История транспортной милиции. Мвд на транспорте Все о транспортной полиции

Транспортная полиция появилась в дореволюционные времена. В 1797 году император Павел 1 издает указ о создании департамента водяных коммуникаций. В 1809 году Александр 1 проводит реорганизацию департамента и поручает ему управление водными и сухопутными сообщениями. В 1836 году, при императоре Николае 1, из Москвы в Царское Село была построена первая железная дорога. В это же время создается отдельная структура - железнодорожная жандармерия, которая призвана обеспечивать порядок на железной дороге.

История советской транспортной полиции берет свое начало в 1919 году. В это время в СССР началось интенсивное строительство железных дорог. Поэтому возникла острая потребность в отдельной структуре, которая должна была охранять железнодорожный транспорт и обеспечивать безопасностью железнодорожных перевозок, как гражданских, так и военизированных.

18 февраля 1919 года ВЦИК издал декрет об учреждении особого структурного подразделения МВД - межведомственной комиссии, занимающейся вопросами охраны железнодорожного транспорта. Спустя десять лет на основе комиссии была сформирована федеральная структура с широкой сетью региональных отделений по всей стране. С начала 30-х годов в ведомстве транспортной полиции - обеспечение безопасности грузовых и пассажирских перевозок на всех видах транспорта (в том числе воздушном и морском).

День транспортной полиции в современной России

Неофициальный праздник День транспортной полиции ежегодно отмечается 18 февраля. Полное название структуры - «Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России». В федеральную службу российской транспортной полиции входят более 20 отделений во всех регионах страны. Основная задача службы - контроль над безопасностью транспортных перевозок.

Традиции дня транспортной полиции

Транспортная полиция имеет особый статус, ее сотрудники вносят огромный вклад в дело обеспечения правопорядка и в борьбу с преступностью. День транспортной полиции - праздник сотен тысяч людей, обеспечивающих порядок на транспорте. К 18 февраля приурочены награждения и повышения по службе лучших сотрудников транспортного департамента, проходят торжественные собрания и другие мероприятия. В этот день принято поздравлять и ветеранов транспортной полиции, вручая им ценные подарки и награды.

Какие комментарии можно увидеть или услышать касательно работы транспортной полиции? К сожалению, не всегда лестные. Однако данная служба обладает широким спектром действий и обязанностей.

Одна из сложнейших государственных структур - транспортная полиция, имеющая множество отделений по всей стране. Главное управление выполняет основные функции и руководит деятельностью органов внутренних дел на водном, воздушном, а также железнодорожном транспорте. Основной функцией государственной структуры является обеспечение безопасности населения на любом из видов транспорта.

Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией России, нормами международного права, международными договорами РФ, федеральным законодательством, актами Президента и Правительства РФ, нормативно-правовыми актами МВД России.

Транспортная полиция состоит из более чем 500 линейных отделов, чья деятельность, контролируется со стороны 20 управлений по транспорту. Сама структура является весьма сложной и многоярусной.

Структурное ГУТ МВД выглядит следующим образом:

  • Начальник Главного Управления. Под его началом Отдел делопроизводства и режима и Отдел кадров и государственной службы.
  • Первый заместитель начальника ГУ. В его задачи входит Управление организации борьбы с преступностью на транспорте и Оперативно-розыскное управление.
  • Заместитель начальника ГУ, руководит организационно-контрольным управлением.
  • Заместитель начальника ГУ, распоряжающийся отделом обеспечения охраны общественного порядка.
  • Заместитель начальника ГУ, ему подведомственны Отдел межведомственного взаимодействия в сфере транспортной безопасности и организационно-методического обеспечения деятельности подразделения полиции на метрополитене и Подразделение по организации связи, автоматизации и техническому обеспечению.

Структура Транспортной полиции

Как можно понять из вышесказанного, структура главного управления по транспорту Министерства внутренних дел РФ, весьма сложна и обхватывает широкий спектр структур.

За последние годы ситуация сложилась таким образом, что большая часть деятельности направлена на борьбу с преступностью, в частности с терроризмом. Представители транспортной полиции занимаются выявлением каналов незаконной поставки оружия, наркотиков, боеприпасов, взрывчатых веществ и иных запрещенных товаров, которые ввозятся в страну воздушным, морским или железнодорожным транспортом.

Какие требования предъявляются к сотрудникам транспортной полиции

Обеспечение транспортной безопасности, требует от желающих наличие высокого профессионализма, знания не только узкой специфики собственной деятельности, но всей транспортной структуры. Важно уметь быстро принимать решения в экстренных ситуациях, мгновенно ориентироваться в изменившейся обстановке. Представителям данной службы нередко приходится сталкиваться со сложными и опасными для жизни ситуациями и искать выход из положения в одиночку.

Чтобы подать заявку на прохождение отбора и иметь шанс на трудоустройство, гражданину необходимо:

Важно! Также желающий должен обладать хорошей физической подготовкой и устойчивой психикой. Поскольку служба требует отдачи каждый день 24 часа в сутки, человек должен быть всегда на связи, готовый в любой момент выйти на работу.

Полномочия сотрудников транспортной полиции

В первую очередь, задачей сотрудника транспортной полиции является защита здоровья, жизни, а также прав Российских граждан, от преступных или иных противоправных посягательств.

Основные функции транспортной полиции на сегодняшний день - осуществление проверок в случае возникновения происшествия на любом из подведомственных типов транспорта, а также на территории портов, вокзалов, аэропортов.

Работники государственной структуры наделены полномочиями для проведения досмотра груза, вскрытия контейнеров, осмотра личных вещей пассажиров и членов экипажа. Однако делается все это только при наличии серьезных оснований, как например, появлении информации о перевозки наркотиков, оружия или взрывного устройства.

Важно! Осмотр проводится в присутствии не менее 2 понятых. При этом работник государственной службы обязан составить соответствующий протокол.

Реформа транспортной полиции: основные изменения

В 2019 году Правительство России провело масштабную реформу МВД. Основной задачей государственных деятелей являлось обеспечение достойной материальной поддержки работникам транспортной полиции и их семьям. Второй задачей стала оптимизация действующей структуры в соответствии с экономическим положением в стране.

Какие основные изменения произошли с начала 2019 года:

  • большое сокращение со стороны руководящего состава;
  • государственные служащие будут получать медицинское обслуживание согласно обычным полисам обязательного или добровольного страхования;
  • снижение расходов на содержание структуры, что обеспечивает общий подъем заработной платы;
  • объединение между собой ряда ведомств и перераспределение их обязанностей.

Помимо транспортной полиции подобные изменения коснутся управления ГИБДД.

Зарплата и денежное довольствие

Зарплата полиции: анализ за 5 лет

Как заверяет Правительство России, реформа текущего года напрямую коснется заработной платы сотрудников и дополнительного финансового поощрения. При этом изменения будут исключительно в лучшую сторону.

Министерство внутренних дел рассматривает не только вопрос по увеличению размера заработной платы, но и возможности сохранения всех полагающихся льгот и дополнительных выплат.

По мнению Министерства основной составляющей, оказывающей влияние на непосредственный оклад сотрудника - наличие аттестации. Не меньшее значение будут иметь личные достижения служащего, награды и благодарности. По мнению государства в ближайшие несколько лет заработная плата государственных служащих увеличится на 150%.

Сама заработная плата работника дорожной полиции состоит из нескольких частей:

  1. Оклад - является основополагающей частью заработной платы. Показатель попадает под ежегодную индексацию и, соответственно будет увеличиваться. Поскольку за последние 5 лет существенного повышения оклада не происходило, на данный момент вопрос встал достаточно остро. По мнению Министерства, увеличение оклада - это первое на что должна быть направлена реформа 2019 года.
  2. Дополнительная надбавка за звание. Сюда входят дополнительные ежемесячные выплаты, которые начисляются в виде процента от основного оклада. В зависимости от квалификации и звания работника процент составляет от 5 до 30. Также имеется дополнительная надбавка за стаж на государственной службе. Размер надбавки от 10 до 40%. Дополнительно может назначаться районный коэффициент или за особые условия до 100%.

Помимо вышеуказанного существуют дополнительные виды надбавок, например за работу со сведениями, содержащими государственную тайну - от 10 до 25%.

Наличие наград за особые заслуги, позволяют государственным служащим рассчитывать на дополнительные финансовые выплаты:

  • работники государственной структуры, имеющие ученую степень. При звании кандидата наук, получают надбавку в размере 15% от основного оклада. За звание «доктор наук», сотруднику доплачивают по 30% от оклада;
  • заместители начальника территориального ОВД или ВРИО получают надбавку в размере 30-50% от оклада. На то же поощрение может рассчитывать лицо, осуществляющее временную замену заместителя начальника. Например, на период отпуска.

Заключение

Подводя итоги, что представляет собой вся структура и специфика работы транспортной полиции? В первую очередь - это государственная служба, отличающаяся сложной, достаточно опасной и тяжелой деятельностью. Только единицы могут пройти отбор и соответствующее обучение, однако при этом работа наполнена событиями, действием и, что немаловажно, хорошей финансовой компенсацией.

Создания транспортной полиции. А действительно ли она была создана в этот день? Ведь это очень сложная государственная структура, состоящая из нескольких разделов и множества отделений по всей стране. Чем транспортная полиция занималась тогда и сейчас? Вообще для чего нужна она?

История транспорта в нашей стране долгая и сложная. Развивался он неравномерно. Прообраз транспортной полиции в России был создан еще в 1809 году, опубликованным Манифестом от 20 ноября "Об управлении водяными и сухопутными сообщениями". С тех пор ведомство периодически меняло свое название, а его деятельность только расширялась в связи с появлением новых видов транспорта.

Первые попытки создать транспортную полицию на железной дороге

С началом строительства железных дорог появилась необходимость в создании специализированного органа по защите грузов и пассажиров поездов, а также расследования преступлений, совершаемых на железной дороге. Помимо уголовных дел: грабежей, краж, убийств, избиения и пр. действий насильственного характера, транспортная полиция чем занималась в основном, так это тем, что выполняла функции по выявлению взяточничества и казнокрадства со стороны железнодорожных чиновников. Они также отвечали за состояние мостов, и в случае наводнения или разрушения обязаны были обеспечить их ремонт и надлежащее содержание. Появление транспортной полиции на железной дороге было положено указом Николая 1, принятого 15 апреля 1836 года «О строительстве железной дороги Петербург-Царское село».

С ростом протяженности железных дорог также увеличивалось количество совершаемых на ней преступлений. Так как с развитием железнодорожного транспорта шло освоение ранее не заселенных территорий, то в такой местности чаще всего происходили беспорядки. Для обеспечения безопасности Николаем 1 было принято решение привлечь к этой работе жандармерию, так как в отдаленных местностях не всегда была возможность привлечь местную полицию, поскольку во многих населенных пунктах она просто отсутствовала. Жандармы подчинялись Министерству путей сообщения.

Особенности работы железнодорожной полиции

К сожалению, тот факт, что транспортная полиция являлась ведомственным силовым органом Министерства путей сообщения, а начальник транспортной полиции подчинялся непосредственно руководителю железной дороги, не привел ни к чему хорошему. По сути, жандармы находились в денежной и служебной зависимости от чиновников-железнодорожников. Поэтому их работа был крайне не эффективна, а в некоторых случаях даже пагубна для ведомства. Не виновные несли наказание, а виновным удавалось, благодаря занимаемым высоким должностям, избежать санкций.

По вполне понятным причинам такое положение не могло продолжаться долго. 16 марта 1867 года сам шеф жандармов генерал-адъютант обратился к государю с рапортом о том, чтобы царь внес изменения в структуру и штаты жандармских управлений на железных дорогах.

Речная транспортная полиция

В России существовал не только сухопутный, но и речной вид транспорта. И хотя преступлений на речном направлении было значительно меньше, эта транспортная система также нуждалась в соответствующем контроле. Особенно работа транспортной полиции была актуальна в Санкт-Петербурге, так как это портовый город и в него, особенно в XVIII-XIX веках, прибывали крупные торговые корабли.

Потому в Санкт-Петербурге появилась необходимость создать специальный полицейский отдел для наблюдения за морскими и речными судами и соблюдения ими правил перевозки грузов. Помимо выявления преступлений против личности или казнокрадства, они выполняли функции таможенников и выявляли случаи контрабандного перевоза грузов. Проект по созданию речной полиции был принят 2 июня 1867 года.

Первые годы после революции

После Великой октябрьской революции, несмотря на негативное отношение революционеров к жандармерии и полиции вообще, для наведения порядка был создан специальный орган власти - транспортная милиция. Она была узаконена декретом «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» 18 февраля 1919 года. С этой даты официально отсчитывается история создания и развития транспортной полиции.

В новых условиях старые методы не работали, поэтому в СССР искали новые, более эффективные способы организации контроля и выработки новых правил перевозки грузов. Проводились регулярные проверки на вокзалах и рейды мобильных подразделений. Менялся транспорт - совершенствовались методы работы. Росла численность милиционеров. Отдельные наряды стали сопровождать пассажирские поезда. Многие методы, которые были разработаны в советское время, используются и в наши дни.

Проблемы на и способы их решения

Казалось бы, невероятно, что на самолете кому-либо в голову придет заниматься бандитизмом. Однако в конце 60-х - начале 70-х годов это была суровая правда. Впервые люди столкнулись с разгулом преступности на воздушном транспорте. Появились преступники, совершающие нападения на пассажиров и экипаж. Пассажиров обкрадывали или избивали хулиганы и дебоширы. Этот вид транспорта облюбовали террористы. Самолеты взрывали или угоняли.

В целях предотвращения преступлений на воздушном транспорте и обеспечения безопасности в СССР приняли соответствующие постановления. От 3 ноября 1970 года Совет Министров постановил об обязательном присутствии сотрудников транспортной милиции на самолете. Однако такая мера оказалась неэффективной. Милиционер не мог применять в самолете или использовать приемы рукопашного боя.

Борьба с преступностью на воздушном транспорте - нестандартное решение

Так как старые методы оказались в самолете неприменимы, было принято решение разработать новые способы борьбы с преступностью на воздушном транспорте. Поскольку опасный груз на самолет можно пронести только через аэропорт, то вполне понятно, что единственным способом предотвратить трагедию было провести тщательный досмотр пассажиров и их багажа.

В 1978 году советское правительство приняло постановление о введении сплошного досмотра пассажиров и их багажа, в том числе ручной клади. В некоторых случаях допускался личный досмотр пассажиров как на внутренних, так и на международных перелетах. Эта практика была признана эффективной и применяется не только в России, но и в других странах.

Эта же система работает и в наше время и принята Управлением в качестве основного средства обеспечения безопасности на воздушном транспорте.

Была предпринята попытка изменить порядок прохождения контроля в 1997 году. Однако последующие события показали, что отказ от личного досмотра - неправильное решение. В связи с участившимися террористическими актами с использованием воздушных транспортных средств (самый грандиозный был совершен 11 сентября 2001 года в США, когда самолет врезался в башни-близнецы) эта мера была введена вновь в августе 2004 года.

Работа Департамента

Одним из органов транспортной полиции является Департамент обеспечения правопорядка на транспорте. В его обязанности входит выявление опасных действий на объектах транспортной инфраструктуры несовершеннолетними беспризорниками, которые создают ситуации опасные не только для их жизни и здоровья, но также для других участников. Департамент выявляет таких детей и подростков и направляет в специализированные детские учреждения.

Структура транспортной полиции

Транспортная полиции состоит из более 500 линейных отделов полиции, чья деятельность, в свою очередь, контролируется 20 управлениями МВД на транспорте. На сегодня транспортная полиция - это сложная многоярусная структура.

В последние несколько лет, в связи с ухудшением международной обстановки, ростом преступности, терроризма, транспортная полиция, чем занимается, так это выявлением каналов незаконной поставки оружия и боеприпасов, взрывных устройств, наркотиков и других запрещенных веществ, перевозимых железнодорожным, воздушным или водным видами транспорта. Такими были сотрудники транспортной полиции как до 18 октября 1917 года, так и после.

Критика транспортной полиции

Несмотря на то что без транспортной полиции ситуация была бы значительно хуже, в ее адрес нередко звучит критика. Она не всегда необоснованная. То, чем занимается транспортная полиция, невольно создает условия для злоупотреблений.

Но в этом ведомстве не работают «случайные» люди! Поэтому обо всех случаях, попавших под обозрение средств массовой информации или выявленных по факту проверки, проводятся тщательные расследования. Если нарушение подтвердилось, то таких сотрудников увольняют. Управление Федерации все делает для того, чтобы набирать в свои ряды только честных и добросовестных граждан. К сотрудникам предъявляются особые требования, так как работа предполагает наличие специальной подготовки и выдержки.

Какие требования предъявляются к сотрудникам транспортной полиции

Для того чтобы обеспечивать порядок и безопасность на транспорте, полицейский, работающий в любом из линейных отделов полиции, должен обладать высоким уровнем профессионализма, знать не только особенности своей специальности, но и то, как работают транспортные службы, уметь мгновенно ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке. Ведь ему нередко приходится действовать в одиночку и рисковать жизнью.

Сотрудник транспортной полиции не имеет право отключать телефон и должен быть готовым к работе 24 часа в сутки. Эта работа требует постоянного напряжения. А для этого он должен обладать не только хорошей физической, но психологической подготовкой.

Полномочия сотрудников транспортной полиции

Чем занимается транспортная полиция в наши дни и какими полномочиями обладают ее сотрудники? В ее компетенцию входит осуществление проверок в случае происшествий на железнодорожном, воздушном или водном транспорте, а также территорий, на которых расположены порты, вокзалы и аэропорты.

Сотрудники имеют право проверять грузы, вскрывать контейнеры или производить досмотр пассажиров. Но делать это они могут только при наличии серьезных оснований. Например, есть информация о том, что кто-то из пассажиров провозит оружие или наркотики. Проводить проверку полицейские могут только в присутствии двух понятых. По факту проведенного досмотра обязательно составляется протокол.

ИСТОРИЯ. ОПЫТ. ТРАДИЦИИ

18 февраля сотрудники транспортной полиции отмечают профессиональный праздник и 94-ю годовщину со дня образования ведомства, которое сегодня призвано обеспечивать безопасность железнодорожных, воздушных и водных магистралей страны. Но началом истории принято считать 1919 год, когда по решению Всероссийского центрального исполнительного комитета была создана рабоче-крестьянская железнодорожная милиция.

Железнодорожная

У истоков создания структуры стоял Александр Васильевич Белоруссов, которому правительством было поручено сформировать железнодорожную милицию на семи вокзалах столицы и организовать контроль на станциях в пределах Московской губернии. Со своей задачей он справился, и уже в апреле 1919 года за правопорядком на стратегически важных объектах транспорта следили сотрудники нового ведомства.

Особенно сложной криминогенная обстановка была на Казанском и Курском вокзалах, где скапливалось огромное количество пассажиров, мешочников, царили суета и давка. В такой атмосфере свободно себя чувствовали карманники, спекулянты и мелкие жулики. На пресечение их преступной деятельности и были направлены силы тогда ещё очень малочисленной железнодорожной милиции.

В годы Великой Отечественной войны многие сотрудники железнодорожной милиции сменили профессию и стали пехотинцами, связистами, танкистами и зенитчиками. Невероятных усилий требовалось, чтобы сохранить в целости железную дорогу, подвижной состав, пристанционные здания и сооружения. Кроме того, из числа сотрудников ведомства создавались оперативные подвижные группы сопровождения поездов для борьбы с дезертирством, спекуляцией, бандитизмом на стальных магистралях страны.

После разрушительной и кровопролитной войны, преодолев тяжелейшие годы восстановления и давая жесткий отпор преступности, сотрудники железнодорожной милиции столкнулись с новой бедой. С развитием рыночной экономики в стране набирают обороты следующие виды противоправной деятельности: хулиганство, вандализм, воровство, спекуляция. В электропоездах бьют стёкла, «раздевают» вагоны (срывают обивку с сидений, воруют обогреватели, выкручивают лампочки и плафоны), исчезают контактные провода и дроссельные перемычки, изготовленные из цветных металлов.

Страницы истории железнодорожной милиции полны как славных, так и печальных событий. 26 июня 1976 года при исполнении служебных обязанностей трагически погиб сотрудник ЛОВД на станции Кусково младший сержант милиции Николай Чекулаев. В тот роковой день он совершал обход электропоезда, его попросили зайти в пятый вагон, где пьяный хулиган приставал к женщине. Прибыв на место, милиционер принял решение препроводить дебошира в тамбур, подальше от других пассажиров. Неожиданно мужчина выхватил нож, нанёс несколько ударов Николаю и бросился в другой вагон. Слабея и истекая кровью, Чекулаев преследовал преступника. Воспользоваться табельным оружием он не мог – слишком много в электричке было людей, и подвергать их опасности сотрудник транспортной милиции не стал. Николай настиг злоумышленника, завязался бой, но на помощь стражу правопорядка бросились пассажиры. Преступник был задержан, но от полученных ранений и большой потери крови сержант Чекулаев скончался.

Спустя два года в управлении были учреждены ежегодные лично-командные соревнования по служебно-прикладным видам спорта на Кубок имени Николая Чекулаева.

В 80-е годы сотрудники Московского УВДТ исполняли интернациональный долг в Афганистане, в 90-х – принимали участие в поддержании правопорядка на Северном Кавказе. Бойцы сводного отряда ОМОН МУВДТ регулярно выезжали в регион, несли службу на железнодорожной станции Гудермес. Не обошлось в эти годы без потерь.

В 1996 году в Москву из командировки не вернулся Виктор Новик. Отряд попал в глубокое окружение и удерживал оборону восемь суток, бойцам чудом удалось уцелеть, но погиб их командир.

3 августа 2001 года возле управления была открыта стела, посвящённая памяти сотрудникам Московского УВДТ, погибшим в годы Великой Отечественной войны, при исполнении служебного долга по охране общественного порядка на железнодорожном транспорте и не вернувшимся из командировок в Чеченскую Республику.

С появлением «челноков», курсирующих по стране и зарубежью, резко возрастает количество разбойных нападений. Появляется множество организованных преступных групп, специализирующихся на поборах в поездах и на вокзалах. Противостоять им должны были сотрудники Оперативно-розыскного бюро, специально созданного в 1993 году в Управлении внутренних дел на транспорте. На счету подразделения не одно раскрытое громкое дело.

Так, в марте 2002 года в поездах киевского направления была обезврежена преступная группа, которая на протяжении семи лет терроризировала граждан из бывших союзных республик. После распада СССР в поисках хоть какого-нибудь заработка в Россию потянулись жители Украины, Белоруссии, Молдовы. Они и становились жертвами криминальной деятельности ОПГ, подвергались дерзкому нападению по дороге на родину и лишались всех вырученных средств. Точку в криминальном промысле группировки поставили сотрудники ОРБ.

10 февраля 1999 года сотрудникам и ветеранам Московского УВД на железнодорожном транспорте в торжественной обстановке было вручено знамя.

Управление милиции

на воздушном и водном транспорте

В начале 70-х годов по миру прокатилась волна нового вида преступлений - воздушного терроризма. Гражданские самолёты и объекты воздушного транспорта всё чаще подвергались преступным посягательствам.

Не обошлось без трагического события и в нашей стране. В 1970 году злоумышленники - отец и сын - захватили самолёт, следовавший из Батуми в Сухуми, и посадили его в Турции. Жертвой осуществления их криминального плана стала бортпроводница Надежда Курченко. Случай в сухумском аэропорту заставил правительство страны всерьёз задуматься о безопасности воздушных магистралей. Было принято решение о создании подразделений воздушной милиции.

Датой образования управления принято считать 26 октября 1971 года, когда министр внутренних дел СССР подписал приказ № 0673 «Об утверждении структуры и штатов Московского управления милиции и следственного отдела МВД СССР на воздушном транспорте».

Специфическое подразделение выполняло ряд задач: охрана общественного порядка и борьба с преступностью на территории аэропортов, сопровождение самолётов гражданской авиации, создание эффективного паспортного контроля, осуществление оперативного обслуживания аэропортов московского авиаузла и объектов гражданской авиации, расположенных в 16-ти центральных областях Российской Федерации. Сотрудники милиции, сопровождавшие пассажирские рейсы, вылетали в 21 город СССР.

В апреле 1975 года для повышения безопасности полётов, предупреждения и пресечения посягательств преступных элементов на жизнь и здоровье пассажиров и членов экипажа были приняты меры к упорядочению организации досмотра ручной клади, багажа и пассажиров в аэропортах, для чего в составе аппаратов уголовного розыска были созданы специальные подразделения по досмотру.

В 1980 году в преддверии московской Олимпиады в структуру УВД вошёл отдел речной милиции, обслуживающий акваторию Москвы-реки в черте столицы.

В 1991 году подразделение получило новое название - Московское УВД на воздушном и водном транспорте. Добавились и новые задачи: усиление контроля и исключение возможности проведения террористических актов, обеспечение охраны особо важных гидротехнических сооружений столицы, усиление борьбы с преступными проявлениями на объектах водного транспорта на Москве-реке. На главных водных магистралях центрального региона России, где расположены 10 речных портов, 49 пристаней и причалов, 11 шлюзов, 5 плотин и 5 ГЭС, относящихся к объектам жизнеобеспечения г. Москвы, круглосуточно несли свою нелёгкую службу сотрудники линейного управления внутренних дел на речном транспорте.

В 1991 году организовано первое линейное управление внутренних дел, включающее и подразделение ГАИ, в международном аэропорту Шереметьево - крупнейшем аэровокзальном комплексе России. В дальнейшем подразделения воздушной милиции были созданы практически во всех крупных аэропортах страны.

В 1991 году в структуре Московского УВД на воздушном и водном транспорте МВД России была создана отдельная рота милиции специального назначения. А уже в 1993 году был образован отряд милиции особого назначения МУВД на ВВТ, костяк которого составили сотрудники роты.

Свою профессиональную выучку и боеспособность бойцы отряда продемонстрировали во время октябрьских событий 1993 года. ОМОН охранял здание ИТАР-ТАСС и с честью справился с поставленной задачей, обезоружив 20 боевиков и не допустив захвата персонала и уничтожения информационного агентства.

ОМОН управления одним из первых был направлен в зону боевых действий на Северный Кавказ. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специальных задач, более трети сотрудников отряда были награждены орденами и медалями.

Юго-Восточное

управление внутренних дел на транспорте

Начало железнодорожному строительству положил Указ императора Николая I от 15 апреля 1836 года «О строительстве железной дороги Петербург - Царское Село». Первая в России железная дорога протяженностью в 25 вёрст была построена в кратчайший срок, и уже 30 октября 1837 года состоялось её официальное открытие. К середине XIX века началось бурное строительство железных дорог с привлечением значительного количества людей.

23 марта 1902 года было сформировано единое управление с центром в Воронеже. Одновременно с этим и было создано единое Жандармско-полицейское управление на Юго-Восточной железной дороге.

Революция и Гражданская война внесли значительные коррективы в работу правоохранительных структур на железной дороге. После издания в феврале 1919 года Декрета «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» начался новый этап в работе транспортной милиции на Юго-Восточной железной дороге. После многочисленных реформирований в мае 1939 года был создан Дорожный отдел милиции. Ему подчинялись 5 линейных отделений милиции на станциях Воронеж, Грязи, Лиски, Лихая, Россошь.

С началом Великой Отечественной войны милиция перестроила свою работу в соответствии с требованиями военного времени, подчинив её укреплению тыла и всемерной помощи фронту. В первые дни мобилизации группа сотрудников аппарата Дорожного отдела добровольно влилась в Воронежский добровольческий коммунистический полк. В трудные месяцы 1942 года в ряды Красной Армии были призваны еще 120 сотрудников.

Противник усиленно бомбил железную дорогу и 7 июля 1942 года овладел центром Воронежа. Бомбардировке подвергся ряд станций. Управление ЮВЖД было эвакуировано в Сталинград. 19 июля 1942 года прибыл туда и аппарат Дорожного отдела милиции, а в августе передислоцировался в город Балашов.

1942 год - период потерь: при исполнении служебных обязанностей погибли 10 сотрудников ЮВЖД.

Окончание войны и массовая демобилизация из рядов Советской армии ознаменовались притоком ценных кадров в милицию. На ЮВЖД пришли 246 участников войны. В числе приступивших к службе были три Героя Советского Союза. Б. Г. Сорокин возглавил политико-воспитательную работу с личным составом ЛОМ на станции Бала-
шов, старшина милиции В.И. Климов нёс службу в ЛОМ на станции Лихая, старшина милиции Пётр
Сидоров служил в Поворино.

В 1959 году в соответствии с решением правительства некоторые железные дороги были укрупнены. В состав Юго-Восточной железной дороги вошли Мичуринское отделение с Тамбовским подотделом бывшей Московско-Рязанской железной дороги, Елецкое отделение бывшей Московско-Курско-Донбасской железной дороги. Линии Юго-Восточной железной дороги теперь пролегали по 11-ти областям России.

В 60-70-е годы шёл процесс качественных изменений личного состава, рост общеобразовательного уровня, культуры и оперативно-служебного мастерства. Только за 1965 и 1967 годы высокими государственными наградами были отмечены 23 сотрудника. В 1972 году четвертую часть личного состава составляли «отличники милиции». В 1978 и 1979 годах по итогам социалистического соревнования Юго-Восточному управлению транспортной милиции за высокие показатели в работе МВД СССР были присуждены вымпелы «Победителю социалистического соревнования».

События Чеченской кампании не обошли стороной и Юго-Восточное УВДТ. С 1995 года отряды, сформированные из сотрудников транспортной милиции, направлялись в тревожный регион для несения службы по охране и поддержанию правопорядка. Эта война унесла жизнь четырех сотрудников, память о которых навечно останется в Книге памяти управления.

В 90-е годы в Юго-Восточном УВДТ формируются новые подразделения: по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и наркобизнесом на объектах транспорта - Оперативно-розыскное бюро (ОРБ) и отряд милиции особого назначения. Стоит отметить, что большинство бойцов ОМОНа Юго-Восточного УВДТ за успешное выполнение служебных задач были удостоены государственных наград.

Современная история Управления

В 2010 году Московское УВД на железнодорожном транспорте, Московское УВД на воздушном и водном транспорте и Юго-Восточное УВД на транспорте были объединены в Управление на транспорте МВД России по ЦФО. Основные задачи ведомства остались прежними - обеспечение безопасности граждан и пресечение преступных посягательств на грузы и багаж на объектах транспортного комплекса.

Возглавляет УТ МВД России по ЦФО
генерал-майор полиции Виктор Шимаров.

Ольга Тарасова,

фото из архива ОИиОС УТ МВД

России по ЦФО.

При подготовке статьи

использовались материалы книг

«Дорога длиною в 40 лет»

и «На страже магистралей»

Вспомните художественные фильмы о событиях гражданской войны. Военные действия, разгул бандитизма... Но жизненная необходимость заставляла людей передвигаться по стране пешком, на лошадях, на поездах… Именно для обеспечения безопасности людей и грузов на железной дороге в эти годы и была создана транспортная милиция. Подписанный 18 февраля 1919 года декрет "Об организации межведомственной комиссии по охране железных дорог» послужил началом образования транспортной милиции. Позднее ее полномочия были распространены на водные и воздушные пути сообщения, охрану путепроводов, гидросооружений. Службе был придан особый статус, а 18 февраля стал официальным Днем транспортной милиции России.

Транспорт всегда является объектом повышенной опасности, нередки случаи перевозки наркотиков, взрывчатых веществ, оружия. И в том, что мы все имеем возможность свободно перемещаться по стране, есть огромная заслуга сотрудников транспортной милиции.

День транспортной полиции настал,
С чем я тебя сейчас и поздравляю!
Достаток будет пусть не мал,
Пускай здоровье каждый миг крепчает.

Пусть на работе будет всё окей,
Желаю, безусловно, повышенья.
И станет на душе пускай светлей
И каждый день приносит наслажденье.

Под стук колёс и суету вокзальную,
Несёте свою службу день и ночь,
Здесь радостные встречи и печальные
И каждому готовы вы помочь.

Успехов вам в работе вашей сложной,
А пассажирам - доброго пути.
Поздравим мы полицию дорожную,
Ведь без неё - никак не обойтись.

В день транспортной полиции России,
Мы поздравляем всех, кто это заслужил.
Кто каждый день, рискуя, тратя силы,
Покой и безопасность нам дарил.

И на вокзалах, и на станциях метро,
Вы ежечасно бережёте нас.
Желаем чтоб удача и добро,
Ежеминутно также сторожили Вас.

Пускай здоровье Ваше будет крепко,
Во всём всегда сопутствует успех,
Пусть неудачи к Вам приходят редко,
А жизнь течет без всяческих помех.

Желаю нашей транспортной полиции
Быть на посту и не сдавать позиции!
Пускай на службе будет все в порядке,
Живите всегда в мире и достатке!

Вы - нашей безопасности хранители,
Задержаны пусть будут нарушители,
Желаю вам здоровья, сил, терпения,
Успехов и цветного настроения!

День транспортной полиции у нас!
Ну, что же... громко поздравляю
Я с торжеством сегодня этим вас
И вот чего я вам желаю:

Чтоб удавались все дела,
Чтобы здоровье было крепким,
Опасность чтоб не подходила никогда,
Ну, а доходы возрастали чтоб нередко.

В День транспортной полиции
Мы поздравляем вас!
Желаем по традиции
Успешности запас,

Здоровья и везения!
Преступников поймать.
И супер настроения,
Чтоб праздник отмечать!

День транспортной милиции
Сегодня по традиции,
Все будут отмечать,
Тебе, ли друг, не знать:

Работа эта сложная,
Милиция дорожная,
За транспортом следит,
Порой ночей не спит,

И ты здесь служишь верою,
Успешное карьерою
Тебя пусть наградят,
Деньгами поощрят!

На вокзалах и в портах,
В холод и в жару,
Вот уж столько лет подряд
Берегут страну.

Берегут они пути,
Не жалея сил.
Чтоб на транспорте маршрут
Безопасен был.

И спасибо говорим
Доблестным сынам.
За защиту и покой,
Что даруют нам.

В День транспортной полиции
Сердечно поздравляю,
Порядка на дорогах
И радости желаю.

Храните в безопасности
Пути, соединения,
Спасибо вам за труд,
Старания и свершения.

Работаете слаженно,
Вы - классные ребята,
Желаю быть наградами
И званиями богатыми.

На вокзалах день и ночь
В суете мелькают лица...
Подсказать или помочь -
Обращаемся к полиции...

У неё хлопот немало,
Дел - всегда невпроворот...
Сожалею,... но к порядку -
Не привык у нас народ.

А без должного надзора
Обойтись - никак нельзя.
Праздник Ваш отметим скоро -
Поздравляем Вас, друзья!

Поздравлений: 49 в стихах, 9 в прозе.