Основные направления деятельности органов государственного управления, организаций всех форм собственности и населения по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций Предупреждение тяжелых последствий чс при э

В настоящее время к одной из острых проблем современности относятся проблемы недопущения и ликвидации чрезвычайных ситуаций естественного и техногенного происхождения. С каждым годом количество таких чрезвычайных ситуаций увеличивается, поэтому необходимость разработки мер по модернизации управления безопасностью не вызывает сомнений.

Полностью исключить чрезвычайные ситуации нельзя, но свести к минимуму – вполне реально и возможно. Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс действий, связанных с уменьшением риска появления чрезвычайных ситуаций (снижение материального ущерба и сохранение здоровья людей).

Чрезвычайные ситуации и их предупреждение

Вначале разберемся с самим понятием «чрезвычайная ситуация». Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на той или иной территории, которая возникла по причине аварии, катастрофы или стихийного бедствия. Результатом такой чрезвычайной ситуации могут быть человеческие жертвы, материальный ущерб, урон природе.

В понятие «предупреждение чрезвычайных ситуаций» включен комплекс мер, которые проводятся Федеральными органами России, организациями местного самоуправления, цель которых – предотвращение (недопущение) возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшение объема при возникновении. Предупреждение чрезвычайных ситуаций включает в себя ряд самостоятельных направлений-действий:

  • контроль и прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • повышение технологической безопасности производственных процессов и надежности оборудования и за счет этого – недопущение аварий и катастроф техногенного масштаба;
  • составление инженерно-технических мер, которые направлены на недопущение возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • лицензирование работы чрезвычайно опасных объектов производственного назначения;
  • работы, связанные с подготовкой населения к защите от аварийно опасных ситуаций;
  • информирование населения о чрезвычайно опасных ситуациях в местах проживания людей.

Понятно, что полностью предупредить большинство опасных природных катастроф невозможно (землетрясения, смерчи и пр.), однако в природе существуют многие явления, негативные последствия и разрушительное действие которых можно замедлить и остановить: предупредить спуск лавин в гористой местности или уменьшить губительную силу наводнений.

Мероприятия по уменьшению губительного действия стихийных бедствий

Меры по уменьшению вреда (материального ущерба от бедствий):

  1. Инженерная защита территорий от стихийных бедствий и катастроф (использование гидротехнических сооружений, например, плотин или дамб).
  2. Повышение физической устойчивости объектов к действию поражающих факторов при аварийных ситуациях.
  3. Разработка и установка систем молниеносного оповещения людей при возникновении аварийных ситуаций.
  4. Охрана труда и обеспечение безопасности объекта, поддержание убежищ в надлежащем состоянии.

Планирование таких мероприятий должно проводиться с учетом особенностей территории, где размещается объект, с учетом опасностей. Для этого территория зонируется на отдельные участки, особо пристально обращают внимание на зоны, где риск возникновения чрезвычайных ситуаций велик.

На уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций влияет расположение всевозможных объектов экономики так, чтобы они не были в центре высокой степени техногенной и природной опасности.

Согласно требований Градостроительного Кодекса России в градостроительную документацию в обязательном порядке должны быть включены мероприятия по гражданской обороне и предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций. Для обеспечения безопасности людей на объекте нужно тщательно проработать все меры, направленные на защиту человека в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

1) целенаправленная деятельность органов власти и управления, специальных сил, направленная на предотвращение чрезвычайных ситуаций, по снижению уменьшение возможных потерь и ущерба в случае возникновения, основу которой составляют конкретные превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера, осуществляемые по видам природных и техногенных опасностей и угроз. Значительная часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях на всех уровнях РСЧС. Практические меры, требующие больших финансовых и материальных затрат решаются в рамках федеральных или территориальных целевых программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и реализуются в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в экстремальных условиях;

2) комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а так же на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ до 2005 года". Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организованного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера. Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них проводится по следующим направлениям: мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; рациональное размещение производственных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности; предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающего разрушительного потенциала; предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования; разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, уменьшение масштабов, защиту населения и материальных средств; подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; декларирование промышленной безопасности; лицензирование деятельности опасных производственных объектов; страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций; государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности; информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания; подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Реализация перечисленных направлений осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Предупреждение чрезвычайных ситуаций" в других словарях:

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектами, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их… …

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ - (предупреждение ЧС) комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной … Экологический словарь

    предупреждение чрезвычайных ситуаций - предупреждение ЧС Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной… …

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных… … Официальная терминология

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    Предупреждение ЧС на акваториях Совокупность организационных и технических мероприятий, проводимых органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами Российской… … Справочник технического переводчика

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций (предупреждение чс) - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и… … Экологический словарь

    предупреждение чрезвычайных ситуаций на акваториях - 3.1.8 предупреждение чрезвычайных ситуаций на акваториях; предупреждение ЧС на акваториях: Совокупность организационных и технических мероприятий, проводимых органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (англ. emergency management) это дисциплина по предотвращению рисков и работе с произошедшими рисками. Эта дисциплина включает в себя подготовку к бедствию или катастрофе до их наступления, реакцию на чрезвычайную ситуацию (например,… … Википедия

Книги

  • Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие. Суторьма И. И., Загор В. В., Жукалов В. И. , Суторьма И.И., Загор В.В., Жукалов В.И.. Приведены организация деятельности ОПЧС, основы медицинских знаний, краткое устройство боевой одежды пожарного, ручных пожарных лестниц, ручного инструмента, пожарных рукавов, рукавного…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина»

Контрольная работа

«Пути предотвращения чрезвычайных ситуаций»

Выполнила студентка

Горбачева Д.В.

Проверил: канд. техн. наук

Дюповкин Н.И.

Иваново 2012

Введение

Классификация ЧС

Предотвращение ЧС

Предупреждение ЧС

Заключение

Список литературы

Введение

Стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте, экологические последствия антропогенного воздействия на биосферу, применение противником в случае военных действий различных видов оружия, создают ситуации, опасные для жизни и здоровья населения.

Возникновение любой чрезвычайной ситуации вызывается сочетанием действий объективных и субъективных факторов. В законе Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация (ЧС) определяется как "обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей". метод предотвращение чрезвычайный ситуация

В условиях чрезвычайных ситуаций общество, движимое естественным стремлением к самосохранению, предпринимает осознанные, заранее предусмотренные меры, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Проблема защиты в чрезвычайных ситуациях включает в себя множество аспектов, которые необходимо учитывать при разработке мероприятий по обеспечению безопасности населения, устойчивости объектов народного хозяйства и охране биосферы от антропогенного воздействия. Выбор мероприятий, сил и средств защиты зависит от вида, специфики, протекания чрезвычайных ситуаций, характера порождающих факторов и тяжести последствий.

В данной работе представлена классификация ЧС, а также рассмотрены различные методы, по которым осуществляется предотвращение и предупреждение ЧС.

Классификация ЧС

Классификация ЧС по масштабам

ЧС классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, или людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Класс (уровень) ЧС

Пострадало, чел.

Нарушены условия жизни, чел.

Материальный ущерб, тыс. МРОТ руб.

Граница действия поражающих факторов в пределах

Объективные (локальные)

1 объекта

Района, города, населенного пункта

Территориальные

Субъекта РФ

Региональные

Двух субъектов РФ

Федеральные

Более 5 000

Более двух субъектов РФ

Трансграничные

За пределами РФ

Классификация ЧС по темпу развития

Каждому виду ЧС свойственна своя скорость распространения опасности, являющаяся важной составляющей интенсивности протекания чрезвычайного события и характеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов. С этой точки зрения такие события можно подразделить на:

· внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и т.д.);

· стремительные (пожары, выброс газообразных сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), гидродинамические аварии с образованием волн прорыва, сель и др.)

· умеренные (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах, извержения вулканов, половодья и пр.);

· плавные (аварии на очистных сооружениях, засухи, эпидемии, экологические отклонения и т.п.). Плавные (медленные) чрезвычайные ситуации могут длиться многие месяцы и годы, например, последствия антропогенной деятельности в зоне Аральского моря.

Классификация ЧС по происхождению

ЧС техногенного характера

Транспортные аварии (катастрофы):

· товарных поездов;

· пассажирских поездов;

· речных и морских грузовых судов;

· на магистральных трубопроводах и др.

Пожары, взрывы, угроза взрывов:

· пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;

· пожары (взрывы) на транспорте;

· пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально - бытового, культурного значения и др.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):

· аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении);

· утрата источников ХОВ;

· аварии с химическими боеприпасами и др.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ:

· аварии на атомных станциях;

· аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками;

· аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;

· утрата радиоактивных источников и др.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ):

· аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях;

· утрата БОВ и др.

Внезапное обрушение зданий, сооружений:

· обрушение элементов транспортных коммуникаций;

· обрушение производственных зданий и сооружений;

· обрушение зданий и сооружений жилого, социально - бытового и культурного значения.

Аварии на электроэнергетических системах:

· аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;

· выход из строя транспортных электроконтактных сетей и др.

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения:

· аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;

· aварии на тепловых сетях в холодное время года;

· аварии в системах снабжения населения питьевой водой;

· аварии на коммунальных газопроводах.

Аварии на очистных сооружениях:

· аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;

· аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

Гидродинамические аварии:

· прорывы плотин (дамб, шлюзов и др.) с образованием волн прорыва и катастрофическим затоплением;

· прорывы плотин с образованием прорывного паводка и др.

ЧС природного характера

Геофизические опасные явления:

· землетрясения;

· извержения вулканов.

Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления):

· оползни;

· пыльные бури;

· обвалы, осыпи, курумы, эрозия, склоновый смыв и др.

Метеорологические и агрометеорологические опасные явления:

· бури (9-11 баллов), ураганы (12-15 баллов), смерчи, торнадо, шквалы, вертикальные вихри;

· крупный град, сильный дождь (ливень), сильный туман;

· сильный снегопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, заморозки;

· сильная жара, засуха, суховей.

Морские гидрологические опасные явления:

· тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5 и более баллов), сильное колебание уровня моря;

· ранний ледяной покров, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый лед;

· отрыв прибрежных льдов и др.

Гидрологические опасные явления:

· высокие уровни вод (наводнения), половодья;

· заторы и зажоры, низкие уровни вод и др.

Гидрогеологические опасные явления:

· низкие уровни грунтовых вод;

· высокие уровни грунтовых вод.

Природные пожары:

· лесные пожары;

· пожары степных и хлебных массивов;

· торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых.

Инфекционные заболевания людей:

· групповые случаи опасных инфекционных заболеваний и др.

Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных:

· единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;

· инфекционные заболевания не выявленной этиологии и др.

Поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями:

· массовое распространение вредителей растений;

· болезни не выявленной этиологии и др.

ЧС экологического характера

Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния суши (почвы, недр, ландшафта):

· катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;

· наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;

· интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв и др.;

· кризисные ситуации, связанные с истощением не возобновляемых природных ископаемых;

· критические ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды.

Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (воздушной среды):

· резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;

· превышение ПДК вредных примесей в атмосфере;

· температурные инверсии над городами;

· "кислородный" голод в городах;

· значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;

· образование обширной зоны кислотных осадков;

· разрушение озонового слоя атмосферы;

· значительные изменения прозрачности атмосферы.

Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния гидросферы (водной среды):

· недостаток питьевой воды вследствие истощения водных источников или их загрязнения;

· истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно - бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;

· нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения зон внутренних морей и мирового океана.

ЧС социально- и военно-политического характера

· волнения, антиобщественные выступления граждан;

· падение носителя ядерного оружия с повреждением ЯБП;

· одиночный ядерный взрыв;

· диверсия на военном объекте.

Предотвращение ЧС

Предотвращение чрезвычайных ситуаций (предотвращение ЧС) - комплекс правовых, организационных, экономических, инженерно-технических, эколого-защитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием окружающей природной среды и контроля потенциально опасных объектов, прогнозирования и профилактики возникновения источников чрезвычайной ситуации, а также на подготовку к чрезвычайным ситуациям.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) -- создана по предложению МЧС России в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1113. Объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающего в мирное время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС:

· разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

· осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, обеспечение готовности органов управления, сил и средств, к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС;

· сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

· подготовка населения к действиям в условиях ЧС;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

· международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС;

· ликвидация ЧС.

РСЧС строится по территориально-производственному принципу. Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

· федеральный, охватывающий всю территорию РФ;

· региональный -- территорию нескольких субъектов РФ;

· территориальный -- территорию субъектов РФ;

· местный -- территорию района (города, населенного пункта);

· объектовый -- территорию объекта производственного или социального назначения.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ. В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающей среды и за потенциально опасными объектами.

Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:

· координирующие органы;

· органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);

· органы повседневного управления;

· силы и средства;

· резервы финансовых и материальных ресурсов;

· системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координирующими органами РСЧС являются:

· на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

· на региональном уровне (в пределах нескольких субъектов РФ) - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России;

· на территориальном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

· на местном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

· на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

В пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

· на федеральном уровне - МЧС России, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (региональные центры);

· на территориальном и местном уровнях - соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);

· на объектовом уровне - структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органами повседневного управления единой системы являются:

· центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

· центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

· центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

· единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

· дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

На объектах состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их организации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. К этим силам и средствам относятся силы и средства органов государственного надзора, гидрометеослужбы, ветеринарной службы и др. Благодаря их деятельности предупреждается определенная часть катастроф, прогнозируется их возможное возникновение, об их угрозе оповещаются органы управления и население.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:

· режим повседневной деятельности;

· режим повышенной готовности;

· режим чрезвычайной ситуации.

Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Предупреждение ЧС

Предупреждение чрезвычайных ситуаций -- это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения. Предупреждение чрезвычайных ситуаций основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обусловливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в плане их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

· мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

· рациональному размещению производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

· предотвращению в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;

· предотвращению аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

· разработке и осуществлению инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

· декларированию промышленной безопасности;

· лицензированию деятельности опасных производственных объектов;

· страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

· проведению государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

· государственному надзору и контролю по вопросам природной и техногенной безопасности;

· информированию населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

· подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирование ЧС

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования заключаются в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (террористических актов, вооруженных конфликтов и т.п.), являющихся источниками чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории субъектов РФ включают в себя:

· мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений;

· прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера;

· мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;

· прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:

· оперативный сбор и обработка информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, природно-техногенного и биолого-социального характера;

· создание и поддержание специализированных геоинформационных систем, банка данных по чрезвычайным ситуациям, прогнозирование возникновения, характера развития чрезвычайных ситуаций и их последствий, заблаговременная разработка мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и смягчению их социально-экономических последствий;

· принятие экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ и возбудителей инфекционных заболеваний;

· разработка и оценка эффективности реализации мер по предотвращению или устранению ЧС;

· разработка сценариев развития ЧС.

В зависимости от масштаба чрезвычайных ситуаций различают мониторинг глобальный, региональный, импактный, базовый.

Глобальный мониторинг - слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере, их оценка и прогнозирование возможных изменений.

Региональный мониторинг - слежение за процессами и явлениями в определенных регионах, в которых эти процессы и явления отличаются по природному характеру или по антропогенным воздействиям от естественных биологических процессов, их оценка и прогнозирование возможных изменений.

Импактный мониторинг - слежение за процессами и явлениями в особо опасных зонах и местах, непосредственно примыкающих к источникам загрязняющих веществ, их оценка и прогнозирование возможных изменений.

Базовый мониторинг - слежение за состоянием природных систем, на которые практически не влияют региональные антропогенные воздействия, их оценка и прогнозирование возможных изменений. Это, как правило, удаленные от промышленных районов территории, биосферные заповедники.

Координацию деятельности всех учреждений, работающих в этой области, и руководство ими осуществляет Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ВЦМП) МЧС России, который начал функционировать с 1 июля 1999 г. Он имеет также название центр “Антистихия”, и функционально он входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оперативное реагирование и принятие надлежащих управленческих решений, которые обеспечивают заблаговременное предупреждение, локализацию и ликвидацию последствий ЧС, являются важнейшей составной частью стратегии государства по противодействию угрозам природного характера. С этой целью Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС (центр «Антистихия») осуществляет разработку следующих материалов:

· долгосрочный прогноз стратегического планирования (прогноз на год);

· долгосрочный прогноз циклических ЧС природного характера на осенне-зимний период;

· долгосрочный прогноз циклических ЧС, которые обусловлены весенним снеготаянием;

· долгосрочный прогноз циклических ЧС, обусловленных природными пожарами;

· среднесрочный (на месяц) прогноз ЧС;

· краткосрочный декадный (на 10 дней) прогноз ЧС;

· оперативный ежедневный прогноз;

· экстренное предупреждение.

Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций влияет на эффективность деятельности в области снижения рисков их возникновения и масштабов. Оценка риска ведется на основе банка данных, полученного в результате мониторинга и прогнозирования, паспорта безопасности территорий, деклараций безопасности промышленных объектов.

В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации.

В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ, планов, а также принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Без учета данных мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по предупреждению или уменьшению последствий ЧС

Мероприятия по предупреждению природных ЧС:

· для недопущения града - в облака вводится твердая углекислота или другие химические вещества с самолетов или путем обстрела из орудий;

· для ослабления ураганов, смерчей, шквалов и бурь - в кучево-дождевые облака вводят йодистое серебро или другое химическое вещество путем сбрасывания "бомб" с йодистым серебром весом до 300 кг;

· для ослабления наводнений - ликвидируют заторы и зажоры на реках с помощью взрывов, задерживают влагу на полях, строят (наращивают) дамбы и плотины, спрямляют русла рек, углубляют отдельные участки рек;

· во время засухи - можно вызвать над полями искусственный дождь при наличии облаков или проводить искусственное орошение полей и др.;

· для предупреждения лесных пожаров - делают просеки, строят лесные дороги, оборудуют минерализованные полосы, заполняют их водой;

· для ослабления заморозков - в летнее время на отдельных участках создают дымовые завесы;

· для предотвращения падения на Землю небесных тел - можно использовать подрыв ядерных боеприпасов на пути их движения, разрушать космические тела солнечной энергией, фокусированной с помощью зеркал и др.

Мероприятия по предупреждению техногенных ЧС:

· размещение потенциально опасных объектов на безопасном удалении от жилой застройки и других объектов;

· разработка, производство и применение надежных потенциально безопасных промышленных установок;

· внедрение автоматических и автоматизированных систем контроля безопасности производства;

· совершенствование противопожарной защиты и контроль системы пожарной безопасности;

· соблюдение правил безопасности при транспортировке опасных веществ;

· для предупреждения пожаров проводят профилактические, организационные, технические, режимные и эксплуатационные мероприятия;

· для предупреждения аварий и катастроф на транспорте проводят комплекс мероприятий организационного, технического и социального характера.

Мероприятия по предупреждению биолого-социальных ЧС:

· проведение комплекса санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий среди населения при угрозе инфекционных заболеваний;

· вакцинация, синтез новых лекарств и препаратов;

· разъяснительная работа среди населения;

· оповещение населения об эпидемиях инфекционных болезней;

· объявление карантина или обсервации.

Мероприятия по предупреждению экологических ЧС:

· мероприятия по овладению населением экологического мировоззрения;

· комплекс мероприятий по обеспечению экологической безопасности, по защите природной среды вследствие различных видов человеческой деятельности;

· комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма человека при выживании в условиях экологических загрязнений;

· мероприятия по предупреждению отдельных экологических ЧС;

· механические загрязнения природной среды можно уменьшить за счет переработки отходов на товары народного потребления, на удобрения, на откорм скота, нейтрализации особо опасных отходов, их компостирование и захоронение, применения безотходных технологий и безотходного потребления;

· тепловое загрязнение можно уменьшить за счет сокращения выбросов парниковых газов, увеличения потребления углекислого газа растительным миром;

· электромагнитное загрязнение можно уменьшить за счет снижения мощности передатчиков, замены передатчиков на импульсные, применения диапазонов частот менее опасных для здоровья;

· шумовое загрязнение можно уменьшить за счет устранения причины шума, изоляции источника шума, применения шумопоглощающего асфальта и т.д.;

· вибрация в источнике и на пути распространения можно уменьшить за счет средств и систем вибродемфирования (вибропоглощения), виброгашения и виброизоляции;

· химическое загрязнение воздуха можно уменьшить за счет использования фильтров (золоуловителей), на предприятиях с очисткой от угарного и сернистого газов, оксидов азота, за счет переработки сернистого топлива перед сжиганием;

· химическое загрязнение водоисточников можно уменьшить за счет очистки сточных вод, их обезвреживания, разбавления и других мероприятий;

· химическое загрязнения почв можно уменьшить за счет сбора, утилизации и переработки мусора, захоронения отходов промышленных предприятий, замены ядохимикатов биологическими способами защиты растений;

· соблюдение научных способов применения удобрений идр.

Мероприятия по предупреждению экстремальных и ЧС социального характера:

· войны, локальные и региональные конфликты предупреждают государственные исполнительные и законодательные органы власти путем укрепления обороноспособности страны, вступления в военные союзы с другими государствами, дипломатическими и политическими путями;

· диверсии, террористические акты, ЧС криминального характера способны предупредить органы безопасности и правоохранительные органы при активном участии населения.

Заключение

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций является более важной, чем их ликвидация. Связано это с тем, что социально-экономические результаты превентивных действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций (снижение потерь и ущерба) могут быть более эффективными для граждан, общества и государства. С экономической точки зрения это обходится в десятки, а иногда и сотни раз дешевле, чем ликвидация последствий техногенных аварий и стихийных бедствий.

Список литературы

1. Безопасность жизнедеятельности: Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськ -- Санкт-Петербург, Академия, 2005 г.

2. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Н. А. Крючек, В. Н. Латчук, С. К. Миронов -- Санкт-Петербург, НЦ ЭНАС, 2010 г.

3. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Проблемы управления экологической безопасностью // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - №6.

4. Сычев Ю.Н. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Учебно-методический комплекс - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.311 с. ISBN

5. Указы президента РФ

6. Постановления правительства РФ

7. Ресурсы Интернета.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Причины техногенных чрезвычайных ситуаций, негативные факторы при их возникновении. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения, по темпу развития и по природе происхождения.

    реферат , добавлен 23.02.2009

    Сущность и классификация чрезвычайных ситуаций по источникам их возникновения и опасным явлениям. Источники природных, техногенных, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Характеристика очагов поражения, возникающих в результате аварий, катастроф.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Источники чрезвычайных ситуаций, потери и ущерб как их следствие. Классификация чрезвычайных ситуаций. Система защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Зонирование территорий по видам опасности.

    реферат , добавлен 19.09.2012

    Понятие и признаки чрезвычайной ситуации, этапы ее развития. Классификация и разновидности чрезвычайных ситуаций, степень их опасности для жизни и здоровья людей. Первые действия и правила при наступлении природных и антропогенных чрезвычайных ситуаций.

    реферат , добавлен 10.12.2010

    Система управления безопасностью жизнедеятельности в Российской Федерации. Понятие чрезвычайных ситуаций, их основные источники и классификация. Аварии, стихийные бедствия и катастрофы как причины чрезвычайных ситуаций. Опасные производственные объекты.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2010

    Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций. Цели, задачи и функциональные подсистемы деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок реагирования на прогнозы.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Прогнозирование, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на нефтебазе. Обеспечения устойчивого функционирования объекта. Расчет необходимых силы и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте, связанных с разрушением резервуара.

    дипломная работа , добавлен 19.07.2014

    Понятие чрезвычайных ситуаций, их классификация. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организация мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов.

    реферат , добавлен 23.11.2014

    Особенности техногенных чрезвычайных ситуаций на современном этапе, их источники и классификация. Комплекс мероприятий по защите населения и территорий. Структура и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2009

    Чрезвычайные ситуации, их поражающие факторы. Особенности неблагоприятного влияния поражающего фактора на человека, окружающую среду. Классификация чрезвычайных ситуаций, стадии развития, причины возникновения. Прогнозирование, зоны поражения при авариях.

Способы предупреждения чрезвычайных ситуаций

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций включает:

  1. мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
  2. рациональное размещение производств и предприятий по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
  3. предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путём систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
  4. предотвращение аварий и техногенных катастроф путём повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надёжности оборудования;
  5. подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
  6. лицензирование деятельности опасных производственных объектов;
  7. проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
  8. государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;
  9. информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
  10. подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
  11. и многое другое.

Предупреждение большинства опасных природных явлений связано с большими трудностями из-за несопоставимости их мощи с возможностями людей (землетрясения, ураганы, смерчи и др.). Однако существует целый ряд опасных природных явлений, негативному развитию которых может воспрепятствовать деятельность людей. Например, мероприятия по предупредительному спуску лавин, заблаговременному спуску воды в водохранилищах и другие случаи, когда постоянное снижение накапливающегося потенциала опасных природных явлений оказывается эффективным.

В техногенной сфере работа по предупреждению аварий ведется на конкретных объектах и производствах. Для этого используются научные, инженерно-конструкторские, технологические меры для предотвращения аварий. например:

  • совершенствование технологических процессов;
  • повышение надежности оборудования и эксплуатационной надежности систем;
  • своевременное обновление оборудования и техники;
  • применение качественного сырья, материалов, комплектующих изделий;
  • использование квалифицированного персонала;
  • создание и использование эффективных систем контроля и диагностики и многое другое.

Работу по предотвращению аварий ведут соответствующие технологические службы предприятий, их подразделения по технике безопасности.

К мерам по предотвращению чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера могут быть отнесены:

  • вакцинация населения и сельскохозяйственных животных
  • правильная эксплуатация коммунальных и промышленных очистных сооружений.
Способы предупреждения негативных и опасных факторов бытового характера и порядок действия в случае их возникновения

Правила безопасного обращения с газовыми приборами

В настоящее время в быту очень широко используется бытовой газ. Он применяется в газовых плитах для приготовления пищи, в газовых колонках для подогрева воды.

Газ, используемый для бытовых целей, может быть двух видов: сжиженный газ в баллонах и городской магистральный газ.

Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха, но, для того чтобы можно было обнаружить его утечку, в него добавляют специальные вещества, имеющие специфический запах.

Утечка газа может привести к отравлению человека и взрыву в помещении. Чтобы предотвратить это, необходимо соблюдать правила безопасности при пользовании бытовым газом:

  1. чтобы зажечь газовую горелку, сначала поднесите зажженную спичку, а затем плавно и осторожно откройте газовый кран;
  2. следите за тем, чтобы нагреваемая на газовой плите жидкость не залила пламя горелки;
  3. заметив потухшую горелку, не пытайтесь ее зажечь вновь - это может привести к взрыву. Перекройте кран подачи газа, распахните окна и как следует проветрите кухню. Сообщите о случившемся взрослым;
  4. не оставляйте без присмотра включенные газовые приборы;
  5. не допускайте к пользованию газовыми приборами детей дошкольного возраста, а также людей, не знающих правил обращения с этими приборами.

При появлении запаха газа немедленно сообщайте об этом по телефону единой службы спасения – 112. До прибытия аварийной машины примите меры безопасности: не допускайте открытого огня и, по возможности, проветривайте помещение.

Что делать, если ы почувствовали утечку газа?

  • Выключите газовые конфорки.
  • Перекройте газовый кран.
  • Не трогайте электровыключатели, это может вызвать появление искры.
  • Обеспечьте интенсивное проветривание помещения, открыв все окна.
  • Удалите всех присутствующих.
  • Сообщите в Единую службу спасения по телефону - 112

Первая помощь при отравлении бытовым газом:

  • безотлагательно вынесите или выведите человека на свежий воздух;
  • если человек дышит нерегулярно или вообще не дышит, сделайте искусственное дыхание;
  • не разрешайте отравившемуся газом принимать пищу;
  • вызовите скорую помощь по телефону единой службы спасения 112, или доставьте его в больницу самостоятельно.

Правила безопасности при обращении с бытовыми электроприборами

Электрический ток при прохождении через человеческое тело может привести к ожогу. При электрических ожогах могут быть серьезно повреждены внутренние ткани тела человека. Кроме того, поражение электрическим током может привести к остановке сердца или к остановке дыхания.

Чтобы этого не произошло, в повседневной жизни необходимо соблюдать правила безопасного обращения с электричеством.

1. Соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть - шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Например, если вы ставите на зарядку мобильный телефон, то сначала подключите шнур к телефону, а затем вставляйте шнур в розетку. Отключение прибора произведите в обратном порядке.

2. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.

3. Не пользуйтесь электроутюгом, плиткой, чайником, паяльником без специальных несгораемых подставок.

4. Опасно использовать электроприбор с поврежденной изоляцией шнура. Если вы увидели оголенный провод, неисправный выключатель, розетку - сразу сообщите об этом взрослым.

5. Не прикасайтесь к нагреваемой воде и сосуду (если он металлический) при включенном в сеть нагревателе.

6. Не оставляйте без присмотра электронагревательные приборы, включенные в сеть.

8. Никогда не тяните за электрический провод руками.

9. Нельзя защемлять электрические провода дверями, оконными рамами. Нужно следить за тем, чтобы провода сильно не перекручивались, не соприкасались с батареями отопления, трубами водопровода, с телефонными проводами.

10. Приборы, в которых кипятят воду (электрочайники), нельзя включать в сеть пустыми. Их нужно наполнить водой не меньше чем на одну треть. Когда наливают воду в электрический чайник, он должны быть обязательно выключен.

11. Включать и выключать любой электробытовой прибор нужно одной рукой, не касаясь при этом водопроводных, газовых и отопительных труб.

Помните!

Нельзя тушить водой горящие электрические устройства, подключенные в электрическую сеть. Выходя из дома, нужно не спеша пройти по всем комнатам, зайти на кухню. Выключить из розеток все электроприборы и газовые приборы, погасить всюду свет.


Как спасти человека при сильном ударе током?

Никогда не пытайтесь спасти пострадавшего голыми руками. Дотронувшись до него, вы также можете попасть под удар.

1. Прекратить действие тока. В случае удара током, если человек остался под его действием, нужно как можно скорее прекратить действие тока и по возможности отключить его источник.

2. Перенести на безопасное расстояние. Необходимо сбросить с пострадавшего провод сухим токонепроводящим предметом. Для этих целей подойдет палка, деревянная швабра, резиновые перчатки. Важно помнить, что земля является проводником тока, но безопасность может обеспечить обувь на синтетической подошве или резиновый коврик. Далее следует оттащить пострадавшего за одежду не менее чем на 10 метров от места касания проводом земли или от оборудования, находящегося под напряжением. Ни в коем случае не касайтесь тела пострадавшего. После этого нужно вызвать «скорую помощь».

3. Первая помощь

Если ток был достаточно силен, то пораженный даже после его отключения часто может находиться в состоянии клинической смерти. Поэтому немедленно нужно приступить к оказанию первой помощи.

  1. Попытайтесь определить наличие пульса на сонной артерии, реакцию зрачков на свет, самостоятельное дыхание.
  2. При их отсутствии нужно начать проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание «рот в рот».
  3. После восстановления самостоятельного дыхания и сердцебиения придайте пострадавшему устойчивое боковое положение.
  4. Если пострадавший пришел в сознание, укройте и согрейте его. Для этого подойдут одеяло, покрывала, грелки, теплая верхняя одежда.
  5. Следите за его состоянием до прибытия медицинского персонала, может наступить повторная остановка сердца.

4. Можно ли обработать ожоги? На ожоги от удара током не наносятся никакие мази или порошки. Это может только повредить. Если ожог небольшой и не слишком глубокий, на него можно наложить сухую стерильную повязку, избегая сильного сдавливания.

Действия при бытовых отравлениях при попадании токсичного вещества через рот

Отравления происходят практически всегда по небрежности:

  • использование отравы для насекомых, прикосновения к яду от грызунов без тщательного мытья рук;
  • употребление в пищу фруктов, овощей, зелени, обработанных химикатами;
  • использование чистящих и моющих веществ бытовой химии;
  • употребление медикаментов;
  • утотребление некачественной пищи или приготовленной с нарушением санитарных норм;
  • употребление зараженных или испорченных продуктов, просроченных продуктов, грибов.

Необходимо научиться оценивать опасность препаратов бытовой химии, внимательно изучать способ их применения. Помните: многие чистящие вещества и кислоты, служащие для уборки дома, имеют очень высокую степень токсичности. Самые опасные из них - пятновыводители, противокоррозийные средства, жидкости для промывки сантехники. К числу бытовых ядов относятся: кислоты (соляная, щавелевая, серная), скипидар, аммиак, бензин, отбеливающий раствор, воск для мебели, чистящие средства, дезинфицирующие растворы, фенол (карболовая кислота), йод, жидкость для зажигалок, керосин, каустическая сода, растворители.

Около половины случаев отравлений вызвано медикаментам и, в остальных случаях «виновниками» становятся чистящие и моющие средства, пятновыводители, употребление в пищу грибов, испорченных или зараженных продуктов.

Виды пищевых отравлений

  • пищевые инфекции провоцируют пропавшие продукты (с истекшим сроком годности), а также продукты, которые неправильно хранились или готовились с нарушением санитарных норм;
  • токсические отравления (неинфекционные) – вызваны попаданием в организм вместе с пищей естественных или химических токсинов (яда несъедобных грибов и растений, химикатов).

Симптомы пищевого отравления

Первые признаки пищевого отравления проявляются в течение 2-6 часов после попадания токсинов или приема пищи. Симптомы отравления:

  • тошнота;
  • рвота;
  • диарея;
  • боль и спазмы в животе;
  • повышенная температура тела, озноб;
  • слабость, головокружение;
  • бледно-зеленый цвет лица.

Если принять правильные меры первой помощи, улучшение состояния здоровья должно наступить в течение нескольких часов. Некоторые симптомы, такие как боль в животе, общая слабость, могут сопровождать пациента еще на протяжении нескольких дней.

Первая помощь

1. Промывание желудка

При появлении первых симптомов пищевого отравления необходимо срочно промыть желудок. Это делается для удаления остатков вредной пищи.

Для промывания берут слабый раствор марганцовки (марганцовокислый калий) или соды. Чтобы приготовить средство: на 2 л. воды комнатной температуры насыпать несколько крупиц марганцовки (до светло-розового цвета) или 1 ст. ложку соды.Можно использовать обычную кипяченую воду комнатной температуры.

После приема каждых 300-500 мл воды необходимо вызвать рвоту, надавив 2-мя пальцами или ложкой на корень языка. Повторять процедуру, пока не начнет выходить чистая вода.

ВАЖНО: Если пострадавшим от отравления является ребенок до 2 лет, человек после инсульта или инфаркта, в очень ослабленном или бредовом состоянии, человек без сознания, то вызывать рвоту в домашних условиях строго запрещено! Такие пострадавшие могут захлебнуться рвотными массами.

2. Выведение токсинов из организма

После промывания желудка, для выведения токсинов из организма принимают сорбенты. (например, «Активированный уголь»).

Сорбенты уменьшают всасывание вредных веществ в желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) и способствуют выведению из него не только токсинов, но и солей тяжелых металлов, алкалоидов и других вредных веществ. При приеме активированного угля, исходят из расчета: 1 таблетка на 10 кг массы тела.

3. Восстановительные мероприятия

После промывания желудка и приема сорбента, для восполнения потери жидкости в организме (после рвоты и диареи) необходимо обильное питье.

Выпивать 2–3 л. кипяченой жидкости в сутки. Можно поит пострадавшего соляным раствором (на 1 л кипяченой воды 1 ч. ложку поваренной соли), чередовать сладкий некрепкий чай и отвар ромашки. Обильное питье не только восстанавливает водный баланс, но и помогает человеку согреться, а также уменьшает болевые ощущения.

Часто, при отравлении пищей, у человека возникает озноб. В этом случае его необходимо согреть: укройте больного одеялом, а к ногам приложите грелку.

После оказания первой помощи и лечения отравления нужно поддерживать щадящую диету, которая способствует нормализации пищеварения. В первые сутки, когда симптомы отравления исчезли, можно только пить – кипяченую воду, некрепкий зеленый чай, отвар шиповника, чай из ромашки лекарственной (в теплом виде, можно немного подсластить). В последующие дни после отравления необходимо отказаться от жирной, острой и тяжелой пищи, молока и молочной продукции, от алкоголя и других вредных привычек.

Срочно обратитесь к врачу, если:

  • симптомы отравления сохраняются в течение 3 и более дней;
  • наблюдаются головные боли, боль в области почек, печени или других внутренних органов, а также продолжительные спазмы в животе;
  • держится высокая температура;
  • наблюдается повышенное потоотделение и ощущение удушья;
  • отравился ребенок или пожилой человек;
  • есть подозрение на отравление ядовитыми грибами, ягодами или рыбой.

Профилактика пищевых отравлений

Запомните следующие правила по использованию бытовой химии:

  • каждый препарат должен иметь свою упаковку и четкую, хорошо читаемую этикетку;
  • никогда не используйте емкости от пищевых продуктов для хранения моющих и чистящих средств и других токсичных препаратов, в особенности бутылки из-под минеральной воды, тонизирующих напитков и соков;
  • не ставьте их в кухонный шкаф рядом с пищевыми продуктами, а отведите для них специальное место.

Чтобы избежать пищевых инфекций:

  1. всегда мойте руки перед едой, тщательно и с мылом;
  2. мойте любые овощи и фрукты, даже если они с собственной грядки.;
  3. выбирая продукты в магазине или на рынке, всегда оценивайте их качество и обязательно сверяйте дату с заявленными сроками годности. Учитывайте и условия, в которых по рекомендации производителя должен храниться товар;
  4. никогда не употребляйте какие-либо просроченные продукты, особенно консервы! Даже если, по вашему мнению, никаких внешних признаков начинающего гниения и брожения в них нет;
  5. при оценке свежести продукта вас должны насторожить: специфический запах, кислый вкус и даже подозрительная консистенция, пузырьки газа, любые налеты, изменения цвета и т.д.;

Меры безопасности при общении с животными

Правила поведения с собаками

Собаки на протяжении многих веков являются спутниками и помощниками человека. Однако многие люди становятся жертвами их нападения.

  • Не показывай, что ты боишься собаки.
  • Ни в коем случае не убегай от собаки. Она может принять тебя за дичь и начать охоту.
  • Помни, что помахивание хвостом не всегда говорит о дружелюбном настроении собаки.
  • Если тебе хочется погладить собаку - спроси разрешения у хозяина. Гладь ее осторожно, не делая резких движений.
  • Не корми чужих собак и не трогай их во время еды или сна.
  • Не подходи к собаке, сидящей на привязи.
  • Не приближайся к большим собакам охранных пород. Их часто учат бросаться на людей, подошедших близко.
  • Не трогай щенков и не пытайся отобрать предмет, с которым собака играет.
  • Всегда лучше отойти в сторону и пропустить идущих навстречу собаку с хозяином. Особенно если это происходит где-нибудь в узком месте.
  • После того как ты погладил собаку или кошку, обязательно вымой руки с мылом.

Если собака нападает на вас

  • Если собака собирается напасть, иногда могут помочь твердо сказанные команды: «ФУ!», «СТОЯТЬ!», «СИДЕТЬ!».
  • Особенно следует опасаться приседающую собаку - это значит, что она готовится к прыжку. На всякий случай лучше сразу защитить горло – для этого надо прижать подбородок и поднять на уровень груди палку или сумку.
  • Самое чувствительное место у собаки - нос. Иногда достаточно чем-нибудь попасть в него, чтобы собака убежала.

Как действовать при укусе собаки

1. Если собака тебя укусила, промой рану перекисью водорода или обильным количеством воды, окружность раны смажьте йодом, наложи чистую повязку.

2. Выясни у хозяев, сделана ли собаке прививка от бешенства. Если укусила бездомная собака, сразу обращайся в ближайший травмпункт для получения квалифицированной медицинской помощи.

3. Поставьте в известность о случившемся милицию и санитарные службы, указав по возможности точный адрес владельца собаки.

Бешенство – опаснейшая болезнь, от которой умирают и люди и животные. Из диких животных ею особенно часто болеют лисы, а из домашних - собаки. Инфекция попадает со слюной животного в кровь человека.


Предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС) – это деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и структур , направленная на предотвращение , уменьшение возможных потерь и ущерба в случае их возникновения, основу которой составляют превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера. Большая часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты населения и территорий от ЧС на всех уровнях РСЧС.

Практические меры, требующие больших финансовых и материальных затрат, решаются, как правило, в рамках региональных целевых программ по предупреждению ЧС и реализуются в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в экстремальных условиях. Организация работы по предупреждению ЧС в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2010 года» (постановление Правительства РФ от 6 января 2006 года № 1).

Предупреждение ЧС проводится по следующим направлениям:

  • мониторинг и прогнозирование ЧС;
  • рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
  • предотвращение некоторых опасных природных явлений и процессов;
  • повышение технологической безопасности с целью предотвращения аварий и катастроф;
  • подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС;
  • декларирование промышленной безопасности;
  • лицензирование деятельности опасных производственных процессов;
  • страхование ответственности эксплуатации опасного производственного объекта;
  • проведение государственной экспертизы, надзора и контроля за природой и техногенной безопасностью;
  • информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах, а также подготовка населения в области защиты от ЧС.

Решение вопросов, связанных с проведением конкретных мероприятий по предупреждению ЧС, осуществляется путем планирования, которое проводится в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, разрабатываемых на всех уровнях РСЧС. В планы включаются не только мероприятия инженерно-технического и технологического характера, касающиеся конкретных природных опасностей и опасных производств, но предусматриваются организационные и экономические меры. Наибольшую возможность практического осуществления получают плановые задания, включенные в перспективные и годовые прогнозы (планы) социально-экономического развития или решаемые в рамках федеральных или региональных целевых программ по предупреждению ЧС. Информационной базой выбора и обоснования планируемых мероприятий по предупреждению ЧС являются результаты оценки состояния безопасности населения и территорий.

Для организации деятельности всех ведомств в масштабах страны по предупреждению ЧС природного и техногенного характера отдельные результаты мониторинга и прогнозирования, сводится в единую базу данных, которая используется централизованно, на ее основе построены аналитические комплексные прогнозы ЧС, их результаты доводятся до всех подсистем и звеньев РСЧС, органов государственной власти и местного самоуправления, а также населения.

В интересах предупреждения ЧС проводятся превентивные меры, предпринимаемые заблаговременно по прогнозу времени и места возникновения опасных природных, техногенных и социальных явлений. Научно-методической основой принятия решений по уровню П.ЧС является анализ рисков техногенных и . Превентивные меры защиты от ЧС подразделяются по целям, уровням принимаемых решений на их осуществление, факторам риска и другим признакам. Так, профилактика возникновения ЧС техногенного характера основана на проведении диагностики оборудования, планово-предупредительных ремонтов, повышении качества технического обслуживания. Мониторинг состояния техногенных объектов (техногенный мониторинг) решает задачи производственной безопасности и заключается в ведении наблюдения и контроля за состоянием производственной базы объектов экономики и технологическими процессами на них с целью прогнозирования аварийности и принятие соответствующих мер по её предотвращению и смягчению последствий.

Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза ЧС на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей. Главным результатом мониторинга и прогнозирования ЧС является оценка риска возникновения ЧС . Оценка риска ведется на основе банка данных, полученного в результате мониторинга и прогнозирования, паспорта безопасности территории, деклараций безопасности промышленных объектов.

В деле по предупреждению ЧС важную роль играют общегосударственные, ведомственные и территориальные меры организационно-экономического характера. Они позволяют поднять экономическую ответственность владельцев и руководителей организаций, особенно имеющих в своем составе потенциально опасные объекты, стимулировать работу по снижению риска ЧС и управлению им. Подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС проводится руководителями организаций, во владении или подчинении которых находятся данные объекты, под контролем соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов управления МЧС России.

Деятельность по предупреждению ЧС имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий, предотвращающих ЧС и урон от них в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация. Предупредительные меры особенно эффективны при наличии достоверных прогнозов, целесообразном определении фронта, состава и объема профилактических работ.

Предупреждение ЧС обеспечивается заблаговременным проведением органами управления, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба, нанесенного окружающей природной среде, и материальных потерь в случае их возникновения.

Конкретные мероприятия по предупреждению возникновения ЧС реализуются также в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС. В ходе выполнения планов и целевых программ, при целенаправленной работе объектов и отраслей экономики по подготовке к функционированию в условиях ЧС.

При ЧС природного и техногенного характера размеры потерь во многом зависят от степени информированности населения в области ЧС. Поэтому информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территориях проживания непосредственно влияет на эффективность работы по уменьшению масштабов ЧС.

Вся информация о защите населения и территорий от ЧС, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» является гласной и открытой. Ограничение этой информации допускается лишь в законодательном порядке.

Информация, доводимая до населения в связи с ЧС, представляет сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, а также сведения о состоянии радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической обстановки на соответствующих территориях.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрации организаций, а также органы управления РСЧС обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по другим каналам о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания, приемах и способах защиты населения от них, состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых вариантах развития возможных ЧС, а также о возникших ЧС, необходимых действиях населения и принимаемых мерах.

Предупреждение ЧС основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обуславливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

Профилактическая работа по предупреждению ЧС зависит от социально-экономического и политического положения в стране, состояния общества, природных условий и других факторов. Эти факторы глубинны и трудно поддаются влиянию, в результате чего возможности государства и РСЧС по обеспечению результативности предупредительных мер бывают ограниченными.

Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. – М., 1999; Предупреждение и ликвидация ЧС. – М., 2002.