План конспект на тему право на детство. Конспект интегрованного занятия "Мои права. Мои обязанности" план-конспект занятия (класс) на тему. я группа - выбирает права на тему развития

Занятие «Мои права и обязанности»

Цель: формирование у обучающихся знание о правах и обязанностях, воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека.

Задачи:

  • закрепление знаний Конвенции о правах ребенка, Декларации прав человека;
  • развитие умения отстаивать свои права;
  • воспитание чувства ответственности;
  • развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву;
  • умение применять знание прав и обязанностей на практике.

Ход занятия:

Социальный педагог: С древних времен люди стояли не только перед проблемой выбора, но и необходимостью отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так–то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. В первых государствах права человека были весьма ограничены, но постепенно страны Западной Европы, Северной Америки и Россия оказались готовы не только провозгласить права и свободы человека, но и гарантировать их осуществление.

Социальный педагог: Основные права и обязанности гражданина нашей страны прописаны в её основном законе. Кто может назвать его? (ответы обучающихся) Конституция Российской Федерации.

Социальный педагог: Как вы думаете о чем сегодня говорить на нашем занятии? (обучающиеся формулируют ответы)

Социальный педагог: Права и обязанности гражданина неразделимы - это две стороны нашей жизни. И сегодня на нашем занятии я не буду предлагать вам заучивать правила, статьи, а просто вместе с вами постараемся узнать, понять какие основные права есть у вас, а также обязанности, которые вы должны соблюдать в вашем возрасте.

Как вы понимаете, что такое право? … (Ответы обучающихся)

«Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять»

Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ….(Конечно, ваши родители, семья.)

Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире.

Социальный педагог: В международном календаре отмечено несколько дат, посвященных правам человека. Я предлагаю вам назвать международные праздники

20 ноября (Всемирный день прав ребенка) Отмечается по решению ООН в ознаменование принятия 20 ноября 1959 г. Конвенции о правах ребенка..

10 декабря (Международный день прав человека) В 1948 принята Всеобщая декларация прав человека, провозгласившая право каждого на жизнь, свободу и неприкосновенность.

Упражнение «Воображаемая страна»

Представьте, что вы открыли новую страну, куда не ступала нога человека, и где нет ни законов, ни правил. Вы будете первыми поселенцами на этой новой земле. Вы не знаете, какое положение будете занимать там. Каждая группа должна написать три права, которые, по их мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в этой стране. После обсуждения учащиеся выбирают права являющиеся, по общему мнению, наиболее важными.

Упражнение «Права и обязанности в сказках»

  1. Посадила лиса Жихарку на лопату и попыталась засунуть в печь, желая съесть к обеду. Какое право хотела нарушить лиса? (право на жизнь)
  2. Осталась Крошечка-Хаврошечка сиротой маленькой, взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работой каждый день занудили, заморили- она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает. А были у хозяйки три дочери большие. Но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала.Какое право человека было нарушено в этой сказке? (право на отдых и досуг)
  3. Сел Медведь на Теремок и раздавил его. Выскочили звери из теремка и разбежались кто куда. Какое право зверей нарушил Медведь? (право на неприкосновенность жилища)
  4. Папа Карло очень хотел, чтобы Буратино учился в школе и стал самым умным. Но в той стране, где он жил, образование могли получить только те, у кого были деньги. Пришлось Папе Карло продать свою куртку, чтобы купить азбуку для Буратино. О каком праве мечтал папа Карло? (право на образование)
  5. Гуси-лебеди унесли братца Иванушку к Бабе Яге за тридевять земель в тридесятое царство и посадили под замок в избушку на курьих ножках.(Право на свободу)
  6. Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна-красна – у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идет зайчик да плачет… (Право на жилище)

Упражнение «Пойми меня»

Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность наделенную правами. Я предлагаю вам изобразить права ребенка, закрепленные в Конвенции в виде рисунка.

Группы изображают право, предлагая отгадать его остальным

Социальный педагог: Какая самая главная обязанность сейчас у вас школьников?

Социальный педагог: Учиться.

Какие еще у вас есть обязанности? (ответ обучающихся)

Физкультминутка

Социальный педагог: А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности. Давайте встанем.

Если я называю право - вы хлопаете в ладоши, если обязанность - приседаете.

а) Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы (Право - хлопают).

б) Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача (Право - хлопают).

в) Молодой человек, достигший 18 лет, служит в армии (Обязанность - топают ногами).

г) Дети учатся в школе (Право и обязанность - Хлопают в ладоши и топают).

д) Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги (Обязанность - топают ногами).

е) Родители воспитывают своих детей (Обязанность - топают ногами).

ж) Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу (Право - хлопают).

з) Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе (Обязанность - топают ногами).

Упражнение «Три правила»

Каждой группе предлагается написать три важных права, которые, как они считают, они должны иметь в школе, и три важных права, которые, они должны иметь дома. Затем группы обмениваются списками и должны придумать обязанности, которые соответствуют правам из списка. Каждому праву соответствует обязанность. Например, ваше право на свободу высказывания ограничено обязанностью не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека и нарушающие его право на сохранение человеческого достоинства. Баланс прав и обязанностей заключается в том, что мы должны осуществлять наши права в определенных пределах.

Вставьте нужные слова :

1. Пусть ты пока еще ребенок,

Но должен знать уже с пеленок,

Что ты уже России сын,

Пусть маленький, но гражданин

2. Как работу строить верно,

как решать: кто прав - неправ

Правил свод давно придуман,-

Называется устав

3. По законам мы живем

Утром, вечером и днем

Орган, где их создают

Все … парламентом зовут

4.Все взрослые жители города, края

Своих депутатов всегда выбирают,

Неважно, кто ты по профессии: летчик,

Ученый, водитель, простой переплетчик,

Юрист или повар, нефтяник, писатель,

На выборах ты- избиратель

Упражнение «Мои права»

Определи, какие права может иметь каждый человек, какие права может иметь только гражданин страны, а какие права есть у каждого школьника?

  1. право на жизнь; (ч)
  2. право на бесплатное образование; (ш)
  3. право участвовать в управлении делами государства и общества; (г)
  4. право на получение дополнительного образования; (ш)
  5. право на охрану здоровья и медицинскую помощь; (ч)
  6. определять и указывать свою национальную принадлежность; (ч)
  7. права граждан на равный доступ к государственной службе; (г)
  8. право посещать школьные мероприятия; (ш)
  9. право на отдых; (ч)
  10. достоинство личности; (ч)
  11. право на социальное обеспечение; (ч)
  12. право пользоваться библиотекой; (ч,г,ш.)
  13. право на обучение по индивидуальным программам; (ш)
  14. право на свободу и личную неприкосновенность; (ч)
  15. право на неприкосновенность жилища; (ч)
  16. свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства; Г
  17. право на выбор образовательного учреждения; (ш)
  18. право вступать в общественные организации; (ч)
  19. право пользоваться родным языком; (г)
  20. свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию; (г)
  21. право на свободу слова; (ч)
  22. право на объединение в союзы для защиты своих интересов; (ч)
  23. право на свободный труд; (ч)
  24. право на проведение собраний, митингов, демонстраций; (г)
  25. свобода совести и свобода вероисповедания; (ч)
  26. право на информацию; (ч)
  27. право частной собственности; (ч)
  28. право на предпринимательскую деятельность; (ч)
  29. право на жилище; (ч)
  30. право на доступ к культурным ценностям; (ч)

Упражнение «Может ли…»

Задание Может ли ….. (да или нет)

Распоряжаться самостоятельно своим имуществом, своим заработком, - стипендией, иными доходами в возрасте от 14 лет (да)

В возрасте 12 лет может быть временно отстранен от занятий или переведен в другую школу за определенные нарушения (да)

Дать согласие на изменение своего имени или фамилии (да с 10 лет)

С 14 лет обучаться вождению мотоцикла (обучать могут, водить только с 16 лет)

С 10 лет вносить вклады в банки и распоряжаться ими (нет, только с 14 лет)

На самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а с 14 лет - в суд (да)

Упражнение «Мои обязанности»

  1. Назовите основной закон страны, который каждый гражданин страны обязан соблюдать; (Конституция)
  2. Обязанность совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных (родителей)
  3. Документ, удостоверяющий личность (Паспорт)
  4. Основной документ образовательного учреждения, в котором прописаны основные права и обязанности школьников (Устав)
  5. Обязанность гражданина своевременно оплатить, установленные законом, (Налоги)…..
  6. Обязанность каждого гражданина защищать свою родину, называется – (Служба)
  7. Обязанность родителей ….. своих несовершеннолетних детей; (Содержать)
  8. Основное право и обязанность каждого школьника (Учиться)
  9. Каждый гражданин обязан сохранять и приумножать историческое и ………… наследие страны;(Культурное)
  10. Каждый гражданин обязан бережно относиться к ……… и её богатствам; (Природе)

Упражнение «Преступление и наказание»

Определите, за какие преступления уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за какие с 14 лет?

  • Грабеж, грабеж, разбой
  • Клевета
  • Похищение человека
  • Умышленное убийство
  • Изнасилование
  • Хулиганство
  • Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ
  • Угон автотранспорта
  • Нарушение изобретательских и патентных прав
  • Захват заложников
  • Вооруженный мятеж
  • Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
  • Неоказание помощи больному
  • Бандитизм
  • Хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотики
  • Нарушение требований пожарной безопасности
  • Незаконное изготовление оружия
  • Вандализм
  • Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью
  • Государственная измена
  • Жестокое обращение с животными

Какие виды наказаний предусмотрены для несовершеннолетних?

Штраф

Конфискация имущества

Арест

Пожизненное лишение свободы

Обязательные работы

Исправительные работы

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Лишение свободы на определенный срок

Смертельная казнь

Лишение права заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенную должность

Ограничение свободы

Упражнение «Задачки»

Проанализируйте ситуации. Какие меры наказания понесут ребята?

Ложный звонок

В школу по телефону позвонил Сережа 14 лет и сказал, что в школе заложена бомба, которая может взорваться. Все выбежали из школы! Приехали пожарная машина, МЧС. Ученики и учителя целый час простояли на улице. (Так как этот проступок считается – уголовно- наказуемым деянием, то данному мальчику может быть применены такие виды наказаний: арест, исправительные и обязательные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью, постановка на учет в КДН, штраф и т.д.)

Порча школьного имущества

Коля, ученик 6 класса, играл в классе мячом. Ему сказали, чтобы он этого не делал. Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. (Дисциплинарный проступок мальчик может быть наказан. Поставят на учет на внутришкольном контроле, штраф и др.)

Порча чужого имущества

На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.

(Саша не должен был портить чужое имущество, но если это произошло то должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).

Драка на улице

Девятиклассник Антон шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. Антон побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих ребят и нанесли им телесные повреждения . (В данном случае Антон является одновременно и пострадавшим и правонарушителем. Антон должен был обратиться к правоохранительным органам (например, к участковому) а не затевать драку, всех участников этой драки должны привлечь к ответственности, провести с ними разъяснительную беседу, и скорее всего их поставят на учет, в школе и в КДН, если в драке не были причинен серьезный вред здоровью, иначе будет возбуждаться уголовное дело)

Ограбление ларька

Двое 15 летних подростков забрались вечером в продовольственный ларек: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 10 тысяч. Кто должен нести ответственность за материальный ущерб. (уголовное правонарушение по статье кража, наказание для данных лиц будет соответствующее, т.е штраф, возмещение ущерба, исправительные работы или обязательные работы. Но в большинстве случаев, отвечают за детей их родители).

Угроза жизни

Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» (как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление, с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)

Осквернение зданий

На крыльце школы стояла группа ребят. Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята, смеясь, помогали ему в этом. (Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок. Могут также поставить на учет.)

Упражнение «Паспорт»

Правильно ответить на вопросы.

1. Сколько страниц в паспорте? (19.)

2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)

3. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)

4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)

5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)

6. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)

7. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)

8. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе.)

9. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)

10. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)

11. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)

12. Сколько цифр в номере паспорта? (10.)

13. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (Одна - 13-я.)

14. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)

15. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)

Упражнение «Пословицы»

Составьте пословицы

Грамоте учиться – а потехе час

Делу время, всегда пригодится

Жить – суда боится

Правда, родине служить

Дело- мастера боится

Тот герой, не сиди на печи

Хочешь, есть калачи – кто за родину горой

Какие права отражены в пословицах

1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)

2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)

3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)

4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на социальное обеспечение, право на выбор вида воинской службы)

6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

Права школьника в школе

Права учащихся образовательных учреждений определены в государственном Законе «Об образовании» и соотносятся с правовым документом международного значения - Конвенцией ООН о правах ребенка, в том числе школьника. Выбрав школу, родители и ученики могут при желании ознакомиться с Уставом данного учебного заведения и Правилами внутреннего распорядка. По общему требованию выписки из Устава и школьных Правил внутреннего распорядка размещаются на стенде для всеобщего обозрения. Основные права школьника следующие:

  • право на бесплатное образование, соответствующее определенным государством образовательным стандартам;
  • право на выбор образовательного учреждения, формы обучения и возможность досрочной сдачи экзаменационных работ;
  • право на признание личности без дискриминации по любому из признаков и право на неприкосновенность;
  • право на пребывание во время образовательного процесса в приемлемых условиях (безопасная и комфортная обстановка, качественное питание);
  • право на выражение собственных убеждений в корректной форме;
  • право на обучение на родном языке;
  • право на объективную оценку знаний и умений;
  • право на доступ к информационным ресурсам школы, к примеру, к книжному фонду библиотеки;
  • право на посещение дополнительных занятий, факультативов и кружков, включая платные;
  • право на отдых в каникулярное время, в выходные дни и в перерывах между уроками;
  • право на участие в школьных общественных объединениях, не имеющих религиозной или политической направленности. Этим правом обладают дети старше восьми лет;
  • право на участие в управлении образовательным учреждением. В случае несогласия с каким-либо решением администрации, учащийся может обратиться в уполномоченные госорганы;
  • право на перевод в другое образовательное учреждение.

Обязанности школьника в школе

Наряду с правами у каждого школьника имеются и обязанности, которые он должен выполнять:

  • соблюдение Устава школы, Правил внутреннего распорядка;
  • следование указаниям администрации учебного заведения и учителей, уважительное отношение к учащимся и сотрудникам;
  • посещение уроков согласно расписанию, своевременная явка на занятия;
  • добросовестное отношение к учебе;
  • предоставление справки от медицинского работника или объяснительной записки от родителей в случае отсутствия ребенка на уроках;
  • ответственное отношение к общему имуществу учреждения, соблюдение порядка в здании и на территории учебного заведения;
  • соблюдение опрятности в одежде;
  • забота о здоровье и собственной безопасности, выполнение правил техники безопасности.

Какие последствия влечет за собой неисполнение обязанностей?

Чтобы не попасть в число нарушителей дисциплины, необходимо, чтобы ребенок хорошо ориентировался в нормах и правилах поведения конкретного общеобразовательного учреждения. Нарушения дисциплины учащимся влечет применение к нему определенных мер:

  • замечание;
  • требование публичного извинения;
  • условное исключение из общеобразовательного учреждения;
  • исключение из школы.

Целенаправленная работа по ознакомлению с правами и обязанностями младших школьников проводится педагогом или представителем администрации на внеклассных занятиях и в процессе проведения общешкольных мероприятий.


По познавательному развитию

Конспект занятия «Ваши права, дети!»

Нарыкова Валентина Ивановна, воспитатель
логопедической группы Д/С №22 г.Старый Оскол

Цели

  1. Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях.
  2. Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей.
  3. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
  4. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
  5. Рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Оборудование

  • Эмблемы на каждого ребёнка.
  • Шляпа для игры «Танец шляпы».
  • Генеалогическое древо на каждого ребёнка.
  • Набор карточек для Д/И «Угадай слово».
  • Плакаты: «Правила пожарной безопасности детей» и «Правила безопасности детей в городе».
  • Набор картинок для Д/И «разложи правильно», красный и серый цветок.
  • Корзина с набором овощей для Д/И «Мамины помощники», косынка.

Ребята! Сегодня в нашей группе будет работать юридическая консультация. К нам пришли письма от людей, на которые нужно ответить. Отвечать будете Вы - консультанты. Мы с Вами обсудим очень серьёзную тему: «Права ребёнка». Так, начнём. Кто хочет быть первым консультантом? (Приглашаю одного из детей.) Посмотрим, какой вопрос будет в первом конверте? (Ребенок достаёт картинку из конверта.)

Вопрос ребёнку - Как ты думаешь, что это за право? Правильно право на имя.

Когда человек получает это право? Правильно при рождении. Какой документ подтверждает это право? (Свидетельство о рождении.)

Ребята, а вы знаете, что каждое имя имеет своё значение. Что означают ваши имена? Дети рассказывают о значении своих имён.

Давайте поиграем в игру «Танец шляпы» - узнаем, как звучат ваши имена.

Вторым консультантом кто желает быть? (Вызываю второго ребёнка.) Ребёнок берёт второй конверт и рассказывает о праве, которое изображено на картинке. (Право ребенка на жизнь в семье рядом с папой и мамой.)

Посмотрите, что я вам приготовила. Как называется это древо? Кто помнит? Возьмите каждый родословное древо вашей семьи. Давайте вспомним, как ещё мы называли древо - генеалогическим. Почему? Генеалогия - это собрание сведений о происхождении и родстве членов семьи.

Внимательно посмотрите на своё древо и ответьте:

У мамы и папы есть мама, кем она является для вас? У мамы и папы есть папа, кем он является для вас? Правильно бабушка и дедушка. Есть ли у бабушки и дедушки ещё сыновья или дочери, кроме ваших родителей? И кем они являются для вас? (Ответы детей.) А у бабушек и дедушек тоже были мамы и папы. Для вас они кто? Правильно прадедушки и прабабушки.

На этом род не заканчивается. Ведь у прадедушек и прабабушек тоже были родители. Корни генеалогического древа надо искать в глубине истории.

Если вы будете, друг друга любить, уважать, беречь ваше родословное древо будет всегда живым крепким и здоровым.

Итак, наша консультация продолжает работать. Посмотрим, что за вопрос лежит в третьем конверте. (Вызываю третьего ребёнка.) , о каком праве рассказывает тебе эта картинка? Правильно, о праве на образование. Как ты думаешь, .. . каждый человек имеет право на образование? Кто обучает вас здесь, в детском саду? Кто вас будет учить в школе? А сейчас мы посмотрим, чему вы научились в детском саду.

Дидактическая игра «Угадай слово» .

Кто хочет быть следующим консультантом? (Вызываю следующего ребёнка) . Посмотрим, что за вопрос лежит в этом конверте. Правильно, право на лечение. Вопросы ребёнку: Каждый ли человек имеет право на лечение? Что нужно делать, чтобы быть здоровыми.

Ответы детей.

А так как вы у нас скоро идёте в школу, давайте вспомним правила безопасности детей в жизни.

Работа по плакатам.

Следующим консультантом будет. По какому вопросу проконсультируешь нас ты. .. ? (Имя ребёнка) . Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому обращению.

Давайте с помощью стихотворения В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» постараемся разобраться с этим правом.

«Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха:

Что такое хорошо

Что такое плохо?»

Может быть, мы с вами, сегодня объясним этому ребёнку, что же это такое - хорошо и плохо.

Дидактическая игра «Разложи правильно» .

По окончании игры, какие вы молодцы, всё правильно разложили. Конечно же, мы радуемся добрым делам и поступкам, и огорчаемся, если окружающие поступают плохо. Надеюсь что вы у нас замечательные ребята, будите поступать только хорошо, не нарушая прав друг друга.

Итак, берем следующий конверт. Кто желает рассказать о вопросе, который здесь лежит. (Имя ребёнка) . О чем она тебе рассказывает, какое право ты здесь увидел? Правильно, право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды. Вопросы детям. Как вы думаете, кто в детском саду следит за вашим достаточным питанием?

Ответы детей .

Дидактическая игра «Мамины помощники» .

Итак, у нас остался последний конверт. Кто ещё не был у нас консультантом? (Имя ребенка) . Посмотри, о каком праве тебе расскажет картинка, которая лежит в конверте. Правильно, о праве детей на отдых.

Я знаю, что вы все любите отдыхать. Какой самый любимый вид отдыха у вас? С кем вам больше всего нравиться отдыхать? В какое время года? Высказывания детей.

Дидактическая игра «Птичка» .

Ребята, я думаю, что права о которых мы с вами говорили вы будете помнить всегда и соблюдать их, не нарушая прав других людей.

«В жизни можно по-разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям. .. »

А. Вознесенский

Конспект открытого занятия на тему

«Путешествие в страну Правдилия»

Для детей подготовительной к школе группы

Цель: создание условий для знакомства детей с основами человеческих прав.

Задачи:

Закрепить знания детей, в интересной и занимательной форме, основы человеческих прав, отраженных во «Всемирной декларации прав человека».

Развивать способность анализировать действия и поступки сказочных героев и людей, создавать ситуации для развития умений применять, полученные знания в реальной жизни.

Активизировать познавательный процесс, обогащать речь детей новыми словами.

Воспитывать доброжелательность детей, умение общаться со сверстниками.

Оборудование: ТСО (экран, проектор, ноутбук), презентация к занятию, на доске «цветок Счастья», медали «знаток права».

Предварительная работа: беседы о правах человека, ребенка, рассматривание иллюстраций: «Права ребенка», чтение сказок, беседы по сказкам, характеризуя героев, обращая внимание на нарушение прав, рисование: «Наши права», разучивание пословиц, поговорок, стихов о дружбе, семье, здоровье.

Ход занятия:

Слайд 1 . Включен. Входят под спокойную музыку, садятся на стулья.

Ребята, сегодня мы с вами проведем открытое занятие посвященное Дню местного самоуправления России.

Слайд 2 . Воспитатель: Послушайте стихотворение:

Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок
Появляются права.

Кто из вас знает, какие права есть у детей?

Ответы детей: права на жизнь, на имя, на гражданство, на отдых, на образование.

(При нажатии на мышку, появляются картинки с правами детей)

Слайд 3 .

Воспитатель: На этих картинках нарисовано самое важное, что необходимо вам для счастливой жизни с момента рождения. Это - ваши права. Права - эта то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. Они не могут быть отняты у нас. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.

Воспитатель: А документ, где написаны ваши права, называется - Конвенция о правах ребенка. (По щелчку мышки на экране появляется Конвенция о правах ребенка).

Воспитатель: Конвенция о правах ребенка - это международный договор о защите прав всех детей нашей планеты, независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол, национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые. Конвенция - это международный закон для детей всех стран. Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции, и не нарушать их!

Слайд 4. Ребята, я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. Эта страна - необычная и загадочная.

В этой стране жили люди, звери, насекомые и жили они счастливо. Потому что у каждого из них было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых.

Слайд 5 . А еще в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. Слайд 6 . К одному из них жители относились по-особенному, трепетно. Берегли его, потому что это был «цветок Счастья». У «цветка Счастья» были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы… (включается шум ветра)

Хотите узнать продолжение? (Ответы детей.)

Слайд 7 . Однажды над страной нависла черная - пречерная туча, налетел злой холодный ветер.

Слайд 8. Это проделки злого волшебника, и все жители Правдилии разбежались кто куда, чтобы переждать несчастье.

Слайд 9 . А когда все утихло, все были удивлены тем, что на “цветке Счастья” не осталось ни одного лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в неразбериху. До сих пор жители ищут заветные лепестки, и надежда отыскать их тает с каждым днем.

Слайд 10. Король этой страны прислал на электронный адрес нашего детского сада письмо. Давайте его прочтем.

Читаем письмо.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень прошу вас помочь моей стране и отыскать лепестки «цветка Счастья». На вас у меня последняя надежда. Злой волшебник приготовил для вас разные задания, которые вам необходимо выполнить. Только тогда вы сможете найти лепестки. Желаю удачи!!!

Ребята, сможем ли мы помочь жителям Правдилии?

Ответы детей: (да).

- Поможем найти лепестки «цветка Счастья», а заодно и узнаем права этой страны. Давайте перед испытанием возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.

Слайд 11 . Итак, ребята первое задание «Угадай право» №1 . (Картинка с изображением детей, четверо детей с подписанными именами, а пятый мальчик - без имени.)

Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какое право нарушено в изображении, которое вы видите на экране?

Ответы детей: право на имя.

Слайд 12. Давайте посмотрим правильно ли вы ответили.

Слайд 13. Здорово, правильно ответили.

Скажите, пожалуйста, а у вас не нарушено право на имя? Сейчас мы с вами это проверим. На столе лежат сердечки с именами. Каждый из вас должен подойти к столу, найти сердечко со своим именем и встать около своего стула. (Дети выполняют задание.)

Да, теперь я вижу, что ваше право не нарушено и у каждого есть имя. А какой документ получает ребёнок при рождении, подтверждающее это право?

Дети: Свидетельство о рождении.

Давайте проверим, правильно ли вы ответили.

Слайд 14. (Картинка с изображением свидетельства о рождении.)

Слайд 15. Молодцы! С первым заданием вы отлично справились, мы смогли отыскать первый лепесток сиреневого цвета.

Следующее задание №2.

Ребята как называется страна, в которой мы живем?

Ответы детей : Россия.

Слайд 16 . (Картинка с изображением флага с гербом РФ.)

- А сейчас о России нам Вика Карикова прочитает стихотворение:

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, -

Что может быть сердцу милей?

- А Сергей Кондаков сейчас расскажет, почему нашу страну называют Россия.

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Ребята, раз вы живёте в России, значит вы…?

Ответы детей: россияне .

Значит, какое право вы все имеете, живя в России?

Ответы детей: право на гражданство.

Давайте посмотрим, правильно ли вы ответили?

Слайд 17. Молодцы, все вы являетесь гражданами Российской Федерации, а жители сказочной страны являются гражданами страны Правдилии, у них тоже есть такое право.

Слайд 18.

Вот мы справились и со вторым заданием, за это мы получаем второй лепесток синего цвета.

И переходим к следующему заданию №3.

Слайд 19. (Картинки с изображением Буратино и Незнайки.)

Посмотрите внимательно на экран и скажите, из каких сказок эти герои? о каком праве говорят нам эти картинки?

Ответы детей: Эти картинки говорят нам о Праве на образование.

Вспомните, по какой причине они всё время попадали в неприятные истории?

Ответы детей : не хотели учиться, считали себя самыми умными, не слушали советов товарищей.

Как вы думаете, для чего человеку нужно учиться?

Ответы детей: чтобы получить профессию.

Давайте поиграем в игру «Вставь словечко» .

Я начинаю предложение, а вы заканчиваете его:

Самолетом правит… (летчик).

Трактор водит… (тракторист).

Электричку - (машинист).

Стенку выкрасил… (маляр).

Доску выстругал… (столяр).

В доме свет провел… (монтер).

В шахте трудится… (шахтер).

В жаркой кузнице… (кузнец).

Кто все знает - … (молодец)!

Еще раз давайте вспомним, о каком праве мы сейчас с вами говорили?

Ответы детей: Право на образование.

Ребята, но вам не следует забывать и о своих обязанностях. Назовите их.

Ответы детей: забота о близких, обязанности по дому, уважение старших, соблюдение правил личной гигиены, хорошо учиться, выполнять все задания воспитателя и учителя, помогать другим детям, которым трудно справиться с учебой, получить образование, охранять природу, соблюдать законы.

Слайд 20. Молодцы, ребята. Вы справились и с этим заданием.

Слайд 21. За это вы получаете лепесток зеленого цвета.

Следующее задание № 4.

Слайд 22. Ребята, на экране изображены картинки из сказок «Золушка», «Серая шейка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят».) В этом задании нужно подумать и выбрать лишнюю картинку и объяснить, почему вы так считаете. (Дети обсуждают, какая картинка может быть лишней и почему).

- Лишней является картинка из сказки «Золушка», потому что в этой сказке нарушено право на имя, а в остальных сказках нарушено право на жизнь.

Молодцы ребята!

Скажите, а кто вам подарил жизнь?

Ответы детей: Мама.

Слайд 23. (Мама с ребенком)

Да, мама подарила вам жизнь. Слово «мама» - особое слово. Это первое слово, которое произносит ребенок, оно почти одинаково звучит на всех языках мира. Мама первой заглянула вам в глаза, спела колыбельную песню, научила ходить, говорить. О маме написано много песен, рассказов, стихов.

А сейчас немного отдохнем стихи о маме мы прочтем.

Стихи о маме.

Кира.

Осенью, весной,

Летом и зимой

Кто с тобою рядом,

Рядышком с тобой?

В радости любой,

В горести любой

Кто с тобою рядом,

Рядышком с тобой?

На ночь и с утра

Нынче, как вчера,

Кто тебе желает

Всякого добра?

Ребята, жизнь, подаренную вам мамой, никто не вправе у вас отнять. Вы рождены, чтобы быть здоровыми, счастливыми, свободными гражданами своей страны.

Слайд 24. (Молодцы! смайлик)

Слайд 25. За это вы получаете лепесток красного цвета.

Перейдём к следующему заданию №5.

Слайд 26. (Ребус «Я + Я +Я + Я +Я + Я + Я = 7 Я».)

Какое право зашифровано в этом ребусе?

Ответы детей: Право на семью.

Слайд 27.

А сейчас София прочитает стихотворение:

Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.

А для чего человеку нужна семья?

Ответы детей: чтоб ухаживать и заботиться друг о друге, чтоб помогать друг другу в трудную минуту, чтоб любить друг друга.

- Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о семье.

· Дружная семья гору сдвинет.

· В гостях хорошо, а дома лучше.

· Дома и стены помогают.

· Добрые детки - дому венец, а плохие детки - дому конец.

· В родной семье и каша гуще.

· При солнышке тепло, при матушке добро.

· Без хозяина дом - сирота.

· В недружной семье - добра не бывает.

· В семье, где нет согласия, добра не бывает.

· В хорошей семье, хорошие дети растут.

· В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

· Вся семья вместе, так и душа на месте.

· В дружной семье и в холод тепло.

· Дружная семья не знает печали.

· Когда нет семьи, так и дома нет.

· Не будет добра, коли в семье вражда.

· Семьей дорожить - счастливым быть.

Давайте посмотрим, справились ли вы с этим заданием?

Слайд 28. Молодцы!

Слайд 29. А вот и следующий лепесток оранжевого цвета.

А мы переходим к следующему заданию № 6.

Слайд 30. (Картинка с доктором Айболитом.)

Что это за сказочный персонаж?

Ответ детей: Доктор Айболит.

Настя:

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица.

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

А как называется врач, который лечит зверей?

Ответ детей: Ветеринар.

Да, ребята, врачи оказывают медицинскую помощь не только животным, но и людям.

О каком праве пришла пора нам говорить?

Ответ детей: (О праве на медицинское обслуживание).

Какую медицинскую помощь вам оказывают в детском саду?

Ответы детей: обрабатывают ссадины перекисью, мажут зеленкой или йодом, наклеивают лейкопластырь, мерят температуру.

Молодцы, а вот наверняка у каждого из вас дома имеется домашняя аптечка. Вы знаете какое самое главное правило про домашнюю аптечку?

Ответ детей: Детям ни в коем случае нельзя принимать лекарства самостоятельно, даже одна таблетка, принятая не по назначению, может нанести здоровью большой вред.

Лучше всего не простужаться и не болеть, чтоб домашняя аптечка вам никогда не пригождалась. А что для этого нужно делать?

Ответ детей: Одеваться по погоде, правильно питаться, принимать витамины, не есть снег зимой, не сосать сосульки, гулять на свежем воздухе, делать зарядку.

Слайд 31. Молодцы вы справились и с этим заданием.

Слайд 32. За это вам лепесток желтого цвета.

Приступим к выполнению следующего задания №7.

Слайд 33. Перед вами на экране иллюстрации из сказки «Крошечка - Хаврошечка».

Посмотрите, ребята, злой волшебник усложняет задания, но мы не сдадимся верно? Нам необходимо собрать эти картинки в виде паззла (дети собирают паззл) . А сейчас посмотрите и скажите, какое право нарушено в этой сказке?

Ответы детей: (Право на отдых).

Мы с вами тоже сегодня много трудились, хотите отдохнуть?

Ответы детей: Да.

Мы немножко отдохнем, песенку о маме вам сейчас споем.

Песня о «Маме»

Хорошо отдохнули? Мы с вами сейчас каким правом воспользовались?

Ответы детей: (Правом на отдых .) Давайте проверим, справились ли мы с этим заданием?

Слайд 34. А вот и последний лепесток фиолетового цвета. Вот мы и собрали все лепестки на «цветке Счастья».

Ребята, Король страны Правдилии снова нам прислал на электронную почту письмо. Давайте прочтем его.

Слайд 31. (Картинка с улыбающимся королем).

Слайд 32. (Письмо « Спасибо, дорогие ребята. С вашей помощью в нашей стране снова воцарился порядок, ведь все права снова на месте. Обещаю, что жители нашей страны теперь будут лучше охранять «цветок Счастья». На память об этом приключении мы дарим вам эти медали, чтоб вы всегда помнили о своих правах, а так же вручаем благодарности и конфеты за оказанную помощь нашей стране).

Ребята, понравилось вам наше сегодняшнее приключение?

Ответы детей. (Да.)

А что больше понравилось?

Тема « Каждый ребёнок имеет право …»


Цели: дать понятие право; познакомить детей с правами, закреплёнными в Конвенции о правах ребёнка; научить применять их в жизни; формировать положительное отношение к правам других; воспитывать терпимость, взаимопонимание, уважение к другим.

Ход урока

    Организационный момент
. Друзья, добрый день! Давайте прогоним скуку и лень, Сегодня мы встретились с вами Чтобы серьёзно заняться делами. О важном говорить мы будем И, что узнаем, не забудем. Предлагаю кроссворд вам разгадать, Чтоб ключевое слово в нём узнать.

Президент

Россия закон праВа конституция Глава государства Страна, в которой мы живём называется Все люди должны подчиняться …
Основной закон страны называется …

Ребята! Ключевое слово мы с вами определили. Давайте хором его скажем: право


Да, сегодня мы с вами будем изучать права человека
и тема сегодняшней встречи « Каждый ребёнок имеет право….»
Люди часто путают законы с правами. А что же такое право? Может кто-то из вас знает определение этого понятия? Право- совокупность правил,

Сегодня вы живёте с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, создают вам условия для учёбы, ведут к взрослой жизни. Кроме ваших родителей о вас заботятся и другие разные общественные благотворительные организации, которые следят за тем, как соблюдаются права.
Наиболее авторитетная из них ООН. Кто из вас знает, как расшифровывается это слово? (Организация Объединённых наций). ООН была создана для того, чтобы народы разных стран решали многие вопросы мирным путём.
В ходе переговоров, избегая конфликтов и войн. Государства, входящие в ООН подписали в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека – документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права – свободы. Это нужный и полезный документ. Но в нём нет ни слова о детях.
Именно поэтому ООН приняла в 1989 году особый документ под названием Конвенция о правах ребёнка, т.е. соглашение, в котором государства пообещали заботиться о своих малолетних гражданах. В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права.
О каких же правах говорится в Конвенции? Давайте мы вместе это выясним и составим памятку « Я имею право…» А). Младенец на свет появился Это новый человек родился Право на жизнь – самое главное Каждому с рождения данное.
О каком праве идёт речь? Итак, 1 наше право – право на жизнь занимает почётное место в нашей памятке.
Б). Человек родился, и он уже обладает правами. Нельзя их отобрать, права неотделимы от человека.
Вовочки и Леночки Андрюшки и Аришки – Каждый день рождаются Девчонки и мальчишки. Пользуются с первых дней правами своими – Ведь с пелёнок человек Получает… (хором Имя) И следующее право на имя мы помещаем в памятку. У каждого из вас есть имя. Давайте познакомимся. Назовите, пожалуйста, свои имена. (Дети по очереди называют свои имена).
В). От болезней вас взрослые оберегают Медицинскую помощь осуществляют Это право вам тоже дано, Одно из главных и важных ОНО. Кто из вас, ребята, догадался, какое право вы ещё имеете? (Право на получение медицинской помощи). И я помещаю это право в памятку.
Г) Образование получить должен каждый Это для человека очень важно. Не прожить нам и дня без знаний- Так что приложите много сил и стараний. О каком праве говорится в этом стихотворении? ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ. Наша памятка пополняется ёщё 1 правилом.
Д) Но не всё время ведь нужно учиться. Надо когда – нибудь вам и отдыхать. Вот такое замечательное право – право на отдых вам дано, ребята.
Е) Все мы разные. У нас разные вкусы, неодинаковая внешность. У каждого человека есть что-то своё, что отличает его от остальных людей. Сколько бы ни было в мире детишек, Чёрных и белых девчонок, мальчишек Все их права и ценны, и равны Мы уважать их должны.
О каком праве идёт речь? (право на индивидуальность, говорить на родном языке, жить в любой стране) в памятку.
Ж) Говорить вы можете всё, то угодно. Главное, никого не обидеть словами Мыслить вы тоже можете свободно Соблюдая правила с правами.
А кто уже догадался, о каком праве идёт речь? (Право на свободное выражение мыслей и взглядов).
З) Вы запомните, ребята, Что ни дед и не сосед Только мама, только папа- Они несут за вас ответ.
(Право на защиту со стороны родителей)
В Конвенции 54 статьи Мы познакомились и вспомнили про некоторые из них.
Физминутка
А сейчас я предлагаю вам поиграть Будем права и обязанности различать Если про право услышишь, то в ладоши хлопай (123) А про обязанности – ногами топай (123)
- Охраняйте и берегите природу (ногами) - Получайте образование (ладоши) - Слушайте и уважайте старших (ногами) -Говори, что хочешь, но прежде подумай (ладоши) - Люби и гордись своим Отечеством (ногами)

Сбор сказок
Пазлы любите вы собирать? Тогда предлагаю не зевать Быстро и дружно Соединить картинку нужно.
Работу будете выполнять по рядам. Вам необходимо собрать картинку, угадать, что это за сказка и сказать, какое право героев нарушено в данной сказке.
(Золушка – право эксплуатации труда) (Сказка о царе Салтане право на лишение жизни и свободы) (Заячья избушка – право на неприкосновенность жилища)

Можно сделать вывод, что права нарушаются. И нарушаются они не только в жизни, но и в сказках. О правах поётся и в песнях. Я предлагаю вам прослушать, и определите, о каких правах идёт речь в этих песнях. 1 песню - право на образование 2 песня на свободное передвижение 3 песня право на отдых 4 песня право на рождение.
Как вы думаете, ребята, что нужно делать для того, чтобы права никогда не нарушались? (жить по закону, чести, справедливости, соблюдать законы)
Давайте произнесем клятву, кот ора позволит вам не нарушать права.

    Совесть и честь ставить превыше всего клянёмся Не обижать и не унижать никого клянёмся Об обязанностях всегда помнить и правах клянёмся И поступки совершать не только на правах клянёмся
Да, для счастья нужно многое, и прежде всего – мир. К сожалению, в некоторых странах и сейчас ведутся войны. А значит, дети гибнут, страдают от голода и нищеты, теряют родителей и жилище.
Я предлагаю вам прослушать замечательную песню про мир и детство. Пока она будете звучать, постарайтесь оформить композицию из предложенных вам предметов. Можно написать пожелания. Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Вывешиваю картины).
Наша встреча подходит к концу. Давайте вспомним, Как называется документ, в котором отражены права детей? Давайте вспомним, о каких правах мы говорили? Все вместе прочитаем нашу памятку. Пусть она висит в вашем классе и напоминает о нашей встрече.

По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то …ножки Вдаль смотря широкими глазами, Шёл малыш знакомиться с … правами Рядом мама крепко за руку держала, В путь-дорогу умницу свою сопровождала, Знать должны и взрослые, и …. дети О … правах, что защищают нас на свете.
Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Давайте начнём с маленьких шагов, с вашего окружения в семье, школе, на улице. Прослушайте отрывок песни « Мы исправим мир». На этом наша встреча окончена. Спасибо за хорошую работу.

Данный конспект занятия помогает:

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №32 «ЖУРАВУШКА»

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

« ПРАВА РЕБЕНКА »

Подготовил:

Воспитатель

Устинских Ольга Ивановна

г. Губкин

2013

«Права ребенка»

Цели:

  1. упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
  2. развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;
  3. учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
  4. воспитывать чувство уважения к другим людям;
  5. коррегировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.

Оформление:

  1. портреты детей;
  2. картинки с изображением прав детей;
  3. шляпа;
  4. волшебный сундучок;
  5. выставка законов, кодексов.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.

Ход занятия:

Звучит музыка. Входят дети.

Воспитатель:

По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.

А что же такое право? (Высказывания детей.)

Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится.

Свидетельство о рождении.

Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)

О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)

Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

(Называть друг друга по имени)

Игра « Шляпа знакомств».

Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

Воспитатель: Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит?

– Верно, право на семью.

Что вы знаете об этом праве?

(У каждого человека должны быть папа, мама)

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игу "Назови ласково". Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА-
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети:

В семье дружат -живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут
Птица рада весне, а дитя матери.
Вся семья вместе, так и душа на месте.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Семья должна учить любить,
жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!

Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?

Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры

Ребенок: Я заправляю постель

Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома

Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.

Воспитатель: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать?

(Право на отдых)

Как можно отдохнуть детям?

(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)

Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем»

(Дети загадывают движения, затем к ним подходит Воспитатель

Дети - Человек Рассеянный с улицы Бассеяной, прими нас на работу!

Воспитатель в роли Человека Рассеянного- А что вы умеете делать?

Дети - Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!

Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.

Воспитатель: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща: Петь, играть и веселиться, Бегать, прыгать и резвиться!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она нам расскажет?

(Право на образование)

Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания

Где можно получить образование?

(В школе, в детском саду, в училище, в институте)

- Для чего надо учиться?

(Чтоб получить профессию, диплом)

Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)

Игра «Продолжи пословицу».

Я начинаю, а вы продолжаете.

  1. Век живи … век учись.
  2. Учиться всегда … пригодиться.
  3. Ученье – свет, … а неученье – тьма.
  4. Тяжело в ученье – … легко в бою.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (Конечно можно)

Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.

(Друг за другом появляются соответствующие иллюстрации сказок)

  1. Золушка (Право на отдых)
  2. Буратино (Право на безопасные условия жизни)
  3. Колобок (Право на жизнь)
  4. Айболит (Право на медицинское обслуживание)

Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она напоминает?

(О праве на жилище.)

Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о ………………….. Праве на медицинский уход

Вопросы Ребенку:

Кто изображен на рисунке?

Что он делает?

О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)

Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.

Воспитатель: Посмотрите, какие вы разные на портретах, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.

Воспитатель: А сейчас давайте немного с вами отдохнем.

Физкультурная минутка.

Игра «Все будет хорошо».

Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.

В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).

Конечно же, ребята, все будет хорошо.

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Он на свете не один!

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №32 «ЖУРАВУШКА»

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

« Сборник загадок на тему «Права ребенка »

Подготовил:

Воспитатель

Группы №6 компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

Устинских Ольга Ивановна

г. Губкин

2013

Сборник загадок о правах ребёнка

Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)

Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)

Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …
(образование)

Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)