Теория поколений прав человека. Три поколения прав человека Права человека схема первое поколение

  • 1.3. Конституционное право России как учебная дисциплина
  • Заключение
  • 2. Основы теории конституционализма
  • 2.1. Понятие, сущность и функции конституции
  • 2.2. Предмет конституционного регулирования и структура конституций
  • 2.3. Основные черты и юридические свойства конституции
  • 2.4. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
  • Заключение
  • 3. Основы конституционного строя и его элементы
  • 3.1. Понятие и содержание конституционного строя России и его основ
  • 3.2. Конституционный строй и развитие общества и государства
  • Заключение
  • 4. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации
  • 4.1. Понятие народовластия, механизм реализации полновластия народа
  • 4.2. Конституционные формы осуществления власти народа в Российской Федерации
  • Проведение публичных мероприятий.
  • 5. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 5.1. Концепция прав человека в конституционном законодательстве России
  • 5.2. Понятие основ конституционно-правового статуса личности
  • 5. 3. Конституционные принципы правового положения личности
  • Заключение
  • 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • Три поколения прав человека и гражданина
  • 6.2. Понятие и конституционные принципы основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 6.3. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
  • 6.4. Ограничение прав и свобод человека и гражданина
  • 6.5. Содержание личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина Система основных личных прав и свобод российских граждан
  • Система основных политических прав и свобод российских граждан
  • 6.6. Обязанности граждан Российской Федерации
  • 7. Конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 7.1. Конституционные гарантии прав и свобод
  • 7.2. Государственная защита прав и свобод граждан
  • 7.3. Конституционное право граждан на самозащиту
  • Статьей 14 гпк Российской Федерации предусмотрена самозащита гражданских прав:
  • 7. 4. Конституционные гарантии правосудия
  • 7.5. Конституционные гарантии правосудия
  • Заключение
  • 8. Гражданство Российской Федерации
  • 8.1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
  • 8. 2. Понятие гражданства Российской Федерации
  • 8.3. Принципы гражданства
  • 8.4. Основания, и порядок приобретения гражданства
  • Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке (Ст. 13).
  • Восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 15).
  • На защиту интересов детей направлены, и положения За­кона на случай изменения родителями своего гражданства. Гражданство детей (ст. 9).
  • 8.5. Государственные органы по делам гражданства
  • 8.6. Прекращение гражданства Российской Федерации
  • Заключение
  • 9.Особенности конституционно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
  • 9.1. Понятие и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 9.2. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Часть 1 статьи 63 Конституции рф предусматривает предоставление в России политического убежища.
  • 9.4. Обеспечение правил пребывания в России иностранных граждан
  • Заключение
  • 10. Основы федеративного устройства России
  • 10.2. Становление и развитие Российской Федерации
  • 10.3. Предметы ведения Российской Федерации
  • 10.4. Проблемы совершенствования законодательства в сфере федеративных отношений
  • Заключение
  • 11. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
  • 11.1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации
  • 11.2. Конституционный статус субъектов Российской Федерации
  • 11.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
  • 12. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации
  • 12.1. Понятие и классификация органов государственной власти
  • 1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Конституционный статус Правительства рф.
  • 12.2. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в рф
  • Заключение
  • 10 См. Сз рф. 1995. № 49. Ст.4868
  • Три поколения прав человека и гражданина

    Французский юрист Карэл Вазак ввел понятие «три поколения прав человека», что важно для их классификации. Оно базируется на основных лозунгах французской революции: свобода (первое поколение прав человека), равенство (второе поколение), братство (третье поколение).

    Первое поколение прав человека 19 включает в себя провозглашенными буржуазными революциями (17-18 в.в.) гражданские и политические права, получившие название «Негативных», т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы от его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида к ним (право на жизнь, на свободу и безопасность личности, право на равенство перед законом, избирательное право, свобода слова и печати и др.)

    Второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились к середине 20-го века под влиянием борьбы народа за улучшение своего социально-экономического положения и повышение культурного статуса. Указанные права называют позитивными т.к. их реализация требует целенаправленных действий со стороны государства, его позитивного вмешательства в их осуществление и создание необходимых предпосылок для этого.

    В России второе поколение прав приобретает новое содержание в связи с переходом к рыночной экономике. Конституция РФ призвана лишь закрепить основные направления социальной защищенности личности, что требует детальной конкретизации в текущем законодательстве. (Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Закон «Об образовании», Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и др.).

    Третье поколение 20 . Это права коллективные, или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому человеку, но целыми народами и нациями (право на мир, благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию, свободное социальное и экономическое развитие и многое другое).

    Международно-правовой базис прав человека. После второй мировой войны началось интенсивное осоз­нание мировым сообществам особого значения пробле­мы прав человека. Из чисто внутренней эта проблема стала превращаться в международную, в результате чего консти­туционное право постепенно начало подпадать под влия­ние международных стандартов.

    Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и ос­новным свободам без всякой дискриминации была за­фиксирована в Уставе Организации Объединенных Наций. Однако потребовалась длительная борьба западных держав против сопротивления тоталитарных государств, прежде чем появились крупные международно-правовые акты в этой области. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декаб­ря 1948 г.

    Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбу­лы и 30 статей. В ней не делается различия между правами человека и правами гражданина, и все права трактуются как принадлежащие всем людям. Статья 1 гласит: "Все люди рож­даются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отно­шении друг друга в духе братства". Провозглашаются также права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, дру­гие личные права и свободы, а также экономические, соци­альные и культурные права, на которые человек вправе пре­тендовать как "член общества".

    Нормы этого документа име­ют декларативный характер, а сам он не содержит механизма обеспечения этих норм. Однако Декларация сыграла и продол­жает играть важную роль в утверждении прав человека.

    В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важные акты - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР в 1973 г.). В этих актах дается более детализированный перечень прав человека и гражданина, а кроме того, Пактом о гражданских и политических правах предусматривается создание Комитета по правам человека, ответственного за соблюдение и принятие мер по претворению в жизнь прав, признаваемых в этом Пакте.

    В 1984 г. аналогичный Комитет был создан по экономическим, социальным и культурным правам. Оба пакта составили своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина, а государства-участники взяли на себя обязательство принять необходимые зако­нодательные меры по обеспечению предусмотренных в пак­тах прав и свобод.

    Важнейшим международно-правовым актом о правах человека является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 г. (Россия ратифицировала 30 марта 1998 г). В Конвенции и свя­занных с ней протоколах (их в настоящее время насчитыва­ется одиннадцать) закреплены основные права и свободы, уголовно-процессуальные гарантии, имущественные и другие права. Для охраны этих прав и свобод учрежден Европейский Суд по правам человека, юрисдикция которого распростра­няется на все дела, касающиеся толкования и применения Конвенции. Участниками Конвенции являются члены Совета Европы, который является межправительственной организа­цией. Согласно ст. 3 Устава этой организации каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами челове­ка и основными свободами. Членом Совета Европы может стать также любое европейское государство, которое, рассматри­вается как способное и стремящееся соответствовать поло­жениям ст. 3 (в таком статусе, изложенном в ст. 4 Устава, в Совет в 1996 г. принята Россия).

    Существуют и другие международно-правовые акты о правах человека: Европейская конвенция по предупрежде­нию пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Международная конвенция о лик­видации всех форм расовой дискриминации и др. Серьезные документы в этой области - конвенции и рекомендации - приняты специализированной организацией ООН - Между­народной организацией, труда (МОТ).

    Важным каналом утверждения прав и свобод человека и гражданина является Организация по безопасности и сотруд­ничеству в Европе (ОБСЕ). В Заключительном акте Совеща­ния по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявше­гося в 1975 г., один из разделов посвящен правам и свободам человека и содержит обязательство государств-участников (в число которых входит и Россия) уважать и соблюдать эти права и свободы. Любое государство - участник этой органи­зации вправе привлекать внимание других государств-учас­тников по дипломатическим каналам к фактам нарушения прав человека в любом государстве, являющемся ее участни­ком.

    Указанные международно-правовые акты послужили базисом для соответствующей главы в Конституции России. Часть 1 ст. 17 устанавливает: "В Российской Федерации при­знаются и гарантируются права и свободы человека и граж­данина согласно общепризнанным принципам и нормам меж­дународного права и в соответствии с настоящей Конститу­цией". Такая формулировка означает, что любое из прав человека, перечисленных в международно-правовых актах, действует в России только в том случае, если оно зафиксировано в российской Конституции.

    Процесс правовой, интернационализации прав человека развивается быстро и в весьма эффективных формах. Фак­тически уже сейчас в силу признания международного пра­ва внутренним правом страны ни одно государство не дол­жно отказывать человеку в каком-то субъективном праве на том основании, что оно не зафиксировано в конституции данного государства. Это также подтверждает тот факт, что Конституционное законодательство России необходимо продолжать совершенствовать.

    Первое поколение включает провозглашенные буржуазными революциями(17-18вв.) гражданские и политические права, которые получили название «негативных», т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида(например, право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.)

    К первому поколению прав человека относят обычно традиционные либеральные права и свободы, с которых и начинаются права человека в их современном смысле. К этому поколению принадлежат такие права и свободы, как:

    Право на жизнь и личную неприкосновенность,

    Право на свободу,

    Право собственности,

    Свобода совести и мысли,

    Свобода слова и информации,

    Равенство перед законом и судом,

    Право участвовать в управлении страной,

    Свобода митингов и демонстраций (право протестовать),

    Право на справедливый суд.

    Все эти права являются действительно всеобщими и универсальными. В совокупности они составляют то, что делает абстрактного человека – свободным членом свободного общества. Фундаментальные права первого поколения в международном и западноевропейском праве называются гражданскими и политическими правами и свободами. Основы этих прав были сформулированы во Всеобщей Декларации и развиты в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года. К первому поколению относятся также политические права.

    Первое поколение прав квалифицируется как система негативных прав, т.к. они обязывают государство удерживаться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами.

    Второе поколение прав

    Второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине 20в. под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют «позитивными», ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его «позитивного вмешательства» в их осуществлении, принятия обеспечивающих мер(например, право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение и т.п.).

    В основе социальных прав лежит помощь:

    Право человека на труд. Правопорядок определяет, что государство должно предотвращать массовую безработицу.

    Нестабильность семьи, которое влечет за собой образование социального дна. Задача – охрана семьи

    Вопрос выравнивания стартовых возможностей. Обеспечение доступности общего и специального образования.

    Это привело к формированию второго слоя гражданского правопорядка – социального.

    Экономические, социальные и культурные права(право на труд и свободный выбор работы, социальное обеспечение, отдых, образование.)

    Социально-экономические и культурные права касаются социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда, благосостояния, социальной защищенности. Целью является создание условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды.

    К социально-экономическим правам относятся: право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на достойный уровень жизни; право на охрану здоровья и др.

    Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником социального прогресса. К ним относятся: право на образование; право на доступ к культурным ценностям; право свободно участвовать в культурной жизни общества; право на творчество; право на пользование результатами научного прогресса и др.

    соблюдение социально-экономических прав напрямую зависит от благосостояния страны: если экономика развита слабо, то государству негде найти средства для обеспечения достойного уровня жизни человека. Социально-экономические права реализуются в прогрессивном порядке: они становятся всё более обеспеченными по мере развития экономических возможностей государства.

    Вышеназванные группы прав от­носятся не только к различным сферам жизнедеятельности челове­ка, но и к различным историческим эпохам по времени своего воз­никновения. Существует подразделение прав человека на поколения, под которыми понимают основные этапы их развития, связанные с формированием представлений о содержании прав.

    Ученые выделя­ют четыре поколения прав человека (см. интеллектуальную кар­ту 17-02).

    К первому поколению прав традиционно причисляются граж­данские (личные) и политические права, завоеванные в результате буржуазных революций в Европе и Америке и закрепленные в прак­тике и законодательстве целого ряда государств. В каталог прав пер­вого поколения входят права на свободу мысли, совести и религии; равенство перед законом; жизнь, свободу и безопасность личности; свободу от произвольного ареста, задержания и изгнания; рассмотре­ние дела независимым и беспристрастным судом и др. В юридиче­ской литературе эти права ассоциируются с негативной свободой - свободой от вмешательства иных лиц и государства в осуществление прав и свобод человека.

    Важным политическим правом первого поколения является из­бирательное право, т. е. право избирать и быть избранным. В XIX в. в странах Европы был распространен имущественный ценз, отстранявший от участия в выборах лиц, не имевших имуще­ства установленного размера; как правило, он определялся исхо­дя из размера прямого налога. В развитых странах имуществен­ный ценз стали отменять в начале XX в. Во Франции всеобщее из­бирательное право было провозглашено в результате революции 1848 г., однако уже в 1850 г. были установлены его ограничения. В России всеобщее избирательное право было введено Времен­ным правительством и подтверждено правительством большеви­ков. Между тем в Конституции РСФСР 1918 г. существовали кате­гории лиц, лишенных избирательных прав: служившие до револю­ции в карательных органах, использовавшие наемный труд для извлечения прибыли и др. В Конституции СССР 1936 г. институт «лишенцев» уже отсутствовал: избирательного права были лише­ны только психически больные люди и отбывающие наказание по решению суда.

    К числу важнейших политических прав принадлежит право на объединение (свобода союзов или ассоциации). В Германии сво­бода союзов была установлена на общегосударственном уровне в 1908 г., однако германское законодательство подвергало ограни­чениям создание союзов политической направленности. Во Фран­ции свобода союзов была введена законом от 1 июля 1901 г. Он отменил прежнее довольно строгое законодательство об ассоциа­циях, требовавшее разрешение на их создание и предусматривав­шее закрытие их правительством без указания мотивов и права обжалования. По новому закону союзы могли создаваться свобод­но, без особого разрешения правительства и даже без предвари­тельного заявления. Подача заявления признавалась необходи­мой для союзов, желающих обладать юридической правоспособ­ностью. В России свобода союзов была введена Временным правительством.

    Права первого поколения признаются международными и нацио­нальными документами, неотчуждаемыми и не подлежащими огра­ничениям. Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно прав человека, полагая, что права второго и третьего поколений - всего лишь социальные притязания, направленные на перераспределение национального до­хода в пользу социально слабых.

    Второе поколение прав - это социально-экономические и культур­ные права.

    Они оформились в ходе борьбы народов за улучшение сво­его экономического положения и повышение уровня культуры во второй половине XIX - начале XX в. В отличие от прав первого поко­ления с закрепленным за ними статусом негативной свободы эти пра­ва именуются позитивными. Это означает, что для их реализации тре­буется активная позиция государства. Для осуществления социаль­ных прав государству требуется создавать социальные программы и контролировать их реализацию. К правам второго поколения относи­лись права на труд, социальное обеспечение, отдых и досуг, защиту материнства и детства, образование, участие в культурной жизни об­щества и др.

    Идейными вдохновителями закрепления этого поколения прав были социалисты. Немалую роль сыграли и представители так назы­ваемого старого (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, А. Д. Градовский и др.) и нового (П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, В. М. Гессен и др.) либерализма, призывавшие к реформированию российского общества на принципах свободы и социального равенства.

    В передовых странах Западной Европы регламентация соци­ально-экономических прав и свобод была осуществлена до середи­ны XIX в. - начального этапа провозглашения прав второго поко­ления. Так, Франция осуществляла социальные функции уже в XIX в., выделяя средства на содержание приютов, увеличение заня­тости, организацию народного образования и т. д. Право частной собственности закрепляли практически все конституции капитали­стических стран, принятые в XX в. Указывалось, что собственность должна выполнять социальную функцию. Например, Основной за­кон ФРГ 1949 г. утверждал, что пользование собственностью «должно одновременно служить общему благу» (ч. 2 ст. 14). А Кон­ституция Японии 1947 г. гласила: «Право собственности определя­ется законом с тем, чтобы оно не противоречило общественному благосостоянию» (ч. 2 ст. 29). Широкий набор прав второго поколе­ния (права на труд, отдых, образование, медицинскую помощь) был закреплен в Конституции СССР 1936 г.

    Социально-экономические, а также культурные права были закреплены сначала во Всеобщей декларации прав человека, а затем в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

    Третье поколение прав человека стало формироваться после Вто­рой мировой войны. Природа этих прав порождает дискуссии.

    Некоторые авторы (Р. А. Мюллерсон, Е. А. Лукашева) признают их коллективными правами, которые могут осуществляться не отдель­ным человеком, а коллективом, основываются на солидарности субъ­ектов этих прав. К правам третьего поколения причисляют права на мир, независимость, самоопределение, территориальную целост­ность, суверенитет, социальное и экономическое развитие, достой­ную жизнь, здоровую окружающую среду, общее наследие человече­ства, а также на коммуникацию. Основы этих прав заложены в меж­дународных документах (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Декларация о предоставлении независимости колониаль­ным странам и народам I960 г., международные пакты 1966 г. и др.). Эти права принадлежат каждому человеку и каждому народу, челове­честву в целом. Примером может служить право на самоопределение, которое, будучи коллективным, осуществляется по воле не отдельно­го человека, а целой общности.

    По мнению ряда ученых (С. В. Поленина и др.), третье поколение прав человека охватывает права категорий граждан (детей, женщин, молодежи, престарелых, инвалидов и т. д.), которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей для осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в поддержке госу­дарства.

    Четвертое поколение прав человека начало формироваться в 1990-х гг. Некоторые авторы причисляют к нему информационные права, под ко­торыми понимается право свободно искать, получать, передавать, про­изводить и распространять информацию об окружающей среде, о пра­вовых явлениях и процессах и др. Кчетвертому поколению прав неред­ко относятся права человечества (на мир, ядерную безопасность, мирное изучение космоса, экологические и проч.).

    НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

    ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОКОЛЕНИЙ «ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

    HISTORICAL DEVELOPMENT OF GENERATIONS OF «HUMAN RIGHTS»

    Н.Н. Олейник1, А.Н. Олейник2

    N.N. Oleinik, O.N. Oleinik

    1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород,

    ул. Победы, 85

    2Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С.Сковороды, Украина, 61168, г. Харьков, ул.

    Артема, 29

    1Belgorod State National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia 2Kharkiv National Pedagogical University named after G.S. Skovoroda, 29 Artem St, Kharkov, 61168, Ukraine,

    E-mail: [email protected]; [email protected]

    Ключевые слова: права человека, поколения прав человека, «негативные права», коллективные права и свободы, Декларация прав человека, ООН.

    Key words: human rights, generation of human rights, "negative rights" collective rights and freedoms, the Declaration of Human Rights, the United Nations.

    Аннотация. В статье на основе ряда источников анализируется генезис поколений прав человека, за основу берутся наиболее экономически развитые страны Европы и Северной Америки. Авторы рассматривают подходы ведущих стран мира к анализу исторического развития прав человека и формирования концепции поколений. Приведены поколения прав человека в традиционной классификации, рассмотрены различные взгляды касательно отнесения прав человека к тому или иному поколению. Делается вывод о том, что развитие поколений прав человека это постоянный процесс, который определяется развитием и контекстом определенной исторической эпохи.

    Дается вывод, что научный и технический прогресс, особенно в области медицины, генетики, биологии и химии открывают много возможностей и ставят много проблем для нас. Таким образом, в теории права мы можем говорить о новом поколении прав.

    Resume. On the basis of a number of sources analyzed the genesis of generations of human rights, taken as a basis the most economically developed countries in Europe and North America. The authors examine the approaches of the leading countries of the world to the analysis of the historical development of human rights and the formation of the concept of generations. At the article presents the generations of human rights in the traditional classification, discussed different views on the inclusion of human rights to one or another generation. It is concluded that the development of generations of human rights is an ongoing process, which is determined by the context and development of a particular historical epoch.

    Suggested that scientific and technological progress, especially in the area of medicine, genetics, biology and chemistry gives a lot of possibilities and raises a lot problems for us. So in theory of law we can speak about new generation of human rights.

    Взаимоотношение человека и государства как важнейшего социального института всегда было в центре внимания мировой политико-правовой мысли с самого момента ее зарождения. Более того, содержание, формы и характер этих взаимоотношений в определяющей степени дают основания для оценки состояния обеспечения и гарантий прав и свобод человека в конкретном обществе, конкретном государстве. Поэтому анализ методологических оснований познания этих составляющих, всего комплекса взаимоотношений государства и человека, сложившихся к настоящему времени, имеет исключительно большое значение для более обоснованных рассуждений о правах человека и избежать столь часто встречающихся сегодня шаблонов при обсуждении этой проблематики. К сожалению, использование этих шаблонов, приобретающее характер клонирования, в настоящее время встречается слишком часто, что не может не тревожить. Большинство семинаров, встреч, конференций, научных и учебных изданий обсуждают проблематику прав человека, исходя из одного главного тезиса: права человека, как и он сам, - высшая ценность, которую пытается игнорировать или ущемлять государство (коллектив, общность, общество).

    НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

    Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 14 (211). Выпуск 33

    Однако всякий шаблон, приносящий пользу до поры до времени, начинает себя изживать и наносить все увеличивающийся вред.

    Процесс формирования представлений о правах человека имеет многовековую историю. Менялся человек, менялись взгляды на него и на его права. Человечество на каждом историческом этапе рассматривало права человека, исходя из уже приобретенного опыта и конкретных исторических условий. Этот продолжительный и сложный процесс можно охарактеризовать как борьбу людей и их сообществ за право признания естественных прав и обретение новых прав человека.

    Ученые античной эпохи сделали большой вклад к развитию представлений о правах человека. Еще древнегреческие мыслители, создавая концепции идеальных государств и обществ, прежде всего, выделяли соотношение государства, общества и личности. Именно благодаря государству и обществу человек вообще становится «личностью». Вступая в жизнь, человек осваивает сначала минимум знаний, профессиональные навыки, а затем приобретает совокупность статусов в экономике, культуре, политике. При этом личность характеризуется совокупностью осваиваемых социальных связей; через объем знаний, опыта, профессиональных ориентаций, индивидуальных особенностей, мировоззренческий потенциал и т.п. Таким образом, если понятие «человек» - биологическое, то «личность» -безусловно, социальное явление.

    Вместе с формированием понятия «личность» в научный оборот вводится понятие «права человека», которые и отображают развитие прав личности в обществе и государстве. В результате научной систематизации прав человека в историческом ключе и появилась теория трех поколений прав человека, которые продолжают свое развитие, при этом сосуществуют вместе. Каждый следующий период «открывает» новую страницу жизни прав человека, и «не закрывает» всех их старых проблем [Глухарева, С. 128]. В начале XXI века некоторые исследователи выделяют и четвертое поколение прав человека [Скакун, С. 211].

    Концепцию поколений прав человека анализировали и исследовали М. Абдулиева, О. Аврамова, С. Алексеев, В. Басик, Л. Глухарева, О. Жидкова, А. Ковлер, Г. Кравченко, В. Крусс, Г. Рабинович, О. Скакун, А. Солнцев, О. Старовойтова, Ю. Тодыка и многие другие.

    Термин «права человека» сравнительно новый. Его стали использовать после Второй мировой войны, когда в 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций. И тогда вводится другой термин - «естественные права». Таким же образом было заменено более позднее выражение «права мужчины», так как оно не учитывало права женщин [Уетсон Бернс, С. 13].

    Специалисты по правам человека могут проследить историческое происхождение этой концепции еще со времен Древней Греции и Рима. Тогда она была тесно связана с доктринами естественного права греческого стоицизма. Эта была философская школа, основанная Зеноном с Китиона, который считал, что всю вселенную пронизывает универсальная творческая сила. Поэтому поведение человека необходимо рассматривать согласно законам природы и согласовывать с ними [Чанышев, С. 130-131]. Эллинистический стоицизм существенно повлиял на формирование и распространение римского права, можно сказать, что он предусматривал существование естественного права и отвечал jus gentium («права народов») - универсальному праву, которое выходило за границы прав гражданства. Например, римский юрист Ульпиан считал, что естественное право - это право, которое дается от природы а не от государства и оно дается всем человеческим существам, независимо от того римские ли они граждане или нет [Хрестоматия по истории государства и права... С. 182].

    Однако доктрины естественного права стали тесно связывать с либеральными политическими теориями о естественных правах лишь во времена позднего средневековья. Для того чтобы идея о правах человека, то есть о естественных правах, как общая социальная потребность и реальность, постоянно доминировала, должны были состояться фундаментальные изменения в убеждениях и практике общества, что произошло в период Возрождения и во времена упадка феодализма - период от XIII в. до Вестфальского мира (1648 г.). Когда сопротивление религиозному догматизму и политико-экономической рабской зависимости постепенно стало трансформироваться в либеральные понятия свободы и равноправия, особенно относительно владения и пользования собственностью, лишь тогда по-настоящему были заложены основы, которые мы сегодня называем правами человека. В течение этого периода состоялся переход от обязанностей естественного права к правам естественного права [Уетсон Бернс, С. 14].

    НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

    Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 14 (211). Выпуск 33

    Однако, лишь в XVII и XVIII вв. была разработана модернистская концепция естественного права, которая позволила оценивать с позиции справедливости действующее в государстве позитивное право, проводить его превращение в направлении гуманизма и свободы. Г. Гроций, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, И. Кант, Дж.-Ст. Милль, И. Бентам устанавливают права человека (на жизнь, свободу, собственность и т.д.) как священные императивы и закладывают основы современного понимания прав человека. Каждый народ внес свою лепту в развитие идеи о правах человека, решая эту проблему в зависимости от исторических обстоятельств своего бытия.

    Особую роль в этом процессе имели такие философы и просветители как Джон Локк, Шарль Монтескье, Вольтер и Жан-Жак Руссо. Наибольшее влияние, по нашему мнению оказало творчество Дж. Локка. В своих произведениях, связанных с революцией 1688 г. («Славной революцией»), он последовательно доказывал, что каждой личности принадлежат определенные права (поскольку она, как человеческое существо, существовала в «естественном состоянии» еще до того, как человечество стало гражданским обществом); что основными среди них являются право на жизнь, свободу и собственность; что после наступления гражданского общества (в соответствии с «общественным соглашением»), человечество отказалось в пользу государства не от самых прав, а лишь от реализации этих естественных прав, и что неспособность государства обеспечить эти зарезервированные права (государство само обязалась обеспечить интересы своих граждан) порождает право на соответствующую народную революцию [Локк, Т. 3. С. 264-267]. Вместе с Ш. Монтескье Дж. Локк также разработал концепцию разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Что касается прав человека, то французский философ считал, что «свобода есть право делать все, что дозволено законами» [Монтескье, С. 289-291]. Это определение не потеряло свою актуальность и сегодня.

    Философы, опираясь на учение Локка и других ученых, охватывая много разных направлений мысли и имея большую веру в здравый смысл, решительно критиковали религиозный и научный догматизм, нетерпимость, цензуру и социально-экономические ограничения. Они стремились действовать на основе универсальных справедливых принципов, которые гармонично руководят одновременно природой, человечеством и обществом, а теория неотчуждаемых «прав человека» стала их основной этической и социальной стратегией.

    Не удивительно, что все эти либерально-интеллектуальные поиски имели большое влияние на западный мир конца XVIII - начала XIX вв. Вместе с практическим примером английской революции 1688 г. и Билля о правах, который стал ее результатом, они содействовали логическому обоснованию революционной волны, которая к тому времени охватила Запад, а особенно Северную Америку и Францию. Томас Джефферсон, который изучал Дж. Локка и Ш. Монтескье утверждал, что его соотечественники - «свободные люди, которые претендуют на права, которые вытекают с естественного права, а не является подарком верховного судьи» [Уетсон Бернс, С. 15]. Эта ж идея была закреплена в Декларации независимости, провозглашенной тринадцатью американскими колониями 4 июля 1776 г.: В ней подчеркивалось, что «мы считаем очевидной истиной, что все люди созданы равноправными, что они наделены Богом определенными не отчуждаемым правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью» [Хрестоматия по истории государства и права... С. 132-133]. Маркиз де Лафайет - близкий друг Джорджа Вашингтона, который делил с ним трудности американской войны за независимость, - повторил лозунги английской и американской революций в Декларации прав человека и гражданина Франции от 26 августа 1789 г. Подчеркивая, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в своих правах», в этой декларации провозглашалась: «цель каждой политической ассоциации состоит в сохранении естественных и неотъемлемых прав человека» [Хрестоматия по истории государства и права. С. 88-89]. Декларация определяла эти права как «Свободу, Собственность, Безопасность и Сопротивление притеснениям». В понятие «свобода» она включала свободу слова, свободу объединений, религиозную свободу и свободу от своевольного ареста и тюремного заключения (словно опережая Билль о правах (1791 г.) [Хрестоматия по истории государства и права. С. 153-155], принятый в дополнение к Конституции Соединенных Штатов 1787 г.) [Хрестоматия по истории государства и права. С. 189-199].

    Можно подытожить, что традиции прав человека продукт своего времени. Они отображают процессы исторической непрерывности и изменений и, как предмет

    НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

    Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 14 (211). Выпуск 33

    кумулятивного опыта, помогают предоставить им содержание и форму. Таким образом, чтобы лучше понять формы и законный объем прав человека полезно проанализировать основные школы, которые определили традиции прав человека, начиная с периода Возрождения.

    Особенно полезным в этом отношении являются понятие «трех поколений прав человека». Этот термин ввел в 1970-х гг. Карел Васак, чешский юрист и первый генеральный секретарь Международного института прав человека в г. Страсбурге (Франция) . Три поколения прав человека, по его мнению, соотносятся с тремя идеалами Французской революции: свободой, равенством и братством . Модель Васака, конечно лишь упрощенное отображение чрезвычайно сложного исторического периода, но дает возможность создать систему развития прав человека в контексте развития государства и общества.

    Первое поколение гражданских и политических прав ведет свое начало от указанных выше реформистских теорий XVII и XVIII вв., связанных с английской, американской и французской революциями. Первое поколение включает личные права, вытекающие из естественных прав и созданных на основе позитивного права политических прав. Они находят свою конкретизацию в законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах: право на свободу вероисповедания, на участие в управлении государственными делами, на равенство перед законом и судом, на жизнь, свободу и безопасность лица, от своевольного (незаконного) ареста, задержание. Эти права выразили так называемую «негативную свободу» - т.е. они обязали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы. Это, например, хорошо отображено коротким утверждением, которое приписывается Х.Л. Менкену - «любое правительство, конечно ж выступает против свободы» . Таким образом, до этого первого поколения относятся заявленные права, изложенные в статьях 2-21 Общей Декларации прав человека [Всеобщая декларация прав человека]. К первому поколению прав также можно отнести право на собственность и любая попытка лишить любого человека собственности является незаконным действием. Каждое из этих прав отстаивало интересы, за которые велась борьба во время Американской и Французской революций, а также интересы, важные для развития капитализма. Однако в этой концепции первого поколения главным есть понятие свободы - щита, который защищает личность (или группу лиц) от злоупотреблений и плохого отношения к ним политических властей. Эта основная правовая ценность в наше время записана в конституциях более чем 180 стран - о есть практически во всех конституциях мира [Уетсон Бернс, С. 21]. Она доминирует в большинстве международных деклараций и соглашений, которые касаются прав человека принятых после Второй мировой войны. Это - западная либеральная концепция прав человека, которую иногда представляют в романтическом свете, как триумф индивидуализма Гоббса-Локка над статизмом Гегеля. Вышеуказанные права интерпретируются как неотчуждаемые, такие, что не подлежат ограничению. Развитие такие права получили в период установления юридической равенства. Большинство западных ученых считают, что именно эти права можно рассматривать в качестве собственно «прав человека», считая, что права второго и третьего поколения - это всего лишь «социальные посягательства», то есть не столько права, сколько привилегия, направленные на «перераспределение национального дохода в пользу социально слабых [Дмитров: Социальное государство и духовная культура, 2004].

    Второе поколение экономических, социальных и культурных прав ведет свое начало от социалистической традиции, которая наметилась среди сенсимонистов во Франции в начале XIX в. Эти права сформировались в процессе борьбы народов мира за улучшение своего экономического уровня (конец Х1Х - начало ХХ ст.) - к ним относятся социальноэкономические права. Большое влияние на их развитие также оказал научно-технический прогресс Х1Х ст., с переходом общества от традиционных к либеральным цивилизациям, которые нуждались в гуманистическом либерализме с обеспечением достойного уровня жизни людей и социальной направленности государства. Эти права были направлены на борьбу народов за улучшения своего экономического уровня, повышение культурного статуса.

    Они впервые были закреплены также в конституциях социалистических стран. К ним относятся право на труд, социальное обеспечение, образование, отдых, на защиту материнства, детства, медицинскую помощь. Большей частью такие права были лишь декларативными, типичным примером чего является Конституция СССР 1936 г., однако все

    НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

    Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 14 (211). Выпуск 33

    равно играли большую роль в строительстве концепции прав и свобод человека и гражданина» [Тирша, С. 685].

    Исторически эта традиция противопоставляется первому поколению гражданских и политических прав. Второе поколение прав человека воспринимается в более положительном («право на»), чем в негативном («свобода от») плане. Эти права требуют вмешательства государства в обеспечение равного участия в производстве и распределении соответствующих ценностей. Показательными для характеристики данной модели являются права человека, изложенные в статьях 22-27 Декларации ООН принятой 12.12.1948 г., такие как право на социальную безопасность, право на работу и защиту от безработицы, право на отдых и досуг, в том числе на периодический оплачиваемый отпуск, право на достойный уровень жизни, соответствующий здоровью и благополучию самого лица и его семьи, право на образование и право на защиту научной, литературной и художественной продукции деятельности человека и др. Однако, как все гражданские и политические права первого поколения неверно характеризовать «негативными правами». Объясняют это тем, что все права, которые принадлежат ко второму поколению экономических, социальных и культурных прав, в сущности, не могут иметь понятия «положительные права». Например, право на свободный выбор занятости, право создавать профессиональные союзы и принимать участие в них, право свободного участия в культурной жизни общества в своей основе не требуют положительных действий государства для обеспечения удовлетворения этих прав. Однако, большинство прав второго поколения, в соответствии с некоторыми критериями справедливого распределения благ, требуют обязательного государственного вмешательства о выделении необходимых ресурсов. Ведь эти права относятся к категории скорее материальных, чем нематериальных ценностей. Таким образом, права второго поколения в своей основе являются требованиями социального равенства. Интернационализация этих прав состоялась с определенным опозданием, частично из-за социалистического влияния в нормативной сфере международных отношений. Но с выходом на глобальную арену стран Третьего мира, которые действовали под лозунгом «революций больших ожиданий», эти права начали интенсивно развиваться. Что касается третьего поколения прав - в теории

    сосуществуют много теорий. Вообще-то, сама идея прав третьеого поколения начала формироваться через обострение глобальных мировых проблем после Второй мировой войны. По мнению Е.А. Лукашевой, особенность этих прав заключается в том, что они являются коллективными и могут реализовываться общностью (ассоциацией) [Лукашева, С. 74]. Такой точки зрения придерживаются большинство современных ученых, как к примеру К. Васюк. Он считает, что к третьему поколению прав относятся только коллективные права, основанные на солидарности: право на развитие, на мир, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, на свободу от колониального гнета, право на достойную жизнь, на здоровую природную среду, на общее наследие человечества, на коммуникацию .

    Но существуют и другие точки зрения. Так, С.В. Поленина считает, что третье поколение прав человека охватывает права (специальные права) тех категорий граждан (детей, женщин, молодежи, людей преклонного возраста, представителей национальных и расовых меньшинств и др.), которые по социальным, политическим, физиологическим и другим причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей реализации общих для всех людей прав и свобод, и через это нуждаются в поддержке государства и международного сообщества [Поленина, С. 9]. Однако, как справедливо подметила А.Н. Головистикова, главное возражение против легитимации таких прав в качестве прав человека связано с опасностью размывания исходной идеи естественных прав, которыми все люди владеют в одинаковой мере [Головистикова: Классификация прав человека].

    В конце концов, третье поколение солидарных прав базируется на двух предыдущих поколениях прав, связывает их между собой и по-новому их концептуализирует. Однако лучше всего рассматривать это поколение как продукт в стадии формирования - результат одновременного подъема и упадка наций-государств второй половины XX века. Третье поколение прав получило свое выражение в статье 28 Общей Декларации прав человека ООН, которая провозглашает, что «каждый имеет право на общественный и международный порядок, в котором права, изложенные в этой Декларации, могут быть полностью реализованы». Третье поколение охватывает ныне шесть вышеуказанных прав. Три из них отображают появление национализма стран Третьего мира и их требований относительно перераспределения власти, богатства и других важных ценностей: право на политическое,

    НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

    Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 14 (211). Выпуск 33

    экономическое, социальное и культурное самоопределение; право на участие и получение прибылей от «общего наследства человечества» (общее околоземное пространство; научная, техническая и другая информация и прогресс; культурные традиции, памятки и памятники). Следующие заявленные права третьего поколения - право на мир, право на здоровую и сбалансированную окружающую среду и право на гуманитарную помощь в случае различных катастроф - дают нам возможность понять, что нации-государства неспособны эффективно решать наиболее сложные проблемы самостоятельно без участия международного сообщества в современном мире. Все шесть вышеизложенных прав - коллективные права, которые требуют общих усилий всех социальных сил на планетарном уровне. Однако каждое из них выявляет как индивидуальную, так и коллективную сторону. Например, обеспечение нового международного экономического порядка, который устранит препятствия на пути экономического и социального развития заявленных прав, можно считать коллективным правом всех стран и народов (особенно развивающихся стран). Можно также утверждать, что получение пользы от политики развития, которая базируется на удовлетворении людских материальных и нематериальных нужд, это индивидуальное право всех людей. Когда, например, право на самоопределение и право на гуманитарную помощь находит свое отображение, как на законодательном, так и на моральном уровне, большинство из этих солидарных прав по своему характеру скорее желательны, чем обеспечены судебной властью, и имеют лишь неоднозначный юридический статус международных норм прав человека.

    Таким образом, на разных этапах современной истории - после «буржуазных» революций XVII и XVIII вв., социалистических революций первой трети XX в. и антиколониальных революций, которые начались вскоре после окончания Второй мировой войны, - содержание прав человека определялось в общих чертах. Новое содержание прав человека развивалось путем расширения и добавления. Отображая развитие осознания того, какие именно ценности в разные исторические периоды требовали самого большого поощрения и защиты, история содержания прав человека также показывает периодические требования всего человечества о непрерывности и стабильности.

    Между двумя первыми и третьим поколениями прав человека есть взаимозависимость, осуществляемая через принцип: реализация коллективных прав не должна ограничивать права и свободы личности.

    В XXI в. продолжается процесс возникновения и закрепления новых прав личности, поэтому некоторые исследователи выделяют и четвертое поколение прав человека [Скакун, С. 213-214]. Объясняется это тем, что вместе с развитием и углублением права на информационное пространство нашей планеты, на предоставления различных услуг, основанных на интеллектуальных информационных технологиях (в том числе новейших различных технологичных исследований). Так в технологиях связи, использование глобальной сети «Интернет», обеспечение информационных отношений внутри страны и за рубежом, расширяет коллективные права человека. Активно началось становление прав человека, связанных с научными открытиями в области микробиологии, медицины, генетики и т.п. Эти права - результат вмешательства в психофизиологическую сферу жизни человека (например, право человека на искусственную смерть (эвтаназия), право женщины на искусственное оплодотворение и вынашивание ребенка для другой семьи и др.). Эти права тоже имеют границы. Например, во многих странах введен запрет клонирования человека и установление других правовых границ.

    Еще П.И. Новгородцев указывал, что «время от времени понятия должны переворачиваться, чтобы могла начаться новая жизнь» [Новгородцев, С. 367-387]. Это хорошо демонстрирует сфера прав человека. Можно сказать, что сегодня научные поиски в области прав человека снова приоткрываются благодаря развитию науки, техники, производства. Однако научно-технический прогресс имеет свои положительные и негативные черты.

    С одной стороны, развитие науки и техники принес улучшение уровня жизни, новые рабочие места, но с другой стороны, достижение медицины, генетики, биологии и химии поставили общество в качественно другое состояние [Абашидзе, Солнцев, С. 69]. Таким образом, человечество оказалось на новой стадии развития, в связи с чем уже давно возникла необходимость изучения нового - четвертого - поколение прав, которые станут вызовом ХХ1 ст., когда речь пойдет «о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о космической социализации человечества» [Теория государства и права: С. 217].

    НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

    Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 14 (211). Выпуск 33

    Еще в 1996 г. О.П. Семитка предположил, что необходимо выделить четвертое поколение прав, к которым он отнес права человека, связанные с осуществлением абортов, эвтаназии, другие такие же права [Право: азбука - теория - философия, С. 619]. М.П. Авдеенкова выделяет такую категорию как «право на физическую свободу» [Право на физическую, С. 21]. Некоторые, например, Г. Б. Романовский перечень прав четвертого поколения ограничивает правом на самоубийство, на эвтаназию. При этом, эвтаназию и самоубийство рассматривает как элементы права на смерть [Романовский: К вопросу о праве на смерть... С. 233].

    Это разнообразие взглядов свидетельствует как об актуальности, так и о неопределенности мировой доктрины относительно единой системы прав человека.

    Некоторые из вышеуказанных подходов слишком узкие в научном плане, другие - не отвечают сегодняшним условиям развития общества, злободневной необходимости, третьи -объединяют права третьего поколение с четвертым, поэтому мы предлагаем в качестве четвертого поколения прав выделить биологические права человека и гражданина [Тирша, С. 687]. Биологические права - это права, которые определяются биологической структурой организма человека, его биологическими нуждами. Нельзя говорить, что такие права появились только сегодня, в условиях развития генетических, медико-биологических экспериментов, эти права присущи непосредственно человеку нового поколения в современном государстве. Наоборот, эти права принадлежат к естественным правам, которых впервые были выделены в Голландии в XVIII в.

    Подытоживая, можно сделать вывод, что четвертое поколение прав человека - это независимость и альтернативность лица в выборе правомерного поведения, которое основывается на автономии в границах единого правового поля, норм морали и религии. Но следует избегать упрочения новых медицинских достижений в правовой норме до полного выяснения следствий такого вмешательства в организм человека.

    Нельзя утверждать, что каждое из этих четырех поколений прав одинаково приемлемо для всех, или что они или их отдельные элементы всегда и всюду находят одинаковое положительное отношение. Например, некоторые защитники прав первого поколения склонны исключать права второго и третьего поколения из своего определения прав человека вообще (или, по крайней мере, называют их второстепенными). В то же время многие ученые не признают появление прав четвертого поколения. В частности, это объясняется сложностью, которые встречаются в процессе реализации этих прав. Приверженцы прав первого поколения, которые выступают за естественное право и традиции невмешательства, небезразличны к мысли, что права человека в своей основе независимы от гражданского общества и являются индивидуалистическими, то есть только они составляют классические права личности. И наоборот, защитники прав второго, третьего и четвертого поколений считают, что права первого поколения, по крайней мере, на уровне общей практики, уделяют недостаточное внимание материальным потребностям людей и используются несправедливыми национальными, транснациональными и международными общественными институциями в качестве легитимизирующих инструментов и это «буржуазная иллюзия». Подобным образом, не исключая права первого поколения со своего определения прав человека, они по обыкновению предоставляют этим правам низкий статус и, соответственно, трактуют их как хронологически отдаленные цели, достижения которых возможно лишь после постепенного осуществления фундаментальных экономических и социальных преобразований, которые полностью будут реализованы лишь в далеком будущем.

    человека, на сегодняшний день действующих или предложенных, ничего не говорят о легитимности или упорядочении прав, которых они касаются, за исключением прав, которые по международному соглашению определены как неотъемлемые и потому фундаментальнее чем иные (например, свобода от своевольного или незаконного лишения жизни, свобода от пытки и нечеловеческого или унизительного отношения и наказания, свобода от рабства, свобода от тюремного заключения за долги). Вероятно, когда вопрос касается проблемы осуществления заявленных прав, среди юристов, философов и политологов не существует единой мысли относительно их легитимности и иерархии.

    Таким образом, легитимность прав личности и заявленные среди них приоритеты определяются контекстом определенной эпохи. Поскольку люди в разных частях планеты отстаивают и уважают те или иные права человека в соответствии с различными процедурами и практикой, эти вопросы целиком зависят от времени, места, обстоятельств, уровня кризиса

    НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

    Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 14 (211). Выпуск 33

    и других причин. При этом взаимоотношения государства и личности в историческом генезисе через поколения права человека показывают, что по мере развития прав личности их количество и распространение в различные сферы общественной и социальной жизни, по нашему мнению, только увеличивается. Об этом убедительно свидетельствует и появление третьего и четвертого поколения прав человека. С другой стороны гармоническое развитие личности возможно только в правовом демократическом государстве и в развитом гражданском обществе.

    К примеру, О.Ю. Малинова предполагает, что «возможно, на горизонте пятое или шестое поколение прав» [Поколения прав человека... С. 84]. Однако крайне важным остается еще четвертое, поскольку в случае его научной незащищенности, пятое и шестое поколения уже совсем не понадобятся.

    1. Абашидзе А.А., Солнцев А.М. Новое поколение прав человека: соматические права // Московский журнал международного права. - 2009. - № 1. - С. 51-69.

    3. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире: социально-философские основы и государственно-правовое регулирование.- М.: Юристъ, 2003. - 303 с.

    4. Головистикова А.Н. Классификация прав человека // www.law-n-

    life.ru/ arch/lo6_Golovistikova.doc

    5. Дмитров А.И. Социальное государство и духовная культура // Официальный сайт общественной организации «Наша Родина». - 2004.

    6. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик

    Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР от 5 декабря 1936 г. // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm

    7. Локк Дж. Сочинения: В 3-х т. / Локк Дж. - М.: Мысль, 1988. - Т. 3. - 668 с.

    8. Лукашева Е.А. Права человека: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2003. - 573 с.

    9. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения / под ред. М.П. Баскина. - М.: гос. изд-во пол. лит-ры, 1955. - 843 с.

    10. Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права. - М.: Раритет, 1995. - С. 367-387.

    11. Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и

    национальный аспект.- М.: Ин-т государства и права РАН, 2000. - 255 с.

    12. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования / С.С. Алексеев. - М.: Статут, 1999. - 712 с.

    13. Право на физическую свободу / М.П. Авдеенкова, Ю.А. Дмитриев // Государство и право. - 2005. - № 3. - С. 13-22.

    14. Поколения прав человека: основные этапы развития правовой идеи и правового института: Учебн. пос. / / Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ / Под ред. А.Ю. Сунгурова. - СПб, 2003. - С. 80-91.

    15. Романовский Г.Б. К вопросу о праве на смерть как юридической основе легализации эвтаназии и самоубийства.Медичне право Украши: проблеми управлшня та фшансування охорони здоров’я: Матерiали III Всеукрашсько"! науково-практично! конференцн з медичного права (II М1жнародно1 науково-практично! конференцн з м1жнародного права) «Медичне право Украши: проблеми управлшня та фшансування охорони здоров’я» (23-24 квггня 2009р., м. Львiв) / Упор. Сенюта I.H., Терешко Х.Я. - Львiв: ЛОБФ «Медицина i право», 2009.

    16. Скакун О. Ф. Теорiя держави i права (Енциклопедичний курс). / О.Ф. Скакун. - Х.: «Еспада«Ай Бй>, 2006. - 776 с.

    17. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. - 635 с.

    18. Тирша М.П. Поколшня прав людини:проблеми сучасно! класифшацн // Держава i право:Юридичш i полггичш науки.: Збiрник наукових праць. - 2011 . - Вип. 52. - С. 684-689.

    19. Уетсон Бернс Г. Права людини // Права людини: концепцн, пщходи, реалiзацiя: пер. з англ. / Пщ ред. Б. Зiзiк.- К.: вид-во «Ай Бй>,2003. - 262 с.

    20. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. З.М. Черниловского. - М.: Юридическая литература, 1984. - 472 с.

    21. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Составитель: В.А. Томсинов. - М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1999. - 480 с.

    Список литературы References

    НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

    Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 14 (211). Выпуск 33

    22. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) / Составитель: Н.А. Крашенинникова. - М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1999. - 592 с.

    23. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1991. - 512 с.

    24. Mencken H.L. A Mencken Chrestomathy. N.Y.: Alfred A.Knopf, 1949. - 627 p.

    25. Vasak K. Human Rights: A Thirty-Year Struggle: the Sustained Efforts to Give Force of the Universal Declaration of Human Rights / / UNESCO Courier, 1977. Nov.

    26. Vasak K. Les problems specifiques de la mise en oeuvre des droits economiques et sociaux de l’homme. In: Louvain. Universite catholique de centre d’etudes europeennes. Vers une protection efficace des droits economiques et sociaux. Deuxime colloque de Departement des droits de l’homme. - Louvian, Vander, 1973.

    27. Vasak K. Pour une troisieme generation des droits de l"homme // Studies and Essays on International Humanitarian Law and Red Cross Principles / Ed. by C. Swinarski. Hague, 1984.

    За последние два столетия представления о естественной природе определенных прав, которыми должны обладать все люди, сформулированные мыслителями раннего Нового времени в качестве нормативного идеала, превратились в основополагающие принципы международного права. Более того, объем таких неотъемлемых прав существенно увеличился.

    Динамику представлений о содержании прав человека принято описывать в терминах "поколений" прав человека. Появление каждого нового поколения означало не просто механическое расширение корпуса признаваемых прав, но усвоение принципиально новой логики рассуждения и аргументации, что нередко приводит к серьезным и трудно разрешимым конфликтам "новых" прав со "старыми".

    Первое поколение прав человека - неотчуждаемые личные (гражданские) и политические права.

    Гражданские и политические права направлены на ограничение произвола государственной власти, они обязывают государство не вмешиваться в сферу личной свободы человека (его автономной жизни), создают условия для участия гражданина в политической жизни страны.

    Личные (гражданские) права - являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.

    К личным правам обычно относят:

    • · Право на жизнь
    • · Право на свободу и личную неприкосновенность
    • · Право на достоинство личности
    • · Право на неприкосновенность частной жизни
    • · Право на неприкосновенность жилища
    • · Право на национальную и культурную самоидентификацию
    • · Свобода совести и свобода мысли
    • · Свобода передвижения и выбора местожительства;
    • · Свобода выбора национальности и языка общения
    • · Право на судебную защиту, равенство перед законом, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом;
    • · Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)
    • · Право собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции) и др.

    Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.

    К политическим правам, как правило, причисляются:

    • · Свобода слова (свобода информации)
    • · Право на гражданство
    • · Право на объединение (свобода союзов)
    • · Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)
    • · Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе
    • · Право на участие в отправлении правосудия
    • · Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)
    • · Свобода средств массовой информации
    • · Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)

    Отсчет первому поколению прав человека можно вести с периода установления юридического равенства, когда разрушились сословные рамки средневекового общества. Этот период приходится на развитие буржуазных отношений и утверждение буржуазного общества с его законодательными актами. Только тогда равноправие из идеальной категории стало воплощаться в реальную действительность, получив конституционное или иное законодательное оформление. Принцип юридического равенства, ставший основой универсальности прав человека, придал им подлинно демократический характер.

    После второй мировой войны необходимость обеспечения основных прав человека была признана в большинстве развитых стран.

    Эти права представляют собой либеральные ценности, результат (в основном) развития буржуазных отношений, буржуазных революций. Личные и политические права приобрели юридическую форму сначала в актах конституционного национального права, а вскоре и в актах международного права. Они нашли свое закрепление, например, во французской Декларации прав человека и гражданина (1789г.), американском Билле о правах (ратифицирован в 1791г.), однако «первооткрывательство» в сфере прав человека принадлежит Англии (Великая хартия вольностей 1215г., Петиция о праве 1628г., Хабеас корпус акт 1678г., Акт об устроении 1701г.).

    Признание этих прав началось с эпохи буржуазных революций в Европе и Америке (хотя в Великобритании, например, их "родословная" прослеживается от средневековых актов, даровавших некоторые из таких прав отдельным сословиям). Однако даже в тех странах, где революции оказались успешными, потребовалось немало времени, чтобы права первого поколения стали рассматриваться как действительно всеобщие, ибо различные группы населения подвергались дискриминации (бедняки, рабочие, женщины) или вообще не рассматривались в качестве субъектов прав человека (рабы, темнокожие). На формирование представлений о первом поколении прав определяющее влияние оказала философия либерализма.

    Отличительной особенностью прав первого поколения считается то, что все они опираются на негативную концепцию свободы, в рамках которой свобода понимается как отсутствие принуждения, возможность действовать по собственному выбору, не подвергаясь вмешательству со стороны других.

    Первое поколение прав человека является основой индивидуальной свободы и квалифицируется как система негативных прав, обязывающих государство воздерживаться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами.

    Т.е. с точки зрения негативной концепции свобода прямо пропорциональна объему тех сфер деятельности, в которых человек может правомерно рассчитывать, что не станет объектом чужого вмешательства и сможет действовать по собственному усмотрению. В роли главного "агента принуждения" в данном случае, безусловно, выступает государство, поскольку оно располагает неизмеримо большими возможностями принуждать, чем индивиды и гражданские ассоциации. И в этом смысле права первого поколения - это права, защищающие свободу человека от необоснованного вмешательства государства (в процессе как административной, так и законодательной деятельности).

    Однако осуществление свободы в обществе, где неизбежно сталкиваются разные воли, возможно лишь в случае, если установлены очевидные, всем известные и равные для всех правовые рамки, в пределах которых человек не должен испытывать принуждение ни со стороны государства, ни со стороны других людей.

    Определение критериев, на основании которых должны устанавливаться эти рамки, оказывается довольно сложной философской задачей. Обычно ее решение ориентируется на принцип равенства прав индивидов (осуществление права одного человека не должно нарушать права и свободы других). Большое значение для определения критериев границ реализации прав имел принцип, сформулированный английским философом Дж. С. Миллем в эссе "О свободе" (1859 г.): "Единственная цель, оправдывающая законное применение власти к любому члену цивилизованного общества против его воли, есть предотвращение вреда для других людей". (Впрочем, данный принцип, по мнению многих критиков, небезупречен как в силу неопределенности формулировок, так и из-за примененного Миллем способа аргументации).

    Единственный агент, который может установить правовые рамки, делающие свободу возможной, и принудить к соблюдению этих рамок - государство. На него же возлагается еще одна важная функция: рассуживание неизбежно возникающих конфликтов между правами разных индивидов (здесь уместно вспомнить рассуждения Дж. Локка, который аргументировал необходимость заключения общественного договора и создания государства тем, что в отсутствие беспристрастного арбитра невозможно защитить естественные права, ибо стороны конфликта оказываются "судьями в собственном деле", что делает невозможным справедливое решение). Таким образом, функции государства, связанные с защитой и обеспечением прав первого поколения, заключаются, во-первых, в регулировании границ их реализации, а во-вторых - в рассуживании споров о правах. Важной особенностью механизма обеспечения прав первого поколения является то, что все носители этих прав рассматриваются как равные; действия государства по обеспечению этих прав в равной мере относятся ко всем людям (что находило воплощение в идее равенства перед законом).

    Считается, что права первого поколения - это основа института прав человека (basic rights). Они интерпретируются международными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению (не путать с регулированием способов реализации этих прав). Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно "прав человека", полагая, что права второго и третьего поколения являются всего лишь "социальными притязаниями".

    Второе поколение прав человека - углубление личных (гражданских) и развитие социально-экономических и культурных прав.

    Социальные, экономические, культурные права призваны гарантировать человеку достойные условия жизни, определяют обязанности государства по обеспечению нуждающихся минимальными средствами существования, обязанности по социальной обеспеченности, необходимой для поддержки человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития человека.

    К социально-экономическим правам относятся:

    • · Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)
    • · Право на частную собственность
    • · Трудовые права (право на труд и свободу труда)
    • · Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства
    • · Право на социальное обеспечение (на защиту от безработицы, на отдых и др.)
    • · Право на жилище
    • · Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

    К культурным правам относятся:

    • · Право на образование
    • · Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)
    • · Право на участие в культурной жизни
    • · Академические свободы

    Социально-экономических и культурных права сформировались в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения и повышение культурного статуса. Эти требования возникли после первой мировой войны, а повлияли на демократизацию и социализацию конституционного права стран мира и международное право после второй мировой войны, когда благодаря бурному развитию производства сложились реальные предпосылки для удовлетворения социальных потребностей граждан.

    Впервые эти права получили международное признание во Всеобщей декларации прав человека (1948г.), хотя исходный момент их возникновения - начало 20 ст.

    Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы, сначала в капиталистических странах, а затем, после Октябрьской революции и второй мировой войны, - между мировыми социальными системами. Главными "идейными вдохновителями" этого поколения прав стали социалисты; вместе с тем, важную роль сыграли и "новые либералы" (Т. Х. Грин, Л. Т. Хобхауз, Дж. А. Хобсон, в России - П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен и др.), настаивавшие на необходимости пересмотра негативной концепции свободы.

    Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР, который - не в последнюю очередь из идеологических и политических соображений - неизменно настаивал на включении прав второго поколения в международно-правовые документы. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).

    Признание прав второго поколения означало существенные изменения в концепции прав человека. В основе этих изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли (to do something worth doing) наравне с другими людьми. Обладание свободой, понимаемой таким образом, предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но наличие определенных возможностей, в частности, материальных ресурсов - в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом.

    С философской точки зрения обоснование позитивной концепции свободы оказывается непростой задачей, ибо осуществление нашей воли может ограничиваться множеством факторов; вопрос в том, какие из этих факторов действительно требуют "исправления". Ответ на этот вопрос предполагает, что мы должны придерживаться определенной концепции блага, позволяющей нам ранжировать хорошее и плохое, отличать правомерные (valid) притязания от неправомерных. Однако у наших оппонентов может быть другая концепция блага. Рационально доказать превосходство одной концепции над другой невозможно (ибо это - вопрос ценностей). Действовать же, исходя из определенной концепции блага, значит навязывать оппонентам свою точку зрения и неизбежно ограничивать их свободу. Примерно так аргументируют свою позицию критики позитивной концепции свободы.

    Их оппоненты указывают на то, что некоторые виды возможностей, тем не менее, могут и должны быть уравнены на основе более или менее полного консенсуса. Основой этого консенсуса является представление о праве человека на достойную жизнь.

    Концепция права на достойную жизнь апеллирует к аргументам, лежавшим в основе самой идеи естественных прав человека (обладание этими правами некоторые авторы объясняли наличием у всех людей особого человеческого достоинства (dignity)); таким образом, права второго поколения, с этой точки зрения, могут рассматриваться как расширение и развитие исходной идеи естественных прав человека.

    Вместе с тем, права второго поколения предполагают, совершенно иной механизм реализации и возлагают на государство новые задачи. Согласно "классическим" либеральным представлениям, государственное правовое регулирование следует определенным принципам: общие "правила игры" касаются преимущественно публичной сферы и с формальной точки зрения равно относятся ко всем категориям граждан. Требование возложить на государство обязанности по обеспечению "права на достойную жизнь" коренным образом меняло эту схему. С одной стороны, методы правового регулирования, характерные для публичной сферы, в определенной мере переносились на сферу частных договорных отношений (например, обеспечение справедливых и благоприятных условий труда), что само по себе воспринималось как ущемление личной свободы. С другой стороны, распределительные функции, которые государство приобретало в рамках обеспечения прав второго поколения, означали необходимость разного отношения к различным категориям граждан (что представлялось нарушением принципа юридического равенства).

    Неудивительно, что это вызывало сопротивление "старых либералов". Как писал русский государствовед Б. Н. Чичерин, "право одно для всех; человеколюбие же имеет в виду только известную часть общества, нуждающуюся в помощи". Государство не должно изменять право, ущемляя свободу богатых ради бедных.

    Сторонники "новой" точки зрения настаивали на необходимости "позитивного" понимания свободы. "Задача и сущность права состоит действительно в охране личной свободы, - писал П. И. Новгородцев, - но для осуществления этой цели необходима и забота о материальных условиях свободы: без этого свобода некоторых может остаться пустым звуком".

    Право на достойную жизнь пробивало дорогу к признанию в острой борьбе, и в основе этой борьбы лежали не только "эгоистические" классовые интересы, но и разные представления о праве.

    В конечном итоге права второго поколения получили признание, в частности, в международных документах, в качестве прав человека. Вместе с тем, эти права носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не предъявляет каких-то жестких критериев к осуществлению этих прав. В частности, статья 2 "Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах" указывает, что "каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется… принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер".

    Осуществление прав второго поколения зависит, с одной стороны, от наличия материальных ресурсов, с другой - от изменчивого баланса разных точек зрения относительно приемлемых масштабов перераспределения. Известный польский правозащитник Марек Новицкий справедливо рассматривает социальные права как результат общественного договора, подчеркивая, что "это все делается на наши деньги, и это наше дело, сколько денег мы отдадим государству, чтобы оно нам что-то гарантировало, а какой частью хотим распоряжаться сами".

    Второе поколение прав человека называют ещё системой позитивных прав. Они не могут реализоваться без организационной, координирующей и иных форм деятельности государства по их обеспечению.

    Таким образом, обеспечение прав второго поколения требует иной, по сравнению с первым поколением, стратегии не только от государства, но и от правозащитных организаций: объем их реализации может быть предметом "переговоров" государства с налогоплательщиками.

    Третье поколение прав человека можно назвать солидарными (коллективными), т.е. правами всего человечества - правами человека, правами народов, правами нации, правами общности и ассоциации.

    К солидарным (коллективным) правам относятся:

    • · Право на мир
    • · Право народа на существование, безопасность, независимость, на самоопределение, на социальное и экономическое развитие
    • · Право на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами,
    • · Право на благоприятную окружающую среду
    • · Право на равноправие с другими народами
    • · Право пользоваться экономическим и культурным потенциалом человечества, как человека, так и человечества в целом.

    Речь идет о тех правах личности, которые не связаны с его личным статусом, а диктуются принадлежностью к какой-либо общности (ассоциации), т.е. являются солидарными (коллективными), в которых правам личности отведено ведущее место (право на солидарность, право на международное общение и др.).

    Коллективные права («права солидарности», «солидарные права») основаны на солидарности людей, впервые обозначены документами, принятыми под эгидой ООН в 80-е годы 20 ст.

    Становление третьего поколения прав человека (права человека - часть прав человечества) связано с национально-освободительным движением развивающихся стран, а также с обострением глобальных мировых проблем после второй мировой войны. Последние вызвали интернационализацию юридических формулировок прав человека, создание международных (либо континентальных) пактов о правах человека, законодательное сотрудничество стран в вопросах о правах человека, приобретение наднационального характера законодательств (особенно конституционных) тех государств, которые подписали международные пакты о правах человека. Международное признание прав человека стало ориентиром для развития всего человечества в направлении создания сообщества правовых государств.

    В настоящее время ведутся дискуссии о признании третьего поколения прав человека. Права этой новой группы довольно разнородны, в силу чего в литературе по-разному объясняется их специфика, а дискуссии, связанные с их признанием, ведутся в разных плоскостях. Предметами этих дискуссий, в частности, являются следующие вопросы:

    • · Кто является субъектом прав человека: исключительно индивиды или индивиды и группы?
    • · Являются ли права человека универсальными или культурно-особенными, отражающими специфический опыт западных стран?
    • · Должна ли в вопросах, связанных с правами человека, учитываться культурная специфика конкретных стран или групп?
    • · Правомерна ли "позитивная дискриминация", т. е. предоставление дополнительных возможностей для реализации своих прав группам, которые находятся в наименее благоприятных условиях? Не является ли она нарушением самой идеи естественных прав человека? и др.

    В литературе можно встретить разные точки зрения относительно специфики третьего поколения прав. Иногда их определяют как "права солидарности", т. е. права, которыми индивиды обладают коллективно, в силу своей принадлежности к определенной группе. Иногда права третьего поколения рассматривают как коллективные права, т. е. такие, которые могут осуществляться не отдельным человеком, а коллективом, общностью, нацией.

    В действительности права, относимые к третьему поколению, весьма неоднородны. С одной стороны, это так называемые "неотчуждаемые" коллективные "права народов", к числу которых относятся: право народа на существование, на самоопределение, на развитие, на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, на равноправие с другими народами, право на развитие и др. Основы этих прав заложены в международных документах, закреплявших основные индивидуальные права (Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., международных пактах 1966 г. и др.).

    С другой стороны, к третьему поколению относят специальные права так называемых маргинальных слоев населения, которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и потому нуждаются в специальной поддержке со стороны национальных государств и мирового сообщества. Эти права вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу. К числу тех категорий, которые могут рассматриваться в качестве носителей таких специальных прав, относят детей, женщин, молодежь, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др. Носителями таких прав являются индивиды, но лишь постольку, поскольку они принадлежат к определенным социальным группам. Главные возражения против их легитимации в качестве прав человека связаны с опасностью размывания заложенной в этом институте исходной идеи - идеи естественных прав, которыми все люди обладают в равной мере. Защитники этих прав аргументируют свою позицию ссылками на невозможность защитить права данных категорий в рамках имеющейся социальной структуры и необходимостью обеспечить их реализацию с помощью особых правовых возможностей.

    Между двумя первыми и третьим поколениями прав человека имеется взаимозависимость, осуществляемая через принцип: реализация коллективных прав не должна ущемлять права и свободы личности.

    Хотя многие из этих прав уже нашли отражение в международном праве, вокруг них в разных политических и культурных плоскостях ведутся активные споры. В роли субъектов, требующих признания прав третьего поколения, выступают как страны "третьего мира", рассматривающие, к примеру, право на развитие как средство борьбы с западной гегемонией, так и маргинальные группы в самих западных странах, а также выступающие от их лица интеллектуалы. Таким образом, в центре этих споров оказываются, с одной стороны, проблемы "догоняющей модернизации", а с другой - заботы постмодернистского общества, обеспокоенного сохранением и "равным признанием" идентичности. Еще более гетерогенными стали философские позиции спорящих сторон, что делает проблематичной возможность достижения согласия на уровне интерпретации и обоснования принципов. Видимо, нужно согласиться с французским философом Жаком Маритеном, который предлагал рассматривать права человека как "некий свод практических истин, касающихся совместной жизни людей, по поводу которых они могут прийти к согласию: "Однако "тщетно было бы искать рациональное обоснование этих выводов и прав", поскольку речь идет "о практическом согласии людей, которые по своим теоретическим взглядам являются противниками".