День работников следственных органов 25 июля. День сотрудника органов следствия российской федерации. История праздника День сотрудника органов следствия

15 января 2011 года был создан Следственный комитет Российской Федерации. Деятельность сотрудников данного органа направлена на качественное раскрытие и расследование преступлений против жизни, здоровья и благополучия граждан, коррупционных и налоговых преступлений. Таким работникам посвящен профессиональный праздник — День сотрудника органов следствия, который отмечается 25 июля. Данный праздник отмечается, начиная с 2014 года, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2013 г. № 741 «О дне сотрудника органов следствия Российской Федерации».

Для выбора даты праздника послужило одно историческое событие. В этот день 25 июля 1713 года был издан именной указ Петра I «О создании следственной канцелярии гвардии майора М.И. Волконского», которая явилась первым государственным органом России, подчинённым непосредственно главе государства и наделённым полномочиями по проведению предварительного следствия. «Майорские» следственные канцелярии разбирали дела о наиболее опасных коррупционных деяниях. По сути, Петр I впервые предпринял попытку борьбы с коррупцией на государственном уровне, и она была весьма действенной. Это, конечно же, многим чиновникам не понравилось, и после смерти Петра I «майорские канцелярии» были упразднены и тема независимого следственного органа забыта.

Возвращение модели развития следственных органов к «петровской» системе произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации», согласно которому руководство деятельностью этого нового органа осуществляет Президент России, а Председатель Следственного комитета назначается Президентом без одобрения органа законодательной власти. Таким образом, в настоящее время Следственный комитет РФ подчиняется непосредственно главе государства и не входит в структуру ни одного из органов государственной власти. Независимость СК России создала предпосылки для более эффективной борьбы с коррупцией, в том числе, в высших органах исполнительной и законодательной власти.

Ни для кого не секрет, что профессия следователя — одна из важнейших, ведь именно на стадии предварительного следствия решается вопрос о судьбе человека, его виновности или невиновности в совершении преступления. Данное обстоятельство накладывает ответственность на того, кто выбрал профессию следователя – он должен обладать высокопрофессиональными и личностными качествами: специфическими теоретическими знаниями и практическими навыками, честностью, порядочностью, принципиальностью, уметь руководить действиями коллектива при расследовании преступлений.

Коллектив следственного отдела по ЗАТО Сибирский СУ СК России по Алтайскому краю поздравляет сотрудников органов следствия Российской Федерации с праздником, и выражает благодарность за совместную работу сотрудникам всех правоохранительных органов, с которыми взаимодействуем все это время в общем для нас деле — борьбе с преступностью.

Константин Мишин

Это профессиональный праздник всех сотрудников следственных подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти (Фото: Jirsak, Shutterstock)

Начиная с 2014 года, в нашей стране отмечается профессиональный праздник – День сотрудника органов следствия Российской Федерации, установленный Постановлением Правительства РФ № 741 от 27 августа 2013 года. Данным документом установлена и дата его празднования – ежегодно 25 июля.

День сотрудника органов следствия – это профессиональный праздник всех сотрудников следственных подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, то есть сотрудников и работников Следственного комитета РФ, следственных подразделений МВД, ФСБ, ФСКН и т.д. А для выбора даты праздника послужило одно историческое событие.

Именно 25 июля 1713 года именным указом Петра I был учрежден первый специализированный следственный орган России – следственная канцелярия, которая стала первым государственным органом в стране, подчиненным непосредственно главе государства и наделенным полномочиями по проведению предварительного следствия.

Идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства. Руководителем данной следственной канцелярии был назначен гвардии майор Семёновского полка Михаил Иванович Волконский. Названная «майорская» она подчинялась непосредственно Петру I, и к её подследственности были отнесены дела о наиболее опасных коррупционных деяниях, посягающих на основы государственности: взяточничестве, казнокрадстве, служебных подлогах, мошенничестве. В общем, все преступления коррупционной направленности, совершаемые должностными лицами органов государственной власти, в том числе и высокопоставленными.

По сути, Петр I впервые предпринял попытку борьбы с коррупцией на государственном уровне, и она была весьма действенной. Так, в начале 18 века внимание следственных канцелярий привлекли 11 из 23 российских сенаторов, которые были привлечены к уголовной ответственности. Это, конечно же, многим чиновникам не понравилось, и после смерти Петра I «майорские канцелярии» были упразднены, тема независимого следственного органа забыта, а предварительное следствие стали рассматривать как рядовую процессуальную процедуру досудебного производства.

До середины 19 века расследованием преступлений занимались различные структуры – полицмейстерская канцелярия, сыскной приказ, нижние земские суды, управы благочиния… Всё это было весьма неэффективно, и к тому же привело к росту коррупции в данной сфере. В 1860 году в ходе судебной реформы Александр II попытался реорганизовать систему предварительного следствия, однако не по «петровской» модели, а принял решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их судам. Позже данная судебная модель легла в основу системы военных следователей, которые состояли при военно-окружных судах.

Памятная медаль Следственного комитета РФ «300 лет первой следственной канцелярии России»

После 1917 года следственные подразделения появились практически при всех правоохранительных органах. В 1929 году функции расследования преступлений перешли к следственному отделу Прокуратуры РСФСР, а военные следователи перешли в подчинение военной прокуратуры. В 1938–1939 годах следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции (подведомственных в то время НКВД СССР), в 1963-м – и в Министерстве охраны общественного порядка (позже оно стало Министерством внутренних дел).

Лишь в 2007 году принятые изменения в уголовно-процессуальное законодательство России и в закон «О прокуратуре Российской Федерации» исключили из компетенции прокуроров полномочия по процессуальному руководству следствием. Несмотря на ведомственную подчинённость, эти меры позволили сделать следственный аппарат прокуратуры относительно независимым и самостоятельным ведомством.

Окончательное же возвращение модели развития следственных органов к «петровской» системе произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации», согласно которому руководство деятельностью этого нового органа осуществляет Президент России, а Председатель Следственного комитета назначается Президентом без одобрения органа законодательной власти.

Таким образом, в настоящее время Следственный комитет РФ (СК России) подчиняется непосредственно главе государства и не входит в структуру ни одного из органов государственной власти. А дата 15 января отмечается как День образования Следственного комитета РФ. Независимость же СК России создала предпосылки для более эффективной борьбы с коррупцией, в том числе, в высших органах исполнительной и законодательной власти.

В свой же профессиональный праздник все сотрудники органов следствия получают поздравления от руководства и коллег, а особо отличившиеся в раскрытии преступлений получают благодарности и поощрения от начальства.

Кстати, тот факт, что 25 июля 2013 года исполнилось 300 лет со дня издания указа Петра I, позволил Следственному комитету РФ пополнить наградную ведомственную систему новой наградой – памятной медалью «300 лет первой следственной канцелярии России».

Вынесение приговоров обвиняемым в совершении преступления по всему миру и у нас в стране занимаются суды. Но пока не состоится последнее судебное заседание и судья не огласит вердикт, который практически нельзя изменить и опровергнуть, за исключением некоторых случаев, судьбой лица, нарушившего закон, занимаются органы следствия. В России служащие в данных структурах имеют возможность ежегодно отмечать свой профессиональный праздник. Он именуется Днем сотрудника органов следствия Российской Федерации.


История праздника День сотрудника органов следствия

День сотрудника органов следствия берет свое начало в 2014 году. Тогда свет увидело Постановление Российской Федерации от 27 августа 2013 г. № 741 «О дне сотрудника органов следствия Российской Федерации». Этот документ и стал основополагающим фактором для проведения ежегодного праздника. Надо отметить, что разработчиками проекта упомянутого выше Постановления явились представители Следственного Комитета нашей страны. Его поддержали крупные структуры, а по сути, органы следствия: Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба безопасности.


Конкретную дату учредители Дня сотрудника органов следствияа выбрали не случайно. Ориентиром для них в этом деле стал именной указ Петра I «О создании следственной канцелярии гвардии майора М.И. Волконского», изданный 25 июля 1713 года. Руководителем указанного выше государственного учреждения «петровской» России являлся указанный в документе гвардии майор Семеновского полка Михаил Иванович Волконский. По словам доктора исторических наук Д.О. Серова, следственная канцелярия эта была ничем иным, как первым государственным органом России, который подчинялся главе государства. Главной функцией организации являлось проведение предварительного следствия.



Таких «майорских» следственных канцелярий в дальнейшем возникло на территории страны немало. Их сотрудники занимались выяснением истинных обстоятельств по делам коррупционной направленности. Имеются в виду проступки, связанные с посягательством на основы государственности (мошенничество, казнокрадство и т.п.). Непосредственная зависимость исключительно от императора позволяла следственным органам того времени проявлять объективность при расследовании дел и сохранять беспристрастность в отношении лиц любого ранга и чина.

По большому счету, разработчики Федерального закона «О Следственном Комитете Российской Федерации» в своей попытке изменить модель развития следственных органов вернулись к идее Петра Великого, воплощенной в жизнь более трех столетий тому назад. Упомянутый выше документ постановил следующее: деятельностью комитета руководит глава государства, то есть Президент РФ. На сегодняшний день СК РФ не состоит ни в одной структуре какого-либо органа государственной власти.


Ровно 300 лет исполнилось 25 июля 2013 года с того дня, как вышел и вступил в силу указ Петра Великого. Это обстоятельство послужило поводом для того, чтобы Следственный Комитет Российской Федерации обзавелся новой медалью, пополнив ею наградную ведомственную систему. В связи с данным событием вышел даже специальный Приказ СК РФ от 21.06.2013 г. №39 «Об учреждении памятной медали Следственного комитета Российской Федерации “300 лет первой следственной канцелярии России”».

Но вернемся к «петровской» модели развития следственных органов, родившейся в 1713-м. Просуществовала она до краха царской России, а уже в Советском Союзе все правоохранительные органы обзавелись следственными подразделениями. 1929-й год ознаменовался переходом функций расследования преступлений к следственному отделу Прокуратуры РСФСР. Одновременно военные следователи были переподчинены военной прокуратуре. В период с 1938 по 1939 гг. произошло учреждение следственных подразделений также в милиции и органах госбезопасности. Спустя 24 года подобная структура возникла при Министерстве охраны общественного порядка (сегодня это Министерство внутренних дел).



Кардинальные изменения произошли с наступлением XXI-го века. В 2007 году согласно законодательным документальным изменениям полномочия по процессуальному руководству следствием были исключены из компетенции прокуроров, благодаря чему следственный аппарат прокуратуры обрел относительную независимость. 15 января 2011 года считается датой окончательного возвращения «петровской» модели развития следственных органов. Именно тогда в силу вступил закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 года. В нем прописаны такие моменты, как непосредственная подчиненность нового органа Президенту РФ, а также назначение последним без одобрения органа законодательной власти Председателя Следственного комитета.

Общие сведения об органах

Выше везде упоминался СК РФ (иначе Следственный комитет при прокуратуре России, сокращенно СКП) как следственное подразделение. В принципе, он является в этом ракурсе действительно очень важным и едва ли не самым главным, однако вовсе не единственным. Помимо комитета расследование дел также осуществляют сотрудники МВД (Министерства внутренних дел), ФСКН (Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков) и ФСБ (Федеральной службы безопасности). В будущем на базе СКП планируется создать единый следственный комитет. Вероятно, туда передадут все или львиную долю дел. По крайней мере, именно так заявил в свое время Дмитрий Медведев в период своего нахождения на посту Президента РФ.


В момент создания Следственного комитета при прокуратуре главной задачей органа ставилось обеспечение качественного, результативного и быстрого расследования преступлений, принадлежащих к категории тяжких и особо тяжких с обязательным соблюдением закона. Штат системы СК РФ состоит из 16656 единиц (18500 с военными).

Следственный комитет при Министерстве внутренних дел России представляет собой самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД. Он выполняет такие задачи, как разработка предложений по формированию госполитики в сфере расследования преступлений, осуществления контроля за деятельностью органов предварительного следствия, представление в судах интересов МВД и пр. Сегодня штат СК при Министерстве внутренних дел по масштабам превосходит таковой любого другого следственного органа и составляет 44 тыс. человек.


На долю Следственного управления Федеральной службы безопасности выпало проведение значимых и крупных расследований. Сюда следует отнести таковое уголовных дел о госизмене, о разглашении гостайны и шпионаже. В обязанности сотрудников органа также входит борьба с контрабандой.

Что касается ФКСН, то есть Следственной службы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, здесь нет нужды описывать функции подразделения. Название говорит само за себя.

25 июля День сотрудника органов следствия Российской Федерации – очень важный день для любого следователя. Он признает значимость деятельности человека с такой профессией. Примите в этот день наши поздравления!

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в

В этот день 25 июля 1713 года был издан именной указ Петра I «О создании следственной канцелярии гвардии майора М. И. Волконского», руководителем которой назначен гвардии майор Семеновского полка Михаил Иванович Волконский. «Майорская» следственная канцелярия, явилась первым государственным органом России, подчиненным непосредственно главе государства и наделенным полномочиями по проведению предварительного следствия. Майорские следственные канцелярии подчинялись непосредственно Петру I и разбирали дела о наиболее опасных деяниях. К их числу относились проступки, посягающие на основы государственности: взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество.

Петр I впервые предпринял попытку борьбы с коррупцией на государственном уровне, и она была весьма действенной.

Так, в начале 18 века внимание следственных канцелярий привлекли 11 из 23 российских сенаторов, которые были привлечены к уголовной ответственности.

Это, конечно же, многим чиновникам не понравилось, и после смерти Петра I «майорские канцелярии» были упразднены, тема независимого следственного органа забыта, а предварительное следствие стали рассматривать как рядовую процессуальную процедуру досудебного производства.

До середины 19 века расследованием преступлений занимались различные структуры - полицмейстерская канцелярия, сыскной приказ, нижние земские суды. Всё это было весьма неэффективно, и к тому же привело к росту коррупции в данной сфере.

В 1860 году в ходе судебной реформы Александр II попытался реорганизовать систему предварительного следствия, однако не по «петровской» модели, а принял решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их судам. Позже данная судебная модель легла в основу системы военных следователей, которые состояли при военно-окружных судах.

После 1917 года следственные подразделения появились практически при всех правоохранительных органах. В 1929 году функции расследования преступлений перешли к следственному отделу Прокуратуры РСФСР, а военные следователи перешли в подчинение военной прокуратуры. В 1938-1939 годах следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции (подведомственных в то время НКВД СССР), в 1963-м - и в Министерстве охраны общественного порядка (позже оно стало Министерством внутренних дел).

В 2007 году принятые изменения в уголовно-процессуальное законодательство России и в закон «О прокуратуре Российской Федерации» исключили из компетенции прокуроров полномочия по процессуальному руководству следствием. Несмотря на ведомственную подчинённость, эти меры позволили сделать следственный аппарат прокуратуры относительно независимым и самостоятельным ведомством.

Окончательное становление независимых следственных органов произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации», согласно которому руководство деятельностью этого нового органа осуществляет Президент России.

Руководство и сотрудники следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Ингушетия поздравляют всех сотрудников следствия с профессиональным праздником - Днем сотрудника органов следствия Российской Федерации!

Старший помощник руководителя

следственного управления

СК России по Республике Ингушетия

полковник юстиции З. И. Героев

Начиная с 2014 года, в нашей стране отмечается профессиональный праздник - День сотрудника органов следствия Российской Федерации, установленный Постановлением Правительства РФ № 741 от 27 августа 2013 года. Данным документом установлена и дата его празднования - ежегодно 25 июля.

День сотрудника органов следствия - это профессиональный праздник всех сотрудников следственных подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, то есть сотрудников и работников Следственного комитета РФ, следственных подразделений МВД, ФСБ, ФСКН и т.д. А для выбора даты праздника послужило одно историческое событие.

Именно 25 июля 1713 года именным указом Петра I был учрежден первый специализированный следственный орган России - следственная канцелярия, которая стала первым государственным органом в стране, подчиненным непосредственно главе государства и наделенным полномочиями по проведению предварительного следствия.

Идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства. Руководителем данной следственной канцелярии был назначен гвардии майор Семёновского полка Михаил Иванович Волконский. Названная «майорская» она подчинялась непосредственно Петру I, и к её подследственности были отнесены дела о наиболее опасных коррупционных деяниях, посягающих на основы государственности: взяточничестве, казнокрадстве, служебных подлогах, мошенничестве. В общем, все преступления коррупционной направленности, совершаемые должностными лицами органов государственной власти, в том числе и высокопоставленными.

По сути, Петр I впервые предпринял попытку борьбы с коррупцией на государственном уровне, и она была весьма действенной. Так, в начале 18 века внимание следственных канцелярий привлекли 11 из 23 российских сенаторов, которые были привлечены к уголовной ответственности. Это, конечно же, многим чиновникам не понравилось, и после смерти Петра I «майорские канцелярии» были упразднены, тема независимого следственного органа забыта, а предварительное следствие стали рассматривать как рядовую процессуальную процедуру досудебного производства.

До середины 19 века расследованием преступлений занимались различные структуры - полицмейстерская канцелярия, сыскной приказ, нижние земские суды, управы благочиния… Всё это было весьма неэффективно, и к тому же привело к росту коррупции в данной сфере. В 1860 году в ходе судебной реформы Александр II попытался реорганизовать систему предварительного следствия, однако не по «петровской» модели, а принял решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их судам. Позже данная судебная модель легла в основу системы военных следователей, которые состояли при военно-окружных судах.

После 1917 года следственные подразделения появились практически при всех правоохранительных органах. В 1929 году функции расследования преступлений перешли к следственному отделу Прокуратуры РСФСР, а военные следователи перешли в подчинение военной прокуратуры. В 1938-1939 годах следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции (подведомственных в то время НКВД СССР), в 1963-м - и в Министерстве охраны общественного порядка (позже оно стало Министерством внутренних дел).

Лишь в 2007 году принятые изменения в уголовно-процессуальное законодательство России и в закон «О прокуратуре Российской Федерации» исключили из компетенции прокуроров полномочия по процессуальному руководству следствием. Несмотря на ведомственную подчинённость, эти меры позволили сделать следственный аппарат прокуратуры относительно независимым и самостоятельным ведомством.

Окончательное же возвращение модели развития следственных органов к «петровской» системе произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации», согласно которому руководство деятельностью этого нового органа осуществляет Президент России, а Председатель Следственного комитета назначается Президентом без одобрения органа законодательной власти. Таким образом, в настоящее время Следственный комитет РФ (СК России) подчиняется непосредственно главе государства и не входит в структуру ни одного из органов государственной власти. А дата 15 января отмечается как День образования Следственного комитета РФ. Независимость же СК России создала предпосылки для более эффективной борьбы с коррупцией, в том числе, в высших органах исполнительной и законодательной власти.

В свой же профессиональный праздник все сотрудники органов следствия получают поздравления от руководства и коллег, а особо отличившиеся в раскрытии преступлений получают благодарности и поощрения от начальства.

Кстати, тот факт, что 25 июля 2013 года исполнилось 300 лет со дня издания указа Петра I, позволил Следственному комитету РФ пополнить наградную ведомственную систему новой наградой - памятной медалью «300 лет первой следственной канцелярии России».