Бюджетное право и его источники. Бюджетные правоотношения: понятие и виды

До принятия Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство рассматривалось как совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы бюджетного права. Важнейшими нормативными актами, регулирующими бюджетные отношения, были Законы и Указы Президента РФ, принятые в период 1991-1996 гг.

Речь идет о Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г.

Законе РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г., Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г., Указе Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. и др. Особое место в регулировании бюджетных отношений занимали нормативные правовые акты, издаваемые Правительством РФ, правительствами республик в составе РФ, главами администраций других субъектов Федерации, органами местного самоуправления. Значительную роль в регулировании бюджетных отношений играли нормативные правовые акты Министерства финансов РФ, министерств финансов субъектов РФ, финансовых органов других субъектов Федерации.

Все названные нормативные правовые акты составляли бюджетное законодательство. Бюджетный кодекс Российской Федерации* закрепил легальное определение бюджетного законодательства, которое по объему включаемых в него нормативных правовых актов значительно меньше того понятия бюджетного законодательства, о котором говорилось ранее. В соответствии со ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих соответствующие бюджетные отношения.

Указы Президента Российской Федерации, регулирующие бюджетные отношения, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения, в пределах общей компетенции, не входят в понятие «бюджетное законодательство» и, являясь источником бюджетного права, не должны противоречить нормам, содержащимся в бюджетном законодательстве. Итак, основные положения бюджетного законодательства заложены в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. и в тот же день одобрен Советом Федерации. 31 июля 1998 г. Бюджетный кодекс РФ был подписан Президентом РФ и 12 августа того же года был опубликован. Вводится он в действие с 1 января 2000 года*.

№ 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3492.

В преамбуле Бюджетного кодекса РФ указывается, что он служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. БК РФ состоит из пяти частей, 9 разделов, 28 глав и 307 статей.

Часть первая «Общие положения» включает две главы (ст. 1-9); часть вторая «Бюджетная система Российской Федерации» включает 4 раздела, 16 глав (ст. 10-150); часть третья «Бюджетный процесс в Российской Федерации» состоит из 5 разделов, 10 глав (ст. 151-280); часть четвертая «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации» состоит из 1 главы (ст. 281-306); часть пятая «Заключительные положения» включает одну статью 307.

Бюджетный кодекс РФ содержит большое количество норм, неизвестных ранее действующему бюджетному законодательству, но и сохраняет преемственность в правовом регулировании бюджетных отношений, если это не противоречит новым социально-экономическим и политическим условиям современной России.

В ст. 4 БК РФ воспроизводится конституционная норма, закрепленная в ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Поэтому, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора. Международные договоры Российской Федерации применяются к бюджет-ным отношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.

Акты бюджетного законодательства Российской Федерации не имеют об-ратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК РФ или федеральным законом.

Закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня подписания. Финансовый год в России совпадает с календарным годом.

Нормы, содержащиеся в БК РФ, в федеральных законах и иных источниках бюджетного права, будут предметом рассмотрения в последующих параграфах настоящей главы, а также в других главах учебного пособия, поскольку бюджетное право, как отмечалось ранее, является важнейшей подотраслью финансово-го права, определяющей правовые основы других структурных подразделений данной отрасли российского права.

Регулирующие общественные отношения в сфере бюджетной деятельности.

Система источников бюджетного права строится на основе того, что функции бюджетной деятельности осуществляются всеми звеньями государственного механизма исходя из принципа разделения властей. Это означает, что правовые акты, регулирующие те или иные бюджетные отношения и являющиеся источниками бюджетного права, издаются всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах соответствующей бюджетной компетенции. Следовательно, система источников бюджетного права состоит из Конституции, международных деклараций и договоров, федеральных законов, решений Конституционного Суда РФ, указов и распоряжений Президента РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, судебной практики.

В механизме бюджетно-правового регулирования важное значение имеет классификация источников бюджетного права, критерием которой служит действие правовых актов в пространстве. В этой связи выделяются нормативные правовые акты, действующие на всей территории России, и акты, имеющие юридическую силу только в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Источниками первого вида являются Конституция, международные декларации и договоры, федеральные законы, решения Конституционного Суда РФ, указы и распоряжения Президента РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Источниками второго вида являются конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Бюджетное законодательство образует иерархично построенную замкнутую систему, направленную на комплексное регулирование публичных финансовых отношений.

Федеративное устройство России обусловливает сложную разветвленную структуру бюджетного законодательства, в которой выделяются правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней.

Структура бюджетного законодательства РФ установлена ч. 1 ст. 2 БК, согласно которой оно состоит из БК и принятых в соответствии с ним законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения. Необходимо учитывать, что перечень нормативных правовых актов, образующих бюджетное законодательство, является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.

Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, не могут противоречить БК. В случае противоречия между БК и иными актами бюджетного законодательства приоритет имеют нормы БК.

Важнейшее место в системе источников бюджетного права занимает федеральное бюджетное законодательство, состоящее из законов, принимаемых палатами Федерального Собрания РФ по вопросам регулирования бюджетных отношений в соответствии с бюджетной компетенцией Российской Федерации. Основными законодательными актами федерального уровня, регулирующими бюджетные отношения, являются Конституция (ст. 71, 72, 101, 104, 114, 132 и др.) и БК.

Основное место среди источников бюджетного права занимает БК, принятый впервые в истории финансовой деятельности России Бюджетный кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовой статус участников бюджетного процесса, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Предметом регулирования БК являются отношения, возникающие между: субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением.

Бюджетный кодекс состоит из пяти частей, включающих 32 главы. Впервые в российской правовой системе в структуру бюджетного законодательства включены нормы, регулирующие кредитные отношения с участием государства и муниципальных образований. Отдельные главы БК посвящены государственному и муниципальному долгу, государственным кредитам, предоставляемым Российской Федерацией иностранным государствам, а также долгу иностранных государств перед Российской Федерацией.

Важное значение БК заключается в регулировании им межбюджетных отношений, положения о которых также выделены в самостоятельную главу.

Новые реалии государственного строительства и проводимой административной обусловили включение в текст БК отдельной главы, посвященной осуществлению бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации.

Участие государства в гражданском обороте в качестве равноправного хозяйствующего субъекта, усиление ответственности, в том числе и финансовой, государства перед организациями и физическими лицами повлекло наличие в БК самостоятельной главы, регулирующей исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Несомненным достоинством БК является наличие части четвертой, которая дает определение понятия "нарушение бюджетного законодательства", устанавливает составы бюджетных и регламентирует порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Особенностью БК является комплексное регулирование всех бюджетных отношений, складывающихся на территории РФ. В результате нормы БК устанавливают не только материальные права и обязанности участников бюджетных отношений, но и регламентируют бюджетный процесс относительно бюджетов всех уровней, определяют основы государственного и муниципального финансового контроля.

Нормы БК осуществляют детальную регламентацию бюджетной деятельности федерального уровня; для региональных и муниципальных бюджетных отношений определяются основы бюджетной компетенции соответствующего территориального уровня.

Среди источников бюджетного права большое место занимают нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ. Наделение субъектов РФ правом осуществлять правотворчество в принятии бюджетных законодательных актов является новеллой Конституции (ч. 4 ст. 76) и обусловлено их правовым статусом, а также разграничением бюджетной компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Принципиальная специфика бюджетного правотворчества регионального уровня проявляется в объеме регулируемых бюджетных отношений, круге лиц, на которых распространяется действие нормативного акта, структуре и содержании актов, методах правового регулирования. Законодательные акты субъектов РФ должны соответствовать законодательству РФ и обеспечивать правовое регулирование бюджетных отношений как в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (основ бюджетной деятельности местного самоуправления), так и относительно собственных предметов ведения.

В настоящее время нормы бюджетного права на уровне субъектов РФ развиваются весьма быстро и получают свое закрепление как в учредительных, так и специализированных законах по вопросам бюджетной компетенции субъектов РФ.

В большинстве субъектов РФ существует законодательно установленный особый порядок внесения бюджетных законопроектов на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Многие субъекты РФ законодательно установили, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта РФ, о выпуске региональных займов, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет регионального бюджета, могут быть внесены в законодательный (представительный) орган субъекта РФ только при наличии заключения высшего исполнительного органа государственной власти (главы этого органа) субъекта РФ (см., например, ст. 66 Устава Свердловской области, утвержденного Областным законом № 13-03; ст. 69 Конституции Республики Дагестан, принятой Конституционным Собранием). Наиболее строго осуществляется внесение бюджетных законопроектов в тех регионах, конституции (уставы) которых требуют именно положительного заключения главы администрации субъекта РФ (см., например, ч. 4 ст. 36 Устава Курской области, утвержденного Законом Курской области № 67-ЗКО; п. 3 ст. 36 Устава Астраханской области, утвержденного Законом Астраханской области № 21/2007-03). В случае отклонения проекта бюджетного закона главой администрации проект в прежней редакции может быть рассмотрен законодательным (представительным) органом, но для его принятия требуется уже квалифицированное большинство голосов (т.е. не менее 2/3 от общего числа депутатов). В случае внесения бюджетного законопроекта в измененной редакции он рассматривается как вновь принимаемый акт (см., например, ст. 69 Устава Свердловской области; п. 2 ст. 46 Устава Омской области, принятого постановлением Законодательного Собрания Омской области № 193).

Федеративное устройство России обусловливает участие субъектов РФ в разработке и принятии федеральных законов по вопросам бюджетной деятельности, поэтому объектами законотворческого процесса регионального уровня являются не только законодательные акты соответствующего уровня, но и проекты федеральных бюджетных законов. Последний объект образуется в результате реализации субъектами РФ права законодательной инициативы в Государственной Думе или при обсуждении проектов федеральных законов по установлению общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Так, п. 2 ст. 63 Устава Свердловской области содержит норму, согласно которой по проекту федерального закона, принятому к рассмотрению в первом и последующих чтениях Федеральным Собранием РФ (Государственной Думой и Советом Федерации), Свердловская область вправе подготовить свои предложения. Предложения по законопроекту разрабатываются Законодательным Собранием Свердловской области и передаются губернатору Свердловской области, который подписывает предложения и от имени Свердловской области направляет их Федеральному Собранию РФ в семидневный срок с момента получения областью законопроекта. В бюджетных законах субъектов РФ получает конкретизацию муниципальная бюджетная деятельность с учетом местных особенностей. Таким образом, бюджетное законодательство регионального уровня соответствует бюджетной компетенции субъектов РФ и отражает действие принципа федерализма в бюджетном праве.

Бюджетное право РФ является основным разделом финансового права. В него входят всевозможные нормы. Они определяют структуру существующей бюджетной системы, основной перечень расходов и доходов, а также порядок их распределения между всеми существующими бюджетами. Источники бюджетного права, не считая вышеуказанные нормы, включают в себя еще большое количество других факторов. О них сегодня знают далеко не все.

По своему содержанию нормы бюджетного права разделяются на два вида. Они бывают процессуальные и материальные. Последние закрепляют использующуюся структуру бюджетной системы, а также общий перечень расходов и доходов в различных бюджетах и последующее их распределение между другими бюджетами. Источники бюджетного права включают в себя также нормы, определяющие порядок составления и последующего рассмотрения, утверждения, а также исполнения местных или государственных бюджетов. Помимо всего прочего, этими нормами устанавливается четкий порядок формирования и утверждения отчетности об исполнении составленной сметы денежных доходов и расходов.

Что они собой представляют?

Источники бюджетного права – это конкретные внешние формы его выражения, то есть различные правовые акты всевозможных исполнительных и представительных органов местного самоуправления или государственной власти, занимающиеся регулированием общественных отношений в бюджетной сфере.

Система таких источников основывается на том, что различные функции данной деятельности проводятся всеми звеньями существующего государственного механизма, базируясь на принципе разделения властей. Это говорит о том, что различные правовые акты, с помощью которых регулируется каждый бюджетный процесс, издаются всеми существующими органами государственной власти, а также различными органами местного самоуправления в границах их компетенции. Таким образом, общая система источников включает в себя:

  • Конституцию;
  • федеральные законы;
  • международные договоры и декларации;
  • решения Конституционного суда;
  • всевозможные распоряжения и указы, изданные президентом РФ;
  • нормативные правовые акты, относящиеся к различным органам исполнительной власти.

Классификация

В существующем механизме регулирования достаточно большую роль играет классификация источников, главным критерием которой является работа различных правовых актов. Поэтому выделяются различные нормативы, действующие по всей России, а также те, юридическая сила которых распространяется только на определенные субъекты РФ или же муниципального образования.

В качестве источников первого типа выступает Конституция, решения Конституционного суда, всевозможные международные договоры и декларации, указы президента. Ко второй группе стоит причислить отдельные конституции субъектов РФ и их законы, а также решения их конституционных судов и нормативы, принятые местными органами исполнительной власти.

Бюджетный кодекс

Наиболее важное место сред всех источников отводится БК, который был принят впервые в 1998 году. В соответствии с ним устанавливаются общие принципы данного законодательства, а также организации и дальнейшей работы всей бюджетной системы. Помимо этого на его основе определяется еще масса других правил и правовых норм, включая правовые основы порядка и возможного привлечения к ответственности за какие-либо нарушения бюджетного законодательства и многое другое.

Сам по себе Бюджетный кодекс включает в себя 5 частей, каждая из которых содержит 32 главы. Изначально в действующей правовой системе России в структуру бюджетного законодательства было решено добавить нормы, позволяющие регулировать кредитные отношения с государством и различными муниципальными образованиями. Некоторые его главы посвящаются также муниципальному и государственному долгу или различным кредитам, предоставленным Россией другим государствам.

Особенно важное значение БК приобретает, когда регулируется бюджетный процесс между несколькими органами, положения о них также выделяются в отдельную главу.

Особенности и преимущества

Несомненным преимуществом БК стоит назвать присутствие в нем четвертой части, с помощью которой определяется понятие «нарушение бюджетного законодательства», а также устанавливаются составы бюджетных правонарушений и регламентируется четкий порядок привлечения к ответственности за подобные правонарушения.

Особенностью его является обеспечение комплексного регулирования всех существующих бюджетных отношений, которые происходят на территории РФ. Таким образом, нормы БК определяют не только различные материальные права и обязанности участников таких отношений. Они еще и позволяют четко регламентировать бюджетный процесс касательно всех уровней, а также определяют основы муниципального и государственного контроля за финансами.

Нормы БК обеспечивают предельно подробную регламентацию бюджетной деятельности на федеральном уровне, в то время как для муниципальных или региональных отношений определяются базовые принципы бюджетной компетенции на данном территориальном уровне.

Что включает в себя это право?

В соответствии с действующим законодательством основные источники бюджетного права представляют собой Бюджетный кодекс РФ, а также различные федеральные законы о бюджете, которые принимаются в соответствии с ним на определенный год. Также сюда входят различные нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, связанные с местными бюджетами на данный период времени, и другие федеральные законы.

Бюджетные правоотношения

Общественные отношения, регулируемые нормами бюджетного права, в конечном итоге приобретают форму соответствующих правоотношений. В соответствии с действующим законодательством такие правоотношения включают в себя любые связи, которые возникают между субъектами, когда регулируется бюджетный процесс:

  • Создания доходов или же осуществления расходов различных уровней бюджетов государственной системы РФ, а также при осуществлении муниципальных и государственных заимствований и регулирования соответствующего долга.
  • Составления и дальнейшего рассмотрения проектов составленных бюджетов каждого уровня государственной системы, а также утверждения и последующего исполнения, включая контроль над всеми этапами.

Устройство

Если рассматривать источники бюджетного права, то бюджет здесь является основным финансовым планом страны, а также предоставляет детальную роспись его расходов и доходов. По своему материальному содержанию он является централизованным государственным фондом денежных средств.

Нужно правильно понимать, что бюджет играет чрезвычайно важную роль в хозяйственной и политической жизни любой страны. Россия представляет собой федеральное государство. Поэтому источниками бюджетного права являются ее федеральный бюджет, а также средства различных субъектов.

Государственная система обеспечивает требуемое финансирование для социально-экономического развития страны, а также оплачивает обороноспособность и еще множество других насущных потребностей. Разработка же бюджета осуществляется исходя из тщательно составленного прогноза социально-экономического развития государства на конкретный год.

Бюджетные правоотношения государства определяются его устройством, установленным в соответствии с Конституцией. Российская Федерация представляет собой правовое, федеративное и демократическое государство, соблюдающее республиканскую форму правления. Страна включает в себя края, области, республики, автономные области и округа, а также города федерального значения, которые представляют собой равноправные субъекты бюджетного права РФ.

Бюджетная система включает в себя совокупность республиканских, краевых, областных, федерального и еще множества других бюджетов и является элементом общей финансовой системы.

Структура

Основы бюджетного права предусматривают три основных уровня структуры бюджетов:

  • Федеральный.
  • Субъектов РФ.
  • Местный.

В зависимости от своего предназначения внебюджетные могут подразделяться на социальные и экономические, а в зависимости от уровня управления – на региональные, местные и федеральные. Наиболее важными и крупными в данном случае являются федеральные, которые включают в себя:

Пенсионный

Пенсионный фонд входит в субъекты бюджетного права и имеет режим, определяющийся соответствующим положением от 1991 года. Он непосредственно подчиняется правительству и, соответственно, предоставляет ему ежегодный отчет о своей работе. Бюджет данного фонда ежегодно в обязательном порядке утверждается высшими законодательными органами страны, а его средства являются всецело государственной собственностью.

Формирование Пенсионного фонда осуществляется в субъектах РФ и на федеральном уровне, благодаря чему обеспечиваются своевременные и полноценные выплаты каждому пенсионеру, вне зависимости от того, где он работал или проживает.

Норма бюджетного права в отношении Пенсионного фонда предусматривает несколько источников его образования:

  • страховые взносы, выплачиваемые работодателями;
  • страховые взносы, которые делают сотрудники различных предприятий;
  • ассигнования из федерального бюджета, которые выделяются для выплаты пенсий и всевозможных пособий;
  • средства, возмещенные фондом занятости в связи с назначением досрочных выплат безработным;
  • различные добровольные взносы.

Это только основной перечень источников финансирования данного фонда, в то время как существует еще несколько других.

Для чего он нужен?

В первую очередь понятие бюджетного права рассматривает Пенсионный фонд в качестве инструмента для целевого сбора и аккумуляции финансовых средств с целью последующей выплаты пенсий или же денежных пособий детям, а также организации их дальнейшего финансирования. Также он используется для участия на долговременной основе в различных региональных или федеральной финансовых программах, связанных с социальной поддержкой населения. Помимо всего прочего, обеспечивается также расширенное воспроизводство его финансовых средств, исходя из принципов самофинансирования и множества других.

Фонд социального страхования

Данный фонд создается с целью финансирования расходов, связанных с социальным страхованием. Система бюджетного права рассматривает в качестве основных источников этого фонда различные страховые взносы со стороны работодателей и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также множество других доходов. Все денежные средства, которые аккумулируются таким образом, впоследствии направляются на оплату различных пособий, связанных с временной нетрудоспособностью граждан, беременностью и родами при рождении ребенка, при необходимости ухода за ребенком и обеспечения еще целого ряда других целей социального страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования

В соответствии с действующим законодательством принципы бюджетного права рассматривают федеральный и территориальные фонды данного типа. В качестве правовой базы для работы любых таких органов являются различные положения, которые были утверждены в соответствии с постановлениями Верховного совета от 24 февраля 1993 года.

Работа указанных фондов направлена на то, чтобы обеспечить полноценную реализацию действующей политики государства в сфере обязательного медицинского страхования рабочих в виде составной части общей системы государственного страхования. Формирование федеральных органов является инициативой правительства Российской Федерации, в то время как территориальные формируются в соответствии с инициативами органов власти определенных республик и прочими субъектами Российской Федерации.

Основные источники, которые обеспечивают образование таких фондов, представляют собой страховые взносы всевозможных хозяйствующих субъектов, а также бюджетные ассигнования и прочие поступления. Все средства, полученные таким образом, в конечном итоге направляются на обеспечение обязательного медицинского страхования, а также прочих мероприятий, которые с этим связаны.

Бюджет федерального фонда, а также отчетность о его работе в обязательном порядке каждый год рассматриваются Государственной Думой в процессе проводимых заседаний.

Ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете, помимо конкретных показателей его доходов и расходов, также содержат правила общего значения, т. е. нормы бюджетного права.

В сфере бюджетных отношений, помимо законов, на федеральном уровне действуют указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ, которым принадлежит важная роль в практической организации бюджетной деятельности государства.

В связи с распределением компетенции по правовому регулированию бюджетных отношений между органами власти разных уровней, источниками бюджетного права, действующими в пределах соответствующей территории, являются также нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления. Эти правовые акты конкретизируют, применительно к местным особенностям, установленные на федеральном уровне правила, при этом они не должны противоречить последним.

Таким образом, система источников бюджетного права в Российской Федерации состоит из правовых актов трех уровней, что обусловлено федеративным государственным устройством и действием принципов местного самоуправления. Вместе с тем названные источники имеют и разную форму в зависимости от вида органов, принявших их.

Источниками бюджетного права являются международные договоры, Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующие бюджетные отношения, акты Конституционного Суда РФ.

На уровне субъектов Российской Федерации принимаются законы о соответствующих бюджетах, а также иные нормативные правовые акты органов государственной власти, затрагивающие бюджетную сферу. Органы местного самоуправления принимают акты о местных бюджетах, документы, регламентирующие бюджетные отношения на муниципальном уровне.

Необходимо иметь в виду, что не все источники бюджетного права составляют бюджетное законодательство Российской Федерации. Иерархия нормативных правовых актов, составляющих бюджетное законодательство Российской Федерации, устанавливается ст. 2 и 3 БК РФ.

Так, согласно ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 БК РФ.

При этом устанавливается, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные ч. 1 ст. 1 БК РФ, не могут противоречить настоящему кодексу.

Важнейшим источником бюджетного права выступает БК РФ. Данный акт служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, правовые основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации до 1998 г. функционировала в условиях отсутствия систематизированного бюджетного поля. Принятый 31 июля 1998 г. БК РФ стал одним из основополагающих документов, регламентирующих бюджетную систему государства.

К источникам бюджетного права относятся Федеральные законы: от 19 декабря 2006 г. № 238-Ф3 «О федеральном бюджете на

При этом следует отметить, что правовое оформление бюджет получает именно посредством ежегодной процедуры принятия закона о бюджете, регулирующего финансовую сферу государства, территориальных образований, публичных институтов.

К указам Президента РФ в качестве одного из источников бюджетного права можно отнести следующие: от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» , от 25 августа 2004 г. № 1114 «О приостановлении действия некоторых указов Президента Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О федеральном бюджете на 2004 год"» , от 14 мая 1998 г. № 554 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» .

К числу актов, регулирующих бюджетные отношения, относятся постановления Правительства РФ, в их числе: от 6 сентября 2007 г. № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», от 23 февраля 2007 г. № 126 «О мерах по реализации Федерального закона „О федеральном бюджете на 2007 год"» , от 12 декабря 2007 г. № 859 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов» и др.

Принципиально важное значение имеют постановления Правительства РФ от 15 августа 2001 г. № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» и от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» , которым была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах.

Среди законов субъектов Российской Федерации как одного из видов источников бюджетного права можно выделить Закон Смоленской области от 29 сентября 2005 г. № 87-з «О межбюджетных отношениях в Смоленской области», Закон Красноярского края от 10 июля 2007 г. № 2-317 «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае», Закон Красноярского края от 8 декабря 2006 г. № 1 «О краевом бюджете на 2007 год» и др.

К числу источников бюджетного права можно отнести также договоры и соглашения о разграничении полномочий, заключенные Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Часть 3 ст. 11 Конституции РФ допускает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации как на основе Конституции РФ, так и на основе договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

Например, можно отметить Договор от 16 июня 1998 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы» .

Источниками бюджетного права признаются акты Конституционного Суда РФ. Следует выделить определения Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. № 169-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью „Пром Лайн" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации» , от 4 ноября 2004 г. № 324-0 «По ходатайству Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2004 года № 169-0 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью „Пром Лайн" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации»

Система источников бюджетного права включает в себя Конституцию РФ, нормы международного права, конституции (уставы) субъектов федерации, уставы муниципальных образований, акты бюджетного законодательства, подзаконные нормативные акты федерального, регионального и местного уровня. В системе источников бюджетного права нашла свое отражение структура бюджетной системы России как федеративного государства с действующей системой местного самоуправления.

Конституция РФ содержит значительное число норм, определяющих конституционные основы бюджетной системы РФ и регулирующих отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов всех уровней, их исполнением и контролем исполнением бюджета.

Конституционные основы бюджетной системы РФ закрепляют ст. 71, 72, 73, 132 Конституции РФ. Нормы указанных статей не только определяют систему бюджетов публичных образований России, но и закрепляют принцип самостоятельности бюджетов разных уровней: п. «з» ст.71 относит федеральный бюджет к предметам ведения федерации; ст. 73, во взаимосвязи со ст. 71 и 72, относит бюджет субъекта федерации к предметам ведения субъекта РФ; ст. 132 предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

На конституционном уровне закреплены полномочия высших органов государственной власти в бюджетном процессе. На Правительство РФ возложена разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета, его исполнение и представление отчета о его исполнении (ст. 114 Конституции РФ). Ст. 106 установила, что федеральный бюджет принимается в виде федерального закона о федеральном бюджете в связи, с чем законодательная процедура, предусмотренная ст. 105 Конституции РФ, распространяется и на процесс принятия федерального бюджета. П.«а» ст. 106 Конституции РФ устанавливает обязательное рассмотрение в Совете Федерации закона о федеральном бюджете.

Конституция РФ предусматривает создание и порядок формирования такого важного субъекта бюджетных отношений как Счетная палата РФ. Полномочия палат Федерального Собрания по формированию этого государственного органа установлены ст.ст. 102 и 103 Конституции РФ.

Для бюджетного права важное значение имеют и некоторые иные нормы Конституции РФ, например ст. 75, 77, 78.

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации содержат значительное число норм бюджетного права. Так, ст. 36, 42, 44, 47, 73 Устава Санкт-Петербурга устанавливают полномочия органов государственной власти города в сфере бюджетных отношений и определяют некоторые нормы бюджетного процесса в Санкт-Петербурге.

Уставы муниципальных образований обязательно включают в себя нормы, определяющие полномочия органов местного самоуправления в регулировании бюджетных отношений и некоторые иные вопросы бюджетного права. Так, например, Устав муниципального округа Пискаревка г.Санкт-Петербурга предусматривает не только полномочия органов местного самоуправления в бюджетных отношениях, но и порядок разработки, принятия и исполнения бюджета округа, порядок осуществления муниципального заказа (Устав муниципального округа Пискаревка в редакции постановления муниципального совета округа Пискаревка от 12.12.2005 № 87).



Нормы международного права БК РФ относит к источникам бюджетного права. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ БК РФ устанавливает приоритет норм международных договоров РФ перед нормами бюджетного законодательства. Если международным договором предусмотрены иные правила, чем установлены бюджетным законодательством, применяются правила международного договора. За последние годы Россией заключено сравнительно немного международных договоров, затрагивающих вопросы бюджетного права. Это, прежде всего, международные договоры об урегулировании отношений, связанных с внешними заимствованиями, а также договоры в рамках СНГ и союзного государства с Республикой Беларусь. Нормы международных договоров применяются непосредственно, кроме случаев, когда в самом международном договоре указано на необходимость издания внутригосударственных актов.

В применении норм бюджетного права заметную роль играют решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ. Признание этих актов источниками права является вопросом дискуссионным в правовой науке. Однако общепризнанно, что решения Конституционного Суда РФ, по крайне мере, решения о признании нормативных актов и отдельных правовых норм неконституционными, привносят в правую систему новые нормы – новые правила, рассчитанные на неопределенный круг лиц и на неопределенное число случаев применения. Признание нормативно-правового акта неконституционным по своим правовым последствиям аналогично признанию его, утратившим юридическую силу на основе соответствующего нормативного акта. Правовые позиции Конституционного Суда РФ (понятие закреплено в ст. 73 ФКЗ от 21.07.1994 «О Конституционном Суде РФ») самим Судом неоднократно признавались общеобязательными и действующими непосредственно (См. Постановление КС РФ от 15.07.1999 г. № 11-П «по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и законов РФ «Об основах налоговой системы РФ» и «О федеральных органах налоговой полиции»). Правовые позиции Конституционного Суда РФ, несомненно, определяют направления не только правоприменительной деятельности органов публичной власти, прежде всего судов, но и влияют непосредственно на правотворческую деятельность.

В 90-х годах ХХ века немаловажная роль в регулировании бюджетных отношений принадлежала договорам о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Значительная часть этих договоров была посвящена регулированию бюджетных отношений. В начале 2000-х годов большинство этих договоров были прекращены в связи с тем, что закон предусмотрел возможность заключения таких договоров только в случаях, когда это обусловлено экономическими и географическими особенностями субъекта федерации (См. п. 1 ст. 26.7. федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В последние годы в бюджетном законодательстве проявляют себя две основные тенденции. Одна из них состоит в стремлении государства возможно полнее, точнее и детальнее урегулировать в нормативном порядке деятельность государственных органов и должностных лиц в бюджетной сфере. Вторая тенденция состоит в предоставлении получателям бюджетных средств большей свободы в расходовании бюджетных средств, снижении уровня детализации нормативно-правового регулирования. Названные тенденции не находятся в противоречии друг с другом. Там, где конечный результат поддается контролю и зависит от усилий субъекта (деятельность учреждений науки, образования, культуры и т. д.) – государство переходит к контролю результата деятельности как показателя точности и эффективности использования бюджетных средств. Там, где такой контроль результата затруднен, и сам результат определяется многими объективными и субъективными факторами (деятельность государственных органов и должностных лиц), государство стремится максимально полно, детально урегулировать бюджетные отношения, справедливо видя в этом инструмент укрепления государственной дисциплины, целевого использования бюджетных средств и борьбы с коррупцией.