План выполнения государственного задания. Финансирование госзадания: примеры расчетов. Госзадание как способ финансирования учреждения

Данная статья продолжает обзор проведенного Институтом экономики города анализа сложившейся практики формирования государственных (муниципальных) заданий в регионах и муниципалитетах.

Юлия Юрьевна ЧАЛАЯ, эксперт сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения», Фонд «Институт экономики города»

Корректировка государственного (муниципального) задания

На этапе применения государственных (муниципальных) заданий, уже утвержденных органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, как правило, возникают вопросы, связанные с условиями и порядком корректировки задания. Основная проблема при этом заключается в том, что деятельность в разных отраслях социальной сферы поддается планированию в разной мере. Если при предоставлении большинства услуг (выполнении работ) существует возможность четкого определения объема натурального задания на весь период действия задания, то в отдельных сферах объемы предоставления услуг (выполнения работ) подвержены существенным и плохо прогнозируемым колебаниям (прежде всего это характерно для культуры и спорта). Для сфер с нестабильным спросом целесообразно предусмотреть процедуру корректировки объема финансирования в зависимости от объема предоставленных услуг (выполненных работ). Ситуация, когда требуется корректировка задания в случае увеличения потребности учреждения в объеме финансирования (изменение стоимости предоставления услуг, расходов на содержание имущества), может быть разрешена путем:

  • увеличения объема финансирования при сохранении требований задания к показателям объема и качества;
  • сохранения объема финансирования при уменьшении требований задания к услугам и работам;
  • одновременной корректировке параметров задания и объема финансирования учреждения.

При этом следует отметить, что согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (далее — Закон № 83-ФЗ)) «уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания». Это означает, что уменьшение объема финансового обеспечения государственного (муниципального) задания возможно только при изменении показателей объема и (или) качества оказания государственных (муниципальных) услуг(выполнения работ).

Механизм корректировки государственных (муниципальных) заданий, как правило, содержится в региональных (муниципальных) правовых актах, регулирующих работу с государственными (муниципальными) заданиями. Суммируя опыт описания механизма корректировки государственного (муниципального) задания, накопившийся у субъектов РФ и муниципальных образований до вступления в силу Закона № 83-ФЗ, можно выделить следующие применяемые на практике положения:

  • право органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя (ГРБС) изменять государственное (муниципальное) задание в установленном порядке, если это не приведет к увеличению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ (местном бюджете) на соответствующий финансовый год на оказание услуг (выполнение работ);
  • об изменении задания орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (ГРБС), обязан письменно уведомить руководителя учреждения в течение 10 дней после дня вступления в силу решения об изменении задания;
  • для рассмотрения вопросов, связанных с пересмотром финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий создается рабочая группа;
  • орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (ГРБС), вправе вносить изменения в утвержденное государственное (муниципальное) задание в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ (местном бюджете) на текущий год на соответствующие заданию цели, по согласованию с подведомственными учреждениями.

Как правило, в региональных (муниципальных) правовых актах указываются следующие основания для внесения изменений в задания:

  • изменение объема бюджетных ассигнований, доведенных до уполномоченного органа для финансового обеспечения выполнения задания;
  • изменение реестра (перечня) государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями;
  • изменение требований к категориям физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями услуг, показателей, характеризующих качество и (или) объем услуг, порядок оказания услуг, предельных цен (тарифов) на оплату услуг потребителями в связи с внесением изменений в нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования;
  • принятие новых нормативно-правовых актов, влекущих возникновение новых расходных обязательств;
  • в иных случаях, когда имеются основания предполагать в течение срока выполнения задания изменение численности потребителей услуг, спроса на услуги или иных условий оказания услуг, влияющих на их объем и (или) качество (в том числе на основании мотивированных предложений учреждения);
  • невыполнение/перевыполнение государственного (муниципального) задания.

Отчетность и контроль

Согласно п. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса государственное (муниципальное) задание должно содержать требования к отчетности и порядку контроля за его исполнением. Данная норма существовала и до вступления в силу Закона № 83-ФЗ, в связи с чем большинство субъектов РФ и муниципальных образований устанавливали требования к отчетности и контролю не только в задании, но и отражали общие требования и форму отчета в порядке формирования и финансового обеспечения государственного (муниципального) задания. Требования к отчетности и контролю для федеральных государственных учреждений содержатся в форме государственного задания, утвержденной постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

На федеральном уровне порядок контроля за исполнением государственного задания регулируется методическими рекомендациями по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением (утв. совместным письмом Министерства финансов РФ и Министерством экономического развития РФ от 29 октября 2010 г. № 136н/526). Согласно данным рекомендациям:

  • контроль за соблюдением требований и условий, установленных государственными заданиями, осуществляют органы, исполняющие функции и полномочия учредителя (ГРБС);
  • контроль за выполнением государственных заданий рекомендуется осуществлять в форме последующего контроля в виде камеральных и выездных проверок;
  • органам, исполняющим функции и полномочия учредителя (ГРБС), рекомендуется утвердить порядок осуществления контроля за выполнением государственных заданий, устанавливающий в том числе цели и задачи контроля, права и обязанности сторон в процессе осуществления контроля, перечень и описание мер, которые могут быть приняты по результатам осуществления контроля.

Оценка выполнения государственного (муниципального) задания. Санкции

Требования к порядку проведения оценки выполнения государственного (муниципального) задания и применения полученных результатов, как правило, содержатся в порядке формирования и финансового обеспечения государственного (муниципального) задания или утверждаются отраслевыми порядками органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Например, расчет итоговой оценки выполнения государственного (муниципального) задания может производится в четыре этапа раздельно по каждому из критериев оценки выполнения задания:

I этап - расчет К1 - оценка выполнения государственного (муниципального) задания по критерию «полнота и эффективность использования средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета) на выполнение государственного (муниципального) задания»;

II этап - расчет К2 - оценка выполнения государственного (муниципального) задания по критерию «количество потребителей государственных (муниципальных) услуг, работ» («объем государственных (муниципальных) услуг, работ»);

III этап - расчет К3 - оценка выполнения государственного (муниципального) задания по критерию «качество оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ»;

IV этап - расчет итоговой оценки выполнения государственного (муниципального) задания для каждой государственной (муниципальной) услуги, работы.

Интерпретация итоговой оценки выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется по балльной или процентной шкале. Например, в случае если итоговая оценка составляет более 100 %, задание считается перевыполненным, в интервале от 95 % до 100 % - задание выполнено в полном объеме, в интервале от 85 % до 94 % - задание выполнено не в полном объеме, если итоговая оценка менее 85 %, задание не выполнено.

При этом, определяя порядок применения результатов оценки, важно иметь в виду, что с учетом применяемых зачастую формальных подходов к формированию показателей качества итоговая оценка выполнения задания не является абсолютным и однозначным показателем степени выполнения государственного (муниципального) задания. Каждый критерий подлежит самостоятельному анализу причин его выполнения (или невыполнения).

Как показывает анализ, санкции за невыполнение государственного (муниципального) задания для 32,5 % субъектов РФ, 34,1 % муниципалитетов содержатся в нормативно-правовых актах, регулирующих работу с государственными (муниципальными) заданиями. Примерно в 20 % случаях санкции предусмотрены в самом задании, в 7-14 % - в контрактах руководителей учреждений. В 18 % субъектов РФ и 30 % муниципальных образований санкции за невыполнения задания не предусмотрены (см. рис. 1). В качестве примеров использования иных подходов можно привести Чувашскую Республику, где санкции предусмотрены в положениях о премировании руководителей подведомственных бюджетных учреждений и руководителей подведомственных автономных учреждений; Пермский край, в котором санкции предусмотрены в договоре о предоставлении субсидии автономному учреждению, в договоре инвестирования; Курганскую область, где санкции предусмотрены в положениях о порядках установления повышающего коэффициента к должностному окладу по учреждению и надбавке за интенсивность работы.

Как правило, санкции применяются в случае как невыполнения показателей качества, так и невыполнения заданий по объему государственных (муниципальных) услуг (работ). Высока доля субъектов РФ (36,6 %) и муниципальных образований (42,1 %), в которых при работе с государственными (муниципальными) заданиями санкции, в том числе финансовые, не предусмотрены (см. рис. 2).

Суммируя опыт субъектов РФ и муниципальных образований в описании санкций за невыполнение/перевыполнение государственного (муниципального) задания, можно выделить два основных подхода:

1 в случае если государственное (муниципальное) учреждение не обеспечило (не обеспечивает) выполнения государственного (муниципального) задания, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (ГРБС), обязан принять меры по обеспечению его выполнения, в том числе за счет корректировки государственного (муниципального) задания с соответствующим изменением объемов финансирования;

2 в случае если государственное (муниципальное) учреждение не обеспечило (не обеспечивает) выполнение государственного (муниципального) задания, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе потребовать частичного возврата бюджетных средств. Следует отметить, что данное положение в связи с вступлением в силу Закона № 83-ФЗ ограничено порядком возврата остатка неиспользованных субсидий на выполнение задания. Согласно п. 17 ст. 30 данного закона «не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса... используются в очередном финансовом году на те же цели».

Взаимосвязь государственного (муниципального) задания с инструментами БОР

В соответствии с положениями ст. 69.2 Бюджетного кодекса показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением. Взаимосвязь государственного (муниципального) задания с проектом бюджета является ключевой, при этом следует обратить внимание на связь государственного (муниципального) задания с другими инструментами бюджетирования, ориентированного на результат.

Как правило, данную связь можно наблюдать во взаимосвязи задания с перечнем государственных (муниципальных) услуг, стандартом качества услуг, административным регламентом. Например, до вступления в силу Закона № 83-ФЗ субъекты РФ разделились примерно поровну при выборе ссылки в задании на административный регламент или стандарт. Как показывает анализ, в большинстве утвержденных государственных (муниципальных) заданий при наличии региональных, муниципальных требований к указанию ссылки на стандарт данный раздел либо остается незаполненным, либо включает ссылку на стандарт федерального уровня или ГОСТ. Данная ситуация типична и в отношении административных регламентов. Встречается и обратная ситуация, когда стандарты качества услуг утверждены, но не отражены в задании. В настоящее время в связи с утверждением Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент, составной частью которого является стандарт предоставления услуги, обязателен для утверждения только в отношении государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых по заявительному принципу (так называемые административные услуги) исполнительными органами государственной власти субъекта РФ (органами местного самоуправления). Данная норма не распространяется на услуги государственных (муниципальных) учреждений, предоставляемые в рамках государственного (муниципального) задания.

Характеризуя взаимосвязь задания с другими инструментами, можно привести в пример Республику Саха (Якутия). В действующих в республике методических рекомендация по формированию, финансовому обеспечению и контролю за выполнением государственного задания на оказание государственных услуг отражены ключевые взаимосвязи задания с инструментами БОР. Несмотря на то что вступление в силу Закона № 83-ФЗ требует изменения ранее действовавших порядков, в части взаимосвязи задания с инструментами БОР требуется приведение в соответствие терминов и понятий, а сама суть и порядок взаимосвязи могут быть использованы в дальнейшей работе. Например, на этапе составления проектов государственных заданий учитывается:

  • прогноз численности контингентов - получателей бюджетных услуг на среднесрочный период;
  • нормативы, определяющие количество потребляемых бюджетных услуг;
  • результаты ежегодной оценки потребности в услугах с учетом специфики оказания государственных услуг, а также достоверных данных по потребностям контингентов бюджетных услуг (результаты социологических опросов, маркетинговых исследований, анализ ведомственной статистики, прогнозы рынка труда и т. д.);
  • оценка мощности подведомственных учреждений по предоставлению расчетного объема и состава (структуры) государственных услуг.

В Республике Саха (Якутия) государственное задание применяется также для планирования деятельности министерств и ведомств по осуществлению государственных полномочий и учитывается в ДРОНДах. Кроме того, в данном субъекте РФ установлен контроль за соответствием качества выполнения государственного задания:

  • стандартам качества бюджетных услуг, разрабатываемых ГРБС республики и утверждаемых ее правительством;
  • постановлению Правительства РС (Я) от 25 мая 2006 г. № 229 «Об утверждении Положения об установлении требований к результатам работы по предоставлению бюджетных услуг, основных правах по самостоятельному распоряжению бюджетными средствами и Методике оценки выполнения требуемых результатов работы»;
  • постановлению Правительства РС (Я) от 22 июня 2006 г. № 271 «Об утверждении порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг населению Республики Саха (Якутия) принятым стандартам».

Подводя итоги анализа сложившейся практики формирования государственных (муниципальных) заданий в регионах и муниципалитетах, можно сделать вывод о том, что практически все отраслевые органы и учреждения имеют представление о данном инструменте и порядке работы с ним. При этом многие задаются вопросом о целях и эффективности данного инструмента, целесо­образности формирования нормативов по всем компонентам затрат, взаимосвязи задания с инструментами БОР. В настоящее время, несмотря на большой объем проделанной Министерством финансов РФ организационной и методической работы, сложности при формировании государственных (муниципальных) заданий остаются и прежде всего связаны с отсутствием отраслевых рекомендаций формирования и финансового обеспечения заданий, рекомендаций по формированию нормативов затрат по отраслям социальной сферы, отсутствием определений и единого классификатора услуг, работ, функций государственных (муниципальных) учреждений.

3. Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке , установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Государственное (муниципальное) задание в части государственных (муниципальных) услуг, оказываемых федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями физическим лицам, формируется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, формирование, ведение и утверждение которых осуществляется в порядке , установленном Правительством Российской Федерации. Включение в указанные перечни (классификаторы) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), не допускается.

Федеральные органы государственной власти вправе формировать государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями также в соответствии с федеральными перечнями (классификаторами) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации. Формирование, ведение и утверждение федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг и работ осуществляется в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) вправе формировать государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными учреждениями муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации) также в соответствии с региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами), в том числе при осуществлении переданных им полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Формирование, ведение и утверждение регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Включение в указанный перечень (классификатор) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств муниципальных образований, не допускается.

Региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг и работ размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях и на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке , установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Государственное задание нужно для обеспечения должного качества услуг, упрощения контроля над выполнением предписаний. Актуально оно для бюджетных и автономных структур.

Цели формирования задания

Госзадание – это документ, устанавливающий требования к качеству оказываемых услуг, их составу, порядку оказания. Термин расшифровывается в 6 статье Бюджетного кодекса. Форма задания установлена Постановлением Правительства №671 от 02.09.2010 г. Создается оно исполнительными структурами власти. Решение о формировании госзадания было принято для того, чтобы изменить неэффективную систему сметного финансирования. Рассмотрим цели его создания:

  • Создание мотивации к увеличению эффективности оказания услуг для представителей бюджетных учреждений.
  • Увеличение качества планирования размера субсидий для финансирования структур.
  • Улучшение функций учреждения.
  • Сокращение ненужных трат.
  • Предупреждение правонарушений, касающихся нецелевого использования субсидий.

Устаревшая система сметного финансирования обладает рядом недостатков. В частности, финансирование по потребностям учреждения исключает мотивацию сотрудников к повышению эффективности деятельности. Если средства выделяются именно за предоставленные услуги, это создает стимул для бюджетной структуры. Распределение бюджета в данном случае ориентировано на результат. В госзадании содержатся требования как к объему оказываемых услуг, так и к их качеству.

ВАЖНО! В пункте 6 статьи 9.2 ФЗ №7 от 12.01.1996 г. указано, что бюджетное учреждение не имеет права не исполнять предписания, указанные в задании. Если госзадание не будет выполнено, на учреждение накладывается административная ответственность.

Формирование государственного задания

Госзадание создается учредителем. Это может быть также местная администрация. Эти органы занимаются разработкой следующих аспектов:

  • Порядком создания задания.
  • Ведомственными перечнями оказываемых услуг.
  • Требованиями к установлению нормативов.

Задание формируется на год. Расчет трат определяется учредителем. И расчет, и задания должны быть согласованы с учредителем. Нормы трат утверждаются на период, на который дан закон о бюджете.

Структура госзадания

  • Критерии для оценки качества и объема исполняемых услуг.
  • Порядок контроля реализации положений документа.
  • Требования к отчетности.
  • Категории потребителей, которые пользуются услугами.
  • Порядок предоставления услуг.
  • Тарифы на платные услуги.

Порядок создания госзадания установлен Постановлением Правительства №671.

Финансирование по госзаданию

На осуществление государственного задания выделяются средства в форме субсидий. Размер их определяется исходя из этих факторов:

  • Нормативные расходы на оказание услуг, прописанных в госзадании.
  • Нормативные расходы на содержание недвижимости, а также ценного движимого имущества.

Субсидии начисляются на основании договора между фирмой и учредителем. В данном документе указываются эти пункты:

  • Сроки финансирования.
  • Суммы субсидий.
  • Периодичность начислений.

Для обоснования размера субсидий можно использовать нормативные траты. Последние отражают фактические материальные и трудовые затраты на исполнение госзадания. Нормативные траты включают в себя расходы по следующим направлениям:

  • Материалы и сырье.
  • Зарплата сотрудникам.
  • Оказание дополнительных услуг.

Определяет размер финансирования учредитель на основании данных, предоставленных учреждением: перечень трат, сведения о стоимости услуг. Если учредитель доверит эту работу представителям самого учреждения, расчеты будут признаны незаконными.

Если у учреждения есть обособленное подразделение, финансирование осуществляется по правовому акту структуры. Этот правовой акт должен быть согласован с учредителем.

Контроль над выполнением госзадания

Ответственность за проверку исполнения госзадания возложена на учредителя. Он имеет право установить сроки предоставления отчетности для получения всей полноты сведений о выполнении заданий. Если будут обнаружены нарушения, учредитель может принять меры по отношению к руководителю. Также он имеет право изменить показатели госзадания.

Внесение изменений в госзадание

В задание вносятся изменения на основании того, что нормативные акты, регулирующие госзадания, также изменились. После того как в документ внесены корректировки, может меняться и размер субсидий на основании пункта 5 ПП №671. Внесение изменений регулируется правительственным постановлением №640 от 26.06.2015 г. В этом нормативном акте содержится раздел, посвященный именно изменению задания. Рассмотрим основные правила внесения корректировок:

  1. Если нужно внести корректировки, создается новое госзадание с измененными пунктами. Нельзя издавать распоряжения, устанавливающие то или иное изменение. Нужно переписывать весь документ полностью.
  2. Нельзя менять показатели допустимых отклонений от установленных качественных и количественных значений. Поменять эти показатели можно только в следующем отчетном периоде.
  3. Менять госзадание нужно в обязательном порядке в том случае, если предоставлен предварительный отчет учреждения, по которому фактические показатели оказались меньше рекомендуемых.

ВАЖНО! ПП №640 от 26.06.2015г. установлена норма, по которой изменять размеры перечисляемых субсидий можно исключительно в том случае, если корректируется госзадание.

Может быть установлен срок, на протяжении которого может корректироваться задание. К примеру, в городе Ангарске этот срок равен 10 дням. Местные органы власти также могут устанавливать основания для внесения изменений. К примеру, в Магаданской области утверждены такие основания:

  • Появились другие требования к качественным и количественным показателям.
  • Изменилось число потребителей услуг (к примеру, уменьшился спрос).
  • Возникла необходимость в экономии из-за закупок.

Инициатором внесения изменений может быть как руководитель учреждения, так и учредитель. Руководителем в данном случае может двигать необходимость значительного несоответствия установленных норм и фактических показателей. Для корректировки документов руководителю нужно направить запрос учредителю.

ВАЖНО! Местные органы власти также могут устанавливать перечень лиц, которые имеют право вносить корректировки в госзадания.

Что будет, если госзадание не выполнено?

18 июня 2017 года вступил в действие закон, ужесточающий ответственность за невыполнение положений государственного задания. Теперь за неисполнение норм полагается административная ответственность:

  • Вынесение предупреждения.
  • Штраф от 100 до 1 000 рублей.
  • Штраф до 30 000 рублей при повторном правонарушении.

Штрафы выплачивает учреждение. Ему же придется вернуть остаток субсидий в том случае, если госзадание не выполнено полностью. Административная ответственность накладывается за эти правонарушения:

  • Информация или документы, необходимые для контроля над исполнением, содержат существенные ошибки.
  • Неправильный учет значений бюджетных ассигнований.

Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Термин был введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".

Комментарий

Государственное (муниципальное) задание - это документ, который устанавливает требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Государственное (муниципальное) задание доводится до каждого бюджетного учреждения (государственного автономного учреждения, казенного учреждения). Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Примерная форма государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением приведена в Письме Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959.

Расходы на выполнение государственного (муниципального) задания финансируются за счет ассигнований на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (ст. 69.1 БК РФ).

Требования к государственному (муниципальному) заданию определены в статье 69.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 утверждено Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания.

Отчетность, налогообложение

Суммы, полученные в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания не облагаются налогом на прибыль организаций. Так, пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ указывает, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.

Чтобы применить указанную выше льготу по налогу на прибыль налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Ключевым документом бюджетного учреждения является План финансово-хозяйственной деятельности. Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н утверждены Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2010 N 18530).

Доходы, расходы, источники финансирования по выполненным государственным (муниципальным) заданиям учреждение указывает в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).

Приложение

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (БК РФ) (ст. 6):

Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

Государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами;

Статья 69.2. Государственное (муниципальное) задание

1. Государственное (муниципальное) задание должно содержать:
показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
порядок оказания соответствующих услуг;
предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

3. Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

3.1. Ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, муниципальными учреждениями, устанавливается соответственно высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Порядок формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ.

Рассмотрим, как составить государственное задание по новым правилам. Вы можете скачать образцы необходимых бланков и отчетов в статье.

Кто выполняет государственное задание на оказание государственных услуг

Госзадание – это один из основных документов, который определяет сферу деятельности учреждения. На основе госзадания учредитель определяет объем его финансового обеспечения (субсидии).

Показатели из проектов госзаданий учитывают, когда:

  • формируют проект бюджета;
  • определяют объем субсидий на выполнение заданий бюджетными или автономными учреждениями;
  • составляют бюджетные сметы казенных учреждений.

Руководителя могут оштрафовать, если учреждение не выполнит государственное (муниципальное) задание. Бухгалтеру в таком случае тоже не избежать проблем, ведь придется возвращать остаток субсидии в бюджет и отражать это в учете...

Из статьи журнала :

Порядок формирования государственного задания бюджетного учреждения

Государственное задание на оказание государственных услуг (например, для образовательного или медицинского учреждения) на 2018 год формирует учредитель (ГРБС) для своих подведомственных учреждений в соответствии с их основными видами деятельности. Учреждение не может отказаться от выполнения госзадания.

В госзадании устанавливают:

  • показатели качества и объема оказываемых госуслуг или работ;
  • порядок контроля за его выполнением, в том числе основания (условия и порядок) для его досрочного прекращения;
  • требования к отчетности о выполнении;
  • категории потребителей соответствующих услуг;
  • в каком порядке оказыватьуслугу;
  • предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих госуслуг потребителями, если учреждения оказывают услугу за плату в случаях, установленных федеральными законами, а также указывают порядок, по которому установлены предельные цены (тарифы) в случаях, предусмотренных законодательством.

Задание формируют на срок до одного года – если бюджет утвержден только на очередной финансовый год. А если бюджет утвердят на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета), то и государственное задание формируют на срок до трех лет.

Госзадание бюджетного учреждения на региональном и местном уровне

Для региональных и муниципальных учреждений форму, порядок формирования государственного (муниципального) задания и его финансового обеспечения устанавливает высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ или местная администрация.

Для финансового обеспечения учредитель и учреждение подписывают соглашение о предоставлении субсидии.

Порядок государственного задания на федеральном уровне

На федеральном уровне форма, порядок формирования и финансового обеспечения госзадания установлены постановлением о порядке формирования государственного задания № 640 .

Отдельные положения порядка вступают в силу постепенно. Для этого предусмотрен переходный период. В полной мере все нормы начнут действовать начиная с госзаданий на 2019 год.

Государственное задание для бюджетных учреждений размещают в Электронном бюджете

Госзадание учредитель формирует в электронном виде в системе «Электронный бюджет». Составляют документ на бумаге, только если сведения содержат гостайну или другую охраняемую законом тайну.

В целях финансового обеспечения выполнения госзадания учредитель с учреждением подписывают соглашение о предоставлении субсидии. Делают это в системе «Электронный бюджет», а если есть гостайна или другая охраняемая законом тайна – на бумаге.

Предварительный отчет о выполнении госзадания за 2017 год

Перечень государственных (муниципальных) услуг

Для государственного задания бюджетного учреждения на 2018 год ведомственные перечни госуслуг и работ применять не будут. Вместо них, чтобы составить задание на 2018 год, применяйте общероссийский базовый (отраслевой) перечень, федеральные перечни госуслуг, которые не включены в общероссийские, региональные перечни государственных и муниципальных услуг.

Перечень видов деятельности, по которым утверждены базовые (отраслевые) перечни, утвержден приказом Минфина России от 16.06.2014 № 49н.

Правила формирования ведомственных перечней для федеральных государственных учреждений, а также базовых (отраслевых) перечней утверждены постановлением Правительства РФ от 26.02.2014 № 151.

Базовые перечни для госзадания

Базовые (отраслевые) перечни формируются и утверждаются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица федерального органа исполнительной власти, который осуществляет нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности. Например, Минобрнауки России, Минспорт России и другие.

Специальный нормативно-правовой акт для утверждения этих перечней органы власти не издают. Перечни утверждаются и размещаются в системе «Электронный бюджет» (www.budget.gov.ru) и на сайте www.bus.gov.ru, где с ними можно ознакомиться.

Финансовое обеспечение для выполнения государственного задания

На выполнение госзадания учредитель доводит:

  • казенным учреждениям – лимиты бюджетных обязательств на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 69.2, ст. 161 Бюджетного кодекса РФ);
  • бюджетным и автономным учреждениям – субсидии (п. 2 ст. 69.2, абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).

Субсидии для выполнения государственного задания

Порядок, по которому нужно определять объем и условия предоставления субсидий на выполнение государственного задания бюджетного учреждения, устанавливают нормативно-правовые акты:

  • Правительства РФ – для субсидий из федерального бюджета;
  • высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ – для субсидий из бюджетов субъектов РФ;
  • местной администрации – для субсидий из местных бюджетов.

В любом случае объем субсидии рассчитывается исходя из нормативных затрат на госуслугу.

Соглашение о представлении субсидии на государственное задание

В целях финансового обеспечения выполнения государственного задания для бюджетного учреждения учредитель заключает с учреждением соглашение о предоставлении субсидии. Форма соглашения типовая, утверждена приказом Минфина России от 31.10.2016 № 198н . Типовое соглашение о предоставлении субсидии на госзадание по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, которая не включена в базовую программу ОМС, утверждено приказом Минздрава России от 14.12.2016 № 966н .

Учредители формируют соглашение в системе «Электронный бюджет» (www.budget.gov.ru), подписывают и размещают в реестре соглашений.

График перечисления субсидий на выполнение государственного задания

Неотъемлемая часть соглашения – график перечисления субсидий.
Когда составляете график, обратите внимание, что субсидию учреждению нужно перечислять не реже одного раза в квартал в сумме, которая не превышает:

  • 25 процентов годового размера субсидии в течение I квартала;
  • 50 процентов годового размера субсидии в течение первого полугодия. А для учреждений, деятельность которых требует неравномерного финансового обеспечения (например, образовательные учреждения) – до 65 процентов;
  • 75 процентов годового размера субсидии в течение девяти месяцев.

Последнюю часть субсидии перечислите в IV квартале. Порядок такой:

  • субсидию на услуги перечисляйте после того, как учреждение сдаст предварительный отчет о выполнении госзадания;
  • субсидию на работы перечисляйте:

– после того, как учреждение сдаст предварительный отчет, – если учредитель прописал такое требование в госзадании;
– в любой день IV квартала – если в госзадании нет требования представлять отчет.
еречисления субсидии.

Расчет фондового обеспечения на выполнение государственного задания

Объем субсидии (финобеспечения) на выполнение госзадания учреждению рассчитывайте по нормативным затратам на оказание услуг с учетом затрат:

  • на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое закреплено за учреждением или приобретено им за счет средств, выделенных органом-учредителем;
  • уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

Нормативные затраты на выполнение работ на федеральном уровне включаются в объем субсидии начиная с госзаданий на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. На субъектовом и муниципальном уровнях нормативные затраты на выполнение работ рассчитываются по решению учредителя учреждения (абз. 2 и 3 п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ).

Отчет о выполнении государственного задания

Одна из форм контроля – отчет учреждения о том, как оно выполняет государственное задание.

По итогам работы по госзаданию учреждения сдают учредителю отчет. Форма отчета установлена постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 № 640 . Сроки и периодичность (ежеквартально, ежегодно) установите в госзадании. Срок для годового отчета – не позднее 1 марта.

Дополнительно в IV квартале текущего года учреждения сдают предварительный годовой отчет:

  • по услугам – в обязательном порядке;
  • по работам – если такое требование учредитель установил в госзадании.

Форма предварительного отчета та же, что и для окончательного. Дату, до какой отчитаться, установите в госзадании.

На региональном и местном уровне соблюдайте правила отчетности, установленные региональным (местным) законодательством. Например, в Суворовском районе Тульской области предварительный отчет сдают в декабре, а окончательный – до 1 февраля следующего года (п. 38–39 Положения о формировании государственного задания, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Суворовский район от 4 сентября 2015 № 1056).