Классный час труд. Умей обращаться за помощью и принимать ее. Мини-лекция «Что труд дает человеку»

Сценарий классного часа
по теме: «Жизнь без труда – одна пустота!».

Цели мероприятия:
1. Расширить представление студентов о значении труда в жизни общества.
2. Способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств человека, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость.
3. Воспитывать способность к самоанализу, к пониманию своих мироощущений, способствовать развитию свободы мысли, умения преодолевать трудности, нацелить студентов на правильное восприятие учебного труда

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация «Жизнь без труда – одна пустота!».

План классного часа.
I. Вступительное слово преподавателя
II. Тематическая беседа (определение понятия «Труд», виды труда, высказывание писателя Закрутина В.А., притча об уборщике)
III. Игра «Окончание пословицы».
IV. Мини-лекция «Что труд дает человеку».
V. Ролик «Труд – основа профессиональной деятельности».
VI. Рассказ К.Д. Ушинского «Два плуга».
VII. Заключительное слово.
VIII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход мероприятия:

Слайд 1
1 чтец
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут-
Золотых, стальных, алмазных-
Нет священней слова: «Труд»
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей.
Все, чем красен каждый дом.

2 чтец
Все искусства, знанья, книги-
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видно их следы.
И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден.
Если труд, хоть скромный, малый
Был с успехом завершен
Учитель: Добрый день, дорогие друзья, уважаемы гости! Как вы думаете, какой теме сегодня посвящён наш классный час? Действительно труду. Слайд 2 Все мы с вами являемся Гражданами одной страны – Казахстан. А главный Закон нашего Государства гласит – «Все граждане Казахстана имеют право на труд». Давайте попробуем дать определение понятию «Труд»
Слайд 3 Обратимся к словарю Ожегова. (Труд это - Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.)
Слайд 4
Если человек хочет работать, приносить пользу, то государство дает ему такое право и оплачивает его труд. Люди разных профессий живут в городах и сёлах нашей большой страны. Каждый из них выполняет определенную работу, трудится на благо общества. Все вещи, которые нас окружают, созданы трудом многих людей разных профессий.

Слайд 5
Чтец 3
Сколько нужного на свете
Люди делают вокруг:
Те плетут морские сети,
Те с рассветом косят луг.
Варят сталь, штурмуют космос,
За станком в цеху стоят,
Миллионы умных взрослых
Учат грамоте ребят.
Кто-то нефть в тайге качает
Из глубин земных пластов,
А другие листья чая
Аккуратно рвут с кустов.
Ежедневно дел в достатке
Для тебя и для меня.
Будет все всегда в порядке,
Если трудится Земля

Тематическая беседа: С понятием труд мы с вами уже определились, теперь давайте попробуем определить виды труда. Итак: Труд бывает умственный

Слайд 8 физический
Слайд 9 сложный
Слайд 10 постоянный и временный
Слайд 11 ручной
Слайд 12 автоматизированный
Слайд 13 добровольный и принудительный
Слайд 14 творческий
Слайд 15 традиционный
Слайд 16 индивидуальный и коллективный
Слайд 17 оплачиваемый и безвозмездный

Слайд 18 А каково же значение труда в жизни человека? Над этим вопросом размышляли учёные, философы, литераторы разных стран. Сейчас я прочту Вам высказывание русского советского писателя Виталия Андреевича Закрутина. Труд сделал человека человеком. Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Всё, что тысячелетиями создавалось на земле – от каменного топора до микроскопа, от первого плуга до Эйфелевой башни, - создано трудом. Только труд приносит человеку счастье, удлиняет его жизнь, даёт уверенность в том, что потомки ушедшего, пользуясь тем, что создано им при жизни, помянут его добрым словом и назовут его творцом.
Давайте теперь мы с вами попробуем порассуждаем, каково же значение труда в жизни человека?
Слайд 19 Труд – средство достижения жизненных целей. А вы уже определились со своей целью. Притча об уборщике компании майкрософт.
Слайд 20 Труд – источник радости и удовольствия. Когда человек видит плоды своего труда, он получает истинное удовольствие.
Слайд 21
Давайте теперь немного отдохнём и проверим, как же хорошо вы знаете пословицы о труде.

Сделал дело….(гуляй смело)
Дело мастера….(боится)
Что посеешь… (то и пожнешь)
Делу время… (потехе час)
Терпенье и труд…(все перетрут)
Поспешишь…(людей насмешишь)
Семь раз отмерь…(один раз отрежь)
Без труда не вытащишь и рыбку…(из пруда)
Кто не работает, тот … (не ест)

Слайд 22 Труд – основа профессиональной деятельности.
Именно в процессе труда человек воспитывает в себе ответственность, трудолюбие, силу воли, целеустремлённость. Слайд 23 Как вы думаете, какое отношение к труду имеет ваша учеба в колледже?
Слайд 24, 25 Не зря некоторые из вас говорят «Мне трудно учиться» ведь учеба – это тоже труд, причем для вас – это главный труд. Сейчас вы получаете знания, накапливаете опыт, умения в изучаемой профессии, чтобы в будущем стать высококлассным специалистом, т.е. профессионалом. Слайд 27 Труд – источник общения. Все мы знаем. Что человек становится личностью в процессе социализации. Слайд 28 Труд закаляет человека духовно и физически.

Труд – основа нашей жизни,
Он любой украсит день.
Нет стыднее укоризны,
Что тебе трудиться лень.
По душе найди работу,
Будь в ней Мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!
Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.

Слайд 29
Существует выражение «Труд красит человека». Чтобы понять это, послушайте коротенький рассказ К.Д.Ушинского «Два плуга».
читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел на работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.
Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
А что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

Слайд 30 Конечно, каждый из вас знает, что на земле нет ничего важнее и почётнее труд

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба -
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За всё, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час -
И мы трудиться будем

Слайд 31

Ну и подводя итог нашему классному часу хотелось бы вам задать вопрос. Скажите, можем ли мы назвать из всех профессий самую важную? (Все профессии важны – все профессии нужны!)
слова Р.Рождественского:
Пока в пространстве кружится планета,
На ней пропахшей солнцем, никогда, не будет дня,
Чтоб не было рассвета,
Не будет дня, чтоб не было труда!
В заключение хочется вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Воспитывать детей нужно не для счастья, а для труда – это и принесёт им счастье». Не забывайте, что жизнь – это труд. Трудитесь и будьте счастливы!

Литература:
1. Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла) / Материалы международной конференции. – М.: Смысл, 2008.
2. Салихова Н.Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008.
3. Деркач А.А. Акмеологические основы профессионального самосознания личности. Учеб. Пособие. Астрахань, 2007.
4. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды. М. Изд-во Московского психолого-социального ин-та., 2008.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М. Междунар.гуманитар. фонд "Знание", 2006.
6. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Под ред. Г.С. Никифорова. СПб. Изд-во СПбГУ, 2004.
7. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. Учеб.пособие. М., Academia, 2009














Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной. -Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца. -От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.


Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? -Что случилось с плугом, который пролежал без дела? -Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? -Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ? Обсудите с соседом вопросы










Постарайся понять и запомнить следующие слова. Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это уважительное отношение к труду, к трудолюбивому человеку Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. И в наше время человек в обществе ценится по труду. Труд- это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.


Игра «Окончание пословицы» В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Проверь, знаешь ли ты их. Терпенье и труд … Под лежачий камень … Горька работа, … Не сиди сложа руки, … Делу время, …














«Угадай профессию» Много профессий есть в мире, и среди них есть одна – самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством». Попробуйте угадать, что это за искусство. Вам даётся 4 подсказки об этой профессии. -Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог. -Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку. -Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда, как другие искусства редко обходятся без греха. -Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия – питает всех.

Труд красит человека

Цели : расширить представление детей о значении труда в жизни общества способствовать формированию положительной нравственной оценки качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

Задачи : привлечь внимание детей добросовестному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации учащихся.

Вступление.

Дорогие ребята! Добрый день! Прошу работать активнее, отвечать смелее. Сегодня мы поговорим о труде. Тема классного часа «Труд красит человека»,

Мы узнаем с вами, почему именно труд красит человека, в чем это заключается. И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушай те, пожалуйста, этот рассказ.

- Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел на работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

(словарная работа)

Земледелец - человек работает на земле.

Купец - человек занимающийся ведением торговли

Случилось через некоторое время, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

От труда, мой милый, - отвечал тот. - А ты заржавел и сделался хуже, чем был, потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа

Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя).

Какой вывод мы можем, сделать, послушав этот рассказ?

Труд красит человека, а безделье его уродует.

Без труда человек заржавеет и заболеет

Только в труде человек может проявить все свои самые лучшие качества

Мини-лекция «Что труд дает человеку»

- Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это уважительное отношение к труду. Трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве именно так, устраивали свою жизнь и князья и крестьяне. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.

А скажите мне, пожалуйста, что такое труд…. Давайте обратимся к словарю: Труд - это такая деятельность человека, которая приносит пользу людям. Эта деятельность требует затрат умственной и физической энергии. Приведите примеры родственных слов: трудный ” - требующий большого труда, усилия, напряжения, трудолюбивый ” - любящий трудиться,

труженик ” - тот, кто трудится, трудолюбивый человек

Игра «Окончание пословицы»

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки.

Есть такое выражение « работать, засучив рукава». Оно зародилось в очень далекие времена, когда русские люди носили одежду с очень длинными рукавами (иллюстрация). У мужчин они достигали 95 см, а у женщин были еще длиннее. А шили такую одежду потому, что в те времена не было варежек. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо засучить. Об умелом работнике и теперь говорят, что он работает « засучив рукава»

Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

Под лежачий камень…(и вода не течет)

Маленькое дело …(лучше большого безделья).

Не сиди сложа руки - …(не будет и скуки)

Не спеши языком -…(спеши делом)

Любишь кататься - …(люби и саночки возить)

Делу время,…(потехе час)

Без труда…(не вынешь рыбку из пруда)

Разберем пословицу

Делу время потехе час

Мы видим, что труду люди всегда уделяли большое внимание.

Объясните смысл пословицы Делу время, потехе час.

Всему должно быть свое время и делу и потехе (веселье, развлечение, досуг) Нужно уметь и трудиться и отдыхать

Инсценировка басни «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза
красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком.
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет.
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой.
И до вешних только дней.
Прокорми и обогрей!» -
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в ?» -
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». -
«А, так ты...» - «Я без души
целое все пела». -
«Ты все пела? это дело:
Так, поди, же, попляши!»

Беседа

Как мы можем охарактеризовать муравья? Какой он? (трудолюбивый)

А стрекоза? (легкомысленна, она только пела и плясала)

Стоит думать не только о своих развлечениях, но и о хлебе насущном.

Все, чего человек достиг, он достиг благодаря труду. Уютные дома, красивая одежда, вкусная еда, интересные развлечения – все это плоды труда. Каждое утро люди начинают с работы. Водитель забирается в кабину, рабочий становится к станку. Студент берет книгу, ведь чтение – это тоже труд. Сотрудник офиса включает компьютер, домохозяйка зажигает плиту, а рыбак выходит в море. Школьник садится за парту. Никто не остается без дела. Все потому, что труд – естественное занятие человека. Сегодня вы сидите за школьной партой. Что для вас главный труд? Учёба – это ваш главный труд, причем не простой труд. Хорошие оценки - результат вашего труда. Что нужно делать для того, чтобы у вас были хорошие оценки.
    Внимательно слушать объяснение учителя на уроке. Спрашиваешь учителя о том, что тебе было непонятно при объяснении нового материала. Всегда выполнять домашнее задание Продумать, что и как нужно выполнять, и лишь тогда приступаешь к выполнению домашнего задания. Работаешь внимательно, хорошо обдумываешь, как лучше сделать работы Правильно, если вы будете все это выполнять, то у вас будут хорошие успехи в учебе.

Человек в обществе, в классном коллективе ценится по труду. Не сразу человек может выполнить большую и сложную работу. Надо начинать с малого. Каждый из вас в классе несет ответственность за порученное дело.

У меня к вам такое задание, которое называется

« Доброе дело в школе и дома»

Вспомните. Что вы умеете хорошо делать.

(Содержать в порядке свои вещи, учебную принадлежность, ухаживать за своей внешностью, одеждой, убирать класс, группу, подметать и мыть полы, протирать пыль, ухаживать за цветами, гладить одежду, выращивать цветы на клумбе)

Можем мы принести славу своим трудом? Как?

Мы должны добросовестно относиться к своим обязанностям, чтоб вас отметили только с хорошей стороны.

Труд имеет, и большое личное значение Труд помогает человеку раскрывать свою личность, показать свои способности.

Где мы свои можем проявить свои способности?

Когда готовимся к общешкольным мероприятиям (поем, танцуем, готовим инсценировки)

Когда участвуем (в конкурсе поделок, стенгазеты, новогодней игрушки, конкурсе наши таланты)

Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками

Упражнение «Это мы можем»…

Я попросила вас принести некоторые экспонаты выполненные вами. Кто хочет рассказать нам как сумел «сотворить» такое? (Дети представляют свои работы) -Эти работы - это ваш личный труд. Этот труд красит вас? -Да (Сделали своими руками, От этого есть польза, можем украсить группу, получили радость и удовольствие)

- Давайте вспомним наше правило о труде (читают по одному):

Ничто и никогда , Не даётся без труда.

Умей, если нужно, заштопать чулок,

Без помощи свой приготовить урок.

Будь первым в ученье, будь первым в труде,

У нас белоручек не любят нигде.

- Все люди нашей страны трудятся. на своих рабочих местах (.Ближайшее окружение) Пройдут школьные годы. и нужно будет выбрать профессию.

Что такое профессия?

Это человек, который занимается работой.

Обратимся к точному определению:

Профессия - э то вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний, и умений.

Профессий очень много. Какие виды профессий вы знаете? (Ответы детей)

Какая профессия вам нравится и почему?(Ответы детей)

Труд был, есть и будет основной славой жизни на Земле. Любой труд почётен и все работы хороши.

Как называют или говорят про человека, который отлично делает свое дело? (Мастер своего дела, мастер – золотые руки.)

Можно ли сказать про парикмахера, что он мастер своего дела? (Он делает красивые прически.)

А про портного? (Он шьет элегантную одежду.)

Про хирурга? (Он спасает человека от болезни)

За свой труд, за умелые, талантливые руки таких людей называют человек – золотые руки. Их поощряют, они получают награды: почетные звания, грамоты, ордена, медали. И не зря говорят, труд красит человека.

Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? (Ответы детей). Именно сейчас вы должны хорошо учиться.

Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать. В училище вы должны учиться, чтобы овладеть профессией и стать мастером своего дела.

И пусть девизом вашей жизни станут слова:

«Землю солнце красит, а человека-труд»

Итог.

Наш классный час подошел к концу. Как высчитаете, полезным ли для вас был сегодняшний разговор?

Да.

Что вы запомнили? Что вам понравилось?

Мне понравилось высказывание «работать, засучив рукава» Это значит нужно хорошо работать.

Мне понравился рассказ «Два плуга» (про труженика и лодыря)

Что вы поняли из нашего разговора?

Я понял, что чтобы чего-то в жизни добиться, надо трудиться.

Скажите, когда труд красит человека? (только тогда, если он будет добросовестно трудиться, выполнять свои профессиональные обязанности во благо народу, Родине)

- Ребята, вы хорошо потрудились! Молодцы! Надеюсь, хорошие моменты остались в вашей памяти. И каждому из вас есть над чем задуматься.

Формирование гражданственности личности на основе лучших традиций, ценностей казачьего края. Вызвать у детей интерес к поэзии, к знаниям родного края, учить их иметь собственное мнение. Воспитывать уважение к людям труда, доброжелательность к родным и близким, товарищам, любовь к своей Отчизне. Привитие любви к родной Кубани через поэзию кубанских поэтов.

Тема: «Без труда ничего не дается»
Цели:
1. Обобщить представления обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда.
2. Развивать умение младших школьников работать в группе, развивать память, мышление, творческие способности.
3. Воспитывать уважение к людям труда, к результатам труда, трудолюбие и ответственность.

План урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Тематическая беседа.
4. Физкультминутка.
5. Игровые упражнения. Работа в группах сменного состава.
6. Работа по профориентации.
7. Итог.
8. Рефлексия.

Классный час о труде и трудовом воспитании

Труд занимает важнейшее место в жизни человека. Ведь он не только дает нам возможность заработать деньги. Он учит нас творчеству, упорству, ответственности. Работая, мы преодолеваем трудности, становимся сильнее и мудрее. В наших силах с помощью личного примера и интересных классных часов о труде постараться привить детям уважительное отношение к труду, это поможет им в дальнейшем стать хорошими профессионалами и найти себя в жизни.

Цели и задачи классного часа по теме «Труд»

  • Привить обучающимся уважение к труду и стремление трудиться.
  • Познакомить с различными профессиями, помочь определиться с выбором жизненного пути.
  • Ознакомить обучающихся с примерами известных людей, умевших много и беззаветно трудиться и находить радость в труде.
  • Развить образное мышление, творческие способности.

Возможное содержание классного часа, посвященного труду

Сценарий классного часа о труде может представлять собой как рассуждение о его важности в жизни человека, так и рассказ о каком-нибудь известном человеке, прославившемся работоспособностью.

Великие труженики

Например, можно посвятить классный час о труде жизни великого русского писателя и удивительного труженика . За свою недолгую жизнь он создал 30 (!) томов произведений и писем, не прекращая лечить больных и работать в огороде.

Примером самоотверженного труженика может служить и В.В. Маяковский, работавший почти круглыми сутками, создавая стихи, поэмы и плакаты.

Можно рассказать также о Д.И. Менделееве, С. Ковалевской или И. Ньютоне, которые также отличались редким трудолюбием.

Произведения литературы о труде

А можно пойти другим путем и при разработке классного часа о труде опираться на произведения литературы и фольклора.

Можно обратиться (в зависимости от возраста учеников) к таким произведениям, как басни , сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, рассказы и пьесы А.П. Чехова, «Обломов» И.А. Гончарова, «Матрёнин двор» А.И. Солженицына, «Прощание с Матёрой» В. Распутина.

Существует множество афоризмов и пословиц, посвященных труду.

Профориентация

Классный час на тему труда хорошо совместить с беседой по профориентации. Понятие труда является слишком абстрактным для детей, если они не могут представить себе конкретную деятельность. Можно, например, порассуждать о том, как важен труд каждого человека, чем бы он ни занимался. Можно таким образом перейти к беседе об уважении к окружающим, о бережном отношении к чужому труду.

На нашем сайте вы можете бесплатно и без регистрации скачать разработки классных часов о труде и трудовом воспитании. Обратите внимание на сценарии в таких разделах, как Классный час о труде, и др.

Приглашение лектора на классный час

Можно поручить ребятам подготовить сообщение о разных людях, которых можно было бы назвать тружениками, рассказать о своих родителях, сделать доклад о каких-либо профессиях. Было бы неплохо пригласить человека (это может быть, допустим, папа или мама, бабушка или дедушка кого-то из учеников), который рассказал бы о своей трудовой деятельности.

Тематики и названия классных часов о труде и трудовом воспитании

  • «Без труда не может быть чистой и радостной жизни» (А.П. Чехов).
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Труд — дело чести.
  • Без труда ничего не дается.
  • Человек должен трудиться.
  • Каждый труд почетен.
  • Интересные профессии.
  • Герои труда.
  • Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны.
  • Человек труда (рассказ о каком-либо человеке, возможно, известном труженике города или области).
  • «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».
  • Радуга профессий.

Классный час на тему:

«Труд красит человека»

Цель: расширить представление детей о значении труда в жизни общества.

Задачи:

1) способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;

2) показать необходимость труда в жизни человека;

3) побуждать детей к развитию своих трудовых навыков.

План классного часа.

  1. Проблемная ситуация «Два плуга»
  2. Интерактивная беседа.
  3. Мини-лекция «Что труд даёт человеку».
  4. Игра «Окончание пословицы»
  5. Ринг профессий.
  6. Игра «Угадай профессию»
  7. Заключительное слово.
  8. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа.

  1. Проблемная ситуация «Два плуга».

Тема нашего классного часа «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушай-те, пожалуйста, этот рассказ.

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской. Плуг же пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, от чего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

  1. Интерактивная беседа.

Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.

Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился).

Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной ).

Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах (Труженика и лентяя ).

Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

Примерные ответы детей:

- Труд красит человека, а безделье его уродует.

- Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

- Только в труде человек может раскрыться.

- Без труда человек заржавеет и заболеет.

  1. Мини-лекция «Что труд даёт человеку»

Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Идеал трудовой жизни наших предков - это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.

Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

  1. Игра «Окончание пословицы»

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете.

Деревья смотри в плодах,…(а людей смотри в делах)

Терпенье и труд…(всё перетрут)

Под лежачий камень…(и вода не течёт)

Маленькое дело…(лучше большого безделья)

Горька работа…(да сладок хлеб)

Не везде сила: где уменье….(а где и терпенье)

Не сиди, сложа руки,…(не будет и скуки)

Любишь кататься…, (люби и саночки возить )

Делу время,…(потехе час )

Всякое дело человеком ставится,…(и человеком славится)

  1. Ринг профессий.

Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Мы поиграем в игру «Ринг профессий».

В игре участвуют 3 команды по количеству рядов. Приглашаю к доске по одному представителю от каждой команды. (Дети ывходят к доске).

По моему сигналу вы должны по очереди называть по одной профессии. Если возникают затруднения, можете просить помощи у своих команд. Если команда не вспомнит название профессии в течение трёх секунд, она выбывает из игры. Игра продолжается пять минут. Побеждает тот, кто остался на ринге.

Дети по очереди называют профессии. Проигравшие выбывают и садятся на свои места.

Игра закончилась, победил (номер) ряд. Здесь сидят самые крупные специалисты в области профессий.

  1. Игра «Угадай профессию»

Классный руководитель .

Много профессий есть в мире, и среди них есть одна - самая полезная для души человека. Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.

Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам бог.

Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.

Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать

Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие)

К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это непрестижная, грязная работа. Даже стыдятся её. А между тем Л.Н.Толстой писал, что «стыдиться» надо не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни.

  1. Заключительное слово.

Классный руководитель.

В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать своё счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда - это и принесёт им счастье»

  1. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель.

Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти? Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?