Материал на тему: "Совершенствование личностных качеств классного руководителя, как одно из условий его самореализации". Профессиональные и личностные качества учителя. Каким должен быть учитель

Современный классный руководитель, кто он?

Профессии классного руководителя не учат ни в одном высшем учебном заведении. Классный руководитель – это огромная и тяжелая работа, он в каждом ребенке оставляет кусочек себя. Каким же должен быть современный руководитель детского коллектива?

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Каковы же роли, которые осуществляет на практике современный классный руководитель:

    аналитик

    стратег

    психолог

    духовный наставник

    талантливый организатор

    учитель родителей

    защитник здоровья воспитанников

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а так же умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру местности, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

Какие качества классного руководителя являются самыми главными. Во-первых, их нужно разделить на несколько категорий: личностные, человеческие, деловые и черты руководителя. И в каждой из этих категорий педагог, руководящий классом, должен быть самым-самым, чтобы успешно управлять доверенным ему детским коллективом. Давайте рассмотрим более детально каждое из них.

Личностные качества

Чтобы подопечные считали своего классного руководителя настоящим лидером на пути в будущее, учителю нужно систематически совершенствовать все эти качества, при этом оставаясь человеком. Говоря про личностные качества руководителя, в первую очередь имеется в виду доброта. Ведь он каждый день имеет дело с детьми, чья душа в этом возрасте так ранима. Конечно, доброта должна идти рука об руку с требовательностью и необходимой твёрдостью. Кстати, наряду с добротой такие качества классного руководителя как забота, внимание, понимание, отзывчивость, доброжелательность ставят на первое место в своих педагогах сами учащиеся. Видимо, в современной жёсткой жизни им не хватает этих простых человеческих чувств.

Человеческие

Как специалисты, так и учащиеся отмечают необходимость для педагога таких черт характера руководителя, как коммуникабельность, гуманизм, искренность и открытость. Действительно, если шеф любого человеческого коллектива будет замкнутым в себе тираном, общее дело не сдвинется вперёд ни на шаг. Во главе детского коллектива также должен стоять человек ответственный, справедливый, серьёзный. Впрочем, приветствуется и чувство юмора.

Деловые качества

Учитель, возглавляющий школьный коллектив, должен уметь планировать и анализировать свою профессиональную деятельность. А на основе этого прогнозировать её будущие результаты. Хороший руководитель постарается развить эти умения и в своих подопечных. Его воспитанники должны сами анализировать свою учебную и внешкольную деятельность. Нельзя переоценить и навык установления социальных и деловых контактов с родителями, коллегами и общественностью.

Конечно, показан идеальный портрет классного руководителя. В жизни кто-то силён в одной области, другие – в иной. Но развитию качеств руководителя учителю следует уделять постоянное внимание. Для этого нужны целеустремлённость и знание цели, которой желаешь достичь. Для человека, стремящегося к саморазвитию, очень важно иметь независимость мышления, внутреннюю свободу при одновременном осознании ответственности за собственный выбор. Учителей, у которых есть все эти качества классного руководителя, любят и уважают, к ним возвращаются их воспитанники после многих лет разлуки со своей «классной мамой».

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.

Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое ее директором для осуществления воспитательной работы в классе.

Основная задача КР – скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношения.

КР имеет следующие функции :

  • 1. Воспитательная - педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом;
  • 2. Организационно-административная - руководство классом как организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов;
  • 3. Координирующая - установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.
  • 4. Коммуникативная – (организация общения;
  • 5. Коррекционную (преобразование, изменение личности);

К функциональным обязанностям КР относятся : всестороннее изучение и воспитание учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решении проблем их учебного и профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей, взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся.

Вся воспитательная работа представляет собой непрерывный ряд решения педагогических задач, предстающих перед классным руководителем в виде многообразных педагогических ситуаций - такого состояния учащихся и воспитательного процесса, в котором есть проблема, противоречие между должным и действительным, что и требует педагогических действий, результатом которых является новое состояние учащихся.

Современный классный руководитель - тонкий психолог и умелый педагог. Владея теоретическими познаниями и педагогической интуицией, легко входит в контакт с учителями и учениками, умело организует совместную деятельность в школе и вне ее, обладает искусством прямо и косвенно управлять мыслями, чувствами и волей школьников. Он исследователь и организатор, общественник, увлеченный наукой, спортом, техникой или искусством человек. Все богатство своей души он с готовностью дарит ученикам.

Лучшие человеческие и профессиональные качества личности классного руководителя успешно формируются у молодого учителя при его активной учебе в вузе и путем самовоспитания. Успех в работе классного руководителя во многом зависит от ее плановости и систематичности. Деятельность классного руководителя представляет собой часть общего процесса воспитания. Поэтому важно согласовывать ее со всеми другими звеньями школьной работы, ориентируясь на общешкольный годовой план.

"Современный классный руководитель"

“Через сказку, фантазию, игру,

через неповторимое детское творчество

верная дорога к сердцу ребёнка”

В.А.Сухомлинский

Классный руководитель - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

Хороший воспитатель – это прежде всего высоконравственный человек. Он честен и справедлив, порядочен во всех своих мыслях и действиях. Такой наставник знает и понимает духовный мир своих воспитанников, живет их радостями и печалями, дорожит их доверием, всегда деликатен и тактичен в обращении с ними, не злопамятен, терпелив и отходчив. Он любит и глубоко уважает каждого своего воспитанника, внимателен, заботлив, доброжелателен.

Классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своём классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно - воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе.

Процесс воспитания - это взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности по овладению учащимися социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействие со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
На мой взгляд, воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей вместе со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Цель классного руководителя направлена на:
- создание условий для развития личности ребенка

Воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к трудовой деятельности и нравственному поведению;
- воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию;
- формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Для этого нужно выполнить следующие задачи:
Создать
- максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;
- благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей.
- развивать творческие способности школьников;
Основное в деятельности классного руководителя - воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний. Но к их решению он подходит прежде всего как воспитатель. Он помогает учителям в повышении качества обучения.

Классный руководитель лишь частично непосредственно организует детскую жизнь и деятельность. Значительно большую роль в этом смысле играют родители, учителя-предметники, наставники, мастера, руководители кружков, секций, студий, организующие быт, учебный и общественно полезный труд, общественную деятельность. Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса, его соответствие целям гуманистического демократического воспитания и активность участия в нем детей. Для этого необходима диагностика, достаточно полная осведомленность воспитателя об участии ребенка в различных видах деятельности, его отношениях в группах, характере и содержании общения, формирующихся потребностях и интересах, стимулах и мотивах поведения. На основе информации, получаемой от самих детей, от непосредственных организаторов их жизни, классный руководитель контролирует состояние воспитательных отношений, дает советы, вносит педагогические коррективы в течение жизни.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей школьников, их профессиональная ориентация, забота об охране здоровья учащихся. Классный руководитель организует своевременную помощь отстающим учащимся, организует работу классного коллектива в общественном полезном труде, в важнейших общешкольных мероприятиях. Он также взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимопонимания. Классный руководитель- член педагогического коллектива. Организаторскую и воспитательную работу он проводит не в одиночку, а под руководством директора школы и его заместителей, в тесном контакте с другими учителями. Но по сравнению с другими учителями он чаще и больше общается с учащимися. Его общение с ними не обрывается после звонка. Он и после уроков выступает в роли воспитателя. Воспитательная работа классного руководителя не ограничивается рамками школы. Он поддерживает тесную связь с семьёй. В процессе воспитания классный руководитель доходит до каждого ученика. В любом классе, в том числе в самом организованном и дисциплинированном нужна повседневная воспитательная работа, направленная на формирование положительных качеств и на преодоление отрицательных. Как уже было сказано, классный руководитель по сравнению с другими педагогами больше общается с семьёй. Он информирует родителей об учебной работе и поведении школьников, намечает вместе с ними пути совместной работы по их воспитанию.

Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти качества, конечно, необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими классному руководителю. Ведь он воспитывает своих учеников не только словом, но и личными примерами, своим поведением. Не маловажное значение для классного руководителя имеют такие качества его личности, как увлечённость профессией, гуманное отношение к детям, высокая требовательность к себе и своим учащимся. Классному руководителю необходимы и такие качества, как коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении. Успех работы классного руководителя зависит и от наличия у него информационных знаний и умений. Особенно важно обладать умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, уметь убедить, привлечь к себе. К основным качествам, необходимым классному руководителю, следует отнести тактичность, выдержку и самообладание, отзывчивость, наблюдательность, искренность, находчивость, аккуратность и внешнюю опрятность. Классный руководитель – ближайший наставник учащихся своего класса. Он призван организовать жизнь школьников, управлять их развитием. Его почётное дело - непосредственное воспитание детей и молодёжи, формирование жизнерадостного, трудолюбивого, физически и нравственно, здорового поколения.

Классный руководитель ставит и осуществляет единые воспитательные задачи. Так, он стремится приучить детей к трудолюбию, организованности, правдивости. Но пути, средства и методы достижения этих задач могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей учеников. Одних нужно вовремя поощрить, других- умело наказать за нарушение правил поведения. А для этого нужно глубоко и всесторонне их изучить. Классному руководителю надо хорошо знать о своих учениках, понимать их, уметь организовать полезную учебно-общественную деятельность с учётом их индивидуальных особенностей и интересов. Хорошее знание учащихся поможет уладить недостатки в поведении.

Эффективность и качество воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от систематической работы по повышению их квалификации. Для того чтобы хорошо воспитать учащихся, им самим надо быть хорошо воспитанными и высокообразованными, постоянно пополнять и совершенствовать свои знания, педагогическое мастерство. Важнейшей формой повышения квалификации классного руководителя является самообразование. Систематическая работа классного руководителя по повышению квалификации обеспечивает постоянное движение их к вершинам педагогического мастерства.

Однако сегодня до сих пор четко не определены функции классных руководителей, содержание их работы, круг их полномочий и ответственности, вариативные формы решения ими педагогических задач. В связи с этим актуальной является проблема обеспечения оптимальной деятельности классного руководителя.

Классный руководитель - педагог, осуществляющий организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом за ним классе.

Основная задача классного руководителя - скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста учащихся и сложившимися в классе взаимоотношениями. Отношения с каждым учащимся строятся классным руководителем с учетом его индивидуальных особенностей. Деятельность классного руководителя основывается на потребностях каждого конкретного классного коллектива, каждого конкретного ребенка, и главное в ней - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

К выбору форм работы классный руководитель подходит творчески, учетом условий жизни школы, возможностей и особенностей детей, содержания детской жизни, которую предстоит вместе с детьми осмысливать, анализировать, обобщать и корректировать. Планируемые им формы, различного содержания «классные часы», призваны охватить анализом весь целостный учебно-воспитательный процесс, кристаллизовать его ведущие идеи в сознании детей, помочь дать оценку формирующимся идеалам, ценностным ориентациям, вкусам, выразить принципиальное отношение к наносному, чуждому, вредному.

Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица" классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.

Еще одной важной задачей классного руководителя по обеспечению целостности учебно-воспитательного процесса является координация деятельности и налаживания взаимоотношений четырех ведущих коллективов: детского воспитательного, учителей, работающих с классом, родителей и трудового (базового предприятия). В детском коллективе классный руководитель способствует организации ученического самоуправления, установлению деловых отношений ответственной зависимости, развитию отношений по интересам. Он взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимной требовательности, внимательности, сочувствия, взаимопомощи и справедливости. С коллективом учителей, работающих в классе, классный руководитель обменивается информацией, договаривается о единых действиях, требованиях и совместных форма работы. Взаимодействия с родительским коллективом строятся на обмене информацией, единстве требований, осуществлении родительского педагогического всеобуча, участии родителей в отдельных формах педагогической работы с детьми. Отношения с трудовым коллективом организуются как шефские, деловые и свободного общения.

Непосредственное общение с детьми, идейное, духовно-ценностное влияние на них требует от классного руководителя повышенного внимания к психическим переживаниям и состояниям детей, формированию их идеалов, взглядов, убеждений, личностных качеств и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда, когда педагоги стремятся перевести внешние социально ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения, когда он сам добивается общественно ценных результатов, проявляя при этом целеустремленность, волю и мужество. Воспитательный эффект велик, когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития, перерастает в самовоспитание, а ребенок из объекта воспитания превращается в его субъект. Механизмом такого превращения является осмысление детьми процесса собственной жизнедеятельности: осознание ее целей, требований, перспектив; познание в ее процессе своих сил и возможностей; преодоление (самоопределение) своих слабостей и осуществление самовоспитания. Классный руководитель, анализирующий вместе с учащимися общественную жизнь, процесс их становления как личностей, формирования их мировоззрения, творческих способностей, предстает перед ними в качестве мыслителя, помогающего активно участвовать в становлении собственной личности, развитии и организации поведения.

Педагогическая умелость – это основа профессионализма классного руководителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке классного руководителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так, классному руководителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. Несколько упрощая дело, можно сказать, что система этих знаний, умений и навыков в той или иной мере определяется нормативными курсами психологии, педагогики и частных методик, которые изучаются в педагогических учебных заведениях и на педагогических отделениях университетов.

Современный классный руководитель – тонкий психолог и умелый педагог. Владея теоретическими познаниями и педагогической интуицией, он легко входит в контакт с учителями и учениками, умело организует совместную деятельность в школе и вне ее, обладает искусством прямо и косвенно управлять мыслями, чувствами и волей школьников. Он исследователь и организатор, общественник, увлеченный наукой, спортом, техникой или искусством человек. Все богатство своей души он с готовностью дарит ученикам.

Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции.

Классный руководитель – это друг, советчик, который остается в памяти ребят на всю жизнь.

Французский физик Паскаль верно подметил: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».

Мой класс - девчонки и мальчишки,

Такие разные они:

Одни рисуют, любят книжки,

Других компьютер так манит!

Спешу я к ним не только, чтобы

Их как учитель поучать,

Мне с ними весело, еще бы,

Мой класс не может заскучать!

Потехе час и время делу:

Мой класс к успеху устремлен,

Талантом, я признаюсь смело,

Ребенок каждый наделен.

Вхожу я в класс свой, улыбаясь,

И вижу блеск ответный глаз.

Я их люблю, для них стараюсь,

Ведь класс мой – самый лучший класс.

Абрамова Татьяна Владимировна

МБОУ СОШ п. Агроном

Липецкой области

Лебедянского района

Совершенствование личностных качеств

классного руководителя, как одно из условий

его самореализации

Если мы покопаемся в своей памяти, то может быть, вспомним, как в детстве многие из наших сверстников хотели быть учителями. С годами число их заметно уменьшалось и даже сходило на нет.
Вот и я на вопрос, кем я буду во взрослой жизни, почти не задумываясь, отвечала: «Учителем». Примерами мне для подражания были такие учителя, личностными качествами которых были искренняя любовь к детям, организованность, справедливость, неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.


Прошли годы, я стала педагогом…


Вот уже много лет работаю в школе учителем, одновременно являясь классным руководителем. И могу сказать, что деятельность классного руководителя многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. Ведь классный руководитель – это тот человек, который создает оптимальные условия для организации учебной работы и внеклассной жизни всего класса и каждого ученика в отдельности.

Наверное, трудно, а, пожалуй, и невозможно забыть первых своих учеников. Ершистые, непосредственные, по-своему, по-детски мудрые. Они на глазах повзрослели, выросли. С ними я приобретала опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны.

Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Ведь почти каждая третья семья неполная. Каждая вторая имеет лишь одного ребенка. Родители видят своих детей чаще всего спящими. А в семьях, где есть старики, воспитание и надзор доверены им.

Я поэтому и стремилась стать для своих учеников тем родным человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами.
Исходя из этого стержневым компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам.


Такая помощь может включать совет, доброе слово и играют огромную роль в нашей жизни.

Анализируя свою воспитательную работу в 8 классе, сопоставляя цели и результат воспитания, я спланировала дальнейшую воспитательную работу с 9 классом.

Важными целями воспитательной работы с классом считаю:


создание условий для саморазвития человека, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности;


максимальное содействие психологическому и личностному развитию школьников, обеспечивающее им готовность к самоопределению во взрослой жизни.

Работая классным руководителем у меня совершенствуются личностные качества, ведь чтобы подопечные считали своего классного руководителя настоящим лидером на пути в будущее, учителю нужно систематически совершенствовать все эти качества, при этом оставаясь человеком. Говоря про личностные качества классного руководителя, мы в первую очередь имеем в виду доброту. Ведь он каждый день имеет дело с детьми, чья душа в этом возрасте так ранима. Конечно, доброта должна идти рука об руку с требовательностью и необходимой твёрдостью.

Кстати, наряду с добротой такие качества классного руководителя как забота, внимание, понимание, отзывчивость, доброжелательность ставят на первое место в своих педагогах сами учащиеся. Видимо, в современной жёсткой жизни им не хватает этих простых человеческих чувств.

Важно помнить, что дети в классе – это твое отражение, поэтому надо стараться постоянно работать над собой.

Я не придерживаюсь лозунга «Учитель всегда прав!». Это далеко не всегда так.

Я не стесняюсь признаваться в собственных ошибках, просчетах, умею анализировать их и делать выводы.

Я тщательно продумываю принципы своей воспитательной работы и стараюсь следовать им.

К принципам я отношу следующее:

  • быть честным с детьми;
  • не бояться быть простым и человечным, однако сохранять дистанцию между собой и учениками;
  • быть требовательным и справедливым, объяснять детям свои требования;
  • быть оптимистом, стараться ставить себя на место детей и сопереживать им;
  • быть заинтересованным в детях и в их делах, уметь защищать их, когда необходимо;
  • быть последовательным и объективным;
  • быть артистом в своей профессии, владеть ораторским искусством, воздействовать словом убедительно и эмоционально;
  • не давать обещаний, которые не можешь выполнить, но, пообещав, всегда исполнять;
  • не давать оценок детям, наблюдая их только в учебном процессе.

Ведь главное - сохранять молодость души на долгие годы, тогда будет легче понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Совершенствование личностных качеств классного руководителя, как одно из условий его самореализации

«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» В.М. Лизинский

Классное руководство – это не обязанность, а бесконечное творчество

ЦЕЛИ воспитательной работы с классом: создание условий для саморазвития человека, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности; максимальное содействие психологическому и личностному развитию школьников, обеспечивающее им готовность к самоопределению во взрослой жизни.

«Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель» К.Д.Ушинский

ПРИНЦИПЫ воспитательной работы: быть честным с детьми; не бояться быть простым и человечным, однако сохранять дистанцию между собой и учениками; быть требовательным и справедливым, объяснять детям свои требования; быть оптимистом, стараться ставить себя на место детей и сопережи­вать им; быть заинтересованным в детях и в их делах, уметь защищать их, когда необходимо; быть последовательным и объективным; быть артистом в своей профессии, владеть ораторским искусством, воздействовать словом убедительно и эмоционально; не давать обещаний, которые не можешь выполнить, но, пообещав, всегда исполнять; не давать оценок детям, наблюдая их только в учебном процессе.

ГЛАВНОЕ - сохранять молодость души на долгие годы, тогда будет легче понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.


Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественную характеристику. Содержание и организацию труда классного руководителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности.

Творческий потенциал личности классного руководителя формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путём творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы её решения.

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. В профессии педагога ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия людей на их достижение. Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Классному руководителю как субъекту своей жизнедеятельности характерны следующие компетентности:

Интеллектуально-когнитивные свойства: компетентность, профессионализм, общая культура, эрудиция;

Владение новыми технологиями обучения и воспитания, осознание и принятие задач, установок деятельности на всех этапах ее осуществления;

Направленность на саморазвитие, творческий потенциал, уникальность, неповторимость;

Коммуникабельность, умение контактировать с людьми, тактичность;

Морально-ценностные свойства: гуманность, рефлексивность, справедливость;

Волевые свойства: работоспособность, настойчивость, самообладание.

Важно отметить, что все из вышеперечисленных компетентностей субъекта нуждаются в постоянном развитии.

Формирование профессиональной культуры классного руководителя происходит в процессе его конфронтации с другой культурой, которая усваивается в форме четырёх элементов: а) знания обо всех компонентах процесса обучения (образования), целях, средствах, объекте, результате, приёмах и т.д. и о себе как учителе; б) опыт осуществления приёмов профессиональной деятельности; в) творчество как преобразование и перенос обучения (продукция нового в обучении и воспитании); г) обращенный на систему ценностей человека опыт эмоционального отношения к профессиональной деятельности (И.Я. Лернер).

Одним из необходимых профессиональных качеств классного руководителя это наличие профессиональной успешности. В контексте профессиональной подготовки классного руководителя интерес представляет утверждение, что успех имеет прямое отношение к проблеме самоидентификации личности, ее самооценке. Он чаще всего понимается как достижения человека во внешнем мире, как успех материальный, денежный, карьерный. Успех – это то, что человек завоевывает, добивается, потому он немыслим без активности человека.

Успешная реализация целевых аспектов обучения, воспитания и социализации младших школьников в полной мере зависит от уровня профессиональной подготовки, классного руководителя, который должен обладать профессиональной компетенцией, то есть способностью эффективно осуществлять преподавательскую и воспитателную деятельность. Показателем сформированности данной компетенции является профессиональное мастерство классного руководителя, складывающееся из совокупности профессиональных знаний и умений применять на практике эти знания, переносить приобретаемые знания и умения в новые условия обучения и воспитания а также положительное отношение к своей профессиональной деятельности.

Классный руководитель должен обладать профессиональными знаниями:

– особенностей классного коллектива (физическое здоровье своих детей, нравственное и духовное здоровье, особенности детско-родительских взаимоотношений; специфику межличностных отношений детей в классе и т.п.)

– основных положений общеобразовательной концепции на определённом этапе развития общества государственной общеобразовательной политики, в том числе и по проблемам воспитания подрастающего поколения;

– основных требований, предъявляемых обществом и наукой к классному руководителю, его уровню профессионального мастерства и личностным качествам.

Классному руководителю необходимо уметь на практике применять перечисленные выше знания.

Таким образом, под профессионально значимыми умениями классного руководителя понимаются умения педагогически, психологически и методически правильно осуществлять свою профессиональную деятельность, направленную на развитие личности младшего школьника, формирования его гражданской позиции, духовно-нравственных ценностей, творческого потенциала, индивидуальности.

Классный руководитель как специалист должен уметь решать в процессе своей профессиональной деятельности следующие задачи :

Социальные - включают в себя защиту ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания с целью создания наиболее комфортных условий развития личности.

Диагностические - правильная организация системы воспитания. Для этого классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом не превышать меру знаний о ребенке в соответствии с этическими нормами.

Воспитательные - связаны с ориентацией детей на критерии добра и зла, постановка их в ситуации нравственного выбора и конкрети­зация нравственных норм в реальной жизни.

Процессуальные - выбор эффективных педагогических средств, планирование работы с классом, контроль и рефлексия деятельности.

Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Классный руководитель решает поставленные перед ним задачи в соответствии со спецификой возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика. Основным в работе классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Обращение к термину «мобильность» в контексте профессиональной подготовки классного руководителя отнюдь не случайно. Внимание к этому явлению продиктовано тем интересом, который сегодня проявляется к мобильности в разных сферах жизнедеятельности государства и общества у нас в стране и за рубежом.

В работе С.Л. Новолодской профессиональная мобильность рассматривается как качество личности. По ее мнению, пространство, окружающее человека, постоянно меняется, что не может не оказывать влияния и на самого человека. Личности присущ динамизм, гибкость, адаптивность, готовность к планируемому и непредвиденному самоизменению.

Из сказано выше следует, что классный руководитель должен обладать педагогической компетентностью, а именно: нужными знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, умением общаться сдетьим и взрослыми, участвовать в решении различных межличностных отношениях своих учеников, быть готовым формировать у них гражданскую позицию, духовно-нравственные качества, толерантное отношение к представителям иных лингвоэтнокультур, работать в условиях инклюзивного образования, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться инновационными информационными технологиями, стремиться избегать и преодолевать конфликты.


Похожая информация.