Если произошла авария и нет страховки. Дтп без страховки осаго. потерпевший получит возмещение? Что делать, если попал в ДТП без страховки, но потерпевший

в данном случае полис ОСАГО тебе не нужен, ибо он нужен для того, чтобы в случае твоей вины в ДТП выплачивать деньги пострадавшему.

А вот то, что машина не застрахована (КАСКО) - это плохо, ибо в том случае, если тебе не хватит для ее восстановления лимита ОСАГО виновнка, то остальные деньги придется отвоевывать у него через суд.

Но тебя все равно накажут:

Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

(введена Федеральным законом от 25.04.2002 N 41-ФЗ)

1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями -
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, -
влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

И, кроме этого наказания, будет еще вот это:

Статья 27.13. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации

(в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ)

1. При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1, 3 и 4 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16, частями 3 - 4, 6 статьи 12.19, частями 1 - 3 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 14.38 настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 2 или 3 статьи 12.21.1 или частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае, если транспортное средство, в отношении которого принято решение о задержании, будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, оно до начала задержания может быть перемещено путем управления транспортным средством его водителем либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в ближайшее место, где данное транспортное средство таких препятствий создавать не будет.
(в ред. Федеральных законов от 02.04.2012 N 31-ФЗ, от 07.05.2013 N 98-ФЗ)
2. При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных статьями 8.23, 9.3, частью 2 статьи 12.1, статьей 12.4, частями 2 - 7 статьи 12.5, статьей 12.37 настоящего Кодекса, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства . Разрешается движение транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.3 и частью 2 статьи 12.5 настоящего Кодекса, к месту устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства, но не более чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации транспортного средства. После устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства государственные регистрационные знаки возвращаются его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством.
(в ред. Федеральных законов от 10.07.2012 N 116-ФЗ, от 25.12.2012 N 252-ФЗ)
3. Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации или о прекращении указанных задержания и запрещения принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, также должностными лицами военной автомобильной инспекции. Указанными должностными лицами составляется протокол о применении соответствующей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
4. В протоколе о задержании транспортного средства или в протоколе о запрещении эксплуатации транспортного средства указываются дата, время, место, основания принятия решения о задержании транспортного средства или запрещении его эксплуатации, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В протоколе о задержании транспортного средства указываются наименование органа (учреждения, организации), должность, фамилия, имя и отчество лица, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.
5. Протокол о задержании транспортного средства или протокол о запрещении эксплуатации транспортного средства подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
6. В случае отказа лица, в отношении которого применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
7. Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида или протокола о запрещении эксплуатации транспортного средства вручается лицу, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
8. Протокол о задержании транспортного средства в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых.
9. Перемещение транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств и обеспечение запрещения эксплуатации транспортного средства осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
10. Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 252-ФЗ)
11. Расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
12. В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктом 2 (за исключением случая недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности), пунктами 3, 7 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса, расходы на перемещение и хранение транспортного средства возмещаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а транспортное средство незамедлительно возвращается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 252-ФЗ

Несмотря на то, что приобретение страховки для транспортного средства является обязательным требованием для автомобилистов, тем не менее, далеко не все успевают вовремя оформить или продлить полис. В результате этого вы можете оказаться в очень неприятной ситуации, когда при ДТП у виновника происшествия просто не окажется страховки. Как быть в такой ситуации и что делать, чтобы получить с него денежную компенсацию за причиненный ущерб? Из этой статьи вы узнаете об основных действиях, которые следует предпринимать, если у виновника ДТП нет страховки.

Как вести себя на месте дорожно-транспортного происшествия?

Если вы попали в ДТП, то первым делом следует взять себя в руки и успокоиться. Ни в коем случае не нужно впадать в истерическое состояние. Категорически запрещается применять физическое или на виновника аварии, поскольку в этом случае он может подать встречный иск, и ситуация, в которой закон полностью на вашей стороне, может обернуться против вас. Если у виновника ДТП нет страховки, что делать в данной ситуации, думаете вы? Первым делом следует сразу же вызвать сотрудников ГИБДД на место происшествия. При этом совершенно не имеет значения, насколько сильно пострадал ваш автомобиль, поскольку в случае отсутствия у виновника ДТП страхового полиса стандартный протокол европейского образца оказывается бесполезным и получить хоть какую-то компенсацию вы уже не сможете.

После прибытия на место происшествия представителей правопорядка необходимо очень подробно и во всех деталях описать им случившееся и особенно сделать акцент на том, что виновник ДТП без страховки. Все детали должны быть зафиксированы в протоколе, в противном случае решение проблемы может существенно усложниться.

После того как происшествие будет документально зафиксировано сотрудниками ГИБДД, оба участника ДТП получают на руки копии протокола, а уже потом место аварии можно будет покинуть.

Если у виновника ДТП нет страховки, как взыскать компенсацию в этом случае, будет рассказано далее, необходимо обязательно записать его адрес проживания и контактный номер телефона. Если подобную информацию он предоставить категорически отказывается, то ее можно попросить у сотрудника ГИБДД, который занимается оформлением происшествия. Помимо этого, данные виновника аварии будут указаны в протоколе, однако, если адрес проживания отличается от регистрации, то в этом случае найти его будет значительно сложнее.

Автотехническая экспертиза

С проведением экспертизы не стоит затягивать, поскольку если она не будет выполнена в течение двух недель, суд может отказать вам в судебном разбирательстве, по причине отсутствия доказательств. При этом если водитель попал в ДТП, виновник без страховки оказался, то проведением экспертизы вам придется заниматься полностью самостоятельно. Помимо этого, все сопутствующие расходы также ложатся на ваши плечи. Вам необходимо будет найти компанию, уполномоченную осуществлять подобную деятельность, и оплатить ее услуги. Если впоследствии суд докажет вину другого участника ДТП, то вы сможете полностью компенсировать эти расходы.

Кто может заниматься экспертизой?

Выполнять осмотр места может абсолютно любая компания или организация, у которой есть все необходимые документы, разрешающие проведение автотехнической экспертизы и составление сопутствующей документации. При выборе конкретной организации будет нелишним заранее уточнить, будут ли документы, составленные ею при проведении экспертизы, учитываться судом во время разбирательства.

Если у виновника ДТП нет страховки, то для проведения экспертизы лучше всего пользоваться услугами следующих компаний и представителей:

  • государственный оценщик;
  • частная компания, специализирующаяся на автотехнических экспертизах;
  • специализированный сервисный центр;
  • научный институт соответствующей специализации.

К выбору экспертной компании следует подходить очень серьезно, поскольку от этого во многом зависит результат дальнейшего судебного разбирательства.

Порядок проведения процедуры оценки

После того как будет выполнена экспертиза на месте ДТП, а также определена величина причиненного вам ущерба, представители компании составляют соответствующий акт, в котором указываются все подробности аварии, устанавливается истинный виновник происшествия, а также указывается точная сумма, необходимая для ремонта транспортного средства.

Если у виновника ДТП нет страховки, и чтобы он впоследствии не смог оспорить результат экспертизы, рекомендуется предварительно оповестить его о времени и месте проведения оценки. Делать это лучше заказным письмом, чтобы у вас были доказательства того, что он был оповещен. Помимо этого, в обязательном порядке следует ознакомить вторую сторону с результатом экспертизы, показать оригинал акта, а также передать копию документа. Как показывает статистика, этого вполне достаточно, чтобы суд с виновником ДТП без страховки был выигран в вашу пользу. Многие участники аварии предпочитают даже не доводить дело до суда, а уладить конфликт тихо и мирно, выплатив пострадавшему всю сумму.

Судебное разбирательство

Если виновник ДТП без страховки, что делать? Первым делом следует предложить ему решить вопрос без обращения в суд. Если оплатить ремонт машины он наотрез отказывается, то необходимо составить досудебную претензию. Это можно сделать самому или воспользоваться услугами юрисконсульта. В этом документе необходимо очень подробно описать ДТП, указать все документы, которые у вас есть на руках по поводу этого происшествия, а также не забыть упомянуть об отсутствии страхового полиса у виновника аварии. Помимо этого, в обращении также указывается полная сумма компенсации, которую вы хотите получить.

На компенсацию каких расходов можно рассчитывать?

Если вашей вины в дорожно-транспортном происшествии нет, а у виновника столкновения нет ОСАГО, то вы можете получить денежную компенсацию не только за ремонт автомобиля, но и по другим статьям расходов, к которым относятся:

  • стоимость автотехнической экспертизы;
  • расходы на оценку ущерба;
  • моральный ущерб;
  • эвакуацию ТС;
  • расходы на лечение пострадавших в ДТП.

Помимо этого, вы вправе потребовать компенсацию любых других статей расходов, которые имеют непосредственно отношение к дорожно-транспортному происшествию.

Дальнейшие действия

Если при ДТП виновник не вписан в страховку, и в течение двух недель после предъявления ему досудебного обращения никаких действий с его стороны не последовало, то необходимо передавать дело в суд. Для этого придется нанять хорошего юриста, услуги которого обойдутся где-то в 30 000 рублей. Помимо этого, вы будете должны уплатить государственную пошлину, размер которой составляет 400 рублей. Стоит отметить, что все эти расходы будут полностью вам компенсированы виновником ДТП в случае признания судом его вины. Вы можете обойтись и без помощи юриста, и представлять свои интересы в суде самостоятельно, однако для этого нужно хорошо разбираться во всех юридических нюансах.

Разбирательство в суде

В большинстве случаев судебный процесс длится приблизительно 2-3 месяца, однако разбирательство может существенно затянуться, если суду потребуются какие-либо дополнительные документы, а также если вторая сторона по каким-либо причинам не явится на суд.

Если судебное разбирательство затягивается на очень длительное время, то для возмещения ущерба вы можете затребовать у суда изъятие машины у виновника ДТП и реализацию ее посредством проведения аукциона. В этом случае вам из вырученных средств после продажи автомобиля.

Сложности получения компенсации, если у виновника ДТП нет страховки, могут начаться в том случае, если у него в данный момент нет в распоряжении необходимой суммы или он из малообеспеченной семьи. Возмещение ущерба в этих случаях будет происходить постепенно, посредством удержания определенной части заработной платы виновника ДТП, что может занимать несколько лет, если размер ущерба очень велик.

Что делать, если страховой полис недействителен?

Еще одной распространенной ситуацией, с которой сталкиваются многие водители при ДТП, является недействительный страховой полис. Подобные ситуации возникают тогда, когда страховая компания прекратила осуществление своей деятельности или не имеет лицензии, разрешающей предоставлять страховые услуги. В первом случае компенсация будет вам выплачена из резервного фонда союза автостраховщиков. А вот второй случай является более проблемным, поскольку в большинстве вариантов, пострадавшие в ДТП водители просто не успевают вовремя провести экспертизу и оценку причиненного ущерба, в результате чего шанс на то, что вторая сторона возместит вам все расходы, сводится практически к нулю. Чтобы избежать подобной проблемы, в случае попадания в ДТП очень важно в самые короткие сроки обратиться в страховую компанию и убедиться в наличии у нее соответствующей разрешающей документации.

Заключение

Если у виновника ДТП нет страховки, то нужно как можно скорее принять все необходимые меры, описанные ранее в этой статье. Любое промедление значительно снижает ваши шансы на успешное получение компенсации за причиненный ущерб со стороны виновника ДТП. Существуют и более тяжелые случаи, которые встречаются в юридической практике и требуют большего количества времени для решения, однако, если вы будете действовать полностью в рамках действующего законодательства, то вы без проблем сможете со всем этим справиться. Но, как бы там ни было, будьте всегда внимательны на дороге! Ни одна финансовая компенсация не вернет потраченные нервы и здоровье.

Согласно Федеральному закону № 40 ч.2 ст.4, водители не вправе управлять автотранспортом без полиса ОСАГО. Тем не менее, статистика гласит о том, что около половины автовладельцев не оформляют страховку.

Вероятно, они считают, что заплатить штраф – куда дешевле, чем приобрести полис автогражданской ответственности.

А ведь ситуации на дороге бывают разные. И от аварий никто не застрахован.

Как быть, если виновник аварии без страховки? Можно ли с него взыскать компенсацию за нанесённый ущерб?

Зачем нужна страховка водителю?

Принцип действия полиса ОСАГО состоит в том, что, когда случается ДТП, страховщик виновной стороны выплачивает установленную денежную сумму для ремонта машины пострадавшему участнику.

А если виновник аварии без страховки? Что делать пострадавшему? Поскольку ответственность водителя не застрахована, то и отсутствует страховая компания, которая могла бы покрыть выплаты.

Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ, а также ФЗ № 337, все затраты на ремонт автомобиля пострадавшего лица и своего ТС виновник ДТП берёт на себя.

Помимо того, ему придётся заплатить штраф за управление авто без страхового полиса, равный 800 рублям, а также понести дополнительные финансовые затраты, включающие компенсацию и моральный вред, нанесённый потерпевшему.

Всё это говорит об одном: полис ОСАГО – это необходимый документ для каждого водителя. Застраховав свою ответственность, вы переносите часть финансовых потерь при ДТП на страховщика и освобождаетесь от административной ответственности, а также от многочисленных хлопот, связанных с судебными разбирательствами.

Если у виновника ДТП отсутствует ОСАГО: что делать?

Существует 3 варианта решения вопроса:

  1. Урегулирование проблем на месте, без последующих разбирательств.
  2. Досудебная претензия: виновник на этапе разбирательств принимает решение об оплате убытков потерпевшего в добровольном порядке.
  3. Судебный иск: виновник выплачивает компенсацию принудительно.

Видео: Что делать, если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО?

Если нет пострадавших, то действия ваши могут быть такими:

  1. Сделайте фото или видеозапись с места происшествия.
  2. Заполните извещение.
  3. Отправьтесь на ближайший пост ГИБДД для оформления аварии.

Если же виновник аварии готов сразу же возместить ущерб, прямо на месте ДТП, то вам повезло – меньше хлопот будет далее .

Но у провокатора ДТП не всегда имеется с собой нужное количество денег для возмещения ущерба. В этом случае можно оформить расписку, гарантирующую выплату.

Преимущества данного способа решения проблемы налицо:

  • это экономит время;
  • избавляет от разбирательств с ГИБДД;
  • виновник избежит штрафа за езду без страховки.

Как составить расписку? Расписка составляется в произвольной форме с внесением следующей информации:

  • ФИО участников, их адреса;
  • описание ситуации;
  • повреждения, полученные автомобилем;
  • причины возмещения ущерба виновником;
  • сведения об автомобилях (марки, модели, номера ПТС, госномера, VIN-номера и т.д.);
  • указание суммы и сроков передачи денег.

Лучше будет, если виновный напишет весь текст расписки от руки. На документе обязательно должны стоять подписи обоих участников ДТП.

Если виновник ДТП не соглашается на ваши условия, вызывайте ГИБДД . Проследите, чтобы инспектор обязательно зафиксировал в справке отсутствие полиса ОСАГО у вашего оппонента.

Помимо того, следует указать его данные:

  • адрес прописки;
  • номер телефона.

Следующий шаг — сбор пакета документов для составления юридической претензии, который включает:

  1. Отчёт о независимой экспертизе. Стоит такая процедура недёшево: от 2000 до 7000 рублей. Однако данный документ очень важен, поскольку содержит в себе описание всех повреждений и подсчёт ущерба.
  2. Отчёт об утилизации ТС. Составляется отчёт УТС только в том случае, когда машина не подлежит восстановлению. Стоит этот документ от 2 000 до 5 000 рублей. При составлении обоих отчётов необходимо присутствие виновника аварии. Предварительно отправьте ему по почте официальное уведомление. Важно, чтобы тот поставил свою подпись о получении бумаги.
  3. Досудебную претензию. Данный документ могут составить юристы, и обойдётся он вам в 3 000-5 000 рублей. Кстати, в составлении претензии нет ничего сложного, поэтому её можно написать самостоятельно. В ней нужно указать:
    • направление маршрута;
    • место аварии;
    • обстоятельства ДТП.

    Все претензии к виновнику подкрепляйте выдержками из закона . В конце укажите общую сумму причинённого ущерба.

    Обратите внимание: итоговая сумма компенсации может быть выше, чем указанная в акте экспертом. Вы вправе в неё включить услуги эвакуации, адвоката, проведение всех экспертиз, а также моральный ущерб.

    К претензии прикрепите следующие документы:

    • копию справки о ДТП;
    • копию постановления об административном правонарушении;
    • копии писем, в которых виновник приглашается на осмотр;
    • заключение эксперта об оценке ущерба;
    • копии документов на ТС;
    • чеки, подтверждающие все ваши расходы.

В большинстве случаев после направления досудебной претензии виновники ДТП соглашаются на выплату суммы, выставленной независимыми экспертами.

Если же доводить дело до суда, то кроме ущерба, виновнику придётся оплачивать судебные издержки.

В том случае, если предложение оплатить ущерб по досудебной претензии были отвергнуты, весь пакет документов перенаправляется в суд.

Кроме того, необходимо составить исковое заявление.

Для грамотного ведения дела лучше нанять юриста, однако ему нужно будет сразу же заплатить энную сумму.

Исковое заявление подаётся, как правило, в суд по месту прописки виновника (ст. 28 ГПК РФ), но это не обязательно.

Если исковая сумма не превышает 50 000 рублей, то дело ведёт мировой судья; при большем возмещении дело направляется в районный суд.

Документы

К иску прилагается весь перечень документации, указанный ранее . Правда, вместо копий, судье понадобятся оригиналы таких документов, как:

  • заключение экспертизы;
  • справка о ДТП;
  • постановление об административном нарушении;
  • приглашение виновника на экспертизу.

Помимо того, пакет дополняется:

  • доверенностью на ведение дела (в том случае, если вы наняли юриста);
  • квитанцией по оплате госпошлины;
  • документами по досудебному урегулированию;
  • копией искового заявления, предназначенного для виновной стороны.

Составление искового заявления

Исковое заявление должно составляться грамотно, в соответствие со ст. 131 ГПК РФ. Оно содержит те же сведения, что и досудебная претензия, но сюда ещё включается рассказ о попытке досудебного урегулирования.

Кроме возмещения основного ущерба с сопутствующими расходами, вы вправе требовать возмещение морального вреда (ст. 94 ГПК РФ). Срок, в течение которого возможно подать иск на виновника аварии, составляет 3 года.

Занимает судебный процесс от 1 до 3 месяцев . Но в случае неявки виновника ДТП на заседания, тяжба может затянуться на неопределенный срок.

Для ускорения процесса получения компенсации адвокат может потребовать у суда наложить арест на ТС виновника ДТП.

Даже отсутствие постоянной работы не может служить причиной отказа от выплаты возмещения. По решению суда виновника аварии могут обязать выплачивать по 50% от ежемесячного заработка.

Сумма может вырасти и до 70%, если в ДТП был причинён ещё и серьёзный вред здоровью.

За пользование фальшивым полисом автовладельцу грозит лишение прав, значительный штраф, административная или даже уголовная ответственность. Получить возмещение с такого водителя можно по схеме, представленной выше.

Единственное исключение — сначала ему придётся подать заявление в РСА (Российский союз автостраховщиков) с просьбой о проведении экспертизы страховки.

В том случае, если РСА подтвердит фальшивость ОСАГО, пострадавшему далее придётся проводить автоэкспертизу, отправлять претензию и, возможно, обращаться в итоге в суд.

Если у виновника окажется полис-двойник (когда на один и тот же страховой номер зарегистрировано несколько машин), то шанс получить компенсацию со страховой фирмы довольно высок.

Просроченный же полис приравнивается к полному отсутствию страховки, и всё расходы по возмещению ущерба лягут на виновника ДТП.

В течение 10-дневного срока после решения суда каждая сторона получает на руки судебное постановление. Если виновник ДТП не торопится выплачивать установленную судом компенсацию, то пострадавшему стоит обратиться в службу судебных приставов .

Данная организация призвана исполнять судебные решения и обладает для этого своими методами воздействия на должника. К примеру, судебные приставы вправе заблокировать регистрационные действия на машину должника или обратить взыскание на имущество, собственником которого он является.

Пострадавшему же остаётся постоянно интересоваться у приставов о принятых мерах и ходе дела. Это вынуждает сотрудников службы работать быстрее и качественнее, например, подать повторный иск с требованием об индексации суммы долга в связи с уровнем инфляции в стране.

Обычно такие судебные дела решаются погашением задолженности.

Итак, если вы попали в ДТП, а виновник аварии без страховки, постарайтесь всеми силами решить проблему без судебных разбирательств, поскольку процесс этот не из приятных, да и обойдётся в копеечку.

Успешность исхода дела, доведённого до суда, во многом зависит от грамотного оформления документов . Надеемся, что информация, представленная выше в статье, поможет вам в случае возникновения подобной ситуации.

Ситуация, когда попал в ДТП без страховки, но в происшествии виноват не я, не такая плохая. Хуже, когда человека признают виновником, а у него нет ОСАГО. Тогда придется доставать деньги из своего кармана, потому как возместить убытки страховая компания не сможет. Но следует знать, как вести себя при ДТП и получить возмещение ущерба. Разберемся в порядке действий при аварии и обращении к страховщику.

Поведение при аварии

От того, как водитель действует при ДТП, зависит, будут ли проблемы с законом. Ни в коем случае не покидайте самовольно место происшествии. Даже если у пострадавшего в ДТП нет полиса ОСАГО, это не повод, чтобы уехать без выяснения обстоятельств аварии.

Когда без страховки попал в дорожно-транспортное происшествие, это неприятно. Некоторые переживают, что их привлекут к ответственности за отсутствие страхования обязательной автогражданской ответственности. Но при ДТП без ОСАГО нужно думать не об этом.

Первым делом остановите автомобиль, включите аварийку и выставьте знак аварийной остановки. После этого следует убедиться, что нет пострадавших. Если кому-то был нанесен ущерб, вызовите скорую помощь. Если жертв из участников ДТП или прохожих нет, можно приступить к урегулированию вопроса.

Важно ничего не трогать, не передвигать предметы, которые относятся к аварии. Необходимо снять на видео место происшествия или хотя бы сделать фотографии. В деталях следует запечатлеть нанесенные повреждения, причем до приезда ГИБДД.

Если человек попал в ДТП без страховки и говорит, что я не виноват, нужно согласовать данный момент с остальными участниками, так как они могут быть не согласны с этим. Если хотя бы у одного из участников иное мнение, потребуется привлечь к разрешению спора сотрудников ГАИ. Они решат, кто невиноват, а кто стал причиной столкновения.

Важно! Сейчас есть возможность на месте заполнить европротокол и не привлекать ГИБДД к происшествию. Такое возможно, если был нанесен небольшой ущерб, отсутствуют жертвы, а у водителей нет разногласий по поводу произошедшего.

Однако если попал в аварию без страховки и при этом виноват, составить европротокол нельзя. Более того, придется платить из своего кармана.

Необходимо спросить контактные и паспортные данные у второго участника дорожно-транспортного происшествия. Также важно записать информацию о полисе ОСАГО и об автомобиле. Это позволит в будущем связаться и убедиться в том, что страховку выплатят.

Если у потерпевшего нет ОСАГО, это не проблема. Когда можно уверенно заявить, что «я не виновник», нет причин для переживаний. Главное, чтобы у второго попавшего в аварию был полис – тогда можно будет быстро получить компенсацию.

Обращение к страховщикам

Рассмотрим, что делать в ситуации, если человек попал в аварию без страховки и говорит, что я не виноват. Важно, чтобы он действительно был признан потерпевшим – тогда все заботы, касающиеся компенсации ущерба, лягут на плечи второго участника. Если у него есть страховка, проблему можно быстро решить, ведь полис покрывает тот случай, когда его обладатель попал в ДТП по своей вине.

Разберем, как действовать потерпевшему.

  1. Обсудить вопрос по поводу виновности со вторым человеком и убедиться, что у него есть ОСАГО.
  2. Переписать данные из полиса, включая номер и дату выдачи, взять контактную информацию страховщиков и получить копии страховых бумаг.
  3. Получить извещение о ДТП, которое должно быть заполненным. Причем должно быть два экземпляра, чтобы каждому из участников досталось по одному.
  4. Обратиться в страховую компанию виновника, чтобы узнать о процедуре получения компенсации.

Если человек был в ДТП без страховки и не виноват, он сможет получить компенсацию. Конечно, могут быть определенные проблемы – например, попал в аварию, а страховщики не хотят платить или назначают сумму меньше требуемой. Тогда у потерпевшего в ДТП может появиться необходимость обратиться в вышестоящие органы. В 2019 году дело редко доходит до суда – чаще удается урегулировать вопрос непосредственно со страховой компанией или с Центробанком.

Другое дело, если при ДТП нет страховки и у виновника. Что будет в этом случае? Пострадавший сможет получить свои законные деньги, но проблема кроется в другом. Когда попал в аварию, но не можешь предоставить полис, приходится платить из своего кармана. Дело может дойти до суда, а этот процесс надолго затягивается. Деньги удастся получить не сразу и даже не в течение месяца.

Если виновник тоже без страховки

Отдельно стоит разобраться, что делать, если второй водитель тоже без ОСАГО. Такие ситуации встречаются редко, так как сейчас у большинства есть действующий полис, однако имеется вероятность, что случилось ДТП, но нет страховки. Тут начинаются сложности, которых можно избежать лишь в одном случае.

Повезет, если человек попал в аварию, признал свою вину и на месте выплатил ущерб. Такое возможно, если нет жертв среди людей, а сумма компенсации небольшая. Хуже, когда люди попадают в дорожно-транспортное происшествие, но нет возможности сразу отдать деньги. Виновный может попросить отсрочку, пообещав в ближайшее время отдать полную сумму. Тут каждый сам должен решать, соглашаться на подобное или нет – могут и обмануть, а в суде будет сложно выиграть из-за отсутствия документов об аварии.

Многие думают, что меня обойдет аварийный случай, и поэтому не продлевают страховку. А потом возникает проблема, когда попал в ДТП я, а ОСАГО нет. Может встретиться человек, который станет отрицать свою виновность. Тогда придется обратиться в суд, чтобы потребовать положенную сумму. Но нужно иметь документы об аварии, а также заключение после экспертизы по поводу нанесенного ущерба. Шанс выиграть дело велик, поэтому следует подавать иск и дождаться окончания разбирательств.

Если потерпевший в ДТП без действующей страховки ОСАГО, это не проблема. Главное, чтобы у виновника был полис, и тогда можно получить компенсацию без затяжных судебных разбирательств.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Привет всем читателям блога сайт.

Сегодня расскажу о том, какие для водителя могут быть последствия в случае, если попал в ДТП без страховки и он виновник происшествия.

Если же вы не виноваты, то вам сюда:

К сожалению, попадание в ДТП – это одно из частых неприятных происшествий и хорошо если водитель имеет полис ОСАГО, тогда последствия полностью или частично берет на себя страховая компания (СК).

Но что если на момент аварии у вас по каким-либо причинам не оказалось действующей страховки, а вы являетесь виновником? Например, она у вас сезонная или просто нет желания тратить на страхование лишние деньги, надеясь на свое водительское мастерство и опыт.

Тогда придется разбираться со всеми последствиями самостоятельно и вот тут автомобилисту нужно ясно себе представлять все предстоящие процедуры, варианты решения проблемы и свои права. Иначе вам могут вменить излишнюю вину, затребовать необоснованно завышенную компенсацию и просто промотать лишние нервы.

Какие последствия и перспективы имеются для водителя-виновника ДТП если у него нет страховки?

Кто определяет виновность участника ДТП?

Итак, по вашей вине произошло ДТП, а у вас нет действующего ОСАГО. Тут многое зависит от характера происшествия. Если в аварии приняли участие три и более транспортных средств (ТС), то это тема отдельной статьи, а мы возьмем классический вариант с двумя участниками.

Вы должны знать, что даже явная видимость вашей вины в происшествии не означает ее фактическую констатацию на все 100%. То есть не нужно сразу объявлять: «я виноват», т. к. это может оказаться не так. Ведь если участники столкновения не являются работниками ГИБДД или автоэкспертами, то точно определить принадлежность виновности или ее степень они вряд ли смогут.

В лучшем случае это будет приблизительная картина событий и опыт показывает, что обычно у каждой стороны она своя, поэтому предварительно-точное заключение может дать только инспектор ДПС, после обследования места аварии.

Именно предварительное заключение, т. к. никакая составленная на месте ДТП документация не определяет виновность, а является лишь официальным основанием для этого.

А кто ее определяет на все 100%? Определяет суд.

Но только в том случае, если предполагаемый виновник не возьмет добровольно всю ответственность на себя. И для этого достаточно лишь добровольно оплатить выписанный инспектором штраф, соответствующий характеру происшествия.

Таким действием предполагаемый виновник переводит себя в разряд установленных, учтите это и если вы не со всем согласны, то с оплатой штрафа повремените до выяснения.

Какие могут быть варианты действий у виновника ДТП?

Общее правило, в случае ДТП и отсутствия у его виновника страховки, предполагает самостоятельное полное возмещение потерпевшей стороне нанесенного ущерба. Это самое главное, но только в том случае, если происшествие не привело к тяжким последствиям для участников столкновения и третьих лиц.

То есть, вариантов два:

  • Исчерпание инцидента в частном порядке на месте происшествия.
  • Решение вопроса официально с привлечением работников ДПС.

В случае, если ДТП не является катастрофическим и технике причинен ущерб малой или средней тяжести, а людям только незначительный вред (небольшие синяки и ссадины, кроме области головы), то инцидент можно исчерпать на месте, без вызова правоохранителей.

В случае тяжелых последствий аварии: сильные повреждения ТС и значительный вред здоровью, а также при несогласии сторон по вопросу виновности или суммы компенсации, необходимо вызывать ДПС, для официального оформления ДТП.

Исчерпание инцидента по ДТП на месте без вызова правоохранителей

Если вы видите, что вина за ДТП с большой долей вероятности ляжет на вас и признаете это, то вышеуказанный вариант будет наилучшим. Но только в том случае, если предполагаемый потерпевший согласен на такое решение и не предъявляет непомерно завышенных требований по части компенсации, которые вы не готовы или не в состоянии выполнить.

Если потерпевший, после предварительного осмотра повреждений, согласен решить вопрос о возмещении с вами самостоятельно, то сделайте видео и фото фиксацию места происшествия, причиненных повреждений и уберите ТС с проезжей части на обочину для более детального обследования.

После оценки повреждений вы должны прийти с потерпевшим к соглашению о сумме возмещения и уплатить ее на месте, взяв финансовую расписку в получении денег с обязательным указанием того, что инцидент полностью исчерпан.

Если же с правильной оценкой ущерба возникли затруднения, то можно отогнать машину на СТО, где это сделают более профессионально. А если нужной суммы на руках нет, то допустимо уплатить ее часть, предоставить какой-либо залог (электроника, съемные или запасные элементы авто и т. п.) и в расписке указать время и место выплаты остальной суммы, не забыв прописать что и в каком состоянии оставляется в залог.

Официальное оформление ДТП и исчерпание инцидента официальным путем

Какие есть плюсы и минусы при подобном развитии событий?

Если частного соглашения по исчерпанию инцидента достигнуть не удалось, то делу будет дан официальный ход, который не обязательно будет для вас более затратный по деньгам, но уж точно времени и нервов он заберет больше.

Основные минусы

Из очевидных минусов, учитывая отсутствие ОСАГО, можно отметить следующие:

  • Обязательный штраф по ОСАГО – вы оплатите 800 руб.
  • Штраф по ДТП – в зависимости от характера нарушения или их совокупности (если они имеются) вам будет выписан штраф по тарифам предусмотренным главой 12 ПДД, содержащей 37 статей для различных правонарушений. Суммы этих штрафов могут быть немалыми. Например, при обнаружении признаков остаточного опьянения, сумма штрафа составит 30 тыс. руб.
  • Дополнительные санкции – кроме штрафов, если это предусмотрено законом, на предполагаемого виновника могут быть наложены санкции такие, как лишение права управления ТС и др.
  • Сумма выплат – при официальном разбирательстве сумма выплат обыкновенно больше, за счет начисления различных дополнительных расходов потерпевшего: на юридическое сопровождение, экспертизу и др. услуги. А если дело дойдет до суда, то возможны выплаты и сверх фактического ущерба.
Единственный плюс

Как видите, минусов предостаточно и большая часть из них довольно серьезны. Ну а плюс для виновника без страховки тут может быть только один – возможность объективного расследования дела и назначение справедливой компенсации.

Помните, как в кинофильме «Иван Васильевич меняет профессию» Антон Семенович Шпак перечислял убыток: «Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… три куртки…».

Ну вот, примерно в таком духе, может озвучить свои претензии потерпевший, а независимая экспертиза даст точные сведения, да и суд может учесть сопутствующие обстоятельства и уменьшить, а не только увеличить сумму заявленной компенсации.

Официальный ход дела – что это означает и что следует учитывать виновнику
Исходные документы

Официальный ход дела не обязательно означает судебный иск. В первую очередь это официальное оформление ДТП для получения документации, которая может далее использоваться в суде.

Данная документация нужна не только потерпевшему, но и виновнику, поэтому желательно взять с места происшествия у инспектора не только справку о ДТП, но и копии других документов: схемы происшествия, протокола об административном правонарушении (если оно выявлено), акта медицинского освидетельствования (если нужен).

Что делать если инспектор явно не прав и отражает в документации неверные факты? В этом случае вы имеете возможность указать в поле для объяснений свою позицию и перечислить нарушения инспектора. Также вы можете вообще отказаться подписывать протокол или написать «не согласен».

Старайтесь все делать письменно, а не словесными оправданиями наподобие «в этом я не виноват, а в этом частично» – ваши сомнения должны быть зафиксированы документально на месте ДТП.

Техническая экспертиза автомобиля потерпевшего

В дальнейшем потерпевший скорее всего будет проводить техническую экспертизу повреждений, на которую в обязательном порядке должен пригласить вас почтовой телеграммой с уведомлением, в которой указано место, дата и время проведения обследования.

При оформлении первичных документов о ДТП точно укажите свой почтовый адрес, т. к. если телеграмма до вас не дойдет по причине отсутствия адресата, это не будет учитываться в вашу пользу.

На экспертизе вам лучше присутствовать и контролировать ее ход. Она будет начата ровно через 30 минут после указанного в телеграмме времени, поэтому постарайтесь не опаздывать. Не забудьте взять себе копию экспертного заключения.

Досудебная претензия от потерпевшего

После экспертизы пострадавшая сторона заказным письмом с уведомлением отправит на ваш адрес пакет документов досудебной претензии. В ней должны быть точно отражены обстоятельства ДТП и перечислены пункты по которым требуется возмещение с итоговой суммой.

Внимательно ознакомьтесь с данным документом, проверьте соответствие содержащейся в нем информации, а в идеале обсудите его с юристом. На ознакомление с данной претензией по закону вы имеете 30 календарных дней. По истечении этого срока на вас будет подан иск в суд.

Если особенных перегибов с суммой возмещения нет, и вы со всем согласны, то лучше на данном этапе оплатить компенсацию и исчерпать инцидент. Если же согласия по предъявленным требованиям или же по всей сути произошедшего у вас нет, то начинайте готовиться к суду.

Судебный иск от потерпевшего

Если вы не согласны с предъявляемыми к вам претензиями, то для суда следует нанять юриста и построить стратегию своей защиты. При явных признаках того, что вы проиграете дело и на вас к основному иску повесят еще и другие выплаты, разумнее всего убедить суд в своей материальной несостоятельности для выплат в полном объеме и ходатайствовать об уменьшении суммы возмещения.

Если для подобного ходатайства есть основания (инвалидность, иждивенцы, факт малообеспеченности семьи и т. п.), то суд обычно идет навстречу и присуждает значительно меньшее (до 50%) возмещение. Но и его вы не обязаны выплачивать сразу и в полном объеме – выплаты можно проводить небольшими ежемесячными перечислениями.

При наличии фактов в вашу пользу, и вашей уверенности, что требования к вам явно завышены, постройте стратегию защиты на этом.

Если в ходе суда действительно вскроются обстоятельства, указывающие на неоправданное завышение исковой компенсации или выяснится, что ваша вина лежит на вас не полностью, то суд может совсем отказать истцу в удовлетворении его иска, с постановлением, что поврежденная машина каждого участника ДТП восстанавливается за личный счет владельца. Или будет присуждено частичное возмещение.

Даже постановление суда, при вашем с ним несогласии, можно обжаловать апелляцией, решения по которой часто бывают существенно объективней.

Важные нюансы для виновной стороны

Может ли участник происшествия отвечать за него без прямого наличия вины?

К сожалению, да, может, хотя это и выглядит на первый взгляд нелогично. Почему такое возможно?

Дело в том, что возмещение причиненного ущерба основывается на нескольких статьях ГКРФ. Базовой тут является статья 1064, описывающая обобщенные принципы ответственности за ущерб имуществу и вред здоровью.

А в качестве дополнения к ней служит статья 1079, устанавливающая ответственность за ущерб и вред деятельности, классифицируемой как повышенная опасность, куда входит весь автотранспорт.

Так вот, именно последняя статья уточняет, что ущерб и вред причиненный вашим авто даже без вашего участия и ведома, возмещать придется вам.

Как это может выглядеть на деле? Наиболее характерный пример: самопроизвольное движение машины, в результате которого кто-то пострадал или кому-то был нанесен ущерб. Или же вы оставили авто с открытой дверью близ детской площадки, а дети, балуясь, случайно привели машину в движение, что имело последствия.

В общем, суть тут ясна: машина – это как, к примеру, оружие, за ненадлежащий надзор по которому наступает ответственность, о чем все прекрасно знают. То же относится ко всем объектам повышенной опасности.

Есть ли случаи, при которых ответственность владельца авто за причиненный ущерб не наступает?

Да, есть и не единичные.

Неодолимая сила

Согласно все той же ст. 1079 владелец автомобиля освобождается от ответственности за причиненный его ТС вред или ущерб, если к делу имеют отношение обстоятельства неодолимой силы.

Что это такое, неодолимая сила? Обычно под этим подразумевается стихия, но это более широкое понятие. Неодолимая сила – это обстоятельства, которые человек не имел возможности предвидеть и что-либо противопоставить им.

Пример? Пожалуйста: ураган подхватил ваше авто и столкнул его с соседней машиной – тут нет виновных и при более тяжелых последствиях подобное классифицируется как несчастный случай.

Неправомерное завладение автотранспортом

При неправомерном завладении транспортом другим лицом, что является временным или постоянным фактом прекращения владения ТС. Например, злоумышленник взломал и угнал ваше авто, а потом сбил на нем человека.

Всю ответственность нести будет он, если не будет доказано ваше соучастие или попустительство при завладении ТС. Так что будьте внимательны – брошенная открытой дверь и ключ в замке зажигания может быть расценено как попустительство с вашей стороны.

Содействие потерпевшего нанесенному ущербу

Еще, если доказано, что вред или ущерб вашей машиной был причинен при активном и явном содействии этому потерпевшего, то вина с вас может быть снята частично или полностью.

Например, какой-то самоубийца выбрал вас и ваш автомобиль своим орудием и намеренно бросился под колеса. В данном случае ответственность наступит не полная – вы будете наказаны за невнимательность к внезапно появившимся препятствиям, но не за неосторожный наезд, что исключает уголовную статью, даже при гибели потерпевшего.

Производственно-наемные отношения

Ну и самое интересное. Если ваш автомобиль является орудием наемного труда, а вы наемный работник (шофер, к примеру), то в случае причинения этим автомобилем ущерба, он покрывается из корпоративных средств работодателя.

Видите, есть справедливый противовес положению, по которому наемный водитель обязан оплачивать штрафы за не продленный работодателем полис ОСАГО.

Но данная норма относится только к случаям нанесения материального ущерба. А если был причинен вред здоровью, тогда вся ответственность ложится на водителя, вне зависимости от принадлежности его транспорта.

Из данной статьи вы уяснили, что если водитель не купил ОСАГО и попал в ДТП как виновник, то лучшим вариантом будет урегулировать вопрос в частном порядке на месте или же с отсроченным платежом. Но если делу был дан официальный ход, то это не означает, что вы обязаны уплачивать все то, что потерпевший требует по своему иску.

Были ли вы когда-нибудь виновником ДТП при отсутствии полиса ОСАГО? Если у вас есть подобный опыт, то расскажите читателям в комментариях о том, как решалась проблема в вашем случае. Если же вам что-то не совсем ясно, то задавайте вопросы и я обязательно на них отвечу.

Видео-бонус: 10 шокирующих увольнений с работы :

Статья подошла к завершению и на сегодня я с вами прощаюсь. Ожидайте следующих публикаций, которые удобно отслеживать при помощи подписки на обновления блога – попробуйте и вы оцените эту полезную функцию. Если данная статья вам понравилась, то жмите кнопки социальных сетей – поделитесь найденной информацией с друзьями, ведь интернет огромен и этим вы поможете отыскать в нем требуемое другим людям.