Криминологические школы. Зарубежные криминологические теории и школы. развитие отечественной криминологии. По самостоятельной работе студентов

1. Родоначальником биотеорий считается итальянец проф. Чезаре Ламброзо. Он основал целую школу анализа личности преступника - позитивистскую школу. Он проводил физические обследования преступников и пришел к выводу, что у большинства преступников имеются физические аномалии ("стигмы", "клейма"). По его утверждениям, то свидетельствует о том, что они преступники от природы и это преступный тип человека. К физическим аномалиям Лаброзо относил: низкий лоб; скошенный подбородок; длинные руки; определенное расположение глаз и т.д. Он предлагал обследовать всех людей и лечить тех, у кого есть эти физ. аномалии. После выхода книги "Преступный человек" он подвергся критике со всех сторон. Под воздействием критики Ч.Ламброзо несколько изменил свои первоначальные взгляды. Во 2-й книге он выдал идею о том, что преступность обуславливается 16 группами факторов: метеологическими, климатическими, плотностью населения, и т.д. А преступников он делил на 4 группы: Прирожденные преступники, Душевнобольные преступники, Преступники по страсти (в т.ч. политические), Случайные преступники. Учение и деятельность Ч. Ламброзо имеют и прогрессивное значение: Поставил впервые вопрос о причинах преступного поведения - Начал исслед-я фактического материала - Поставил вопрос о личности преступника.

2. ЭндоК!ческая теория -- представители - Ди Тулио, Эдуард Подольский. Железы внутренней секреции играют решающую роль в жизни человека, влияя на его здоровье и поведение. Если они функционируют нормально - то хорошо. При наличии аномалий в железах внутренней секреции нарушается здоровье человека, его поведение. Пенде читал, что лица с повышенной деятельностью щитовидной железы поставляют воров и преступников по страсти, с пониженной деятельностью - половых преступников. Также утверждали, что преступность среди несовершеннолетних выше, т.е. в этом возрасте особенно сильно действуют железы внутренней секреции, что ведет к эмоциональной неуравновешенности, совершению прест.ий.

3. Теория конституционального типа (предрасположение к психологии). Представители: нем. проф. Кречмер, Шелтон Глюк. По их мнению, преступник - особый индивид и он выдается своим физическим складом (напр.):Высокий рост - Неспособность к самоконтролю - Большая физическая сила - Замедленная или слишком быстрая реакция. Сочетание таких физических и психических качеств и делает человека преступником.

4. Теория Фрейда. Основа деятельности человека - глубоко заложена в его психике и проявляется в бессознательном влечении (врожденные инстинкты). Стремление к их удовлетворению сдерживается внешними обстоятельствами (сознанием), т.е. в человеке идет борьба м/у подсознанием, инстинктом влечения и сознанием. Если подсознание побеждает - человек совершает прест-е. Он считал, что каждый человек рождается преступником, но не каждый и становится - все зависит от сознания. Особенное значение он придавал инстинкту самосохранения и половому инстинкту.

5. Хромосомная теория - возникла в конце 50-х годов в результате произошедшей в США трагедии, когда врач убил 8 медсестер с которыми работал. Мотив его действий не могли установить, но у него была обнаружена 47-я хромосома (У-хромосома). Поэтому эта теория исходит из того, что это лишняя хромосома придает агрессивность человеку. В 1971 году в журнале "Новый мир" была опубликована статья где утверждается тоже самое.Но по результатам исслед-й в середине 70х годов получили такие данные: в Италии у 30% убийц была обнаружена лишняя хромосома, а у группы непреступников 20%. В СССР было обследовано 4446 преступников - обнаружена лишняя хромосома только у 18 человек. В мире было обследовано 155 тыс. человек, и только у 0,35% была лишняя хромосома.

В последней четверти XIX столетия. Родоначальниками можно считать: Принц, Лист Файницкий. Социологические теории возникли как социологическая школа угол-ого права. Ее представители не отказались от влияния биофакторов, но отводили им второстепенное значение. Основные причины преступности - негативные явления социальной жизни: безработица, плохие жилищные условия, низкие доходы и т.д. Среди соц. теорий выделяют:

1. Теория дифференциальной ассоциации: представители - Эдвин Сатерленд - виднейший социолог-криминолог в США. Он ввел такое понятие, как "беловоротничковая преступность", т.е. преступность интеллигенции, и провел ее анализ. Теория заключается в том, что поведение человека определяется хар-ром ближайшей окружающей среды. Если в этой среде преобладают преступные элементы, нравы, обычаи и т.п., то человек обучается им и становится преступником. А противном случае человек становится законопослушным гражданином, т.е. преступность зависит от круга общения. Он считал, что преступному поведению обучаются у ближних людей, а не оно передается по наследству. Чем больше человек общается с преступниками, тем больше шансов стать им. Он о3цал воздействие телевидения, СМИ, кино (хотя это не совсем верно), и не учитывал макросреду (строй общ.а и т.д.).

2. Теория социальной дезорганизации: идеи Э. Сатерленда были развиты Эмилем Дюргеймом, Шультом и Кларком. Общ.о нормально функционирует при социальной сплоченности, урегулированной нормами морали и права. Отсутствие сплоченности приводит к социальной дезорганизации. Среди причин преступности, кроме социально-культурных, выделялись еще соц. неравенство, противоречия в угол-ом праве и политике, т.е. причины преступности - различного рода негативные явления соц. хар-ра. Кларк считал, что к причинам преступности относится расизм, трущобы, насилие, бедность, загрязнение окружающей среды, коррупция и т.д.

3. Теория урбанизации (теория НТР): в связи с НТР происходит развитие преступности, идет рост городов. В силу этого большие массы сельских жителей переходят в города. Согласно семейной религии, культурные связи этих жителей обрываются, а новых связей в городах у них, как правило, не возникает. Кроме того они не могут найти работу, не имеют средств к существованию. У людей наступает духовный крах. В результате этого многие совершают прест.ия. Этим обосновывается рост преступности.

На многих конгрессах представители США, Англии и др. развитых стран обращались к развивающимся странам с предложением не развивать городов, чтобы не развивать преступность. Однако непосредственно автоматически связывать урбанизацию и преступность нельзя!!!

21. Метод криминологического прогнозирования: экстраполяция, метод экспертных оценок, моделирование.

Как и любая сознательная деятельность, криминологическое прогнозирование имеет следующие специфические цели и задачи:

1) установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе, выявление на основе этого нежелательных тенденций и закономерностей, отыскание способов их изменения в нужном направлении;

2) выяснение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов;

3) выработка общей концепции борьбы с преступностью;

4) установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем;

5) выявление обстоятельств, способствующих этим изменениям.

Для того чтобы названные цели и задачи могли быть выполнены, криминологический прогноз должен, во-первых, базироваться на достоверных знаниях; во-вторых, исключать предвзятость и предубежденность; в-третьих - правильно использовать конкретные методы.

Прогнозирование преступности может осуществляться на уровне преступности в целом; на уровне определенных категорий преступности (рецидивной, организованной, корыстной и т. д.); на уровне отдельных видов преступлений (убийства, бандитизма, терроризма и т. п.).

В зависимости от продолжительности прогностического периода прогнозы преступности могут быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными (до 5/лет) и долгосрочными. Долгосрочные прогнозы, как правило, определи ют стратегию борьбы с преступностью.

Кроме общего прогнозирования преступности, самостоятельное значение имеет индивидуальное прогнозирование, которое может применяться лишь в отношении лиц, которые в прошлом уже совершили преступления или допускали иное антиобщественное поведение. Роль индивидуального прогнозирования преступного поведения состоит именно в том, чтобы из указанного контингента лиц определить тех, в отношении которых необходимо вести индивидуальную профилактическую работу, чтобы не допустить совершения ими преступления.

Для успешного решения указанных выше задач необходимо применять специальные методы криминологического прогнозирования, такие как метод экстраполяции, моделирования, экспертных оценок и метод социального экспериментирования.

Наибольшее распространение в современной прогностической практике получил метод экстраполяции, сущность которого состоит в изучении истории прогнозируемого объекта и перенесении закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее. Анализ показателей динамики преступности и отдельных ее видов за ряд предшествующих лет позволяет выявить тенденцию изменения данных показателей. На основании этого посредством специальных математических расчетов можно определить, как будут изменяться коэффициенты в будущем.

Недостаток этого метода состоит в том, что он дает удовлетворительные результаты только в отношении ближайшего будущего (1-3 года). По мере увеличения прогнозируемого периода вероятность ошибок в оценках возрастают.

Более сложен метод моделирования, который состоит в создании упрощенного образа прогнозируемого криминологического объекта, отражающего его существенные свойства и стороны. Он предполагает построение количественной модели преступности, отражающей ее зависимость от действия ряда факторов. Сложность этого метода состоит в недостаточном знании факторов преступности и механизма их действия, степени связи этих факторов с преступностью. Однако такие модели построить можно, например возможен прогноз преступности на основе демографического прогноза изменения в численности и структуре населения. Данные о социально-демографическом составе правонарушителей накладываются на предполагаемую демографическую структуру, и в результате определяется вероятный уровень преступности.

Точность подобных приведений можно увеличить посредством сочетания методов экстраполяции и моделирования с методом экспертных оценок. Он заключается в сборе мнений специалистов о возможном изменении тенденций и закономерностей преступности на анализируемый период. Существуют строгие процедуры сбора мнений экспертов, их анализа и расчета экспертных оценок. Ценность этого метода прежде всего в том, что высококвалифицированный специалист, высказывая свое суждение о прогнозируемом явлении или событии, использует не только официальные данные, но и свой опыт и интуицию.

Метод социального экспериментирования в силу ограничения практического и нормативного характера применяется редко и в определенных пределах, например при прогнозировании рецидива в исправительных колониях. Применение экспериментального метода возможно лишь при выполнении следующих требований:

1) строгого соблюдения законности;

2) наличии научно обоснованной гипотезы;

3) выбранного типичного объекта эксперимента;

4) предоставлении определенного периода времени, обеспечивающего возможность глубокой проверки выдвинутых гипотез;

5) наличия разрешения соответствующих органов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Контрольная работа

по Криминологии

Вариант №7

Практическое задание

Литература

1. Общая характеристика основных криминологических направления и школ

Рождение криминологии как науки связывается с выходом в 1885г. книги итальянского ученого Р. Гарофало. Однако идеи о сущности преступности, ее причинах, предупреждении преступлений интересовали человеческое общество всегда, о чем свидетельствуют многочисленные высказывания по этим вопросам мыслителей древности (Платон, Аристотель), эпох Возрождения (М. Лютер, Дж. Локк), Просвещения (Монтескье, Руссо и др.), становления и развития капитализма (Ч. Ломброзо, Кетле и др.).

Анализ многочисленных теорий и научных взглядов дает основания для выделения трех основных направлений (классического, антропологического и социологического), по которым исторически развивались криминологические идеи, позволившие, в конечном счете, сформировать криминологию как самостоятельную науку.

Представители классических криминологических школ (Беккариа, Бентам, Горвард, Лист, Фейербах и др.) уже в XVIII-XIX вв. решительно отвергли теологическое понимание преступности, как проявления сатанинского, дьявольского начала. По их мнению, преступление - следствие сознательного поведения человека, который, обладая полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий. Сам же этот выбор предопределен тем, насколько человек усвоил нравственные правила жизни.

Еще один постулат классиков состоял в оценке наказания за совершенное преступление, как неотвратимого и справедливого ответа общества, не преследующего проявления жестокости, но устрашающего, исправляющего и обезвреживающего преступника.

Многие идеи «классиков» сохраняют определенное значение и в современном обществе. Так, испытание временем выдержали такие положения Беккариа, как необходимость соразмерности между преступлениями и наказаниями; преимущество предупреждения преступления перед наказанием и т.п.

В то же время представители классических теорий при переоценке возможностей уголовного наказания недостаточно внимания уделяли личности преступника, а также объективным социальным факторам, детерминирующим преступность, лишь к мерам воспитания и просвещения сводили предупреждение преступлений.

Серьезные пробелы классической школы дали определенный толчок к развитию антропологического направления криминологической теории, одним из первых представителей которого стал итальянский тюремный врач-психиатр Ч. Ломброзо.

Проведенные Ч. Ломброзо исследования личности, организма лиц, совершивших преступления, привели к формированию так называемой теории прирожденного преступника. Основные идеи этой теории сводились к следующим положениям:

Преступником, являющимся особым природным типом, не становятся, а рождаются;

Причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике;

Для врожденного преступника характерны особые физиологические, психологические и даже анатомические свойства.

Последние при этом различаются в зависимости от преступной направленности личности на совершение убийств, изнасилований, посягательств на собственность. Подобные взгляды приводили к выводам о необходимости внесудебных процедур выявления и изоляции прирожденных преступников.

Несмотря на научную несостоятельность данных положений, подтвержденную многочисленными исследованиями, вряд ли следует оценивать их только негативно. Ломброзо и его последователи впервые уделили особое внимание личности преступников, разработке антропологического метода их идентификации. Да и сама теория прирожденного преступника постепенно трансформировалась в биосоциальную, что наглядно проявилось в трудах последователей Ч. Ломброзо.

Так, достаточно широкое распространение получила теория клинической криминологии (опасного состояния личности), объясняющая преступность внутренне присущей отдельным индивидам склонностью к преступлениям. Такие склонности, по мнению французского ученого Пинателя, определяются с помощью особых тестов, а также анализа профессии, образа жизни, поведения личности. Коррекция поведения потенциальных или реальных преступников может, по мнению представителей данной школы, осуществляться с использованием электрошока, хирургии, стерилизации, кастрации, медикаментозного воздействия.

Представители теории конституционного предрасположения к преступлению (Кречмер, Шелдон, супруги Глюк и др.) связывали совершение преступлений с работой желез внутренней секреции, влияющей как на внешность (физическую конституцию), так и на психику человека.

В качестве мер борьбы с преступностью они предлагали, наряду с применением химических препаратов, помещение потенциальных преступников в специальные лагеря для привития умений и навыков общественно полезного поведения.

Близки к идеям Ломброзо оказались и концепции умственной отсталости преступников (Годдард), их наследственной предрасположенности (Кинберг, Лонге и др.). В основе этих концепций лежали исследования поведения нескольких поколений близких родственников; идентичных и неидентичных близнецов; влияния на поведение лишних мужских хромосом.

Однако все эти положения, не учитывающие социальных факторов преступности, не выдерживают критики последующих научных исследований, проведенных как генетиками, так и социологами, психологами, криминологами.

Вместе с тем вряд ли правильно абсолютное игнорирование биологических, а точнее биосоциальных, концепций преступности. Многие из них дают интересный материал для современных криминологов, рассматривающих человека как единство биологического и социального, а формирование личности преступника как результат влияния социальных факторов (причин поведения) на биологическую структуру, выступающую лишь определенной предпосылкой (условиями) последующего поведения.

Почти одновременно с биологическим направлением возникла социологическая школа криминологии, основоположником которой является Кетле со своей теорией факторов.

Эта теория основана на обобщении результатов статистического анализа преступности, социальных характеристик личности преступника, других признаков преступлений. Ее основной постулат, сформулированный Кетле, заключается в том, что преступность, как продукт общества, подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям, а ее изменение зависит от действия разнообразных факторов: социальных (безработица, уровень цен, обеспеченность жильем, экономические кризисы, потребление алкоголя и т.п.); индивидуальных (пол, возраст, раса, психофизические аномалии); физических (географическая среда, время года и т.п.).

Последователи Кетле расширили (до 170-200) количество факторов, влияющих на преступность, включив в их число урбанизацию, индустриализацию, массовую фрустрацию, этнопсихологическую несовместимость и многое другое.

Теория множественности факторов расширила и углубила представление о причинном комплексе преступности и тем самым обогатила криминологию. Недостаток ее в отсутствии четких представлений о степени значимости тех или иных факторов, критериях их отнесения к причинам или условиям преступности.

Основоположник теории социальной дезорганизации французский ученый Дюркгейм рассматривал преступность не только как закономерное социально обусловленное, но даже в известном смысле нормальное и полезное явление в обществе. В рамках этой теории разработано понятие аномии - безнормативности, т.е. состояния дезорганизации личности, ее конфликта с нормами поведения, что и приводит к совершению преступлений.

Известным развитием этих концепций является теория конфликта культур, исходящая из того, что преступное поведение является следствием конфликтов, определяемых различием мировоззрения, привычек, стереотипов поведения индивидов и социальных групп.

Теория стигматизации, основателем которой явился Танненбаум, предполагает, что человек часто становится преступником не потому, что он нарушает закон, а в силу процесса стигматизации - присвоения ему властями этого статуса, его своеобразного нравственно-правового «клеймения». В результате человек отторгается от общества, превращается в изгоя, для которого преступное поведение становится привычным.

Американский ученый Сатерленд в начале XX в. разработал теорию дифференциальной ассоциации, в основе которой лежит положение о том, что преступность является результатом обучения личности противоправному поведению в социальных микрогруппах (в семье, на улице, в профсоюзах и т.п.).

Широким социологическим подходом отличаются виктимологические теории, в которых криминологическая проблематика дополнена учением о жертвах преступлений, поведение которых может стимулировать, провоцировать криминальную активность преступников, облегчать достижение преступных результатов. Эти идеи положены в основу разработки и использования в практике, так называемой виктимологической профилактики преступлений.

Социологическое направление включает также теорию научно-технической революции как комплексной причины преступности; теорию уголовно-статистического регулирования уровня преступности; экономическую теорию роста преступности; теорию возможностей; демографическую теорию; теорию лишений и т.п.

Все рассмотренные выше социологические концепции, касающиеся причин преступности, вряд ли могут быть оценены однозначно - положительно либо отрицательно. Однако они по сравнению с антропологическими школами значительно глубже подходят к проблеме причин преступности. Исследования, проводимые в рамках социологической школы, охватывают широкий комплекс социальных отношений и дают весьма полезные для практического использования в деле борьбы с преступностью рекомендации. К таким положениям можно отнести предложение о необходимости целенаправленного воздействия на криминальные субкультуры и их носителей, являющегося важным условием коррекции взглядов, установок, поведения правонарушителей; об экономии репрессии, отказе от карательных мер стигматизации преступников; о воспрепятствовании обмену криминальным опытом; о снижении виктимности потенциальных жертв преступлений.

К недостаткам социологических концепций можно отнести эклектичность ряда положений, невыделение в системе криминологических факторов наиболее значимых детерминантов и т.п.

В целом же заслуги представителей социологического направления криминологических теорий бесспорны. Их труды явились крупным шагом вперед в познании преступности, ее особенностей, детерминантов и применяемых для борьбы с ней мер.

Современная российская криминология активно развивается с учетом реалий общества, вносит весомый вклад в реализацию государственной политики борьбы с преступностью, предупреждения преступлений.

2. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи

Преступность несовершеннолетних - вид преступности, выделяемый на основе такого критерия, как несовершеннолетний возраст субъекта преступления. Несовершеннолетними, в соответствии со ст. 89 УК РФ, признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Преступность несовершеннолетних имеет ряд отличительных особенностей, которые проявляются в первую очередь в причинном комплексе и мотивации формирования преступного поведения и, как следствие, в ее уровне и тенденциях развития. Вместе с тем перечисленные особенности заключены в личностных качествах несовершеннолетних и их социально-правовом статусе в обществе. Поэтому несовершеннолетние лица отличаются от лиц старшего возраста, как многими личностными характеристиками, так и преступным поведением.

Свои особенности присущи количественной и качественной характеристикам преступности несовершеннолетних. Данная преступность по сравнению с взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и, как правило, представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Не случайно в литературе упоминается, что преступность несовершеннолетних есть будущая преступность. В связи с этим можно говорить, что одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Ведь преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности, направленности ее поведения.

Анализ преступности несовершеннолетних как особого объекта криминологического исследования включает изучение характеристик:

а) совершенных преступлений (виды, формы, мотивы);

б) личности (с учетом ограниченного периода ее формирования, ограниченной дееспособности, подвижной динамики содержания социальных функций);

в) причин и условий преступности;

г) результативности мер профилактического воздействия.

Состояние преступности несовершеннолетних в России вызывает обоснованную тревогу в обществе. Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках. Данные уголовной статистики неумолимо свидетельствуют об активизации криминальной деятельности несовершеннолетних. Это относится как к количественной, так и к качественной характеристике подростковой преступности.

Одной из криминологических особенностей преступности несовершеннолетних является ее относительно плавный рост на протяжении длительного периода времени. В доперестроечные годы в среднем через каждые пять лет число несовершеннолетних, совершивших преступления, увеличивалось на 11-12%. Однако начиная с 1991 г. в динамике преступности несовершеннолетних произошли существенные негативные изменения. Так, число несовершеннолетних, совершивших преступления в период с 1991 г. по 1995 г., увеличилось уже на 43%. За последние 10 лет темпы прироста преступности несовершеннолетних обгоняют темпы прироста преступности взрослых в 2-2,5 раза.

При этом преступность несовершеннолетних в стране растет примерно в 6 раз быстрее, чем изменяется общее число лиц этой возрастной группы. На фоне продолжающей падать рождаемости населения в России, особенно в центральной ее части, указанные показатели выглядят угрожающе.

Среди всех преступников несовершеннолетние составляют в целом по стране примерно 11-12%, что в 2,5 раза больше удельного веса самих несовершеннолетних в структуре населения страны. При этом указанная цифра представляется весьма значительной, поскольку, согласно экспертным оценкам, для того чтобы успешно бороться с преступностью и контролировать ее основные показатели, необходимо, чтобы доля несовершеннолетних преступников составляла не более 4-5%. В противном случае преступность начинает развиваться лавинообразно. Более высок и уровень криминальной активности несовершеннолетних. В расчете на 100 тыс. чел. их возраста этот показатель для несовершеннолетних составляет около 2400 чел., в то время как для всех преступников он равен - 1100 чел. Таким образом, в настоящее время несовершеннолетние - одна из наиболее криминогенно пораженных категорий населения.

Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие, немотивированная агрессивность и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую переступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели. Исследования показали, что подростки в процессе совершения преступлений при неудачном для них стечении обстоятельств совершают такие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения. Их агрессивное поведение зачастую находится в обратной пропорциональной зависимости от собственного страха перед силой своих противников.

Несовершеннолетний, как правило, не в состоянии почувствовать чужую боль. У него либо занижен, либо вовсе отсутствует страх перед смертью. Зачастую он совершает какие-либо действия агрессивного характера не потому, что он особенно смел, а потому, что не может адекватно оценить степень опасности своих поступков для жизни как своей, так и окружающих.

Особую проблему представляет рост преступности несовершеннолетних женского пола. За последние годы его темпы увеличились с 11 до 14%, а количество девочек-подростков, состоящих на учете в милиции, превысило 50 тыс. Несмотря на относительно небольшую распространенность преступности среди девушек, это явление таит в себе немалую общественную опасность.

Отмечается рост преступлений, совершенных несовершеннолетними как мужского, так и женского пола на почве пьянства, токсикомании и наркомании. Почти каждое пятое преступление совершается несовершеннолетними в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Особенностью многих современных неформальных преступных группировок является то, что они действуют как объединения болельщиков спортивных клубов, чаще всего футбольных. Вместе с тем в последние годы появились и совершенно новые преступные группировки несовершеннолетних, возникшие на почве расовой неприязни и националистических идей. Разумеется, нельзя сказать, что этого не было и раньше, однако масштабы распространения подобных группировок, совершающих избиения и даже убийства лиц так называемой некоренной национальности, в условиях многонациональной России вызывают особую тревогу.

Подростковая среда болезненно реагирует на негативные последствия кризисного состояния общества. Несовершеннолетние являются своеобразным «барометром», определяющим катастрофически ухудшающееся состояние «здоровья» общества, которое оставляет желать лучшего. Люди в нашем обществе боятся неизвестности, болезней, преступности. В то же время тревожность - основа преступного поведения, в том числе и несовершеннолетних.

Характерным признаком преступности несовершеннолетних является также и особенность рецидива совершения ими преступлений, связанная с возрастными границами несовершеннолетних. Ведь за незначительный период времени (4 года) подросток, чтобы стать рецидивистом, «должен» успеть совершить как минимум два преступления. Рецидивная преступность несовершеннолетних имеет высокую общественную опасность не только в силу своей распространенности, но прежде всего из-за своих последствий. Повторное совершение преступлений свидетельствует о формировании у несовершеннолетних стойкой противоправной установки. Впоследствии эти подростки превращаются в злостных рецидивистов, не поддающихся каким-либо мерам профилактического воздействия.

Преступность несовершеннолетних можно определить как самостоятельный вид преступности, характеризуемый особенностями количественных и качественных показателей ее состояния и развития, обусловленный личностью преступника, в основе поведения которого лежат эгоцентрические мотивы и неустойчивая психика.

Практическое задание

К типологии преступника относятся:

Социальная направленность преступника в основном выражена позитивным компонентом, негативная направленность минимальна; лицо характеризуется легкомысленным отношением к социальным нормам, регулирующим поведение в обществе;

Преступление вытекает из привычного стиля поведения и обуславливается стойкими асоциальными взглядами лица, его асоциальными установками и ориентациями; ситуация совершения преступления, как правило, создается самим лицом.

К классификации преступника относятся:

Мужчина, женщина;

25-29, 14-15, 30-40 лет, старше 50 лет;

В момент совершения преступления лицо находилось в состоянии алкогольного опьянения; наркотического возбуждения; в состоянии аффекта;

Бизнесмен, рабочий, учащийся, пенсионер, безработный;

Образование начальное, 8 классов, среднее, среднее специальное, неоконченное высшее, высшее.

Литература

1. Криминология: Учебник. /Под ред. проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2004.

2. Криминология: Учебник для вузов. /Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005.

3. Криминология: Учебник для вузов. /Под общ. ред. д.ю.н. В.Н. Бурлакова, д.ю.н. Н.М. Кропачева. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, Питер, 2003.

Подобные документы

    Криминологическая характеристика. Причины преступности несовершеннолетних. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних. Детальное осмысление преступности несовершеннолетних одна из основных задач современной криминологии.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2003

    Понятие и состояние преступности. Динамика и структура преступности несовершеннолетних. Характеристика личности несовершеннолетнего преступника, причины, условия и предупреждение преступности. Привлечение к выполнению ряда задач общественных организаций.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2012

    Состояние, динамика и причины преступности несовершеннолетних. Структурные, мотивационные и иные основные криминологические характеристики преступлений несовершеннолетних. Некоторые личностные и половозрастные особенности несовершеннолетних преступников.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2011

    Характеристика преступности несовершеннолетних. Криминологическая характеристика личностных особенностей несовершеннолетних преступников. Причины и условия преступности несовершеннолетних. Предупреждение преступности несовершеннолетних.

    реферат , добавлен 06.10.2006

    Криминологическая характеристика и структура преступлений в обществе, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет. Виды преступности несовершеннолетних и способы ее предотвращения. Влияние взрослой преступности на преступность несовершеннолетних.

    реферат , добавлен 09.01.2010

    Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника. Исследование состояния, структуры и динамики преступности несовершеннолетних. Меры, направленные на устранение и коррекцию социально-психологических детерминант преступности.

    реферат , добавлен 29.03.2013

    Преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования. Основные, криминологические характеристики преступности несовершеннолетних. Состояние преступности. Особенности личностной характеристики несовершеннолетних.

    реферат , добавлен 01.04.2003

    Виды преступности несовершеннолетних, характеристика ее причин. Личностные особенности несовершеннолетних преступников. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних, анализ ее состояния в Приморском крае. Критерии оценки детской преступности.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2015

    Исследование преступности несовершеннолетних с позиций объекта криминологического исследования. Взаимосвязь подросткового алкоголизма, токсикомании, наркомании и преступности. Причины и условия и пути профилактики преступности несовершеннолетних.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Понятие, виды, криминологическая характеристика, причины, условия, предупреждение, региональные особенности преступности несовершеннолетних. Возрастные особенности. Пониженный возраст уголовной ответственности. Группы риска. Структуры теневой экономики.

Настоящее учебное пособие подготовлено для студентов юридических вузов в соответствии с программой курса «Криминология» на основе действующего законодательства и результатов исследований отечественных и зарубежных криминологов. Учебное пособие может представлять интерес и для аспирантов, преподавателей, научных сотрудников юридических высших учебных заведений, а также для практических работников правоохранительных органов.

Из серии: Подготовка к экзамену (Юриспруденция)

* * *

компанией ЛитРес .

Глава 2. Возникновение и развитие криминологии. Зарубежные криминологические теории и школы

Рождение криминологии как науки связывается с выходом в 1885 году книги итальянского ученого Р. Гарофало. Однако идеи о сущности преступности, ее причинах, предупреждении преступлений интересовали человеческое общество всегда, о чем свидетельствуют многочисленные высказывания по этим вопросам мыслителей древности (Платона, Аристотеля), эпох Возрождения (М. Лютера, Дж. Локка), Просвещения (Монтескье, Руссо и др.), становления и развития капитализма (Ч. Ломброзо, Кетле и др.).

Анализ многочисленных теорий и научных взглядов дает основания для выделения трех основных направлений (классического, антропологического и социологического), по которым исторически развивались криминологические идеи, позволившие в конечном счете сформировать криминологию как самостоятельную науку.

Классическое и антропологическое направления криминологических теорий

Представители классических криминологических школ (Беккариа, Бентам, Горвард, Лист, Фейербах и др.) уже в XVIII–XIX веках решительно отвергли теологическое понимание преступности как проявления сатанинского, дьявольского начала. По их мнению, преступление – следствие сознательного поведения человека, который, обладая полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий. Сам же этот выбор предопределен тем, насколько человек усвоил нравственные правила жизни. Еще один постулат классиков состоял в оценке наказания за совершенное преступление как неотвратимого и справедливого ответа общества, не преследующего проявления жестокости, но устрашающего, исправляющего и обезвреживающего преступника.

Многие идеи «классиков» сохраняют определенное значение и в современном обществе. Так, испытание временем выдержали такие положения Беккариа, как необходимость соразмерности между преступлениями и наказаниями; преимущество предупреждения преступления перед наказанием и т. п.

В то же время представители классических теорий при переоценке возможностей уголовного наказания недостаточно внимания уделяли личности преступника, а также объективным социальным факторам, детерминирующим преступность, лишь к мерам воспитания и просвещения сводили предупреждение преступлений.

Серьезные пробелы классической школы дали определенный толчок к развитию антропологического направления криминологической теории, одним из первых представителей которого стал итальянский тюремный врач-психиатр Ч. Ломброзо.

Проведенные Ч. Ломброзо исследования личности, организма лиц, совершивших преступления, привели к формированию так называемой теории прирожденного преступника. Основные идеи этой теории сводились к следующим положениям: преступником, являющимся особым природным типом, не становятся, а рождаются; причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике; для врожденного преступника характерны особые физиологические, психологические и даже анатомические свойства. Последние при этом якобы различаются в зависимости от преступной направленности личности на совершение убийств, изнасилований, посягательств на собственность. Подобные взгляды приводили к выводам о необходимости внесудебных процедур выявления и изоляции прирожденных преступников.

Несмотря на научную несостоятельность данных положений, подтвержденную многочисленными исследованиями, вряд ли следует оценивать их только негативно. Ломброзо и его последователи впервые уделили особое внимание личности преступников, разработке антропологического метода их идентификации. Да и сама теория прирожденного преступника постепенно трансформировалась в биосоциальную, что наглядно проявилось в трудах последователей Ч. Ломброзо.

Так, достаточно широкое распространение получила теория клинической криминологии (опасного состояния личности ), объясняющая преступность внутренне присущей отдельным индивидам склонностью к преступлениям.

Представители теории конституционного предрасположения к преступлению (Кречмер, Шелдон, супруги Глюк и др.) связывали совершение преступлений с работой желез внутренней секреции, влияющей как на внешность (физическую конституцию), так и на психику человека.

Близки к идеям Ломброзо оказались и концепции умственной отсталости преступников (Годдард), их наследственной предрасположенности (Кинберг, Лонге и др.). В основе этих концепций лежали исследования поведения нескольких поколений близких родственников; идентичных и неидентичных близнецов; влияния на поведение лишних мужских хромосом.

Однако все эти положения, не учитывающие социальных факторов преступности, не выдерживают критики последующих научных исследований, проведенных как генетиками, так и социологами, психологами, криминологами.

Вместе с тем вряд ли правильно абсолютное игнорирование биологических, а точнее, биосоциальных концепций преступности. Многие из них дают интересный материал для современных криминологов, рассматривающих человека как единство биологического и социального, а формирование личности преступника как результат влияния социальных факторов (причин поведения) на биологическую структуру, выступающую лишь определенной предпосылкой (условиями) последующего поведения.

Социологическое направление криминологической теории

Почти одновременно с биологическим направлением возникла социологическая школа криминологии, основоположником которой является Кетле со своей теорией факторов.

Ее основной постулат, сформулированный Кетле, заключается в том, что преступность как продукт общества подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям, а ее изменение зависит от действия разнообразных факторов: социальных (безработица, уровень цен, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т. п.); индивидуальных (пол, возраст, раса, психофизические аномалии); физических (географическая среда, климат, время года и т. п.).

Последователи Кетле расширили (до 170–200) количество факторов, влияющих на преступность, включив в их число урбанизацию, индустриализацию, массовую фрустрацию, этнопсихологическую несовместимость и многое другое.

Теория множественности факторов расширила и углубила представление о причинном комплексе преступности и тем самым обогатила криминологию. Недостаток ее в отсутствии четких представлений о степени значимости тех или иных факторов, критериях их отнесения к причинам или условиям преступности.

Основоположник теории социальной дезорганизации французский ученый Дюркгейм рассматривал преступность не только как закономерное социально обусловленное, но даже в известном смысле нормальное и полезное явление в обществе. В рамках этой теории разработано понятие аномии – безнормативности, т. е. состояния дезорганизации личности, ее конфликта с нормами поведения, что и приводит к совершению преступлений.

Известным развитием этих концепций является теория конфликта культур , исходящая из того, что преступное поведение является следствием конфликтов, определяемых различием мировоззрения, привычек, стереотипов поведения индивидов и социальных групп.

Теория стигматизации, основателем которой явился Танненбаум, предполагает, что человек часто становится преступником не потому, что он нарушает закон, а в силу процесса стигматизации – присвоения ему властями этого статуса, его своеобразного нравственно-правового «клеймения». В результате человек отторгается от общества, превращается в изгоя, для которого преступное поведение становится привычным.

Американский ученый Сатерленд в начале XX века разработал теорию дифференциальной ассоциации , в основе которой лежит положение о том, что преступность является результатом обучения личности противоправному поведению в социальных микрогруппах (в семье, на улице, в профсоюзах и т. п.).

Широким социологическим подходом отличаются виктимологические теории, дополняющие криминологическую проблематику учением о жертвах преступлений, поведение которых может стимулировать, провоцировать криминальную активность преступников, облегчать достижение преступных результатов.

Социологическое направление включает также теорию научно-технической революции как комплексной причины преступности; теорию уголовно-статистического регулирования уровня преступности; экономическую теорию роста преступности; теорию возможностей; демографическую теорию; теорию лишений и т. п.

Все рассмотренные выше социологические концепции, касающиеся причин преступности, вряд ли могут быть оценены однозначно – положительно либо отрицательно. Однако они по сравнению с антропологическими школами значительно глубже подходят к проблеме причин преступности. Исследования, проводимые в рамках социологической школы, охватывают широкий комплекс социальных отношений и дают весьма полезные для практического использования в деле борьбы с преступностью рекомендации. К таким положениям можно отнести предложение о необходимости целенаправленного воздействия на криминальные субкультуры и их носителей, являющегося важным условием коррекции взглядов, установок, поведения правонарушителей; об экономии репрессии, отказе от карательных мер стигматизации преступников; о воспрепятствовании обмену криминальным опытом; о снижении виктимности потенциальных жертв преступлений.

К недостаткам социологических концепций можно отнести эклектичность ряда положений, невыделение в системе криминологических факторов наиболее значимых детерминантов и т. п.

В целом же заслуги представителей социологического направления криминологических теорий бесспорны. Их труды явились крупным шагом вперед в познании преступности, ее особенностей, детерминантов и применяемых для борьбы с ней мер.

Развитие отечественной криминологии

Отечественная криминология в своем развитии не только воспринимала многие идеи представителей различных школ, но и внесла свой вклад в исследования проблем преступности. В условиях советского государства М.Н. Гернет, А.А. Жижиленко, С.В. Познышев и другие ученые продолжали разработку проблем уголовного права и криминологии. Причем до середины 30-х годов XX века эти исследования осуществлялись весьма активно, особенно в области анализа социальных, экономических факторов преступности, влияния на нее физической конституции личности, возрастных особенностей, здоровья, наследственности преступников.

Однако затем (с середины 30-х до начала 60-х годов) криминологические исследования в стране были свернуты. Возобладала политическая установка об отсутствии объективно присущих социалистическому обществу причин преступности, о ее искоренении преимущественно репрессивными мерами. В результате криминология как учебная дисциплина была изъята из программ подготовки юристов высшей квалификации.

Только в начале 60-х годов появились первые за многие годы публикации по проблемам криминологии. Особую роль при этом сыграли ученые-юристы И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, А.А. Герцензон, А.Б. Сахаров, Б.С. Утевский, С.С. Остроумов, Н.Ф. Кузнецова и др. В 1963 году был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (ныне – НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации). С 1964 года криминология снова стала преподаваться в юридических вузах страны, начали издаваться учебники и учебные пособия, проводиться глубокие научные исследования.

Современное развитие криминологии подтверждает, что преступность в любом обществе есть объективно существующее социально-правовое явление, что человеку присуще сложное сочетание биологических свойств, выступающих в качестве предпосылок развития личности, которая в конечном счете формируется под влиянием социальной среды.

Российская криминология активно развивается с учетом реалий общества, вносит весомый вклад в реализацию государственной политики борьбы с преступностью, предупреждения преступлений.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Криминология. Вопросы и ответы (В. Д. Малков, 2006) предоставлен нашим книжным партнёром -

Рождение криминологии как науки относится к концу XVIII – началу XIX века. Периодизация развития криминологии:

1 Классический период (вторая половина XVIII – первая половина XIX в.). Основатель классической школы криминологии – Чезаре Беккариа (1738–1794). Основные черты: криминология начинает выделяться из науки уголовного права; предпринимается попытка рационального, научного объяснения проблем преступления и наказания. Основные постулаты классической школы уголовного права и криминологии:

– человек – носитель свободной воли и преступление есть результат его выбора;

– лицо, обладающее нравственной свободой и выбирающее зло, должно нести наказание за свой выбор;

– решение человека о совершении преступления носит исключительно рациональный характер.

Человек совершает преступление лишь в тех случаях, если считает его полезным для себя, взвесив все pro и contro; – усиливая наказание, общество делает преступление опасным, что позволяет удерживать людей от их совершения.

2. Позитивистский период (вторая половина XIX в. – первая половина XX в.). В основе – философия позитивизма (О. Конт). Основные идеи:

* Наука должна изучать не «сущности», а «явления».

* Научные исследования должны основываться не на умозрительных догмах, а на фактах.

* Социальные науки должны использовать методы точных наук – измерение, наблюдение, эксперимент.

Три основные направления:

1. Антропологическое. Основная посылка антропологической школы: преступность – явление не социальное, а биологическое, в силу чего преступника необходимо изучать с антропологической точки зрения.

2. Психологическое.

* Фрейдистская (психоаналитическая) теория. Структура личности (ОНО, Я, СВЕРХ-Я) и особая роль подсознательных мотивов в поведении; учение о либидо и его сублимации (переключении) на цели социальной деятельности, включая криминальную деятельность.

* Теория «опасного состояния» (Э. Ферри и Р. Гарофало).

Основные постулаты:

– Преступление совершается личностью, находящейся в определенном психическом состоянии (опасное состояние).

– Это состояние носит временный характер, выражая внутренний кризис личности.

– Опасное состояние можно диагностировать, сочетая обследование личности с оценкой социальной ситуации, в которой она находится.

3. Современный или плюралистический период (вторая половина XX в. – до н.д.) - новейшая критическая и постмодернисткая криминология – Я. Тэйлор, П. Уолтон, Дж. Янг,Р. Куинни, П. Филмер и др.



Две группы:

1. модернистские (прежде всего теория «конфликта культур», радикальная или критическая теории).

2. Постмодернистские («уменьшающих преступность человеческих ценностей», конститутивная).

Концепция конфликта культур (Торстен Селлин). появилась под влиянием социологии, углубляющей представления о структуре современного общества. Общество складывается из многих социальных групп, образующихся на различной основе (владения средствами производства, профессии, возраста, пола, национальности, особенностей культуры, идеологии и т.д.). Между этими группами (стратами) существуют противоречия, возникают конфликты, которые становятся источником недовольства, а в ряде случаев и толчком к нарушению закона.

Наиболее значимыми направлениями в «критической криминологии» являются следующие:

1) Преступность не сводится к поведению (опасному, нарушающему закон и т.п.).

2) Под преступностью понимается нечто происходящее в обществе (стигматизация преступников), которое и создает правонарушающее поведение.

3) Преступность рассматривается как свойство общества воспроизводить общественно опасные деяния, предопределяющее введение уголовно правовых запретов. Критическая криминология раскрывает ничтожность положительного эффекта и значительную вредность карательного (уголовного) права.

Теория уменьшающих преступность человеческих ценностей. По мнению Ф. Фильзера (ФРГ), преступность представляет собой социальную патологию, с которой общество не вправе мириться. Ключевой категорией теории являются человеческие ценности. Их совокупность, мировая культура заключают в себя духовный потенциал и культурные институты, которые могут уменьшать преступность.

Государственное казенное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Ростовский филиал

Кафедра уголовного права

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По самостоятельной работе студентов

И проведению семинарских (практических) занятий

Дисциплина: Криминология.

Направление подготовки (специальность): 030501.65 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника: специалист

Ростов-на-Дону

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Ростовский филиал

Кафедра уголовного права

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

(протокол от «___»_______2012г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских (практических) занятий

Дисциплина: Криминология.

Направление подготовки: 030501.65 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника: специалист

Ростов-на-Дону

И.А. Подройкина, доцент кафедры уголовного права Ростовского филиала РТА, кандидат юридических наук, доцент

Ответственный за выпуск:

А.А. Подопригора, заведующий кафедрой уголовного права Ростовского филиала РТА, кандидат юридических наук

Рецензенты:

Е.В. Серегина, профессор кафедры уголовного права Ростовского филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент;

М.Б. Смоленский, декан юридического факультета Ростовского филиала Российской таможенной академии, доктор социологических наук, кандидат юридических наук, профессор.

© Российская таможенная академия, 2012


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль 1. Общая часть

Тема 1.1 Понятие, предмет и система криминологии

(Форма обучения: очная)

1. Определите, в чем выражается самостоятельность науки криминологии.

2. Каковы цели и задачи криминологии.

3. Выясните, с какими науками наиболее тесно связана криминология.

1. Криминология как наука – понятие и значение.

2. Предмет и методы криминологии.

3. Система криминологии ее задачи.

4. Связь криминологии с другими науками.

Изучение криминологии необходимо начинать, прежде всего, с уяснения сущности криминологии как науки о преступности, необходимо понять общетеоретическое и прикладное значение учебной дисциплины. Далее следует изучить элементы предмета криминологии: преступность как социальный процесс, очерченный рамками уголовного закона и проявляющийся в виде статистической совокупности преступлений и лиц, их совершивших; личность преступника и ее особеннос­ти; факторы преступности (детерминанты, влияющие на нее, причины и условия преступности); механизм индивидуального преступного поведения; предупреждение преступности.

Необходимо обратить внимание на систему криминологического знания, функции криминологической науки. Обозначить значение криминологии как теоретико-прикладной науки в современных условиях. Для наиболее полного раскрытия вопроса следует показать связь криминологии с социологией и правом (уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным), другими науками (философией, экономикой, психологией, педагогикой, наукой управления), связь криминологии и демографии, криминологии и статистики.

Основная литература

Дополнительная литература

2. Беккариа, Ч. О преступлениях и наказаниях / Ч. Беккариа. – М., 2004. – 184 с.

3. Гилинский, Я.И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль / Я.И. Гилинский. – СПб. : Изд-во Юридический центр Пресс, 2002. – 502 с.

4. Курганов, С.И. Криминология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.И. Курганов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010. – Режим доступа: http://knigafund.ru/books/76385

5. Ломброзо, Ч. Преступление; Новейшие успехи науки о преступнике; Анархисты / Ч. Ломброзо, сост. и предисл. В.С. Овчинского. – М., 2004. – 315 с.

6. Малков, В.Д. Криминология: учебник для вузов / В. Д. Малкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юстицинформ, 2011. – Режим доступа: http://knigafund.ru/books/10850

7. Марлухина, О.Е. Криминология / О.Е. Марлухина. – М.: Маркет+, 2008. – 650 с. – Режим доступа: http://knigafund.ru/books/39713

1. В чём состоит качественное отличие объекта и предмета науки криминологии.

2. В чём заключается комплексный характер криминологии?

3. В чём заключается специфика применения в криминологии общенаучных методов?

Тема 1.2 История криминологии, зарубежные криминологические теории и школы

(Форма обучения: очная)

I. Задания для самостоятельной работы

1. Рассмотреть основные этапы развития криминологии как науки.

2. Изучить основные криминологические теории.

II. План семинарского (практического) занятия

1. Периодизация истории криминологии.

2. Криминологические идеи и взгляды классической и неоклассической школы уголовного права.

3. Биологические и социологические теории преступности.

4. Отечественная криминология – основные этапы становления.

5. Криминологические учреждения и общества.

При изучении данной темы необходимо иметь в виду, что возникновение криминологии как самостоятельной науки относят к середине XIX века в связи с появлением работ Ч. Ломброзо (1835–1909 гг.) и итальянских исследователей Топинарда и Гарофало.

Одни исследователи полагают, что это одна из наиболее древних наук: с образованием общества возникла преступность, ее общественная опасность побуждала людей исследовать, объяснять ее, изобретать меры борьбы с нею. Другие соотносят рождение криминологии с выходом в свет в 1764 г. книги итальянского гуманиста Ч. Беккария «О преступлениях и наказаниях».

На становление криминологии как самостоятельной науки наряду с философскими, политическим, правовыми учениями в первой половине XIX века наиболее отчетливо повлияли следующие четыре вида исследований: 1) антропологическое; 2) статистическое; 3) социально-экономическое, социологическое и др., в процессе которых анализировались факторы преступности и механизм их влияния; 4) социально-правовые. Суть данных исследователей должен уяснить студент в процессе подготовки к семинарскому занятию.

Криминология к концу XIX в. окончательно определилась вне рамок уголовного права. Хотя последнее со второй половины XIX в. и стало традиционно включать учение о преступлении, преступнике и наказании преступника, со становлением криминологии как науки эти разделы в нем не существуют.

В истории отечественной криминологии можно выделить четыре основных этапа: конец XIX в. – 1917 г.; начало 20-х – середина 30-х годов. XX в.; конец 50-х – 80-е годы XX в.; начало 90-х годов XX в. – настоящее время.

В России до октября 1917 г. криминология как самостоятельная наука не было развита, а изучалась в рамках уголовного права, главным образом, представителями социологический школы и, прежде всего, профессором М.Н. Гернетом.

В нашей стране криминология в своем развитии прошла непростой путь: от полного непризнания, отвержения, объявления лженаукой, до признания в качестве теоретической основы, как для законотворчества, так и для практики борьбы с преступностью. Криминология начиналась как практическое направление уголовной статистики. После 1935 г. криминология, как и советская социология, перестала существовать, исследования проводились фрагментарно и под грифом «секретно».

Возрождение криминологии последовало в конце 50-х – начале 60-х гг. Криминология быстро развивается на основе коммунистической идеологии, которая породила несколько постулатов: первый – социализм не содержит коренных причин преступности и не порождает их; второй – преступность проходящая, она исчезнет с построением высшей фазы социализма – коммунизма. В остальном советские криминологи были свободны в своем творчестве.

В мае 1963 г. организуется Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Советская криминология добилась больших успехов и именно в эти годы она сформировалась как самостоятельная наука. Криминолого-профилактическое нормотворчество в виде федеральных программ и законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, а так же проведении криминологических экспертиз проектов уголовного кодекса относятся к началу 1990 г.

В настоящее время криминологические исследования проводятся сотрудниками научных учреждений юридических высших учебных заведений. Криминология и дальше будет изыскивать пути стабилизации преступности, уменьшения ее размеров и опасности.

Основная литература

1. Криминология: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2007. – 734 с.

2. Криминология: учебник для вузов / под ред. В. Д. Малкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юстицинформ, 2010. – 528с.

Дополнительная литература

1. Антонян, А.И. Криминология: курс лекций. – 2-е изд. / А.И. Антонян. – М., 2004. – 448 с.

2. Бахарев Д.В., Степаненкова З.В. Вопрос о причинах преступности в работах русских писателей и публицистов второй половины XIX в. // История государства и права. – 2012. – № 4. – С. 25-28.

3. Беккариа, Ч. О преступлениях и наказаниях / Ч. Беккариа. – М., 2004. –

4. Ломброзо, Ч. Преступление; Новейшие успехи науки о преступнике; Анархисты / Ч. Ломброзо, сост. и предисл. В.С. Овчинского. – М., 2004. – 315 с.

5. Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: учебник. – СПб. : Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. – 561 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие принципиальные криминологические идеи были высказаны в трудах просветителей Ш. Монтескье и Ч. Беккариа?

2. Почему Ч. Ломброзо и А. Кетле считаются основателями науки криминологии?

3. В чём, по Э. Дюркгейму, заключается социальная функция преступности?

4. Чем характеризуется послереволюционный период отечественной криминологии?