Неофициальная биография кирилла гундяева. Патриарх Кирилл: биография, образование, семья, общественная и внешнеполитическая деятельность

Биография патриарха Кирилла вызывает интерес как у человека, близкого церкви и религии, так и у простого обывателя. Патриарх Кирилл - довольно известная персона, и большинство россиян видело его по телевидению или хотя бы знает о его существовании.

Патриарх ведёт активную деятельность не только в России, но и во всём православном мире. Помимо обязанностей главы церкви, он вносит весомый вклад и в развитие своей страны, сближая светскую и церковную власть. Принимает участие во внешней политике государства, занимается благотворительностью.

Краткая информация о священнике

Детство и молодость будущего патриарха

Владимир Михайлович Гундяев (именно такое мирское имя имел нынешний глава РПЦ) родился 20 ноября 1946 года в послевоенном тогда ещё Ленинграде в семье священнослужителя. Фамилия будущего главы русской церкви происходит от слова «гундять», то есть, говорить в нос. Правда, мы можем видеть удивительные ораторские способности патриарха, которые совсем не соответствуют значению фамилии.

Отец Михаил, женатый на Раисе Гундяевой , учителе иностранного языка, к моменту рождения сына был рукоположен в иереи. Володя был средним ребёнком в семье, у него есть старший брат и младшая сестра, их нынешняя работа и жизнь также тесно переплетаются с духовной и церковной деятельностью. Стоит сказать о том, что дед Владимира, Василий Гундяев тоже был священником.

Детство Владимира Гундяева было обыкновенным. Владимир получил среднее общее образование затем поступил в духовную семинарию в Ленинграде, а закончив её - в учреждение высшего богословского образования Петербурга. В 1969 году Владимир Гундяев принял монашеский постриг и получил имя «Кирилл» .

В 1970 году будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с отличием закончил духовную академию, получив кандидатскую степень в сфере богословия. Этот момент может считаться началом деятельности будущего патриарха, кстати, первого патриарха, рождённого в Советском союзе.

Начало церковной деятельности отца Кирилла

Молодая прыть будущего главы церкви позволила ему с самого начала религиозной деятельности добиться значительных успехов, почему в итоге за столь короткий срок у него и получилось стать главой РПЦ. В первый же год после завершения обучения в духовном вузе и ухода от мирской жизни священнослужитель стремительно двигался по иерархической лестнице, получая сан за саном. По истечении всего трёх лет стал занимать пост ректора духовной семинарии и академии Ленинграда.

В марте 1976 года отец Кирилл был рукоположен в сан епископа . Всего через год был возведён в архиепископы, а ещё через год возглавил патриаршие приходы в Финляндской республике. В 1978 году архиепископ Кирилл начал преподавать в Московской Духовной Академии.

В 1984 году будущий глава РПЦ был назначен главным архиепископом Вяземских и Смоленских приходов, а через два года - ещё и приходов Калининградской области. Отец Кирилл трудился не покладая рук, проявляя усердие и огромное желание служить Господу, за что был поощрён постоянным членством в рядах Синода, где стал принимать активное и непосредственное участие в разработке законов, касающихся свободы вероисповедания и прав верующих. В феврале 1991 года получил сан митрополита.

Во времена смены государственного строя и развала Советского союза во всех политических вопросах занимал чёткую позицию мира. Это позволило митрополиту заслужить доверие и уважение среди населения.

В середине 90-х годов РПЦ вела широкую политическую активность, главным активистом был будущий патриарх, который выступал в роли премьер-министра РПЦ. Благодаря его деятельности удалось воссоединить Русскую православную церковь и приходы зарубежных стран. Помимо этого, были восстановлены, стабилизированы и нормализованы отношения с католической церковью во главе с Ватиканом в лице Папы Римского.

Приход к патриаршеству и деятельность в новом сане

К высшему сану РПЦ тогдашний митрополит пришел благодаря своей активности, связанной с социальной и политической сферой. С 1995 года отец Кирилл тесно сотрудничал с правительством России, вёл духовно-просветительскую работу на телевидении. Митрополит успешно создал концепцию взаимоотношений светской и церковной власти, которая была принята в 2000 году.

В 2008 году после кончины тогдашнего патриарха Алексия местоблюстителем был назначен митрополит Кирилл, которого год спустя на поместном собрании избрали Московским и всея Руси. Дата интронизация митрополита Кирилла - 1 февраля 2009 года . Легко посчитать, сколько лет митрополиту Кириллу было на момент получения высшего сана в православной церкви - 63 года.

Патриарх Кирилл и сегодня занимает свой пост. Священник регулярно наносит визиты своим заграничным коллегам. За рубежом отец Кирилл имеет влияние и уважение: его считает человеком с огромным багажом фундаментальных знаний, острым интеллектом и развитой эрудицией. Его тесные связи с западными представителями православной церкви позволили укрепить сотрудничество европейских приходов со РПЦ и в общем скрепили отношения России со странами Евросоюза.

В прошлом году патриарх поддержал петицию о введении закона, запрещающего проведение аборта.

Скандалы, связанные с персоной священника

Патриарха Кирилла поддерживает 99% населения, однако, он не единожды фигурировал в громких скандалах, получивших широкую огласку. Большинство религиозных деятелей выступили в защиту патриарха, окрестив данную акцию провокацию с целью запятнать репутацию РПЦ в общем и доброе имя отца Кирилла в частности. Патриарха Кирилла упрекали в следующем:

  • Участие в организации незаконного ввоза в страну крупных партий алкоголя и табачной продукции премиум-класса.
  • Связи с КГБ.
  • Церковный модернизм.

Затем священника пытались обвинить в нарушении обета о нестяжательстве. Зарубежные средства массовой информации даже заявили, что патриарх - долларовый миллиардер, включив в его владение особняк, часы со стоимостью $30,000, круизный лайнер, личный самолёт и огромный автопарк, состоящий из спорткаров . После этого обвинения глава церкви стал героем не одного мема в интернете. В том же интернете то и дело мелькает обвинение в том, что отец Кирилл по национальности еврей, так как его мать якобы в девичестве имела фамилию Вексельман (на самом деле - Кучина).

Однако глава церкви заявил, что все средства Московской патриархии используются по назначению и ничего не оседает в карманах деятелей церкви. Все заявление признаны провокацией и нелепой попыткой подорвать и унизить личный авторитет патриарха Кирилла.

Семья и дети

Патриархом может стать только представитель чёрного духовенства, то есть, человек, принявший монашеский постриг и давший обеты целомудрия, послушания и нестяжания. Из первого обета следует, что патриарх не может иметь жену и детей. Из второго - что владыка должен подчиняться заветам Господа, из третьего - патриарх не имеет права зарабатывать на своей деятельности, становиться богатым и накапливать состояние, иметь какой-либо пассивный доход, Поэтому личная жизнь священника заключается в служении Господу и обществу.

Отец Кирилл не может иметь мирскую семью, однако, его многочисленная паства и есть семья патриарха, его дети. Глава церкви много времени и средств тратит на помощь детям-сиротам, участвует в благотворительных акциях.

В настоящем времени патриарх Кирилл ведёт широкую научно-просветительскую деятельность. Является автором серии книг и статей о православной истории. Почётный член отечественных и зарубежных духовных образовательных учреждений.

Биография Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси

В современной России Патриарх Кирилл является знаменитой и известной личностью. Его деятельность высоко оценивается, так как глава православной церкви вносит значительный вклад в развитие религии. Помимо этого, Кирилл, в миру Гундяев Владимир Михайлович, активно участвует в различных политических процессах и организовывает благотворительные проекты.

Жены у Владимира Михайловича нет, так как он полностью ведет церковный образ жизни. В связи со своей деятельностью Патриарх часто консультирует молодоженов, рассказывая о целях, задачах и предназначении семьи в обществе.

Дети Патриарха Кирилла

Детьми Патриарха являются прихожане, которые слушают его проповеди. Тем не менее, духовный наставник заботится о сиротах, которые были брошены в младенчестве. Он намеренно создает благотворительные фонды в помощь детям-инвалидам.

Биография Патриарха Кирилла

Гундяев Владимир Михайлович родился в Северной столицы РФ 20.11.1946 года. Поначалу Владимир учился в обычной средней школе, но по окончании восьми классов поступи в Духовную семинарию в Санкт-Петербурге. Монашество он принял в конце 1960-х, тогда и получил свое новое имя – Кирилл.

Кандидатом богословия Кирилл стал вначале 1970-х, с этого момента он начал проводить церковную деятельность, достигший статуса — «Патриарх Московский и вся Руси».

После окончания академии, религиозная деятельность молодого человека развивалась стремительно. Сначала его поставили ректором духовной семинарии Санкт-Петербурга, а затем назначили главой епархиального совета.

В середине 1970-х Кирилл стал епископом, решая проблемы межцерковных отношений. В конце 1970-х он уехал в Финляндию управлять патриаршими приходами. Чуть позже Кирилла отправили в Калининград для организации церковных направлений. За трудолюбие и непомерное желание служить Богу священника сделали постоянным членом Синода. До 1990-х он разрабатывал религиозные законы для церкви, пока не причислили сан митрополита.

Во времена развала СССР Кирилл старался наладить связь между народом и политиками. Он занимал миролюбивую позицию, что сделало его известной личностью в России. Стоит отметить, что богослужитель не раз награждался Ловийской премией за укрепление мира. Несмотря на трудные времена 1990-х, Кирилл работал с западными церквями, создавая положительный образ РПЦ. И это ему удалось, Русская Православная церковь сблизилась с Ватиканом.

Кирилл умел выделиться от остальных, так как вел общественную и политическую деятельность, решал многие социальные вопросы и поддерживал обездоленных людей. Таким образом, он дошел до патриархального престола. В середине 1990-х ему предоставили эфирное время на телеканале, Кирилл вел программу под названием «Слово пастыря», где освещал вопросы духовно-просветительского характера.

И уже в 2009 году богослужителя выбрали Патриархом Московским и всея Руси. Церемония восхождения на патриарший престол проходила в кругу политических деятелей, общественников и президента Российской Федерации. Правительство выразило надежду на сотрудничество между государством и Русской Православной Церковью.

И по сей день, Кирилл является патриархом, часто ездит за границу, поддерживая тамошние православные церкви. О нем отзываются как о человеке с высоким интеллектом, моральными принципами и фундаментальными знаниями. Кирилл заметно укрепил отношения между РПЦ и зарубежными державами.

Несмотря на свою просветительскую деятельность и общественную поддержку, Кирилл оказывался множество раз в скандальных ситуациях. Например, он подвергался критики за поддержку иностранных товаров, в частности, табака и алкоголя. Но ближайшее окружение патриарха назвала эту акцию провокацией, созданную для смещения Кирилла с его поста.

Также зарубежные СМИ писали о том, что на счету Кирилла четыре миллиарда долларов. Он имеет несколько дорогих автомобилей, яхту, самолет и часы известной марки. Однако Патриарх отрицает нападки журналистов, утверждая, что все средства используется по назначению. Деньги РПЦ направляются ежегодно на развитие православной школы и в благотворительные фонды. По словам Кирилла, все обвинения указывают только на одно – унизить главу РПЦ и раскритиковать православие в России.

Личная жизнь Патриарха Кирилла

Как и у всех духовных настоятелей, личная жизнь патриарха Кирилла связана в служении народу и Святому Духу. Ему нельзя иметь семью по церковным законам, поэтому он чтит и проповедует Евангелие.

Семья Патриарха Кирилла

Кирилл родился в религиозной семье. Отец был иереем церкви, а мать простым учителем в средней школе. В момент рождения мальчика отец заведовал храмом Смоленской иконы Божьей матери. Помимо Владимира в семье еще были брат Николай и сестра Елена, которые также в будущем посвятили свою жизнь служению Богу.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Патриарха Кирилла

Патриарх Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович) – епископ Русской православной церкви; Патриарх Московский и всея Руси (с 2009 года).

Детство и юность

Владимир Гундяев родился в Ленинграде 20 ноября 1946 года. Его отец Михаил Васильевич был главным механиком завода имени Калинина, однако впоследствии он кардинально изменил свою жизнь, решив посвятить себя служению Господу. Михаил Васильевич стал православным священником, протоиреем. Мать Владимира Раиса Владимировна преподавала немецкий язык в школе. В семье Гундяевых, помимо Владимира, был еще один сын – Николай, родившийся в 1940 году. Николай, как и все его близкие родственники, с головой окунулся в православие, сделав веру своей профессией и став протоиреем. Младший ребенок Гундяевых – дочь Елена – стала директором православной гимназии.

Окончив 8 классов средней общеобразовательной школы (но не уйдя из нее), Владимир поступил в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал вплоть до 1965 года в должности техника-картографа. Школьные занятия Владимир успешно совмещал с работой.

В 1965 году Владимир стал учащимся Ленинградской духовной семинарии, позднее – учащимся Ленинградской духовной академии. Академию он окончил в 1970 году, получив степень кандидата богословия. Завершив обучение, выпускник решил не покидать родные стены и остаться там преподавать. В 1974 году Владимир Гундарев становится ректором академии и семинарии.

Церковная деятельность

В 1969 году 3 апреля Владимир Гундарев был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля Кирилл стал иеродиаконом, 1 июня – иеромонахом. В 1971 году Кирилл был возведен в сан архимандрита, в том же году его назначили представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. Так началось его восхождение по карьерной лестнице священнослужителя. За 20 лет Кирилл прошел длинный и тернистый путь от архимандрита до митрополита.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1994 году лицо Кирилла становится известным всем и каждому – в тот год на телевидении началась трансляция его духовно-просветительской передачи «Слово пастыря».

В 1995 году Кирилл начинает плотно сотрудничать с Правительством Российской Федерации. Его приглашали в качестве эксперта и консультанта на многие важные переговоры и собрания.

Митрополит Кирилл с начала 90-х годов стал значимой личностью не только для РПЦ, но и для всей страны в целом. Его труды печатались и в отечественной, и в зарубежной периодике, его книги, едва только появившись на полках магазинов, мгновенно раскупались верующими. Кирилл медленно, но верно шел к тому, чтобы стать лицом русской церкви. И в 2009 году так оно и случилось. После смерти Патриарха Алексия II в 2008 году на голосовании Поместного собора Русской православной церкви Кирилл набрал 75% голосов, став Патриархом Московским и всея Руси. Его деятельность в новой должности была направлена не только на укрепление положения церкви в современном мире, но и на расширение границ сотрудничества России с другими странами, на укрепление политических связей.

Патриарх Кирилл не раз становился объектом различных обвинений: священнослужителя упрекали за так называемый церковный модернизм, за незаконное обогащение за счет махинаций в области налоговых льгот на импорт табачной и алкогольной продукции, за якобы его тесную связь с КГБ и т.д.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде.

Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 г. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 г. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии , настоятель Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х гг. ХХ в. подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.

По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.

После окончания средней школы в 1965 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 г.

В должности председателя ОВЦС в составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви, в том числе, сопровождал Святейшего Патриарха Пимена и Святейшего Патриарха Алексия II в их поездках за рубеж.

В качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви официально посетил Поместные Православные Церкви: Константинопольскую (2009 г.), Александрийскую (2010 г.), Антиохийскую (2011 г.), Иерусалимскую (2012 г.), Болгарскую (2012 г.), Кипрскую (2012 г.), Польскую (2012 г.), Элладскую (2013 г.).

Межхристианские отношения и сотрудничество

Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ и в качестве почетного гостя в IX Генеральной Ассамблее ВСЦ (Порту-Алегри, Бразилия, 2006 г.); во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). Был главным докладчиком на Всемирной миссионерской конференции в Сан-Сальвадоре, Бразилия, в ноябре 1996 г.

Был делегатом XI Генеральной Ассамблеи Конференции Европейских Церквей (Стирлинг, Шотландия, 1986 г.) и XII Генеральной Ассамблеи КЕЦ (Прага, 1992 г.), а также одним из главных докладчиков на Европейской Ассамблее КЕЦ «Мир и справедливость» (Базель, 6-21 мая 1989 г.).

Был участником Второй Европейской Ассамблеи КЕЦ в Граце, Австрия (23-29 июня 1997 г.) и Третьей в Сибиу, Румыния (5-9 сентября 2007 г.).

Был участником четырех туров двусторонних собеседований между богословами Русской Православной и Римско-Католической Церквами (Ленинград, 1967 г., Бари, Италия, 1969 г., Загорск, 1972 г., Тренто, Италия, 1975 г.).

С 1977 г. — секретарь Международной технической комиссии по подготовке диалога между Православной и Римско-Католической Церквами. С 1980 г. — член Международной богословской комиссии по православно-католическому диалогу. В этом качестве принимал участие в четырех пленарных заседаниях данной комиссии: (Патмос-Родос, Греция, 1980 г.; Мюнхен, ФРГ, 1982 г.; Крит, 1984 г.; Валаам, Финляндия, 1988 г.) и в работе ее Координационного комитета.

Являлся сопредседателем второго тура православно-реформатского диалога (Дебрецен II) в 1976 г. в Ленинграде и участником Евангелических Кирхентагов в Виттенберге (ГДР, 1983 г.) в Дортмунде (1991 г.) в Гамбурге (1995 г.).

Участник диалога с делегацией Старокатолической Церкви в связи со 100-летием Роттердамско-Петербургской комиссии, Москва, 1996 г.

В должности председателя ОВЦС по поручению Священноначалия Русской Православной Церкви принимал участие в контактах с Церквами США, Японии, ГДР, ФРГ, Финляндии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Франции, Испании, Норвегии, Исландии, Польши, Чехии, Словакии, Эфиопии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Таиланда, Шри-Ланки, Лаоса, Ямайки, Канады, Конго, Заира, Аргентины, Чили, Кипра, Китая, ЮАР, Греции.

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, провел ряд встреч с главами и представителями инославных Церквей и христианских организаций.

В 2012 г. состоялось подписание Предстоятелем Русской Православной Церкви и председателем Польской католической епископской конференции Совместного послания народам России и Польши .

Участие в Соборах Русской Православной Церкви

Был членом Поместного Юбилейного Собора Русской Православной Церкви (июнь 1988 г., Загорск), председателем его Редакционной комиссии и автором проекта Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Собором.

Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества (октябрь 1989 г.) и внеочередного Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г., а также Поместного Собора 6-10 июня 1990 г., Архиерейских Соборов 25-26 октября 1991 г.; 31 марта — 4 апреля 1992 г.; 11 июня 1992 г.; 29 ноября — 2 декабря 1994 г.; 18-23 февраля 1997 г.; 13-16 августа 2000 г.; 3-6 октября 2004 г., 24-29 июня 2008 г.

Председательствовал на Архиерейских (2009 г., 2011 г., 2013 г.) и Поместном Соборах (2009 г.), на остальных указанных Соборах Русской Православной Церкви являлся председателем Редакционной комиссии.

Как председатель ОВЦС делал доклады о работе ОВЦС. На Юбилейном Соборе 2000 г. в качестве председателя соответствующих Синодальной Рабочей группы и Синодальной комиссии представил Основы социальной концепции Русской Православной Церкви и Устав Русской Православной Церкви.

На Архиерейском Соборе 3-6 октября 2004 г. выступил также с докладом «О взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью и старообрядцами».

Управление Смоленско-Калининградской епархией (1984-2009 гг.)

За время пребывания Святейшего Патриарха Кирилла на Смоленско-Калининградской кафедре было открыто 166 приходов (94 в Смоленске и области, 72 в Калининграде и области). Восстановлено 52 и вновь построен 71 православный храм.

В 1989 г. было открыто Смоленское духовное училище, преобразованное в 1995 г. в Смоленскую духовную семинарию.

С 1998 г. действует Межъепархиальное духовное училище, готовящее регентов церковных хоров, катехизаторов, иконописцев и сестер милосердия. При большинстве приходов епархии действуют воскресные школы. Имеются православные гимназии и детские сады.

С 1992 г. ведется преподавание Основ православной культуры в государственных школах Смоленской и Калининградской области.

Работа в должности председателя ОВЦС (1989-2009 гг.)

Представлял Русскую Православную Церковь в комиссиях по выработке Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г., Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

В качестве председателя ОВЦС принимал участие во многих международных общественных и миротворческих инициативах.

Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 г. и октября 1993 г.

Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 г. Принимал участие и произносил основные доклады на Соборах (1993-2008 гг.). Со времени избрания на Патриарший Престол является председателем ВРНС (с 2009 г.).

В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г.

Разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами» в 1994 г.

С 1996 по 2000 гг. — руководил разработкой и представил Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 г. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. В связи с этим посетил Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты (поездки в Ливан, Сирию, Иорданию и Израиль в 1996 г.), а также участвовал в переговорах с представителями Константинопольского Патриархата в г. Цюрихе (Швейцария) в марте и дважды в апреле 1996 г., в Фессалониках, Таллине и Афинах (1996 г.), в Одессе (1997 г.), в Женеве (1998 г.), в Москве, Женеве и Цюрихе (2000 г.), в Вене, Берлине и Цюрихе (2001 г.), в Москве и Стамбуле (2003 г.); неоднократно также посещал Эстонию, где вел переговоры с представителями правительства, депутатами парламента и с деловыми кругами этой страны.

Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии (Вена, май 1999 г.) и созыв международной межхристианской конференции на тему: «Европа после косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей» в г. Осло (Норвегия) в ноябре 1999 года.

Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» (Москва, 2001 г.), и темам «Религия и здоровье» (Москва, 2003 г.), «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения» (Москва, 2004 г.).

Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г. Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях .

В должности председателя ОВЦС посетил Эстонию (многократно), Швейцарию (многократно), Францию (многократно), Испанию (многократно), Италию (многократно), Бельгию (многократно), Голландию (многократно), Германию (многократно), Израиль (многократно), Финляндию (многократно), Украину (многократно), Японию (многократно), Канаду (многократно), Китай (многократно), Венгрию (многократно), Молдову (многократно), Норвегию (многократно), Ливан и Сирию (многократно), Сербию (многократно), США (многократно), Турцию (многократно), Бразилию (многократно), Австралию (1991 г.), Австрию (многократно), Латвию (1992 г.), Чили (1992 г.), Болгарию (1994, 1998, 2005 гг.), Чехию (1996, 2004, 2007 гг.), Словакию (1996 г.), Иран (1996 г.), Литву (1997 г.), Данию (1997 г.), Марокко (1997 г.), Аргентину (1997, 2006 гг.), Мексику (1998 г.), Панаму (1998 г.), Перу (1998 г.), Кубу (1998, 2004, 2008 гг.), Люксембург (1999 г.), Непал (2000 г.), Словению (2001 г.), Мальту (2001 г.), Тунис (2001 г.), Монголию (2001 г.), Хорватию (2001 г.), Вьетнам (2001 г.), Кампучию (2001 г.), Таиланд (2001 г.), Ирландию (2001 г.), Ирак (2002 г.), Лихтенштейн (2002 г.), Филиппины (2002 г.), специальные районы КНР — Гонконг (2001, 2002 гг.), Макао (2002 г.), ЮАР (2003, 2008 гг.), Малайзию (2003 г.), Индонезию (2003 г.), Сингапур (2003 г.), ОАЭ (2004 г.), Польшу (2004 г.), Нидерланды (2004 г), Доминиканскую республику (2004 г.), Йемен (2005 г.), КНДР (2006 г.), Индию (2006 г.), Румынию (2007 г.), Туркмению (2008 г.), Коста-Рику (2008 г.), Венесуэлу (2008 г.), Колумбию (2008 г.), Эквадор (2008 г.), Анголу (2008 г.), Намибию (2008 г.). Венгрию, Монголию, Словению, Иран, Ирак и Йемен посетил с официальными визитами по приглашению правительств этих стран.

Патриаршее служение. Управление Русской Православной Церковью

В 2009 г. предпринята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность Управления делами Московской Патриархии , уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые синодальные отделы, разведены функции Издательского Совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии , проведена аналитическая работа по формулированию необходимых изменений в структуре Учебного комитета при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. Активизирована деятельность Общецерковного суда .

В 2012-2013 гг. продолжается образование митрополий, увеличение числа епископов и епархий. Осуществляется контроль за реализацией поручений Архиерейских Соборов 2011 и 2013 гг. На базе принятых документов о социальной, миссионерской, молодежной работе, религиозно-образовательному и катехизическому служению в Русской Православной Церкви была разработана детализированная база документов, а также частично положения, регламентирующие специальную подготовку служителей в этих областях. Происходит распространение преобразований от центрального аппарата Церкви к уровню епархий. Предмет «Основы православной культуры» включен в программу средних общеобразовательных школ во всех регионах России.

За время Патриаршего служения образованы:

— Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (2009 г.)

— Органы церковной исполнительной власти:

  • Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви (2011 г.)
  • Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества (2009 г.)
  • Синодальный информационный отдел (2009 г.)
  • Финансово-хозяйственное управление (2009 г.)
  • Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством (2010 г.)
  • Синодальный отдел по тюремному служению (2010 г.)
  • Патриарший совет по культуре (2010 г.)
  • Синодальный отдел по монастырям и монашеству (2012 г.), преобразован из Синодальной комиссии по делам монастырей (2010 г.)

— Общецерковные коллегиальные органы:

  • Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства (2012 г.), прежнее название — Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства (2011 г.)

— Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2009 г.)

— Межведомственная координационная группа по преподаванию теологии в вузах (2012 г.)

— Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (2013 г.), прежнее наименование — Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских (2012 г.)

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, в 2009-2013 гг. посетил страны: Азербайджан (2009 г., 2010 г.), Армению (2010 г., 2011 г.), Беларусь (2009 г., 2012 г., 2013 г.), Болгарию (2012 г.), Грецию (2013 г.) Египет (2010 г.), Израиль (2012 г.), Иорданию (2012 г.), Казахстан (2010 г., 2012 г.), Кипр (2012 г.), Китай (2013 г.), Ливан (2011 г.), Молдавию (2011 г., 2013 г.), Палестинскую автономию (2012 г.), Польшу (2012 г.), Сирию (2011 г.), Сербию (2013 г.), Турцию (2009 г.), Украину (2009 г., 2010 г. — 3 раза, 2011 г. — 5 раз, 2012 г., 2013 г.), Черногорию (2013 г.), Эстонию (2013 г.), Японию (2012 г.).

К февралю 2014 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил 124 выезда в 67 епархий, 156 выездов в 26 ставропигиальных монастырей, в 21 из них неоднократно. Посетил 7 подворий ставропигиальных монастырей. Совершил 432 выезда в 105 храмов г. Москвы (данные на 31 января 2014 г.).

За время служения Святейшего Патриарха Кирилла образованы:

  • 46 митрополий Русской Православной Церкви;
  • 113 епархий, в том числе в России — 95 епархий*;
  • Среднеазиатский митрополичий округ (2011 г.);
  • викариатства в Московской епархии (2011 г.).

Количество епархий Русской Православной Церкви увеличилось со 159 на начало 2009 г. до 273 на начало 2014 г. (в России — с 69 до 164).

На начало 2009 г. в Русской Православной Церкви было 200 архиереев, в начале 2014 г. — 312*.

Святейший Патриарх Кирилл возглавил 109 епископских хиротоний, в том числе: в 2009 г. — 5; в 2010 г. — 9; в 2011 г. — 31; в 2012 г. — 41; в 2013 г. — 22; в 2014 г. — 1*.

Также за 5 лет Патриаршего служения совершил 144 хиротонии во диакона и пресвитера (18 во диакона и 126 во пресвитера)*.

Награды

Награды Русской Православной Церкви

Общецерковные награды

  • 1973 г. — Орден святого равноапостольного великого князя Владимира (II степени)
  • 1986 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (II степени)
  • 1996 г. — Орден святого благоверного князя Даниила Московского (I степени)
  • 2001 г. — Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (II степени)
  • 2004 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (I степени)
  • 2006 г. — Орден святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси (II степени)

Ордена Самоуправляемых и Автономных Церквей Русской Православной Церкви

  • 2006 г. — Орден преподобных Антония и Феодосия Печерских (I степени) (Украинская Православная Церковь)
  • 2006 г. — Орден «Благоверный Воевод Стефан Великий и Святой» (II степени) (Православная Церковь Молдовы)
  • 2009 г. — Орден священномученика Исидора Юрьевского (I степени) (Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата)
  • 2009 г. — Орден в честь 450-летия принесения на землю Волынскую Почаевской иконы Божией Матери (Украинская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святителя Феодосия Черниговского (Украинская Православная Церковь)

Награды Поместных Православных Церквей

  • 2007 г. — Орден преподобного Саввы Освященного (II степени) (Александрийская Православная Церковь)
  • 2009 г. — Золотая медаль святителя Иннокентия (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Памятная медаль Свято-Владимирской духовной семинарии (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Большой крест ордена святого апостола и евангелиста Марка (Александрийская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святых апостолов Петра и Павла (I степени) (Антиохийская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святого царя Бориса (Болгарская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Золотой орден апостола Варнавы (Кипрская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святой равноапостольной Марии Магдалины (I степени) (Польская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден Живоносного Гроба Господня «Большой крест Святогробского братства» (Иерусалимская Православная Церковь)

Награды других религиозных организаций и христианских конфессий

  • 2006 г. — Орден святого Григория Парумальского (Маланкарская Церковь, Индия)
  • 2010 г. — Орден святого Григория Просветителя (Армянская Апостольская Церковь)
  • 2011 г. — Орден «Шейх-уль-ислам» (Управление мусульман Кавказа)
  • 2012 г. — Орден за услуги перед Уммой I степени (Координационный центр мусульман Северного Кавказа)

Государственные награды Российской Федерации

  • 1988 г. — Орден Дружбы Народов
  • 1995 г. — Орден Дружбы
  • 1996 г. — Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»
  • 1997 г. — Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • 2001 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (III степени)
  • 2006 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (II степени)
  • 2011 г. — Орден Александра Невского

Государственные награды иностранных государств

  • 2009 г. — Орден Дружбы народов (Республика Беларусь)
  • 2010 г. — Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Приднестровская Молдавская республика)
  • 2010 г. — Орден «Шараф» (Азербайджанская Республика)
  • 2011 г. — Орден Республики («OrdinulRepublicii») (Республика Молдова)
  • 2011 г. — Орден святого Месропа Маштоца (Республика Армения)
  • 2012 г. — Орден «Звезда Вифлеема» (Палестинская национальная администрация)

Святейший Патриарх Кирилл удостоен также ряда других федеральных, ведомственных и региональных государственных наград; имеет более 120 наград российских и зарубежных общественных организаций; является почетным гражданином городов Смоленск, Калининград, Неман (Калининградская обл.), Муром (Владимирская обл.), Смоленской, Калининградской, Кемеровской областей, Республики Мордовия и других регионов и населенных пунктов Российской Федерации.

Патриарх Московский и всея Руси (2009-),бывший митрополит Смоленский и Калининградский, Глава Всемирного Русского Народного Собора

Родился 20 ноября 1946 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге), в семье священника. Дед - Василий Гундяев - по профессии механик-железнодорожник, один из активных борцов с обновленчеством в Нижегородской области под руководством митрополита Сергия (Старгородского, впоследствии Патриарха), был арестован в 1922 году, отбывал срок на Соловках; вернувшись из заключения, в середине 50-х годов стал священником. Отец, протоиерей Михаил Васильевич Гундяев - в 30-е годы был репрессирован, в 40-х был ведущим инженером одного из военных заводов блокадного Ленинграда, в 1947 году рукоположен во священника, служил в Ленинградской епархии. Брат, протоиерей Николай Михайлович Гундяев , с 1977 года настоятель Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга, профессор СПбДА. Сестра - Елена, православный педагог.В школе не вступал по религиозным убеждениям в пионеры и комсомол; стал героем антирелигиозной публикации в городской газете.В 1961 году уехал из родительского дома (семья с 1959 года жила в г.Красное Село под Ленинградом) и поступил на работу в картографическое бюро Ленинградской комплексной геологической экспедиции. Параллельно учился в вечерней школе, которую окончил в 1964 году.В 1965-67 годах по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) учился в Ленинградской духовной семинарии (ЛДС). В 1967-69 годах учился в Ленинградской духовной академии (ЛДА), которую закончил с отличием. 1 июня 1970 получил степень кандидата богословия за сочинение "Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере".В студенческие годы в марте-апреле 1968 года участвовал в 3-м Всехристианском Мирном конгрессе (ВМК) в Праге; в июле 1968 - в IV Ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Упсале. Был участником ежегодных заседаний Центрального комитета ВСЦ в качестве молодого советника, был вице-председателем молодежной комиссии Христианского мирного конгресса (ХМК).

3 апреля 1969 митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество, 7 апреля 1969 года рукоположен во иеродиакона, 1 июня 1969 года - во иеромонаха.После окончании академии был оставлен при ЛДА профессорским стипендиатом, преподавателем догматического богословия и помощником инспектора ЛДАиС.С 30 августа 1970 - личный секретарь митрополита Никодима (Ротова), председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС).12 сентября 1971 возведен в сан архимандрита, затем - назначен представителем Московской Патриархии при ВСЦ в Женеве, настоятелем прихода Рождества Пресвятой Богородицы.В 1971 году представлял духовные школы РПЦ на Генеральной ассамблее всемирной православной молодежной организации СИНДЕСМОС (на этой ассамблее духовные школы РПЦ стали членами СИНДЕСМОСа) и был избран членом его исполкома.В 1972 году сопровождал Патриарха Пимена в его поездке по странам Ближнего Востока, а также в Болгарию, Югославию, Грецию и Румынию.26 декабря 1974 назначен ректором ЛДА и С с освобождением от должности представителя МП при ВСЦ.С 7 июня 1975 года - председатель епархиального совета Ленинградской епархии.С декабря 1975 года - член ЦК и Исполкома ВСЦ. 9 сентября 1976 года назначен постоянным представителем РПЦ в пленарной комиссии ВСЦ.

В ноябре 1975 года на экуменической ассамблее в Найроби осудил письмо о. Глеба Якунина о гонениях на верующих в СССР и отрицал факты нарушения прав верующих.В декабре 1975 избран членом Центрального и Исполнительного комитетов ВСЦ.

3 марта 1976 на заседании Священного Синода определен быть епископом Выборгским, викарием Ленинградской епархии. Одновременно введен в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. Хиротонисан 14 марта 1976.27-28 апреля 1976 года в составе делегации Московского патриархата участвовал в переговорах собеседованиях с представителями «Пакс Кристи Интернационалис».9 сентября 1976 утвержден постоянным представителем от РПЦ в пленарную комиссию ВСЦ.С 18 ноября 1976 по 12 октября 1978 - заместитель Патриаршего Экзарха Западной Европы (по рапорту от 4 ноября 1976 года митрополита Никодима (Ротова), Патриаршего Экзарха Западной Европы, о необходимости в связи с пятым инфарктом назначить ему заместителя - с предложением кандидатуры Кирилла).21-28 ноября 1976 года участвовал на Первом Предсоборном Всеправославном совещании в Женеве.С 22 по 31 января 1977 г. возглавлял делегацию от Ленинградской и Новгородской епархии на юбилее Патриарших общин в Финляндии.С 19 по 26 июля 1977 г. во главе делегации от духовных школ РПЦ присутствовал на IX Генеральной ассамблее Синдесмоса в Шамбези.

2 сентября 1977 возведен в сан архиепископа.С 12 по 19 октября 1977 г. совместно с Патр. Пименом с официальным визитом находился у Патр. Димитрия I (Константинопольский Патриархат). С 23 ноября по 4 декабря 1977 г. во главе делегации РПЦ посетил Италию. 23-25 декабря 1977 г. с делегацией РПЦ во главе с Патриархом Пименом участвовал в интронизации Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II.22-27 июня 1978 г. присутствовал с делегацией РПЦ на Пятом Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге. 6-20 октября 1978 г. участвовал в переговорах с представителями Римско-Католической Церкви.12 октября 1978 освобожден от должности Заместителя Патриаршего Экзарха Западной Европы и назначен управляющий патриаршими приходами в Финлянди (окормлял их до 1984 года).С 27 по 29 марта 1979 г. участвовал в Консультации «Ответственность Церквей СССР и США за разоружение».С 12 по 24 июля того же года возглавил делегацию РПЦ на Всемирной Конференции «Вера, наука и будущее» в Кембридже (США).С 9 по 24 ноября 1979 г. в составе делегации РПЦ по приглашению Французской Епископской Конференции посетил Францию.16 ноября 1979 г. назначен членом Комиссии Св. Синода по вопросам христианского единства.С 28 по 31 января 1980 г. присутствовал в Будапеште на встрече представителей Церквей из социалистических стран Европы и руководящих деятелей ВСЦ.29 мая 1980 г. участвовал от РПЦ на первой встрече Смешанной православно-римско-католической комиссии на о. Патмос и Родос.14-22 августа 1980 г. — участник 32-го заседания Центр. комитета ВСЦ в Женеве. 22-25 августа — член делегации представителей Церквей в СССР и в США (Женева).25-27 ноября 1980 г. в составе делегации РПЦ участвовал в Болгарии в праздновании 1300-летия основания Болгарского государства.С 30 ноября по 12 декабря того же года возглавил паломническую группу представителей и студентов ЛДА при поездке на Св. Землю.23 декабря 1980 г. назначен членом Комиссии по организации празднования 1000-летия Крещения Руси d 1988.С 16 по 26 августа 1981 г. — участник 33-го заседания Центрального комитета ВСЦ в Дрездене.С 31 августа по 6 сентября 1981 г. совместно с Патриархом Пименом посетил Финляндию.30 октября-3 ноября 1981 г. в Университете Британской Колумбии (Ванкувер, Канада) принял участие в заседаниях Комитета по подготовке VI Ассамблеи ВСЦ.5-7 ноября 1981 года участвовал в праздновании 30-летия со дня основания Национального Совета Церквей в США.23-27 ноября в Амстердаме (Нидерланды) от христиан СССР входил в группу слушания по ядерному разоружению.3-16 января 1982 г. в Лиме (Перу) участвовал в заседании Комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство».В том же году (19-28 июля) принял участие в 34-м заседании Центрального комитета ВСЦ в Женеве.С 28 сентября по 4 октября 1982 находился в Финляндии, а с 25 октября по 1 ноября — в Японии.С 24 июля по 10 августа 1983 г. — участник VI Ассамблеи ВСЦ в Ванкувере (Канада), на которой избран в новый состав Центрального комитета ВСЦ.26-27 ноября того же года в составе делегации РПЦ участвовал в торжествах празднования 30-летия подворья Русской Православной Церкви в Софии.С 20 по 29 февраля 1984 г. принял участие в заседании Исполнительного комитета ВСЦ в Женеве.С 31 мая по 7 июня от Русской Православной Церкви участвовал в заседании Смешанной богословской комиссии между Римско-Католической Церковью и Поместными Православными Церквами, проходившей на о. Крит.9-18 июля 1984 г. — участник заседания Центрального комитета ВСЦ в Женеве.В составе советской общественной делегации участвовал в международной конференции ученых и религиозных деятелей с 19 по 23 ноября 1974 в Италии.

26 декабря 1984 назначен архиепископом Смоленским и Вяземским.Перевод в Смоленск являлся для архиепископа Кирилла понижением и свидетельствовал об опале со стоороны государственных надзирающих органов ("...О причинах, по которым он впал в немилость, ходят разные слухи. Одни связывают это с его реформаторской активностью в сфере богослужения: он не только практиковал использование русского языка в богослужении, но и служил вечерню вечером, а не утром, как это принято в РПЦ до сих пор. Другой причиной устранения владыки Кирилла из "северной столицы" России называют его отказ проголосовать против резолюции ЦК Всемирного Совета Церквей, осудившей ввод советских войск в Афганистан. Между тем, "за" он тоже не голосовал, всего лишь "воздержался", что, впрочем, по тем временам тоже было чуть ли не подвигом." - Наталия Бабасян. Звезда митрополита Кирилла// "Русский Журнал", 01.04.1999).Сам Кирилл считает, что он пал жертвой закрытого постановления ЦК КПСС о борьбе с религиозностью, принятого в преддверии празднования 1000-летия Крещения Руси, за чрезмерную активность на посту ректора Духовной Академии: во время его ректорства был открыт доступ в ЛДА и С выпускников светских вузов, а в 1978 году - создано регентское отделение, на которое могли поступать и женщины.

Со 2 по 9 июня 1985 г. в составе делегации РПЦ находился на VI Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге.

30 ноября 1988 архиепископу Кириллу была поручена разработка Положения о Духовных Училищах - новом типе православных 2-летних учебных заведений, готовящих церковнослужителей и призванных облегчить решение кадровой проблемы.

Определением Св. Синода от 10-11 апреля 1989 г. был изменен архиепископский титул Кирилла: вместо "Смоленский и Вяземский" - «Смоленский и Калининградский».С 14 ноября 1989 - председатель Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) и постоянный член Священного Синода. Это назначение фактически свидетельствовало о снятии с него "государственной опалы".20 февраля 1990 после ликвидации зарубежных Экзархатов архиепископу Кириллу поручено временное управление приходами Корсунской (до 1993 года) и Гаагско-Нидерландской (до 1991 года) епархий.

В 1990 году входил в Комиссию Священного Синода по подготовке Поместного Собора. 20 марта 1990 назначен председателем Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности. 8 мая 1990 вошел в состав Синодальной Библейской комиссии. 16 июля 1990 назначен членом Комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 27 октября 1990 назначен председателем Синодальной комиссии по подготовке изменений в Уставе об управлении РПЦ.С 20 июля 1990 года - управляющий Патриаршими приходами в Финляндии.25 февраля 1991 возведен в сан митрополита.

В мае 1992 года американский священник РПЦЗ о.Виктор Потапов в своей брошюре "Молчанием предается Бог" впервые публично обвинил Кирилла в прямом сотрудничестве в советское время с КГБ и назвал его оперативный псевдоним - "Михайлов" ("На собрании студентов Московского государственного университета глава отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (он же агент "Михайлов") заявил, что факт встречи духовенства с представителями КГБ "нравственно безразличен" (Бюллетень "Прямой путь", N 1-2, 1992 г.)" ).

В начале 1993 с санкции Патриарха Алексия II митрополит Кирилл вошел в Международный подготовительный комитет по созыву Всемирного Русского собора в Москве (с инициативой которого выступил "Всемирный Русский Конгресс" Игоря Кольченко , РАУ-корпорация Алексея Подберезкина , "Роман-газета" Валерия Ганичева , а также журналы "Наш современник" и "Москва"). Став одним из пяти сопредседателей подотовительного комитета, провел 26-28 мая 1993 в Свято-Даниловском монастыре I Всемирный Русский Собор.

В феврале 1995 г. руководил II Всемирным Русским Собором. Незадолго до этого президент Борис Ельцин в ходе общения с Кириллом в неофициальной обстановке пообещал ему возвратить Церкви конфискованные у нее после революции земли, а затем (под давлением Анатолия Чубайса ) взял обещание назад. На Соборе Кирилл выступил со слабо завуалированной критикой властей за неморальную и антинациональную политику. Было декларировано учреждение "Всемирного Русского Собора" как "постоянного надпартийного форума" под эгидой Церкви, избрано четыре сопредседателя Собора (митрополит Кирилл, И.Кольченко, В.Ганичев, Наталья Нарочницкая ). Под влиянием радикалов (Михаил Астафьев , Ксения Мяло , Н.Нарочницкая, И.Кольченко) Собор принял ряд чисто политических довольно радикальных антизападнических деклараций, принятию которых церковные иерархи во главе с Кириллом не препятствовали.В промежутке между февралем и декабрем 1995 Кирилл умерил оппозиционность возглавляемого им "надпартийного форума", а на III Всемирном Русском Соборе в начале декабря 1995 не допустил принятия никаких резких политических заявлений. Организация была переименована во Всемирный Русский Народный Собор, Главой которого был единогласно избран Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а его одним из его заместителей - митрополит Кирилл.

Со 2 августа 1995 - член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.В 1996 году - член Совместной Комиссии Константинопольского и Московского Патриархатов по "эстонскому вопросу".С 6 июня 1996 - председатель рабочей группы Священного Синода по выработке проекта концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом.В 1996 году вошел в состав совета директоров церковного банка "Пересвет".

В сентябре 1996 года газета "Московские новости" (N34) опубликовала сообщение о том, что ОВЦС, возглавляемый митрополитом Кириллом, в 1994-96 гг. организовал в 1994-96 годах ввоз подакцизных товаров (в первую очередь, сигарет) в обход таможенных пошлин, под видом гуманитарной помощи, на суммы в десятки миллионов долларов и в количестве десятков тысяч тонн. Обвинения были поддержаны другими популярными светскими газетами (в частности, "Московским комсомольцем" - журналистом Сергеем Бычковым ). Считается, что негласным инициатором этих обвинений был тогдашний управлящий делами МП архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин) . Для расследования этих сообщений была создана внутрицерковная комиссия во главе с архиепископом Сергием.Однако позиция митрополита Кирилла, который отрицал умышленный ввоз в страну сигарет и говорил, что церковь не могла отказаться от навязанного ей подарка, была поддержана Архиерейским Собором РПЦ 1997 года.

Активно участвовал в подготовке закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", утвержденного Президентом Ельциным 26 сентября 1997 года.В марте 2001 выступил с предложением перечислять часть подоходного налога россиян в бюджет религиозных организаций, в том числе Русской православной церкви.

В мае 2001 года журналист "Московского комсомольца" Сергей Бычков опубликовал статью "Митрополит из табакерки" , в которой повторил прежние обвинения в адрес митрополита Кирилла по поводу импорта табака, а также публично отождествил Кирилла с деятелем ВСЦ "агентом Михайловым", упоминавшимся в ранее опубликованных материалах комиссии Верховного Совета ("комиссии Якунина-Пономарева") о связях КГБ и РПЦ в советское время .

6 декабря 2008 года на экстренном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II митрополит Кирилл тайным голосованием избран Местоблюстителем Патриаршего Престола.27 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси.

Сторонник активного вмешательства Церкви в светскую жизнь и в политику, в том числе ее влияния на власть с позиции "Священство выше Царства" .

С 1995 года по субботам вел телепередачу "Слово пастыря" на ОРТ.

Хобби - горные лыжи.Живет в официальной резиденции ОВЦС в Серебряном Бору (Москва). В 2002 году купил пентхаус в Доме на набережной с видом на храм Христа Спасителя (квартира зарегистрирова на Гундяева Владимира Михайловича, "о чем есть соответствующая запись в кадастровой ведомости" (The New Times. №50 от 15 Декабря 2008). В СМИ появлялась "информация о покупке митрополитом виллы в Швейцарии." (там же) .

В августе 1993 года был награжден международной Ловийской премии мира, присужденной ему Общественным Комитетом «Мирный форум Ловииса» во главе с г-й Теллерво Койвисто, супругой Президента Финляндии (этой премией раз в три года награждается миротворческий деятель, внесший особо значимый вклад).Награжден церковными орденами св. равноап. кн. Владимира II степени, прп. Сергия Радонежского I и II степени, св. блгв. кн. Даниила Московского I степени, свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского, II степени, святителя Алексия Московского II степени, орденами многих Поместных Православных Церквей; другие церковные награда: памятная панагия (1977), именная панагия (1988).Имеет государственные награды: орден Дружбы народов (1988, к 1000-летию Крещения Руси), орден Дружбы (1996), «За заслуги перед Отечеством» III степени, медали «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы»; награжден общественным орденом Cв. Георгия I степени (1998, от Российской палаты личности).

Источники:
Официальная биография Кирилла на сайте РПЦ "Patriarchia.ru" ;база данных "Просопограф - описатель лиц" материалы Н.Митрохина в базе данных "Лабиринт"

Сергей Бычков (2001) :
В 1992 году Архиерейский собор сформировал свою комиссию, которую возглавил епископ Костромской и Галичский Александр . Пока священник Глеб Якунин и Лев Пономарев , тогдашние депутаты Верховного Совета, разбирались в кличках и заданиях, владыка Гундяев (кличка — агент Михайлов ) проявил недюжинную смекалку и начал скупать архивные документы. Сконцентрировав мощную базу компромата, в том числе и на патриарха, он в течение последних 10 лет ловко манипулирует документами, затыкая рот излишне ретивым епископам. Когда же его пытается урезонить патриарх, вдруг неожиданно в СМИ попадают какие-то бумаги, марающие репутацию Святейшего. К сожалению, работа депутатской комиссии окончилась ничем. А синодальная вообще не приступила к работе.
Сергей Бычков. Митрополит из табакерки. Как-никак, а без Гундяева никак!// Московский комсомолец, 25.05.2001 - http://www.mk.ru/blogs/idmk/2001/05/25/mk-daily/34819/ (=http://www.compromat.net/page_10804.htm

Упоминание "агента Михайлова" в материалах комиссии Якунина-Пономарева:

1973 год
январь
л. 32. В Таиланд и Индию для участия в работе ВСЦ выводились агенты органов КГБ "Магистр" и "Михайлов" . Данные агенты оказывали выгодное влияние на работу Совета и представили материалы, представляющие оперативный интерес о положении в ВСЦ и характеризующие данные на отдельных деятелей.
[...]
Зам. начальника 4 отдела 5 Управления КГБ при СМ СССР подполковник Фицев.

NB:
в тех же материалах упоминается "Михайлов"-баптист:
Агентурные имена агентов из числа баптистского руководства: "Михайлов", "Абрамов", "Федоров", "Невский", "Кесарев".

Упоминания (хотя и без имени) - по мнению о.Якова Кротова - Кирилла Гундяева в книге мемуаров о. Августина Никитина :
[священник о.Виталий Боровой о доносе на него в 1974 году]:
"А, так это протоиерей такой-то, наш секретарь в Женеве подсуетился и донес на меня! Ведь он был при этом разговоре. И, как всегда, все перепутал" (С. 170). [...]
"О. Виталий [Боровой] оправился от потрясений, по его здоровье заметно пошатнулось. Тем не менее он "пересидел" в ОВЦС четырех председателей и лишь при пятом, в 1997 г. стал внештатным консультантом ОВЦС. [...]А женевский протоиерей-секретарь, заложивший о.протопресвитера, до сих мелькает по "ящику" и учит нас с экрана париотизму . О таких писали еще в начале ХХ столетия?
Тише, тише, господа!
Господин Искариотов,
Патриот из патриотов,
Направляется сюда!"
(С. 171-172).

Упоминание агента КГБ "Михайлова" в "Частном определении" комиссии Верховного Совета :
Комиссия обращает внимание руководства РПЦ на антиконституционное использование Центральным комитетом КПСС и органами КГБ СССР ряда церковных органов в своих целях путем вербовки и засылки в них агентуры КГБ. Так, по линии Отдела внешних церковных сношений выезжали за рубеж и выполняли задания руководства КГБ агенты, обозначенные кличками"Святослав", "Адамант", "Михайлов", "Топаз", "Нестерович", "Кузнецов", "Огнев", "Есауленко" и другие. Характер исполняемых ими поручений свидетельствует о неотделенности указанного Отдела от государства, о его трансформации в скрытый центр агентуры КГБ среди верующих.

27 января Поместный Собор Русской Православной Церкви на третьем пленарном заседании избрал 16-го Патриарха Московского и всея Руси. Новым Предстоятелем Русской Православной Церкви стал Местоблюститель Патриаршего Престола Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев).

Напомним, что предварительно для обсуждения кандидатов на Патриарший Престол в Храме Христа Спасителя 25 января собрался Архиерейский собор Русской Православной Церкви, на который прибыли 198 делегатов из 202 архиереев Русской Церкви (четыре архиерея – архиепископ Чикагский и Детройтский Алипий (РПЦЗ), епископ Ирийский Даниил (РПЦЗ), митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим и епископ Кировоградский и Новомиргородский Пантелеимон – на Соборе отсутствовали).
При подсчете голосов один бюллетень был признан недействительным. По итогам заседания Архиерейский Собор предложил Поместному Собору Русской Православной Церкви кандидатуры трех архиереев, набравшие самое большое число голосов: Кирилл (Гундяев), митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей, Местоблюститель Патриаршего Престола; Климент (Капалин), митрополит Калужский и Боровский, управляющий делами Московской Патриархии; Филарет (Вахромеев), митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии. Митрополит Кирилл набрал 97 голосов, митрополит Климент – 32 голоса, митрополит Филарет – 16 голосов.

27 января для избрания 16-го Патриарха Русской Православной Церкви в Храме Христа Спасителя собрался Поместный Собор. В 12 часов началось первое пленарное заседание Собора, на котором состоялось избрание Президиума Поместного Собора, оглашение приветствий Собору, выступление Патриаршего Местоблюстителя с докладом. На заседании было оглашено приветственное послание Президента России Дмитрия Медведева.

На втором пленарном заседании, которое началось в 15:30, состоялось утверждение повестки дня, программы и регламента заседаний Поместного Собора, избрание рабочих органов Поместного Собора, утверждение процедуры избрания Патриарха Московского и всея Руси. На заседании один из трех кандидатов Патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет снял свою кандидатуру на выборах Патриарха Московского и всея Руси, призвав голосовать за митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Митрополит Кирилл в ответном слове сказал, что он склоняет голову перед митрополитом Филаретом, которого глубоко почитает, и с глубоким удовлетворением вспоминает два десятилетия, в течение которых они вместе работали в составе Священного Синода под водительством Святейшего Патриарха Алексия. После снятия митрополитом Филаретом своей кандидатуры епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий (Бильченко) предложил избрать Патриарха жребием. Однако его предложение не нашло поддержки со стороны других архиереев. Другие кандидатуры для участия в голосовании Собор не утвердил. В результате участники Поместного Собора выбирали нового Предстоятеля из двух кандидатов тайным голосованием.

В 17.30 началось третье пленарное заседание, на котором состоялось голосование, после чего начался подсчет голосов. В 22 часа к участникам Собора вышли члены счетной комиссии, и председатель комиссии митрополит Краснодарский и Кубанский Исидор огласил результаты голосования. Согласно протоколу, в тайном голосовании приняли участие 702 делегата Собора. Количество бюллетеней после голосования 700, из них действительных бюллетеней 677, недействительных – 23. Из 677 голосов за митрополита Кирилла высказались 508 соборян, за митрополита Климента – 169. На вопрос митрополита Киевского Владимира, принимает ли митрополит Кирилл избрание его Предстоятелем Церкви владыка Кирилл ответил: «Избрание меня Патриархом Московским и всея Руси приемлю, благодарю и нимало вопреки глаголю» и поклонилс