Тгп краткий курс лекций 1. Лекции курс лекций по "теории государства и права"
Вопросы теории государства и права рассматриваются в данном кратком курсе лекций с учётом новейших достижений отечественной и зарубежной учебной практики. Важной отличительной особенностью данного курса является то, что он строится в строгом соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности “ Юриспруденция”, и требованиями Программы подготовки слушателей юридического факультета Академии. В нем реализован опыт подготовки программ аналогичных курсов ведущих Российских вузов правоведческого профиля.
Глава 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
Глава 2. Происхождение государства и права
Глава 3. Понятие, сущность, принципы и функции права
Глава 4. Понятие, сущность и функции государства
Глава 5. Форма государства
Глава 7. Гражданское общество и правовое государство
Глава 8. Система права и система законодательства
Глава 9. Правовая система
Глава 10. Политическая система общества и государства
Глава 11. Правовые отношения
Глава 12. Нормы права
Глава 13. Право в системе социального регулирования
Глава 14. Правосознание и правовая культура
Глава 15. Правовое регулирование и его механизм
Глава 16. Правотворчество
Глава 17. Реализация, применение и толкование норм права
Глава 18. Законность и правопорядок
Глава 19. Правомерное поведение и правонарушения
Глава 20. Юридическая ответственность
Книги и учебники по дисциплине Теория государства и права:
- ГАВРИЛОВ СТАНИСЛАВ ОЛЕГОВИЧ. Институциональные основы и региональные особенности советской адвокатуры в период с 1917 до начала 60-х гг. (на примере Западно-Сибирского региона). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2017 - 2017 год
- Провалинский Дмитрий Игоревич. ГРАНТЫ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ СТИМУЛОВ (ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ). ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Пенза - 2017 - 2017 год
- Мигущенко Олег Николаевич. Сущность публичной власти. Муниципальная служба: правовые вопросы. Научно-практический журнал №3, 2017 - 2017 год
- ИВЛЕВА Наталия Юрьевна. ТИПОЛОГИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2017 - 2017 год
- Ответы к экзамену по Теории государства и права - 2016 год
- Неизвестный. 66 ответов по курсу Теория Государства и права - 2015 год
- Неизвестный. 96 ответов по Теории государства и права - 2015 год
- Неизвестный. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - 2015 год
- Абрамович Руслана Миколаївна. Принцип незворотності дії закону в часі: еволюція, стан та перспективи вдосконалення його застосування в Україні. Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук. Київ - 2015 - 2015 год
- КАМОЛОВ ИЛХОМ ИКРОМОВИЧ. СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК. ДУШАНБЕ - 2015 - 2015 год
Тема 1
Предмет и методология теории государства и права
1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Предмет теории государства и права.
2. Соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками, изучающими государство и право. Теория государства и права в системе юридических наук.
3. Современное состояние теории государства и права.
4. Методология теории государства и права.
1. Брызгалов А.И. О некоторых теоретико-методологических проблемах юридической науки на современном этапе // Государство и право. – 2004. – № 4. – С. 17-22.
2. Мартышин О.В. Общетеоретические юридические науки и их соотношение // Государство и право. – 2004. – № 7. – С. 5-11.
3. Панов Н.И. Методологические аспекты формирования понятийного аппарата юридической науки // Правоведение. – 2006. – № 4. – С. 18-29.
4. Сильченко Н.В. Проблемы предмета правового регулирования // Государство и право. – 2004. – № 12. – С. 61-64.
5. Скурко Е.В. Метод социально-правового моделирования в решении задач правотворчества // Государство и право. – 2003. – № 1. – С. 103-106.
6. Соколов Н.Я. Юридическая профессия: понятие, сущность и содержание // Государство и право. – 2004. – № 9. – С. 22-30.
1. Теория государства и права как наука. Предмет теории государства и права
В познании окружающего мира особое место занимает наука , т.е. система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общества, закономерностях их возникновения и развития. Ее цель – получение и систематизация знаний о действительности.
Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Понятие объекта исследования шире понятия предмета.
Объект исследования науки – это те явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей.
Предмет исследования – часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые данной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает.
Объект может быть общим для ряда наук, а вот предмет одной науки не может совпадать с предметом другой.
Наука имеет сложную структуру и делится на естественные (математика, астрономия, химия и др.) и гуманитарные (общественные) науки – история, философия, политология, экономическая теория и др.
К гуманитарным наукам относится и юридическая наука – область человеческой деятельности, изучающей государство и право как самостоятельные, но органично взаимосвязанные между собой важные сферы жизни общества.
Юридическая наука имеет свою собственную структуру, организованную по предмету изучения:
1. Общетеоретические и исторические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений).
2. Отраслевые юридические науки (науки конституционного, гражданского, уголовного, трудового права, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права и т.д.).
3. Науки, изучающие структуру, организацию, порядок деятельности государственных органов (правоохранительные органы, прокурорский надзор и др.)
4. Науки, изучающие международное право (международное публичное право, международное частное право).
5. Прикладные юридические науки (судебная статистика, судебная медицина, криминология).
В теории государства и права в качестве объекта выступают государство и право, которые в то же время исследуются и другими науками.
Предмет теории государства и права составляют:
1) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;
2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система;
3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки.
Теория государства и права как юридическая наука представляет собой систему объективных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, а также органически связанных с ними и сопутствующих им иных социальных явлениях и процессах.
Теория государства и права как учебная дисциплина призвана на основе научных данных о государстве и праве разработать и изложить в системном, логически последовательном и доступном виде теоретические понятия, принципы и ценности юриспруденции.
Теория государства и права как учебная дисциплина полностью базируется на данных теории государства и права как науки и в главном отличается от последней только своим обучающим характером. Полученные научные знания систематизируются и в концентрированном виде укладываются в рамки учебного курса. При этом обращается внимание на краткость и четкость формулировок, логику изложения, доступность языка.
2. Соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками, изучающими государство и право. Теория государства и права в системе юридических наук
Теория государства и права взаимосвязана со многими гуманитарными науками.
Прежде всего она связана с историей , изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Принцип историзма является одним из основных принципов теории государства и права. Он означает, что государственно-правовые явления и процессы надо изучать в развитии, т.е. рассматривать то, как возникают государство и право, какие основные этапы проходят в своем развитии, чем они стали в настоящее время, каковы их дальнейшие перспективы.
Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономической наукой . Теория государства и права рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.
Особенно тесно соприкасается теория государства и права с политологией . Основываясь на политических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства.
Теория государства и права теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками . Она, с одной стороны, общая, исходная теоретическая основа для их существования и развития и занимает ведущее место в системе юридических наук. Теория государства и права является методологической основой для других юридических наук. Иными словами, систему методов, с помощью которых изучаются на теоретическом уровне государство и право, используют и другие юридические науки, прежде всего отраслевые.
С другой стороны, теория государства и права способна успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал других юридических наук, используя и обобщая их данные и выводы по общезначимым для юриспруденции вопросам. Происходит, таким образом, процесс взаимообогащения и взаимовлияния теории государства и права и других юридических наук.
3. Современное состояние теории государства и права
В связи с переходом России в новую систему экономических, политических и социальных отношений изменяются и научные основы теории государства и права.
Длительное время отечественная теория государства и права базировалась на марксистко-ленинском понимании государственно-правовых явлений и процессов, опиралась на классовый подход к государству и праву.
В современной теории государства и права, с одной стороны, произошел отказ от догм марксистко-ленинского этапа развития общественной юридической науки, а с другой – утверждение общедемократических, гуманистических идеалов.
Произошло обогащение теории государства и права новыми знаниями о происхождении государства и права, сочетании классового и общечеловеческого в сущности государства и права. Появились новые знания о функционировании и эволюции социалистических государств. По-новому стали осмысливаться современные буржуазные государства. Появились и новые знания о гуманистических и демократических ценностях в развитии современной государственности. Стала понятна демократическая ценность конституционной законности и верховенства законов в борьбе с произволом, тоталитаризмом. По-иному выглядит и вся проблематика прав и свобод человека, приоритет прав отдельного индивида, личности над правами коллективных образований – государства, нации, народа.
4. Методология теории государства и права
Если знание предмета теории государства и права позволяет четко отвечать на вопрос, что изучает эта наука, то знание методологии позволяет дать ответ на другой важнейший вопрос: как наука это делает, с помощью каких приемов и методов.
Методология науки представляет собой систему методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности.
Метод науки – это способ постижения и исследования реальной действительности.
Метод теории государства и права представляет собой объективно существующую совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет данной науки.
Методы подразделяются на общие , которые распространяются на множество наук и все разделы и стороны данной науки, и частные (частнонаучные) , используемые для изучения отдельных наук или некоторых разделов и сторон интересующей нас науки.
К общим методам изучения теории государства и права можно отнести:
1) исторический материализм , т.е. распространение диалектического материализма на исследование явлений общественной жизни. Согласно требованиям метода материалистической диалектики все государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью, в их обусловленности. И изучаться они должны не в статике, а в динамике, развитии;
Основы теории государства и права.2.Виды функций государства, формы и методы их осуществления.
3.Понятие формы государства (форма правления, форма государственного устройства, форма государственно-правового режима). Тип государств.
4.Механизм государства. Государственный аппарат и его место в механизме государства.
5.Понятие права, его принципы и признаки.
6.Функции и структура права.
7.Источники права.
8.Правовая норма: понятие, структура, виды.
9.Правовые отношения: понятие, признаки, состав. Юридические факты.
10.Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность.
1.Понятие и признаки государства.
Государство - сложное явление и охватить одним понятиям все его аспекты невозможно, поэтому дать довольно полное представление о нем может только ряд определений. В связи с этим, прежде всего надо различать понятие государства в широком и узком значении слова.
В узком понимании государство - это механизм управления обществом в виде специального аппарата суверенной власти (публичной, политической), которая распространяется на все население страны и ее территорию, которые владеют на этой территории, монополией на применение принуждения, налогообложение, издание нормативно-правовых актов. Иначе говоря, государство - это механизм осуществления публично-политической власти в обществе, механизма управления обществом. Такое трактование государства тождественное понятию государственного аппарата, системы его органов, которые наделены определенными полномочиями. Среди определений понятий государства есть и те, которые акцентируют внимание на государстве как на руководящей участнице международных отношений, субъектов международного права, которые характеризуются наличием у нее определенной территории, населения, власти (государственной), которая распространяется на все население этого государства и его территорию.
Основным качественным признаком государства как субъекта международного права есть суверенитет.
В широком понимании государство - это всеохватывающая, правовая, суверенная, территориальная и политическая организация общества, которая имеет специальный аппарат власти, которая обеспечивает существование общества как единого целого, его внешнюю и внутреннюю безопасность (даже с применением принуждения - силового влияния).
Другими словами, государство - это форма организации общества, которая возникает на определенном этапе его исторического развития. Слова "страна", "родина", "общество", "государство" являются синонимами, если имеется в виду понятия государства в широком значении. Государство - это суверенная политико-территориальная организация власти определенной части населения в социально неоднородном обществе, имеющее специальный аппарат управления и принуждения, способное посредством права делать свои веления общеобязательными для населения всей страны, а также осуществлять руководство и управление общественными делами.
К основным признакам государства относят:
1) территориальность;
2) публичная власть;
3) наличие специальных органов (аппарата), армия;
4) наличие налоговой системы;
5) суверенитет;
6) всеобщность;
7) право.
Суверенитет - это верховность, самостоятельность, полнота, единство и неделимость власти в государстве в пределах ее территории, а также независимость и равноправие страны во внешних отношениях.
Государство имеет специальный аппарат - систему законодательных, исполнительных, судебных и контрольно-надзорных органов, а также соответствующие материальные средства для выполнения своих заданий. Государству присуще наличие аппарата управления, особого разряда лиц, профессионалов из управления. К ним принадлежат: армия, полиция (милиция), исправительные учреждения, службы национальной безопасности, предприятия, учреждения и другие организации (государственной формы собственности).
Государство устанавливает общеобязательные для всего населения правила поведения и закрепляет их в нормах права.
Государство собирает налоги , которые используются для содержания организаций государственного механизма, которые не производящих товаров и не предоставляющих платных услуг.
2. Виды функций государства, формы и методы их осуществления.
Функции государства - это основные направления его деятельности по управлению делами всего общества.
Различают функции внутренние и внешние.
Внутренние (основные) функции - это такие направления деятельности государства, в которых конкретизируется внутренняя политика по экономическим, идеологическим, экологическим, культурным и другим аспектам жизни гражданского общества.
Виды внутренних функций:
а) регулятивная – состоит в том, чтобы принять правила функционирования и развития общества и организовать жизнь общества, каждого человека по этим правилам;
б) охранительная – состоит в обеспечении и защите установленных государством правил общественной жизни; государство защищает права всех граждан без исключения в равной степени;
в) налогообложение и взимание налогов – для обеспечения своей деятельности государство должно иметь средства, которые образуются за счёт налогов, хозяйственной деятельности государственных предприятий;
г) экономическая - осуществление в пределах, предусмотренных законодательством регулирующего влияния на экономическую сферу (создание социальной рыночной экономики и т.д.);
д) социальная – вид регулятивной функции, который заключается в создании условий для достойной жизни всех граждан, включая государственную помощь семье, материнству, инвалидам, пожилым и т.д.;
е) охрана природы и окружающей среды – в связи с загрязнением окружающей среды и возникающей угрозой жизни человека эта функция относится к основным.
Также к функциям государства можно отнести информационно-коммуникативную (создание и обеспечение функционирование систем связи и информатизации, демократических условий деятельности электронных и печатных средств массовой информации) и культурную (развитие образования, науки, культуры; государственной и языков национальных меньшинств; обеспечение и охрана культурного наследства, памяток архитектуры; содействие развития народного творчества, самобытности народов).
Внешние функции - это основные направления деятельности государства за ее пределами во взаимоотношениях с другими государствами, мировыми общественными организациями и мировым обществом в целом.
Внешними функциями являются:
а) оборона страны (или политическая) – поддержание необходимого уровня обороноспособности страны, который делает бессмысленным нападение на неё; развитие межгосударственных договорных отношений; обеспечение суверенитета и обороноспособности страны; участие в ненасильственном обеспечении мира во всем мире; участие в борьбе с международными правонарушениями и лицами, виновными в их совершении; постепенная консолидация здоровых сил мира на обеспечение дальнейшего решения глобальных проблем всемирного значения;
б) международное сотрудничество (экономическая) – культурное, научное сотрудничество, обмен специалистами, активное участие в международных рынках, участие в создании на основе международной кооперации и интеграции производства и работы мировой экономической системы; решение глобальных хозяйственных проблем и научное их обоснование и т.п.; международное обеспечение прав человека и гражданина; помощь народам других стран в случае стихийного бедствия и других кризисных ситуаций; обеспечение чистоты окружающей среды, эффективного использования природных ресурсов.
Важнейшим вопросом, определяющим назначение государства, является вопрос о том, должно ли государство заниматься проблемами общества в целом или оно должно заботиться также об отдельных гражданах. Государство может находиться в таком состоянии, когда общество в целом процветает, его рейтинг среди государств мира повышается, но в то же время многие граждане имеют доходы ниже прожиточного уровня. Такое состояние не может получить поддержку большинства населения.
3. Формы государства (формы правления, формы государственного устройства, формы государственно-правового режима). Тип государств.
Организация государственной власти большой мерой зависит от формы государства. Форма государства - это образ организации и реализации государственной власти. В состав формы государства как ее обязательные элементы входят:
Форма правления;
Форма государственного устройства (порядка);
Форма государственно-правового режима.
Форма государственного правления - это организация верховной государственной власти: структура ее органов, порядок их образования, взаимоотношения между собой (распределение между ними компетенции) и с населением (степень участия населения в их формировании). Известны две формы правления :
Монархия;
Республика.
Монархия - это такая форма правления, при которой верховную власть в государстве полностью или частично осуществляет одно лицо, принадлежащее к правящей династии. По объёму ограничения монархия бывает абсолютной и конституционной.
Абсолютная монархия - это форма правления, при которой верховная власть единолично сосредоточена в руках главы государства (монарха) На данный момент абсолютная монархия в Саудовской Аравии, ОАЭ, Омане, Каиаре. Признаками абсолютной монархии является:
Вся власть (законодательная, исполнительная и судебная) принадлежит монарху;
В государстве, как правило, отсутствуют органы политической власти, которые бы формально были независимы от власти монарха;
Представительские органы, если они существуют, имеют консультативный характер;
В зависимости от вида абсолютной монархии могут быть разные режимы.
Конституционная монархия – это монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписанным правом или традициями.
Для конституционной монархии характерные такие признаки:
Монарх является главой государства и имеет преимущественно представительские полномочия;
Представительским органом является парламент, который избирается общим собранием и его существование закреплено законодательно;
В конституции закрепляются полномочия монарха;
Правительство формируется либо только парламентом, либо парламентом и монархом.
Различают две разновидности конституционной монархии :
а) парламентарную – монархия, в которой монарх не обладает властью и выполняет преимущественно представительскую функцию, правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства;
б) дуалистическую – монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.
Республика - это такая форма правления, где верховная власть в государстве принадлежит представительским выборным органам и осуществляется ими. Существуют такие республики: парламентская, президентская и смешанная.
В парламентских республиках :
а) президент избирается парламентом и подотчетен ему;
б) президент имеет право досрочно прекращать полномочие парламента;
в) правительство формируется из представителей партий, имеющих большинство в парламенте;
г) правительство подотчетно парламенту;
д) парламент может выразить правительству недоверие, что влечет за собой его отставку.
В президентской республике :
а) президент избирается всенародно, или по особой процедуре;
б) президент является главой государства и главой исполнительной власти;
в) президент формирует правительство единолично или при определенном парламентском контроле и руководит им;
г) за свою деятельность правительство несет ответственность перед президентом;
д) законодательная власть принадлежит представительскому органу (парламенту);
е) президент имеет право вето на законы парламента.
В смешанной форме правления есть элементы как президентской, так и парламентской форм правления. Смешанные республики могут быть двух видов: президентско-парламентские и парламентско-президентские.
Признаками смешанной республики являются:
а) президент и парламент избираются гражданами страны;
б) президент и парламент делят свои полномочия по контролю и ответственности по отношению к правительству;
в) кандидатуры в правительство подбирает президент, а назначает правительство парламент, либо парламент дает только согласие на назначение членов правительства или его главы (премьер-министра);
г) правительство возглавляет премьер-министр, а президент осуществляет общее руководство правительством;
д) правительство ответственно перед президентом, подотчетно и подконтрольно парламенту;
е) при определенных обстоятельствах, предусмотренных законом, президент имеет право досрочно прекратить полномочие парламента, а парламент - применить процедуру импичмента к президенту.
Форма государственного устройства (порядка) - это административно- территориальная организация государства, распределение государства на составные части и распределение власти между ними и руководящим центром, характер взаимоотношений между центральными и местными органами.
Теория государства и права различает простую (унитарную) или сложную (федерация, конфедерация) формы государственного устройства.
Унитарное государство – это государство, имеющее преимущественно (или полностью) в своём составе такие части, которые не имеют признаком государственности и являются только административно-территориальными единицами, т.е. области, департаменты, воеводства (например, Украина, Франция, Польша).
Для унитарного государства характерно распределение на административно-территориальные единицы и наличие единых, общих для всей страны вышестоящих органов власти и управление и одна конституция. В состав унитарного государства могут входить автономные образования. В отличие от административно-территориальных единиц автономия, как правило, является особой формой административно-территориального образования, которое выражается в предоставлении ей внутреннего самоуправления не только в административной сфере, но и в сфере законодательства. В автономии рядом с общегосударственными законами действуют и законы, принятые парламентом автономии по вопросам, принадлежащих к ее компетенции. В унитарном государстве действует единая система государственных органов, единое законодательство; единая территория; единое гражданство; единая общегосударственная символика и т.п.
Сложным государством является федерация и конфедерация.
Федерация - суверенное государственное образование (союз государств). Для федерации характерно наличие вышестоящих органов власти и управления, общих для государств- членов федерации при сохранении ими у себя аналогичных органов, своего законодательства, гражданства и налоговой системы. Примером федерации являются Россия, США, Германия.
Признаки федерации:
Наличие единой территории, которая в политико-административном смысле не является единицей целого;
Наличие конституции федерации и конституции ее субъектов, наделение субъектов основательной властью;
Наличие системы законодательства всей федерации и системы законодательства ее субъектов, принятие локальных актов;
Может быть двойное гражданство;
Возможность иметь собственную правовую и судебную систему;
Наличие общефедеральной налоговой и денежной системы;
Субъекты федерации не владеют суверенитетом и не являются субъектами международного права.
Конфедерация - союз государств, сохраняющих независимость, но имеющих общие органы для решения каких-либо конкретных вопросов. Конфедерация редко существуют долго и образовывается на договорной основе. Это неустойчивая форма объединения, которая со временем либо распадается, либо превращается в федерацию. Например, Северо-Американские Соединённые Штаты после 11-летнего конфедеративного устройства объединились в 1787 году в федерацию.
Форма государственного (политического) режима - это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти.
Основные виды политических режимов:
1) демократический – характеризуется осуществлением прав человека, высокой степенью политической свободы, обеспечением легальных возможностей свободного волеизъявления и учёта интересов всех групп населения через демократические институты (референдумы, выборы) и деятельностью разнообразных общественных объединений, гражданских инициатив. Демократический режим проявляется в виде либерализма, радикализма, консерватизма.
2) недемократический (или антидемократический) - характеризуется отсутствием действительного участия населения в осуществлении государственной власти, несоблюдением основных прав человека. Недемократический режим проявляется в виде тоталитарного режима, диктатуры, расизма, фашизма.
Тип государств.
Традиционно рассматривают разную типологию государств. Типология государств – это классификация государств по определённым признакам.
Типология государств по формациям (уровням развития):
Рабовладельческое;
Феодальное;
Буржуазное;
Посткапиталистическое;
Социалистическое.
Типология государств по политическому режиму :
Тоталитарное;
Либеральное;
Демократическое.
Типология государств по типам цивилизации :
Древневосточное;
Древнеафинское;
Древнеримское;
Средневековое;
Современное.
4. Механизм государства. Государственный аппарат и его место в механизме государства.
Механизм государства – это система государственных органов, соподчинено связанных, осуществляющих государственную власть, решающих задачи и реализующих функции государства.
Признаки механизма государства:
Иерархическая система, которая базируется на началах субординации и координации;
Целостная система внутренне - организованных элементов, которые имеют единые принципы построения и единые задачи цели деятельности;
Это система, которая имеет четкую структуру с четкими связями между ее элементами.
Структура механизма государства - государственные органы, наделенные властными полномочиями, то есть государственный аппарат, который включает в себя два важных структурных элемента:
а) аппарат управления, который состоит из чиновников - государственных служащих, которые специально занимаются управлением;
б) аппарат принуждения - армия, полиция, разведка, контрразведка, тюрьмы, исправительные заведения.
Механизм государства включает в себя:
а) государственные предприятия - это государственные структуры, которые непосредственно реализуют функции и задачи государства в сфере материального производства.
б) государственные учреждения - это вид государственных организаций, на которые возложена проблема по реализации функций государства в сфере нематериального производства.
Государственный аппарат представляет собой систему всех государственных органов, выполняющих определенные функции государства.