Отмена введения новых кассовых аппаратов

Отменить обязательное применение кассовых аппаратов для плательщиков ЕНВД законодатели обещали не один год. Наконец это свершилось. "Вмененщики" получили долгожданное освобождение от ККТ. Взамен у них появилась новая обязанность - выдавать по первому требованию покупателя документ, подтверждающий прием денежных средств. Однако этот "подводный камень", к сожалению, не единственный.

Внес изменения сразу в несколько нормативных актов, а именно: Законы о применении ККТ , о налоговых органах , а также в Кодекс об административных правонарушениях. Поправки вступили в силу 21 июля 2009 года. Рассмотрим их по порядку.

Вместо кассового чека - товарный

Основное изменение - статья 2 Закона о применении ККТ дополнена пунктом 2.1. Согласно новой норме плательщики ЕНВД вправе не применять кассовую технику при наличных расчетах с покупателями (клиентами). В то же время продавцы должны оформлять по требованию покупателей документ, подтверждающий оплату. Таким документом может стать, к примеру, товарный чек, квитанция и т. п. Его форму компания вправе разработать самостоятельно. Главное, чтобы он содержал следующие реквизиты:

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя);
  • ИНН организации (индивидуального предпринимателя);
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, а также его личную подпись.

Законом не предусмотрено, что документ, подтверждающий оплату, должен быть изготовлен типографским способом. Значит, изготовить его можно своими силами, например, распечатав на принтере. В перечне обязательных реквизитов нет упоминания о печати организации. Однако, на наш взгляд, заверить документ печатью не помешает (см. образец на стр. 19). Для хранения и учета выданных товарных чеков (квитанций и т. д.) можно завести специальный журнал. В него будут подшиваться вторые экземпляры выписанных покупателям документов или их копии.

Отметим, что начинать работать по новым правилам должны не все компании, переведенные на уплату ЕНВД. Так, изменения не коснутся "вмененщиков", которые и раньше были освобождены от применения кассовой техники. Например, компании, оказывающие услуги населению. Вместо кассовых чеков они, как и до этого, должны выписывать БСО . Продавать товары (оказывать услуги) без кассовой техники или иных подтверждающих оплату документов по-прежнему могут фирмы, указанные в пункте 3 статьи 2 Закона о ККТ. Например, компании, которые обеспечивают питанием учащихся и работников общеобразовательных школ. В эту же группу входят организации, торгующие из цистерн (пивом, квасом, молоком, керосином и др.), вразвал овощами и бахчевыми культурами. Также это касается продавцов непродовольственных товаров на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (за исключением магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов и др.).

Отдельно стоит сказать о компаниях-"вмененщиках", которые торгуют крепким алкоголем (с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции). С большой долей вероятности можно сказать, что на них освобождение от ККТ распространяться не будет. Дело в том, что в отношении торговцев крепким спиртным установлена специальная норма, которая предписывает им применять кассовые аппараты.

В проекте данный момент был четко прописан. В проекте говорилось, что освобождение от применения ККТ не действует, в случае если в соответствии с федеральным законом наличие кассовой техники является обязательным условием для ведения той или иной деятельности. В тексте принятого Закона такого положения нет. Однако, на наш взгляд, это ничего не поменяло, ведь требование использовать ККТ при продаже в розницу алкоголя по-прежнему в силе.

Все под контролем

Вслед за порядком применения ККТ подкорректированы и правила проверки кассовой дисциплины. Поправки носят скорее уточняющий характер. Как и ранее, инспекторы будут проверять плательщиков ЕНВД на предмет применения кассовой техники. Но теперь проверяющие смогут оштрафовать только тех из них, кто не выписал по требованию покупателя (клиента) документ, подтверждающий прием денег. Основной момент здесь - именно требование покупателя. Соответственно, штраф за невыдачу указанного документа будет назначен, только если продавец проигнорирует эту просьбу. Выписывать товарный чек всем без исключения покупателям и клиентам не нужно.

Кстати, о штрафах. Ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники установлена статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии с произошедшими изменениями законодатели внесли поправки и в данную норму. Штрафы за невыдачу подтверждающего оплату документа предусмотрены такие же, как и за неприменение кассовой техники. Размер санкции для должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей, для организации - от 30 000 до 40 000 рублей.

Очевидно, что освобождение от обязательного применения ККТ - право, а не обязанность компаний. По желанию они могут продолжить использовать кассовые аппараты и пробивать покупателям чеки. Если же "вмененщики" захотят работать по новым правилам, кассовую технику желательно снять с учета в налоговой инспекции. Это убережет их от лишнего визита инспекторов с проверкой порядка применения ККТ. Ведь проверяющие могут и не знать, что фирма работает на "вмененке". Снятые с регистрации аппараты можно использовать и далее. Например, для учета поступившей выручки и контроля над кассирами. Однако вопрос, сможет ли фирма использовать кассовый чек, пробитый незарегистрированной кассой, как подтверждающий оплату документ, пока остается спорным.

Л.М. Лялин,
почетный адвокат, член Президиума Московской областной коллегии адвокатов

Создал беспрецедентно провокационную ситуацию. Многие предприниматели, полагаясь на него, перестанут использовать кассовую технику при продаже алкоголя. Проверки последуют незамедлительно. Поскольку, во-первых, Закон "О ККТ" никого ни от чего не освобождает. Вместо кассовых чеков нужно писать и заполнять бланки с указанием нескольких граф. Если они не будут оформлены по требованию покупателя, это будет то же самое, что и невыдача чека. Во-вторых, закон читается и трактуется буквально. В России имеется немало прецедентов, подтверждающих, что специальный закон, уточняющий главный, всегда важнее. Можно вспомнить безуспешную борьбу налоговых органов против специальной нормы Закона "Об образовании" (п. 3 ст. 40 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-I). В соответствии с ней образовательные учреждения освобождались от всех видов налогов, в том числе платы за землю. Ссылки налоговиков на то, что льготы могут устанавливаться только , не принимались во внимание судебными инстанциями: от первой и до Конституционного Суда РФ. В данном же случае речь идет не только об освобождении "вмененщиков" от использования ККТ, но и о специфике оборота алкогольной продукции, то есть о разных предметах правового регулирования. В связи с этим полагаю, что на настоящий момент следует руководствоваться нормами пункта 5 статьи 16 Федерального Закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ и применять ККТ при продаже алкоголя.

Экспертиза статьи:
М.А. Золотых,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт

Кто может отказаться от применения ККТ (контрольно-кассовой техники) в связи с отменой кассовых аппаратов для ИП при ЕНВД

Отказаться от применения ККТ в связи с отменой кассовых аппаратов для ИП могут плательщики вмененного налога, если их деятельность:

  • не связана с розничной торговлей алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 15% (Пункт 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"; Письмо Минфина России от 09.09.2009 N 03-01-15/9-451; Информация ФНС России от 29.09.2009)
  • регламентируется исключительно ЕНВД. Если же ЕНВД сосуществует с любыми другими налоговыми режимами, в частности с общим режимом налогообложения, с УСНО, ЕСХН, то ККТ нужно применять в части продаж, не относящихся к вмененной деятельности (Информация ФНС России от 29.09.2009).

Как отказаться от применения ККТ в связи с отменой кассовых аппаратов для ИП

В настоящее время единственный надежный способ воспользоваться положением об отмене кассовых аппаратов и отказаться от применения ККТ и не получить претензии от контролирующих органов – снять кассовый аппарат с учета в налоговой инспекции. Пока ККТ не будет снята с регистрации в ИФНС, сотрудники нало-говых органов могут проверить ее применение (федеральный закон от 17.07.2009 года № 162-ФЗ). При этом за неприменение ККТ, равно как и за несоответствие ККТ законным требованиям (отсутствие ЭКЛЗ, фискальной памяти, пломбы ЦТО, исключение применяемой модели ККТ из госреестра) наступает ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ при продаже товаров, работ, услуг. Штраф за это составляет:

  • для руководителей организаций и предпринимателей: 3000 - 4000 руб.;
  • для организаций: 30 000 - 40 000 руб.

. Какие документы выдавать покуптелю при отмене ККМ

Работа без кассового аппарата предполагает выполнение пункта 2.1 ст. 2 Федерального закона 54-ФЗ, который устанавливает обязанность продавца по требованию покупателя выдать товарный чек, квитанцию или иной документ, подтверждающий прием денег. В него должны быть включены следующие обязательные сведения:

  • наименование, номер и дата выдачи документа;
  • наименование организации или Ф.И.О. предпринимателя, ИНН;
  • наименование и количество приобретенных товаров (работ или услуг);
  • сумма оплаты;
  • должность, Ф.И.О. и подпись лица, выдавшего документ.

При продаже товаров или выполнении работ, оказании услуг, для которых не предусмотрены бланки строгой отчетности (БСО), можно использовать один из документов, удовлетворяющих перечисленным требованиям, которые реализованы во всех современных компьютерных системах автоматизации торговли или разработать собственную форму документа.

Для сферы услуг, для которых вместо чека ККТ предусмотрена возможность выдавать БСО, покупателям должны выдаваться именно БСО (пункты 2, 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ). Использовать БСО вместо ККТ можно только при оказании услуг населению, перечень которых содержится в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (например, к ним относятся ремонт бытовой техники, перевозка пассажиров и грузов, техническое обслуживание автомобилей).
Применять надо БСО, утвержденные для конкретного вида услуг. Если же унифицированной формы нет, то можно использовать свою форму БСО, содержащую все необходимые реквизиты и отпечатанную в типографии (пункты 3, 4, 7 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359; п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359; Письма Минфина России от 15.12.2008 N 03-01-15/12-376, от 23.06.2008 N 03-01-15/8-239, от 23.06.2008 N 03-01-15/8-240);

Если покупатель не требует документа об оплате, то выдавать ему ничего не нужно, а за невыдачу такого документа, когда покупатель его требует, предусмотрен штраф по ст. 14.5 КоАП РФ.

Что будет, если продолжать применять кассовый аппарат при ЕНВД

Предприниматель сам решает, прекратить применение ККМ при ЕНВД или дальше использовать ККМ. Федеральный закон 54-ФЗ устанавливает право отказа от кассовой техники, но не обязанность. При отказе от ККТ, в соответствии с указанным законом, по требованию покупателя продавец обязан предоставить документ оплаты, содержащий перечень реквизитов, которые указаны в предыдущем разделе этой статьи.

Если продавец не выдает покупателям указанные выше документы об оплате или в ваших кассовых чеках нет всех необходимых для таких документов реквизитов, то отмена кассовых аппаратов – не для Вас, нужно и дальше использовать ККТ во всех случаях продажи товаров (работ, услуг) за наличный расчет (или с помощью платежных карт). Покупателям в этом случае будет достаточно выдать кассовый чек, и другого документа по их требованию оформлять не нужно.

При этом придется по-прежнему соблюдать установленный порядок регистрации и применения ККТ, платить за обслуживание и замену ЭКЛЗ (пункт 2.1 ст. 2, ст. 5 Федерального закона 54-ФЗ; Положение, утв. Постанов-лением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470). В противном случае налоговые органы могут вас оштрафо-вать по ст. 14.5 КоАП РФ (Письма Минфина России от 09.09.2009 N 03-01-15/9-451, от 13.08.2009 N 03-01-15/8-413).

Чем заменить кассовый аппарат при ЕНВД, что использовать для управленческого учета

Отмена кассовых аппаратов не отменяет потребности в учете. Для управленческого учета и контроля продавцов и кассиров можно использовать POS-систему без фискальных функций. Такая система состоит из POS-компьютера с монитором, принтера чеков и программного обеспечения для управления торговлей. POS-система для ЕНВД может быть укомплектована денежным ящиком, сканером штрих-кодов, программируемой клавиатурой, считывателем дисконтных карт, дисплеем покупателя, электронными весами, принтером этикеток. К ней можно подключить систему видеонаблюдения.

Помимо невысокой стоимости, POS-система для ЕНВД обладает рядом преимуществ :

  • Такая система позволяет предоставлять покупателю документы оплаты, которые полностью соответствуют требованиям Федерального закона 54-ФЗ .
  • Такая система, помимо учета поступления денег от покупателя, обеспечивает суммовой и количественный товарный учет , управление ассортиментом, ценами и скидками в розничной торговле, позволяет выводить управленческие отчеты.
  • POS-система для ЕНВД легко масштабируется и модернизируется , она может быть укомплектована дополнительным совместимым оборудованием и программным обеспечением.
  • Такая система может работать в единой сети с другими компьютерами и быть частью системы управления бизнесом предприятия.
  • При переходе на общий режим налогообложения или комбинации ЕНВД с любыми другими налоговыми режимами, в частности с общим режимом налогообложения, с УСНО, ЕСХН, можно доукомплектовать POS-систему для ЕНВД фискальным регистратором и продолжать использовать ее, без необходимости внедрять что-то новое.
Например, недорогая POS-система DELL Optiplex GX280 для ЕНВД/CCT R5/1С: Управление торговлей/Win XP Pro состоит из компьютера с принтером чеков и программы 1С и позволяет вести полноценный товарно-денежный учет, контролировать продавцов и выписывать покупателям все необходимые документы.

При жестком ограничении бюджета вместо POS-системы для ЕНВД для целей учета денежных средств, поступающих от реализации, а также для контроля продавцов, можно использовать автономный ККМ при ЕНВД , например, такой: Кассовый аппарат для ЕНВД (ККМ для ЕНВД ) «ЭЛВЕС-М R» .

Кассовый аппарат для ЕНВД является аналогом автономного ККМ, но не имеет фискальной функции и его не нужно ставить на учет в налоговой инспекции.

Однако, приобретая такой кассовый аппарат для ЕНВД, нужно понимать, как будет решаться вопрос о выдаче покупателям документа с необходимыми реквизитами, определенными Федеральным законом 54-ФЗ.

Что делать со старой контрольно-кассовой машиной (ККМ)

Снятую с учета кассовую технику можно продолжать применять для удобства учета или для контроля сотрудников, которые принимают денежные средства (информация на сайте ФНС России от 29.09.2009). В этом случае налоговые инспекторы не будут проверять применение такой ККТ, т.к. Вы воспользовались положением об отмене кассовых аппаратов.

Интересно, что далеко не все существующие ККМ удовлетворяют требованиям к документам оплаты, установленным в Федеральном законе 54-ФЗ. Кассовый чек, выданный снятым с учета аппаратом, не будет являться подтверждающим документом, если он не содержит должность, Ф.И.О. и подпись лица, наименования товаров и другие установленные законом необходимые реквизиты.

В то же время, большинство ККМ выдают простой кассовый чек с реквизитами, установленными пунктом 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.08.1998 N 904, которые (реквизиты) не содержат наименование и количество приобретенных товаров (работ, услуг), а также должность и Ф.И.О. продавца.

Следовательно, если старая ККМ требованиям пункта 2.1 ст. 2 Федерального закона 54-ФЗ не удовлетворяет, то имеет смысл обзавестись POS-системой для ЕНВД.

Можно ли отказаться от услуг центра технического обслужи-вания (ЦТО)

Работа без кассового аппарата предполагает, что можно отказаться от услуг ЦТО по обслуживанию снятой с учета ККТ. Можно ли вернуть аванс за обслуживание, зависит от условий договора с ЦТО.

Покупатель требует «кассовый чек». Что сказать покупателю

Выданный документ об оплате:

  • Удостоверяет факт покупки и приравнивается к кассовому чеку в силу пункта 2.1 ст. 2 Федерального закона 54-ФЗ
    Может служить для подтверждения покупателями – юридическими лицами и предпринимателями их налоговых расходов (Письмо Минфина России от 22.10.2009 N 03-01-15/9-470)
  • Розничные покупатели – физические лица могут использовать выданный документ для защиты своих прав как потребителей, например, для возврата или обмена товара в соответствии со статьей 493 ГК РФ

Согласно Федеральному закону о внесении изменений в ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельными законодательными актами Российской Федерации" от 03.07.2016 №290-ФЗ, уже к июлю 2018 года абсолютно все предприниматели обязаны осуществить переход на онлайн кассы .

Однако на самом деле более 40% граждан Российской Федерации ни разу не слышали о новой реформе. У тех же, кто слышал о нововведении, возникает масса вопросов, например, таких: «отменят ли онлайн кассы для ИП?», «отменят ли онлайн кассы для микробизнеса?», «правда ли, что депутаты хотят отменить онлайн кассы, или отмена закона об онлайн кассах не больше, чем просто слух?».

Россияне хотят знать точно, отменят ли онлайн кассы, или, независимо от обстоятельств и протеста большинства предпринимателей придется перейти на новую систему расчета?

Правда ли, что онлайн кассы хотят отменить

Отмена онлайн касс в 2017 году - одна из самых распространенных тем для обсуждений. Федеральным законом №54-ФЗ от 22.05.2003 предусмотрено введение контрольно-кассовой техники в эксплуатацию с определенными сроками для отдельных видов деятельности и в зависимости от системы налогообложения.

Согласно закону, на новую систему расчета . Июль 2018 года является крайним сроком перехода на онлайн кассы. Отмена 2017-ым годом не предусмотрена.

Планируется ли законопроект об отмене онлайн касс

После принятия закона об обязательном переходе на контрольно-кассовую технику предприниматели высказали недовольство. Владельцы малого бизнеса, предприниматели подсчитывают возможные потери, ведь если отменить онлайн кассы не удастся, многим придется пойти на немалые издержки.

В настоящий момент не существует законопроекта, согласно которому отмена онлайн касс была бы возможна, однако после того, как предпринимателями был поднят вопрос о целесообразности введения новой техники, появилась информация о том, что депутаты хотят отменить переход на онлайн кассы. Вернее, продлить льготные сроки неиспользования новых касс. Для ЕНВД, например, депутаты предлагают перенести переход на ККТ на 1 января 2021 года. В частности, в Госдуму были внесены законопроекты №110014-7 архангельским областным собранием депутатов, №130388-7 – рядом депутатов Госдумы, предложившим отсрочку для тех, кто применяет ЕНВД. Законодательное Собрание Челябинской области «ушло» дальше всех (сейчас законопроект представлен в Совет Госдумы). Депутаты из Челябинска предложили перенести сроки перехода на онлайн-кассы с 1 июля 2017 года на 1 марта 2018 года, а для тех, кто применяет ПСН и ЕНВД предусмотреть отмену онлайн-касс вовсе. Однако пока – это единственные новости. Кассы онлайн отменят или нет – по-прежнему остается под вопросом.

Отмена онлайн касс для микропредприятий

Микробизнес в большинстве своем больше всего волнует отмена онлайн касс. Для предпринимателей, с учетом внесенных в Госдуму законопроектов, возможно послабление все же последует. В любом случае, пока внесенные законопроекты не рассматривались и не отвергались депутатами. Кроме того, до сих пор находится на рассмотрении и не принят законопроект о налоговом вычете для тех, кто использует ЕНВД и ПСН, который позволит, пусть и не полностью, но снизить затраты на новые кассы. Но пока, для того, чтобы для ИП отменили онлайн кассы, надо, чтобы хоть один из законопроектов об их отмене, был рассмотрен и принят Госдумой. На текущий момент отмена онлайн касс для малого бизнеса не предусмотрена.

Кассы для предприятий, оказывающих услуги

Физическим лицам, которые занимаются предоставлением услуг населению, не обязательно иметь в наличии контрольно-кассовый аппарат. Однако это не освобождает владельца такого бизнеса от составления бланков строгой отчетности. С 1 июля 2018 года документ БСО должен будет печататься на специальном автоматизированном устройстве. Отмена онлайн касс на сейчас предусмотрена лишь для тех бизнесменов, которые работают в труднодоступных местностях.

Несмотря на действующие законодательные нормы, предприниматели рассчитывают на то, что онлайн кассы возможно отменят. И пока их надежды небезосновательны. Три законопроекта на эту тему в Госдуму поступили.

Кассовый аппарат ЕНВД - автоматизация без фискализации

Отмена кассовых аппаратов для плательщиков ЕНВД обусловлена пунктом 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон 54-ФЗ).

В этой статье мы обобщили опыт решения типовых задач и ответов на наиболее распространенные вопросы, которые задают нам клиенты, владельцы магазинов и розничных сетей, плательщики ЕНВД, в связи с отменой кассовых аппаратов :

  • Можно ли отказаться от ККТ и как?
  • Какие документы выдавать покупателю?
  • Что будет, если ли продолжать применять ККТ?
  • Возможна ли работа без кассового аппарата, что использовать для управленческого учета?
  • Можно ли отказаться от услуг центра технического обслуживания (ЦТО)?
  • Как, со ссылкой на нормативные акты, аргументировано доказывать розничным покупателям, которые требуют кассовый чек, что выдаваемые им документы правомерны и имеют юридическую силу?
Кто может отказаться от применения ККТ в связи с отменой кассовых аппаратов для ЕНВД

Отказаться от применения ККТ в связи с отменой кассовых аппаратов могут плательщики вмененного налога, если их деятельность:

  • не связана с розничной торговлей алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 15% (Пункт 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"; Письмо Минфина России от 09.09.2009 N 03-01-15/9-451; Информация ФНС России от 29.09.2009)
  • регламентируется исключительно ЕНВД. Если же ЕНВД сосуществует с любыми другими налоговыми режимами, в частности с общим режимом налогообложения, с УСНО, ЕСХН, то ККТ нужно применять в части продаж, не относящихся к вмененной деятельности (Информация ФНС России от 29.09.2009).
Как отказаться от применения ККТ

В настоящее время единственный надежный способ воспользоваться положением об отмене кассовых аппаратов и отказаться от применения ККТ и не получить претензии от контролирующих органов – снять кассовый аппарат с учета в налоговой инспекции. Пока ККТ не будет снята с регистрации в ИФНС, сотрудники нало-говых органов могут проверить ее применение (федеральный закон от 17.07.2009 года № 162-ФЗ). При этом за неприменение ККТ, равно как и за несоответствие ККТ законным требованиям (отсутствие ЭКЛЗ, фискальной памяти, пломбы ЦТО, исключение применяемой модели ККТ из госреестра) наступает ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ при продаже товаров, работ, услуг. Штраф за это составляет:

  • для руководителей организаций и предпринимателей: 3000 - 4000 руб.;
  • для организаций: 30 000 - 40 000 руб.

Работа без кассового аппарата. Какие документы выдавать покуптелю

Работа без кассового аппарата предполагает выполнение пункта 2.1 ст. 2 Федерального закона 54-ФЗ, который устанавливает обязанность продавца по требованию покупателя выдать товарный чек, квитанцию или иной документ, подтверждающий прием денег. В него должны быть включены следующие обязательные сведения:

  • наименование, номер и дата выдачи документа;
  • наименование организации или Ф.И.О. предпринимателя, ИНН;
  • наименование и количество приобретенных товаров (работ, услуг);
  • сумма оплаты;
  • должность, Ф.И.О. и подпись лица, выдавшего документ.

При продаже товаров или выполнении работ, оказании услуг, для которых не предусмотрены бланки строгой отчетности (БСО), можно использовать один из документов, удовлетворяющих перечисленным требованиям, которые реализованы во всех современных компьютерных системах автоматизации торговли или разработать собственную форму документа.

Для сферы услуг, для которых вместо чека ККТ предусмотрена возможность выдавать БСО, покупателям должны выдаваться именно БСО (пункты 2, 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ). Использовать БСО вместо ККТ можно только при оказании услуг населению, перечень которых содержится в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (например, к ним относятся ремонт бытовой техники, перевозка пассажиров и грузов, техническое обслуживание автомобилей).
Применять надо БСО, утвержденные для конкретного вида услуг. Если же унифицированной формы нет, то можно использовать свою форму БСО, содержащую все необходимые реквизиты и отпечатанную в типографии (пункты 3, 4, 7 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359; п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359; Письма Минфина России от 15.12.2008 N 03-01-15/12-376, от 23.06.2008 N 03-01-15/8-239, от 23.06.2008 N 03-01-15/8-240);

Если покупатель не требует документа об оплате, то выдавать ему ничего не нужно, а за невыдачу такого документа, когда покупатель его требует, предусмотрен штраф по ст. 14.5 КоАП РФ.

Что будет, если продолжать применять ККТ

Предприниматель сам решает, прекратить применение ККТ или дальше ее использовать. Федеральный закон 54-ФЗ устанавливает право отказа от кассовой техники, но не обязанность. При отказе от ККТ, в соответствии с указанным законом, по требованию покупателя продавец обязан предоставить документ оплаты, содержащий перечень реквизитов, которые указаны в предыдущем разделе этой статьи.

Если продавец не выдает покупателям указанные выше документы об оплате или в ваших кассовых чеках нет всех необходимых для таких документов реквизитов, то отмена кассовых аппаратов – не для Вас, нужно и дальше использовать ККТ во всех случаях продажи товаров (работ, услуг) за наличный расчет (или с помощью платежных карт). Покупателям в этом случае будет достаточно выдать кассовый чек, и другого документа по их требованию оформлять не нужно.

При этом придется по-прежнему соблюдать установленный порядок регистрации и применения ККТ, платить за обслуживание и замену ЭКЛЗ (пункт 2.1 ст. 2, ст. 5 Федерального закона 54-ФЗ; Положение, утв. Постанов-лением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470). В противном случае налоговые органы могут вас оштрафо-вать по ст. 14.5 КоАП РФ (Письма Минфина России от 09.09.2009 N 03-01-15/9-451, от 13.08.2009 N 03-01-15/8-413).

Чем заменить ККТ, что использовать для управленческого учета

Для управленческого учета и контроля продавцов и кассиров можно использовать POS-систему без фискальных функций. Такая система состоит из POS-компьютера с монитором, принтера чеков и программного обеспечения для управления торговлей. POS-система для ЕНВД может быть укомплектована денежным ящиком, сканером штрих-кодов, программируемой клавиатурой, считывателем дисконтных карт, дисплеем покупателя, электронными весами, принтером этикеток. К ней можно подключить систему видеонаблюдения.

Помимо невысокой стоимости, POS-система для ЕНВД обладает рядом преимуществ :

  • Такая система позволяет предоставлять покупателю документы оплаты, которые полностью соответствуют требованиям Федерального закона 54-ФЗ .
  • Такая система, помимо учета поступления денег от покупателя, обеспечивает суммовой и количественный товарный учет , управление ассортиментом, ценами и скидками в розничной торговле, позволяет выводить управленческие отчеты.
  • POS-система для ЕНВД легко масштабируется и модернизируется , она может быть укомплектована дополнительным совместимым оборудованием и программным обеспечением.
  • Такая система может работать в единой сети с другими компьютерами и быть частью системы управления бизнесом предприятия.
  • При переходе на общий режим налогообложения или комбинации ЕНВД с любыми другими налоговыми режимами, в частности с общим режимом налогообложения, с УСНО, ЕСХН, можно доукомплектовать POS-систему для ЕНВД фискальным регистратором и продолжать использовать ее, без необходимости внедрять что-то новое.

Например, недорогая POS-система состоит из компьютера с принтером чеков и программы ИТ-К: Ювелирная Розница и позволяет вести полноценный товарно-денежный учет, контролировать продавцов и выписывать покупателям все необходимые документы.

Кассовый аппарат для ЕНВД

При жестком ограничении бюджета вместо POS-системы для ЕНВД для целей учета денежных средств, поступающих от реализации можно использовать автономный ККМ при ЕНВД .

Кассовый аппарат для ЕНВД является аналогом автономного ККМ, но не имеет фискальной функции и его не нужно ставить на учет в налоговой инспекции.

Однако, приобретая такой кассовый аппарат для ЕНВД, нужно понимать, как будет решаться вопрос о выдаче покупателям документа с необходимыми реквизитами, определенными Федеральным законом 54-ФЗ.

Что делать со старой контрольно-кассовой машиной (ККМ)

Снятую с учета кассовую технику можно продолжать применять для удобства учета или для контроля сотрудников, которые принимают денежные средства (информация на сайте ФНС России от 29.09.2009). В этом случае налоговые инспекторы не будут проверять применение такой ККТ, т.к. Вы воспользовались положением об отмене кассовых аппаратов.

Интересно, что далеко не все существующие ККМ удовлетворяют требованиям к документам оплаты, установленным в Федеральном законе 54-ФЗ. Кассовый чек, выданный снятым с учета аппаратом, не будет являться подтверждающим документом, если он не содержит должность, Ф.И.О. и подпись лица, наименования товаров и другие установленные законом необходимые реквизиты.

В то же время, большинство ККМ выдают простой кассовый чек с реквизитами, установленными пунктом 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.08.1998 N 904, которые (реквизиты) не содержат наименование и количество приобретенных товаров (работ, услуг), а также должность и Ф.И.О. продавца.

Следовательно, если старая ККМ требованиям пункта 2.1 ст. 2 Федерального закона 54-ФЗ не удовлетворяет, то имеет смысл обзавестись POS-системой для ЕНВД.

Можно ли отказаться от услуг центра технического обслужи-вания (ЦТО)

Можно отказаться от услуг ЦТО по обслуживанию снятой с учета ККТ. Можно ли вернуть аванс за обслуживание, зависит от условий договора с ЦТО.

Покупатель требует «кассовый чек». Что сказать покупателю

Выданный документ об оплате:

  • Удостоверяет факт покупки и приравнивается к кассовому чеку в силу пункта 2.1 ст. 2 Федерального закона 54-ФЗ
    Может служить для подтверждения покупателями – юридическими лицами и предпринимателями их налоговых расходов (Письмо Минфина России от 22.10.2009 N 03-01-15/9-470)
  • Розничные покупатели – физические лица могут использовать выданный документ для защиты своих прав как потребителей, например, для возврата или обмена товара в соответствии со статьей 493 ГК РФ