Методы стандартизации. Стандартизация —это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования. Стандартизация в россии Деятельность по установлению правил

Тема лекции: Интерпретационная техника

Вопросы:

1.Понятие, структура, причины толкования.

2.Техника толкования нормативных актов.

Вопрос №1.

Понятие толкования

Терминологическое введение в проблему

Толкование - это типичная деятельность юриста, прежде всего в романо-германской системе права. Любой юрист, работающий в законодательных или исполнительных органах, юрист-доктринер, юрист-практик, судья, адвокат и т. д. часто должен заниматься толкованием правовых норм и фактов, которые обусловливают и применение.

Сначала разберемся в терминах.

В повседневной жизни ≪толковать≫ - это значит находить точный смысл явления, делать ясным и очевидным то, что кажется нечетким, двусмысленным или запутанным, устанавливать и объяснять связи и взаимоотношения между фактами.

Термин ≪толкование≫ произошел от слов ≪толк≫, ≪смысл≫, ≪познание≫. Дело в том, что язык (терминологическая оболочка мысли) и смысл часто не совпадают.

Например, лектор при первом знакомстве со студенческой аудиторией обводит ее взглядом и говорит: ≪Здесь сидят птенцы, вылетевшие из гнезда под названием "школа"≫. Конечно, сказанное нельзя понимать буквально. Скорей всего, он имеет в виду, что здесь присутствуют люди:

1) молодые по возрасту;

2) недавно закончившие школу;

3) не имеющие большого жизненного опыта;

4) не обладающие профессиональными знаниями.

Наряду с термином, взятым из русского языка, обозначающим мыслительную операцию по установлению смысла и содержания какого-то явления, процесса, документа, текста, в том числе правового, существуют другие термины:

- ≪интерпретация≫ - разъяснение. Термин пришел из латинского языка. Он используется не только в юриспруденции, но и в повседневном языке;

- ≪экзегеза≫ - термин, который использовался в античности и Средневековье и обозначал толкование пророчеств, сновидений. Применялся он также в римском праве. В настоящее время этим термином не пользуются;

- ≪герменевтика≫ - термин, обозначающий искусство разъяснения, анализ текста. Своим происхождением он обязан богу Гермесу, который был покровителем красноречия, магии, глашатаем и вестником богов. Однако считалось, что он не только доставлял людям послания богов, но и толковал их, чтобы сделать понятными. Термин ≪герменевтика≫ используется и в настоящее время. Более того, некоторые ученые предлагают выделить юридическую герменевтику в качестве особой части теории государства и права.



Научные подходы к пониманию толкования

В изучении толкования, как часто бывает в науке, обнаруживается плюрализм мнений.

Под толкованием в широком смысле понимается познавательный процесс, направленный на объяснение явлений природы, социальных явлений, в том числе норм права.

В более узком смысле под толкованием (интерпретацией) понимается объяснение выражений, формул, символов, т. е. объяснение знаков естественного или искусственного языка. Именно в этом значении чаще всего термин ≪толкование≫ употребляется и в правоведении.

Однако за текстом норм права всегда стоит их содержание. Поэтому расшифровкой текстов дело не ограничивается. Толкователь обращается также к познанию смысла правовых явлений, стоящих за текстом нормы закона, воли правотворческого субъекта.

Особенная часть

Например, ипотека жилья. Строго терминологически ипотека означает выдачу кредитов на льготных условиях для строительства жилья. Но не любой может взять кредит на жилье, а только тот, кто имеет хотя бы небольшой достаток в семье и к тому же прилагает максимум усилий, чтобы заработать и создать для себя пригодные условия для проживания. Какой нужно иметь доход, на какой срок выдается льготный кредит, в каком размере и т. п. - все это касается правового явления в целом, а не только термина ≪ипотека жилья≫.

В юридической науке существует три подхода к пониманию толкования.

Первый основан на толковании буквы закона, это статический подход. Речь идет о толковании, которое отталкивается от самоготекста закона. Толкователь при этом руководствуется следующимправилом: все право вмещается в писаный закон; задача юристасостоит в том, чтобы извлечь его оттуда, следуя за волей законодателя. Другими словами, при толковании надо путем логическогоанализа тщательно, постатейно исследовать только сам текст закона. Возможно, при этом придется поднять опубликованные в момент подготовки закона работы, материалы парламентских дебатов. То есть здесь просматривается фетишизм закона, что ведет кпотере правом динамизма.

Второй подход предполагает толкование на основании духа закона, это динамический подход. Он обязывает толкователя учитывать социальные явления, появившиеся позднее принятия закона.

Девиз толкователя в данном случае: ≪Закон не догма, а руководство к действию≫. Цель такого социологического подхода - удовлетворение общественных потребностей. Однако здесь опасностей не меньше, чем в первом случае, и главная из них - опасность свернуть на путь политического анализа.

Третий подход является комплексным и основан он на одновременном познании в процессе толкования и буквы, и духа закона. Здесь не отвергается учет социальных реалий, но все же толкователь должен опираться прежде всего на законы и учитывать дух права в целом. Именно этот подход в настоящее время взят на вооружение практически во всех странах романо-германской семьи права.

Толкование - это деятельность по установлению содержания правовых норм для их реализации.

Глава 13. Толкование как вид юридической работы 371

Структура толкования

Толкование - это сложный интеллектуально-волевой процесс, представляющий собой совокупность мыслительных операций.

Их группировка позволяет выявить структуру толкования. Однако по вопросу о структуре толкования среди ученых нет единства мнений. В. Н. Карташов провел их систематизацию и все точки зрения объединил в три группы1.

Одни авторы считают, что толкование состоит из мыслительных операций, направленных на уяснение смысла правовых норм. Подобной точки зрения придерживались и придерживаются в настоящее время многие авторы (С. И. Вильнянский, Б. В. Щетинин, В. В. Суслов и др.).

Другие ученые (С. А. Голунский, М. С. Строгович, Ю. Г. Ткаченко и др.) под толкованием понимают лишь разъяснение содержания норм права. В противном случае зачем нужно уяснять смысл норм права?

Третья группа авторов (С. С. Алексеев, В. О. Лучин, Т. Я. Хабриева, Б. П. Спасов и др.) в структуру толкования включают уяснение (раскрытие содержания правовых норм) и разъяснение их смысла, т. е. объяснение выраженной в нормах права воли субъектов правотворчества. При этом, как указывает С. С. Алексеев, первая часть толкования является обязательной, а вторая - необязательной. Однако на практике чаще всего обе части толкования имеют место, так как оно производится, как правило, не из чистого любопытства (хотя такое и не исключено), а для практической реализации правовых норм.

Последняя точка зрения представляется более убедительной. Возьмем ее на вооружение для характеристики структуры толкования.

Толкование-уяснение

Уяснение смысла правовых норм - главная и обязательная часть толкования. Толкование-уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, поэтому оно, как правило, не имеет внешних форм выражения. Так поступает судья при вынесении решения по делу. Конечно, судья может и озвучить ход своих рассуждений (только не в присутствии других лиц, если толкование идет в совещательной комнате), но это бывает редко.

1 См.: Карташов В. Н. Теория правовой системы общества. С. 350.

372 Особенная часть

Толкование-уяснение может осуществляться чисто в познавательных целях, например студентами, обучающимися в юридических вузах. Так поступают и граждане, желающие приобрести определенные юридические знания, чтобы не иметь конфликтов с законом. Иногда толкование ими осуществляется при реализации права (например, при намерении поступить в вуз или на работу).

Уяснение связано:

С установлением подлинности и достоверности толкуемого нормативного акта;

Воссозданием структуры нормы права;

Анализом понятий нормы права;

Вынесением суждений о норме права;

Оценкой нормы права или вынесением умозаключения.

Уяснить норму всегда и всем необходимо перед тем, как ее реализовать:

При использовании своих прав;

Исполнении своих обязанностей;

Соблюдении запретов.

Толкование-уяснение всегда предшествует разъяснению. Например, к судье на прием пришел с жалобой гражданин, получивший в местном органе власти отказ в расширении его жилья в связи с рождением в семье ребенка. Он считает отказ несправедливым, поскольку в Конституции РФ закреплена норма, согласно которой каждый гражданин имеет право на жилище (ст. 40).

Судья рассуждает:

Гражданин не относится к числу малоимущих, следовательно, не имеет права на получение жилья на условиях социального найма;

Остается приобретение жилья на условиях купли-продажи;

Доходы основного контингента наших граждан сегодня небольшие (в среднем по стране около 500 долл. в месяц). Данный гражданин относится именно к этой категории граждан;

Стоимость 1 кв. м жилья достигает 3500 долл. (например, в Москве).

Вывод: жилье гражданам практически недоступно. Норма Конституции РФ имеет декларативный характер.

Деятельность по стандартизации осуществляется в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании».

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартизация в России осуществляется в целях:

  • повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
  • обеспечения научно-технического прогресса;
  • технической и информационной совместимости;
  • взаимозаменяемости продукции;
  • повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
  • рационального использования ресурсов;
  • повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных.

К документам в области стандартизации относятся:

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации :

  • утверждает национальные стандарты;
  • принимает программу разработки национальных стандартов;
  • организует экспертизу проектов национальных стандартов;
  • обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
  • осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
  • создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;
  • организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
  • участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;
  • утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;
  • представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта всем заинтересованным лицам для ознакомления.

Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения. Срок публичного обсуждения проекта стандарта не может быть менее двух месяцев.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования. Проект национального стандарта передается разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. С учетом результатов экспертизы технический комитет готовит мотивированное заключение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта. Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования.

Необходимо в первую очередь отметить, что вопрос уста­новления пробелов в праве имеет большое значение для соблю­дения принципа законности и обеспечения правильного направ­ления в части совершенствования системы правового регулиро­вания.

Однако, необходимо оговориться, установление пробелов всегда носит творческий характер независимо от субъекта его установления (законодатель, судья, правоведы и т. д.), в связи с чем данная деятельность требует особого внимания и контроля.

Субъектами установления пробелов в праве при осуществ­лении деятельности по установлению соответствующих пробелов решается ряд вопросов:

во-первых, природа потребности правового регулирования, т. е. необходимо установить, не является ли данная потребность в правовом регулировании конкретной ситуации мнимой;

во-вторых, необходимо установить реальность потребности в правовом регулировании, т. е. определить социально- экономические условия жизни, которые обеспечивают соответст­вующую необходимость в правовом регулировании;

в-третьих, необходимо установить полное отсутствие норм, которые тем или иным образом регулирует данное конкретное общественное отношение;

в-четвертых, необходимо установить природу пробела, т. е. понять, не является ли данный пробел в праве результатом отри­цательной воли субъекта правотворчества на регулирование дан­ной ситуации.

От того, насколько полно и правильно проанализированы указанные выше вопросы, зависит эффективность принимаемого в результате нормативно-правового акта, который, как известно, является единственным способом устранения пробелов в праве, а также практическая реализация этого акта.

Объективно установление пробелов в праве начинается с то­го, что правоприменительный орган затрудняется разрешить конкретное дело ввиду отсутствия соответствующей правовой нормы (правового инструмента), которая позволила бы ответить на все имеющие значение для разрешения дела вопросы. Причем такая ситуация не должна носить казусный (единичный) харак­
тер, а должна носить множественный характер, причем необяза­тельно, чтобы один и тот же орган или должностное лицо столк­нулись с трудностью разрешения дела такого рода- субъекты могут быть абсолютно различными. Здесь важное значение имеет правоприменительная, в том числе и судебная, практика, а также деятельность по систематизации законодательства, в ходе кото­рой также могут быть обнаружены пробелы в праве. Устранение соответствующих пробелов в праве предполагает предваритель­ное их всестороннее изучение и обобщение, в результате которых эти пробелы будут в последующем ликвидированы посредством процедуры нормотворчества.

Необходимо также отметить, что природа деятельности по установлению пробелов в праве имеет достаточно тесную связь с правоприменением и нормотворчеством. Это обусловлено тем, что конечной целью является максимальное устранение пробелов.

Деятельность по установлению пробелов в первую очередь связана с анализом правового материала. В ходе этой деятельно­сти используются различные методологические приемы и средст­ва, которые выступают в качестве методов правовых исследова­ний. В числе таких методов можно обозначить формально- юридический и конкретно-социологический методы.

Иногда сю­да же добавляют сравнительный метод, который может сыграть ключевую роль в части необходимости принятия конкретной нормы права - опыт зарубежных стран может показать как поло­жительную, так и отрицательную направленность данного поло­жения, в рамках которого специалисты сравнивают соответст­вующие политические, экономические и социальные условия су­ществования конкретной нормы права в зарубежных странах и действующие условия в своей стране, а также логический метод, который позволяет логично выстроить не только норму права, исключив возможность ее расширительного толкования и соот­ветствующего применения, но и правовую систему в целом.

Под формально-юридическим методом понимается особая совокупность способов сбора, обработки и анализа содержания действующей правовой системы. При использовании этого мето­да на первый план выдвигаются стороны, выражающие струк­турные закономерности права (например, синтаксические, лекси­ческие и иные). Для того чтобы установить наличие пробелов в
праве, используются специальные средства и приемы, которые в совокупном своем использовании дают представление о действии правовой нормы и, соответственно, о наличии или отсутствии в ней пробела. В качестве приемов используются известные спосо­бы толкования - грамматический, логический, систематический и др. Также используются такие средства, как аналогия и обратное заключение, заключение от большего основания к меньшему и наоборот, индукция и дедукция и т. д. Все названные средства и приемы используются в основном при установлении пробелов в отдельных нормах, их совокупности или нормативных актах. В процессе их использования можно установить не только полное или частичное отсутствие урегулирования соответствующих обще­ственных отношений, но и «технические» и иные виды пробелов.

Наряду с формально-юридическим также используют кон­кретно-социологический метод, который также представляет со­бой совокупность определенных средств и способов, к которых можно отнести анализ и синтез, анкетирование, наблюдение и иные. Это происходит в силу ограниченности формально- юридического метода, так как при его использовании не стоит задача анализировать экономические и социальные условия жиз­ни общества, хотя это немаловажно, особенно когда речь идет об издании правовых норм. Конкретно-социологический метод по­зволяет понять, эффективна ли будет данная норма в действую­щих социально-экономических условиях. Целью данного метода является соответственно выявление пробелов в праве и определение необходимости правового регулирования с точки зрения социально- экономических условий путем дополнения действующих правовых норм или издания нового нормативно-правового акта. Также необ­ходимо доказать потребность общества в таком регулировании.

Стандартизация - деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности работ, товаров и услуг (ст.

2 ФЗ «О техническом регулировании»). Принципы стандартизации: 1)

добровольное применение стандартов; 2)

максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; 3)

международные стандарты, являющиеся основой национальных стандартов; 4)

недопустимость установления стандартов, которые противоречат техническим регламентам.

Стандартизация обеспечивает: 1)

безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; 2)

техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции; 3)

качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; 4)

единство измерений; 5)

экономию всех видов ресурсов; 6)

безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и технологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций; 7)

обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, международных стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств; учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных актами законодательства РФ.

В настоящее время национальная система стандартизации включает следующие элементы: 1)

государственные (национальные) стандарты РФ; 2)

применяемые международные стандарты; 3)

общероссийские классификаторы технико-экономической информации; 5)

стандарты отраслей; 6)

стандарты предприятий; 7)

стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству РФ. Постановлением Госстандарта РФ от 30 января 2004 г. № 4 «О национальных стандартах в Российской Федерации» национальными стандартами признаны государственные и межгосударственные стандарты, принятые до 1 июля 2004 г. Их положения обязательны в случаях: 1)

если это касается защиты жизни и здоровья граждан; 2)

защиты имущества граждан; 3)

защиты окружающей среды; 4)

защиты от обмана на рынке.

Требования, устанавливаемые национальными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, которые установлены законодательством РФ, обязательны для соблюдения государственными органами управления, хозяйствующими субъектами.

Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься государственным органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам, имеющим отраслевое значение. Эти стандарты не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Стандарты предприятий разрабатываются и утверждаются самостоятельно для совершенствования производства в целях обеспечения требований к продукции, а также в целях совершенствования организации и управления.

Требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими хозяйствующими субъектами, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарты общественных объединений разрабатываются и принимаются ими для динамичного распространения и использования полученных в различных отраслях знаний результатов исследования и разработок.

Стандарты субъектов хозяйственной деятельности не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Госстандарт России принимает государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической информации.

Государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляется на стадиях: 1)

разработки, подготовки продукции к производству; 2)

изготовления продукции; 3)

реализации продукции; 4)

использования (эксплуатации) продукции; 5)

хранения, транспортировки, утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг.

Должностные лица субъектов хозяйственной деятельности обязаны создавать все условия, которые необходимы для осуществления контрольных и надзорных полномочий. Органами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований, являются Госстандарт России, иные специально уполномоченные государственные органы управления. Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами - государственными инспекторами: 1)

главным государственным инспектором РФ по надзору за государственным стандартами; 2)

главными государственными инспекторами республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по надзору за государственными стандартами; 3)

государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами.

Государственные инспектора по надзору за государственными стандартами имеют право: 1)

свободного доступа в служебные и производственные помещения субъекта хозяйственной деятельности; 2)

получать от субъекта хозяйственной деятельности документы и сведения, необходимые для проведения государственного контроля и надзора; 3)

использовать технические средства и специалистов субъекта хозяйственной деятельности при проведении государственного контроля и надзора; 4)

выдавать предписания о запрете или приостановке реализации, использования проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случае несоответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям государственных стандартов.

Еще по теме Стандартизация в России:

  1. 3.2. Методы публичной организации туристской деятельности
  2. 3.3. Роль иностранных юридических лиц в распространении международного франчайзинга в России
  3. 3.1. Участие России в международно-правовом регулировании международной торговли услугами на глобальном (универсальном уровне): проблемы и перспективы

Стандартизация

Стандартизация деятельность по установлению правил и характеристик продукции в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Главная цель (ГСС) - содействовать обеспечению пропорционального развития всех отраслей народного хозяйства. Цели, задачи, принципы стандартизации изложены в ГОСТ Р 1.0 -2004.

Цели стандартизации:

1. Повышение уровня безопасности жизни, здоровья граждан имущества физических или юридических лиц, экологической безопасности, безопасности жизни животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов.

2. Повышение уровня безопасности объектов (с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).

3. Обеспечение научно-технического прогресса.

4. Повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг

5. Техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость продукции.

6. Рациональное использование ресурсов.

7. Сопоставимость результатов измерений.

Принципы стандартизации:

1. Добровольность применения стандартов.

2. Максимальный учет при разработке стандартов интересов всех заинтересованных лиц.

3. Разработка национальных стандартов на основе международных стандартов.

4. Недопустимость установления стандартов, противоречащих техническим регламентам.

5. Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции.

6. Обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

Задачи стандартизации:

1. Обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями.

2. Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции, совместимости, взаимозаменяемости и унификации продукции.

3. Обеспечить требования НД при контроле сертификации продукции.

4. Создание систем классификации и кодирования и систем каталогизации продукции.

Объекты стандартизации: изделия, нормы, правила, методы, термины, обозначения.

Правовые основы стандартизации в Российской Федерации устанавливает Закон РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-Ф3.

Головные организации по стандартизации - ИСО и МЭК

В 1946 г. была создана Международная организация по стандартизации (ИСО). В 1906 г. - Международная электротехническая комиссия (МЭК). Штаб-квартира ИСО и МЭК находится в Женеве, рабочие языки – английский, французский, русский.

Деятельность ИСО и МЭК направлена на развитие международной торговли и сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.



Объекты стандартизации в ИСО охватывают все сферы деятельности. Исключение составляют электротехника, электроника и радиотехника, относящиеся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники, сертификации и т. п. являются объектами совместных разработок ИСО/МЭК.

Высшим органом управления ИСО является Генеральная ассамблея. Совету ИСО подчиняются семь комитетов:

· СТАКО – комитет по изучению научных принципов стандартизации, он оказывает методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов и терминологии.

· ПЛАКО - планирование работ ИСО, организация технических комитетов.

· КАСКО – оценка соответствия продукции требованиям стандартов, компетентности испытатель­ных лабораторий и органов по сертификации.

· ДЕВКО – оказание помощи развивающимся странам в области стандартизации.

· КОПОЛКО – защита интересов потребителей, а также доведения до них необходимой информации о международных стандартах

· РЕМКО – разработка руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов).

· ИНФКО – комитет по научно-технической информации.

Проекты международных стандартов разрабатываются в технических комитетах (ТК).

Достижениями ИСО: разработка международной системы единиц измерения «SI»; принятие метрической системы резьбы; принятие системы стандартных размеров и конструкций контейнеров для перевозки грузов всеми видами транспорта.

Международные стандарты ИСО не являются обязательными , т. е. каждая страна вправе применять их целиком, частично или вообще не применять. Однако страны, стремящиеся поддерживать конкурентоспособность своей продукции на мировом рынке, вынуждены применять эти стандарты.

Высшим руководящим органом МЭК является Совет


Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт может быть разработан на продукцию, сырье, на нормы, правила, требования к объектам, порядок разработки документов, нормы безопасности, системы управления качеством.