Вывоз мусора тсж. Вывоз мусора и ТБО для ТСЖ: работы по договору, всегда в срок, выгодные цены. Наша техника и контейнеры

Вопрос:

Начисление платы в ТСЖ за вывоз мусора

Согласно протокола собрания ТСЖ 2005 года у нас в доме начисляется вывоз мусора за количество проживающих в квартире.

Вопрос первый - правомерно это или нет?
Вопрос второй - если нет то получается ТСЖ общим собранием собственников или без всякого собрания должны начислять за вывоз мусора по кв.метрам?

И последний вопрос - если правомерно начислять за количество проживающих то как этих проживающих считать?

У нас такой случай. квартира в которой прописан 1 человек, а проживает 2. мы начили начислять за 2 проживающих. они подали заявление в прокуратуру что якобы проживает 1 человек и то появляется 2-3 раза в месяц, остальное время проживает в другом городе. как нам заставить плотить за 2 проживающих если мы их периодически 2-3 раза в неделю видим?


22 декабря 2015 г.

Ответы на вопрос "Начисление платы в ТСЖ за вывоз мусора":

24.12.2015, Ирина Васильева
Ответ по существу вопроса Про мусор все сказано в 491 постановлении правительства. Читайте и исполняйте.

23.12.2015, Афанасий
Ответ по существу вопроса 1. Неправомерно
2. Без всякого собрания
3. считайте метры своей квартиры
4. Следует выяснить, а платит ли "непрописанный" в другом городе? И вообще, а где он постоянно зарегистирован?
Нет доказательств постоянного пребывания человека в квартире, нет и оплаты. Может, мужик к себе девушек регулярно вызывает... И Вы это наблюдаете. Но оснований для увеличения платы за жилье только на этом основании - нет...

23.12.2015, Пользователь Просто Михалыч
Ответ по существу вопроса Вот смотрю свой счёт за квартиру и не вижу никакую строку за вывоз мусора,только содержание жилья-за 1кв.м.х 20.16р.=1040руб и всё.Как можно считать по проживающим?..ГЛУПОСТЬ.А если это гостиница малая-сегодня 10 а завтра никого человек или по прописке-регистрации считать ребёнок не выписался уехал учиться-тогда как его мусор в тот город списывать или домой будет возить его.

23.12.2015, Сергей Шинкаренко
Ответ по существу вопроса 1. правомерно
2.вытекает из первого, когда принимали решение нужно было рассмотреть механизм учета проживающих, одно дело когда дом маленький до 100 квартир, а когда 250 и более

22.12.2015, Ольга Татаурова
Ответ по существу вопроса В нашем доме начисления производятся по количеству проживающих. Если отказываются платить, составляете акт о том,что в квартире фактически проживают двое, соседи его подписывают, и участковый должен зафиксировать факт проживания в квартире двух человек.

22.12.2015, сергей
Ответ по существу вопроса В разных регионах расчеты по вывозу и утилизации мусора различны. В частности в Томской области уже более 2-х лет расчет исходя из количества проживающих граждан в жилом помещении.
В соседнем регионе данная услуга включена в оплату за содержание и обслуживание жилья и расчет производится исходя из площади помещения.
Со второго полугодия 2016 года во всех регионах подход по расчету будет одинаков: 23 декабря 2014 года ГосДумой внесены поправки к закону «Об отходах производств и потребления" согласно поправкам оплата за сбор и перевозку твердых бытовых отходов будет производиться в рамках раздела «Коммунальные услуги» и начисления за вывоз мусора будут производиться согласно числу проживающих, а не площади жилого помещения.
Органы местного самоуправления в течении данного переходного периода обязанности провести расчеты и утвердить местные нормативы в расчете на 1 человека, т.к. тариф будет зависеть от конкретного места проживания.
Отвечая на первый вопрос: ТСЖ вполне законно на более раннем этапе приняла подобное решение, передя на новую систему начислений сбора и вывоза мусора. по всей видимости решением общего собрания был изменен тариф оплаты за содержание и обслуживание жилья, исключив из его составляющих данную услугу и оплату по ней.
Что касается второго вопроса: четко знать реальное число проживающих, контролировать миграцию станет дополнительной обязанностью управляющих компаний и ТСЖ.

22.12.2015, Александр Николаевич Гаркуша
Ответ по существу вопроса Положения Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ» (Федеральный закон № 458-ФЗ) вступят в силу с начала 2016 г.
Основное изменение состоит в том, что услуга по вывозу мусора выводится из состава работ по техническому обслуживанию и становится коммунальной услугой.
Вместо услуги «вывоз твердых бытовых отходов» появляется новый термин «вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО)». Речь идет об отходах, образующихся в жилых помещениях в процессе удовлетворения личных и бытовых нужд физических лиц, в т. ч. товаров народного потребления. К твердым коммунальным отходам также отнесены подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, отходы деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. К сожалению, по-прежнему остался пробел в отношении таких отходов, как, например, листва или спиленные деревья, поэтому может встать вопрос с оплатой услуг по вывозу таких неучтенных отходов.
Поскольку услуга становится коммунальной, с 1 января 2016 г. размер платы будет начисляться не с квадратного метра, а с количества проживающих. Здесь кроется огромный вопрос - как выявить фактическое потребление при проживании граждан без временной регистрации?
Единственным выходом может стать внесение изменений в Правила предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, применительно к процедуре актирования временных проживающих. Необходимо установить, что на основании составленного акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, управляющая организация либо ТСЖ вправе производить начисления за эту услугу.
Цена на накопление ТКО будет определяться исходя из нормативов, которые утвердят уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ.
Вместе с тем вступивший в силу закон не решил ряд проблем.
При заключении договора с региональным оператором главным вопросом будет определение точки поставки коммунального ресурса и границы эксплуатационной ответственности.
На сегодня такие границы определены для каждого ресурса в постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
Логика законодателя основывается на том, что каждая сторона должна принять в обслуживание то, что находится в ее собственности, стоит на ее балансе. Например, из пп. 5–7 Правил содержания общего имущества следует, что внутридомовые системы холодного, горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и электроснабжения, а также коллективные (общедомовые) приборы учета включены в состав общего имущества собственников помещений, а значит, обслуживаются УО. Обслуживание сетей за стенами МКД берет на себя поставщик услуги.
Но в случае с вывозом мусора такая логика дает сбой. Региональный оператор начинает предоставлять свои услуги от контейнерной площадки. Содержание контейнерных площадок, бункеров-накопителей возлагается на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которым соответствующие объекты принадлежат на праве собственности, аренды или ином вещевом праве либо в управлении которых они находятся. Но в большинстве регионов контейнерные площадки не являются ни общим имуществом собственников помещений в МКД, ни имуществом муниципалитетов. Для того чтобы оформить контейнерные площадки как общее имущество собственников помещений в МКД, необходимо иметь сформированный земельный участок и решение собрания таких собственников (пп. 1–10 Правил содержания № 491 и ст. 30, 36, 40, 161, 162 ЖК РФ).
Таким образом, по каждому МКД органы местного самоуправления должны определить границы земельного участка, относящегося к общему имуществу дома. Если это не сделано, муниципалитетам необходимо в срочном порядке, до 01.01.2016, оформить право собственности на контейнерные площадки на себя и передать их обслуживание региональному оператору.

22.12.2015, Александр Казаков
Ответ по существу вопроса
1. На данный момент времени – это не правильно. Но скоро грядут изменения в ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ (утверждены ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354).

3. Правила п.56(1). В случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю).
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Но с 01.04.2016г. направлять акт в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции не будет необходимости.

Всё это действительно ТОЛЬКО при отсутствии в квартире индивидуальных приборов учёта.

В прошлом году Правительство г.Москвы выпустило постановление от 13.09.2012 г. № 485-ПП. Согласно этому документу в Юго-западном округе столицы начал проводится Эксперимент по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором.
Для этого был разыгран конкурс, по условиям которого организация-победитель получала государственный контракт сроком на 15 (!!!) лет общей стоимостью около 25 млрд.руб. на вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора со всей территории округа.
Эксперимент длинною 15 лет конечно вызывает удивление. И безусловно такой монополизм не может пройти без скандалов, подозрений в коррупции и использования монополистом своего привелигированного положения.
Вот и появилось уже первое открытое письмо жилищных объединений ЮЗАО Москвы. Думаю, не последнее.
И странно, что по такому монопольному поводу нет реакции со тороны Федеральной антимонопольной службы.
Вот это обращение.

Президенту РФ Путину В.В.

Мэру Москвы Собянину С.С.

Жилищным объединениям Москвы

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ЖИЛИЩНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЮГО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГ О ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ

в защиту прав собственников помещений в многоквартирных домах

и жилищных объединений в ЮЗАО г. Москвы

На территории Юго-Западного округа г. Москвы с января 2013 года проводится Эксперимент по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором соответствии с Постановлением Правительства г.Москвы от 13.09.2012 г. № 485-ПП.

С сожалением вынуждены констатировать, что инициатива Департамента жилищно-коммунал ьного хозяйства и благоустройства города Москвы имеет явные признаки коррупционной составляющей.

Данный Эксперимент нарушает закрепленные жилищным, гражданским и антимонопольным законодательство м РФ права и экономические интересы собстве нников помещений в многоквартирных дома, жилищных объединений ЖСК и ТСЖ, коммерческих организаций, работающих на рынке города Москвы и осуществляющих сбор, вывоз и утилизацию мусора, а также экономические интересы бюджета города Москвы по следующим основаниям:

I . В соответствии с законодательство м РФ (ст.154, ст.161 ЖК РФ,Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491) собственники помещений самостоятельно определяют способ управления многоквартирным домом и имеют право создавать жилищные объединения (ЖСК/ТСЖ) в целях управления домом. Жилищные объединения отвечают за содержание и ремонт общего имущества, обеспечивая выполнение работ и услуг по надлежащему его содержанию. Расходы по обращению с твердыми бытовыми отходами (ТБО) и крупногабаритным мусором (КГМ), состоящие из расходов на утилизацию (захоронение) и транспортировку ТБО и КГМ, входят в оплату содержания и текущего ремонта общего имущества(ст. 154 ЖК РФ). Содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТБО).

При утверждении тарифов для населения для оплаты содержания и ремонта жилых помещений Правительством Москвы учитываются, в том числе, расходы на сбор и вывоз ТБО в соответствии с нормами ЖК РФ и вышеуказанными Правилами. В соответствии с методикой расчета ставок планово-норматив ного расхода (распоряжение Правительства Москвы от 16.03.2010 г. № 460-РП), расходы по вывозу (транспортировке) и обезвреживанию ТБО и КГМ, образуемых населением, включаются в данную ставку, которая ежегодно утверждается Правительством Москвы для расчета субсидий, предоставляемых жилищным объединениям на содержаниеитекущийремонт общего имущества.

Таким образом, расходы на вывоз и обезвреживание ТБО и КГМ подлежат оплате за счет выделяемых из бюджета города субсидий жилищным объединениям на содержание и текущий ремонт общего имущества, а также платежей населения за содержание и ремонт жилого помещения. Выделение оплаты этих расходов в отдельный вид платежей неправомерно.

II . В соответствии с федеральным законом от 31.12.2004 г. № 210-ФЗ государственному регулированию подлежат тарифы в сфере утилизации (захоронения) ТБО. При этом закон не относит услуги по сбору и вывозу ТБО и КГМ к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, осуществляющей эту деятельность, на основании договора с потребителем.

Введение на территории ЮЗАО Эксперимента с 01 января 2013 г. лишает возможности собственников по своему усмотрению, с учетом экономически выгодного для себя решения, выбрать как организацию по утилизации (захоронению) ТБО и КГМ, так и исполнителя услуг по их сбору, вывозу и транспортировке. Эти функции в течение 15 лет будет исполнять в централизованном порядке один подрядчик - ООО «МКМ-Логистик», которому созданы условия доминирующего положения на рынке по предоставлению названных услуг без учета экономических интересов отдельных МКД. Более того, жилищные объединения, участвующие в эксперименте, лишаются возможности влияния на качество и своевременность выполнения работ по вывозу мусора, но продолжают нести ответственность за данные работыв в соответствии с законодательство м РФ

Никаких предварительных обсуждений, консультаций с жилищными объединениями фактически обеспечивающими вывоз и утилизацию мусора и владеющими полной экономической составляющей по своим домам, инициаторы Эксперимента не проводили. Анализ Прогноза объемов государственного заказа, сформированного ГКУ «Мосэкопром» и положенного в основу расчетов цены госконтракта №017320000141200 1200

«В декабре 2012 года неизвестная компания «МКМ-логистика» выиграла один из самых крупных тендеров года — «на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами… на территории Юго-Западного административног о округа города Москвы». Компания оказалась единственным участником этого подряда, исполнение которого растянется на 15 лет. До 2027 года компания будет обеспечивать раздельный сбор мусора, его транспортировку, обезвреживание и частичную переработку». Сумма госконтракта: 25 млрд рублей».

(Для справки: ООО «МКМ-Логистика» учреждено физическим лицом Чигиринским Михаилом Александровичем и зарегистрировано в ЕГРЮЛ 14.01.2009 г. с основным видом деятельности: деятельность автомобильного грузового специализированн ого транспорта (Код по ОКВЭД 60.24.1). На момент подведения итогов открытого конкурса 06.12.2012 г. по госконтракту №017320000141200 1200 учредителем ООО продолжал оставаться г-н Чигиринский М.А., а вот уже 19.12.2012 г. состав участников общества изменился. Ими становятся три иностранных юридических лица: ЭРВИНГТОН ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД (страна регистрации Кипр 10.04.2008 г.), ВЕБКОН ИНВЕСТМЕНС ЛИМИТЕД (страна регистрации Кипр 11.04.2012 г.), КАЛВЕРОН ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД (страна регистрации Британские Виргинские Острова 08.11.2012), владеющие по 33,3 % доли, и одно физическое лицо - Чигиринский М.А. с долей в 0,124%).

Призываем Президента Российской Федерации В.В. Путина дать поручение Генеральному прокурору РФ провести проверку законности способа, каким в ЮЗАО г. Москвы проводится Эксперимент по сбору и утилизации мусора, а также законности лишения жилищных объединений, не участвующих в Эксперименте и осуществляющих сбор и утилизацию мусора самостоятельно, субсидий на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах и передачу данных средств частной компании ООО «МкМ-Логистика» за невыполняемые объемы работ.

В квартире проживает 2 человека а в квитанции на оплату за вывоз мусора тсж выставляет за 3 человек.

Обратитесь в ТСЖ с соответствующим заявлением.

В данном случае значение имеет количество зарегистрированных жильцов, если нет заявления о временном отсутствии кого-либо из них.

Если на общем собрании утвержден тариф на управление, содержании и ремонт дома (строка в квитанции содержание и ремонт жилья), то выделение отдельной строкой вывоз и утилизация в размере превышающего утвержденного тарифа (первая строка в квитанции) не законены и является Вашеми убытками, т.к жилищным законодательством не предусмотренна отдельная услуга по вывозу и утилизации ТБО, в связи с чем любые начисления не законны

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

У меня ИП, арендую подвальное помещение у тсж. Обязательно ли заключение договора на вывоз мусора, если в плату за аренду все включено?

Здравствуйте.
1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

2. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.

3. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

4. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

5. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон.

Ст.421 ГК РФ.

Законом может быть предусмотрено обязательное заключение договора.




Скопление мусора - это серьезная проблема, которую нужно быстро решать. Для этого существуют специальные свалки и площадки по утилизации. Такой щекотливый вопрос можно оперативно урегулировать, заключив договор на вывоз мусора, что очень важно в случаях с опасными отходами. Рассмотрим данный процесс детальнее.

Вопросы, рассмотренные в статье:

  • Кому необходимо заключать договор на вывоз мусора.
  • Обязательно ли заключать договор на вывоз мусора.
  • С кем заключать договор на вывоз мусора.
  • Как снизить расходы, заключая договор на вывоз мусора.
  • Какие нюансы есть в договоре на вывоз мусора для УО.

Кому необходимо заключить договор на вывоз мусора

По жилищному праву, собственники жилых помещений в МКД кроме своих квартир обязаны проявлять заботу об общем имуществе дома, включая контейнеры с мусором и их систематическое опорожнение. Оформление договоров с предприятиями по утилизации бытовых отходов жильцы чаще всего возлагают на ТСЖ или управляющую организацию, которая занимается содержанием дома. Однако каждый владелец имеет право заключить индивидуальный договор на вывоз мусора отдельно от остальных.

Намного любопытнее складывается ситуация у собственников коттеджей и домов в частной застройке. Официально их нельзя заставить подписать соглашение на вывоз ТБО, поэтому большинство домовладельцев самостоятельно отвозят свои бытовые отходы на свалку. Но если хозяин не захочет совершать лишние действия и станет пользоваться общим контейнером, заключение договора на вывоз мусора неизбежно. К тому же санитарное состояние домовладений находится под контролем местных органов власти, а в ряде регионов России к собственникам частного жилья, наносящим вред экологии, применяются даже административные санкции. Следовательно, незаключение соответствующего договора может квалифицироваться как загрязнение окружающей среды.

Кроме домовладельцев и предпринимателей, располагающих торговыми точками и офисами в городской черте. Они тоже имеют право выбора одного из вариантов: освобождаться от мусора (чаще всего это упаковка и коробки, которые накапливаются при приемке товара) самостоятельно либо оформлять договор вывоза мусора с юридическим лицом или управляющей организацией.

В то же время во многих населенных пунктах приняты собственные правила благоустройства территорий и их санитарного содержания, по которым организации и частные предприниматели обязаны заключать договоры такого рода. Чтобы избежать этого, существует единственный способ - получение лицензии на вывоз отходов, которая предоставляет юридическим лицам и ИП возможность для самостоятельного обслуживания.

Обязательно ли заключать договор на вывоз мусора

Подавляющее большинство российских городов удачно совмещает многоэтажную жилую застройку с частным сектором, в то время как обязанности по содержанию коллективного имущества МКД, включая мусорные баки, официально возложены на владельцев квартир согласно Жилищному кодексу Российской Федерации. Необходимость оформлять договор на вывоз тбо для хозяев частных домов федеральным правом не предусмотрена.

Это повышает актуальность избавления от бытовых отходов и их утилизации для городского населения, а проблема сбора мусора все больше обостряется в связи с расширением и развитием административных единиц. Откуда берется столько мусора? ТБО (другими словами – бытовые отходы) являются результатом жизнедеятельности человека и следствием работы предприятий. Основные проблемы возникают в процессе сбора и вывоза отбросов из жилого сектора и организаций.

Функция очищения населенных пунктов от ТБО возложена на органы МСУ. Поэтому администрации многих городов и районов вовремя обратили внимание на остроту данной проблемы. Вернее, на нерегулярность очищения от бытовых отходов территорий частного сектора. Они оперативно урегулировали этот вопрос на местном уровне путем издания необходимых приказов и распоряжений.

Региональные органы власти обязывают специализированные предприятия размещать и вывозить мусорные баки из частной жилой застройки, а также мотивируют домовладельцев заключать договоры на оказание услуг по вывозу мусора.

Необходимость оформления подобных документов для организаций предусмотрена законами и санитарными нормами РФ.

Для управляющих компаний (в том числе жидких) включен в перечень мероприятий по содержанию коллективного имущества собственников, чем они и занимаются согласно «Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме». Они же составляют договоры с нужными предприятиями или ИП, которые специализируются на данных работах и являются непосредственными поставщиками услуг. Возникает лишь вопрос, с какой организацией заключить договор на вывоз мусора в 2017?

С кем заключать договор на вывоз мусора

В соглашении участвуют две стороны - заказчик и исполнитель:

  • в роли заказчика может выступать любое юридическое лицо, ИП или гражданин. Составить документ вправе собственники МКД и владельцы личных участков земли в частной застройке;
  • исполнителем может стать предприятие или ИП. Гражданское лицо может официально вывозить отходы лишь 5-го класса опасности. Для сбора и дальнейшей утилизации ТБО первых четырех классов опасности исполнитель должен иметь лицензию (статья 12 п.30 ФЗ №99 от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Согласно ст.426 Гражданского кодекса договор на вывоз мусора является гласным. Это говорит о том, что предприятие, вывозящее ТБО, обязано сотрудничать со всеми субъектами, желающими получать его услуги. При этом, несмотря на свои обязательства, организация самостоятельно формирует условия договора, единые для всех клиентов. Это вряд ли позволит заказчику внести изменения в документ.

В связи с действием на территории РФ свободы заключения договоров заказчика нельзя заставить подписывать соглашение с конкретно выбранной организацией. Если местные органы власти требуют сотрудничества с указанной ими компанией, это противоречит закону.

Какие пункты содержит договор на вывоз мусора (образец)

Чаще всего документы по услугам ТБО оформляют юристы предприятия-исполнителя или специалисты управляющей организации, которая обслуживает МКД. В первом и втором случае типовой договор на вывоз мусора должен вмещать основные данные:

  • название (или ФИО) обеих сторон;
  • фактический адрес объекта вывоза ТБО;
  • количество вывозимых отходов;
  • график предоставления услуги (вносится в документ или оформляется приложением);
  • стоимость работ согласно актуальным тарифам;
  • обязанности, полномочия, ответственность сторон.

Кроме того, документ может содержать сведения об отходах, которые не подлежат вывозу данным исполнителем. Как правило, это токсичные предметы (например, ртутные лампы, которые подлежат особой утилизации специальными предприятиями и которые выбрасывать в общие контейнеры запрещено). Сюда же относится строительный мусор, скопившийся после ремонта управляющей компании, металлолом и крупногабаритные отходы, опавшая листва и сломанные ветви с придомовой территории.

Договор вывоза мусора с физическим лицом составляется в письменном виде. Вдобавок законом допускается не только формат двухстороннего соглашения за подписью обеих сторон, но также талоны или квитанции, получаемые от исполнителя работ. Здесь работают положения статьи 428 Гражданского кодекса о договоре присоединения. То есть заказчик предварительно принимает условия, предложенные поставщиком услуг. Выданная квитанция доказывает, что стороны полностью исполнили договорные обязательства.

Какие нюансы содержит договор на вывоз мусора для УО

В начале прошлого года вступили в силу изменения (№458-ФЗ от 29.12.2014) к закону «Об отходах производства и потребления» и другим правовым актам, а также отмена некоторых положений и даже целых нормативов РФ. Что нового принес этот федеральный закон?

Главным изменением стало выведение услуги вывоза мусора из категории работ по техобслуживанию с последующим отнесением его к разряду коммунальных услуг.

Вместо понятия «вывоз ТБО» введен новый термин – «вывоз ТКО (твердых коммунальных отходов)». Имеются в виду отходы, которые появляются у граждан при удовлетворении бытовых и личных нужд, включая товары народного потребления. В группу ТКО также вошли отходы деятельности ИП и юридических лиц, по составу аналогичные отходам собственников квартир, образуемым в процессе потребления.

До сих пор в законодательстве существует пробел по жидким отходам, возникающим в домах без канализации и центрального водоснабжения, которые скапливаются в выгребных и сливных ямах. Такая же ситуация сохраняется со спиленными деревьями и листвой. Все это вызывает вопросы, связанные с оплатой услуг по избавлению от подобных неучтенных отходов.

Та как услуга с января 2016 года стала коммунальной, оплата за нее рассчитывается не на число проживающих, а на квадратный метр площади. И здесь возникает главный вопрос - как определить реальное потребление для граждан, живущих без временной прописки? В сравнении с остальными услугами ЖКХ на вывоз мусора нельзя поставить приборы учета. Разумным выходом могут стать поправки к «Правилам предоставления коммунальных услуг» (Постановление №354 от 06.05.2011 Правительства РФ) в части актирования проживающих временно граждан. Данным документом нужно закрепить, что на основе данных о фактической численности жильцов, временно живущих в квартире МКД, управляющая компания или ТСЖ могут осуществлять начисления за услугу ТКО.

Мнение эксперта

Перерасчет коммунальной услуги

А.Н. Гаркуша,

председатель правления ТСЖ «Флиера 9», Орехово-Зуево

Не совсем ясен механизм определения характеристик качества услуги по договору на вывоз мусора, а также исполнителя этих работ.

На основании пункта 49 Правил №354 поставщик коммунальных услуг должен обеспечивать потребителям их должное качество, безопасность для здоровья (жизни) и безвредность для их имущества согласно договору и законодательным нормам РФ.

В свою очередь, потребитель коммунальных услуг вправе требовать от исполнителя компенсацию неустойки (штрафа, пени), возмещение ущерба и вреда для здоровья, жизни либо имущества собственника жилья (и граждан, с ним проживающих) из-за выполнения работ неподобающего качества.

К тому же не до конца доработаны критерии оценки качества услуг по вывозу бытовых отходов, что со своей стороны может ущемлять права потребителя.

Если договор не предусматривает иное, исполнитель обязан осуществлять расчет платы за оказанные им коммунальные услуги (как того требуют Правила №354), а также выполнять перерасчет сумм оплаты за КУ при имеющихся на то основаниях, включая выполнение работ плохого качества или с перерывами недопустимой продолжительности. Перерасчет производится и за время отсутствия собственника в занимаемой квартире после проведения проверки на предмет достоверности предоставленных им исполнителю показаний приборов учета, а также фиксации данных индивидуальных, квартирных (общих), комнатных счетчиков (распределителей), размещенных снаружи помещений (согласно пункту 31 п/п «г» указанных Правил).

Итак, с основаниями для проведения перерасчета оплаты коммунальных услуг согласно пункту 93 все ясно. А как быть с соблюдением их достойного качества и недопустимо долгими перерывами?

Поставщик услуг может проверять численность проживающих в квартире потребителей, включая временных лиц, и подтверждать это официально составленным актом в соответствии с пунктом 32 п/п «е.1».

Когда в жилом помещении обитают временные потребители, сумма оплаты за получаемые услуги ЖКХ исчисляется из расчета количества постоянных и временных жильцов, находящихся на данной площади. Вместе с тем при начислении платы за определенный вид КУ потребителя относят к категории временно проживающих, если он находится в квартире 5 дней подряд и более.

Как все это время должен вести себя председатель ТСЖ или ЖСК? На протяжении 5-ти суток караулить входную дверь с понятыми? Разумеется, владельцы помещений МКД и пользователи их квартир должны уведомить управляющую организацию обо всех временных жильцах. Однако вряд ли они сделают это добровольно.

Если потребитель не появлялся в жилом помещении полных пять календарных дней и дольше, сумма оплаты получаемых услуг ЖКХ подлежит пересчету за исключением центрального отопления.

Для соблюдения потребительских прав и при оформлении должных документов вполне возможен перерасчет с одновременным согласованием конечной суммы с РСО и снижением общего платежа для ТСЖ или ЖСК.

Тем не менее предприятия, которые занимаются вывозом и утилизацией ТКО, о перерасчете даже слышать не хотят. Каким должен быть механизм подобного перерасчета? И кто окажется крайним в этой веренице: исполнитель, заключивший договор на вывоз мусора, либо управление соцзащиты?

За какой период времени предполагается начисление на пять дней постоянного проживания – за месяц или только за эти дни?

Если жильца не было в квартире 5 дней, после чего он более 3-х недель заваливал мусорный бак, почему обслуживающая компания должна вывозить отходы бесплатно?

Для такого случая ни один из документов, предложенных Правилами (пункт 93) и прилагаемых к заявлению, не годится, кроме «иных документов, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность его временного отсутствия в жилом помещении» (п/п «к»).

  • Стоимость услуг.

Стоимость накопления ТКО определяется на основании нормативных актов, принимаемых государственными органами власти для каждого из субъектов РФ.

Опубликовано новое постановление о ценообразовании в части обращения с ТКО, а старый документ №520, утвержденный Правительством РФ 14.07.2008, прекратил свое действие 01.01.2016. В нише обращения с коммунальными отходами установлены новые допустимые регламентируемые тарифы:

  • на обслуживание для регионального оператора (единая ставка);
  • на обработку, утилизацию и захоронение бытовых отходов.

Цены на услуги предприятий, которые занимаются операциями с ТКО, устанавливаются по договоренности сторон. Они не могут превышать граничные тарифы, принятые соответствующими органами местной власти субъектов РФ для проведения контролируемой деятельности по обращению с бытовыми отходами.

Имеют право на существование и расценки, дифференцированные по группам потребителей, допустим, проживающих в МКД и частных домах, или по муниципальным образованиям, техническим характеристикам каждой территории.

Мнение эксперта

Изменение порядка оплаты услуг по вывозу, транспортировке и захоронению твердых бытовых отходов

Ю.М. Федоров,

Новый порядок оплаты услуг по вывозу, транспортировке и захоронению ТБО не отрегулирован должным образом, и его реализация вызывает у экспертов определенные опасения. Так пока еще не во всех субъектах РФ назначены региональные операторы, а где назначены - еще не везде заключены необходимые договоры с потребителями коммунальных услуг и организациями, предоставляющими услуги по их сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию. Не урегулированы в должной мере во многих регионах вопросы финансирования деятельности региональных операторов. Много вопросов и опасений о вероятности увеличения размера платы за новую коммунальную услугу. Хотя уполномоченные чиновники из Минстроя России, жилищных инспекций и некоторых других органов государственной власти обещают плату не повышать.

  • Региональные программы.

С учетом того, что раньше общий технологический процесс дифференцировался между исполнителями (то есть транспортировку, утилизацию и захоронение осуществляли независимые друг от друга организации), сейчас законодатель возложил весь процесс на одного исполнителя. С этой целью каждый субъект РФ выбирает для себя регионального оператора, с которым составляет договор на вывоз ТКО. Принятый федеральный закон устанавливает необходимость разработки и внедрения для каждого субъекта РФ региональных программ по обороту отходов, рассчитанных на десять лет.

Статья 1 законодательного акта №458-ФЗ устанавливает, что региональным оператором является юридическое лицо, оформившее договор на предоставление услуг по вывозу и обработке ТКО с их владельцем на территории, попадающей в зону охвата данного оператора. С начала прошлого года все потребители обязаны были оформить соглашения на обслуживание их региональным оператором во исполнение статьи 12 упомянутого Закона.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса договор на организацию вывоза мусора является гласным, а управляющие компании и ТСЖ должны подписать документ с региональным оператором. Он, со своей стороны, обязан принимать бытовые отходы в местах и количествах, указанных в соглашении, организовывать их сбор, перевозку, переработку, обезвреживание и захоронение согласно нормативам РФ. Владелец ТКО, в свою очередь, оплачивает работу регионального оператора по стоимости, рассчитанной и утвержденной в рамках единого тарифа. Законодательно утвержден образец типового договора на вывоз мусора. Если в МКД выбрана и утверждена форма прямого управления, соглашение будет заключаться без посредников между владельцами помещений и региональным оператором.

Работая по договорной схеме, управляющая компания, ТСЖ или ЖСК собирают плату за вывоз бытовых отходов и ведут работу с недобросовестными плательщиками. Во исполнение «Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (пункт 4, п/п «ж»), принятых 15.05.2013 постановлением Правительства №416, управляющий орган МКД организует и проводит расчеты за услуги ЖКХ, включая начисление выплат, оформление платежных квитанций, отправление их хозяевам и пользователям квартир многоэтажки, принятие претензионно-исковых мер к должникам.

Одновременно с этим предусмотрен прямой способ поступления коммунальных платежей от владельцев жилья в компанию, поставляющую ресурсы. Так как вывоз бытовых отходов является коммунальной услугой, высока вероятность, что будут изменены и данные правоотношения.

  • Лицензирование деятельности по обращению с отходами.

Произошли изменения в правовом поле системы обращения с отходами. До этого работы по обезвреживанию и утилизации отходов I-IV категорий опасности подлежали лицензированию в соответствии с ФЗ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011. Позднее, с 01.07.2015, подобное официальное разрешение потребовалось также на сбор, перевозку, переработку, обезвреживание и распределение небезопасных бытовых отходов, принадлежащих к указанным классам вредности.

Постановление Правительства №1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», принятое 03.10.2015, четко установило:

  • лицензирующий орган в лице Росприроднадзора;
  • список работ, подлежащих лицензированию в данной сфере деятельности;
  • лицензионные условия для претендента на получение лицензии и лицензиата формулируются Федеральными законодательными актами «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления»;
  • пакет документов, необходимый для получения лицензии;
  • список документации на случай переоформления лицензии при расширении видов лицензионной деятельности либо изменения ее дислокации;
  • перечисление грубых нарушений условий лицензии.

На сегодняшний день лицензии на операции по обработке и распределению ТКО I-IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, действительны до 01.01.2019.

Мнение эксперта

С вывозом отходов осталось много нерешенных проблем

Е.В. Шерешовец,

директор консалтинговой компании «КИТ», заведующая кафедрой «Правовое регулирование строительства и ЖКХ» в ФАУ ДПО «Государственная академия повышения квалификации, переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса» при Минстрое России

Принятый Федеральный закон не урегулировал ряд вопросов.

Основной проблемой, возникающей при оформлении взаимодействия с региональным оператором, является утверждение места поставки коммунального ресурса, а также границ эксплуатационной ответственности. Данные границы по каждому конкретному ресурсу официально утверждены постановлением №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», принятого 13.08.2006.

Смысл законодательного акта заключается в принятии на обслуживание каждой стороной договора имущества, которым она владеет или которое приняла на баланс. Так на основании пунктов 5-7 упомянутых Правил содержания очевидно, что все инженерные системы здания (ХВС, ГВС, электро- и газоснабжение, отопление) и коллективные приборы учета принадлежат к общему имуществу владельцев МКД, следовательно, обслуживаются управляющей организацией. Состояние коммуникационных сетей вне стен жилого дома контролируют поставщики услуг.

Однако в случае договора на вывоз мусора данная логика не всегда уместна. Услуги регионального оператора начинают действовать с контейнерной площадки. В свою очередь, уход за контейнерами и накопительными бункерами относится к компетенции юридических лиц, частных предпринимателей и граждан, которые являются их законными владельцами (арендаторами), имеют на них вещевое право либо официально управляют данными объектами.

Тем не менее контейнерные площадки большинства регионов не принадлежат к общему имуществу владельцев МКД и муниципальной собственности. Чтобы оформить их в качестве коллективной собственности МКД, нужно сформировать земельный участок и принять соответствующее решение на общем собрании жильцов многоэтажки (пункты 1-10 Правил №491, статьи 30, 36, 40, 161 и 162 Жилищного кодекса).

Итак, для каждого МКД местные органы власти должны установить границы участка земли, который входит в состав общего имущества здания. В противном случае муниципалитеты имели право (до конца 2015 года) принять контейнерные площадки в собственность, чтобы передать их региональному оператору для оказания услуг. Иначе ТСЖ и управляющие компании вправе отказаться от содержания контейнерных площадок в связи с недостатком средств, поскольку все деньги, получаемые по договору на вывоз мусора, будет забирать региональный оператор.

Следующий нерешенный вопрос – как определить степень качества услуги вывоза бытовых отходов? Во исполнение пункта 49 Правил №354 исполнитель КУ обязан оказывать потребителям услуги должного качества, безопасные для здоровья и жизни, а также не причиняющие ущерб имуществу граждан согласно положениям договора и нормам законодательства РФ. Потребитель коммунальных услуг, со своей стороны, может претендовать на получение от исполнителя неустойки (штрафа, пени), компенсации убытков и вреда, нанесенного здоровью (жизни), имуществу пользователя (совместно проживающих лиц) из-за оказания КУ неподобающего качества. В то же время слабо отработаны критерии оценки качества услуг по транспортировке мусора, а это, в свой черед, частично ущемляет права потребителя.

Напоследок остается подчеркнуть, что все недоработанные вопросы должны быть урегулированы постановлениями правительства о предоставлении коммунальных услуг и порядке содержания общего имущества граждан. Хочу надеяться, что интересы управляющих компаний и ТСЖ будут соблюдены.

Как УО снизить расходы на услуги договора на вывоз мусора

  • Способы утилизации отходов.

Известный физик Нильс Бор (Дания) в свое время писал, что люди не погибнут в атомном кошмаре, а задохнутся в своих отходах. Эти слова подтверждаются практикой: житель российской столицы каждый день оставляет после себя почти 800 г бытового мусора. На первый взгляд, это мелочь, однако весьма важная. Суммарный вес производимых москвичами отходов жизнедеятельности достигает ежегодно по 5-7 млн тонн. Подавляющую часть (80 %) огромной кучи бытового мусора несколько тысяч грузовых машин (как правило, морально устаревших и чудовищно дымящих) везут на полигоны, которые зачастую уже заполнены, а большинство и вовсе закрыты. Сегодня в Подмосковье собралось около 120 млн тонн бытового мусора, который занимает более семисот гектаров земли. Если москвичи продолжат создавать бытовые отходы такими темпами, вопрос утилизации ТБО вскоре станет неразрешимым.

Существует отличная альтернатива захоронению мусора - процесс сжигания. Современные столичные мусоросжигательные предприятия перерабатывают до 13 % бытовых нечистот. Сжигание ТКО широко используется и за рубежом. Тем не менее жители столицы активно выступают против возведения мусоросжигательных заводов, полагая, что они засоряют атмосферу огромной массой вредных веществ. Конечно, этот аргумент вполне можно оспорить, поскольку сжигание отходов - это вполне современное решение. В процессе этого горы мусора превращаются в скромные кучки шлака, одновременно устраняя трудности с нехваткой земель для захоронения ТБО. Нынешние мусоросжигательные предприятия высокотехнологичны, экологически безопасны и одновременно представляют собой сложные и дорогостоящие производства. Некоторая доля затрат на их обслуживание компенсируется благодаря тепловой энергии, образуемой при сгорании мусора. Кроме того, расходы на утилизацию уменьшаются при захоронении шлаков, количество которых даже несопоставимо с колоссальными масштабами бытовых остатков.

В большинстве стран «мусорный вопрос» решается только путем сжигания ТБО. К примеру, в центре столицы Австрии работает мусоросжигательный завод, не только уничтожающий отходы, но и производящий при этом тепловую энергию, которой обогреваются 107 000 венских домов. Предприятие использует новейшую технологию сжигания, которая исключает опасные выбросы в атмосферу. Поэтому Вена по-прежнему считается одной из самых экологичных европейских столиц. Аналогичные мусоросжигательные мощности работают и в других крупных центрах Евросоюза.

В то же время мусор, утилизируемый в австрийской Вене, проходит предварительную сортировку, поэтому уничтожается только то, что не подлежит переработке в качестве вторичного сырья. Вдобавок методика мусоросжигания подразумевает обязательное очищение сгораемой массы от вредных для экологии остатков жизнедеятельности.

К сожалению, рассмотренные методики утилизации ТБО с каждым годом становятся все дороже, требуя повышения финансовых вложений на уровне города и в частности каждого потребителя, заключившего договор на вывоз мусора.

Можно ли снизить издержки на бытовые отходы, чтобы обеспечить людям экологически безопасную среду?

Разумеется, это возможно. Но для этого применяют селективное (раздельное) накопление мусора с дальнейшим рециклингом, то есть переработкой во вторсырье. Такой способ максимально выгоден экономически и безопасен в экологическом плане, поскольку ощутимо экономит земельные и минеральные ресурсы, не засоряет воздух, почву и водоемы. Сегодня в Москве вторичной утилизации подвергается до 6 % бытовых отходов. Причем даже этот скромный показатель эксперты считают завышенным. Поэтому абсолютное обращение к рециклингу видится весьма далекой перспективой ухода от захоронения мусора, хотя и максимально подходящей.

Твердые коммунальные отходы включают в себя битое стекло, металлолом, различные виды пластмасс, бумагу и картон, которые прессуются в смеси с влажными отходами пищи. Ориентировочное содержание фракций в ТКО отражено в следующей таблице.

Повторная переработка ненужного мусора - процесс неизбежный. Поэтому вопреки желаниям и возможностям нам придется его применять.

Другими словами, твердые бытовые отходы представляют собой ценные залежи сырья, пригодного для применения в промышленности. И что важно, для его добычи не нужно бурить нефтеносные земляные слои или опускаться в стволы шахт. Мы приобретаем такое сырье в форме упаковок и по привычке отправляем в мусор. Вдобавок еще и доплачиваем за избавление своего жилья от важных сырьевых материалов! По статистическим данным, доля вторсырья в твердых бытовых отходах москвичей составляет примерно 51 %.

Выходит, что повторная переработка бытового мусора неотвратима, и рано или поздно мы начнем заниматься этим всерьез. Тут же возникают вопросы: кто будет сортировать отходы и где лучше это делать, какую массу фракций выгодно выделять?

Разрозненный сбор ТБО должен стать способом подготовительного обогащения вторичного сырья для повышения продуктивности его последующей промышленной сортировки.

Известны два метода сортирования отходов: 1) предварительное разделение мусора до выноса из квартиры; 2) разбор отходов на специализированных станциях сортировки ТБО. Многократные эксперименты по избирательному накоплению мусора доказывают, что в роли сырья для дальнейшего производства продукции оптимальными будут коммунальные отходы, которые на начальном этапе рассортированы жильцами. Это подтверждают и результаты исследования, проведенного в Василеостровском районе северной столицы России.

Впрочем, дифференцированный сбор отходов вовсе не гарантирует получения чистых фракций вторсырья, используемых для непосредственного использования перерабатывающими заводами. Причина этого – проникновение смешанного мусора в баки с рассортированными бытовыми остатками. Отсюда следует, что раздельное накопление ТКО должно использоваться как способ заблаговременного обогащения вторсырья, который обеспечивает эффективность технологической заводской сортировки.

К сожалению, большинство россиян не может похвастаться своими просторными кухнями, поэтому скопление нескольких бачков для сортировки мусора в городских квартирах просто нереально. Как быть в таких случаях? Возложить все бремя распределения мусора на специализированные сортировочные станции либо все же перебирать отходы дома?

  • Лишние фракции.

Опыт зарубежных стран и российской действительности подтверждает, что смешанная модель рециклинга (дифференциация мусора населением с дальнейшей сортировкой в пунктах переработки) максимально эффективна, технически рациональна и экономически рентабельна. Проблематичной частью данной схемы становится разборка бытовых отходов населением, без чего результативность рециклинга сводится к нулю. Для этого потребуются новые организационные, технические и финансовые решения, которые создадут условия для распределения ТБО собственниками жилья, которые оформили договор на вывоз мусора.

Давайте попробуем понять, какие фракции на самом деле следует отсортировывать нам, а что можно выделить на станциях переработки. В последнее время ряд европейских государств, в особенности Германия, стремятся сократить группы сортируемых фракций, так как прекрасная идея переработки отходов становится абсурдной. А немцам приходится решать ежедневное уравнение со множеством неизвестных во время скрупулезной сортировки домашнего сора.

Пример

Большинство жителей Германии используют кофеварки, очистка которых занимает массу времени. Сваренная гуща должна отправляться в ведро для биологических отходов (имеют самый дешевый вывоз), бумажный фильтр (очищенный от кофе) помещается в бачок с бумагой, кофейную упаковку следует осмотреть на наличие особой маркировки Grune Punkt («зеленая точка»). Если таковая отсутствует, упаковка кладется в ведро с отходами аналогичной фракции. Присутствие маркировки говорит о том, что упаковка должна находиться в специальном контейнере. Вывоз упаковки Grune Punkt населением не оплачивается, поскольку его утилизация заранее профинансирована производителем.

Еще строже обстоят дела со сбором бытовых отходов в Японии. У них каждый житель перед покупкой новой вещи должен подумать, как ее потом утилизировать. Допустим, за утилизацию старого компьютера японцы платят $25-35 с учетом его модификации. Аналогичные требования предъявлены ко всем крупногабаритным предметам.

Рассматривая фракционный состав отечественных отходов, мы видим, что их подавляющая часть отводится бумаге (чаще всего упаковочной) и остаткам пищи. К тому же, если данные фракции смешаны, то их последующая переработка в большинстве случаев невозможна. Отсюда следует, что основной целью сортировки бытовых отходов жильцами является отделение пищевых отбросов. А остальная сухая масса в мире высоких технологий легко распределяется в пунктах мусоросортировки.

Куда же девать оставшиеся пищевые отходы? Рассмотрим существующие варианты для урегулирования данной проблемы.

Известно, что остатки пищи становятся превосходной средой для развития патогенных микроорганизмов, а также размножения крыс, мышей и насекомых. Знаете ли вы, что ведро с продуктовым мусором, оставленное на ночь в квартире, способно вызвать мигрень в процессе разложения пищи, выделяя при брожении ядовитые газы (даже фенол и аммиак)?

В качестве одного из способов освобождения квартир от пищевых отходов является приобретение специальных измельчителей. Там остатки еды очень мелко перемалываются, затем смываются в канализацию, чтобы в очистных сооружениях удалиться из стоков вместе с остальной органикой. Для измельчения созданы специальные устройства - диспоузеры, которые устанавливаются под мойкой на кухне и присоединяются к трубам водостока. Данный прибор можно отнести к группе природоохранных устройств. Он не допустит на полигоны даже самого мизерного процента органики и перемелет все, в том числе кости. Органические элементы, попадающие в сточные воды, успешно используют для генерации электроэнергии на очистных станциях. Для примера назовем Курьяновские очистные сооружения (КОС) российской столицы.

В нашей стране измельчители пищевых отходов еще не приобрели достаточной популярности, в сравнении с промышленно развитым Западом. Так в США подобные устройства установлены в 55 % зданий, Новая Зеландия имеет 37 % оборудованных диспоузерами домов, а Китай с Великобританией – 20 % и 7 % соответственно. Может быть, недалек тот день, когда эти полезные приборы появятся в наших домах наравне с привычными счетчиками воды и помогут потребителям уменьшить затраты на услуги договора на вывоз мусора.

Но пока измельчитель в квартире отсутствует, мы все-таки будем отсортировывать пищевой мусор от ТБО. И здесь нам не обойтись без разделения отходов на фракции. В случае с МКД, лишенными мусоропроводов, обычно сложностей не возникает, так как для сбора мусора на площадках помещают селективные контейнеры. Зато в домах с мусоропроводом практически невозможно организовать дифференцированный сбор мусора. Разумеется, можно заварить трубу мусороприемника, и жителям придется выносить мусор на оборудованные для этого площадки. Такой подход может даже улучшить санитарно-эпидемиологическое состояние здания, поскольку мусоропровод - главный источник любой заразы. Но вместе с тем комфортность обитателей таких домов резко снизится, что усложнит жизнь пенсионерам и людям с ограниченными возможностями. К тому же это нарушает права маломобильных категорий граждан. Разумным выходом из щекотливой ситуации станет практичное техническое решение – создание специального мусоропровода согласно современным требованиям к сортировке коммунальных отходов.

  • Установка по раздельному сбору.

Каждый год человечество выбрасывает почти 1,3 млрд тонн еды. В экономически развитых странах на единицу населения напрасно расходуется 95-115 кг продуктов питания. В последнее время Россия тоже не отстает от иностранных держав. Каждый житель столицы ежегодно отправляет в мусорный бак почти 150 кг остатков пищи (данная цифра учитывает потери в торговых точках, на складах и овощных базах).

В зарубежных странах приобрели популярность комплексные установки по селективному сбору отходов для МКД, размещаемые в камерах мусороприемника. Их действие элементарно. Снизу мусоропровода монтируется вращаемый стенд для приемки отходов, разграниченный на секции (в соответствии с количеством фракций). Каждый этаж оборудуется пультом с названием нужных фракций. Человек просто нажимает на нужную кнопку, и стенд поворачивается для «приема» мусора именно этой группы. Подобным образом все фракции ТКО сортируются по контейнерным отсекам. Остатки пищи сливаются в канализацию прямо в мусоросборной камере, намного сокращая объемы мусора, вывозимого для захоронения. А собственники МКД избавляются от обязанности выносить мусор во двор.

Первый опытный экземпляр российской установки для селективного сбора ТБО через мусоропровод прошел испытания в одном из московских жилых домов. Итак, наличие в МКД мусоропроводов, дооснащенных приборами для сортировки отходов, в какой-то мере урегулирует вопросы с раздельным накоплением сбора бытовых отбросов.

Применение высоких технологий для сбора мусора, основанных на последних поправках к Закону №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 (действуют с 01.07.2015), предусматривает и более высокие требования к контейнерным площадкам для мусора. На что нужно обратить особое внимание?

  1. Замена старых моделей мусорных баков на современные евроконтейнеры, оборудованные крышками.
  2. Внедрение избирательного сбора ТКО на контейнерных площадках.

Количество мусорных баков на площадке и периодичность удаления отходов должны отвечать действующей норме их накопления в расчете на одного жильца. Такой подход исключит переполнение баков и засорение мусором контейнерных пятачков.

Внедрение последних инноваций в деятельность по сбору, вывозу и переработке ТКО усовершенствует условия проживания граждан в МКД, а также улучшит санитарные показатели наших городов.