Ведомственный контроль за полицией осуществляется. Прокурорский надзор за законностью деятельности полиции. проведение служебных проверок в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, по фактам дисциплинарных проступков и иных происше

Контроль за административной деятельностью органов внутренних дел (полиции)

Контроль за служебной деятельностью органа внутренних дел, а также сотрудников является в определенной степени гарантией соблюдения законности и дисциплины. Контроль – это универсальная правовая, а в некоторых случаях и управленческая категория, без которой невозможно представить себе функционирование государства, работу органов исполнительной власти, их должностных лиц, служащих и сотрудников полиции. Согласно Федеральному закону "О полиции" государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент России, палаты Федерального Собрания, Правительство РФ в пределах полномочий, определенных Конституцией РФ, за полицией также осуществляется ведомственный и общественный контроль.

Общественный контроль

Такой контроль может осуществляться институтами гражданского общества, Общественной палатой, а также общественными и экспертными советами, сформированными при МВД России, МВД, ГУ МВД по субъектам Федерации. Этот вид контроля не имеет государственно-властной природы, тем не менее он может внести серьезный вклад в дело обеспечения законности в служебной деятельности сотрудников и служащих системы МВД России. Субъекты, осуществляющие общественный контроль, могут обратить внимание на вопиющие факты нарушения законности, а также нарушения прав граждан со стороны сотрудников полиции. И тем самым будут восстановлены законность, права граждан, а виновные должностные лица полиции будут привлечены к ответственности или отстранены от исполнения служебных обязанностей и т.п.

Общественный контроль приобретает сегодня все больший авторитет. При органах внутренних дел самого различного уровня создаются общественные советы, которые все больше оказывают влияние на их деятельность, что, безусловно, сказывается на уровне законности и дисциплины среди сотрудников полиции.

Во многом именно благодаря контролю поддерживается режим законности и дисциплины в служебной деятельности различных органов государственной власти. Контрольные мероприятия позволяют вскрывать большое количество нарушений и упущений в деятельности того или иного органа власти и управления, в том числе выявлять нарушения в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Контроль – многогранное явление или мероприятие, которое имеет различные аспекты своего проявления. На содержание контрольной деятельности оказывают влияние самые различные факторы и обстоятельства, в частности сфера контрольной деятельности, предмет и объект контроля, субъект осуществления контроля. От этих и ряда других обстоятельств зависят форма и методы контрольного мероприятия, а также решения, принимаемые по его окончании, и др.

Государственный контроль

Несмотря на развитие различных форм общественного контроля, а также развитие институтов гражданского общества, основным средством обеспечения законности и дисциплины в органах внутренних дел (полиции) все же является государственный контроль, который можно дифференцировать на общий и специальный контроль.

Общий контроль охватывает все направления деятельности соответствующего органа, подразделения, службы органа внутренних дел и называется "комплексное инспектирование или комплексная проверка оперативно- служебной деятельности органа внутренних дел (полиции)". При таком контроле проверяются дела оперативного учета, работа дежурной части, служебная документация различных подразделений, осуществляющих административную деятельность, кадровая и воспитательная работа, финансово-хозяйственная деятельность органа внутренних дел и т.д.

Специальный контроль направлен на какую-либо относительно самостоятельную группу общественных отношений, или касается какого-либо специфического направления деятельности органа, подразделения, службы и др. Так, например, специальный контроль может быть направлен на проверку соблюдения установленных правил делопроизводства, учетной дисциплины, а также режима секретности в соответствующем органе внутренних дел.

Контроль за деятельностью в сфере внутренних дел может осуществляться также представительными органами государственной власти. В частности, парламент РФ (Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания) вправе осуществлять контроль за деятельностью органов внутренних дел, это может проявляться в таких формах, как парламентские слушания, направление депутатских запросов в МВД России и министру внутренних дел, а также другим должностным лицам МВД России.

В установленном порядке должностные лица МВД России могут участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания, выступать перед депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации с докладами по проблемам борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка, раскрытия и расследования резонансных уголовных дел, связанных с коррупцией, терроризмом.

Президент России в пределах своей компетенции, которая определена Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами, может осуществлять контроль за деятельностью МВД России и его должностных лиц, а также за деятельностью МВД, ГУ МВД по субъектам Федерации.

Президент России утверждает структуру МВД России, назначает министра внутренних дел, его заместителей, а также ряд иных высокопоставленных должностных лиц Министерства; присваивает высшие специальные звания, награждает государственными наградами и присваивает почетные звания сотрудникам и гражданским служащим МВД России, что является одной из форм президентского контроля.

Президент определяет основные направления деятельности МВД России, ставит Министерству те задачи, которые в настоящее время имеют наибольшее социальное значение. Президент России может давать поручения министру внутренних дел, иным должностным лицам Министерства, осуществлять контроль за выполнением указов, распоряжений и поручений Президента и др. Такой контроль имеет административно-правовую природу и осуществляется как непосредственно Президентом России, так и контрольными структурами его Администрации. Президент для усиления своего контроля за деятельностью МВД России участвует в коллегии Министерства, а также в иных мероприятиях, которые проводятся в ведомстве.

Президент России, осуществляя контроль за деятельностью МВД России, тем самым вносит весьма существенный вклад в дело укрепления законности и дисциплины среди личного состава Министерства. Президент в целях укрепления дисциплины в системе МВД России может отправлять в отставку должностных лиц, виновных в служебных упущениях, коррупционных правонарушениях, а также руководителей, которые не справляются со своими служебными обязанностями. Наряду с применением мер дисциплинарного воздействия, Президент может поощрять сотрудников, отличившихся в выполнении оперативно-служебных задач, тем самым вносится определенный вклад в дело укрепления служебной дисциплины среди личного состава органов внутренних дел.

Правительство РФ в пределах своей компетенции также осуществляет административный контроль за деятельностью МВД России, в частности за соблюдением финансовой дисциплины, выполнением должностными лицами МВД России требований нормативных документов, принятых Правительством РФ.

Прокурорский надзор - это осуществляемая от имени государства деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, призванных обеспечить точное и единообразное исполнение всех законов Российской Федерации на территории всей страны путем принятия мер к выявлению, своевременному устранению любых нарушений законов и привлечению виновность к ответственности.

В соответствии со ст.52 Закона РФ "О полиции", законодатель делегировал право осуществлять надзор за законностью деятельности полиции Генеральному прокурору России и подчиненным ему прокурорам. В современных условиях этот аспект детально регламентирует Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. № 2202 - ЙСобрание законодательства Российской Федерации. 2005. - № 45. - Ст. 4586. .

Прежде всего, данный закон определяет систему и организацию прокуратуры Российской Федерации. В этом законодательном акте указаны должностные лица Генеральной прокуратуры, прокуратуры субъектов РФ, приравненных к ним прокуратур, прокуратуры городов и районов, а также их полномочия в сфере надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Детально предмет соответствующих видов прокурорского надзора, полномочия прокурора и конкретные формы реагирования на выявленные прокурором нарушения законности предусматривает раздел III Федерального закона "О прокуратуре РФ" и иные правовые акты Российской Федерации.

Надзор прокуратуры за законностью деятельности полиции осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Осуществляя надзор за законностью административной деятельности органов внутренних дел (полиции) прокурор вправе:

посещать в любое время суток органы внутренних дел и их учреждения;

знакомиться с документами, на основании которых граждане подвергнуты административному задержанию или заключению под стражу;

проводить опрос задержанных и заключенных под стражу лиц, принимать и рассматривать их жалобы;

освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

опротестовывать противоречащие закону акты руководителей органов внутренних дел,

обращаться в суд о признании таких актов недействительными;

вносить представления об устранении нарушений закона и требовать от руководителей органов внутренних дел письменных ответов в течение одного месяца;

объявлять должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона;

выносить мотивированные постановления о возбуждении производства об административных правонарушениях Ст. 22, 23 Федерального закона РФ от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации" //Собрание Законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472. .

Пример осуществления надзора за соблюдением законности в органах внутренних дел:

Прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц полиции представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. В случае необходимости прокурор обладает возможностью потребовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных соответствующим руководителям и должностным лицам организаций. Прокурор вправе вызывать должностных лиц и граждан по поводу нарушений законов.

Прокурор отслеживает нарушения законности в деятельности полиции по пресечению административных правонарушений, а также при проведении иных действий, связанных с производством об административных правонарушениях, исходит из законодательства об административных правонарушениях. Здесь следует особо обратить внимание на закрепление в абзаце 1 ч.3 ст.22 Федерального закона "О прокуратуре РФ" права прокурора или его заместителя освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Это имеет прямое отношение к полиции, поскольку согласно норме данной статьи Федерального Закона "О полиции" предоставлено право осуществлять административное задержание различных категорий граждан. При обнаружении факта незаконного задержания и доставления конкретного гражданина в полицию прокурор дает начальнику органа внутренних дел обязательное для исполнения указание о немедленном освобождении задержанного, оформляя это решение своим постановлениемГригорьева Н.В. Прокурорский надзор. - М., 2005. - С. 82. .

В предмет прокурорского надзора входят все правовые акты, издаваемые и Президентом РФ, и Правительством РФ; и администрацией субъектов РФ, касающихся деятельности полиции.

На уровне же субъектов РФ издаются Положения о муниципальной полиции, устанавливающие статус этих принципиально новых для России правоохранных структур. По всей видимости, в подобных условиях оправдана постановка вопроса не только об инкорпорации правовых актов, входящих в структуру правовой основы полиции, но и об их кодификацииКваша Л.Ф., Мусаев А.Н. Указ. соч. - С. 201. .

Если прокурором выявлен противоречащий закону правовой акт, то он согласно абз.2 ч.3 ст.22, ст.23 Федерального закона "О прокуратуре РФ" опротестовывает его. Специфика этой процедуры заключается в следующем:

протест приносится в орган или должностному лицу, которые издали противоречащий закону акт;

прокурор вправе обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, с требованием о признании противоречащего закону правового акта недействительным;

протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста;

о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме, он также информируется о дне заседания коллегиального органа, который будет рассматривать принесенный им протест;

прокурору предоставляется право отозвать протест до его рассмотрения.

Таким образом, в условиях формирующегося правового государства прокуратура признана реанимировать свою основную функцию в виде "отслеживания" нарушений законов при их исполнении соответствующими государственными органами, в том числе и полицией и применять меры по их устранению. Важное значение имеет деятельность прокуратуры по созданию качественной правовой основы для деятельности служб, подразделений и учреждений полиции.

Статья 53 Закона РФ "О полиции" устанавливает, что гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника полиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу полиций, прокурору или в суд.

Институт обжалования незаконных действий сотрудников полиции, как и других должностных лиц государственных органов, является важным способом самозащиты гражданами своих прав и свобод, восстановления нарушенных интересов. Одновременно это и эффективное средство укрепления законности в деятельности полиции, борьбы с бюрократизмом, волокитой, должностными злоупотреблениями в полиции. Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45), граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).

Предметом обжалования могут быть любые действия (решения) или бездействие сотрудников полиции, в результате которых: а) нарушены субъективные права и свободы гражданина; б) созданы препятствия для осуществления гражданином прав и свобод; в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность; г) гражданин незаконно привлечен к ответственности.

В жалобе должны быть изложены требования гражданина, суть его претензий, приведены аргументы, приложены при необходимости соответствующие документы. Кроме того, жалоба должна содержать информацию о ее авторе, месте жительства (пребывания), работы или учебы. Жалоба, не содержащая этих сведений, признается анонимной и рассмотрению не подлежит.

Помимо гражданина жалоба может быть подана по его поручению надлежащим образом уполномоченным представителем.

Общие правила рассмотрения жалоб в органах прокуратуры установлены ст.10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", рядом нормативных правовых актов Генерального прокурора Российской Федерации.

В органах прокуратуры принимаются к разрешению жалобы, содержащие сведения о нарушениях сотрудниками полиции законов, в соответствии с компетенцией прокуратуры.

Жалобы, не подлежащие разрешению в органах прокуратуры, направляются по принадлежности с извещением об этом заявителя.

Жалобы рассматриваются безотлагательно и разрешаются в установленные сроки, в частности, если они содержат признаки преступления - в срок до трех (в необходимых случаях до десяти) дней. В городских, районных прокуратурах и приравненных к ним прокуратурах принимать решения об отклонении жалоб и давать ответы заявителям могут прокурор или его заместитель, в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах - начальники управлений и отделов, в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - начальники отделов, начальники управленийСоловей Ю.П., Черников В.В. Указ. соч. - С. 238. .

При отказе в удовлетворении жалобы заявителям разъясняются право и порядок обжалования решения прокурора, в том числе и в суд.

Последовательность и сроки выполнения прокурором действий по жалобам, рассматриваемым в сфере уголовно-процессуальных отношений, регламентируются уголовно-процессуальным законом.

Федеральным законом определяются некоторые особенности получения и разрешения отдельных категорий жалоб. Так, в соответствии с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные прокурору, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.

Таким образом, можно сделать вывод, что надзор за деятельностью ОВД заключается в создании системы проверки соблюдения закона в процессе осуществления различных видов деятельности с последующим инициированием процедуры привлечения к юридической ответственности за нарушение законодательства. Деятельность прокуратуры вносит важный вклад в обеспечение законности в деятельности органов полиции, гарантируя реальную защиту прав личности, компенсируя недостатки ведомственного контроля в сфере соблюдения полицией прав и свобод человека и гражданина. Если законы не будут проводиться в жизнь, а оставаться только на бумаге, воля законодателя останется только пожеланием. Поэтому исполнение закона является непременным условием соблюдения законов.

Контроль - это действие, устанавливающее соответствие исполнения принятому решению путем сравнения фактически достигнутых промежуточных или конечных результатов и задач, предусмотренных управленческим решением. Успешное осуществление намеченных мер невозможно, если постоянно не следить, насколько сделанное соответствует поставленным задачам. Контролировать исполнение - отнюдь не значит только выявлять недостатки и упущения в работе; важно анализировать любые отклонения как в сторону понижения, так и в сторону повышения показателей; необходимо выявлять и положительный опыт, с тем чтобы поддерживать передовое, прогрессивное, создавать возможности для его широкого внедрения в практику. Цель контроля заключается не только в том, чтобы выявить нарушение или обнаружить недостатки, но и в умении вовремя поправить, оказать практическую помощь контролируемому.

Значение контроля заключается в том, что он выступает средством обратной связи субъекта с объектом управления, наличие которой является одним из обязательных условий управляемости систем. В результате контроля субъект получает информацию о действительном положении дел, о степени реального выполнения принятых решений. Следовательно, отсутствие контроля исключает целенаправленность управляющих воздействий.

Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки, в результате которых выявляется соответствие процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям, иными словами - результаты воздействия субъекта на объект.

Необходимо отметить, что в управленческой деятельности контроль выступает как самостоятельная функция процесса управления и как один из элементов организации исполнения решения. В качестве функции процесса управления он является видом управленческой деятельности субъекта управления, осуществляемой при решении всех управленческих задач (известно, что информационно-аналитическая работа, планирование, подбор, расстановка и воспитание кадров нуждаются в контроле не в меньшей степени, чем исполнение планов, приказов и т.п.). Применительно к ходу выполнения какого-то конкретного решения контроль следует рассматривать в качестве элемента организации исполнения решения (контроль за ходом выполнения задания) или стадии процесса управления (контроль итогов, результатов выполнения задания).

В органах внутренних дел основными задачами контроля являются:

Обеспечение неукоснительного выполнения законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел;

Обеспечение своевременного и качественного выполнения принимаемых органами внутренних дел решений;

Повышение общего уровня организаторской и оперативно-служебной деятельности;


Своевременное предупреждение, выявление и устранение недостатков в работе;

Выявление и внедрение положительного опыта;

Повышение дисциплины и ответственности сотрудников; содействие правильной оценке и использованию (перемещению) кадров.

Многообразие перечисленных задач обусловливает наличие нескольких видов контроля в органах внутренних дел.

По месту в управленческом цикле различают предупредительный, текущий и последующий контроль.

Предупредительный (превентивный) контроль осуществляется на стадии принятия решения подчиненными органами или сотрудниками (например, при подготовке плана работы). Он может также применяться для проверки готовности подчиненных к реализации решения вышестоящего субъекта либо к действиям в определенных, в т.ч. экстремальных условиях (например, при проверке готовности подразделения к действиям в условиях чрезвычайного положения).

Текущий (оперативный) контроль осуществляется субъектом в процессе организации исполнения решения. Этот вид контроля является элементом организаторской работы (например, контроль руководителя органа за проведением операции, осуществляемый в процессе ее проведения) и позволяет осуществлять коррегирование решений, регулирование деятельности системы управления.

Последующий контроль (проверка исполнения)осуществляется по окончании действия управленческого решения (например, при проверке выполнения плана, приказа и т.п.). Следует отметить, что, в отличие от текущего, этот вид контроля характеризуется меньшей степенью оперативности, поскольку не позволяет вмешиваться в деятельность подчиненных по реализации конкретного решения, так как она уже завершена (не исключено, что с допущенными при этом ошибками и недостатками). Вместе с тем, последующий контроль необходим для того, чтобы определить общие результаты деятельности органов внутренних дел (состояние их работы) и устранить имеющиеся в ней общие недостатки.

По назначению (цели и объему) выделяются общий и специальный контроль. Общим охватываются все стороны деятельности контролируемого органа, подразделения или сотрудника, а специальным (целевым, отраслевым) - отдельные направления, линии работы (например, борьба с правонарушениями несовершеннолетних).

В зависимости от целей, круга проверяемых вопросов и уровня субъекта контроля он может осуществляться в различных формах. В управленческой практике применяется множество этих форм. При этом контроль становится тем более действенным и эффективным, чем в более разнообразных формах он осуществляется.

Все их множество по определенным общим признакам и с известной долей условности может быть разделено на три основные группы форм осуществления контроля в органах внутренних дел: непосредственное ознакомление с деятельностью исполнителей на местах; изучение информационных материалов, характеризующих их работу; заслушивание исполнителей о их работе. Заметим, для форм контроля, отнесенных к первой группе, характерно непосредственное восприятие информации о деятельности проверяемых объектов, тогда как критерием объединения форм контроля во вторую и третью группы является преобладающий способ получения информации об этой деятельности.

Непосредственное ознакомление с деятельностью исполнителей на местах может осуществляться путем:

Непосредственного наблюдения руководителя за работой исполнителей (например, проверки несения службы сотрудниками патрульно-постовой службы на постах, приема населения участковыми уполномоченными полиции, работы по раскрытию преступления оперуполномоченными уголовного розыска посредством наблюдения за их деятельностью на месте происшествия, при проведении оперативных мероприятий и т.п.);

Инспекторских, контрольных и иных проверок деятельности подчиненных органов внутренних дел.

Приказ МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью ОВД РФ» закрепляет два основных вида проверок: плановые и внеплановые целевые проверки.

Плановые целевые проверки осуществляются в соответствии с планом служебных командировок сотрудников подразделений МВД России на квартал (план служебных командировок).

Подразделения МВД России, деятельность которых подлежит проверке в предстоящем квартале, определяются Министром внутренних дел Российской Федерации с учетом: предложений первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, статс-секретаря - заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации - начальника Следственного департамента МВД России, ответственных за соответствующие направления деятельности.

Деятельность территориального органа МВД России подлежит плановой проверке не реже одного раза в два года. Периодичность плановых целевых проверок подразделения, организации МВД России и плановых проверок структурных подразделений территориальных органов МВД России не устанавливается.

Внеплановая целевая проверка проводится в соответствии с решением Министра внутренних дел Российской Федерации по предложению заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за соответствующее направление деятельности, а также по предложению ОАД МВД России, Договорно-правового департамента МВД России, Департамента делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций МВД России, главного инспектора МВД России.

В отношении территориальных органов внутренних дел целевая проверка производится по нескольким управлениям деятельности в соответствии с решением Министра внутренних дел Российской по предложению ОАД МВД России, главного инспектора МВД России, а также по предложению организатора зонального контроля МВД России от подразделения МВД России, являющегося субъектом зонального контроля МВД России.

Инспектирование (инспекторская проверка) - форма ведомственного контроля, включающая в себя комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучению, проверке, оценке состояния и результатов деятельности органов внутренних дел, выработке мер по ее эффективности.

Об инспектировании деятельности органа внутренних дел подписывается распоряжение об инспектирование, которое подписывается руководителем инспектирующего органа внутренних дел.

Важность и значимость анализа механизма инспектирования обусловлена тем, что он является необходимым инструментом для определения целей инспектирования и их достижения. Целями инспектирования являются: изучение и оценка фактического положения дел в инспектируемом органе с последующим информированием Министра внутренних дел Российской федерации; совершенствование организации и повышение эффективности деятельности инспектируемого органа, а также формирование инспекторской оценки для включения в итоговую комплексную оценку деятельности территориального органа МВД России за год. Причем необходимо четко представлять, что цели вытекают из потребностей практической деятельности, а не из формальных построений теории, т.е. должны рассматриваться не как предопределенные, а как результаты глубокого изучения проблемной ситуации.

По окончании инспектирования в инспектируемом органе готовятся: акт о результатах инспектирования; план реализации предложений по устранению нарушений и недостатков, вывяленных при инспектировании. Результаты инспектирования рассматриваются на совещании руководящего состава проинспектированного органа с приглашением руководителей органов государственной власти субъекта Российской федерации и правоохранительных органов. Окончательное решение по оценке деятельности проинспектированного органа принимает Министр внутренних дел Российской Федерации.

Контрольная проверка - форма ведомственного контроля, направленная на изучение состояния работы по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования. Продолжительность контрольной поверки устанавливается для: подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, СК МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУМВД, УМВД субъектов Российской Федерации, территориальных органов внутренних дел на окружном уровне г - 10 суток; территориальных органов внутренних дел на районном уровне - до 5 суток.

Контрольной проверке в обязательном порядке подвергаются органы и подразделения, получившие неудовлетворительные оценки и поставленные на особый контроль МВД России, как в целом, так и по направлениям деятельности, или допустившие после инспектирования ухудшение результатов деятельности. Сроки выезда определяются с учетом остроты ситуации, но не ранее, чем через девять месяцев после инспектирования.

С учетом стабильно положительных результатов деятельности органа внутренних дел, подлежащего контрольной проверке, контрольная проверка может быть отменена либо заменена на целевой выезд по направлениям деятельности.

Комплексные выезды также являются одной из форм комплексного обследования деятельности органов внутренних дел, имеющих низкие показатели по основным направлениям деятельности или работающих в сложных условиях. Они осуществляются специально создаваемыми комплексными группами, включающими представителей различных подразделений и служб МВД России, МВД, ГУМВД, УМВД по субъектам федерации. Наряду с оказанием практической помощи, целью таких выездов является проверка направлений деятельности контролируемого органа, изучение документов по организации служебной деятельности и т.п.

В МВД, ГУМВД, УМВД по субъектам федерации комплексные группы направляются не реже одного раза в два года, а в территориальные органы внутренних дел на районном уровне - не реже одного раза в год.

Отраслевые проверки в качестве главной преследуют цель контроля за деятельностью и оказание практической помощи определенной отраслевой службе органа внутренних дел.

Выборочные проверки (целевые, предметные) осуществляются с целью контроля за работой одного или нескольких органов внутренних дел по выполнению конкретного управленческого решения либо эффективностью реализации того или иного мероприятия. Отраслевые и выборочные проверки органов внутренних дел могут осуществляться путем целевых (самостоятельных) выездов специальных групп или отдельных сотрудников в зависимости от складывающейся обстановки. Разновидностью предметных проверок являются смотры (например, строевые, смотр техники).

На основе вскрытых данными формами контроля недостатков принимаются меры к их предупреждению и устранению не только в подвергнутых проверке, но и в других органах внутренних дел.

Заслушивание исполнителей о состоянии их работы позволяет оперативно получить, уточнить и дополнить необходимую информацию. Оно может производится как коллективно (на совещаниях, собраниях, инструктажах и т.п.), так и индивидуально, путем вызова исполнителя руководителем.

Эффективность контроля напрямую обусловлена наиболее оптимальной формой его осуществления. В свою очередь, выбор формы контроля за деятельностью подчиненных органов во многом зависит от уровня субъекта управления. Практика убеждает, что при достижении целей контроля нельзя отдавать предпочтение какому-то одному его виду или форме. Следует иметь в виду, что каждый и каждая из них имеет как свои преимущества, так и недостатки. Поэтому только умелое сочетание субъектом управления различных видов и форм контроля, их выбор в соответствии со складывающейся обстановкой, реальными возможностями и условиями способны обеспечить надлежащее решение задач контроля в органах внутренних дел.

1. Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

2. Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.

2. Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации".

3. Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".

4. Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.

Статья 51. Судебный контроль и надзор

Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 52. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

Вопрос №5. Назначение, задачи, функции и правовая основа деятельности строевых подразделений полиции вневедомственной охраны. Общие положения организации патрульно – постовой службы. Требования, предъявляемые к нарядам полиции.

Строевые подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации создаются в целях обеспечения охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел Российской Федерации, охране на договорной основе имущества физических и юридических лиц и в рамках выполнения возложенных задач участвуют в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования; для охраны отдельных категорий объектов, в том числе подлежащих обязательной охране органами внутренних дел Российской Федерации могут создаваться специализированные строевые подразделения полиции при органах внутренних дел Российской Федерации

Строевые подразделения полиции вневедомственной охраны (далее СПП ВО) в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, а также Наставлением, утверждённым Приказом МВД России от 04.08.2006 года № 609 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации».

Деятельность СПП ВО строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности.

Основными задачами СПП ВО являются:

1. Осуществление на основе договоров охраны объектов и имущества всех форм собственности от противоправных и иных посягательств.

2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах.

3. Участие в разработке и осуществлении мер по упорядочению и совершенствованию служебной деятельности по охране имущества физических и юридических лиц.

Функции СПП ВО.

1. Обеспечение охраны объектов и имущества физических и юридических лиц на основе договоров.

2. Осуществление на основе анализа криминогенной обстановки, в отношении охраняемого имущества физических и юридических лиц, разработки мер реагирования, направленных на усиление профилактического влияния по предупреждению, предотвращению и пресечению противоправных посягательств на охраняемые объекты и имущество при его транспортировке.

3. Обеспечение в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации общественного порядка и безопасности на охраняемых объектах, постах и маршрутах.

4. Выполнение неотложных действий на объекте, посту и маршруте в случае совершения противоправных посягательств, а также принятие мер по эвакуации людей, оказанию им первой доврачебной помощи.

5. Участие в осуществлении обследований объектов на предмет их инженерно-технической укреплённости, оснащённости охранной и тревожной сигнализацией и антитеррористической защищенности, а также полноты и качества проводимых охранных мероприятий.

6. Участие совместно с заинтересованными службами, подразделениями органов внутренних дел и иными правоохранительными органами, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение надлежащей охраны объектов.

7. Реализация мероприятий по информированию физических и юридических лиц о предоставляемых подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел услугах по защите их имущества от преступных и иных противоправных посягательств.

8. Участие в пределах своей компетенции в выполнении задач, определенных планами перевода органов внутренних дел на военное время и действий при чрезвычайных (кризисных) ситуациях.

СПП ВО осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями МВД, ГУВД, УМВД субъектов Российской Федерации.

Основными формами взаимодействия являются:

1. Участие групп задержания и сотрудников полиции, несущих службу на постах и маршрутах, в преследовании и задержании лиц, совершивших преступления, охране места происшествия.

2. Взаимный обмен информацией об оперативной обстановке, ориентирование нарядов о совершенных преступлениях и иных правонарушениях.

3. Участие сотрудников других служб органов внутренних дел в проведении инструктажей и занятий с личным составом СПП по обучению их приемам и методам предупреждения, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших; предупреждения и пресечения нарушений Правил дорожного движения в пределах полномочий; тактике и методике охраны места происшествия и других задач полиции.

4. Использование в необходимых случаях на месте происшествия полицейского -кинолога вневедомственной охраны при органах внутренних дел с розыскной или специальной собакой для обнаружения и сохранения следов и предметов, которые могут быть использованы для розыска преступника, взрывчатых и иных опасных веществ.

5. Участие в пределах компетенции СПП в осуществлении иных мероприятий по борьбе с правонарушениями, в том числе в соответствии с планом действий органа внутренних дел при чрезвычайных ситуациях.

6. В случае одновременного поступления сигнала «тревога» с охраняемого объекта и проведения оперативно-профилактических и розыскных мероприятий по линии органа внутренних дел, ГЗ СПП в первую очередь проводит отработку сигнала «тревога» с охраняемого объекта в установленном порядке, о чем ставит в известность дежурную часть органа внутренних дел.

7. Проведение совместных с органами внутренних дел учебно-тренировочных занятий, тактико-специальных, командно-штабных и оперативно-тактических учений по пресечению возможных противоправных посягательств на охраняемые объекты и имущество собственников, поиску и задержанию лиц, пытающихся их совершить или совершивших данные посягательства.

8. Совместное с другими подразделениями МВД, ГУВД, УМВД субъектов Российской Федерации, органами внутренних дел, подразделениями внутренних войск МВД России, а также по согласованию и в установленном порядке с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти проведение комиссионных обследований мест хранения денежных средств, драгоценных металлов и камней, оружия и боеприпасов, наркотических веществ, объектов культурного наследия, жизнеобеспечения и других особо важных объектов, охраняемых подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел.