообложения прибыли). То есть, реальные налоги перекладываются через цены на потребителей своей продукцией, уплачиваются налогоплательщиком по закону, но оплачиваются из доходов потребителей (носителями налогов). Налицо все признаки не прямого, а косвенного налогообложения производства (бизнеса).

В Системе национальных счетов традиционные косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины) отражаются и учитываются в показателе валовой добавленной стоимости по рыночным ценам в группе налогов на продукты и импорт, а реальные налоги – в валовой добавленной стоимости по основным ценам (ценам производителей) в группе других налогов на производство. В совокупности все эти косвенные налоги в структуре ВВП (или, валовой добавленной стоимости по рыночным ценам) составляют общую группу налогов на производство и импорт (назовем их косвенные налоги на бизнес, или на производство и импорт).

Таким образом, меняется структура деления налоговых платежей по способам взимания на прямые и косвенные.

Прямые налоги включают в себя две группы налогов: а) подоходные налоги (налоги на доходы); б) другие личные налоги с физических лиц. Все они непосредственно уплачиваются с дохода налогоплательщика, а значит, не перекладываются на потребителя на законных основаниях.

Косвенные налоги на бизнес (на производство и импорт) также делятся на две большие группы косвенных налогов, отличающихся установленным порядком своего переложения на потребителя:

а) традиционные косвенные налоги или косвенные налоги на продукты и импорт, которые совершают самостоятельное движение в составе продажной (рыночной) цены товара как надбавка к ней;

б) другие косвенные налоги на бизнес (на производство) (так называемые «реальные» налоги), которые включаются производителями (продавцами) в издержки производства и обращения (в себестоимость или финансовые результаты) в составе цены производителя (основной цены).

В число других косвенных налогов на бизнес следует отнести и единый социальный налог (обязательные страховые взносы в государственные социальные фонды), несмотря на специфику таких налоговых платежей. Они носят страховой характер, то есть возвращаются работникам при наступлении страховых случаев (достижении пенсионного возраста, потере трудоспособности и работы, заболевании) в виде социальных трансфертов (пенсий, пособий и т. п.). Одновременно страховые налоги в части, уплачиваемой работодателями, перекладываются через цены на потребителей их продукции и составляют важный элемент группы других косвенных налогов на бизнес (на производство). Ту их часть, которая непосредственно уплачивается работниками из их заработной платы (в России сейчас это не практикуется за исключением может быть индивидуальных предпринимателей), следует относить к прямым подоходным налогам.

Теперь, о классификации налогов по укрупненным объектам налогообложения. Ее также следует уточнить путем отнесения к группе налогов на потребление (на расходы) прочих косвенных налогов на бизнес (на производство). Они представляют собой налоги на расходы, но произведенные налогоплательщиками ранее, т. е. на капитализированные расходы (поимущественные налоги и т. п.), или на пользование (потребление) экономических ресурсов – природных и трудовых (ресурсные налоги, единый социальный налог). Таким образом, налоги на потребление (на расходы) представляют собой всю совокупность косвенных налогов на бизнес, включающих в себя косвенные налоги на продукты и импорт и другие косвенные налоги на производство.

Общую же классификацию всех налогов по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения можно представить в виде следующих, укрупненных групп налоговых платежей:

1) косвенные налоги на производство и импорт (налоги на потребление, на расходы):

а) традиционные косвенные налоги на продукты и импорт;

б) другие косвенные налоги на производство;

2) прямые налоги:

а) подоходные налоги (налоги на доходы);

б) другие личные налоги с физических лиц.

Определенные трудности могут возникнуть при решении вопроса о том, к какой классификационной группе налогов отнести единые налоги, взимаемые в рамках специальных налоговых режимов – единого налога на вмененный доход, единого налога на доход (доход за минусом расходов) при упрощенной системе налогообложения, единого сельскохозяйственного налога. Учитывая, что все они ориентированы на условную доходность, а налогоплательщики-организации не ограничены в возможности переложения бремени единых налогов на потребителей продукции, их, вероятно, следует отнести к группе других косвенных налогов на бизнес. Единые налоги, уплачиваемые налогоплательщиками-физическими лицами, можно отнести к прямым, точнее к группе личных доходов с физических лиц.

Рассмотренные подходы к классификации налогов по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения важны не только с теоретических, но и с практических управленческих позиций, в частности, для более правильной оценки давления косвенных налогов на экономику и потребление, на доходы домашних хозяйств и оплату труда работников, учитывая, что основную массу таких налогов оплачивает население в сфере розничной торговли и платных услуг.

3. В целях бухгалтерского и налогового учета налоговые платежи распределяются по соответствующим конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников можно выделить следующие: выручка от реализации продукции, себестоимость, финансовые результаты, оплата труда, прибыль (другие доходы) до налогообложения, прибыль после налогообложения (остающаяся в распоряжении предприятий).

Схема распределения основных видов налогов и сборов в России по бухгалтерским источникам их уплаты наглядно представлена в табл. 1.


Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе. Кроме того, отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и суть данного налога. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.
Попытки классификации налогов известны с самого начала формирования науки о налогообложении. Так, Н. И. Тургенев в 1818 году писал: «...налоги могут быть всего приличнее разделены следующим образом: 1) налоги с дохода от земли; 2) налоги с доходов от капитала... 3) налоги с самих капиталов... Некоторые разделяют налоги: 1. На обыкновенные и необыкновенные. 2. На общие и особенные, смотря по тому, платят ли их все или некоторые. 3. На главные и побочные, смотря по тому, более или менее они важны для государства. 4. На вещественные и личные, т. е. с вещей или лиц. 5. На налоги, платимые деньгами или натурою...»".
107
Налог как, правовая категория
Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:
1) по способу взимания налогов;
2) по субъекту-налогоплательщику;
3) по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;
4) по порядку введения налога;
5) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый
платеж;
6) по целевой направленности введения налога.
1. По способу взимания налогов
Согласно данному основанию, различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен. Среди прямых налогов выделяют:
Реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.). Личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.
Косвенные (иначе - адвалорные) налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды товаров), косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги, за исключением некоторого их числа (налог на добавленную стоимость), фискальные монополии, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства (налог с оборота в бывшем СССР), а также таможенные пошлины.
Основное отличие между прямыми и косвенными налогами - по месту формирования источника выплаты налога. Если при прямом налогообложении источник формируется непосредственно у налогоплательщика, то при косвенном - источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).
Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные называют теоретическую возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Тяжесть косвенных налогов целиком перекладывается на конечного потребителя продукции и особенно на наименее обеспеченные слои населения. В. И. Ленин даже называл такие налоги налогами на бедных2. Косвенные налоги, повышая цены товаров, ограничивают возможности расширения внутреннего рынка и экспорта товаров.
Данная классификация хотя и общепринята, однако она отнюдь не является абсолютной, так как прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут быть переложены на потребителя через механизм роста цен. В то же время косвенные налоги не всегда можно в полном объеме переложить на потребителя, поскольку рынок не обязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам. В частности, НДС традиционно относится к косвенным налогам, но в том случае, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, НДС уменьшает прибыль производителя, т. е. становится прямым налогом.
2. По субъекту-налогоплательщику
В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов.
Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.).
Налога с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.).
Данная разновидность не случайно названа «налоги с предприятий и организаций», а не «налоги с юридических лиц». Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.
Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).
3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги
Действующие в Российской Федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги. Именно такой принцип был избран законодателем при классификации налоговых платежей в п. 1 ст. 18 Закона об основах налоговой системы.
Федеральные (общегосударственные) налоги. Необходимо отметить, что размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории. К федеральным налогам относятся следующие: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; налог на 1 прибыль с предприятий и организаций; подоходный налог с физических лиц; налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.
Региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов). Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов федерации: республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов. Региональными являются следующие налоги: налог на имущество предприятий; лесной доход; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.
Местные налоги. Местные налоги, механизм их исчисления и взимания вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством России и республик в составе Российской Федерации. К таковым, в частности, относятся:
налог на имущество физических лиц; земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и др.; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли винно-водочны-ми изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на квартиру;
сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.
4. По порядку введения налога
По порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные.
Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. К общеобязательным относятся все федеральные налоги, предусмотренные в ст. 19 Закона об основах налоговой системы, а также налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду (ст. 20 Закона), налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (ст. 21 Закона).
Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории - компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключение тех, которые являются общеобязательными.
5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж
В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулируемые.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд.
Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России действуют два таких налога: налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов федерации.
б. По целевой направленности введения налога
В соответствии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные и целевые. Данное основание находит свое место практически при каждом рассмотрении классификации налогов; так, Л. Окунева называет их общими налогами и специальными3.
Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства, например сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели. Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.
В специальной научной литературе можно встретить и иные основания классификации налогов. Так, С. Пепеляев выделяет раскладочные (контингентированные, репартиционные) и количественные налоги. Суть первых заключается в том, что их размер определен исходя из конкретного необходимого расхода. Сумма налога просто распределяется между плательщиками. В то же время количественные (долевые, квотативные) налоги исходят из возможности плательщика заплатить налог и учитывают его имущественное положение. Выделяют также разовые и систематические (регулярные, текущие) налоги4.
В зависимости от мотивации экономического поведения хозяйствующего субъекта некоторые авторы выделяют условно-постоянные налоги, фиксированные, т. е. те, которые не зависят напрямую от уровня производства, продаж и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью (например, налог на имущество, на пользование природными ресурсами, налоги на отдельные виды деятельности и др.), а также условно-переменные, которые более тесно связаны с экономической деятельностью субъектов (все виды подоходных налогов, акцизы, НДС и т. д.). Эти налоги ориентированы на выравнивание результатов экономического соревнования, т. е. сдерживание явных лидеров и поддержку аутсайдеров как в сфере производства, так и потребления. Условно-переменные налоги являются основным источником бюджетных поступлений5.
Американские экономисты Энтони Б. Аткинсон и Джозеф Э. Стиг-лиц, рассматривая типы налогов, устанавливаемые на деятельность фирмы, выделяют налоги на факторы производства (налог на фонд заработной платы, налог на прибыль с корпораций) и налоги на валовый выпуск или валовые затраты (налог на добавленную стоимость, налог с оборота)6.
Классификация налогов проводится также и по другим критериям, некоторые из которых отражены в гл. 8 настоящего пособия.
1. Тургенев Н. И. Опыт теории налогов. М., 1937. С. 28.
2. Ленин В. И. Поли. собр. соч. 5-е изд. Т. 6. С. 262.
3. Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. М.: Финстатинформ, 1996. С. 23.
4. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 1995. С. 36-38.
5. Какой быть налоговой реформе в России. Екатеринбург, 1993. С. 114.
6. Аткинсон Э. Б., Стиглиц Дж. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора / Пер. с англ. под ред. Л. Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 178.

Множественность налоговых форм и методов налогообложения вызывает необходимость общей группировки налоговых платежей по ряду классификационных признаков. Перечень налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации, закреплен статьями 13–15 Налогового кодекса РФ. Классификация налоговых платежей имеет важное значение для налогового менеджмента . Она позволяет упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств.

Рассмотрим некоторые классификационные группы налоговых платежей, влияющие на принятие управленческих решений.

Ко всему прочему значимым федеральным налоговым платежом является таможенная пошлина, которая регламентируется Таможенным кодексом РФ.

Региональные налоги вводятся законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. К ним относятся:

  • налог на имущество организаций,
  • транспортный налог,
  • налог на игорный бизнес .

Органы власти субъектов Федерации устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности. Региональные налоги поступают в бюджеты субъектов РФ.

Местные налоги вводятся местными представительными органами власти соответствующими решениями и поступают в местные бюджеты . К местным налогам относятся:

  • налог на имущество физических лиц,
  • земельный налог.

Органы местного самоуправления устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ предусматривает также введение специальных налоговых режимов – особых порядков исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. К ним на сегодняшний день относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),
  • упрощенная система налогообложения,
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Единые налоги, заменяющие в первых трех специальных налоговых режимах наиболее крупные налоги по общему режиму налогообложения, имеют статус региональных.

Важно отметить, что представленное выше видовое деление налоговых платежей предполагает их распределение не по уровням бюджетной системы, а по уровням власти и управления , которые устанавливают, изменяют и вводят их в пределах своих полномочий в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Тем самым, данная классификация определяет налоговые полномочия, фискальные и регулирующие возможности субъектов государственного налогового менеджмента различных уровней власти и управления.

2. По способу взимания налоги традиционно делятся на прямые и косвенные .

Прямыми считаются налоги, которые взимаются непосредственно с доходов, имуществ и ресурсов в процессе их накопления и использования. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и подоходные.

Реальными налогами облагаются предполагаемые (возможные, условные) средние доходы от того или иного объекта налогообложения (транспортный налог, налоги на имущество, налоги за пользование природными ресурсами и т. п.). Реальные налоги относятся налогоплательщиками на издержки производства и обращения.

Прямые подоходные налоги взимаются непосредственно и с действительно полученных доходов по принципу фактической платежеспособности (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических ли). Подоходными эти налоги можно назвать потому, что объектом налогообложения и одновременно источником их уплаты выступает та или иная форма дохода налогоплательщика (организации или физического лица). По другому такие налоги называются налогами на доходы.

Косвенные налоги включаются налогоплательщиком-продавцом в продажные рыночные цены товаров, перекладываются на покупателей своих товаров и оплачиваются за счет их доходов, а значит, возвращаются налогоплательщику в составе выручки от реализации, то есть уплачиваются косвенным путем. В наиболее распространенном их понимании – это государственные надбавки к ценам производителей (продавцов) товаров в форме НДС, акцизов, таможенных пошлин. По-другому эти налоги называют еще налогами на потребление или на расходы , т. к. взимаются через потребление в процессе расходования средств.

Однако, рассмотренная традиционная классификация налоговых платежей на прямые и косвенные противоречит теории косвенного налогообложения, основным признакам которого является переложение налога через цены на потребителей, а также практике ценообразования и учета . Прежде всего, это касается отнесения реальных налогов к прямым. Поэтому необходимо уточнить общепринятую группировку налоговых платежей по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения.

Как уже отмечалось, реальные налоги включаются в цены товаров путем отнесения их на законных основаниях производителями и продавцами на издержки производства и обращения (на себестоимость или на финансовые результаты до налогообложения прибыли). То есть, реальные налоги перекладываются через цены на потребителей своей продукцией, уплачиваются налогоплательщиком по закону , но оплачиваются из доходов потребителей (носителями налогов). Налицо все признаки не прямого, а косвенного налогообложения производства (бизнеса).

В Системе национальных счетов традиционные косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины) отражаются и учитываются в показателе валовой добавленной стоимости по рыночным ценам в группе налогов на продукты и импорт, а реальные налоги – в валовой добавленной стоимости по основным ценам (ценам производителей) в группе других налогов на производство. В совокупности все эти косвенные налоги в структуре ВВП (или, валовой добавленной стоимости по рыночным ценам) составляют общую группу налогов на производство и импорт (назовем их косвенные налоги на бизнес, или на производство и импорт).

Таким образом, меняется структура деления налоговых платежей по способам взимания на прямые и косвенные.

Прямые налоги включают в себя две группы налогов: а) подоходные налоги (налоги на доходы); б) другие личные налоги с физических лиц. Все они непосредственно уплачиваются с дохода налогоплательщика, а значит, не перекладываются на потребителя на законных основаниях.

Косвенные налоги на бизнес (на производство и импорт) также делятся на две большие группы косвенных налогов, отличающихся установленным порядком своего переложения на потребителя:

а) традиционные косвенные налоги или косвенные налоги на продукты и импорт, которые совершают самостоятельное движение в составе продажной (рыночной) цены товара как надбавка к ней;

б) другие косвенные налоги на бизнес (на производство) (так называемые «реальные» налоги), которые включаются производителями (продавцами) в издержки производства и обращения (в себестоимость или финансовые результаты) в составе цены производителя (основной цены).

В число других косвенных налогов на бизнес следует отнести и единый социальный налог (обязательные страховые взносы в государственные социальные фонды), несмотря на специфику таких налоговых платежей. Они носят страховой характер, то есть возвращаются работникам при наступлении страховых случаев (достижении пенсионного возраста, потере трудоспособности и работы, заболевании) в виде социальных трансфертов (пенсий , пособий и т. п.). Одновременно страховые налоги в части, уплачиваемой работодателями, перекладываются через цены на потребителей их продукции и составляют важный элемент группы других косвенных налогов на бизнес (на производство). Ту их часть, которая непосредственно уплачивается работниками из их заработной платы (в России сейчас это не практикуется за исключением может быть индивидуальных предпринимателей), следует относить к прямым подоходным налогам.

Теперь, о классификации налогов по укрупненным объектам налогообложения. Ее также следует уточнить путем отнесения к группе налогов на потребление (на расходы) прочих косвенных налогов на бизнес (на производство). Они представляют собой налоги на расходы, но произведенные налогоплательщиками ранее, т. е. на капитализированные расходы (поимущественные налоги и т. п.), или на пользование (потребление) экономических ресурсов – природных и трудовых (ресурсные налоги, единый социальный налог). Таким образом, налоги на потребление (на расходы) представляют собой всю совокупность косвенных налогов на бизнес, включающих в себя косвенные налоги на продукты и импорт и другие косвенные налоги на производство.

Общую же классификацию всех налогов по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения можно представить в виде следующих, укрупненных групп налоговых платежей:

1) косвенные налоги на производство и импорт (налоги на потребление, на расходы):

а) традиционные косвенные налоги на продукты и импорт;

б) другие косвенные налоги на производство;

2) прямые налоги:

а) подоходные налоги (налоги на доходы);

б) другие личные налоги с физических лиц.

Определенные трудности могут возникнуть при решении вопроса о том, к какой классификационной группе налогов отнести единые налоги, взимаемые в рамках специальных налоговых режимов – единого налога на вмененный доход, единого налога на доход (доход за минусом расходов) при упрощенной системе налогообложения, единого сельскохозяйственного налога. Учитывая, что все они ориентированы на условную доходность, а налогоплательщики-организации не ограничены в возможности переложения бремени единых налогов на потребителей продукции, их, вероятно, следует отнести к группе других косвенных налогов на бизнес. Единые налоги, уплачиваемые налогоплательщиками-физическими лицами, можно отнести к прямым, точнее к группе личных доходов с физических лиц.

Рассмотренные подходы к классификации налогов по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения важны не только с теоретических, но и с практических управленческих позиций, в частности, для более правильной оценки давления косвенных налогов на экономику и потребление, на доходы домашних хозяйств и оплату труда работников, учитывая, что основную массу таких налогов оплачивает население в сфере розничной торговли и платных услуг.

3. В целях бухгалтерского и налогового учета налоговые платежи распределяются по соответствующим конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников можно выделить следующие: выручка от реализации продукции, себестоимость, финансовые результаты, оплата труда, прибыль (другие доходы) до налогообложения, прибыль после налогообложения (остающаяся в распоряжении предприятий).

Схема распределения основных видов налогов и сборов в России по бухгалтерским источникам их уплаты наглядно представлена в табл. 1.

Таблица 1
Распределение основных видов налогов и сборов в Российской Федерации по бухгалтерским источникам их уплаты

Некоторые налоги могут быть уплачены из разных источников (единый социальный налог, единые налоги в рамках специальных налоговых режимов). Это связано с тем, что их плательщиками выступают как организации, так и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица , у которых по-разному формируются доходы, а также в силу того, что налоговым законодательством не регламентируется жестко источник уплаты налога (например, единые налоги для субъектов специальных налоговых режимов). Кроме того, источником (не бухгалтерским) уплаты личных налогов могут быть любые личные доходы: оплата труда, дивиденды, пенсии и другие.

Распределение налоговых платежей по источникам их уплаты совпадает (за некоторым исключением) с принципами деления налогов на прямые (подоходные, личные) налоги и косвенные налоги на бизнес, в том числе на традиционные косвенные налоги на продукты и импорт и другие косвенные налоги на производство. Анализ структуры налогов по источникам их уплаты дает возможность оценить распределение налоговой нагрузки на выручку организаций и ее структурные элементы, выявить диспропорции и принять соответствующие решения по рационализации структуры налоговой нагрузки на товаропроизводителей. Оптимальным является равномерное налоговое давление на основные источники уплаты налогов, однако в регулирующих целях возможны варианты снижения или увеличения налоговой нагрузки на отдельные элементы выручки.

Налогообложение – это специализированный самостоятельный раздел финансовой науки, изучающий денежные отношения между государством с одной стороны и юридическими и физическими лицами, а с другой стороны в связи с перераспределением части ВВП, в ходе которого происходит мобилизация денежных средств в бюджетную систему страны.

Основной категорией налогообложения является обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины), которые, в соответствии с налоговым законодательством РФ, должны уплачивать юридические и физические лица.

Налог является, таким образом, не только финансовой категорией, но и правовой. Наиболее ярко экономическая сущность налогов проявляется в их функциях, как правило, выделяют фискальную, распределительную, регулирующую и контрольную функции налогов.

Статья 9 Налогового Кодекса РФ к участникам налоговых правоотношений относит следующие группы лиц, для которых определяются права, обязанности и ответственность:

1.Фискально-обязанные лица – это юридические и физические лица, признаваемые налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами. Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов определены статьями 21 и 23 НК.

2.Налоговые органы – это федеральная налоговая служба (ФНС) и её подразделения. Права и обязанности налоговых органов указаны в статьях 31 и 32 Налогового Кодекса. Официальный сайт ФНС России - http://www.nalog.ru

3.Таможенные органы – это федеральная таможенная служба (ФТС) и её подразделения. Обладают правами и обязанностями налоговых органов в пределах своей компетенции.

Ограниченной правоспособностью в налоговой сфере обладают: банки (как финансовые посредники); лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля - эксперты, свидетели и т.д. Все участники налоговых правоотношений действуют в системе нормативно-правовых актов (НПА).

Нормативно-правовая база (НПБ) налогообложения состоит из нормативных и ненормативных правовых актов, основной из них – Налоговый Кодекс, первая часть вступила в силу с 01.01.1999, вторая часть – с 01.01.2001 года), а также Постановления Правительства РФ, Приказы Минфина РФ и т.д.

Все юридические и физические лица должны участвовать в формировании государственных ресурсов путём внесения обязательных платежей: налогов , сборов , пошлин .

Налог – это обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Можно выделить следующие признаки налога: Обязательность, Индивидуальная безвозмездность, Денежный характер налоговых отношений. условиях рыночной экономики налог – это метод огосударствления части создаваемого в обществе национального дохода. Как правило, происходит смена формы собственности .

Сбор (плата, отчисление, взнос) – это обязательный взнос, взимаемый с организации и физических лиц, уплата которого является одним из условий выполнения в отношении плательщиков сборов государственными органами и (или) должностными лицами каких-либо юридически значимых действий, включая выдачу разрешений и лицензий. Как правило, сборы имеют целевой характер, а налоги в бюджете обезличиваются

Пошлина – это один из видов сборов, это плата за услугу общественного характера. Все виды пошлин, кроме таможенных, представлены в главе 25.3 НК РФ

Согласно ст.17 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Налог считается установленным, если определены следующие обязательные элементы налога :

1. Налогоплательщики (субъект налога ) – юридические и физические лица, на которых законодательством возлагается обязанность уплачивать налог.

2. Объект налогообложения – предмет или действия субъекта налога

3. Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта обложения

4. Ставка налога – норма налогового изъятия на единицу измерения налоговой базы (ставка в процентах называется адвалорной , ставка в рублях называется специфической ).

5. Налоговый период – период времени, за который определяется размер налогового обязательства (год, квартал или месяц); может состоять из одного или нескольких отчётных периодов.

6. Порядок исчисления налога .

НАЛОГ = Налоговая База Х Налоговая Ставка

В РФ применяются три способа исчисления и уплаты налогов:

ü Декларационный - основной способ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет, уплачивает налог и представляет налоговую декларацию – заявление о своих налоговых обязательствах

ü Уплата налога через налогового агента, или у источника выплаты дохода. Способ применяется в конкретных ситуациях по НДФЛ, по НДС, по Налогу на прибыль.

ü Кадастровый способ. Способ применяется при взимании налог с имущества физических лиц – по земельному и транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц. Налог исчисляет налоговый орган, который направляет плательщику налоговое уведомление

7. Порядок и сроки уплаты налога .

Кроме обязательных элементов, могут быть факультативные элементы налога:

предмет налогообложения; налоговые льготы; масштаб налога; отчётный период и так далее.

Налоговая система РФ состоит из налогов разных видов.

По уровню установления, налоги делятся на три группы:

Федеральные – устанавливаются НК РФ, вводятся в действие Федеральным законом, обязательны к уплате на всей территории России. С 01.01.10 в системе 8 федеральных налогов, сборов и пошлин. При этом часть платежей: страховые взносы в ГВБФ и ряд ресурсных платежей, НК РФ в составе налогов не учитывает, т.е это иные неналоговые платежи. Основные элементы федеральных налогов представлены в таблице № 2

Региональные – устанавливаются НК РФ, вводятся законами субъектов Федерации, обязательны к уплате на территории субъекта РФ, в котором введены. Это три налога, в основном имущественные

Местные – устанавливаются НК РФ, вводятся местными нормативными актами, обязательны к уплате на этой территории. Это два налога (имущественные). Общая схема системы налогов и сборов представлена на рисунке № 1.

Общий режим налогообложения предусматривает, что налогоплательщик уплачивает все виды налогов и сборов, предусмотренные законодательством при наличии объекта обложения. Налогоплательщик вправе применять любые способы оптимизации налоговой нагрузки, не запрещенные законом. В качестве комплексной налоговой льготы рассматриваются специальные налоговые режимы. «Особые» условия налогообложения предусмотрены

Схемы совмещения режимов налогообложения представлены на рисунке № 2

Организации и ИП независимо от выбранного режима налогообложения и вида деятельности обязаны

1. Уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (далее ГВБФ) в том числе

1.1. Как самозанятые лица («За себя») – с момента государственной регистрации в качестве ИП

1.2. Как работодатели – организации – с момента госрегистрации, ИП- с момента заключения договора с первым работником.

2. Представлять в налоговые органы све дения об открытии (закрытии) счетов в банках; о смене места жительства,

3. Ежегодно представлять сведения о среднесписочной численности работников. При отсутствии работников: ИП -указывается 1(один), организация – 0 (ноль)

4. ИП обязаны вести учет доходов и расходов, связанных с предпринимательской деятельностью . По разным режимам налогообложения предусмотрены различные формы «Книг учета доходов и расходов», при этом книга заполняется на основе первичных учетных документов(накладные, акты выполненных работ, бланки строгой отчетности и т.д.). Документы должны храниться не менее 4 лет (если иные сроки не предусмотрены законодательством).

5. Организации – обязаны вести бухгалтерский учет

6. Уплачивать и представлять отчетность по ресурсным налоговым платежам . Налог на добычу полезных ископаемых, водный налог и т.д. уплачивается если у ИП есть разрешение на определенный вид природопользования (например на добычу щебня или гравия, забор воды из подземных водных объектов)

7. Удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с доходов наемных работников (ежемесячно)

Таблица1 Краткая характеристика налогов ИП при общем режиме налогообложения

Вид налога Краткая характеристика
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) Глава 23 НК РФ По доходам от предпринимательской деятельности НДФЛ определяется по формуле НДФЛ= (Доходы - Профессиональный вычет) х 13% Доходы определяются на момент их получения(в наличной или безналичной формах). Проф вычетом признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода Декларация (форма 3-НДФЛ) представляется раз в год (до 30 апреля). В течении года уплачиваются авансовые платежи.
Налог на добавленную стоимость (НДС) Главная сложность при исчислении НДС – большой объем документооборота НДС к уплате в бюджет определяется по формуле НДС в бюджет = НДС « исходящий» - НДС «входящий», где НДС « исходящий» - - НДС предъявленный покупателю НДС «входящий» - НДС полученный от поставщиков товаров, работ и услуг используемых в предпринимательской деятельности. Декларация представляется ежеквартально. Налог перечисляется ежемесячно (во втором квартале – за первый квартал и т.д.)
Налог на имущество физических лиц Облагаются здания и сооружения. Используемые в предпринимательской деятельности. Налоговые ставки определяются нормативным актом органов местного самоуправления

Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок определения прибыли или убытка, оценки Доходов и Расходов, учитываемых для целей налогообложения, особый порядок определения налоговых обязательств.

В состав платежей, уплачиваемых в бюджет государства, входят налоги, сборы, пошлины. По своей природе это разные виды государственных изъятий. Налоговый кодекс разграничивает понятия «налог» (см. предыдущий параграф учебного пособия) и «сбор».

«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Различия между налогами и сборами заключаются в следующем:

    налоги являются индивидуально безвозмездными платежами, а сборы носят индивидуально возмездный характер (уплачиваются плательщиками в связи с оказанием государством каких-либо адресных услуг);

    налоги устанавливаются только законодательством о налогах и сборах, а сборы - как нормативно-правовыми актами налогового права, так и других отраслей права;

    фискальная значимость налогов в современной налоговой системе неоспорима, в то же время сборы имеют меньшее значение;

    в отношении налога законодательство устанавливает принудительный характер взимания; сборы отличаются относительной добровольностью (но это не договорные платежи);

    налоги уплачиваются на постоянной основе, периодически; сборы в большинстве случаев разовые платежи;

    налоги - абстрактные платежи, задача которых удовлетворить общественные потребности. При уплате сбора всегда присутствует специальная цель или специальный интерес. Сборы призваны покрыть издержки того государственного органа, в который обратилось заинтересованное лицо по поводу оказания ему определенных услуг.

Как правило, сбор уплачивается в основном за обладание специальным правом, за получение лицензии. Пошлина взимается в качестве компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу плательщика.

В укрупненном виде в состав доходов российского государственного бюджета входят налоговые и неналоговые платежи. В качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа может выступать признак нормативно-отраслевого регулирования , согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи - нормами других отраслей права.

Можно выделить четыре разновидности неналоговых платежей.

    Платежи за оказание различных услуг государственных и муниципальных учреждений, т. е. плата государству за право пользования или право деятельности, а также за совершение действий государственными органами (например, гербовый сбор).

    Платежи от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Суть таких платежей - это компенсационная плата за использование ресурсов (платежи за пользование лесным фондом).

    Имущественные санкции, т. е. плата государству за нарушение законодательства. К ним, например, относятся суммы от реализации конфискованного имущества, административные штрафы.

    Поступления от продажи объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ, ценных бумаг. Эти неналоговые платежи выступают в форме доходов от приватизации, государственных займов, государственных краткосрочных обязательств