Закон о самоокупаемости бюджетных учреждений. Новый закон о реформировании бюджетных организаций. Культура и образование

МОСКВА, 23 апр - РИА Новости. Госдума на заседании в пятницу приняла в третьем окончательном чтении закон, который реформирует сеть бюджетных учреждений в РФ, части из них предлагается придать статус казенных.

Реформа

Изменяется правовой статус бюджетных учреждений, а также создаются условия и стимулы для сокращения внутренних издержек, повышения эффективности работы и привлечения внебюджетных источников финансирования.

Закон предоставляет бюджетным учреждениям право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться сами.

Сейчас Гражданский кодекс РФ определяет, что государственное или муниципальное учреждение может быть или бюджетным, или автономным. Закон вводит новый тип учреждений - казенные. В этот новый тип переводится большое количество бюджетников, в том числе армия и силовики.

Закон должен вступить в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года предлагается установить переходный период. В рамках первого чтения переходный период предлагалось завершить 1 января 2011 года. Таким образом, он увеличен на 1,5 года для того, чтобы дать время правительству РФ, регионам и муниципалитетам принять необходимые подзаконные акты.

Закон предусматривает внесение изменений в 18 законодательных актов, из которых 15 - в сфере образования, науки, культуры, архивного дела, обороны и других сферах; а также в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.

Новый тип

Статус казенного учреждения, по сути, совпадает с нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным обязательством зачислять все дополнительные доходы в соответствующий бюджет. Согласно принятой поправке, исключением станет Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), которая доходы от своей деятельности сможет оставлять себе.

Перевод учреждений в казенные должен быть сведен только к внесению изменений в устав учреждения.

Документ предлагает установить закрытый перечень федеральных государственных учреждений, подлежащих преобразованию в казенные учреждения. Это управления объединений, соединений и воинских частей Вооруженных сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками и войсками гражданской обороны.

Также в казенные учреждения будут преобразованы следственные изоляторы и исправительные учреждения ФСИН России, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, учреждения Главного управления специальных программ президента РФ, Государственной фельдъегерской службы РФ, ФМС, ФТС, ФСБ, СВР, ФСО и ФСКН России, МВД, МЧС, психиатрические больницы (стационары), лепрозории и противочумные учреждения.

Платные услуги и госзаказ

Закон уточняет положения о возможности оказания платных услуг сверх установленного государственного и муниципального заказа.

Вводится норма, что уменьшение субсидий, предоставленных на выполнение государственного заказа, возможно только при соответствующем уменьшении государственного задания. На бюджетные и автономные учреждения будет распространена норма, ранее действовавшая только для унитарных предприятий, - о том, что инвестиции в эти учреждения влекут за собой увеличение стоимости основных средств этих учреждений.

Также сохранен порядок применения упрощенной системы налогообложения для автономных учреждений. Определяется, что автономное учреждение, как и бюджетное, не вправе отказаться от государственного или муниципального задания. После принятия закона не потребуется переназначения руководителей и работников казенных и существующих бюджетных учреждений.

Первоначальные нормативы затрат по оказанию услуг федеральными бюджетными учреждениями будут определяться исходя из базы 2010 года.

Культура и образование

Определяется, что имущество архивных, музейных и библиотечных фондов, включая недвижимость, должно сохраняться, использоваться и ликвидироваться только в соответствии с федеральными законами.

Учредители бюджетного автономного учреждения культуры обязываются в полном объеме финансировать расходы на содержание и пополнение государственных музеев, библиотек, архивных фондов, а также на сохранение и использование объектов культурного наследия.

Согласно закону учредителями вузов могут быть как российские, так и иностранные некоммерческие организации, в том числе общественные и религиозные, а также их объединения (ассоциации и союзы). Образовательные же учреждения всех типов и видов, реализующие военные профессиональные образовательные программы, могут создаваться только государством на федеральном уровне.

Конечно, как это ни печально, в экономической подложке. Начнем с простенького, знакомого уже читателям бюджета. Бюджета доходов и расходов. Все знают, что у любого предприятия есть доход и есть расход . Разница между этими простыми величинами, если она есть, называется прибылью . И вот именно эту прибыль каждый предприниматель волен пускать на развитие, премии сотрудникам, гранты на сторону, что-то себе и прочее. Все было бы ничего, но в нашей стройной схеме появилось что-то отнимающее прибыль – налоги.

Это замечательно, потому что кто-то (государство) берется за осуществление наших общих дел, как то: асфальтирование дорог, коммунальные услуги, защиту собственности, границ, жизни и свободы граждан и многое другое. Ну, и слава богу. Из маленьких ручейков налоговых отчислений формируется большой государственный бюджет, который уже начинает опять делиться на маленькие и не очень статьи: это мы потратим на медицину, это на коммунальные нужды, это на оборону, милицию, образование….

И так собираются налоги. Важно здесь одно - не передоить «дойную корову». Когда процентные ставки налогов в какой-либо стране высоки, то бизнес становится тощим, перестает генерить достаточную прибыль, стремится снизить зарплаты своим рабочим и далее по спирали вниз. Или уходит в другие страны. Что сейчас мы наблюдаем во Франции: налоги возросли и крупный французский бизнес быстро бежит из страны. А значит, падает налоговая база, расширяется слой безработных… Опять попали на нисходящую спираль.

Два бюджета доходов и расходов

Другое дело, когда налоги относительно небольшие и позволяют получать предпринимателям большую прибыль. Вот тут то они будут быстро развиваться. Это видно на рисунке - квадрат «широкий», а это значит, что предприятие расширяет существенно свой рынок, а это тянет за собой следующее улучшение: норму налогов мы снизили, а масса возросла. И, как правило, эта сумма налогов превышает сумму высоких налогов от «тощего» бизнеса. Есть еще один эффект этого процесса: компаниям, в связи с их расширением, уже не хватает квалифицированных специалистов, и они вынуждены повышать специалистам зарплаты за удержание их, платить больше и перекупать нужных профессионалов (мы это все видели 2-3 года назад), давать гранты и стипендии способным студентам и т.д.

Вопрос заключается в том, какую модель поведения выбрать. А это дело всегда политиков, за которых голосует общество.

Я плохо понимаю, что такое центристские партии на Западе. Есть две стороны в политическом движении: партии, пропагандирующие капитализм , и партии, ведущие к социализму. Их экономический смысл очень прост. Первая говорит, что прав всегда капиталист. Вторая стоит строго на стороне трудящихся, т.е. большинства населения. В первом случае, мы имеем высочайшую эксплуатацию населения, правду всегда на стороне эксплуататоров, государство, которое обкладывает малыми ставками налогов капитал, и высокими подоходными трудящихся. Во втором, это социальная высочайшая забота о населении, льготы, пособия, низкие налоги на зарплаты, защита всех прав трудящихся от злых капиталистов и высочайшие налоги на бизнес, создание образа кровопийцев для капиталистов со всеми вытекающими на них последствиями. Абсолютно точно, я бы голосовал только за социалистов, а лучше за коммунистов.

«ПОДЕЛИТЬ И ВСЕ»

П. П. Шариков.

Теперь давайте разберемся в экономике моего голосовательного шага. Я голосую за социалистов (коммунистов) – они дадут мне пособия по безработице, профинансируют огромное количество благотворительных, безусловно, нужных и красивых мероприятий, наштрафуют за все проклятых капиталистов и пр. Хорошо!!! Можно даже не работать… но накопленные за время правления капиталистических партий деньги быстро заканчиваются и брать их бывает неоткуда. Халява закончилась, и наступает время смены политиков, когда в бюджете полная дыра.

Теперь давайте разберемся с центристскими партиями. Быть немножко беременной, «не рыба, не мясо», 50 на 50 – это все относящееся к так называемым центристским партиям. Понятно, что и результат их деятельности такой же – «не рыба, не мясо» и он никого не удовлетворит. Как и соотношение 50/50 положение не компромисса. А положение, когда проигрывают две стороны. Итак, мы разобрались с западными центристскими партиями.

Значит, голосуя за партии капитала я, нормальный рабочий, отказываюсь от халявы , подписываюсь на тяжелый интенсивный труд, но после этого вдруг начинаю хорошо зарабатывать и становлюсь свободным и независимым , поскольку могу себе многое позволить: купить квартиру, дом, поменять место жительства без проблем, отправить без напряжения детей на учебу. И я знаю, что бюджет страны от моей работы будет «толстым». Значит, дороги, медобслуживание и пр. должно стать хорошим. А это значит, что халява гораздо хуже для нормального человека и для общества, чем напряженный труд.

ХАЛЯВА ГОРАЗДО ХУЖЕ ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА И ДЛЯ ОБЩЕСТВА, ЧЕМ НАПРЯЖЕННЫЙ ТРУД

Вернемся к вопросу начала статьи. Теперь понятно, что сами бюджетные организации - это расход не на общие нужды. Уже общепризнано, что они гораздо менее эффективны в аналогичном действии, чем коммерческие организации. Это не страшно. Плохо другое. Социализм нам оставил такое невиданное количество бюджетных организаций и такое огромное число государственных функций, что расходы на них, даже при достаточно большом бюджете страны, не дают делать реально большие выплаты на самые важные обязательства государства: медицину, дороги, коммунальное хозяйство, выплаты инвалидам и ряд других важнейших выплат.

Так давайте сократим функции, говорят нам руководители государства, давайте заставим бюджетные организации потрудиться, чтобы добыть деньги с рынка. И немного в качестве грантов (которые надо заслужить) получить от государства. Это же конец Халяве, конец социализму.

Бюрократия имеет способность саморазмножаться. Делать себе подобных. Правильные аргументы, почему это позарез надо, мировая бюрократия научилась делать за ее многовековую историю идеально. Но на это нашлись проклятые ученые, которые прописали закон, согласно которому бюрократию надо ежегодно обрезать на 20%, а то она разрастается до невероятных размеров. А за год она опять подрастет еще на 20%. Так же, обрезая, ее можно будет держать в рамках дозволенного. А вот если этого не делать, то те же вредные ученые открыли закон, согласно которому рост бюрократии подчиняется тем же характеристикам, что и рост лилий в пруду . Если каждый день вырезать 20% лилий от их общего числа, то они будут занимать в целом 10% от поверхности пруда. Но если допустить, что лилии заполнили полпруда, то весь пруд они заполнят менее, чем за день. Все что сказано, касается как государственной, так и бизнес-бюрократии – закон есть закон.

БЮРОКРАТИЯ ИМЕЕТ СПОСОБНОСТЬ САМОРАЗМНОЖАТЬСЯ

К сожалению, в наших школах отчетливо не выделают для молодого поколения простого понятия, что богатство это не сумма денег, а это процесс его (богатства) роста , направляемого частью на улучшение качества жизни, а большей частью на расширение процесса (увеличение бизнеса, создание новых более совершенных производств). Как только мы начинаем делить (а это, по сути, и есть социализм), процесс развития заканчивается и очень быстро делить остается нечего. Сладкая сказка почему-то заканчивается и начинается Гаити. Только чувство и обладание частной собственностью делает человека свободным. И чем она больше у каждого, тем он более свободен. На это он должен заработать сам.

Сокращение бюджетного финансирования, скорее всего, затронет и образование. Это сильно сейчас касается студентов. На очных отделениях уже нет бюджетных мест. Ни льготникам, ни медалистам не предвидится ничего хорошего. А почему их нет? А потому, что денег нет. А если денег нет, то и преподаватели получают мало. А может быть хорошим профессор, получающий гроши? Нет. Значит, знаний «забесплатно» нормальных не получишь. Замкнутый круг! И что делать - не ясно… Ответ на это есть. И ответ однозначный – образование должно быть платным, чтобы не перегружать бюджет, а он не перегружал налогами бизнес. А развитой, богатый бизнес всегда найдет деньги для его будущих талантливых работников, нынешних стипендиатов, ибо только талантливые трудолюбивые люди создают добавочную марксову стоимость. Другое дело, что обучение в Тюменском университете дороже вкупе, чем то же в Принстоне или Кембридже. Ну, уж это оставим на разбор менеджерам ВУЗов.

Государственная дума в третьем чтении приняла закон о совершенствовании правового положения и реформе финансирования государственных и муниципальных учреждений. Документ под названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предлагает разделить все государственные и муниципальные бюджетные учреждения на три типа - казенные, автономные и бюджетные учреждения.

Казенные учреждения - государственные (муниципальные) учреждения нового типа, которые будут перечислять все доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, в бюджет. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными в рамках сметного финансирования. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно закону, перечень казенных учреждений будет ограничен. В их число войдут разнообразные военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, психиатрические больницы, лепрозории, учреждения ряда федеральных ведомств, в том числе противопожарной, миграционной и таможенной служб, Федеральной службы безопасности и т.д.

Все остальные госучреждения получат статус автономных и так называемых новых бюджетных учреждений. Для этого вводится упрощенный порядок изменения типа государственного и муниципального учреждения, не требующий реорганизации и предусматривающий лишь внесение соответствующих изменений в учредительные документы.

Автономное учреждение, согласно документу, избавляется от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получает право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. При этом государство избавляется от ответственности за такое учреждение.

Новые бюджетные учреждения будут финансироваться на основе государственного задания в форме субсидии, а заключать крупные сделки смогут только с согласия учредителя (государства или региональной власти, муниципалитета). Бюджетное учреждение не будет иметь права открывать счета вне казначейской системы. Порядок ведения бухгалтерского учета в таких организациях будет устанавливаться Минфином России. Закон также лишает бюджетные учреждения права распоряжения недвижимым или особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением, а также тем имуществом, которое было приобретено за счет средств, выделенных учредителем на покупку такого имущества. Предполагается, что к бюджетным учреждениям будут отнесены медучреждения, школы, музеи, театры и другие государственные (муниципальные) учреждения.

Установлено, что бюджетное учреждение не может быть подвергнуто банкротству, но при накоплении долгов его руководитель может быть уволен.

К рассмотрению данного законопроекта во втором чтении было внесено 360 поправок, 129 из них были включены в окончательный текст документа.

Так, по сравнению с первым чтением увеличен срок переходного периода для вступления в силу положений закона - с 1 января 2011г. до 1 июля 2012г.

Предполагается, что в течение переходного периода субъекты РФ будут иметь возможность подготовиться к новым правилам работы, а правительство РФ сможет принять все необходимые решения о перечне бесплатных услуг для населения, которые будут оказывать государственные и муниципальные учреждения. Федеральные органы власти должны не позднее 1 ноября 2010г. представить в федеральное казначейство перечни подведомственных им бюджетных и казенных учреждений. До 1 января 2011г. учредители учреждений должны составить перечни недвижимого имущества, закрепленного за ними. До 1 марта 2011г. учредители должны принять решения об отнесении движимого имущества учреждений к особо ценному. Все необходимые изменения в уставы должны быть приняты до 1 июня 2011г.

Кроме того, уточнены положения в части возможности оказания бюджетными учреждениями платных услуг сверх установленного госзадания. В частности, установлено, что бюджетные учреждения могут осуществлять работы (оказывать услуги) за плату только сверх установленного госзаказом норматива. Эта поправка призвана избавить новые бюджетные учреждения от излишней коммерциализации.

Из закона было исключено положение о том, что бюджетное учреждение имеет право при выполнении госзадания дополнительно использовать средства, полученные от ведения коммерческой деятельности. При этом рекомендована к принятию поправка, по которой бюджетные учреждения вправе осуществлять за плату виды деятельности, не являющиеся основными (при условии, что эти виды деятельности указаны в учредительных документах). Отказаться от выполнения госзадания не вправе ни одно бюджетное или автономное учреждение.

Согласно поправкам, внесенным в закон ко второму чтению, из текста исключается положение, обязывающее предприятия, учреждения, организации (кроме унитарных), расположенные на исторических территориях, в охранных зонах памятников, перечислять в соответствующие бюджеты субъектов РФ фиксированные платежи, устанавливаемые органами управления публично-правовых образований.

Принята также поправка, согласно которой предметы музейного фонда, документы архивного фонда и национального библиотечного фонда, находящиеся в оперативном управлении учреждений культуры, отнесены к особо ценному движимому имуществу. Также установлена обязанность учредителя бюджетного или автономного учреждения в области культуры в полном объеме финансировать расходы на содержание, сохранение и пополнение государственной части музейного фонда РФ, библиотечных, архивных фондов, а также сохранение и использование объектов культурного наследия.

В документ также внесены поправки, распространяющие на все бюджетные учреждения обязанность проводить тендеры при любых закупках. Установлено, что учредителем образовательного учреждения могут быть не только российские некоммерческие организации, общественные объединения и религиозные организации, но и иностранные. Также допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений. Финансовое обеспечение образовательной деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также обеспечение госзаказа осуществляются на основе федеральных и региональных нормативов.

Согласно новым поправкам, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него в оперативном управлении имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества учреждения, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Добавлено также положение о том, что бюджетные учреждения не вправе совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Ранее в законопроекте был только запрет бюджетным учреждениям размещать денежные средства на депозитах в банках. При этом автономные учреждения могут открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в территориальных органах федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ.

Госдума приняла сегодня во втором чтении законопроект, реформирующий сеть бюджетных организаций в России.

В первом чтении документ, внесенный правительством, был принят еще 12 февраля, после этого к нему поступило более 340 поправок. Основные положения законопроекта неоднократно оказывались в центре достаточно жестких дискуссий.

Законопроект предусматривает разделение бюджетных организаций на два типа — собственно бюджетные /в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и в других сферах/ и так называемые казенные /в области национальной обороны, обеспечения безопасности государства, психиатрической помощи населению/. Если бюджетное финансирование последних остается фактически прежним, то для первого типа организаций оно изменится кардинально: они будут переведены со сметного финансирования на бюджетные субсидии в рамках госзаказ. Эти организации получают право заниматься приносящей доходы деятельностью /платные услуги, сдача помещений в аренду и т.д./ с поступлением этих доходов в их самостоятельное распоряжение. При этом субсидарная ответственность государства по их обязательствам отменяется. Право на приносящую доход деятельность будет и у казенных учреждений, но на них будут налагаться «дополнительные ограничения» — все доходы от нее будут поступать в «соответствующий бюджет» /федеральный, региональный и т.д./. К казенным учреждениям будут отнесены, в частности, Главное управление специальных программ президента РФ, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, а также федеральные службы по миграции, таможне и контролю за оборотом наркотиков. В сфере здравоохранения казенными будут психиатрические больницы /стационары/ специализированного типа с интенсивным наблюдением, ряд других специфических /инфекционных/ больниц.

Новые правила функционирования вызвали целый ряд опасений и вопросов. Во-первых, члены бюджетного комитета Госдумы выразили обеспокоенность относительно возможного сокращения бюджетных ассигнований на социальные учреждения. Однако Минфин категорически это опровергает. «Такой задачи государство не ставит, — заверила ИТАР-ТАСС заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко. — В законе записано, что финансирование госзаданий бюджетных учреждений исходит из объема финансового обеспечения текущего года».

Во-вторых, был поставлен вопрос о том, не приведет ли реформа к полному исчезновения бесплатных услуг для населения. В частности, этот вопрос был задан накануне премьер-министру РФ Владимиру Путину в Госдуме членами фракции КПРФ. Схожие опасения высказал ранее и спикер Совета Федерации Сергей Миронов, который считает, что «коммерциализация бюджетной сферы сделает ее услуги недоступными для значительной части населения».

Критикам реформы вчера ответил Владимир Путин. Он опроверг, что реформирование бюджетных учреждений приведет к исчезновению бесплатных услуг. По его словам, речь идет о том, «чтобы было четко и ясно, что является платной услугой, а что обязательно — бесплатно». Кроме того, убежден Путин, благодаря реформе, «база для коррупции сократится», поскольку сами учреждения «получат больше прав, будут распоряжаться своими ресурсами, самостоятельно, на глазах трудового коллектива, а структура расходов не будет навязана чиновниками». В конечном итоге, по его мнению, это приведет к росту зарплат у сотрудников этих организаций.

Чтобы снять возникающие вопросы, в законопроекте зафиксировано, что оказание платных услуг должно осуществляться сверх плана по бесплатным. «Бюджетные учреждения должны выполнять госзадания, а потом уже оказывать платные услуги, причем они /платные услуги/ должны соответствовать уставной деятельности организации», — пояснил ИТАР-ТАСС замглавы бюджетно- налогового комитета Госдумы Виталий Шуба.

Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период, который позволяет как бюджетным учреждениям с расширенным объемом прав, так и казенным функционировать, по сути, в прежнем правовом режиме. В частности, действуют ранее принятые нормативные акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются, а внебюджетные доходы казенных учреждений не зачисляются в бюджет.

Принятие законопроекта предполагает внесение изменений в 18 законодательных актов, из которых 15 — в сфере образования, науки, культуры, архивного дела, обороны и других сферах, а также Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.

Предполагаемые изменения затронут порядка 328 тыс бюджетных организаций, в том числе 25 тыс федеральных и свыше 300 тыс региональных и муниципальных.