Почему самолет самый безопасный вид транспорта. Почему самолет — самый безопасный вид транспорта

Чтобы понять, так ли опасно летать на самолетах, стоит обратиться к официальной статистике. В 2013 году официально зарегистрировано 31 авиакатастрофа. Важно осознать, что эти трагические события случились не только с российскими самолетами, это по миру в целом, причем в число указанных рейсов входят и грузовые перевозки, а не только пассажирские.

Понятно, что количество аварий на автомобильных трассах значительно выше. Так, согласно официальной статистике лишь в первом полугодии на территории Российской Федерации произошло 62 984 зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий, то есть примерно 346 аварий в день.

Что касается железнодорожного транспорта, статистика здесь менее плачевная, но показателям далеко до авиационных. Так, только на Горьковской железной дороге в 2013 году произошло 17 аварий, в которых погибло 12 человек. К сожалению, нет общей статистики по железнодорожным авариям по миру в целом, но в некоторых странах, например, в Индии, ситуация намного хуже, чем в России, поэтому становится понятно, что число катастроф в абсолютном выражении на авиатранспорте значительно ниже, чем тот же показатель на трассах или железных дорогах.

При анализе катастроф, конечно, стоит учитывать широкую распространенность автомобилей. А вот количество авиарейсов в день вполне сопоставимо с тем, какое число железнодорожных составов ежедневно отходит от вокзалов.

Тяжесть последствий катастрофы на разных видах транспорта

Как правило, выживших при не бывает. Однако та же сухая статистика говорит о том, что это утверждение не совсем верно. В 2013 году из 827 людей, на потерпевших крушение самолетах, погибло 311. В авариях на дорогах за полгода в России умерли 7 801 человек и получили ранения еще 80 330.

Что касается железнодорожного транспорта, здесь высока смертность при ДТП на переезде, а вот в большинстве инцидентов во время движения состава люди получают травмы средней степени тяжести и ушибы.

Около половины авиакатастроф приходятся на период посадки воздушного судна на землю. Интересно, что причиной примерно такой же доли аварий является фатальная ошибка пилота.

Какой вид транспорта наименее опасен

Понять, какой вид транспорта наименее безопасен, помогают страховые компании, ведь они постоянно изучают статистику катастроф на суше, в воздухе и на море. Интересно, что самые низкие тарифы при страховании грузов, перевозимых морским и авиационным транспортом, то есть вероятность неблагоприятного исхода здесь рассматривается страховщиками как более низкая.

Что же касается пассажиров, то их страхуют под более низкий процент при железнодорожных перевозках и во время полета на самолете. А поездки на наземном транспорте (личном и общественном) считаются наиболее рискованными из всех возможных видов путешествия.

Холодная статистика и общественное мнение на безопасность того или иного вида транспорта полностью противоположны. По мнению первой, самым безопасным видом транспорта считается воздушный, по мнению второй - воздушный транспорт самый небезопасный.

Сравнение статистических данных с общественным мнением по вопросу безопасности того или иного вида транспорта показывает значительное различие. Большинство опрошенных точно не могут обосновать, почему они выбрали именно этот вид транспорта. Статистика в этом смысле слова имеет самые прямые обоснования.

Народное мнение

Для примера лучше рассмотреть результаты опроса, проведенного в 2006 году центром ВЦИОМ. По результатам опроса самым небезопасным видом транспорта оказался авиатранспорт, а самым безопасным – железнодорожный. За первый отдали свой голос 84%, за второй – 15%. Водный и транспорт получил неоднозначные оценки. Так, 44% считают опасным и 39% - безопасным; 50% считают автомобильный транспорт опасным и 48% - безопасным.

Статистика о воздушном виде транспорта

Согласно статистическим оценкам, которые отталкивались от количества пострадавших в авиакатастрофах, самым безопасным видом транспорта получилась авиация. Второе и третье место принадлежит водному и железнодорожному транспорту, соответственно.

Причиной, служащей появлению страха у людей перед полетами, является СМИ, которые раздувают пожар из малейшей авиакатастрофы. Количество аварий в воздушном виде транспорта намного меньше, чем в , но из-за их массовости СМИ придают их всеобщей огласке. По оценкам ICAO на 1 миллион вылетов приходится лишь одна авария. Так, вероятность умереть в авиакатастрофе составляет 1/8 000 000. Поэтому, чтобы умереть, пассажиру понадобиться 21 000 лет.

В отношении выживаемости после авиакатастроф у людей также сформировалось предвзятое мнение. Чтобы развенчать его, достаточно посмотреть результаты статистической обработки 568 крушений самолетов, произошедших в США в период с 1983 по 2000 года. Число погибших оказалось 5% от общего числа. В более серьезных авариях, таких как разлом на части, удары об землю и прочее, выжившими оказались 50% пассажиров.

Статистика об автомобильном виде транспорта

Количество ДТП не сравнится с количеством авиакатастроф. Статистическая обработка аварий на дорогах в РФ за 2009 год показала, что в 203 603 ДТП погибло 26 084 человек и 257 034 получили ранения.

Самый безопасный вид транспорта

Исходя из всего вышесказанного, с уверенностью можно заявить, что воздушный вид транспорта – самый безопасный на планете. Однако есть еще один более безопасный транспорт – космический. За всю историю осуществления полетов только 3 космических корабля потерпели крушение.

Источники:

  • Статистика ДТП в 2019

Выбирая на чем добираться из точки А в точку Б, мы берем во внимание 2 фактора – скорость и безопасность. Дальние поездки сужают круг выбора транспортного средства. Сегодня обсудим степень опасности популярных видов транспорта.

Общественное мнение

«Какой самый безопасный транспорт?» – так звучал вопрос, который задавали социологи ВЦИОМ. Мониторинг проводился в течение 3 лет. На протяжении всего времени, мнение россиян практически не менялось. Безопасным посчитали:

  • Метро – 69%;
  • автобус и трамвай – 68%;
  • поезда – 51%;
  • автомобили -48%;
  • троллейбус – 40%;
  • паромы – 38%.

Интересно проследить, как изменялось отношение людей к авиаперевозкам. В 2011 г. только 22% опрошенных назвали самым безопасным видом транспорта самолет. На следующий год количество возросло до 33%, а в 2013 – упало до 16%.

Директор центра В. Федоров отмечает, что на показатели влияет информация. Крупные авиакатастрофы 2013 года вызвали падение доверия граждан к воздушным судам.

Статистика

Официальные данные расходятся с позицией рядовых россиян. Для начала выясним, как определяют уровень смертности на разных средствах передвижения.

Существует несколько методов. Максимально точным и распространенным является учет количества погибших на 100 миллионов км или 160 млн. миль.

В каждой группе транспорта есть самые безопасные виды автомобилей, мотоциклов и т.д. Но берется усредненный вариант «в целом». Американское статистическое бюро DERT в 2000г. так рассчитало общий коэффициент смертности:

  • Самолеты – 0,5;
  • автобусы – 0,4;
  • поезда – 0,6;
  • микроавтобусы – 1,2;
  • водный транспорт – 2,6;
  • автомобили – 3,1;
  • велосипеды – 44,6;
  • пешком – 54,2;
  • мотоцикл – 108,9.

Исходя из коэффициента перелетов — 0,5, человеку нужно пролететь 200 миллионов км, чтобы с ним (по статистике!) случилась авария. По статистике самый безопасный вид транспорта – самолет. За ним следуют железнодорожный и водный транспорт. Чтобы не быть голословным, возьму за основу последние сводки.

Отслеживанием авиационных происшествий, начиная с 1996 года, занимается веб-сайт aviation-safety.net . С 1 июня по 1 ноября 2017 в мире разбилось или совершило аварийную посадку 117 воздушных судов, погибло 279 человек.

За первые пять месяцев текущего года только в России в результате ДТП умерло 5770 человек и еще 71 461 пострадало. Даже самые безопасные автомобили не способны снизить это количество.

Согласно данным regnum.ru , за 5 месяцев наименьшие результаты у поездов: 41 человек погиб, 172 пострадало.

Самолеты поднимаются в воздух каждые 3 секунды. Поэтому цифры вполне сопоставимы и дают общее представление о количестве жертв за одинаковый промежуток времени. Ежегодно от крушения воздушного транспорта умирает около 1000 человек, на железной дороге – до двух тысяч.

Авиация

Самым безопасным средством передвижения машину не назовешь. Кроме того, ошибочно и мнение о том, что в авиакатастрофе невозможно выжить. Если обратиться к таблице ресурса по регистрации происшествий, то можно увидеть, что в большинстве случаев обошлось без жертв. На 500 катастроф в США за 20 лет пришлось 5% летальных исходов.

Если взять из суммы только крупные крушения, то смертность составит около 50%.

В 2007 году Журнал Popular Mechanics назвало самые безопасные места в самолете. Журналисты проанализировал данные Национального совета безопасности США за 30 лет. Они обратили внимание на зависимость числа жертв от места.


Количество выживших самолете в результате аварий, в зависимости от места посадки

В секции за краем крыла самолета остается почти 70% выживших. Выживают 56% из сидящих над крылом. Основной удар при столкновении с землей приходится на нос лайнера, поэтому хвост в относительной безопасности.

Существует также статистика самых безопасных самолетов. Приведем пятерку лидеров:

  • Airbus A340 – за 24 года выпущено 341 воздушное судно этого типа. За 13,5 миллиона часов налета зафиксировано 5 аварий и ни одного пострадавшего;
  • Airbus A330 – 577 экземпляров. 1 происшествие на 14 млн. часов полета. Всего потеряно 8 штук, 346 смертей;
  • Boeing 747 – 1 авария на 17,5 миллионов вылетов. Эксплуатируется 941 судно, 51 утеряно в результате аварий, 3732 человек погибло.
  • Boeing 737 NG – с 1997г. произошло 3 трагедии (1/17 млн. ч.).

Интересный факт: Boeing 747 официально сертифицирован для полета без 1 двигателя (из 4-х). Т.е. при отказе он спокойно может продолжать полет до точки назначения, без аварийных посадок.

Самым безопасным самолетом в мире считается Boeing 777. Общий налет 748 экземпляров с 1995 года составил более 20 миллиона часов. Погибло 3 человека в двух происшествиях. За всю историю потеряно одно судно. Важно понимать, что рейтинг составлен без учета боевых действий и террористических атак .

Автотранспорт

Как ни странно, привычный нам автомобиль является одним из самых опасных средств передвижения, уступая разве-что мотоциклам. Давайте подумаем о своей безопасности в авто. Ресурс testauto.ru публикует данные крупнейших компаний, проводящих краш тесты. На основании этого рейтинга определим самые безопасные автомобили.

В графе общая оценка, «отлично» получают Volkswagen Passat, Volvo XC-90, Toyota RAV- 4, Toyota Prius, Mercedess E-class и C-class, Lexus GS, Jeep Grand Cherokee.

На «хорошо» тестирование сдали такие популярные марки как BMV 3 серия, Dodge Caliber, Honda Accord VI, Honda Civic Hathback V, Honda CR-V, Volvo S-70 и S-80 и ряд других авто.

Основными критериями для выставления оценок являются лобовой и боковой удары, перевороты, безопасность детей. С другими оценками вы можете подробно ознакомиться на указанном сайте, а вот отличников мы перечислили всех. Самой безопасной машиной в мире источник называет Volvo XC90 со ссылкой на специалистов EuroNCAP. Аппарат набрал максимальное количество звезд.

Интересно, что в оценочной системе некоторых краш-тестов есть показатель «пешеходы». К сожалению, если взглянуть на таблицу становится понятно: эти участники дорожного движения практически ничем не защищены. Будьте внимательны на дорогах!

Безопасные места в салоне

Автомобиль

А знаете ли вы, какое самое безопасное место в автомобиле? Большинство людей убеждено, что за водительским сидением. Если транспорт подвергается удару в бок, то шансы на спасение будут равны у водителя и сидящего сзади пассажира.

Меньше всего подвержен повреждению при аварии центр средства передвижения. Поэтому середина между двумя задними сидениями считается самым безопасным местом в машине .

Общественный транспорт

Наименее опасно занимать центральные места общественного транспорта. Логика аналогична: наибольшая вероятность столкновения с машинами, движущимися слева. Соответственно, под ударом окажутся пассажиры, сидящие у окна.

Также не рекомендуется сидеть на четырех задних рядах. На первых сидениях лучше сидеть за водительским креслом, особенно, если сиденья расположены спинками по направлению движения. Средина салона остается самым безопасным местом в автобусе.

Другие варианты расчетов

В данной статье рассмотрен один вариант расчета безопасности, с точки зрения пассажиро-километров. Вопрос можно разрешить исходя из количества смертей на миллиард часов. Тогда, автобусы выйдут на первое место, а самолеты спустятся на третье. Если взять за основу миллиард поездок, лидером станут поезда, авиаперелеты отойдут на седьмое место.

У всех методик есть достоинства и недостатки. Статисты используют различные алгоритмы. Нам достаточно знать: на ближние расстояния безопаснее передвигаться по земле, на дальние – по воздуху. Ну, а самый безопасный транспорт – космический корабль. Он вне конкуренции при любом раскладе. За всю историю освоения космоса погибло 18 человек.

Мы познакомили вас с системами подсчетов безопасности транспорта, ввели в курс социологических опросов. Теперь, слово за вами. Какое средство передвижения предпочтительно для вас? Ждем ваших комментариев!

На самолетах летать опасно, думаем мы. Поезда еще опаснее утверждает статистика. Насколько наши представления о безопасности соответствуют статистике катастроф?

Период отпусков и праздников ставит нас перед неминуемым выбором вида транспорта, на котором мы отправимся навстречу манящему теплу Гоа, заснеженным пейзажам австрийских Альп или на трудовой десант к маме в Тверь.

Выбор — дело нелегкое, а уж что касается транспорта и подавно, ибо сталкиваются множество интересов, в кои входит цена, скорость, удобство и безопасность.

И безопасность среди них, как выяснил Всероссийский центр исследования общественного мнения, самый важный критерий. Насколько наши представления о безопасности соответствуют статистике катастроф.

Россияне верят в безопасность поездов

Самым безопасным видом транспорта по данным ВЦИОМ в 2013 году россияне традиционно признали поезд. Несмотря на то, что доверие к нему за последние три года упало более чем на 10% и на данный момент составляет 46%. вкупе с электричкой, за которую отдали голоса еще 41% опрошенных, РЖД однозначно пользуется доверием.

Самолеты также традиционно у нашего населения доверия не вызывают. Только 16% россиян верит в безопасность воздушных перевозок, что практически вдвое меньше, чем в прошлом году. Автомобиль в расчет вообще можно не брать, он даже не вошел в рейтинг безопасных видов транспорта, поскольку считается изначально травмоопасным.

Однако в противостоянии видов транспорта не все так однозначно. Статистические данные много лет нам говорят о том, что боимся мы летать зря, так как самолет — самый безопасный вид транспорта. Так почему же мы не верим умной науке статистике. Оказывается, для этого есть основания.

НЕ безопасный самолет

На самом деле данные статистики во многом зависят от метода расчета. Самолет, действительно, самый безопасный вид транспорта, но только из расчета трагедий на километры пути. Именно данные этого метода публикуются практически на всех транспортных сайтах и сайтах авиакомпаний.

Фокус в том, что по данным все той же статистики, большинство авиакатостроф приходится на момент взлета и посадки, во время пути самолеты гибнут крайне редко. Поэтому этот метод так любим авиаперевозчиками.

К слову, из расчета трагедий на километры пути самым опасным способом передвижения являются мотоцикл и внимание! хождение пешком. Пешеходов гибнет не намного меньше, чем мотоциклистов.

Но есть и другие методы расчетов и тут уже самолет выглядит далеко не так симпатично. Департамент транспорта местного самоуправления и регионов Великобритании (DTLR) опубликовал данные, полученные в результате расчета гибели пассажиров на количество поездок и скорость движения.

И получилось, что поезд все же безопаснее самолета и занимает почетное первое место в рейтинге наименьшего количества погибших пассажиров. Интересно, что и в том и в другом случае самым опасным видом транспорта остается мотоцикл.

Далеко не лучшие показатели у самолета и по общему числу погибших. В исследовании проектного центра авиаменеджер (к.т.н. Плотников И.И. «Метод оценки опасности видов транспорта») за 10 лет количество жертв авиа крушений уступает только автокатастрофам, занимая почетное 2 место. А по числу погибших на 1 млн. перевезенных пассажиров и вовсе лидирует.

Таким образом, из пяти методов исследований в четырех поезд все же является более безопасным видом транспорта. Так что интуитивные предположения наших соотечественников по факту ничуть не противоречат статистике, что бы ни утверждали авиакомпании.

Самые безопасные самолеты

Но летать нам все же приходится, поскольку есть места, куда поезда не ходят, да и скорость передвижения все же играет важную роль.

Вопреки пессимистичным ожиданиям россиян и мрачным постам Интернета наша страна не является лидером по количеству авиакатастроф ни в этом году, ни в предшествующие годы.

По данным портала statista.com много лет в трагичном списке лидирует и надо сказать с большим отрывом США. В период с 1945 года и по октябрь 2013 в США произошло 763 авиатрагедии. В России только 304.

По данным Центра анализа данных об авиационных катастрофах (JACDEC) самой безопасной авиакомпанией в мире в 2013 году стала финская FINNAIR. В целом список лучших выглядит так:

1.Finnair (Финляндия)
2. Air New Zealand (Новая Зеландия)
3. Cathay Pacific Airways (Гонконг)
4. Emirates (ОАЭ)
5. Etihad Airways (ОАЭ)

6. Eva Air (Тайвань)
7. TAP (Португалия)
8. Hainan Airlines (Китай)
9. Virgin Australia (Австралия)

10. British Airways Великобритания
11. Lufthansa (Германия)
12. All Nippon Airways (Япония)

В список включены и две российские авиакомпании: Трансаэро на 16 месте и Аэрофлот на 39 месте . Есть нам к чему еще стремиться.

Почему падают самолеты

Чтобы хоть как-то успокоить себя перед авиапоездкой, многие интересуются изношенностью авиапарка того или иного перевозчика. Поездка на молодом самолете как-то успокаивает сама по себе. Однако абсолютно не подтверждается статистикой.

По данным блога «Летаем вместе» картина изношенности российского авиапарка на период октября 2013 годы выглядит так:

1. Аэрофлот — 5,2 лет
2. Таймыр (НордСтар) — 9,2 лет
3. Сибирь — S7 (включая Глобус) — 9,7 лет
4. Россия — 10,3 лет
5. Ред Вингс — 10,7 лет

6. Московия — 11,1 лет
7. Якутия — 11,3 лет
8. Ак Барс Аэро — 11,3 лет
9. Владивосток Авиа — 11,9 лет
10. Уральские авиалинии — 12,1 лет

11. Донавиа — 12,5 лет
12. Татарстан — 12,7 лет (данные с учётом авиакатастрофы в Казани)
13. Северсталь — 13,4 лет
14. Оренбургские авиалинии — 13,8 лет
15. Ямал — 13,8 лет

16. Северный ветер (Норд Винд) — 14,1 лет
17. Колавиа (TUI) — 14,2 лет
18. РусЛайн — 14,3 лет
19. Ай Флай — 14,9 лет
20. Трансаэро — 15,9 лет

21. Полёт — 16,6 лет
22. Икар — 17,1 лет
23. Аврора — 17,7 лет
24. ЮТэйр (включая ЮТэйр-Экспресс) — 19,7 лет
25. Газпромавиа — 20,8 лет

26. ВИМ-авиа — 21,4 год
27. Нордавиа — 21,9 года
28. Тулпар — 24,9 лет
29. Грозный Авиа — 25,9 лет
30. Саратовские авиалинии — 26,3 лет

31. Алроса — 28,3 лет
32. Ижавиа — 29,4 лет
33. Ангара — 29,4 лет
34. Ираэро — 31,3 лет
35. Томскавиа — 37,8 лет
36. Полярные авиалинии — 39,2 лет

Эти данные подтверждает и Forbes, отмечая Аэрофлот как компанию с самым молодым авиапарком России — менее 5 лет. Надо сказать, что у лидера безопасных авиаперевозок Finnair средний возраст самолетов около 9 лет.

Такой же возраст самолетов у российской компании «Сибирь» (S7), однако эта компания известна своим печальным списком авиакатастроф.

Уже это говорит о том, что самолеты от старости падают редко. Статистика же в этом не имеет никаких сомнений. Можно, конечно, успокоить себя и сесть в самолет «помоложе», но шанс, что он не рухнет ничуть не больше, чем у самолета «постарше».

И все потому, что самолеты терпят крушения чаще всего из-за ошибок пилотов, то есть все из-за пресловутого человеческого фактора (куда уж от него денешься).

По данным агентства AVIASAFETY.ru

— 68% авиакатастроф происходит по вине человеческого фактора, из которых 47% это ошибки пилотов, 13% — нерадивость наземных служб и 8 % – теракты.

— 18% — отказ техники. Причем отказать может как старая так и новая техника.

— 14% — причины не установлены.

Аэрофобия

Что же делать, когда лететь все же надо, но очень страшно? Психологи дают множество советов по данному вопросу. Посмотрим на наиболее разумные из них:

— Если за страхом перед полетами стоит боязнь высоты, боязнь закрытых пространств, склонность к паническим атакам, решать вопрос надо не с самолетами, а именно с этими расстройствами.

— Но чаще всего за аэрофобией прячется стремление человека к полному контролю над ситуацией и тяга к ощущению абсолютной безопасности. Излишне говорить, что и то и другое недостижимо. Поэтому надо принять как данность, что далеко не все в жизни зависит от нас, и вопрос жизни-смерти в том числе.

— Как данность надо принять и то, что мы при всем желании не сможем повлиять на то, упадет самолет или нет. Поэтому не надо штудировать инструкции по высшему пилотажу или скрупулезно изучать подробности всех авиакатастроф. Это отнюдь не снимет нервозность, а напротив, усугубит ее.

— Лекарство от страха в виде спиртного тоже не лучший вариант. Проблему не решит, а новые создаст запросто.

Главное понять, что разбираться надо с собой, а не с самолетом. От того, будете вы дрожать от страха или нет, возможность авиакатастрофы не изменится, а вот нервы вы себе испортите точно.

— Самая крупная в мире авиакатастрофа произошла в 1977 году. В аэропорту Лос-Родеос (Тенерифе) столкнулись два лайнера «Боинг-747». Погибло 574 человека. Из-за ошибок наземных служб и плохой видимости два лайнера оказались на одной взлетно-посадочной полосе и двигались навстречу друг другу пока не произошло трагичное столкновение.

— Еще одна крупномасштабная катастрофа также принадлежит Боингу-747. В августе 1985 года лайнер потерял управление и врезался в гору в окрестностях Токио. 520 человек погибло. Причиной гибели самолета стало разрушение хвостового оперения.

— В России чаще всего падают самолеты «Ан-2». Но связано это не с тем, что самолет плохой, а с тем, что он самый распространенный в России.

— 2009 год стал самым безопасным для российских авиалиний. На рейсовых самолетах не погиб ни один человек.

— 2012 год стал самым безопасным годом для авиации в мире. В России этот год, к сожалению омрачился 4 авиакатастрофами.

— После распада СССР на счету «Аэрофлота» две авиакатастрофы. В 1994 году потерпел крушение Airbus A310.

Пилот посадил за штурвал управления своего 15-летнего сына. Подросток умудрился таки отключить автопилот, самолет вошел в штопор и разбился. Погибло 75 человек.

В 2008 из-за ошибок пилотов, в крови которых обнаружили алкоголь, под Пермью разбился Boeing 737. Погибло 87 человек.

— Самой загадочной авиакатастрофой считается гибель лайнера с поэтичным названием «Скоростной Романс о небе» в ноябре 1957 года авиакомпании Pan Am.

Только начиная кругосветное путешествие, самолет упал в Тихий океан. Погибло 44 человека. Причины неизвестны до сих пор. Самолет не подавал сигналов бедствия, а токсикологическая экспертиза тел показала высокое содержание окиси углерода.

— Первым выжившим в авиакатастрофе человеком стал американец Фой Кеннет Робертс. Самолет, перевозивший американских солдат, разбился 14 июня 1943 года в Австралии. Робертс выжил, но навсегда забыл все, что касается самой аварии и потерял способность говорить.

Фотография: depositphotos.com

Рассчитать, какой вид транспорта самый безопасный , не так-то просто. Для построения красивого и наглядного графика требуются минимум два показателя – количество погибших или пострадавших, а также число людей, которые пользуются этим видом транспорта. Для воздушного, железнодорожного и водного транспорта найти эти данные несложно, ведь благодаря билетам учитывается каждый человек. А вот с транспортом автомобильным проблемы. Отследить передвижения среднестатистического россиянина с работы, на работу и в магазин не представляется возможным – никто же не проходит регистрацию на выход на пороге родного дома.

Наш рейтинг безопасности транспорта по статистике за 2018 год составлялся с привлечением различных источников – от данных «Национального союза страховщиков», которые ведут статистику зарегистрированных страховых случаев с 2012 года по настоящий момент, до данных о транспортных происшествиях на сайте Росстата.


> 200 смертей на 1,6 млрд. км

Хотя по сравнению с 2005 годом число ДТП с участием мотоциклистов снизилось более чем на 70%, мотоцикл по-прежнему остается одним из самых опасных видов транспорта. По статистике выходит, что каждые 1,6 млрд. км пути оплачены жизнями более чем двухсот водителей и их пассажиров.

Мотоцикл, как и другое двухколесное средство передвижения – велосипед – отличается повышенной уязвимостью, поэтому аварии с участием мотоциклистов с высокой вероятностью заканчиваются печально. Причина – несоблюдение правил дорожного движения, и, как ни удивительно, принципиальный отказ некоторых водителей пользоваться шлемом.


5, 75 человек на 1,6 млрд. км

На втором месте по числу дорожно-транспортных происшествий находятся личные автомобили. Всего за 1,6 млрд. км пути гибнет не менее 5,75 человек.

Причины – как нежелание водителей соблюдать правила дорожного движения, так и состояние дорожного полотна, возросший износ автопарка из-за кризиса и ухудшения покупательной возможности населения. А также (в связи с увеличением среднего возраста жизни) и старение водителей. Все эти факторы вместе служат залогом, что автомобильный транспорт в России еще долго не будет безопасным.


9,4 летальных случая на 1 млн. пассажиров

Среди воздушного транспорта наибольшую опасность для человеческой жизни представляют не международные перевозки, а междугородние. Особенно если человек на вертолете вынужден отправиться в те края, куда даже пресловутый Макар предпочитает не гонять своих телят. Возможно, именно этим и объясняется такое высокое количество пострадавших среди пассажиров вертолетов. На каждые 1 млн. человек получают травмы не менее 9,4. Падать придется с большой высоты, и, с высокой долей вероятности, травмы будут несовместимы с жизнью.


5 погибших на 1,5 млрд. км

Маршрутные такси никак не назовешь самым безопасным видом автотранспорта в России. По статистике каждые 1.5 млрд. км пройденного маршруткой пути оплачены пятью человеческими жизнями. Среди причин могут быть названы как работа водителей на износ, так и конструкционные просчеты маршруток, состояние дорог, нежелание соблюдать правила дорожного движения и вождение в пьяном виде.


2,84 пострадавших на 1 млн. перевезенных

В 2018 году случилось несколько крупных происшествий с участием междугородних автобусов, включая трагическое происшествие в Воронежской области, когда столкнулись два автобуса, умерло пять человек и пострадало 17. В целом по статистике междугородние и международные автобусы не отличаются безопасностью – на каждый миллион перевезенных пассажиров в авариях получают травмы или погибают минимум 2,84. Всего за 2018 год поездки в междугородних автобусах принесли смерть более чем 600 пассажирам, а пострадали более 13 тысяч человек.


2,3 несчастных случая на 1 млн. пассажиров

В эту категорию входят как международные суда, так и внутренние речные перевозчики. Всего за 2018 год во время морских и речных путешествий произошло 62 происшествия, которые трагически закончились для пяти человек. В целом по статистике НСС на каждый перевезенный миллион пассажиров приходится по 2,3 несчастных случая.

Пассажирам на морских и речных судах угрожает не только стихия водная, но и огненная. Одна из частых причин транспортных происшествий – внезапно вспыхнувший пожар на борту судна, вызванный, как правило, неисправностью электропроводки. Это не удивительно, учитывая, что внутренний флот России находится в плачевном состоянии, и почти треть судов отпраздновала 40-летие эксплуатации.


Вероятность погибнуть: 1:11 000 000

Самый безопасный транспорт в мире, однако в России получить точную статистику о числе несчастных случаев на число пассажиров не представляется возможным. Данные Национального сообщества страховщиков, на которые мы опирались при оценке опасности других видов транспорта, для них отсутствуют. Причина – особенности страховой системы в России; большинство воздушных транспортных компаний возят своих пассажиров не только по стране, но и за ее пределы. Поэтому пользуются они страховыми полисами международного образца.

Вот почему самолет самый безопасный вид транспорта: по статистике, шансы погибнуть в результате несчастного случая на борту самолета равны 1 к 11 миллионам. Для сравнения: шансы пострадать от удара молнии при прогулке в грозу выше в 16 раз!


0,17 происшествий на 1 млн. пассажиров

В эту категорию входят как и междугородние и международные поезда, так и обычные пригородные электрички. В целом за 2018 год статистика для РЖД выглядит превосходно – почти за весь год, с января по ноябрь, было зарегистрировано всего семь происшествий. К сожалению, не обошлось без смертей – погиб один человек. В целом на 1 млн. пассажиров приходится не более чем 0,17 несчастных случаев.

Одним из самых безопасных видов транспорта предпочитает пользоваться все больше людей, и одной ценой это не объяснить. Ведь на некоторые направления стоимость билетов на самолет и поезд практически сравнялась. Как утверждает сайт РЖД, за 2018 год в поездах дальнего следования перевезено почти на 8% пассажиров больше, чем в прошлом году. А рост числа пассажиров электричек составил почти 3%.


0,09 случаев на миллион перевезенных

На втором месте по безопасности среди видов транспорта в России находится троллейбус. По статистике НСС, на каждый миллион перевезенных пассажиров приходится всего 0,09 несчастных случаев. Большинство из них – банальные «оступился и упал».

Причины низкой травматичности троллейбуса очень просты – его объем и масса, а также небольшая развиваемая скорость. При столкновении, например, с легковым автомобилем гораздо хуже придется автомобилю. А пассажиры троллейбуса отделаются легкими ушибами.


0,04 пострадавших из 1 000 000 человек

Самый безопасный транспорт по статистике за 2018 год с точки зрения соотношения числа несчастных случаев на число пассажиров. Всего из одного миллиона прибывших из точки А в точку Б получают травмы не более чем 0,04 человека. Помимо безопасности, у трамвая много преимуществ:

  • он движется более плавно, чем автомобиль и даже троллейбус;
  • менее шумен;
  • полностью автономен от транспортных пробок (если, конечно, автомобилисты не пытаются проехать по путям);
  • из всего городского транспорта наносит менее всего вреда окружающей среде.

К сожалению, трамваи постепенно исчезают из малых городов России. Причина — в ограниченном местном бюджете, который просто не в силах поддерживать отдельную линию. Всего за прошедшие двадцать лет число трамваев сократилось более чем на 35%. Значит ли это, что самый безопасный вид транспорта постепенно исчезнет из городского ландшафта?

Вредный для здоровья и опасный для жизни транспорт - не одно и то же. Мы чаще реагируем на слово смерть, чем на здоровье. Да и СМИ не устают констатировать суровые цифры о том, в каком транспорте, когда и при каких обстоятельствах погибают люди. А задумывался ли кто-нибудь о том, какой транспорт перевозит самых здоровых пассажиров? Давайте попытаемся разобраться.

  1. самый опасный вид транспорта - автомобильный;
  2. водный;
  3. железнодорожный;
  4. авиатранспорт.

Опрос относительно самых опасных видов транспорта среди обыкновенных людей

  1. авиатранспорт;
  2. водный транспорт;
  3. автомобильный;
  4. железнодорожный.

Причины различий между научным подходом и мнением населения Официальную статистику знают почти все, но на уровень страха перед тем или иным транспортом это не влияет. Психологи уверены, что боязнь человека перед самолетами связана с тем, что в случае аварии на высоте, человек просто не сможет выбраться из самолета. Водный транспорт на втором месте потому, что с корабля также нельзя сойти на землю в удобный момент. Человек думает не о частоте аварий, а о том, что в случае аварии он будет делать. Для определения опасности транспорта подсчитывают количество погибших человек. Для определения вредности транспорта изучают влияние окружающих факторов на человека.

Вредные виды транспорта

Следует отметить, что вредность транспорта для пассажира и водителя разная. Водители страдают больше, потому что:

  • постоянное напряжение и внимание;
  • работа с приборами;
  • невозможность размяться, когда хочется.

Что влияет на здоровье человека в транспорте

  • скорость: скорость выше 60 км/час дает значительную нагрузку на организм;
  • электромагнитные поля электроники транспортного средства: излучение электромагнитного поля в вагоне метро может в 1000 раз превышать электромагнитный фон Земли;
  • уровень шума;
  • уровень вибрации;
  • человеческий фактор.

Самые опасные виды общественного транспорта

Опрос киевлян показал, что самым опасным наземным видом транспорта есть маршрутки.

  • маршрутки (водители часто нарушают правила движения, отвлекаются во время оплаты проезда, запах бензина и выхлопных газов);
  • автобусы (запах бензина и выхлопных газов, нарушения правил движения);
  • троллейбусы (наибольше раздражают киевлян скрипучие завывающие звуки);
  • трамвай (по мнению киевлян, самый безопасный вид общественного транспорта из всех, которые есть в городе).

К сожалению, о метро киевлян не спрашивали. Но скорее всего, оно разместилось бы на 4-м месте, сохранив первенство за трамваем. Метро считают не вредным видом транспорта, но только не в час пик. Ученые никак не могут решить: включать ли во вредность транспорта давку людей, ведь этот показатель непостоянный. Недостатки метрополитена Насколько вреден спуск под землю вопрос не однозначный, а вот то, что вибрация и шум в вагонах постсоветского метрополитена превышают нормы – факт. Ежедневные поездки длительностью более 3 часов могут вызвать ухудшение слуха.