За что учитель имеет право ставить 2. Готовы ли учителя бороться за свои трудовые права? Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие

Дисциплина на уроках в вопросах и ответах

Что имеет право делать учитель в отношении учеников?

Обязан обеспечить выполнение учебных программ, достижение обучающимися уровня образования (государственный образовательный стандарт)

Обязан поддерживать дисциплину в школе на основе уважения человеческого достоинства обучающихся.

Обязан отвечать за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса.

Учитель не имеет права отменять, удлинять, сокращать продолжительность уроков.

Не имеет право удалять учащихся с уроков, не может не допускать опоздавших до занятий.

А если ученик провоцирует учителя своим поведением?

Если ученик не желает учиться и всем своим видом демонстрирует подобное, более того, остальным мешает, так почему бы его и не выгнать из класса ? И что значит, имеет на это право учитель или не имеет? Любые методы допустимы, кроме, конечно, рукоприкладства и унижения - на это у учителя нет прав, это точно. А вот, простите, встречный вопрос: зачем ученик приходит в школу? НАУЧИТЬ нельзя, можно НАУЧИТЬСЯ. Если проанализируете, то поймете разницу.

Каковы обязанности ученика на уроке?

Учащиеся обязаны быть в кабинете не позднее чем за 5 минут до начала занятий. Опоздание на урок является нарушением требований.

Ученики должны являться на урок опрятно одетыми, в чистой сменной обуви, соблюдать деловой стиль одежды . Не допускается наличие верхней одежды в классе, за исключением низкой температуры.

При входе в кабинет учащиеся должны здороваться с учителем и товарищами.

Учитель начинает урок только при наличии всего необходимого для нормальной учебной работы – мел, чистая доска, тряпка тщательно вымыта и отжата. Дежурные по классу обеспечивают такую готовность учебного помещения к каждому уроку.

У учащегося на столе не должно быть ничего лишнего. Перечень необходимого определяется учителем.

Ученикам запрещается приносить сотовые телефоны, семечки, жевательную резинку, использовать любые вещества, ведущие к взрывам и возгоранием.

При вызове для ответа учащийся должен встать и выйти к доске, передав дневник учителю для выставления оценки. Во время ответа нельзя держать руки в карманах.

Учащиеся должны относиться с уважением к учителям и одноклассникам.

Учащиеся обязаны добросовестно относиться к учебному труду, своевременно выполнять домашние заданя.

Ученики должны быть дисциплинированными, запрещается применять на уроке физическую силу для выяснения отношений учащихся друг с другом, совершать любые действия, влекущие за собой опасность для окружающих, для собственной жизни и здоровье.

Ученики имеют право сдать задолженность или исправить нежелательную оценку по предмету в течение недели.

Ученики являются ответственными за порядок в кабинете, сохранность имущества.

В случае необходимости в классе ведется тетрадь учета поведения, которая хранится в журнале.

Вызов родителей в школу;

Направление на беседу с социальным педагогом или директором школы.

Эти требования установлены Министерством образования Российской Федерации

Обзоры сервисов Pandia.ru

Проекты по теме:

Домашний очаг


Справочная информация

Техника


Общество

Образование и наука


Бизнес и финансы

Бизнес

Досуг

Технологии

Инфраструктура

Наука

Товары

Услуги

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Права и обязанности учителей в школе по закону


Родители учащегося часто задаются вопросом касаемо взаимоотношений между учителем и его учениками. В Российской Федерации педагогический сегмент действует на основании профессионального устава, который имеет федеральное значение. Поэтому работники сферы образования - учителя осуществляют свою деятельность в соответствии с его положениями.

Какие права и формальные обязанности имеются у преподавателей школы, будет рассказано далее.

Какие права имеет учитель в школе в 2017 году


В любой учебной организации должная программа образования предполагает в отношении преподавателей школы следующие преференции:

  • получать соразмерное денежное вознаграждения, согласно имеющейся квалификации;
  • иметь все элементарные условия для оказания образовательных услуг;
  • рассчитывать на помощь в организации учебного процесса со стороны руководителя школы;
  • пользоваться всеми социальными и материальными гарантиями, рассчитанными законом для бюджетной категории;
  • получать положенный отпуск в соответствии с графиком деятельности.

Имеет ли учитель право выгонять с урока ученика?

Такого права в отношении учителя нигде не закреплено. Если ученик систематически нарушает дисциплину, либо своими действиями мешает проведению учебного процесса, то преподаватель школы в этих случаях не сможет выгнать его из класса. Это является нарушением формальной должностной инструкции, что может послужить применением санкций в отношении специалиста.

Вместо того чтобы выгонять учащегося из класса, тем самым нарушая образовательный порядок, специалист должен вызвать в класс руководство школы, которое обязательно найдет пути решения описываемой проблемы. Самостоятельные воспитательные меры здесь к проведению не допускаются.

Есть ли право у учителя забрать телефон у ученика?

Отношения формально должны строиться на основе профессиональной преподавательской этики. Преподаватель школы, особенно в начальных классах, должен понимать, что работать ему придется в не самых легких условиях. Но несмотря на это, применять самостоятельные меры воздействия по отношению у обучающимся нельзя. Это прописано в диспозициях методических рекомендаций за номером 351-ФЗ (МО ноябрь 2016 года). Поэтому забирать телефон, даже на время урока — нельзя.

В этом отношении родители задаются вопросом относительно того,имеет ли право учитель забирать телефон у ученика статья за это действие предусматривает ответственность? В первую очередь, такой статьи нет. Во-вторых, учитель должен обратиться к руководству школы с описанием сложившейся проблемы.

Законно ли повышение голоса на учеников?

Также родители интересуются, имеет ли право учитель повышать голос на ученика? В отличии от остальных оснований, здесь не следует относится к этому слишком категорично. Если специалист кричит во время учебного процесса на ребенка, без перехода на личности и без прямых оскорблений, то это не будет считаться нарушением.

Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику?

Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем:

  • нельзя делать никаких оскорбительных замечаний;
  • оказывать физическое воздействие;
  • ставить в угол;
  • выгонять из классного кабинета;
  • забирать (даже на время урока) личные вещи — телефоны, игрушки, плееры, и другие приспособления;
  • кричать с отходом от учебного процесса;
  • проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса.
  • Эти действия специалист делать не имеет права в любой школе РФ.

Ответственность за оскорбление ученика

Такая ответственность может заключаться в разовом дисциплинарном взыскании. Если указанные нарушения являются уже систематическими, то закон в этом случае предполагает ответственность в виде прямого отчисления из штата школы.

Поэтому вопрос относительно того, имеет ли учитель право оскорблять ученика при всем классе, сам по себе является неуместным. Ни наедине, ни при всем классе прямые оскорбления в адрес учащегося не допускаются.

Обязанности учителя в школе по новому закону об образовании

Последние изменения профильный закон (351-ФЗ) претерпел в ноябре 2016-го года.

В соответствии с ними, преподаватели в рамках своей формальной деятельности несут следующие условные обязанности:

  • работать в целях передачи знаний в рамках своей квалификации;
  • оценивать старания, усердие, иные качества обучающихся только по объективным критериям;
  • не использовать никакие субъективные схемы оценки знаний;
  • при нарушениях не предпринимать самостоятельных действий;
  • выходящих за обозначенные должностной инструкцией рамки, а немедленно связаться с руководством условной школы.

Права учителей и учеников в школе. Имеет ли право учитель ставить "2", выгонять ученика с урока, забирать телефон? Учитель не имеет права.


Каждый ребенок рано или поздно начинает посещать образовательное учреждение. То, как ученик будет воспринимать информацию и общаться в социуме, во многом зависит от взаимоотношений в школьном коллективе. Общение между учителями, родителями и учениками регулируются законом Российской Федерации «Об образовании». Однако большое значение имеет также и человеческий фактор. Доброжелательная атмосфера в классе или педагогическом коллективе будет лишь способствовать развитию детей в образовательном учреждении. На какие права учителей родителей и учеников стоит обратить внимание? Какие существуют обязанности участников учебного процесса? Разберем все по порядку.

Какие права имеет учитель?


Для того чтобы преподаватель мог в доступной форме донести информацию детям, для него должны быть созданы все необходимые условия. Все права учителей должны соблюдаться образовательным учреждением. Каждый специалист, поступая на работу, может рассчитывать на качественно оборудованное рабочее место, а также благоприятные условия. В каждой школе должна соблюдаться охрана труда. Но сохранить здоровье, к сожалению, удается не всегда. Работа с детьми требует немало сил и энергии. Не случайно права учителя в школе касаются также и медицинского обслуживания. Каждый преподаватель может обратиться за помощью к участковому врачу. Имеют право учителя также и на бесплатное питание в условиях образовательного учреждения.

Каждый учитель имеет право на уважение, защиту чести и достоинства. Специалист может рассчитывать на защиту своих профессиональных интересов. Если в условиях школы не соблюдается закон, учитель вправе обратиться за помощью в соответствующий орган. При этом возможна как моральная, так и материальная помощь.

Качественно предоставлять информацию учащимся преподаватель сможет лишь при наличии соответствующей методической литературы. Поэтому школа должна обеспечить специалиста всеми необходимыми учебниками. При этом учитель не имеет права требовать необходимые книги от учеников и родителей. Обеспечить нормальный обучающий процесс - задача образовательного учреждения.

Учитель является равноправным участником всех процессов, которые происходят в образовательном учреждении. Поэтому каждый специалист имеет право высказывать мнение по поводу принятия школьных уставов и законов. В этом плане права учителя и ученика взаимосвязаны. Принимать участие в общеобразовательных собраниях могут также и специально выбранные участники школьных комитетов.

Что обязан делать учитель?

Каждый специалист перед поступлением на работу должен изучить не только права учителей, но и обязанности. В первую очередь каждый участник образовательного процесса обязан выполнять устав школы, действовать согласно внутреннему трудовому распорядку, выполнять все документальные требования администрации, соответствующие действующему законодательству. Учитель, который ведет урок, отвечает за жизнь и здоровье ребят, находящихся в классе. Специалист обеспечивает охрану жизни и здоровья каждого из них. Поэтому перед началом учебного процесса стоит ознакомиться с требованиями техники безопасности и подписать соответствующую документацию.

Учитель отвечает за сохранность школьного имущества. Каждый специалист во время проведения занятий должен предоставлять информацию ребятам не только по основному предмету, но и по вопросам, касающимся ответственности за школьное оборудование. Возникает вопрос: имеет ли право учитель выгонять ученика с урока? Если ребенок намеренно ведет себя неподобающим образом, преподаватель обязан сообщить об этом вышестоящему руководству. Но самовольно выгонять ребенка из класса категорически нельзя, даже если тот специально портит школьное имущество или выполняет действия, угрожающие жизни и здоровью других учащихся.

Права учителей в школе связаны в первую очередь с обеспечением качественного образовательного процесса. Поэтому каждый специалист обязан своевременно сдавать аттестацию и повышать уровень своей квалификации. Вместе с этим учителю гарантировано материальное вознаграждение. Чем выше уровень квалификации, тем больше оплата труда. Каждый учитель может рассчитывать на тринадцатую зарплату, если качественно выполняет свои обязанности.

Какие права имеют родители?

Права учителя и ученика оговариваются в первую очередь. Именно преподаватели и учащиеся являются основными объектами образовательного процесса. Однако несовершеннолетние ребята не могут отвечать за свои поступки по закону. Поэтому в образовательный процесс невольно вступают также родители или опекуны. Они имеют право требовать от администрации учебного заведения обеспечения качественного образовательного процесса. Только благодаря этому дети смогут получить полноценные знания от преподавателей. Кроме того, родители имеют право требовать от учителей и администрации соблюдения требований безопасности, а также санитарно-гигиенического режима.

В стенах учебного заведения основные обязанности, касающиеся образования детей, ложатся на плечи специалистов. В домашних же условиях родители должны помочь ребенку закрепить пройденный материал. Учитель не имеет права отказать маме или папе в предоставлении соответствующей методической литературы. Если специалисты и родители будут действовать сообща, учащийся сможет воспринимать новую информацию гораздо быстрее.

В каждой школе нередко проводятся концерты и другие развлекательные мероприятия. Родители имеют право принимать в них участие. Посещать подобные мероприятия можно абсолютно бесплатно. Различные концерты и конкурсы лишь способствуют сплочению школьного коллектива. Мамы и папы могут также принимать участие в организации различных мероприятий.

Родители имеют право создавать различные финансовые фонды для совершенствования учебного процесса. Собранные деньги могут использоваться для оплаты внеклассных занятий, проведения экскурсий, выполнения ремонта в классах.

Обязанности родителей


Как бы ни старался учитель, ребенок будет нормально воспринимать информацию лишь в том случае, если в семье царит здоровая атмосфера. Поэтому кое-какие обязанности имеют также и родители. Мамы и папы должны следить за физическим и психологическим состоянием здоровья ребенка. Контроль выполнения домашних заданий - это также зона ответственности родителей. Особенно это важно для тех деток, которые лишь начинают посещать образовательное учреждение. Если качественно заниматься с ребенком на протяжении нескольких лет, в дальнейшем он сможет выполнять задания самостоятельно.

Права учителя в школе касаются не только образовательных предметов, но и воспитания у ребят уважения к общественно полезному труду, нормам поведения. Однако мнение родителей для каждого ребенка является авторитетным. Поэтому мамы и папы обязаны с ранних лет рассказывать детям что такое хорошо, а что такое плохо. Если в семье отец не уважает мать, поднимает на нее руку и употребляет нецензурную лексику, несложно предсказать, как будет себя вести ребенок. При этом школа на ситуацию вряд ли сможет повлиять.

Какие права имеют ученики?

Каждый ребенок имеет право в первую очередь получать всестороннее образование, которое полностью соответствует требованиям общества. Качественное изучение основных предметов дает возможность поступить в престижное высшее учебное заведение и найти свое место в жизни. Ребенок, который хорошо учится в школе, без проблем определится с будущей профессией, найдет общий язык с людьми из различных социальных групп. Образовательный процесс будет протекать благоприятно, если ученик соблюдает права учителя на уроке. Взаимопонимание - основной критерий качественного общения между преподавателем и учащимся.

Каждый ребенок имеет различную склонность к точным и гуманитарным наукам. Одному ученику лучше дается математика и физика, другому же - история и литература. При этом ребенок имеет право проявлять свои знания на различных конкурсах, олимпиадах и смотрах. Принимать участие в конкурсах ребенок может в соответствии со своими возможностями. Если ученик не обладает соответствующими знаниями, он имеет право отказаться от участия в конкурсе или олимпиаде.

Популярностью сегодня пользуются профильные учебные заведения. Здесь обучение проводится по общеобразовательной программе, однако больше внимание уделяется некоторым предметам. Наиболее востребованными остаются школы с углубленным изучением английского языка или математики. В таких заведениях права учителя начальных классов не ограничиваются проведением теоретических занятий. Преподаватели проводят с ребятами также и практические занятия. В гимназиях и лицеях ребята имеют право самостоятельно выбирать профиль обучения в установленном порядке. Зачастую такое решение принимается совместно с родителями.

Отдельного внимания заслуживают права учителя физкультуры, а также ученика на соответствующих занятиях. Специалист выполняет свою работу в целях общего развития ребят. При этом стоит учитывать, что каждый ученик обладает своей степенью физической подготовки. Ребенок имеет право не выполнять то или иное упражнение, если оно способствует ухудшению самочувствия. А вот полностью отказаться от занятий физкультурой можно лишь на основании медицинской справки.

Обязанности учеников


Ребята в школе имеют не только права, но и свои обязанности. В первую очередь они должны прилежно учиться и выполнять все требования преподавателей в соответствии с регламентом школы и законом РФ. Ученики обязаны примерно вести себя не только в школе, но и в общественных местах. Если ребенок нарушает порядок на улице, об этом будут знать не только родители, но и администрация учебного учреждения. Имеет ли право учитель выгонять с урока ребенка за плохое поведение? Ответ однозначен: такого права учитель не имеет. Преподаватель обязан предоставить информацию о поведении ученика директору или заведующему школы. На школьном совете принимается решение о мерах наказания. Если ребенок систематически нарушает регламент школы, а поведение его неудовлетворительно, он может быть исключен из учебного заведения.

Ученики должны бережно относиться к школьному имуществу, а также к предметам других учащихся. Обязательно необходимо соблюдать правила личной гигиены. В школу ребенок должен приходить опрятно одетым. Во многих учебных заведениях к урокам не допускаются ученицы старших классов с декоративной косметикой. Регламентом школы могут быть запрещены также неформальные прически у мальчиков и девочек. Ребенок обязан соответствовать достойному званию ученика общеобразовательного учреждения.

Каждый ребенок должен с пользой проводить свободное время. В это понятие входит выполнение домашних заданий, самообразование, чтение художественной литературы. Посещение кружков и спортивных секций необязательно, но приветствуется.

Какие оценки имеет право ставить учитель?


Любая школа создана в первую очередь для того, чтобы обучать ребят общеобразовательным предметам. Система оценок выполняет роль некого индикатора, показывающего уровень знаний каждого отдельного ребенка. Имеет ли право учитель ставить «2»? Если ученик показывает плохие знания, учитель вполне может поставить такую оценку. И делается это совсем не для того, чтобы пристыдить ребенка. Плохая оценка является сигналом к действию родителей. Если ребенок регулярно получает двойки, маме и папе стоит обратить внимание на выполнение домашних заданий. Возможно, есть смысл позаниматься с преподавателем дополнительно.

В отечественных школах используют пятибалльную систему. Оценка «5» является наивысшей и ставится в том случае, если ученик показывает отличные знания. Вместе с этим оценка «1» в учебной практике практически не используется. Наиболее низкой считается двойка, которая ставится тогда, когда ребенок совершенно не знает предмет. Ученик, который регулярно получает плохие оценки по основным предметам, может быть оставлен администрацией школы на второй год. Это значит, что обучающую программу придется пройти повторно.

Правомерными ли являются платные образовательные услуги?

Если ребенок не понимает тот или иной предмет, он может позаниматься с учителем дополнительно, на платной основе. Такие услуги являются правомерными, если родители платят за обучение на официальный счет в школе, а с заработной платы специалиста вычитается налог. Какие права имеет учитель в этой сфере? Каждый специалист вправе проводить дополнительные занятия на платной основе как в учебном заведении, так и в домашних условиях. При этом все услуги должны предоставляться в соответствии с законодательной базой РФ. Репетиторы, которые работают нелегально, рискуют лишиться своего основного места работы.

Отдельного внимания заслуживают частные школы. Весь учебный процесс здесь осуществляется на платной основе. Родители ежемесячно вносят определенную сумму в фонд учреждения. Эти деньги идут на содержание заведения, выплату заработной платы учителям и администрации, приобретение методической литературы. Зачастую в таких учреждениях работают лишь учителя с высоким уровнем квалификации. А ребята имеют возможность обучаться в комфортабельных кабинетах. Не случайно многие состоятельные родители предпочитают частные школы государственным образовательным учреждениям.

Частная школа - это зарегистрированная фирма, которая имеет собственный счет в финансовом учреждении. Все манипуляции с деньгами производятся через кассу. Образовательные услуги предоставляются полностью легально. Фирма выплачивает налоги государству. Правильно зарегистрированная частная школа предоставляет своим выпускникам аттестат государственного образца.

Ответы на волнующие вопросы

Должен ли ученик сидеть в спортивном зале, если он освобожден от занятий по физкультуре? Медицинская справка выдается в первую очередь для того, чтобы ребенок не проявлял физической активности. Освобождение от урока как такового врачом не выписывается. Ученик обязан находиться на уроке физкультуры. Посещать занятие при этом необходимо в спортивной форме. Как будет выставлена оценка такому ученику? Если ребенок не может сдавать спортивные нормативы по состоянию здоровья, он может написать реферат на одну из спортивных тем. Справка не является поводом для пропуска занятий по физкультуре. Отсутствие ребенка на уроке фиксируется как прогул.

Обязаны ли учителя заниматься дополнительно с отстающими ребятами? Если ученик пропустил занятия по болезни, он не сможет нормально воспринимать материал в дальнейшем. Повторять информацию ради одного ученика учитель вряд ли будет. Остается единственный выход - дополнительные занятия. Заниматься с отстающим ребенком или нет, каждый учитель решает самостоятельно. Дело в том, что такие занятия специалистам не оплачиваются. Каждый учитель имеет право отказать родителям в просьбе индивидуального обучения. Вместе с этим учитель обязан предоставить методическую литературу для самообразования. Кроме того, можно воспользоваться помощью репетитора.

Имеет ли право учитель забирать телефон или планшет у ребенка? Преподаватель не может распоряжаться личными вещами детей, которые посещают общеобразовательные учреждения. Вместе с этим телефоны, планшеты и другие гаджеты нередко отвлекают ребят от учебного процесса. Поэтому в регламенте школы может стоять запрет на использование подобных предметов во время уроков. Если ребенок регулярно нарушает регламент образовательного учреждения, он может быть исключен.

Подведем итог

Нормальный образовательный процесс может быть обеспечен только лишь при условии качественного взаимодействия детей, учителей и родителей. Имеет ли право учитель выгонять ребенка из класса, может ли ученик пропускать уроки без документального подтверждения - на все эти вопросы отвечает закон РФ «Об образовании». Но существуют также негласные законы, касающиеся взаимопонимания, поддержки и добродушного общения в коллективе. Образовательный процесс будет проходить на высоком уровне, если не только дома, но и в школе будет царить здоровая психологическая атмосфера.

Сайт газеты "Плюс Информ"


В младших классах учитель кажется детям всемогущим. Но чем дальше, тем больше они начинают узнавать о своих правах. И подчас злоупотреблять ими. Так на что не имеет права учитель, даже если он это делает? Немного - изучения законов, немного - помощи интернета, и вот что получается.

Применять к учащемуся меры физического и психического насилия

Нельзя. Об этом говорят Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57

«Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся воспитанникам не допускается».

Под психическим насилием подразумеваются угрозы и любая ругань.

Нельзя. Трудовой кодекс РФ, ст. 21

добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдать трудовую дисциплину;

выполнять установленные нормы труда.

Нельзя. Конституция РФ, ст. 43

В ч. 1 ст. 43 признается право каждого человека на образование в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (ст.26) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст.13).

Право на образование - это право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося

И если вам снизили оценку за то, что вы подсказывали на уроке, - это было незаконно.

Пункт 65 рекомендаций: «Учителя должны быть свободны в использовании методов, которые им представляются наиболее целесообразными для оценки успеваемости учащихся, но при этом должна быть исключена несправедливость по отношению к отдельным учащимся».

Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы

Нельзя. Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19

Статья 31 Конвенции:

«1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха».

Отобрать у ученика пачку сигарет и положить ее себе в карман

Нельзя. Отобрать что-либо у другого человека и положить к себе в карман, то есть присвоить, нельзя. Даже если это пачка сигарет или жевательная резинка. А вот сообщить родителям, что их ребенок носит с собой в школу сигареты, учитель обязан. Само собой разумеется, что в этом случае мы рассматриваем ситуацию, когда ученик в данный момент не курит.

Курящий в школе ученик сам нарушает установленные запреты, и к нему могут быть применены различные меры воздействия, предусмотренные Уставом школы, но даже в этом случае отобрать сигареты нельзя. Нарушителю может быть лишь предложено добровольно выбросить или отдать их учителю для последующей передачи родителям.

Нельзя. Ребенок, как любой гражданин России, имеет право на личную тайну. Это право также зафиксировано в Конституции и является одним из основных прав человека. Поэтому не только учитель, но и другие люди, например одноклассники, не имеют права читать чужие записки и, тем более, разглашать их содержание. Но, чтобы записка попала в руки тому, кому она адресована, вероятно, не следует злоупотреблять терпением учителя и пытаться передавать ее на уроке или бросать через весь класс. Ведь это - прямое нарушение дисциплины.

Отбирать у учеников мячи, которыми они играют на перемене

Нельзя. Отбирать принадлежащие ученикам предметы никто права не имеет. Но запретить играть мячами на перемене и охранник, и учитель, и любой другой сотрудник школы не только может, но и обязан. Более того, в Уставе каждой школы содержится положение о том, что ученики обязаны соблюдать в школе дисциплину и порядок.

А вот это - спорный вопрос.

Во-первых, учитель не имеет права отпустить ребенка в туалет без личного сопровождения, т.к. в случае травмы ребенка (например, поскользнулся на лестнице), ответственность будет нести сам учитель.

А во-вторых, учитель не имеет права оставить без присмотра класс во время урока (по тем же причинам).

Из выше написанного следует, что у учителя нет другого выхода, кроме как не разрешить выходить в туалет во время уроков. Однако, если у ребенка имеются определенные медицинские показания (энурез, пиелонефрит и др. официально подтвержденные заболевания мочеполовой системы), учитель обязан выпустить его в туалет.

Для посещения туалета между уроками имеются перемены.

Ученик опоздал на 15 минут, и его впускают в класс, потому что выгонять с урока нельзя. Его запускают, но многие дети отвлекаются. И тем самым нарушается их право на образование.

Дорогие ученики, конечно, вы вправе требовать и добиваться исполнения учителем всех законов и норм. Но при этом подумайте сами - не нарушаете ли вы эти законы. На вас накричали, потому что вы шумели и плохо себя вели? Да, это нарушение закона, но произошло оно после другого нарушения - вы не давали возможности другим ученикам реализовать их право на образование.

Когда будете говорить, сколько законов нарушил учитель, подумайте, сколько вы сами их нарушили!

Телефон редакции "Плюс Информ"+7(394-22)2-01-83

Что можно и что запрещено учителям России — о правах учителей


Права и обязанности учителя


Труд педагога легким не назовешь. Бывают ситуации, когда учитель не прав, бывают, когда родителей «заносит». Давайте разберемся по порядку в правах и обязанностях преподавателей.

Учитель, классный руководитель имеет право на:

4.1. Защиту профессиональной чести и достоинства

(Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

(Конституция РФ, ст. 23 п. 1)

4.3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.

4.4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования, а также претензий и замечаний к ребенку в деликатной форме.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)

4.5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями

(Трудовой кодекс РФ, ст. 22).

4.6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п.35, 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65).

4.8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителе», п. 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

4.9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 3, 19)

4.10.Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

4.11.Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, в том числе при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, и предоставление по ним объяснений.

4.12.Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 61; Закон РФ «Обобразовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

4.13.Обращение индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, а также в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

(Ркомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 50; Конституция РФ ст. 33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ст. 2 п. 1)

4.14.Предупреждение о замене уроков заранее.

4.15.Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 153)

4.16.Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.

4.17.Требовать:

- от родителей (законных представителей) посещения родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);

(Семейный кодекс РФ, ст. 63 п. 2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 60)

- от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

4.18. Не допускать учеников к занятиям физической культуры без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 2 п.п.4)

Учитель обязан:

5.1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

5.2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы, быть примером для учеников.

5.3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 2, 12-17, 19)

5.4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 12, 13)

5.5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57, Закон РФ «Об образовании», ст. 15, п. 6)

5.6. Систематические повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 67)

5.7. Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации школы отчетные данные.

5.8. Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.

5.9. Оценивать ответ учащегося, а не его личность.

5.10. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

5.11. Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.

(Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. Утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69, п. 2.3.)

5.12. Содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к имуществу школы, своевременно сообщать о поломках в хозяйственную службу.

5.13. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 69, Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. № 639, п. 1.12)

5.14. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося.

5.15. Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.

(Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 8 п. 5)

Обязанности классного руководителя:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»

7.1. Соблюдать права и свободы учащихся.

7.2. Поддерживать тесный контакт с родителями (законными представителями) учащегося, проводить с ними консультации и беседы.

7.3. Своевременно оповещать родителей (законных представителей) о родительских собраниях.

7.4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

7.5. Проводить классные часы (по 1 часу в неделю; один из них раз в месяц посвящен анализу динамики успеваемости и поведения учащихся класса).

7.6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.

7.7. Содействовать становлению и развитию классного руководителя.

7.8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

7.9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.

7.10.Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями)

7.11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

7.12.Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.

7.13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

7.14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

7.15. Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.

7.16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

7.17. Осуществлять контроль успеваемости каждого учащегося, посещаемости им учебных занятий.

Учителю запрещено:

8.1. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

(Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

8.2. Опаздывать на урок.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 21)

8.3. Выгонять ученика с урока.

(Конституция РФ, ст. 43)

8.4. Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.

8.5. Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19)

О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.

Очень часто родители сталкиваются с жалобами подростков на действия учителей. Как соблюсти грань между интересами ребенка, педагогическим процессом и не поссориться с администрацией школы на ровном месте? В последние годы уровень правосознания как школьных педагогов, так и учеников и их родителей, заметно повысился. Дети стали более грамотными, а учителя балансируют на грани воспитательного процесса и закона. Тем не менее, нередко от школьников можно услышать жалобы на применение не педагогических, а порой и незаконных мер воспитания и наказания к ним. Так на что же имеет право учитель? Давайте разбираться.

Согласно п.4. ст. 55 Закона «Об образовании» при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания. Однако как определить границы допустимости педагогических методов? На что учитель имеет право, а на что нет? Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Учитель применяет физическое или психическое насилие к ученику

Не секрет, что ученики бывают сложными, но, несмотря на это, п. 6 ст. 15 Закона «Об образовании» запрещает применение насилия, выраженного в физической или психической форме.

В случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину, он понесет дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность. Все зависит от характера причиненного ущерба здоровью. Известен случай, когда учителя одной из школ Петрозаводска уволили за подзатыльник ученице 6-го класса . Возможность увольнения учителя за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, предусмотрена ч. 4 ст. 56 Закона «Об образовании» в качестве дополнительного оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя помимо тех, которые предусмотрены Трудовым Кодексом.

Конечно, случаи рукоприкладства, в особенности с тяжкими последствиями для учеников, со стороны педагогов крайне редки, однако если это случилось, необходимо зафиксировать этот факт. Это может быть видеозапись, свидетельские показания и т.д. В случае, если имеются следы побоев, их необходимо зафиксировать в ближайшем медпункте и сфотографировать, после чего можно обращаться с заявлением в полицию или с жалобой в прокуратуру. В зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда, противоправные действия педагога могут быть квалифицированы по ст. 116 УК РФ (побои), ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522. и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н. Согласно действующего уголовного законодательства есть несколько градаций причиненного вреда.

Так, к тяжкому вреду относятся в том числе:

Вред, опасный для жизни человека;
потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
прерывание беременности;
психическое расстройство;
заболевание наркоманией либо токсикоманией;
неизгладимое обезображивание лица;
значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
полная утрата профессиональной трудоспособности;

К средней тяжести вреда здоровью относят:

Длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня);
значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

К легкому вреду относят:

Кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно);
незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

Таким образом, если, не дай Бог, Ваш ребенок пострадал от действий педагога, его ответственность будет определяться правоохранительными органами, на основании последствий, причиненных здоровью ребенка.

Частым случаем нарушения прав ребенка является изъятие у него в школе каких-либо предметов (телефона, планшета, украшений и др).

Вопрос о том, имеет ли учитель право изъять у ученика телефон, планшет или иное имущество, которое, по его мнению, мешает образовательному процессу, едва ли не самый популярный в сети.

Ответ: нет и еще раз нет. Даже если нечто подобное предусмотрено школьным Уставом, такие действия учителя могут быть квалифицированы как грабеж (открытое хищение чужого имущества). Если такое произошло, то необходимо обратиться сначала с жалобой к директору школы, и, если не поможет - в полицию – с заявлением о факте незаконного завладения имуществом.

Может ли учитель выгнать с урока или не пускает на урок?

Имеет ли право учитель выгонять ученика с урока? О таком праве ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Следовательно, если учитель выгнал ученика с урока или не пустил на урок, можно написать заявление директору школы об устранении препятствий доступа к образовательному процессу. Если ситуация повторяется неоднократно, и жалобы директору не принесли никакого результата, можно обращаться с жалобой в прокуратуру или суд.

Не надо забывать также о том, что, выгоняя ученика с урока или не допуская его к занятиям, учитель рискует быть привлеченным к ответственности вплоть до уголовной в случае, если в это время с учеником произойдет несчастный случай, либо гражданской - если ученик совершит какое-либо правонарушение. Согласно ч.3. п.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» , ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса несет образовательное учреждение.

Учитель отнял у ученика записку и прочел в присутствии всего класса

Это неправомерно. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Дети – не исключение. Право на неприкосновенности частной жизни гарантируется ст. 12 Всеобщей декларации прав человека , согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Все это имеет непосредственное отношение в том числе, к содержанию записок учащихся.

Учитель поставил двойку за отсутствие на уроке

Учитель не имеет права так поступать, поскольку в соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся.

Возникает вопрос: что же тогда делать учителю, если практически все привычные методы запрещены законом? Для того, чтобы достичь желаемого порядка и дисциплины в классе существует множество других педагогических приемов и методов, не связанных с нарушением прав учеников. К примеру, пригрозить нерадивому ученику жалобой директору школы, либо вызовом родителей в школу.

Вместе с тем, каждому родителю следует детально изучить Устав учебного заведения. Как правило, в нем содержатся все допустимые меры наказания учеников. Однако, в случае наличия противоречий с действующем законодательством, Устав школы можно оспорить в судебном порядке.

Безусловно, «топорные» методы борьбы с администрацией школы или с конкретным педагогом не сделают жизнь ребенка в школе лучше. Если ситуация еще не зашла слишком далеко, и есть возможность урегулировать вопрос мирно, не привлекая юристов, следует рассмотреть вопрос о привлечении к переговорному процессу с администрацией школы психолога школы или независимого медиатора (посредника в урегулировании конфликта).

Информация с сайта учителя Анохиной В.М.

Какие права должна предоставлять ученикам школа?

Все взаимоотношения учащегося и школы строятся на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» и Устава школы. В соответствии с этими нормативными актами, Конституцией Российской Федерации, другими законами, - нормами международного права каждый учащийся обладает правами на: - уважение своего человеческого достоинства; - получение бесплатного среднего образования; - участие в управлении школой; - выражение своего мнения; - получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; - свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; - выбор вместе с родителями формы получения образования; - перевод в другое образовательное учреждение.

Каковы права и обязанности классного руководителя по отношению к учащимся класса?

Классный руководитель - не опекун, не нянька, не затейник. Он - представитель школы в ее взаимоотношениях с твоими родителями. Классный руководитель сообщает им обо всех событиях, происходящих в школе и классе. Именно классный руководитель информирует родителей о твоих успехах в учебе, пропущенных уроках, поведении, взаимоотношениях с товарищами и еще о многом другом, что связано с твоей жизнью в школе. Классный руководитель организует учебную деятельность класса, отвечает за заполнение классного журнала, он имеет право проводить классные и родительские собрания, приглашать на беседу родителей, вести записи в твоем дневнике и даже приходить к тебе домой для бесед с тобой и твоими родителями.

Может ли учитель вмешиваться в личную жизнь ученика?

Имеет ли право учитель обсуждать личные проблемы ученика с коллегами?

Обсуждать личные проблемы ученика с другими учителями ради удовлетворения собственного любопытства учитель не должен. Однако существуют законы, например, Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» , которые требуют от школы вмешательства в жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (проживающих в неблагополучных семьях, совершающих правонарушения и пр.). Тут уж обсуждение проблем ученика с коллегами просто необходимо, но делаться это должно исключительно в интересах ребенка, без ущемления его прав и в той мере, которая допускается законом.

Ребенок, как любой гражданин России, имеет право на личную тайну. Это право также зафиксировано в Конституции и является одним из основных прав человека. Поэтому не только учитель, но и другие люди, например, одноклассники, не имеют права читать чужие записки и, тем более, разглашать их содержание. Но, чтобы записка попала в руки тому, кому она адресована, вероятно, не следует злоупотреблять терпением учителя и пытаться передавать ее на уроке или бросать через весь класс. Ведь это - прямое нарушение дисциплины.

Может ли учитель распространять личную информацию об ученике, обсуждать его внешкольное поведение и личные проблемы в присутствии класса?

Учитель не имеет права распространять (в том числе и обсуждать) сведения об отношениях в семье ученика, о состоянии его здоровья и здоровья его родителей, его взглядах, привязанностях и увлечениях, его имуществе, заработке родителей и многом другом, что не связано непосредственно с учебой и поведением в школе.

Имеет ли право классный руководитель заставлять учеников ходить с классом в театр?

Классный руководитель не имеет права принуждать учеников к посещению театра, музея, зоопарка и других подобных учреждений. В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что учащиеся гражданских (не военных) образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом и расписанием занятий. Учебным планом в данном случае называется официальный документ, утвержденный администрацией школы, в котором содержатся перечень всех предметов, преподаваемых в школе, и количество отведенных на эти предметы часов учебного времени.

Может ли классный руководитель обязать ученика быть ответственным за что-либо в классе, например, ношение классного журнала, против его воли?

То, что выходит за рамки образовательной программы школы, в том числе и привлечение учащихся к труду, без согласия учеников и их родителей не разрешается. Отвечать за дежурство, носить классный журнал, организовывать внеучебные мероприятия учащиеся могут только при их согласии и при согласии их родителей.

Обязан ли учащийся заниматься уборкой территории школы?

В Уставе школы в разделе Обязанности учащихся есть пункт об обязательности участия в самообслуживающем труде, к которому относятся и разовые «генеральные» уборки школы и её территории.

Если ученик испортил добрые отношения с учителем, могут ли его отчислить из класса (школы)?

Испорченные с учителем отношения - это не повод для отчисления ученика из класса и, тем более, школы. Перевод учащегося из одного класса параллели в другой производится только с согласия родителей или по их просьбе. Не следует забывать также и о твоем праве на выражение собственного мнения. Напомню тебе, что мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, обязательно должно быть учтено при решении вопроса, затрагивающего его интересы. А исключить из школы можно только за совершение противоправных действий, грубых и неоднократных нарушений Устава школы и только того, кому уже исполнилось четырнадцать лет.

Имеет ли право ученик на перевод из класса в класс?

Да. Такой перевод осуществляется по письменному заявлению родителей ученика.

Кто может перевести ученика из класса в другой класс параллели или из группы в группу?

Вопрос о переводе из класса в класс или из группы в группу (по иностранному языку) решается только директором школы с согласия или по заявлению родителей учащегося.

Имеет ли право школа вводить платные образовательные услуги?

Право организовывать платные дополнительные образовательные услуги школе предоставлено Законом Российской Федерации «Об образовании». Это могут быть различные кружки, спортивные секции, студии, курсы, занятия в которых не предусмотрены школьной программой. Ты имеешь право воспользоваться этими услугами. Именно право, а не обязанность. Все, чему ты обязан научиться в школе в соответствии со школьной программой, преподается бесплатно. Организация платных образовательных услуг должна быть надлежащим образом оформлена. Наша школа может оказывать платные образовательные услуги, так как имеет на это разрешение (лицензию). С родителями подписывается договор на оказание этих услуг. Само собой разумеется, что в любое время такой договор по желанию родителей может быть расторгнут.

Обязаны ли родители оплачивать платные уроки, если ученик не посещал их из-за болезни?

Согласно Закону «О защите прав потребителей» оплата производится только за выполненную услугу (в том числе и дополнительную образовательную, оказываемую школой).

Имеет ли право школа проводить экзамены в невыпускных классах?

Право устанавливать порядок проведения промежуточной аттестации учащихся (например, вводить экзамены) принадлежит школе по её Уставу в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Обязаны ли учителя заниматься дополнительно с неуспевающими учащимися или теми, кто пропускал уроки по болезни?

Заниматься дополнительно с неуспевающими или теми, кто пропустил уроки по болезни, - право, а не обязанность учителя. Эта работа учителю не оплачивается.

Обязан ли учащийся сидеть в спортивном зале на уроке физкультуры, если он освобожден от занятий по состоянию здоровья на несколько дней и имеет подтверждающую это медицинскую справку?

Учащийся освобождается от занятий физической культурой, а не от присутствия на уроке. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся в период пребывания их в школе, то есть в течение времени, отведенного на все уроки в данный день в соответствии с расписанием. Поэтому просто так разрешать ученику уходить с уроков неизвестно куда нельзя. Этот вопрос решается директором школы по заявлению родителей.

Может ли ученик посещать уроки другого учителя по предмету?

Теоретически может. Но вот как сделать это практически, не пропуская уроков по расписанию в своем классе, посещение которых обязательно? Кроме того, необходимо получить согласие на это у самого учителя и директора школы.

Имеет ли ученик право сдать экзамен экстерном за текущий год? Может ли он при этом сам выбрать экзаменатора?

Да. Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе и ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам с последующей сдачей экзаменов в образовательном учреждении. Порядок проведения промежуточных экзаменов определяется Уставом школы. Для проведения итоговой аттестации руководитель образовательного учреждения издает приказ о создании экзаменационной комиссии, в состав которой входят председатель, учитель по данному предмету, ассистент.

Имеет ли право учитель поставить ученику оценку «2» за то, что он не был на уроках?

Любая оценка - показатель уровня знаний ученика по предмету, поэтому поставить двойку за отсутствие на уроке учитель не имеет права. Но если ученик пропустил урок без уважительных причин, а на уроке была проверочная работа, то оценка «2» может быть выставлена за фактически невыполненную работу.

Существует ли оценка по поведению?

Официальной оценки по поведению в настоящее время нет.

Должен ли учитель сообщать родителям о проступках ученика, допущенных им в школе?

Родители ученика на основании закона несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед другими людьми. Из этого, как ты догадался, следует, что сообщать о проступках детей родителям учителя обязаны.

Но пока не упоминала о его правах и обязанностях. Обязанностей у него очень много, и описывают их обычно несколькими словами, например: «организация обучения и воспитания детей». А сколько всего стоит за этими четырьмя словами, вы не представляете.

Но всё же, несмотря на то, что я очень уважаю и постоянно защищаю учителей (мне не понаслышке знакома их работа), хочу написать и про неправильные действия, и запреты, и обязанности учителей. Своих детей ведь тоже буду в школу отправлять.

Права и обязанности учителей прописаны в законе «Об образовании в РФ» , в должностной инструкции учителя, поэтому я их не буду повторять в той форме, которую никто не читает (в официально-деловом стиле). Попробую описать своими словами, с комментариями и примерами из жизни.

Погружение в жизнь учителя

Представьте комнату. Посередине стоит учитель. Со всех сторон он кем-то окружён: детьми, родителями, администрацией школы, вышестоящими органами в сфере образования (Гороно, управление образования, министерство образования региона и государства). Всем от него что-то нужно:
1) детям – строгости (но в то же время свободы), интересных уроков, меньше домашней работы, доброты, понимания, современных взглядов, эрудированности во всех областях и т.д.
2) родителям – компетентности, мудрости, крепких знаний у детей, много свободного времени, чтобы решать проблемы их детей, быстро проверенных тетрадей и ежедневно выставляемых оценок, индивидуального подхода к их ребёнку и т.д.
3) администрации – точно и в срок заполненных отчётов по учебной и воспитательной работе, вовремя заполненных журналов, ежеминутной готовности выполнить любое поручение (провести собрание, концерт, свозить детей на олимпиаду, показать идеальный класс проверяющим органам), готовности заменять болеющих коллег (хоть у тебя своих 7 уроков, ну ничего, ещё 3 проведешь) и т.д.
4) вышестоящим органам – готовности представить развёрнутые отчёты об успеваемости в своих классах, умения «из ничего сделать конфетку» (из кабинета без ремонта, хорошей мебели, компьютера и пр. своими силами (гранты) или с помощью родителей сделать хорошо оборудованный учебный класс), ведь денег на школы в бюджете снова нет и пр.
Вот кроме всей вышеперечисленной «ерунды», у учителя есть ещё обязанности и запреты, о которых он должен постоянно думать.
Начну с того, что нельзя, не рекомендуется и т.д. Потому что запретов гораздо больше. Вот теперь вы имеете представление, как чувствует себя учитель, ежедневно приходя на работу.

Не должен делать, но пока не запрещено

Да, здесь вы прочтете, бесспорно, неправильные действия учителя. Но с другой стороны, это единственная возможность учителя хоть как-то установить дисциплину. Учитель сейчас самый незащищённый работник, но при этом на него возложена огромная ответственность (воспитание и обучение детей). Воспитывайте ребёнка уважать учителя, а самому нужно понимать, почему педагог совершает эти неправильные действия против вашего ребёнка.
Ставить в журнал оценки не за знания, а например: за поведение, неаккуратность, забывчивость, опоздания и т.д. (т.е. за всё то, за что обычно ставят «двойку»).
Распространённая практика. Пришла в нашу страну из советской школы, когда все вышеперечисленные «пороки» очень осуждались обществом, а к идеалу — отличнику стремились все (актуально ли сейчас такое стремление можно прочитать в ).
Почему учитель вынужден к этому прибегать, вы узнаете чуть ниже, прочитав о запретах в работе учителя.

Случай из чужой практики

Слышала историю, что одна учительница ставила двойки за то, что ребёнок забывал тетрадь или учебник. Ставила в журнал, ручкой. Ребёнок забывчивый и таких «лебедей» накопилось достаточно, что как бы он не старался в дальнейшем хорошо учиться, выше «3» не выходило. Учитель из добрых побуждений хотел искоренить в ребёнке привычку забывать школьные принадлежности, а в итоге напрочь убил в ребёнке интерес к русскому языку.

Не следует сильно винить учителя и обливать нехорошими словами в присутствии ребёнка этого учителя. Стоит попробовать вежливо поговорить с учителем об этой проблеме или обратиться к завучу.

Не вправе делать

Следующие же действия учитель точно не вправе делать, о чём написано и в законе «Об Образовании», да и вообще отмечается как неправомерное действие.

  • оскорблять (для определённой категории детей даже такие невинные слова, как: «дурачок», «тупой», «глупый» и т.п. могли оставить травму, понизить самооценку, привести к );
  • бить ребёнка (раньше можно было ударить и кулаком, и линейкой; считалось, что это даже и помогало. Спорить не буду, самой часто хотелось сделать что-то подобное, но приходилось сдерживаться, ничего хорошего из этого бы не вышло);
  • воздействовать на психику (такое редко, думаю, встречается, но оно гораздо опаснее, чем даже физическое; царапина или синяк заживут, а вот постоянные атаки на психику могут остаться чуть ли не на всю жизнь).

Стоит упомянуть ещё один пункт, о котором уже все родители знают

  • собирать деньги по собственной инициативе или по просьбе администрации школы (если в вашей школе собирают деньги и вы не знаете, что делать, то прочитайте ). Сбор денег возможен только по поручению родителей (для удобства через детей).

А как у них

Хорошо, что в нашей школе ещё можно поругать и прикрикнуть. Это единственное, что ещё осталось учителям. Например, в Германии, учитель если поднимет голос, то он совершит чуть ли не преступление против личности и понесет за это ответственность. Там уж точно у учителя совершенно нет никаких прав, кроме того, чтобы пытаться учить и воспитывать. А дети там не спокойнее наших.

Учитель обязан

  • учить (составлять качественные уроки каждый день, проверять тетради, работы и пр.);
  • воспитывать (в процессе урока);
  • следить за здоровьем детей (проветривать кабинет, следить за осанкой, при ухудшении состояния здоровья отправлять в медпункт или в больницу, домой и пр.);
  • соблюдать педагогическую этику (а сюда входит очень многое: быть всегда вежливым, открытым, быть примером для учеников в школе и в быту (были случаи, когда учителя выкладывали в соцсети фотографии с пьянок) и т.д.

Ещё стоит отметить ко всему вышесказанному, что, по сути, на любое, кажущееся ребёнку или родителю неправильное действие учителя, можно подать жалобу администрации школы. Она уже будет решать, действительно ли оно неправильное, или это фантазия ребёнка или прихоть родителя.

Совет мудрому родителю

Если возникает конфликт – всегда нужно разобраться подробно, выяснить мнения обеих сторон. В любом конфликте тем или иным образом виноваты оба. Только беспристрастное расследование поможет избежать больших проблем.

Вот теперь я и хочу вернуться к вышесказанному, сказав, почему учитель вынужден ставить двойки за поведение и некрасивый почерк. Просто это единственное, что ему остается после всех запретов, обязанностей и антирекомендаций для установления дисциплины в классе. Сейчас все качают права, но забывают, что в школу приходят учиться, а не отстаивать уникальность своей личности. Не спорю, учителя разные бывают, но большинство продолжает работать в адском стрессовом режиме, отражая атаки подростков вместо проведения интересных и полезных уроков.

На конец этой статьи я оставила права учителя, которые вроде есть, но их особо никто не соблюдает.

Права учителя

Учитель имеет право на сокращённый рабочий день (ведь нужно ещё тетради проверять, готовиться к урокам, встретиться с родителями, для себя в конце концов что-то должно остаться), а ему объявляют, что у него ненормированный рабочий день (чего не прописано в договоре – отсюда нарушение по трудовому кодексу) – ничего, терпим.
Учитель имеет право на охрану своей чести и достоинства, защиту – в итоге любой «сопляк» может послать учителя, но не получит за это никакого наказания.
Учитель имеет право на охрану своего здоровья во время работы – но один только стресс во время каждого урока (особенно в тяжёлых классах) постепенно приводит к очень тяжёлым болезням (вплоть до рака).
Учитель имеет право отказаться от административных поручений, которые не связаны с выполнением своих должностных обязанностей , например, проводить концерты, делать ремонты и т.д. Но как откажешься, потом к тебе будут придираться по полной программе со стороны администрации.

Учитель имеет право на НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО в свою профессиональную деятельность со стороны родителей , но в то же время ему постоянно указывают, как учить их детей, как проверять их знания, как их оценивать и т.д.

Уважаемые родители!

Если вас что-то не устраивает, то скажите учителю в вежливой форме, ненавязчиво, в качестве рекомендации, расскажите, что вас не устраивает. Доброта и вежливость практически всегда располагают к вниманию, и мудрый учитель обязательно вас выслушает. Главное, не ругаться и не говорить в приказном тоне.

Какой можно сделать вывод? У учителя огромная ответственность, огромные обязанности, запреты, практически нет прав (они постоянно нарушаются). И единственное на что ему остается надеяться, когда так хочется учить детей, помогать в воспитании родителям, когда ты видишь в этом свое призвание – надеяться на понимание и доброту родителей, на воспитанность детей. Без вас, уважаемые родители, ему не справиться. Помогите учителю, начните воспитывать себя и детей, тогда нашу страну никто не победит.

В младших классах учитель кажется детям всемогущим. Но чем дальше, тем больше они начинают узнавать о своих правах. И подчас злоупотреблять ими. Так на что не имеет права учитель, даже если он это делает? Немного - изучения законов, немного - помощи интернета, и вот что получается.

Применять к учащемуся меры физического и психического насилия

Нельзя. Об этом говорят Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57

«Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся воспитанникам не допускается».

Под психическим насилием подразумеваются угрозы и любая ругань.

Опаздывать на урок

Нельзя. Трудовой кодекс РФ, ст. 21

Работник обязан:

добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдать трудовую дисциплину;

выполнять установленные нормы труда.

Выгонять ученика с урока

Нельзя. Конституция РФ, ст. 43

В ч. 1 ст. 43 признается право каждого человека на образование в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (ст.26) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст.13).

Право на образование - это право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося

И если вам снизили оценку за то, что вы подсказывали на уроке, - это было незаконно.

Пункт 65 рекомендаций: «Учителя должны быть свободны в использовании методов, которые им представляются наиболее целесообразными для оценки успеваемости учащихся, но при этом должна быть исключена несправедливость по отношению к отдельным учащимся».

Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы

Нельзя. Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19

Статья 31 Конвенции:

«1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха».

Отобрать у ученика пачку сигарет и положить ее себе в карман

Нельзя. Отобрать что-либо у другого человека и положить к себе в карман, то есть присвоить, нельзя. Даже если это пачка сигарет или жевательная резинка. А вот сообщить родителям, что их ребенок носит с собой в школу сигареты, учитель обязан. Само собой разумеется, что в этом случае мы рассматриваем ситуацию, когда ученик в данный момент не курит.

Курящий в школе ученик сам нарушает установленные запреты, и к нему могут быть применены различные меры воздействия, предусмотренные Уставом школы, но даже в этом случае отобрать сигареты нельзя. Нарушителю может быть лишь предложено добровольно выбросить или отдать их учителю для последующей передачи родителям.

Нельзя. Ребенок, как любой гражданин России, имеет право на личную тайну. Это право также зафиксировано в Конституции и является одним из основных прав человека. Поэтому не только учитель, но и другие люди, например одноклассники, не имеют права читать чужие записки и, тем более, разглашать их содержание. Но, чтобы записка попала в руки тому, кому она адресована, вероятно, не следует злоупотреблять терпением учителя и пытаться передавать ее на уроке или бросать через весь класс. Ведь это - прямое нарушение дисциплины.

Отбирать у учеников мячи, которыми они играют на перемене

Нельзя. Отбирать принадлежащие ученикам предметы никто права не имеет. Но запретить играть мячами на перемене и охранник, и учитель, и любой другой сотрудник школы не только может, но и обязан. Более того, в Уставе каждой школы содержится положение о том, что ученики обязаны соблюдать в школе дисциплину и порядок.

Не отпускать в туалет с урока

А вот это - спорный вопрос.

Во-первых, учитель не имеет права отпустить ребенка в туалет без личного сопровождения, т.к. в случае травмы ребенка (например, поскользнулся на лестнице), ответственность будет нести сам учитель.

А во-вторых, учитель не имеет права оставить без присмотра класс во время урока (по тем же причинам).

Из выше написанного следует, что у учителя нет другого выхода, кроме как не разрешить выходить в туалет во время уроков. Однако, если у ребенка имеются определенные медицинские показания (энурез, пиелонефрит и др. официально подтвержденные заболевания мочеполовой системы), учитель обязан выпустить его в туалет.

Для посещения туалета между уроками имеются перемены.

Вопрос на засыпку

Ученик опоздал на 15 минут, и его впускают в класс, потому что выгонять с урока нельзя. Его запускают, но многие дети отвлекаются. И тем самым нарушается их право на образование.

Дорогие ученики, конечно, вы вправе требовать и добиваться исполнения учителем всех законов и норм. Но при этом подумайте сами - не нарушаете ли вы эти законы. На вас накричали, потому что вы шумели и плохо себя вели? Да, это нарушение закона, но произошло оно после другого нарушения - вы не давали возможности другим ученикам реализовать их право на образование.

Когда будете говорить, сколько законов нарушил учитель, подумайте, сколько вы сами их нарушили!

С. Бурмистрова