Международно-правовой режим арктики. Международное право Международно-правовой режим антарктики, арктики

  • 10.Субъекты международного права. Понятие, виды.
  • 11. Государство как основной субъект международного права,
  • 12. Международные организации как субъекты международного права
  • 13. Признание государств и его юридические последствия, Виды признания.
  • 14. Правопреемство и его виды. Общая характеристика конвенций.
  • 16. Стадии заключения международных договоров. Консенсус, аутентич­ность, альтернат.
  • 18. Понятие «население»» и «гражданство» в международном праве. Способы приобретения, изменения и утраты гражданства в законодательстве Российской Федерации.
  • 19.Всеобщая декларация прав человека 1948 года: общее содержание и оценка.
  • 21.Внутренние, и зарубежные органы внешних сношений государств. Их правовой статус. Показать на примере России.
  • 22. Дипломатические представительства: понятие, состав, санкции, и пол­номочия; порядок назначения и отзыва глав, дипломатических предста­вительств.
  • 23. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.
  • 25. Устав. Снг, структура и деятельность снг.
  • 28. Совет Безопасности оон: состав, полномочия по обеспечению мира, юридическая сила решении. Примеры.
  • 29. Экономические и Социальный Совет оон: порядок формирования, компе­тенция, решения. Примеры.
  • 30. Международный Суд. Оон: состав, порядок образования, компетенция. Примеры решение суда.
  • 31. Специализированные учреждения оон: направления и особенности их деятельности. Привести примеры.
  • 32. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе /обсе/: становление и развитие. Заключительный Акт сбсе 1975 года: содержа­ние и оценка.
  • 33. Право международной безопасности: понятие, системы, цели.
  • 34. Договор о запрещении испытании ядерного оружия в трех средах 1963 года. Проблемы всеобщего запрещения ядерных испытаний.
  • 35. Договор о нераспространении, ядерного оружия 1968 года, контрольный механизм выполнения норм этого Договора.
  • 38. Территория в международном праве: понятие отрасли, объекты регули­рования, виды территорий.
  • 39. Понятие и составные части государственной территории. Правовые основания и способы ее изменения.
  • 40. Международно-правовой режим Арктики и Антарктики.
  • 45. Территориальные воды: понятие, отсчет ширины, правовой режим, право мирного, прохода и порядок его осуществления.
  • 46. Экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Законодательство Российской Федерации об экономической зоне.
  • 47. Континентальный шельф: понятие, отсчет, ширины, правовой режим. Законодательство России о континентальном шельфе.
  • 48. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Определе­ние военного корабля.
  • 55. Правовая помощь по уголовным делам. Выдача преступников. Конвенция снг 1993 года.
  • 59. Понятие жертв войны, конвенция об обращении с военнопленными 1949 года.
  • 60. Окончание, войны и его международно-правовые последствия. Перемирие, капитуляция, мирный договор.
  • 61.Международная защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Конвенции.
  • 63. Виды международных правонарушений. Примеры.
  • 40. Международно-правовой режим Арктики и Антарктики.

    Антарктика - это южная полярная область, простирающаяся от Южного полюса до 60-й параллели южной широты. Она охватывает, собственно, материк Антарктида и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова. Антарктида представляет собой материк площадью около 14 млн. кв. м, что составляет одну десятую площади суши земного шара. Она содержит богатые минеральные ресурсы, имеет большое научное и военное значение. Открыта и впервые исследована она была в 1818 - 1820 гг. российской экспедицией под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. С начала XX века несколько государств заявили претензии на части материка (Великобритания, а затем Австралия, Новая Зеландия, Франция, Норвегия, Аргентина и Чили). Претензии не были признаны другими странами.

    В целях определения международно-правового режима континента в 1959 году был заключен Договор об Антарктике с участием СССР. В нем участвуют свыше 30 государств, в том числе все великие державы. В дальнейшем Договор дополнили рядом соглашений относительно использования ресурсов Антарктики, которые основаны на Договоре и образуют с ним единую систему. Договор об Антарктике, подписан в г. Вашингтоне 1 декабря 1959 года, вступил в силу 23 июня 1961 года, ратифицирован СССР.

    Договор установил режим нейтрализованной и демилитаризованной территории. Антарктика используется только в мирных целях. Запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие. Закреплена свобода научных исследований. Сфера действия Договора включает не только материк, но и все шельфовые ледники, а также участки открытого моря. Надо полагать, что Договор распространяется и на континентальный шельф.

    Для содействия реализации целей и принципов Договора учреждено Консультативное совещание, представляющее свои рекомендации правительствам. Оно подготовило ряд конвенций о ресурсах Антарктики.

    Живые ресурсы охраняются несколькими конвенциями. Наиболее общей является Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 года. Согласно Конвенции все виды живых организмов могут быть объектом промысла при условии сохранения численности любой популяции не ниже уровня, обеспечивающего ее устойчивое положение, нанесения ущерба экосистеме в целом. Для наблюдения создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики.

    Минеральным ресурсам посвящена Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 года. Освоение ресурсов не должно наносить ущерба природной среде. Контроль осуществляется Комиссией по минеральным ресурсам Антарктики.

    В 1991 году в качестве дополнения к Договору об Антарктике был подписан Мадридский протокол об охране окружающей среды (Россия участвует). Зона действия Договора была объявлена природным заповедником, предназначенным для мира и науки. В нем установлен строгий режим защиты окружающей среды и охраны целостности экосистем.

    Наиболее сложно решался вопрос о территориальных претензиях. Выход был найден путем компромисса. Договор об Антарктике не оказывает влияния на заявленные претензии. С другой стороны, он не наносит ущерба и позиции государств, не признающих эти претензии. Никакая деятельность на континенте не может служить основанием для претензий. Иными словами, вопрос был заморожен. СССР неоднократно заявлял о непризнании претензий на участки Антарктики и оговаривал свои права, основанные на первооткрытии и научном освоении материка. США также отказались признать претензии и не раз подчеркивали необходимость интернационализации Антарктики. Неприсоединившиеся страны на своих конференциях принимали резолюции о необходимости интернационализации Антарктики путем объявления ее общим наследием человечества.

    Поскольку на Антарктику не распространяется территориальная юрисдикция государств, то пребывающие там люди находятся под персональной юрисдикцией своего государства.

    В целом основанная на Договоре об Антарктике система представляет пример того, чего способны достичь государства при наличии воли к сотрудничеству. Удалось создать эффективный механизм, обеспечивающий сохранность жизненно важного для всего человечества региона.

    Арктика - расположенная вокруг Северного полюса область земного шара, включающая Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. В него входят также северные части материков Евразия и Северная Америка в пределах полярного круга. Арктическими странами являются Россия, Канада, США (благодаря Аляске), Дания (благодаря Гренландии), Норвегия, а также Исландия, Финляндия и Швеция. Эти страны внесли наибольший вклад в исследование и освоение Арктики, которая является уникальной во многих отношениях - экологическом, экономическом, военно-политическом.

    Арктика оказывает существенное влияние на формирование климата и погоды Северного полушария. Арктические пространства и находящиеся там природные ресурсы, включая крупные месторождения нефти и газа, приобретают все большее значение для приарктических государств. Арктике принадлежит важная роль и с точки зрения военно-стратегической безопасности. Растет ее значение для международных сообщений. Все это объясняет то повышенное внимание, которое уделяется режиму Арктики в последние годы.

    В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны традиционно исходят из наличия у них особых интересов и соответственно приоритетных прав при определении правового режима арктических пространств и их использовании.

    Правовой режим Арктики определяется международным правом, а также законами арктических государств. В 1925 году Канада приняла дополнения к Закону о северо-западных территориях. В соответствии с ними иностранным государствам и их гражданам запрещено осуществлять какую-либо деятельность в пределах Канадской Арктики без разрешения властей Канады. Были определены и географические границы Канадской Арктики.

    Постановлением Президиума ЦИК СССР 1928 года «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» было провозглашено право СССР на все земли и острова, открытые и еще не открытые, в пределах устанавливаемых географических границ. Исключение было сделано для восточных островов Шпицбергенского архипелага, принадлежность которого Норвегии была определена Парижским договором о Шпицбергене 1920 года. Советская Россия не была приглашена для участия в разработке этого договора. СССР присоединился к нему только в 1935 году.

    Так родилась концепция арктических секторов, согласно которой обладающее арктическим побережьем государство имеет особые права в своем секторе. Сектор представляет собой треугольник, основанием которого является побережье соответствующего государства, а сторонами - линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу. Другие арктические государства не пошли по этому пути. Соответствующие вопросы регулируются их законами о континентальном шельфе, экономической зоне и другие.

    Установленные Канадой и Россией полярные сектора означают, что находящиеся в них земли и острова, как открытые, так и неоткрытые, принадлежат этим государствам. Что же касается режима морских пространств Арктики, то он является общим, правда, с некоторой спецификой.

    Во-первых, природа Арктики особенно чувствительна к отрицательным воздействиям. Поэтому приарктические государства издали законы об охране природной среды региона. В России действует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1984 года N 1398-XI «Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью СССР».

    На Арктику распространяется общее положение Конвенции по морскому праву 1982 года, закрепившее право прибрежного государства принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах (статья 234). Это право действует в пределах исключительной экономической зоны.

    Вторая особенность режима арктического моря касается прибрежного судоходства. Норвегия и Канада установили своими законами особый режим для такого судоходства. В России об этом говорится в Законе о морских водах (статья 14). Северный морской путь рассматривается как исторически сложившаяся национальная единая коммуникация Российской Федерации. Протяженность этой коммуникации примерно 35000 морских миль. Она проходит также через участки открытого моря. Пользование осуществляется в соответствии с законами и договорами России, а также Правилами плавания по трассам Северного морского пути, утверждаемыми Правительством РФ.

    В соответствии с Правилами плавания по трассам Северного морского пути 1991 года этот путь открыт для международного судоходства. Осуществляется оно с согласия и под контролем российских властей. Центральное положение среди них занимает Администрация Северного морского пути.

    Начато формирование международных органов, занимающихся, прежде всего, охраной окружающей среды в Арктике. Создан Совет Баренцева Евроарктического региона (1993 год) и Арктический совет (1994 год).

      Государственные границы: определение, классификация, порядок уста­новления, изменения, охраны по законодательству РФ.

    Государственная граница - юридически обоснованная условная линия, определяющая пределы государственной территории.

    Поскольку граница определяет пределы не только поверхности, но также недр воздушного пространства, то фактически она напоминает нечто подобное воронке, обращенной узким концом к центру Земли. Внутри этой воронки находится опрокинутый конус государственной территории.

    Значение границ, прежде всего, тем и обусловлено, что они определяют пределы территории. Юридическое оформление границы является одновременно и закреплением права на расположенную за ней территорию. Границы определяют пределы территориальной юрисдикции.

    Взаимное уважение границ - необходимое условие мира. Международное право обязывает воздерживаться от любых посягательств на границы других государств, от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории любого государства. Границы могут изменяться в соответствии с международным правом, мирным путем и по соглашению. Этому посвящен принцип нерушимости границ.

    Линия прохождения границы и ее режим закрепляются договорами пограничных государств. Известны также случаи, когда традиционная граница признается без договорного оформления, опирается на сложившиеся нормы обычного права. В спорах по поводу традиционных границ международные судебные органы, как правило, выносят решения, подтверждающие такие границы. Протест государства может предотвратить признание фактической границы традиционной.

    Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» исходит из необходимости договорного закрепления границ. При этом Российская Федерация руководствуется принципами обеспечения безопасности собственной и международной, взаимовыгодного сотрудничества с иностранными государствами, взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, мирного разрешения пограничных вопросов (статья 2). Закон подчеркивает, что законодательство о границе основывается на международных договорах. Более правильно было бы указать в качестве основания на международное право в целом. Целый ряд статей Закона воспроизводит нормы общего международного права.

    Детально позиция России в отношении границ раскрывается в Основах пограничной политики РФ, утвержденных Президентом РФ 5 октября 1996 года и представляющих собой систему официально принятых взглядов. Основы соответствуют международному праву, в частности подтверждают принцип нерушимости границ. Оформление границы «осуществляется на основе универсальных принципов международного права». В соответствии с международным правом решается вопрос о границе с новыми независимыми государствами, образовавшимися на территории СССР. Она «совпадает с прежними границами административно-территориального деления СССР».

    Принято различать сухопутные, водные и воздушные границы, а также границы недр.

    Сухопутные границы предпочитают проводить по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам.

    Известны также так называемые географические границы, совпадающие с меридианами и параллелями географической сетки. Такими являются границы арктического сектора России.

    Задача данной публикации - коснуться кратко правового режима Арктики и Антарктики. Данные территории отличаются от прочих частей земного шара уже в силу своего особого географического положения. Международно-правовой режим Арктики и Антарктики - тема, освещаемая не слишком часто. Но, без сомнения, она будет интересна многим читателям.

    Арктикой называют северную полярную область нашего земного шара. Ее пределы с юга ограничиваются географической параллелью северной широты 66⁰ 33′, известной под названием Северного Полярного круга. Сюда же относятся материков - Америки, Европы, Азии. И конечно же, большую часть Арктики составляет водное пространство океана - Северного Ледовитого совокупно с островными образованиями.

    Международное право о правовом режиме Арктики

    Подобные пространства обладают различным правовым положением и режимом пользования. В наши дни любое из известных (то есть открытых) сухопутных образований арктической территории находится под исключительным суверенитетом одного из государств, имеющих выход к Северному Ледовитому океану. Это США, Канада, Дания (остров Гренландия), Норвегия и Россия.

    Отдельные нормативные акты касательно разграничения пространственной сферы и, соответственно, правового режима Арктики, приняты были лишь двумя странами - СССР и Канадой. Российская Федерация - продолжатель правомочий СССР относительно его арктического пространства - продолжила издание ряда актов, имеющих отношение к юридическому статусу данного пространства (его различных частей) и понятию правового режима Арктики. В число таких актов входит ряд законов федерального значения, касающихся государственной границы РФ, ее внутренних морских вод вместе с континентального шельфа и экономической зоны.

    Первые попытки определения правового режима Арктики и законодательного закрепления собственных притязаний на пространство, прилегающее к основной государственной территории, сделала Канада. Следует упомянуть, что претензий на полную совокупность морских и сухопутных пространств упомянутого региона официальным порядком не было выдвинуто ни одним из приарктических государств. Вместе с тем в юридической практике касательно международно-правового режима Арктики достаточно долго поддерживалось мнение о распространении властных полномочий данных стран на площадь каждого из прилежащих к их побережьям арктических секторов, вершины которых сходятся в Северном полюсе.

    О полярных секторах

    Данный подход, получивший название "теории секторов", не получил должного официального подкрепления в национальных нормативных актах либо международных договорах. Подобные термины - "полярный сектор" либо "арктический сектор" не используются ни в одном официальном международно-правовом документе. Законодательные акты, принятые СССР и Канадой в сфере международно-правового режима Арктики, касаются закрепления правомочий этих стран лишь на те сухопутные образования (материковые и островные), что расположены на прилегающем пространстве. Даже закрепленный многосторонним международным договором особенный правовой статус, присвоенный архипелагу Шпицберген (фиксирующий признание суверенитета Норвегии), не затрагивает сопредельных морских пространств. В этом - главные особенности правового режима Арктики.

    Если говорить о юридическом статусе северного морского пространства в целом, то он основан на принципах и нормах общего международного права, имеющих отношение к Мировому океану, которые закреплены в Женевских конвенциях 1958 года и в Конвенции ООН (принятой в 1982 году) по морскому праву. В свете данных международных соглашений относительно правового режима Арктики юрисдикция и суверенитет всех приполярных государств распространяется не на целую акваторию каждого соответствующего ее сектора, а лишь на часть океанских вод, примыкающих к одному из сухопутных образований данных стран либо омывающих их.

    Речь идёт о континентальном шельфе, исключительной и прилежащей экономической зоне, территориальном море, международном районе морского дна или об имеющихся проливах, которые перекрываются территориальным морем прибрежных стран и не используются как международные морские коммуникации.

    Об исторических водах

    Положениями международного права приполярные государства наделены особенными полномочиями в части, касающейся управления разными видами морепользования (большей частью судоходными). На территории исключительных экономических зон в тех районах, что почти всегда покрыты льдом, Конвенция 1982 года своей 234-й статьей закрепила права прибрежного государства на принятие мер, обеспечивающих издаваемые им законы недискриминационного характера, касающиеся загрязнения судами морской среды (его предотвращения, сокращения и контролирования).

    Причина - в реальной опасности в суровых условиях серьезной угрозы загрязнения окружающего пространства с нанесением непоправимого вреда природному равновесию вследствие возможных морских аварий. Данная статья оговаривает необходимость учитывать в издаваемых нормативных актах экологические интересы водной среды, используя самые достоверные из имеющихся научных данных. Определяя границы каждого такого района в рамках принятого правового режима Арктики, государства обязаны согласовывать собственные действия с компетентной международной организацией - ИМО (Международной морской организацией).

    Таким образом, Конвенция 1982 года, наделяя каждое из прибрежных государств особыми правомочиями в районах экономической зоны, делает упор на возможности их осуществления (речь идёт, например, об инспекционном осмотре властями прибрежной страны иностранных судов). Предпринимаются они исключительно в интересах дела (статья 220 пункт 5-й). Проводящие инспекцию власти обязаны поставить в известность государство, под флагом которого выступает инспектированное судно, обо всех мерах, принятых к нему.

    О юридическом статусе морских внутренних вод

    Одна из важных составляющих юридического статуса Арктики - правовой режим Северного морского пути. Как известно, он представляет собой национальную транспортную коммуникацию России. Правовой статус его относительно территориального моря и внутренних вод России, как и ее экономической зоны, можно сравнить с правовым положением прибрежной судоходной магистрали Норвегии. Аналогично последней, проложен

    Исключительно национальными усилиями. Его оборудование и освоение - заслуга России. Роль его в экономической жизни Крайнего Севера страны, как и всей отечественной экономики в целом, трудно переоценить.

    В связи с чем факт использования Северного морского пути в эксклюзивном порядке российскими судами общепризнан и не вызывает никаких отрицательных реакций со стороны прочих прибрежных государств. По умолчанию его можно рассматривать молчаливым признанием приоритета нашей страны в использовании данной коммуникации.

    Еще раз о Северном морском пути

    В 1998 году был принят Федеральный закон под названием "Об исключительной экономической зоне РФ". Данным юридическим актом было объявлено установление вдоль северного побережья территории нашей страны исключительной зоны протяженностью 200 миль. Здесь же было закреплено право властей принимать обязательные меры, необходимые для борьбы с возможными загрязнениями от морских судов. Касалось это районов, статус которых соответствовал положениям 234-й статьи Конвенции 1982 года.

    При попытках проходящих судов нарушить положений данного законодательства либо международных правил властям дано право осуществления нужных проверочных действий - требования произведения их досмотра или (при необходимости) возбуждения разбирательства с задержанием судна-нарушителя.

    Сравнительные особенности правового режима Арктики и Антарктики

    Открытие Антарктиды произошло в 1820 году русскими мореплавателями. Командование экспедицией осуществлялось Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Задача нашей статьи - рассмотреть отличия правового режима Арктики и Антарктики в международном праве.

    Какой же статус занимает южный полярный регион в наши дни? Основа его - постулаты, принятые Договором об Антарктике, заключён который был в 1959 году (1 декабря) Вашингтонской конференцией с участием СССР, США, Великобритании, Норвегии, Новой Зеландии, Австралии, Бельгии, Аргентины, Южно-Африканского Союза, Чили, Франции и Японии. Необходимость созыва подобной конференции с принятием и вводом в действие соответствующего международного соглашения (вступившего в силу в июле 1961 года) была обусловлена обострившимся противостоянием между притязавшими на отдельные части данной территории государствами и прочими странами, отвергавшими подобные действия в одностороннем порядке.

    На Вашингтонской конференции удалось преодолеть территориальные проблемы, касающиеся государств-участников. Как итог процесса переговоров была принята статья IV Договора, текст которой закреплял принятые выводы и решения.

    О чем удалось договориться?

    Участниками было принято соглашение:

    1. О непризнании суверенитета ни одного государства в любом из районов Антарктики, а также возможных претензий любой страны на утверждение территориального суверенитета упомянутого пространства. Уже здесь можно наблюдать отличия правового режима Арктики и Антарктики.

    2. Об отсутствии требования к любой из числа договаривающихся стран отказаться от заявленных ранее ею претензий территориального характера на пространство Антарктики.

    3. О том, что любое из положений договора не должно наносить ущерб позициям стран-контрагентов относительно признания либо непризнания заявленных претензий на суверенитет в пространстве Антарктики.

    Другими словами, положения, закрепленные в статье IV, утвердили сложившуюся до этого в Антарктике ситуацию относительно заявленных ранее претензий либо прав на суверенитет, но без претворения таковых в реальность. Ими же было признано право государств в будущем выдвигать аналогичные претензии, опять же не ведущие к реальному их исполнению.

    Таким образом, это соглашение можно расценить как придание Антарктике статуса территории, открытой для использования в беспрепятственном режиме любым из государств, включая тех, что не входят в число участников данного соглашения. Подобный статус позволяет относиться к Антарктике как международной территории, юридический статус которой аналогичен статусу открытого моря, воздушного или космического пространства. В этом - главное отличие правового режима Арктики и Антарктиды.

    Вашингтонской конференцией было закреплено право государств осуществлять юрисдикции личного и территориального характера, связанные с возможными территориальными притязаниями. Главный результат Вашингтонской конференции - разработка с последующим закреплением в договоре основных принципов права, касающихся деятельности в данном районе:

    1. Мирное использование антарктической зоны. В Антарктике запрещено размещение контингентов войск, она не может служить в качестве театра военных действий либо базы для ведения их где бы то ни было. Не разрешается использовать территорию ее в качестве полигона для применения оружия (как обычного, так и ядерного).
    2. На пространстве Антарктики провозглашена свобода научных исследований и сотрудничества международного характера. Относится подобное положение к любому государству, имеющему, таким образом, равные права со странами-участниками договора.
    3. Обеспечение в регионе экологической безопасности. В данной части прослеживается сходство правового режима Арктики и Антарктики.

    О территории региона

    Та же самая IV статья Договора об Антарктике определяет территориальные границы его действия применительно к району, расположенному южнее шестидесятой параллели южной широты. Следовательно, к указанному в Конвенции региону относятся все пространства - водные, островные, материковые, которые с севера ограничиваются этой условной линией - географической параллелью 60⁰ южной широты. В пределах данного района права любого государства осуществляются согласно положениям договора международного права относительно открытого моря, что особенно оговаривается.

    Подобное важное положение придает еще больше сходства юридическому статусу Антарктики и статусу любой территории с международным режимом. В этой связи побережье антарктического материка вместе с островными образованиями не располагает собственными внутренними морскими водами, исключительной и прилежащей экономическими зонами, территориальным морем, что имело бы место в случае попадания Антарктиды под суверенитет либо юрисдикцию определённого государства.

    Договор об Антарктике создал фундамент, на котором строится дальнейшее международно-правовое регулирование в данном регионе. Положения его были развиты и дополнены рядом прочих подобных многосторонних соглашений. В 1972 году появился один из первых таких документов - Конвенция о сохранении антарктических тюленей. Число добываемых видов их было существенно ограничено с установкой допустимого уровня вылова, лимитированием добычи по возрасту, полу и размеру. В частности, были определены районы как открытые, так и закрытые для охоты, установлен регламент относительно применения различных орудий лова. Деятельность по добыче тюленей в Антарктике инспектируется, что входит в число важнейших составных частей данной системы охраны.

    О сохранности экосистемы

    В 1980 году приняли конвенцию, касающуюся сохранения живых морских ресурсов Антарктики. Данный документ стал первым из числа международно-правовых актов, основанных на экосистемном подходе. Суть его - в понимании необходимости защиты биоресурсов морей Антарктики комплексного характера. В качестве объекта регулирования Конвенции выступило множество видов живых организмов (речь шла о популяциях моллюсков, плавниковых рыб, птиц и т. п.)

    Причём действие Конвенции распространялось не только на пространства южнее 60-й параллели, но и на более протяженную зону, в которой наблюдается смешивание природных факторов сугубо антарктического характера с теми, что характерны для более северных территорий.

    Благодаря данной Конвенции произошло учреждение комиссии, занятой сохранением живых морских ресурсов антарктической зоны. В ее правомочиях - выполнение всех контрольных, организационных, научно-прикладных и информационных функций. Все меры, принятые в целях сохранения экосистемы региона, обязательны к соблюдению любым из государств, входящих в число членов комиссии, не позже чем через 180 дней с даты уведомления.

    О природных ископаемых ресурсах Антарктики

    Порядок и условия их разработки регламентированы в положениях Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов региона, принятой в 1988 году. Основные принципы ее являются продолжением и детализацией главного принципа антарктического договора - обеспечения безопасной экологии в регионе. Правовой режим разработки любого природного ресурса в первую очередь учитывает необходимость защиты окружающей среды и предотвращения ущерба правам и интересам остальных пользователей антарктического пространства.

    Реализовать положения Конвенции предназначено специально утверждённым органам - Комиссии и Консультативному комитету, наделенными достаточным числом правомочий по контролю за деятельностью стран-эксплуатантов.

    Вступление в законную силу Конвенции 1988 года было отменено в связи с отрицательным отношением большей части государств международного сообщества, подписавшихся под резолюцией о недостаточной оценке особой уязвимости экологической системы данного региона. В результате государства-члены Конвенции в 1991 году подписали протокол в Мадриде, касающийся процесса регулирования действий по освоению минеральных ресурсов антарктического региона и охране окружающей среды.

    В числе наиболее важных положений Протокола следует упомянуть установленный статьей номер 7 запрет относительно любой деятельности, касающейся минеральных ресурсов, кроме научно-исследовательской. Сроком на 50 лет было заморожено проведение любого вида геологоразведочных и эксплуатационных работ. Антарктида фактически получила статус международного заповедника.

    Антарктика как пространство с особым международно-правовым режимом - это район южнее 60-й параллели южной широты, включающий материк Антарктида, шельфовые лед­ники и прилегающие воды. Режим этого района регулируется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г:

    Договор об Антарктике не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает территориальных претензий; он их "заморозил". Пока Договор находится в силе, никакие действия или деятельность не образуют основы для заявления, поддер­жания или отрицания какой-либо претензии на территориаль­ный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике; новые претензии не заявляются (ст. IV).

    Любая страна, независимо от ее участия в Договоре, впра­ве проводить исследовательские работы в Антарктике. Прави­тельства, организации и граждане всех стран осуществляют на.этом континенте научные исследования на равных основаниях. Координация такой деятельности осуществляется Специальным комитетом координации научных исследований, в Антарктике (СКАР).

    Регламентация деятельности в Антарктике

    "Антарктика, - согласно ст. 1 Договора, - используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые ме­роприятия военного характера, такие, как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также ис­пытания любых видов оружия". Однако Договор не препятству­ет использованию военного персонала или оснащения для на­учных исследований или для любых других мирных целей.

    Международно-правовой режим природных ресурсов вклю­чает режим живых ресурсов и режим минеральных ресурсов.

    Согласно Конвенции о сохранении морских живых ресур­сов Антарктики 1980 г., любой их промысел проводится в соответствии с принципами: а) предотвращения сокращения чис­ленности любой популяции до уровней ниже таких, которые обеспечивают их устойчивое положение; б) поддержания эко­логических взаимосвязей между вылавливаемыми и связанны­ми с ними популяциями морских живых ресурсов; в) предот­вращения изменений в морской экосистеме, которые являются принципиально неотвратимыми на протяжении двух или трех десятилетий. Для осуществления целей и принципов Конвен­ции из ее участников учреждается Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики.

    Конвенция о сохранении тюленей в Антарктике 1972 г. обя­зывает не забивать и не отлавливать в этом районе определен­ные виды тюленей, за исключением строго оговоренных в Кон­венции случаев.

    Конвенция по регулированию освоения минеральных ре­сурсов Антарктики 1988 г. обусловила соответствующую дея­тельность государств вынесением заключений, оценивающих возможное воздействие освоения на антарктическую окружаю­щую среду, на региональный и глобальный климат и констати­рующих достаточный уровень технологии и процедур обеспе­чения безопасности.

    Оператор (государство, орган или учреждение государст­ва, юридическое лицо, совместное предприятие этих субъек­тов), проводящий освоение минеральных ресурсов, предприни­мает все необходимые меры для предотвращения нанесения ущерба окружающей среде, а в случае нанесения такового не­сет материальную ответственность.

    Однако конвенционные меры в дальнейшем были призна­ны недостаточными. В Мадриде 4 октября 1991 г. был подписан Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарк­тике, ратифицированный от имени РФ 24 мая 1997 г. Его участ­ники характеризуют Антарктику как природный заповедник, предназначенный для мира и науки. Протокол (ст. 7) запрещает в Антарктике любую деятельность в отношении минеральных ресурсов, за исключением научных исследований. Следовательно, действие Конвенции как бы заморожено на срок действия Про­токола (50 лет). Запрет ст. 7 продолжится до разработки нового режима в отношении освоения минеральных ресурсов с учетом приемлемости такой деятельности в интересах всех государств.

    В компетенцию периодически созываемых консультатив­ных совещаний входит обмен информацией, взаимные консультации, разработка рекомендаций правительствам стран-участниц принять меры, содействующие реализации принципов и целей договора, включая меры относительно; 1) использования Ан­тарктики только в мирных целях; 2) содействия научным ис­следованиям в Антарктике; 3) содействия научному сотрудни­честву в Антарктике; 4) содействия осуществлению инспекций;

    5) вопросов, касающихся осуществления юрисдикции; 6) охра­ны и сохранения живых ресурсов Антарктики. Рекомендации подлежат утверждению всеми странами - участницами Дого­вора. Вступившие в силу рекомендации являются составной ча­стью международно-правового режима Антарктики.

    Статья V Договора запрещает проведение в Антарктике ядерных взрывов и удаление в этом районе радиоактивных ма­териалов. Первое Консультативное совещание государств - уча­стников Договора рекомендовало правительствам своих стран обмениваться информацией относительно применения ядерно­го оборудования и техники в указанном районе.

    Каждое государство - участник Консультативных сове­щаний имеет право назначать неограниченное число наблюда­телей, которые должны быть гражданами государств, их на­значающих. Любой наблюдатель имеет полную свободу доступа во все районы Антарктики в любое время.

    Территория этого континента, а также станции, установки,и оборудование в его пределах, морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и догрузки снаряжения, материалов или персонала всегда открыты для инспекции. Наблюдение с возду­ха может проводиться во всякое время над любым районом Антарктики. О результатах контроля наблюдатели составляют доклады, которые направляются государствам - участникам консультативных совещаний.

    Государства обязаны заблаговременно информировать друг друга о всех экспедициях на этот континент, совершаемых их судами или гражданами, а также о всех экспедициях, органи­зуемых на их территории или направляющихся с их террито­рии, о всех станциях в Антарктике, занимаемых их граждана­ми, о любом военном персонале или оснащении, предназначае­мом для отправления в Антарктику.

    Наблюдатели и научный персонал, а также сопровождаю­щий их персонал находятся в Антарктике под юрисдикцией того государства, гражданами которого они являются.

    Арктика - часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на т.н. "полярные сектора". Согласно концепции полярных секторов, все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства. Нужно заметить, что боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран: государственная территория в полярном секторе ограничивается внешним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую значимость полярных секторов для экономики и безопасности прибрежных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, мало чем отличающийся от режима территориальных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.п. СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г., по которому все земли, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии. В последнее время активно развивается сотрудничество арктических государств. Так, по Соглашению между Правительством РФ и Правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере 1992 г. сотрудничество осуществляется в следующих формах: обмены, направление или поездки должностных лиц, специалистов и жителей Севера; обмен информацией и документацией; проведение совместных исследований и разработок и обмен их результатами; услуги, предоставляемые специалистами по контрактам; совместные симпозиумы, конференции и семинары для специалистов; совместные публикации; торговые миссии; совместные коммерческие предприятия и деятельность; обмен и передача технологий; создание представительских учреждений; другие формы сотрудничества. Создана Смешанная российско-канадская комиссия по сотрудничеству в Арктике и на Севере. Комиссия: содействует развитию программ сотрудничества между Российской Федерацией и Канадой в Арктике и на Севере; составляет отчеты о реализации программ и обеспечивает надлежащее выполнение согласованных мероприятий; обеспечивает общее руководство и контроль выполнения Соглашения; рассматривает предложения по развитию дополнительных областей сотрудничества. 16 сентября 1993 г. представители правительств арктических стран (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция) подписали Декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике. Арктические государства подтвердили свое намерение защищать и сохранять окружающую среду Арктики и признана особая взаимосвязь, существующая между коренными народами и местным населением и Арктикой, и их уникальный вклад в охрану окружающей среды Арктики. Охрана окружающей среды Арктики требует неуклонного принятия мер по ее освоению с учетом особо чувствительного характера окружающей среды Арктики. Было решено в случае необходимости применять внутренние процедуры оценки воздействия на окружающую среду предлагаемой деятельности, которая может нанести ощутимый ущерб окружающей среде Арктики и решения по которой должны приниматься компетентными национальными органами. Государства поддержали осуществление положений Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. В 1996 г. правительства арктических государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США) подписали Декларацию об учреждении Арктического Совета. Целями Совета объявлены: организация сотрудничества, координации и взаимодействия между Арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес (за исключением вопросов военной безопасности), с привлечением объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устойчивого развития и защиты арктической окружающей среды; надзор и координация программ, учрежденных в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики; определение круга ведения программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации; распространение информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике. Совет собирается раз в два года. Решения Арктического Совета принимаются его членами на основе консенсуса.

    • Понятие международного права
      • Понятие международного права и его особенности
      • Нормы международного права
        • Классификация норм международного права
        • Создание норм международного права
      • Международно-правовые санкции и международный контроль
      • Международные правоотношения
      • Юридические факты в международном праве
    • Господство (верховенство) права (Rule of Law) в современном международном праве
      • Происхождение концепции господства права
      • Юридическое содержание концепции господства права: цели, структурное наполнение, направленность регулятивного воздействия, связь с другими сопоставимыми по своей сущности концепциями
    • Принцип добросовестности как основа эффективности международного права
      • Юридическая сущность принципа добросовестности
        • Соотношение принципа добросовестности с другими принципами и институтами международного права
      • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом
        • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом - страница 2
    • Становление, общий характер, источники и система современного международного права
      • Становление и общий характер современного международного права
      • Источники международного права
        • Решения международных организаций в качестве источников международного права
      • Система международного права
      • Кодификация международного права
    • Субъекты и объект современного международного права
      • Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности
      • Государства - основные субъекты международного права
      • Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость
      • Международно-правовое признание как институт права
        • Декларативная и конститутивная теории о значении международно-правового признания
      • Юридическое положение личности в международном праве
      • Объект международного права и международного правоотношения
        • Объект международного права и международного правоотношения - страница 2
    • Основные принципы международного права
      • Понятие основных принципов международного права
      • Принципы, обеспечивающие поддержание международного права и безопасности
      • Общие принципы межгосударственного сотрудничества
      • Принцип добросовестности как общий принцип права и как один из основополагающих принципов современного международного права
    • Взаимодействие международного и внутригосударственного права
      • Сфера взаимодействия международного и внутригосударственного права
      • Влияние внутригосударственного права на международное право
      • Влияние международного права на внутригосударственное право
      • Доктрины соотношения международного и внутригосударственного права
    • Право международных договоров
      • Международный договор и право международных договоров
      • Структура международных договоров
      • Заключение международных договоров
      • Действительность международных договоров
      • Действие и применение договоров
      • Толкование международных договоров
      • Прекращение и приостановление действия международных договоров
    • Право международных организаций
      • Понятие и основные признаки международной организации. Классификация международных организаций
      • Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
      • Правосубъектность международных организаций
      • >Юридическая природа международных организаций и организация их деятельности
        • Права международных организаций
        • Характер юридических актов международных организаций
      • ООН как международная организация
        • Структура Организации
        • Всеобщая декларация прав человека
        • Вопросы прав человека
      • Специализированные учреждения ООН
      • Региональные организации
        • Содружество Независимых Государств (СНГ)
    • Дипломатическое и консульское право
      • Понятие и источники дипломатического и консульского права
      • Дипломатические представительства
        • Сотрудники представительства
      • Консульские учреждения
        • Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
      • Постоянные представительства государств при международных организациях
      • Специальные миссии
    • Право международной безопасности
      • Понятие нрава международной безопасности
      • Специальные принципы международной безопасности
      • Всеобщая система коллективной безопасности
      • Деятельность ООН по проведению Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций
      • Региональные системы коллективной безопасности
      • Разоружение - ключевая проблема международной безопасности
      • Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности
    • Права человека и международное право
      • Население и его состав, гражданство
      • Правовое положение иностранцев
      • Право убежища
      • Международное сотрудничество по вопросам прав человека
      • Международная защита прав женщин и детей
      • Международная защита прав меньшинств
      • Право человека на достойное жилище
        • Обязательства правительств в области обеспечения прав человека на достаточное жилище
        • Институт «признания» в области обеспечения права на достаточное жилище
        • Элементы жилищных прав
        • Возможности рассмотрения жилищных прав в судебном порядке
    • Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
      • Основные формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью и его правовые основы
      • Борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера
        • Распространение и торговля наркотиками
      • Правовая помощь по уголовным делам
      • Международная организация уголовной полиции - Интерпол
    • Международное экономическое право
      • Понятие международного экономического права и его источники. Субъекты международного экономического права
      • Международно-правовые основы экономической интеграции
      • Совершенствование системы международных экономических отношений и формирование нового экономического порядка
      • Специальные принципы международного экономического права
      • Основные сферы международных экономических отношений и их правовое регулирование
      • Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений
    • Территория в международном праве (общие вопросы)
      • Государственная территория
      • Государственная граница
      • Правовой режим международных рек
      • Демилитаризация территории
      • Правовой режим Арктики и Антарктики
    • Международное морское право
      • Понятие международного морского права
      • Внутренние морские воды и территориальное море
      • Прилежащие и экономические зоны
      • Правовой режим открытого моря
      • Понятие и правовой режим континентального шельфа
      • Правовой режим международных проливов и каналов
    • Международное воздушное право
      • Понятие международного воздушного права и его принципы
      • Правовой режим воздушного пространства. Международные полеты
      • Международные воздушные сообщения
    • Международное космическое право
      • Понятие и источники международного космического права
      • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
      • Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов
      • Международно-правовая ответственность за деятельность в космическом пространстве
      • Правовые основы международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях
      • Значимость практических мер мирового сообщества по мирному использованию космического пространства
    • Международное право окружающей среды
      • Понятие международного права окружающей среды, его принципы и источники
      • Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды
      • Защита среды Мирового океана, охрана атмосферы и предотвращение изменения климата, защита животного и растительного мира
      • Защита водной среды международных рек и окружающей среды полярных районов
      • Защита окружающей среды в процессе космической и ядерной деятельности
      • Международно-правовое регулирование обращения с вредными отходами
    • Международно-правовые средства разрешения международных споров
      • Сущность мирного урегулирования международных споров
      • Средства решения международных споров
      • Решение международных споров судом
        • Создание в рамках Организации Объединенных Наций нового Международного суда
        • Процедура рассмотрения споров
        • Органы и специализированные учреждения ООН, уполномоченные обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения
      • Решение споров в международных организациях
    • Международное право в период вооруженных конфликтов
      • Понятие права вооруженных конфликтов
      • Начало войны и его международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)
      • Средства и методы ведения войны
      • Нейтралитет в войне
      • Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
      • Окончание войны и его международно-правовые последствия
      • Развитие как способ предотвращения конфликтов

    Правовой режим Арктики и Антарктики

    Воды арктических морей омывают берега Российской Федерации, США (Аляски), Канады, Норвегии и Дании (о. Гренландии). Россия нотификацией 1916 г. включила в состав своей территории все земли, составляющие продолжение на север сибирского континентального плоскогорья. 4 ноября 1924 г. МИД СССР в ноте всем государствам подтвердил это положение. В 30-е годы XX в. сложилась обычная норма международного права деления северных полярных пространств на секторы но принципу тяготения к побережьям прибрежных государств (Канада и Норвегия - в 1925 г., СССР - в 1926 г., Дания - в 1933 г.).

    Эта норма сложилась на основе длительного фактического разграничения прав и интересов соответствующих государств, признания за ними приоритета в исследовании и освоении соответствующих районов. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. были определены точные границы советского (а ныне российского) сектора в Арктике и закреплено положение, согласно которому все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные в данном секторе, составляют территорию Советского Союза (России). Российский сектор включает в себя около 9 млн кв. км, из них 6,8 млн. кв. км - водное пространство.

    Таким образом, главная особенность правового режима Северного Ледовитого океана и примыкающих к нему морей состоит в том, что в силу секторального деления Арктики прибрежные государства получили определенные права в этих секторах. И хотя вопрос об объеме прав является весьма сложным, наличие этих прав - общепризнанный факт.

    Режим прибрежных морских вод . Ширина территориальных вод установлена в 12 морских миль. Но тут есть некоторые особенности. В ноте МИД РСФСР от 4 мая 1920 г. Норвегии говорилось о правах России на Белое море, а в Декрете СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. - на Баренцево море. Российская Федерация не без основания рассматривает моря Карское, Лаптевых и Восточно-Сибирское как исторические моря заливного типа и внутренние национальные морские пути, на которые по праву можно распространить режим внутренних морей России на следующих основаниях. Во-первых, большую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на север.

    Во-вторых, Русское государство в течение трех веков владело Карским морем (см. царские указы 1617 - 1620 гг.), и иностранные государства не возражали против этого. В-третьих, они являются морями заливного типа, ограниченными со стороны океана обширными архипелагами и островами. Здесь нет международных морских путей, а проходит главная национальная морская коммуникация Российской Федерации - Северный морской путь. Он проходит в основном в прибрежных морских водах России, через проливы, перекрываемые территориальными водами или исторически принадлежащими России водами. 16 сентября 1971 г. Совет Министров СССР утвердил администрацию Северного морского пути при Министерстве морского флота, которая организует арктическое судоходство; обеспечивает безопасность плавания по Северному морскому пути; принимает меры по предотвращению загрязнения вод и др.

    Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предоставляет право приарктическим государствам принимать меры для охраны природной среды в своих секторах. 26 ноября 1984 г. был принят Указ об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью России, в соответствии с которым в этом регионе предусматривается создание системы заповедников, заказников; к судам, плавающим в этом районе, предъявляются повышенные требования, исключающие загрязнение вод.

    Международно-правовой режим Антарктики регулируется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г., участниками которого являются более 30 государств. Установленный Договором правовой режим применяется к району южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. В Антарктике не применяется секторальное деление. Хотя ст. IV Договора и не рассматривает территориальные претензии государств как отказ от таковых, однако и не узаконивает эти претензии. Из смысла этой статьи вытекает, что территориальный вопрос в Антарктике в настоящее время «заморожен».

    Согласно Договору Антарктика используется исключительно в мирных целях. Запрещаются любые мероприятия военного характера: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытание любых видов оружия. Договор превращает Антарктику не только в демилитаризованную, но и нейтрализованную территорию, на которой запрещается военная деятельность. Договором также предусматривается, что в случае войны Антарктика не может быть превращена в театр военных действий. Государствам запрещается производить любые ядерные взрывы и захоронение радиоактивных отходов в границах действия Договора. Следует, однако, отметить, что Договор не запрещает использовать при мирных исследованиях Антарктики военный персонал (ст. ст. I, VII).

    В Договоре закрепляется принцип свободы научных исследований и сотрудничества государств в этих целях; устанавливается свободный обмен информацией, наблюдателями, научным персоналом и т.д.

    Договор обязывает государства сотрудничать в целях сохранения и защиты природной среды Антарктики. В рамках Договора были подписаны Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. и др. Назначение этих конвенций - защита, изучение и рациональное использование живых ресурсов Антарктики.

    Контроль за соблюдением Договора осуществляется национальными наземными и воздушными средствами. Каждое государство вправе назначать неограниченное количество своих наблюдателей, которые имеют право в любое время посещать любые районы Антарктики, проверять станции, установки, оборудование, суда, самолеты и пр. По результатам проверок составляются доклады, сообщаемые другим странам - участницам Договора (ст. VII).

    Правовой режим территории Антарктики определяется в Договоре об Антарктике 1959 г. Это пространство с особым международно-правовым режимом, поскольку данная территория не находится под суверенитетом какого-либо государства.

    Договор применяется к району южнее 60 параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. Однако территориальные претензии не отрицаются полностью, по Договору они «замораживаются». Интерес представляет статья IV, которая регламентирует данную проблему следующим образом:

    a) отказ любой из Договаривающихся Сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике;

    b) отказ любой из Договаривающихся Сторон от любой основы для претензии на территориальный суверенитет в Антарктике или сокращение этой основы, которую она может иметь в результате ее деятельности или деятельности ее граждан в Антарктике или по другим причинам;

    c) наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся Сторон в отношении признания или непризнания ею права или претензии или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике.

    2. Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляются, пока настоящий Договор находится в силе».

    Республика Беларусь присоединилась к данному договору Законом Республики Беларусь от 19 июля 2006 г. № 157-3 «О присоединении Республики Беларусь к договору об Антарктике». Участники договора объявили, что Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие, как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия.

    Однако договор допускает использование военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей в Антарктике. Договор закрепил принцип свободы научных исследований в Антарктике и сотрудничества в этих целях. Принцип международного сотрудничества означает, что:

    • 1) производится обмен информацией относительно планов научных работ в Антарктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию средств и эффективность работ;
    • 2) производится обмен научным персоналом в Антарктике между экспедициями и станциями;
    • 3) производится обмен данными и результатами научных наблюдений в Антарктике и обеспечивается свободный доступ к ним.

    Любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещено.

    Для обеспечения соблюдения Договора может проводиться инспектирование специально назначенными наблюдателями, которые имеют полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики.

    Все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудование в этих районах, а также все морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персонала в Антарктике всегда открыты для инспекции любыми наблюдателями.

    Наблюдение с воздуха может производиться в любое время над любым или всеми районами Антарктики каждой стороной Договора, имеющей право назначать наблюдателей.

    Правовой режим использования и охраны живых и минеральных ресурсов Антарктики определяется:

    • - Конвенцией о сохранении живых ресурсов Антарктики 1980 г.,
    • - Конвенцией о сохранении тюленей в Антарктике 1972 г.,
    • - Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г.

    Правовой статус Арктики формировался на протяжении долгого исторического периода. Примерно к 30-м годам XX века сложилась обычная норма международного права деления полярных пространств на секторы исходя из принципа тяготения к побережьям прибрежных государств (в настоящее время это Канада, Норвегия, Дания, Россия, США). На все известные к настоящему времени сухопутные образования в Арктике установлен суверенитет того или иного прибрежного государства.

    Отличительной чертой внутренних морских вод приарктических стран является установление ими в отношении ряда регионов статуса исторических вод конкретного государства. Например, Белое море включено в состав России как исторические воды.

    Правовой режим иных морских пространств Арктики определяется в соответствии с нормами международного морского права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. дает право приарктическим государствам принимать меры для охраны природной среды в своих секторах.